Гражданский брак / Православие.Ru
http://myfamilys.ru |
Распространенный сегодня институт гражданского брака отвергается Православной Церковью именно потому, что он подозрителен с точки зрения любви, а христианство есть религия любви.
Но почему же гражданская любовь фальшива? Неужели совершённый «обряд», как многие называют церковное таинство, или тем более «штамп в паспорте» отличают подлинную любовь, заповеданную Спасителем человеку?
Прежде чем пускаться в рассуждения, вспомним важную методологическую установку и любимое выражение доктора Хауса: «Все лгут». Нельзя ставить диагноз, основываясь только на словах пациента. Человек может обманывать других и даже самого себя вследствие того, что правда оказывает на него ранящее воздействие. Так и не всякому говорящему «я люблю» следует верить. Человек может лгать или попросту заблуждаться, если его представления о любви чересчур поверхностны.
Как же выяснить истину и правильно диагностировать настоящую любовь?Принцип работы обыкновенного детектора лжи основан на том, что ложь возможна лишь сознательно. Рефлексы не контролируемы сознанием, а потому свободны и от лжи. Вот и есенинский «меняла» вместо ответа на вопрос: «Как сказать по-персидки «люблю»?» – отрицательно качает головой:
О любви в словах не говорят.
О любви вздыхают лишь украткой,
Да глаза, как яхонты, горят.
Подлинная любовь раскрывается комплексом бессознательных действий. Вот юноша и девушка встретились после долгой разлуки. Влюбленные устремляются навстречу друг другу, обнимаются изо всех сил, сплетаясь в единое целое, и замирают от восторга своей нераздельности. Древнегреческий философ Эмпедокл вообще называл любовью всякое стремление к соединению в природе, умиляясь при виде двух капелек ртути и изумляясь тому упорству, с которым они преодолевают механические преграды, их разделяющие, и силы, препятствующие их единению.
Но философ мог бы подметить особенность бессознательного жеста: влюбленные всегда обнимаются обеими руками, а не одной. И это не удивительно, ведь любовь – это не только взаимное влечение начал, но и стремление к объединению во всей полноте, то есть по всем комплементарным граням своего бытия.
Именно по полноте распознается любовь среди прочих видов притяжения, различных по своей природе. Вот, например, кабан устремился к изгороди и принялся тереться о нее. Можно ли говорить здесь о любви? Или следует назвать это сделкой, понимая, что кабану нужен забор, чтобы просто почесать спину?
Влюбленные обнимаются двумя руками и жалеют, что у них нет третьей. Они стремятся реализовать все доступные грани комплементарности: «да будут двое в плоть едину» – это само собой разумеющееся продолжение объятий; они заводят общее хозяйство, где невозможно разделить имущество и заботы, где можно говорить словами притчи о блудном сыне: «Ты всегда со мною, и все мое – твое»; они стремятся к единству в социальном смысле, перед лицом общины, созывая родных, близких и просто знакомых на брачный пир; не упускают они и возможности обменяться кольцами и связать себя видимо – покровом священнической епитрахили – и невидимо – таинственным троекратным хождением вокруг аналоя. Когда же сплелись все «щупальца», когда исчерпываются все комплементарности, данные природой и культурой, когда совершилось объятие двумя руками, влюбленные испытывают сожаление об отсутствующей третьей руке. Они начинают изобретать свою собственную культуру, открывая новые грани, по которым можно соединиться[1].
Так многие замечают, что влюбленные удивительно изобретательны и горазды на выдумку в области объединительных символов и ритуалов. Все эти парные фенечки, сердечки, половинки фотографий или купюр, ключики и замочки, раздельно хранящиеся у влюбленных в качестве священной реликвии, есть не что иное, как новоизобретенные грани комплементарности, выражающие стремление друг к другу в полноте любви. Мечту «о третьей руке» даже сам язык разделяет на комплементарные части, словно пазлы. У влюбленных есть какие-то особые слова и намеки – нечто, напоминающее пароль и отзыв. Влюбленные могут часами играть в эту игру, так что у окружающих складывается впечатление, будто они говорят на каком-то своем, таинственном языке.
Если же подлинной любви в ее стремлении к полноте не хватает естественных форм соединения, то что можно сказать о сближении, которое не использует до конца даже имеющиеся? Упускающие возможность таинственного или символического объединения через венчание или «штамп в паспорте» ничем, по сути, не отличаются от тех, кто поставил пресловутый «штамп», но так и не приступил собственно к супружеству. Все это – лицемерные объятья одной рукой.
То же самое можно сказать и о человеке, который говорит, что любит Бога, но при этом живет вне Церкви. Любовная душа ищет соединения со Христом во всей полноте церковных таинств, стремясь приложиться к Нему через каждую поставленную свечу, в каждом пропетом гимне, в каждом символическом жесте и даже в каждом незначительном деле, совершенном во славу Божию.
Одной рукой обнимаются торговцы. Гражданский брак, как и гражданская вера, – не любовь, а сделка. То есть явление базарное, а не церковное. Там даже в лучшем случае действуют принципы разумного эгоизма, которыми невозможно оправдать евангельскую максиму: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся».
[1] «Зачем нам штамп в паспорте, если мы и так любим друг друга и хотим быть вместе?» – задают вопрос «апологеты» гражданского сожительства. Эта скрытность их выдает. Так, например, когда человеку впервые в жизни присваивают офицерское звание, он какое-то время чуть ли не спит в форме, хотя вполне мог бы и заявить: «Я же и так офицер – зачем мне какие-то формальные символы моего звания?» Стремление всюду ходить в форме со временем проходит, но если бы его не было вообще, это было бы верным признаком того, что человек никогда не хотел быть офицером.
Гражданский брак: Важны ли для любви юридические тонкости
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Власть
04. 06.2009 02:00
Поделиться
Жертва майора Евсюкова на себе почувствовала: гражданский брак может стать проблемой
Наталья Козлова
С неожиданной проблемой столкнулись родные водителя Евтеева, подвозившего майора Евсюкова к магазину «Остров» и застреленного им. Парадоксально, но жену жертвы не признают потерпевшей.
Дело в том, что Юлия с Сергеем Евтеевым жили не один год в гражданском браке. В глазах знакомых и родных они были мужем и женой, а для государства — чужими людьми, потому как в российском законодательстве никакого гражданского брака просто не существует. По закону претендовать на пенсию, компенсации и прочие материальные дела можно лишь законным супругам. Так что по закону Юля и Сергей — чужие люди.
Такая же ситуация возникала с некоторыми близкими погибших на подлодке «Курск» и пострадавших в «Норд-Осте». Юристы говорят, что с точки зрения закона гражданский брак — бессмысленный риск. Так ли это?
Институт гражданского брака появился как противовес браку церковному. До 1918 года в России института гражданского брака не было вообще. Правда, были исключения для граждан «отдельных вероисповеданий». Существовал даже документ «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года. Касался он старообрядцев и сектантов. По документу те, кто не хотел или не мог заключать брак в храме из религиозных, антирелигиозных или еще каких-то соображений, жили без юридического оформления супружества, но по декрету считались супругами.
После революции в России гражданский брак был узаконен декретом «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 года. До декрета записывать детей и называть взрослых мужем и женой имела право только церковь. Довольно быстро, с появлением декрета Совнаркома от 20 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», гражданский брак полностью занял место церковного.
Первым советским гражданским браком стал брак между Александрой Коллонтай и Павлом Дыбенко. Длился он, правда, недолго — с 1918-го по 1923 год.
В СССР в 1926-1944 годах совместная жизнь супругов без регистрации в ЗАГСе приравнивалась к официальному браку. Отголоски той старой нормы до сих пор живут в современных наших законах — Семейном и Гражданском кодексах. Например, отцовство. Ребенок, который родился вне зарегистрированного брака, признается сыном или дочерью своего отца без судебного решения. Правда, если отец не возражает. Иначе отцовство установливается по суду.
В России браком признается процедура с подписями и печатями, зафиксированная в ЗАГСе. Большинство религиозных конфессий для заключения брака своих прихожан требуют сначала обязательной регистрации союза в ЗАГСе. По международным соглашениям с другими странами в России официально признается церковный брак, заключенный в других странах. Он не требует дополнительной российской регистрации.
Из письма в «РГ» Елены Петровой из Ставропольского края: «Мы с гражданским супругом имеем сына, которому сейчас 11 лет. На мое имя и на имя сына была куплена квартира. Деньги за нее вносились от моего имени, но давал их муж. А теперь он ушел от нас и говорит, что подает документы в суд о разделе имущества. Кроме квартиры, которая оформлена на меня и сына, мы купили дачу. Она оформлена на мужа. А еще муж — собственник большого участка земли, имеет завод и торговый бизнес. Это все нажито в гражданском браке за 20 лет. Как будем делить имущество?»
Порадовать читательницу нечем. Ведь ее брак не зарегистрирован в законом порядке, а с юридической точки зрения в России такого понятия, как «гражданский брак», нет. Да и нормы семейного законодательства к этому случаю не применимы. Раз брака не было, то и имущество, нажитое в таком браке, не считается совместным. Значит, и делить гражданским супругам нечего.
Часто говорят, что в «непроштампованных» семьях мужа и жену связывают исключительно любовь и устный договор. Так ли уж важны для большой любви юридические тонкости? В нашей стране по поводу гражданских браков сломано немало копий. Формально союз считают гражданским браком, если пара живет на одной территории и ведет общее хозяйство в течение месяца. Любой судья скажет, что гражданский брак — проблема не столько психологическая, сколько юридическая. Такая малость, как штампик в паспорте, защищает имущественные и прочие права супругов и их детей. Если с гражданским супругом что-то случается, то общее имущество достается не «второй» половинке, а официальным родственникам.
Прямая речь
Юрий Пилипенко, вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ:
— Возможно, столь разный подход к официальным и фактическим супругам покажется несправедливым. Тем более что в некоторых западных правовых системах существует официальное признание совместного проживания, влекущее определенные правовые последствия. Однако институт семьи — основа общества и его «формальность» в виде церковного брака или государственной регистрации — жесткая необходимость. Регистрация брака порождает сложный комплекс социальных, имущественных, наследственных отношений. Этим в том числе и отличаются современные, так называемые цивилизованные отношения от племенных. Семья — основная ячейка общества. Именно потому совместно проживающие граждане, не состоящие в браке, и не признаются близкими родственниками, а значит, и наследниками.
Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №101(4925)
Поделиться
ГосуправлениеСемья и детиВсе о любви
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
гражданский брак брак, заключенный государственным чиновником, а не священнослужителем
брак состояние пары, добровольно объединившейся на всю жизнь
вагон-слип вагон в конце поезда
гражданская война война между группировками в одной стране
гражданское право право, принадлежащее лицу в силу гражданства
гражданское строительство Область машиностроения, связанная с проектированием и строительством таких общественных сооружений, как плотины или мосты
гражданская одежда обычная одежда в отличие от униформы, рабочей одежды, канцелярской одежды и т. д.
цивилизация общество, находящееся на передовой стадии социального развития
гражданское правонарушение (право) любое правонарушение, за которое может быть подан иск о возмещении ущерба
68″>однополый брак между двумя людьми одного пола, проживающими вместе как семья
гражданское время официальное время в местном регионе
гражданская свобода свобода от произвольного государственного вмешательства
смешанный брак с лицом, принадлежащим к племени или группе, отличной от вашей, как того требует обычай или закон
смешанный брак брак между двумя людьми разных рас, разных религий или разных культур
гражданская одежда обычная одежда в отличие от униформы, рабочей одежды, канцелярской одежды и т. д.
Севильский апельсин Любое из различных обычных апельсиновых деревьев, дающее кислые или горькие плоды; используется в качестве привоя
гражданский служащий лицо, имеющее власть над гражданскими делами
гражданско-правовой порядок форма правления общественной организации
гражданская власть лицо, которое осуществляет власть над гражданскими делами
гражданский год год по григорианскому календарю
Гражданское+свадьба юридическое определение гражданского+свадьба
Гражданское+свадьба юридическое определение гражданского+свадьбаГражданское+свадьба Юридическое определение гражданского+свадьбы
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.
Возможно, Вы имели в виду:
Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:
гражданский свадьба
Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:
- Селебрант (Австралия)
- Однополые браки в Израиле
- Пол Ламберт (Эммердейл)
- Гражданская церемония
- Оговорка Либермана
- Принцесса Беатрис Эдинбургская и Саксен-Кобург-Готская
- NYWG
- Прыжки на метле
- Принцесса Беатрис Саксен-Кобург-Готская
- Ведущий по бракосочетанию
- Летиция Кристиан Тайлер
- Теора
- Раймон Обрак
- Брачные клятвы
- Русская свадьба