Доклад семья и семейные отношения: Доклад на тему «Семья и семейные ценности» – Семья и семейные отношения

Доклад на тему "Семья и семейные ценности"

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Консультация для родителей

Что такое семья?

Слово “семья” обозначает родные и близкие человека. Семья - это группа людей, которая считается ядром общества и создаётся и посредством вступления в брак мужчины и женщины, у которых затем появляются дети. При этом члены семьи поддерживают постоянные связи с предками данной супружеской пары, а также с братьями и сёстрами, внуками, дядями и тётями со стороны отца и матери и их детьми.

В обоих определениях присутствует указание на защиту, поддержку и существование прочной связи, основанной на кровном родстве и родстве по браку.

А семейный порядок – это нормы и правила, в соответствии с которыми упорядочиваются все без исключения дела семьи.

Семья необходима человеку для формирования собственной личности и самосовершенствования, а также для того, чтобы жить благополучно и созидать, поддерживая при этом нормальную жизнь общества и сохраняя род человеческий.

Что касается формирования своей личности и самосовершенствования, следствием которого является физическое и эмоциональное развитие, то и мужчине, и женщине в этом помогает вступление в брак, позволяющий удовлетворять естественные и эмоциональные потребности человека.

Что же касается спокойной и благополучной жизни, то её также обеспечивает человеку семья. Ведь семья – это небольшая группа людей, которые строят свою жизнь спокойно и постепенно, активно помогая друг другу в созидательном труде, а также в решении жизненных проблем и добывании хлеба насущного. В семье царит атмосфера взаимной любви, согласия, симпатии, спокойствия и благополучия. Члены семьи вместе борются со слабостью и недугами любого рода, а также ошибками и проступками. В семье заботятся о развитии и благополучии детей и уделяют внимание пожилым людям, дабы они не оставались одинокими, заброшенными, никому не нужными – ведь они нуждаются в помощи и обеспечении, и им необходим тот, кто избавил бы их от усталости и тревог…

hello_html_874d502.jpg

Что же касается поддержания нормальной жизни общества и сохранения рода человеческого, то это происходит путём произведения потомства – здоровых (физически и нравственно) детей – с одновременной заботой о законнорожденности, а также об избавлении общества от болезней, являющихся следствием внебрачных половых связей.

Под сенью семьи человек привыкает к ответственности. Кроме того, жизнь в кругу семьи побеждает его к самоутверждению и формированию себя как личности, а также преображению вселенной. Семья учит человека альтруизму и жертвенности, терпению и выдержке, щедрости и великодушию, надёжности и верности. Семья прививает человеку благонравие и различные достоинства. Семья – это общество в миниатюре, и жизнь в кругу семьи помогает человеку приспособиться к жизни в обществе, и он начинает ощущать свою принадлежность к огромному человечеству. Семья воспитывает человека и учит его тому, что он должен оказывать материальную и моральную поддержку другим членам общества, а ведь это необходимо любому обществу. В результате люди уподобляются единому организму, проявляя милосердие, сочувствие и любовь друг к другу. Они делают друг друга добро, поддерживают друг друга и трудятся все вместе ради того, чтобы жизнь общества не стояла на месте, а двигалась вперёд и становилась лучше. Они вместе противопоставят губительным течениям и всему скверному и отрицательному, а также защищают общество от отсталости в любых её проявлениях, ошибок и проступков и борются с извечным “треугольником”, несущим зло и представляющим большую опасность для общества – это невежество, бедность и болезни.

Дети – зеркало родителей?

Вы, наверное, видели фильм, одна из сцен которого волнует до сих пор. Малышам из старшей группы детского сада психологи сыграть во “взрослый” праздник. Расставили столы, поставили лимонад и сласти, рассадили детей…

Перед глазами потрясённых взрослых разыгралась безобразная сцена. Дети, “выпив” лимонада и “закусив” его сладостями, начали вести себя точно так, как ведут себя за столом в праздник изрядно подвыпившие взрослые, вплоть до глупых ссор и драк между “гостями” …

До чего же похожи на нас наши дети! Ещё в младенческом их возрасте мы непрестанно умиляемся, обнаружив у маленького розового комочка наши глаза, уши или нос. Попозже, в раннем детстве, опять-таки частенько вытираем умильные слезы, подсмотрев у чада наш жест, поступок или совсем-совсем взрослую фразу. А ещё через несколько лет, утирая холодный пот со лба, пытаемся понять, как же смогло проявиться в ребёнке не только то, что есть в нас лучшего, но и, что мы предпочли не воспроизводить в потомстве…

Именно основываясь на этом, многие из нас в разговорах о воспитании глубокомысленно, а иногда и со вздохом повторяют фразу, ставшую заглавием этого раздела: “Дети – это зеркало родителей”. Но действительно, одним из психологических механизмов социализации (процесса превращение ребенка в гражданина и члена общества) выступает так называемая идентификация; буквально – уподобление взрослым, подражание им, ориентировка на их поведение как на пример и прообраз собственных действий. И конечно же, в первую очередь механизм идентификации действует в парном взаимодействии “ребенок – родитель”, поскольку именно родители выступают для детей наиболее “доступными” взрослыми. Именно от нас, пытливо вглядываясь в наши поступки и действия (сколь бы малозначимыми они нам ни казались), и получат наши дети образцы и модели поведения, которые впоследствии будут реализовывать в собственной взрослой жизни. И именно в контакте с нами формируются их индивидуальные роли и представления о всём многообразии явлений окружающей действительности и отношении к ним.

Однако далеко не всегда это происходит по законам зеркального отражения. У зазеркалья семейной педагогики свои, временами очень сложные, законы, и прямому отражению ребёнком ваших личности и поведения могут совмещать описанные И. С. Коном механизмы. Когда вы, настолько ограничивали свободу своего сына, что он, в пику вам, вырос “нигилистом” или, наоборот, в ответ на само-послушание, полностью находящимся под пятой авторитетов человеком. Или же ролевого взаимодополнения, когда в семье рачительных и бережливых хозяев вырастает мот и транжира (ещё бы – ему ведь не требовалось проявлять подобные качества, ибо всё и без него все шло нормально и хорошо) или, наоборот, в многодетной семье старшие дети становятся подлинными хозяевами. Мы хотим обратить здесь ваше внимание на то, что “зеркальный эффект” искажается во всех этих случаях определёнными моментами семейных отношений.

hello_html_m3bfb0b22.jpg

Как вы считаете, какое значение имеют семейные традиции и ценности в вашей семье? Насколько серьезно вы относитесь к семейной иерархии, где во главе мужчина? Важны ли для вас шумные семейные обеды или каждый из членов вашей семьи предпочитает принимать пищу в одиночку? Давайте подробно разберемся с семейными традициями и ценностями и во что бы то ни стало попытаемся их сохранить.

Семейные традиции – признак единения

Семейными традициями считаются повторяющиеся совместные действия, которые понятны окружающим. Это ритуалы и обряды, которые передаются в семье из поколения в поколение.

Стоит ли говорить, насколько важна в семье традиционная иерархия? А именно, мужчина, стоящий во главе, сильный и надежный, способный решить проблемы всех членов семьи: и жены, и детей, и старшего поколения, который придет на выручку в любой трудной жизненной ситуации.

Безусловно, в семье должны быть и «мужские», и «женские» роли. Тогда структура семьи понятна и предельно проста. Например, муж зарабатывает деньги и решает сложные вопросы. А жена занимается воспитанием детей, содержанием в порядке дома и самообразованием семьи.

Виды семейных традиций

Самая первая чудесная традиция молодой семьи – бракосочетание. По традиции невеста надевает белое платье, мать невесты обходит несколько раз машину, на которой молодых повезут в ЗАГС, невесту с женихом обсыпают монетками, конфетами, хмелем и т. д., подают хлеб с солью. Все эти традиции чудесны, к ним относятся с особым трепетом.

Затем, когда семья уже создана, в ней начинают отмечать дни рожденияНовый год, отдают дань горестным событиям. Это тоже традиции. Если ребенок с самого рождения будет видеть, как радостно в его семье отмечают дни рождения всех ее членов, в том числе и его самого, он поймет, насколько сильно им дорожат, как счастливы, что он появился на свет.

hello_html_4f1e029e.jpg

Семья не может существовать без традиций!

Если в семье нет традиций и ценностей или их не соблюдают, это прямой путь к ее разрушению. Плохо также вводить вредные традиции, например, выпивать после работы или проводить все выходные в ночном клубе.

Слова “семейные традиции” обычно вызывают у людей ассоциации со старинными родами, большими семьями, некими жестко установленными правилами и странными обычаями. На самом деле семейные традиции - это все то, чего люди придерживаются в кругу своей семьи, каких бы размеров она ни была. Если у вас заведено каждый день перед сном читать ребенку книги, а в воскресенье вы всей семьей выезжаете на природу, значит, вы храните и соблюдаете традиции вашей семьи. Они могут выражаться в обычаях, вещах, празднованиях памятных дат и во многом другом.

Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Кроме того, семейные традиции и ритуалы позволяют ребенку ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде" в вашей семье состоится то, что заведено; дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности; создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям. Начало нового года хороший повод завести семейные традиции, если их у вас еще нет.

1. Семейные трапезы (обеды, ужины) - замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения. Общаться можно на любые темы - обсуждать новости, события за день. Телевизор лучше выключить! Если вы поглощены сериальными страстями на экране телевизора, разговор "по душам" за ужином никогда не состоится! Преимущества совместных семейных ужинов огромны. Во-первых, это помощь детям, овладевающим языком. Им, конечно, надо читать книжки, но с ними надо и разговаривать - а когда еще это делать, как не во время ужина! Во-вторых, такие семейные ужины дают чувство семейной сплоченности. Даже если за ужином обсуждается крайне неприятная ситуация, у членов семьи остается уверенность, что вместе можно преодолеть трудные времена.


hello_html_1abb54c.jpg


2. Совместный досуг. Хорошим продолжением обеда будет совместный досуг, например, можно поиграть в какую-нибудь настольную игру. Или отправиться на природу и активно провести время на свежем воздухе. hello_html_5c420849.jpg

3. Семейные праздники.

В каждой семье совершенно свои особенные традиции празднования детских праздников. Но каждая из них окутана таинством любви, тепла и нежности семейного очага. Конечно же, это относится к празднованию дома, а не в новомодных кафе. Не бойтесь организовывать праздники у себя дома. Ведь только дома вы сможете поделиться с окружающими тем теплом и нежностью, которые живут в сердце каждого из нас, и научите этому своих детей не словами, а делами быть приветливым, дружелюбным, гостеприимным и добрым к окружающим. Вот, например, один из любимых нами праздник 8 марта. В некоторых семьях в этот день с утра цветы, подарки, папа стоит у плиты, готовит что-нибудь вкусненькое. Сын моет посуду. А женская половина отдыхает: высыпается, наряжается, и весь день окружена вниманием. Ведь это так здорово! Аналогично можно устроить такой же семейный праздник и для своих домашних мужчин и мужчинок.

Создавайте свои семейные традиции празднования детских праздников и бережно храните их! А будут ли это сложные для исполнения домашние спектакли, особые праздничные блюда, или "ваша" семейная песня, исполняемая за праздничным столом или в кругу друзей, не главное. Главное, чтобы через много-много лет ваш уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал эти праздники, и мог вспомнить каждый свой день рождения, и захотел в собственной семье возродить традиции родительского дома.

4. Семейный альбом, семейная родословная.

Одним из проявлений возрождения традиций стало то, что сегодня многие семьи стараются выяснить свою родословную историю, больше узнать о предках: кто они были, чем занимались. Часто составленное семейное древо вешают в комнате для всеобщего обозрения. Вернулась мода на портреты предков, родителей, детей, вывешенные на стенах квартиры. Иногда по таким фото можно проследить историю семьи: свадебное фото, малыши в колыбели, в детском саду, в первом, а потом и в последнем классе - и снова свадебное фото.

Для ребенка свадебное фото на стене - это целая сказка. Можно рассказать ему предысторию его рождения, когда папа познакомился с мамой. Такие рассказы сообщат малышу о незыблемости его семьи, о том, что мама и папа всегда были и всегда будут. Обязательно следует дополнить семейную галерею фотографиями всей семьи и ребенка, где он один. Основная мысль семейной фотографии - сплоченность, отдельной - индивидуальность. Оба эти качества должны гармонично развиваться в малыше.

5. Зарубки на дверном косяке.

Время летит очень быстро. Не успеют родители оглянуться, как их сегодняшний годовасик пойдет в институт. Чтобы наглядно показать малышу процесс его взросления, можно ежегодно отмечать зарубками рост ребенка на дверном косяке. Прекрасно, если вы сохраните на память детские рисунки, поделки. Можно в конце каждого года делать всей семьей т. н. "капсулу времени". Пусть каждый член семьи положит в пустую пластиковую коробку какую-то вещь (или несколько вещей), которые связаны у него с уходящим годом. Храните капсулы в дальнем углу, где их никто не найдет, а через 10 или 20 лет достаньте...

В заключение отметим, что, формируя семейные традиции, не забывайте о чувстве меры: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой "свободы маневра", перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.

Стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику. Некоторым событиям в жизни нужно просто позволять свершиться, не подгоняя их под сценарий.

Семья и семейные отношения

В начале нашего урока давайте попробуем отгадать загадку.

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» –

Что получится? Правильно! Семья.

Семья – это объединение людей, которые являются кровными или близкими родственниками.

Члены семьи живут в одном доме или квартире, сообща ведут домашнее хозяйство, распоряжаются семейным бюджетом, то есть своими доходами и расходами, вместе проводят своё свободное время и воспитывают детей.

Какие же бывают семьи?

Все семьи разные, но есть черты, которые их объединяют. Например, семейные поколения. Поколением называются люди примерно одного возраста, живущие в одно время. Ваши одноклассники – это люди одного поколения, их родители – это люди другого поколения, а бабушки и дедушки - представители ещё одного поколения. На основании этого критерия семьи бывают:

Двухпоколенные, то есть в этой семье живут два поколения – старшее, к которому относятся родители (папа и мама), и младшее, к которому относятся дети.

Трёхпоколенные. В этой семье вместе живут три поколения, не только дети и их родители, но и родители родителей – бабушки и дедушки.

Четырёхпоколенные, в которой живут четыре поколения: родители и дети, бабушки и дедушки, а также прабабушки и прадедушки.

Но не всегда детей воспитывают оба родителя, по этому основанию принято выделять полные семьи где есть папа и мама и неполные семьи.

В ней по каким-то причинам отсутствует один из родителей. Но это не говорит о том, что данная семья живёт хуже полной. Ведь даже один-единственный родитель в состоянии сделать всё, чтобы окружить заботой и вниманием своего ребёнка и тем самым вырастить из него достойного человека.

Но какой бы не была семья, она является самым главным в жизни любого человека. Именно в семье начинается его жизнь, происходит формирование его как личности. Именно в семье ребёнок усваивает нормы человеческих отношений, приобретает знания о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», что можно делать, а чего делать нельзя. Став взрослыми, дети часто приносят в свою семью нормы и традиции, которые они усвоили в родительской.

Семья – это главная опора в жизни человека. Она – источник любви, уважения и привязанности. Человек в семье отдыхает душой, снимает психологическое напряжение, заряжается положительными эмоциями и энергией. Он знает, что здесь его всегда выслушают, поймут, поддержат; скажут правду, укажут на ошибки и помогут их исправить. Такие отношения дороже всех богатств на свете.

 Существует множество народных мудростей, которые гласят: «Согласие в семье – достаток в дому, раздоры в семье – пропадать всему», «Добрая семья прибавит разума-ума», «На что и клад, коли в семье лад», «Вся семья вместе – так и душа на месте». Вы и сами без труда вспомните не одну пословицу или поговорку о том, какую важную роль в жизни человека играет семья, для крепких отношений в которой очень важно наличие взаимопонимания между её членами.

В одном маленьком городе жили по соседству две семьи. В первой семье муж и жена постоянно ругались, обвиняя друг друга во всех возможных и невозможных бедах и несчастьях, а во второй супруги жили душа в душу.

В конце концов это разозлило сварливую хозяйку, и она отправила своего мужа выяснить, почему же за столько лет они ни разу не услышали, как соседи выясняют отношения.

Пришёл тот к соседям, спрятался в укромном месте и наблюдает. В это время хозяйка дома делала уборку. Она взяла в руки красивую дорогую вазу, протёрла ее от пыли и поставила на край стола. Проходивший мимо муж нечаянно задел вазу, и та упала на пол и разбилась.

– Уххх… Сейчас что-то будет, – злорадно подумал сосед.

– Прости, дорогой, это я виновата, – сказала хозяйка дома. – Я поставила вазу на край стола.

– Что ты, радость моя! Это я виноват. Я так торопился, что не заметил вазу.

Больно защемило сердце у соседа, и пошёл он домой расстроенный.

– Ну где можно так долго пропадать? Посмотрел? Узнал?

– Да.

– Ну и что там у них?

– Ничего особенного. У них все виноваты, а у нас все правы.

Согласитесь, каждый человек мечтает создать счастливую семью, где не будет правых и виноватых. Давайте вместе попробуем построить для такой семьи дом.

Строительство любого дома начинается с фундамента, в нашем случае роль фундамента будут выполнять семейные традиции. Любая семья должна придерживаться традиций, которые передаются из поколения в поколение. Например, вместе праздновать дни рождения членов семьи, собираться в выходные дни за праздничным столом или отдыхать каждое лето на море.

Стены нашего дома образуются из кирпичиков, то есть из взаимопомощи, дружбы, трудолюбия, здоровья, терпения, уважения, понимания и, конечно же, любви. От того, насколько плотно эти кирпичики будут прилегать к друг другу, зависит целостность и устойчивость нашего семейного дома.
Конечно же, строительство любого дома заканчивается возведением крыши, в нашем случае – это хорошее настроение.

Согласитесь, если в семье все будут дуться друг на друга по разным пустякам, обижаться и грустить без повода, то крыша может начать протекать, или её унесёт ветер, а дом без крыши постепенно начнёт разрушаться.

Построить такой дом очень нелегко, а содержать его в надлежащем виде – тем более.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жила-была очень необычная семья, в которой вместе уживалось сто человек.

Жили они в большой деревне и настолько дружно, что между ними никогда не было ни ссор, ни ругани, ни раздоров, а о драках они рассказывали только в очень страшных сказках.

Слух об этой необычной семье дошёл до самой царицы, которая решила проверить, правду ли говорят о них люди. Приехала она в деревню и видит: кругом чистота, красота, достаток и мир. Не поверила царица своим глазам и решила разузнать, как же жители деревни добились такого.
Пришла она к самому старшему члену семьи и спросила:

– Как у вас это получается? Почему в вашей семье всегда царят мир и согласие?

Старейшина улыбнулся и сказал:

 – Всё очень просто – любовь, прощение и терпение.

– И это всё? – удивилась царица.

– Не совсем… Сто раз любовь, сто раз прощение и сто раз терпение.

Семья играет очень важную роль в жизни общества и государства. Об этом говорили ещё древние мыслители и государственные деятели.

Например, древнегреческий философ Платон считал, что каждый мужчина должен завести семью до тридцати пяти лет, а пренебрегающий этой обязанностью пусть ежегодно платит налог, чтобы не воображал, что жизнь без собственной семьи удобна и выгодна.

В самых древних законах, которые на сегодняшний день известны учёным, правитель Месопотамии Хаммурапи всячески защищал семейные ценности и отношения на государственном уровне.   

Другой древнегреческий философ, Аристотель, полагал, что с семьи начинается государство. Именно он высказал мысль о том, что семья и общество существуют не отдельно, а тесно связаны друг с другом.

И действительно, если представить наше общество в виде пчелиных сот, то каждую соту (ячейку) может занимать отдельная семья. Возможно, именно поэтому семью иногда называют ячейкой общества.

Семья призвана выполнять целый ряд общественных функций, таких как рождение детей и их воспитание, ведение общего хозяйства и взаимопомощь, физическая, экономическая и психологическая защита членов семьи, эмоциональная разрядка (получение и отдача любви, тепла, ласки) и так далее.

Общество и государство заинтересованы в том, чтобы каждая семья была крепкой и здоровой, дабы работать на благо общества и приумножать тем самым его богатство.

Благосостояние семьи, её материальный достаток, жилищные условия, медицинское обеспечение зависят от бюджета государства и его отношения к каждой отдельной семье.

Для этих целей государство выделяет средства на строительство детских садов, финансирование школ, выплату материнского капитала, а также гарантирует социальную защиту матерям и детям и помогает многодетным семьям.

В нашей стране также существуют специальные законы, которые выступают в защиту семьи. Самый главный из них – «Семейный кодекс Российской Федерации».

В старших классах вы будете подробно изучать законы нашего государства, в том числе и семейное право. Получите ответ на многие вопросы, например, почему законодательство базируется на необходимости укрепления семьи, построении семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности всех членов семьи друг перед другом.

Но законы не диктуют, как воспитывать детей или любить родителей. Наоборот, запрещают вмешиваться в дела семьи, если не существует угрозы жизни и здоровью кого-либо из её членов.  А если кто-то из родственников чувствует, что его права ущемляют, он может обратиться за защитой закона – в суд.

А в каких случаях государство всё же вмешивается в семейные отношения?

К сожалению, в наши дни встречаются семьи, которые не выполняют своих обязанностей, халатно относятся к ним. Дети в таких семьях часто находятся без присмотра, бывают голодными, родители совершенно не занимаются их воспитанием и образованием. В таких случаях требуется вмешательство государства, которое вправе лишить нерадивых отца и мать родительских прав.

В конце нашего урока давайте вспомним его основные моменты. Сегодня мы узнали о том, что такое семья и какие её виды существуют, а также выяснили, что нужно сделать для того, чтобы создать счастливую семью.

Доклад "комфортные взаимоотношения в семье"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Филиал №1 в селе Старосеславино»

Доклад

«Комфортные семейные отношения»

Учитель русского языка и литературы-

Ерина Анна Сергеевна

2016-2017

Каждая семья представляет собой малую социально-психологическую группу, которая складывается на основе глубоко интимных и доверительных отношений между супругами, родителями и детьми. Её социальная активность, структура, нравственно-психологическая атмосфера зависят не только от общих условий и закономерностей, но и от тех специфических обстоятельств, в которых семья формируется, живёт и функционирует. Среди этих обстоятельств — уровень образования и культура членов семьи, материальное положение, традиции и ценности, которых они придерживаются и на которые ориентируются в своих жизненных планах и устремлениях, место жительства, социальная принадлежность семьи, нравственные убеждения супругов, от которых во многом зависит способность семьи к консолидации и сплочению. Все эти обстоятельства неизбежно накладывают отпечаток на характер отношений в семье, определяют конкретную специфику семейных отношений.

Любовь, духовная близость и общение родителей являются одним из главных воспитательных факторов, эмоциональной основой воспитания детей в семье. Когда отец и мать любят друг друга, больше всего от их любви получает ребёнок. Никакие педагогические меры не могут восполнить влияние любви на ребёнка.

В современной семье большую часть времени дети общаются с матерью. Именно с ней обычно складываются доверительные отношения, обсуждаются основные жизненные вопросы. Однако для детей не менее важным является и общение с отцом. Чем чаще отец общается с ребёнком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за ним, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что чем больше времени тратят родители на беседы, игры с детьми, тем лучше дети развиваются. С другой стороны доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьёзную опасность для развития ребёнка представляет безэмоциональное, пусть даже и полноценное, удовлетворение его физиологических потребностей при одновременном недостатке в общении, ласке, теплоте, добром слове. Только постоянное общение родителей с ребёнком способствует созданию глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Любовь между родителями и детьми дана самой природой, любовь и уважение между мужем и женой, отношения с другими родственниками являются результатом взаимных усилий. В семье нет двух миров — взрослых и детей, есть один мир семьи. Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Более того, если представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, если они часто раздражены или угрюмы, то какие бы мощные дипломатические стены не воздвигались вокруг ребёнка, чтобы оградить его мир, всё равно его будут ранить раздражение, угрюмость или равнодушие взрослых. Если же при общении друг с другом все поколения семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнением других членов семьи, щадят самолюбие друг друга, сообща переживают и горе и радость, то рождается семейная сплочённость.

Семья – это самые близкие и родные люди, это ласка , тепло, забота. Но, одновременно, это обязанности, ответственность, дисциплина, и не только со стороны взрослых, но и детей. Очень сложно найти равновесие, не сорваться, оставаться всегда тактичным и мудрым. Мы все это прекрасно знаем, как, иногда, раздражаешься, срываешься, переходишь на крик.

“Семейное счастье – это особое состояние души, когда просто хорошо, легко, спокойно. Когда то, что ты делаешь приятно не только тебе, но и членам твоей семьи”.

Наш сегодняшний мир – не мир покоя и счастья, а мир противоречий и отчаяния. На каждом шагу мы сталкиваемся с упадком общества. Люди чувствуют большую отчужденность друг от друга. У наших с вами детей есть семья, родительский дом, где его ждут, помнят и простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Так давайте же и мы с вами в своих семьях постараемся приблизится друг к другу, сделать ещё один шаг навстречу к взаимопониманию и единству!

Закончить свой доклад хочу следующими словами: “Любите вашего ребёнка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет…Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребёнку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете»

Семья в современном обществе, ее основные функции, задачи

Семья в современном обществе, ее ценности и принципы отходят на второй план. Молодых людей более всего интересует зарабатывание денег, нежели создание ячейки общества. О существующих проблемах в семейных отношениях свидетельствует большое количество разводов. семья в современном обществеОднако, каждый человек рано или поздно приходит к осознанию того, что никакие материальные блага не в силах заменить родных людей.

Что понимается под термином семья в современном обществе

ячейка обществаСемьей называют малую группу людей, которая живет и развивается по своим собственным законам. Семья зависит от внешних факторов, таких как экономика, политика, религия, ситуация в обществе. При этом, семья – это довольно автономная и самостоятельная единица.

Какие семьи встречаются в современном обществе

три поколения одной семьиОснова семьи – это пара, скрепленная узами законного брака. Однако, есть и такие люди, которые проживают вместе и ведут общую деятельность, хотя их брак официально не зарегистрирован.

Современная психология допускает широкую классификацию семей. В основе каждой из классификаций лежит определенный критерий.

Критерии классификации семей:

  1. Наличие или отсутствие родственных связей. По данному критерию семейные психологи выделяют семьи нуклеарные и расширенные семьи. Семья нуклеарная представляет собой семейную пару, мужчину и женщину. В семье расширенного типа на одной территории с этой парой проживают родители кого-то из супругов, их бабушки или дедушки иди другие родственники.
  2. Наличие или отсутствие детей. В данном случае выделяются пары бездетные, малодетные (1 ребенок), среднедетные (2 ребенка) и многодетные (3 и более детей).
  3. Отдельное или совместное проживание. Выделяют семьи, которые проживают в доме родителей жены, остаются на постоянное место жительства у родителей мужа. А также те, кто переезжает в свое собственное жилье.
  4. Персона, которая является главой семьи. Данный критерий показывает, кто в семье отвечает за принятие важных решений.

Функции современной семьи

общественный институтСемья – это общественный институт, который поддерживает в обществе состояние стабильности.

Семья в современном обществе должна выполнять следующие функции:

  1. Репродуктивная. Направлена на продолжение рода и повышение уровня демографии в стране.
  2. Воспитательная. Семья – это первоисточник правил, нравственных идеалов и патернов поведения. Еще философы Древней Греции описывали семью как неотъемлемую часть успешного осуществления воспитательного процесса.
  3. Хозяйственно-экономическая. Сюда относится ведение домашнего хозяйства, распределение обязанностей и финансов, организация досуга, взаимопомощь.
  4. Восстановительная. Ученые утверждают, что гармоничные семейные отношения на половину обеспечивают успех в бизнесе, работе, учебе, творческой деятельности. То есть, для современного человека семья должна быть источником поддержки и вдохновения, придавать человеку уверенность в себе и дарить чувство эмоционального комфорта.
  5. Регулятивная. Современное общество поощряет верность своему партнеру, настоящие чувства и моногамию. То есть, институт семьи обеспечивает регуляцию физических инстинктов человека.
  6. Коммуникативная. Каждый человек нуждается в общении, поэтому члены семьи должны быть хорошими собеседниками друг для друга.
  7. Социальная. Семья и общество неразрывно связаны между собой, потому как именно в семье закладываются основы человеческой личности, происходит его знакомство и традициями народа, прививаются понятия о честности, справедливости, гражданском долге.

Проблемы современных семей

проблемы в семьеК сожалению, в реальной жизни все складывается далеко не так гладко, как этого хотелось бы.

Какие проблемы и трудности преследуют семью в современном обществе:

  1. ЗАГСы принимают множество заявлений, но статистика разводов с каждым годом только возрастает.
  2. Даже через несколько лет совместной и счастливой жизни пары принимают решение о разводе, мотивируя это множеством причин.
  3. Разведенные люди не стремятся вступать в новый брак, так как долгие годы не могут пережить боль и стресс от того, что рухнула их семья.
  4. Некоторые молодые люди принимают решение о вступлении в брак, как только им исполнилось 18 лет, но по факту они все еще являются иждивенцами. Раннее вступление в брак мешает им получить полноценное образование и построить карьеру. Кроме того, у таких браков велик процент распада.
  5. Каждый третий ребенок в России рождается в семье, не скрепленной узами брака. Когда речь заходит о молодых матерях, от 16 до 18 лет, то практически половина из них воспитывают ребенка в одиночестве.
  6. Дети, рожденные вне брака, часто сразу после роддома направляются в дома малютки, так как родители не готовы взять на себя ответственность за ребенка.
  7. По последним данным около 20% российских семейных пар вообще не хочет иметь детей. Особо такие тенденции распространены в среде интеллигенции.
  8. Многие семьи, особенно жители крупных городов, ограничиваются рождением только одного ребенка.семья в современном обществе

Гармонично построенные семейные отношения позволяют приумножать и сохранять идеалы доброты, справедливости, любви, верности и уважения.

В нашем мире мало чего-то по-настоящему светлого и радостного, поэтому институт семьи в современном обществе нуждается в поддержке и охране.

Кирилл Хломов о семье в современном обществе — видео

Реферат "Психология семейных отношений"

За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения. Эти неблагоприятные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальной системы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональной занятости в большинстве регионов России, трансформацией традиционно сложившихся ролевой структуры семьи и распределения ролевых функций между супругами. Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов – алкоголизм, агрессия, – нарушения коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувства любви и безопасности, нарушений личностного роста.

Изменение демографической ситуации – падение рождаемости и увеличение удельного веса однодетных семей – приводит к трудностям личностного развития и недостаточной коммуникативной компетентности детей, воспитывающихся в таких семьях.

Увеличение числа разводов – не менее 1/3 всех семей, заключивших брак, распадается – стало одной из наиболее острых социальных проблем. Цена развода оказывается чрезвычайно велика. По стрессогенности развод занимает одно из первых мест среди трудных жизненных событий. Результатом развода и распада семьи становится формирование неполной семьи, преимущественно материнского типа. В значительном числе случаев в такой семье наблюдается ролевая перегрузка матери и, как следствие, снижение эффективности воспитания.

Другой социальной проблемой является рост числа неофициальных (гражданских) браков. 30% мужчин в возрасте от 18 до 30 лет живут в гражданском браке, 85% в дальнейшем женятся, и лишь 40% заключенных браков сохраняется.

Сокращение и обеднение общение в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах ребенка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье ведут к возникновению трудностей в развитии детей.

На фоне этого в последнее время широко развивается относительно молодая наука, отрасль психологического знания – психология семьи. Ее предметом являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье.

Семья — колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребенка – все это создает максимально благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Скудость, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.

Попробуем представить себе разные семьи, где нам доводилось бывать. От каждой из них остается какое-то свое, совершенно особое ощущение. Если начать анализировать, откуда же оно берется, на ум придут не только коренные черты – теплота и сердечность или, напротив, сухость семейной атмосферы, манера держаться между собой и с гостями, интонации при разговорах о внутрисемейных событиях и делах «посторонних», стиль препровождения досуга... Все эти незначительные, на первый взгляд, детали прочно сливаются в нашем представлении с обликом того или иного семейства.

Для эмоционального здоровья семьи важна подлинность чувств, важно, чтобы поступок находился в гармонии с душевным состоянием. Набор тех признаков, которые входят в понятие «семейное счастье», зависит от того, по каким законам живет сам институт семьи. За последние десятилетия эти законы очень изменились, семья находится в процессе изменения и развития.

Испокон веков семья была хозяйственной ячейкой, и жить в ней было просто необходимо: одинокой женщине или одинокому мужчине было бы очень трудно прокормиться. В семье рождались и воспитывались дети, наследство от старших поколений переходило к младшим. Сегодня хозяйственная функция семьи резко сошла на нет, человек без ущерба для здоровья может прожить и один. На сегодняшний день стала доминирующей новая функция семьи: создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи. Раньше думать об этом не было особой необходимости – семья держалась иными связями.

Следующее, что отличает современную семью, – иная, чем прежде, структура. Сегодняшняя городская семья в основном малочисленна, состоит из одного-двух поколений. В ней сместился психологический центр: если раньше все держалось на отношениях родственных, самыми крепкими были связи детей и родителей, то теперь семья держится на отношениях супружеских, а родственные отношения (хотя значение их все же очень велико) отошли на второй план.

Таким образом, говоря о культуре семейных отношений, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения, основанные на взаимной любви.

А. Г. Харчев писал: «Психологическая сторона брака является следствием того, что человек обладает способностью понимать, оценивать и эмоционально переживать как явления окружающего мира, так и свои собственные потребности. Она включает в себя как мысли и чувства супругов по отношению друг к другу, так и объективное выражение этих мыслей и чувств в поступках и действиях».

Формы брака разнообразны, лик его – изменчив. В теории динамической супружеской терапии упоминается о семи профилях брака, основанных на реакциях и поведениях супругов в браке. Сейгер предложил следующую классификацию поведения в браке.

Известна классификация профилей брака на симметричный, комплиментарный и метакомплиментарный. В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения или путем компромисса. В комплиментарном браке один распоряжается, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. В метакомплиментарном браке ведущего положения достигает партнер, реализующий собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неумелости и бессилия, манипулируя таким образом партнером.

Профили брака, предложенные В. Сатир, построены на моделях коммуникативных отношений. На основании анализа вербальных и телесно-звуковых признаков она выделяет 5 коммуникативных моделей общения между супругами.

«я здесь для того, чтобы сделать тебя счастливым»

«я беспомощен» - поза грешника с опущенной головой

«я ощущаю себя ничтожеством, я без тебя мертв. Я – ничто».

«ты никогда ничего не делаешь правильно. Что с тобой происходит?»

«я здесь главный» - поза «статуи с указующим перстом»

«если внимательно приглядеться, то можно заметить изуродованные тяжким трудом руки кого-нибудь из здесь присутствующих»

«я спокоен, холоден и собран» - выпрямленная фигура с поднятой головой

слова не имеют смысла или касаются отвлеченных тем

«никто обо мне не заботится. Здесь мне нет места»

Есть другой тип реагирования, который В. Сатир называет «уравновешенный» или «гибкий». Этот вариант поведения последователен и гармоничен: произносимые слова соответствуют выражению лица, позе и интонациям. Только уравновешенный тип дает возможность преодолеть препятствия, найти выход из затруднительного положения и объединить людей.

Детерминантой неадекватных стилей общения и неудачных супружеских отношений В. Сатир считает наличие страхов у современного человека. Чтобы избежать отвержения, которого супруги так боятся, они постоянно пугают самих себя:

  1. Я могу совершить ошибку.

  2. Кому-то это может не понравиться.

  3. Кто-то может меня раскритиковать.

  4. Вдруг подумают, что я – выскочка.

  5. Она подумает, что я плохой.

  6. Люди могут подумать, что я дефективный.

  7. Он может меня бросить.

Уайл выделяет 3 типа партнерских связей, используя критерии оценки реакции на конфликты.

  1. Взаимное уклонение. Оба партнера активно уклоняются от активного обсуждения, отмалчиваются, чувствуют несправедливость, но не высказывают друг другу своего беспокойства и обиды.

  2. Взаимное обвинение. Партнеры открыто проявляют свое раздражение, беспокойство, подчеркивая свои требования.

  3. Требование и уклонение. Один из партнеров активно реагирует на обстоятельства и стремится сблизиться с другим, другой – отстраняется, отмалчивается, уклоняется от сближения.

Типологии супружеских отношений и профили брака позволяют глубже понять сущность супружества и увидеть его с разных сторон.

Стадии и кризисные периоды брака

При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет.

Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов – от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, строится домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей. В профессиональной области они только приобретают какую-либо квалификацию. Постепенно супруги адаптируются к новой семейной обстановке, часто их материально и «морально» поддерживают родители.

Супружество среднего возраста длится 6-14 лет. В этот период люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение. Дети – школьники или студенты – становятся все более самостоятельными.

Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями и воспитывать внуков.

Для супружества пожилого возраста характерно снижение производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга.

Кризисная ситуация в семье может возникнуть без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности одного из супругов. Присутствие этих факторов ускоряет создание кризисной ситуации и усугубляет ее.

Есть два основных критических периода в развитии супружеских отношений.

Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют такие факторы:

  • исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту;

  • рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию;

  • более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами.

Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться несколько лет. Его возникновение часто совпадает:

  • с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб;

  • с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей;

  • с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне «пока еще не поздно.

Таким образом, кризисные ситуации имеют определенные закономерности, лежащие в основах супружеских отношений. Для эффективного решение возникающих проблем не следует искать вину лишь в поведении кого-либо из партнеров. Эти закономерности надо знать и учитывать, корректируя в соответствии с ними свое поведение.

Типы супружеских конфликтов

Конфликт – это столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и группы.

Участники семейных конфликтов часто не являются противоборствующими сторонами, адекватно осознавшими свои цели, скорее они жертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и неправильного, не соответствующего реальности, видения ситуации и самих себя. Для семейных конфликтов характерны крайне неоднозначные и потом неадекватные ситуации, связанные с особенностями поведения людей в конфликтах. Демонстрируемое поведение часто маскирует истинные чувства и представления о конфликтной ситуации и друг о друге. Так, за грубыми и шумными столкновениями супругов могут скрываться привязанность и любовь, а за подчеркнутой вежливостью – эмоциональный разрыв, а иногда и ненависть.

Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера. Причин для этого очень много. Это и различные взгляды на семейную жизнь, и нереализованные ожидания и потребности, грубость, неуважительное отношение, супружеская неверность, финансовые трудности и т.д. Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплексом причин, среди которых условно можно выделить основную – например, неудовлетворенные потребности супругов.

В. А. Сысенко выделяет следующие причины конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей.

1. Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенности потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительного, неуважительного отношения. Обиды, оскорбления, необоснованная критика.

2. Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов.

3. Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания, понимания юмора, подарков.

4. Конфликты, ссоры, связанные с пристрастием одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам средств семьи.

5. Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов в распределении бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.

6. Конфликты, ссоры, размолвки из-за неудовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, в устройстве домашнего очага и т.д.

7. Конфликты в связи с потребностью во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми.

8. Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби.

Таким образом, устойчивость или нестабильность брака Сысенко рассматривает через удовлетворение потребностей супругов. Для каждого супруга в совместной жизни должен быть достигнут какой-то минимально необходимый уровень удовлетворенности потребностей, в противном случае возникает дискомфорт, формируются и закрепляются отрицательные эмоции и чувства. На базе неудовлетворенных или частично удовлетворенных потребностей может возникнуть временное или хроническое физиологическое, психическое напряжение, которое постепенно подтачивает эмоционально-психологическую стабильность брака.

По степени опасности для семейных уз конфликты могут быть:

- неопасными – возникают при наличии объективных трудностей, усталости, раздражительности, состояния «нервного срыва»; внезапно начавшись, конфликт может быстро завершиться. Про такие конфликты часто говорят: «К утру все пройдет».

- опасными – разногласия возникают из-за того, что один из супругов должен, по мнению другого, изменить линию поведения, к примеру по отношению к родственникам, отказаться от каких-то привычек, пересмотреть жизненные ориентиры, приемы воспитания и т.п., то есть ставится проблема, которая требует разрешения диллемы: уступать или нет;

- особо опасными – приводят к разводам.

Остановимся подробнее на мотивации этой категории конфликтов.

1. Не сошлись характерами – мотив «чисто» психологический. Каждый человек выбирает способы, приемы и методы деятельности, которые и формируют его индивидуальный стиль поведения. Об этом нужно помнить и не стремиться «перевоспитать», «переделать» другого партнера, а самому учесть или приспособиться к свойствам его натуры. Однако некоторые недостатки характера (демонстративность, авторитарность, нерешительность и т.п.) сами по себе могут быть источником конфликтных ситуаций в семье.

2. Супружеские измены и сексуальная жизнь в браке.К измене приводят разочарование брачной жизнью, дисгармония половых отношений. Важно понимать, что сексуальная потребность может быть по-настоящему удовлетворена только на фоне положительных чувств и эмоций, которые возможны при условии удовлетворения эмоционально-психических потребностей.

3. Бытовое пьянство и алкоголизм. Это традиционный мотив разводов. Злоупотребление алкоголем одного из супругов создает в семье ненормальную атмосферу и постоянную почву для конфликтов. Возникают психотравмирующие ситуации для всех членов семьи и особенно для детей. Появляются материальные трудности, сужается сфера духовных интересов, супруги все больше отдаляются друг от друга.

Модели поведения супругов во внутрисемейных конфликтах

Во внутрисемейном конфликте чаще всего виновны обе стороны. В зависимости от того, какой вклад и каким образом супруги вносят в развитие конфликтной ситуации, выделяют несколько типичных моделей поведения супругов в межличностных внутрисемейных конфликтах (В.А. Канн-Калик, 1995).

1) Стремление мужа и жены самоутвердиться в семье, например в роли главы. Обычно оно охватывает все сферы взаимоотношений и мешает трезво оценивать происходящее в семье. Любое высказывание, просьба, поручение воспринимаются как посягательство на свободу, личностную автономию. Чтобы уйти от этой модели, целесообразно разграничить сферы руководства различными участками жизни в семье.

2) Сосредоточенность супругов на своих делах. Нежелание поступиться чем-либо из своей прошлой жизни для успешной реализации новой социальной роли. Начинает формироваться непонимание того, что организация семьи предполагает совершенно новый социально-психологический уклад. Здесь важно учитывать адаптационный фактор: поэтапное включение супруга в совместную деятельность постепенно приучает его к новой модели поведения.

3) Дидактическая. Один из супругов постоянно поучает другого: как надо себя вести, как надо жить и пр. нередко позиция поучаемого нравится одному из супругов, и он незаметно начинает играть роль взрослого ребенка, а в поведении другого постепенно укрепляются материнские или отцовские нотки.

4) «Готовность к бою». Супруги постоянно находятся в состоянии напряженности, связанной с необходимостью отражать психологические атаки: в сознании каждого укрепилась неизбежность ссор, внутрисемейное поведение строится как борьба за победу в конфликте.

5) «Папенькина дочка», «маменькин сынок». В процесс установления взаимоотношений, в их выяснение постоянно вовлекаются родители. Опасность состоит в том, что молодые супруги ограничивают личный опыт построения взаимоотношений и руководствуются лишь рекомендациями своих родителей.

6) Озабоченность. В общении между супругами, в укладе семейных взаимоотношений постоянно присутствует состояние озабоченности, напряженности, это ведет к дефициту позитивных переживаний.

Разрешение супружеских конфликтов

Ответ на вопрос о том, может ли конфликт быть разрешен, и если да, то до какой степени и каким образом, всецело зависит от специфики конкретной супружеской группы и того значения, которое они придают конфликту.

Супружество предполагает отказ от определенной части своей свободы, причем человек либо жертвует свободой во имя брака, обрекая тем самым себя самого на фрустрацию, либо настолько включает супружеские отношения в свою жизнь, что воспринимает цели партнера как свои собственные. Понятно, что во втором случае говорить о каких-то жертвах не совсем корректно: «ограничение свободы» понимается здесь совершенно иначе.

Избежать многих ошибок позволяет соблюдение основных принципов совместной супружеской жизни.

  • Реально смотреть на противоречия, возникающие до брака и после его заключения.

  • Не строить иллюзий, чтобы не разочаровываться, так как настоящее вряд ли будет отвечать тем нормам и критериям, которые были заранее спланированы.

  • Не избегать трудностей. Совместное преодоление трудных ситуаций – прекрасная возможность быстрее узнать, насколько оба партнера готовы жить по принципу двустороннего компромисса.

  • Познавать психологию партнера. Чтобы жить в согласии, надо понимать друг друга, приспосабливаться, а также уметь «угождать» друг другу.

  • Знать цену мелочам. Небольшие, но частые знаки внимания более ценны и значимы, чем дорогие подарки, за которыми кроется равнодушие, неверность и др.

  • Быть терпимым, уметь забывать обиды. Человек стыдится некоторых своих ошибок и не любит вспоминать о них. Не следует напоминать о том, что однажды нарушило взаимоотношения и что следовало бы забыть.

  • Уметь понимать и предугадывать желания и потребности партнера.

  • Не навязывать свои требования, оберегать достоинство партнера.

  • Понимать пользу временной разлуки. Партнеры могут надоесть друг другу, а разлука позволяет понять, насколько сильно любишь свою вторую половину и как ее в настоящее время не хватает.

  • Следить за собой. Неаккуратность, безалаберность рождают неприязнь и могут повлечь за собой серьезные последствия.

  • Иметь чувство меры. Умение спокойно и доброжелательно воспринимать критику. Важно подчеркивать в первую очередь достоинства партнера, а потом в доброжелательной форме указывать на недостатки.

  • Осознавать причины и последствия неверности.

  • Не впадать в отчаяние. Столкнувшись со стрессовой ситуацией в супружеской жизни, было бы неверно «гордо» разойтись и не искать выхода. Но еще хуже сохранять хотя бы внешнее равновесие путем унижений и угроз.

Заключение

Проблема непонимания в супружеских отношениях, иначе говоря, семейная проблематика, в последние годы занимает в психологической науке весьма заметное место.

Супружеские конфликты возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Наиболее конфликтными являются кризисные периоды в развитии семьи. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины. Специалистами выработаны рекомендации по регулированию супружеских конфликтов.

Сущность психологического консультирования конфликтных семей заключается в выработке специальных рекомендаций по изменению неблагоприятных психологических факторов, затрудняющих функционирование семьи и создающих в ней конфликтные отношения.

Исследования межличностных супружеских отношений убеждают нас в том, что невозможно насильно сделать людей счастливыми, но разработанные специалистами методики психодиагностики супружеских отношений показывают, что можно помочь супружеским парам уцелеть в семье, которой они еще дорожат.

Как сказал однажды классик семейной психотерапии Карл Виттер: «Состоять в браке поистине ужасно. Хуже этого может быть только одно - в браке не состоять».

По моему мнению, супружеские конфликты, так или иначе, встречаются в каждой семье и приводят к разным последствиям. Однако их не стоит бояться. Отнюдь не всегда конфликты между мужем и женой оказываются деструктивными и ведут к разрушению семьи. Зачастую они лишь укрепляют брак и позволяют разрешить возникшие противоречия. Если же конфликт случился, будущим супругам стоит знать, как правильно вести себя в нем и выйти из конфликтной ситуации с меньшими потерями.

Литература

1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2005.

4. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.

5. К.Левин. Разрешение социальных конфликтов. – СПб.: Речь, 2000.

Брак и семья

Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 9 класса | План проведения занятий на учебный год | Брак и семья




Урок 30
Брак и семья

imageВ любом человеческом обществе семейно-брачные отношения регулировались самим общественным устройством и нередко государственными законами. В разных общественных формациях существовали специфические для мужчин и женщин виды деятельности, разделение труда и разные социальные функции. Все это имело одну задачу — обеспечение смены поколений.

История человечества, всех составляющих его народов представляет непрерывную смену поколений. Прекращение смены поколений в рамках любой их общности означает наступление конца ее истории. История любого человеческого общества начинается и продолжается до того времени, пока люди поддерживают систему воспроизводства новых поколений, т. е. рождения и воспитания здорового поколения, способного обеспечить дальнейшее продвижение общества по пути цивилизации.

Семье всегда отводилась решающая роль в воспроизводстве населения. Человек рождается, как правило, в семье, растет, воспитывается, готовится к взрослой жизни. 

Запомните!

imageСемья — это малая социальная группа, основанная на браке мужчины и женщины.

imageБрак — это семейный союз мужчины и женщины, основанный на их правах и обязанностях по отношению друг к другу и к детям.

В большинстве современных государств законы требуют соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. В Российской Федерации законным признается брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

Для формирования стабильных брачных отношений в современном обществе выделяют ряд факторов, характеризующих взаимоотношения супругов. К ним относят психологический, физический, физиологический, культурный и материальный.

Психологический фактор является основой психологической совместимости будущих супругов для формирования благополучного семейного климата. Он характеризуется родством душ, основанным на взаимной любви супругов друг к другу, любви к детям, стремлении постоянно заботиться друг о друге, готовности разделять и облегчать горести и печали. Очень важны совместимость интересов и ценностей, общий стиль жизни.

Психологическая совместимость — это похожесть характеров, взглядов, темпераментов, привычек супругов, когда они дополняют друг друга.

Физический фактор определяет внешнее восприятие одного человека другим (голос, манеру поведения, речь, одежду). Немаловажное значение в физическом факторе имеет увлечение супругов одними видами спорта и их отношение к физической культуре, что служит основой совместимости темпераментов, интересного проведения совместного досуга и активного отдыха.

Физиологический фактор является основой совместимости и обеспечивает интимное общение любящих друг друга людей, стимулирует радости совместной жизни, способствует их духовной и физической близости.

Культурный фактор определяется соответствием интеллектуально-культурных запросов супругов и зависит от уровня их образования, вида работы, стремления к постоянному самосовершенствованию. Главную роль здесь может играть не сам уровень развития, а стремление соответствовать друг другу, жить общими интересами.

Материальный фактор определяется вкладом супругов в обеспечение жизнедеятельности семьи и зависит от того, насколько важна для каждого из супругов эта сторона брака.

Многие молодые люди, вступая в брак, надеются прожить долгую счастливую семейную жизнь. Но, к сожалению, это зачастую не случается.

Исследования причин распада некоторых семей указывают на недостаточную подготовленность молодежи к семейной жизни психологически и морально.

Внимание!

Современные молодые люди, чтобы создать семью и обеспечить счастливую семейную жизнь, должны овладеть прежде всего культурой общения.

Основы культуры общения закладываются в подростковом возрасте. Первое, что должны понять и усвоить молодые люди, прежде чем принять решение вступить в брак и создать семью, — это разница между физическим влечением и глубокой, духовной любовью, когда избранник (избранница) может стать в жизни лучшим в мире другом и когда вдвоем будет лучше, чем с кем бы то ни было. Если эти чувства появились, то, значит, есть первооснова для создания благополучной семьи.

Кроме того, чтобы различные невзгоды и трудности не разрушили эти чувства, каждый супруг должен постоянно развивать в себе свои положительные качества: доброжелательность, критическое отношение и требовательность к себе, заботливость, ответственность, взаимное уважение и культуру поведения. Нужны постоянные усилия, чтобы развить в себе многие качества, необходимые для совместной жизни.

В заключение отметим, что счастье человека и счастье в семейной жизни требуют больших сил и душевных затрат для формирования культуры общения. Жизнь семьи — это особый мир общения между мужем и женой, детьми и родителями, сестрами и братьями, бабушками, дедушками и внуками. От культуры этого общения во многом зависит благополучие семьи, а значит, и благополучие нашего общества и государства.

Вопросы

1. Что такое семья и в чем ее значение для воспроизводства населения страны?

2. Как оформляется в РФ семейный союз мужчины и женщины?

3. Какое влияние оказывает на возможность создания благополучной семьи культура общения между мужчиной и женщиной?

4. Какой брак в Российской Федерации признается законным?

5. Какие положительные качества должен развивать у себя каждый супруг для сохранения семьи и поддержания в ней здорового морального климата?

Задание

1. Назовите основные факторы, характеризующие взаимоотношения супругов в современном обществе.

2. На известных вам примерах сформулируйте свое понимание культуры общения в семье, которая, по вашему мнению, будет способствовать счастливой супружеской жизни. 

Доклад - Семейные отношения - Психология

Введение

Л.Н. Толстой писал, что все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая несчастлива по-своему. Но и в несчастьях существуют свои закономерности, которых можно было бы избежать, если знать о них заранее.

Наша цель – увидеть ошибки, которые мы допускаем как супруги и как родители. И не только увидеть, но и оценить их, чтобы в дальнейшем избежать дисгармонии в построении своей семейной жизни: и супружеской, и родительской. Каждый мечтает о том, чтобы быть счастливым и сделать счастливыми своих детей.

1. Стили воспитания

Обычно семья относится к подростку в соответствии со сложившимися семейными (и родовыми) традициями. Здесь мы найдем продолжение тех же стилей воспитания, которые были направлены на ребенка еще в детстве.

Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок взрослеет и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом, появившегося у него чувства взрослости. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить его проблемы.

Семья отчужденная. В этой семье к подростку относятся так же, как и в детстве, – им мало интересуются, избегают общения с ним и держаться от него на расстоянии. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка: он или тоже стал носителем отчужденных форм поведения и обладателем отчужденной души, или у него сложился горький комплекс собственной неполноценности.

Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Обычно, если это было принято ранее, здесь продолжают применять и физические наказания (в детстве – шлепали, теперь могут «врезать»). В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве.

Семья с попустительским отношением. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно «сел на голову» родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность – основные характеристики поведения подростков из таких семей.

Семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под пристальным вниманием и заботой родителей, у которых масса своих внутренних проблем, возникающих по большей части на основе личных трагедий и комплексов. С подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но и стремятся завладеть и его душевными переживаниями.

Описанные стили отношений к подростку демонстрируют лишь тенденции условий развития личности в отрочестве. Реальная жизнь может быть мягче, благополучнее, но и жестче, ужаснее, непостижимее. В семье может быть одновременно множество разнообразных стилей общения, обусловленных неоднородностью культурных уровней ее членов (дедушек, бабушек, родителей, других родственников). Подросток может стремиться к идентификации со своими родителями, но может занимать и отчужденную позицию.

2. Опыт общения

Наиболее значимый опыт общения членов семьи друг с другом связан с определенными эмоциональными переживаниями. Чем более эмоциональны они в своем общении друг с другом, чем чаще в семье возникают конфликты, тем более высока вероятность искажений в их отношениях и появления у них различных болезненных фантазий. У них возникают друг о друге искаженные представления, способствующие еще большему их отчуждению. Взаимная обида усиливается и из-за того, что члены семьи видят, насколько неверно другие истолковывают их поступки.

Вероятность жить в идеальных условиях семьи для подростка весьма затруднительна еще и потому, что он теперь сам начинает продуцировать свои способы общения, усвоенные в семье, что нередко настораживает и изумляет родителей.

Рассмотрим подробнее условия гиперопекающей семьи – муравейника.

Что может быть лучше, чем этот тип семьи, – спросите вы?

В муравейнике все так упорядочено, гармонично, у всех свои обязанности, никто не сидит без дела и мешает другим. Помните, как интересно было наблюдать за маленькими насекомыми, которые, ни на секунду не останавливаясь, строят общий дом, растят малышей, беспокоятся о еде для всех, а если нужно, дружно бросаются защищать свое жилище и детенышей.

Теперь давайте понаблюдаем за человеческой семьей – муравейником, присмотримся, что мешает людям в своей семье быть такими же дружелюбными и усердными. Чем человек не похож на маленького трудолюбивого насекомого – муравья или пчелу?

В такой семье много, народа, три поколения живут вместе (дедушка, бабушка, мама, отец, дочь, ее муж и сын, 16 лет студент техникума).

Со стороны может показаться, что все замечательно устроено: семья, как огромный часовой механизм, где все шестеренки помогают без остановок работать главному механизму, живет по раз и навсегда заведенным правилам. В этой семье отношения всех членов упорядочены и согласованы.

Однако, присмотревшись повнимательнее, становится ясно и другое: при всей правильности и некой заданности быта семейного муравейники не всем подходят темп, ритм, правила и распорядок, принятые когда-то старшими и навязанные теперь младшим и средним. Навязываются вкусы, режим жизни. Иногда среднее поколение пытается вторгнуться со своими законами на «территорию» дедушки и бабушки, чтобы навязать им заботу о своих детях, семейном бюджете, своей профессиональной карьере, быте всей семьи…

За приличным семейным фасадом скрываются длительно накапливаемые негативные чувства не только к устоявшемуся жизненному укладу, но и к старшим и младшим членам семьи.

Ситуация первая

Утро. Юноша собирается идти на занятия в техникум. Бабушка видя, что внук надел старый свитер, говорит ему: «Зачем ты надел этот свитер, надень, что-нибудь приличное; этот свитер можно носить только дома». Внук: «Что хочу то и надеваю. Какое твое дело». Бабушка: «Как ты со мной разговариваешь?!». Внук: «Как хочу, так и разговариваю!».

Этот диалог слышит его мама и говорит ему: «Как ты разговариваешь с бабушкой!? Молоко на губах еще не обсохло, а туда же!».

От обидного замечания у юноши на глаза наворачиваются слезы. Он возвращается в свою комнату, находит другой свитер, надевает его и уходит, хлопнув дверью.

Дочь говорит матери: «Зачем ты делаешь ему замечание. В чем хочет в том пусть и идет». Бабушка от обиды чуть не плача возвращается в свою комнату и половину дня думает только о том, что она больше не будет делать замечания. Но быстро об этом забывает и все начинается заново.

Ситуация вторая.

Дедушка выходит в холл и видит, что в холле горит свет, он говорит бабушке: «Когда они привыкнуть гасить свет? Мне надоело делать это за них!». Бабушка: «Ничего страшного не произошло, ну погасил свет, надорвался, что ли?». Дед возмущенно: «Не надорвался. Но пусть привыкают к порядку!».

Это слышит дочь, она говорит: «Папа если тебе трудно это сделать, то не гаси, я спущусь вниз и погашу свет сама». Дед, еще более возмущаясь: «Ты их совсем избаловала. Они даже свет погасить не хотят». Дочь, обиженно: «Я их не балую, просто они торопились! А ты сидишь дома, думаю, что тебе это сделать не трудно». Дед: «Ты упрекаешь меня, что я сижу дома, я свое отработал». Дочь: «Я не говорю, что ты должен работать, но ты не ворчи если, что-то делаешь по дому…».

Этот диалог может продолжаться весь день, если кто-то не переведет его в другое русло. Но настроение испорчено на весь день!

Длительно, исподволь нарастающий конфликт между поколениями влияет на отношения между супругами. Муж и жена не могут жить так, как им хотелось бы, появляется чувство разочарования, неудовлетворенности, скуки. Жизнь в муравейнике не дает ощущения самостоятельности, независимости, появляется ощущение зря потраченных лет.

Разрастаясь, проблема отцов и детей мешает спокойно жить и работать, воспитывать детей и отдыхать, скрытое недовольство семейными традициями вовлекает в конфликт всех членов семьи.

Супруги сдерживают негативные эмоции, но при этом настроение у них неустойчивое, накапливаются усталость и бессилие, а как результат – нежелание замечать и решать ежедневные проблемы.

Тихие проблемы семьи – муравейника вызывают у взрослых приступы плохого настроения, тоски, депрессии.

Выводы

воспитание семья подросток общение

Распутать клубок семейных проблем не удается, потянув только за одну ниточку, потому что появляется, затянувшийся узел. Для решения проблемы необходима перестройка всего семейного механизма. И чем быстрее семья придет к такому решению, тем лучше для всех.

При этом необязательно разъезжаться, для начала необходимо просто обсудить сложившуюся ситуацию на семейном совете. Важно договориться о необходимость время от времени обсуждать свои проблемы, выслушивать каждого и, конечно, быть готовым выслушать критику родных.

Очевидно, что поведение и взрослых, и детей в семье – это единая, целостная система и если что-то ломается в одном звене, страдают при этом все.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *