Близкие родственники по семейному кодексу рф: Близкие родственники по Семейному кодексу РФ, а также другим существующим законодательным нормативам

Кто такой близкий родственник с точки зрения закона? • Калужское движение За права человека

Главная » Библиотека » Гражданам России » Кто такой близкий родственник с точки зрения закона?

02.02.2023

автор Любовь Мосеева-Элье

1 мин. на чтение

Добавить комментарий

В Семейном кодексе РФ близкие родственники — это кровные родственники в одном поколении, через поколение и в соседних поколениях. Проще говоря, это: родители, дети, бабушки и дедушки, внуки, братья и сестры (полнородные и неполнородные). То есть, с точки зрения семейного права, приоритетным является кровное родство.

Именно поэтому, с точки зрения того же семейного законодательства муж и жена не являются близкими родственниками, так как не имеют кровного родства. Однако с момента официально зарегистрированного брака супруги признаются членами семьи, а само супружество считается особым видом отношений.

Семейный кодекс не признает усыновителей и усыновленных близкими родственниками всё по той же причине отсутствия кровного родства. Но из этого правила есть исключение: при определённых обстоятельствах и даже при отсутствии кровного родства, усыновлённые становятся близкими родственниками. Произойдёт это в том числе, усыновивший/удочеривший мужчина записан в свидетельство о рождении ребёнка в графе «отец».

Согласно ст. 51 Конституции и УПК РФ, человек может отказаться от свидетельствования в суде и на мероприятиях следственного действия против своих близких родственников.

В ст. 5 УПК РФ дается определение «близких лиц» — как иных, за исключением близких родственников и родственников, лиц, состоящих в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений.

Под понятием «близкие родственники» законодатель предлагает понимать супруга, супругу, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушку, бабушку, внуков. «Родственниками» считаются все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве.

Из этого вытекает, что близкие лица не могут являться близкими родственниками, и наоборот. Это не равнозначные понятия, и они не могут употребляться в юриспруденции как взаимозаменяемые при характеристике социальных и правовых связей между людьми.

Близкими родственниками в уголовно-процессуальном праве могут являться приёмные родители и дети. Тем самым, в области уголовного права кровное родство не имеет значения.

Кроме кровной родственной связи родство возникает:

— по решению суда – усыновление/удочерение детей. По просьбе усыновителей суд может принять решение о записи усыновителей в качестве родителей усыновлённого ими ребёнка. Усыновлённые дети по отношению к усыновителям и наоборот приравниваются в правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

— при заключение повторного брака – отношения между детьми от предыдущих браков и новым супругом (пасынок, падчерица и отчим, мачеха).

Однако, чтобы воспользоваться правом или льготами, установленными законодательными актами, факт родственной связи необходимо доказывать документально.

источник

Об авторе

Любовь Мосеева-Элье

юрист-правозащитница, многодетная мать и бабушка, блогерка

полная биография тут: http://antipytki.ru/expert/moseeva-ele-lyubov-aleksandrovna-helier-bk-ru/

Статья 67 Семейного кодекса РФ в новой редакции с Комментариями и последними поправками на 2023 год

Новая редакция Ст. 67 СК РФ

1. Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком.

2. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.

3. Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

В случае невыполнения решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях и законодательством об исполнительном производстве.

Комментарий к Статье 67 СК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи зафиксировано в самом общем виде право родственников ребенка на общение с ним.

Право на общение родственников с ребенком не является абсолютным и может быть ограничено тайной усыновления (см. комментарий к ст. 139). Однако следует учитывать положения п. 4 ст. 137 (см. комментарий к нему), согласно которым если один из родителей усыновленного ребенка умер, то по просьбе родителей умершего родителя (дедушки или бабушки ребенка) могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребенка.

Кроме того, это право не может быть реализовано в случае рождения ребенка в результате искусственного оплодотворения. Наконец, оно не может быть осуществлено, если ребенок найден или подкинут.

В п. 1 комментируемой статьи говорится о родственниках вообще (дан только примерный перечень), а не только о близких родственниках. Из этого можно сделать вывод о том, что такое право есть у любого лица, которое может доказать наличие кровной связи с ребенком.

2. Однако требовать принудительной реализации этого права могут только близкие родственники. Понятие близких родственников раскрывается в ст. 14 СК (см. комментарий к ней), которая определяет, что наряду с родителями близкими родственниками следует считать также бабушку и дедушку, полнородных и неполнородных братьев и сестер (имеющих общего отца или общую мать). Указанные лица могут обратиться в орган опеки и попечительства, который должен рассмотреть дело по существу и вынести решение (распоряжением) об определении порядка общения близких родственников с ребенком (время, место, продолжительность и т.п.). Исполнять это решение должен тот из родителей, с кем живет ребенок.

3. Возможны ситуации, когда решение органа опеки и попечительства не будет исполняться тем родителем, с которым живет ребенок. В таких ситуациях близкие родственники, а также орган опеки и попечительства могут, если родители нарушают установленный этим органом порядок общения, обратиться в суд. Суд при рассмотрении данного спора должен определить порядок такого общения (время, место, продолжительность общения и т.п.), изложив его в резолютивной части решения.

Другой комментарий к Ст. 67 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Приведенный в п.1 ст.67 СК РФ перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, является неисчерпывающим. Указанные родственники имеют право на защиту своего права в случае его нарушения родителями ребенка.

2. Об учете мнения ребенка см. ст.57 СК РФ и комментарий к ней.

3. В случае неисполнения без уважительных причин исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, он в соответствии со ст. 73 Федерального закона об исполнительном производстве выносит постановление о наложении на должника штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда и назначает ему новый срок для исполнения. При последующих нарушениях должником без уважительных причин новых сроков исполнения исполнительного документа размер штрафа каждый раз удваивается. Постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа утверждается старшим судебным приставом. Оно может быть обжаловано в суд в 10-дневный срок.

государственная семейная политика России противоречит международному праву?

Московская Хельсинкская группа наблюдения: Концепция государственной семейной политики нарушает нормы международного права

Москва: 3 февраля 2014 г. в 2013″. В нем правозащитники подробно анализируют социальный проект «Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

По мнению экспертов, новая Концепция семейной политики является логическим продолжением Национального плана действий в интересах детей на 2012-2017 годы и отражает государственную практику в отношении благополучия и защиты прав детей. По словам представителей MHWG, в последнее время государство в основном говорило о детях в контексте заботы о демографии нации. Разработанная в 2013 году Концепция представляет собой сдвиг в так называемых традиционных семейных ценностях, направленный на сохранение института семьи с целью увеличения прироста населения.

Согласно результатам недавних опросов, большинство россиян разделяют основные принципы Православной Церкви в вопросах семьи. Это фундаментальные ценности Домостроя, господствовавшие в 16 веке, а именно полная преданность Богу, Царю и Церкви. Основной принцип детского образования требовал, чтобы их «воспитывали в хорошей дисциплине и учили бояться Бога».

В то же время, по данным Аналитического центра Юрия Левады (Левада-Центр), 55% россиян могут относиться к тому, что молодые люди все чаще живут вместе дольше и не женятся, а 43% довольны что дети рождаются в гражданских браках. По мнению правозащитников, «в глазах общественности развод больше не рассматривается как что-то плохое или как крайняя мера, а является чем-то вполне естественным и возможностью, которую люди должны рассматривать в контексте своих отношений».

Эксперты MHWG обеспокоены тем, что, защищая детей от западных ценностей (закон о «Запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений» и закон Димы Яковлева), власти могут нанести решающий удар по интересам детей.

Как уже отмечалось, одной из причин ломки традиционных русских семейных ценностей и взаимоотношений родителей и детей является внедрение в современной российской семейной культуре принципа приоритета прав обеих групп.

MHWG считает, что Конвенция ООН о правах ребенка не противоречит правам детей и родителей – напротив, она признает важность прав и обязанностей родителей воспитывать своего ребенка в соответствии с эти права. К ним относятся права каждого ребенка на свободу мысли, совести и религии, а также важность традиций и культурных ценностей всех народов в защите и гармоничном развитии ребенка.

В настоящее время Россия является участником многочисленных соглашений, в том числе Конвенции ООН о правах ребенка, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года. По мнению MHWG, Концепция государственной семейной политики резко критикует международные стандарты в области прав человека и признает необходимость защиты детей от них.

Эксперты пришли к выводу, что «можно сказать, что нынешний прогресс в государственной семейной политике и, в частности, правовом регулировании благосостояния детей, не будет продвигаться вперед в соответствии с нормами международного права в случаях, когда такие нормы противоречат традиционным Русские семейные ценности».

Автор: Дарья Шаповалова

http://www.asi.org.ru/news/mhg-kontseptsiya-gosudarstvennoj-semejnoj-politiki-vstupaet-v-protivorechie-s-normami-mezhdunarodnogo-prava/

Совместное заявление о насильственном перемещении, депортации и усыновлении детей из Украины Россией

EDF совместно с 42 организациями, агентствами и сетями одобрил совместное заявление о насильственном перемещении, депортации и усыновлении детей из Украины Россией.

Заявление

Мы глубоко обеспокоены сообщениями о том, что многие дети, перемещенные в результате войны в Украине, были насильственно перемещены на другие оккупированные Россией территории или депортированы в Россию и помещены в российские приемные и приемные семьи, получили российское гражданство и навсегда разлучены с их семьи, общины и страна.

Согласно сообщениям украинских властей, Организации Объединенных Наций, правительства России и средств массовой информации, эти переводы продолжаются с февраля 2022 года. Хотя многие из этих детей жили в украинских учреждениях, большинство из них не являются «сиротами». но имеют живых биологических родителей или других родственников в Украине.

Мы также обеспокоены сообщениями о том, что детей из Украины переводят в «лагеря» и другие учреждения в России и на оккупированных Россией территориях, которые, по словам российских официальных лиц, обеспечивают «интеграцию» и «патриотическое воспитание». Сообщается, что детей-инвалидов переводят в психиатрические и другие лечебные учреждения якобы для лечения. Дата возвращения многих детей была отложена, в некоторых случаях на неопределенный срок, часто при ограниченном общении с родителями или при отсутствии информации, предоставленной властями. Эта схема подвергает их высокому риску причинения вреда, потери идентичности и культуры, а также долгосрочной или постоянной разлуки со своими семьями.

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека подчеркнуло, что «Международное гуманитарное право запрещает принудительное перемещение и депортацию находящихся под защитой лиц, которые могут быть приравнены к военным преступлениям. Этот запрет также распространяется на детей, не являющихся гражданами стороны в конфликте, в руках которой они находятся».

Во время чрезвычайных ситуаций, таких как вооруженный конфликт, общепринятым принципом обязательств государств по международному праву4 является то, что усыновление не является надлежащим ответом для несопровождаемых и разлученных детей. До тех пор, пока судьба родителей или других близких родственников ребенка не будет проверена уполномоченными органами Украины, каждый разлученный ребенок должен рассматриваться как имеющий еще живых родственников или законных опекунов и, следовательно, не нуждающийся в усыновлении.

1 июля 2022 г. глобальные организации по защите прав детей призвали ввести мораторий на международное усыновление украинских детей в соответствии с политикой правительства Украины и международным правом.

В январе 2023 года Верховный комиссар ООН по делам беженцев заявил, что выдача Россией украинским детям российских паспортов и передача их на усыновление «противоречат фундаментальным принципам защиты детей в условиях войны».

Необходимо приложить все усилия для воссоединения детей с их семьями. Детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях, не следует перевозить в другую страну для помещения под альтернативный уход, за исключением веских причин для здоровья, медицины или безопасности. Когда ребенка необходимо перевезти, он должен оставаться как можно ближе к своему дому, в сопровождении родителя или опекуна и иметь четкий план возвращения домой.

Любой ребенок, перемещенный в результате конфликта в Украине, должен получать уход в соответствии с этими стандартами. Это может включать надлежащий временный альтернативный семейный уход в стране или регионе прибытия, если это сопровождается четкими усилиями по их розыску и воссоединению с их собственными семьями и сообществами посредством сотрудничества с украинскими властями.

Насильственное перемещение, депортация и усыновление детей из Украины, приводящее к постоянному отрыву детей от их семей, общин и культуры, является явным нарушением их прав человека и международного гуманитарного права и представляет существенную угрозу их безопасности и благополучие, а также их чувство идентичности и принадлежности.

Мы осуждаем такую ​​практику и призываем все стороны конфликта соблюдать международные законы и стандарты, призванные защищать детей в условиях конфликтов и других чрезвычайных ситуаций.

Мы призываем российские власти, в том числе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, немедленно прекратить эту практику.

Необходимо приложить срочные усилия, чтобы эти дети воссоединились со своими семьями и могли быть воспитаны своими родственниками в своей собственной культуре и сообществах, говорящими на своем родном языке.

Уполномоченному по правам ребенка и соответствующим российским властям следует поддерживать усилия по розыску и воссоединению этих детей и любых других детей, перемещенных или эвакуированных в Российскую Федерацию, в сотрудничестве с украинскими властями, международными агентствами, включая ЮНИСЕФ и Агентство ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), и другие соответствующие региональные и национальные организации.

Мы также призываем международное сообщество к активным и быстрым действиям, чтобы обеспечить защиту этих детей, в том числе:

  • Независимая международная комиссия по расследованию событий в Украине, которая в сентябре обязалась постепенно выделять больше ресурсов на расследование вопросов, включая «предполагаемое насильственное перемещение людей и условия, в которых якобы происходило ускоренное усыновление детей», должна обратиться к в своих рекомендациях основные меры, которые должны быть приняты российскими властями и международным сообществом для решения проблемы насильственного перемещения, депортации и усыновления украинских детей.
  • Совет Безопасности ООН должен рассмотреть вопросы насильственных перемещений, депортаций и усыновлений в рамках рассмотрения конфликта в Украине.
  • ООН следует создать межведомственную целевую группу для установления местонахождения и обеспечения благополучия и возвращения несопровождаемых и разлученных детей, которые были насильственно перемещены в пределах Украины или депортированы в Россию, включая детей, которые были или находятся в процессе, незаконно натурализованных и усыновленных, а также детей, помещенных в лагеря или другие учреждения под предлогом образования или отдыха. Особое внимание следует уделять обеспечению возвращения детей-инвалидов и их реинтеграции в свои семьи или предоставлению им альтернативного семейного ухода в их общинах.
  • Все субъекты, участвующие в поддержке детей в этом конфликте, будь то государственные, межправительственные или неправительственные организации, должны сотрудничать для обеспечения регистрации всех несопровождаемых и разлученных детей, перемещаемых через границы, и должны регулярно отчитываться о своих усилиях. Беспристрастные гуманитарные организации должны играть ведущую роль в обеспечении наличия и функционирования протоколов отслеживания и воссоединения. УВКБ ООН должно добиваться доступа ко всем несопровождаемым украинским детям на оккупированных Россией территориях Украины и в Российской Федерации, а российские власти должны обеспечить беспрепятственный доступ УВКБ ООН к этим детям.
  • В более широком смысле все меры, направленные на детей, затронутых конфликтом в Украине, включая международную помощь, должны быть в первую очередь направлены на поддержку детей в семьях и воссоединение семей, в которых дети разлучены. Если это невозможно или в наилучших интересах ребенка, следует обеспечить временный альтернативный семейный уход в соответствии с применимыми международными стандартами, включая Конвенцию ООН о правах ребенка, Конвенцию ООН о правах инвалидов. , и Руководство по альтернативному уходу за детьми

Подписи

По состоянию на 8 марта 2023 года настоящее совместное заявление было одобрено следующими 43 организациями, агентствами и сетями:

  • Bethany Christian Services Better Care Network
  • Школа социальной работы Бостонского колледжа
  • Оба конца верят
  • Сеть обучения CPC в Колумбийском университете
  • Международная школа детского образования
  • Международная сеть по правам ребенка
  • Глухой детский интернационал
  • Международная организация по защите детей
  • Международная организация по правам инвалидов
  • ЭКПАТ Интернэшнл
  • Коалиция «Образование для всех»
  • Европейский форум инвалидов
  • Инициатива «От веры к действию»
  • Международный FICE
  • Не забывай меня
  • Коллектив Джорджтаунского университета по глобальным проблемам детей
  • Фонд GHR
  • Глобальный альянс работников социальных служб
  • Надежда и дома для детей
  • Хоупленд
  • Хьюман Райтс Вотч
  • ВОЗДЕЙСТВИЕ: Центр по борьбе с торговлей людьми и сексуальным насилием в условиях конфликта Международные инициативы по развитию детей (ICDI) Международная сеть защиты прав родителей
  • Международные социальные службы (ISS)
  • Центр Кемпе по предотвращению и лечению жестокого обращения с детьми и безнадзорности
  • Раздвоенный
  • Ла Страда Интернэшнл
  • Люмос
  • Фонд чудес
  • Пропавшие дети Европа
  • Национальный совет по усыновлению
  • Партнерство по развитию детей младшего возраста и правам инвалидов (PECDDR) Picture Impact
  • Институт RISE
  • Фонд Кемпе
  • Украинская сеть по правам ребенка
  • Украинская образовательная платформа
  • Оксфордский университет, кафедра социальной политики и вмешательства
  • Голоса детей
  • ВАПА Интернэшнл
  • Мир без сирот

 

Примечания

  1. В сентябре 2022 г. Управление Верховного комиссара по правам человека заявило Совету Безопасности ООН, что «были заслуживающие доверия утверждения о насильственном перемещении несопровождаемых детей на оккупированную территорию России или в саму Российскую Федерацию», и выразило озабоченность, «что российские власти приняли упрощенный порядок предоставления российского гражданства детям, оставшимся без попечения родителей, и что эти дети будут иметь право на усыновление российскими семьями».
    Подтверждения российских властей см., например: http://en.kremlin.ru/events/administration/69375; http://en.kremlin.ru/events/administration/69414; http://en.kremlin.ru/events/administration/69138.

  2. Хошнуд, Кавех, Натаниэль А. Раймонд и Кейтлин Н. Ховарт и др., «Систематическая программа России по перевоспитанию и усыновлению детей Украины», стр. 14-15, 14 февраля 2023 г. Лаборатория гуманитарных исследований Йельской школы общественного здравоохранения: Нью-Хейвен.

  3. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, «Обновленная информация о ситуации в Украине, 1 августа – 31 октября 2022 г. », с. 3.

  4. В мирное время или в условиях вооруженного конфликта принципы, регулирующие предоставление альтернативного ухода за детьми, включая патронатное воспитание и усыновление, четко изложены в статье 21 Конвенции о правах ребенка (КПР), Гаагская конвенция 1993 г. о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления и множество других международных конвенций и документов, таких как Руководство ООН по альтернативному уходу за детьми. В ситуациях вооруженного конфликта, в том числе военного.

  5. Оккупация, Четвертая Женевская конвенция 1949 г. запрещает насильственное перемещение и депортацию покровительствуемых лиц. Четвертая Женевская конвенция (статьи 24, 50) и Дополнительный протокол I (статьи 74, 78) обеспечивают дополнительную защиту детей.

  6. Глава ООН по делам беженцев: Россия нарушает принципы защиты детей в Украине.

  7. Генеральная Ассамблея ООН. 2010. Руководство Организации Объединенных Наций по альтернативному уходу за детьми A/RES/64/142, пункт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *