Сказка терапия это: цель, направления, применение в домашних условиях – теория и практическое применение – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Содержание

Что такое сказкотерапия и кому она может помочь?

Лариса Кононова — детский психолог. Около пяти лет назад в ходе коррекционной работы с детьми она начала сочинять персональные терапевтические сказки.

Чуть позже стала использовать открытки Полины Яковлевой, сочинять по ним сказки вместе с детьми. Эти открытки издательство «Речь» выпустило двумя комплектами: «Самый счастливый день» и «Тропинка к своему Я». А свой опыт сочинения персональных сказок Лариса Кононова изложила в сопроводительных брошюрах.

Мы поговорили с психологом о сказкотерапии, метафорических картах, о правилах техники безопасности при создании терапевтических сказок и о том, как сказка может помочь исправить поведение и решить психологические проблемы.

Лабиринт Чем отличается терапевтическая сказка от сказки как таковой?

 

Лариса Кононова:

Ничем не отличается! Ни формой, ни содержанием. Я бы сказала, что сказка становится терапевтической тогда, когда ее не просто так читают, а применяют специально. Специально для того, чтобы помочь человеку, взрослому или малышу, решить его проблему, справиться с трудностью. Терапевтическая, «лечебная» сила появляется в сказке, когда сказка либо предлагается в особое время, при особых обстоятельствах, либо обсуждается. Обсуждая сказку, взрослый задает вопросы, обращает внимание на отдельные моменты, высказывает свою точку зрения, предлагает новые пути решения. Именно «уместность» и углубление в сказку и делают ее терапевтической.

Л Можно ли использовать народные или авторские сказки в качестве терапевтических? Если да, то какие известные сюжеты вы порекомендуете для решения тех или иных проблем?

ЛК Народные сказки однозначно можно использовать в качестве терапевтических. Изначально сказка как жанр и создавалась для передачи опыта, социальных навыков, житейской мудрости от человека к человеку, от поколения к поколению. С авторскими гораздо сложнее. Особенно с теми, которые не стали классикой, не прошли проверку временем. В этом случае я бы посоветовала взрослым сначала самим внимательно читать сказки, а потом уж предлагать их детям. А то порой такие сказки встречаются…

Какие сюжеты подходят для решения тех или иных проблем? Все сказки, герой которых отправляется в путешествие, получает новый опыт, взрослеет особенно подходят детям, которые собираются «отправиться в собственное путешествие» — пойти в детский сад, в школу, в новый коллектив. Или проходят период адаптации в саду, в школе.

Сказки, в которых есть интенсивное взаимодействие между героями, подходят детям с трудностями в общении. Так, обсуждая сказку «Два жадных медвежонка», можно поговорить о том, что важно уметь договариваться, делиться, делать что-то вместе. Можно поговорить о честности, о хитрости, об умении распознавать хитрость.

Из авторских очень люблю «Праздник непослушания» Сергея Михалкова. Это, конечно, большое произведение, на занятии не целиком прочтешь, но и тем в нем много. Таких, которые важно обсудить с ребенком от старшего дошкольного и до подросткового возраста.

Л Какие требования предъявляются к арт-терапевтическим открыткам? Можно ли использовать любые наборы открыток?

ЛК Я не встречала понятия «арт-терапевтические открытки». Если говорить о метафорических картах, важно, чтобы изображения были многозначными, позволяли развивать сюжет, фантазировать. Важно, чтобы в наборе были изображения «с разным настроением» — вызывающие радость, надежду, тревогу, другие эмоции и чувства. Можно ли использовать любые наборы открыток? Можно, если вы умеете с ними работать. Я, например, использовала в работе наборы открыток «Эрмитаж» еще до появления метафорических ассоциативных карт.

Л Почему вы выбрали для своих наборов иллюстрации Полины Яковлевой и как вы их нашли?

ЛК Кто-то когда-то подарил мне два набора открыток Полины Яковлевой, вышедших в издательстве «Речь». Мне понравились изображения, такие загадочные, сказочно-туманные. И я вспомнила о них в тот момент, когда искала метафорические карты для работы с детьми. Конкретно — для сочинения сказок в процессе психокоррекционной работы. Метафорических карт не нашла, их просто не было. Зато нашла у себя на полке открытки Полины Яковлевой. Оказалось, что сказки прямо-таки живут в этих иллюстрациях! Работать с открытками понравилось и мне, и, что важнее, детям.

Л Как лучше работать с терапевтическими картами: в присутствии специалиста или самостоятельно? В чем различие этих подходов?

ЛК Можно работать и так, и так. Самостоятельно можно прорабатывать проблемы, ситуации, возникающие в повседневной жизни. Искать ресурсы, чтоб справиться с трудными ситуациями — это очень полезно. Можно использовать карты для развития воображения, для того, чтобы по-новому посмотреть на проблему, которая не хочет решаться. Самостоятельно с помощью карт можно сочинить историю для ребенка — сына или дочки, ученика, воспитанника — который столкнулся с трудностью, нуждается в поддержке, подсказке. А вот для решения глубинных проблем, проблем давних, повторяющихся, влияющих на всю жизнь человека и его семьи нужен специалист. В чем различие? Если вы решили проработать серьезную проблему самостоятельно, с картами в руках, ваши собственные психологические защиты не пустят вас в глубину проблемы. Так, пройдетесь по периметру. Если же по-любительски пытаться решить серьезную проблему другого человека, есть риск повторно травмировать его, столкнуться с сильными эмоциями, с которыми неспециалист не справится.

Л Кому нужнее и полезнее арт-терапия и сказкотерапия — детям или взрослым?

ЛК Я бы сказала, что арт-терапия, и сказкотерапия в частности, вообще «детский» инструмент психолога. Арт-терапия имеет дело с воображением, восприятием, образным мышлением. А они формируются раньше, чем логическое мышление, то есть, эти структуры по сравнению с логикой более «детские». Но арт-терапию используют и для работы со взрослыми, причем успешно используют. В этом случае арт-терапия обращается к «детским» структурам взрослого человека, к его «внутреннему ребенку». Помните, кому Сент-Экзюпери посвятил своего «Маленького принца»? «Леону Верту, когда он был маленьким». Так и арт-терапия обращена ко взрослому, «когда он был маленьким».

Л С какого возраста можно предлагать ребенку арт-терапевтические карты?

ЛК С того, когда ему станет интересно слушать сказки. Кто-то уже в три года слушает истории по картинкам и пытается сам сочинять. Кому-то карты и истории по картам станут интересны в пять. Все индивидуально. Но пробовать рекомендую с трех-четырех лет.

Л Как родителю определить: вот эта проблема ребенка может быть решена с помощью сказкотерапии?

ЛК Если мы разведем понятия «проблема» и «трудность», то я отвечу так. Если у вашего ребенка трудность — он легко обижается, ему сложно принимать решения или знакомиться с другими детьми — дайте ему совет, поддержите его в сказочной форме. Практически любые трудности детского возраста решаются с помощью сказок. Если же существует серьезная проблема — психическая травма, нарушено психическое здоровье, — то и в этом случае сказка может пригодиться. Как вспомогательный метод. Но в этом случае, как я уже говорила, необходимо работать со специалистом.

 

Л Как родителю или специалисту найти и выбрать карту, подходящую к проблеме именно этого ребенка?

ЛК Попросить ребенка сделать это! «Выбери, пожалуйста, карту, которая могла бы стать иллюстрацией к интересной/важной для тебя истории». Или: «Выбери, пожалуйста, карту, по которой мы с тобой могли бы сочинить историю». Или: «Представь себе историю, которая была бы важной или интересной для тебя. Какая картинка может стать иллюстрацией к этой истории?» Можно выбрать ту карту, которая, по мнению взрослого, подойдет в ситуации ребенка и начать рассказывать историю по этой карте. Если карта выбрана неудачно, если взрослый взял тему, которая ребенку неинтересна, ребенок скажет об этом. Или покажет своим поведением.

Л Каковы главные правила создания терапевтической сказки?

ЛК Главные правила: сказка должна соответствовать характеру, возрасту, проблемам и особенностям жизненной ситуации ребенка. А еще сказка непременно должна задействовать эмоции, рождать надежду, бережно вести ребенка (или взрослого адресата сказки) к переменам. Сказка не должна стыдить или высмеивать того, кому она адресована. Не должна пугать или лишать надежды — но это уже «антиправила». Я их называю «техникой сказочной безопасности».

Л Кто должен сочинять сказку по рисункам? Ребенок, родитель или психолог?

ЛК Есть разные подходы в работе со сказкой. Может сочинять ребенок, а взрослый (психолог, мама, воспитатель в саду) дополнять своими вариантами, вводить поддерживающих или помогающих персонажей. Или — взрослый сочиняет начало сказки, ребенок продолжает. Взрослый сочинят историю, а ребенок придумывает продолжение истории, рисует комикс по истории, что-то меняет или дополняет. Можно сочинять совместно, по ходу сочинения сказки подсказывать ребенку те формы поведения, которыми он не владеет. Вариантов множество! В работе с одним ребенком могут использоваться один или несколько вариантов работы со сказкой. В идеале, работа со сказкой начинается на занятии с психологом, а продолжается дома с родителями.

Л Могут ли родитель и ребенок вместе сочинять сказку?

ЛК Могут! И такое времяпрепровождение будет и интересным, и полезным.

Л Можно ли работать с этими карточками в группах и всем вместе сочинять сказку?

ЛК Можно работать с карточками в группах — сочинять сказку «по цепочке», сочинять в парах, а обсуждать всей группой. Можно использовать карты как для развития творческого воображения, так и для решения психокоррекционных задач.

Л Сколько карточек надо использовать для одной истории? Надо ли их выбирать самому? Предложить выбор ребенку? Или вытаскивать карточки произвольно?

ЛК Сколько карточек использовать — вопрос не такой уж простой. Количество карточек зависит от особенностей «сказочника». Есть дети, которым сложно довести до конца любое дело, будь то осенний рисунок или пластилиновый человечек. Им желательно ограничивать количество карт тремя или пятью. Робким и тревожным детям проще, когда нет лишних ограничений. Им я не предлагаю «выбрать три карточки», а говорю, что они могут выбрать столько, сколько хотят сами. Вытаскивать карточки произвольно или выбирать — тоже непростой вопрос. На начальном этапе работы однозначно — выбирать. Иначе ребенок может случайно вытянуть карту, которая напомнит о травматичной ситуации.

Л Обязательно ли терапевтическая сказка должна закончиться счастливо?

ЛК Я так скажу — сказка должна дать надежду. Есть форма сказки — сказка-предостережение. Она может закончиться не на самом счастливом для героя эпизоде, но должно остаться чувство, что выход есть. Что герой попробует поступить так или вот так, и тогда у него обязательно получится. Но чаще всего — да. Чаще всего сказка заканчивается на том, что герой решает проблему, справляется с трудностью, что-то для себя понимает, меняется и переходит на новый уровень.

Л Бывает ли так, что задуманная терапевтом история развивается не так, как предполагалось?

ЛК Бывает, и это — ух! Это профессионально очень интересно! Это значит, что рядом со мной человек со своим взглядом на жизнь, отстаивающий свои цели и ценности. Если ребенок, подросток предложит свое развитие истории, мы вместе сможем обсудить плюсы и минусы, сильные и слабые стороны его подхода. А значит, мы будем говорить не о нем, а об истории, которую он предложил. Для ребенка или подр

Что такое Сказкотерапия? Сказкотерапия — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования определенных ценностей и картины мира людей. Однако сказкотерапия как метод современной психотерапии появился относительно недавно, и дать ему более или менее точное определение сложно в связи с тем, что в различных контекстах оно используется по-разному. С методологической точки зрения, сказкотерапия является направлением практической психологии, которое использует как основной инструмент метафорические ресурсы сказки, чтобы наиболее мягко и эффективно отразить еще не осознанное пространство внутреннего мира клиента и дать возможность "встретиться" с ним в "безопасной" форме, либо с целью еще более глубинного познания своей личности клиентом, либо даже с целью коррекции нежелательных и деструктивных проявлений в его жизни. Постараемся описать суть метода и области его применения.

Существуют разные способы ведения сказкотерапевтической сессии. Это может быть обсуждение с клиентом выбранной им "любимой" сказки; написание собственной сказки клиентом и дальнейшее обсуждение ее со сказкотерапевтом; инсценировка сказки (как актерская, так и кукольная),

арт-терапевтическая работа по мотивам той или иной сказки; песочная сказкотерапия и многое другое.

На сказкотерапевтической сессии работа специалиста ведется сразу с несколькими важными аспектами: это выявление и анализ архетипических образов клиента, которые проявлены им через ту или иную сказку; и работа с определенными социальными установками, отображающимися в сюжете клиентских сказок и даже оказывающими на сюжет существенное влияние; и анализ актуального состояния клиента на момент сессии; в содержании сказки хорошо выявляется, чем живет клиент в данный момент, каковы его переживания и т.д. В процессе сессии становится ясно, какому аспекту следует уделить особое внимание, что именно сейчас наиболее эффективно сработает для клиента — это определяет ход сеанса сказкотерапии.

Считается, что работу во время сказкотерапевтической сессии можно классифицировать по трем направлениям:

  1. Психодиагностическое — предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения клиента. Это направление работы анализирует базовые жизненные сценарии и стратегии поведения.
  2. Прогностическое направление диагностирует возможное развитие событий на основе анализа диагностической сказки, когда максимально полно раскрываются суть и особенности жизненного сценария клиента в перспективе.
  3. Психокоррекционное (терапевтическое) направление работы помогает клиенту выбрать "замещение" неэффективной стратегии / сценария на конструктивную.

Сказкотерапия позволяет свободно синтезировать и применять техники других направлений психотерапии: психодраммы, гештальт-терапии, арт-терапии, песочной терапии и пр.

Сказкотерапия — это не только общение со своей собственной личностью, но и контакт с личностями других людей, так как сказочная метафора является эффективным способом выстраивания коммуникации между людьми. Этот метод идеально подходит как для детской терапии (деток от 4-х лет), так и для решения вопросов межличностных отношений в разных сферах жизни. Сказкотерапевтические сессии позволяют также работать с ситуациями, о которых клиент не хочет / не может говорить открыто.

Уникальность этого метода психотреапии в том, что клиент находится в магическом, творческом, сказочном пространстве, что позволяет клиенту выйти за рамки своего обычного восприятия и легко обнаружить неожиданные пути решения тех проблем, с которыми он обращается к терапевту. Сказкотерапия является удивительным волшебным "зеркалом", в котором преображенный внутренний и внешний мир отражается в гармонии и уникальности.

Сказкотерапия для детей. Читаем детям терапевтические сказки — Сказки. Рассказы. Стихи

Сказкотерапия для детей. Читаем детям терапевтические сказки

 
Сказкотерапия — это «лечение сказкой», один из самых доступных и в то же время эффективных методов корректирования поведения и сознания ребенка. В сказкотерапии используются терапевтические сказки – истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль.
 
Кто не хочет чистить зубки
Котенок Максик
Зачем нам мыло
Унесенные водой
Сон Колобка
Рыбка Буль-буль
Колобок и Колобик
Зайчик в детском саду
О вирусах и прививках
В темной норе
Почему Сережа не боится засыпать сам?
Сказка о солнышке
История о самолетике Тоше
Мокрая фея
Обещание
Страшный Страх
Карандаши
Сказка про то, как одежда обиделась
Сказка про электрический ток
Мишкина помощь
Сказка про горшочек
Сказка про пожар
Георгин и бабочка
Широкое небо
Сказка про медвежонка
Сказка про больные зубки
Сказка про соску
Сказка про Зайца-забияку
Сказка про лисенка
Сказка про животных во дворе
Сказка про высокий дуб
Сказка про запрещенные вещи
Сказка про хвастливого муравья
Сказка для папы и сына
Сказка про храбрую старшую сестру
Первый полёт Кирюши
Королевство Лентяев
Сказка о полезных овощах
Сказка о грустной тарелочке
Волшебные капли
Честный петушок из Барселуша
Зайчонок, который убегал от мамы
Тимошка и Темнота
Сказка про медвежонка-невежу
Сказка про грустный горшочек
Сказка про Непослушку
Слонёнок и шарики
Сказка про Колю и его друзей
Сказка про доброго Петю
Федя и компьютер
Как Костя стал умываться
Сладкоежки и сладкоежки
Сказка про Лягушонка Васю
Как Юля научилась говорить правду
Как Егорка ходил гулять
Сказка о вредной еде
Маленькая история о грозе
Как щенок нашел друга
О Темноте-Темноте
Сказка про Таню-ябеду
Про решительного бурундучка Борьку
Про ужасного крокодила Торри
Про Сеньку-отличника
Про волшебную палочку и девочку Настю
Про обезьянку Алиску
Сказка про Черного Тигра
Сказка про шкатулку желаний
Сказка про щенка Бусю
Сказка про бегемотика, который не хотел слушаться маму
Сказка о превращении гусенички
Сказка про скромного соловушку
Сказка про Зайчикова
Сказка про лисичек-сестричек
Сказка про Темноту и Фею из страны света
Сказка про волшебные конфеты
Сказка про Ежика и мудрого дедушку Ежа
Сказка о белочке Анфиске
 

Читать еще больше терапевтических сказок
Читать короткие сказки на ночь детям
 
Сказкотерапия существует с давних времен. Возможно, тогда ее не рассматривали, как способ лечебного воздействия, но мифы, легенды, притчи и сказания всегда несли в себе некий смысл, послание, решение какой-то проблемы, понимание, что есть добро и зло. Сказкотерапия подходит для детей довольно раннего возраста, когда малыши начинают понимать речь. С возрастом сюжет усложняется. Когда ребенку трудно разобраться с тем, что с ним происходит, как поступить в сложной ситуации, можно придумать для него сказку – это и безопасно, потому что это не про него самого, а про зайку и мишку, и интересно.
 
Психотерапевтические сказки всегда глубоки, проникновенны, часто посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и жизненному пути. Сказки помогают в работе с детскими страхами, агрессией, гиперактивностью. Вовремя рассказанная сказка для ребенка означает столько же, сколько психологическая консультация для взрослых. Терапевтические сказки помогают там, где другие психологические техники могут оказаться бессильны. Сказкотерапия по сравнению с другими подходами практически не имеет ограничений. Нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча и т. д. Также этот метод может применяться для работы с детьми с особенностями развития».
 
Читать еще больше терапевтических сказок
Читать короткие сказки на ночь детям  

Сказкотерапия цели, виды и эффективность

В психотерапевтическом направлении имеется такое понятие, как сказкотерапия. Такая терапия, по мнению психотерапевтов, способна решить массу психологических проблем клиента. В чем же такая особенность?

Особенность сказкотерапии лежит в том, что, по мнению ученых, сказки способны в символическом виде отражать основной психологический барьер пациента. Благодаря сказке можно внедриться в глубинный опыт человека, открыть его чувства, стремления, которые ранее были бессознательно скрыты от окружающего мира. Пациенту же сказкатерапия может помочь переосмыслить все свои жизненные события, найти причины их возникновения и увидеть пути их решения.

Специалисты, пользуясь столь популярным методом, стараются использовать истории, которые метафорически рассказывают о проблемах и переживаниях, которым имеется место в реальной жизни клиента. Такую терапию можно проводить по отношению ко взрослым, детям, а также и в групповых сеансах.

 

Для чего нужна сказкотерапия?

Каждый взрослый человек, имея уже своего собственного ребенка, хоть раз в жизни задумывался над тем, как вырастить из него успешного, счастливого и здорового человека. И каждый родитель ставил перед собой вопрос: « Какие методы нужны для ребенка, чтобы во взрослой жизни он мог справляться самостоятельно с жизненными проблемами?» Ответ на этот вопрос полностью оправдывается понятием сказкотерапия. Это современная методика, которая считается самой лучшей из всех существующих педагогических техник. В основе такого метода лежит не простое рассказывание обычных, а анализ, при котором начало и конец сказки выдумывается.

Детская сказкотерапия может научить ребенка приспосабливаться к жизненным ситуациям, решать любые возникающие проблемы самостоятельно, общению с людьми.

Что же такое сказка? Сказка для ребенка – это поток информации, который он слышит впервые в своей жизни. Сначала он слышит её от родителей и до достижения школьного возраста учится самостоятельно решать свои проблемы, вернее, делает первые шаги на этом пути. И чем больше в раннем возрасте ребенок будет слышать сказок от родителей, тем легче ему будет проходить подобный путь.

 

Сказкотерапия для детей

Статьи на сайте Women Planet

Данный вид терапии — своеобразные способы передачи данных психологического характера о социуме от родителей к их детям. По мнению ведущих психологов в данной области, сказкотерапия 4 года – это наиболее благоприятный возраст для ребенка. И до достижения ним 10 лет сказки будут положительным образом влиять на психологическое становление личности ребенка. Сказкотерапия 3 года специалистами не считается эффективной. А до дошкольного возраста, начиная с 4 лет, ребенок начинает многое осознавать и принимать самостоятельные решения. А после достижения 10-летнего возраста, он теряет интерес к подобным играм, нуждаясь уже в более сложных методах развития.

Дети возраста детского сада с помощью сказок получают все необходимые знания и умения, используют героев в качестве моделей для правильного поведения в обществе. Как известно, дети не любят нотаций, но при помощи сказок можно повлиять на любого ребенка, не вызывая сопротивления с его стороны.

 

Типы сказок

Статьи на сайте Women Planet

Современной науке известно о существовании таких видов сказок:

  • О животном мире. Такой вид считается самым древним, сложенным из распавшихся мифов.
  • Волшебные. Такие сказки могут быть как для детей, так и для взрослых.
  • Новеллы. Принято считать, что они возникли в средние века и в своих сюжетах предполагают наличие бытовых сцен с наличием чего-то необычного.
  • Легенды. Примеры таких сказок приходятся только на середину 19 века, и корни их уходят далеко к мифическим сказаниям.

Сказкотерапия это методика влияние на сознание и формы воспитания детей, которая может охватывать абсолютно все известные виды сказок.

 

Возможности сказкотерапии

Статьи на сайте Women Planet

Сказкотерапия для детей лет с 4 и до 10 может воздействовать психотерапевтическим образом на их сознание. Целью такого воздействия является коррекция поведенческих реакций ребенка на ту или иную ситуацию или проблему, проработка детских страхов и возникших фобий.

Такой метод воздействия на психику ребенка обладает следующими возможностями:

  • Сказкотерапия сказки могут выступать в качестве инструмента для передачи опыта от взрослого человека ребенку, его умений и навыков, понятия смысла жизни, понимания того, что хорошо, а что плохо. Множество сказок, знакомых нам с самого детства, насквозь пронизаны аллегориями, которые помогают ребенку научиться решать проблемы жизненных ситуаций по мере их появления.
  • Коррекция определенных состояний психики ребенка.
  • Данный метод может выступать в качестве возможностей для подборки терапевтических методов выяснения деформационных процессов души человеческой. Особенно хороша эта методика для детей, возрастом от 4 до 7 лет.
  • Ресурсность. На тренинговых практиках можно встретить проявление такой возможности, когда сказку сочиняют совершенно чужие друг другу люди. Но в итоге получают ответ на запрос клиента.

 

Эффективность использования сказкотерапии

Статьи на сайте Women Planet

В зависимости от того, какими особенностями психического развития обладает тот или иной ребенок, будет зависеть и эффективность применения методики. Так же повлияют и механизмы восприятия и понимания ребенком информации, которую он получает вербальным путем от своих родителей, которые читают ему сказки.

Основным средством, благодаря которому метод сказкотерапии действует на сознание ребенка, считается метафора. Согласитесь, ведь именно метафора является и основным ядром любого вида сказки. Именно её глубина позволяет расширять границы самосознания ребенка и затрагивать определенные слои подсознания. Благодаря метафоре человек, в том числе и ребенок, может переводить недоступные сознанию понятия в более простые и понятные для него, которые обретают эмоциональную окраску.

Сказки свободно воспринимаются детьми, начиная с момента его рождения. Но более благоприятным периодом восприятия методики сказкотерапии считается период от 4 лет и до 10. Но в дошкольном возрасте у ребенка сильнее развит механизм объединения своей личности с личностью другого человека, что позволяет ему в большей степени усваивать правильные направления моральных ценностей, норм, различать добро и зло.

Если ребенку сказки не только рассказывать, но и проигрывать их в ролях, то у него будет наблюдаться активный рост развития образного мышления и умения адекватно действовать в условиях возникновения критических жизненных ситуаций.

Можно сказать, что сказкотерапия – это естественный способ, который дает возможность социализироваться ребенку в обществе и учит распознавать опасности, справляясь с ними безболезненно. Учеными замечено, что даже если ребенку не интересна сказка, если он не «включается» в неё, то на уровне подсознания все равно происходит благотворное влияние на психические процессы. И на каждого ребенка одна и та же сказка может оказать различное влияние, заставляя по-своему задуматься над создавшейся ситуацией и методами решения проблем.

Сопереживая персонажам той или иной сказки, ребенок учится на подсознательном уровне получать представление о людях, предметах, явлениях. В результате этого ребенок учится преодолевать свои страхи, находит способы решения проблем, возникающих по мере его знакомства с социумом.

Терапевтические сказки. Сказкотерапия для детей — Сказки. Рассказы. Стихи

Терапевтические сказки.Сказкотерапия для детей

 
У психологов существует много способов для лечения детских комплексов и страхов, но один из самых любимых форм работы является сказкотерапия. Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным.
Решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями помогут терапевтические сказки. Они гораздо результативнее всяческих уговоров родителей. Хорошая сказка на самом деле творит настоящее чудо.
Терапевтические сказки для младших школьников помогут бороться с различными трудностями, связанными с учебой и общением с одноклассниками (сверстниками). Примерный возраст ребенка: 5-11 лет.
Так откуда же появляются детские страхи? Может, вылезают темной ночью из ящика с игрушками или из стенного шкафа? Дети часто фантазируют и придумывают их подобным образом. В темной детской комнате страх может притаиться везде. И под одеялом, и под кроваткой, и за батареей. Существует много способов борьбы со страхами, но сегодня мы рассмотрим те сказки, которые каждый родитель может прочитать или рассказать своему малышу дома.
 
Как Кенгуреныш стал самостоятельным
Сказка о подсолнечном семечке
Белочка-Припевочка
Случай в лесу
Сказка о Вороненке
Сказка про ежика Витю
Маленький гном
Сказка о песике по имени Тобик
Роза и ромашка
Цветок по имени Незабудка
Маленький медвежонок
Сказка про Енота
Помидор Сашка
Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму
Сказка о глупенькой маме
Гномик
Сказка про семью карандашиков
Маленький Котенок
Сказка о маленьком Тигренке
«Серое ухо»
Смелый Гномик
Медвежонок и Баба Яга
Мышонок и темнота
Белочка Нуся
Слоненок, который боялся темноты
Приключения медвежонка
Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание
Фея Равнодушие и Страна Надежды
Кенгуренок Вася
Цветик-семицветик
Медвежонок и Старый Гриб
Котенок Маша
Шустрик и Обжорик
Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться
Кораблик
Сказка о Котенке, или Чего мне волноваться?
Сказка о двух братьях и сильной воле
Сказка о непоседливой Обезьянке
Петя-Петушок
Один обычный год, или Чрезвычайное проишествие
Мальчик и Светлячок
Девочка Надя и Баба Яга
Сказка о Ежонке
Мальчик Сережа
Тип и Топ
Сказка про маленькое Облачко
Маленькое Привидение
Часы
Хвостатик
Гусеница-крапивница
Нужная вещь
Скрипочка
Костерчик
Ловкая Лапка
На маленькой полянке
Щечка
Светлячок
Тёма и сон
Смелый мальчик и Тётушка Ночь
Сказка про кроватку
Как Илюша животик кормил
Почему нужно кушать
Про Катюшину Капризку
Как Андрюша гостей встречал
Как Оля полюбила садик
Сказка про смелого Алёшу
Бум-бум-бум
Сказка про Мишку и порядок
Поцелуй Хотелки
Как Ваня научился одеваться
Сказка про командировку
Песчаный вулкан
День рождения старшего брата
Талисман
Светлячки
Светофорчик
Полосатая история
Я иду к своей звезде
Отчего у ежика выросли иголки
Аварийный автомобиль
Парковая роза
Кусачая киска
Девочка с мишкой
Темноландия
Маша и Миша
Чудище за шкафом
Чрезвычайное происшествие
Зубная фея
Смелые звери
Комарик
Красоточка
Ленивый котик
Как Катя научилась руки мыть
Сладкоежка
Испытание дружбы
Обиженная мебель
Белка-жадина
Про Звонкую речку Радость
О медвежонке, который не хотел ходить в садик
Сказка о солнышке
Сказка о Тигрёнке
Почему Серёжа не боится засыпать сам
Сказка о грустной тарелке
Карандаши
Сказка про маленького ужонка, который научился плавать
Сказка про таинственную пещеру
Сказка про отважного крабика
Сказка про два родных дома
Сказка про дракончика Митюшу
Сказка про хитрого лисенка Ваську
Сказка про гномика Гаврюшу
Сказка о Сиреневом ветерке
Сказка про золотистый Одуванчик
Сказка про гвоздик для скворечника
Сказка о смелом домовенке
Сказка про попугайчика Лори
Сказка про Солнце и Звездочку
Сказка о неумехе–Прошке
Сказка о маленьком упрямом ослике
Сказка о маленьком эльфе
Сказка о слоненке-драчуне
Сказка о кедровом зернышке
Сказка про воробьишку Антошку
Самостоятельный Топтыжка
 

Читать еще больше терапевтических сказок
Читать короткие сказки на ночь детям
 
Психологи выделяют страхи по возрастам:
 
2-3 года дети испытывают ночные страхи, боятся животных;
в 4 года пугаются сказочных персонажей и насекомых;
в 5-6 лет катастроф, школы, пожаров, несчастий;
в 7-8 лет — умереть и смерти близких.
 
Еще в древности считалось, что сказка лечит душу человека. А еще сказка учит жизни, и в сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять (не так обидно, не так больно). Множество авторов-психологов придумали свои терапевтические сказки и рассказы на все случаи жизни, а родителям остается лишь выбирать те, которые окажут помощь ребенку.
 
Терапевтическая сказка – это сказочная история, построенная определенным образом с учетом конкретных страхов и особенностей ребенка. В таких историях очень важен главный герой, который встречается со своими страхами лицом к лицу. Ведь чем больше знаешь о том, что пугает, тем меньше боишься. По ходу действия главный герой может преодолевать разные препятствия или встречаться с монстрами и чудовищами. Дети с большим энтузиазмом воспринимают истории, где есть персонажи с теми же самыми проблемами, что и у них. Контекст этой истории может быть совсем непохожим на реальную жизнь, поскольку в сказке вполне уместны чудеса и необыкновенные события. Самое главное, чтобы в конце истории главный герой преодолел все препятствия и победил страхи.
 
Часто в терапевтических сказках присутствуют добрые помощники, спешащие на помощь герою. Главного героя могут защищать члены его семьи или животные, волшебные предметы или сказочные персонажи. Они могут наделять его силой и специальными умениями. В терапевтических сказках часто звучат темы дружбы и любви, и одним из основных посланий ребенку является то, что окружающий мир проявляет доброту к человеку.
 
Из терапевтических сказок ребенок узнает, что главному герою помогает и его собственная внутренняя сила. Это могут быть сказки о проснувшейся самостоятельности, вовремя подоспевшей смелости или об обретенной храбрости. Для страхов непереносимо, если герой способен побороться с ними один на один, за счет собственных ресурсов, качеств, умений. Поскольку ребенок отождествляет себя с главным героем, знание его сильных сторон подает пример, придает решимости и поднимает дух ребенку.
 
Читать еще больше терапевтических сказок
Читать короткие сказки на ночь детям  

Методика сказкотерапии: психологическая работа с детьми и взрослыми

Сказки – это не только отличный способ подготовить ребенка ко сну после долгого дня. Эти выдуманные невероятные истории позволяют общаться двум столь разным мирам – взрослым и детям – на одном, понятном всем языке. Сказкотерапия является прекрасным способом развития творческих способностей ребенка, который позволит расширить сознание и оптимизировать взаимодействие детей с окружающим миром.

Специалисты, применяющие этот способ лечения, могут избавить ребенка от множества страхов, тиков, проявления агрессии, энуреза и многих других недугов тем, что будут работать не с симптомами, а с причинами, по которым у ребенка возникли те или иные проблемы.

Методика сказкотерапии: функция сказок

Каждый родитель может использовать метод сказкотерапии в воспитании собственного ребенка. Есть прекрасные сказки, созданные авторами именно с целью мягкого воздействия. Они не слишком назидательны, но поучительны за счет своей персонализации. Проект skazzzki.ru, например, дает возможность взрослым создать с помощью команды профессионалов собственную именную сказку, где в главных ролях будет сам ребенок, его родные и даже, при желании, домашние питомцы. Подробнее ТУТ.

Сказки обладают несколькими функциональными особенностями:

1. Текст сказок способен вызвать эмоциональный резонанс и у детей, и у взрослых. Сказочные образы воздействуют сразу на 2 уровня психики – сознательный и подсознательный.

2. Как и в истории, основным и наиболее ценным в сказке считается качественно подобранная метафора. Ее идея может заключать в себе описание жизненно важных явлений, постановку целей, жизненно важные ценности или описывать внутренний мир автора, если рассказывается авторская сказка.

3. Сказка несет собой символическую информацию о том, как научиться прощать и как правильно построить отношения с окружающими, как приобрести дружбу и любовь и ценить их, какие этапы придется преодолеть для самореализации девочкам и мальчикам, женщинам и мужчинам, с какими трудностями можно столкнуться по жизни и как научиться их преодолевать, кто создал наш мир и как этот мир устроен, какими ценностями нужно руководствоваться по жизни, а также какие изменения происходят с людьми в разные периоды жизни.

Типы сказок

Принято выделять 6 основных видов сказок, каждые из которых имеют свое предназначение и особое терапевтическое воздействие:

1. Художественная сказка. Эти сказки заключают в себе многовековую мудрость, которую народ вкладывал в них благодаря собственному горькому опыту. Сюда же относятся авторские истории, которые представляют собой по сути те же сказки, притчи, мифы. Художественная сказка оказывает дидактическое, психотерапевтическое и психокоррекционное воздействие. Изначально она создавалась вовсе не для лечения, однако сегодня данный тип историй успешно используется огромным числом психотерапевтов.

2. Народная сказка. Самые старые народные сказки принято называть мифами. Самой старой основой сказок и мифов считается единство природы и человека. В древнем сознании было принято оживлять человеческие отношения и чувства (горе, любовь, страдание и т.д.), персонализировать их. Такой же подход используется и сегодня в методике сказкотерапии.

Сюжет

Среди огромного многообразия сказочных историй можно выделить следующие сюжеты:

  • Сказки о животных и о взаимоотношениях с ними. Интересен тот факт, что дети до 5 лет отождествляют себя с животными и стараются во многом на них походить, поэтому в данном периоде жизни им будут более понятны и близки именно сказки о животных, жизненный опыт, заключенный в историях о зверях.

  • Бытовые сказки. Они часто рассказывают о сложностях в семейной жизни, а также предлагаются решения конфликтов. В этом типе сказок главный упор делается на здоровое чувство юмора и на лидирование здравого смысла относительно неприятностей и невзгод. Они знакомят нас с небольшими семейными хитростями, которые позволяют сделать жизнь лучше. Такие сказки оптимальны при работе с подростками.
  • Сказки о превращениях, трансформациях. Все мы знаем грустную историю о Гадком утенке, который в конце концов завоевал свое место в жизни и коллективе. Такие истории прекрасно подходят для работы с теми, у кого занижена самооценка, или же для работы с приемными детьми.

  • Страшные сказки. В этих сказках присутствует разная нечисть – вурдалаки, ведьмы, упыри и прочие. У всех народов в детской субкультуре отводится особое место сказкам-страшилкам, которые позволяют детям самостоятельно лечиться. Такой метод самотерапии предлагает ребенку множество раз воспроизводить и переживать страшную ситуацию в сказке, благодаря чему дети избавляются от накопленного напряжения и овладевают новыми способами реагирования на проблему. Чтобы повысить стрессоустойчивость ребенка и избавить его от напряжения, рекомендуется рассказывать страшилки группе детей и подростков (не младше 7 лет). Однако, проводя такое занятие, необходимо соблюдать 2 важных правила: рассказ должен производиться «страшным» голосом, а конец истории должен быть очень неожиданным и очень смешным.

  • Волшебные сказки. Эти сказки идеально подходят для детей 6–7-летнего возраста. Именно волшебная сказка помогает создать в подсознании «концентрат» мудрости и усвоиться информации о духовном развитии личности.

Работа с народными сказками должна оканчиваться тщательным анализом и обсуждением. Как только спрятанные смыслы и мораль будут проработаны и привязаны к реальным жизненным ситуациям, можно начать использовать дополнительные способы работы со сказкой: драматизацию, изготовление сказочных кукол, песочную терапию, рисование.

3. Авторская художественная сказка. Для успешной борьбы со внутренними переживаниями лучше всего выбирать авторские сказки. Несмотря на то, что в них находится слишком большое количество собственных проекций и переживаний автора, это позволяет ребенку глубже проникнуться проблемой и найти способ ее решения. Например, сказка «Две лягушки» Л. Пантелеева помогает взрослым и детям, которые потеряли интерес к жизни, силы которых на исходе, которые теряют надежду. Эта сказка учит бороться за свое здоровье и за жизнь, до последнего бороться за цели, потому что у каждого из нас есть хотя бы один шанс и необходимые внутренние силы, которые помогут справиться с любыми встречающимися на нашем пути трудностями.

4. Дидактическая сказка. Нередко в форме этих сказок оформлены различные учебные задания. Например, есть математические задания, написанные в виде дидактической сказки. Решить пример в таком задании – значит пройти испытание, справиться с трудностями. Если решить ряд примеров, это может привести героя к успеху и окончательно справиться с проблемой.

5. Психокоррекционная сказка. Собственно, это сказка, помогающая скорректировать те или иные шаблоны поведения детей. Но для того, чтобы она привела к ожидаемому результату, необходимо придерживаться основных принципов при ее создании:

  • В ее основе должна лежать та же проблема, что и у ребенка, но завуалированная, без прямого сходства с ней.
  • В сказке необходимо предложить ребенку замещающий опыт, с помощью которого ребенок может выбрать тот или иной вариант действий для того, чтобы решить свою проблему.

Сказка должна быть представлена в строгой определенной последовательности:

  • Жили-были – символизирует начало сказки, знакомит с действующими героями. Для ребенка 3-4 лет рекомендуется рассказывать сказки про игрушки, маленьких человечков или зверей. С 5 лет можно рассказать сказку про принцев и принцесс, волшебников и фей, солдат и др. Уже с 5-6 лет дети предпочитают волшебные сказки. Для подростков подойдут бытовые сказки и притчи.
  • И вдруг… Но вот однажды…  – происходит столкновение героя с проблемой, которая напоминает проблему ребенка.
  • Из-за этого… – намекает на то, какого достижения не происходит, чего ребенок мог бы добиться без этой проблемы.
  • Кульминация – собственно, непосредственная борьба героев с трудностями.
  • Развязка – обязательно положительная.
  • Мораль сказки – герой извлекает поучительный урок из своего опыта, его жизнь кардинально меняется.

Психокоррекционные сказки предназначены для мягкого, ненавязчивого, не агрессивного воздействия на детей. Коррекция здесь играет роль замещения непродуктивного способа поведения продуктивным. Благодаря им взрослые могут объяснить ребенку, что вообще происходит в его жизни, смысл событий.

Использовать эти сказки рекомендуется до определенного возраста – до 11-13 лет. Также есть некоторые ограничения по типу проблем, встречающихся у детей.

Чтобы создать психокоррекционную сказку самостоятельно, необходимо действовать согласно следующему алгоритму:

a) Выбрать героя. Который будет близок к личности ребенка, но в то же время существенно отличаться. У героя должны быть схожие черты характера, возраст, пол.

b) Описать жизнь сказочного героя таким образом, чтобы ребенку удалось уловить сходства с его собственной жизнью.

c) Создать проблемную ситуацию, в которую попал сказочный герой, при этом она обязательно должна быть схожей с проблемой ребенка, описать чувства и переживания, которые испытывает сам ребенок.

d) Описать процесс поиска героем способа решения проблемы. Здесь необходимо усугубить ситуацию, подвести к логическому завершению поиска, что поможет подтолкнуть героя к нахождению правильного решения и к переменам. Сказочному герою могут попадаться второстепенные герои и существа, которые попали в ту же ситуацию. При этом герой со стороны может наблюдать, как существа находят выход из проблем. Здесь может появиться «мудрый наставник», который объяснит герою смысл происходящих событий. Ваша задача – показать ребенку ситуацию и ее решение с нескольких сторон, предоставить ребенку альтернативу, разные модели поведения, помочь ему отыскать положительные стороны в происходящем.

e) Герой сказки осознает ошибки в своем поведении и становится на правильный путь.

Не обязательно обсуждать с ребенком психокоррекционную сказку, можно ее просто прочитать, предоставив ребенку возможность самостоятельно размышлять над ее смыслом. Таким образом ребенок находится наедине с собственными мыслями. Если у него появятся вопросы или желание обсудить сказку, вы всегда должны быть готовы ответить ему, а при необходимости – проиграть сюжет с помощью рисунков, кукол, фигурок или песочницы.

6. Психотерапевтическая сказка. Этот тип сказок раскрывает для ребенка скрытый смысл происходящих событий. Такие истории помогают ребенку увидеть происходящее под другим углом. Они не всегда могут быть истолкованы однозначно и у них не всегда должен быть счастливый конец, но они обладают удивительной глубиной и проникновенностью. Это своего рода риторический вопрос, обдумывание которого будет стимулировать личностный рост ребенка. Многие сказки этого типа освещают проблемы жизни и смерти, пути и любви, отношение к приобретенному и потерянному.

Психотерапевтическая сказка порой помогает там, где остальные техники психотерапии будут совершенно бессильны. Их используют, если проблема затрагивает философию взаимоотношений и событий.

Основные методы сказкотерапии

1. Рассказывание и сочинение сказки

Любой сказочный рассказ уже сам по себе обладает терапевтическими свойствами. Причем рекомендуется именно рассказывание сказки, а не ее прочтение. Так как именно во время рассказа у взрослого есть уникальная возможность наблюдать за переживаниями ребенка в процессе занятий с ним.

Сказку можно рассказывать не только взрослому – он может подключить к этому процессу и самого ребенка или даже предложить ему самостоятельно рассказать сказочную историю. Это поможет взрослому узнать о всех спонтанных эмоциональных проявлениях, которые бушуют внутри ребенка и при этом могут совершенно никак не проявляться в его поведении.

Некоторые психологи говорят о том, что если ребенок неожиданно прерывает рассказ и предлагает совершенно необычное окончание, при этом его ответы торопливы, голос понижен, на лице появились признаки волнения (бледность или прилив крови, подергивания), он отказывается отвечать на вопросы, он хочет начать сказку с самого начала или пытается опередить события – все это можно отнести к патологической реакции и может быть четким признаком невротического состояния ребенка.

2. Рисование сказки

После прочтения рекомендуется нарисовать сказку, слепить ее при помощи пластилина или глины, представить в виде аппликации. Во время работы с цветным пластилином, картоном, бумагой ребенок сможет выразить все свои эмоции, волнения, мысли и чувства. Так он сможет избавиться от беспокойств и тревог.

Здесь совершенно не стоит обращать внимание на качество изображения. Нередко, если детьми обуревают очень сильные чувства, на их рисунках появляются разные чудовища, он рисует темными красками, рисует огонь. После вторичного прочтения сказки и предложения снова порисовать на эту тему, можно заметить, что ребенок будет рисовать уже более спокойно, будут использованы более светлые краски.

При рисовании сказки рекомендуется использовать цветные карандаши. Если вы собрались рисовать с ребенком что-то конкретное – выбирайте гуашь, а для описания собственных эмоций и ощущений – акварель.

3. Изготовление кукол

Этот метод сказкотерапии требует особого внимания. При этом невероятно большую роль играет сам процесс изготовления кукол.

Многие специалисты сходятся во мнении, что любое, даже самое банальное изготовление куклы приравнивается к процессу медитации, потому что в процессе производства (шитья) изделия случается изменение личности. Кроме того, в ходе процесса у детей существенно возрастают способности к концентрации, развивается воображение и мелкая моторика рук.

Во время изготовления куклы у ребенка включается механизм проекции, замещения или идентификации, а это значит, что только сам процесс помогает ребенку добиться невероятных результатов.

С точки зрения психоаналитики кукла выполняет роль предмета, на который выплескивается вся инстинктивная энергия. Еще Фрейд говорил о том, что поведение человека на уменьшение бессознательного напряжения. Поклонники Юнга связывают изготовление куклы с возможностью реализации такой возможности психики, как самоисцеление.

Не только процесс изготовления куклы, но и процесс управления, манипулирования ею позволяет осознать проблему, глубоко подумать над ней, а также найти оптимальное решение. Создание куклы помогает снять нервное перенапряжение.

При воссоздании ситуации при помощи кукол необходимо соблюдать ряд условий:

  • Звуки и речь нужно направлять только ребенку.
  • Голос должен быть достаточно сильным, дикция – четкой.
  • Голос и речь должны быть адаптированы под внутреннюю характеристику героя.
  • Движения взрослого должны соответствовать смыслу произносимых куклой фраз и интонации.

С помощью кукол можно решить целый список проблем, особенно при занятии с опытными специалистами:

  • провести психодиагностику,
  • достигнуть саморегуляции и эмоциональной устойчивости,
  • приобрести необходимые социальные навыки, овладеть опытом социального взаимодействия,
  • развить самосознание,
  • развить коммуникативные навыки, речь,
  • развить мелкую и грубую моторику,
  • разрешить внутренний конфликт,
  • провести профилактику или коррекцию страхов,
  • найти внутренние механизмы сопротивления болезни,
  • откорректировать семейные отношения,
  • способствовать становлению психосоциальной идентичности девочек и мальчиков.

4. Мастер сказок

Здесь работа идет при использовании архетипических карт, в основе которых лежат Универсальные Архетипы. Автором данной методики является психолог Т. Д. Зенкевич-Евстигнеева.

Согласно этой методике, существует 10 основных архетипов, на основе которых можно использовать 50 сюжетов сказок. Эти архетипы представлены в следующем виде:

  • Государство,
  • Дорога,
  • Творец,
  • Помощник,
  • Доброе сердце-холодное сердце,
  • Сезонность,
  • Тело боли,
  • Распутье,
  • Авгиевы конюшни,
  • Божественное вымя.

Собственно, архетипы изображены в виде колоды 50 карт. Каждая карта обладает своим уникальным значением. К колоде прилагается инструкция, которая помогает истолковать общее значение выбранной карты, предлагает вопросы для размышления, дает задания для детей и взрослых.

Сказкотерапевтическая диагностика

Психодиагностику состояния ребенка можно провести, например, с помощью использования определенных кукол и сказок, которые позволяют выявить те или иные проблемы.

Для первого знакомства рекомендуется использовать «прекрасную» куклу с огромными глазами, пушистыми и длинными ресницами, блестящими и густыми волосами.

Для диагностики семейных отношений психологи рекомендуют использовать гибкие резиновые куклы, потому что статичная кукла может фрустрировать малыша (разочаровать его).

Выявить глубокие проблемы у подростков и старших детей поможет непосредственное изготовление кукол. Для этого можно использовать обычную фольгу.

После знакомства с куклой или ее изготовления нужно проводить диагностическую беседу. Она может представлять собой то же рассказывание сказки ребенком, помещением им куклы в некую ситуацию.

Во время рассказывания истории или сказки ребенок бессознательно объединяет свои мысли с мыслями куклы, вкладывает в нее свои переживания и рассказывает тем самым взрослым. Дело в том, что в большинстве случаев дети не идентифицируют себя с людьми – они склонны к идентификации со сказочным персонажем или животным, потому что в них больше развит образный мир.

Во время рассказа ребенка взрослый может задавать интересующие вопросы, ответы на которые помогут взрослым понять, каково эмоциональное состояние ребенка, его фантазии насчет дальнейшего развития событий.

Песочная терапия

Сказкотерапия – это огромная свобода для творчества. В ней можно применять техники множества направлений психологии: арт-терапии, гештальт-терапии, психодрамы.

Песочная терапия помогает эффективно влиять на психологическое развитие ребенка, а также корректировать отдельные его поведенческие реакции. Этот метод сказкотерапии подходит для работы с детьми любого возраста.

Ребенку предлагается работать с подносом с сухим ил влажным песком, где он может по своему усмотрению размещать маленькие предметы или создавать картины. При помощи контакта с песком ребенок воплощает в физическую форму свои самые глубинные чувства и мысли.

Основной инструмент ребенка в этом методе – творческая символическая игра и активное воображение. Этот способ занятий помогает ребенку самостоятельно выстроить связь между бессознательным и сознательным, между эмоциями и разумом, между физическими и духовными явлениями, между невербальным и вербальным.

Песочная терапия помогает не только диагностировать проблемы, но и корректировать их, способствовать развитию и проводить терапию. Ребенок учится с ее помощью самопознанию, самовыражению, самоактуализации, учится снимать напряжение.

Кататимный поход в сказку

Разработчиком этого метода сказкотерапии считается Я. Обухов, который совместил элементы сказкотерапии с символдрамой. Существует 4 фазы, из которых состоит занятие:

  • Предварительная беседа. Длится от 15 до 20 минут. Здесь ребенку предлагают рассказать о своей любимой сказке. Взрослый задает вопросы о том, когда ребенок впервые познакомился с этой сказкой, от кого он про нее услышал, при каких обстоятельствах это происходило, какие моменты вызывают самое большое волнение, как ребенок относится к каждому персонажу сказки.
  • Релаксация. Длится от 1 до 5 минут. Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и расслабиться – это и есть основная цель данного этапа занятия.
  • Представление образа. Длится около 20 минут. Взрослый предлагает ребенку увидеть себя в его любимой сказке и рассказать об увиденном.
  • Обсуждение. Длится от 5 до 10 минут. Здесь происходит обсуждение самой сказки, взрослый предлагает ребенку нарисовать представленный образ. Сам рисунок можно обсудить на следующем занятии.

В отличие от предыдущих методов, у этого подхода есть определенные противопоказания. Его нельзя применять с детьми, обладающими острым или хроническим психозом или близким к психозу состоянием, с церебрально-органическими синдромами в тяжелой форме, при недостаточном интеллектуальном развитии детей (при IQ ниже 85 баллов), с недостаточно мотивированными детьми.

Помните о том, что разные сказки подходят для решения разных проблем. А если вы решили самостоятельно заняться этим способом диагностики, корректировки и устранения проблем у ребенка, то помните самый главный принцип: одна сказка – одна проблема. Не стоит в один рассказ закладывать все имеющиеся у ребенка страхи и проблемы, иначе сказка не возымеет никакого действия. Ребенок должен сосредоточиться на одной ситуации, самостоятельно найти из нее выход.

Если у вас есть возможность, потренируйтесь перед началом проведения сказкотерапии с ребенком. Заранее хорошенько продумайте план сказки. По возможности запишите готовую сказку на аудио и прослушайте ее – это поможет вам понять, где в вашей сказке находятся слабые места, которые могут не ускользнуть от внимания умных детей.

Помните также о том, что ваша сказка – это своеобразная поддержка ребенка в сложной ситуации. Таким образом вы даете ему понять, что вы прекрасно понимаете его переживания и чувства в данный момент, что вы всегда готовы помочь ему справиться с ними, но вместе с тем крайне важно научиться решать проблему самостоятельно. А ведь для этого достаточно только направить мысль ребенка в нужное русло!

Для того чтобы начать применять сказкотерапию, необходимо тщательно подготовиться – просто взять и на ходу сочинить историю нельзя, иначе в лучшем случае она может просто не возыметь воздействия на ребенка, в худшем – усугубить проблему, заставить ребенка уйти в себя. Также необходимо тщательно готовиться для того, чтобы уметь толковать полученные результаты правильно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *