Что это сказкотерапия: Сказкотерапия для детей как мягкий метод воспитания

Сказкотерапия для детей как мягкий метод воспитания

Если ваш ребенок не хочет ходить в детский сад или школу, чего-то сильно боится, плохо спит, излишне замкнут или проявляет агрессию, ему может помочь сказкотерапия. Что такое сказкотерапия для детей и какие ее методы можно использовать, чтобы помочь ребенку справиться с проблемами.

Что такое сказкотерапия

Сказкотерапия – это одно из эффективных направлений психологии. Сказки в качестве терапии приобрели популярность потому, что помогают общаться взрослым и детям на одном языке. С помощью поучительных историй взрослому легче объяснить сложные вещи ребенку, сблизиться с ним и помочь решить проблему.

Терапия основана на воспитании ребенка через пример героев, где он сам учится разбирать, анализировать и искать выход из ситуаций, которые с ним происходят. Например, сказка может помочь понять, что каждый человек ошибается и это нормально, научить признавать свою неправоту, дружить, помогать друзьям в беде и т. п.

Почему с детьми лучше работают сказки

Дети дошкольного и младшего школьного возраста живут в мире сказок. В этот период у них преобладает наглядно-образное мышление и им проще ориентироваться, проживать эмоции и учиться в выдуманном мире.

Ребенок может снова и снова слушать любимую сказку и воспринимать достижения героев, как свои собственные, т. е. перекладывать опыт персонажа на себя. Например, пройдя через череду препятствий в сказочной истории, стать сильнее, выносливее, мудрее, перестать бояться.

А еще занятия, построенные через сюжеты любимых сказок, не перегружают мозг детей и запоминаются надолго, работая в долгосрочной перспективе.

Функции сказок

В детской терапии и педагогике сказки используются, чтобы:

  • помочь ребенку побороть различные страхи: замкнутого пространства, темноты, воды, животных и прочее;
  • воспитать необходимые черты характера и личности: смелость, коммуникабельность, инициативность, усидчивость, умение доводить начатое до конца;
  • помочь научиться правильно себя вести в сложных ситуациях;
  • избавиться от комплексов;
  • бороться с различными психологическими расстройствами.
  • сформировать правильные понятия о добре и зле;
  • развить воображение, фантазию и творческое мышление;
  • с детства привить малышу правильные ценности.

Какие сказки используются в терапии

Можно выделить два основных вида сказок: воспитательные и терапевтические. Применяться могут как народные, так и художественные сказки. Сказкотерапия в воспитательных целях затрагивает и помогает решать незначительные проблемы с поведением, преодолением страхов (высоты, темноты, воды), адаптироваться в новом коллективе.

Терапевтические сказки направлены на то, чтобы помочь ребенку справится с более глубокими проблемами. Например, пережить потерю близкого человека или тяжелую травму.

Если это психокоррекционная сказка, в ее основе должна лежать завуалированная проблема ребенка. А в конце этой сказки он решает сам, как должен поступить герой, чтобы справится со своей проблемой.

Все случаи и дети разные, поэтому каких-то универсальных сюжетов нет. Выбирая сказки для терапии, родителям, прежде всего, нужно ориентироваться на реакцию ребенка на различные истории. Например, кому-то история Колобка покажется трагичной и ужасной, потому что его съела Лиса, а кто-то послушает и сделает выводы, как не нужно себя вести, чтобы не оказаться на месте главного героя.

Методы сказкотерапии

Поговорим, как использовать сказкотерапию для детей:

Рассказываем и сочиняем

Родители могут придумать и рассказать терапевтическую сказку сами. Например, взять и переложить реальную ситуацию на сказочных героев. Например, жила-была семья дельфинов. Мама-дельфин, папа-дельфин и сын-дельфин… Семья дельфинов по сюжету оказывается в тех же ситуациях, что, например, и ваша семья, проходит определенные испытания, а потом все заканчивается хорошо.

К сочинению истории можно подключить ребенка, только помогать ему в процессе, чтобы он не потерял сюжетную линию, потому что сказка обязательно должна закончиться подведением итогов – герой из своего опыта извлекает урок и меняет свое поведение, благодаря чему улучшается его жизнь.

Бонусом для детей, которые самостоятельно сочиняют сказки, становится развитое воображение и творческое мышление.

Рисуем

В терапии после прочтения сказку нужно «оживить» — нарисовать, слепить, сделать аппликацию. Посредством творчества ребенок может выразить и прожить свои эмоции, избавиться от напряжения. Родителям не нужно обращать внимание на качество изображения, здесь важен сам процесс. В первый раз картинка может показаться мрачной и даже жуткой, но после проработки ситуации во второй и в последующие разы, краски на рисунке станут более «жизнерадостными», а сами персонажи – милыми.

Делаем кукол

Это очень сильный метод сказкотерапии, где важную роль играет сам процесс создания кукол. Идея в том, чтобы «оживить» сказку с помощью героев сделанных своими руками. Психологи приравнивают шитье кукол по эффекту к медитации, в процессе которой происходят серьезные изменения личности.

Кукла становится тем предметом, на который ребенок выплескивает свою энергию. Во время изготовления кукольных персонажей у детей срабатывает механизм проекции ситуации, что помогает добиться невероятных результатов в терапии.

Когда кукла готова, можно попробовать еще один метод терапии – манипулирование ею, простыми словами – управление. Позволив ребенку «оживить» своего персонажа и управлять им, можно провести психодиагностику и решить ряд проблем (развить речь, мелкую моторику, коммуникабельность, решить внутренний конфликт и т. п.). Только при условии, что занятие проводит опытный специалист.

Обыгрываем сказку

Имеется ввиду разыгрывание сценки. Можно распределить роли в кругу семьи или в группе между детьми, а можно разыграть спектакль с помощью игрушек. Главное здесь, что ребенку или игрушечному персонажу, которым он управляет, нужно глубоко вжиться в роль и передать характер героя. Таким образом ребенок сможет прочувствовать его положительные и отрицательные эмоции, переживания. Во время постановки психолог внимательно следит за мимикой, жестикуляцией, интонацией малыша, чтобы проанализировать его состояние и выбрать метод психокоррекции.

Создаем сказочную атмосферу на занятиях

Это нужно для того, чтобы дети комфортно чувствовали себя на уроках, могли раскрыться и вовлечься в процесс без лишнего стеснения. Дошкольникам и младшим школьникам намного легче адаптироваться к школе и усваивать материал уроков вместе со сказочными героями в формате игры. Мы в онлайн-школе Kidskey успешно применяем этот метод и уже более 6000 учеников смогли научиться читать, писать и считать вместе с нами. Поэтому если ребенок не хочет учиться, не любит делать домашнее задание, попробуйте перевести занятия в игру и добавить на занятия его любимых сказочных персонажей. Результат вас приятно удивит.

Кому подходит сказкотерапия и где находить терапевтические сказки?

На самом деле сказкотерапия подходит и детям, и взрослым. Однако у взрослых другие запросы и они обычно хотят научиться писать терапевтические сказки для своих детей. Но на это нужно время, желание и силы. А если этого нет – предлагаем воспользоваться готовыми сказками на ночь для своего ребенка. Простые истории, чудесные превращения, победы любимых героев и торжество добра — бесконечное множество вариантов и столько же увлеченных слушателей — это сказки, в которых ребенку интересно все.

Нажимайте на кнопку ниже, подписывайтесь на наш канал и слушайте любимые сказки в приятной озвучке вместе с ребенком.

 Читайте также:

Что такое арт-терапия и чем она полезна для детей

Развитие эмоционального интеллекта у детей

Почему ребенок злится: как справиться с агрессией

Сказкотерапия в клинике доктора Пеля – статьи о здоровье и медицине от клиники доктора Пеля

Медицинский центр

Статьи

Сказкотерапия в клинике доктора Пеля

Дата публикации: 27. 05.2022

«Сказкотерапия» — психотерапия с Татьяной Овсянниковой не только для самых маленьких!
Врач нашей клиники начинает знакомить вас с видами и особенностями сложной и интересной науки – психотерапии.

Доброго времени суток. Всем читающим хорошего настроения и искренних улыбок!
Меня зовут Татьяна, я семейный и клинический (медицинский) психоаналитик широкого профиля, нейропсихолог, гипнолог, сказкотерапевт и телесно-ориентированный специалист.

Сказкотерапия? Вы не ослышались. Врачи-психотерапевты действительно могут оказывать реальную помощь с помощью сказок.

Сказкотерапия — это одно из направлений психологии, арт-терапии. С помощью сказок специалисты развивают у пациентов эмоциональный интеллект, улучшают социальные навыки, помогают преодолеть страхи.

Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Любимые сказки — это индикатор того, что происходит у человека внутри. Сказка — сценарий, к которому мы привыкаем в детстве и впоследствии берем с собой во взрослую жизнь.

В работе с детьми сказкотерапия демонстрирует очень высокую эффективность. В моей практике есть много примеров, где сказочные персонажи помогли детям избавиться от психологических проблем: единорог избавил семилетнюю девочку от постоянного рефлекторного желания сосать палец, дракон помог одиннадцатилетнему мальчику пережить переезд в другую страну, развод родителей и наладить отношения с мамой.

В союзе со специалистом-логопедом сказкотерапевт повышает эффективность и скорость процесса избавления ребенка от заикания и других дефектов речи. Это происходит потому, что маленькие дети легко доверяют персонажам любимых историй и ассоциируют себя с ними. Особенно эффективными я считаю занятия в дистанционном формате. С помощью театрального фона и игрушек на экране можно создать эффект погружения ребенка в сказочную реальность, чтобы он забыл, что разговаривает с взрослым человеком-врачом и полностью доверился специалисту.

Сказкотерапевты могут разработать индивидуальную сказку для вашего ребенка с использованием его любимых персонажей, основываясь на переживаемых проблемах. Такую сказку родители могут использовать вне консультаций для того, чтобы наладить коммуникацию ребенка и помочь ему в трудных ситуациях.

Самое главное для специалиста – помнить, что перед тем, как разговаривать с ребенком, необходимо подробно обсудить с его родителями вопросы воспитания и внутрисемейных отношений. Мы, как взрослые, несем ответственность за многие травмы и проблемы своих детей.

В формате сказкотерапии эффективны, как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Записаться на сказкотерапию и задать уточняющие вопросы можно по телефону +7 (812) 323 04 45


Сказкотерапия для детей

По данным ЮНИСЕФ, каждый второй ребенок в Украине был вынужден покинуть свой дом после начала войны. 44% людей разлучены со своими семьями, разрушены или повреждены 844 украинские школы. 183 ребенка погибли, 342 получили ранения.

Украинские дети заслуживают того, чтобы оставаться в безопасности и быть счастливыми, и они нуждаются в нашей помощи и поддержке больше, чем когда-либо. Мы не можем оставаться в стороне от детских проблем и нужд.

Социально значимая цель фонда «Париматч» — разработка и внедрение различных инструментов и продуктов, которые помогут детям справиться с последствиями войны, преодолеть военную травму и обрести надежду на счастливое будущее. Это важный вклад в здоровье и благополучие нации.

Фонд совместно с международными экспертами создает пособие для родителей, которое поможет успокоить малышей и вернуть чувство безопасности. Главный инструмент – сказка.

Сказкотерапия – метод психологической коррекции личности ребенка путем чтения или прослушивания специально подобранных текстов. Идея сказкотерапии заключается в создании особого психического пространства, когда фантазии ребенка становятся похожими на реальность и способствуют преодолению его страхов и комплексов. Сказкотерапия снижает уровень тревожности, помогает преодолеть различные страхи, способствует адаптации коллектива. Сказка способна сдерживать детскую агрессивность, а неуверенным и застенчивым детям прибавлять уверенности.

Владислава Куринна , практикующий психолог, сказкотерапевт, соучредитель проекта «Поддержи ребенка», рассказывает об основных принципах сказкотерапии и дает практические советы родителям.

«Любимая игрушка, которую всегда можно носить с собой, которая не занимает ни сантиметра в чемодане и которую нельзя потерять – это та самая сказка»

Сказкотерапия как арт-терапевтический подход

Мир сказок всегда привлекает и детей, и взрослых. Когда происходят запутанные события, или нам нужно сделать сложный выбор или принять важное решение, мы доверяем своему подсознанию и часто обращаемся к выдуманным историям, где главный герой и его задачи являются полностью или частично отражением нашей ситуации. Вы помните наше детство, когда у каждого из нас была любимая сказка, полная скрытых символов, которые могли успокоить нас перед сном и укрепить веру в будущее? Мы знали, что гадкий утенок станет прекрасным лебедем, Золушка попадет на бал и найдет любовь, а плакать о разбитом золотом яйце не было смысла, потому что курица Ряба снесет простое. Относительно молодой метод сказкотерапии позволяет более эффективно использовать сказки для оказания психологической помощи и решения психологических проблем.

Сказка – мощное средство для отца, писателя, психолога и всех, кто нуждается в ее целебном воздействии. Его смысл воспринимается одновременно на двух уровнях: сознательном (когда человек воспринимает сказку как вымышленную и нереальную историю) и подсознательном (когда сюжет сказки и образ главного героя сцепляются с реальностью и находят совпадение в нем).

Чем может помочь сказкотерапия в психокоррекционной работе с детьми?

Сказка – это способ познания мира для каждого ребенка. Они исследуют окружающую среду, отношения между людьми, понятия добра и зла через сказочные образы, метафоры и символы. Так воспитываются нравственные качества личности, развиваются восприятие, воображение и т. д. Сказки помогают ребенку найти выход из захватывающей ситуации.

Спектр задач, которые можно решить с помощью сказки, очень широк:
Возрастные страхи
Психосоматические расстройства
Трудности в социализации
Проблемы с самооценкой и самовосприятием
Невротические расстройства: энурез, энкопрез, бессонница и др.

Каковы основные принципы создания психотерапевтической сказки для ребенка?

После определения проблемы, которую нужно исправить, взрослый может написать для ребенка специальную сказку.

История должна быть создана по определенному алгоритму. Сначала мы вводим главного героя, который похож на ребенка по внешности, определенной привычке или черте характера. Этот персонаж привлекает ребенка тем, что он находится в сфере ее интересов. Это может быть и любимый питомец малыша, и принцессы, волшебники, роботы или мультимедийный персонаж для детей. Следующей вехой повествования является описание трудностей и их последствий, с которыми сталкивается главный герой, что является полным отражением проблемы ребенка (боязнь темноты, энурез, нежелание делиться игрушками и т. д.). Затем главный герой преодолевает предложенные препятствия, и подробно описывается путь к избавлению от них. Главный герой делает выводы и живет лучше, чем раньше.

При написании сказки учитывайте возраст ребенка, чем старше ребенок, тем сложнее должен быть сюжет и тем более подробный рассказ. Но рассказ должен быть коротким.

Если родители не уверены в своих силах в написании лечебной сказки для ребенка, лучше обратиться к специалисту, который поможет.

Как усилить влияние сказки? Как его разнообразить?

Существует множество способов разнообразить как простое вечернее чтение сказок перед сном, так и психотерапевтическое.

Создавайте свои сказки вместе с ребенком. Попросите ребенка составить сказку о любимом герое и его приключениях. Этот процесс является диагностическим. Ведь через рассказ ребенок поделится своими мыслями, убеждениями и тревогами. Вы можете создать совершенно новую историю или историю на основе уже известной.

Продолжите приключения известного героя , сыграйте в сказку наоборот, когда известные добрые персонажи становятся злыми, а отрицательные превращаются в положительных. В конкретную сказку можно добавить лишнего героя (в сказку про курицу Рябу добавить черепашку-ниндзя).

Обсуждать сказку: главного героя, его действия, окружающий мир и т.д. Таким образом, ребенок учится анализировать события, выражать свою позицию, различать, что плохо, а что хорошо. Также можно поинтересоваться, какие выводы сделал бы ребенок, если бы действовал в такой ситуации.

Рисовать или лепить персонажей и ключевые сюжетные сцены . Эта техника арт-терапии развивает воображение и успокаивает нервную систему.

Постановка сказки. Этот простой прием усиливает впечатление сказки. Таким образом, ребенок погружается в приключения и способы решения проблем персонажа.
Сказку должен рассказывать значимый для ребенка человек. Например, специально для Telegram-канала «Поддержи ребенка» украинские военные записали более 70 сказок для детей о силе духа и неукротимости, победе добра, ценности любви и дружбы. Таким образом, у ребенка увеличивается смысл сказки и ее правдивость.

 

Сказка: модель посттравматического роста

Концепция посттравматического роста существовала задолго до того, как был придуман этот термин. Например, люди давно провозгласили: «Что тебя не убивает, делает тебя сильнее». Дело в том, что иногда получается, а иногда нет. А когда это не так, смысл терапии, ориентированной на травму, состоит в том, чтобы помочь тем, кто был ранен своим опытом, исцелиться и стать сильнее. Другими словами, когда посттравматический рост не происходит естественным образом, мы пытаемся его вызвать.

Переработка травмы или утраты долгое время считалась основным методом личностного роста (например, Cassem, 1975). Мой любимый подход к этому — юнгианская теория, а мой любимый пример — классика Джозефа Кэмпбелла (1949) «: Тысячеликий герой ». Кэмпбелл изучил многочисленные культурные ритуалы взросления, а также мифы и сказки, чтобы сформулировать квест героя как модель роста через столкновение со своими страхами, травмами и/или потерями и их преодоление.

Квест базовой структуры героя выглядит следующим образом:

  • Базовая линия, или «жили-были», когда все в норме.
  • Призыв к действию, в котором нормально больше не работает. Потому что теперь (например) старые родители уже не могут кормить своих подрастающих детей; или в городе есть дракон, сеющий хаос.
  • Сбор ресурсов, чтобы позволить герою, который обычно начинает как кто-то явно не героический, справиться с испытанием.
  • Смерть и возрождение. Герой использует свои ресурсы, сталкивается со смертью (или какой-то эквивалентной судьбой, такой как чары) и выживает. В процессе преодоления испытания герой трансформируется, например, из ребенка во взрослого или из раненого в целое.
  • Повторный вход, при котором герой возвращается домой, но в новой роли или на более высоком уровне в соответствии с достигнутым ростом/трансформацией.

Я обучал терапевтов этой модели на примере любимой (1939) киноверсия Волшебник страны Оз (Баум, 1900). Когда-то тяжелая фермерская жизнь прерывается звонком: злобная Майра Галч, которая планирует убить собаку Дороти.

Дороти убегает и (одно ведет к другому) обнаруживает, что она должна встретиться со злой ведьмой и убить ее, чтобы иметь возможность вернуться домой. По пути она собирает необходимые ресурсы, в том числе мудрость (Страшила), сострадание (Железный Дровосек) и мужество (Трусливый Лев), не говоря уже о собственной интуиции или бессознательном (это ее собака Тото). Она использует все это (компаньоны или качества), чтобы встретиться с ведьмой и победить ее. Она возвращается домой с новым уровнем зрелости и признательности за свою семью и свою черно-белую жизнь.

Было забавно использовать Волшебник страны Оз в качестве учебного пособия, но со временем я обнаружил потребность в истории, которая делала бы больше, которая обучала бы деталям подхода к терапии с учетом травм. Так что я разработал сказку, которая делала то, что описано здесь.

Эта история начинается с обычной жизни когда-то давно, и да, дракона по вызову; дракон также представляет травму или потерю. Страх и дисфункция королевства, реагирующие на дракона, представляют собой симптомы посттравматического стресса.

Затем история переходит от патологии к терапии.

Герой — просто какой-то парень, влюбленный в принцессу, которая хочет жениться на том, кто убьет дракона; это представляет собой фокус терапии на мотивационной работе, помогая клиенту определить и принять личные цели, связанные с лечением. В поисках героев прибытие дракона является частью зова, а любовь парня к принцессе, которая выйдет за него замуж только , если , — это все остальное.

Жители этого пораженного драконами королевства болеют за этого парня и помогают ему подготовиться к большой битве. Сначала они находят ему безопасное, защищенное место для тренировок; это представляет собой направленность терапии на стабилизацию. Затем они предоставляют личного тренера, чтобы помочь ему стать готовым к битве с драконом; это представляет собой фокус терапии на самоконтроле и навыках преодоления трудностей, а также на стадии поиска ресурсов.

Он встречает, сражается и убивает дракона; в терапии это работа по разрешению травм, а в поисках — смерть и возрождение. Хорошо, он женится на принцессе, и жители королевства гордятся тем, что помогли; в квесте это возвращение домой на более высоком уровне.

Но на этом все не заканчивается. Люди в королевстве не хотят больше вторжений драконов, поэтому они принимают различные меры, такие как посадка яблоневых садов, чтобы заблокировать легкий путь внутрь; это представляет собой направленность терапии на то, чтобы научить клиентов предвидеть будущие проблемы, которых затем можно избежать или с которыми можно справиться (например, предотвращение рецидивов). Затем королевство проводит ежегодные имитационные соревнования по убийству драконов, которые поддерживают участников в боевой форме на случай, если когда-нибудь появится еще один дракон; это представляет собой направленность терапии на снижение вреда.

Это краткое изложение, а не реальная история; об этом гораздо лучше рассказано в книгах (Greenwald, 2005, 2007, 2009, 2013; Greenwald & Baden, 2007) и обучающих программах. Наша сказочная модель лечения с учетом травм хорошо послужила нам в качестве учебного пособия, а также в качестве научно обоснованного подхода к лечению. И все это вышло из поисков Джозефом Кэмпбеллом героя как модели посттравматического роста.

Ссылки

Баум, Х. (1900). Чудесный волшебник из страны Оз. Чикаго: Компания Джорджа М. Хилла.

Кэмпбелл, Дж. (1949). Герой с тысячей лиц. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.

Cassem, NH (1975). Утрата как необходимая для роста. В B. Schoenberg, I. Gerber, A. Wiener, AH Kutscher, D. Piretz и AC Carr (Eds.), Тяжелая утрата: ее психосоциальные аспекты (стр. 9–17). Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.

Гринвальд, Р. (2005). Справочник по детской травме: руководство по оказанию помощи детям и подросткам, подвергшимся травме. Нью-Йорк: Хаворт.

Гринвальд, Р. (2007). EMDR в рамках фазовой модели лечения с учетом травмы. Нью-Йорк: Хаворт.

Гринвальд, Р. (2009). Лечение проблемного поведения: подход с учетом травм. Нью-Йорк: Рутледж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *