Венчание до 18 лет: до какого предельного возраста венчают, можно ли обвенчаться после 60 или в 15 лет, возможные ограничения – Календарь венчаний на любой год

Содержание

до какого предельного возраста венчают, можно ли обвенчаться после 60 или в 15 лет, возможные ограничения

Всё больше пар скрепляют свой союз не только торжественной церемонией в загсе, но и последующим венчанием в церкви. Таинство позволяет стать супругами и в миру, и перед Богом, соединить мужа и жену неразрывными духовными узами. Это серьёзный шаг, нерушимая клятва, а потому существуют некоторые ограничения, накладываемые церковью на желающих его совершить.

Особенности и правила

Фото 1
Православное духовенство крайне негативно относится к желанию провести обряд без глубокого понимания его сути и отказывает парам, в которых видит лишь праздный интерес к красивому представлению или потребность следовать моде.

Шоу можно устроить и на светском бракосочетании, венчание же представляет собой таинство, обет, данный перед Богом, а значит подходить к нему надо с уважением и трепетом. Это обещание верности и вечной любви, и нарушение этого обещания будет являться тяжким грехом.

Поэтому не стоит произносить клятвы, если вы сомневаетесь в чувствах.

Важно! Родительское благословение для венчания желательно, но необязательно. Можно обойтись и согласием духовника.

Возрастные ограничения

Фото 2
Венчание – не только обет верности и любви, но также и просьба к Богу одарить союз благодатью и детьми. Поэтому неудивительно, что таинство проводится над людьми детородного возраста, готовыми создать и расширять собственную семью. Новобрачные должны быть достаточно зрелыми физически и душевно, чтобы принять это важное решение взвешенно и осознанно.

Предельный минимум

Так как таинство проводится батюшкой исключительно над дееспособными взрослыми людьми, уже вступившими в брак светский, то нижней границей является 16 лет для девушек и 18 лет для юношей – возраст, с которого разрешено регистрировать отношения в загсе.

Естественно, 16-летняя невеста должна иметь разрешение родителей и объективные причины, по которым брак нельзя отложить до достижения ею совершеннолетия (обычно это беременность).

Строгий батюшка теоретически может отказаться венчать совсем юную девушку и потребовать прийти позже, когда она будет твёрдо уверена в своём решении, но случается такое редко, ведь детям, по мнению духовенства, лучше рождаться в освященном союзе.

До какого возраста разрешено?

Фото 3
Максимальным возрастом по церковному праву является 60 лет для женщин, и 70 – для мужчин. После этого возраста невозможно деторождение.

Но правило работает лишь в случае, если вы собираетесь скрепить новые, недавно начавшиеся отношения. Если же вы уже много лет прожили в зарегистрированном браке, то батюшка пойдёт навстречу желанию пары стать супругами перед Богом и получить благодать и благословение в любом возрасте.

Разница будет лишь в том, что из списка обязательных молитв исключат просьбу послать семье много чад. Кроме того, невеста в этом случае, точно не являясь девственницей, не надевает фату и выбирает другой, небелоснежный оттенок платья, например, кремовый или светло-золотистый.

Как обойти ограничения после 60 или до 16?

Любые ограничения будут сняты, если вы получите разрешение от архиерея. Для этого стоит написать письмо или попробовать организовать личную встречу.

Но благосклонность архиерея зависит от специфики вашей пары. Если вам по пятнадцать, и вы хотите скрепить отношения в обход родителей, то шанс на благоприятный исход микроскопичен.

А вот для пожилой пары, пусть даже и недавно встретившейся, не имеющей в прошлом других браков, в том числе гражданских, и крепкой в вере, исключение, скорее всего, сделают, будь им хоть под девяносто.
Фото 5

Большая разница

Классический сюжет в русской литературе или живописи: она юная прелестница, он пожилой генерал, которые венчаются неравным браком в силу разных причин, но чаще – из корыстной выгоды.

Батюшка вряд ли будет рад подобному объяснению причин для венчания. Фиктивный брак, заключенный исключительно из династических или экономических соображений, легко расторгается, и процедура развода юридически достаточно проста. А вот таинство венчания – обряд нерушимый. Поэтому если вы с избранником имеете разницу более чем в десять лет, то, скорее всего, батюшка попытается вас отговорить от венчания из-за возможности быстрого развода.

Самые строгие священники называют максимально допустимую разницу в возрасте в 5 лет. Но стоит помнить, что по церковному праву батюшке полагается лишь поговорить со вступающими в такой брак и попытаться их убедить в непрочности неравного союза.

Фото 4
В случае упорства молодых, их уверенности в своих чувствах и готовности прожить вместе до конца своих дней – в венчании отказано быть не может. Если договориться не удаётся, попробуйте поступить так же, как и в других спорных ситуациях – обратиться к архиерею. Его разрешение позволяет венчать людей вне зависимости от обстоятельств.

Совет! В качестве аргумента лучше всего приводить собственную крепкую веру и долгий срок ваших отношений (естественно, они должны быть зарегистрированы в загсе). Аргументом будет и беременность невесты.

Если вы действительно любите друг друга, то вы сможете доказать это даже архиерею, и возраст не станет помехой. Не забудьте только правильно выбрать одежду и аксессуары для венчания: кольца, иконы и свечи.

Полезное видео

Всем известно крылатое выражение: «Любви все возрасты покорны». Но что по этому поводу думает церковь? Об этом в видео:

Заключение

Брак, заключенный не только на земле, но и на небесах – мечта для по-настоящему любящих друг друга людей. Таинство венчания, одновременно романтичное и возвышенное, соединяет два сердца неразрывными духовными узами, а значит, не может быть никаких препятствий для настоящей, верной и преданной любви.

Вопросы настоятелю / Венчание без регистрации в Загсе

Сможем ли мы обвенчаться без регистрации в ЗАГСе? Я знаю, что такие союзы обычно не венчают, но мне 16, моему жениху 19 лет, мы очень любим друг друга и хотим обвенчаться. Не узаконить наш брак, а именно создать союз перед лицом Божиим. На наш брак каких-либо веских причин нет (вроде беременности), просто хотим стать мужем и женой в духовном плане. Мы оба русские, православные и крещеные, мы хотим обвенчаться в тайне от всех… Мы не пытаемся кому-то что-то доказать, просто очень сильно любим друг друга… Очень.

Возможно ли нам создать свою маленькую семью? Или придется еще ждать пару лет, регистрировать наш союз в ЗАГСе и только потом идти в церковь?

Дарья

ученица

Тюмень

16 апреля 2011г.

Уважаемая Дарья, меня очень радует Ваше отношение к браку. Не слишком часто встретишь сейчас молодую девушку или молодого человека, которые понимают, что главное-то — духовное соединение, а не земное и, тем более, плотское. Но ведь всегда в жизни человека менее значимое предваряет более значимое.

В Православной Церкви Таинство Браковенчания совершается по отношению к двум верующим людям, которые приняли о том твердое решение, заключили союз перед государством, тем самым засвидетельствовав основательность своих намерений, пришли в храм, исповедовались и засвидетельствовали свое намерение строить семью как малую Церковь. Венчание без регистрации допускается лишь в порядке абсолютного исключения, в экстремальных случаях: перед операцией с угрозой для жизни, при отправке на Северный полюс или в места, где ведутся военные действия и т. д. Во всех остальных случаях супруги должны зарегистрировать свой брак и только после этого приступить к Таинству Венчания.

Если Вы так сильно любите друг друга и решили всю жизнь быть вместе, так и подождите немножко. По крайней мере, до достижения Вами гражданского совершеннолетия, которое достаточно скоро наступит, Вам же уже 16. Тогда у Вас не будет никаких видимых препятствий к вступлению в зарегистрированный государством брак, и, соответственно, для обращения в церковь для совершения Таинства Венчания.

Несколько странно звучит Ваше желание сейчас «создать свою маленькую семью в тайне от всех». Значит ли это, что Вы намереваетесь, вступив в церковный брак, хранить это от всех в тайне, живя порознь до заключения гражданского союза? Но ведь Венчание – не романтический обряд и не игра, это и есть создание полноценной семьи. Если же в силу возраста вы не имеете сейчас возможности взять на себя все бремя семейной жизни, так надо и воздержаться до той поры, пока, получив образование и встав крепко на ноги, вы сможете вступить в законный гражданский и церковный брак.

можно ли в 16 лет венчаться?

Не забудьте, что венчаться стоит тогда, когда вы на самом деле верите, а не просто для галочки . В 16 лет сексом рано заниматься, не то, что жениться в ЗАГСе или венчаться)) ) потому как лет через 5, если не раньше, придет осознание, что вы поторопились, а на развенчивание -нужно разрешение церкви.

церковь возраст не назначает

Венчаться можно, начиная с возраста гражданского совершеннолетия, то есть с 18 лет.

Конечно, мне кажется!!!

обвенчают только после регистрации брака в ЗАГСе, в Украине это возможно с 17 лет, а в других странах — сами узнайте

можно, но нужно ли?? ? такие поступки нужно делать осознанно, а в 16 лет какая осознанность? вами еще играют гормоны и юношескии максимализм

В России венчают только при предоставлении свидетельства о браке, а его можно получить по достижении совершеннолетия.

КАТЕГОРИЧНО- НЕТ!!!! Даже, если вы будете в официальном браке состоять, по залёту, по другому-то не распишут. Ответ точен, у меня муж священник. В церкви есть ограничения для брака!

У нас друзья венчались когда ему было 25,а ей 14.

с 16 лет венчают, но при предоставление свидетельства о браке!!! ! это точно я знаю.

Свадебные традиции в Российской империи. — Елена — Дневник — Православные знакомства «Азбука верности»

Русская семья испокон веков начиналась со свадьбы. Свадьбы бывали очень церемонные, пышные, «толстотрапезные», иногда сильно хмельные, с многодневными пирами и гостьбой на весь мир. Впрочем, преобладал все-таки старинный русский классический стиль. Присутствует и некоторая двойственность свадебного обряда XVIII — XIX веков, который не мог оторваться от традиционных принятых веками циклов сватовства, венчания и гостевания и одновременно тянулся к европейской моде. Свадьба в имперском дореволюционном обществе отличалась со стороны обрядности и внешности странной смесью «французского с нижегородским».

 

Большинство свадебных обрядов — это наследие языческой Руси, но некоторые из них появились лишь с возникновением христианства. Значительная часть обрядов и атрибутов русской свадьбы была заимствована у других народов. Так, в античных бракосочетаниях существовали и обручальные кольца, и невестины покрывала, и свечи, и свадебные дары, и венки, и соединение рук… Обычай осыпать новобрачных хмелем, зерном и деньгами также возник в Античности. Русский каравай, как символ бракосочетания, был заимствован у древних римлян: в Риме новобрачные должны были отведать пирог, приготовленный из муки, замешанной на соленой воде, и меда.

 

 

 

Картинки по запросу фото картина свадьба на руси

 

 

На Руси свадьбы играли в периоды, когда прекращались сельскохозяйственные работы: осенью, начиная с Покрова дня (1 октября по старому стилю), и зимой от Крещения до Масленицы. Хорошей приметой было приурочить дату венчания к Покрову дню, так как Покров, наряду с Параскевой Пятницей считался покровителем брачных союзов. Старались избежать свадьбы в мае, чтобы не «маяться всю жизнь». Часто свадьбы играли и в сентябре, еще до полного завершения сельскохозяйственных работ. Но из этих правил бывали и исключения, ничего зазорного не было в свадьбе летом.

Кроме аграрного календаря на выбор даты свадьбы большое влияние оказывал календарь церковный. Православная церковь запрещала венчание во время постов (Великого, Петрова, Успенского и Рождественского), накануне воскресных, двунадесятых, храмовых и великих праздников, от Рождества до Богоявления, во время Масленицы (Сырной седмицы) и Пасхальной седмицы. Не приветствовались свадьбы накануне среды и пятницы на протяжении всего года. Таким образом для свадеб оставалось не так уж много дней в году.

 

Считается, что в XIII – XVI, даже в XVII веках в России женились рано — в 12-13 лет. Но источники говорят о другом: в 1714 году брачный возраст был определен для мужчины в 20 лет, а для женщины в 17. Попытки Екатерины II снизить планку до 13–15 лет практически не удались, но в мемуарной литературе описаны случаи выдачи замуж даже в 12 лет. В реальной жизни девушек выдавали замуж от 16 до 18 лет. Предельный возраст для брака был установлен в 80 лет. В начале XIX века самым лучшим возрастом для брака считали 18–22 года, а для мужчины 30 лет, при этом девушка в 25 лет расценивалась уже как «перестарок». Повышение брачного возраста в послепетровское время стало очень важным фактором создания прочной семьи, оснобенно в дворянской среде. Это повышение было характерно для всей Европы. Однако браки стариков с юными девицами считали предосудительными.

 

 

Похожее изображение

 

 

 

Готовить детей к женитьбе (замужеству) начинали с колыбели. Семья в те времена играла исключительно важное экономическое значение. Женитьба находилась целиком в руках родителей. В подавляющем большинстве случаев жених и невеста не знали друг друга до брака. (Уже в XVIII веке отказались от старорусских представлений не показывать молодых до свадьбы друг другу, поэтому у жениха и невесты стало больше свободы в знакомстве, особенно благодаря введенным Петром I балам и праздникам. В 1721 году впервые были разрешены браки с иноверцами, что означало на деле нарушение замкнутости православной семьи. Но детей от таких браков обязательно крестили как православных). Также браки могли совершаться по повелению высших лиц: господа женили своих слуг, не спрашивая их согласия, а цари и великие князья искали невест для своих бояр.

 

В то время без родительского благословения брак считался не совсем официальным и не признавался в светском обществе. Известная во второй половине XVIII в. своей политической и просветительской деятельностью княгиня Е.Р. Дашкова называла такой поступок ослушников традиции «надгробным памятником» браку. Как правило, традиция сохранялась и в проявлении невестой христианского послушания в решении своей «участи», так как родители имели большой жизненный опыт и хотели своим детям счастья. В этом смысле показателен случай сватовства Дмитрия Янькова к своей избраннице Елизавете. Ее отец три раза не соглашался на предложение жениха, в четвертый уступил и спросил мнение дочери. Она ответила:

 

 

«Ежели вы, батюшка, изволили согласиться, то я не стану противиться, соглашаюсь и я».

 

Сама процедура «получения согласия всех сторон» была крайне противоречивой, но все же преобладали прежние традиции: жених спрашивал сначала дозволения своих родителей на женитьбу, затем объяснялся с родителями невесты, и только после получения согласия обращались к девушке. Начиная с петровских времен, родители постепенно вынуждены были учитывать мнение вступавших в брак: указом 1724 года запрещалось выдавать дочерей замуж насильно, и родители должны были подтвердить это клятвой. Несмотря на сохранение определенной роли родителей при выборе брачного партнера, к середине XVIII века в привилегированных семьях вошло в обиход право невесты на отказ от замужества. Кстати говоря, вескими причинами отказов от браков могли быть отсутствие необходимого состояния, родовитости, сохранение очередности при выдаче замуж дочерей.

 

 

Согласно законодательству Российской империи, вплоть до начала ХХ в. регистрация брака для лиц православного вероисповедания производилась через обряд церковного венчания, который фиксировался в церковных метрических книгах. Вступлению в брак предшествовала процедура брачного обыска. Собирались особые свидетельства, подтверждающие, что жених и невеста не состоят в родстве (которое было серьезным препятствием для брака), не состоят в браке на данный момент и вообще, «в добром уме и трезвой памяти». В конце Х1Х – начале ХХ в. у брачного обыска появилось второе название – предбрачное свидетельство.

 

 

Препятствиями для брака кроме возраста могли быть душевные болезни, несогласие родителей или состояние в браке одного из супругов, близкородственные отношения брачующихся, количество браков. Согласно православной традиции, каждый последующий брак (особенно если дело касалось дворян) был уступкой человеческой слабости и страсти, поэтому всего их разрешали не более трех. В бытовом обиходе обряд обручения называли помолвкой, так как она считалась «половиной венца». В этот день обменивались образами и кольцами. Жених обычно преподносил подарки невесте: украшения с бриллиантами, шали, часы, веера. В эти дни родители жениха и невесты должны были очень усердно молиться за своих детей, а между самими родителями устанавливалась особая степень родственной близости — свойство. День заканчивался праздничным столом для родственников. Жених начинал проводить много времени в доме невесты.

 

 

Картинки по запросу фото картина свадьба на руси

 

 

Продолжительность и рисунок свадебного обряда различались в зависимости от сословия. У всех социально-сословных групп были распространены следующие традиции, с некоторыми вариациями: собственно свадьбе предшествовало сватовство, осмотр домашнего хозяйства жениха и смотрины невесты. Затем шли сговор и обручение, девичник для невесты и подруг, молодечник для жениха. После всех этих «подготовительных этапов» осуществлялось венчание. Далее следовало застолье, свадебный пир и «визитная неделя». Традиционная русская свадьба, как правило длилась три дня, но могла продолжаться и дольше. Последовательное исполнение каждого из этих обрядов рассматривалось как правильный путь создания семьи. Нарушение этой последовательности или невыполнение одного из свадебных обрядов воспринималось как незавершенность события, несостоятельность брака.

 

 

У всех социально-сословных групп смотрины завершались обрядом моления и круговым обходом вокруг стола. Обряд «кругового хождения» представлял собой таинство: он совершался без посторонних наблюдателей и символизировал общее согласие обеих семей продолжать начатое дело. Далее договаривались о дне сговора, который, как правило, назначался через 2-3 недели. В дворянских семьях в доме невесты устраивали бал с угощениями, на который рассылали специальные приглашения, подписанные родителями невесты. Отец невесты представлял собравшимся жениха и невесту и публично объявлял об их помолвке. Гости поздравляли молодых, а жених дарил невесте обручальное кольцо с драгоценным камнем. Завершал сговор бал, который открывался вальсом жениха и невесты.

 

Картинки по запросу лев толстой после бала

 

 

 

В день помолвки подписывали также роспись приданого невесты. В него включали усадьбы с крестьянскими душами, деньги, образа, бриллианты, одежда, туалетные принадлежности, столовое и чайное серебро. Приданое готовилось заранее и отправлялось в дом жениха несколькими каретами. Обычно их было пять. Женские права на приданое в XVIII веке значительно окрепли. Муж не мог им распоряжаться один, продавать его и заключать покупные операции. При этом своих дочерей он снабжал приданым обязательно: оно составляло 1/14 отцовского имущества.

 

После сговора ни одна из сторон не могла отказаться от свадьбы без серьезных юридических последствий. В противном случае пострадавшая сторона могла потребовать возмещения затрат, связанных с приготовлениями к свадьбе. Размер неустойки был значительным, поэтому свадьбу старались не расстраивать. На второй день после сговора совершался обряд вручения невесте «Божьего милосердия» — икон, которые вместе с приданным перевозили в дом жениха.

 

 

Большое значение для общества и для самих брачующихся имело церковное оглашение будущей свадьбы. Согласно действующим канонам Православной церкви, желающие вступить в брак должны были в устной или письменной форме сообщить священнику своего прихода имя, происхождение и социальное положение своего избранника. Три ближайших воскресенья (или праздничных дня) священник по окончании литургии объявлял прихожанам имена жениха и невесты. Делалось это для того, чтобы выяснить, нет ли каких-либо препятствий и помех браку. Если молодые принадлежали разным приходам, то соответствующие объявления делались священниками обеих церквей. И если кто мог привести аргументы против будущего брака, он должен был успеть сделать это именно в процессе таких «чтений». По прошествии указанного срока священник выдавал невесте «билет на женитьбу», в котором указывался ее возраст, сословная принадлежность, а также делалась отметка о том, что девушка регулярно бывает на исповеди, прошла обряд причастия и что после троекратного объявления брака в церкви никаких помех к свадьбе не выявлено. Такой же билет выписывался жениху.

 

Накануне венчания в дом жениха перевозили приданое невесты. После отбытия приданого невеста вместе с матерью молилась на образа. В среде зажиточных купцов, где приданому уделялось особо пристальное внимание, организовывали целый «постельный поезд», состоявший из пяти подводов. В первой подводе везли икону и самовар. Рядом с самоваром сидел мальчик-блюдник, который держал в руках поднос с пачкой чая, завернутый в шелк, с огромной сахарной головкой, украшенной лентами. На второй подводе ехала крестная мать невесты, которая везла фарфоровую посуду. В руках она держала серебряную с позолотой солонку. На третей подводе перевозили постель, а на четвертой — мебель и плюшевый ковер. В последней, пятой подводе ехали сваха, державшая в руках живую индюшку, и тетка невесты, которая везла полную опись приданого. «Парадом командовала» тетка, желательно старшая сестра матери невесты, или сваха. Встречала «постельный поезд» мать или старшая замужняя сестра жениха. Сваха вручала ей украшенную лентами и чепчиком индюшку и дарила отрез на платье. Принималось приданое строго по описи, проверялась каждая вещь.

Накануне венчания дворяне рассылали свадебные приглашения в виде особых именных билетов. В приглашениях указывались имена и сословная принадлежность жениха и невесты, название церкви, в которой будет проходить венчание, час венчания, и адрес, где состоится свадебный бал. Часто к пригласительным билетам прилагались меню и подробное описание распорядка свадебного торжества.

В день венчания жених через сваху или тетку посылал невесте «женихову шкатулку» с гостинцами и венчальными принадлежностями (фатой, обручальными кольцами, венчальными свечами, духами, булавками и т.д.). Получив подарок от жениха, тетка невесты, так называемая «снарядиха», начинала одевать молодую к венцу.

 

 

Обувал невесту «свадебный отрок», младший брат или другой близкий родственник. На дворянской свадьбе функции свадебного отрока были более широкими: он подавал на серебряном подносе перчатки и фату, провожал невесту до кареты и нес за ней шлейф. Иногда для большей торжественности свадебных отроков было двое. Мальчики были одного роста, примерно одного типа внешности и одеты в одинаковую одежду.

 

В дворянских семьях были в ходу амулеты (различные ладанки, перстни с перчатками, подвески, дорогие ювелирные украшения и др.), которые берегли как зеницу ока и передавали из поколения в поколение вместе с легендами об их чудодейственной силе. Эти амулеты старались сохранить даже в случае полного разорения. В день публичного извещения о предстоящем браке мать передавала дочери с глазу на глаз какой-нибудь амулет, который обязательно находился при невесте в момент венчания.

 

 

 


Хоть традиции и отличались у разных социальных групп, и в разных регионах, попробуем реконструировать сам день свадьбы (венчания). Итак…

Собственно свадьба предварялась длительным подготовительным периодом: накануне венчания жених и невеста соблюдали пост и исповедовались у духовника, а утро дня венчания должны были провести в долгой искренней молитве. Невеста в этот день ничего не ела и, по старой русской традиции, обязана была плакать. После благословения родителей жених и невеста отдельно ехали в церковь, которую обычно заранее красиво украшали и ярко освещали. Впереди везли венчальную икону в отдельной карете. Невесту в храм вводил посаженный отец. Невесты были наряжены в глазетовое или парчовое белое платье с длинным рукавом, им делали прически с пудреными волосами и венком из красных роз — их красный цвет символизировал дань древнерусской традиции покрытия невесты красным покрывалом. Кстати, свадебный торт также украшали красными розами, а также лебедем, рог

Кто не имеет права венчаться? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ

После продолжительного Великого поста, а затем Светлой седмицы, когда венчание невозможно, многие пары планируют торжество именно на первое воскресение после Пасхи, забывая,  что не все православные, зарегистрировавшие свои отношения в ЗАГСе, могут рассчитывать на то, что их обвенчают в церкви.

Церковь не совершает Таинство Брака, если для одного из будущих супругов это четвёртый или пятый брак. Также и вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому венчанию. Отступления от этого правила могут быть допущены лишь по решению архиерея.

Препятствием к вступлению в брак также считается виновность в расторжении предыдущего брака. Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

Что ещё может послужить препятствием для венчания?

Церковью не допускается брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом. Венчание также невозможно между крёстными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребёнка. Однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено у правящего архиерея. Специальное разрешение также потребуется, если у жениха и невесты большая разница в возрасте, если возраст невесты или жениха выходит за установленные рамки. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе. В свою очередь, лица в возрасте от 60 до 80 лет должны обращаться за разрешением к архиереям. Для тех, кто перешагнул  80-летний рубеж, церковный брак запрещён, однако если пара много лет состоит в браке и под конец жизни хочет узаконить свой союз перед Богом, то венчаться можно с согласия архиерея.

Препятствием к браку является неспособность к брачному сожитию. Как указано в церковных правилах, кроме рождения детей существенную цель брака составляет и то, чтобы муж и жена могли удовлетворять свои естественные потребности и, следовательно, быть в полном половом общении между собой. Невозможность удовлетворения этой брачной цели составляет безусловное препятствие к браку. 

В  церковных правилах отсутствует запрет на венчание глухонемых и слепых, а также инвалидов и других маломобильных лиц, желающих вступить в брак. Однако если у одного из будущей пары есть умственные недостатки, в частности, бешенство, сумасшествие, идиотизм, то это служит препятствием для венчания.

Запрещается брак и между кровными родственниками вплоть до четвёртой степени родства. Также не венчается брак между людьми, состоящими в так называемом гражданском родстве (речь об усыновлении). То есть усыновителю запрещается вступать в брак с усыновлённой, как и усыновлённому — вступать в брак с усыновившей его матерью либо её дочерью.

календарь, можно ли обвенчаться без регистрации в ЗАГСе

Венчальный ритуал для верующей христианской пары – это очень ответственный, но вместе с тем, вполне естественный процесс. Особенно, если жених и невеста выросли в семьях, где православные традиции чтились с самого рождения. Но люди приходят к Богу в разном возрасте. И не все знакомы с правилами в значимом деле заключения брака на небесах. Как выбрать лучшее время для венчания? Когда церковь может категорически отказать в проведении обряда или, наоборот, рекомендует провести церемонию как можно скорее?

Православный календарь венчания в церкви: удачный понедельник для церковной свадьбы и «запретная» суббота

Прежде чем решить, в какой день молодоженам лучше всего обвенчаться в церкви, стоит обратить внимание на другие не менее значимые вещи:

  1. Храм. Его история, расположение, рекомендации и отзывы.
  2. Священнослужитель. Многие молодожены, следуя традициям своей семьи, выбирают себе настоятеля задолго до вступления в брак. Но если не сложилось, то отдайте предпочтение батюшке, исходя из рекомендаций и личных впечатлений от общения.

Самым неблагоприятным месяцем для свадьбы считается май. Традиционно, это время было самым тяжелым для работы на огороде и в поле. А осенние запасы сильно скудели после зимы, что делало праздничный стол совсем небогатым. В современном мире, когда подобные предрассудки считаются пережитком прошлого, май остается в лидерах самых красивых месяцев года: обновленная природа, свежая зелень и цветущие сады создадут прекрасный бэкграунд для торжества. Да и церковь венчанию в мае совершенно не препятствует.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Что касается особых дней недели, то самыми удачными для венчания считаются среда, пятница, воскресенье и даже понедельник. А вот в субботу такую церемонию возможно провести только в случае особой договоренности со священником. Этот день недели числится днем поминовения усопших, и церковь просит молодоженов воздержаться от церковных свадеб. Еще нельзя парам венчаться по вторникам и четвергам в течение всего года.

Самым удачным временем в году для венчального обряда народ определяет первое воскресенье после Пасхи

В день Красной горки священники проводят большое количество венчаний для всех желающих. Кроме того, любые свадьбы в праздники, связанные с девой Марией, особенно Покров пресвятой Богородицы, считаются залогом удачного брака и счастья в семье.

Не венчают священники молодоженов во время постов, в дни сплошных седмиц и накануне больших православных праздников. А еще в каждой церкви проводятся свои престольные храмовые праздники, которые не попадают в общий церковный календарь и которые не годятся для церковных бракосочетаний.

Православный церковный календарь венчаний – палочка выручалочка жениха и невесты

А это значит, что консультация конкретного батюшки в конкретном храме крайне необходима. Он с радостью поможет выбрать вам правильный день для венчания.

Можно ли обвенчаться без регистрации брака в ЗАГСе?

Для истинно верующих пар венчание, как процесс, гораздо значимее зарегистрированного государственного брака. Многие приходят в церковь и просят совершить обряд, не расписываясь предварительно в ЗАГСе. Мол, никакого значения свидетельство о браке для них не имеет, а имеет только божье благословение. Но венчают ли в церкви людей без «штампа в паспорте»?

Посмотреть эту публикацию в Instagram

С точки зрения православных правил, была ли государственная регистрация брака до или после обряда – не важно. Правила церкви не запрещают сначала венчаться, а потом расписываться. Но документально проверить, не скрывает ли кто из пары действительный брак с другим человеком, священнослужитель никак не может.

Обвенчать без росписи священник согласится только ту пару, которую хорошо знает с рождения, доверяет их чувствам и готов взять ответственность за семейную жизнь молодоженов

Такие дружеские отношения между батюшкой и женихом с невестой – большая редкость. Поэтому и просят они сначала зарегистрировать отношения в ЗАГСе, чтобы госслужащие смогли не допустить возможного двоеженства. А уж после получения на руки свидетельства о браке проводят венчальную церемонию.

Венчание должно быть до или после свадьбы? На сколько можно «опоздать» с венчанием

Самый распространенный случай, когда венчальная церемония проходит в день свадьбы. Утром пара едет в Дворец бракосочетания, проходит там процедуру регистрации, получает на руки свидетельство и спешит в церковь венчаться. И хотя это изрядно экономит время и деньги молодоженов, их эмоциональная нагрузка в свадебный день увеличивается в два раза. Ведь приходится нервничать и о церковном таинстве тоже.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Бывает, что молодожены предпочитают венчаться в укромной обстановке без лишних глаз и пафоса. В день свадьбы это сделать вряд ли получится, так как все внимание приковано к жениху и невесте повсеместно. Но часто пара просто не уверена в том, можно ли проходить венчальный обряд после свадьбы. Священники на вопрос «Через сколько дней месяцев или лет после свадьбы можно прийти в церковь для венчания?» отвечают очень просто: если молодожены готовы узаконить свой брак перед Богом, то они могут это сделать в любой момент после официальной регистрации в ЗАГСе.

Венчание в церкви уже женатым парам – церемония, после проверки чувств бытом

Священники все чаще поощряют желание молодежи обвенчаться лишь через несколько лет после официальной свадьбы. Муж и жена в таком случае подходят к церковному браку более взвешенно и уверенно.

Прожитые годы лишь укрепляют их любовь и верность друг другу

Для церковных правил, по сути, не имеет никакого значения сколько лет пара живет вместе в статусе мужа и жены – приди они хоть через год, хоть через 10 лет. Да и сам обряд, проведенный после нескольких лет брака, абсолютно не отличается по значимости от церемонии, которая проводилась бы в день свадьбы.

Как повенчаться в церкви людям в возрасте? Обряд для «молодоженов» на пенсии

Если говорить о возрастных ограничениях, то раньше утверждалось, что не допускаются к венчанию женщины, которые достигли 60-летнего возраста и мужчины после 70 лет. Объясняли это священники тем, что одна из основных целей женитьбы – рождение и воспитание детей. А женщины и мужчины после определенного возраста уже не способный выполнять эту функцию в полной мере (хотя истории известны и более пожилые). Но в настоящее время церковь стала более лояльна к людям в возрасте, которые решили зарегистрировать свой брак на небесах. В венчальной молитве священник просто опускает слова о детях и осуществляет обряд.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Причины, препятствующие венчанию: когда можно и нельзя? Есть ли церковный брак после 3-х гражданских?

Православная церковь в венчальном процессе старается соблюдать массу важных и нужных процедур. К примеру, без исповеди и причастия паре практически невозможно пройти венчальный обряд. И хотя церковь лояльна к тем, кто обращается к ней за помощью и советом, венчание, как подтверждение брака на небесах, разрешается не всем. Паре могут отказать если:

  • И жених, и невеста оказались священнослужителями.
  • Кто-то из пары состоит в другом нерасторгнутом браке (гражданском или церковном).
  • Молодые – родственники (до 3-го поколения включительно).
  • Принадлежность одного из пары к другой вере или к атеистическому учению.
  • У мужа или жены уже было 3 или более браков.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Также не разрешается проходить обряд венчания некрещеным людям.

Кроме того, если любви все возрасты покорны, то с церковным браком такие штуки не пройдут. И если слишком молодых партнеров интересует вопрос, со скольки лет им можно венчаться в церкви, то пара несовершеннолетняя точно может забыть о венчальном таинстве.

Очень многие барышни переживают о запрете венчания во время месячных. Ведь часто случается слышать, что нельзя даже просто посещать церковь и прикасаться к иконам в те самые пресловутые критические дни. Но к большой радости очень многие священники уже принимают разъяснения своих коллег, которые призывают быть более смиренными к греховности женского лунного цикла.

И как бы ни была виновна Ева в прошлом, современным женщинам все чаще и чаще открыта дорога в храм в любой день месяца

Продвинутые священники утверждают, что современные гигиенические средства просто не допустят попадание греховной крови на церковный пол, когда идут месячные в венчальный день. Но в любом случае, лучше уточнить лояльность своего священника. А в случае отказа перенести таинство на другой день.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Обвенчаться католику и православной тоже вряд ли получится. Для таких целей необходимо специальное разрешение как с одной, так и с другой стороны. А оно дается крайне редко, хоть и не предполагает изменение веры для католика. Бывали случаи, когда венчание в православной церкви разрешалось, но только при условии, что дети рожденные в таком браке примут православную веру. А вот венчаться православным в католической церкви запрещено.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Можно ли венчаться второй раз?

Пары идут в церковь венчаться с твердым намерением прожить с партнером свое «долго и счастливо», уверенные в своих чувствах и отношении друг к другу. Но жизнь – штука непредсказуемая. Разводы случаются даже чаще, чем нам бы того хотелось. Что же говорит церковь в случае, когда чувства угасли, брак расторгнут и выбор бывших мужа и жены пал на других людей? Можно ли проходить обряд венчания повторно?

Конечно, священники всегда выступали против разводов. На глупые и необдуманные поступки способен каждый. А рушить семью из-за мимолетной увлеченности или какого-то разногласия – страшный грех. Но даже священный брак можно расторгнуть, хотя лишь по очень серьезным, с точки зрения церкви, причинам:

  • Измена одного из супругов.
  • Отказ одного из пары от православной веры.
  • Извлечение выгоды от брака одним из партнеров.
  • Появление неизлечимых психических расстройств у мужа или жены.
  • Наличие аморальных пороков у одного из супругов, а также тяжелых зависимостей – алкоголизм или наркомания.
  • В случае, если один из супругов объявлен пропавшим без вести и т. д.

Церковь утверждает, что дважды имеет право обвенчаться (вступить в чин второбрачных) только тот супруг, который не нарушил обетов, данных при венчании, и не совершил серьезных греховных действий (решение может быть вынесено и в пользу виновного супруга в случае искреннего покаяния и совершения, к примеру, паломничества). Второй раз можно венчаться также вдовам или вдовцам по вполне естественным причинам.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Церковь становится все более и более лояльной к тем, кто хочет узаконить свой брак перед Богом. Строгие каноны сменяются рекомендациями под влиянием времени. И хоть у церкви остается еще много запретов для особых случаев, священники часто идут на встречу всем, кто действительно хочет посвятить свою семью в особенности православных традиций.

Как происходит венчание и что для нужно для венчания | Материнство

Когда добрые дети, отправляясь в какой-нибудь неведомый для них путь, приходят к своей матери и просят ее напутственного благословения, нежная мать, искренно и с любовью благословляя их, каких только задушевных чувств и сердечных благожеланий не выскажет им!

Так же поступает и любвеобильная Церковь Христова, когда покорные чада ее – жених и невеста – приходят в храм Божий, прося ее материнского благословения на безвестный для них путь супружеской жизни.

Венчание - как происходитЦерковное венчание. Фото — фотобанк Лори

Бог установил брак как союз любви мужа и жены для продолжения человеческого рода и воспитания детей. Как сказано в книге Бытия, после сотворения Адама и Евы благословил их Бог, и сказал им Бог: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею».

Спаситель освятил союз жениха и невесты Своим присутствием на браке в Кане Галилейской, где совершил Свое первое чудо. Беседуя же с искушающими Его фарисеями о браке и разводе, Господь говорил: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

В Таинстве Брака Церковь благословляет жениха и невесту на совместную жизнь, на рождение и воспитание детей. Жених и невеста должны при этом обещать Богу, что они бу-дут верны друг другу всю жизнь. Конечно, такое обещание и сам брак должны быть свобод-ными и непринужденными.

В Таинстве Брака благодать Святого Духа невидимо объединяет два отдельных человеческих существа в единое духовное целое. Благодать Святого Духа является в этом Таинстве силой, связующей мужчину и женщину в качественно новое духовное соединение – христианскую семью.

Один из отцов Церкви в древности сказал, что мир не может существовать без таинств, то есть без того, чтобы какие-то состояния, какие-то взаимоотношения были бы сверхземными, небесными, чудесными; и — продолжает он — брак как единство двоих в раз-розненном мире является таким таинством, чудом, превосходящим все естественные взаимные отношения, все естественные состояния!

Важно понимать, что в союзе мужчины и женщины, освящённом Таинством Брака, Благодать Святого Духа невидимо объединяет два отдельных человеческих существа в единое духовное целое, наподобие того, как два раздельных вещества, например песок и цемент, соединяясь при помощи воды, становятся качественно новым, неразделимым веществом.

И, как вода, в этом примере является связующей силой, так и Благодать Святого Духа яв-ляется в Таинстве Брака силой, связующей мужчину и женщину в качественно новое, духов-ное соединение — христианскую семью.

Причём, цель этого соединения не только в продолжение рода и взаимопомощи в быту, но главным образом, в совместном духовном совершенствовании, в умножении Благодати, по-тому что христианская семья — это Малая Церковь Христова, христианский брак — одна из форм служения Богу.

Как готовиться к венчанию

Для совершения церковного брака нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы передавались как домашняя святыня от родителей к детям.

Жених и невеста должны приобрести обручальные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза. По традиции одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподоб-ляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом, оно для жены. Зачастую сегодня для обоих брачующихся покупаются золотые кольца.

Но все же, главное приготовление к предстоящему Таинству — это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в 6paк подготовить себя к Таинству подвигом поста и молитвы, покаяния и причащения.

Советы венчающимся:

  • Чтобы Венчание стало подлинным праздником, запоминающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться об его организации. В первую очередь, согласовать место и время совершения Таинства. Во многих храмах существует предварительная запись, когда указывается не только день, но и время венчания. Сделать ее может любой родственник.
  • В тех церквах, где такая запись отсутствует, молодожены оформляют квитанцию на совершение Таинства в день свадьбы. Обычно такие квитанции оформляются за свечным ящиком. Однако в этом случае нельзя назвать время точно, так как венчания начнутся только после других треб. Можно договориться с конкретным священником, служащим в этом храме, чтобы Таинство совершил именно он.
  • В Церкви понадобится свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания.
  • В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед на-чалом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому молодоженам лучше в день Венчания или предшествующий Венчанию исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.
  • Если супружеская жизнь уже имеет место, следует воздержаться в предшествующую венчанию ночь от брачных отношений.
  • Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол.
  • Возьмите с собой кусок чисто белого полотна – «подножие». На нем молодые будут стоять.
  • У невесты непременно должен быть головной убор – платок, шарф или фата. Обязательны нательные крестики для обоих супругов.
  • Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на Венчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах — женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва «за воспитавших родителей»). Нев-нимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Что надо знать свидетелям на венчании

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружки, а в богослужебных книгах — восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге. Они принимали участие в обручении и венчании, во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или не быть — по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству Венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в крещении: как вос-приемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

Что может препятствовать христианскому браку

Обычно готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в ЗАГСе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее, условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако, не всякий гражданский брак может быть освящен в Церкви.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен и четвертый, и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословение на вступление в новый брак.

Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой).

Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя крестными одного и того же ребенка.

Нельзя венчаться тем, кто дал ранее монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако, в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего — благословением духовника хотя бы одного из супругов.

Венчание во второй раз

Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам. В последование о второбрачных добавляются две покаянные молитвы, нет вопрошений о свободе волеизъявления. Такой чин совершается в случае, если и жених, и невеста вступают в брак во второй раз. Если один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование Таинства Брака.

Венчаться никогда не поздно

В советское время множество супружеских пар образовалось без благословения Церк-ви. При этом невенчанные супруги часто всю жизнь хранят верность друг другу, воспитыва-ют детей и внуков в мире и согласии. Но по каким-то причинам не хотят венчаться. Церковь никогда не отказывает в благодати Таинства Венчания, даже если супруги находятся на склоне лет. Как свидетельствуют многие священники, те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, порой относятся к Таинству Брака серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

Как совершается Таинство Брака

Таинство Брака делится на две части – обручение и венчание.

Таинство Брака совершается посреди храма перед аналоем, на котором находятся крест и Евангелие, и начинается с обручения, смысл которого символически выражают кольца — знак нерушимого союза двух людей. То, что обручение совершается в храме, озна-чает, что муж принимает жену от Самого Господа.

Обручение

В храме жених становится по правую, а невеста по левую сторону. Священник триж-ды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Свя-того Духа» и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом не-веста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют радость и ту любовь, которую они питают друг к другу и которая должна быть всегда пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую на них благодать Божию.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: «Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: «Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

При обручении кольца имеют очень важное значение: это не просто дар жениха не-весте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Перед чином обручения священник кладет кольца на правую сторону Святого Престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что прикасаясь к Святому Престолу и находясь на нем кольца принимают силу освящения и в последствии низводят на брачующихся благослове-ние Божие. Кольца на Святом Престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених наде-вает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен произ-водится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (часто кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал жениху и не-весте Ангела хранителя и руководителя в новой жизни.

На этом обручение заканчивается.

Венчание

За обручением следует венчание.

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, символизирующие духовный cвет Таинства, торжественно проходят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать заповедям Господним, а добрые дела их будут как фимиам, возноситься к Богу.

Жених и невеста становятся перед аналоем на разостланный на полу плат (белый или розовый). На аналое лежат крест, Евангелие и венцы. Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и от-сутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

«Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?», — спрашивает священник, и жених отвечает: «Имею, честный отче». — «Не связан ли ты обещанием другой невесте?» — «Нет, не связан».

Затем, обратившись к невесте, священник спрашивает: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?» — «Имею, честный отче». «Не связана ли обещанием другому жени-ху?» — «Нет, не связана».

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и неру-шимость своего намерения вступить в супружество.
И только теперь начинается таинственное освящение супружества Божественною бла-годатью — Таинство Венчания.

Священник произносит три молитвы, в которых молит Господа благословить брак и ниспослать на вступающих в него Свою небесную благодать.
Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: «Благосло-ви брак сей: и подай рабам Твоим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное и неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; ис-полни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни так чтобы они делились избыт-ками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению».

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, со-хранил и помянул брачующихся. «Даруя им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские, как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им се-мя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, во-круг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем».

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоля-ет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты Венчания. То, о чем священник мо-лил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью — о благословении Бо-жием, — теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать об-раз Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произно-сит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Бо-городицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник, воздев к Богу руки, трижды произносит: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!» При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: «Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!».

Возложение венцов и слова священника: «Господи наш, славою и честью венчай их» — запечатлевают Таинство Брака. С этой минуты жених есть уже муж своей невесты, а невеста – жена своего жениха. С этой минуты муж и жена связаны нерасторжимыми узами брака, ибо «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Затем читаются Апостол и Евангелие, говорящие о значении брака и о благословении Спасителем брака в Кане Галилейской.

Последнее изречение апостола: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Хри-сту и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да бо-ится своего мужа”.

«Это послание, с одной стороны, говорит об очень глубоких отношениях между Церковью и Христом, — пишет митрополит Антоний Сурожский, — Христос пришел на землю спасти человечество; Бог стал человеком, и спасение это Он совершает ценою Своей жиз-ни и Своей смерти. И это первое, о чем должны думать мужья, когда они вступают в брак: им вручается Богом хрупкое существо, которому они сказали: “Я тебя люблю”, — и эта лю-бовь должна быть такова, что муж готов всем пожертвовать, всей своей жизнью, из-за любви к жене и по любви к своим детям. Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что он является образом Христа, и жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотвер-женной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, об-радовать, воспитать свою семью. Это каждый человек должен помнить. Слишком легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет права на свою жену, над своей женой и над своими детьми. Это — неправда. Если он не образ Христа, то никто ему не обязан никаким уважением, никаким страхом, никаким послушанием.

А жена является иконой, образом Церкви. Церковь имеет как бы два лика. Она — не-веста, радующаяся о том, что она возлюблена Богом, и возлюблена такой любовью, кото-рая явлена во Христе. Но вместе с тем (и это образ, который дает апостол Павел в одном из своих посланий) она является невестой Агнца, то есть закланного Спасителя. Она — не-веста, та, которая настолько — так глубоко, так совершенно — возлюбила своего жениха, что по незыблемой верности может все оставить, все забыть, от всего оторваться по любви к нему и последовать за ним, куда бы он ни пошел, если нужно — даже на страдания, если нужно — на крест.

Вы видите, что в этом послании говорится не о владычестве мужа и подчиненности жены, а о такой взаимной любви, которая является жертвенной, героической любовью мужа, и на которую жена может ответить такой же жертвенной любовью. Это мы должны всегда помнить, потому что слишком часто этот отрывок Священного Писания толкуют ложно: унижая жену и возвеличивая мужа, представляя его гордым властителем».

Затем приносится чаша с красным вином (чаша общения), и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской. В знак того, что муж и жена должны разделять радости и страдания друг друга, венчающиеся испивают вино из общей чаши — символизирующей жизненную чашу радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, как глава семьи, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку. Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя под пение свадебных тропарей.

Каждый круг хор сопровождает особым песнопением. В первом говорится о вопло-щении Сына Божия от Девы Марии, во втором Церковь просит молитв святых мучеников о том, чтобы и новобрачные прошли трудный путь семейной жизни, и, не взирая на трудности, не поколебались в исполнении заповедей Господних. Наконец третья песнь воздает славу Богу, Который «апостолов похвала, мучеников радование».

Это круговое хождение венчающихся вокруг аналоя означает вечное шествие рука об руку, которое началось в этот день для этой четы и будет продолжением и явлением совер-шенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, «тяготы друг друга нося», они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня.

По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов и читает две заключительные молитвы, испрашивая новой семье небесные и земные блага. Он просит Господа, благословившего брак в Кане Гайилейской, воспринять и венцы новобрачных неос-кверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священни-ком, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поце-луем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.
Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикла-дываются соответственно: жених — к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя.

В завершение таинства священник произносит супругам слово назидания, дает им крест для целования и вручает две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.

Затем новую христианскую семью поздравляют родные и друзья.

Суеверия, связанные с венчанием

Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено и суеверие, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае — «будешь потом всю жизнь маяться».

Все эти вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец — сатана, названный в Евангелие «отцом лжи». А к случайностям (например, падение кольца) нужно относиться спокойно — всякое бывает.

Когда не совершается венчание

Венчаться можно не всегда. Это следует принять во внимание, планируя дату венчания. Есть дни и периоды года, когда церковное венчание не совершается:

  • Вторник, четверг, суббота – в течение всего года.
  • Накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников.
  • В течение всех четырех многодневных постов.
  • От Рождества (7 января) до Крещения (19 января).
  • Во время масленицы.
  • В течение Пасхальной седмицы.
  • В дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября).

Лучше вступать в брак не в преддверии постов (в последний день, когда венчают), а после постов, или, по крайней мере, недели за две-три до начала поста. Это, конечно, не церковное постановление, а совет, пожелание собирающимся вступать в брак.

Расторжение церковного брака (церковный развод)

Расторгнуть церковный брак может только правящий архиерей той епархии, где совершалось венчание, при наличии серьезных причин (например, прелюбодеяния — измены одного из супругов или обмана при произнесении свадебных клятв). Кроме того, причинами для развода в настоящее время Церковью признаны:

  • сумасшедствие – невменяемость,
  • злостный алкоголизм или наркомания при нежелании избавиться от этого порока,
  • заболевание сифилисом или ВИЧ.

Дата публикации 02.07.2019
Автор статьи: Материнство.ру

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *