Межличностные отношения и общение в семье: ГЛАВА 19 Межличностные отношения и общение в семье – ГЛАВА 19 Межличностные отношения и общение в семье — Психология общения и межличностных отношений — Евгений Павлович Ильин — Ogrik2.ru

Содержание

Статья на тему: Межличностные отношения в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей.

Межличностные отношения в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей

Н.В. Ефимьева


МКОУ «Верхнемамонская СОШ

Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»

Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка — это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.

Основное влияние на развитие личности человека имеет семья — родители и родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.

В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.

Одной из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов.

Отклонения в поведении детей и молодежи свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности. Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает не подвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности.

Межличностные отношения — психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия и общения, сопровождающегося чувством симпатии — антипатии. В межличностных отношениях участвуют механизмы восприятия и понимания друг друга.

Родительские позиции оказывают влияние на поведение ребенка в семье. Отталкиваемый и отвергаемый ребенок чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Такие дети иногда борются за свое положение в семье или пытаются обратить на себя  внимание плохим поведением, которое не одобряется их родителями, но помогает ребенку стать центром семейного внимания.

Таким же лишним ребенок чувствует себя тогда, когда родители уклоняются от общения с ним, не участвуя в играх, почти не замечают его, постоянно заняты своими делами. Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.

В любом периоде жизни человека родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекрасных человеческих проявлений — родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.

Благодаря эмоциональной связи любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями, то есть человек создает свою систему ценностей. Родители формируют интересы ребенка, советуют ему выбрать те или иные спортивные занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса будущей профессии, на его отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции. Имея свою, заимствованную у  родителей систему ценностей, ребенок может сопоставлять ее с взглядами и поведением своих друзей-ровесников.

Для формирования собственного «я» решающим фактором являются взгляды и поведение родителей. Благодаря их правильной позиции ребенок создает о себе определенное мнение. При суровой и отвергающей позиции ребенок ощущает страх и оценивает себя негативно.

Возникновение у детей различного типа нарушений в поведении, связанных с семейной средой, свидетельствует о снижении воспитательной функции родительской семьи.

К тяжелым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, социальный паразитизм, тунеядство, азартные игры, алкоголизм, наркоманию, умственную недоразвитость, психические заболевания и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стала среда, окружавшая ребенка в семье.

Известно, что семья как малая социальная группа является наилучшей воспитательной средой.

В выполнении воспитательной функции по отношению к детям главную роль играет супружеская пара — отец и мать. В связи с этим говорят о полной семье и неполной, когда отсутствует один из родителей. Стабильность семейной среды является важным фактором для эмоционального равновесия и психического здоровья ребенка. Распад семьи, вызванный разводом или раздельным проживанием родителей, всегда приносит глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочную обиду, которую можно лишь смягчить. Это явление — существенная общественно-воспитательная проблема.

Межличностные отношения в семье: роли и психологический климат

 

Межличностные отношения в семье – главная ее составляющая, без которой институт семьи перестает существовать либо же становится дисфункциональным.

Межличностные отношения в семье: понятие

Межличностные отношения в семье опираются на два фактора: деловое партнерство и эмоциональные чувства. Деловое партнерство отвечает за хозяйственно – материальную составляющую семейных отношений – рациональное распределения общего бюджета, принятие участия в решении бытовых вопросов, удовлетворение первичных потребностей каждого члена семьи (обувь, одежда, еда).

Фактор эмоциональных чувств играет ведущую роль в семейных межличностных отношениях. Ведь семья – это, в первую очередь, тихая гавань, в которой человек обретает психологическую поддержку и восстанавливается после других общественных отношения.

Эмоциональность и психологическое взаимопонимание в семье – важный аспект воспитания ребенка, это способствует его адаптации к взрослой жизни.

Семейные роли

Семейные роли представляют собой устойчивые традиционные функции, которые закрепляются за каждым членом семьи. Ролевая структура каждой семьи предписывает права и обязанности человека, которыми он владеет, вступая в межличностные семейные отношения, в частности: как, что, где и когда делать, последовательность данных действий.

Понятие «роль» включает в себя убеждения, цели, социальные установки и чувства, которые предписывает человеку институт семьи. Семейные роли, которые закрепляются за человеком, должны гармонично сочетаться с ролями его партнера или ребенка и не противоречит им.

Главное условие гармоничной семьи – равенство ролей, несмотря на то, какое количество функций исполняет каждый субъект этих отношений. При дисфункции семейных отношений, семейные роли приобретают четко выраженный психологический характер, который ведет к крушению института семьи.

Каждый член семьи берет на себя одну из трех функций: тиран, жертва или спаситель. Особенно опасной дисфункция семьи является для ребенка, который может в других общественных отношениях исполнять заданную родителями роль.

Психологический климат семьи

Психологический климат семьи – это эмоциональный настрой, который возникает в ходе объединения душевных переживаний, настроения, отношения к миру и друг другу членов семьи.

Психологический климат семьи неразрывно связан с таким важным фактором как нравственно – идейные ценности определенной семьи и является ярчайшим показателем межличностных отношений ее членов.

Психологический климат творят исключительно члены семьи в процессе межличностных отношений. Основой благоприятного климата является обобщенность нравственных идеалов мужа и жены, что порождает идейную коллективную сплоченность всех субъектов семейных отношений.

Главными признаками положительного психологического климата в семье являются чувство защищенности, поддержки, эмоциональной удовлетворенности, ощущение принадлежности к семьи, ответственность и принципиальность. 

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Свобода личности: понятие и соотношение с коллективом
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspСемья: семейный долг и семейная забота — источник счастья человека

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Родительское собрание «Межличностные отношения в семье» (начальные классы)

Родительское собрание в начальной школе

«Межличностные отношения в семье»

Соколова Ирина Михайловна –

учитель начальных классов МОУ Первомайской СОШ

Цель: формирование нравственной культуры, взаимопонимания в семье.

Задачи:

  • побуждать родителей задуматься о стиле взаимоотношений с детьми;

  • выявить, какие меры поощрения и наказания предпочитают применять родители;

  • содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми;

  • пропагандировать положительный опыт взаимоотношений в семье через составление и показ презентаций на тему «Семейный досуг».

Участники: родители учащихся, классный руководитель.

Подготовка:

  1. Ученики ответили на вопросы анкеты.

С кем в семье особенно ты дружен?

Кому ты доверяешь свои секреты?

Всё ли знают о тебе твои родители?

Понимают ли тебя мама и папа?

Всегда ли в семье к тебе справедливы?

Кому первому та расскажешь о своих огорчениях?

Кого ты позовёшь на помощь, если попадёшь в беду?

  1. Родители заполнили дома анкету.

Доверяют ли вам дети свои секреты?

Всегда ли вы справедливы к детям?

С кем из членов семьи наиболее близок ваш ребёнок?

Кому из членов семьи рассказывает ребёнок о своих бедах?

  1. Учитель подготовил листы, на которых написаны ситуации из повседневной жизни.

  2. Ученики написали сочинения-миниатюры, рисунки на тему «Мой выходной день».

  3. Презентации детей на тему «Моя семья», «Семейный отдых».

  4. Презентация учителя с тезисами выступления, результатами анкет, тест-игрой для родителей.

Оформление: В классе организованы места для работы трёх микрогрупп родителей. Их отметили квадратами зелёного и синего цвета.

Ход собрания

При входе в класс каждый родитель берёт на столе жетон, т. е. квадрат зелёного или синего цвета, и занимает место согласно выбранному им цвету место в одной из трёх родительских микрогрупп.

Мотивационное начало

Учитель. Сегодня я начну наше собрание с упражнения – «воображалки». Сделайте перед собой ладошки, как гнёздышко. Представьте, что на ваших ладонях сидит птенчик. Он неуверенно встаёт на ещё слабые лапки, доверчиво прижимаясь к вашим ласковым, нежным рукам. Почувствуйте, как трепетно бьётся его маленькое сердце. Согрейте его своим теплом, прикоснитесь к мягкому, податливому комочку. Задумайтесь о том, что ждёт это беззащитное существо. Что вы чувствуете? Нежность и любовь, ответственность за его судьбу. Благодаря вашему участию и вниманию птенец окреп, подрос, превратился в прекрасную птицу. Он вот-вот вспорхнёт с ваших ладоней! Посмотрите, какая птичка слетела с ваших рук? Весело щебечет в стайке или одиноко сидит на ветке?

Вы уже догадались, что речь идёт о наших любимых детях, а уютное гнёздышко – это ваш дом, ваша семья.

Как вы думаете, какие факторы влияют на становление вашего ребёнка как личности? (Наследственность, семья, школа, социум).

Какой фактор нужно поставить на первый план? (Семью).

Работа в группах

Какими качествами должна обладать семья, чтобы создать условия для развития всесторонне развитой духовной личности? Родители в течение пяти минут думают над ответами. Затем листы передаются экспертной группе, которая выделяет наиболее интересный ответ..

Примерные ответы:

Группа 1

Доверие между членами семьи, уважение, любовь взрослых и детей, взаимоподдержка и взаимовыручка, образованность, материальная обеспеченность.

Группа 2.

Семья должна быть полной, уважать друг друга. Каждый имеет свою точку зрения, и есть возможность её реализовать, преемственность между поколениями в семье, материальная обеспеченность.

Группа 3.

Общение на равных, уважение к семейным традициям, вера в светлое будущее, любовь и внимание.

Экспертная группа отслеживает слова, которые повторятся в ответах, а следовательно, являются наиболее значимыми для родителей: уважение к друг другу и семейным традициям, материальная обеспеченность, доверие и общение на равных.

Слайд

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.

hello_html_2b7361ae.gif

Тест «На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?» (Приложение 1).

Сейчас я хотела бы вам предложить тест «На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?» (Приложение 1).

Слово учителя

Как много сердечного тепла бывает потеряно из-за неспособности понять другого и самого себя. Сколько больших и малых драм не произошло, если бы их участники и окружающие обладали умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не даётся матерью-природой.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – ласки. Родители не находят времени, забывают или даже стесняются приласкать ребёнка просто так, повинуясь внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми.

Знакомство родителей с детскими сочинениями, рисунками

Ученики нашего класса писали миниатюры, рисовали рисунки на тему «Мой выходной день». Послушайте, о каких минутках счастья пишут ваши дети, что вызывает у них положительные эмоции.

«Мы с мамой и папой отдыхали на речке. Я ныряла, купалась, папа развёл костёр, мама сварила уху. Мы с удовольствием поедали это чудо, сотворённое мамой!»

«Мы всей семьёй помогали маме наводить порядок в квартире, потом дружно смотрели телевизор».

«Мама выписала мне интересные журналы, где можно вырезать и склеивать поделки. В воскресенье мы читаем вместе журналы».

«Счастье у каждого человека разное. А для нас счастье – когда наша семья собираемся вечером на ужин за столом».

«Выходные в нашей семье проходят замечательно! У нас есть свои любимые семейные игры: «Рыжий Ап», лото. Моя сестрёнка ещё маленькая, разбрасывает бочонки, а мы весело смеёмся! Бабушка учит меня вязать. А зимой мы с папой ходим на лыжах».

Презентация «Моя семья» и «Семейных отдых».

Слово учителя

Только преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой создаёт то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает, сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, даёт пищу чувствам и отдых душе. Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость. Недаром А. С. Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети, – будьте счастливы».

Дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Им хочется быть участниками каких-то событий, радостных волнений. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению, чувствам.

Дети, как губка, впитывают всё, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться!

Часто их жизненные представления могут быть ошибочными, например, как в этом диалоге.

– Оля, я тебя так люблю! Когда я вырасту, ты будешь моей невестой.

– А как же Маша из детского сада? Ты раньше говорил, что она будет твоей невестой.

– А Маша пусть будет моей женой.

– Так не бывает: невеста и жена – это одно и то же лицо.

– Нет! Невеста – это которую любят, а жена – это кто готовит еду!

Мальчик, который участвует в этом диалоге, видел не раз по телевизору, как во Дворце бракосочетаний относятся к невесте, как много улыбок и цветов дарят ей, как красиво её платье…

А дома усталая, измученная мама в старом халате мечется между кухней и ванной. Мама, которая обязана приготовить, накормить, убрать, постирать. Мама, которую не то что на руках носить, поблагодарить забывают. Вот маленький человек и сделал вывод, но у него ещё мало знаний и небольшой жизненный опыт, чтобы верно оценить и понять увиденное. Если не будет правильного воспитания, то это суждение может перейти в убеждение и в будущем стать причиной многих проблем.

Обсуждение ситуаций в группах

О взаимоотношениях в семье, поощрениях и наказаниях, доброте и нежности, семейных праздниках и традициях мы поговорим на нашем собрании, а поможет нам в этом французский психотерапевт Изабель Фийоза, и поищем способы поведения в них.

Каждая группа получает листок, на котором написана ситуация для коллективного обсуждения.

Ситуация 1.

Ребёнок не помыл посуду или не сделал уроки. Каковы ваши действия?

Ситуация 2.

Ребёнок безобразничает, получает плохие оценки, ваши отношения портятся. Какова ваша реакция?

Ситуация 3.

По комнате вперемешку разбросана чистая и грязная одежда. Что вы будете делать?

В течение нескольких минут группы обсуждают ситуации, вырабатывают групповой ответ, записывают его на листах и передают экспертной группе.

Лидер группы обобщает советы родителей.

Экспертная группа анализирует мнения групп, делает обобщающие выводы.

Выводы по ситуации 1.

Традиционно говорят ребёнку: «Помой посуду! Немедленно садись за уроки!» Однако, подчиняясь, ребёнок перестаёт ощущать свою индивидуальность. Мы им управляем, а он всего лишь исполнитель. Приказывая, мы добьёмся, что ребёнок сделает, что нам нужно, но не поможем ему вырасти ответственным человеком.

Цель родителей: научить ребёнка делать выбор, организовывать свою жизнь и отвечать за себя.

Чтобы чувствовать себя субъектом своих действий, контролирующим свою жизнь, необходимо иметь выбор (даже если выбирать можно только время или способ выполнения поручения). Понимание того, что выбор есть, позволяет ребёнку чувствовать себя свободным и ощущать, что он сам инициатор каждого своего действия. Это даёт уверенность в себе и сознание своей самостоятельности.

Чтобы не вызвать у ребёнка сопротивления, надо не командовать, а предлагать ему выбор, например: «можешь помыть посуду сейчас или когда вернёшься с прогулки», «С чего тебе приятнее начать делать уроки: с математики или английского языка?» Думайте о том, чтобы уважать потребность в самостоятельности ребёнка, а не о том, чтобы манипулировать им, добиваясь его содействия. Только тогда у ребёнка появится уверенность, что решения, принимаемые родителями по отношению к нему, справедливы.

Выводы по ситуации 2.

Обычно в этом случае мы читаем ребёнку нравоучения или наказываем его. Нам кажется, так мы возвращаем его на правильный путь. В действительности мы добьёмся того, что ребёнок потеряет к нам доверие, замкнётся в себе и в конечном счёте все проблемы обострятся.

Его поведение объясняется недовольством самим собой, растущим чувством тревоги и одиночества, которые рано или поздно ещё усугубят его поступки. Занятые повседневными хлопотами, мы часто общаемся с ребёнком между делом, следим лишь за тем, чтобы он совсем не распустился, но если родители не находят для детей времени, то они начинают чувствовать себя неинтересными. Пока дети не получат своей порции внимания, не стоит рассчитывать, что их поведение изменится. Конечно, не стоит ждать первого шага от ребёнка, думая: «Пусть он сначала сам изменится, а потом я им заинтересуюсь». Ваша цель – сделать так, чтобы ребёнок почувствовал себя любимым, и у вас появилась возможность обсудить с ним причины его поведения. Прежде чем отчитывать ребёнка, вспомните, сколько внимания вы ему уделяете. Уделяйте ребёнку каждый день десять минут искреннего внимания.

Не всегда легко демонстрировать любовь ребёнку, который плохо себя ведёт, на то и мы взрослые. Посвятить только ему десять минут своего времени, не разговаривая при этом по телефону и не убирая квартиру. Сядьте рядом с ним, ласково погладьте по голове, спросите: «Как дела, сынок?» И секретов от вас у него не будет!

Выводы по ситуации 3.

Обычно мы говорим: «ты совершенно не следишь за своими вещами!», «Ты – наказание, а не ребёнок!», обвиняем, унижаем ребёнка. Детский мозг воспринимает утверждения родителей («Ты не выносим») как определение, и ребёнок начинает им соответствовать. Ваша цель – склонить ребёнка к взаимодействию. Направьте его размышления и энергию на решение задачи. Выражайте свои ожидания, а не подчёркивайте их промахи. Сформулируйте свои потребности и чувства. Он, как правило, готов их уважать. Нет лучше способа задать ребёнку рамки поведения, чем поделиться с ним: «У меня плохое настроение, хочу побыть в тишине». Тогда в центре внимания окажется ваша потребность (тишина), а не ваше раздражение, и ребёнок подчинится, ведь он рад сделать что-то ради вас, а не против себя.

Описывайте ребёнку то, что вы чувствуете. Вы имеете право испытывать гнев и говорить об этом. Выражайте свои потребности: «Я очень не люблю, когда одежда разбросана я жду, что вещи будут разложены по местам».

Прежде чем сердиться, убедитесь, что ясно изложили свою просьбу.

Знакомство родителей с результатами анкетирования учащихся и родителей.

Тест-игра «Какой вы родитель?»

Прочитайте фразы, записанные на доске, и выберите те, которые вы употребляете наиболее часто при общении с детьми.

  1. Сколько раз тебе повторять!

  2. Посоветуй мне, пожалуйста.

  3. Не знаю, что бы я без тебя делала!

  4. И в кого ты такой уродился?

  5. Какие у тебя замечательные друзья!

  6. Ну, на кого ты похожа!

  7. Я в твоё время.. !

  8. Ты – моя опора и помощница!

  9. Ну что за друзья у тебя!

  10. О чём ты только думаешь!

  11. Какая ты у меня умница!

  12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

  13. У всех дети как дети, а ты?

  14. Какой ты у меня сообразительный (ая)!

Посчитайте количество баллов по таблице и прочитайте характеристику ваших отношений с детьми.

№ фразы

Количество баллов

1.

2

2.

1

3.

1

4.

1

5.

1

6.

2

7.

2

8.

1

9.

2

10.

2

11.

1

12.

2

13.

2

14.

1

7-8 баллов. Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребёнка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

13-14 баллов. Вы сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.

Вручение памятки «Советы отцам и матерям, Создание благоприятной семейной атмосферы

Рефлексия. Обсуждение результатов собрания.

В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!

Решение родительского собрания

  1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.

  2. Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.

  3. Не применять к детям физических мер воздействия.

Приложение 1

Тест для родителей

«На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?»

Если вы согласны с утверждениями – 1 балл, если нет – 0 баллов.

  1. Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым.

  2. Если ребенок говорит неправду, то он скорее всего не лжет, а фантазирует.

  3. Современные школьные программы чересчур сложны.

  4. Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, т.к. отцам свойственна излишняя строгость.

  5. Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить его за усилие.

  6. Наивная непосредственность – это скорее достоинство детского возраста, а не недостаток.

  7. Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа – ночник.

  8. Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.

  9. У каждого ребенка есть достоинства, которые важнее недостатков.

  10. Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учитель относился к нему благожелательно.

  11. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, т.к. женщины – врожденные воспитатели.

  12. В детстве всем необходимы занятия спортом.

  13. За семейным столом лучшие кусочки должны доставаться детям.

  14. Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого.

  15. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры ограждать его от них.

Итоги:

15 баллов. Отец. Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребенка.

Мать. Вы очень любите ребенка, но забываете о том, что ребенок вырастет и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.

8-14 баллов. Отец. В воспитании ребенка существует отстраненность.

Мать. Ребенку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.

Менее 8 баллов. Отец. Не судите слишком строго своего ребенка.

Мать. Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.

Приложение

Памятка для родителей

Создание благоприятной семейной атмосферы

1.Помните, от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

2.Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

3.Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»

4.Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

5.Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

6.Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, уважения, любви.

Памятка «Советы отцам и матерям»

  1. Принимайте ребёнка таким, какой он есть.

  2. Никогда не приказывайте из прихоти. Не вмешиваться в жизнь ребёнка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно.

  3. Никогда не принимайте решение в одиночку. Золотое правило семейной жизни – диархия.

  4. Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить.

  5. По части подарков – никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего.

  6. Действуйте во всём личным примером. Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.

  7. Говорите обо всём без боязни. Речь – золото, молчание – свинец.

  8. Семья – это частная республика. Всё можно делать сообща: домашние поделки, мытьё посуды, покупки, уборка, выбор развлечений, маршрутов поездок.

  9. Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей, подростков, молодёжь в доме. Никогда не рано учиться свободе.

  10. Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь, любая родительская карьера, предполагает эту жертву. (Из книги французского писателя Эрве Базена «Во что я верю»).

Анкета для детей

С кем в семье особенно ты дружен?

Кому ты доверяешь свои секреты?

Всё ли знают о тебе твои родители?

Понимают ли тебя мама и папа?

Всегда ли в семье к тебе справедливы?

Кому первому та расскажешь о своих огорчениях?

Кого ты позовёшь на помощь, если попадёшь в беду?

Анкета для родителей

Доверяют ли вам дети свои секреты?

Всегда ли вы справедливы к детям?

С кем из членов семьи наиболее близок ваш ребёнок?

Кому из членов семьи рассказывает ребёнок о своих бедах?

Ситуация 1.

Ребёнок не помыл посуду или не сделал уроки. Каковы ваши действия?

Ситуация 2.

Ребёнок безобразничает, получает плохие оценки, ваши отношения портятся. Какова ваша реакция?

Ситуация 3.

По комнате вперемешку разбросана чистая и грязная одежда. Что вы будете делать?

Отношения в семье – детско-родительские, межличностные

Семьей называется ячейка общества, которая во многом влияет на развитие, формирование и становление каждого ее члена. Дети воспитываются внутри семьи, взрослые обретают определенные блага и привилегии, которыми они могут пользоваться. Отношения в семье могут носить детско-родительский, межличностный и социальный характер.

Многие люди обращаются за помощью психолога на сайте psymedcare.ru по причине семейных проблем. Именно атмосфера внутри семьи влияет на то, насколько успешным и организованным будет человек в окружающем мире. Если внутри семьи не складываются отношения с конкретными лицами или обстановка в принципе является неблагоприятной, то каждый член данной «ячейки» в той или иной степени становится неблагополучным.

Наибольшее влияние на человека оказывают именно родственники, а точнее те, с кем человек проживает. Будь это родители, братья и сестры, в первую очередь именно они формируют личность, которая потом выйдет в социум и будет к нему приспосабливаться. Если в семье все здорово и гармонично простроено, тогда каждый член такой семьи является успешным и счастливым. Если же в семье имеются проблемы, то это влияет абсолютно на всех ее членов.

Что такое отношения в семье?

Семья – это группа людей, которые юридически или биологически являются родственными друг другу. Сначала семья образуется путем создания брака супругами. Эти люди не являются кровными родственниками, однако с момента заключения брака они становятся самыми близкими друг для друга. Затем у супругов появляются дети – эти члены семьи являются между собой и по отношению к родителям кровными родственниками. Даже если родители разведутся, все равно дети останутся братьями и сестрами и детьми своим родителям.

В зависимости от того, что мужчина и женщина понимают под словом «воспитание», какие цели ставят в процессе взращивания своих детей, формируется та или иная модель семьи. Выделяют 4 основные модели:

  1. Диктат основывается на желании родителей главенствовать над другими членами семьи. Происходит это за счет приказов, угроз, давления и даже насилия. Чем более ребенок сопротивляется родительскому слову, тем больше взрослые на него начинают давить. Здесь угнетаются чувство собственного достоинства и проявление инициативы теми, кого подавляют. Ребенок начинает применять свои контрмеры: обманывать, открыто ненавидеть, грубить и т. д. Чем больше его сопротивление, тем насильственнее становятся меры родителей.
  2. Опека проявляется в желании родителей оградить детей от любых трудностей жизни. Ребенку ничего не нужно делать, все за него сделают родители. Это делает его неприспособленным, слабым и инфантильным.
  3. Невмешательство часто основывается на эмоциональной холодности, безразличии родителей по отношению к детям. Они не являются воспитателями, а просто сосуществуют вместе. Именно в такой семье каждый живет сам по себе, независимо от других.
  4. Сотрудничество возникает на желании родителей вместе идти к общим целям и решать семейные задачи. Здесь ребенка приучают работать в коллективе, где важными становятся все мнения, а не только его одно. Именно так разрушается эгоцентричность ребенка.

Что родители ценят в малыше, какие качества желают в нем видеть? Это формирует тот стиль воспитания, которого они придерживаются:

  1. Демократический стиль основывается на желании воспитать самостоятельность и ответственность в ребенке. Сын и дочка имеют право на свое мнение, быть самостоятельными и решающими, при этом от них требуется исполнение обязанностей и дисциплинированность.
  2. Авторитарный стиль заключается в желании полностью подчинять и контролировать жизнь своего ребенка. Его мнение не учитывается, особенно если оно не согласуется с родительским. Взрослые не считают нужным объяснять ребенку мотивы своих запретов и указаний. Здесь вырастают дети замкнутые, недоверчивые, закрытые.
  3. Попустительский стиль заключается в том, что родители проявляют полное равнодушие к воспитанию ребенка. Что он делает, чем интересуется, какие качества в себе взращивает, сказывается на эмоциональной холодности чада в будущем.

Какие качества формируются у ребенка?

    • Заниженная самооценка часто взращивается в детях, росших в семьях авторитарных родителей, которые только критиковали и никогда не хвалили. Постановка высоких целей, которых ребенок не может решить, делает его постоянно недовольным собой.
    • Неуверенность в себе и высокая тревожность проявляются в детях, которые воспитывались постоянно недовольными родителями. Их активность, инициативность, желания постоянно принижались, что заставило детей отказаться от них.
    • Демонстративность часто проявляется в малышах, которые не получают должного внимания и любви со стороны своих родителей.
    • Уход от реальности наблюдается за детьми, которые нуждались во внимании и любви со стороны родителей, но были обеспокоены тем, что своей демонстративностью вызовут неодобрение, критику, порицание. Они нуждаются во внимании, но боятся вызвать негатив теми методами, которые начнут применять.

Ребенок растет в семье, соответственно, то, каким он станет, зависит от мер, которые применяются взрослыми. Родители обычно «калечат» своих детей, не взращивая в них полезных для взрослой жизни качеств. Это заставляет задуматься над полезностью тех мер, которые уже применялись другими мамами и папами и не дали положительных результатов.

Таким образом, выделяют следующие виды семей:

  1. Партнерский – здесь партнеры равны и все, что у них есть, является общим. Они не разделяют на «мое» и «твое», тому же обучают своих детей.
  2. Патриархальный – где главой является отец (муж) и все ему подчиняются, в том числе и мать.
  3. Матриархальный – в такой семье главенствует женщина. Такое зачастую происходит в семье, где нет мужа, либо когда жена делает мужа главой, однако он полностью подчиняется ее воле и мнению.
  4. Современный – где у супругов могут отсутствовать общие интересы и общности, однако они живут вместе, каждый занимается своими делами. Они базируют свой союз на интимной сфере. Если родители становятся зависимыми от своих детей, это мешает новому поколению приспособиться к жизни. Ведь если родители всем детей обеспечивают и все за них делают, новое поколение ничему не учится и не становится самостоятельной.

Отношение к семье и родителям

Для каждого ребенка семья – это самое главное. Абсолютно все дети любят своих родителей, какими бы они ни были. Однако нередкими становятся размолвки и ссоры между отцами и детьми.

Чтобы сохранить отношения и не потерять к себе детскую любовь, родителям нужно уметь выявлять причины конфликтов. А они зачастую кроются в том, что у каждого члена семьи имеются свои взгляды, желания и устремленности по жизни. Это не значит, что нужно их ломать или переубеждать. Это значит, что нужно принимать другого члена семьи таким, каким он на вас не похож.

Социальные отношения в семье

Семья является ячейкой общества, где все важные потребности и желания должны удовлетворяться. Каждый человек вырастает в семье и создает свою семью. Поэтому семья является важной группой в жизни каждого человека.

В зависимости от формы построения семьи, выделяют такие ее виды:

  1. Моногамная семья – где присутствует только один муж и жена.
  2. Полигамная семья – где один мужчина имеет несколько жен или жена имеет несколько мужей. Такие виды семей разрешены в отдельных странах.
  3. Нуклеарные браки – где семья состоит из родителей и детей.

Детско-родительские отношения в семье

Детско-родительские отношения занимают наибольший интерес в сфере семьи. По-разному родители относятся к своим детям, отчего вырастают те или иные личности. Главными составляющими благополучной семьи являются любовь и свобода выбора. Дети должны чувствовать, что их любят. При этом родители должны с каждым годом передавать своим детям свободу выбора, чтобы те могли становиться самостоятельными и независимыми от них.

Если в семье родители чрезмерно опекают ребенка, они его делают зависимым от себя. Ребенок даже в 30 лет не сможет себе яичницу разогреть или чай сделать, что позволит родителям всегда им заниматься и воспитывать.

В семье, где отсутствует любовь к детям, зачастую вырастают будущие криминальные личности. У таких детей внутри взращивается злоба и агрессия на весь мир.

Если в семье родители не любят и дают полную свободу детям (поскольку они им в принципе не нужны и не интересны), дети вырастают самостоятельными, однако наиболее подверженными физическим травмам. Нередко такие дети погибают. Однако если ребенок выживает, то может стать успешной и самостоятельной личностью.

Семья (родители) занимается воспитанием детей. То, какими дети вырастают, является абсолютной заслугой родителей.

Родительско-детское консультирование связано с волнениями родителей на счет психологического развития их детей. Они хотят знать, здоров ли ребенок, правильно ли они его воспитывают, получить совет у психолога по данному вопросу. Цель же психолога – определиться с психодиагностикой развития ребенка и направить родителей на самостоятельный и ответственный поиск путей общения с ним. Обращение к психологу часто связано с тем, что у ребенка происходит природный возрастной кризис, а родители стараются «возвратить» его к «счастливому прошлому»:

  • Почему 3-летний малыш такой активный и непослушный?
  • Что делать, если 5-летний ребенок подсматривает в ванной комнате за мамой?
  • Почему 7-летний ребенок ведет себя, как обезьяна?
  • 10-летний ребенок украл деньги у собственной бабушки и потратил их на жвачки!
  • 13-летний подросток не отходит от зеркала…
  • Он уже в 11 классе, а его волнуют лишь компьютерные игры!

Во время проведения родительско-детского консультирования, следует расспросить родителей, соответствовало ли развитие малыша возрастным нормам. Эта информация поможет как психологу, так и родителям понять, идет речь про особенности характера ребенка и его воспитания или следует обратиться за медицинской помощью.

За помощью к психологу чаще обращается кто-то из членов семьи с жалобой на «непонятное» поведение матери с ребенком. Если женщина остается наедине с младенцем круглые сутки, не имея времени выспаться, отдохнуть, пообщаться с взрослыми людьми, то может возникнуть повышенная тревожность или повышенное безразличие к ребенку. Мать начинает тревожиться, не болен ли ребенок тяжелой болезнью, дышит ли и вообще живой… Эта тревожность парадоксальным образом может переноситься на окружающих: молодая мать начинает избегать общения с друзьями, чтоб не занесли инфекцию. Благодаря такому поведению, переутомление и тревога все больше повышается, пока ситуация не становится критической. Во время психологического консультирования следует направить усилия семьи на снятие обязанностей с молодой мамы, создание условий для нее минимум на 8-часовой сон и 1-2 часа отдыха без ребенка. Тогда проявления тревоги начнут исчезать, и мать сможет обращать должное внимание на общение с ребенком.

При условии других черт характера мать, которая чувствует себя переутомленной и беззащитной, пытается эмоционально «ограничиться» от ребенка. Она заботится про младенца, не разговаривает с ним «детским языком», пытается кормить его с бутылочки, не держа его на руках… Также следует снять обязанности с женщины и постепенно обучать ее общению с маленьким ребенком, радуясь каким-либо попыткам эмоционального взаимодействия. Со временем ребенок начнет усмехаться, радоваться и способствовать эмоциональному общению матери.

Развитие мышления приводит и к развитию волевой сферы личности и самостоятельности ребенка. Эти проявления страшат родителей, поскольку они считают, что ребенок становится неконтролируемым и упертым. Родители пытаются ограничить самостоятельные проявления ребенка, волнуясь про его защиту, а ребенок – завоевать личное пространство для самостоятельной жизни. Чтобы позволить ребенку свободно расти, при этом находясь в безопасности, все взрослые, которые общаются с ним (мама, папа, дедушки, бабушки, тетки), должны составить таблицу, согласовав собственные позиции. Таблица состоит из трех колонок: 1 – ребенок может сам, 2 – может сам, но рядом с взрослым человеком, 3 – не можно!

Однако желание сделать что-то новенькое возникает у ребенка ежедневно. Для многих родителей возникает проблема переключения активности 3-4-летнего малыша в соответствующее русло.

Родителей детей старшего дошкольного возраста иногда толкает на обращение к психологу несколько тем:

  • «Почему он не хочет читать или писать?».
  • «Почему он стал такой боязливый?».
  • «Почему он настолько агрессивный?».

Межличностные отношения в семье

Семья основывается двумя людьми – мужчиной и женщиной. Они становятся супругами, которые в течение длительного времени должны друг к другу притираться, учиться взаимодействовать и сохранять свои отношения.

Поначалу супруги притираются. Здесь очень важно, чтобы между партнерами была любовь, которая не позволит им быстро разрушить их отношения. Затем чувства пропадают, однако в силу вступают морально-нравственные принципы и уважение к второй половинке. Если человек в принципе понимает, что со вторым супругом можно вместе жить, тогда брак сохраняется.

В семье частыми становятся ссоры. Психологи говорят о том, что это является нормальным явлением. Ссоры – это противостояние двух мнений, которыми обладают супруги. Но если партнеры будут помнить, что они должны не настаивать и не обижаться, а искать компромиссное решение, тогда брак получится сохранить.

Супруги должны быть ответственными, решительными, деятельными и смотреть в одном направлении. Тогда семья сохранится во что бы то ни стало.

Итог

В любой семье возникают конфликты. На первых порах они возникают в молодой семье, где супруги начинают понимать, что их желания и взгляды на то, что такое брак, немного отличаются от реальных возможностей и положения дел. Если партнеры будут стараться, а не обижаться и настаивать на своем, тогда можно создать гармоничную семью, где дети будут учиться у своих родителей, как нужно жить дружно и счастливо.

 

Межличностные отношения. Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

План конспект урока. Межличностные отношения. Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

Тема: Межличностные отношения. Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

Цели и задачи: познакомить учащихся с сущностью и видами межличностных отношений; исследовать сферу чувств как основу данных отношений; определить факторы, способствующие и препятствующие их эффективному выстраиванию.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать сущность и виды межличностных отношений; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; уметь анализировать текст учебника и дополнительный материал, вести дискуссию, эвристическую беседу, решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД:

Предметные: объяснять понятия межличностные отношения, стереотип, симпатия, антипатия, дружба; выявлять виды межличностных отношений и их особенности, анализировать симпатии и антипатии, возникающие в ходе общения между людьми.

Мета предметные:

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, формулировать свою точку зрения, быть готовым ее изменить; определять собственное отношение к явлениям современной жизни

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты, проводить контроль в форме сравнения способа действияи его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталонаи внесения необходимых коррективов

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий

Личностные: формирование мотивированности и направленности ученика на активное и эффективное выстраивание межличностных отношений; анализ собственных поступков с точки зрения гуманизма, почувствовать ответственность за сои решения; формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом, презентация, проектор.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока:

  • Организационный момент
  • Мотивационно – целевой этап.
  • Введение в новый материал.
  • Рефлексия
  • Подведение итогов.
  • Домашнее задание:

— Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на очередном уроке обществознания.

Поприветствуйтедруг другаиулыбнитесь.

Существует золотое правило нравственности «Относись к людям так, как хочешь,чтобы относились к тебе», это изречение я сегодня выбралаэпиграфом к нашему уроку.

Мы начинаем изучать новуюинтереснуюглаву в курсе обществознания — «Человек среди людей».

Притча о дружбе и любви

Жили-были два друга. В один момент они поспорили, и один из них дал пощечину другому.

Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину». Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, кто дал пощечину и который спас жизнь своему другу, спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо нам хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это из нашей памяти.

Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

— Как вы понимаете смысл этой притчи?

— Подумайте какое отношение она имеет к нашему уроку?

— Попробуйте ответить на вопросы, представленные в рубрике «Вспомним» на с. 50 учебника.

Тема урока: Межличностные отношения.

— О чем мы должны поговорить сегодня?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

План урока:

1.Какие чувстваназывают межличностными?

2.Чувства – основа межличностных отношений.

3.Виды межличностных отношений.

Проблема: почему одним людям мы симпатизируем, а других сторонимся?

  • Какие межличностные называются межличностными.

Люди – существа биосоциальные. Они не могут существовать вне человеческого общества. Поэтому неизбежно возникает проблема выстраивания отношений с другими людьми.

— Прочитайте п. § 6 на с.50-51 учебника.

Изучите схему в группах и прокомментируйте ее.

( дети обсуждают мнения в 3 группахи высказываются)

2.Чувства – основа межличностных отношений.

Особенность межличностных отношений связана с тем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей.

— Прочитайте п.2 § 6 на с. 51-52 учебника, разделитесь на две группы и обсудите чувства: 1 группа – способствующие развитию межличностных отношений, 2 группа – препятствующие.

В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку. Так, благодаря симпатии люди объединяются в группы на основе общих взглядов, ценностей, интересов.

— Какие люди вызывают у вас симпатию, то есть привлекательность или положительное отношение?

Чувство противоположное симпатии называется антипатией.

— Какие люди вызывают у нас антипатию?

Симпатии и антипатии людей избирательны, они распространяются на определенных людей и их качества.

Б.Окуджава написал следующие строчки:

— Как вы понимаете эти строчки?

— Чему могут научить вас эти строчки?

Давайте отправимся в небольшую экскурсию.

3.Виды межличностных отношений.

Взаимосвязи человека с другими людьми могутбыть классифицированы по различным признакам.

Отношения по стилю бывают официальными и личными.

— Предположите в чем их отличие?

Официальные отношения строятся на основе утвержденных правил. Например, отношения ученика и учителя.

Неофициальные (личные) — это любовь и дружба.

Отношения, возникающие между людьми, связанные с совместной работой, называются деловыми.

Задания на карточках

определить стили межличностных отношений:

Ситуация 1. Двое друзей отправились на прогулку в ближайший парк, во время гулянья поссорились и начали драться.

Ситуация 2. Президенты двух стран встречались для ведения международных переговоров.

Ситуация 3. Учитель дополнительно занимался со своим учеником математикой.

Ситуация 4. Родители вместе со своим ребенком поехали отдыхать к морю.

Ситуация 5. Учитель вызвал родителей в школу для разговора о поведении их ребенка.

Ситуация 6. Девочка в магазине обратилась к продавцу-консультанту за помощью

Наш урок подходит к концу.

— Вам понравился урок?

— Чему научил нас этот урок?

— Достигли мы нашей цели урока?

Тест из КИМов « Межличностные отношения»

  • Прочитать § 6 учебника.
  • Выполнить задания на выбор:
  • Рубрика жил на свете человек, ответить на вопросы письменно в форме мини – сочинения.
  • Рубрика «Картинная галерея», ответить на вопросы в форме сочинения.
  • Рубрика в классе и дома, задание № 4,5, письменно.

ТРУДНОСТИ И НАРУШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ

ТРУДНОСТИ И НАРУШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ

Нарушения межличностного общения – одна из наиболее актуальных проблем семейного функционирования. Поэтому трудности общения и нарушения межличностной коммуникации в семье выделяются многими психотерапевтами в качестве причин супружеских конфликтов.

Трудности в общении часто возникают из-за низкой коммуникативной компетентности супругов и использования ими высказываний типа коммуникационных барьеров, затрудняющих процесс эффективного общения. Типы неэффективных высказываний включают в себя:

приказания, прямое инструктирование; предостережения, угрозы; нотации, морализаторство; советы и разъяснения; логическую аргументацию; прямую негативную оценку; высмеивание, навешивание ярлыков; похвалу; интерпретацию поведения, постановку диагноза; расследование, допрос; утешение, успокаивание; отвлечение внимания, уход от проблемы.

В качестве основных видов нарушений супружеского общения, приводящего к конфликтам, психологи выделяют:

1) противоречивость вербальной и невербальной коммуникации;

2) возникновение коммуникационных барьеров;

3) манипулирование партнером в процессе коммуникации, злоупотребление управлением коммуникацией;

4) нарушение и искажение передачи чувств;

5) отклоненная коммуникация;

6) парадоксальная коммуникация;

7) замаскированная коммуникация – мистификация;

8) борьба за коммуникационный канал.

Если трудности общения приобретают хронический характер, возникает так называемая коммуникационная проблема , связанная с существованием актуальной потребности одного из членов семьи в помощи или содействии партнера и неадекватностью способа передачи информации. В супружеских отношениях достаточно часто дефицитной информацией , то есть информацией, передача которой оказывается затруднена, является просьба о подтверждении любви, обращение за эмоциональной поддержкой и сопереживанием.

Например, муж испытывает потребность в выражении любви, поддержки со стороны жены, однако обращение с подобной просьбой не согласуется с его представлениями о маскулинности и о себе как сильной личности. На первом, информационно-дефицитном этапе реальная коммуникация заменяется воображаемой, частично невербальной – поведение мужа представляет собой молчание, «сверлящий» и умоляющий взгляд вслед уходящей жене, мысленные призывы.

На следующем этапе происходит замещение и искажение информации, поскольку непосредственное выражение супругом своих потребностей диссонирует с его ожиданиями и предписанным сценарием ролевого поведения («когда приходится быть сильным, а хочется быть слабым…»). Например, муж, вместо того чтобы сказать: «Побудь со мной, мне не хватает твоего внимания, и вообще, я сегодня устал и чувствую себя жалким», говорит: «Что-то я плохо себя чувствую…» Жена, бросая все, мчится в аптеку и, возвращаясь, обнаруживает «тяжелобольного», почти умирающего полчаса назад мужа развалившимся в кресле перед телевизором. Скандал.

Наконец, на поведенческом этапе начинается манипулирование партнером с целью заставить его делать то, что желает носитель дефицитной информации. В нашем случае муж использует любые средства для того, чтобы заставить жену все время проводить дома рядом с ним (упреки, использование мнения родственников в целях давления и пр.). Отношения катастрофически ухудшаются, наблюдается потеря взаимного доверия, эскалация конфликта. Исходная потребность так и не удовлетворена, более того, шансов на эмоциональную поддержку и взаимопонимание уже почти не осталось.

Отклоненная коммуникация представляет собой односторонний процесс, в котором один из партнеров, по сути, занимает позицию изоляции и молчаливого отказа от коммуникации. Внешне такая коммуникация выступает как монолог вместо диалога, в общении партнеров отсутствует зрительный контакт.

Блестящей иллюстрацией отклоненной коммуникации может стать картина совместного ужина, изображенного на картине В. Ван Гога «Едоки картофеля». Вечер, крестьяне собрались за столом за скудным ужином. Казалось бы, совместная трапеза объединяет, едоки вроде глядят друг на друга, однако продолжение линии взора легко обнаруживает, что на самом деле ни один из них не смотрит на сотрапезника, взгляд каждого из них устремлен в никуда – коммуникация разорвана!

Парадоксальная коммуникация представляет собой передачу по коммуникационному каналу одновременно двух взаимоисключающих сообщений, каждое из которых должно быть воспринято партнером как истинное. Противоречивое сообщение подкрепляется еще и запретом его замечать или комментировать. Например, супруг, вернувшись домой, застает заплаканную жену и тревожно спрашивает: «Что случилось?» Следует ответ со слезами на глазах: «Все в порядке, у меня все хорошо!»

Замаскированная коммуникация , или мистификация, часто используется супругами в условиях актуального или хронического семейного конфликта и представляет собой маскирование и затушевывание противоречий и конфликтов в отношениях с целью сохранить статус-кво, не объективировать конфликтную ситуацию. Мистификация состоит в том, что один член семьи отвергает адекватную интерпретацию семейной ситуации, своих чувств и переживаний, предлагаемую партнером.

Борьба за коммуникационный канал выступает как попытка одного из членов семьи установить безусловное доминирование и главенство над партнером в форме стремления сохранить за собой «последнее слово», утвердить первенство и создать ощущение, что именно ему принадлежит право на решение всех семейных проблем независимо от их ранга. В основе подобного нарушения межличностной коммуникации лежит неразрешенная проблема главенства в семье.

Взгляда, касающегося того, что одной из причин супружеских конфликтов является нарушение межличностной коммуникации супругов, придерживается и А. Г. Шмелев. [6] Детальный анализ одной из записанных ссор между супругами позволил ему выявить не осознаваемый участниками механизм большинства семейных ссор. Этот механизм можно условно назвать «укоренением в прошлое» .

Допустим, по ходу доброжелательной или хотя бы нейтральной беседы один из участников допустил агрессивный выпад в адрес другого. Этот срыв оказывается, как правило, слишком очевидным и изобличает «агрессора» как зачинщика очередной ссоры. Но «агрессор» тотчас начинает маскировать (от другого и от себя самого) свою ответственность за начало ссоры тем, что тут же разворачивает перед партнером картину таких его поступков в прошлом, которые позволяют расценить враждебный выпад сегодня лишь как ответную вынужденную и закономерную реакцию на то, что было в прошлом. Причем берется сколь угодно длительный отрезок времени, в котором у партнера (жертвы агрессии сегодня) обязательно найдутся прегрешения.

Естественно, партнер будет протестовать против такой тенденциозной оценки его поведения в прошлом, против тенденциозной подборки фактов и в свою очередь тоже начнет припоминать какие-то некрасивые поступки другой стороны, объяснять, что его некрасивые поступки в прошлом если и случались, то были вынужденной реакцией на такие-то недоброжелательные действия оппонента. В ответ следует новый взрыв встречных негодований и обвинений.

Механизм «укоренения в прошлое» катится по наезженной колее и с катастрофической быстротой может привести стороны к обсуждению тех времен, когда еще самого общения между партнерами не существовало. Например, мать сообщает сыну (дочери), что его (ее) дурной характер предопределен дурными генами… Конфликтующие супруги отпускают обвинения в адрес родительских семейств (кланов), плохо воспитавших, дурно повлиявших на… и т. д.

«Маятник конфликта» не может остановиться сам по себе, он раскачивается все сильней и сильней. Порой, правда, кажется, что его колебания затухают, но это обман зрения. Просто перерывы на сон, еду, работу или выход в гости на время как бы выключают ссору. Но потом, когда конфликт вспыхивает вновь, оказывается, что его колебания (чередования противодействующих усилий) набрали еще большую силу. И каждое новое колебание «маятника конфликта» – следствие его предыдущего колебания в противоположную сторону. Каждая новая реплика, которая воспринимается адресатом как агрессивная, атакующая, для ее автора является вынужденной, защитной. Конфликт тем самым становится непримиримым: если высокой останется самооценка одного человека, то будет унижено достоинство другого и наоборот.

Это порочный круг. Выйти из него ни одна из сторон не может и не желает без ущерба для другой: если один человек докажет свою правоту, то это автоматически будет означать, что другая сторона является неправой.

Таким образом, любая семья в процессе своей жизнедеятельности сталкивается с проблемными ситуациями, разрешение которых осуществляется в условиях противоречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов ее членов. Эти противоречия нередко разрешаются в форме конфликта.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

11.1. Межличностные отношения и их классификация

11.1. Межличностные отношения и их классификация

Межличностные отношения — это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.

Межличностные отношения делятся на следующие виды:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и паритетные.

Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

Личные взаимоотношения — это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство — это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество — это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба — это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения — это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.

Рациональные отношения — это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений. Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.

Субординационные отношения — это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *