Ученые рассказали, почему не стоит смотреть телевизор
Большая любовь к просмотру телепередач грозит ухудшением когнитивных функций и снижением объема серого вещества, предупреждают американские ученые. Все это потенциально повышает риски развития деменции. Подобный интеллектуально пассивный досуг исследователи предлагают заменить настольными и компьютерными играми или чтением.
Проводить слишком много времени перед телевизором опасно для мозга, показали сразу три исследования, представленных на онлайн-конференции Американского общества кардиологов. Долгий просмотр телепередач оказался способен приводить к ухудшению когнитивных функций и уменьшению объема серого вещества мозга.
Когнитивные функции позволяют человеку запоминать, думать, рассуждать, общаться и решать проблемы. По мере старения они постепенно ухудшаются, и сейчас, когда продолжительность жизни человека значительно возросла, когнитивные нарушения становятся серьезной проблемой для населения в целом — каждый год диагностируется более 7 млн случаев деменции. Однако многие факторы, влияющие на когнитивные функции, связаны с образом жизни, и человек может контролировать их самостоятельно.
«Исследования показывают пользу физических упражнений для поддержания здоровья мозга, однако о потенциальном влиянии длительных малоподвижных занятий, таких как просмотр телевизора, на структуру и функции мозга, известно мало, — говорит профессор Келли Петти Габриэль из Алабамского университета в Бирмингеме. — На это важно обратить внимание, потому что другие исследования показали, что физическая активность и малоподвижный образ жизни могут по-разному влиять на здоровье. Переход на здоровый образ жизни в среднем возрасте, от 45 до 64 лет в контексте нашего исследования, может быть важным фактором для поддержания здоровья мозга в более поздние годы».
Участниками первого исследования стали почти 11 тыс. человек, средний возраст которых составил около 59 лет. В 1987-1989 и 1993-1995 годах они сообщали ученым, сколько времени уделяют просмотру телевизора. За время исследования привычки не поменялись более чем у половины участников. В 1996-1998 и 2011-2013 годах они также прошли тесты для оценки рабочей памяти, языковых навыков, скорости обработки информации и исполнительных функций.
%По сравнению с участниками, которые вообще не смотрели телевизор или делали это редко, у любителей телепередач когнитивные функции оказались хуже на 6,9%.
Однако с частотой случаев деменции это ухудшение оказалось не связано.
«Поддержание здорового образа жизни после 45 лет, в том числе ограничение времени просмотра телевизора, может быть важным фактором для сохранения здоровья мозга в более позднем возрасте», — заявила команда.
В исследовании специалистов Колумбийского врачебно-хирургического колледжа участвовал 1601 человек, средний возраст участников составил около 76 лет. Помимо самоотчетов о просмотре телевизора они также проходили МРТ мозга. У тех, кто проводил больше времени перед телевизором, наблюдалась более выраженная атрофия серого вещества мозга, которое важно для многих функций, включая управление мышцами, зрение, слух и принятие решений. Также большие объемы серого вещества связаны с лучшими когнитивными навыками.
«Наши результаты свидетельствуют о том, что длительный просмотр телевизора, который можно отнести к одному из видов сидячего поведения, может быть связан со снижением когнитивных функций и ухудшением здоровья мозга, — говорит профессор Прия Палта, ведущий автор работы. — Борьба с сидячим образом жизни может стать важным фактором для поддержания здоровья мозга».
В третьей работе исследователи из Университета Джонса Хопкинса в Мэриленде тоже обнаружили связь между просмотром телевизора и объемом серого вещества.
Наблюдая на протяжении нескольких десятилетий за 5115 добровольцами, они установили, что увеличение среднего времени просмотра телевизора связано с уменьшением объемов серого вещества на 0,5%, что аналогично темпам ежегодной атрофии в пожилом возрасте.
«Новые данные показывают, что просмотр телевизора связан с когнитивными функциями и объемом серого вещества, — говорит ведущий автор одного из исследований Райан Догерти. — Учитывая, что биологические процессы, лежащие в основе деменции, как правило, начинаются в среднем возрасте, можно снизить риски, скорректировав поведение — например, отказаться от чрезмерного просмотра телевизора».
Все исследователи согласились, что необходимо определить модифицируемые модели поведения, такие как чрезмерный просмотр телевизора, на которые можно повлиять до развития когнитивных нарушений.
Сейчас просмотр телепередач стал крайне распространенным видом досуга, и исследователи опасаются, что он способен привести к серьезным проблемам.
«Это исследование очень своевременно и важно в разгар нынешней пандемии COVID-19, поскольку мы знаем, что люди проводят больше времени малоподвижно, например, за просмотром телевизора, — говорит доктор Митчелл Элкинд, президент Американской ассоциации кардиологов. — Просмотр телевизора — это всего лишь один из видов сидячего поведения, но на него очень легко повлиять, и это может иметь большое значение для поддержания и улучшения здоровья мозга».
Исследователи предлагают заменить просмотр телевизора развлечениями, требующими большего вовлечения когнитивных функций — например, настольных и компьютерных игр или чтением. Это не требует серьезных интеллектуальных или физических нагрузок, но помогает защитить мозг, поясняют они.
Никакого телевизора: почему детям все-таки вредно смотреть ТВ
Но что плохого в том, чтобы немного посмотреть ТВ? Большинство скажет: «Ничего!» Наверное, поэтому 40% младенцев смотрят телевизор уже в три месяца, а к двухлетнему возрасту 90% ребятишек проводят за телепрограммами и видеоиграми один-два часа в день. В 1996 году Американская академия педиатрии опубликовала программное заявление о просмотре телевидения детьми, названное в СМИ положением «никакого ТВ до двух лет».
Но разве телевизор вредит маленьким детям? Вредит, и еще как!
Ни о каком положи тельном эффекте от просмотра детьми телевизионных программ ничего не известно. Это касается и образовательных программ, предназначенных для дошкольников. Человеческий мозг «запрограммирован» учиться у живых людей, по крайней мере в раннем возрасте. Наличие или отсутствие непосредственного общения напрямую определяет, освоит ли малыш определенные навыки или нет.
Просмотр телевизора тормозит развитие устной речи. Малыши, смотревшие развивающие видео программы Baby Einstein, имели меньший словарный запас, чем их сверстники, не смотревшие эти программы. Результаты исследования настолько шли вразрез с обещаниями производителя — компании Disney, что она предложила вернуть родителям деньги. Два исследования доказали, что просмотр «Улицы Сезам» негативно сказывается на экспрессивной речи детей младше двух лет (в более старшем возрасте эта программа, наоборот, способствует развитию ребенка в определенных отношениях, например в плане готовности к школе).
Когда включен телевизор, дети не общаются. Дети ничего вокруг не видят, не слышат, что вы им говорите. Они не исследуют мир, не играют, не двигаются — а это важнейшие для развития ребенка виды деятельности.
Дети не общаются… В том-то и дело! Ведь телепрограммы созданы не для ребенка — они для родителей, чтобы те могли отдохнуть от ребенка. Они заставляют годовалого или двухлетнего малыша полчаса сидеть молча и неподвижно, вместо того чтобы, скажем, опустошать ящики комода, пока вы пытаетесь навести порядок в доме. Если программа называется «образовательной», вас не так терзает чувство вины, вот и вся разница.
Полагаю, причины популярности такого рода продукции кроются в следующем.
1. Родителям требуется передышка, а обращаться за столь необходимой помощью к собственным родителям, соседям, родственникам и друзьям мы разучились.
2. Родителям нужно переделать кучу дел. И как же все упрощается, когда ребенок прикован к экрану! Но тяжесть повседневных забот станет гораздо легче, если согласовать ожидания с новыми реалиями жизни. Когда ребенок рядом с вами, он на первом месте, вот и всё. Достаточно помнить об этом, и борьба приоритетов перестанет разрывать вас на части. Разумеется, мы переделаем несколько меньшую кучу дел. Само собой, любое дело потребует раз в пять больше времени. Но, положа руку на сердце, разве это так ужасно?
Капелька ТВ после двух лет
Дети старше двухлетнего возраста уже могут чему-то научиться благодаря интерактивным телепрограммам. Подбирайте для детей программы, герои которых:
обращаются напрямую к ребенку;
дают ему возможность ответить;
говорят, как называются разные предметы.
Отвечающие этим требованиям обучающие программы, например «Умная собачка Блу» (Blue’s Clues) и «Даша-Путешественница» (Dora the Explorer), действительно могут расширить словарный запас ребенка, развить его навыки общения и подготовить к школе. На сайте Common Sense Media (commonsensemedia.org) выкладываются рейтинги и обзоры в помощь родителям.
Что особенного в этом возрасте — два года? Как выяснили ученые, в период между 18 и 30 месяцами ребенок начинает по-новому воспринимать информацию и обретает способность сосредоточиваться на содержании телепередачи. Снова и снова оказываясь перед телевизионным экраном, дети учатся извлекать информацию из телепрограмм.
Словарный запас
В одном исследовании дети, смотревшие интерактивные передачи, продемонстрировали больший словарный запас, чем их сверстники из контрольной группы (результатом просмотра неинтерактивных программ стало знание меньшего количества слов).
Навыки общения
Вопрос на засыпку: что, на ваш взгляд, лучше смотреть трехлетнему ребенку — откровенный «взрослый» мультсериал «Царь горы» или «Чудо-зверята», детские истории про команду зверят-спасателей производства Nickelodeon? Недавнее исследование показало: родители могут снизить уровень агрессивности дошкольника, если вместо взрослых передач с демонстрацией агрессии разрешат ему смотреть детские, способствующие социализации (показывающие, как проявлять участие, помогать другим или улаживать разногласия, не прибегая к силе).
Готовность к школе
По результатам исследования среди семей с низким и средним доходом, дети, смотревшие обучающие телесериалы (например, «Улица Сезам», «Мистер Роджерс» и 3-2-1 Контакт), через три года лучше проходили тесты на академическую успеваемость, чем дети из контрольной группы.
Почему вредно смотреть ТВ больше двух часов в день
Итак, дети могут учиться с помощью телевизионных программ. Тем не менее Американская академия педиатрии предупреждает: ребенок двух лет и старше не должен проводить у телевизионного — или любого другого — экрана большее одного, максимум двух часов в день. Почему?
1. Просиживание у телевизора приводит к ожирению. Дети, которые смотрят ТВ, больше едят и меньше двигаются. Это настолько пассивное времяпрепровождение, что интенсивность обмена веществ падает даже сильнее, чем при сидячей работе или учебе. Больше двух часов телепрограмм или видео в день опасны для здоровья.
2. Дети отказываются от чтения. В семьях, где телевизор почти всегда включен (а это 30% семей с маленькими детьми), ребятишки в три-четыре года уделяют чтению на 25%, а в пять-шесть лет — почти на 40% меньше времени, чем в домах, где это не принято.
3. Постоянно работающий телевизор отвлекает детей от игр. Когда телевизор работает «фоном», дети вроде бы не обращают на него внимания, лишь временами кидая взгляды на экран. Но в возрасте от одного года до трех лет дети, растущие в таких условиях, проводят меньше времени за играми, хуже сосредоточиваются на игре, беспорядочно хватаются то за одну игрушку, то за другую, да и сама их игра оказывается примитивной.
4. Страдает устойчивость внимания. Как установили ученые, если дети смотрят телевизор больше двух часов в день, им труднее концентрироваться.
5. Страдает сон. Дети, проводящие у телевизора больше двух часов ежедневно, гораздо чаще сверстников имеют проблемы со сном. Оставлять работающий телевизор ночью — очень плохая привычка. Почти у 30% малышей двух-трехлетнего возраста в детской стоит телевизор, а их родители утверждают, что ТВ помогает детям спать. Но исследования говорят об обратном: просмотр телепрограмм приводит к тому, что ребенок позже ложится спать, дольше засыпает и меньше спит. В долгосрочной перспективе недостаток сна подрывает здоровье ребенка, не говоря уже о том, что на следующий день малыш будет кукситься и капризничать.
Другие потенциальные проблемы
Дошкольники особенно восприимчивы к сценам жестокости. По всей видимости, в силу социальной незрелости дети младшего возраста особенно легко перенимают всё, что видят, и их социальное развитие поддается любому влиянию.
Дети не отличают реальность от вымысла. Посмотрев однажды трансляцию футбольного матча, наша 19-месячная дочь (при некотором подстрекательстве папочки) научилась вскидывать ручонки над головой и вопить: «Тачдаун!» Очень мило. Куда как менее милыми оказались другие «находки» — пикировать на пол или пытаться долбануть меня головой. Дети двух-пяти лет еще плохо различают фантазию и реальность. Они готовы подражать даже «самой нереалистичной схеме поведения», отмечают ученые. Задумайтесь, что смотрят ваши дети. Вы хотите, чтобы они вели себя в соответствии с увиденным?
Дети не всегда понимают посыл телевизионной передачи. В ходе одного исследования ученые наблюдали за группой детей, смотревших образовательный сериал. Со временем малыши стали проявлять все больше агрессивности — не в физическом плане, но в общении друг с другом. Например, ребенок мог отказаться от приглашения на день рождения, если товарищ не выполнял какое-то требование, наблюдались и случаи бойкота кого-то из детей. Как оказалось, в основе сюжета каждой серии был конфликт, обычно с элементами межличностной агрессии, который в конце концов разрешался. Но дети, смотревшие сериал в одиночку, без разъяснений взрослых, обращали внимание только на конфликт, а мораль упускали из виду. Например, серия «Большой рыжий пес Клиффорд» должна была объяснить детям, что дружба преодолевает физические различия (у одной собаки было три лапы). Но 90% детсадовцев, участвовавших в исследовании, не смогли объяснить, в чем смысл этой истории.
Как смотреть ТВ: вместе, под ваши разъяснения
Ученые утверждают: можно смягчить негативное воздействие телевидения и максимально использовать его развивающие возможности. Смотрите ТВ вместе с детьми и обсуждайте программу. Мелисса Моргенландер, образовательный консультант в области детских СМИ и информационных технологий, дает соответствующие рекомендации на сайте coviewingconnection.com. Первое, что нужно сделать, советует она, — выбрать детскую передачу, которая нравится и вам, и усесться у телеэкрана в обнимку с малышом. Дальше действуйте следующим образом.
Телевизионный персонаж задает зрителям вопросы? Отвечайте на них! Как бы по-дурацки вы себя при этом ни чувствовали, это очень важно — чтобы вы «разговаривали» с телегероями, когда они к вам «обращаются». Поддержите игру! Считайте вслух, когда вам предлагают считать, повторяйте вслед за персонажами волшебные слова, подпевайте, если знаете песню.
Сами задавайте вопросы. Это, пожалуй, лучший способ вовлечь ребенка в интерактивное взаимодействие. Именно так я предпочитаю заполнять затишье в развитии действия, а иногда даже нажимаю кнопку «пауза». Задавайте ребенку вопросы, требующие развернутого ответа, например: «Как ты думаешь, почему он обрадовался?» или «Как ты догадался, что случится дальше?».
Проводите параллели между происходящим на экране и жизнью ребенка. Герои «Команды Умизуми» отправились в аквариум? Напомните малышу, как вы ездили смотреть рыбок. Поросенок из группы Альфа (Super Why!) расстроен, потому что кто-то разбросал его кубики? Наверняка ребенку тоже приходилось огорчаться из-за разрушенной крепости.
По окончании передачи обсудите ее. После финальных титров припомните вместе с ребенком, что происходило на экране. Спросите: «О чем была эта серия?» Узнайте, какие персонажи и повороты сюжета понравились малышу больше всего, и назовите собственных фаворитов. Образовательное ТВ действительно может многому научить, если этому способствует взрослый человек из реального мира!
«От 0 до 5: Простые подсказки для умных родителей», Трейси Катчлоу
Кто из начинающих родителей не мечтал иметь простую, удобную в использовании книгу, где были бы собраны самые лучшие и проверенные советы по воспитанию малыша и уходу за ним!
«От 0 до 5: Простые подсказки для умных родителей» — именно такая книга. Ее автор, Трейси Катчлоу, журналист и молодая мама. Советы Трейси основаны на рекомендациях специалистов, пересказанных понятным, доходчивым языком, и ее собственном родительском опыте. Первые пять лет — очень важное время в жизни ребенка, когда он стремительно развивается. Главному, что нужно знать родителям в этот период, и посвящена эта книга.
Для вас она станет помощником, вместе с которым вы воспитаете замечательного ребенка: умного, счастливого, нравственного, пытливого и, конечно, любимого!
Фото: Getty Images
Екатерина Еремеева
Почему телевидение вредно для здоровья
(Фото: загружено с официального сайта Getty Images)
Пандемия заставила людей больше оставаться дома, даже несмотря на постепенное снятие карантинных ограничений по всему миру. Пребывание дома заставило некоторых людей смотреть Netflix весь день и ночь или следить за новостями, чтобы получать обновления о пандемии.
В результате большинство из нас часами приковано к экрану. Однако два исследования в Великобритании показали, почему телевидение вредно для здоровья.
(Фото: загружено с официального сайта Getty Images)
Ухудшение памяти
В 2019 году команда из Университетского колледжа Лондона обнаружила, что у взрослых со склонностью к дивану ухудшается память. Длительное наблюдение обычно сопровождается нездоровой едой.
Более того, просмотр телевизора не менее трех часов в день привел к снижению вербальной памяти на целых 10%. Время для стимулирующих занятий, таких как физические упражнения и чтение, будет игнорироваться.
В то время как многие исследования были сосредоточены на когнитивном влиянии телевидения на детей, исследование под руководством доктора Дейзи Фанкорт было сосредоточено на взрослых старше 50 лет. уравновешивается другими контрастными видами деятельности», — сказала она.
Ее коллега профессор Эндрю Степто описал, что пожилые люди склоняются к мыльным операм, потому что они могут близко отождествлять себя с персонажами. «Это может вызвать когнитивный стресс, который может способствовать ухудшению памяти».
Читайте также: Любите работать из дома? Сьюзан, модель домработницы, может передумать
Серьезные риски для здоровья
Просмотр телевизора, Netflix, Youtube или длительное время у экрана напрямую связано с плохим здоровьем. В новом исследовании ученые обнаружили, что риск для здоровья таких заболеваний, как рак и сердечно-сосудистые заболевания, был на низком уровне у взрослых, которые смотрели телевизор каждый день менее двух часов.
Недавно опубликованное в Mayo Clinic Proceedings исследование, проведенное группой из Университета Глазго, Шотландия, описало пагубные последствия пребывания перед экраном. К сожалению, наряду с традиционным телевидением в исследование был включен просмотр на мобильных телефонах и планшетах.
Команда проследила за 500 000 участников, состоящих из взрослых людей среднего возраста от 37 до 73 лет. В период с 2006 по 2018 год они пришли к выводу, что взрослые должны минимизировать воздействие телевизора до двух часов или меньше.
Исследователи утверждают, что если люди ограничат просмотр телевизора двумя часами в день, то можно будет предотвратить или отсрочить почти 6% всех смертей. Кроме того, ограничение по времени может также отсрочить или предотвратить почти 8% сердечно-сосудистых заболеваний.
Кроме того, нездоровое перекусывание и более низкий социально-экономический статус также были связаны с длительным просмотром телевизора. Малоподвижный образ жизни обычно приводил к ухудшению здоровья.
Доктор Хэмиш Фостер сказал: «Наше исследование показывает, что ограничение времени просмотра телевизора может отсрочить или предотвратить многие неблагоприятные последствия для здоровья. Тем не менее, предстоит еще много работы, прежде чем мы сможем дать четкие рекомендации по времени просмотра телевизора. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы понять все эти факторы и предоставить будущие рекомендации и рекомендации».
Доктор Фрэнк Ху из Гарвардской школы общественного здравоохранения сказал: «Смысл прост. Сокращение просмотра телевизора может значительно снизить риск развития диабета 2 типа, сердечных заболеваний и преждевременной смертности».
Читайте также: Как электронные устройства влияют на психическое здоровье вашего ребенка
© 2021 ScienceTimes.com Все права защищены. Не воспроизводить без разрешения. Окно в мир науки времен.
Просмотр телевизора связан с образованием тромбов, даже если вы занимаетесь спортом
Согласно новому исследованию, чем больше времени вы проводите перед телевизором, тем выше риск образования тромбов, даже если вы много тренируетесь. Исследование подчеркивает опасность слишком долгого сидения, говорят авторы, и предполагает, что рекомендуемого объема физической активности может быть недостаточно для противодействия ее рискам.
Новое исследование было представлено на этой неделе на научных сессиях Американской кардиологической ассоциации в Анахайме, Калифорния, и еще не было опубликовано в рецензируемом медицинском журнале.
Чтобы исследовать связь между просмотром телевизора и образованием тромбов в ногах, руках, тазу и легких — состояние, известное как венозная тромбоэмболия (ВТЭ), — исследователи из Университета Вермонта изучили данные более 15 000 человек среднего возраста, которые ответили: задавали вопросы об их телевизионных привычках три раза в течение примерно 20 лет. За это время врачи диагностировали 691 тромбы или события ВТЭ в группе. (В начале исследования ни у кого не было тромбов). Среди тех, кто выполнял рекомендованные 150 минут физической активности в неделю, расхождение было еще больше: у тех, кто очень часто смотрел телевизор, на 80% больше шансов получить тромб, чем у тех, кто редко или никогда этого не делал.
Связь между просмотром телевизора и образованием тромбов может быть частично объяснена ожирением, говорят исследователи. Они говорят, что больше сидеть и меньше двигаться может привести к увеличению веса, а лишний вес является фактором риска образования тромбов. Но корректировки в анализе показали, что ожирение может быть причиной только около 25% повышенного риска, что позволяет предположить, что другие факторы также играют роль.
Большинство тромбов из-за бездействия образуются в ногах, говорит автор исследования доктор Мэри Кушман, директор программы тромбоза и гемостаза в Медицинском центре Университета Вермонта. «Вены возвращают кровь к сердцу, поэтому кровь должна подниматься вверх по ногам против силы тяжести», — говорит она. «Когда кровь находится в состоянии медленного течения и мышцы не работают, чтобы поддерживать ее движение, легко увидеть, как могут образовываться сгустки».
Чаще всего это происходит, когда ноги человека обездвижены из-за травмы (например, в гипсе после травмы). Но это также может произойти во время длительного сидения в одном положении, что часто сопровождается просмотром телевизора, особенно в эпоху потоковых сервисов, доступных для просмотра запоем.
ПОДРОБНЕЕ : TIME Guide To Exercise
Предыдущие исследования также связывали длительный просмотр телевизора с сердечными заболеваниями, закупоркой артерий и опасными тромбами. В этом новом исследовании просмотр телевизора увеличивает риск образования опасных для жизни тромбов как в руках и ногах (состояние, называемое тромбозом глубоких вен), так и в легких (известное как легочная эмболия).
Вместе эти два заболевания ежегодно поражают от 300 000 до 600 000 человек в США, что делает ВТЭ наиболее распространенным сосудистым диагнозом после инфаркта и инсульта. ВТЭ чаще всего встречается у людей 60 лет и старше, но может возникнуть в любом возрасте.
Во время длительного сидения важно двигаться, говорит Кушман, и исследование служит напоминанием о том, что даже физически здоровым людям следует избегать слишком долгого сидения в одном положении.
«Вот почему у нас есть мобильные приложения на наших телефонах, которые говорят нам вставать и двигаться каждый час или около того, если вы сидите на работе или на диване», — говорит Кушман. «Я выступаю за то, чтобы вы немного подвигались, когда смотрите телевизор, ходите на беговой дорожке или занимаетесь чем-то другим, чтобы разорвать длительные менструации».