Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.03.2015 N 9 (ред. от 29.11.2018)
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2015 г. N 9
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В НЕКОТОРЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В связи с изменением законодательства и вопросами, возникающими у судов общей юрисдикции, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет
внести изменения и редакционные уточнения в следующие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации:
1. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. N 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 6 февраля 2007 г. N 7 и от 23 декабря 2010 г. N 31):
1) пункт 14 изложить в следующей редакции:
«Если применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия, охватывалось умыслом виновных, совершивших разбойное нападение группой лиц по предварительному сговору, все участники совершенного преступления несут ответственность по части второй статьи 162 УК РФ как соисполнители и в том случае, когда оружие и другие предметы были применены одним из них.»;
2) дополнить пунктом 14.1 следующего содержания:
«Если умыслом виновных, совершивших разбойное нападение группой лиц по предварительному сговору, охватывалось причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или лишение его жизни, но только один из них причинил тяжкий вред здоровью либо смерть потерпевшему, действия всех участников группы следует квалифицировать по пункту «в» части четвертой статьи 162 УК РФ как соисполнительство в разбое, совершенном с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего. При этом действия лица, причинившего тяжкий вред здоровью потерпевшего, повлекший по неосторожности его смерть, или совершившего убийство потерпевшего, квалифицируются также по части четвертой статьи 111 или пункту «з» части второй статьи 105 УК РФ соответственно.
В тех случаях, когда группа лиц предварительно договорилась о совершении кражи чужого имущества, но кто-либо из соисполнителей вышел за пределы состоявшегося сговора, совершив действия, подлежащие правовой оценке как грабеж или разбой, содеянное им следует квалифицировать по соответствующим пунктам и частям статей 161, 162 УК РФ. Если другие члены преступной группы продолжили свое участие в преступлении, воспользовавшись примененным соисполнителем насилием либо угрозой его применения для завладения имуществом потерпевшего или удержания этого имущества, они также несут уголовную ответственность за грабеж или разбой группой лиц по предварительному сговору с соответствующими квалифицирующими признаками.»;
3) в пункте 15:
в абзаце первом слова «по пункту «а» части третьей статьи 162 УК РФ» заменить словами «по пункту «а» части четвертой статьи 162 УК РФ»;
4) пункт 22 изложить в следующей редакции:
«22. При наличии в действиях лица, совершившего кражу, грабеж или разбой, нескольких квалифицирующих признаков, предусмотренных в том числе разными частями статьи (например, разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в жилище, с применением оружия и т. п.), в описательно-мотивировочной части судебного решения следует перечислить все установленные квалифицирующие признаки, не ограничиваясь указанием только на наиболее тяжкий из них.».
2. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 г. N 2 «О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»:
1) пункт 6 изложить в следующей редакции:
«Кассационные жалоба, представление, не отвечающие требованиям статьи 401.4 УПК РФ, возвращаются без рассмотрения в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 401.5 УПК РФ. После устранения препятствий, послуживших основанием для возвращения кассационных жалобы, представления без рассмотрения, лицо вправе вновь обратиться в суд кассационной инстанции.»;
2) пункт 7 изложить в следующей редакции:
«В связи с введением в действие Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 518-ФЗ пересмотр приговоров, определений, постановлений суда, вступивших в законную силу до 1 января 2013 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 4 УПК РФ в порядке, предусмотренном главами 47. 1 и 48.1 УПК РФ, по жалобам, представлениям лиц, которые ранее либо не обжаловали эти судебные решения в порядке надзора по правилам главы 48 УПК РФ, либо осуществили свое право обжалования не в полном объеме. В этом случае жалоба, представление подаются в соответствующий суд кассационной инстанции, в который ранее судебное решение не обжаловалось, либо в суд надзорной инстанции.»;
3) пункт 8 признать утратившим силу.
3. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» (с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 19 декабря 2013 г. N 41):
в пункте 15 слова «29 октября 2009 года N 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста» заменить словами «19 декабря 2013 года N 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога».
4. Утратил силу. — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2018 N 41.
5. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 6 февраля 2007 г. N 5 и 16 апреля 2013 г. N 9):
абзац второй пункта 6 после слов «от 13 августа 1998 г. N 963» дополнить словами «, от 28 июня 2005 г. N 736, от 17 ноября 2011 г. N 1505, от 2 февраля 2013 г. N 88, от 14 октября 2014 г. N 668».
6. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. N 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 6 февраля 2007 г. N 7, от 3 апреля 2008 г. N 4 и от 3 декабря 2009 г. N 27):
1) в абзаце первом пункта 7:
а) после слов «УК РФ (убийство» дополнить словами «малолетнего или иного»;
б) второе предложение изложить в следующей редакции:
«К иным лицам, находящимся в беспомощном состоянии, могут быть отнесены, в частности, тяжелобольные, престарелые, лица, страдающие психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее. «;
2) в пункте 9:
а) в абзаце втором слова «по статьям УК» заменить словами «по статьям УК РФ»;
б) в абзаце третьем слова «ч. 2 ст. 261» заменить словами «ч. 3 или ч. 4 ст. 261».
7. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. N 28 «О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству» (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 9 февраля 2012 г. N 3 и от 28 июня 2012 г. N 16):
абзац второй пункта 6 после слова «орудия» дополнить словами «, оборудования или иного средства совершения»; после слова «терроризма,» дополнить словами «экстремистской деятельности (экстремизма),».
8. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2011 г. N 6 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера»:
1) в абзаце первом пункта 1 слова «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1″ заменить словами «Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
2) в пунктах 3, 4, 6, 8, 10, 21, 26, 27, 29, 30, 31, 32 слова «психиатрический стационар» заменить словами «медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях,» в соответствующем падеже;
3) в пунктах 17, 20, 21, 30 слова «органы здравоохранения» заменить словами «федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения» в соответствующем падеже;
4) абзац второй в пункте 21 изложить в следующей редакции:
«если лицо не представляет опасности по своему психическому состоянию. При этом суд также отказывает в применении принудительной меры медицинского характера;»;
5) в пункте 24:
а) в абзаце первом слова «и кассационном» исключить;
б) абзац второй изложить в следующей редакции:
«В силу части 1 статьи 437 во взаимосвязи с требованиями статьи 389. 12 УПК РФ лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, вправе участвовать в заседании суда апелляционной инстанции непосредственно либо изложить свою позицию путем использования систем видеоконференц-связи при условии заявления им о своем желании присутствовать при рассмотрении жалобы или представления на постановление суда. Вопрос о форме его участия в судебном заседании решается судом. Участие такого лица возможно, если его психическое состояние позволяет ему лично участвовать в судебном заседании. При этом учитываются заключение экспертов, участвовавших в производстве судебно-психиатрической экспертизы, и при необходимости медицинское заключение медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях.».
Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.МОМОТОВ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.
04.2013 N 9ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2013 г. N 9
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 31 ОКТЯБРЯ 1995 ГОДА N 8
«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ КОНСТИТУЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ»
В связи с изменением действующего законодательства Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет внести в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 6 февраля 2007 года N 5) следующие изменения:
1. Абзац первый преамбулы изложить в следующей редакции:
«Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о ее высшей юридической силе означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и иными нормативными правовыми актами.
2. В пункте 2:
а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
«б) когда Конституционным Судом Российской Федерации выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации, если они в нем указаны.»;
б) абзацы пятый и шестой исключить;
в) абзац седьмой считать абзацем пятым;
г) абзац восьмой исключить.
3. В пункте 3:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
«В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции подлежащий применению по конкретному делу закон, суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть сделан судом любой инстанции и в любой стадии рассмотрения дела.
«;б) в первом предложении абзаца третьего слова «примененного или» исключить;
в) в абзаце четвертом слова «примененного или» исключить.
4. Второе предложение пункта 9 изложить в следующей редакции:
«В силу указанной конституционной нормы, а также в соответствии с положениями ч. 2 ст. 9 ГПК РФ, ч. 2 ст. 18 УПК РФ, ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ суд обязан разъяснить и обеспечить участвующим в деле лицам право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, подавать жалобы и выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также пользоваться услугами переводчика.».
5. В пункте 17:
«С учетом этого конституционного положения суд обязан обеспечить участие защитника в уголовном деле во всех случаях, когда оно является обязательным в силу ч. 1 ст. 51 УПК РФ.»;
б) абзацы второй и третий изложить в следующей редакции:
«На основании ч. 1 ст. 52 УПК РФ подозреваемый, обвиняемый вправе в любой момент производства по уголовному делу отказаться от помощи защитника. В силу части 2 указанной статьи такой отказ не обязателен для суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Конституции и на основании п. 6 ч. 3 ст. 49 УПК РФ каждое лицо, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы этого лица. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 46, пп. 2 — 5 ч. 3 ст. 49 УПК РФ каждый подозреваемый имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента возбуждения в отношении его уголовного дела, с момента фактического задержания в случаях, предусмотренных ст. 91 и 92 УПК РФ либо в случае применения к нему в соответствии со ст. 100 УПК РФ меры пресечения в виде заключения под стражу, с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст.
223.1 УПК РФ, с момента объявления ему постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы, а также с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления. Каждый обвиняемый в силу указанной конституционной нормы и на основании п. 8 ч. 4 ст. 47 и п. 1 ч. 3 ст. 49 УПК РФ имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. При нарушении этого конституционного права все объяснения лица, в отношении которого проводилась проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ, а также показания подозреваемого, обвиняемого и результаты следственных и иных процессуальных действий, произведенных с их участием, должны рассматриваться судами как доказательства, полученные с нарушением закона.».6. Пункт 18 изложить в следующей редакции:
«При рассмотрении гражданских и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях судам необходимо исходить из того, что в соответствии со ст. 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
В ходе производства предварительного расследования и рассмотрения уголовных дел в суде должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство, и суды обязаны разъяснять лицу, в отношении которого проводилась проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ, подозреваемому, обвиняемому, подсудимому (оправданному, осужденному, лицу, в отношении которого уголовное дело прекращено, — при производстве в суде апелляционной инстанции), гражданскому истцу, гражданскому ответчику, свидетелю и потерпевшему право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, гарантированное соответствующими нормами УПК РФ. Невыполнение этого требования уголовно-процессуального закона влечет признание объяснений лица, в отношении которого проводилась проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст.
Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.ДОРОШКОВ
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Резюме: Дорожная карта третьего пленума
В третьей части резюме Дэниел Х. Розен описывает новую миссию правительства и девять блоков реформ, предложенных в программе реформ Третьего пленума. Для получения дополнительной информации по этой теме прочитайте главу 2 полного отчета.Аналитики внутри и за пределами Китая скептически отнеслись к тому, что председатель Си и его правящие коллеги будут смело продвигать экономическую реформу на Третьем пленуме ЦК партии в ноябре 2013 года, когда традиционно раскрывается новое экономическое мышление.
Они предположили, что Си, как и его предшественники, испытывает смешанные чувства по поводу реформы и будет уклоняться от потенциальной негативной реакции на попытку капитального ремонта. Они ошиблись: партия выступила со смелым призывом к экономической реформе и сопутствующей перестройке нормативно-правовой базы, которая превзошла все ожидания. Базовый документ, Решение ЦК Коммунистической партии Китая по некоторым основным вопросам, касающимся всестороннего углубления реформы, или просто Решения, сопровождался личными пояснительными записками только от имени Председателя Си. Этим президент утверждал свою власть и намерение стимулировать экономические изменения, а не соглашаться на ограничение скорости, установленное консенсусом. Программа Си установила жесткую дату 2020 года для завершения широкого спектра реформ.На самом высоком уровне Решения — это манифест модернизации управления. Типичные третьи пленумы занимаются экономической работой, а не политическими делами. Тем не менее, как и его предшественник 1978 года, ноябрьский пленум 2013 года призвал к изменениям во всех сферах: политике и безопасности, а также экономике. Третий пленум указывает на необходимость установления соотношения сил между уровнями власти (центральной и местной), между государством и партией, между правительством и управляемыми. Отсутствие политической адаптации обрекло экономические реформы последнего десятилетия на провал, поэтому нынешняя программа является более перспективной. Пересмотренное заявление о миссии правительства является первым важным элементом Решений, предписывающим сосредоточить экономическую работу на восьми задачах:
- Поддержание макроэкономической стабильности
- Укрепление и улучшение государственных услуг
- Защита честного конкурса
- Усилить надзор за рынком
- Поддерживать рыночный ордер
- Содействие устойчивому развитию
- Содействовать общему процветанию
- Вмешиваться в ситуации, когда происходит сбой рынка
Эти цели отражены в Решениях, а также в соответствующих инструкциях по отстранению правительства от других видов деятельности, которые не служат этим целям, таких как ведение бизнеса в конкурентных отраслях, требующих ненужных разрешений и препятствующих нормальной реструктуризации рынков. Короче говоря, Третий пленум намеревался сделать Китай более регулирующим государством, с достаточно мощными регулирующими органами и регулирующими институтами — и достаточно четко определенными — для дисциплинирования финансовых особых интересов, которые являются естественным и даже желательным результатом экономической модернизации. Заявление о новой миссии Китая в целом соответствует концепциям стран с развитой экономикой.
Решения содержат более 300 инструкций в 16 идиосинкразических группах, которые трудно расшифровать. Мы реорганизуем эти инструкции в соответствии с их основной целью, и мы обнаружим, что в основе программы лежат девять кластеров нормативной направленности.
Центрально-местная фискальная реформа
Отношения между центром и местными органами лежат в основе фискальных дел Китая, дебатов по налоговой политике, проблем распределения ресурсов и многих других вопросов развития и, по сути, являются истинным лидером направления Китая. Несбалансированное разделение власти и ответственности между центральными и местными властями привело к резкому нерациональному распределению ресурсов и сопротивлению центральным реформам со стороны провинций. Решения обещали решить эту проблему, но в общих чертах, а не в деталях, что оставило читателей в неуверенности после Третьего пленума. Но по схеме, которую мы отмечаем и в большинстве других областей регулирования, в 2014 году были очевидны доказательства выполнения, подтверждающие, что Решения были отправной точкой, а не пустым текстом. Что наиболее важно, в июне 2014 г. партийные лидеры утвердили общенациональный план углубления фискальных и налоговых реформ; определение приоритетов и задач реформы; и, к удивлению некоторых, установить промежуточный срок 2016 года для «в основном» завершения основных задач. Министр финансов Лу Цзивэй подробно рассказал о планах реализации в своем министерстве, подчеркнув меры по реформированию управления бюджетом, совершенствованию налоговой системы и рационализации центрально-местной фискальной системы для согласования обязанностей с ресурсами. Центрально-местная реформа была одним из первых направлений работы, разрешенных партийным руководством, потому что оно лежит в основе многих других направлений реформ.
Реформа политики в области конкуренции
Жесткое обеспечение соблюдения политики в области конкуренции является отличительной чертой стран с развитой рыночной экономикой, которая направлена на то, чтобы обеспечить максимальную конкуренцию, а не выгоды определенных привилегированных конкурентов. Учитывая, что в решениях Китая содержится обязательство вывести правительство из большей части его традиционного вмешательства, естественно, что режимы конкуренции также будут усилены. На каждом уровне экономики Китая распространены особые интересы, противостоящие конкуренции, и Третий пленум призывает изменить это. Но регулирующим органам было приказано действовать до того, как правительство укрепит институты, ответственные за защиту надлежащей правовой процедуры и беспристрастности, что привело к трудному началу в этой области. На практике антимонопольные органы использовали новые инструменты таким образом, который многим в Китае и за рубежом кажется дискриминационным, особенно по отношению к иностранным фирмам. Это могут быть лучшие или худшие времена для создания проконкурентной среды: Пекин должен продемонстрировать, привержен ли он распространению надлежащей правовой процедуры на всех участников рынка.
Реформа финансовой системы
Контроль над финансовой системой помогал Китаю управлять ростом на протяжении десятилетий, но ценой медленного продвижения к внутренней эффективности, и сегодня потребители платят по счетам. Ключевые финансовые переменные по-прежнему определяются государством, включая ставки по депозитам, доступ к банкам и кредитам, обменные курсы, выпуск акций и долговых обязательств, трансграничные потоки портфельного капитала и бесчисленные решения о неплатежеспособных активах. Чиновники много говорят о важности системной реформы, а до Третьего пленума уже многое произошло. Решения завершают большую часть оставшейся работы: авторизация частных малых и средних банков, перезапуск рынка для новых листингов акций, завершение маркетизации обменного курса и процентной ставки и многое другое. Что касается реализации, диапазон обменного курса был расширен, IPO возобновились (но периодически), а теневые банковские операции были сокращены, в то время как новые бизнесы онлайн-банкинга были разрешены. Выпущен план рационализации страхового сектора с промежуточными графиками. Управляющий центрального банка Китая, Народного банка Китая (НБК), выразил надежду на завершение либерализации депозитных ставок к 2016 году; Министерство торговли почти полностью отказалось от контроля за исходящими потоками прямых инвестиций; и к концу 2014 года регулирующие органы намерены внедрить схему страхования вкладов. Многие из этих целей вызвали сопротивление, и НБК несколько смягчил свою риторику в отношении денежно-кредитной дисциплины в свете необходимости предоставления некоторых стимулов. В целом мало кто сомневается в том, что реформы финансовой системы продолжаются, но многие обеспокоены тем, что действия могут быть слишком медленными, чтобы предотвратить растущие обязательства.
Внешняя торговля и инвестиционная реформа
Китай тесно связан с мировой экономикой через торговлю товарами; внутренние прямые инвестиции; и, во все большей степени, торговля услугами, внешние прямые инвестиции и двусторонние потоки портфельных инвестиций (инвестиции в акции, облигации и другие ценные бумаги). В начале процесса развития Китай выделялся своей приверженностью внешней торговле и инвестициям, но по мере того, как он поднялся до статуса страны со средним уровнем дохода и стал второй по величине экономикой в мире, целевые столбы неизбежно изменились. Иностранные партнеры ожидают большей взаимности сегодня, потому что Китай является равным, и Решения устанавливают цель дальнейшей торговой и инвестиционной реформы, потому что это отвечает экономическим интересам Китая. Есть обещания обеспечить соблюдение одних и тех же законов и правил в отношении внутренних и иностранных инвестиций и поставить рыночные силы в центр экономики, за исключением исключительных случаев. Правила должны быть справедливыми, открытыми, прозрачными и способствовать созданию равных условий для всех фирм. Прогресс до сих пор был неоднозначным. Закон о компаниях и его обременительные требования к уставному капиталу были зафиксированы, и реформа трех законов о фирмах с иностранными инвестициями не за горами. Шанхайская зона свободной торговли и другие пилотные зоны свободной торговли следующего поколения были развернуты, но плохо и с большим разочарованием. Завершено открытие некоторых трансграничных инвестиционных потоков. Однако прогресс в разработке локальных отрицательных списков, поясняющих, какие отрасли следует удерживать от решающей маркетизации, был незначительным, а общенационального отрицательного списка пока не предвидится. В более общем плане темные тучи сгустились над бизнес-сообществом с иностранными инвестициями, где даже давние сторонники Китая считают, что боль от неизбежной корректировки и ререгулирования ложится на некитайский бизнес непропорционально и дискриминационно. Таким образом, хотя прогресс и есть, он разбавлен опасениями.
Реформа государственных предприятий
Государственные предприятия (ГП) и государственные пакеты акций сегодня составляют меньшую часть экономики Китая, чем в прошлом, но эти сектора по-прежнему доминируют на рынке во многих отношениях. Государственные фирмы позволяют Пекину управлять ростом с точки зрения проектов, промышленной политики и совокупного спроса, а также приносят необходимые доходы партии и правительству. Наблюдатели за пределами Китая не видят особой заинтересованности в уменьшении роли этих ГП, и до Третьего пленума китайские реформаторы опасались, что ГП почти не будут затронуты. В конце концов, Решения призвали к значимой реформе госпредприятий, хотя она смешана с контрпризнаками, требующими разъяснения. Цели включают размывание государственного пакета акций за счет введения частных акционеров; получение большей прибыли от ГП для финансирования государственных расходов; определение того, какие отрасли на законных основаниях требуют государственного контроля; и разъяснение того, что, когда государство остается неконтролирующим акционером в конкурентной отрасли, должна применяться обычная рыночная конкуренция.
Читатели Решений скептически отнеслись к тому, что эти изменения будут реализованы — или могут быть реализованы, учитывая мощь этих фирм. Анализируя предпринятые на сегодняшний день усилия, мы отмечаем, что команда Си успешно преследовала непокорных руководителей многих самых влиятельных государственных предприятий, увеличила выплаты правительству дивидендов с государственных предприятий, сократила вознаграждение руководителей и направила аудиторов для выкуривания коррупции и сделок с особыми интересами. К концу августа 2014 года Комиссия по надзору за государственными активами и управлению ими (SASAC) в Пекине расширяла реализацию реформ управления центральными ГП, и более 20 провинций опубликовали планы реформ ГП, которые предусматривали листинг или продажу активов до 70% провинциальных госпредприятий к 2017 году. Хотя конечная точка этого процесса не ясна — Пекин, как минимум, намерен сохранить значительные доли в некоторых фирмах, — происходят изменения, которые превосходят ожидания и требуют тщательного отслеживания. Результат Третьего пленума мы считаем первым по важности, национальный отрицательный список, объясняющий, где сохранится правительственный контроль, не был составлен; пока это не так, наблюдатели должны воздерживаться от суждений, несмотря на другие положительные сдвиги в этой области.
Рационализация земельной политики
Сегодня в странах с развитой экономикой тема земельной реформы редко привлекает внимание политиков. В Китае это такой же важный источник потенциала будущего роста, как и любой другой фактор. Без земельной реформы Пекину будет трудно реализовать свою цель по укреплению городского резерва рабочей силы 300 миллионами новых постоянных рабочих, 200 миллионов из которых уже находятся в городах, но не хотят отказываться от своих связей с сельскими землями. и посвятить себя городскому будущему. В последние годы плохо управляемая местная экспроприация земли для финансирования бюджетов привела к неустойчивой финансовой системе, а перемещенные арендаторы стали источником постоянного социального протеста. Хотя большинство иностранных наблюдателей мало задумываются об этих связях, в Решениях они подробно рассматриваются. Он обязуется дисциплинировать мертвую хватку местных властей в отношении способности сельских жителей сдавать в аренду и иным образом использовать свою землю, а не просто держать мелких фермеров за кассой (хотя права тех, кто пожелает это сделать, будет защищено), но предлагать им справедливые цены, создавая стимул передать свои права более эффективным операторам ферм и воспользоваться возможностью переехать в большие и малые города. Сторонники земельной политики, давно привыкшие к вялотекущим реформам в этой сфере, не задерживают дыхание для реализации. Тем не менее, всеобъемлющая система земельной регистрации, о которой было объявлено в августе 2014 г., обнадеживает, с промежуточными сроками на 2014, 2015 и 2016 гг. на пути к полной национальной базе данных к 2017 г. Эта система поможет улучшить основу для прав собственности и надлежащей правовой процедуры и получить стимулы для возвращения урбанизации в нужное русло. В конечном счете, быстрая всеобщая коммерциализация, которая стимулирует рост доходов домохозяйств и, следовательно, заработной платы фермеров за их продукцию, является наиболее важной поддержкой для развития сельских районов, и существуют пределы того, чего может достичь земельная политика сама по себе.
Труд и общее благосостояние
Демографические показатели Китая были положительными для роста ВВП в коммунистическую эпоху: с 1982 по 2013 год население Китая в трудоспособном возрасте (от 15 до 64 лет) увеличилось на 375 миллионов человек, до немногим более 1 миллиарда человек, что эквивалентно незначительному увеличению в два с половиной раза превышает всю рабочую силу США. Сегодня этот демографический дивиденд исчерпал себя, и численность рабочей силы Китая находится на грани долгосрочного сокращения. В то же время 35 лет стабильного роста доходов и переселения излишков сельских рабочих в города привели Китай к поворотному моменту, который имел серьезные последствия для конкурентоспособности и социальной стабильности.
Решения касаются труда и общего благосостояния во многих отношениях: образование, здравоохранение, права работников, минимальная заработная плата и неравенство в доходах. Обнадеживает то, что усилия, направленные на повышение динамизма рынков и создание частных рабочих мест, подчеркиваются, а также подчеркивается важность систем социальной защиты, включая страхование по безработице. Реформы системы хукоу, которая привязывает всех китайских граждан к их домашнему адресу для доступа к государственным услугам и льготам и ограничивает внутреннюю миграцию рабочих с 19 века.50-х годов, и политика одного ребенка закончится для одной трети населения. Пекин также обещает создать что-то настолько базовое, что примечательно, что это все еще нужно сделать: настоящую общедоступную статистику по уровню безработицы для руководства макроэкономической политикой.
Мы намечаем новые шаги в области образования и профессиональной подготовки, страхования и здравоохранения, но на сегодняшний день действия остаются скудными по сравнению с тем, что необходимо. Свидетельства реального предпринимательского взлета очевидны — количество новых предприятий, преимущественно частных, более чем удвоилось в первой половине 2014 года и достигло более 2 миллионов, — но политика в области труда и социального обеспечения должна быть ускорена так же резко.
Реформа экологической политики
После 1978 года снисходительная позиция Пекина в отношении загрязнения окружающей среды упростила с финансовой точки зрения построение промышленной экономики, привлечение фирм, которые столкнулись с растущими затратами на соблюдение экологических норм за границей, и получение сверхприбылей для фирм из-за низких эксплуатационных расходов в Китае. Негативные последствия такой позиции сейчас съедают ВВП, не говоря уже о более широких показателях экономического благосостояния, отражающих качество жизни. Необходимость реформирования природопользования в Китае сформулирована в первом предложении первого решения манифеста Третьего пленума. Содействие устойчивому развитию является одной из восьми задач правительства, и эта необходимость приводится в оправдание реформы госпредприятий, налоговой реформы, судебной реформы и многих других изменений. Целая десятая часть программы Третьего пленума посвящена проблемам окружающей среды. Программа обещает поставить экологические критерии выше роста ВВП при оценке местных чиновников для продвижения по службе и сделать выбросы загрязняющих веществ прозрачными для общественности посредством отчетности, проверенного и надежного метода, используемого в странах с развитой экономикой.
Хотя условия в Китае, скорее всего, ухудшятся, прежде чем улучшатся, из-за задержки между изменениями политики и достижениями в области охраны окружающей среды, мы определили некоторые важные шаги по реализации. Были опубликованы популистские шаги по сносу загрязняющих окружающую среду заводов, в закон об охране окружающей среды были внесены поправки, позволяющие неправительственным организациям подавать иски в интересах общества, а десятки тысяч промышленных компаний видят информацию о своих выбросах в приложениях для смартфонов. На энергетическом фронте — крупнейшем источнике выбросов — предпринимаются значимые шаги по более систематическому управлению добычей угля, снова сосредоточенные на реестрах общественной информации. Экологические проблемы Китая, вероятно, самые серьезные из тех, что видел мир, и легко быть пессимистичным в отношении перспектив перемен. Однако мир с развитой экономикой предлагает множество многообещающих примеров пригодных для жизни и привлекательных мест, где не так давно условия были неблагоприятными.
Реформа инновационной политики
Земля, труд и капитал конечны. Инновационный потенциал безграничен и составляет реальную разницу между экономиками с высоким и низким потенциалом. Китай имеет тысячелетнюю историю инноваций, и китайцы вносят большой вклад во всем мире. Тем не менее, современный Китай больше подражал, чем изобретал, и последние десятилетия были полны напряженности между Китаем и иностранными правительствами из-за слабой защиты прав интеллектуальной собственности (ПИС). Как и в случае с охраной окружающей среды, слабое регулирование прав интеллектуальной собственности, возможно, способствовало росту ВВП Китая в предыдущие годы, но сегодня, вероятно, снижает его. В Решениях подчеркивается расширение возможностей рыночных механизмов для повышения инновационного потенциала Китая. В нем также подчеркивается улучшение культуры образования и важность обеспечения более широкой доступности поддерживаемых государством результатов НИОКР. Документ идет дальше и отмечает, что интеграция оборонного сектора с гражданскими инновациями важна и что государственный сектор Китая должен быть привлекательным для глобальных талантов. Что касается реализации, то требуется более активная юридическая поддержка новаторов, включая надлежащие правовые процедуры и внимание регулирующих органов к защите прав интеллектуальной собственности, хотя после многолетних гарантий в этой области необходимы более наглядные результаты. Шаги по модернизации устаревшей зависимости от единого национального вступительного экзамена в колледж — страшного гаокао — были развернуты для внедрения в 2017 году, но для изменения привычки зубрежки потребуется время. Охлаждающий эффект недавних заявлений о национальной безопасности ощутим, особенно в секторе информационных технологий и в том, как люди общаются в Интернете. Китай, как и многие страны, явно сталкивается с трудностями в поиске правильного баланса между безопасностью и инновационным потенциалом.
Далее: Очевидна ли реализация?
Предыдущий: Почему китайская модель роста больше не работает
Чтение первоначальных чайных листьев
Коммунистическая партия Китая (КПК) на этой неделе провела пятое пленарное заседание ЦК Коммунистической партии 19-го созыва. Основной задачей под председательством Генерального секретаря Си Цзиньпина была оценка результатов 13-й пятилетки (2016-2020 гг.) и рассмотрение проекта предложения по 14-й пятилетке (2021-2025 гг. ), но на заседании также предоставил окно во внутреннюю политику Китая, а также дал оценку партии места Китая на мировой арене. Как обычно, пленум проходил в строго охраняемой гостинице на западе Пекина, куда не допускаются независимые СМИ и наблюдатели. Следовательно, определение основных выводов требует некоторого чтения чайного листа.
Q1: Какова была цель Пятого пленума?
A1: Согласно Уставу КПК, пленарные заседания являются обязательным ежегодным съездом Центрального Комитета Коммунистической партии в полном составе. Эти встречи приурочены к пятилетнему съезду партии, самому важному событию в политическом календаре КПК. В то время как Центральный комитет, который в настоящее время состоит из 198 постоянных членов и 166 заместителей, номинально является самым могущественным политическим органом в соответствии с конституцией КПК, фактически, Постоянный комитет Политбюро ЦК, состоящий из семи членов («Постоянное комитет») является вершиной власти. Пленарные заседания — это скорее форум для согласования политики, а в эпоху Си Цзиньпина — место, где Си утверждает свое господство, а также создает общественную иллюзию коллективного управления.
Хотя формально это не закреплено, каждый пленум имеет общую тему, а начиная с XIV съезда партии (1992-1997 гг.) Пятый пленум был посвящен подведению итогов предыдущей пятилетки и рассмотрению общего «предложения». предстоящего плана. Пленарное заседание этого года — и пятилетний план — приходятся на чрезвычайно сложный момент для Китая, поскольку он сталкивается с резким замедлением экономики (по прогнозам, рост ВВП в этом году достигнет 2 процентов по сравнению с 6,1 процента в прошлом году), все более капризным двусторонние отношения с Соединенными Штатами и неопределенность международной обстановки, которую сам Си описывает как находящуюся на грани «изменений, невиданных за 100 лет». Пятилетние планы являются важными политическими сигналами в любой момент, но в этом году они рассматриваются как показатель фундаментальной долгосрочной диагностики Пекином глобального порядка.
Q2: Какова оценка КПК 13-й пятилетки и основных целей 14-й пятилетки?
A2: В конце собрания было опубликовано итоговое коммюнике, а полный текст предложения по пятилетнему плану будет опубликован в ближайшие дни. Полный план с подробными количественными целями не будет опубликован до следующей полной сессии Всекитайского собрания народных представителей в марте. Тем не менее, мы можем выделить несколько важных выводов о последних пяти и следующих пяти годах.
Как и ожидалось, пленум объявил, что Китай достиг важной политической цели и стал «умеренно зажиточным обществом» в 2020 году. Ожидается, что к концу года ВВП Китая достигнет почти 100 триллионов юаней (юаней), что эквивалентно 14,3 трлн долларов — цифра выше прогноза плана в 92,7 трлн юаней, что делает экономику Китая в номинальном выражении примерно на 66,7% больше экономики США в 2019 году (21,4 трлн долларов) по сравнению с 40,6% размера экономики США. в 2010 г. По сообщениям, Китай вывел из бедности 55,75 млн человек и создал 60 млн рабочих мест в городских районах за последние пять лет. К концу 2020 года будет обеспечено базовое медицинское страхование для 1,3 млрд человек и базовое пенсионное обеспечение для почти 1 млрд граждан.
Забегая вперед, пленум подчеркнул, что 14-й пятилетний план будет основываться на принципах 13-го пятилетнего плана инноваций, региональной координации, зеленого развития, международной открытости и социальной справедливости. При этом особое внимание уделялось укреплению отечественной экономики. Не было упоминания о цели темпов роста; вместо этого страна сосредоточится на улучшении качества и повышении производительности. В плане будет подчеркнута потребность Китая в обретении технологической независимости; стать центром производства, кибер- и цифровой экономики; и повысить международную конкурентоспособность Китая. В то же время Китаю необходимо будет увеличить долю внутреннего потребления в экономике, которая будет зависеть от повышения заработной платы, создания более полной системы социальной защиты и расширения экономических возможностей в сельских районах Китая.
Q3: Каково экономическое видение КПК для достижения «социалистической модернизации» к 2035 году?
A3: Официальное название документа, одобренного пленумом: «Предложение ЦК КПК по 14-му пятилетнему национальному плану экономического и социального развития и долгосрочным целям до 2035 года» (《中共中央关于制定国民经济和社会发展第⼗四个五年规划和⼆〇三五年远景⽬标的建议》). В последний раз параллельный документ добавлял обсуждение «долгосрочных целей» в связи с предложением о девятом пятилетнем плане в 1919 г.95. Это не афишировалось заранее, но в этом нет ничего удивительного, поскольку совсем недавно партия поставила перед страной широкие цели по достижению к 2035 и 2049 годам 100-летия основания Народной Республики. Кроме того, партия разрабатывает новый Среднесрочный и долгосрочный план развития науки и технологий (2021–2035 годы).
Коммюнике подтвердило предыдущие партийные документы о том, что к 2035 году Китай будет на пути к достижению «социалистической модернизации». Для определения того, что это означает, были даны только общие банальности, но упомянутые цели включали в себя создание крупных технологических прорывов, чтобы поставить Китай в число ведущих стран мира, достижение более высокого уровня жизни, создание зеленой экономики и улучшение окружающей среды, а также повышение на душу населения. ВВП при сокращении разрыва между городским и сельским обществом.
Несмотря на то, что существуют четкие планы комплексной экономической реструктуризации, как и в случае 13-й пятилетки, по-прежнему подчеркивалась роль КПК и правительства. За фразой «в полной мере использовать решающую роль рынка в распределении ресурсов» последовала фраза «дальнейшее развитие роли правительства и содействие лучшему сочетанию эффективных рынков и эффективных правительств». Рассматривая документ целостно и наряду с другими недавними заявлениями Си Цзиньпина, изложенное здесь видение является в высшей степени этатистским, поскольку рынки используются для достижения стратегических целей, а не для достижения общественно полезных результатов сами по себе.
Q4: Что говорит нам Пятый пленум о власти Си Цзиньпина?
A4: После нескольких лет спекуляций о том, что Си находится в опасности из-за его чрезмерной активности внутри страны и за рубежом, коммюнике пленума является еще одним убедительным сигналом того, что его политическая позиция занимает особое место среди высших чинов КПК. Отпечатки пальцев Си видны по всему документу, с неоднократными ссылками на его стратегии, кампании и политику, начиная от идеологических кампаний и заканчивая геостратегическими инициативами. В коммюнике восхвалялось лидерство Си, объявляя его «основным штурманом и рулевым» — обращение, от которого руководство КПК отказалось после смерти Мао, но теперь вновь появилось, когда власть Си достигла новых высот. Хотя само по себе это не референдум по Си, одобрение пленумом его руководства и политики (притворное, принудительное или иным образом) еще раз указывает на то, что по-прежнему не остается реальной проблемы лидерства, и что его путь к третьему сроку на посту генерального секретаря партии в 2022 г. но заверил. Если не считать его смерти или потери дееспособности на посту, Си будет править Китаем в обозримом будущем.
Вопрос 5: Что в коммюнике говорится о диагнозе Пекина международной обстановки и его взгляде на американо-китайские отношения?
A5: Хотя Соединенные Штаты не упоминаются в коммюнике, с учетом публичных заявлений высшего руководства за последние 12-18 месяцев становится все более очевидным, что Пекин рассматривает международную обстановку и свою отношения с Вашингтоном, как вступившие в новую парадигму, для которой характерны соперничество, протекционизм и расщепление глобальных цепочек создания стоимости. По-прежнему считая, что Китай остается «в периоде важных стратегических возможностей», тем не менее, «есть новые события и изменения в возможностях и проблемах». Усилия администрации Трампа за последние четыре года являются явной и негласной целью этих новых «вызовов». Кроме того, в коммюнике упоминается «глубокая корректировка международного баланса сил», что, хотя и не является новым термином, впервые появляется в документе такого иерархического значения. Эта фраза, впервые использованная в 2017 году, была явно связана со структурными сдвигами, сопровождавшими глобальный финансовый кризис 2008 года. Опять же, это подкрепление давнего нарратива о том, что «составная национальная мощь» Китая растет, в то время как Соединенные Штаты продолжают то, что Пекин считает долгосрочным ухудшением власти и положения.
Динамика изменений на Тайване и Гонконге также очевидна в коммюнике. Если в протоколе Пятого пленума в 2015 г. подчеркивалось углубление экономических связей с материком и принятие взаимовыгодного подхода в отношении Тайваня, то теперь в документе более прямо указывается цель «поддержания долгосрочного процветания и стабильности». Гонконга и Макао, способствуя мирному развитию отношений между берегами Тайваньского пролива и воссоединению с родиной». Хотя это и не новая цель, резкие формулировки о стабильности и воссоединении говорят об ухудшении управления Пекином в Гонконге и его отношениях с Тайванем.
Джуд Бланшетт заведует кафедрой китаеведения в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне, округ Колумбия.