Читать онлайн «Богатый папа, бедный папа», Роберт Кийосаки – ЛитРес
УДК 316.6
ББК 88
К38
Серия основана в 2005 году
Перевод с английского выполнил О. Г. Белошеев по изданию:
RICH DAD, POOR DAD (What The Rich Teach Their Kids About Money – That The Poor And Middle Class Do Not!)
by Robert T. Kiyosaki —
Plata Publishing, LLC, 2011.
Издание охраняется законом об авторском праве. Нарушение ограничений, накладываемых им на воспроизведение всей этой книги или любой ее части, включая оформление, преследуется в судебном порядке.
Кийосаки, Р. Т.
К38 Богатый папа, бедный папа / Р. Т. Кийосаки ; пер. с англ. О. Г. Белошеев. – Минск : Попурри, 2012. – 224 с. – (Серия «Богатый Папа»).
ISBN 978-985-15-1659-5.
Автор убежден, что в школе дети не получают нужных знаний о деньгах и потом всю жизнь работают ради денег, вместо того чтобы заставить деньги работать на себя.
Для широкого круга читателей.
УДК 316. 6
ББК 88
Научно-популярное издание
Серия «Богатый Папа»
КИЙОСАКИ Роберт Т.,
Богатый папа, бедный папа
Перевод с английского – О. Г. Белошеев
Оформление обложки – М. В. Драко
ООО «Попурри». Лицензия № 02330/0548529 от 03.02.2009 г.
Республика Беларусь, 220113, г. Минск, ул. Мележа, 5, корп. 2, к. 403.
При участии ООО «Харвест». Лицензия № 02330/0494377 от 16.03.09.
Республика Беларусь, 220013, г. Минск, ул. Кульман, д. 1, корп. 3, эт. 4, к. 42.
ISBN 978-1-61268-000-2 (англ.) © 2011 by CASHFLOW Technologies, Inc.
ISBN 978-985-15-1659-5 (рус.) © Перевод. Издание на русском языке. Оформление ООО «Попурри», 2012
Посвящение
Эта книга посвящается родителям – самым главным учителям детей
Выражение благодарности
Как сказать «спасибо», если хочется поблагодарить одновременно стольких людей? Конечно, в первую очередь, эта книга – благодарность моим отцам, которые сыграли очень важную роль в моей жизни, и моей маме, которая научила меня любви и нежности.
И все же спасибо людям, которые способствовали появлению этой книги, в том числе и моей жене Ким, без которой моя жизнь была бы неполной. Ким стала моим партнером и в браке, и в бизнесе. Без нее я не представляю своей жизни. Спасибо родителям Ким, Уинни и Биллу Мейер, за то, что вырастили такую чудесную дочь. Я хочу поблагодарить Ларри и Лайзу Кларк за дружбу и поддержку; Рольфа Парта – за технический гений; Энн Невин, Бобби Депортер и Джо Чейпона – за советы по обучению; Джона Харрисона, Дженни Тэй, Сэнди Кху, Ричарда и Веронику Тан, Жаклин Сью, Нила Хенсона, Майкла и Монетт Хэмлин, Эдвина и Камиллу Кху, К. С. Си и Джессику Си – за профессиональную помощь; Билла и Синди Шопофф, Вэна Тарпа, С. В. Аллена, Мэрилу Дейнан, Ким Эррис и Тома Вайзенборна – за их финансовые способности. Спасибо Сэму Джорджесу, Энтони Роббинсу, Эниду Вину, Лоренсу и Джейн Джонсон, Алану Райту, Зигу Зиглару за ясность мысли; Дж. У. Уилсону, Марти Уэберу, Рэнди Крафт, Дону Мюллеру, Брэду Уокеру, Блэру и Эйлин Сингер, Уэйну и Линн Морган, Мими Бреннан, Джерому Саммерсу, доктору Питеру Пауэрсу, Уиллу Хепберну, доктору Энрико Тойчеру, доктору Роберту Марину, Бетти Ойстер, Джули Белден, Джеми Дэнфорт, Чери Кларк, Рику Мерика, Джойе Джитахайд, Джеффу Бассетту, доктору Тому Бернсу и Биллу Гэлвину – за дружбу и поддержку моих проектов; Фрэнку Крери, Клинту Миллеру, Томасу Аллену и Норману Лонгу – за прекрасное бизнес-партнерство.
ВведениеБогатый папа, бедный папа
У меня было два отца, поэтому я мог делать выбор между противоположными точками зрения: богатого человека и бедного.
У меня было два отца: богатый и бедный. Один был очень образованным и умным человеком с докторской степенью. Он прошел четырехлетний курс бакалавриата за два года. После этого он учился в Стэнфордском, Чикагском и Северо-Западном университетах, продолжая последипломное образование за государственный счет. Другой не закончил даже восьми классов.
Оба успешно сделали карьеру и усердно работали всю жизнь. Оба много зарабатывали. Но один постоянно боролся с финансовыми трудностями, а другой стал одним из самых богатых людей на Гавайях. Один умер, завещав десятки миллионов долларов семье, благотворительным организациям и церкви. Другой оставил после себя неоплаченные счета.
Оба были сильными, обаятельными и внушающими уважение людьми. Оба давали мне советы, но они были разными. Оба придавали большое значение образованию, но отдавали предпочтение разным предметам.
Если бы у меня был только один отец, мне пришлось бы принимать его советы или отвергать их. Но у меня было два отца, поэтому я мог делать выбор между противоположными точками зрения: богатого человека и бедного.
Вместо того чтобы просто принимать или отвергать мнение одного или другого, я стал больше задумываться над их словами, сравнивать их и делать самостоятельный выбор. Проблема была в том, что богатый папа к тому времени еще не успел стать богатым, а бедный еще не успел стать бедным. Карьеры обоих только начинались, и обоим нужно было обеспечивать семьи. Но к деньгам они с самого начала относились по-разному.
Например, один говорил: «В любви к деньгам – корень всех зол», а второй: «Корень всех зол – в отсутствии денег».
В детстве мне было очень сложно жить под влиянием двух авторитетных отцов. Я хотел быть хорошим и послушным сыном, но они говорили противоположные вещи. Их точки зрения, особенно на деньги, были настолько разными, что мне очень захотелось во всем разобраться.
Я начал подолгу размышлять над тем, что говорил каждый из них.На такие размышления уходила значительная часть моего свободного времени. Я спрашивал себя: «Почему он так говорит?», а потом вспоминал слова другого отца и задавал себе тот же вопрос. Конечно, было бы гораздо легче заявить: «Да, он прав. Я с этим согласен». Или просто отвергнуть его точку зрения: «Старик не знает, о чем болтает». Но любовь к обоим моим отцам заставляла меня думать и в конце концов выбирать собственное мнение. Привыкая выбирать самостоятельно, я получал больше пользы, чем если бы просто принимал или отвергал единственную предложенную мне точку зрения.
Одна из причин того, почему богатые становятся богаче, бедные – беднее, а средний класс не вылезает из долгов, заключается в том, что науку о деньгах преподают дома, а не в школе. Большинство из нас получает знания о деньгах от родителей. А что может бедный человек рассказать о деньгах своему ребенку? Он просто говорит: «Ходи в школу и хорошо учись».
К сожалению, школы не дают детям знаний о деньгах. Учителя сосредоточиваются на развитии академических и профессиональных навыков, но не финансовых. Вот почему хорошие банковские работники, врачи и экономисты, которые прекрасно успевали во время учебы, могут всю жизнь испытывать финансовые затруднения. Колоссальный государственный долг США во многом объясняется тем, что высокообразованные политики и правительственные чиновники принимают финансовые решения, не имея почти или совсем никаких знаний в области финансово-денежных отношений.
Сегодня я часто задумываюсь о том, что вскоре произойдет с миллионами людей, которые нуждаются в материальной и медицинской помощи. Они будут зависеть от своих семей или государства. А что произойдет, когда у медицинских и пенсионных фондов закончатся деньги? Как сможет выжить страна, если учить детей навыкам обращения с деньгами будут родители, большинство которых станут (или уже стали) бедными?
Поскольку на меня оказывали воздействие сразу два отца, я учился у обоих. Мне пришлось задумываться над советами и того и другого, в результате чего я понял, как мысли человека влияют на его жизнь. Например, один отец часто говорил: «Я не могу себе этого позволить». Второй запрещал даже произносить эти слова. Он настаивал, чтобы я говорил: «Как я могу себе это позволить?» Первая фраза – утверждение, а вторая – вопрос. Первая расслабляет, а вторая заставляет думать.
Тот из моих отцов, который вскоре разбогател, объяснял, что, как только человек произносит: «Я не могу себе этого позволить», его мозг автоматически отключается. Он не имел в виду, что нужно покупать все подряд. Он свято верил в упражнения для мозга, самого мощного компьютера в мире. Он любил повторять: «Мой мозг становится сильнее с каждым днем, потому что я его упражняю. А чем он сильнее, тем больше денег я могу сделать». Заявление «Я не могу себе этого позволить» он считал верным признаком умственной лени.
Хотя оба моих отца много работали, я заметил, что, когда речь заходит о денежных вопросах, первый начинает упражнять свой мозг, а второй его усыпляет. Со временем финансовое положение у одного из них становилось все лучше, а у другого – все хуже. Примерно так же углубляется разница между тем, кто регулярно посещает тренажерный зал, и тем, кто целыми днями сидит на диване и смотрит телевизор. Правильно подобранные физические упражнения помогают человеку стать здоровее, а умственные – богаче. Мои отцы исповедовали совершенно разные взгляды. Один считал, что богатые должны платить больше налогов, чтобы заботиться о тех, кому повезло меньше. Второй говорил: «Налоги – это наказание для тех, кто работает, и награда для тех, кто ничего не производит».
Один отец советовал: «Учись прилежно, и ты сможешь работать в хорошей компании». Второй говорил: «Учись прилежно, и ты сможешь купить хорошую компанию».
Один говорил: «Я небогат, потому что у меня есть вы, дети». Второй считал: «Я должен быть богатым, потому что у меня есть вы, дети».
Один любил говорить о деньгах и делах за обеденным столом. Второй запрещал обсуждать эту тему за едой.
Один утверждал: «С деньгами действуй осторожно, не рискуй». Второй говорил: «Учись управлять риском».
Один считал: «Наш дом – это наша самая крупная инвестиция и наш самый лучший актив». Другой утверждал: «Мой дом – это пассив, а если твой дом – это твоя самая крупная инвестиция, значит, у тебя серьезные проблемы».
Оба вовремя платили по счетам, но один делал это в первую очередь, а другой – в последнюю.
Один считал, что о нем всегда позаботится компания или государство. Он всегда интересовался повышением заработной платы, пенсионными фондами, медицинскими льготами, больничными, отпусками и тому подобными вещами. Он не скрывал своего восхищения тем, что два его дяди после двадцатилетней службы в армии вышли в отставку со всеми пожизненными льготами. Ему очень нравилось, что армия дает своим отставникам медицинские льготы и скидки в специальных магазинах. Он был в восторге от университетской системы бессрочных контрактов. Иногда казалось, что для него пожизненное трудоустройство и льготы важнее, чем сама работа. Он часто говорил: «Я не жалея сил работаю на государство, и я заслуживаю эти льготы».
Другой верил в полную финансовую самостоятельность. Он был против менталитета «льготников», который делает людей слабыми и бедными. Он утверждал, что человеку необходима финансовая компетентность.
Один отец с трудом мог накопить несколько долларов. Другой постоянно инвестировал свои деньги. Первый научил меня писать внушительное резюме, чтобы я мог найти хорошую работу. Второй показал мне, как создавать эффективные бизнес- и финансовые планы, чтобы я мог создавать рабочие места для других.
Воздействие двух авторитетных отцов позволило мне увидеть, как образ мышления влияет на жизнь человека. Я заметил, что мысли человека действительно формируют его жизнь.
Например, мой бедный папа всегда говорил: «Я никогда не буду богатым». И это пророчество сбылось.
Мой богатый папа, напротив, всегда считал себя богатым. Он говорил: «Я богатый человек, а богатые так не поступают». Даже после полного банкротства в результате крупной финансовой неудачи он продолжал называть себя богатым.
Еще мой бедный папа часто говорил: «Меня не интересуют деньги» или «Дело не в деньгах». А богатый папа утверждал: «Деньги – это власть».
Силу наших мыслей трудно измерить или оценить, но я уже в раннем детстве понял, как важно обращать внимание на свои мысли и слова. Я заметил, что причиной бедности моего бедного папы были не столько размеры его заработка (ведь он зарабатывал довольно много), сколько его мысли и действия. Поскольку у меня было два отца, я еще маленьким мальчиком старался очень тщательно выбирать, какие из их мыслей сделать своими. Кого мне слушать – богатого папу или бедного?
Хотя оба относились к образованию и обучению с должным уважением, они не сходились во мнении о целях обучения. Один хотел, чтобы я хорошо учился, получил высшее образование и нашел хорошую работу, чтобы зарабатывать деньги. Он хотел, чтобы я стал адвокатом, бухгалтером или менеджером. Второй советовал мне учиться быть богатым, узнавать, как работают деньги и как заставить их работать на себя. «Я не работаю за деньги! – часто повторял он. – Деньги работают на меня».
В девять лет я принял решение слушаться богатого папу и узнать от него все, что он знал о деньгах. То есть я предпочел его науку советам бедного отца, несмотря на все его ученые звания и степени.
Урок, который преподал мне Роберт Фрост
Роберт Фрост – мой любимый поэт. Мне нравятся многие его стихотворения, но среди них есть одно самое любимое. Я пользуюсь тем, чему оно учит, практически каждый день.
ДРУГАЯ ДОРОГА
В осеннем лесу, на развилке дорог,
Стоял я, задумавшись, у поворота;
Пути было два, и мир был широк,
Однако я раздвоиться не мог,
И надо решаться на что-то.
Я выбрал дорогу, что вправо вела
И, повернув, пропадала в чащобе.
Нехоженой, что ли, дорога была,
И больше, казалось, она заросла;
А впрочем, заросшими были обе.
И обе манили, радуя глаз
Сухой желтизною листьев сыпучих.
Другую оставил я про запас,
Хотя и догадывался в тот час,
Что вряд ли вернуться выпадет случай.
Еще я вспомню когда-нибудь
Далекое это утро лесное:
Ведь был и другой предо мною путь,
Но я решил направо свернуть —
И это решило все остальное.
(1916)Перевод Григория Кружкова.
И это решило все остальное…
Я часто размышлял об этом стихотворении. Решение не слушать советы и мнения моего высокообразованного отца во всем, что касается денег, было очень болезненным, но это решение определило ход всей моей жизни.
После того как я решил, кого буду слушаться, началось мое финансовое образование. Богатый папа учил меня тридцать лет, пока мне не исполнилось тридцать девять. Он перестал это делать, когда увидел, что я полностью усвоил все, что он вдалбливал в мою часто невосприимчивую голову.
Деньги – это одно из воплощений силы. Но еще большей силой обладает финансовое образование. Деньги приходят и уходят, но если вам известно, как они работают, то вы можете управлять ими и становиться богаче. Одного позитивного мышления недостаточно, потому что большинство людей не выносят из школы никаких знаний о том, как работают деньги, и всю жизнь работают сами.
Когда началось мое обучение, мне было всего девять лет, поэтому уроки богатого папы были очень просты. В сущности, все, чему он учил меня тридцать лет, можно свести к шести основным урокам. В этой книге я постарался изложить их так же просто, как когда-то это делал мой богатый папа. В них содержатся не ответы на вопросы, а общие указания, которые помогут вам и вашим детям стать богаче независимо от того, что может произойти в нашем изменчивом и неспокойном мире.
Глава первая
Богатые не работают за деньги
Бедняки и средний класс работают за деньги. Богатые заставляют деньги работать на себя.
– Папа, скажи мне, как стать богатым?
Отец отложил вечернюю газету:
– Почему ты хочешь стать богатым, сынок?
– Потому, что сегодня мама Джимми приехала на своем новом «кадиллаке» и забрала семью на выходные в пляжный домик. Джимми взял троих друзей, а нас с Майком не пригласил. Нам говорят, что нас не взяли потому, что мы дети бедняков.
– Правда? – не поверил отец.
– Да, правда, – ответил я обиженным тоном.
Отец молча покачал головой, поправил очки на переносице и снова принялся за чтение. Я стоял и ждал, что он ответит.
Шел 1956 год. Мне было девять лет. Так случилось, что я ходил в одну школу с детьми богатых родителей. Наш городок вырос на месте сахарной плантации. Управляющие плантацией и другие преуспевающие жители – врачи, бизнесмены и банкиры – отдавали в эту школу своих детей на первые шесть лет. После шестого класса их обычно переводили в частные школы. Наша семья жила на той стороне улицы, которая относилась к этой школе, поэтому я ходил именно туда. Если бы мы жили на другой стороне, меня отправили бы в другую школу, где учились дети из семей, больше похожих на мою. После шестого класса и я, и эти дети продолжали учиться в государственной школе. Для нас частных школ не было.
Наконец отец отложил газету. Было видно, что он размышляет.
– Что ж, сынок, – медленно начал он, – если ты хочешь разбогатеть, тебе нужно научиться делать деньги.
– А как делать деньги? – спросил я.
– Сам подумай, – улыбнулся он, что на самом деле означало либо «Больше я тебе ничего не скажу», либо «Я не знаю ответа, так что не ставь меня в тупик».
Первое партнерство
На следующее утро я рассказал о разговоре с отцом своему лучшему другу, Майку. Насколько я знал, мы с Майком были единственными детьми из бедных семей в этой школе. Он точно так же, как и я, попал в эту школу по странной прихоти судьбы. Кто-то провел границу школ по нашему району, и мы оказались в школе для богатых. На самом деле мы не были бедными, но нам так казалось, потому что у всех остальных мальчиков были новые бейсбольные перчатки, новые велосипеды – все новое.
Мама и папа давали нам все необходимое: пищу, крышу над головой, одежду. Но не больше. Мой отец часто говорил: «Если ты чего-то хочешь, ты должен это заработать». Нам многого хотелось, но кто возьмет на работу девятилетних мальчишек?
– Ну и как мы будем делать деньги? – спросил Майк.
– Не знаю, – ответил я. – А хочешь быть моим партнером?
Он согласился, и в то субботнее утро у меня появился первый бизнес-партнер. Мы все утро строили планы по поводу того, как сделать деньги. Иногда мы вспоминали о «богачах», которые сейчас веселятся в пляжном домике Джимми. Было немного обидно, но эта обида оказалась конструктивной, потому что она вдохновила нас на поиск путей обогащения. Наконец после обеда нас осенило. Эту идею Майк как-то прочел в одной научно-популярной книжке. Мы с восторгом подмигнули друг другу, и у партнеров появился собственный бизнес.
На протяжении нескольких следующих недель мы с Майком бегали по всему району, стуча в двери соседей и упрашивая их оставлять для нас тюбики из-под зубной пасты. Взрослые сначала обычно удивлялись, а потом с улыбкой соглашались. Некоторые интересовались, что мы затеяли. На это мы отвечали: «Мы не можем вам этого сказать. Это коммерческая тайна».
Вскоре мама забеспокоилась, потому что мы избрали для склада сырья место рядом с ее стиральной машиной. В картонной коробке, где когда-то хранились бутылки с кетчупом, постепенно росла наша коллекция использованных тюбиков.
Наконец терпение мамы лопнуло – ей надоело видеть грязные и мятые тюбики.
– Чем это вы занимаетесь? – спросила она. – И перестаньте говорить про какие-то коммерческие тайны. Живо все убирайте, а то я сама все выброшу.
Мы с Майком просили и умоляли, объясняя, что скоро у нас накопится достаточно сырья и можно будет начать производство. Мы сказали ей, что ждем, пока несколько соседей закончат свои тюбики и мы сможем их забрать. Мама сжалилась и дала нам еще неделю сроку.
Начало производства пришлось ускорить из-за внешних обстоятельств: деловые партнеры получили первое предупреждение от складского помещения – от моей собственной мамы. В обязанности Майка теперь входило просить соседей не тянуть с пастой, напоминая, что дантист советует чистить зубы чаще. Я же начал собирать производственную линию.
В один прекрасный день мой отец, подъехав с другом к дому, увидел на дороге двух девятилетних мальчишек, вовсю занимавшихся производством.
Все вокруг было засыпано белым порошком. На длинном столе стояли бумажные молочные пакеты, а в гриле пылали угли.
Отец осторожно приблизился. Ему пришлось оставить машину у подъезда, потому что наша «производственная линия» перегородила путь к гаражу. Подойдя поближе, они с другом увидели на углях чугунок, в котором плавились тюбики из-под зубной пасты (тогда паста продавалась не в пластмассовых тюбиках, а в свинцовых). Мы сжигали с них краску, а потом расплавляли в чугунке и наливали металл через маленькую дырку в молочные пакеты, удерживая чугунок маминым ухватом.
В пакетах был алебастр. Именно он был тем рассыпанным повсюду белым порошком, который мы смешивали с водой. В спешке я опрокинул мешок, и все вокруг выглядело так, словно только что закончилась снежная буря. Из алебастра мы сделали литейные формы.
Отец с другом наблюдали, как мы льем расплавленный свинец в отверстие алебастровой формы.
– Осторожно, – произнес отец.
Я кивнул, не поднимая головы.
Наконец мы закончили, я поставил чугунок на место и улыбнулся отцу.
– Что это вы, ребята, делаете? – осторожно спросил он, улыбнувшись в ответ.
– Мы делаем то, что ты мне сказал. Мы собираемся разбогатеть, – ответил я.
– Ага, – сказал Майк, ухмыляясь и кивая. – Мы партнеры.
– А что в этих алебастровых формах? – поинтересовался отец.
– Осторожно, – сказал я. – Должна получиться хорошая партия.
Маленьким молотком я постучал по месту соединения двух частей формы и осторожно снял верхнюю половину. Из формы выпала монетка.
– О боже! – воскликнул отец. – Так вы делаете из свинца монеты!
– Точно, – ответил Майк. – Мы делаем все так, как вы нам сказали. Мы делаем деньги.
Друг отца повернулся к нему и расхохотался. Отец улыбнулся и покачал головой. Он окинул взглядом пылающий гриль, коробку с использованными тюбиками из-под зубной пасты и двоих довольных собой мальчишек, покрытых белой пылью.
Отец попросил нас оставить свои дела и присесть с ним на крыльцо нашего дома. Он терпеливо объяснил нам, кто такие фальшивомонетчики.
Наши мечты были разбиты.
– Вы хотите сказать, что это незаконно? – спросил Майк дрожащим голосом.
– Пусть играют, – сказал друг моего отца. – Может, у них природный талант.
Отец сердито посмотрел на него.
– Да, это незаконно, – тихо сказал он. – Но вы, ребята, продемонстрировали свои творческие способности и оригинальное мышление. Продолжайте в том же духе. Я действительно вами горжусь!
В расстроенных чувствах мы с Майком минут двадцать сидели молча, а потом начали убирать за собой. Производство завершилось в день открытия предприятия. Сметая в кучу порошок, я посмотрел на Майка и произнес:
– Да, наверное, Джимми и его друзья правы. Мы бедные.
Мой отец в этот момент как раз уходил.
– Ребята, – сказал он, – вы будете бедными, только если сдадитесь. Вы молодцы, поскольку что-то сделали. Большинство людей просто говорят и мечтают о том, что разбогатеют. А вы что-то для этого сделали. Повторяю: я вами очень горжусь. Не останавливайтесь. Продолжайте борьбу.
Мы с Майком стояли и молчали. Слышать это было приятно, но мы не знали, что делать дальше.
– А почему ты не богатый, папа? – спросил я.
– Потому, что я решил стать учителем. Учителя не думают о том, чтобы разбогатеть. Нам просто нравится учить. Я хотел бы вам помочь, но на самом деле не знаю, как делать деньги.
Мы с Майком вернулись к уборке территории.
– Знаете что, – продолжал отец, – если вы хотите стать богатыми, спрашивайте не меня. Поговорите с твоим папой, Майк.
– С моим папой? – удивился Майк и скорчил гримасу.
– Да, с твоим папой, – ответил мой отец с улыбкой. – У нас один и тот же банкир, и он в восторге от твоего отца. Он не раз говорил мне, что твой отец великолепно умеет делать деньги.
– Это мой-то папа? – не поверил Майк. – А почему же тогда у нас нет шикарной машины и большого дома, как у богатых детей в школе?
– Шикарная машина и большой дом еще не признак того, что ты богат или умеешь делать деньги, – ответил мой папа. – Отец Джимми работает на сахарной плантации. Он мало чем отличается от меня. Он работает на компанию, а я – на государство. Компания купила ему автомобиль. Но у этой плантации финансовые проблемы, и скоро у отца Джимми не будет ничего. А твой папа не такой, Майк. По-моему, он строит собственную империю, и мне кажется, что через несколько лет он станет очень богатым человеком.
Эти слова снова раззадорили нас с Майком. Мы с новыми силами принялись за уборку следов нашего первого совместного производства и стали обсуждать, как и когда поговорить с отцом Майка. Проблема была в том, что он много работал и приходил домой поздно. Ему принадлежали склады, строительная компания, сеть магазинов и три ресторана. Вот из-за ресторанов он и задерживался по вечерам.
После того как мы все убрали, Майк сел в автобус и уехал домой. Он собирался в тот же вечер подойти к отцу и спросить его, не научит ли он нас, как стать богатыми. Майк пообещал сразу же после разговора позвонить, даже если это будет очень поздно.
Телефон зазвонил в половине девятого.
– Ладно, – сказал я, – в следующую субботу. – И положил трубку.
Отец Майка согласился встретиться и поговорить с нами.
И вот субботним утром в половине восьмого я сел в автобус, который шел в бедный квартал города.
Про двух братьев – про богатого и бедного
Габбе Тамара Григорьевна. Быль и небыль. Новосибирское книжное издательство / 1992
Жили в одной деревне два брата — богатый и бедный.
Богатый ездил в город и продавал пшеницу, а у бедного дети по миру ходили — себя кормили да отцу с матерью носили.
Вот раз надумал бедный брат богатому поклониться и просит его чем ни на есть пособить.
А богатый и говорит ему:
— Чем просить, братец, собери-кось весь свой хлеб, да снаряжайся со мной в город на базар. Нынче на пшеницу цены хорошие, да и на другой хлеб цена хороша.
Пошел бедный брат — все засеки подмел, собрал весь хлеб до зернышка — сколько было у него.
Набралось мер пять.
Запряг лошадку. А лошаденка была у него худая-прехудая. Ну, да не тяжело везти, авось, потянет.
А богатый брат такой воз накрутил, что едва лошадь повезла. А была хорошая, — сытая да резвая.
Вот и отправились оба в дорогу.
Богатый перЕже идет, а бедный сзади.
Подъезжают к горе. Богатый хвостнул лошадь кнутом и живо в гору поднялся, а бедный до полугоры доехал, и стала лошадь.
Вынул он из саней сена, наклал лошадке — время-то уж к вечеру было, — а сам пошел сучьев наломать, костерок развести.
Шел лесом, шел и отбился от своей лошади. Густо лес стоит — и вперед не пойти, и назад не выйти.
Вот он влез на дерево, чтобы поглядеть — нет ли в какой стороне огонечка.
Глядел-глядел — видит: в одной стороне чуть светится.
Он и пошел туда, на огонек.
Выходит на широкую поляну. На поляне дом стоит большущий-пребольшущий, нигде такого не видывал.
Заходит он в дом, а в доме никого нет, пусто.
Он одну дверь отворил, другую отворил, туда заглянул, сюда посмотрел — и видит: стоит стол накрытый, и на столе много всякой еды и вина всякого разного.
Только он хотел за стол сесть, слышит — за стеной кто-то голос подает:
— Коли ты добрый человек, поди сюда!
Он пошел. А там женщина, незнаемо какая, родами мучается. И некому у ней младенца принять, и некому обмыть.
Ну, мужик принял у ней ребеночка, прибрал, обмыл да тут же и окрестил.
После того повела его эта женщина к столу, посадила и давай угощать. Наелся бедный брат так, что бока на сторону, и вина напился допьяна.
А женщина ему и говорит:
— Иди теперь схоронись до поры под печку. А то худо будет. Придет мой муж и убьет тебя.
Он пошел, залез под печь и сидит там.
Слышит: застучало в дверях — приходит муж той бабы.
Зашел в дом, спрашивает:
— Что это будто у нас русским духом пахнет? Нет ли кого чужого?
Она говорит:
— Чужих нет.
Ну, он больше спрашивать не стал, сел за стол.
— Давай, жена, ужинать.
Она подает. То подает, другое подает, а потом и говорит:
— Да ты ведь и не знаешь, что тут без тебя было.
— А что было?
— Да кабы не добрый человек, я бы, может, и по земле боле не ходила.
— А чем тебе добрый человек помог?
— То-то, что помог. Сынка принял. И обмыл, и окрестил. Теперь он нам кум.
— А где же он у тебя? — спрашивает тот мужик.
— Да вон под печкой сидит.
— Ну, кум, выходи! — говорит хозяин. — Выходи, не опасайся. Попьем, поедим!
Вылез бедный из-под печки и сел за стол с новым кумом.
Пьют да едят да песни поют.
А бедный нет-нет и задумается.
— Ох, — говорит, — кум, я-то здесь сыт да пьян, а дети и жена дома голодом сидят.
— Не толкуй, кум! У меня им брошен узелок аржаной муки — хватит до твоего приезду.
Один день гостит мужик у кума с кумой и другой день гостит.
А на третий говорит куму:
— Пора мне, куманек, в город ехать.
— Что же, коли надо, поезжай. Я тебе своего Серка дам.
И вот запряг он куму Серка и насыпал целый воз пшеницы, а кумушка в скатерку попутничков завязала.
— На тебе, кум! Хватит, пока домой не приедешь!
Взял он эти попутнички и сел в сани. А кум ему и говорит:
— Поезжай с богом. Да только крепче на возу держись. В гору поедешь — там твоя лошадь стоит. Я ей сена подбросил. А под гору поедешь — там твой брат лежит. Его опрокинуло и возом придавило. Так ты, когда мимо проезжать будешь, задень легонько за роспуски, вот и выручишь его. Прощай, кум!
Махнул он шапкой. И как махнул, так и покатил этот Серко — только снег из-под саней пОрхает. А править им и не надо — сам знает, куда идти. Да только не идет, а ветром летит.
Бедный брат привалился на возу ни жив, ни мертв. Вот, — думает, — убьет его Серко.
Да нет, ничего, живой едет — хоть и скоро да споро.
Идет мимо горы, где лошадь была оставлена. Смотрит-смотрит, а ее едва видать, до того много сена кругом навалено!
Стал под гору спускаться. Верно — братний воз опрокинут лежит, и хозяин под ним чуть жив.
Ну, он мимо поехал, за роспуски задел и распрокинул воз.
Поднялся богатый брат и поехал вслед за бедным. Да только теперь и не угнаться за ним. Зря лошадь мучает. К вечеру добрался до постоялого двора. А брат уже там, — вместе пристали ночевать.
Богатый спрашивает бедного: где, мол, такого коня взял?
Тот рассказывает: так, мол, и так.
Богатому это обидно показалось.
«Пойду, — думает, — на двор и наложу ему каменьев в воз. Пускай пристановит своего Серка».
Подумал и сделал. Ночью пошел во двор и давай под хлеб да под рогожу каменья класть. Кладет, кладет — полкуба наложил…
— Ну, теперь, — говорит, — с места не скрянуть.
И пошел обратно в избу.
Утром, чуть свет, собирается богатый брат в город. А бедный еще на печи лежит.
— Поезжай, — говорит, — братец, вперед. Я тебя настигну.
«Настигнешь теперь! — думает богатый брат. — Как бы не так!»
Вот едет он, едет, погоняет коня. А сам нет-нет да и оборотится назад — не видать ли брата?
Раз оборотился, другой оборотился — никого не видно.
А в третий раз обернулся да поглядел — снег столбом стоит! Вот он — Серко! Догоняет, догоняет — и перегнал!
Богатого брата ажно пот на морозе прошиб.
Думает: «Что ж такое? Столько каменья наложил, а он везет, воза своего не слышит…»
И вот приехали оба брата в город. Стали рядом и раскрыли воза.
Пошел народ пшеницу покупать.
Подойдут к богатому брату, посмотрят: ничего, хлеб как хлеб.
А подойдут к бедному брату — и остановятся: не видано такой пшеницы! Зерно в зерно! И где выросла!
Стали вокруг него толпиться, толкаться. Всякому купить охота.
Распродал бедный брат всю пшеницу — до зернышка. Глядь, на дне воза, где каменье было наложено, — сахарные головы лежат.
Богатый брат как увидел это дело, так почернел весь.
А бедный уж и дивиться перестал.
— Сахару, — говорит, — кому надо? Сахар продаю!
Продал — и цельный мешок денег выручил.
Потом воз закрыл, сел на возу.
— Прощай, — говорит, — братец! — И махнул шапкой.
И как махнул — так Серко и покатил, что сильней ветру!
Привез его обратно, к куму.
Кум спрашивает: — Ну, что? Продал пшеницу?
— Продал, — говорит и подает куму денег мешок.
А тот не берет.
— Тяжел ли мешок? — спрашивает.
— Ничего!
— А довольно ли тебе на поправку будет?
Бедный брат только кланяется.
— Довольно, кум.
— Ну, садись теперь с дорожки пообедать! И винца попьем.
Сели за стол. Бедный и говорит:
— Мне-то здесь хорошо. А дети там голодом!
— Не толкуй, кум! У меня им два узелка брошено. Хватит до твоего приезду.
Два дня погостил мужик у кумы с кумушкой, а на третий собираться стал.
— Ну, кум, спасибо тебе, а мне и домой пора.
Кум говорит:
— Коли пора, то и пора.
И свел мужика в погреб. А в том погребе три засека с деньгами: в одном — медные, в другом — серебряные, в третьем — золотые.
Он ему насыпал три мешка золота, три мешка серебра и четыре мешка меди.
Вынес, положил на дровни и говорит:
— Это тебе в придачу. Да еще дарю тебе своего Серка, а ежели этот Серко плох будет — приезжай. Я тебе нового дам!
И вот попрощался он с кумом и кумушкой, сел на дровни, свистнул — и как покатил Серко! Шапки на голове не удержать!
Опять едет мимо той горы, где лошадь у него оставлена была. Смотрит: она как стояла, так вся в сене и стоит.
Не видно даже, где она есть.
Ну, он выкопал лошадь из сена, привязал ее сзади и приехал домой.
Впустил Серка на двор, а дети бегут, встречают отца.
— Папа, теперь у нас хлеба много. Теперь мы не будем плакать да у чужих просить.
Заходит он в сени, а там четыре куля муки принесены. Заходит в избу — по всем по лавошникам много хлеба напечено.
А богатый брат как поехал, так и вернулся назад. Всю пшеницу обратно привез. Никто у него и горсти не взял. Будто он всю свою удачу вместе с каменьем на братний воз переложил.
Так с тех пор и стало. Что ни делает богатый — все без толку. Хоть брось! Никакому началу нет хорошего конца.
А бедному во всем удача пошла. Живи да радуйся, да кума добром поминай!
А кто он есть тот кум — про то неведомо. Человек ли, нет ли — иди знай!
Всяко бывает.
Тамара Габбе
Рукопись подготовлена к печати А. ЛЮБАРСКОЙ и Л. ЧУКОВСКОЙ – членами Комиссии по литературному наследию Т. Г. ГАББЕ.
Большой разрыв между богатыми и бедными
Об авторе
Линдси Стивенс
16-летняя Линдси Стивенс учится в Академии Дирфилда в США и работает волонтером в Филани в Южной Африке.
Линдсей Стивенс
Я не мог поверить своим глазам, когда шел по узким грязным тропинкам между сотнями ветхих жестяных лачуг в городке Хаялитиша в Южной Африке. Красивая африканская девушка, ненамного моложе меня, в бледно-розовой юбке, небрежно ниспадающей ниже бедер, и белой, испачканной грязью майке, привела меня к хижине Секвамкеле.
Мы с Секвамкеле познакомились в первый день, когда я начала работать волонтером в его детском саду. Мои глаза сразу же привлекли его сверкающий взгляд и искренняя улыбка. Хижина была не больше 144 квадратных футов, что примерно соответствует размеру среднего общественного туалета. Семья из четырех человек делила кровать размера «queen-size», а из мебели были только книжная полка и стол. Мне было трудно даже представить себе такую жизнь, поскольку я родом из приморского пригородного городка в Род-Айленде, США, и учусь в школе-интернате для подготовки к колледжу в Массачусетсе.
Страшно представить, что почти половина населения мира (более трех миллиардов человек) живет менее чем на 2,50 доллара в день, в то время как самый богатый человек в мире может тратить миллион долларов в день и при этом хорошо жить до конца своей жизни. . В мире, где деньги превращаются в власть, большинству людей не повезло иметь достаточно средств, чтобы остаться на плаву. Средний класс быстро исчезает и распадается, оставляя еще больший разрыв между богатыми и бедными.
К сожалению, порочный круг бедности очень трудно разорвать. Основной причиной роста числа бедных людей является низкое качество обучения, которое получают большинство детей во всем мире. Почти миллиард людей, вступивших в двадцать первый век, не умеют читать книги или писать свое имя .1 Такое низкокачественное обучение не дает учащимся базовой информации, необходимой для сохранения работы в реальном мире. Особенно сейчас, в условиях экономического кризиса и кризиса безработицы, многие люди нуждаются в финансовой помощи из-за отсутствия возможностей трудоустройства. Многие ищут работу, но, к сожалению, тем, кто больше всего нуждается в деньгах, не хватает инструментов и навыков, которые делают хороших сотрудников. Таким образом, они, как правило, быстро теряют работу и возвращаются к тому же, с чего начали. Многие люди в поселках хотят работать, но они просто не знают, как.
Уровень безработицы среди женщин намного выше, чем среди мужчин в Южной Африке. Philani, организация, действующая в шести поселках, занимается тем, что помогает женщинам зарабатывать на жизнь, поддерживать свои семьи и вырваться из порочного круга бедности таким образом, чтобы сделать жизнь в поселках лучше для всех. Эти горожане — одни из самых душевных и страстных людей, и очень жаль, что больше людей не могут познакомиться с их удивительными личностями из-за боязни въезжать в поселки. Проводя много времени в центре Филани в Хаялитише, я встретил Нарсассану. Она рассказала мне, как трудно было удержаться на работе, заботиться о своих пятерых детях и уйти от городской жизни. Нарсассана была нанята Филани для работы в их дошкольной программе Educare.
Как будто Нарсасане было недостаточно трудно найти работу, ее дом постоянно взламывают, а те немногие вещи, которыми она владеет, крадут, потому что грабители знают, что ее нет дома весь день. Она объяснила, как трудно каждый день просто ходить на работу: «Каждый день я уезжаю, чтобы попытаться заработать на жизнь, но каждую ночь я прихожу домой, а в мой дом вломились», — сказала Нарсасана. «Мне пришлось отправить своих детей жить дальше с моей матерью, потому что им было небезопасно жить со мной, когда я уезжаю».
То, что Нарсасана делает каждый день, является смелым и сложным: просто чтобы заработать на жизнь для своей семьи, она отправляет своих детей, чтобы они были в безопасности, а затем оставляет свой дом уязвимым для грабителей. Филани призывает всех своих аутрич-работников, таких как Нарсассана, вдохновлять каждую женщину, проживающую в поселке, подходя прямо к их входной двери и рассказывая им свои личные истории о том, как они меняют свою жизнь самостоятельно, без помощи со стороны человек.
По мере того, как разрыв между богатыми и бедными продолжает увеличиваться, становится все более очевидным, что сокращение штата и сохранение более простого образа жизни становится все более распространенным явлением. Хотя в мире 2,2 миллиарда детей, 1 миллиард из них живет в нищете. 2 К сожалению, изменение этой статистики потребует времени, но мы должны начать с просвещения людей и предоставления им возможности начать новую жизнь для себя и своих семей.
Примечания
1 Ануп Шах, «Бедность: факты и статистика», Глобальные проблемы, 10 сентября 2010 г., http://www.globalissues.org/article/26/poverty-facts-and-stats. 2 там же.
UNChronicle не является официальной записью. Для нас большая честь принимать у себя высокопоставленных должностных лиц Организации Объединенных Наций, а также видных деятелей, не входящих в систему Организации Объединенных Наций, взгляды которых не обязательно совпадают с точкой зрения Организации Объединенных Наций. Точно так же указанные границы и названия, а также обозначения, используемые на картах или в статьях, не обязательно подразумевают одобрение или принятие Организацией Объединенных Наций.
Говоря о туалетах… Хроника разговора с «мистером Туалетом» Джеком Симом
В преддверии Всемирного дня туалета (19 ноября) Хроника ООН поговорила с Джеком Симом, основателем и директором организации World Организация туалета. Г-н Сим, широко известный как «Мистер Туалет», обсудил важную роль туалетов и санитарии в достижении устойчивого развития; его работа по улучшению санитарных систем во всем мире; и продвигаться к цели обеспечения того, чтобы каждый и везде имел доступ к функционирующему туалету, когда это необходимо.
Лесли Джонс
Сообщение в дубинке: подходы международной эстафеты Шарм-эль-Шейх призывает к климатическому образованию
Климатическое образование, без сомнения, имеет решающее значение для смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним, а также для устойчивые сообщества.
Dilanthi Amaratunga
Прогресс в разработке общедоступных систем раннего предупреждения: гендерный аспект снижения риска бедствий
Воздействие опасных явлений не является гендерно-нейтральным. Женщины часто подвергаются большему риску из-за отсутствия своевременной и актуальной информации о надвигающихся опасностях.
Правительства должны преодолеть рекордный разрыв между богатыми и бедными, заявляет ОЭСР
12.05.2011 — Разрыв между богатыми и бедными в странах ОЭСР достиг самого высокого уровня за более чем 30 лет, и правительства должны действовать быстро, чтобы решить эту проблему. неравенство, согласно новому отчету ОЭСР.
«Мы выстоим раздельно: почему неравенство продолжает расти» показывает, что средний доход 10% самых богатых в настоящее время примерно в девять раз выше, чем у 10% самых бедных в странах ОЭСР.
Разрыв в доходах увеличился даже в традиционно эгалитарных странах, таких как Германия, Дания и Швеция, с 5 к 1 в 1980-х годах до 6 к 1 сегодня. Разрыв составляет 10 к 1 в Италии, Японии, Корее и Соединенном Королевстве и еще выше — 14 к 1 в Израиле, Турции и США.
В Чили и Мексике доходы самых богатых все еще более чем в 25 раз превышают доходы самых бедных, что является самым высоким показателем в ОЭСР, но, наконец, они начали падать.
Неравенство доходов намного выше в некоторых крупных развивающихся странах за пределами зоны ОЭСР. Разрыв в доходах Бразилии, равный 50 к 1, остается намного выше, чем во многих других странах, хотя за последнее десятилетие он значительно сократился.
>> Загрузить базовые данные в Excel
Представляя доклад в Париже, Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа сказал: «Во многих странах общественный договор начинает разваливаться. Это исследование опровергает предположения о том, что выгоды от экономического роста автоматически перейдут к обездоленным и что большее неравенство способствует большей социальной мобильности. Без комплексной стратегии инклюзивного роста неравенство будет продолжать расти».
Основной причиной увеличения разрыва в доходах стало усиление неравенства в оплате труда, поскольку высококвалифицированные работники больше выиграли от технического прогресса, чем низкоквалифицированные. Реформы, призванные стимулировать конкуренцию и сделать рынки труда более адаптируемыми, например, поощряя работу неполный рабочий день или более гибкий график, повысили производительность и привлекли к работе больше людей, особенно женщин и низкооплачиваемых работников. Но рост неполного рабочего дня и низкооплачиваемой работы также увеличил разрыв в заработной плате.
Системы налогов и пособий играют важную роль в сокращении рыночного неравенства, но с середины 1990-х годов они стали менее эффективными в перераспределении доходов. Основная причина заключается в выплате пособий: размеры пособий снизились почти во всех странах ОЭСР, правила предоставления льгот были ужесточены, чтобы ограничить расходы на социальную защиту, а выплаты беднейшим слоям населения не поспевают за ростом доходов.
В результате система пособий в большинстве стран стала менее эффективной в сокращении неравенства за последние 15 лет.
Другим фактором стало снижение максимальных налоговых ставок для высокооплачиваемых.