Ребенку 14 лет ✔️ Что должен знать и уметь
Мышление и поведение детей 14 лет хорошо описывает фраза, однажды сказанная писателем Марком Твеном:
«Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет».
В этом возрасте расширяются права и возможности детей, они чувствуют себя взрослыми. Но из-за незрелости решений и юношеского максимализма подростков не хотят воспринимать всерьёз, что и порождает массу конфликтов. Как помочь своему ребёнку развиваться и не испортить отношения с ним — читайте в этой статье.
Содержание:
- Возрастные особенности в 14-15 лет
- Развитие девочек
- Особенности развития мальчиков
- Сколько должен спать и есть ребёнок в четырнадцать лет?
- Обязанности в семье и права ребёнка в 14 лет
- Психология ребёнка в 14 лет
- Эмоциональное развитие
- Осознание себя как личности
- Интересы
- Отношения с окружающими
- Половое развитие
- Воспитание четырнадцатилеток: возможные проблемы
- Вредные привычки
- Не хотим учиться?
Возрастные особенности в 14-15 лет
Prostock-studio/Shutterstock. com
Организму четырнадцатилетнего подростка свойственны такие особенности, как:
- Продолжение процесса полового созревания.
- Колебания гормонального фона.
- Проблемы с кожей: сыпь на лице и других участках тела, повышенная потливость.
- Изменения пропорций тела.
Активное потоотделение может привести к появлению неприятного запаха, особенно у физически активных детей. Нужно напоминать им о важности соблюдения гигиены, а также обеспечивать их косметическими средствами, которые помогают очистить кожу, снять воспаление. Не позволяйте ребёнку «прятать» неприятный запах тела за ароматом дезодорантов без принятия душа или ванны. Если он не привыкнет поддерживать чистоту тела, вскоре могут развиться кожные инфекции (например, микозы).
Нормальный пульс у подростков в 14 лет составляет 75 ударов в минуту (границы нормы — от 55 до 95), артериальное давление — от 105/73 до 120/81 мм рт. ст. Нужно периодически проверять эти показатели, поскольку при быстром развитии организма возможны нарушения сердцебиения и другие проблемы в работе кровеносной системы.
Развитие девочек
Prostock-studio/Shutterstock.com
Если к этому моменту ещё не начались месячные, не стоит паниковать. Менархе (первая менструация) может произойти и позже. Девочки, у которых месячные уже идут, должны уметь вести календарь и соблюдать гигиену.
У девочек в 14 лет заметно изменяется фигура. Форма тела становится более женственной, многие девушки полнеют или, наоборот, худеют. Внешность их редко устраивает, в большинстве случаев развиваются те или иные комплексы. Из-за гормональных перестроек возможны нарушения метаболизма, поэтому за изменениями роста и веса нужно обязательно следить.
Таблица роста и веса девочек в 14 лет
⠀ | Ниже нормы | Низкий | Нижняя граница нормы | Норма | Верхняя граница нормы | Высокий | Выше нормы |
Рост (см) | ˂147,8 | 147,8-152,6 | 152,6-155,4 | 155,4-163,6 | 163,6-167,2 | 167,2-171,2 | ˃171,2 |
Вес (кг) | ˂37,6 | 37,6-43,8 | 43,8-48,2 | 48,2-58,0 | 58,0-64,0 | 64,0-72,2 | ˃72,2 |
⠀
Особенности развития мальчиков
Prostock-studio/Shutterstock. com
Мальчики в это время быстро растут. Это отражается не только на частой смене гардероба, но и на самочувствии юношей. Если их кровеносная и нервная системы не успевают адаптироваться, возможны недомогания.
В 14 лет у мальчиков позвоночник ещё не обладает достаточной прочностью (хотя размеры тела могут быть, как у взрослого человека), это нужно учитывать при выборе вида спорта.
Все больше проявляются признаки полового созревания — на лице намечаются усы (борода, как правило, позже), ломается голос. Плечи становятся шире, чем таз. У многих мальчиков к этому моменту начинаются поллюции.
Таблица роста и веса мальчиков в 14 лет
⠀ | Ниже нормы | Низкий | Нижняя граница нормы | Норма | Верхняя граница нормы | Высокий | Выше нормы |
Рост (см) | ˂148,3 | 148,3-152,3 | 152,3-156,2 | 156,2-167,7 | 167,7-172,0 | 172,0-176,7 | ˃176,7 |
Вес (кг) | ˂34,3 | 34,3-38,0 | 38,0-42,8 | 42,8-56,6 | 56,6-63,4 | 63,4-73,2 | ˃73,2 |
⠀
Сколько должен спать и есть ребёнок в четырнадцать лет?
Prostock-studio/Shutterstock.
comИз-за активного роста, полового созревания, учебной нагрузки и внеклассных занятий организм подростка тратит большое количество энергии и нуждается в полноценном отдыхе.
В переходном возрасте дети должны спать около 8-9 часов, но всё чаще они нарушают режим сна из-за прогулок, затянувшегося выполнения домашних заданий, общения в соцсетях. Родителям нужно следить за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся.
Список дел становится всё длиннее, и подростки, как и взрослые, могут нарушать режим питания. Но для правильного развития и хорошего самочувствия им нужно обязательно завтракать, обедать, ужинать и делать 1-2 лёгких перекуса между основными приёмами пищи. Суточная потребность в энергии зависит от пола, веса, физической и умственной активности, и для идеального расчёта этого показателя можно проконсультироваться с диетологом. Мальчикам в 14 лет в среднем необходимо 2900 ккал, девочкам — 2500 ккал в сутки. Ежедневная потребность в органических веществах:
- У мальчиков: 87 г белка (из них 60 г — животного происхождения), 97 г жиров, 421 г углеводов.
- У девочек: 75 г белка, (из них 60 г — животного происхождения), 83 г жиров, 363 г углеводов.
Полностью контролировать питание подростка в таком возрасте уже не получается, ведь значительную часть дня он проводит вне дома и может самостоятельно покупать себе еду. Предотвратить употребление вредных продуктов и позаботиться о регулярном питании ребёнка можно только прививая ему полезные пищевые привычки. Их наличие во многом определит здоровье вашего сына или дочери в будущем.
Обязанности в семье и права ребёнка в 14 лет
Prostock-studio/Shutterstock.com
Наступление 14-летия существенно изменяет правовой статус подростка. Он получает паспорт гражданина РФ и у него добавляются права на:
- Самостоятельное обращение в суд.
- Требование отмены усыновления.
- Согласие на изменение своего гражданства.
- Приём на работу для выполнения лёгкого труда и сокращённую продолжительность рабочего времени.
- Поощрение за свой труд и ежегодный оплачиваемый отпуск.
- Распоряжение личным заработком (без согласия родителей).
- Совершение мелких бытовых сделок.
- Внесение вкладов.
- Вступление в профсоюзы.
- Участие в молодёжных общественных объединениях.
- Согласие на медицинское вмешательство.
- Вступление в брак, если в регионе проживания это предусмотрено законом.
Также у ребёнка появляется авторское право на любой результат его творчества или интеллектуальной деятельности.
Prostock-studio/Shutterstock.com
С другой стороны, расширяется и список обязанностей, которые предусматривают:
- выполнение трудовых обязанностей;
- добросовестное выполнение работы;
- соблюдение трудовой дисциплины;
- соблюдение устава и правил молодёжного объединения.
В семье у подростка остаются прежние права и обязанности, которые были доступны ранее. Ребёнок должен получать образование, слушаться старших, оказывать им посильную помощь. А родителям необходимо создавать для своего сына или дочери благоприятные условия для обучения и полноценного развития.
Четырнадцатилетние подростки несут ответственность за совершение правонарушений. Они могут быть исключены из школы за грубые и неоднократные нарушения её устава. Дети несут самостоятельную гражданскую ответственность за причинённый вред (и обязаны его возместить), имущественную ответственность по заключённым сделкам, дисциплинарную ответственность за нарушения трудовой дисциплины. За совершение тяжких преступлений предусмотрена уголовная ответственность.
Малообеспеченные семьи продолжают получать пособие на несовершеннолетнего ребёнка. Оно выплачивается до 16 лет (или до 18, если подросток продолжает учиться в школе).
Ребёнок должен иметь четкое представление о своём правовом статусе. Поэтому родителям нужно вместе с ним читать законы (гражданский, уголовный, трудовой кодекс) и объяснять ему новые права и обязанности.
Психология ребёнка в 14 лет
Prostock-studio/Shutterstock.com
Среди психологических особенностей четырнадцатилетних подростков можно выделить:
- импульсивность;
- непредсказуемую смену настроения;
- желание получать быстрые результаты;
- крайности во взглядах — «юношеский максимализм»;
- стремление к идеализации привлекательных людей, событий;
- доверчивость и неполное осознание рисков;
- зависимость от чужого мнения.
Такие особенности обуславливают множество проблем в жизни подростка — родители должны понимать причины этих трудностей. Иначе подросток отвернётся от семьи, не найдя поддержки и понимания.
Эмоциональное развитие
Prostock-studio/Shutterstock.com
Подростки часто впадают в депрессию. Ребёнок может остро воспринять любое слово, разрыв с парнем или девушкой, ссору с другом и уйти в себя.
Если негативные эмоции вызывают у родителей опасения, нужно постараться уделять больше времени общению и совместному досугу.
При затяжной депрессии и/или подозрении на суицидальные наклонности, нужно обязательно обратиться к психологу. По данным ООН, среди подростков 15–19 лет суицид является третьей по счёту ведущей причиной смертности, а четырнадцатилетние подростки стоят на пороге этого возраста. Нельзя игнорировать данный факт.
Читайте также интервью с психологом на тему Чем опасна подростковая депрессия и как помочь ребёнку с ней справиться?
Осознание себя как личности
Prostock-studio/Shutterstock. com
Физическое взросление, получение паспорта и накопление жизненного опыта подводят подростка к осознанию себя как личности. Родителям нужно принять это и уважать своего ребёнка, его мнения, предложения, вкусы, стремления. В противном случае, у детей появляется желание самоутвердиться любым способом, из-за чего возможно агрессивное и вызывающее поведение, пристрастие к вредным привычкам, уход из дома и прочие серьезные проблемы.
Интересы
В этом возрасте человека интересует общение с друзьями, противоположный пол и все, что выглядит «круто». Будут ли в этом списке учёба и хобби во многом зависит от родителей.
Если к этому времени у ребёнка появились увлечения, он занимается спортом или искусством, следует всячески поддерживать его интерес. Если увлечений нет, нужно вместе с сыном или дочерью поискать что-то подходящее.
Отношения с окружающими
Prostock-studio/Shutterstock.com
Из-за эмоциональной нестабильности и радикального отношения к происходящему у подростков постоянно возникают конфликты с окружающими. Чаще всего со старшими, и особенно — с учителями, которые в это время кажутся ученикам занудными, слишком требовательными.
На первом месте остается общение с друзьями. Девушки и парни начинают встречаться, но отношения, как правило, не сохраняются надолго.
Читайте также Влюблённый подросток. Как быть родителям?
Половое развитие
Гормоны всё сильнее перестраивают организм подростка на «взрослый» режим работы. Дети уже свыкаются с изменениями, которые произошли на физиологическом уровне, но не всегда довольны своим телом. Усиливается интерес к противоположному полу. Вероятность начала половой жизни возрастает, и предотвратить это в столь незрелом возрасте могут только родители, благодаря беседам о вреде ранних связей.
Многим подросткам не терпится попробовать себя в новой роли, в частности, у некоторых девочек повышается интерес к беременности и материнству. Будет лучше, если на свои вопросы дочь получит ответы от матери, а не из интернета или других источников. Такие разговоры укрепят отношения и помогут избежать получения вредной информации. Если девочке нравится возиться с детьми — дайте ей возможность проявить заботу о младших сёстрах, братьях или о детях друзей. Такой опыт будет полезным, когда придёт время создавать свою семью.
Воспитание четырнадцатилеток: возможные проблемы
Prostock-studio/Shutterstock.com
Несмотря на то, что подросток зависит от мнения своих друзей, модных тенденций, на его поведение и культуру общения всё равно влияет семья. При выборе методов воспитания, в первую очередь, нужно обращать внимание на собственное поведение. Если родители допускают «острое словцо», пренебрежительно относятся к выполнению обязанностей, имеют привычку обвинять всех вокруг в своих проблемах, злоупотребляют алкоголем или курят, это все продолжает отражаться на ребёнке. Если вы ссоритесь, кричите, то же самое вы уже будете видеть от своей дочери или сына.
С другой стороны, поведение четырнадцатилетних детей очень зависит от их круга общения. Обязательно (но ненавязчиво) интересуйтесь, с кем дружит ваш ребёнок и с кем он общается в интернете. Если подросток состоит в каком-то сообществе (реальном или виртуальном), нужно знать о его особенностях, целях, правилах.
Важная для подростка проблема в этом возрасте — наличие карманных денег. Если их не хватает, часть детей старается заработать (и они уже имеют на это законное право), другие могут начать воровать. Родители должны внушить ребёнку, что единственным источником денег должна быть работа, и помочь выбрать законный способ заработка, если сын или дочь проявляют к этому интерес.
Вредные привычки
Prostock-studio/Shutterstock.com
Запретить курить или выпивать невозможно. Нужно показать подростку несовместимость здорового образа жизни и вредных привычек. Только отвращение к сигаретам, алкоголю и наркотикам может препятствовать желанию «попробовать в жизни всё». Приводите примеры из жизни, показывайте фото и видео о людях, которых погубили алкоголизм или наркомания, — это повлияет на решение ребёнка сильнее, чем просто слова и убеждения.
Не хотим учиться?
Подростковый возраст — кризисный период в учёбе. Многие ученики перестают уделять время школьным занятиям и теряют интерес к образованию. Родители остро воспринимают данную проблему, особенно в свете грядущего поступления в вуз или другое учебное заведение. Как правильно воспитывать и развивать сына или дочь, чтобы не испортить отношения и помочь обрести мотивацию? Послушайте советы психолога:
Даже если вы устали от конфликтов и плохой успеваемости вашего сына или дочери, не отталкивайте их от себя. Дети очень уязвимы в этом возрасте, а родители — их единственная надёжная опора в этом мире. Проявите терпение, вспомните свои переживания в 14 лет. Пусть ваш ребёнок знает, что дома его любят без условий и сомнений. Помогите ему подготовиться к будущим испытаниям взрослой жизни.
Оцените, пожалуйста, статью
Это нам очень важно
Рейтинг статьи: 4 / 5. Подсчет голосов: 13
Оценок пока нет. Оцените первым!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
Идеальный шторм: как меняется характер человека в подростковом возрасте
- Кристиан Джаррет
- BBC Future
Как влияют на характер подростка огромные изменения, которые происходят в его теле и сознании? И как помочь нашим детям развить положительные черты личности?
Автор фото, David Motosa
Эмоциональная неустойчивость и стресс, который приходится довольно часто переживать в период пубертата, влияют на мозг и формируют личность подростков.
Мои четырехлетние двойняшки во многом похожи: оба очень компанейские и задиристые. Хотя различия характера уже начинают проявляться. Сын, к примеру, довольно неплохо понимает что такое время и интересуется будущим, дочь много играет сама с собой.
Как исследователь, изучающий психологию личности, и как их отец, я с восторгом наблюдаю за развитием их черт характера.
Конечно, они еще очень маленькие, и хотя наша личность начинает формироваться в раннем детстве, много изменений произойдет позже, прежде всего, в подростковый период.
- Как развод влияет на нашу личность
- Как определить характер человека по его разговору
Это время крупнейших и самых быстрых изменений в нашем организме. Именно поэтому когнитивный нейрофизиолог и эксперт по подростковой физиологии Сара-Джейн Блейкмор называет изменения, которые претерпевает организм подростка, «идеальным штормом».
Внезапным и драматическим изменениям в то же время подвергается гормональная система и нейронная, меняется социальная жизнь и уровень ответственности. К этому списку можно добавить и кардинальные изменения личности.
В детстве наша личность и характер постепенно становятся более стабильными, мы усваиваем более или менее последовательный образ мышления, поведения и чувств.
Устойчивость личности снова начинает развиваться в подростковом возрасте и продолжается до полного взросления.
Автор фото, David Motosa
Підпис до фото,12-15-летние мальчики менее добросовестны, но это временные изменения
Пропустити подкаст і продовжити
подкаст
Що це було
Головна історія тижня, яку пояснюють наші журналісти
Випуски
Кінець подкаст
Но в переходном возрасте психология ребёнка меняется стремительно, как в калейдоскопе. Большое значение имеет то, на чем этот круговорот остановится.
Как свидетельствуют долгосрочные исследования, черты характера, приобретенные в юношестве, во многом определяют нашу дальнейшую жизнь — от успехов в учебе до риска остаться без работы.
Хотя исследования в этой области находятся на начальной стадии, выводы ученых — очень важны. Если мы будем понимать, как формируется личность подростков, мы сможем помочь им выбрать более здоровый и успешный жизненный путь.
Характер меняется не только в подростковом возрасте. Вообще в течение всей жизни человека положительные качества характера человека постепенно увеличиваются. Мы меньше волнуемся, приобретаем более высокий уровень самоконтроля, становимся менее консервативными и более доброжелательными.
Психологи называют это «принципом зрелости». Закомплексованному и тревожному юноше будет приятно узнать, что с возрастом резкие черты его личности приобретут мягкость.
Автор фото, David Motosa
Підпис до фото,В детстве характер человека становятся более устойчивыми, но в подростковом возрасте эта стабильность нарушается
Впрочем, на ранней стадии переходного возраста юношам приходится пережить то, что исследователи называют «разрушением».
Нидерландские ученые в течение шести-семи лет проводили тесты на личность у тысяч подростков в возрасте от 12 лет. Они заметили, что в раннем подростковом возрасте у мальчиков временно снижаются аккуратность и самодисциплина.
А у девочек временно возрастает невротичность, то есть они становятся более эмоционально нестабильными. Эти выводы вполне согласуются с распространенными стереотипами об ужасном беспорядке в комнате мальчика-подростка или перепадах настроения у девочек.
- Брак полезен для здоровья — британские ученые
К счастью, эта регрессия непродолжительна, и уже к концу пубертатного периода положительные черты характера подростка возвращаются.
Как родители, так и их дети-подростки признают, что их личность претерпевает коренные изменения. Но какие именно, зависит от того, кто их оценивает.
Если многие подростки в ходе исследования называют себя экстравертами, то их родители придерживаются кардинально противоположной точки зрения, считая своих детей абсолютными интровертами.
«И подавляющее большинство родителей считает, что их дети стали менее приятными в общении», — приходят к выводу исследователи. С другой стороны, взрослые не считают, что добросовестность их детей снизилась так резко, как полагают сами подростки.
Автор фото, David Motosa
Підпис до фото,Положительные черты личности временно ослабляются в подростковом возрасте
Это расхождение, однако, не должны удивлять, ведь отношения между родителями и детьми также претерпевают большие изменения. Подростки стремятся к большей самостоятельности и приватности без участия взрослых.
Кроме того, во время тестов взрослые и дети, как правило, по-разному оценивают изменения. Родители сравнивают своих детей с взрослыми, а подростки оценивают себя, сравнивая со сверстниками.
Впрочем, общее представление о подростковом возрасте как годах «разрушения» положительных черт личности в целом является достаточно точным.
Хотя понятно, что исследования не учитывают индивидуальные различия. На самом деле, психологи только начинают осознавать сложное сочетание наследственных и внешних факторов, влияющих на становление каждой отдельной личности.
В течение нескольких последних десятилетий Сара-Джайн Блейкмор и другие исследователи доказали, что в мозге подростка происходят важные физиологические изменения.
Автор фото, David Motosa
Підпис до фото,Личность человека начинает формироваться еще в раннем детстве
МРТ-сканирование мозга детей пубертатного возраста показало, что подростки, которые набрали высокие баллы по показателю добросовестность, имели меньшую плотность нейронов коры головного мозга, что является признаком большей зрелости мозга. Подобным образом эмоциональная стабильность напрямую связана с уровнем зрелости коры головного мозга.
Это позволило ученым сделать вывод, что индивидуальные особенности характера могут частично быть связаны с созреванием коры головного мозга у подростков.
Другими словами, изменение объема серого вещества в пубертатный период влияет на наше поведение и самочувствие.
Конечно, на изменения личности в подростковом возрасте влияют и внешние факторы, например, стресс или трагические события. К примеру, пережитый ребенком развод родителей или ДТП повышали уровень невротичности как у подростков, так и у взрослых.
Интересно, что проблемы, виной которых был сам подросток, например отчисление из школы за плохую успеваемость или поведение, влияли на его личность еще больше.
Автор фото, David Motosa
Підпис до фото,Переходный возраст связан со многими стрессами, проблемы, которые приходится пережить подростку, воздействуют на определенные изменения в его личности
В таких ситуациях невротичность увеличивается, добросовестность и доброжелательность снижаются. По мнению исследователей, проблемы, которые возникают в результате действий самого подростка, переживаются им труднее, и следовательно, вредят развитию его личности.
Это означает, что адекватная эмоциональная помощь ребенку, который переживает стрессовую ситуацию, может предотвратить негативные изменения его личности.
Впрочем, на личность подростка влияют не только негативные внешние факторы. Выводы некоторых исследований показывают, что возможность самостоятельно принимать решения, чувство контроля над своей жизнью и понимание, чего от него ожидают, способствуют вере подростка в свои силы, а также развитию положительных черт, например, эмоциональной стабильности и добросовестности.
Другое исследование показало также, что существует устойчивая связь между верой в свои силы в школе и положительным развитием личности.
Важность этих исследований трудно переоценить. Ведь благоприятная среда, созданная взрослыми, помогает подросткам развить положительные черты своей личности, что в результате оказывает огромное влияние на их дальнейшую жизнь.
Наблюдение за 4 тысячами учеников британских школ показало, что риск стать безработным во взрослой жизни был вдвое выше у подростков с низким уровнем добросовестности.
Мы прилагаем много усилий, чтобы наши дети получили достаточно знаний и успешно сдали экзамены, хотя, очевидно, мы должны уделять не меньше внимания воспитанию их личности.
А поскольку я отец двух замечательных двойняшек, эта область исследований является предметом моего пристального внимания.
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке вы можете на сайте BBC Future.
Следите за нашими новостями в Twitter и Telegram
…
Нет существенной связи между вашей личностью в подростковом возрасте и личностью семидесятилетнего человека
Посмотрите на свою фотографию в подростковом возрасте, и, если не принимать во внимание ошибочный выбор одежды, вы, вероятно, увидите следы того же человека с теми же причудами личности, что и сегодня. . Но действительно ли вы остаетесь одним и тем же человеком на протяжении всей жизни — и что вообще означает это понятие личности — является предметом непрекращающихся философских и психологических споров.
Самое продолжительное исследование личности всех времен, опубликованное в журнале «Психология и старение» и недавно отмеченное Британским психологическим обществом, предполагает, что в течение жизни, так же, как меняется ваш внешний вид и постоянно заменяются ваши клетки, ваша личность также меняется. преобразился до неузнаваемости.
Реклама
Исследование начинается с данных опроса, проведенного в 1950 году среди 1208 14-летних подростков в Шотландии. Учителям было предложено с помощью шести анкет оценить подростков по шести личностным качествам: уверенность в себе, настойчивость, устойчивость настроения, добросовестность, оригинальность и желание учиться. Вместе результаты этих анкет были объединены в рейтинг одной черты, которая была определена как «надежность». Более шести десятилетий спустя исследователи разыскали 635 участников, и 174 согласились на повторное тестирование.
На этот раз в возрасте 77 лет участники оценили себя по шести личностным характеристикам, а также предложили близкому другу или родственнику сделать то же самое. В целом, анкеты, взятые 63 года назад, не сильно пересекались. «Корреляции не показали значительной стабильности какой-либо из 6 характеристик или лежащего в их основе фактора, надежности, в течение 63-летнего интервала», — пишут исследователи. «Мы предположили, что найдем доказательства стабильности личности в течение еще более длительного периода в 63 года, но наши корреляции не подтвердили эту гипотезу», — добавили они позже.
Полученные данные стали неожиданностью для исследователей, поскольку предыдущие исследования личности, проводившиеся в течение более коротких периодов времени, показывали постоянство. Исследования, проведенные в течение нескольких десятилетий и посвященные участникам от детства до среднего возраста или от среднего до старшего возраста, показали стабильные черты личности. Но самое последнее исследование, охватывающее самый длительный период, предполагает, что стабильность личности со временем нарушается. «Чем длиннее интервал между двумя оценками личности, тем слабее связь между ними», — пишут исследователи. «Наши результаты показывают, что, когда интервал увеличивается до 63 лет, практически нет никакой связи».
Возможно, те, у кого были импульсивные недостатки характера в подростковом возрасте, будут благодарны за то, что определенные черты характера могут выровняться в более позднем возрасте. Но смущает мысль о том, что вся ваша личность трансформируется.
Реклама
«Личность относится к характерным моделям мышления, эмоций и поведения человека, а также к психологическим механизмам — скрытым или нет — за этими моделями», — отмечают авторы, цитируя определение профессора психологии Дэвида Фундера.
Если ваши образы мыслей, эмоций и поведения так резко меняются на протяжении десятилетий, можно ли действительно считать вас в старости тем же человеком, каким вы были в подростковом возрасте? Этот вопрос связан с более широкими теориями о природе личности. Например, растет число исследований в области нейробиологии , которые поддерживают древнее буддийское убеждение, что наше представление о стабильном «я» — не более чем иллюзия.
Возможно, это вас не удивит, если вы столкнулись с очень старым школьным другом и нашли совершенно другого человека, чем тот ребенок, которого вы помните. Это исследование предполагает, что по прошествии десятилетий ваше собственное более молодое «я» может стать таким же неузнаваемым.
Вы совершенно другой человек в 14 и 77 лет, предполагает исследование личности: ScienceAlert
Лешек Гласнер/Shutterstock.com
Для тех, кто изо всех сил пытается избавиться от воспоминаний о неловких подростковых годах, будьте мужественны, потому что похоже, что ваше тело — не единственное, что претерпевает серьезные изменения во взрослой жизни — ваша личность тоже может резко измениться.
Самое продолжительное исследование личности, которое когда-либо проводилось, показало, что наша личность настолько сильно меняется от юности к старости, что на бумаге вы можете выглядеть совершенно другим человеком, чем когда вам было 14 и 77 лет.
Исследователи из Эдинбургского университета в Великобритании проанализировали результаты исследования 1947 года, в котором приняли участие 1208 подростков в возрасте 14 лет из Шотландии и попросили их учителей оценить их личность.
Учителям было предложено заполнить шесть разных анкет, в которых оценивались ученики по шести качествам: уверенность в себе, настойчивость, устойчивость настроения, добросовестность, оригинальность и стремление отличиться.
Затем эти результаты были сведены в общую оценку единственной основной черты, называемой «выраженной надежностью» — черты, сравнимой с добросовестностью.
Теперь, спустя более шести десятилетий, команде Эдинбургского университета удалось связаться с 635 первоначальными студентами, и 174 из них согласились пройти повторную проверку личности.
В среднем 76,7 лет группу попросили оценить себя по шести личностным чертам и предложить близкому другу или члену семьи сделать то же самое.
На этот раз группа заполнила семь личностных шкал и тестов и оценила свое психическое здоровье. Результаты снова были объединены в единую оценку «надежности».
Когда исследователи сравнили результаты в 77 лет с результатами в 14 лет, они не обнаружили заметной корреляции.
«[T] здесь не было положительных корреляций, достаточно сильных, чтобы достичь значимости между подростковыми и пожилыми возрастными рейтингами или надежностью», — заключает команда.
«Мы выдвинули гипотезу, что найдем доказательства стабильности личности в течение еще более длительного периода в 63 года, но наши корреляции не подтвердили эту гипотезу, что оказалось несовместимым с предыдущими результатами».
Даже когда команда прогнала данные через более сложную модель, которая учитывала влияние определенных «оценщиков» на результаты, они обнаружили лишь «довольно низкую» корреляцию от 14 до 77 в добросовестности и стабильности черты настроения и отсутствие корреляции между другими чертами.
Результаты оказались неожиданными, поскольку предыдущие исследования выявили стабильность личности у людей, протестированных в период от детства до среднего возраста и от среднего до старшего возраста.
Но исследователи предполагают, что, поскольку мы претерпеваем множество небольших изменений в личности на протяжении всей жизни, исследования, которые оценивают черты личности только в течение части жизни, могут упустить большую картину.
Как поясняет команда:
«В результате этого постепенного изменения личность может казаться относительно стабильной в течение коротких промежутков времени — и все больше и больше в течение взрослой жизни. Однако, чем длиннее интервал между двумя оценками личности, тем слабее связь между ними».
Наши результаты показывают, что, когда интервал увеличивается до 63 лет, практически нет никакой связи».
Здесь необходимо указать на несколько существенных предостережений, включая тот факт, что размер выборки очень мал и не очень разнообразен, а первоначальное исследование не позволяло участникам оценивать себя, поэтому результаты основывались исключительно на мнение учителя о них.
Существуют также общие проблемы с учебой, которая включает в себя самоотчет или любые виды оценок, на которые может повлиять предвзятость — либо учителя по отношению к учащемуся в 14 лет, либо друга или члена семьи в 77 лет. .
И исследователи искали только связи между личностными результатами, а не причины, которые могли повлиять на то, почему наши личностные черты могут меняться на протяжении жизни, поэтому необходимы дальнейшие исследования, чтобы помочь нам разобраться во всем этом.
Но результаты подтверждают выводы исследования 2014 года, в котором приняли участие более 23 000 человек в Германии, которое показало, что личность пожилых людей может меняться с той же скоростью, что и у молодых людей.