Оказывают ли влияние на работоспособность человека биологические ритмы: Биологические ритмы что это и как они влияют на работоспособность человека

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

Биологическе ритмы и их влияние на работоспособность человека.
Биологические ритмы — это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека. Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с четкой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли и т. д.).
В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп: так называемые высокочастотные биологические ритмы, колебания средней частоты и биологические ритмы низкой частоты.
Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок дня.

Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъема: с 10 до 12 ч и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 до 5 ч ночи.
Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий — с 16 до 18 ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч — во вторую. Это же время наиболее эффективно для тренировок при занятиях спортом.
Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку. Эти знания помогут при выполнении наиболее сложных заданий.
Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») — вечером. Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым — поздним вечером или даже ночью.
Важно усвоить, что правильный режим учебы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени. Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека, причем при осуществлении им как основной деятельности, так и внеурочной (приготовление домашних заданий, активный отдых).
Необходимо также учитывать возможные последствия для здоровья и самочувствия нарушений координации биологических ритмов, в том числе связанных с переменой климатогеографичес- ких условий (быстрое попадание в район с другим часовым поясом — перелет на самолете в места отдыха, в другое место жительства). Для более безболезненного приспособления к новым условиям можно рекомендовать обучаемым знать несколько правил, соблюдение которых облегчит адаптацию к изменению часового пояса:
Если изменение места пребывания, связанное с переездом в другой часовой пояс, будет не длительным, то целесообразно на новом месте сохранить режим, близкий к постоянному.
Если на новом месте предполагается длительное пребывание и предстоит работа, требующая максимального напряжения сил, то целесообразно заранее (за 5—10 дней) постепенно менять режим труда и отдыха на месте постоянного проживания, приспосабливая его к новому часовому поясу.
Профилактика утомления
Утомление — это состояние временного снижения работоспособности человека. Оно развивается вследствие напряженной или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление — это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль. Оно сигнализирует о приближении таких функциональных и биологических изменений во время выполнения работы, предотвращение которых защищает организм от возможного повреждения, для чего автоматически снижается интенсивность умственной или физической деятельности человека.
Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, в появлении ошибок, нарушении координации движений.
Общее восприятие утомления характеризуется неприятными, иногда болезненными ощущениями, общим ухудшением самочувствия. Могут возникнуть ощущение тяжести в голове и мышцах, общая слабость, разбитость.
Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то работоспособность не восстанавливается и постепенно развивается переутомление.
Необходимо особо подчеркнуть, что появившееся утомление можно преодолеть волевым стимулом (завершить работу во что бы то ни стало) или приемом стимуляторов (чай, кофе). Это позволит продолжить работу, но может произойти полное исчерпание функциональных резервов, что в конечном итоге не исключает возникновения в организме значительных патологических сдвигов.
Профилактика утомления в школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать свое состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок и отдыха. При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности.
Решающее значение в индивидуальной системе здорового образа жизни имеет самоконтроль. Он приучает человека к активному наблюдению за своим состоянием. Показатели самоконтроля условно можно разделить на субъективные и объективные. К субъективным показателям самоконтроля относят самочувствие, оценку работоспособности, желание продолжать начатое дело, сон, аппетит, болезненные и тревожные ощущения.
Самочувствие — это суммарный показатель, который складывается из ощущений (бодрости, вялости, усталости, болей и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительное или плохое.
Работоспособность зависит от общего состояния организма, а также от настроения, степени восстановления от предыдущей работы и может быть оценена как высокая, средняя и низкая. Отсутствие желания взяться за работу может быть признаком переутомления.
Нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспечивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повышенной сонливости, неспокойного сна —признак переутомления.
Ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствует об утомлении либо болезненном состоянии.
К объективным показателям самоконтроля относят показания частоты сердечных сокращений. Это особенно важно для контроля физических нагрузок. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об утомлении.
Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании своих нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рационально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных перед собой задач.
Для профилактики переутомления необходимо научиться учитывать психологические аспекты своего состояния, т. е. любая нагрузка — умственная или физическая — должна быть реальной и соответствовать индивидуальным возможностям. Так, если данное человеку задание превышает его возможности, то он почувствует перенапряжение, а иногда и потрясение. Для профилактики такого состояния есть два пути: либо снизить требования к нагрузке до пределов имеющихся возможностей, либо попытаться увеличить свои возможности путем тренировки.
Таким образом, умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений и в системе здорового образа жизни.

Что такое биологические ритмы человека и их влияние

Содержание

Что такое биологические ритмы

Биологические ритмы — это определенные процессы в организме человека, которые повторяются с периодичностью, влияют на жизнь, работоспособность человека. Их значение нельзя недооценивать. Биоритмы предусмотрены в ходе эволюционных изменений, крайне важны. В этой статье мы подробно рассмотрим существующие биоритмы, опишем их влияние на жизнедеятельность человека.

Биологические ритмы человекаБиологические ритмы человека

Все процессы в организме человека имеют цикличность. Изменения внешней среды, различного рода процессы оказывают сильное влияние на биологические ритмы человека. Явления природы также цикличны, существуют годовые, сезонные циклы, приливы, отливы, лунные, солнечные циклы. Любые изменения во внешней среде влияют на внутренние ритмы человека.
Все живые существа, начиная с одноклеточных имеют биоритмы.

Доказано учеными, в генетическом материале заложена цикличность. Биоритмы имеют довольно-таки важное значение, любые нарушения цикличности внутренних процессов организма могут привести к различным заболеваниями, даже смерти. Влияние биоритмов на жизнь человека полностью научно доказано.

Виды на которые делятся биологические ритмы

  1. Биоритмы бывают различными по времени
    . Выделяют: многолетние, годовые, месячные, суточные. Примеры, суточное колебание температуры тела – до одного градуса, менструальные циклы у женщин.
  2. Биоритмы подразделяются в зависимости от своих функций на экологические, физиологические. Условия окружающей среды изменчивы, к ним нужно адаптироваться, за это отвечают экологические биологически ритмы. Пульс, дыхание, периоды бодрствования на протяжении дня, сна – физиологические биоритмы.
  3. Также биоритмы можно поделить на интеллектуальные, эмоциональные, физические.

Периоды биологических ритмовПериоды биологических ритмов

Еще периоды биологических ритмов:

33 дня – период интеллектуального биоритма. В середине цикла умственные способности усиливаются. Данный цикл связан с памятью, логикой, вниманием, сообразительностью. В большей степени проявляется у людей, занимающихся интеллектуальным трудом.

28 дней – период эмоционального цикла. Данный цикл отвечает за психоэмоциональный фон. Пик активности – середина цикла. Наиболее характерен для коммуникабельных людей, людей творческих процессий.

23 дня – физический цикл. Наиболее характерен для спортсменов. Пик активности – середина цикла.

Влияние биологических ритмов на сон

Биоритмы крайне важны, они влияют на процессы бодрствования и сна. Предусмотрены генетически. Люди подразделяются на три типа.

Типы биологических ритмовТипы биологических ритмов

  1. «Совы» — любят поздно ложиться спать, при этом тяжело рано вставать. Основной пик активности приходится на вечерние, ночные часы.
  2. «Жаворонки» — любят рано вставать, при этом рано ложатся спать. Наиболее трудоспособны в первой половине дня.
  3. «Голуби» — по-разному ложатся спать, по-разному просыпаются. Наиболее трудоспособны днем, в середине дня.

Каждый человек должен подстраиваться под внутренние биологические ритмы, чтобы организму было наиболее комфортно, это касается сна.

Питание

Питание должно быть сбалансированным, разнообразным, здоровым. Важно соблюдать определенные биоритмы.

Все приемы пищи должны быть в строго определенное время. Таким образом, организму будет легче, можно будет избежать нарушений работы пищеварительного тракта, проблем с ожирением, плохого настроения.

Неправильное, несбалансированное питание плохо сказывается на самочувствие, здоровье человека. Важно не нарушать внутренние биологические ритмы, питаться правильно, вовремя. В противном случае возможно появление различного рода болезней, ухудшение психоэмоционального состояния, апатия, депрессия, упадок сил.

Питьевой режим и питаниеПитьевой режим и питание

Немаловажно соблюдать питьевой режим. Важно пить до двух литров жидкости в день. Чистая вода имеет ряд положительных свойств, которые позитивно влияют на состояние организма. При заболеваниях необходимо обильное питье, вода вымывает бактерии, инфекции из организма, очищает организм.

Нарушение биологических ритмов

Если постоянно нарушать присущую организму цикличность, не прислушиваться к сигналам собственного организма, можно существенно ухудшить состояние здоровье. Из-за этого влияния возможно возникновение ряда соматических заболеваний, ухудшение настроения, состояния организма в целом. Нарушение биоритмов снижает работоспособность, в некоторых случаях ведет к инвалидности.

Индивидуальные особенности нужно учитывать при выборе режимов трудовой деятельности. Работа в ночные часы может быть непосильна ряду людей. Это может негативно сказаться на здоровье, нарушаться работа внутренних органов, может наступить апатия, депрессия, психозы, плохой сон. Очень важно правильно соблюдать периоды сна, бодрствования, соблюдать режим.

Как предотвратить сбои биоритмов

Один из способов не сбивать биологические ритмы — это здоровый образ жизни, правильное питание в одно и то же время.

Всем известно, что важно вести здоровый образ жизни, правильно питаться.

Несбалансированное, нерегулярное питание может привести к болезни, ухудшению настроения, снижению работоспособности. Питание должно быть четко в определенные часы, сбалансированным, разнообразным.

  • Регулярные спортивные нагрузки.
    Спорт крайне полезен для здоровья. Он нормализует внутренние процессы организма, нормализует биологические ритмы. Люди, ведущие малоподвижный образ жизни, больше склонны к возникновению различного рода болезней. Даже если у вас уже есть болезнь, спорт не стоит полностью исключать.
    Пример, при болезни суставов необходимо делать специальные упражнения, чтобы улучшить состояние организма.
    С помощью спорта можно добиться больших успехов, хорошего самочувствия, отличного настроения. Кардионагрузки, силовые нагрузки, бег, плаванье, йога помогут быть в тонусе, хорошо выглядеть, хорошо себя чувствовать и будут положительно влиять на биологические ритмы.
    Женщины и кардионагрузкаЖенщины и кардионагрузка
  • Избежание стрессов.
    Современная жизнь имеет динамичный темп. Каждый день мы сталкиваемся с новыми задачами, ищем пути их разрешения. Возникают стрессовые ситуации. Они могут быть как на работе, так и в семейной жизни. Реакцией организма на стресс может быть повышенная раздражительность, агрессия, нарушение режима сна. Может возникнуть бессонница. Это крайне негативно сказывается на работу всех внутренних систем. Силы организма истощаются. В данном случае необходимо обратиться к специалисту. Чтобы не было проблем со здоровьем, чтобы было хорошее самочувствие, необходимо избегать стрессов. Можно грамотно оптимизировать свою жизнь, правильно её улучшить, убрать стрессовые факторы. Перестать ходить на нелюбимую работу, сменить вид деятельности. Необходимо избавиться от источника стресса, тогда удастся наладить собственные биологические ритмы. Если избавится от проблемы не удается, можно изменить свою реакцию, отношение. Попробуйте найти внутренний баланс, думайте позитивно. Ведь вы не в силах изменить то, что вам неподвластно. Ищите во всем плюсы.
    Женщина в стрессеЖенщина в стрессе
  • Правильный режим сна, бодрствования.
    Подбор работы с учетом личных биоритмов. После бурного дня, полного яркими впечатлениями, необходимо восстанавливать силы, спать. Лучше следовать внутренним биоритмам, ложиться в нужное время, во время вставать. Лучше ложиться спать и вставать в конкретное время. Организм привыкнет к распорядку, станет лучше функционировать и будет хороший сон. Работа в ночные часы может быть опасна для здоровья. Ночью ухудшаются память, внимание, организм нацелен на сон, функции внутренних органов замедляются. Стоит избегать нарушений режима, работы в ночные часы, работать нужно в наиболее продуктивное время, днем.
    Восстановление сил с помощью снаВосстановление сил с помощью сна
  • Работа в наиболее активные часы. Такой подход поможет увеличить работоспособность.

Заключение

Биологические ритмы – присущи каждому живому существу на планете. Они обусловлены адаптации живых организмов в процессе эволюции к динамично меняющимся условиям внешней среды. Биоритмы представляют собой повторяющиеся циклы различных процессов организма.

Важно не нарушать биологические ритмы. Они могут выйти из-под контроля. Начнутся серьезные проблемы со здоровьем.

Нарушение биоритмов может негативно сказаться на общем самочувствии, работе внутренних органов, настроении, психоэмоциональном состоянии. Может наступить депрессия, апатия, другие расстройства.

Чтобы не было проблем с биологическими часами, важно вести правильный образ жизни, заниматься спортом, регулярно питаться, во время ложиться спать, во время вставать, избегать стрессов. Неправильный режим, нездоровый образ жизни негативно влияют на здоровье, состояния организма в целом, внешний вид, самочувствие, работоспособность.

Биоритмы – важная часть человеческой жизни. Важно прислушиваться к своим внутренним часам, во время удовлетворять нужды, потребности организма.

Что такое биоритмы, или Как научиться эффективно учиться

Что такое биоритмы 

Биоритмы — это не какое-то мистическое понятие вроде астрологии или веры в приметы. Это неотъемлемое свойство всего живого вокруг нас. Учёные считают, что самая первая клетка, возникшая на Земле, получила повреждения под воздействием ультрафиолета в светлое время суток, а в ночное время — восстановилась. У каждого организма есть свои циклы, которые помогают ему чередовать фазы активности и восстановления. Человек не исключение. От соблюдения биоритмов зависит его способность учиться и работать быстрее и эффективнее, принимать решения, чувствовать радость жизни. 

Биологические ритмы (биоритмы) — это периодические изменения интенсивности и характера биологических процессов, которые сами поддерживаются и воспроизводятся в любых условиях.

Биоритмы бывают разные — от полуторачасовых до годовых. Более всего на работоспособность организма влияют суточные, или циркадные, ритмы.

Циркадные (циркадианные) биоритмы — это колебания интенсивности различных биологических процессов в организме, связанные со сменой дня и ночи. 

История исследования циркадных ритмов началась в 1729 году, когда французский астроном Жан-Жак де Меран, заметив ежедневное движение листьев у мимозы стыдливой, предположил, что у растения есть свой механизм, подобный циклу сна и бодрствования у человека.

С тех пор суточные (циркадные) ритмы подвергались тщательному изучению: учёные скрещивали растения, исследуя гены, отвечающие за формирование циркадного ритма, анализировали поведение животных, ставили эксперименты с участием людей. 

В 2017 году открытие молекулярных механизмов, контролирующих циркадный ритм, группой учёных (Джеффри Холл, Майкл Росбаш и Майкл Янг) было удостоено Нобелевской премии, что лишний раз подчёркивает значимость изучения биоритмов.  

Приведём лишь несколько научных фактов о биологических ритмах, важных для нашей темы:

  • Особенности циркадных ритмов определяются наследственностью и передаются на генетическом уровне.
  • Свет — наиболее эффективный сигнал, поддерживающий баланс суточных ритмов. Специальные клетки сетчатки глаза человека, реагируя на свет, посылают сигнал напрямую в супрахиазматическое ядро — центр контроля циркадных ритмов в организме человека.
  • Даже при отсутствии естественного света циркадные циклы в организме человека сохраняются. В ходе эксперимента, где люди были изолированы от естественного света и часов, у них вырабатывался 25-часовой циркадный ритм. 
  • Использование искусственного света увеличивает циркадный ритм. В том самом эксперименте переход на 25-часовой суточный режим был связан с тем, что люди по своему усмотрению могли пользоваться искусственным светом. В скорректированном виде циркадный ритм составил 24 часа 11 минут.

Что происходит при нарушении циркадных ритмов 

При частой смене часовых поясов и, как следствие, режима дня

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

ТЕМА: Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

Цель урока: Познакомить учащихся с биологическими ритмами и их влиянием на работоспособность

человека и правилами по профилактике утомления.

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

Ход урока:

I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

- Что включает в себя понятие «здоровье человека»?

- Какие факторы оказывают благоприятное и неблагоприятное влияние на здоровье человека?

- Почему здоровый образ жизни следует считать индивидуальной системой поведения человека?

- Какие можно назвать основные составляющие здорового образа жизни?

II. Основная часть

- объявление темы и цели занятия

- объяснение нового материала: § 21, стр. 184-107

Биологические ритмы — это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека.

Утомление — это состояние временного снижения работоспособности человека.

Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с четкой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли и т.д.).

В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп: высокочастотные биологические ритмы, колебания средней частоты и биологические ритмы низкой частоты.

Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок дня.

Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два пика: с 10 до 12 ч и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 часа ночи до 5 часов утра.

Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий с 16 до 18 ч для тех, кто учится в первую смену, и с 1 0 до 12 ч - во вторую. Это же время наиболее эффективно для занятий спортом.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому. Эти знания помогут при выполнении наиболее сложных заданий.

Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») - вечером. Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым - поздним вечером или даже ночью.

Важно усвоить, что правильный режим учебы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени. Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека, причем при осуществлении им как основной деятельности, так и внеурочной (приготовление домашних заданий, активный отдых).

Необходимо также учитывать возможные последствия для здоровья и самочувствия нарушений координации биологических ритмов, в том числе связанных с переменой климатогеографических условий (быстрое попадание в район с другим часовым поясом - перелет на самолете в места отдыха, в другое место жительства). Для более безболезненного приспособления к новым условиям можно рекомендовать обучаемым несколько правил, соблюдение которых облегчит адаптацию к изменению часового пояса:

Если изменение места пребывания, связанное с переездом в другой часовой пояс, будет недлительным, то целесообразно на новом месте сохранить режим, близкий к постоянному.

Если на новом месте предполагается длительное пребывание и предстоит работа, требующая максимального напряжения сил, то целесообразно заранее (за 5-10 дней) постепенно менять режим труда и отдыха на месте постоянного проживания, приспосабливаясь к новому часовому поясу.

ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ

Утомление развивается вследствие напряженной или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление - это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль. Оно сигнализирует о приближении таких функциональных и биологических изменений во время выполнения работы, предотвращение которых защищает организм от возможного повреждения, для чего автоматически снижается интенсивность умственной или физической деятельности человека.

Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, в появлении ошибок, нарушении координации движений.

Общее восприятие утомления характеризуется ухудшением самочувствия. Могут возникнуть ощущение тяжести в голове и мышцах, общая слабость, разбитость.

Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то 'постепенно развивается переутомление.

Профилактика утомления в старшем школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать свое состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок и отдыха. При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности.

Выводы

1. Для сохранения высокой работоспособности надо знать свои биологические ритмы.

2. Причинами переутомления могут быть умственное и физическое перенапряжение, избыточные шумы, недостаточный сон и неполноценный отдых.

3. Профилактика утомления состоит в умении оценивать свое состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок.

4. Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании своих нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рационально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных перед собой задач.

5. Умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений и в системе здорового образа жизни.

Дополнительные материалы. Самоконтроль.

Решающее значение в индивидуальной системе здорового образа жизни имеет самоконтроль. Он приучает человека к активному наблюдению за своим состоянием. Показатели самоконтроля условно можно разделить на субъективные и объективные. К субъективным показателям самоконтроля относят самочувствие, оценку работоспособности, желание продолжать начатое дело, сон, аппетит, болезненные и тревожные ощущения.

Самочувствие — это суммарный показатель, который складывается из ощущений (бодрость, вялость, усталость, боль и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительное или плохое.

Работоспособность зависит от общего состояния организма, а также от настроения, степени восстановления от предыдущей работы и может быть оценена как высокая, средняя и низкая. Отсутствие желания взяться за работу может быть признаком переутомления.

Нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспечивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повышенной сонливости, неспокойного сна — признак переутомления.

Ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствует об утомлении либо болезненном состоянии.

К объективным показателям самоконтроля относят показания частоты сердечных сокращений. Это особенно важно для контроля физических нагрузок. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об утомлении.

Высказывания о правильном образе жизни

Известный русский физиолог Н.Е.Введенский (1852-1922) говорил: «Устают не столько от того, что много работают, сколько от того, что плохо работают, не умеют организовать свой труд». Он выдвинул ряд условий для достижения высокой работоспособности, а значит, и высокого уровня здоровья:

  1. Постепенное вхождение в работу.

  2. Продуманная и отработанная последовательность в труде.

  1. Правильное распределение нагрузки - дневной, недельной, месячной и годовой.

Нагрузка должна быть равномерной: спешка в одни периоды и бездеятельность в другие одинаково вредны.

Словно в подтверждение этой мысли Л.Н.Толстой записал в своем дневнике: «Надо непременно каждый день писать не столько для успеха работы, сколько для того, чтобы не выходить из колеи».

Долгожитель из азербайджанского села Махмуд Эйвазов прожил I52 года (1808-1960). Эйвазов считал, что секрет долголетия кроется в следующих условиях жизни: ежедневный труд (сам до последних дней работал в поле, его трудовой стаж составил 135 лет), закаленное тело, закаленные нервы и хороший характер, правильное питание и горный климат.

III. Закрепление материала;

- Как влияет на ваше самочувствие длительный просмотр телепередач?

IV. Итог урока

V. Домашнее задание: § 21, стр. 184-107. Задания: 1. Подготовить сообщение на тему «Значение самоконтроля в индивидуальной системе здорового образа жизни». 2. Подготовить сообщение на тему

«Влияние здорового образа жизни на долголетие».

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Урок № 21 Дата проведения «___»_____________

ТЕМА: БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

ЧЕЛОВЕКА

Цель урока: Познакомить учащихся с биологическими ритмами и их влиянием на работоспособность

человека и правилами по профилактике утомления.

Занятие: 6/2

Время: 45 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

Провела: Хмара Анна Вадимовна

Ход урока:

I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

- Что включает в себя понятие «здоровье человека»?

- Какие факторы оказывают благоприятное и неблагоприятное влияние на здоровье человека?

- Почему здоровый образ жизни следует считать индивидуальной системой поведения человека?

- Какие можно назвать основные составляющие здорового образа жизни?

II. Основная часть

- объявление темы и цели занятия

- объяснение нового материала: § 21, стр. 184-107

Биологические ритмы — это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека.

Утомление — это состояние временного снижения работоспособности человека.

Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с четкой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли и т.д.).

В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп: высокочастотные биологические ритмы, колебания средней частоты и биологические ритмы низкой частоты.

Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок дня.

Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два пика: с 10 до 12 ч и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 часа ночи до 5 часов утра.

Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий с 16 до 18 ч для тех, кто учится в первую смену, и с 1 0 до 12 ч - во вторую. Это же время наиболее эффективно для занятий спортом.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому. Эти знания помогут при выполнении наиболее сложных заданий.

Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») - вечером. Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым - поздним вечером или даже ночью.

Важно усвоить, что правильный режим учебы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени. Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека, причем при осуществлении им как основной деятельности, так и внеурочной (приготовление домашних заданий, активный отдых).

Необходимо также учитывать возможные последствия для здоровья и самочувствия нарушений координации биологических ритмов, в том числе связанных с переменой климатогеографических условий (быстрое попадание в район с другим часовым поясом - перелет на самолете в места отдыха, в другое место жительства). Для более безболезненного приспособления к новым условиям можно рекомендовать обучаемым несколько правил, соблюдение которых облегчит адаптацию к изменению часового пояса:

Если изменение места пребывания, связанное с переездом в другой часовой пояс, будет недлительным, то целесообразно на новом месте сохранить режим, близкий к постоянному.

Если на новом месте предполагается длительное пребывание и предстоит работа, требующая максимального напряжения сил, то целесообразно заранее (за 5-10 дней) постепенно менять режим труда и отдыха на месте постоянного проживания, приспосабливаясь к новому часовому поясу.

ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ

Утомление развивается вследствие напряженной или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление - это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль. Оно сигнализирует о приближении таких функциональных и биологических изменений во время выполнения работы, предотвращение которых защищает организм от возможного повреждения, для чего автоматически снижается интенсивность умственной или физической деятельности человека.

Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, в появлении ошибок, нарушении координации движений.

Общее восприятие утомления характеризуется ухудшением самочувствия. Могут возникнуть ощущение тяжести в голове и мышцах, общая слабость, разбитость.

Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то 'постепенно развивается переутомление.

Профилактика утомления в старшем школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать свое состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок и отдыха. При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности.

Выводы

1. Для сохранения высокой работоспособности надо знать свои биологические ритмы.

2. Причинами переутомления могут быть умственное и физическое перенапряжение, избыточные шумы, недостаточный сон и неполноценный отдых.

3. Профилактика утомления состоит в умении оценивать свое состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок.

4. Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании своих нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рационально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных перед собой задач.

5. Умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений и в системе здорового образа жизни.

Дополнительные материалы. Самоконтроль.

Решающее значение в индивидуальной системе здорового образа жизни имеет самоконтроль. Он приучает человека к активному наблюдению за своим состоянием. Показатели самоконтроля условно можно разделить на субъективные и объективные. К субъективным показателям самоконтроля относят самочувствие, оценку работоспособности, желание продолжать начатое дело, сон, аппетит, болезненные и тревожные ощущения.

Самочувствие — это суммарный показатель, который складывается из ощущений (бодрость, вялость, усталость, боль и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительное или плохое.

Работоспособность зависит от общего состояния организма, а также от настроения, степени восстановления от предыдущей работы и может быть оценена как высокая, средняя и низкая. Отсутствие желания взяться за работу может быть признаком переутомления.

Нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспечивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повышенной сонливости, неспокойного сна — признак переутомления.

Ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствует об утомлении либо болезненном состоянии.

К объективным показателям самоконтроля относят показания частоты сердечных сокращений. Это особенно важно для контроля физических нагрузок. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об утомлении.

Высказывания о правильном образе жизни

Известный русский физиолог Н.Е.Введенский (1852-1922) говорил: «Устают не столько от того, что много работают, сколько от того, что плохо работают, не умеют организовать свой труд». Он выдвинул ряд условий для достижения высокой работоспособности, а значит, и высокого уровня здоровья:

  1. Постепенное вхождение в работу.

  2. Продуманная и отработанная последовательность в труде.

  1. Правильное распределение нагрузки - дневной, недельной, месячной и годовой.

Нагрузка должна быть равномерной: спешка в одни периоды и бездеятельность в другие одинаково вредны.

Словно в подтверждение этой мысли Л.Н.Толстой записал в своем дневнике: «Надо непременно каждый день писать не столько для успеха работы, сколько для того, чтобы не выходить из колеи».

Долгожитель из азербайджанского села Махмуд Эйвазов прожил I52 года (1808-1960). Эйвазов считал, что секрет долголетия кроется в следующих условиях жизни: ежедневный труд (сам до последних дней работал в поле, его трудовой стаж составил 135 лет), закаленное тело, закаленные нервы и хороший характер, правильное питание и горный климат.

III. Закрепление материала;

- Как влияет на ваше самочувствие длительный просмотр телепередач?

IV. Итог урока

V. Домашнее задание: § 21, стр. 184-107. Задания: 1. Подготовить сообщение на тему «Значение самоконтроля в индивидуальной системе здорового образа жизни». 2. Подготовить сообщение на тему

«Влияние здорового образа жизни на долголетие».

Биоритмы и работоспособность

ВЛИЯНИЕ БИОРИТМОВ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

К.А.Шевцова, К.В.Стренакова

Научный руководитель: преподаватель Н.Н.Марцинкевич

Задумывались ли вы над тем, почему люди чувствуют себя бодрее в определенное время дня, года, почему одни люди до глубокой старости сохраняют высокую работоспособность и умственную продуктивность, а другие увядают в молодости?

В настоящее время для того, чтобы быть успешным человеком, необходимо много трудиться, совершенствовать свои знания, общаться с людьми. Но чтобы всё успеть сделать, чтобы любая работа не была в тягость, а доставляла удовольствие и приносила успех, необходимо хорошо себя чувствовать. Люди часто не успевают выспаться, поесть, отдохнуть - все это приводит к нарушению в организме и болезням. Недомогания развиваются вследствие утомления и переутомления.  Объективно это проявляется в снижении темпа работы, увеличении числа ошибок.

Работоспособность человека во многом зависит от индивидуальных способностей биологических ритмов. Каждый живой организм по-своему уникален, для него будет характерен соответствующий только ему оптимальный образ жизни: время сна и бодрствования, режим и состав питания, соответствующая окружающая среда, необходимые физические нагрузки и многое другое.

У каждого человека есть свои биологические часы. Знание собственного биологического ритма позволяет четко скоординировать функционирование организма, что позволит помочь в достижении повседневных задач.

В последнее время во всем мире отмечается повышенный интерес к изучению ритмической организации процессов в организме. Проводятся большие работы по исследованию биоритмов человека. Поиски исследователей направлены в основном на определение возможностей управления биоритмами с целью устранения нарушений функций организма и повышению работоспособности. Множество опытов и экспериментов было проведено для доказательства существования биологических часов, однако эта тема все еще остается открытой.

Возможность проведения опытов по доказательству существования биоритмов привлекли нас, и мы решили выбрать именно эту тему.

Цель: путем теоретического анализа источников по проблеме биологических ритмов и практических результатов исследования выявить, как влияют суточные биологические ритмы на умственную работоспособность учащихся.

Гипотеза: если знать особенности собственных биоритмов и степень их влияния на умственную деятельность, то путем разработки индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций можно скорректировать режим работы в течение дня так, чтобы повысить результативность и достичь наилучших результатов обучения и любой другой деятельности.

Задачи:

  1. Получить представление о биоритмах, их видах и влиянии на работоспособность человека, изучив литературу по данной проблеме.
  2. Изучить особенности индивидуальных биоритмов учащихся.
  3. Выявить влияние суточных биоритмов на умственную активность и успеваемость учащихся, чтобы наметить индивидуальную программу действий для лучших успехов в учебе.
  4. Выявить характерные черты, присущие людям с различными биоритмами.

Согласно поставленным задачам во время работы использовались такие теоретические методы, как анализ и синтез, диагностические (анкетирование, беседа, тестирование), экспериментальные и математико-статистические методы обработки результатов.

Наша работа может быть полезна как учащимся, принявшим участие в исследовании, так и администрации при организации учебного процесса. Основные материалы, выводы и рекомендации, приведенные в работе, могут быть использованы при проведении уроков биологии, анатомии, информационного просвещения учащихся.

Исследование вопросов влияния различных типов суточных биоритмов на умственную работоспособность и успеваемость учащихся.

Заинтересовавшись темой, мы решили провести эксперименты, доказывающие реальность существования биологических часов. Эксперименты проводились в 2017 – 2018 г.г. на базе УО «Рогачёвский государственный педагогический колледж». Их целью является доказательство существования биоритмов.

Результаты исследования.

Изучение влияния биоритмов на растение.

Наблюдение за деятельностью комнатного растения кислицы в темноте и на свету. Опыт проводился в течение 7 дней. Мы убедились, в том, что листья кислицы разворачиваются в утренние часы, а в вечерние они складываются, что говорит о влиянии суточных биоритмов.

Определение биологического профиля учащихся.

Для определение биоритмологического (хронологического) типа работоспособности исследуемых учащихся использовался тест Эстберга. Он позволил выявить, к какому типу относится каждый испытуемый. Формирование хронотипа заканчивается к 17 годам.

С помощью теста для определения индивидуального биологического профиля мы выяснили, что «Голуби» преобладают.

Также мы определили тип темперамента исследуемых учащихся.

Согласно биоритмике, наиболее значимыми для человека являются физический, эмоциональный и интеллектуальный биологические ритмы. Физический цикл определяет энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения. Эмоциональный цикл обусловливает состояние нервной системы и настроение. Интеллектуальный цикл определяет творческую способность личности. Любой из циклов состоит из двух полупериодов, положительного и отрицательного.

Критические дни, это те дни, когда кривая биоритма пересекает нулевую отметку. Статистически доказано, что несчастные случаи, неприятности чаще всего происходят именно в эти дни, характеризующиеся упадком жизненных сил, иррациональностью эмоционального поведения, снижением способности к восприятию. Самыми благоприятными днями являются те, когда все три биоритма одновременно находятся на максимуме.

Мы рассчитали биологические циклы для одной учащейся.

Для того чтобы выявить влияние биоритмов на умственную работоспособность учащихся нами были использованы несколько методик.

Первая методика предназначалась для изучения оперативной слуховой памяти. Уровень оперативной слуховой памяти в первой половине дня выше у «жаворонков», чем у «сов», и наоборот. У «голубей» этот уровень почти одинаков в течение дня.

Мы выявили, что успеваемость учащихся не зависит от биоритмов, а умственная активность выше у «жаворонков» (при занятиях в первую смену), а «совам» для хорошей успеваемости приходится прилагать значительные усилия и нарушать свой индивидуальный биологический ритм.

Влияние биоритмов на самочувствие.

Для того чтобы узнать ежедневное самочувствие исследуемых учащихся разных хронотипов, учитывая их биоритмы, мы провели измерения температуры тела, пульса и артериальное давление каждые три часа в течение дня в спокойном состоянии. При помощи корректурного теста (таблицы Анфимова) определили изменение умственной работоспособности учащихся в течение учебной недели (29.01.2018 – 03.02.2018). Экспериментально доказали, что динамика умственной работоспособности испытывает влияние недельного ритма: в понедельник происходит врабатываемость после выходных дней, максимум работоспособности наблюдается в середине недели, а к пятнице уже накапливается усталость, утомление и работоспособность падает у большинства учащихся. Следовательно, в понедельник и пятницу рабочую нагрузку стоит уменьшить за счет других рабочих дней.

Конечно, нельзя сказать о том, что биоритмы определяют успеваемость учащихся, но то, что биологические ритмы оказывают влияние на состояние и самочувствие каждого из нас – однозначно.

Заключение

В ходе своей работы над этим проектом, мы выяснили следующее:

1. Большинство исследуемых учащихся по типу биологической активности относятся к так называемым «голубям» - 68,9%, меньше «сов» - 26,2%, «жаворонков» - 4,9%.

2. Экспериментальным путем подтвердили, что биологические ритмы оказывают влияние на умственную работоспособность учащихся: у «жаворонков» во время занятий в первую смену умственная работоспособность выше, чем у «сов». У «голубей» этот уровень почти одинаков в течение дня.

3. Экспериментально доказали, что динамика умственной работоспособности испытывает влияние недельного ритма: в понедельник происходит врабатываемость после выходных дней, максимум работоспособности наблюдается в середине недели, а к пятнице уже накапливается усталость, утомление и работоспособность падает у большинства учащихся.

4. Большого влияния биоритмы на успеваемость учащихся не оказывают.

5. С помощью сайта bio-ritm.ru ознакомили учащихся с оценкой физического, интеллектуального и эмоционального состояния, научили использовать знания о своем биоритме на практике.

Каждому человеку, а тем более учащимся, необходимо знать, к какому  физиологическому типу он относится. Зная это, можно достичь оптимальных результатов в учёбе и работе. Отслеживание цикличных изменений позволяет беречь ресурсы и восполнять внутреннюю энергию в периоды отрицательного роста, проявлять особую осторожность в критические дни биоритмов.

Зная биоритмы, можно прогнозировать изменения самочувствия, результативность работы, что подтверждает выдвинутую гипотезу.

Список литературы

  1. Агаджанян H.A. Биоритмы, спорт, здоровье / H.A. Агаджанян, H.H. Шабатура. – М.: ФиС, 1989. – 209 с.
  2. Биоритмология (хронобиология). Хронотип человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zvezda-zd.ru/chronotype.php 4. Детари Л. Биоритмы / Л. Детари, В. Карцаш – М.: Мир, 1984. – 160 с.
  3. Доскин В.А. Ритмы жизни / В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева. – М.: Медицина, 1991. – 176 с.
  4. Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов, А.Т. Смирнов, Е.Н. Литвинов. – М.: АСТ; Астрель, 2006. – 255 с.
Влияние биоритмов на умственную работоспособность

АННОТАЦИЯ

В статье ставится задача – рассмотреть, как суточные биоритмы влияют на умственную работоспособность учащихся. Был проведен эксперимент в 10–11-х классах по методике Эстберга. Проанализировав физиологическую литературу, авторы статьи доказали, что биоритмы оказывают влияние на работоспособность школьников. Поэтому чтобы добиться хороших результатов в учебе, учащиеся должны знать тип биоритмов, который для них характерен. Этот компонент поможет им добиться успехов при подготовке к занятиям и жить по законам природы.

ABSTRACT

In the article the task to consider how daily biorhythms affect students’ mental performance is set. An experiment is conducted in the 10–11-graders based on Osterberg’s methodology. After analyzing physiological literature, the authors have proved that biorhythms influence the performance of pupils. Therefore, to achieve good results in studies, students should know the type of biorhythms which is typical for them. This component will help them achieve success in the preparation for classes and live by laws of nature.

 

Каждый день человек, просыпаясь, чувствует себя по-разному. В один день он ощущает легкость, свежесть, подъем сил, в другой – разбитость и слабость. Давайте задумаемся, от чего это зависит? Оказывается, от многих факторов, таких как погодные условия, магнитные бури, насколько организм устал накануне. Однако одним из основных факторов является биоритм.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам здоровья, распорядка дня и трудовой деятельности человека. Сейчас, в XXI веке, чтобы быть успешным человеком, нужно много работать над собой, постоянно учиться, чтобы повышать свои знания, уметь общаться с людьми. Ритм жизни сейчас такой быстрый, что дети часто устают, не успевают нормально отдохнуть, выспаться. Все это приводит впоследствии к сбоям в организме. Как и все живые существа, человеческий организм зависит от биоритмов.

Биоритмы – это периодические изменения биологических процессов, которые способны изменяться, адаптируясь к внешним воздействиям, таким как время суток, освещенность помещения и др. Сбои естественных биоритмов приводят к проблемам со здоровьем. Биоритмов существует множество.

Суточный биоритм является одним из основных для человеческого организма. Для него характерна закономерная смена таких функциональных состояний человека, как сон и бодрствование, физическая активность и покой. Также закономерно изменяют свою деятельность все функции организма (дыхание, пищеварение, кровообращение и др.) в соответствии с этими функциональными состояниями [6].

Один из основателей учения о биоритмах Христофор Туфелянд еще в конце XVIII века указал, что в организме человека существуют «внутренние часы», работа которых зависит от вращения земли вокруг своей оси и от смены дня и ночи. Учеными был обнаружен в головном мозге человека «циркадный центр», а в нем «часовые часы» биологических ритмов здоровья [7].

Циркадный (циркадианный) ритм представляет собой видоизмененный суточный ритм с периодом 24 часа, который принадлежит к свободно текущим ритмам. В циркадном ритме имеются два подъема работоспособности: с 10 до 12 и с 16 до 18 часов.

Работоспособность определяется как способность человека на протяжении данного времени с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы [3]. Работоспособность школьников большей частью зависит от индивидуальных особенностей биологических ритмов. Не для всех людей характерны однотипные колебания [1].

Биоритмология делит всех людей на большие группы в зависимости от того, когда они встают и ложатся спать. Наши пернатые друзья живут по законам природы. По аналогии эти группы называют, как птиц, ведущих сходный образ жизни с людьми. Их делят на три группы: «жаворонки», «совы» и «голуби».

Для «жаворонков» характерна работоспособность в первой половине дня. Им свойственно рано вставать, быть жизнерадостными, приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Во второй половине дня у них заметно снижение умственной работоспособности. Смена режима дня у жаворонков резко влияет на их самочувствие. Это наиболее адаптированный тип к существующему режиму обучения, так как их биологический ритм совпадает с социальным ритмом школы.

«Совы» – это люди вечернего типа. Они более флегматичны, относятся ко всему более оптимистично. У них наблюдается высокая работоспособность после обеда или во второй половине дня. Они поздно ложатся спать, утром не успевают выспаться, просыпают и часто опаздывают на занятия. Умственная работоспособность у них снижается в первой половине дня, поэтому находится в наименее благоприятных условиях для учащихся в первую смену.

«Голуби» являются аритмиками. У них нет проблем с режимом дня, так как они легко подстраиваются по социальным часам. Тип активности у них приходится на дневные часы [4; 5].

При изучении биоритмов проводятся исследовательские работы, направленные на изучение их взаимосвязи со сном и бодрствованием. Все это направлено на поиск возможностей управлять биоритмами с целью устранения нарушения сна [6].

Цель нашей работы – выяснить, как суточные биологические ритмы влияют на умственную работоспособность учащихся 10–11-х классов.

Задача данного эксперимента состояла в изучении влияния суточных биоритмов на умственную работоспособность учащихся 10–11-х классов.

Для того чтобы выяснить, действительно ли существуют изменения в организме человека в зависимости от биологического ритма, нами было проведено исследование среди учащихся 10–11-х классов. Для определения хронобиологического типа учащихся был использован тест для определения индивидуального биологического профиля по Эстбергу. Определение хронотипов – «жаворонки», «голуби», «совы».

В эксперименте участвовало 120 учащихся 10–11-х классов средней общеобразовательной школы № 5 г. Калуги. Эксперимент проводился в середине учебного года, в течение трех недель, в третьей четверти. Тестирование проводили в четверг, на третьем уроке.

Таблица 1.

Определение хронотипов учащихся

Хронотип

10-е классы

11-е классы

«Жаворонки»

12

14

«Голуби»

32

38

«Совы»

Биологические ритмы: типы, нарушения и лечение

Биологические ритмы - это естественный цикл изменения химических веществ или функций нашего организма. Это как внутренние главные «часы», которые координируют другие часы в вашем теле. «Часы» расположены в мозгу, прямо над нервами, где глаза пересекаются. Он состоит из тысяч нервных клеток, которые помогают синхронизировать функции и деятельность вашего тела.

Существует четыре биологических ритма:

  • циркадных ритмов : 24-часовой цикл, который включает физиологические и поведенческие ритмы, такие как сон
  • суточных ритмов : циркадный ритм, синхронизированный с днем ​​и ночью
  • ультрасиановых ритмов : биологические ритмы с более коротким периодом и большей частотой, чем циркадные ритмы
  • инфракрасные ритмы : биологические ритмы, которые длятся более 24 часов, такие как менструальный цикл

Циркадные часы играют физическую, умственную и поведенческую роль, которая реагирует на свет и тьму.

Эти часы помогают регулировать функции, которые включают в себя:

  • график сна
  • аппетит
  • температура тела
  • уровень гормонов
  • настороженность
  • ежедневная производительность
  • кровяное давление
  • время реакции

Внешние факторы могут влиять на вашу биологическую активность ритмы. Например, воздействие солнечного света, наркотиков и кофеина может повлиять на график сна.

Совершенствуйте свой сон с помощью этих советов »

Нарушения могут развиваться при нарушении естественных биологических ритмов.Эти расстройства включают в себя:

  • расстройств сна : тело «привязано» ко сну ночью. Нарушения естественных ритмов организма могут привести к нарушению сна, в том числе бессоннице.
  • jet lag : нарушение циркадных ритмов при путешествии по часовым поясам или в течение ночи.
  • расстройства настроения : Недостаток солнечного света может привести к таким состояниям, как депрессия, биполярное расстройство и сезонное аффективное расстройство (SAD).
  • рабочие смены : Когда человек работает вне обычного рабочего дня, это вызывает изменения в типичных циркадных ритмах.

Биологические нарушения ритма могут повлиять на здоровье человека и чувство благополучия. Некоторые из эффектов включают в себя:

  • тревога
  • дневная сонливость
  • депрессия
  • снижение производительности на работе
  • более подвержен несчастным случаям
  • отсутствие умственной активности
  • повышенный риск диабета и ожирения

Почему тебе нужно семь-восемь часов сна? »

Некоторые из самых значительных человеческих ошибок в мире произошли во время ночной смены.К ним относятся чернобыльская катастрофа и авария на Три-Майл-Айленде. Кроме того, по данным Корнелльского университета, большинство несчастных случаев с одним водителем происходят в период до рассвета.

С точки зрения мозга и тела, наши тела спят ночью. Вот почему у нас нет адаптаций, таких как ночное видение, и улучшенного обоняния и слуха, как у ночных животных.

По оценкам, 15 процентов штатных работников в Соединенных Штатах работают посменно. Сменные рабочие, как правило, заняты в сфере услуг, жизненно важных для здоровья и движения общества.Они также чаще спят менее шести часов за ночь.

Те, кто работает посменно или работает вне типичных 9 утра до 5 вечера. график рабочего дня, особенно подвержены риску биологических нарушений ритма. Примеры профессий, которые включают сменную работу, включают:

  • работников здравоохранения
  • водителей, пилотов и других лиц, которые обеспечивают перевозку
  • работников по приготовлению пищи и серверов
  • полицейских
  • пожарных

Обследование NSF показало, что 63 процента работников чувствовал, что их работа позволяет им выспаться.В том же опросе также было обнаружено, что от 25 до 30 процентов сменных рабочих имеют эпизоды чрезмерной сонливости или бессонницы.

К другим группам людей, которые подвержены риску биологического нарушения ритма, относятся люди, которые часто путешествуют через часовые пояса или живут в местах, где не так много часов дневного света, как на Аляске.

Диагностика биологических нарушений ритма обычно является предметом тщательного изучения истории болезни. Врач задаст вам следующие вопросы:

  • Когда вы впервые заметили свои симптомы?
  • Есть ли действия, которые ухудшают ваши симптомы? Лучше?
  • Как твои симптомы влияют на тебя?
  • Какие лекарства вы принимаете?

Врач может также пожелать исключить другие состояния, такие как нарушения сахара в крови, которые могут вызывать сходные симптомы расстройства настроения.

Лечение биологических нарушений ритма варьируется и зависит от первопричины. Например, симптомы смены часовых поясов, как правило, носят временный характер и не нуждаются в медицинской помощи. В случае смены работы или изменения настроения могут помочь изменения в образе жизни.

Поговорите со своим врачом о более серьезных симптомах, таких как усталость, снижение умственной остроты или депрессия. Ваш врач сможет назначить правильное лечение и дать рекомендации по образу жизни.

Для людей с сезонным аффективным расстройством (SAD) может помочь световой короб.Эти световые короба имитируют дневной свет и могут вызывать выбросы приятных на ощупь химических веществ. Эти химические вещества способствуют бодрствованию в организме.

Если методы лечения образа жизни и хорошая гигиена сна не работают, ваш врач может назначить лекарства. Модафинил (Provigil) предназначен для людей, которые испытывают трудности с дневным бодрствованием.

Ваш врач также может выписать снотворное в качестве опции. Но лекарства для сна следует принимать только на краткосрочной основе. Сонные таблетки могут вызвать зависимость и вождение сна.

Понимание биологических нарушений ритма может помочь вам определить моменты, когда вам может понадобиться справиться с энергетическими провалами и ощущениями дневной сонливости. Примеры шагов, которые вы можете предпринять дома для борьбы с изменениями биологических ритмов, включают:

  • Избегайте веществ, которые, как известно, влияют на сон прямо перед сном. Они могут включать кофеин, алкоголь и никотин.
  • Пейте очень холодные напитки, такие как чай со льдом или вода.
  • Держите регулярный график сна, когда это возможно.
  • Прогулка на свежем воздухе в светлое время суток.
  • Сделайте краткий 10-минутный «силовой» сон.
  • Включите больше света в вашем доме в течение дня. И наоборот, выключение света или его выключение ночью может усилить сонливость.

Для ночных смен вашему телу требуется около трех-четырех ночей, чтобы приспособиться. Попытайтесь запланировать свои смены подряд, если это возможно. Это сократит время на «тренировку» вашего тела для ночных смен. По словам Клиники Кливленда, работа более четырех 12-часовых ночных смен подряд может иметь вредные последствия.

Важно помнить, что ваши биологические ритмы предназначены для вашей защиты. Они сигнализируют, когда пора отдыхать. И они помогают вам утром и рано вечером быть вашим самым продуктивным. Вы получите наибольшую выгоду в повседневной жизни, когда ваши биологические ритмы синхронизированы.

Население | биология и антропология

Население , в биологии человека, общее количество жителей, занимающих территорию (например, страну или мир) и постоянно изменяющихся в результате роста (рождаемость и иммиграция) и потерь (гибель и эмиграция). Как и в случае любой биологической популяции, размер человеческой популяции ограничен запасом пищи, влиянием болезней и другими факторами окружающей среды. На человеческое население также влияют социальные обычаи, регулирующие размножение, и технологические разработки, особенно в медицине и здравоохранении, которые привели к снижению смертности и увеличению продолжительности жизни.

населения мира График оценочной численности населения мира с 1700 по 2000 год с прогнозом численности населения до 2100 года. Encyclopædia Britannica, Inc.

Немногие аспекты человеческих обществ имеют столь же фундаментальное значение, как размер, состав и скорость изменения их населения. Такие факторы влияют на экономическое процветание, здравоохранение, образование, структуру семьи, структуру преступности, язык, культуру - фактически, практически каждый аспект человеческого общества затрагивается демографическими тенденциями.

Изучение популяций людей называется демографией - дисциплиной с интеллектуальным происхождением, восходящей к 18 веку, когда впервые было признано, что человеческая смертность может рассматриваться как явление со статистическими закономерностями. Демография создает междисциплинарную сеть, основанную на экономических, социологических, статистических данных, медицине, биологии, антропологии и истории. Хронологический охват этого процесса довольно продолжителен: демографические свидетельства на протяжении многих веков прошлого и надежные данные за несколько сотен лет доступны для многих регионов.Нынешнее понимание демографии позволяет прогнозировать (с осторожностью) изменения населения через несколько десятилетий в будущем.

Основные компоненты изменения численности населения

На самом базовом уровне компоненты изменения численности населения действительно немногочисленны. Закрытая популяция (то есть та, в которой иммиграция и эмиграция не происходят) может меняться в соответствии со следующим простым уравнением: численность населения (закрытая) в конце интервала равна численности населения в начале интервала плюс рождения во время интервал, минус смерти в течение интервала.Другими словами, только сложение по рождению и сокращение по смертности может изменить закрытую популяцию.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Население стран, регионов, континентов, островов или городов, однако, редко закрывается таким же образом. Если предположение о закрытой популяции ослаблено, то внутренняя и внешняя миграция могут увеличиваться и уменьшаться в размере так же, как и при рождении и смерти; таким образом, популяция (открытая) в конце интервала равна населению в начале интервала, плюс рождаемости в течение интервала, минус смерти, плюс в мигрантах, минус вне мигрантов.Следовательно, изучение демографических изменений требует знания рождаемости (рождаемости), смертности (смертности) и миграции. Это, в свою очередь, влияет не только на численность и темпы роста населения, но и на состав населения с точки зрения таких атрибутов, как пол, возраст, этнический или расовый состав и географическое распределение.

Демографы различают плодовитость, основной биологический потенциал для размножения и плодовитость, фактический уровень достигнутого размножения. (Забавно, что эти английские термины имеют противоположные значения от их параллельных терминов на французском языке, где Feritité является потенциальным, а Fécondité является реализованным; аналогично неоднозначные использования также преобладают в биологических науках, тем самым увеличивая вероятность недопонимания.Различие между биологическим потенциалом и реализованной фертильностью определяется несколькими промежуточными факторами, включая следующие: (1) большинство женщин не начинают размножаться сразу после наступления половой зрелости, что само по себе не происходит в фиксированном возрасте; (2) некоторые женщины с возможностью размножения никогда не делают этого; (3) некоторые женщины становятся вдовами и не вступают в повторный брак; (4) различные элементы социального поведения сдерживают рождаемость; и (5) многие человеческие пары сознательно ограничивают свою фертильность посредством сексуального воздержания, контрацепции, аборта или стерилизации.

Величину разрыва между потенциальной и реализованной рождаемостью можно проиллюстрировать, сравнив самые высокие из известных рождаемости с типичными женщинами из Европы и Северной Америки в конце 20-го века. Хорошо изученной группой с высокой рождаемостью является гуттериты Северной Америки, религиозная секта, которая рассматривает регулирование рождаемости как греховную, а высокую рождаемость - как благословение. Известно, что женщины-гуттериты, состоящие в браке с 1921 по 1930 год, в среднем имели по 10 детей на одну женщину. Между тем, женщины в большинстве стран Европы и Северной Америки составляли в среднем около двух детей на одну женщину в 1970-х и 1980-х годах, что на 80 процентов меньше, чем у гуттеритов.Даже очень плодовитое население развивающихся стран в Африке, Азии и Латинской Америке рожает детей по показателям, намного ниже, чем у гуттеритов.

Общее послание из таких доказательств достаточно ясно: во многих странах мира фертильность человека значительно ниже биологического потенциала. Это сильно ограничено культурными нормами, особенно в отношении брака и сексуальности, а также сознательными усилиями супружеских пар по ограничению их деторождения.

Надежные данные об исторических моделях рождаемости в Европе доступны еще в 18 веке, и оценки были сделаны за несколько более ранних веков. Такие данные для неевропейских обществ и для более раннего населения гораздо более фрагментарны. Европейские данные показывают, что даже в отсутствие широко распространенного преднамеренного регулирования в разных обществах были значительные различия в рождаемости. На эти различия сильно повлияло социально определенное поведение, такое как модели брака.Начиная с Франции и Венгрии в 18 веке, в более развитых обществах Европы и Северной Америки произошло резкое снижение рождаемости, а в последующие два столетия снижение рождаемости на 50% произошло почти во всех этих странах. С 1960-х годов рождаемость намеренно уменьшилась во многих развивающихся странах, а в самой густонаселенной Китайской Народной Республике произошло очень быстрое сокращение рождаемости.

Нет никаких споров относительно факта и масштабов такого снижения, но теоретическое объяснение явлений оказалось труднодостижимым.(См. Ниже теории населения.)

.
Нарушение биологических ритмов - курсовая работа

Похожие документы