Кризисы в семейных отношениях (по годам)
Никто из нас не остается неизменным на протяжении многих лет. Меняются наши взгляды, поведенческие стереотипы, психологическое состояние. Все это накладывает определенный отпечаток и на наши семейные отношения. Взаимоотношения в семье, в свою очередь, влияют на те изменения, которые происходят в нас. Получается, что каждая семья – это своего рода живой организм, который не остается все время одинаковым и стабильным, а претерпевает некие внутренние трансформации, развивается, гармонизируется или, напротив, разрушается.
Несмотря на то, что ни одна семья не похожа на другую, почти каждый брак проходит примерно одинаковые этапы развития. Практически каждой паре приходится преодолевать кризисы в семейных отношениях, по годам которые чаще всего психологами распределяются следующим образом: кризис первого года супружеской жизни, третьего года, седьмого года, тринадцатого или четырнадцатого года, а также кризис, который происходит спустя четверть века с момента заключения брака. В эти периоды (по годам) маленькая ячейка общества подвержена максимальному риску разрушения, и преодолеть эти вызовы под силу не каждому. Сохранить семью будет проще, если быть готовыми к кризисам семейной жизни и понимать, отчего они происходят.
Содержание
Дожить до «ситцевой» свадьбы
Кризис первого года семейной жизниГодовщину супружеской жизни называют «ситцевой» свадьбой. В этом наименовании – намек на то, что жизнь в браке – это не всегда праздник, а еще и будничная жизнь.
Кажется, что для семьи год – не срок. Однако психологи утверждают, что первый год супружеской жизни – суть ли не самый сложный в семейных отношениях. Пережить кризис первого года семейной жизни под силам не каждой паре.
Дело в том, что по завершении «праздничного», или как его еще называют «букетно-конфетного» периода начинается «притирка» супругов друг к другу в повседневной жизни. Каждый из них имеет свои привычки, свое представление об обязанности жены и мужа, о семейных отношениях, свои планы семейный бюджет и так далее. И на первых порах трения неизбежны. Если копить недовольство в себе, то оно рано или поздно выльется в большой скандал. Если агрессивно нападать на свою вторую половинку за то, что ее привычки не совпадают с вашими, можно менее чем за год превратиться во врагов. Выход один – разговаривать о том, что не нравится, и сообща находить компромиссы. Причем на уступки необходимо идти обоим – односторонние уступки ни к чему хорошему, как показывает психологическая практика, не приводят. Только так супруги смогут благополучно преодолеть первый кризис в семейных отношениях.
Появление первенца – «тест-драйв» для молодой семьи
Кризис в семейных отношенияхВторое испытает семью ожидает примерно через три года – у кого-то намного раньше и даже совпадает с первым кризисом, у кого-то, наоборот, позже. Дело в том, что кризисы в семейных отношениях по годам распределяются условно, главное – это их причины. Так вот причины второго (по годам) кризиса в семейных отношениях кроются в появлении первенца. Молодая жена почти полностью переключается на ребенка, забота о малыше отнимает практически много сил, в том числе эмоциональных. На ведение хозяйства, уборку, стирку, глажку их почти не остается. О создании кулинарных шедевров на радость мужу и речи уже не идет. Да и ночи проходят уже не так, как раньше. Супруг чувствует себя обделенным вниманием и лаской, детский плач мешает ему заниматься любимыми делами, он, как и его жена, не высыпается. Оба становятся нервными, легко возбудимыми, оба чувствуют себя неудовлетворенными, оставленными без поддержки близкого человека.
Для того чтобы благополучно миновать этот сложный период, нужно стараться помогать друг дружке вместо того, чтобы предъявлять претензии. Будет неплохо, если в это время супруг возьмет часть хлопот по дому на себя, например, уборку и приготовление воскресного обеда. Супруге же необходимо находить силы на то, чтобы приласкать не только новорожденного, но и «взрослого ребенка» – своего мужа: не дайте ему почувствовать себя ненужным и разлюбленным. Помните, что в вашей любви и внимании нуждаются все члены семьи, а не только первенец, и тогда второй кризис в семейных отношениях ваша семья благополучно оставит позади, и с годами брак будет становиться все крепче и крепче.
Семь лет – без бед, а на восьмой – разлука?
Кризис семейной жизниСемь лет супружеской жизни – срок по годам немалый. Супруги уже привыкли друг к другу, в семье сложились свои общие правила и традиции, семейные привычки. Вместе уже немало пережито, преодолено много препятствий. Кажется, что «лодку семейной жизни» ничто уже не раскачивает – полный штиль. Вот тут-то и возникает риск того, что ваш корабль под названием «семья», говоря словами классика, «разобьется о быт». Потому что, во-первых, скучно: семейные отношения начисто лишены романтики, и главное, что связывает супругов – это забота о детях и хлебе насущном. А во-вторых, денег все время не хватает, жилищные проблемы не решаются, и на этой почве все чаще возникают бытовые ссоры.
Преодолеть кризис седьмого года жизни в браке поможет возрождение любви. Мужу и жене пора вспомнить, что их связало, почему они вместе, и внести капельку романтики в их отношения. Положение спасут даже такие маленькие знаки внимания, как букетик цветов, подаренный безо всякого повода, билеты на двоих на концерт его любимой рок-группы, нежная записка, прикрепленная магнитом к холодильнику, теплые слова в SMS. Очень важно находить время хотя бы раз в неделю остаться вдвоем и посвятить себя друг другу. Другими словами, миновать третий кризис супружеской жизни поможет романтика в отношениях, которая отодвинет бытовые проблемы на второй план.
Кризис семьи «среднего возраста»
Кризис в семьеДля ребенка 13-14 лет – подростковый возраст. Семья через 13-14 лет после свадьбы тоже переживает «переходный возраст», который связан на самом деле с так называемым «кризисом среднего возраста» который, собственно, переживают сами супруги. В это время они склонны критически оценивать свою жизнь, сопоставляя свои притязания с тем, что имеют в реальности. Семья может восприниматься в это время как «гиря на ноге», а супружеские узы воспринимаются как веревка, «связывающая крылья». Стремление разорвать эти путы появляется как у мужчин, так и у женщин, но чаще все же в это время тяготиться брачными узами начинают именно мужчины. Именно в это время некоторые из них начинают изменять или вовсе уходят разводятся, стремясь к чему-то новому, свежему, по их мнению, лучшему. Впрочем, и женщины в этот период стремятся реализовать себя, от чего иной раз страдает семья, которая отходит на второй план. Для сохранения семьи в этот период психологи советуют найти общее увлечение или общее дело, в котором супруги будут реализовываться вместе. Это может быть занятие танцами, верховой ездой, путешествия или просто туризм, семейный бизнес или что-то другое. Главное, чтобы семья воспринималось не как нечто отрицательное, ставящее точку на всем, что могло бы быть, но не случилось, а как коллектив соратников и единомышленников, помогающий осуществить задуманное и самореализоваться.
Крайний кризис в семейных отношениях, или 25 лет спустя
25 лет супружеской жизни – преодоление кризисаКазалось бы, что раз супруги прожили четверть века вместе и вырастили детей, то их браку уже ничего не грозит. Но это, увы, не так, и виной развода снова могут стать дети. Правда, «виноваты» они лишь в том, что выросли и покинули «родительское гнездо». Просто нередки случаи, когда ребенок в семье, даже уже повзрослевший, – единственное или как минимум главное связующее звено. Как только он покидает родительский дом, его мама и папа вдруг неожиданно осознают, что их больше ничего не связывает: нет общих интересов, общих целей, каждый из них – вполне состоявшаяся и самодостаточная личность, что они друг другу если и не чужие люди, то, в общем-то, и не родные. Здесь самое время посмотреть на семейные отношения по-новому и… снова влюбиться друг в друга! Постарайтесь оживить и разнообразить свою интимную жизнь, впустите в семью страсть и романтику. Найдите общие увлечения, если не успели сделать это раньше. Наслаждайтесь семейными отношениями – вы этого заслужили! К тому же имейте ввиду, что ваш дом опустел ненадолго – скоро в нем зазвучат веселые голоса ваших внуков и внучек. Пары, пережившие в семейных отношениях кризис 25 лет совместного проживания, – самые крепкие и счастливые, их брак непотопляем!
Ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века. (Марк Твен)
Желаем каждой семье отметить «серебряный» юбилей – тогда будут и «золотой», и «бриллиантовый»!
Елена Пронина
Поделиться в социальных сетях
Кризисы детского возраста, чего ожидать родителям и как их преодолеть
Нынешнее поколение детей очень сильно отличается от тех, кто рос ещё лет 10-15 назад. Современные дети раньше развиваются, раньше «взрослеют» во всех отношениях: физическом, психическом, эмоциональном.
Многие процессы, в том числе, гормональная перестройка, у них тоже происходит раньше, поэтому проявления влюблённости, интерес к отношению полов у них тоже проявляются много раньше. И наступление пубертатного кризиса возможно и будет считаться нормой уже не в 13, а в 11 лет.
Пубертатный кризис самый длительный и самый острый из всех кризисов детского возраста: ребёнок не просто взрослеет, изменения происходят не только в физиологии, но и в сознании, и в поведении, и в общении.
У девочек кризисный период начинается значительно раньше, чем у мальчиков и протекает относительно спокойно, у мальчиков этот период может начаться на 1-2 года позже, чем у девочек, но проявляется крайне остро и бурно.
Пубертатный кризис для любого ребёнка особенно тяжёл тем, что, с одной стороны, он может яростно доказывать, что он взрослый и не нуждается во внимании и заботе родителей, а с другой – ему очень хочется вновь почувствовать себя как в детстве, когда мама просто обнимет, поцелует, поможет и защитит.
Помимо изменений в поведении ребёнка, у него наблюдаются изменения в самочувствии:
- Повышение артериального давления и тахикардия
- Головокружения и обмороки
- Нарушения сна
- Повышенная возбудимость
- Иногда болезненность в суставах, связанные с быстрым ростом
- Изменение пропорций тела
- Повышенное потоотделение
- Мутация голоса у мальчиков
- Появление вторичных половых признаков
- Кожные высыпания
Как поступать взрослым в период кризиса 13-ти лет
Пубертатный кризис нередко провоцирует у ребёнка возникновение поведенческих, нервных и психических расстройств:
- Истерики
- Уход из дома
- Курение, употребление алкоголя
- Воровство
- Суицидальные расстройства
- Девиантное поведение
- Неврозы, тики, фобии
- Акцентуации
- Психопатии
- Обсессивно-компульсивные расстройства
- Депрессии
Игнорирование взрослыми этих в буквальном смысле криков о помощи может обернуться трагедией.
Как помочь ребёнку преодолеть пубертатный кризис:
- Найдите время на то, чтобы изучить данный вопрос: сейчас очень много литературы в открытом доступе, в том числе учебников и пособий по психологии детского возраста.
- Научитесь слышать вашего ребёнка, давайте ему возможность высказаться, дайте совет, если он этого просит.
- Не допускайте в разговоре с ребёнком криков, упрёков, оскорблений, как бы тяжело вам не было: за маской бунтаря, за показным равнодушием прячется очень ранимое существо.
- Не допускайте гиперопеки, не устанавливайте жёстких рамок, наоборот, поддерживайте самостоятельность ребёнка, его стремление к взрослой жизни, к принятию решений, но в то же время чётко объясните, что с расширением его прав, увеличиваются его обязанности и ответственность.
- Не забывайте уделять внимание себе. Да, это тоже очень важно – сместить центр притяжения с ребёнка, не посвящая ему 24 часа в сутки. Таким образом вы избежите совершенно не нужных придирок и выяснений отношений. У вас будет время отдыхать друг от друга.
- Помните, что возрастной кризис явление временное, и он обязательно когда-нибудь закончится. И как будут складываться ваши дальнейшие отношения с подростком, как будет складываться вся его жизнь, во многом, но не во всём, зависит от вас – от родителей.
Будут ли дети в порядке? Уроки воспитания после 100 лет кризисов — наука о развитии
Массовая безработица. Потеря жизни. Прерванное образование. И экономика в свободном падении. Это ингредиенты тех тектонических социальных сдвигов, которые изменяют дуги человеческой жизни. И родители, как всегда, находятся в центре давления, защищая свои семьи, пытаясь сохранить подобие нормальности для своих детей.
Фото Манголис Лагутарис, Getty Images
На протяжении 100 лет ученые-эволюционисты изучают, как семьи и дети реагируют на стихийные бедствия, техногенные и природные. От Великой депрессии до урагана Катрина, от 11 сентября до войн и исторических миграций — мы узнали несколько вещей. Исследования устойчивости показали нам, что определенные условия позволяют детям хорошо адаптироваться к невзгодам, а другие условия приводят к неблагоприятным результатам.
Наиболее важным элементом, согласно исследованию, является присутствие по крайней мере одного стабильного, заботливого взрослого человека, который обеспечивает надежный психологический контейнер и основу для роста — и я объясню это более подробно ниже. Но в игре есть и другие рычаги.
Во время социального кризиса следующие качества важны для психологической устойчивости ребенка. Я делюсь ими с вами в надежде, что, какой бы ни была ваша ситуация с уходом за детьми во время пандемии, вы сможете сосредоточиться на том, что действительно важно для долгосрочного психологического благополучия вашей семьи, и отпустить более мелкие заботы.
Дозировкафото: Фред Рэймидж, Getty Images
Исследование детской устойчивости началось с психолога по развитию Эмми Вернер, которая была ребенком во время ужасов Второй мировой войны в Европе.
Многие из 39 миллионов гражданских лиц, погибших из-за войны, были детьми, а 20 миллионов детей остались сиротами. Вернер сумела выжить со своими двоюродными братьями, «собираясь на руинах разбомбленных домов и на заброшенных полях свеклы, картофеля и репы», когда все взрослые мужчины в ее большой семье погибли на поле боя или в лагерях для военнопленных. ]Чтобы выяснить, как дети выжили, она изучила письма, дневники и журналы 200 детей-очевидцев со всех сторон войны в 12 странах. Кроме того, Вернер провел подробные интервью с 12 взрослыми выжившими, когда им было от 50 до 60 лет.
В своей книге « глазами детей » Вернер пишет, что многие выжившие дети стали взрослыми с «необычайным подтверждением жизни». Тем не менее, дети были затронуты по-разному в зависимости от ряда переменных. Самым важным был их уровень прямого воздействия насилия, бомбардировок и боевых действий. Например, в исследовании 1200 британских школьников, подвергшихся авианалетам, у 18% были симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), например, навязчивые страхи; кошмары; нарушения сна; и повышенная реакция на громкие звуки, такие как сирены и взрывы.
(Getty Images: Hulton Deutsch, Fred Ramage, Fox Photos)
Исследования детей по всему миру, участвовавших в других войнах и конфликтах, от Южной Центральной Азии до Руанды и Ирландии, подтверждают, что доза — это яд. Другими словами, степень или продолжительность воздействия опасности сильно предсказывают последующие нарушения.
фото Хосе Хименес Getty Images
Это верно и для детей, которые были живы во время обрушения башен-близнецов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Репрезентативные исследования детей и подростков после нападений показали, что чем выше степень прямого или косвенное воздействие, тем сильнее проявлялись симптомы посттравматического стрессового расстройства, тревоги и тревоги разлуки, и, конечно, больше всего страдали дети, пережившие потерю члена семьи. Близость детей к месту трагедии имела значение. Исследование 844 детей показало, что у тех, кто был ниже Канал-стрит, когда рухнули башни, и были свидетелями этого события или вскоре после этого оказались в пыли, в возрасте 17–30 лет было больше психических и физических нарушений здоровья. У тех же детей в четыре раза чаще встречались оба расстройства по сравнению с контрольной группой детей, которые находились за мостом в Квинсе и видели только освещение события в СМИ.
Но освещение в СМИ тоже является своего рода хроническим воздействием, хотя и косвенным. Исследование детей средней школы, которые смотрели повторяющиеся телевизионные репортажи о взрывах в Оклахома-Сити, показало, что через семь недель у них с большей вероятностью появятся симптомы посттравматического стрессового расстройства (даже несмотря на то, что никто из их семей не пострадал), по сравнению с детьми, которые меньше смотрели телевизор. покрытие.
Наличие любящих опекуновВывод: Дети, наиболее непосредственно затронутые пандемией, например, потерявшие близкого человека или чья семья борется с болезнью, нехватка продовольствия или другие лишения, могут подвергаться наибольшему риску психологических расстройств и должны быть приоритетными для услуг и ресурсов.
Если возможно, оградите детей, особенно самых маленьких, от воздействия средств массовой информации, чтобы опекуны могли контролировать сообщения. Дети в возрасте от четырех до шести лет могут справиться с минимальными, управляемыми фактами о том, почему их жизнь изменилась. Подростки могут получить больше информации и заинтересованы в том, чтобы понять, как устроен мир, и свое место в нем. Но даже в этом случае необходима осторожность. Полезно иметь за кулисами мудрого взрослого, который расскажет о событиях и эмоциональных реакциях, и следует проявлять особую осторожность с чувствительными или эмпатичными подростками, так как они могут легко переутомиться и встревожиться. Оставаясь конструктивным и ориентированным на действия, вы снижаете вероятность депрессии и подавленности.
Когда возникает неопределенность или опасность, дети «запрограммированы» смотреть на своих опекунов, чтобы определить, в какой безопасности они должны себя чувствовать. Если их основной взрослый спокоен, ребенок чувствует себя уверенно. Но если их взрослый расстроен, ребенок чувствует себя в опасности, а его тело и мозг переходят в режим угрозы. И когда система угроз действует слишком долго без помощи, могут возникнуть проблемы с физическим и психическим здоровьем.
Первая документация о защитном эффекте заботливого взрослого также была получена при наблюдениях за детьми во время Второй мировой войны. Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, основала военный питомник Хэмпстед в Англии для ухода за детьми во время Блица, кампании нацистских бомбардировок Соединенного Королевства в 1940-41. Фрейд и ее коллега Дороти Берлингэм задокументировали свои наблюдения за детьми, находящимися на их попечении, в книге «: Война и дети ».
Хотя дети не участвовали в боевых действиях, они пережили неоднократные непредсказуемые воздушные налеты днем и ночью. Некоторые дети видели смерть вблизи, некоторые были погребены под обломками, многие получили ранения. Фрейд и Берлингем обнаружили, что, что примечательно, когда дети находились с членами своей семьи во время этих событий, они редко демонстрировали «травматический шок». Они показали «небольшое волнение и отсутствие чрезмерного беспокойства. Они нормально спали и ели и играли со спасенными игрушками». Дети, казалось, приравнивали свой опыт к еще одному детскому «несчастному случаю», например, падению с дерева или падению с велосипеда. То, что война «угрожала их жизни, нарушало их материальное благополучие или сокращало их продовольственные пайки», по мнению Фрейда и Берлингхэма, не имело большого значения, пока дети находились с доверенным взрослым.[2]
Но «совершенно другое дело» становилось, если родитель был убит или ребенок был разлучен со своими родителями. Детям приходилось гораздо тяжелее, например, если их эвакуировали в целях безопасности в сельскую местность. Разлука с родителями была для детей хуже, чем перенесение бомбардировок вместе с семьей, пишут Фрейд и Берлингэм. Так было во всех изученных зонах боевых действий, от Руанды до Боснии и от Западного берега до Сирии. Исследования показывают, что если дети теряют чувство безопасности, закрепленное за надежным опекуном, результатом часто является усиление посттравматического стрессового расстройства, десенсибилизация к насилию, тревога, депрессия, агрессия и/или антиобщественное поведение.
Однако, когда родитель присутствует, его собственное эмоциональное состояние имеет значение. Фрейд и Берлингем пишут, что большая часть населения Лондона встречала воздушные налеты «спокойно», поэтому крайне редко можно было найти детей, которые были бы «шокированы». Например, они описывают одну ирландскую мать восьмерых детей, чьи окна были выбиты взрывом бомбы. Когда она пришла в клинику, она сказала, что им «очень повезло», потому что ее муж был там и мог починить окна. Другая мать привела свою дочь от «кашля и простуды», но не подумала упомянуть, что они только что сбежали из бомбоубежища, уничтоженного пожаром. Из-за «отсутствия у матери страха и возбуждения», пишут Фрейд и Берлингем, у ребенка «не разовьется боязнь воздушной тревоги». Напротив, они заметили, что у очень тревожных матерей очень тревожные дети. Например, у одного пятилетнего мальчика развилась «крайняя нервозность и ночное недержание мочи», когда ему приходилось вставать ночью, одеваться и держать дрожащую маму за руку.[3]
Фото Берт Харди Getty Images
Более поздние исследования подтверждают, что депрессия или тревожность у основных опекунов является значительным фактором риска для психологического здоровья детей. Тревожные родители могут игнорировать потребности своих детей, а депрессивные родители обычно недостаточно реагируют на своих детей; любая ситуация может привести к упущению эмоциональных сигналов и проблемам с психическим здоровьем у детей.
Центр развития ребенка, Гарвардский университет
С другой стороны, в присутствии поддерживающего взрослого ребенок может терпеть гораздо больше, чем если бы он был один. Простое присутствие спокойного взрослого может снизить уровень кортизола, гормона стресса, в организме ребенка. На самом деле, это поддерживаемое воздействие управляемого стресса может даже быть «прививкой», помогая детям быть более устойчивыми, тогда как полное избегание стресса подрывает развитие устойчивости.
Поддерживающая взрослая фигура не обязательно должна быть родителем. Исследования показывают, что любая заботливая фигура, не являющаяся родителем, включая соседа, учителя, тренера-консультанта, брата, сестру или двоюродного брата и т. д., может быть столь же эффективной.
В дополнение к своему изучению детей во время Второй мировой войны Эмми Вернер также провела 40-летнее продольное исследование на гавайском острове Кауаи, чтобы изучить долгосрочные последствия бедности и семейной дисфункции для детей. Она обнаружила, что одним из самых сильных предикторов устойчивости ребенка является эмоциональная связь со взрослым 9.0023 вне ближайших родственников.
фото Роберт Салливан Getty Images
Эта корреляция была также обнаружена в исследовании детей в Новом Орлеане, переживших наводнение и последствия урагана Катрина. Дети, которые семь лет спустя добились лучших результатов, были теми, у кого были самые поддерживающие связи — члены семьи, учителя, пасторы или работники приюта. Напротив, у тех, у кого дела обстояли хуже всего, не было никаких конструктивных связей, а у тех, кто колебался незначительно, был только один человек в качестве прочного якоря.
Вернер также изучил записи семей пионеров, которые путешествовали по пустыням, горам и рекам в фургонах. Вечеринка Доннера, пожалуй, самая трагическая и известная история миграции на запад. Небольшая группа из 87 путешественников опрометчиво срезала путь с Орегонской тропы на менее известный маршрут вокруг Соленого озера. В конце концов путь закончился, и им пришлось продираться сквозь леса и кусты, чтобы расчистить себе дорогу. Из-за задержки они оказались в ловушке сильных снегопадов в Сьерре и не могли двигаться в течение четырех месяцев. По мере того, как запасы истощались, путешественники прибегали к поеданию ковров из шкур животных и животных, а некоторые прибегали к каннибализации своих умерших товарищей. Из 41 ребенка в группе умерла треть, в основном младенцы и дети ясельного возраста.
Те, кто выжил, согласно Вернеру, пользовались сильнейшей социальной поддержкой со стороны матерей, теток, двоюродных братьев и сестер, а также учителей, которые объединяли все имеющиеся у них ресурсы, поддерживая любые клочки структуры и нормальности, которые они могли собрать. Вернер подробно описывает особое значение родственной связи. Братья и сестры делились едой и напитками, ухаживали за больными и ранеными, были доверенными лицами и поддерживали друг друга, когда дела шли плохо. Большинство выживших детей прожили «долгую и продуктивную жизнь», став юристами, владельцами ранчо, писателями, старателями и главами больших семей.[4]
Характеристики детейВывод: Дети наиболее устойчивы, когда они включены в сеть социальной поддержки: родитель, заботливый родитель и/или братья и сестры. Подобные отчеты предполагают, что поддержка, которая работает для детей, не обязательно должна быть чрезмерно драгоценной или сверхсознательной. Скорее, будет достаточно практической, положительной порядочности, предлагаемой обычными людьми.
Послание для родителей, которые не могут заботиться о своих детях, потому что они являются важными работниками или больны и находятся на карантине вдали от своих семей, заключается в том, что другие преданные своему делу взрослые могут с легкостью выполнять функции опекунов.
Для стрессовых родителей, которые круглосуточно ухаживают за детьми и одновременно пытаются работать: сначала наденьте кислородную маску. Ваша забота о себе необходима. Изо дня в день изо дня в день изо всех сил стараться показать себя в этом карантине, но ваше благополучие имеет важное значение для вас и ваших детей. И будьте уверены, вам не обязательно быть идеальным. Даже в самых здоровых отношениях родители находятся «в гармонии» со своими детьми только 30% времени. Что важнее, так это ваша гибкость в восстановлении, воссоединении и, возможно, воссоединении в конце долгого дня. Извинения, прощение и сострадание к себе являются ключевыми. Помните: самый важный урок, который ваши дети узнают от вас, — это то, как вести себя в стрессовых ситуациях.
Что можно сказать о характеристиках детей? У некоторых видов детей дела обстоят лучше, чем у других?
Во-первых, не существует «гена устойчивости», но различия в биологическом строении влияют на то, как дети регистрируют и регулируют стресс. Эти основы создаются генетической и эпигенетической передачей из поколения в поколение и детским опытом, особенно в чувствительные периоды. Физиология системы регуляции стресса закладывается с внутриутробного периода в течение первых трех лет жизни, поэтому стресс, пережитый в этот период, оказывает большое влияние на формирование стресс-чувствительности системы ребенка. Однако исследования также показывают, что в период полового созревания — периода ремоделирования мозга — физиология стресса у ребенка может быть перекалибрована в лучшую или худшую сторону в зависимости от того, какой стресс он испытывает.
Примерно каждый пятый ребенок биологически более «чувствителен» к стрессу, чем другие. Их системы «бей или беги» быстрее, легче и интенсивнее реагируют на легкие стрессоры. Они могут стать более опустошенными в тяжелых условиях, еще более восприимчивыми к респираторным заболеваниям. Но они ярче расцветают в благоприятных условиях, становясь мировыми художниками, поэтами, изобретателями и эмпатами.
Первая волна исследований устойчивости предполагала, что дети, которые были более покладистыми и общительными (т. е. могли заручиться поддержкой других людей) и «сообразительны», добивались большего успеха. Новые исследования превратили эти обобщения в более конкретные способности.
Недавние исследования выявили определенные виды когнитивных и эмоциональных навыков, связанных с устойчивостью. Исполнительный контроль включает мыслительные процессы высшего порядка в префронтальной коре. К ним относятся способности к самоуправлению, такие как постановка целей, разработка плана для достижения цели, решение проблем, гибкость и мониторинг прогресса на этом пути. Исторические исследования показывают, что выживание семьи часто зависело от вклада детей, и что мастерство и компетентность, которые дети развили благодаря этим задачам, сослужили им хорошую службу во взрослой жизни.
Регуляция эмоций — это процесс наблюдения за чувствами и использования стратегий для минимизации неприятных (понижающая регуляция), усиления приятных (повышающая регуляция) и поддержания желательных для достижения цели. Позитивные стратегии включают переосмысление, принятие и поиск цели. Использование уникальных внутренних ресурсов детей, таких как дружелюбие, музыкальность, чувство юмора, умение строить, организовывать или творить, может помочь им сохранять конструктивный фокус. Бесполезные стратегии включают размышления, оцепенение, эскапизм, излияние, обвинение и отстранение; все это приводит к большей тревожности и ухудшению психического здоровья детей.
Исследования устойчивости показывают, что сочетание исполнительного контроля и регулирования эмоций приводит к лучшим результатам и наименьшему беспокойству у детей.
Предыдущая уязвимостьВывод: Некоторым детям может потребоваться немного больше внимания и поддержки, чем другим, из-за их возраста или чувствительности. Беременные женщины, младенцы, дети ясельного возраста, дошкольники и подростки нуждаются в дополнительной поддержке и защите от стресса. Это хорошее время для моделирования, демонстрации и обучения исполнительному контролю (например, посредством планирования и выполнения проектов) и эмоциональным навыкам. Многие специалисты предполагают, что в это время традиционные школьные уроки могут быть менее важными, чем социальные и эмоциональные.
Какими бы ни были будущие последствия пандемии для детей и семей, по словам Джека Шонкоффа, педиатра и директора Центра развития ребенка в Гарварде, они не будут равномерно распределены по семьям. Уязвимые семьи, которые уже борются с такими трудностями, как бедность, отсутствие продовольственной безопасности, расизм, иммиграционный стресс и инвалидность, будут сталкиваться с большим количеством расстройств, таких как злоупотребление психоактивными веществами, насилие в семье, проблемы с психическим здоровьем, а затем проблемы с образованием и трудоустройством.
Мы уже видим новостные сообщения о нерешительных семьях. Количество разводов резко возросло в Китае после пика пандемии, и ранние сообщения указывают на аналогичную тенденцию в США. Организация Объединенных Наций сообщила об «ужасающем» росте домашнего насилия. На момент написания этой статьи количество звонков в полицию и на горячие линии по вопросам домашнего насилия в Нью-Йорке выросло на 15-20%; они удвоились в Ливане и Малайзии, утроились в Китае и увеличились на 75% в Австралии. Жертвы карантина заперты дома без доступа к учителям, консультантам или врачам, которые могли бы поддержать их эмоциональную и физическую безопасность. Часть пакета помощи правительства США предусматривает финансирование приютов и горячих линий. Кажется, что катастрофы, которые немедленно угрожают смертью, как 9/ 11 или войны с меньшей вероятностью вызовут семейные беспорядки, но те, которые становятся хроническими стрессорами, такие как безработица и карантин, вызывают худшее.
Прекращение обучения представляет собой серьезную опасность для уязвимых детей. Образовательная последовательность является стабилизатором для детей в непростые времена, и учителя играют решающую роль в том, чтобы дети из неблагополучных семей не сбились с пути. Школы дают структуру и фокусируют внимание на фоне сбоев; многие исследования показывают, что стихийные бедствия прерывают образование детей, что приводит к неудовлетворительной жизни, а также к потере человеческого капитала для общества. По оценкам ЮНЕСКО, 9В настоящее время закрытие школ затрагивает 1% учащихся в мире. Хотя многие школы переходят на онлайн-обучение, эти подходы носят разовый характер и не изучены. Цифровой доступ доступен не всем, хотя школы изо всех сил пытаются предоставить учащимся точки доступа в Интернет. Некоторые школы сообщают, что большое количество учеников «исчезло», то есть менее половины посещают онлайн-курсы.
Американский фондовый архив, Getty Images
Во время Великой депрессии школы сократили часы работы или закрылись. Миллион детей потеряли доступ к школе, а четверть миллиона детей отправились в путь и по рельсам, став «бродягами» в поисках работы. Впервые федеральное правительство было вынуждено проявить интерес к благополучию детей, потому что оно боялось, что большое количество недовольной молодежи может стать восприимчивым к росту авторитаризма, подобно тому, что происходит в Европе. Новый курс запустил первую программу бесплатных школьных обедов, бесплатные детские сады, первые программы работы и учебы, финансируемые из федерального бюджета, а также Национальную администрацию по делам молодежи и Гражданский корпус охраны природы, в которых работало более семи миллионов молодых людей. Были выделены средства на открытие школ, а организация «Помощь семьям с детьми-иждивенцами» помогла бедным семьям. Правительство положило конец детскому труду и повысило возраст обязательного посещения школы до 16 лет, чтобы дети не конкурировали со взрослыми за рабочие места. Была наброшена первая страховочная сетка для детей и семей, и слово «подросток» впервые вошло в лексикон.
Фото Доротеи Ланж, Getty Images
На другом конце экономического спектра богатые семьи, которые склонны к «чрезмерному воспитанию детей», могут подвергаться риску усиления беспокойства, поскольку они стремятся идеально воссоздать школьную учебную среду дома, чтобы не отставать от стандартизированного тестирования и поступления в колледж. цикл. Этим семьям может быть полезно расширить свое определение обучения, сосредоточив внимание на простом чтении, решении проблем, общении, социальных и эмоциональных навыках.
«Когда дети вовлечены в то, что им действительно интересно, проект или исследование, они будут учиться. Все вокруг них — это учебный опыт. Родители должны подумать о том, как этим воспользоваться», — советует Линда Дарлинг-Хаммонд, профессор Высшей школы образования Стэнфордского университета и генеральный директор Института политики обучения.
Высшее призваниеВывод: Уязвимые и неблагополучные семьи, особенно с многочисленными факторами стресса, должны иметь доступ к психиатрическим и юридическим службам и обращаться за помощью. Местные школы и Департамент образования каждого штата перечисляют образовательные руководства и ресурсы для учащихся и их семей. Оставаться на связи с образованием особенно важно для детей с любыми недостатками, в то время как семьям, склонным к чрезмерному воспитанию детей, может быть полезно снизить чрезмерные традиционные образовательные требования.
Многие исследования стойкости показывают, что выжившие, которые преуспевают, имеют философию или духовные традиции, с помощью которых они интерпретируют события и черпают надежду и оптимизм. Энн Мастен, профессор Института детского развития Миннесотского университета, является известным теоретиком в области изучения детской психологической устойчивости. В своей книге Обыкновенная магия: устойчивость в развитии , она пишет , что многие религиозные традиции, включая буддизм, индуизм, иудаизм, христианство и ислам, естественным образом включают в себя все составляющие устойчивости. Они предлагают руководство для родителей; определить нравственное поведение; предоставить образцы для подражания, наставников и поддержку сообщества; учить и практиковать саморегуляцию; и ценить большее благо. Связь с некоторым определением божественного и философской основой помогает выжившим понять смысл своего опыта и в процессе помогает им сохранять спокойствие. Исследования показывают, что некоторые бездомные семьи в приютах упорствуют благодаря своей вере. Афроамериканские общины находят связь, духовное руководство и целостное видение через свои церкви; а сироты в раздираемой войной Шри-Ланке находят признание и покой благодаря буддийским и христианским практикам медитации, рассказывания историй и чтения Священных Писаний.
Иногда культурные обычаи оказывают существенную поддержку. Исследование 1000 афганских подростков показало, что в длительные периоды вооруженного конфликта афганские культурные ценности веры, единства семьи, служения, усилий, морали и чести укрепляли устойчивость. Продольное исследование Вернера на Кауаи показало, что многие взрослые, которые в конечном итоге создали счастливую жизнь, опирались на свое культурное наследие, участвуя в усилиях по сохранению Гавайев, отправляясь в океан в трудные времена или заботясь о своих пожилых людях.
Недавние психологические исследования показывают, что целеустремленности может быть достаточно, чтобы пройти через это. На данный момент может быть достаточно выжить, обеспечить благополучие вашего ребенка, стать волонтером, сохранить свою работу или найти благоговение перед моментом.
Вывод: Связь с чем-то большим, чем мы сами, будь то духовная практика, культурные убеждения или целеустремленность, может помочь семьям и детям направить свои мысли, чувства и действия. Участие в большом потоке может оказать поддержку и успокоение. Дети, даже очень маленькие, наслаждаются и извлекают пользу из такого рода чувств и переживаний.
* * * * *
Дети по своей природе не устойчивы и не уязвимы. Вместо этого их благополучие возникает из того, кем они являются как личности, а также из каскадов переживаний, которые они имеют. Некоторым детям может повезти в сочетании ресурсов, которые на раннем этапе направят их на правильный путь. Но даже для детей, у которых вначале не все хорошо, исследования жизненного пути показывают, что многие все же могут обрести счастье позже в жизни благодаря новым возможностям, образованию, хорошим отношениям или успешной карьере.[5]
Сейчас мир находится в сложном состоянии неопределенности. Мы не знаем, как долго мы будем укрываться на месте, как протекает вирус и к какой «нормальной» жизни мы вернемся. Но непреходящие уроки для наших детей, несомненно, будут эмоциональными. Это те уроки, которые они запомнят, став взрослыми, когда снова неизбежно столкнутся с потрясениями — только тогда, возможно, без нас. Так что давайте сосредоточимся на том, что действительно важно, и будем благодарны за это.
СМ. ТАКЖЕ:
Вебинары Эстер Перель об отношениях на карантине: «Наше искусство: любовь, утрата, одиночество и щепотка юмора в условиях самоизоляции».
Создание семейной хартии Марка Брэкетта (« Эмоции дома: что мы хотим чувствовать? ») .
Институт детского разума: поддержка семей во время Covid-19. https://childmind.org/coping-during-covid-19-resources-for-parents/
Защита детей младшего возраста: ресурсы Covid-19
Риски и ресурсы для ЛГБТ-семей
[1] Вернер, Э. (2000). Глазами невинных: дети-свидетели Второй мировой войны. Основные книги, с. 1
[2] Фрейд, А. и Берлингем, Д. (1943). Война и дети . Медицинские военные книги, с. 21.
[3] Там же, с. 34
[4] Вернер, Э. (1995). Дети-первопроходцы в путешествии на Запад . Вествью Пресс, с. 163.
[5] Элдер Г. (1999). Дети Великой депрессии: социальные изменения в жизненном опыте . Вествью Пресс.
Теги 3-4 года — маленькие дети, 1-2 года — малыши, 0-1 год — младенцы, 16-18 лет — подростки, 11-15 лет — подростки, 5-10 лет — дети, для родителей и опекунов , беременность, эмоциональный и социальный интеллект, стресс, травма и исцеление
Их глазами: Семья запечатлела на пленку жизнь спустя год после бегства из Украины
26-летняя Александра Лукашова была беременна вторым сыном, когда вместе с мужем бежала из Украины. Семья переехала в Соединенные Штаты в июне 2022 года и получила поддержку Международного комитета спасения, поскольку они переселялись и интегрировались в свое новое сообщество.
Через год после эскалации конфликта мы попросили семью Лукашовых задокументировать жизнь в их новом доме и повседневный опыт интеграции в новом городе. Вот их история, рассказанная их глазами, со всеми фотографиями, сделанными Александрой на пленочную камеру.
«У нас были прекрасные дни, прекрасные годы вместе в Украине», — говорит Александра, которая жила в городе Мариуполь со своим мужем Левгеном и сыном Алексеем. «Мариуполь был действительно хорошим и красивым городом».
Когда 24 февраля 2022 года началась полномасштабная война, для семьи все изменилось. «В первый день войны нам позвонили наши друзья и сказали, что вы должны немедленно покинуть Мариуполь. Выехали из Мариуполя через несколько дней.
«Мы так и не поняли, что навсегда покинули наш дом». Семья думала, что их не будет дома всего неделю или две. «Я взяла только удобную одежду, потому что не знала, где мы остановимся, — объясняет Александра.
«На кровати Алексея лежит Михаил. Это было, когда Алексей рисовал. Алексей хотел быть со мной, когда рисовал. И мы с Михаилом пришли к нему в комнату, и мы были на кровати, когда Алексей рисовал.»
«В последнюю минуту, когда мы подошли к машине, наша собака посмотрела нам в глаза, и мы с мужем сильно плакали, когда вспоминаем об этом сейчас».
Семья была вынуждена оставить своих питомцев у соседей и семьи. «Сейчас у нас хорошая жизнь, мы полегчали. Но эти воспоминания мы никогда не забудем».
Вместе они сначала поехали в Запорожье, город в 3 часах езды от Мариуполя, где остановились у друзей на несколько недель, прежде чем отправиться в Польшу, а затем в Германию — в поисках места, где они могли бы поселиться более постоянно.
«На этом снимке мы идем в школу. Алексей часто толкает коляску; мне кажется, он чувствует себя большим мальчиком, когда делает это. Он милый с братом, он ему очень нравится. Они родились в один день. … Это возле нашей квартиры (фото). Наша школа так близко — десять минут пешком».
В апреле 2022 года их дом в Украине был разрушен.
Наконец, в июне Александра и ее семья получили известие о том, что их приняли в программу переселения в Уичито, штат Канзас. «Мы нашли спонсоров, которые пригласили нашу семью, и мы благодарны этой семье и США за этот шанс начать новую жизнь, потому что нам некуда вернуться в Украине».
«Я никогда не мечтал о США, потому что думал, что никогда не смогу быть здесь. Когда у нас появился этот шанс, я был очень счастлив и взволнован этим. Для нового старта».
«Это Майкл. Я сделал это фото. Месяц назад он первый раз сел в детский стульчик, который мы ему купили, и ему нравится сидеть и видеть все, что мы делаем. Был вечер, я думаю, мы готовились обед и Михаил ждал своего молока.(Цветы были) от моего мужа и моего сына.Они ходят в магазин и каждую неделю покупают мне цветы. Это как традиция с Украины.Иногда мне покупают два букета от Алексея и моего мужа, потому что Алексей хочет подарить свой букет».
«Это картина, которую я вижу каждый день вечером. Мой муж много работает, и он возвращается домой в 7 часов вечера, и он должен спать в 9 или 10 вечера, потому что он просыпается в 4 утра, и у него немного времени, чтобы провести это время со мной и детьми».
«Это замечательная страна, много работы. Мне нравится образование и школа, но было тяжело понять, что я долго не увижу свою маму.»
Последние несколько месяцев IRC помогает Александре и ее семье. «IRC помогает нам оплатить нашу квартиру, а также деньги на полгода. Если у нас есть какие-либо вопросы, мы можем позвонить в IRC и сказать, что нам нужна помощь».
«Он [Алексей] не хотел в этот момент фотографировать. И я сказал, в наших камерах у нас нет фотографий со мной. Мы должны сделать фотографии со мной! Каждую неделю мы ходим в разные места для игр, например, в ресторан, зоопарк или парк. На прошлой неделе мы водили детей в надувной замок».
Забегая вперед, Александра мечтает и о своих детях, и о себе. «Я начала печь в США после рождения ребенка. Я готовлю свой фирменный «бэнто-кейк» — это маленькие пирожные на 2-3 персоны, такие милые и красивые. Я тоже пеку большие торты».
«Я надеюсь, что мои дети поступят в университет. Я хочу изучать выпечку и хочу больше учить английский».
«Мы всегда всей семьей ходим на встречи к Михаилу, потому что сейчас у меня нет машины, и я могу назначать встречи только тогда, когда муж дома. Они часто дерутся, Алексей толкает моего мужа в нос, и они щекочут друг друга».
«Мы с сыном испекли торт, кажется, на украинскую вечеринку. Когда я ему сказала, что сделаю фото, он надел сито на голову. Это был шоколадный торт с вишней. Он мне помогает. когда я готовлю для своей семьи и наших друзей. Когда я пеку торты на продажу, я готовлю только один».
«У нас на столе была лазанья, салат и мясо. Это было наше первое американское Рождество.