Венчание таинство или обряд: Венчание — Википедия – Венчание в православной церкви: правила, смысл, стоимость, приметы

Содержание

Таинство венчания — Православный журнал «Фома»

Современный общепринятый чин венчания, а правильнее сказать, чинопоследования церковного благословения брака, сложился в XVI-XVII вв. До этого времени можно найти разные его варианты. Но основа до сегодняшнего дня остается неизменной. Предлагаем Вам ознакомиться с историей таинства венчания и краткую справку-схему: из каких частей состоит этот чин и что они означают.

История таинства венчания

Как мы знаем из Библии, а конкретно — из книг Ветхого Завета, брак появился еще в раю до грехопадения первых людей — Адама и Евы. И создал брак сам Господь. Что касается описания обряда заключения брака, в Ветхом Завете его не найти, но по некоторым косвенным цитатам можно заключить, что исторически он состоял из двух разграниченным по времени действий: обручения (помолвки) и, собственно, свадьбы. Это схема была универсальна и для иудеев, и для всего греко-римского мира, а потом, вместе с распространением христианства по миру, пришла в другие страны, в том числе на Русь.

В Новом Завете мы также не найдем четкого описания чина брака. Тем не менее известно, что у первых христиан уже существовало такое понятие как «церковный брак». В конце I — начале II века Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу писал, что «те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господи, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию».

При этом мужчина и женщина, которые единожды приняли Таинство Крещения и стали членами христианской общины, а потом вступили в церковный брак, параллельно должы были легализовать свой союз перед светским законом. Христианская апологетическая литература, к примеру, послание к Диогнету (около 200 года после Рождества Христова), говорит, что христиане «заключают браки как все». Послание Афинагора (около 180 года после Рождества Христова) утверждает, что «каждый из нас имеет жену, на которой женился по установленным нами законам, с целью деторождения».

Чин христианского брака стал оформляться ближе к IV веку. К примеру, пояивлась традиция приглашать на брачный пир епископа или священника. Священник читал особую молитву на домашнем празднике, тем самым освящая брак молодоженов. Разделение семейного торжества и церковного Таинства произошло позже. Появились специальные молитвы для этого Таинства и чинопоследование (последовательное подробное изложение какого-либо богослужения).

Обряд венчания

Обручение (помолвка)

Обручение – самостоятельный чин. По времени может быть отделено от венчания. На практике уже в XV веке обычно совершается вместе с венчанием. По традиции, обручение совершается не в самом храме, а в притворе – в знак того, что жених и невеста еще пока не стали едины в браке.

Чинопоследование имеет такой порядок:

Священник выносит Святой Крест и Евангелие из алтаря.

Затем благословляет (крестит) жениха и невесту зажженным венчальными свечами, дает их им в руки, берет кадило и кадит.  – Свечи символизируют духовное торжество, Божественную благодать, которая будет пребывать в браке, и любовь, которой будут (должны) гореть сердца супругов по отношению друг к другу. Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие благодати Духа Святого, который совершает святые Таинства Церкви.

Священник громко возглашает: «Благословен Бог наш…» — Всякое священнодействие начинается славословием Богу.

Мирная ектенья (ряд прошений (просьб) к Богу) – такая же, как на любом другом богослужении.

Молитвы на обручение – основа чина обручения, известны с конца 8 века. В первой молитве («Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение…» вспоминается обручение Ревекки Исааку и испрашивается благословение обручающимся. Во второй («Господи Боже наш, от язык предобручивый Церковь деву чистую…») испрашивается благословение на обручение, мир и единомыслие в жизни будущих супругов.

Обручение — Священник надевает кольца новобрачным, а затем меняет их местами. Так происходит три раза. Исторически мужу полагалось серебряное (ранние рукописи обычно говорят о железном), а жене – золотое: женское кольцо должно стоить дороже. Тут нет никакого символизма, просто раньше существовал обычай давать невесте или ее семье брачный дар. Если дар принимался, это считалось гарантом будущей свадьбы.

Сегодня обмен кольцами имеет символическое значение: это знак неразрывного, вечного союза между супругами. Перед обручением кольца кладут в алтаре на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Кольцами меняются трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

 

Заключающая молитва — «Господи Боже наш, отроку Патриарха Авраама сшествовавый в средоречии, посылая уневестити господину его Исааку жену…». В ней испрашивается благословение Бога на обручающихся.

Сугубая ектенья (ряд прошений к Богу) – такая же, как на любом богослужении.

Есть предположение, что в Византии церковное обручение могло быть достаточной формой заключения брака: в рукописях встречаются указания на то, что уже после обручения супруги могут начинать семейную жизнь. В рукописях после чина обручения встречаются такие слова: «Аще убо хотят (в тожде время) венчатися», то есть «есди хотят (в то же время) венчаться…». И далее следует венчание.

Венчание

имеет следующее чинопоследование:

Читают псалом № 127 («Блажени вcи боящиися Господа») — своего рода напоминание венчающимся о том, в чем заключается истинное счастье. В нем есть такие слова:

«Блажен ecи, и добро тебе будет . Жена твоя яко (виноградная) «лоза плодовита в странах дому твоего. Сынове твои, яко новонасаждения масличная окрест трапезы твоея». То есть жена родит много детей, которые, как маслины, будут расти и процветать.

Священник вместе с женихом и невестой переходят из притвора в храм и становятся на рушник (кусок ткани типа полотенца) в центре храма

— Венчание совершается на середине храма, потому что муж и жена становятся едины.

Священник произносит слово поучения к венчающимся

Далее спрашивает жениха и невесту о желании вступить в брак – встречаются только в требниках российских изданий (и зависящих от них). Митрополит Петр (Могила) в 17 веке заимствовал их из западной практики, с тех пор они стали частью обряда. В греческих требниках такие вопросы отсутствуют, иногда встречается что-то им подобное.

Священник возглашает: «Благословено Царство.».

Далее — мирная ектенья (как и во время обручения).

Священник произносит три молитвы о сочетающихся браком и надевает им на головы венцы (если венцы не подходят по размеру, надо головами венчающихся их держат свидетели) — Венцы на головах молодоженов — символ венцов царских (в новосозданной семье молодые будут как бы царями и основателями рода) и одновременно мученических (подвиг христианского брака сравнивается с мученическим).

Возложив венцы на головы венчающихся, священник обращается к Богу со словами: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их»

Прокимен (стих, который поется перед чтением Священного Писания), Апостол, Евангелие — Традиционно читается отрывок Еф 5. 20-33 (о браке как о зримом образе союза Христа и Церкви и о взаимных обязанностях супругов) и Ин 2. 1-11 (о браке в Кане Галилейской).

Краткая сугубая ектенья

Молитва о новобрачных — одна из древнейших в чине венчания.

Просительная ектенья

Пение хором молитвы «Отче наш.» — Появление этой молитвы в чине венчания вызвано тем, что раньше во время венчания новобрачные причащались Святых Христовых Таин. Иногда добавлялись и другиеэлементы полной литургии, например, :благодарственная ектения после Причащения. Сегодня этого — как и Причастия — в чине венчания нет.

Священник благословляет общую чашу с вином и дает жениху и невесте по очереди из нее испить  — В древности существовал особый обряд и благословения первой чаши на брачном пире. В память об этом жених и невеста вкушали от общей чаши с вином в начале брачного пира. В чин венчания обряд вошел приблизительно к VIII в. Сегодня распространено мнение о том, что общая чаша заменила собой Причащение Святых Таин. Это неверно. В греческих рукописях указываются обе чаши — и евхаристическая, и общая.

Сегодня связь общей чаши с брачным пиром утрачена. Чаша символизирует указание на единство супругов во всем. От чаши супруги вкушают трижды, по очереди (в совр. практике остаток вина обычно допивает невеста, хотя в греческих рукописях отмечается, что это должен делать жених. В одной из рукописей 15 века описан неясный обычай выливать остаток вина на головы новобрачным).

Далее священник соединяет руки новобрачных и обводит их три раза вокруг аналоя – церковного столика-подставки, на котором лежат Крест и Евангелия. Хор поет праздничные песнопения – тропари.  — Тропари («Исаия ликуй…» и «Святии мученицы…») появляются в рукописях с XV в.. Первоначально их пели во время шествия новобрачных в их покои Со временем торжественное шествие в дом молодых (заменили шествием вокруг аналоя в храме.

Священник снимает венцы и поздравляет новобрачных. Произносит две молитвы и отпуст – слова, которыми завершается богослужение.

 

Как проходит венчание в православной церкви

К венчанию стоит подходить осознанно, а не только отдавать дань моде. Так частенько и происходит, если молодожены венчаются в тот же день, что и свадьба. Венчание – это чрезвычайно важно в жизни семьи, это, по сути, «соединение душ» и «вечная» клятва быть всегда и везде вместе в любви и согласии. Как же проходит венчание в православной церкви и какие нужно знать правила вы найдете в этой статье.

Что означает на церковном языке Таинство Венчания?

«Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут оба одна плоть» (Быт. 2:24)

Что необходимо понимать прежде, чем идти на Таинство Венчания?

  • Это, именно, тихий и скромный семейный праздник, а не свадьба, без него семья не считается по церковным обычаям полноценной. Вы этим действом узакониваете свой брак там, «на небесах», поэтому стоит и познакомиться с этими законами.
  • Для прохождения Таинства Венчания необходимо обоюдное согласие обеих сторон, нужно осознанно подойти к этому очень важному событию в жизни семьи.
  • Пара получает благословение через священника от самого Господа Бога и на «всю последующую жизнь» как на Земле, так и в Вечности, и становится полноценной семьей по всем церковным канонам.
  • Пара дает нерушимый обет быть вместе и навсегда: и в горе, и в радостных событиях, и детей вместе воспитывать, и деньги вместе зарабатывать для благополучия семьи. Абсолютно все делится на двоих.
  • Нужно духовно очень хорошо подготовиться к Таинству Венчания. Перед венчанием обязательно необходимо прийти в Храм, и побеседовать со священником. Он расскажет об особой подготовке и заодно проверит готовность пары к венчанию. И даже если откажет первоначально в венчании, то не стоит расстраиваться. Это очень хороший повод лишний раз об этом задуматься и начать подготовку.
  • Священник всегда помогает выбрать день для Обручения и Таинства Венчания. Таинство Венчания никогда не планируют во время четырех постов:Великого, Рождественского, Успенского и Апостольского.
  • Также не проводится обряд Венчания и в Пасхальную седмицу, Сырную седмицу, от Рождества и до праздника Богоявления (Крещения).

Есть еще исключения, когда венчание совершать НЕЛЬЗЯ:

  • В субботу, перед праздниками церковными и храмовыми накануне, ибо нельзя заранее радоваться, нужно пребывать в молитве.
  • Во вторник и четверг тоже не совершается венчание, ибо эти дни идут перед постом в среду и пятницу.
  • А также накануне и в сам праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня.

Однако любые исключение сделать может только архиерей по особому случаю.

Что необходимо приобрести для Таинства Венчания

Две иконы, которые впоследствии станут вашими семейными иконами: Спасителя и Божией Матери. Также будет необходим белый, можно розовый или вышитый рушник под ноги, венчальные свечи (нарядные), невесте нужно фату, светлую накидку или платок на голову (это обязательное условие в Храме).

Венчальные свечи лучше обернуть платочком (чтобы было удобно держать и не испачкаться воском), а иконы для венчания должны быть освященные.

На каждом из супругов должны быть также надеты нательные крестики.

Венчальные кольца могут быть обручальными, которые используются для церемонии заключения брака в ЗАГСе. А можно заказать отдельно для венчания, и сделаны они должны быть для жениха из золота, а для невесты из серебра, так предписывал старинный обряд Венчания. Муж — это Солнце, а жена — это Луна. Но сейчас к этому можно подойти не так строго, и заказать одинаковые кольца, или использовать свои.

Стоит также дополнительно принести с собой кагор на венчание для священника. И можно рушники, чтобы свои иконы нести в рушниках. А также свадебный каравай или торт, священник его освящает и его оставляют как угощение в церкви в знак благодарности.

Лучше, если с парой будут свидетели с обеих сторон. Они обычно поддерживают венцы, при обхождении аналоя вместе со священником.

как проходит венчание в православной церкви

Они являются важными людьми для пары, так как в сложные моменты жизни, они должны так же, как и крестные при крещении малыша поддержать пару. В дореволюционной России они особо почитались, так как Таинство Венчания считалось важным юридическим актом и закрепляла брак церковь, а поручители-свидетели расписывались в Церковной книге. Сейчас они помогают священнику при Венчании, несут венцы. Давайте поэтапно рассмотрим, как проходит венчание в православной церкви.

Как проходит венчание, как подготовиться к этому событию?

Три дня необходимо воздерживать от интимной близости, соблюдать пост, не употреблять спиртные напитки, животную пищу, не сквернословить и ни с кем не ругаться, и, главное, читать молитвы. Об этом всегда предупреждает священник.

Утром в день венчания необходимо исповедоваться и причаститься. После венчания жизнь семьи начинается с «чистого листа». Но можно пройти Исповедь и получить Причастие заранее.

Первая часть обряда — Обручение

Это самая начальная часть перед венчанием. Его проводят сразу после окончания Божественной Литургии. И это очень торжественный важный момент перед венчанием. Муж должен встать по правую руку священника, невеста же стоит по левую руку (слева от мужа).

Обряд Обручения можно провести заранее, например, за месяц, так как на самом Таинстве Венчания могут быть дети и пожилые, которые могут устать.

  • В самом начале от священника муж принимает руку супруги под сводами церкви, это очень символично, как от самого Господа Бога
  • Начало обряда торжественное, потому что священник три раза обходит пару с кадилом, со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
  • После этого он дает им в руки венчальные свечи, которые он зажег, это считается как символ самой чистой любви и целомудрия пары. А муж с женой должны осенить себя трижды крестным знамением, что означает готовность. Это начало их новой жизни с «чистого листа»
  • А затем следует крестовидное каждение от священника, как символ нахождения рядом Святого Духа
  • Каждое таинство всегда начинается с воспевания и славы Господа Бога словами: «Благословен наш Бог».
  • Потом дьякон произносит молитвы о здравии пары от всех приглашенных в храме. Это первая молитва Святой Церкви о венчающихся.
  • Когда священник начинает читать молитву о благополучии новой семьи, о рождении детей, о спасении их душ, то пара должна преклонить головы и ждать в конце, когда священник благословит их
  • Кольца для венчания заблаговременно помещаются на престол с правой стороны. И священник их освящает.
  • После благословения священника начинается чтение молитвы «Отче Наш» (которую пара должна знать к моменту венчания наизусть). Священник надевает каждому кольцо, как символ нерушимого союза и осеняет крестом каждого по очереди 3 раза
  • Каждый из супругов по очереди должен 3 раза обменяться своим кольцом с супругом, и надеть кольцо в конце со словами клятвы верности и любви. Это знак того, что все они отныне будут делить на двоих, и радости, и печали, и помощь друг от друга. Иногда священник самостоятельно меняет кольца три раза.
  • Заканчивается обряд Обручения чтением молитвы Ангелу-Хранителю. После этого пара считается обрученной перед лицом Господа Бога.

обручение на венчании

Вторая часть обряда — Таинство венчания

Под пение хора в Храме особого псалма 127, священник ведет пару за руки на середину храма с зажженными венчальными свечами. Этот псалм от пророка-Давида, и он прославляет Богом данное супружество словами-стихами, а хор подпевает в конце: «Слава Тебе, Боже наш, Слава тебе». Священник во время этого шествия все время размахивает кадилом. Этот путь считается очень важным после Обручения, это начало следования и соблюдения всех заповедей перед лицом самого Господа Бога.

У пары для Таинства Венчания должны быть приготовлены две важные иконы: Христа Спасителя и Божией Матери. Обычно эти иконы даются родителями, вернее, ими благословляют пару на венчание родители. В старину эти иконы отдавали из дома молодым, это можно увидеть во всех старых фильмах.

Если таких икон нет, то стоит их приобрести в церкви, специально для Таинства Венчания, иногда есть в виде складника, который состоит из этих двух икон. Стоит уточнить у священника, какие иконы удобнее для венчания. Эти иконы остаются в семье как семейная реликвия.

  • Пара становится перед аналоем на светлый рушник, невеста должна быть в светлом платье, с покрытой головой, пусть это будет нарядный платок или накидка, или фата. Обязательное условие — это в платье или юбке, плечи должны быть закрыты, и туфли лучше выбирать для венчания с закрытым носком. Мужчина может быть в костюме и в светлой рубашке. Момент венчания очень торжественный и запоминающийся.
  • На аналое у священника уже лежат приготовленные для венчания вещи: Евангелие, крест и два венца для совершения Таинства Венчания.
  • Пара должна иметь обоюдное желание с обеих сторон, не должно быть дано никаких обещаний и никому со стороны, которые являлись бы препятствием для совершения Таинства Венчания.
  • Брак, зарегистрированный в ЗАГСе, является подтверждением этого факта, но священник все равно задает эти вопросы каждому по очереди.
  • После этого начинается Таинство Венчания словами священника: «Благословенно Царство…»

И после короткой ектении, священник читает три важных молитвы:

  1. Первая молитва ко Господу Исусу Христу, это обращение о благословении этого брака.
  2. Вторая молитва к Триединому Господу тоже о благословении, сохранении брака, и чтобы он всегда помнил брачующихся и помогал им во всех их просьбах и молитвах
  3. Третья молитва тоже к Триединому Господу о единении брачующихся в единую плоть, и чтобы он им даровал плод чрева

И наступают после этого главные минуты Таинства Венчания. Священник берет по очереди венцы. Сначала для жениха со словами: «Венчается раб Божий (называет имя жениха) рабе Божией (называет имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Жених целует образ Спасителя на венце. То же самое потом делает невеста, и целует образ Божией Матери на своем венце.

Венчание в православной церкви - все этапы таинства обряда. Когда могут быть препятствия венчанию?

И вот эта главная минута, когда на головах с венцами молодожены ждут благословения Божия. Священник говорит: «Господи, Боже наш, славою и честью, венчай их!»

Трижды священник от лица Господа Бога повторяет эти слова и осеняет молодых крестным знамением. Затем читается послание к Ефесянам Святого апостола Павла.

Здесь говориться о любви пары друг к другу, любви самоотверженной, до самоотречения и самопожертвования, причем в любых ситуациях.

А потом там говорится, что жена должна «убояться своего мужа», но не как «кролик удава», а именно в разумном послушании и уважении должны быть отношения в паре, где главное место отводится мужу.

«Жена не властна над своим телом, так же, как и муж». Уклонение от супружеских обязанностей должно быть на время поста, молитвы, совсем на недолгое время, чтобы не было «искушения у сатаны» разлучить вас. «Не нужно нарушать единение душ и тел».

  • Затем читается Евангелие от Иоанна. Там Божие благословение и освящение брака.
  • Священник все время молится о единении душ и благополучии семьи на протяжении всего обряда венчания. Он просит Господа, чтобы брак был честным, а ложе, не осквернялось ничем, чтобы семья дожила до старости вместе в любви, здравии и согласии.
  • Завершается Таинство Венчания молитвой «Отче наш», которую все читают хором.
  • Затем священник преподносит паре общую чашу с вином (кагором), это как знамение превращения воды в вино от самого Господа Бога. Священник благословляет пару на общую чащу общения, жизни и всего прочего, что есть у них. Молодые должны испить каждый по 3 маленьких глоточка, вначале муж, потом жена.
  • И вот после испития общей чаши, священник кладет на соединенные правые руки вместе жены и мужа, свою епитрахиль и сверху кладет свою руку и обводит их три раза вокруг аналоя. Тем самым действом это знаменуется то, что муж получает жену из рук самой церкви и Господа Бога навеки.
  • Каждый раз поется новая молитва со словами ликования и радости.
  • Круговое шествие вокруг аналоя – это символ вечного совместного и долгого пути друг с другом во всех жизненных ситуациях, так как они дали клятву верности и любви перед лицом самого Господа Бога и в присутствии свидетелей.
  • После этого венцы снимаются и супруги целомудренно скрепляют свой союз поцелуем.
  • Заканчивается Таинство Венчания тем, что священник подводит их к Царским вратам и они по очереди целуют образы Спасителя и Божией Матери. А затем священник дает им для поцелуя свой крест и вручает образы Спасителя и Божией Матери, которые они принесли в Храм. Это теперь семейные иконы. Также как и свечи с венчания. Свечи хранят в киоте иконы, а после смерти одного из супругов ему обе свечи кладут в гроб.

таинство венчания поцелуйПротоиерей Максим Козлов пишет, что в последний момент таинства Венчания – перед тем, как дать брачующимся крест и развернуть их лицом к народу, – священник обычно произносит такие слова:

«Посмотрите друг на друга. Не я, но Церковь свидетельствует вам, что вы царь и царица, Адам и Ева. Не я, но Церковь свидетельствует вам, что вашу нынешнюю любовь и чистоту отношений можно сохранить до конца земного пути. Не верьте тем, кто в разочаровании собственным опытом будет «отрезвлять» вас, говоря о недолговечности чувств, о неминуемой усталости друг от друга, о невозможности семейного счастья. Знайте: человекам не возможное, Богу возможно. И можно и через двадцать пять, и через сорок лет смотреть друг на друга так же, как и сегодня».

Какие существуют препятствия для совершения Таинства Венчания

Нужно чтобы брак был зарегистрирован в ЗАГСе. Однако не всякий брак, зарегистрированный в ЗАГСе может быть освящен церковью. Какие же есть исключения:

  1. Церковь не допускает вступления в церковный брак более трех раз, хотя по гражданскому законодательству это разрешено
  2. Если один из супругов атеист, и пришел на венчание только по волеизъявлению другого супруга
  3. Если хотя бы один из супругов не принял крещение или совсем другой веры
  4. Лучше, если он будет единоверцем: католиком, протестантом, верующим в Триединого Бога
  5. Если у супругов был до этого брака еще один венчаный брак. Нужно обязательно «развенчивание» этого брака, а для этого берется разрешение у архиерея. Там же просится и благословение на новое Таинство Венчания
  6. Если есть кровное родство, или если оба супруга участвовали в крещении, то есть были крестными родителями (хотя сейчас есть исключения и уже дают разрешение на венчание, которое берется также у архиерея)
  7. Архиерей может дать разрешение на Венчание без заключенного в ЗАГСе брака, если кто-то из супругов идет на срочную сложную операцию, или просто болен серьезно. Но это исключение из правил.
  8. Критические дни у женщины являются также препятствием для венчания в православной церкви

Праздничная трапеза не должна изобиловать спиртными напитками и едой, стоит скромно и прилично отметить этот праздник. Нужно еще раз отметить, что это Таинство, а не свадьба. Поэтому должны соблюдаться скромное поведение, а не бурные возлияния и пляски в ресторане, с разными непристойными тостами.

А для молодых людей, которые хотят совместить эти два события есть один Совет: не спешите с Венчанием. Нужно подойти к этому осознанно с обеих сторон. Стоит подготовиться к этому событию, ходить в церковь, читать молитвы и Евангелие, причащаться, и хотя бы все узнать про Таинство Венчания и почитать про этот обряд, а потом вы сами собой можете его совершить в самое ближайшее время и в кругу самых близких людей.

Продолжительность венчания обычно около длится около 40 мин или часа, а если священник близко знаком с парой, то его напутственное слово и поздравление пары может быть и дольше.

Если вы хотите проводить видеосъемку и фотографирование, то стоит изначально получить разрешение священника. Если его не дают, то не стоит расстраиваться, а сделать снимки на фоне церкви. Фотосъемку нельзя делать шумно, этим вы будете отвлекать от самого Таинства Венчания всех присутствующих. Нельзя также проходить между священником и иконостасом, входить на амвон и ходить по коврам.

Венчание – это очень ответственная, а не только красивая церемония. Лучше уточнить все правила и рекомендации, которые дают перед венчанием и детали уточнить у священника того храма, где будет происходить венчание.

Повенчаться не поздно никогда! А Таинство Венчания, если вы живете в хорошем браке, любви и согласии, укрепит ваш союз еще больше.

Таинство Венчания Ярослав и Татьяна


Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен

Подпишитесь на рассылку наших новых статей

Венчание в православной церкви правила таинства обряда, как проходит и что дарят

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Таинство венчания — это священный православный обряд, который дает супругам благословление на семейную жизнь и рождение детей. На сегодняшний день на проведение этой традиции решаются довольно много молодых пар. Да это и не странно, ведь это событие красивое и весьма трогательное.

k01ar_croper_ru

Но нужно понимать, что через таинство венчания нужно проходить не потому-что это современная дань моды. Помните, что это должно быть серьезным обдуманным шагом. Поэтому нужно знать все его особенности.

Что нужно для венчания

Провести обряд венчания в православной церкви можно в любое время — в день свадьбы, через несколько дней, через неделю или года. Для церкви неважно, когда вы на этот шаг решитесь. Главное, что нужно соблюдать все условия, которые предусматривает церковь.

Одним из важных условий проведения таинства является наличие документа о браке (свидетельства). Также молодые супруги должны быть крещенными. Тем не менее, последнее правило могут обходить. Сегодня не одна церковь разрешает провести обряд, когда один из супругов не православный христианин. Но при этом ставят условие, что дети, рожденные в этом браке, должны быть крещены в православной церкви.

Есть еще одно правило обряда венчания. Важно, чтобы супруги соответствовали брачному возрасту:

  • жениху должно быть не менее 18 лет;
  • невесте — должно исполниться 16.

Не стоит переживать, что вам откажут, если жена беременна. Этого не будет, так как  есть мнение церкви, где дети должны рождаться только в венчаном браке. Также возможно проведение таинства, когда супруги не получили родительского благословения. В этом случае благословение может дать духовник.

Ограничений для обряда не много. Церковь не дает сове разрешение в таких случаях:

  • когда супруги являются духовными или кровными родственниками;
  • когда в брак вступают не крещенные или атеисты.
  • когда вы зарегистрировали четвертый брак, церемонию можно проводить только три раза.

Подготовка к венчанию

К данной православной традиции нужно подготовиться духовно. Супруги перед обрядом должны молиться, причаститься, исповедаться и выдержать трехдневный пост, при котором запрещено употреблять продукты животного происхождения.

Перед венчанием нужно воздержаться от плотских отношений. Это правило также касается пар, которые прожили несколько лет в совместной жизни. Не вступать в близкие отношения нужно несколько дней до таинства.

Выбор поручителей

К выбору свидетелей нужно подойти ответственно. Зачастую их выбирают среди близких. Но здесь существует несколько правил. Свидетели обязательно должны быть крещенными. Категорически запрещается брать в поручители:

  • пары, которые живут в «гражданском» браке;
  • разведенных супругов.

Лучше всего пригласить в свидетелей молодых людей, которые не знакомы с супружеской жизнью. Но если у вас возникли какие-либо проблемы при поиске поручителей, обряд можно провести без них.

Что делают свидетели на венчании

При проведении этого церковного обряда на поручителей возлагаются определенные обязанности. Зачастую, действия и правила их выполнения, которые должны выполнять помощники супругов, оговариваются заранее со священнослужителем. Это нужно чтобы при проведении традиции венчания не возникло никаких проблем и накладок.

Традиционно на свидетелей накладываются следующие обязанности (но они могут отличаться в зависимости от правил самой церкви):

  • Держать венцы над головами супругов;
  • Сопровождать жениха и невесту при троекратном шествии;
  • Стелить полотенце перед аналоем;
  • Подавать обручальные кольца;
  • Помогать собирать букеты после завершения церемонии.

Что дарят на венчание

Традициями этой церемонии не предусмотрено каких-либо определенных подарков. Но лучше всего дарить следующие вещи:

  • полочки для иконостаса;
  • иконы;
  • подарочную библию;
  • подсвечники;
  • монеты с ликами святых;
  • лампадки.

Как проходит венчание

Церемония условно делится на два этапа: обручение и венчание. Стоит отметить, что священник молодоженов будет называть исключительно их церковными именами. Молодых обручают перед входом в храм.

Невеста стоит всегда слева от жениха. Священнослужитель их благословляет и вручает зажжённые свечи, которые молодые держат до конца обряда.

Далее священник трижды переменяет кольца с руки парня на руку девушки. После чего они становятся женихом и невестой.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео в котором Вы узнаете о венчании и о том, как приготовится к таинству:

  • Интересное в православии
  • Это необходимо знать каждому

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания  

Самые важные и ответственные моменты жизни христианина неразрывно связаны с храмом. Здесь в таинстве крещения христианин рождается духовно. Здесь каждый раз обновляется в таинстве покаяния и причащения. Однажды он приходит сюда рука об руку с человеком, с которым хочет разделить жизнь. Приходит с надеждой на то, что в таинстве венчания Господь соединит две индивидуальности в нерасторжимое целое и соделает семьей. Семья — это малая Церковь, где два человека соединяются, для того чтобы вместе идти ко спасению, родить и воспитать детей для службы Богу. Церковь подает в таинстве брака особую благодать, помогающую семье жить свято.  

О таинстве брака. История происхождения и содержание чина венчания 

Брак как духовное единство установлен Господом еще в раю. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие 2, 18–24).  

В Ветхом Завете после грехопадения смыслом брака было продолжение рода. Каждый надеялся, что именно в его роду когда-то воплотится Спаситель. Отсутствие детей считалось Божией карой за грехи. В библейской истории есть свидетельства о том, что некоторые евреи имели наложниц, бывали случаи развода. Но, даже несмотря на это, семья как неразделимый союз двух людей оставалась образцом. Седьмая заповедь Моисея гласит: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20, 14). Супружеские союзы ветхозаветных праведников пророка Захарии и Елисаветы, богоотцов Иоакима и Анны и по сей день для христиан являются идеалом устроения супружеской жизни. 

С пришествием Христа нравственные требования к хранению душевной чистоты в браке возрастают: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 2728). В Новом Завете высшим стремлением названо бесстрастие и целомудрие, но брак указан как посильный для всех  путь ко спасению. Иоанн Златоуст пишет: «Девство я считаю гораздо досточтимее брака; и однако чрез это я не поставляю брака в числе худых дел, но даже очень хвалю его».123 

Широко известно упоминание в Евангелии момента, когда Господь Исус Христос почтил своим присутствием брак в Кане Галилейской. Как пишет блаженный Августин, «Христос явился на брак (в Кане), чтобы подтвердить, что Он Сам в Раю установил брак».129 Упоминание о столь рядовом житейском, казалось бы, событии свидетельствует о его огромной значимости. Со временем брак был признан одним из семи церковных таинств, совершаемых над человеком, к которому взрослый христианин прибегает по его желанию, поскольку в отличие от других таинств, таких как Крещение, Миропомазание, Покаяние и Причащение, таинство брака не является необходимым для спасения. 

 

О происхождении брака и возникновении чина венчания 

Изначально браком считался союз мужчины и женщины, признанный в обществе. Специальных молитв на благословение брачного союза в первые века христианства не было. Принявшие крещение новоначальные христиане с полной ответственностью принимали заповедь «не прелюбодействуй» и призыв апостола к непорочной жизни супругов: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13, 4). Осознание этой заповеди утверждало христиан в том, чтобы строить семейную жизнь в единомыслии и целомудрии. 

Наиболее раннее упоминание об участии Церкви в заключении брачного союза встречается у св. Игнатия Богоносца, он пишет: «Тем, которые женятся и выходят замуж, подобает заключать союз с ведома епископа, чтобы брак был о Господе».3 Однако, по- видимому, в то время это было скорее поместным, нежели всеобщим правилом. 

Позднее знаком благословения брачного союза стало считаться присутствие на брачном пире священнослужителя. Есть свидетельства того, что во времена св. Иоанна Златоуста священнослужители читали молитву на благословение брака. Брачная же церемония и тогда еще была неким гражданским актом и проводилась по традиции того общества, в котором жили супруги-христиане. 

Мирские развлечения на свадьбе не всегда оказывались совместимыми с требованиями христианского благочестия, однако, даже при заключении брака между христианами, не все и не всегда могли от них отказаться. Поэтому возникла нужда разграничить мирскую часть торжества бракосочетания и церковную, при этом последней отдавалось явное предпочтение. Для благословения супруги стали приходить в церковь, и церковная церемония окончательно отделилась от светской, став в IV–VI веке чином венчания. 

Название «венчание» происходит от слова венец. Венец был свадебным символом еще до возникновения христианства. Венец как символ победы над плотью встречается в творениях Златоуста: «Им (молодым) возлагают на главу венцы, ибо они не побеждены и следуют к брачному ложу, не будучи побежденными похотью. Если же некто, будучи рабом похоти, предается блудницам, то как он так же может получить венец на главу, будучи побежденным?» [18] 

  

Над кем совершается таинство 

Сегодня брак — одно из семи таинств христианской церкви. Оно совершается над христианами. Будущие муж и жена непременно должны быть одного христианского упования. И этот, на первый взгляд, очевидный факт сегодня приобретает особую значимость и требует особого внимания. Очень часто задают вопрос: «Можно ли венчаться в церкви РПЦ? Что делать, если один из супругов тоже христианин, но не старообрядец». Вступающим в брак стоит понимать, что церковное таинство может совершаться только над двумя исповедующими истинное православие людьми, то есть над людьми, крещенными по святоотеческим канонам, ведущими христианский образ жизни, имеющими духовного отца, регулярно бывающими на исповеди, то есть людьми, живущими в Церкви. А поскольку истинной может быть только одна Церковь, венчание, как и участие в других таинствах в каких-либо иных конфессиях, в том числе РПЦ, не допустимо.  

И если один из будущих супругов еще не является старообрядцем, то прежде заключения брака необходимо сначала решить вопрос о принятии крещения или довершить уже совершенное погружение миропомазанием. «Вторая половина» тоже должна стать чадом старообрядческой церкви и лишь тогда может встать вопрос о венчании. Логично и правильно, если это именно так, а не наоборот. Христианин-старообрядец, осознанно пренебрегающий своим пребыванием в Церкви Христовой и добровольно прибегающий к участию в совершении таинств в любой иной конфессии, не имеющей молитвенного общения с Церковью, таким образом отделяет себя от Церкви. В последующем, если этот христианин пожелает возвратиться в Церквь, он подлежит чиноприему согласно церковным канонам. 

В наше время существует множество случаев «невенчанных» и «смешанных» браков, когда по недостаточной осведомленности сожительство двух даже когда-то в детстве крещенных, но не придавших этому должного значения, людей начинается без церковного благословения или после заключения брака в другой конфессии. Если христианин вступает в сожительство без церковного благословения (с кем бы то ни было), это для него грех блуда, и этот грех врачуется по соответствующим церковным правилам. Если же христианин-старообрядец вступает в брак с иноверцем по обычаям чужой конфессии — это для него грех отпадения от Церкви, законность такого брака требует отдельного рассмотрения. Однако стоит отметить, что Церковь имеет приоритетом сохранение уже начавшегося союза двух людей, но всячески призывает обоих из них к полноценной церковной жизни: то есть к покаянию и в случае необходимости — воцерковлению «второй половины».  

Существует также такое явление, как второй брак, когда «ради человеческой немощи» в брак вступают два овдовевших или получивших церковный развод человека. Такой семейный союз также совершается с церковного благословения, при этом супругам непременно дается епитимья. Редки, но все же существуют случаи третьего брака, что является крайне нежелательным. Однако, чтобы некоторым образом узаконить и такой союз и отличить его от блудного сожительства, существует специальная молитва и для вступающих в третий брак. Конечно, богослужение при заключении такого брака не имеет той торжественности, как венчание тех, кто вступает в брак впервые. 

 

 

Что необходимо для совершения брака 

Первое и самое важное условие — добрая воля, чистая совесть и искренние намерения жениха и невесты, их обещание взаимного уважения и доверия. Вторым важным условием является благословение: каждой из сторон следует заручиться благословением на вступление в брак от своего духовного отца и от своих родителей (или старших в семье). В прошедшие времена благословение родителей часто бывало определяющим в вопросах выбора супруга и вступления в брак.  

Глубокие личные чувства между брачующимися не считаются обязательным условием (как и не считается оправданным в вопросе вступления в брак полагаться только на чувства). Если такие чувства возникли между женихом и невестой или придут к ним впоследствии — это воспринимается как дар Божий и проявление того, что мы называем «семейным счастьем»; но важно следить, чтобы даже большие личные чувства не заслонили Господа и общую задачу супругов — вместе идти по пути Спасения. Если ярких личных чувств между брачующимися не возникло или они быстро угасли — это не повод унывать, но надо стремиться наполнять свою душу христианскими добродетелями, трудиться над христианским воспитанием детей и благодарить Бога за то, что Он избавил нас от одиночества.  

В любом случае, серьезным фундаментом христианского брака должны быть добрые христианские качества обоих супругов; все эмоциональное и чувственное — ненадежно и преходяще, и потому оно отодвигается на второй план. 

Будущие муж и жена не должны быть родственниками — церковные правила подробно регламентируют допустимые степени родства.  

Таинство, как правило, совершает священник, являющийся духовным отцом жениха и невесты. Если же это по каким-то причинам невозможно, обвенчать молодую пару может любой священник. Однако благословение духовного отца на брак является непременным условием. 

Брак обычно совершается в присутствии свидетелей. 

Минимальный возрастной порог для вступающих в брак девушек — 14 лет, для юношей — 16. Если до 45 лет мужчина сохранил целомудрие и не создал семью, Церковь призывает его к дальнейшему воздержанию. Максимально допустимой разницей между супругами считается 13 лет, если мужчина при этом старше женщины. 

Иногда жених и невеста приходят к венчанию, имея на руках гражданское свидетельство о браке. Бывает, что свидетельство из ЗАГСа и штамп в паспорте супруги получают уже после того, как состоится их венчание в церкви. 

 

Время совершения венчания 

Христианин прибегает к таинствам после соответствующей духовной подготовки в то время, когда это потребно для него. Существуют обычаи прибегать к исповеди и причастию во время поста, потому что пост располагает к покаянию и приготовляет душу и тело к принятию Тела и Крови Христовой. Сегодня, как и в древности, в некоторых приходах взрослые принимают крещение по завершении Великого поста перед Пасхой Христовой. Однако в случае необходимости исповедь, причастие, крещение и другие таинства совершаются вне зависимости от постов и праздников. Таинство брака при этом является исключением. Начало семейной жизни несовместимо с постом и великими церковными торжествами, когда Церковь призывает отвлечься от всего плотского и земных попечений и погрузиться в молитву. 

Дни, в которые не совершается таинство брака 

(даты даны по старому стилю) 

— Святки — с 25 декабря по 6 января включительно.  

— По вторникам, четвергам и субботам (т.е. накануне среды, пятницы и воскресения в течение всего года).  

— Накануне двунадесятых, храмовых и великобденных праздников.  

— В Неделю мясопустную и седмицу сыропустную.  

— Во все посты и в загoвения на пoсты.  

— На Светлой (Пасхальной) седмице.  

— В праздник Усекновения главы св. Иоанна Предотечи (29 августа).  

— В праздник Воздвижения Честна́го и Животворящаго Креста Господня (14 сентября).  

— Накануне уставных дней всеобщего поминовения усопших (в пятницы родительских седмиц): 

17 февраля (ст. ст.) — Вселенская (Мясопустная) родительская суббота.  

24 апреля (от обычая) — вторник Фоминой седмицы (Радоница).  

2 июня — Вселенская (Троицкая) родительская суббота.  

20 октября — Димитриевская родительская суббота.  

  

Последовательность и символизм действий чина венчания 

День венчания в любом случае остается в памяти на всю жизнь. Но чтобы глубже понять и прочувствовать его значимость и торжественность, необходимо подготовиться к нему заранее. Чин венчания содержит множество глубоких по содержанию молитв и мудрых наставлений. В последовательности действий священника и новобрачных заложен глубокий смысл, поэтому, прежде чем прибегнуть к таинству, хорошо было бы разобраться в смысле произносимых молитв и значении совершаемых действий. Ниже мы приведем общую последовательность и кратко расскажем о значении каждого из действий священника. 

По благочестивой традиции, заключению брака предшествует недельный пост супругов, а накануне таинства жених и невеста приходят в храм на исповедь, чтобы с чистым сердцем начать новую страницу в своей жизни. Венчание совершается после литургии. Хорошо, если жениху с невестой удается попасть на литургию в храм, чтобы помолиться перед столь значимым для них событием. Как и в прошлом, сегодня некоторые благочестивые христиане стараются не просто полностью помолиться службу, но за литургией причаститься Святых Христовых Таин. После службы, пока молящиеся расходятся из церкви и священник готовится к совершению Чина венчания, у молодых будет достаточно времени, чтобы облачиться в праздничные одежды и подготовить все необходимое.  

Перед началом венчания новобрачные приносят и отдают священнику кольца, свечи, повойник, подножие, чашу (рюмку) для вина, небольшой платочек для того, чтоб накрыть соединенные руки новобрачных.  

По обычаю, шествие в храм бывает с пением в преднесении икон. Иконы, обычно это иконы Спасителя и Богородицы, полагаются на чистый плат — рушник — и вручаются кому-либо из благочестивых людей, чаще юноше и девушке или детям. Несущие иконы идут впереди, следом за ними — жених с невестой и гости. Ради торжественного события жених и невеста одеваются в праздничные одежды. Жених — в косоворотку или кафтан, невеста — в сарафан, чаще красный или белый. Как и на прочих богослужениях, в руках у них лестовка, постоянный спутник христианина в молитве.  

Сегодня нередко молодые люди венчаются в «гражданских» нарядах — в костюме и платье. Допустимо и такое, однако следует помнить, что одежды эти должны быть приличными и подходить для богослужения. Для невесты недопустимо глубокое декольте, короткие рукава, оголенные плечи. Неуместными будут также фата и яркий макияж. Следует помнить, что при всей торжественности, необычности и неповторимости этого события, жених и невеста направляются в храм, где главное значение будет иметь молитва, а не пышность нарядов. 

Жених и невеста с пением молитв вводятся в храм. Жених при этом поставляется по правую, а невеста по левую сторону. Такой порядок соблюдается в храме во время любой службы, сохраняется он и при венчании: муж — как поставленный Господом глава жены и в порядке стояния первенствует пред женой и потому стоит справа. 

По обычаю всякого молитвословия, все присутствующие молятся приходные поклоны (семипоклонный начал). Начинается первая часть таинства — обручение. Она совершается в западной части храма, близ входа или даже в притворе. Жениху и невесте вручаются свечи в знак «божественного просвещения и веселия» (блаж. Симеон). Зажжённые свечи в руках жениха и невесты служат символом супружеской любви и целомудрия. Ярко горящие в руках свечи говорят о том, что сегодняшний их приход в церковь за благословением вполне искренен и не имеет под собой корыстных и расчетливых побуждений. Супруги обязуются поддерживать в душах друг друга пламень любви к Богу и Церкви, которая сегодня благословляет их на совместную жизнь.  

В алтаре на престоле священник полагает два кольца. Прикосновение к престолу, на котором совершается божественная литургия, освящает кольца, а также свидетельствует о том, что жених и невеста обручаются не только по своему изволению, но испрашивают благословения Божия на свой союз. Кольца (или, как их именуют в молитвах, перстни) подтверждают согласие жениха и невесты впредь вместе идти по жизни. Перстень, по древнему обыкновению, служит символом подтверждения некого договора — отныне новобрачные вверяют друг другу свои права, честь и спокойствие. И как неразрывен и не имеет конца круг кольца, так неразрывным и вечным будет союз этих двух людей. Священник от престола износит кольца, благословляет ими жениха и невесту и надевает кольца им на безымянный палец правой руки, затем он молится, чтобы Христос, от язык предобручивый Себе Церковь деву чисту, благословил и это состоявшееся обручение и сохранил обручающихся в мире и единомыслии.  

В прошлом был распространен обычай отделять обручение от собственно венчания. В таком случае — если венчание решено совершать позже и отдельно — священнодействия и молитвы Чина обручения на этом заканчиваются. Но сегодня случаи, когда жених с невестой сначала обручаются, а венчаются спустя какое-то время, единичны, и обручение, как правило, переходит в венчание. 

Если же сразу за обручением следует и венчание, то невесте прямо здесь, в притворе, надевается повойник (полотняная шапочка), а поверх повойника платок. Так невеста благословляется впредь всегда покрывать голову: в храме молиться в платке с повойником, а на людях быть в платке или ином приличном головном уборе.  

Начинается венчание. Священник проводит пару в центр храма и поставляет их перед Святым Евангелием. Закон, оставленный Христом и записанный в Евангелии, это путеводитель для будущих супругов и руководство во всех их совместных действиях и отношении друг к другу и ближним.  

С пением псалма «Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его» (Пс. 127, 1) пара поставляется на подножье (2) (чистый белый плат) в знак того, что жених и невеста соблюли чистоту девства до брака. Слова 127-го псалма призывают супругов «ходить путями Божиими», то есть исполнять заповеди Его, и от того, как супруги будут вести себя в отношении к Богу и заповедям Его, будет зависеть их семейное счастье. 

В назидание новобрачным читаются послание апостола Павла к Ефесянам о совершенной любви в браке и Евангелие о первом чуде Христа, совершённом на брачном пире в Кане Галилейской. В молитвах священник просит Бога помочь супругам во всяком благом деле, сохранить целомудрие и чистоту, даровать им детей.  

Устами священника в трогательных молитвах Чина венчания Святая Церковь воспоминает благословленные Самим Богом браки св. праотцев наших и призывает на брачующихся то же благословение Господне, коего сподобились они, молит Всевышнего сохранить вступающих в брак, как сохранены были Ной в ковчеге, Иона во чреве китове и три отрока в пещи вавилонской, даровать супругам единомыслие душ и телес, долгоденствие, венец неувядаемый на небесах, даровать от росы небесныя свыше и от тука земного, исполнить их домы пшеницы, вина и елея и всякие благостыни, дабы они могли, всякое самодовольство имуще, преподавать и требующим. Вместе с тем пастырь Церкви умоляет Господа помянуть и родителей жениха и невесты, ибо молитвы родителей утверждают основание домов.(ссылка) 

Взяв в алтаре с престола венец, священник выносит его, благословляет им мужа и налагает венец на главу его, моля Господа славою и честию венчать жениха. Так же износится венец для невесты. Муж и жена становятся как бы царями дома, всего будущего потомства, обязуясь пользоваться этой властью разумно и во благо для всех. В древности венцами украшались главы победителей, возложение венцов на жениха и невесту служит для них как бы наградой за их целомудренную жизнь до брака и предвестием той награды, которую Господь уготовал супругам, честно прожившим свою жизнь. 

Затем иерей, также от престола, выносит чашу с вином и трижды подает пить жениху и невесте в знамение единения в Боге. Отныне во все время последующей супружеской жизни все у них должно быть общее: одни желания и намерения, — и все они должны делить между собой пополам, — и счастье, и несчастье, и радости, и скорби, и труды, и покой, и подвиги, и венцы за подвиги. Чаша эта здесь же, в храме, разбивается, дабы никто никогда не пил из нее.  

Накрыв соединённые руки жениха и невесты платочком, священник трижды обводит их вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Песнопением «Святии мученицы» брачащимся напоминают подвиг святых, претерпевших мучение и смерть ради заповедей Божиих.  

Затем священник разворачивает молодых лицом к людям и читает наставление о благочестивой супружеской жизни. Потом священник снова разворачивает их к алтарю и снимает венцы с головы жениха и невесты. Затем провозглашается многолетие новобрачным, после чего они прикладываются ко кресту (если жених с невестой пришли в храм с иконами, то прикладываются к этим иконам). 

После этого новобрачные вместе со всеми присутствующими совершают исходные поклоны, и первым поздравляет новобрачных священник, совершавший венчание. Затем они сами поздравляют друг друга и, обратившись к людям (на запад), принимают поздравления от гостей.  

 

Фото: Серафима Смирнова

 

Список источников: 

  1. Св. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу 5, 2. 
  2. Св. Иоанн Златоуст. Толк. на 1 Тим. 9, 2 (PG 62,546). 
  3. Труды блаженного Симеона https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/premudrost_nashego_spaseniia/ 
  4. Чин венчанию. 
  5. Катехизис, или Краткое изложение христианской веры. 
  6. Святитель Иоанн Златоуст. О девстве, 9 // Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. 1, кн. 1. М., 1991. С. 302. 
  7. Троицкий С. Христианская философия брака // Соловьев В. Смысл любви. Троицкий С. Христианская философия брака. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Брак в Православии. М., 1995. С. 93. 

Обряд венчания: традиции, правила, советы

Что такое обряд венчания, в чём его смысл и как сделать всё правильно в соответствии с православной традицией? Wedding рассказывает, что стоит знать невестам о венчании. 

 

 

Венчание: главное 

 

 

Таинство венчания — один из самых красивых и завораживающих обрядов православной церкви. Сама обстановка в церкви, стены, украшенные фресками, иконостас, множество горящих свечей, запах ладана и низкий голос священника — всё это вызывает внутренний трепет. Но внешняя атрибутика, красота обряда или просто дань моде не должны браться за основу. Определяющей должна стать глубина чувств двух людей и очень взвешенное, взрослое отношение ко всему происходящему.

 

 

                

Что будет происходить?

 

Молодые входят в храм, их обручают кольцами (символ бесконечности), и они клянутся любить друг друга вечно. Затем священник передает молодым зажжённые свечи, которые они держат на протяжении обряда венчания — это символ готовности идти навстречу друг другу. Жених и невеста совершают ход вокруг аналоя с Евангелием три раза: так нужно идти по жизни — рука об руку, соблюдая христианские законы, а потом вкушают вино из одной чаши — символа их общего будущего.

 

 

 

Какие детали стоит обсудить заранее: 

 

1. В момент совершения таинства никого не должны крестить, венчать или отпевать.

 

2. Важно, чтобы интерьер церкви соответствовал представлениям пары о скромности или пышности – это зависит от приоритетов. Выбрав храм, не забудьте предварительно согласовать свое решение с настоятелем церкви. Он должен дать свое благословение, после чего можно выбрать дату.


3. Со священником стоит сразу обговорить несколько моментов, чтобы избежать неприятных сюрпризов: обратить внимание, что вы хотите быть единственной венчающейся парой в этот момент времени. По церковному уставу запрещено венчать несколько пар одновременно, однако на практике может случиться что угодно.

 

4. Обязательно уточните, можно ли проводить в храме фото- и видеосъемку, что необходимо при себе иметь и на что обратить внимание.

 

 


Когда и кому можно венчаться?

 

Венчают только в определенные дни. Обряд не проводят во время постов, накануне двунадесятых праздников, во вторник, четверг и субботу. Перед венчанием нужно соблюсти ряд ритуалов — пост, исповедь, причащение, молитва и взаимное прощение. Венчают только семейные пары, имеющие свидетельство о браке. 

 

 


Что взять с собой?

 

Для обряда венчания необходимо свидетельство о браке, рушник, венчальные свечи, кольца, иконы Спасителя и Богородицы и нательные крестики.

 

 


В чём венчаться?

 

С женихом все достаточно просто – строгий костюм или смокинг вполне будут уместны, а вот невесте необходимо учесть ряд деталей. 

 

О брючнух костюмах и коротких платьях придётся забыть. Допускаются только «закрытые» облачения белого цвета или светлых оттенков длиной не выше колен, а желательно прямое в пол. Платье должно быть одновременно и сдержанным, и торжественным. Часто подвенечный наряд имеет элементы традиционного русского костюма, подчеркивая преемственность поколений, традиции.

 

Обувь и головной убор для венчания тоже должны быть особенными — носок и пятка должны быть закрыты, а голова прикрыта фатой или палантином.

 


Макияж должен быть максимально естественным, маникюр – неброским, а аромат духов едва уловим. Во время церемонии необходимо прикладываться к венцу, кресту, иконе, поэтому забудьте в этот день про яркую губную помаду или блеск. 

 

Дресс-код для гостей

 

Для женщин обязательны головные уборы, закрытого типа одежда, платья или юбки. Все без исключения гости должны надеть свои нательные крестики. Свидетели обязательно должны быть крещеными.

 

  

 

Таинство Венчания

протоиерей Владимир Хулап

 

Таинство Венчания в Церкви и государственная регистрация брака – в чем существенное различие и есть ли сходство?

Общим является то, что и христианское понимание брака, и понимание брака нашим обществом, рассматривает его как союз мужчины и женщины.  Союз добровольный, союз, который заключается для создания семьи, для рождения и воспитания детей и для реализации общности между мужчиной и женщиной. Христианство идет дальше и видит в браке более глубокую перспективу и более глубокое измерение.  Венчание в Православной Церкви является Таинством, то есть, местом особой встречи между Богом и человеком, неким импульсом, который дает начало новому вектору в жизни супругов. Соответственно, венчание должно определять их будущую жизнь. Если мы посмотрим на Священное Писание, то увидим, что мужчина и женщина – это два образа, два вида человеческого бытия. Они нуждаются в дополнении, в восполнении и в совместном возрастании, которое как раз и должно происходить в браке. Но апостол Павел говорит о том, что любовь между мужчиной и женщиной не должна ограничиваться просто телесным или душевным уровнем, но реализовываться на уровне духовном.  Апостол Павел сравнивает брак между мужчиной и женщиной с браком между Христом и Его Церковью, тем самым показывая нам, что любовь имеет более глубокое, жертвенное измерение. Любовь Христа к Церкви – это не просто чувство, не просто сиюминутная эмоция, которая появляется и исчезает, но это конкретные дела. Именно поэтому любовь – не только чувство, но это и движение, акт воли. Любовь должна проявляться в конкретных повседневных делах супругов, которые и являются тем камнем, тем основанием, теми кирпичиками, из которых созидается их семья.  Семья в христианстве нередко называется малой церковью, то есть тем обществом, где супруги реализуют в повседневности свою веру, свои ценности, пытаются жить так, как учит нас Евангелие.  Если это брак верующих людей, то совершенно логично, что, заключаемый в такой перспективе понимания,  брак должен заключаться именно в церкви, сопровождаясь особыми молитвословиями, которые составляют чинопоследование венчания.  Этот брак сопровождается определенными символами: одевание колец, возложение венков, испитие общей чаши.  Все это показывает нам ту реальность брака, о которой мы очень часто забываем, – единство и, вместе с тем, разное служение.  Если мы посмотрим на молитвы чинопоследования венчания, то увидим, что речь идет о том, что молодые поставляются на особое служение  в своей домашней церкви.  Идеалы христианского брака, которые мы видим в молитвах чинопоследования венчания,  – это тот ориентир, с одной стороны, к которому должны направляться христианские супруги. С другой стороны, это тот источник, первая точка их совместного бытия, в которое они могут возвращаться, когда им будет тяжело.  Если в эти моменты супруги будут вспоминать о том, что Таинство Венчания  – это как раз таинство молитвы о том, чтобы Бог дал благодать этому браку, то в моменты оскудевания этих сил божественная благодать обязательно придет на помощь. Она обязательно уврачует все те наши человеческие немощи, с которыми мы сталкиваемся в нашей семейной повседневности.

Как правильно подготовиться к венчанию? В какие дни можно венчаться?

Таинство Венчания не совершается в дни многодневных постов: в Великий Пост, в Рождественский пост, в Петров пост, в Успенский. Не совершается накануне постных дней: среда и пятница. Не совершается накануне дней, которые наполнены особым литургическим богослужебным содержанием:  дни Масленицы,  дни Светлой Седмицы, то есть неделя после Пасхи, Святок, дни, предшествующие великим двунадесятым церковным праздникам, перед воскресным днем. Что касается подготовки, то все зависит от того, как супруги воспринимают заключение брака и что они вкладывают в это понятие.  Заключение брака – это замечательный повод подвести некую черту под прошедшей жизнью. Подумать о том, что хорошего и плохого было в моей жизни до этого момента, от чего бы я хотел отказаться в заключаемом браке и, наоборот: какие свои качества и качества моей семьи я хотел бы сознательно культивировать, развивать и на что бы я хотел направить свои силы. Конечно, если супруги воцерковленные, замечательно, если они приступят к Таинству Исповеди, в котором могут перед Богом принести покаяние во всех своих прошлых грехах и ошибках, которые могут оказать негативное влияние на заключаемый брак. Также приступить к Таинству Причащения, где они получают в Таинстве Тела и Крови Христовой вот это глубочайшее единство: соединение друг с другом и соединение с Богом.  В древности общая чаша была как раз чашей евхаристической, то есть чашей самого главного христианского Таинства.  В любом случае было бы хорошо, по крайней мере, поговорить со священником:  либо с тем священником, который будет совершать Таинство Венчания в храме, либо с дежурным священником, который находится в храме с утра до вечера.  Поэтому с ним можно поговорить, выслушать какие-то  советы, рекомендации для того, чтобы венчание не осталось красивой формой, красивой оберткой, когда молодые заказывают лимузин и одновременно церковное венчание для красоты внешнего антуража: свечей, венцов, красивого пения хора и так далее.  От того как супруги подготовятся к Таинству Венчания, во многом зависит и то, какие плоды это Таинство принесет в их жизни или останется просто какой-то красивой оболочкой.

Сегодня распадается много браков, в том числе и венчанных. Церковь «развенчивает» такие браки или нет?

В Церкви нет такого понятия – «развенчать брак». Любой брак является живым организмом. Подобно тому, как рождается ребенок, рождается новый человек, в Таинстве Венчания рождается новый христианский брак, поэтому, как и в отношении живого организма, здесь действуют те же самые законы.  Если этот живой организм не подпитывается божественной благодатью и совместными усилиями супругов, то рано или поздно этот организм может засохнуть и прекратить свое существование. Церковь только констатирует, что брак распался.  Никакой религиозной церемонии, никакого обряда развенчивания брака не существует. Церковь, конечно, относится к расторжению брака как к драме, даже как к трагедии. Речь идет не об осуждении этих супругов. У разных людей есть разные жизненные обстоятельства и у каждого брака свой путь, своя судьба, не похожая на другие браки. Тем не менее, Церковь, понимая, что человек несет в себе несовершенство, не отказывает ему в венчании последующих браков.  Второй и третий брак, согласно православной традиции, получают церковное благословение, но это не означает, что все прежние браки автоматически аннулируются. Если посмотреть на чинопоследование второго, третьего брака, то мы увидим, что оно менее торжественно, в нем существуют какие-то покаянные мотивы, не такие радостные как в чинопоследовании заключения первого брака. Опять же, Церковь  призывает к тому, чтобы верующие задумались: какова же была ошибка моего прошлого союза и как этой ошибки я могу избежать. Сейчас мы очень часто говорим о том, что брак заключается, если два человека, мужчина и женщина, любят друг друга.  Но очень часто это не любовь, а влюбленность, которая быстро исчезает. Затем, когда этот эмоциональный фон уходит, один из партнеров начинает искать какие-то новые ощущения. Церковь говорит совершенно другом. О том, что любовь – это цель брака. Это то, чего должны достичь супруги через пять, десять, двадцать, может быть, тридцать лет совместного бытия. Это то, что Священное Писание называет «одной плотью». Этот идеал единства на телесном, душевном и духовном уровнях мы видим в чинопоследованиях и первого, и второго, и третьего браков. 

Надо ли венчаться сразу после регистрации брака? В последнее время стало принято венчаться после определенного периода, прожитого вместе. Нормально ли это?

Здесь я выражу свое мнение, у других священников оно может быть другим. Мне кажется, что слова венчания не должны остаться пустыми словами. Сейчас мы погружены в информационную среду, где слова девальвируются.  Ежечасно мы слышим сотни, тысячи слов, которые очень часто не несут никакой содержательной нагрузки. Поэтому, мне кажется, было бы хорошо, если бы супруги, прежде чем они решаются заключить церковный брак, взяли бы какую-нибудь церковную литературу, посвященную православному пониманию брака. Взяли бы чинопоследование венчания, которое есть и в интернете на русском языке, и посмотрели бы: видят ли они сейчас свой брак в этой перспективе, готовы ли они оба стремиться к тому, о чем будет молиться священник над ними, вместе со всей собравшейся общиной, в храме во время венчания.  Или они пока еще к этому не готовы. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится о том, что Русская Православная Церковь с уважением относится к браку, заключенному в органах ЗАГС. Может быть, для некоторых это будет первым ответственным шагом. Не просто какое-то совместное существование, но ответственность перед лицом общества вначале.  Следующим шагом, если супруги живут церковной жизнью и их церковная жизнь развивается, вполне возможно станет, что они дорастут до такого момента, когда скажут: «Да, мы понимаем, о чем говорит Церковь, когда она говорит о браке. Да, мы разделяем эти евангельские ценности. Да, мы хотим жить именно так и, поэтому мы  у Бога хотим попросить благодать в этот конкретный момент нашей совместной жизни для того чтобы в нашем браке начался новый этап». Брак – это совместная, тяжелая, ежедневная, иногда очень неприятная, работа.  Речь идет о том, что если оба супруга готовы к этой работе, готовы к этому труду любви, который обязательно принесет свой плод, и готовы попросить у Бога божественной помощи и божественной благодати на этом пути, то в Таинстве Венчания это им обязательно  будет подано.

Духовно-просветительский телепроект «Слово»

Таинство Венчания

Венчание — это союз навсегда. Люди соединяются на земле, чтобы быть вместе в вечности.

Суть брака — это взаимное признание молодоженов, ответственность друг за друга и будущих детей, супруги ради своей любви жертвуют своей свободой и самостоятельностью. Венчание — это союз навсегда. Люди соединяются на земле, чтобы быть вместе в вечности.

Венчание — это Таинство, во время которого молодые дают обеты хранить верность и быть единодушными во всем, растить и воспитывать детей, а Бог дает Благословение и Благодать семейной паре. Кроме того, это очень красивый и величественный христианский обряд. Для верующих людей большое значение имеет именно брак перед лицом Бога.

На венчании присутствуют близкие люди супругов.

Page medium venchanie

Почему обряд называется венчанием

Известна история о 40 мучениках, которые приняли Христианскую веру во время гонения христиан. Язычники за это загнали их в ледяную воду, в которой христиане должны были стоять до смерти или отречься от веры. Один не выдержал и отрекся от Христа. Одного из мучителей настолько поразила вера мучеников, что он сам присоединился к христианам со словами, что он тоже будет исповедовать христианскую веру. Произошло видение: Бог возложил 40 венцов на мучеников. Все мученики умерли в этот день, но не изменили своей вере. Поэтому, венчание, подразумевает, что у каждого свой тернистый путь, гладкой супружеской жизни не бывает, и только любовь помогает перенести все страдания.

Как проходит Таинство Венчание

Заключение церковного брака происходит в церкви. Церемония состоит из обручения, венчания, разрешения венцов и благодарственного молебна. Обряд венчания проводят священник и дьякон. Вся церемония длится минут сорок. Во время Таинства Венчания молодым присаживаться не разрешается.

Во время венчания священник вручает молодой паре зажженные свечи. Свечи — это символ радости и тепла. После надевает кольца, трижды, начиная с жениха. Одно кольцо — золотым, а второе — серебряное. Золотое кольцо символизирует солнце, ему уподобляется муж, а серебряное — луну, сияние луны отражает солнце, оно для жены. После троекратного обмена серебряное кольцо достается мужу, а золотое — жене, как символ верности. После обручения священник спрашивает у молодых, добровольно ли они вступают в брак и не обещаны ли они другим. Читает молитву, прося благословения у Бога для супружеской пары. После чего на головы молодых возлагают венцы, как символ венца Царя Небесного (богато украшенные короны). Священник троекратно произносит: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!» и читает отрывок из Евангелие, как Господь благословляет брак в Кане Галилейской. Затем подают чашу с вином (как символ жизненной радости и скорби, которые супруги делят до конца своих дней). Молодые в три приема выпивают вино. Священник соединяет их руки и проводит вокруг аналоя трижды, под пение молитв (круг символизирует вечность, а следование супругов за священником — служение Церкви). По завершению Таинства Венчания священник подводит молодых к Царским вратам алтаря и произносит им слова назидания.

Родные и близкие люди молодых поздравляют христианскую семью.

Page medium ussian orthodox wedding

Праздничная трапеза после венчания

Тепло и радостно становится на душе после венчания. Гости и молодая семья продолжают празднование за обеденным столом. Поведение гостей и сам праздничный обед должны быть скромными без чрезмерных возлияний и танцев. Тихое и скромное пиршество благословляет Господь. « Не подобает на браки ходящим скакати и плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам.» — 53-й правил Лаодикийского Собора.

Пара, желающая обвенчаться, должна быть: православной, верующей, крещеной, носить нательный крестик, зарегистрированной в браке.

Прежде, чем венчаться нужно решить для себя однозначно, чтобы не было сомнений, готовы ли вы к этому. Супруги, желающая обвенчаться, должны осознавать, что венчание — это огромная ответственность. Самовольное расторжение церковного брака и нарушение обета верности — очень большой грех.

День и время венчания супруги должны обсудить заранее лично со священником. Пройти индивидуальную беседу и получить духовное благословение.

Как подготовится к венчанию

Три дня соблюдать пост, молится. Прийти в церковь на исповедь. Исповедоваться нужно искренне. Принять Святое Причастие.

Page medium venchanie

Что необходимо для венчания

Две иконы. Икона Божьей Матери и Спасителя, ими во время Таинства венчания священник будет благословлять пару. Иконы должны принести родители. В былые времена использовали иконы, передающиеся из поколения в поколение, как самая большая святыня. Сейчас бытует мнение, что иконы должны быть новыми, чтобы не нести в молодую семью энергетические накопления и смысловую нагрузку из предыдущих семей. Вопрос этот спорный. Каждый решает сам для себя.

Венчальные кольца

Кольцо — символ вечности и неразрывности союза двух людей. Можно воспользоваться обручальными кольцами, но желательно купить пару колец, именно для венчания. В старину положено было покупать одно кольцо золотое, а второе серебряное. Золотое символизирует блеск солнца — мужа, а серебряное — нежность и терпение- жену. В следствие обмена серебряное — мужу, а золотое — жене, в знак верности. Венчальные кольца надевают и носят на безымянном пальце левой руки.

  1. Белые платочки, для того, чтобы держать свечи.
  2. Свечи, их покупают в храме, где будете венчаться.
  3. Белое полотенце или рушник, на нем будут стоять молодые. Белый цвет символизирует чистоту помыслов.
  4. Вино «Кагор».

Для венчания очень желательны два свидетеля. Важно чтобы оба свидетеля были православными, желательно уже семейными людьми. Обязанностью свидетелей на протяжении жизни будет духовно руководить семьей. Свидетели держат венцы во время церемонии венчания. Если свидетелей нет, венцы надевают на голову пары.

Обязательно свидетельство о регистрации брака. Без этого документа вас не обвенчают. Чтобы обвенчаться без свидетельства о регистрации брака, необходимо просить и убеждать Батюшку. Венчание без свидетельства — на усмотрение священника.

Платье для венчания. Платье невесты для венчания должно быть белым и желательно скромным (символ святости и чистоты). По правилам плечи и руки должны быть закрыты (лучше уточнять в той церкви, в которой вы решили венчаться). Обязателен головной убор для невесты: фата или платок. На Таинство Венчания нужно одевать все новое и самое красивое. Косметика и украшения могут присутствовать, но минимально. Обязательно наличие нательных крестиков у обоих супругов.

Page medium wedding in the church 03

Поведение в храме во время венчания

Нельзя разговаривать, смеяться, становится спиной к иконостасу и образам, ходить по храму. В момент венчания церковь и священнослужители молятся только за вступающую в церковный брак пару. Супругам нужно быть особенно внимательными к церковной службе и прослушать молитвы, они будут иметь влияние на всю дальнейшую их супружескую жизнь. Все находящиеся в Храме, и сами молодожены должны искренне молиться во время Таинства Венчания.

Не венчают

Не могут быть венчаны родственники, кровные и нет, до четвертого колена, сводные братья и сестры, кумовья не могут быть повенчаны между собой и своими крестниками, если у молодых очень большая разница в возрасте и при несовершеннолетии (понадобится разрешение архиерея). Если один из супругов иной веры, обязательным условием для венчания является, посвящение в православную веру будущих детей. Если один из супругов атеист. Не допускается церковный брак, если один из супругов является венчанным с другим человеком. В этом случае требуется разрешение архиерея и его благословение. Церковь не благословляет четвертый и последующие браки.

 

Page medium 20130211175025

Дни, в которые не венчают

Не венчают в даты постов и праздников. В период от Рождества Христова до Крещения. Во время многодневных постов: Рождественский, Успенский, Петров, Великий. Во время Масленицы и Пасхи. Накануне двунадесятых праздников и престольных храмовых дней. Также не обвенчают: во вторник, четверг, субботу.

Перед выбором даты венчания свертесь с церковным календарем и уточните в выбранной церкви, свободна ли интересующая вас дата для венчания.

Народные суеверия, например, в «мае нельзя венчаться» и прочие, глупы и церковь их не поддерживает.

Как развенчаться

Церковь может разрешить «развенчаться» только при очень веских доводах. Например, измене одного из супругов, при психическом заболевании, неспособность к брачному сожитию, посягательство на жизнь супруга или детей, заболевание проказой, сифилисом или СПИДом, при хроническом алкоголизме или наркомании, совершении женой аборта, если муж против. Отговорки, типа «не сошлись характерами» здесь не пройдут. Подается письменное прошение с указанием причины, по которой вы решили развенчаться.

Page medium venchanie1

Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *