Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Хакасия
Прокурор разъясняет
- 23 октября 2017, 16:28
В чем заключается дееспособность несовершеннолетних? Каковы ее пределы?
Текст
Поделиться
Для начала необходимо разъяснить, что является дееспособностью. Согласно положениям гражданского законодательства это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Однако дееспособность разных возрастных групп также имеет место быть.
Так, гражданским кодексом РФ установлено, что определенные сделки малолетние могут самостоятельно совершать не с момента рождения, а по достижении 6 лет. Таким образом, до достижения 6 лет дети не могут совершать никаких юридически значимых действий, т.е. признаются полностью недееспособными.
Дееспособность детей в возрасте от 6 до 14 лет выражается в следующем:
1) в том, что они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Эти сделки должны соответствовать возрасту ребенка (например, покупка хлеба, мороженого, тетрадей) и предусматривать уплату незначительных сумм или передачу предметов, имеющих небольшую ценность.
2) в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации.
3) в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными ребенку с согласия законного представителя каким-либо третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
Объем дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет более широк. Так, с согласия родителей (усыновителей, попечителя) они вправе совершать разнообразные сделки (продать или купить имущество, принять или сделать подарок, заключить договор займа и т.п.), совершать иные юридические действия и даже заниматься предпринимательской деятельностью. Волю в данных сделках и иных действиях выражает сам несовершеннолетний. Согласие родителей, усыновителей или попечителя при этом должно быть выражено в письменной форме. Несоблюдение этого требования является основанием для признания сделки, совершенной несовершеннолетним, недействительной.
Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, независимо от согласия родителей (усыновителей, попечителя), распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. Указанное право – наиболее существенное из входящих в объем частичной дееспособности лиц в возрасте от 14 до 18 лет. Поскольку несовершеннолетние согласно трудовому законодательству вправе вступать при определенных условиях в трудовые правоотношения, они должны иметь возможность распоряжаться вознаграждением, полученным за труд. То же самое касается стипендии и иных доходов. Несовершеннолетний вправе самостоятельно сделать вклад, в полной мере распоряжаться им, если он лично внес деньги на свое имя. Если же вклад внесен другим лицом на имя несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, или перешел к нему по наследству, то он вправе распоряжаться им только с письменного согласия законных представителей.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет считаются деликтоспособными, т.е. сами отвечают за имущественный вред, причиненный их действиями. Однако, если у несовершеннолетнего нет имущества или заработка, достаточного для возмещения вреда, вред в соответствующей части должен быть возмещен его родителями (усыновителями, попечителем).
В чем заключается дееспособность несовершеннолетних? Каковы ее пределы?
Для начала необходимо разъяснить, что является дееспособностью. Согласно положениям гражданского законодательства это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Однако дееспособность разных возрастных групп также имеет место быть.
Так, гражданским кодексом РФ установлено, что определенные сделки малолетние могут самостоятельно совершать не с момента рождения, а по достижении 6 лет. Таким образом, до достижения 6 лет дети не могут совершать никаких юридически значимых действий, т.е. признаются полностью недееспособными.
Дееспособность детей в возрасте от 6 до 14 лет выражается в следующем:
1) в том, что они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Эти сделки должны соответствовать возрасту ребенка (например, покупка хлеба, мороженого, тетрадей) и предусматривать уплату незначительных сумм или передачу предметов, имеющих небольшую ценность.
2) в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации.
3) в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными ребенку с согласия законного представителя каким-либо третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
Объем дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет более широк. Так, с согласия родителей (усыновителей, попечителя) они вправе совершать разнообразные сделки (продать или купить имущество, принять или сделать подарок, заключить договор займа и т.п.), совершать иные юридические действия и даже заниматься предпринимательской деятельностью. Волю в данных сделках и иных действиях выражает сам несовершеннолетний. Согласие родителей, усыновителей или попечителя при этом должно быть выражено в письменной форме. Несоблюдение этого требования является основанием для признания сделки, совершенной несовершеннолетним, недействительной. Допускается последующее письменное одобрение сделки указанными выше лицами (родителями, усыновителями, попечителем).
Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, независимо от согласия родителей (усыновителей, попечителя), распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. Указанное право – наиболее существенное из входящих в объем частичной дееспособности лиц в возрасте от 14 до 18 лет. Поскольку несовершеннолетние согласно трудовому законодательству вправе вступать при определенных условиях в трудовые правоотношения, они должны иметь возможность распоряжаться вознаграждением, полученным за труд. То же самое касается стипендии и иных доходов. Несовершеннолетний вправе самостоятельно сделать вклад, в полной мере распоряжаться им, если он лично внес деньги на свое имя. Если же вклад внесен другим лицом на имя несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, или перешел к нему по наследству, то он вправе распоряжаться им только с письменного согласия законных представителей.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет считаются деликтоспособными, т.е. сами отвечают за имущественный вред, причиненный их действиями. Однако, если у несовершеннолетнего нет имущества или заработка, достаточного для возмещения вреда, вред в соответствующей части должен быть возмещен его родителями (усыновителями, попечителем).
понятие, юридическое определение, виды и классификация
Восемнадцатилетняя годовщина человека примечательна появлением у него полной дееспособности гражданина, а также наступлением «взрослой» стадии жизни, в которой закон позволяет пользоваться большинством современных благ, хотя зачастую это налагает на него определенную ответственность и обязанности. Гражданин, проявляя свою способность к выполнению действий, совершает осознанные поступки, наделенные смыслом и значением. Для такого поведения ему нужно быть психически уравновешенным и здоровым. Подобная зрелость характеризует человека как взрослого и состоявшегося гражданина. По закону, невозможно обозначить рамки становления дееспособности, это развитие всегда индивидуально. Вследствие того, что дееспособность не является статичной величиной, невозможно утверждать, что по достижении указанного возраста человек станет дееспособным. Явление всегда динамично и зависит только от психической характеристики гражданина, вне его биологического возраста.
Взрослая жизнь: «за» и «против»
Дееспособный гражданин — это человек, обладающий способностью осуществлять правовые деяния в рамках закона и общественной этики. В некоторых случаях он не в состоянии выполнять нормы общественного поведения, и тогда его признают недееспособным. На практике такое встречается в исключительных случаях, по причине психического отклонения, и может быть признано только по решению суда.
Недееспособность может возникнуть из-за неблагоприятной среды в семье, пристрастия к алкоголю, наркотикам, другим веществам, пагубно воздействующим на организм. Все это несет риск как для самого человека, так и для его окружения.
Сама концепция гражданской дееспособности подразумевает полную возможность распоряжения определенным набором прав и обязанностей, и в рамках категории она бывает частичной, ограниченной и полной.
Все виды привязаны к возрасту, что и предопределяет уровень полноценности. Существуют ситуации, при которых взвешивать все «за» и «против» взрослой жизни можно и раньше регламентированного возраста, но при этом должны соблюдаться некоторые условия, позволяющие выйти за стандартные рамки ограничений. Так, например, бракосочетание или открытие собственного бизнеса дает полное право уже в 16 лет быть равноправным членом общества.
Ступень взросления «Я сам»
Прежде чем ответить на вопрос, с какого возраста наступает полная дееспособность, необходимо разобраться во всех ступенях становления взрослым. В самом начале взросления ребенок считается неспособным нести за себя ответственность. Это значит, что он не вправе самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результат. На это у него нет юридических прав, и он полностью находится под контролем родителей или опекунов. Первые признаки дееспособности гражданина наступают с 6 лет, когда ребенок вправе самостоятельно совершать мелкие покупки в магазине и проявлять интерес к взрослым занятиям.
Начало взросления
После шестилетнего возраста наступает новая ступень взросления, длящаяся последующие 8 лет и характеризующаяся частичной дееспособностью, при которой ребенку можно иметь свое мнение по некоторым вопросам, которое будет защищаться законом.
Например, сам подросток, по закону, вправе распоряжаться подаренными денежными средствами, и если родители устанавливают ограничения и препятствуют этому, то ребенок может отстоять свои права, обратившись в правоохранительные органы. В российской практике это встречается редко, но такие нормы распространены в зарубежных странах, особенно скандинавских, где права детей защищаются с младенчества.
В шаге от полноценности
Сегодня, имея большую возможность выбора товаров, каждый может совершать любые покупки. Однако редко можно увидеть покупающего себе новый телефон второклассника, в сравнении с аналогичным приобретением восьмиклассника, но у обоих есть на это полное гражданское право.
Подростки в категории от четырнадцати лет до наступления совершеннолетия выглядят заметнее на фоне предыдущих лиц, ведь именно в этом возрасте происходит перестройка как физического телосложения, так и психическая трансформация. В этих возрастных границах подростки имеют большой спектр прав, обозначенный в ст. 21 ГК РФ. Подробнее об этом можно прочесть в статье: https://www.syl.ru/article/378628/deesposobnost-grajdan-ponyatie-vidyi-ogranichenie-i-osobennosti-priznaniya-deesposobnosti.
Возможности, которые доступны в малолетнем возрасте
С наступлением 14 лет у подростка расширяются возможности, которые позволяют комфортно себя ощущать в обществе. В РФ, помимо получения паспорта, законом предусматривается право на получение стипендиального пособия, пенсии, алиментов, заработной платы, а также право на внесение денежных средств в банки под процент. Все полученные доходы поступают в личное распоряжение подростка. Такие преференции помогают ему получить определенные навыки и успешно подойти к взрослой и осознанной жизни.
Скрытые «камни» взрослой жизни
Частичная дееспособность гражданина иногда может быть неправильно интерпретирована и воспринята юношами и девушками, получившими документ о подтверждении своей личности. Здесь они могут злоупотребить доверием своих родных и направить свои доходы на противоправные или незаконные деяния. Так, например, если молодой человек с 14 лет пристрастился к азартным играм или юная леди уже не представляет свою жизнь без спиртного алкоголя или наркотических веществ, то родители (опекун) вправе через решение суда лишить детей гражданских прав, приобретенных с данного возраста, что влечет за собой изъятие свободных денежных средств у подростков.
Совершенно аналогичный исход может быть, если несовершеннолетний тратит все свои деньги на дорогостоящую продукцию. Например, если он, получив алименты или пособие, сразу расходует их на брендовые вещи или дорогое развлечение, что в дальнейшем может повлиять на возможность семьи полноценно жить. В таких ситуациях суд встает на сторону родителей или опекунов, потому что зачастую они рассчитывают на эти средства до даты следующего поступления финансов.
Имею право!
Все юные граждане, имеющие собственные денежные средства, вправе распоряжаться ими по личному усмотрению. Такая возможность открывается не только тогда, когда есть обязанность со стороны государства или выплачивающего алименты родителя, но и когда юноша обладает творческой или спортивной одаренностью. Потенциал к науке, литературе, искусству, музыке, технике – все это безграничные просторы, где каждый может себя проявить и произвести что-то поистине уникальное, полезное для общества.
Таким образом, подросток может получить авторские права и, соответственно, получать прибыль. Однако в этом сценарии могут быть ограничения гражданской дееспособности несовершеннолетних лиц. Так, родители вправе оградить ребенка от подписания контракта или передачи своих прав на разработку, а также растрат заработанных средств на нецелесообразные нужды. Все эти условия прописаны в законе и имеют одну цель – защита детей от ошибок, за которые потом придется отвечать другим.
Досрочная дееспособность
Каждый из нас имеет определенный потенциал и способен на что-то большее. Так и дети развиваются по-разному. Кто-то может в 10 лет полностью обеспечивать себя всем необходимым и заботиться не только о себе, но и о своих близких, а кто-то и в 25 не в состоянии жить самостоятельно и разбираться во всех нюансах взрослой жизни. И все же, со скольки лет наступает дееспособность?
Для одаренных людей, обладающих выдающимся потенциалом создавать и творить, она может наступить в 16-летнем возрасте. Статья 27 ГК РФ предоставляет несовершеннолетнему возможность обладать полными правами по решению суда или органов опеки. Достаточным основанием для такого заключения может послужить ведение частного бизнеса или работа по найму. Бывает, когда опекуны или родители против таких изменений, и суд не признает подростков эмансипированными. В таких случаях подростку необходимо отстаивать свою точку зрения существенными аргументами. Одними из таких могут быть важность (идейность) нового бизнеса, его способность повлиять на формирование личности результат труда, уровень заработной платы.
Сквозь любовь к взрослой жизни
Если по какой-то причине не удается добиться эмансипации, то официальное бракосочетание является достаточным основанием для наступления полной дееспособности гражданина вопреки предыдущим решениям. Согласно статье 21 Гражданского кодекса, получить такое право можно по случаю беременности, совместного проживания как мужа и жены с разрешения родителей или взаимной любви друг к другу. В таких случаях сразу после регистрации брака наряду с обязанностями и сопутствующей ответственностью по всем нормам закона у лиц возникает полная гражданская дееспособность. В случае развода молодых людей до 18 лет, она за ними сохраняется за исключением случая, когда процедура бракосочетания была признана незаконной.
Ответственность как инструмент удержания от взросления
При появлении каких-либо прав вопрос ответственности для молодых людей уходит на второй план, хотя она наступает одновременно с их приобретением. В ГК РФ с 14 лет предусмотрена частичная ответственность, и если подростком были нарушены правила вклада денег в банк, то он самостоятельно несет за это ответственность всем своим капиталом. И в случае невыполнения обязательств по договору подростком, в эту ситуацию должен вмешаться законный представитель, который несет субсидиарную ответственность за действия подопечного.
Согласно статье 28 УК РФ, родители, учебные заведения обязаны выполнять определенные требования по отношению к ребенку, тем самым обеспечивая его благополучное воспитание, несоблюдение норм которых тоже влечет наказание.
Время «без границ»
В РФ полная дееспособность наступает в возрасте 18 лет. Все права и обязанности, по закону в течение многих лет распределенные между родителями, учителями, усыновителями или опекунами, автоматически переходят совершеннолетнему. Это значит, что контроль за всеми аспектами жизни передается восемнадцатилетнему гражданину, который несет полную ответственность за финансовые операции, подписание договоров, выдачу доверенностей, снятие ограничений на права собственности и организацию предпринимательской деятельности.
В полном объеме дееспособность гражданина возникает после признания его эмансипированным, и она предоставляется всем по достижению восемнадцатилетнего возраста. Одним из исключений является случай, когда суд признает, что человек не может оценивать адекватность своего поведения, поэтому переводит его в категорию недееспособных.
Юридическое лицо как новая веха взросления
Особое положение в законотворчестве занимает описание норм и «скрытых» возможностей при открытии собственного бизнеса. Возрастным привилегиям и прочим нюансам в бизнесе посвящена статья 23 ГК РФ. И если молодой человек или девушка решились заниматься бизнесом, зарегистрировав себя в качестве индивидуального предпринимателя или сделав выбор в пользу компании с организационно-правовой формой правления, то считается, что они ведут бизнес от имени юридического лица. В случае привлечения их к уголовной или иной ответственности соответствующие органы расследуют, каким лицом было совершено правонарушение.
Обратно «в школу»
Получив полную дееспособность гражданина в 18 лет, нельзя быть уверенным, что она сопровождает человека всю жизнь. Бывают исключительные случаи, когда он в полной или частичной форме может ее лишиться. Данное положение прописано в ст. 22 ГК РФ. Указанная мера действует в крайних случаях, когда совершеннолетний гражданин не способен разумно осуществлять предоставленные ему гражданские права и обязанности. Причинами этого могут послужить психические расстройства и физические заболевания. Здесь исследования состояния здоровья проводятся после решения законных представителей в медицинских учреждениях.
Заключение
В итоге получается, чтобы иметь полноправный статус участника гражданских отношений, необходимо соответствие определенным критериям (возраст, психическое здоровье, отношение с родителями и учителями). Дееспособное лицо — это гражданин (физическое лицо), имеющий полное право самостоятельно приобретать и отчуждать гражданские нормы.
Когда начинается инвалидность? Определение возраста возникновения
Возраст возникновения инвалидности, возраст, в котором инвалидность становится доминирующим фактором в жизни человека, имеет разветвления в зависимости от того, как эта инвалидность влияет на жизнь человека. Если человек рождается с инвалидностью, это оказывает влияние на протяжении всей его жизни, но, наоборот, если человек становится инвалидом в конце жизни, хотя влияние на его жизнь и жизнь членов его семьи может быть выраженным, многие из его жизненных результатов будут иметь последствия. не пострадал. Ярким примером является образование. Образовательные результаты людей, у которых заболевание началось в возрасте 60 лет, не будут иметь ничего общего с препятствиями на пути к образованию, с которыми люди с ограниченными возможностями сталкивались в детстве.
По этой причине аналитики могут захотеть добавить вопрос к наборам вопросов Вашингтонской группы о дате начала. Первый вариант может состоять в том, чтобы просто спросить всех людей, идентифицированных как имеющие инвалидность, с помощью вопросов РГ (т. е. тех, кто ответил «очень трудно» или «не может» на один из вопросов РГ): «В каком возрасте начались эти трудности? ?»
Это проблематично по трем причинам.
- Люди могут не помнить точный возраст . Это затрудняет ответ респондентов на вопрос и может повлиять на проведение интервью. Это также приведет к ошибке измерения, которая будет более заметной, если в анализе берется точный возраст как заданный и специально используется в анализе.
- Точный возраст определить сложно . Если человек родился с инвалидностью или она возникла в результате несчастного случая или стихийного бедствия, то человек может с достаточной точностью вспомнить свой возраст. Но не все потери в функционировании происходят в определенный момент времени. Некоторые потери в функционировании носят постепенный характер из-за старения, дегенеративных изменений или ухудшения состояния здоровья. Человек может постепенно переходить от отсутствия проблем со зрением к некоторым трудностям, к большим трудностям. Оглядываясь назад во времени, кому-то может быть очень трудно вспомнить, когда трудности перешагнули эти пороги. Что, если трудности ребенка были результатом недоедания? В какой момент это вызвало трудности в работе?
- У людей могут возникать трудности в разных областях в разное время . У человека может быть врожденное заболевание, из-за которого ему очень трудно ходить, а затем в более позднем возрасте он теряет зрение. Начало какой-либо инвалидности происходило при рождении, но последствия проблем со зрением проявлялись намного позже.
Как лучше решить эти проблемы? Для первых двух вопросов хорошим подходом было бы не спрашивать конкретный возраст (или дату), а скорее определить часть жизненного цикла, в которой началась инвалидность. Возможный вопрос — задать людям, которые говорят, что у них большие трудности с выполнением действий в РГ, вопросы:
В каком возрасте вы начали испытывать большие трудности?
- From birth
- During childhood
- As a working age adult
- After I became an older adult
The exact wording of the responses would have to be developed and tested, возможно, варианты c) и d) могут быть возрастными диапазонами. Однако идея состоит в том, чтобы поместить начало инвалидности в соответствующий этап жизни. Это будет полезно для анализа. Мы бы знали, например, повлияла ли инвалидность человека на его образование (а или б) или результаты его работы (а, б или в). У людей, скорее всего, будет меньше проблем с ответом на такой вопрос, и сделать это точно, а не спрашивать точный возраст.
Третью проблему — несколько функциональных областей, вызывающих трудности в разное время, — можно решить, задав этот вопрос для каждой функциональной области, указанной в вопросах РГ. Недостаток, конечно, в том, что это увеличит длину анкеты. Респондента также может раздражать, если все его трудности начались одновременно. — Почему ты продолжаешь меня спрашивать?
Таким образом, возможной стратегией для людей, испытывающих большие трудности более чем в одной области, является вопрос о том, в каком возрасте они впервые испытали большие трудности.
Опять же, будет важно провести когнитивную проверку любой формулировки, которую вы используете, чтобы убедиться, что респондент правильно понимает и интерпретирует вопрос, чтобы собранная информация отражала желаемую информацию.
Поделиться
Что такое умственная отсталость?
Интеллектуальная инвалидность
Существует множество видов умственной отсталости и множество причин. Умственная отсталость является наиболее распространенным нарушением развития.
Что такое умственная отсталость?
Умственная отсталость (или умственная отсталость) — это термин, используемый, когда человек имеет определенные ограничения в когнитивных функциях и навыках, включая навыки общения, общения и самообслуживания. Эти ограничения могут привести к тому, что ребенок будет развиваться и учиться медленнее или иначе, чем обычно развивающийся ребенок. Умственная отсталость может произойти в любое время до того, как ребенку исполнится 18 лет, даже до рождения.
Умственная отсталость является наиболее распространенным нарушением развития.
По данным Американской ассоциации интеллектуальных нарушений и нарушений развития, человек имеет умственную отсталость, если он или она соответствует трем критериям:
- IQ ниже 70-75
- Существуют значительные ограничения в двух или более адаптивных областях (навыки, которые необходимы для жизни, работы и игр в обществе, например для общения или самообслуживания)
- Заболевание проявляется в возрасте до 18 лет
Как проявляется умственная отсталость?
Умственная отсталость — ранее известная как умственная отсталость — может быть вызвана травмой, заболеванием или проблемой в головном мозге. Для многих детей причина их умственной отсталости неизвестна.
Некоторые причины умственной отсталости, такие как синдром Дауна, фетальный алкогольный синдром, синдром ломкой Х-хромосомы, врожденные дефекты и инфекции, могут возникнуть до рождения. Некоторые случаются во время рождения ребенка или вскоре после рождения.
Другие причины умственной отсталости не проявляются, пока ребенок не станет старше; они могут включать тяжелую травму головы, инфекции или инсульт.
Каковы наиболее распространенные причины?
Наиболее распространенными причинами умственной отсталости являются:
Генетические заболевания . Иногда умственная отсталость вызвана аномальными генами, унаследованными от родителей, ошибками при комбинировании генов или другими причинами. Примерами генетических состояний являются синдром Дауна, синдром ломкой Х-хромосомы и фенилкетонурия (ФКУ).
Осложнения во время беременности . Умственная отсталость может возникнуть, когда ребенок не развивается должным образом внутри матери. Например, может быть проблема с тем, как делятся клетки ребенка. У женщины, употребляющей алкоголь или заразившейся краснухой во время беременности, также может родиться ребенок с умственной отсталостью.
Проблемы во время родов . Если во время родов возникают осложнения, например, ребенок не получает достаточного количества кислорода, у него может быть умственная отсталость.Заболевания или отравления . Такие заболевания, как коклюш, корь или менингит, могут вызывать умственную отсталость. Они также могут быть вызваны крайним недоеданием, отсутствием надлежащей медицинской помощи или воздействием ядов, таких как свинец или ртуть.
Мы знаем, что умственная отсталость не заразна: умственной отсталостью нельзя заразиться ни от кого другого. Мы также знаем, что это не тип психического заболевания, как депрессия. Лекарств от умственной отсталости не существует. Однако дети с ограниченными интеллектуальными возможностями могут научиться делать многие вещи.