Что движет людьми: типология мотивов поведения и деятельности

Содержание

что движет людьми? — статья от «Живое Cлово, учебно-психологический центр» — 🎓Education.ua

  • Статьи
  • Профессии
  • Блог учебных заведений
  • Харин Александр Михайлович
  • 8 февраля 2019
  • ТренингиПереговоры, риторика, ораторское искусствоПсихология, эмоциональный интеллектСаморазвитие

Что движет людьми? Есть какая-то сила, которая срывает человека с места и заставляет его бежать, словно ошпаренного и воплощать задуманное. Что это за сила? Это наши мотивы и ценности.

И чтобы понять этот глубинный мотивационный механизм человека, разберемся, что такое мотивы и ценности, и как они связаны между собой.

Что такое мотивы и ценности

Ценности – это внутренние ориентиры, которые направляют нашу жизнь по определенному пути. Мы видим мир, через преломление этих ориентиров и счастливы, когда эти внутренние ориентиры достижимы. Мотивы, как мы понимаем, – это проявленные ценности, которые хотят воплотиться в цели. Например, если у человека есть ценность отношений, то желание дружить очень даже естественно. Дружить, проводить время вместе, делать что-то сообща – и есть мотивы этого человека. Или вот еще пример. Если у человека активна такая ценность, как «борьба», тогда мотивами для такого человека будут: конкуренция, победа, единоборства, желание померяться силами, и т.д. Выходит, что мотивы напрямую связаны с ценностями человека.

Истинные и искаженные мотивы и ценности

Существует два типа мотивов, как и два типа ценностей: истинные и искаженные. Неискаженная, чистая ценность рождает истинный мотив. Если есть искажение в ценности, тогда рождается искаженный мотив. Истинные мотивы и ценности говорят о чистых, неискаженных желаниях человека. Искаженные ценности, так же как и мотивы, говорят о тех же изначально истинных мотивах человека, в которые внесены были искажения воспитанием, давлением других людей, и прочее. К примеру, желание бороться и побеждать – это естественный мотив для ценности «борьба». Но желание кого-то нечестно ударить, подставить, унизить – это уже искаженный мотив. Этот мотив говорит, что человек не чувствует себя гармоничным и действовать по истинным мотивам, опираясь на истинную ценность, не может. По этой причине он вынужден добиваться своего другими путями. Поэтому часто так бывает, если у человека есть ценности «борьба» и «закон», он может реализоваться в борьбе за справедливость, и это правильно для его реализации по истинным ценностям. Если же, он не чувствует, что в мире есть справедливость, а его внутренний мир требует соблюдения «закона», в этом случае такой человек может действовать по искаженным мотивам. Тогда он становится невыносимым, мстительным и даже тираном. Это говорит о том, что его мотивы и ценности искажены.

Мотивы человека в работе, деятельности, творчестве

Мотивы напрямую связаны с ценностями. Исходя из этого, каждый человек имеет разные мотивы для своей деятельности, работы, творчества. Это так, ведь ценности у каждого человека разные. Вот у одного человека ценность «порядок». Он будет на своей работе наводить порядок. Если он управляет людьми, тогда он будет наводить порядок в подчинении, структуре управления. Если такой человек бухгалтер, тогда у него будет полный порядок в бухгалтерской отчетности, в делопроизводстве. Если же у человека активна ценность «единство», тогда он будет стремиться строить хорошие и теплые отношения в коллективе, между людьми. А работа бухгалтера ему будет совсем неинтересна. И получается, что люди с разными ценностями реализуют совершенно разные мотивы на одной и той же работе. Так же в одной и той же деятельности одному человеку работать будет интересно, другому нет. Ценности у людей разные, значит, разные мотивы. Разные мотивы рождают интерес и «не интерес» к труду, рождают разные подходы к деятельности.

Мотивы и ценности. Какую профессию выбрать 

Следует выбирать ту профессию, куда течет энергия. В этой профессии у человека будет самая мощная реализация. Одного человека мотивирует заработок, другого – отношения, третьего – личные профессиональные достижения. Для некоторых важно качество всего, к чему они прикасаются; и на работе, где на качество плюют, они будут страдать. Есть люди, для которых важно созидать и рождать что-то новое. Это ценности «жизнь» и «созидание». Поэтому работать в бюрократическом аппарате, где много бумажной писанины, отчетности им будет нелегко. Долго они там не задержатся, или же сломают себя. И всё же: что движет людьми? Теперь уж ясно на 100%. Это мотивы и ценности. Поэтому изучайте свои ценности, которыми вы живете, раскрывайте мотивы и тогда вы сможете:

  • Видеть перспективы в своей жизни, которые легко будет сделать планом и реализовать;
  • Планировать свою жизнь и не наступать на одни и те же грабли;
  • Управлять своей жизнью;
  • Жить реальной жизнью, а не в иллюзиях;
  • Быть более счастливыми и реализоваными, чем раньше.

На встрече с психологом Александром Хариным вы сможете задать свои вопросы о ценностях. А также понять как ладить с другими людьми благодаря науке соционике.


Что движет людьми? Что заставляет их рисковать собой и отдавать свою жизнь? — Данила Уськов

Данила Уськов, 21 июня 2020, 21:59 — REGNUM Нет ничего более очевидного, чем то, что распространение идей и учений оказало громадное влияние на историю. Да, существуют какие-то объективные законы развития социума, экономика, сфера интересов и многое другое. Все это чрезвычайно важно. Однако сколько не объясняй причины крестовых походов или завоеваний Александра Македонского с объективных позиций, указывая на экономические, политические причины и сферу интересов, все равно очевидным остается то, что в основе этих масштабных событий лежит человеческая страсть по тем или иным идеалам.

Эмиль Синьоль. Сен-Бернар проповедует Второй крестовый поход перед королем Людовиком VII, его королевой Элеонорой Аквитанской и аббатом Сугером в Везле, в Бургундии, 31 марта 1146 г. 1840 г

А проповедь христианства? Какими интересами руководствовался Христос, когда шел на крест? (прошу прощения у верующих за такой некорректный вопрос). А апостолы и катакомбное христианство? Ими воля к власти двигала и интересы? Да, потом, когда учения становились властной идеологией, их уже можно и нужно было рассматривать с точки зрения власти и интересов. Однако и в этом случае все к этому не сводилось.

Карл Маркс

Понимая огромную историческую силу идей материалист Маркс в «К критике Гегелевской философии права» писал:

«Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами».

То есть, если вы хотите противостоять вооруженной, материальной силе, вы должны ей противопоставить другую. А сделать это можно при помощи идеи, которая, «овладевая массами», эту силу создаст. Тогда эти массы станут такой вполне материальной силой, что мало не покажется.

Но какими свойствами должна обладать идея, чтобы завоевывать массы? Маркс тут же далее пишет:

«Теория способна овладеть массами, когда она доказывает ad hominem [применительно к данному лицу], а доказывает она ad hominem, когда становится радикальной. Быть радикальным — значит понять вещь в её корне. Но корнем является для человека сам человек. Очевидным доказательством радикального характера немецкой теории, следовательно— её практической энергии, служит то, что её исходным пунктом было решительное, положительное упразднение религии. Критика религии завершается учением, что человек — высшее существо для человека, завершается, следовательно, категорическим императивом, повелевающим ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом, — те отношения, которые нельзя лучше охарактеризовать, как возгласом одного француза по поводу проектировавшегося налога на собак: «Бедные собаки! С вами хотят поступить, как поступают с людьми!»

Доказательство чего-либо ad hominem, носит субъективный, человеческий, а не только научный характер. Без этого идея не будет достаточно «радикальной», что бы воспламенить массы. Этот радикальный характер придает «практическую энергию», которая нужна для свершения исторического деяния.

Что же касается религии, то в данном случае Маркс противопоставляет ей веру в человека. Но, во-первых, очевидно, что на предыдущих этапах жизни человечества, по такой же формуле религиозные «радикальные» идеи боролись с другими и велись религиозные войны. А во-вторых, Маркс говорит только о таком типе религиозности, который порождает «отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом». Но история полна религиозных восстаний. Да и Маркс, говоря о человеке, что на самом деле имеет в виду? Ведь тут он фактически заявляет, что нужна не столько наука, сколько идея и страсть, возбуждающие, в данном случае, против религиозного угнетения. Но такая страсть делает науку именно учением, ибо, как говорил Ленин,

«учение Маркса всесильно, потому что оно верно». Ленин не говорил «наука», а говорил именно «учение», ибо понимал, что вдохновлять может только учение, удел же науки — объяснять.

В. И. Ленин произносит речь перед войсками Всевобуча на Красной площади

Кстати, о Ленине. Широко известно, что Ленин очень мощно и глубоко переживал казнь своего брата революционера Александра Ульянова. Но ведь очень у многих царская власть несправедливо казнила родственников. Многие переживали и на этой почве увлекались различными революционными идеями. Однако Ленин, в отличие от этих многих, мог переживать именно «мощно» и очень глубоко. Результатом этой мощи, стало иное, чем у других, воспламенение Лениным идеями марксизма, что породило сначала партию большевиков, потом Великую Октябрьскую революцию, потом СССР, потом Победу над Гитлером и полет первого человека в космос.

История, конечно, не знает сослагательного наклонения. Да, если бы царская власть вела себя иначе, если бы не действовали объективные законы, то никакой гений и никакая партия революцию бы совершить не смогли. Однако все же зададимся нетривиальным вопросом, существовал бы СССР, если бы переживание Ленина было бы чуть менее мощным? Что если, вот такая вот «мелочь», как способность на глубокое переживание одного гения, смогло спасти Россию? Ведь по факту господа из временного правительства после осуществления февральской революции довели Россию и себя до ручки. И только страсть большевиков, «радикальность» их идеи, смогли возжечь в русском народе «практическую энергию», которая фактически собрала Россию заново.

Не вдаваясь в детали давнего спора «о роли личности в истории», можно с уверенностью констатировать, что хотя может быть история и сама создает великие личности, однако, несомненно, эти личности должны еще суметь просоответствовать историческому велению, оказаться ему соразмерными. То есть, иными словами, подлинный проповедник должен суметь стать вместилищем накаленной, «радикальной» идеи, чтобы его проповедь была услышана. Проповедник — не оратор. Ораторов много, а успешных проповедников за всю историю — единицы. И не важно, идет ли речь о проповеди религиозной идеи, или «материалистической». И то, и то — идея, которую проповедник доносит до масс. После чего эти массы становятся «материальной силой», делающей историю. Без понимания этой загадки проповеди, историю понять нельзя.

Академическая наука, сформировавшаяся, прежде всего, в лоне проекта «Просвещение», в силу своей специфики рассматривала, в основном, только объективные законы. Но, как мы видим, без субъективного подхода, понимания истории добиться нельзя. А такая загадка прозелитизма просто выходит за рамки возможностей сциентистского научного подхода.

Для того, что бы наглядно показать загадочность, степень непознанности и неучтенности субъективного фактора проповеди и проповедника в истории, я рассмотрю наиболее яркий, с моей точки зрения, пример — проповедь буддийского учения в Тибете.

Елена Александровна Островская

Соцшкола-спбгу.рф

Рассматривая этот пример, я попрошу читателя отвлечься от многих очень важных частностей: бесписьменный характер древней культуры тибетцев, их относительную дикость и других.

Более того, я даже не буду учитывать, что для эффективной проповеди буддизма, проповедник должен испытывать не огонь переживания, а лед бесстрастного «сострадания». Главное, что я бы хотел показать — это сама модель, которая носит универсальный характер, а так же то, почему она оказывается не по зубам академической науке.

В своей книге «Тибетский буддизм» специалист по социологии религий Елена Александровна Островская рассказывает о том, как тибетский министр Ба Салнан, перешедший в буддизм, решил насадить это учение в Тибете в VIII веке. Сначала Ба Салнан пригласил для этой цели главу буддийского миссионерского корпуса Шантаракшиту. Проповедь Шантаракшиты не имела успеха, так как он излагал тибетцам именно доктрину буддийского учения. Островская дает важное пояснение:

«Необходимо в этой связи сказать об особенностях буддийской проповеди, направленной на первичное изложение доктрины. Личность проповедника всегда отодвигается на второй план. Он выступает не от своего имени, а представляет ту религиозную традицию, к которой принадлежит в силу своей веры, убеждения, соответствующей подготовки. Проповедь, имеющая своей целью разъяснить основы учения Будды Шакьямуни, предполагала в Индии жесткую апелляцию к текстам канона. Содержательно она базировалась на знании проповедником письменной канонической традиции, а не на его собственных учительских интерпретациях. Именно таким образом и была построена проповедь Шантаракшиты. Он выступал в качестве знатока религиозной доктрины, знатока канона и стремился передать эти знания на доступном, как ему казалось, для слушателей языке».

Шантаракшита

Тибетцы не оценили такую холодную профессорскую, безличную проповедь Шантаракшиты. Им понадобилось нечто другое. Поняв, что именно нужно, «Шантаракшита, проанализировав причины неуспеха своей попытки обращения тибетцев в буддизм, порекомендовал Тисрондецану (царю тибетцев — прим. авт.) пригласить другого буддийского учителя — прославленного мастера тантры Падмасамбхаву. Идея Шантаракшиты заключалась в том, чтобы начать с популяризации буддизма в народной среде, применяя для этого методы, эффективные именно для населения, не владеющего письменностью».

То есть, к голой теории нужно было приложить и практику. Что же это за практика, и как, в данном случае, в лице Островской, на это смотрит наука?

«Как миссионер Падмасамбхава использовал вполне определенную технику религиозного обращения — убеждение посредством демонстрации необычных явлений, поражающих воображение. Он показал тибетцам, знакомым с магией, искусство впечатляющее, но связанное с иной, новой для них религией. А поскольку объектом его воздействия явились местные божества, Падмасамбхава сразу же был воспринят тибетцами как тот, кто может устанавливать контакт с этими божествами, то есть их избранник. Он доказал, что располагает особым мистическим даром, подобно служителям местных культов, но вместе с тем его способности более высокого порядка, ибо божества подчинились ему и проявили смирение».

После такого «поражения воображения» и «демонстрации необычных явлений», как пишет далее Островская: «проповедь основ доктрины оставалась прерогативой Шантаракшиты и возымела успех во время его повторного посещения Тибета».

Статуя Падмасамбхавы высотой 37,5 м на озере Ревалсар. Химачал-Прадеш. Северная Индия.

(сс) John Hill

Таким образом, общая модель заключается в том, что проповедник должен быть не только оратором и лектором, но и обладать определенным свойством, которое придает излагаемым доктринам убедительность. Таким свойством у Ленина были переживание и страстность, а у апостола Павла некое событие, которое случилось с ним по пути в Дамаск, благодаря которому он из Савла стал Павлом.

Что же касается буддизма, то наука говорит нам, что таким свойством является «убеждение посредством демонстрации необычных явлений, поражающих воображение». Кроме того, эта демонстрация должна быть дополнена «магией», направленной на «местные божества», «контактом» миссионера с этими божествами и обладание им «мистическим даром». И все эти способности проповедника должны быть «более высокого порядка», чем у местного жречества, что приведет к тому, что местные «божества подчинились ему и проявили смирение». Что тут неясного? Все понятно…

Так как наука в таких вопросах может пока только заниматься цитированием древних источников, то есть обращаться к культуре, без которой, как она декларирует, гордясь своей объективной рациональностью, она может якобы обойтись, я, без ложной гордости, обращусь за ответом к Александру Сергеевичу Пушкину.

Тут уместно целиком процитировать его великое стихотворение «Пророк»:

»Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Орест Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827

Это стихотворение, описывающее ничто иное, как процесс инициации, не только поэтично, но и технологично. Сначала адепт испытывает духовный кризис — обязательное условие начала инициатического пути. Потом появляется божество. А в итоге происходит полная личностная трансформация и превращение в пророка, который теперь действительно может, «глаголом жечь сердца людей», а не только излагать доктрины.

Других ответов на загадку прозелитизма пока не существует. Если такой ответ кого-то не устраивает, то он должен, опираясь на строгую науку, сказать, что Падмасамбхава дал лично в зубы каждому тибетскому крестьянину «бабок», а Ленин и большевики просто пообещали материальных благ, согласно лозунгу: «фабрики — рабочим, земля — крестьянам». Но что-то мне подсказывает, что ответ Пушкина пока куда ближе к истине, чем ответ науки…

Мотивация и то, что на самом деле движет человеческим поведением

В нашем мире экспоненциальных изменений и постоянно растущей сложности сила принадлежит тем, кто действует, и особенно тем, кто действует решительно и настойчиво.

Наша мотивация — наш самый ценный товар. Помноженная на действие, его ценность колеблется в зависимости от того, как мы вкладываем свое внимание.

Почему все мы рождаемся с безграничным потенциалом, но лишь немногие реализуют эти возможности?

Абрахам Маслоу

А что на самом деле движет людьми?

Некоторые из наших мотивов к действию являются биологическими, в то время как другие имеют личное и социальное происхождение. Мы мотивированы искать пищу, воду и секс, но на наше поведение также влияют социальное одобрение, принятие, потребность в достижении и мотивация идти на риск или избегать его, и это лишь некоторые из них (Морселла, Барг и Голлвитцер). , 2009).

В этой статье представлены некоторые основные концепции науки о мотивации.

Но прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения для достижения цели. Эти подробные научно обоснованные упражнения помогут вам или вашим клиентам поставить действенные цели и освоить методы, позволяющие добиться устойчивых изменений в поведении.

Эта статья содержит:

  • Типы мотивации
  • Мотивация и эмоции
  • Мотивация и личность
  • Мотивация к изменению
  • Счастье и человеческая мотивация
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Типы мотивации

Мотивацию можно воспринимать как внутреннюю. Биологические переменные берут начало в мозге и нервной системе человека, а психологические переменные представляют свойства психики человека – психологические потребности.

Внешние источники мотивации часто понимают с точки зрения переменных среды, таких как стимулы или цели. Наши внутренние источники мотивации взаимодействуют с внешними источниками, чтобы направлять поведение (Deckers, 2014).

Никогда не поздно стать тем, кем ты мог бы быть.

Джордж Элиот

Наша эволюционная история также объясняет аспекты мотивации и поведения, а наша индивидуальная личная история формирует наши мотивы и определяет полезность целей и стимулов.

Мотивация драйва

Когда симпатическая нервная система вырабатывает адреналин и норадреналин, она создает энергию для действия. Возможно, именно поэтому мотивация часто концептуализируется в терминах управляет . Наши тела стремятся вернуться к равновесию и стремятся к желаемому конечному состоянию, уменьшая или устраняя влечение (Reeve, 2018).

Потребности – это внутренние мотивы, которые активизируют, направляют и поддерживают поведение. Они порождают стремления, необходимые для поддержания жизни, роста и благополучия.

Голодный желудок не даст забыть его хозяину, какими бы ни были его заботы и печали.

Гомер, 800 г. до н.э.

Физиологические потребности — голод, жажда, секс и т. д. — это биологические начала, которые в конечном итоге проявляются как психологические влечения. Эти биологические события становятся психологическими мотивами. Важно отличать физиологическую потребность от создаваемого ею психологического влечения, поскольку только последнее обладает мотивационными свойствами.

Теория мотивации драйва говорит нам, что физиологические потребности возникают в нашем теле. Поскольку наша физиологическая система пытается поддерживать здоровье, она создает психологический импульс и мотивирует нас вывести систему из состояния дефицита в состояние гомеостаза (Reeve, 2018).

Если вы хотите узнать больше об этой теме, ознакомьтесь с нашими статьями о мотивации и теории мотивации.

Цель Мотивация

Говоря о мотивации, неизбежно возникает тема целей. Как когнитивное ментальное событие цель — это «побуждение к действию», которое функционирует как движущая сила, которая заряжает энергией и целенаправленно направляет наше поведение и побуждает людей вести себя по-другому (Ames & Ames, 19). 84).

Цели, как образ мышления, убеждения, ожидания и самооценка, являются источниками внутренних мотивов. Эти когнитивные источники мотивации объединяют и побуждают нас к действию.

Цели создаются тем, чего НЕТ, или, другими словами, несоответствием между тем, где мы находимся, и тем, где мы хотим быть. Поговорка « Если вы не знаете, куда идете, любая дорога приведет вас туда » описывает разницу в мотивированном поведении между теми, у кого есть цели, и теми, у кого их нет (Локк, 19 лет).96; Локк и Латам, 1990, 2002).

Но не обязательно просто формулировать цели. Как мотивационная конструкция, постановка целей приводит к результатам только тогда, когда цели являются сложными, конкретными и согласуются с личностью.

Мы прилагаем больше усилий для достижения сложных целей (Locke & Latham, 1984, 1990, 2002), сосредотачиваем наше внимание на степени их специфичности (Locke, Chah, Harrison, & Lustgarten, 1989) и черпаем энергию из того, как эти цели отражают наши ценности (Шелдон и Эллиот, 19 лет). 99).

Чтобы узнать больше о том, как сделать цели сложными, конкретными и личными, ознакомьтесь с нашими статьями «Наука и психология постановки целей 101» и «Постановка целей: шаблоны и рабочие листы для достижения целей».

Мотивация и эмоции

Понятие мотивации тесно связано с эмоциями. Оба эти слова происходят от одного и того же базового латинского корня movere , что означает «двигаться».

Эмоции считаются мотивационными состояниями, потому что они генерируют всплески энергии, которые привлекают наше внимание и вызывают нашу реакцию на значимые события в нашей жизни (Изард, 19 лет).93).

Эмоции генерируют импульс, чтобы справиться с наличными обстоятельствами (Keltner & Gross, 1999).

Вместе с эмоциями мотивация является частью основного психологического явления, называемого аффектом.

Мы ощущаем эти переживания физиологически и эмоционально, и они мотивируют и направляют наше поведение и принятие решений. Самое главное, они оказывают значительное влияние на наше психическое и физическое здоровье. См. нашу статью о важности и преимуществах мотивации.

Мотивация и личность

Связаны ли определенные личностные факторы с мотивацией?

Мотивированы ли мы по-разному?

Теория личности и исследования показывают, что на самом деле мы по-разному мотивированы в зависимости от наших личностных качеств. Высокий уровень определенной черты часто заставит нас действовать так, как предполагает эта черта: мы будем более открытыми опыту, добросовестными, экстравертными, приятными и невротичными. Мы будем мотивированы различными стимулами, целями и действиями, но также будем выбирать различные ситуации.

Задача психологии состоит в том, чтобы определить, что это за ситуации и поведение.

Исследования корреляции черты и среды показывают, что если мы проявляем характеристики на одном конце личностного измерения, мы будем искать, создавать или изменять ситуации иначе, чем люди на другом конце спектра (Deckers, 2014).

В дополнение к каждой из пяти личностных черт, наша склонность к поиску ощущений играет важную роль в том, насколько мы готовы идти на риск, чтобы испытать разнообразные, новые, сложные и интенсивные ощущения и переживания (Deckers, 2014).

Кибернетическая теория «большой пятерки» связала личностные черты с типом целей, которые мы выбираем, и показала, что конкретные цели будут мотивировать соответствующее поведение состояния личности, эффективное для достижения этой цели (Deckers, 2014). Например, хотя люди с экстравертными и интровертными чертами личности одинаково реагируют на стимулы, предназначенные для того, чтобы привести их в приятное гедонистическое настроение, люди с высоким уровнем экстраверсии более чувствительны к наградам.

Они реагируют более энергичным возбуждением в ответ на погоню за вознаграждением и чаще, чем интроверты, ищут социальную стимуляцию в различных ситуациях (Deckers, 2014).

Гипотеза ченнелинга исследует, как конкретные личностные черты определяют то, как мы выражаем мотивацию и как мы можем реагировать на наши личные мотивационные побуждения. В нем предполагается, что (Deckers, 2014):

  • Экстраверты, как правило, делают карьеру с высокой отдачей, чтобы удовлетворить свой мотив власти, и с большей вероятностью, чем интроверты, выполняют волонтерскую работу, чтобы реализовать свой мотив принадлежности.
  • Те, у кого высокий уровень невротизма, легче вызывают плохое настроение, менее удовлетворены своими отношениями и карьерой и с большей вероятностью предпочтут выпить в одиночестве после негативных социальных обменов.
  • Люди с высоким уровнем добросовестности получают более высокие оценки и с большей вероятностью будут вести себя в целях укрепления здоровья.
  • Было обнаружено, что очень приятные люди чаще помогают друзьям и братьям и сестрам, попавшим в беду.

Гипотеза отбора предполагает, что часто совокупность уровней признаков будет ассоциироваться с определенным поведением. Многие из этих исследований дали очень интересные результаты, которые показали, что (Deckers, 2014):

  • Учащиеся с низким уровнем экстраверсии, покладистости и добросовестности проводят больше времени в Интернете.
  • Люди с высокой открытостью опыту больше искали контактов с представителями групп меньшинств и сообщали о меньшем предубеждении, чем люди с высокой доброжелательностью.
  • Счастье было связано с высоким уровнем экстраверсии и покладистости и низким уровнем невротизма.

Существуют и другие личностные факторы, которые могут влиять на мотивацию и то, что побуждает нас к достижению наших целей (Deckers, 2014):

  • Люди с высоким уровнем сознательности испытывают меньше стрессовых факторов благодаря планированию.
  • Люди с высоким уровнем покладистости испытывают меньше межличностных стрессоров, потому что они более склонны к сотрудничеству.
  • Люди с высоким уровнем невротизма испытывают больше межличностных стрессоров.
  • Люди с высокой добросовестностью, экстраверсией и открытостью к опыту справляются с непосредственным взаимодействием со стрессорами.
  • Те, у кого высокий уровень невротизма, справляются с помощью отстранения, например, убегая от стрессора или не думая о нем.
  • Прибавка в весе в течение жизни людей более значительна, когда они отличаются высоким уровнем невротизма и экстраверсии и низким уровнем сознательности.
  • Аспекты низкой приятности также способствуют увеличению веса.
  • Люди, ищущие острых ощущений, положительно реагируют на рискованные события, наркотики и необычный опыт и с большей вероятностью будут искать рискованные виды спорта и заниматься ими, предпочитают необычные стимулы и ситуации и экспериментируют с необычными вещами.
  • Искатели с низким уровнем ощущений негативно реагируют на рискованные события.
  • Различные компоненты поиска острых ощущений связаны с предпочтением бессмысленного юмора или сексуального юмора.

Наконец, такие черты личности, как добросовестность, открытость и экстраверсия, положительно связаны с внутренней мотивацией. С другой стороны, добросовестность, экстраверсия и невротизм положительно связаны с внешней мотивацией достижения (Deckers, 2014).

Хотя было обнаружено, что уступчивость отрицательно связана с внешней мотивацией достижения, добросовестность была аномальной, поскольку она была положительно связана как с внутренней, так и с внешней мотивацией. Эти результаты показывают, что обе формы мотивации могут быть более сложными, чем предполагалось изначально (Hart et al., 2007).

См. нашу статью о важности и преимуществах мотивации, чтобы узнать больше о самомотивации и полном самоопределении.

Загрузить 3 бесплатных набора целей (PDF)

Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.

Мотивация к изменениям

Тема мотивации часто обсуждается в контексте изменений.

Многие из нас ходят в тренажерный зал или на тренировочные программы; другие прибегают к терапии или коучингу, потому что хотят перемен. Но изменение редко бывает простым или линейным процессом. Частично причина связана с тем, насколько сложно найти мотивацию для участия в деятельности, которая не является мотивирующей по своей сути.

Когда деятельность является аутотелической или вознаграждающей и интересной сама по себе, мы делаем ее просто для удовольствия, и мотивация вряд ли необходима (Csikszentmihalyi, 1990).

Некоторые изменения на первый взгляд кажутся негативными, но вскоре вы поймете, что в вашей жизни создается пространство для появления чего-то нового.

Экхарт Толле

Однако чаще всего то, что мы хотим изменить, требует самоконтроля, чтобы воздерживаться от поведения, которое не служит нам, но доставляет удовольствие. Не говоря уже о том, что для выполнения этих часто сложных и неблагодарных действий, которые продвигают нас к ценному результату, требуется приверженность.

Деси и Райан (1995), изучавшие автономную саморегуляцию, предположили, что нам нужно отойти от действий, мотивированных извне (например, когда мы должны что-то сделать, потому что боимся последствий), и перейти к интроецированным и даже полностью самостоятельным действиям. — детерминированное регулирование, когда мы ценим новое поведение и согласовываем его с другими аспектами нашей жизни.

См. запись в нашем блоге под названием «Что такое мотивация», чтобы узнать больше о самомотивации.

«Поэтапные» подходы к поведенческим изменениям оказались особенно эффективными для повышения мотивации к достижению трудных и не мотивирующих целей, поскольку они позволяют реалистично ожидать прогресса (Zimmerman, Olsen, & Bosworth, 2000).

Модель «Этапы изменений» Prochaska, et al. (DiClemente, & Prochaska, 1998), также известная как транстеоретическая модель изменений (TMC), является одним из таких подходов, обычно используемых в клинических условиях. В этой модели изменения рассматриваются как постепенные, последовательные и контролируемые. Его реальное применение можно увидеть в методах мотивационного интервьюирования, ориентированном на клиента методе содействия изменениям.

Здесь мотивация повышается вместе с готовностью к изменениям, которая определяется нашим:

  • Готовность к изменениям.
  • Уверенность в том, что желание изменилось.
  • Действия, предпринятые для внесения изменений.

См. нашу статью о мотивационном интервью для углубленного анализа этой модели изменений и ее многочисленных применений.

Счастье и мотивация человека

Может ли счастье быть мотивирующим фактором?

Ответ на этот вопрос зависит как от того, как мы определяем счастье, так и от того, кого мы спрашиваем.

Благодаря быстрому развитию исследований в области позитивной психологии, науки о том, что делает жизнь достойной жизни, мы многое знаем о том, что делает нас счастливыми и что ведет к психологическому благополучию. Существует также множество доказательств того, что положительный субъективный опыт способствует повышению мотивации.

Из исследования Барбары Фредриксон (2004 г.) о том, как положительные эмоции расширяют наше восприятие и повышают положительное влияние и благополучие, до исследования Терезы Амабиле и Стивена Крамера (2011 г. ), которое показывает, насколько счастливые сотрудники более продуктивны, мы можем видеть, как культивирование оптимизма и положительные эмоции могут выполнять адаптивную роль и быть своеобразным мотивационным фактором.

Те, кто чувствует себя хорошо или проявляет положительные эмоции:

  • более креативны (Любомирский и др., 2005),
  • больше помогайте другим (Фейнгольд, 1983),
  • стойкий перед лицом неудачи (Erez & Isen, 2002; Kavanagh, 1987),
  • принимают решения эффективно (Schwartz et al., 2002) и
  • демонстрируют высокую внутреннюю мотивацию (Graef et al., 1983).

Исследования показывают, что краткосрочное положительное влияние помогает нам добиться успеха во многих областях нашей жизни, включая брак, дружбу, доход, работу и здоровье (Любомирский, Кинг и Динер, 2005).

Модель теории положительных эмоций «расширяй и развивай» Перепечатано с разрешения Guilford Press, Fredrickson, and Cohn (2008, рис. 48.1) [17]. Рисунок 2. Концептуальная основа исследования.

Хорошая жизнь состоит в том, чтобы получать счастье, используя свои сильные стороны каждый день в основных сферах жизни. Осмысленная жизнь добавляет еще один компонент: использование тех же сильных сторон для распространения знаний, силы или добра.

Мартин Селигман

Мартин Селигман (Martin Seligman, 2002) утверждал, что подлинное счастье и удовлетворение жизнью имеют мало общего с удовольствием и во многом связаны с развитием личных качеств и характера. Если познание служит мотивации (Vohs & Baumeister, 2011), то развитие личных качеств и характера должно привести к усилению мотивации.

Говоря об эвдемонии как о форме благополучия, повторяющиеся концепции включают смысл, высшее вдохновение, связь и мастерство (David, Boniwell, & Ayers, 2014) — все атрибуты, связанные с когнитивными механизмами мотивации.

Лучшие моменты в нашей жизни — это не пассивное, восприимчивое, расслабляющее время… лучшие моменты обычно случаются, когда тело или разум человека напрягаются до предела в добровольном усилии выполнить что-то сложное и стоящее.

Mihaly Csikszentmihalyi

Эти высшие мотивы и их поведенческие проявления также могут быть описаны как последствия эвдемонии. Согласно Haidt (2000), возвышающий опыт может мотивировать добродетельное поведение.

Селигман (2002) назвал это высшим удовольствием, а Маслоу (1973) описал эвдемоническую личность как автономную, принимающую себя, позитивно относящуюся к другим и обладающую чувством превосходства во всех областях жизни (Дэвид, Бонивелл и др.). Айерс, 2014). И, как показывает это описание, эти люди будут очень мотивированы.

Позитивная психология смотрит на человека и спрашивает: «Что может быть?» Однако наиболее важно то, что позитивная психология привлекает внимание к активному развитию личных сильных сторон и компетенций, а это не может быть плохим для мотивации.

Важная информация

Понимание принципов мотивации дает нам возможность находить действенные решения реальных мотивационных проблем. Ибо что может быть важнее, чем воодушевлять окружающих на более целенаправленные действия, достижение целей, оптимальный опыт, полноценное функционирование, здоровое развитие и устойчивое чувство собственного достоинства?

Изучение и применение науки о мотивации также может помочь нам обратить вспять или справиться с импульсивными побуждениями, привычным опытом, неудачей в достижении цели, контрпродуктивным функционированием, негативными эмоциями, скукой, неадекватным или дисфункциональным развитием и хрупким чувством собственного достоинства.

Если величайшая победа — над собой, то не должны ли мы стремиться подняться над своими ограничениями?

Оставьте нам свое мнение по этой теме.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения для достижения цели.

  • Амабиле, Т. М., и Крамер, С. Дж. (2011). Сила маленьких побед. Harvard Business Review . Получено с https://hbr.org/2011/05/the-power-of-small-wins.
  • Эймс, К. (1984). Приписывание достижений и самоинструкция в рамках конкурентных и индивидуалистических структур целей. Журнал педагогической психологии, 76 (3), 478-487.
  • Чиксентмихайи, М. (1990). Поток: психология оптимального опыта . Харпер и Роу.
  • Дэвид С.А., Бонивелл И. и Айерс А.С. (2014). Оксфордский справочник счастья. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета.
  • Деси, Э.Л., и Райан, Р.М. (1995). Человеческая автономия: основа истинной самооценки. В MH Kernis (Ed. ), . Эффективность, свобода действий и самооценка (стр. 31–49).). Пленум Пресс.
  • Декерс, Л. (2014). Мотивация: биологическая, психологическая и экологическая (4-е изд.) . Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
  • DiClemente, CC, & Prochaska, JO (1998). На пути к всеобъемлющей транстеоретической модели изменений: этапы изменений и аддиктивное поведение. В WR Miller & N. Heather (Eds.). Лечение аддиктивного поведения (2-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пленум Пресс.
  • Эрез, А., и Изен, А.М. (2002). Влияние положительного аффекта на компоненты мотивации ожидания. Журнал прикладной психологии , 87, 1055–1067.
  • Фейнгольд, А. (1983). Счастье, бескорыстие и популярность. Журнал психологии , 115, 3–5.
  • Фредриксон, Б.Л. (2004). Теория расширения и построения положительных эмоций. Философские труды Лондонского королевского общества. Серия B: Биологические науки , 359 (1449), 1367-1377.
  • Грэф, Р. , Чиксентмихайи, М., и Джанинно, С.М. (1983). Измерение внутренней мотивации в повседневной жизни. Изучение досуга , 2, 155–168.
  • Хайдт, Дж. (2000) Положительная эмоция возвышения. Профилактика и лечение , том 3(1), март 2000 г., нумерация страниц не указана Статья 3c.
  • Харт, Дж. В., Стассон, М. Ф., Махони, Дж. М. и Стори, П. (2007). Большая пятерка и мотивация достижения: изучение взаимосвязи между личностью и двухфакторной моделью мотивации. Исследование индивидуальных различий 2007 , Vol. 5, (№ 4), 267–274.
  • Изард, CE (1993). Эмоции . Ирвингтон.
  • Кавана, Д. Дж. (1987). Настроение, настойчивость и успех. Австралийский журнал психологии , 39, 307–318.
  • Келтнер, Д., и Гросс, Дж. Дж. (1999). Функциональные счета эмоций. Познание и эмоции, 13 (5), 467-480.
  • Локк, Э.А. (1996). Мотивация через осознанную постановку целей. Прикладная и профилактическая психология , 5, 117-124.
  • Локк, Э., Ча, Д., Харрисон, С., и Ластгартен, Н. (1989). Отделение эффектов специфичности цели от уровня цели. Организационное поведение и процессы принятия решений человеком . 43, (2), 270-287.
  • Локк, Э.А., и Латам, Г.П. (1984). Постановка целей: мотивационный метод, который работает! Прентис Холл.
  • Локк, Э.А., и Латам, Г.П. (1990). Теория постановки целей и выполнения задач . Прентис-Холл.
  • Локк, Э.А., и Латам, Г.П. (2002). Создание практически полезной теории постановки целей и мотивации задач: 35-летняя одиссея, Американский психолог , 57, 705-717.
  • Любомирский С., Кинг Л. и Динер Э. (2005). Преимущества частого позитивного воздействия: ведет ли счастье к успеху? Психологический бюллетень, 131 (6), 803-855.
  • Маслоу А. Х. (1973). Доминирование, самооценка, самоактуализация: зародышевые статьи А. Х. Маслоу . Томсон Брукс/Коул.
  • Морселла, Э., Барг, Дж. А., и Голлвитцер, П. М. (2009). Оксфордский справочник по человеческой деятельности . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, США.
  • Рив, Дж. (2015). Понимание мотивации и эмоций (6-е изд.). Хобокен, Нью-Джерси: Wiley.
  • Шварц Б., Уорд А. Х., Монтероссо Дж., Любомирский С., Уайт К. и Леман Д. (2002). Максимизация против удовлетворения: счастье — это вопрос выбора. Журнал личности и социальной психологии , 83, 1178–1197.
  • Селигман, Массачусетс (2002). Подлинное счастье: использование новой позитивной психологии для реализации вашего потенциала для постоянного удовлетворения. Саймон и Шустер.
  • Шелдон, К.М., и Эллиот, А.Дж. (1999). Стремление к цели, удовлетворение потребностей и долгосрочное благополучие: модель самосогласования. Журнал личности и социальной психологии, 76 (3) , 482-497.
  • Vohs, KD, & Baumeister, RF (Eds.). (2011). Справочник по саморегулированию: исследования, теория и приложения (2-е изд. ). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Guilford Press.
  • Циммерман Г.Л., Олсен К.Г. и Босворт М.Ф. (2000). Подход «Этапы изменений» к помощи пациентам в изменении поведения, Американский семейный врач. 61 , 1409-1416.

Что мотивирует и движет людьми? — Основы мотивации!

Перейти к основному содержанию

Катрин Винклер

Катрин Винклер

Тренер по лидерству, член наблюдательного совета, спикер, автор, энтузиаст цифровой трансформации и обучения, эксперт по персоналу

Опубликовано 20 июля 2021 г.

+ Подписаться


Компаниям нужны преданные сотрудники, как и менеджерам. И сотрудники тоже хотят быть вовлеченными и выполнять работу, которая их удовлетворяет, дает им смысл и радость. Мотивация является ключом к достижению этих целей. Каждая сторона должна сыграть свою роль. Потому что с точки зрения работодателя недостаточно создавать стимулы для сотрудников или просто быть мотивированным как работник (внешняя мотивация). Каждый также должен взять на себя ответственность за собственную мотивацию и активно к ней стремиться (внутренняя мотивация). Чтобы это стало возможным, организации должны, в свою очередь, работать над созданием необходимых условий. В конце концов, что, если бы сотрудники были заинтересованы и мотивированы на работу без ежегодного повышения заработной платы и т. д.? Далее мы рассмотрим основные аспекты мотивации в контексте работы, которые помогают достичь этой цели.

Во-первых, важно отметить , что не существует универсального рецепта мотивации . Это очень индивидуально и не может работать универсально для всех. Поскольку у людей разные характеры, у них также разные основные мотиваторы (McClelland, 1987). Три основные потребности управляют нашим поведением и, таким образом, влияют на то, что нас мотивирует: Достижение (достижение цели), Сила (влияние на других) и Принадлежность (хорошие отношения). Мы должны осознавать эти потребности и размышлять над тем, какие из них больше всего движут и мотивируют нас лично. Например, человек с высокой потребностью в достижениях мотивирован выполнением сложных, но достижимых задач. Высокая потребность во власти требует соперничества, влияния или задач, повышающих статус. Высокая потребность в принадлежности означает работу с другими, сотрудничество и создание гармонии.

Таким образом, рефлексивность играет центральную роль в принятии ответственности за собственную мотивацию . В дополнение к оценке степени своих собственных основных потребностей также важно знать и переоценивать свой индивидуальный горизонт контроля. Горизонт контроля относится к (воспринимаемому) контролю над событиями. Люди с сильными внешними предубеждениями винят в своих успехах или неудачах внешнее влияние, в то время как люди с сильными внутренними предубеждениями винят себя или часто ищут вину перед собой. Итак, чтобы мотивировать себя, нужно знать свою реакцию и стараться избегать крайностей, а вместо этого стремиться к уравновешенному отношению (Андерсон, 19 лет).77; Роттер, 1966).

Важно смотреть на то, что мотивирует себя. Потому что, если мотивация возникает из нашего собственного самоопределенного решения сделать что-то (внутренняя мотивация), она гораздо более выражена, чем из внешнего стимула, который хочет побудить нас совершить определенное действие (внешняя мотивация) (Ryan & Deci). , 2000). Когда мы делаем то, что нас мотивирует, мы становимся счастливее и преследуем важные для нас цели. Например, когда сотрудники вынуждены работать из дома, их мотивация снижается на 17% по сравнению с тем, когда у них есть выбор места работы (McGregor, L. & Doshi, 2020).

Однако для самоопределения таким образом должны быть удовлетворены основные потребности, такие как компетентность, связанность и автономия (Ryan & Deci, 2000). Это связано с тем, что прежде чем мы вообще сможем быть мотивированы — извне или изнутри — должны быть выполнены определенные 90 436 основных условий, чтобы основные потребности были удовлетворены, 90 437 и нам не нужно мысленно беспокоиться об их удовлетворении (Herzberg et al., 1959). . Это так называемые гигиенические факторы, такие как хорошие условия труда, достаточная заработная плата или хорошие отношения с коллегами. Если мы не чувствуем стресса из-за этих факторов, такие мотиваторы, как самоопределение и признание, могут иметь гораздо более сильный эффект. Таким образом, мотивирующий эффект денег часто переоценивается, потому что это скорее гигиенический фактор, который необходимо соблюдать, чем мотиватор!

Именно за выполнение гигиенических требований компаниям стоит задача. Только менеджеры могут позволить сотрудникам работать самостоятельным образом, демонстрировать им признание и признательность, поддерживать их в процессе их собственного размышления, а также реагировать и учитывать их индивидуальные мотиваторы и основные потребности.

Потому что никто в компании не знает отдельного сотрудника лучше и не имеет прямого влияния на рабочую среду, задачи и постановку/достижение целей. Менеджер имеет большую власть над сотрудниками, может заставить их испытать поток, недооценить их или довести до выгорания (Csíkszentmihályi, 2004). Осознание этой ответственности является первым шагом для менеджеров к мотивированным сотрудникам. Они также должны задуматься о своем основном отношении к своим сотрудникам. Если руководитель считает, что сотрудник не мотивирован выполнять свою работу и поэтому нуждается в контроле, сотрудник не будет чувствовать себя уважаемым и будет реагировать точно так же. Однако, если менеджер считает, что сотрудник любит то, что он или она делает, и делает все возможное, он или она даст сотруднику доверие и свободу, что заставит сотрудника чувствовать уважение и мотивацию выполнять свою работу. в меру своих возможностей (МакГрегор, Д., 19 лет).60).

Проведение бесед с сотрудниками об их мотивации и сознательное побуждение их к размышлению — такая же часть задач мотивирующего менеджера, как и внимание к удовлетворению основных потребностей людей. Они очень индивидуальны и связаны с соответствующей ситуацией, личностью и т. д. Обобщение и формирование порядка, представленное пирамидой потребностей Маслоу (1970), не является ни полезным инструментом для принятия во внимание индивидуума, ни эмпирически проверяемым ( Барчер и др., 2012).

Поэтому сотрудники должны взять на себя ответственность за свою внутреннюю мотивацию и познать себя, а компании должны создать необходимые рамочные условия, чтобы руководители могли поддерживать своих сотрудников в этом. Мотивация – это двусторонний процесс воздействия, в котором в центре внимания должно быть не побуждение сотрудников к чему-либо, а создание ситуации, в которой они действуют по собственной инициативе и хотят сделать все возможное. Это может быть достигнуто только за счет индивидуального рассмотрения менеджером своих сотрудников.

 

Андерсон, Ч. Р. (1977). Локус контроля, совладающее поведение и производительность в условиях стресса: лонгитюдное исследование. Журнал прикладной психологии, 62 (4), 446–451.

Барчер Т., Штёкль Дж., Трегер Т. (2012). Персональный менеджмент. Grundlagen, Handlungsfelder, Praxis. Мюнхен: Пирсон.

Чиксентмихайи, М. (2004). Хороший бизнес. Лидерство, поток и создание смысла. Викинг.

Герцберг Ф., Мауснер Б. и Снайдерман Б. Б. (1959). Мотивация к работе. Нью-Йорк: Джон Уилли и сыновья. Инк

Маслоу А. (1970). Мотивация и личность, 2. Ауфл. Нью-Йорк: Харпер и Роу.

Макклелланд, округ Колумбия (1987). Мотивация человека. Нью-Йорк: Кембриджский университет.

МакГрегор, Д. (1960). Человеческая сторона предприятия. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

МакГрегор, Л.; Доши, Н. (2020). Как поддерживать мотивацию вашей команды удаленно. В: Гарвардский бизнес-обзор. https://hbr.org/2020/04/how-to-keep-your-team-motivated-remotely

Роттер, Дж. Б. (1966). Обобщенные ожидания внутреннего и внешнего контроля подкрепления. Психологические монографии: Общие и прикладные, 80(1), 1.

Фотографии: https://bildagentur.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *