Детей права детей в школе: Права ребенка в школе (и его родителей): полный перечень

Права ребенка в школе (и его родителей): полный перечень

Всем известно, что в российских школах остро стоит проблема поборов с родителей. Зачастую «собирать деньги» начинают еще до момента, когда ребенок пойдет на свой первый праздник «День Знаний». Каждому родителю важно знать, что он не обязан сдавать деньги на «нужды класса», на ремонт и т. д. Помимо этого, в вопросе взаимодействия со школами у граждан есть и другие, часто нарушаемые, права.

Право выбора образовательного учреждения

Никто не вправе навязывать родителям какую-либо конкретную школу, в которую они якобы в обязательном порядке должны отправить своего ребенка. Заявление на зачисление в первый класс может быть подано в любую школу, в том числе и в несколько сразу (если предусмотрен конкурсный отбор, например, в гимназию или в лицей).

Каждая школа должна иметь свой официальный сайт. На нем должна публиковаться актуальная информация по количеству свободных мест и общих квотах учеников. Если на ресурсе указано, что в школе имеются места, то родители ребенка могут подать заявление на зачисление туда независимо от того факта, находиться ли учреждение по адресу прописки ребенка или нет.

Разница лишь в том, что школа, которая не расположена по адресу регистрации, вправе отказать ребенку в зачислении. Например, по результатам предварительного тестирования. А документы на зачисление в школу, расположенную по прописке, будут приняты в любом случае.

Помимо этого родители ребенка также вправе выбирать язык, который будет обучать их ребенок. Руководство школы не может самостоятельно распределить одного ребенка в класс, где будет изучаться английский, а второго, например, в класс для изучения французского. Однако при этом школа вправе устроить при зачислении детей тестирование.

Право отказа от оплаты чего-либо, что по закону должно быть бесплатно

Родители детей не обязаны сдавать деньги на какие-либо «нужды» школы или класса. Учебники, услуги охранного предприятия, ремонт и т. д. — все это школа должна приобретать самостоятельно. Именно для этих целей государство ежегодно выделяет бюджетные денежные средства.

На Заметку: Указанное выше правило актуально исключительно для государственных образовательных учреждений. Если родитель желает отдать своего ребенка в частную школу, то ему стоит подготовиться к тому, что абсолютно все расходы он будет должен оплачивать самостоятельно: приобретать учебники, оплачивать занятия и т. д.

Однако есть некоторые затраты, которые даже в государственной школе возлагаются на плечи родителей детей. К таковым относится:

  • питание ребенка в школьной столовой;
  • обеспечение ребенка тетрадями и канцтоварами;
  • совместные поездки и путешествия классом (готовятся родительским комитетом, а оплачиваются родителями исключительно по собственному желанию).

Если руководство школы или классный руководитель требует «скинуться» для покупки в класс, например, компьютера, при этом угрожает устроить дискриминацию для ребенка или вовсе ходатайствовать о его отчислении (ситуация возможна, если ребенок ходит в школу не по своему адресу регистрации), если деньги не будут сданы, то родителю ни в коем случае не нужно вступать в споры с преподавателем, завучем или директором.

Ему достаточно написать официальную жалобу на действия учителя или образовательного учреждения в целом на имя его директора и в Министерство Образования РФ. В таком случае за «добровольно-принудительные» поборы преподаватель и руководство школы будет привлечено к ответственности, по которой они могут быть даже уволены из образовательного учреждение с дисквалификацией на определенное время (запрет на ведение трудовой деятельности на определенных должностях в течение предусмотренного периода).

Право отказа от дополнительного образования

Каждая школа имеет свою образовательную программу, которая является основой для обучения детей. Именно по ней составляется расписание уроков. Во многих учреждениях, особенно в гимназиях и лицеях, помимо основной программы существуют дополнительные занятия: факультативы, элективы и т. д.

Естественно, что для их проведения требуется отдельное финансирование, которое формируется с платежей, вносимых родителями. Это абсолютно законно. Однако незаконно делать эти дополнительные занятия обязательными, требовать от родителей их оплаты, а от ребенка обязательного посещения. Это выполняется по желанию.

Если директор, завуч или преподаватель требует оплаты дополнительных занятий и их обязательного посещения, то достаточно сказать им о том, что они нарушают положения ст. 5.27 КоАП РФ и о желании отправить жалобу на их действия в Министерство Образования РФ и прокуратуру. Если это не поможет решить вопрос, то родителю действительно обратиться в озвученные им учреждения.

Право самостоятельного приобретения школьной формы

Несмотря на то, что законодательные требования к школьной форме учеников действовали только в период существования Советского Союза, сейчас практически все средние образовательные учреждения требуют от обучающихся носить какую-либо определенную одежду. В одних школах это может быть стандартный офисный стиль «белый верх и черный низ», в других — ношение формы определенного цвета.

Если предъявляемые к внешнему виду учеников требования зафиксированы во внутреннем уставе или в локально-нормативном акте образовательного учреждения, то они законны. Родители и ученики будут обязаны их соблюдать. Однако ни руководство школы, ни преподаватели учеников не вправе требовать от родителей закупать форму или заказывать ее пошив в какой-либо конкретной организации.

Родители могут выбрать любой магазин или ателье. При необходимости, они также вправе запросить у руководства школы информацию касательно цвета формы, ее комплектности, фасона и т. д.

Если на очередном собрании учитель говорит, что форму нужно будет купить «там-то, там-то», то родителю ученика следует напомнить, что данное требование незаконно. Даже если в уставе школы указана организация, выступающая поставщиком школьной форме конкретно для этого образовательного учреждения, то покупка одежду у нее — это все равно возможность родителя, а не обязанность.

Если же в уставе школы и вовсе не прописано положение о школьной форме, то любые требования, предъявляемые к внешнему виду учеников, не подкреплены никакими основаниями. В таком случае школьники могут посещать занятия в любой одежде, включая спортивную.

Право принятия участия в вопросе управления школой

Согласно ст. 44 ФЗ-273 «Об образовании» от 29 декабря 2012 года (актуальная редакция документа от 2 июля 2021 года с добавочными правками от 1 сентября 2021 года) родители детей, обучающиеся в школах, вправе принимать участие в различных вопросах управления. Это может касаться таких моментов, как:

  • заключения договоров с частными охранными предприятиями;
  • разделения или объединения классов;
  • оказания материальной и адресной помощи нуждающимся семьям;
  • распределение грантов, стипендий;
  • режим обучения и т. д.

То есть школа не вправе назначить, например, дополнительные занятия для класса, пока не получит разрешения не менее, чем от 66% родителей учеников (один голос — это согласие одного из родителей школьника).

Однако для активного участия в вопросах управления как классом в частности, так и школой в целом, представитель несовершеннолетнего должен официально входить в состав родительского комитета класса.

Право контролирования успеваемости ребенка

Каждый родитель вправе контролировать успеваемость своего ребенка. Сейчас с вводом обязательного ведения электронных дневников это легко сделать в онлайн-режиме с любого устройства с доступом к сети.

Если по каким-либо причинам школа не предоставила родителям данные для доступа к личному кабинету, или преподаватель не заполняет электронный дневник, то в результате нарушается право родителя на отслеживание успеваемости.

В таком случае ему изначально рекомендуется просто в формате беседы обсудить проблему с  учителем, завучем или директором. Если разговор не дал никаких результатов, то родителю нужно будет подать официальную жалобу на действия/бездействия ответственные лиц в Министерство Образования РФ.

Право отказа от медицинских и психологических обследований и процедур

В школах часто проводятся различные предприятия, направленные на поддержку физического и психологического здоровья детей. На любую из подобных процедур, например, на постановку прививки или на проведение психологического анализа руководство школы или ответственный за проведения мероприятия преподаватель, как правило, классный руководитель, должен получить письменное согласие от родителей ребенка.

Исключение составляют ситуации, когда ребенок достиг совершеннолетнего возраста (такое возможно в ходе обучения в 11 классе). Однако и в таком случае школа не вправе принуждать. Разница лишь в том, что 18-летний ученик уже может отвечать сам за себя, а следовательно и согласие на ту же самую вакцинацию нужно будет получать у него самого, а не его родителей.

Ни директор, ни учителя, ни школьные медсестры не вправе принуждать ребенка к условной вакцинации или его родителей к предоставлению согласия на ее проведение.

Права ребенка и школьные проблемы

Право ребенка на образование теснейшим образом связано с реализацией большинства других его основных прав (право на охрану здоровья, право на развитие, право на отдых). Развитие личности немыслимо без образования, как и развитие самого общества, невозможно без предоставления каждому гражданину возможности учиться. Право на образование включает в себя широкий круг взаимных прав и обязанностей человека, общества и государства. Право ребенка на образование может быть им реализовано, только при исполнении обязанности получать его. Важная роль в процессе получения ребенком образования, безусловно, принадлежит его родителям или иным законным представителям, ст. 18 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». В процессе образования особенно велика роль Учителя, воспитателя и педагога. В современных условиях, когда определенная часть родителей не способны или не имеют объективной возможности стать для своего ребенка первыми педагогами, роль учителя значительно возрастает. К сожалению, в современных условиях, когда сама система модернизации образования находится среди факторов, негативно влияющих на здоровье и развитие школьников, актуальны проблемы защиты прав детей в процессе образования. Дефекты организации процесса обучения создают условия, в которых нарушается право ребенка на здоровое развитие, что приводит к формированию патологии различных органов и систем, к ограничению в дальнейшем годности к ряду профессий и снижению возможностей социализации ребенка, а в последующем и взрослого человека, в обществе. По экспертным оценкам, рост заболеваний среди школьников на треть вызывается неблагоприятными факторами школьной среды (перегруженность занятиями, большая наполняемость классов, недостаточное освещение, плохой психологический климат, проблемы обеспечения полноценным питанием и другие). Еще Гете в свое время сказал: «В нашей школе учащиеся приобретают много бесполезных сведений и утрачивают умственную и физическую энергию». В век научно-технического прогресса ситуация изменилась к худшему. По данным Минздравсоцразвития РФ лишь 10% школьников можно назвать здоровыми, за последние 10 лет число детей с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза. В школах зачастую не соблюдаются физиологические и гигиенические требования к организации учебного процесса. Перегрузка умственная, физическая и психическая — лишь часть того айсберга, который называется нарушением права ребенка на хорошее образование. В школах периодически пренебрегают и узаконенными «Конвенцией о правах ребенка» правами ребенка на личную жизнь, отдых и досуг. Право на полноценный отдых гарантировано Конституцией РФ и законами об образовании. Речь идет об обеспечении возможности полноценного отдыха на каникулах, и в выходные дни. Но объем заданий на выходные дни по всем предметам порой перекрывает все разумные номы. Нередко все то, что учитель не успевает дать в классе, задается на дом, хотя существуют «Санитарные правила и нормы» и у домашних заданий есть строгие временные рамки. В 1-м классе в первые полгода домашних заданий быть не должно, а со второго полугодия приготовление всех уроков должно занимать не больше 1 часа. Во 2-м классе — до полутора часов. В 3-4-м — до 2 часов. Максимальное время в 9-11-м классах — до 4 часов. Санитарные правила и нормы (СанПИН) подробно регулируют и «переменную» проблему. Перерыв между уроками должен длиться не меньше 10 минут. Должно быть не меньше двух больших перемен по 20 минут. Если учитель, заканчивая объяснять материал, задерживает класс на несколько минут – это нарушение прав детей. Ведь в такой ситуации ребенок, покидав впопыхах в портфель книжки, едва добегает до следующего кабинета, порой, не успев даже зайти в туалет, отсюда последующие проблемы со здоровьем. Наиболее распространенной причиной психоэмоционального стресса среди подростков, как считают специалисты, являются неблагополучные взаимоотношения с учителями: грубость учителей отмечают 19,9% учеников, чрезмерную строгость – 20,5%, разделение на «любимчиков» и «не любимчиков» — 25,3%, а полное безразличие учителей – 15,75%. О наказаниях, используемых учителями. Закон охраняет учащихся от постановки в угол, не говоря уже о битье указкой или наделении обидными прозвищами — «тупицы» и прочее. Соответствующая статья «Конвенции о правах ребенка» гласит о том, что «школьная дисциплина должна поддерживаться методами, гарантирующими уважение и достоинство ученика». Даже, будучи выведенным из себя нерадивыми учениками, учитель не имеет права обзывать их, заставлять стоять перед классом или в углу. Недопустимо выгонять с урока — это нарушение права ребенка на получение образования (это в интересах и самого учителя — изгнанный в это время может пострадать от несчастного случая, и педагог будет виноват). Нельзя, как это часто бывает, не пускать в школу без формы и сменной обуви — это грубое нарушение упомянутого права. Особенно «любимое» учителями нарушение прав школьника — двойки за забытый дома дневник или болтовню на уроке. В законе особенно подчеркивается: оценки должны выставляться за знания, а не за поведение. Знают ли об этом педагоги, выставляющие двойки в дневник и журнал, — вопрос. Конечно в межличностных конфликтах «учитель-ученик», далеко не всегда, бывают правы сами дети. Многие школьные проблемы можно было бы решать в семье, с помощью родителей. Однако и среди педагогов, и среди родителей отмечается некомпетентность, как в правовых вопросах, так и в вопросах охраны и укрепления здоровья детей. Нередко возникают ситуации, когда необходимо защищать детей от родителей, учителей, руководителей учреждений, которые допускают различного рода конфликты и перегрузки детей. «При перегрузке ученик или не выполняет поставленных перед ним задач, или делает это с ущербом для здоровья. Переутомление — явление, порождаемое принуждением к работе, истощающее умственные и физические силы», — считает директор Института гигиены и охраны детей и подростков РФ профессор Владислав Кучма. К сожалению, культура здорового образа жизни и школьное образование на практике порой несовместимы. Школа, а нередко и семья, не всегда являются местом, где уважают ребенка, его личную жизнь и его мнение. Низкий уровень правовой культуры, гражданской ответственности и правового самосознания родителей, детей и педагогов создает предпосылки для нарушения или неполной реализации личных прав ребенка в процессе образования. Существует немало причин, обусловливающих разрыв между декларируемыми правами ребенка-школьника и их практической реализацией. С одной стороны, это социальные проблемы (недостаточное финансирование школьной образовательной сферы; несоответствие условий обучения требованиям обеспечения безопасности детей; возрастающая коммерциализация образования, прежде всего, в сфере дополнительных образовательных услуг; отсутствие должного контроля со стороны государства и общества за пропагандой насилия и жестокости в средствах массовой информации, отсутствие партнерских отношений между школой и семьей, как социальными институтами), с другой стороны, — завышенные нормы предельной учебной нагрузки школьников, несовершенство системы аттестации учащихся, авторитаризм взрослых по отношению к детям.

Для решения этих и многих других школьных проблем, кроме соблюдения санитарно — эпидемиологических правил и нормативов образовательного процесса, улучшения качества питания детей, крайне необходимо обеспечение соблюдения физиолого-гигиенических требований к учебному процессу, а также правовых и психо-гигиенических требований во взаимоотношениях “учитель — ученик”. Именно эти подходы предусмотрены в федеральной программе в области образования на период до 2010 года. Нужно только, чтобы абсолютно все участники образовательного процесса (семья — ученик – школа) захотели изменить сложившуюся ситуацию и стремились каждую школу сделать «школой здоровья и взаимоуважения».

Важным условием создания в школе устойчивой доброжелательной педагогической среды и атмосферы взаимного доверия и уважения должны стать правовые отношения между взрослыми и детьми, учителем и учеником, семьей и школой, закрепленные в специальном разделе Устава образовательного учреждения о правах и обязанностях участников образовательного процесса в соответствии со статьей 13 Закона РФ «Об образовании». Устав школы должен быть «живым» документом, доступным и известным для всех учеников, родителей и учителей. В нем должны быть закреплены, как формальные процедуры работы школы (особенности приема в школу, в профильные классы и исключение из них, порядок предоставления платных образовательных услуг, формы учета и контроля спонсорских средств учителями и родителями и т. д.), так и нормы взаимоотношений между участниками образовательного процесса. В качестве положительного примера, следует сказать о том, что в некоторых современных образовательных учреждениях уже появились школьные конституции, билли о правах и даже сборники законов школы, возрождаются эффективные формы школьного самоуправления, направленные на демократизацию процесса школьного обучения и защиту интересов всех участников образовательного процесса и, в первую очередь, — учащихся. Очень важно, чтобы в День знаний – 1 сентября учитель начал свое общение с учениками с правовых аспектов, с разговора о правах и свободах человека и гражданина, с комментария основных положений «Конституции РФ» и «Конвенции о правах ребенка», с обоснования необходимости трудиться для обеспечения возможности реализовать свои права, с объяснения важности построения правового общества, в том числе, формирования правовых отношений в своем коллективе. Формирование у школьников правовой культуры и построение правовой школы необходимо учащимся для обеспечения возможности самореализации, воспитания самоуважения и уважения прав и свобод других людей.

Гарантом реализации организационных подходов правовой школы, создающих в образовательном учреждении обстановку доброжелательную к ребенку, безусловно, должен стать руководитель – директор – высокопрофессиональный учитель, талантливый руководитель, одновременно строгий и добрый, требовательный и понимающий, любящий свою профессию и своих учеников. Ведь все права участников образовательного процесса, практически, в его руках. От него исходит или диктат, или демократия. Только пример директора может повести за собой всех, и создать настоящую демократическую школьную республику. Для этого, считают специалисты, директор должен сделать всего несколько важных шагов: 1. Увидеть каждого, понять каждого. (Уважение к себе как к личности, к педагогу самого высокого класса, отсюда самосовершенствование, любовь к детям). 2. Дать права учителям и детям. (Оживить делом «Конвенцию о правах ребенка», узаконить права уставом, конституцией школы и никогда не переступать своим диктатом школьные и человеческие законы). 3. Создать атмосферу гласности. (Открытость и честность должны торжествовать в школе). 4. Учиться самому и учить всех работать над собой. 5. Коллегиальность всегда и во всем. (Работает весь коллектив: совет школы, педсовет, профком, методический совет, школьное самоуправление).

Только при этих условиях можно говорить о создании правовой школы, где деятельность педагогического коллектива, построение взаимоотношений между учителями, учащимися и родителями действительно основаны на Конституции РФ и «Конвенции о правах ребенка», где права ребенка, права учителя не на бумаге, а в реальности действуют, живут, вдохновляют, создают атмосферу уважения, ответственности и радости творчества – это школа будущего, но начинается она уже сегодня.

Уполномоченный по правам ребенка в Самарской области Т.В.Козлова.

5 прав вашего ребенка в школе

Мэрион М. Уолш, эсквайр, Littman Krooks LLP

Получите задания для детей!


Федеральные законы и законы штата защищают права учащихся в школе, однако многие родители не знают о правовой защите своего ребенка как ученика. Когда ваш ребенок вернется в школу в этом году, убедитесь, что вы знаете его права и права на получение услуг. Вот пять прав, которыми ваш ребенок — от детского сада до старшей школы — обладает в государственной школе:

Право на безопасность

В конечном счете, самым большим беспокойством каждого родителя является безопасность его или ее ребенка. К счастью, с некоторыми ограничениями, в соответствии с доктриной in loco parentis, учителя и администраторы обязаны действовать как родитель, защищая своих учеников. Хотя это не является гарантией безопасности, ваш ребенок имеет право на присмотр в школе и право на защиту от предсказуемого вреда, что должно немного облегчить ваше беспокойство.

Право на свободу слова

Особенно в сегодняшнем политическом климате важно знать, когда вашему школьному округу по закону разрешено запрещать вашему ребенку протестовать или высказываться. Это гораздо реже, чем вы, вероятно, себе представляете. Согласно Верховному суду США, учащиеся «не отказываются от своих конституционных прав на свободу слова или самовыражения у ворот школы».

В соответствии с Первой поправкой учащиеся имеют право на свободу слова, если это не вызывает существенных сбоев в учебе и не нарушает права других лиц. Например, если учащийся уходит в знак мирного протеста против стрельбы в школе, он может не столкнуться с школьной дисциплиной, даже если протесты отличаются от протестов, санкционированных школой.

 

Право на свободу от серьезных и широко распространенных издевательств и домогательств

Запугивание может иметь разрушительные последствия для любого ребенка, и школа обязана принять разумные меры для защиты учащихся от такого вреда. Закон штата Нью-Йорк о достоинстве для всех учащихся направлен на обеспечение учащихся безопасной и благоприятной средой, свободной от дискриминации, запугивания, домогательств и издевательств в школе или на школьных мероприятиях. Школьные округа должны принимать надлежащие меры для предотвращения издевательств и домогательств и не могут намеренно проявлять безразличие. Это включает в себя домогательства или издевательства за пределами кампуса, когда есть какая-то связь со школой.


Лучшие развлечения для детей

отправляется вам еженедельно!

 

Право на оценку и бесплатное соответствующее государственное образование для учащихся с ограниченными возможностями

Каждый ученик учится по-разному, особенно те, у кого есть особые потребности, эмоциональные трудности или проблемы с психическим здоровьем. Школьные округа обязаны выявлять и оценивать учащихся, подозреваемых в наличии особых потребностей, которые могут повлиять на их обучение. Если учащийся имеет право на получение услуг в соответствии с Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями, школьный округ должен создать Индивидуальную программу обучения. IEP должен предоставлять инструкции и услуги, предназначенные для удовлетворения уникальных потребностей ребенка. Родители имеют право оспорить IEP или отсутствие услуг на слушании надлежащей правовой процедуры. Учащиеся с особыми потребностями также имеют право на получение приспособлений в соответствии со статьей 504 Закона о реабилитации от 19 года.

73. Кроме того, государственные школы не могут дискриминировать учащихся с особыми потребностями и не могут отказывать им в равном доступе ко всем программам.

 

Право на бесплатное государственное образование независимо от расы, цвета кожи, национального происхождения или даже иммиграционного статуса

Семьи не должны подтверждать свой иммиграционный статус, чтобы записать своих детей в школу, а государственные школы не могут отказывать детям без документов в праве на образование. Если ваш ребенок изучает английский язык, он имеет право на обучение английскому языку в школе.

 

Этот список не включает все права и услуги, которые ваш ребенок имеет в школе. Если вы считаете, что права вашего ребенка были ущемлены, проконсультируйтесь с опытным адвокатом.

Права детей в школе – Образовательная революция

Опубликовано

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *