Ментальная память метод: Техника развития памяти: упражнения для запоминания – Методы тренировки памяти, как развить память

Содержание

Mind Mapping, или как заставить свой мозг работать лучше / Developer Soft corporate blog / Habr


“Если не ломать мозгов — наломаешь дров”

Существуют десятки, а может и сотни методов по “прокачке” своего мозга, ведь он таит в себе многие возможности, доступ к которым нам зачастую ограничен. “Ешьте горький шоколад”, “Вешайте стикеры по всему дому”, “Начинайте с самых важных дел” и многие другие советы можно отыскать в интернете, суть которых сводится к одному — подтолкнуть наш мозг к быстрой работе, запустить его на полную катушку или даже “обмануть”. И все для получения максимальной выгоды — выполнить много дел, запомнить побольше информации, победить лень и прочее. Человек всегда пытался выжать максимум своих возможностей.

В 80-х годах ХХ века был придуман еще один такой способ — технология Mind Mapping или использование ментальных карт. И как показывает практика, метод далеко не худший, и заслуживающий внимания.

В этой статье мы рассмотрим такие вопросы:


Для тех, кто любит больше слушать, чем читать — мой интересный (надеюсь) доклад на GetDev:



Что такое ментальная карта?

Что это за технология?

“В этом мире, чтобы стоять на месте, нужно бежать”

Использование ментальных карт — техника визуализации мышления, с помощью которой можно лучше и эффективнее обработать некоторую информацию. У ментальных карт есть много разных названий:

Технология широко применяется для многих целей:

  • Фиксация информации. Ментальные карты — удобная форма записи данных, позволяющая даже при большом объеме представить ее в емкой форме.
  • Запоминание информации. Когда записываешь что-то в удобной легкой форме, это автоматически откладывается в голове.
  • Легкий доступ к информации. Данные, записанные в виде ментальных карт, легко вспомнить, даже бросив на них лишь один взгляд.
  • Анализ информации. Ментальная карта построена таким образом, что позволяет увидеть ранее не замеченные связи между ее частями, мелкие неучтенные детали, что бывает очень ценно при принятии решений. Также с ее помощью можно окинуть всю информацию в целом, комплексно, что в целом помогает разобраться в теме и лучше понять эти данные.

Ментальные карты помогают легко оперировать с информацией, что делает их очень полезными во многих областях нашей жизни:

Зачем ее применять?


“Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды.
Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды”

Ментальные карты помогают при работе с какими-либо данными, улучшают способности мозга по восприятию информации, но почему?

Первая причина кроется в самом построении карты — она изображается в радиальном виде, ключевой образ находится в центре, и от него расходятся дальнейшие ветви. Это упрощает подачу информации в мозг — ведь мы тоже видим окружающий нас мир в целом — центральный образ и детали вокруг него.

Вторая причина тоже кроется в обработке информации нашим мозгом — визуализация в целом улучшает восприятие. Слова с картинками мы запоминаем в 6 раз лучше, чем просто слова.

При построении ментальной карты активизируются различные способности нашего мышления. При составлении ветвей и ключевых слов мы используем иерархии, для картинок — визуализации и ассоциативное мышление, в целом используется пространственно-образное мышление. Все это

активизирует память и позволяет запомнить как структуру данных, так и их важные аспекты, поэтому использование ментальных карт улучшает запоминание информации примерно на 32%.

Так как мы используем различные способности мышления для построения ментальных карт, такие как творчество, логика, воображение, все они развиваются и улучшаются в процессе.

Поскольку ментальные карты отображают всю картину в целом, это позволяет установить все взаимосвязи между объектами, даже если изначально они были не так очевидны. В свою очередь, это приводит к появлению новой точки зрения на информацию, а также новых идей и мыслей. Структура и логика данных становятся более “прозрачными”, легкими для понимания и запоминания.

Еще одним неоспоримым аргументом в пользу использования ментальных карт является то, что научиться этой технике очень легко, а запомнить информацию с ее помощью можно сразу, в большом количестве и весьма эффективно. Писать при этом приходится мало, что значительно экономит время.

В чем отличия от обычных записей?

“Ясность дает фокус”

Линейная запись — основная форма записи информации, которой мы пользуемся в школе, университете, работе, и во многих многих учреждениях. Она используется в инструкциях, книгах, плакатах и вообще везде. Поэтому использование такой формы кажется логичным, удобным и правильным.

Но может быть дело лишь в привычке? Между линейными записями и ментальными картами есть некоторые отличия, из-за которых, возможно, стоит изменить свои привычки.

  • Всю структуру вертикальной текстовой информации целиком довольно тяжело увидеть, и чтобы просмотреть все, возможно потребуются дополнительные действия, такие как перелистывание или скроллирование страницы. А карты строятся по круговому принципу, и одним взглядом можно охватить взглядом все, что изображено.
  • Линейный список “психологически” не завершен, он может быть продолжен, что не дает нам целостно воспринимать его. Законченная карта имеет все элементы на своем месте, она продумана, скомпонована и целостна.
  • Наш мозг не лучшим образом запоминает монотонные записи, в отличии от разнообразных картинок, разноцветных ветвей и красочно оформленных ключевых слов.

  • В обычных записях довольно трудно выделить самую главную мысль, она теряется в многочисленных списках, выделенных и подчеркнутых словах. На ментальной карте главный объект исследования всегда в центре, и именно от него расходятся второстепенные ветви и дополнительная информация.

  • Так как при построении ментальной карты мы используем визуализации, используется правое полушарие мозга, отвечающее за эстетику и обдумывание проблемы в целом. Именно за счет этого мы можем обдумать изображенное на карте с разных сторон. При линейных записях такое задействование правого полушария мозга минимально.

  • Линейные записи отнимают много времени, ведь человек от руки пишет не очень быстро. Приходится сокращать слова, не всегда они написаны понятно, и это идет в ущерб качеству записей.



Популярны ли ментальные карты?

Кто придумал ментальные карты?


Аналоги различных диаграмм связей использовались с достаточно ранних времен, но создателем современной методики ментальных карт, такой, какой мы ее знаем сейчас, является Тони Бьюзен — английский психолог, автор и соавтор более 80 книг, самые известными из которых считаются “Супермышление” и “Научите себя думать”. Первая книга, описывающая технику ментальных карт, вышла в 1974 году — “Работай головой”.

Вот как автор описывает события, подтолкнувшие к разработке этой техники:

“В свое время на втором курсе университета я как-то зашел в библиотеку и спросил, нет ли у них книг по теории мозга и о его практических возможностях. Библиотекарь, не раздумывая направила меня в отдел медицинской литературы!

Когда я пояснил, что не собираюсь делать операций на мозге, а лишь правильно использовать его, мне вежливо ответили, что подобных книг у них в библиотеке, по-видимому, нет.

Я вышел в полном изумлении.

Как и другие мои сокурсники, я пребывал в состоянии, известном любому среднестатистическому студенту: растущее осознание того, что по мере роста учебной нагрузки твой мозг все более сдает позиции перед высокими требованиями к мышлению, творческому подходу, памяти, умению решать задачи, анализировать и «сочинять» в ходе письменных работ. Как и другие, я все чаще сталкивался с тем феноменом, когда отдача от учебной работы падает, несмотря на прилагаемые усилия, а временами и вовсе кажется нулевой.Парадокс заключался в том, что, как мне казалось, чем больше я конспектировал и учил, тем хуже был результат!

Логическим следствием обеих возможных в той ситуации стратегий действия являлся, как представлялось мне, тупик. Стань я прилагать меньше усилий, в разряд не усвоенной попадает масса важной информации, и, как следствие, провал на экзамене. Продолжи я с еще большим упорством, — конспектируя более подробно и тратя на это все больше времени, — результатом явилась бы все та же обращенная вниз спираль успеха.

Ключ к подлинному успеху, рассудил я наконец, следует искать в ответе на вопрос, насколько рационально я использую свой интеллект вообще и мыслительные способности в частности, — осознание этого и привело меня в библиотеку.

Когда я вышел из нее в тот день, мне вдруг пришло в голову, что проблема, с которой я столкнулся, не найдя нужной литературы, быть может, пришлась кстати. Поскольку таких книг еще не написано, я ступил на заповедную территорию, где есть подлинный простор для пытливого ума.”


Используют ли их в мире?

Со временем, целесообразность той или иной методики всегда определяется количеством людей, которые ей пользуются. Со времен выхода первого описания методики прошло уже более 40 лет, но тем не менее техника ментальных карт живет, развивается, и, что главное, используется. Обратимся к Google Trends:

В целом, mind mapping — стабильно использующийся запрос за последние 11 лет. Странами с наибольшим количеством таких запросов внезапно оказались Индонезия и Таиланд. Совсем другая статистика в России. Только в 2011 году эта методика начала пользоваться интересом в нашей стране:

Почему люди не используют их повсеместно?

Как и у всего в нашем мире, у техники ментальных карт тоже есть недостатки:
  • Сложные, комплексные положения вещей упрощаются, а многие детали крайне обобщаются. Создается видимость порядка там, где его и нет. Иногда это полезно, но иногда это лишь создает иллюзию подконтрольности ситуации, иллюзию общего понимания проблемы и отсутствия сложных скрытых взаимосвязей.

  • Поскольку при построении карт используются картинки, включается ассоциативное мышление. Но
    ассоциации
    — динамичные штуки, изменяются и трансформируются со временем, и то, что вызывало полгода назад у нас одну ассоциацию, не вызывает сейчас точно такую же. Такие картинки направляют поток мыслей при прочтении карты совсем не ту сторону, как изначально планировалось. “Ложные” ассоциации в итоге замедляют понимание данных на карте.

  • Ментальная карта является отражением чьего-либо мышления, либо одного человека-составителя, либо группы таких людей, поэтому карты чаще всего сугубо индивидуальны. Если карту дать прочитать другому человеку, может случится так, что он либо не поймет некоторые детали, либо, что еще хуже, неверно их воспримет.
  • При обработке больших или сложных данных при построении карты, может получится сложная картинка, со множественными делениями, с огромных количеством связей, ветвей и ключевых слов. Эффективность такой ментальной карты падает в разы.

Это одни из причин, почему техника ментальных карт до сих пор не вытеснила линейные записи. Но есть и мнимые недостатки, которые лежат на пути применения этой методики:

  • Незнание о технике
    . Популярность ментальных карт еще не достигла такого масштаба, чтобы о них знал каждый.
  • Мнение “Я не умею рисовать”. Многие считают, что это является серьезным препятствием для построения карты, но на самом деле такое умение и не требуется. Тем более, существует простое упражнение, помогающее доказать, что минимальный набор символов может рисовать каждый. Попробуйте:

  • Убеждение, что это детская забава и настоящему профессионалу она не к чему. На самом деле, каждый уважающий себя профессионал имеет свой набор различных инструментов для достижения целей: визуализации, планирование, тайм-менеджмент и другие. А то, что ментальными картами пользуются многие во всем мире, является показателем эффективности этого инструмента.
  • Ментальные карты дольше делать, чем линейные записи. Поначалу, на первых порах применения этой техники, это действительно будет так — как и при обучении любому новому делу. Но в дальнейшем карты будут щелкаться как орешки, намного быстрее обычных заметок.
  • Убеждение “Я думаю линейно” и “Всю жизнь пользуюсь линейными заметками, и нормально”. Да, линейные записи плотно входят в нашу жизнь начиная лет с семи, и дальше намного удобнее и привычнее использовать именно их, даже в своих размышлениях. Но не является ли это просто привычкой? И если другие методики дают большую эффективность, то почему не попробовать их?
  • Мнение “Ментальные карты нельзя применить для повседневных задач”. Напротив, это методика применяется для всех сфер жизни, где требуется принятие решений, какие-либо списки, анализ чего-либо. Сюда входит практически любая область из нашей повседневной жизни.



Как создать ментальную карту?

“Всякий художник был поначалу любителем”

Для построения ментальных карт достаточно следовать определенным несложным принципам. Попробуем для примера составить ментальную карту для всей это статьи.

Для начала нужно чистая горизонтально повернутая область, например лист, доска, планшет, телефон, или рабочая область в графических редакторах. Чем больше данных вы будете обрабатывать, тем большая рабочая область вам понадобится. Я буду делать свой пример с помощью онлайн-редактора ментальных карт.

В центре рабочего пространства опишите образ проблемы, задачи или области знания. В нашем случае — это статья про ментальные карты.

Не забывайте использовать рисунки и символы там, где это возможно. Это сделает карту более яркой и красочной, и как следствие — более запоминающейся.

От центрального образа проложим толстые структурные ветви, главные подразделы нашей статьи. Рекомендуется использовать разные цвета для ключевых ветвей и слов, а также красочно оформлять их. Поскольку я люблю минимализм, немного отойду от правил.

Но ничего не мешает мне оформить главные подразделы соответствующими картинками. Также допишем ветви следующего уровня. Необходимо помнить, что на одной ветви должно быть только одно слово. Это позволяет не перегружать карту, а в процессе придумывания этого одного слова, мы может выделить суть материала.

Размер и толщина букв на ветвях варьируются в зависимости от удаленности от центрального образа. Чем дальше — тем меньше. Если между деталями на карте есть взаимосвязь — не забудьте показать ее. Дополним наш пример остальными ветвями и связями.

Вот и получилась готовая ментальная карта. Не самая красочная из-за моей любви к минимализму, но весьма информативная.

Есть ли программы для создания ментальных карт?

Рисовать от руки ментальные карты — это удовольствие на любителя, и иногда намного удобнее накидать карту на компьютере. Есть большое количество как онлайн-редакторов, так и программ/приложений для построения ментальных карт:
  • Coggle — простой и легкий в усвоении онлайн-редактор ментальных карт.
  • XMind — серьезный софт для построения как ментальных карт, так и других различных диаграмм.
  • Bubbl.us — онлайн-редактор и приложение.
  • Mindmeister — весьма симпатичный онлайн-редактор карт c кучей цветовых тем, картинок, символов и других возможностей. Для построения ментальных карт в этой статьи был использован именно он.
  • Mapul — еще один представитель онлайн-редакторов.


Что почитать по этой теме?

Конечно же, лучше всего узнать о методике ментальных карт из первоисточника, поэтому лучшие книги для прочтения — это “Супермышление” и “Работай головой” Тони Бьюзена, а так же его остальные книги.

Еще одна познавательная книга — “Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы” Дэвида Сиббета.

Заключение

Появившись в 80-х годах ХХ века, методика ментальных карт продолжает развиваться и набирать популярность во всем мире. Она поможет как с решением повседневных задач, так и с целями в профессиональном плане. Ее можно использовать как отдельно, так и вместе с методикой GTD (Getting Things Done), используя ее для построения различных карт задач. С уверенностью можно сказать, что перечень инструментов для управления делами, задачами и целями пополнился еще одной достойной и эффективной методикой.

Как развить память и внимание

Хорошая память — это дар с рождения, а феноменальная — результат тренировок! Забываешь, зачем подошел к холодильнику, с трудом запоминаешь номера телефонов и постоянно опаздываешь на встречи, потому что совсем о них не помнишь? Не переживай, память не только можно, но и нужно развивать! Ведь тот, кто владеет информацией, владеет миром. А для этого твой мозг должен работать максимально продуктивно. В этой статье ты познакомишься с простыми приемами, которые помогут «пробудить» твою память. Запоминать сложные цифровые комбинации, конечно, не обещаем, но улучшить память — вполне!

Существует несколько классификаций и разновидностей памяти. Выделим три популярных критерия.

По продолжительности:

Кратковременная. Небольшое количество информации быстро запоминается и так же быстро улетучивается. Данные хранятся примерно до 30 секунд и без повторения могут исчезнуть навсегда.

Долговременная. Информация может храниться достаточно долго: от нескольких часов до нескольких лет. Но банальная зубрежка без качественной проработки материала здесь не помогает. Долговременная память требует осознанного детального изучения, мысленной интерпретации и ассоциаций с уже имеющимися знаниями.

Оперативная. Память хранится определенный отрезок времени, пока совершаются процессы или действия. От кратковременной отличается тем, что регулирует определенную деятельность и задействована для удержания ее промежуточных результатов.

По целям:

Непроизвольная. Отсутствие цели для запоминания. Информация впитывается даже если она совсем не нужна.

Произвольная. Запоминание материала — целенаправленный процесс.

По психической актив

Как развить память. 3 ключевых сферы развития памяти

Часто ли Вы слышите от окружающих жалобы на плохую память? Может быть сами нередко утверждаете, что плохо запоминаете и с трудом вспоминаете многие факты. А Вы знаете, что объём нашей памяти безграничен и возможности памяти бескрайние! Это не голые утверждения, это повсеместно признанные факты специалистов по психологии познавательных процессов и большинства нейрофизиологов. Все дело лишь в том, что своим образом жизни и неумением пользоваться ментальными ресурсами мы сокращаем потенциал памяти. Итак, разберёмся, как развить память.

Если говорить точнее, то память нам нужно не развивать, а раскрывать, научиться памятью пользоваться и поддерживать наш физический инструмент, то есть мозг, в хорошем состоянии.

Сразу хочу договориться, что речь я веду только о здоровых людях. Если у Вас есть врожденные расстройства или болезни центральной нервной системы, в том числе и мозга, если были травмы или серьёзные повреждения мозга, либо заболевания, то Ваши способности памяти могут быть иные, они зависят от тяжести, размера и характера повреждений. И восстановлением мозга в этом случае должны заниматься квалифицированные врачи. Хотя ниже приведённые рекомендации только помогут специализированному лечению.

Я бы хотела выделить несколько областей, которые влияют на наше желание, как развить память: физиология и образ жизни, информационное окружение и умение пользоваться ресурсами памяти. О каждой области я расскажу подробнее.

Как развить память. Физиология и образ жизни.

Питание

Наш образ жизни напрямую влияет на работу мозга. Я уже говорила в прошлых статьях о влиянии питания на работу мозга и памяти. Нам необходимо разнообразная и полноценная пища, чтобы наш мозг хорошо работал. Это закономерно для всего организма, в том числе для мозга.

Подробнее читайте статью о питании для работы мозга и памяти

Отметить хочу несколько моментов: переедание и питание тяжёлой пищей на некоторое время практически выключает наше активное внимание. Именно поэтому после сытного обеда так сильно хочется спать, работать нет никаких сил.

При умеренном или лёгком обеде данный эффект значительно ниже. Поэтому лучше всего принимать пищу небольшими порциями, но чаще, как и рекомендуют диетологи. Тем более, что это дополнительно способствует  поддержанию хорошей фигуры и правильной работы системы пищеварения.

Помните, что еда и напитки-стимуляторы, содержащие много кофеина, стимулируют физическую активность, а вот интеллектуальную деятельность могут тормозить. Постарайтесь отказаться от энергетиков, обилия кофе, крепкого чая, если хотите развить память.

И не забывайте о воде, это очень важно для работы мозга и хорошего самочувствия. Вода — самый главный источник хорошей работоспособности мозга и памяти. При недостатке воды из нашего организма, в том числе из мозга медленнее выводятся продукты метаболизма, что проявляется в «токсическом» эффекте. Наши собственные продукты метаболизма отравляют наш мозг.

Именно поэтому вовремя жажды мы становимся раздражительными, измученными, нам тяжело и плохо, мозг не может нормально работать в таких условиях.

Источник статьи

Физическая активность.

Как я уже говорила, физическая активность благоприятна для работы мозга. Она влияет как опосредованно, за счёт усиления питания и кровоснабжения, так и напрямую — увеличивает способность к росту дендритов наших нейронов. А именно этот процесс крайне важен при любой интеллектуальной деятельности.

Подробнее о влиянии физической активности на мозг читайте в статье

Старайтесь выбрать для себя самый приятный вид физической активности, особенно хорошо, если он будет на свежем воздухе и если будет приносить Вам много приятных эмоций. И регулярно занимайтесь, чтобы поддерживать свои интеллектуальные способности.

Место жительство

Даже местность, в которой мы живём, значительно влияет на работу нашего мозга. Воздух, которым мы дышим, напрямую воздействует на мозг.

В городских условиях воздух насыщен вредными, часто опасными компонентами, которые попадают из выбросов предприятий и транспорта. Среди них бывают тяжелые металлы, неполные продукты сгорания топлива и другие компоненты, часто обладающие нейротоксическим эффектом.

В городском воздухе также снижено количество кислорода, и мы постоянно вдыхаем меньшее количество кислорода, чем требуется нам, и постепенно к этому привыкаем. Но в вместе с этим наш мозг получает меньше кислорода, который жизненно ему необходим, потому как мозг, по сравнению с любым другим органом, быстрее всего погибает в отсутствии кислорода.

Думаю, Вы наблюдали такой эффект. Если Вы городской житель и после долгого перерыва приезжаете за город на природу, то Вам кажется, что голова идёт кругом от деревенского воздуха. Он более чист и насыщен кислородом, от чего на самом деле случается лёгкое головокружение. И наоборот, деревенский житель, приехавший в город, ощущает удушье, тяжесть и невозможность дышать в крупном городе.

Можно ли как развить память в условиях дефицита кислорода? Очень тяжело, помните об этом. Чистый воздух способствует хорошей интеллектуальной работе и позволяет развить хорошую память и внимание.

Помните об этом. И старайтесь выбираться на чистый воздух как можно чаще, насыщайтесь кислородом и чистым воздухом, чтобы развить память и весь мозг в целом.

Вредные привычки

Не секрет, что вредные привычки-интоксикации (курение, алкоголь, наркотики и психотропные вещества) плохо влияют на наш организм: на печень, на легкие, на почки. Однако многих это не мотивирует отказаться от вливания ядов в себя.

Физически организм довольно долго может сопротивляться и выдерживать интоксикации, и часто последствия этих вредных привычек наблюдаются только через несколько лет, например, у умеренных курильщиков. Но на работу мозга они влияют быстро.

Наркотики, алкоголь и табакокурение напрямую влияют на нервную систему, вызывая сильные поражения, это факт известный. Людям, регулярно употребляющим алкоголь или наркотики, не удается достигнуть серьезных интеллектуальных результатов, соответственно не получается развить хорошую память. Многочисленные исследования доказывают прямое структурноеразрушение и физиологические изменения мозга под воздействием алкоголя [1].

Длительное употребление алкоголя изменяет корковые борозды, размер желудочков мозга, появляются признаки атрофии мозжечка, мозолистого тела, атрофии нейронов; значительно меняются и когнитивные функции (работа кратковременной и долговременной памяти, ассоциативность мышления, общие интеллектуальные способности), и даже на фоне нарушений структур и тканей мозга появляются паразиты, о чем подробнее можете прочитать в статьях [1,2].

Сосудистые заболевания головного мозга — это одни из лидирующих заболеваний в цивилизованных обществах, что неоднократно упоминается в научной литературе [3,4]. А также курение является одним из самых сильных факторов, влияющих на сердечно-сосудистую систему (после артериальной гипертонии и сахарного диабета) [3]. Его воздействие связано с повреждениями сосудов головного мозга, что в конечном итоге запускает каскад изменений, приводящих к инсульту. А постоянные микроповреждения постепенно снижают когнитивные способности.

В истории практически нет успешных в интеллектуальном или личностном плане людей (выдающихся ученых, изобретателей, бизнесменов, глав крупнейших и процветающих корпораций, политиков), которые долгое время поддерживали свой успех и высокую работоспособность, при этом насилуя свой организм и мозг, в том числе, разными интоксикациями. Обычно успешные люди задумываются о своем здоровье, о том, как его поддерживать, о том, как развивать интеллектуальные способности, как развить память. И поэтому исключают из своей жизни вредные привычки.

Как развить память: что делать в своем образе жизни для поддержания более качественной работы мозга?
  • Следите за ежедневным употреблением воды, ее должно быть достаточно
  • Питайтесь разнообразно, полноценно, употребляя достаточное количество семян, орехов, растительных масел и овощей
  • Занимайтесь любой понравившейся физической активностью регулярно и так часто, как Вы можете.
  • Чаще гуляйте на свежем воздухе, чаще уезжайте за город, или подумайте при смене места жительства о более экологичных местах

Как развить память. Информационное окружение

Когда мы думаем о развитии своей памяти, то чаще всего представляем себе тренировки, упражнения на запоминания и подобные занятия. Но мы не задумываемся о том, что само наше окружение, само информационное пространство, наша модель взаимодействия с информацией вокруг напрямую влияет на наши способности к запоминанию.

Я уже многократно упоминала, что возможности нашей памяти почти безграничны. Но мы непроизвольно впускаем в свое сознание столько информации, что потом сами не можем ее обработать и разобрать по полочкам, мы не даем нашей памяти отдохнуть и укрепить связи.

Телевизор, интернет, статьи, социальные сети, ленты новостей, бесчисленные телефонные звонки, листовки и популярные журналы, бесполезные и несвоевременные книги. Все это в невероятном объеме вливается в наш мозг ежедневно. Наша память постоянно работает в сверхнапряженном режиме. Стоит ли удивляться, что в случае необходимости, мы не можем запомнить или быстро забываем нужную информацию.

Информационный шум настолько велик, что не позволяет нам использовать в полной мере ресурсы нашей памяти. Именно поэтому я считаю разбор и формирование своего информационного окружения одной из первых задач, которые следует выполнить, если Вы хотите развить любые интеллектуальные навыки, если хотите быстро развить хорошую память.

Грамотно выстроенное информационное окружение освобождает невообразимое количество ментальных ресурсов, мыслительной силы, способности схватывать на лету, усиливает способности запоминать. Ради это, согласитесь, стоит потратить некоторое время на разбор информационных завалов.

Как развить память. Формируем комфортное информационное окружение:

1. Найдите в своей жизни информационный мусор.То, что Вас не продвигает, то, что Вас не развивает, не способствует отдыху и расслаблению, а только будоражит ум, занимает время, напрягает, оставляет ощущение тревожности и суматохи. Возможно, это будут определенные телевизионные передачи, ленты соцсетей, подписка и чтение какого-то сайта или блога, чтение желтой прессы, некоторые газеты, развлекательные журналы.

2. Постарайтесь сократить до минимума эти мусорные потоки информации. Если убрать полностью их не возможно, выделите конкретное время, которое Вы допускаете потратить на мусорные потоки. Например:

  • 30 минут на любимы сериал в выходные
  • 15 минут два раза в неделю по средам и пятницам на газеты и журналы о звездах
  • 15 минут утром по понедельникам новости и происшествия за прошедшую неделю

3. Посмотрите, есть ли в ваших информационных потоках такие, которые кажутся полезными, но не нужны Вам сейчас и не понадобятся в ближайшие 4-6 месяцев. В наше время мы часто напитываемся информацией »на будущее», впрок, а вдруг пригодится. И скапливаем гигабайты тренингов, которые »могут пригодиться», журналов с вырезками, которые не используем, «полезных» книг, знания из которых не применяем. Постепенно становимся информационными наркоманами.

Но парадокс состоит в том, что информация, которая у нас копится или которую мы считаем полезной на будущее, часто оказывается не нужной, или нужной, но не нам. Или, когда наступает будущее, информация устаревает. Это не касается лишь продолжительного образования, которое необходимо получать в течение нескольких лет.

Что же стоит делать?

  • Упорно изучайте и поглощайте информацию, которая Вам нужна именно сейчас
  • Можете заранее обучаться тому, что пригодится в ближайшие 4-6 месяцев, причем Вы точно знаете, что пригодится. Например, Вы решили строить дом через полгода и читаете об этом информацию
  • Применяйте на практике то, что изучаете. Иначе любое обучение бессмысленно

Как развить память. Грамотная работа с памятью

И, наконец, третья ключевая составляющая развития памяти — это умение ГРАМОТНО пользоваться своей памятью. На самом деле большинство из нас не умею пользоваться памятью. Никогда по настоящему осознано ее не применяют.

Наш мозг работает по особому механизму — образно-ассоциативному. Но мы, когда пытаемся запомнить номер телефона, событие, дату или иную важную информацию, даже не задумываемся, что их надо не просто зазубривать или повторять множество раз, а УМЕЛО зафиксировать в памяти надолго.

Именно неумение пользоваться памятью приводит к тому, что с возрастом наши способности к запоминанию гаснут, возникают старческое слабоумие, инертность мысли! Хотя потенциал наших возможностей огромен. Итак, как ГРАМОТНО запоминать? Расскажу лишь несколько самых простых приемов из множества.

Как развить память с помощью принципов образно-ассоциативного запоминания?

Старайтесь связывать старую информацию с новой. Не запоминайте изолированные вещи, ассоциативность памяти не даст запомнить оторванную информацию. Например, запоминая историческое событие, происходившее при Петре первом, представьте саму эпоху, памятники, строительство Санкт-Петербурга и то, как это событие разворачивалось в эту эпоху, что было до него и после.

Если Вы изучаете анатомию животных, сперва посмотрите, что Вы знаете об анатомии в целом и найдите то, что Вам уже знакомо: повторите, зафиксируйте эту информацию и потом дополняйте ее новой.

Представляйте информацию в виде образов-картинок в вашем воображении. Когда вы пытаетесь запомнить факт, старайтесь смотреть как будто фильм об этом факте. Так качество запоминания увеличится в разы.

Связывайте каждую информацию с каким-то смешным событием или вещью. Например, Вам нужно прийти в гости к 12:00. При запоминании представьте, что часы бьют 12:00, а вы приходите в клоунском парике. Если вы ярко представили себе эту картину того, в какое время подойти, вы вряд ли это забудете. Смешное и нелепое, фантастичное легко запоминается и остается в памяти надолго. В одной статье невозможно описать все стороны и процессы, сложно рассказать в полном объеме, как развить память. Это целая область, обширная и очень интересная, которому в рамках проекта посвящен целый большой тренинг.

Поэтому следите за обновлениями нашего сайта и Вы узнаете еще больше о том, как развить память.

Напишите в комментариях, какие методы Вы уже применяете и что Вы хотите внедрить в свою жизнь? Возможно, у Вас есть свои секреты, как развить память. Поделитесь ими.

Источники:

  1. АЛЬТШУЛЕР В.Б., ТУЧКОВА М.Е., КРАВЧЕНКО C.Л.  СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНОЙ ТОМОГРАФИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА У БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН // Вопросы наркологии, 2004, №2
  2. Шорманов С.В. К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРИ АЛКОГОЛИЗМЕ И ПАТОГЕНЕЗЕ ЭТОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ // УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ №2, 2011
  3. В.А. Невзорова, Н.В. Захарчук, И.Г. Агафонова, Н.С. Сарафанова. Особенности развития дисфункции сосудов головного мозга при артериальной гипертензии и курении // Тихоокеанский медицинский журнал, 2013, № 4
  4. НЕВЕРОВСКИЙ Д.В. КУРЕНИЕ И ИШЕМИЧЕСКИЙ ИНСУЛЬТ // НЕВРОЛОГИЯ, НЕЙРОПСИХИАТРИЯ, ПСИХОСОМАТИКА, 2010, №4
Как развить память. 3 ключевых области развития. Автор: Ирина Пермякова

Похожие записи

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Одноклассники

Диаграмма связей — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2019; проверки требуют 2 правки.
Эта статья о способе представления знаний.
Запрос «Карты памяти» перенаправляется сюда. О картах флэш-памяти см. Карта памяти.
Пример диаграммы связей, сделанной с помощью программы FreeMind

Диагра́мма свя́зей, известная также как интелле́кт-ка́рта, ка́рта мыслей (англ. Mind map) или ассоциати́вная ка́рта — метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы[1].

Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Является одним из инструментов управления личными знаниями (англ.)русск., для которого достаточно карандаша и бумаги[1].

На русский язык термин может переводиться как «карта мыслей», «интеллект-карта», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма» или «схема мышления».

Методика разработана психологом Тони Бьюзеном в конце 1960-х годов[2].

Графические методы записи знаний и систем моделирования на протяжении веков использовались в методиках обучения, мозгового штурма, запоминания, визуального мышления для решения проблем, возникающих в процессе деятельности педагогов, инженеров, психологов и представителей многих других специальностей.

Одни из самых ранних примеров таких графических записей были разработаны философом 3 века н. э. Порфирием из Тироса, он графически изобразил концепцию категорий философии Аристотеля. Философ Раймунд Луллий (1235—1315) также использовал подобную методику.

Семантические сети были разработаны в конце 50-х годов 20 века для попытки описания процесса обучения человека, в дальнейшем эта теория получила своё развитие благодаря работам Аллана Коллинза и Росса Куиллиана в начале 60-х. Британский писатель Тони Бьюзен, автор книг по популярной психологии утверждает, что он является изобретателем современного вида диаграмм связей. По его словам, его вдохновили идеи Альфреда Коржибски из области общей семантики, популяризованной в научно-фантастических романах Роберта Хайнлайна и Альфреда ван Вогта. Бьюзен утверждает, что положение о том, что, исходя из традиционных представлений о восприятии информации, читателю приходится просматривать страницу слева направо и сверху вниз, — неверно, что на самом деле человек «сканирует» страницу целиком и нелинейно. Бьюзен также использует популярные предположения о работе полушарий головного мозга в качестве подтверждения того, что диаграммы связей — эффективный способ конспектирования информации.

Диаграммы связей используются в различных формах и приложениях, включая обучение, образование, планирование и построение инженерных диаграмм. По сравнению с концептуальными картами (англ.)русск., которые были разработаны специалистами по обучению в 1970-х, структура диаграмм связей сохранила радиальный формат записи, но упростилась благодаря использованию только одного центрального слова.

Достоинством метода является структурированность информации и легкость получения общего представления о заложенных в диаграмму знаниях[1].

К недостаткам следует отнести ограниченную масштабируемость и сфокусированность на единственном центральном понятии[1].

См. под списком примечаний. А также обзоры программ в списке ссылок.

  • Дэвид Сиббет. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы = Visual Meetings/ How Graphics, Sticky Notes & Idea Mapping Can Transform Group Productivity. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 280 с. — ISBN 978-5-9614-4393-6.
  • Сергей Бехтерев. Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — С. 312. — ISBN 978-5-9614-1474-5.
  • Джейми Наст. Эффект визуализации = Idea Mapping: How to Access Your Hidden Brain Power, Learn Faster, Remember More and Achieve Success in Business. — М.: Эксмо, 2008. — С. 256. — ISBN 978-5-699-27544-1.
  • Эли Шрагенхайм. Управленческие дилеммы: Теория ограничений в действии = Management Dilemmas. The Theory of Constraints Approach to Problem Indentification and Solutions. — М.: «Альпина Паблишер», 2007. — 288 с. — ISBN 978-5-9614-0665-8.
  • Тони и Барри Бьюзен. Супермышление = The Mind Map Book. — М.: Попурри, 2007. — С. 320. — ISBN 978-985-15-0017-4.
  • Тони Бьюзен. Суперинтеллект = Head First. — М.: Попурри, 2005. — С. 412. — ISBN 985-483-157-4.
  • Тони Бьюзен. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления = Mind Map Mastery. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 208 с. — ISBN 978-5-00117-678-7.
  • Tony Buzan, Mind Maps at Work: How to Be the Best at Your Job and Still Have Time to Play, ISBN 0-452-28682-4
  • Jörg Rech; Björn Decker; Eric Ras. STATE OF THE ART IN "CLASSIC" PKM APPROACHES AND THEIR PROBLEMS // Emerging Technologies for Semantic Work Environments: Techniques, Methods, and Applications. — Publisher: IGI Global, 2008. — 372 p. — ISBN 978-1-59904-877-2.

Как тренировать память | Блог 4brain

%d1%82%d1%80%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%ba%d0%b0-%d0%bf%d0%b0%d0%bc%d1%8f%d1%82%d0%b8

Знаете ли вы, что по оценкам ученых мозг человека, если сравнить его с компьютером, может хранить от 1 до 7 млн мегабайт данных? Вероятно, многие слышали об этом, но далеко не каждый способен похвастаться такой феноменальной памятью. А как хорошо было бы прочесть книгу или учебник и в деталях воспроизводить, что там сказано! Как классно помнить все имена, лица и дни рождения! Как же замечательно в нужный момент отыскать в хранилище своей головы информацию, которая даст ответ на любой вопрос! Многие только мечтают о таком, но есть те, кто на это способен, ведь добиться таких результатов реально – нужно лишь знать как!

Хорошую память можно справедливо назвать ценнейшим инструментом в жизни любого человека, причем в любом возрасте. Однако практически всегда придавать ей значение люди начинают только в ситуациях, когда требуется во что бы то ни стало что-то вспомнить, или же тогда, когда в повседневность начинают проникать рассеянность и забывчивость. И, учитывая то, что любые тренировки, в том числе и памяти, с годами даются все сложнее, заниматься ими нужно уже сейчас. Ко всему прочему, дополнительным результатом станет стимуляция мозговой активности, от которой зависит и полноценная жизнь.

Если вас интересуют способы того, как лучше запоминать, вполне возможно вы уже знакомы с нашим курсом по развитию памяти. Если же нет, советуем его изучить. Но и представленная статья в любом случае не будет лишней, ведь в ней мы собрали несколько простых и достаточно увлекательных методов тренировки памяти. Но перед этим не будет лишним вспомнить о том, какие виды памяти существуют.

Психологи выделяют несколько видов памяти:

  • Зрительная память – позволяет запоминать информацию посредством органов зрения. Люди с преобладанием этого типа памяти лучше запоминают что-то, если, например, увидят это или прочитают об этом.
  • Слуховая память – позволяет запоминать информацию посредством органов слуха. Люди с преобладанием этого типа могут легко вспомнить что-либо, если они это или об этом слышали. Часто для запоминания данных они проговаривают их вслух.
  • Двигательная (тактильная, моторная) память – позволяет запоминать информацию посредством ощущений. Люди с преобладанием этого типа легко запоминают что-то, если у них есть с этим «что-то» физический контакт.
  • Смешанный тип памяти – случай, когда нет какого-то преобладающего типа (обычно у людей преобладает один из трех перечисленных), а запоминание информации происходит равномерно через зрительную, слуховую и двигательную память.

Также следует сказать о том, что память может быть долговременной и кратковременной:

  • Кратковременная память – это результат реакции на события окружающего мира, хранящийся в голове около трех месяцев. Благодаря такой памяти мозг человека отсекает неактуальную информацию.
  • Долговременная память – память, обеспечивающая сохранность полученных данных на протяжении длительного периода времени, как правило, в течение всей жизни. Информация, содержащаяся в этой памяти, может быть воспроизведена неограниченное количество раз. Такая память позволяет в нужных ситуациях вспоминать нужные сведения и применять их в жизни.

Преобладающий тип памяти у всех людей зависит от индивидуальных особенностей. В большинстве случаев этот элемент является врожденным и, не изменяясь, проявляется в течение всей жизни. Потому-то и нужно знать, какой памяти превалирует конкретно у вас, ведь развивая его, а также менее активные виды памяти, можно научиться запоминать больше и лучше. Но далее мы поговорим именно об общих методиках тренировки памяти, которые могут применяться, независимо от того, как лучше вы запоминаете.

Способы тренировки памяти

Способов тренировки памяти можно найти множество, но смысл каждого из них состоит в том, чтобы переносить воспринимаемую информацию в область долговременной памяти. Самые популярные методики можно категоризировать так:

  1. Методика взаимосвязи внимания и впечатления. Суть в том, что лучше всего запечатлеваются в памяти те данные, которые наиболее интересны. Здесь, чтобы лучше запоминать, нужно просто научиться концентрироваться на том, что интересно, получая от этого обратный эмоциональный импульс.
  2. Методика применения ассоциаций. В этом случае через ассоциации можно провести параллели между данными, которые уже есть, и теми, которые нужно запомнить. Если запоминать ассоциативно, можно держать в голове множество знаний. А особенность состоит лишь в том, что требуется подобрать подходящие яркие и необычные, но легкие и понятные ассоциации, которые впоследствии помогут воспроизвести усвоенное.
  3. Методика структурирования. Отличный вариант, когда нужно запомнить что-то целенаправленно. Для ее реализации следует разделить информацию на отдельные тематические блоки, где основную роль играет логика и ассоциации. Главное правило – создать логичную и удобную структуру данных, для чего могут применяться такие способы как:
  • Ментальные карты (известны также под названием ассоциативных карт, диаграммы связей и майндмэппинга) – для структурирования применяются специальные блок-схемы, изображающие информацию в отдельных блоках.
  • Римская комната (известна под названием цепочки Цицерона) – запоминаемые объекты мысленно располагаются в хорошо знакомом помещении в конкретной последовательности, и чтобы что-то вспомнить, нужно просто отыскать «нужные вещи».

Более подробно о методах структурирования вы можете узнать здесь, а по этой ссылке вы найдете подробное описание метода ментальных карт. Хотя, конечно, будет лучше, если вы ознакомитесь с полноценным курсом по развитию памяти, где есть вообще все, что нужно, чтобы улучшить свою память быстро и эффективно. Этот курс ждет вас вот тут.

  1. Методика повторения – данный вариант считается самым простым и привычным, ведь он знаком каждому. Поэтому просто освежим: чтобы информация усвоилась и осталась в памяти, человеку нужно периодически возвращаться к тем знаниям, которые он желает помнить. Нюанс же состоит в том, что, чем новее информация, тем чаще нужно повторять, зато в дальнейшем к данным следует возвращаться лишь изредка.
  2. Мнемотехники – основываются на использовании нескольких методик запоминания для конкретного типа информации. Информация объединяется в условную смысловую группу, к примеру, «иностранные слова», «числа и цифры» или «имена», а дальше – запоминается посредством ассоциаций, собственных кодировок, созвучий и т.п. Отличный материал на тему мнемотехник есть вот здесь.

Таковы самые распространенные методики запоминания и тренировки памяти. В них нет ничего сложного, и единственное, что вам потребуется, чтобы их освоить, – это желание. Поверьте: даже если вы сосредоточитесь на какой-то одной и будете ежедневно заниматься, уже через пару недель вы обалдеете от того, насколько лучше стала ваша память. Лично мы проверили это на себе.

Ну а в качестве занятного дополнения мы приведем несколько классных рекомендаций, которые позволят вам улучшить память без изучения особых техник, а живя обычной повседневной жизнью.

Рекомендации по улучшению памяти

Чтобы выполнять эти упражнения-рекомендации, вам не нужно выделять отдельное время – просто занимайтесь привычными делами и тренируйтесь одновременно:

  • Ежедневно читайте хотя бы понемногу и старайтесь запоминать наиболее интересное, время от времени повторяя это про себя;
  • Если прочли книгу – не забывайте о ней, а пересказывайте иногда основную суть своим друзьям или членам семьи. Так вы будете и слуховую память тренировать, и мотивировать слушателей к прочтению хороших книг;
  • Если позволяет время, понемногу каждый день заучивайте иностранные слова, пословицы и устоявшиеся выражения. Можно учить даже песни, заранее узнав их перевод;
  • Запоминайте телефонные номера, номера машин друзей и знакомых, даты их рождений;
  • Когда идете в магазин, напишите список покупок на бумаге, но старайтесь им не пользоваться – лучше сверьтесь, когда посчитаете, что все, что нужно, уже в корзине. А идя из магазина домой, можно вспоминать, что вы купили, и стоимость товаров. Заодно полезно посчитать общую сумму покупок – будете тренировать способность мысленного счета и развивать гибкость мышления;
  • Перед отходом ко сну не спешите отправляться в царство Морфея, а вспомните во всех деталях подробности прожитого дня;
  • Как выдастся минутка, запишите на листок название любимого фильма, укажите всех персонажей и играющих их актеров, а затем проверьте, сколько совершили ошибок;
  • Занимаясь готовкой, запоминайте в подробностях рецепты, чтобы потом не пользоваться подсказками, а творить кулинарные шедевры по памяти;
  • Чаще гуляйте пешком и развивайте зрительную память, обращая внимание на здания, вывески, автомобили и особенности своих маршрутов;
  • Выполняйте привычные дела (чистите зубы, пишите, расчесывайтесь и т.п.) разными руками. Кстати, это благоприятно сказывается на общем развитии работоспособности левого и правого полушарий мозга;
  • Общаясь с кем-то, внимательно слушайте своего визави, стараясь максимально запомнить все, что он говорит.

И в заключение заметим, что не стоит сразу перегружать свой мозг «тоннами» информации – давайте ему время на отдых и восстановление. Кроме того, не запоминайте все подряд, иначе среди нужной информации то и дело будет всплывать всякий мусор, а также правильно питайтесь и чаще бывайте на свежем воздухе. И, конечно же, если вам действительно нужно развить свою память и научиться запоминать все-все-все, что хочется, вам прямая дорожка к нашему курсу по развитию памяти.

Желаем вам успехов и способности всегда вспоминать все, что нужно!

Развитие памяти: уроки запоминания

Изображение - память и запоминаниеПамять – это навык, который является жизненно необходимым для каждого человека. Без нее мы бы никогда не были самими собой, не умели бы разговаривать и вообще не смогли бы мыслить. Но память является не только незаменимым навыком, но и важным элементом нашего образования и интеллекта. Развитие памяти, внимания и мышления часто представляет собой смежные задачи. От того, как развита наша память, напрямую зависят многие наши ментальные характеристики. Например, без памяти не обойдется процесс овладения навыками скорочтения, ораторского мастерства и устного счета. В данном курсе-самоучителе представлены онлайн-уроки, направленные на развитие памяти и способности целенаправленного запоминания материала. Среди дополнительных материалов в этом разделе сайта вы сможете найти развивающие игры и упражнения, скачать бесплатные книги и учебники, найти подходящие занятия, школы, курсы и тренинги – все то, что поможет улучшить вашу технику запоминания информации.

Что такое память и запоминание

Память - это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации (Википедия). Таким образом, под памятью понимается система, состоящая из нескольких элементов:

Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит восприятие новой информации и запись этой информации в общую систему мышления и ассоциативных связей. Ключевой функцией запоминания является создание смысловых связей, как результата работы нашего мышления и интеллекта над содержанием запоминаемого материала. Запоминание - это очень важный процесс памяти, развитию которого будет уделено ключевое внимание в данном тренинге. Однако этот процесс не является единственным.

Хранение - это процесс системного накапливания информации в памяти, включающий переработку и усвоение этой информации. Без хранения информации в памяти невозможно обучение человека, кроме того, именно от этого процесса напрямую зависят такие важнейшие способности, как мышление и речь.

Воспроизведение – это процесс репрезентации и узнавания хранимой в памяти информации, которая также называется воспоминаниями. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. В нашем курсе будет уделено особое внимание произвольному (специальному, осознанному) воспроизведению.

Забывание также является процессом памяти, а точнее проблемой ее развития. Потеря возможности воспроизводить выученную информацию может быть частичной (воспроизведение не полностью или с искажением) или полной (невозможность воспроизведения и узнавания). Подробнее о решении проблемы забывания вы узнаете в четвертом уроке данного тренинга.

Особенности памяти человека

Все мы обладаем разной способностью запоминать. Кому-то это дается проще, кому-то сложнее. Кроме того, разные вещи запоминаются нами по-разному. Например, один человек может хорошо запоминать имена людей и черты их лица, но плохо помнить, куда положил какую-то вещь в доме. А другой – наоборот, прекрасно помнит, где что лежит, но не помнит, как зовут его соседа. Одни предпочитают использовать слуховую и музыкальную память, другие - зрительную, а кто-то лучше запоминает тактильные ощущения.

Развитие памяти - 4brain

Память – это способность, обладающая индивидуальными для каждого человека характеристиками. Но существуют закономерности памяти, универсальные для всех людей. И именно об этих закономерностях памяти и методах ее развития, а также о техниках и приемах запоминания и пойдет речь в данном онлайн тренинге.

Одним из первых специалистов, кто обратил внимание на проблемы развития памяти человека, был психолог Карл Эмиль Сишор. Он утверждал, что средний человек использует не более 10% своей памяти. Одним из доказательств этого является гипермнезия. Гипермнезия - это патология человека, связанная с повышенной способностью к запоминанию. Люди, имеющие эту патологию, могут помнить дословно и в подробнейших деталях многие вещи. Но особенность заключается в том, что запоминание происходит вне зависимости от желания человека.

Оцените, насколько хорошо вы запоминаете информацию в нашей игре Hostess: знакомьтесь с людьми и сажайте их за свои любимые места, чтобы получить максимальный балл. Вы можете использовать ее и для тренировки.

Методика развития памяти и запоминания

В уроках данного раздела вы сможете найти полезные приемы, правила и техники, направленные на повышение уровня развития памяти и способности целенаправленного запоминания (запоминания нужной вам информации). Методика обучения способам запоминания, используемая на данном сайте, очень проста. Она заключается в системном развитии навыков запоминания по четырем основным направлениям:

Урок 1. Внимание и впечатление. Запоминается лучше то, что нам интересно, на чем мы сконцентрированы. Эти условия запоминания можно тренировать и создавать специально в необходимый момент. Подробнее об этом читайте в первом уроке.

Урок 2. Ассоциации. Ассоциации помогают создать в вашей голове связь между тем, что вы хотите запомнить, и тем, что уже прочно там закрепилось. Правильное использование ассоциаций, о котором написано во втором уроке, поможет вам запоминать больше информации за меньшее время.

Урок 3. Структурирование. Структурирование материала является важнейшим фактором целенаправленного запоминания. Об умении правильно делить информацию, создавать тематические блоки на основе логики и ассоциативного мышления будет сказано в третьем уроке.

Урок 4. Повторение. Память человека является процессом динамическим, со временем что-то забывается. В четвертом уроке будут даны методики повторения, помогающие наилучшему запоминанию информации.

А также для развития способности к запоминанию информации полезно использовать мнемотехники и специальные приемы и упражнения тренировки памяти:

Урок 5. Мнемотехники. Существует ряд особенностей запоминания определенной информации. Это связано с тем, что иногда есть удобные ассоциации, использование которых в определенных случаях дает сильный эффект для запоминания. Такие способы и рекомендации называются мнемотехниками. Читайте об этом подробнее в пятом уроке.

Урок 6. Тренировка памяти. Несмотря на то что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов. В данном уроке будет рассказано, как можно эффективно тренировать краткосрочную и долгосрочную память.

В результате прохождения уроков, при условии следования всем рекомендациям, а также при правильном выполнении заданий и упражнений, вы овладеете специальным навыком целенаправленного запоминания большого количества любой информации. А выполнив предложенные упражнения, вы сможете существенно повысить возможности вашей памяти.

Игры и упражнения

Также в рамках данного тренинга вы найдете полезные игры и головоломки, которые помогут вам развивать вашу память. Ведь, как уже было сказано выше, хорошо запоминается то, что нам интересно. А что может лучше пробудить в нас интерес, разжечь в нас азарт, чем игры и состязания?

Среди этих игр:

Полезные материалы

Кроме того, в данном разделе будет представлена и другая необходимая информация для совершенствования вашей техники запоминания.

Желаем вам успехов в развитии памяти!

 

Развитие памяти - 4brainЕвгений БуяновРазвитие памяти - 4brainДмитрий Гераськин

Ментальные карты — что это? И как их применять в рукодельном бизнесе?

Буквально на днях я впервые услышала о методике записи своих мыслей с помощью ментальных карт. Меня сразу же заинтересовал этот метод и я изучила несколько статей по этой теме. В своей публикации я решила объединить наиболее интересную и полезную информации по этому вопросу.

Термин "ментальная карта" был введен английским психологом Тони Бьюзаном и с английского языка дословно переводится как "карта ума, мысли", а означает технику, благодаря которой возможно запоминать большие объемы информации.

Чтобы поток мыслей превратить во что-то более осмысленное и результативное создание ментальных карт происходит посредством упорядоченного плана, но не просто плана в виде разделов и пунктов, а в виде более интересных и плодотворных схем и рисунков.

Автор методики ментальных карт Тони Бьюзен обнаружил, что проблема кроется в механизме работы человеческого мозга. Известно, что левое полушарие мозга отвечает за логические аспекты: речь, операции с последовательностями, линейным представлением информации, операции с перечнями, списками, числами. Правое же решает абстрактные задачи: пространственную ориентацию, целостность восприятия, воображение, восприятие цвета и чувство ритма.

Преимущества ментальных карт перед обычными методами представления информации:
1. Информацию записывать легче, быстрее и меньше по объему.
2. При чтении карты видно взаимосвязи в информационном блоке, структуру и логику.
3. При использовании ментальных карт человек развивает мышление (творческое и логическое), память и воображение.
4. При использовании ментальных карт мы задействуем творческие процессы и используем весь потенциал, так как используем оба полушария мозга.
5. Мы запоминаем информацию сразу, более качественно и в больших объемах
6. Методу ментальных карт легко научиться.

Правила составления ментальных карт
Фрагмент из книги Тони Бьюзена «Супермышление», в котором автор описывает технологию создания интеллект-карт:
Ментальные карты — что это? И как их применять в рукодельном бизнесе?, фото № 1
Используйте эмфазу

  • Всегда используйте центральный образ.
  • Для центрального образа используйте три и более цветов.
  • Как можно чаще используйте графические образы.
  • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
  • Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
  • Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.

Ассоциируйте

  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами ментальных карт.
  • Используйте цвета.
  • Используйте кодирование информации.

Стремитесь к ясности в выражении мыслей

  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
  • Используйте печатные буквы.
  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
  • Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
  • Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
  • Делайте главные линии плавными и более жирными.
  • Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
  • Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
  • Старайтесь все слова располагать горизонтально.

Можно установить на компьютер программу для работы с ментальными картами или воспользоваться онлайн сервисами. В Интернете их несколько: как платных, так и бесплатных.

Сферы использования этих карт весьма разнообразны:

  • Обучение: создание конспектов лекций, прочтения книг и учебников, написание рефератов и курсовых работ.
  • Запоминание: подготовка к экзаменам, запоминание списков и прочее.
  • Презентации: проведение деловых встреч и переговоров.
  • Планирование: времени, бюджета, разработка новых идей для бизнеса или любого мероприятия, составление планов на неделю, месяц и т.д.
  • Мозговой штурм: генерация идей, коллективное решение задач.
  • Принятие решений: даёт чёткое видение предмета.

На самом деле сфера применения гораздо шире. Этот метод стали использовать в работе с детьми, он популярен в бизнесе и у студентов. Он является идеальным средством для создания творческих идей.

Что же касается рукоделия, то здесь также этот метод можно использовать очень широко. Ментальная карта – мощный инструмент креативной деятельности.
Во-первых, потому что она дает возможность четкой визуальной структуризации всего творческого процесса, причем на одном листе бумаги или экране монитора.
Во-вторых, потому что она помогает творческим людям (часто рассеянным и не организованным) создать стройную структуру той креативной задачи, которую они выполняют.

Приведу несколько примеров:

  • создание собственного бренда
  • планирование рабочего процесса
  • создание определенной коллекции
  • план проведения рекламной компании
  • структура разработки нового объекта дизайна

В этом во всем, а также во многом другом, вы можете воспользоваться менталыми картами, вплоть до подробного планирования вашего рукодельного бизнеса. Вы будете четко видеть каждый этап: от создания собственного логотипа, до развернутого финансового плана.

Техника составления ментальных карт

Начало работы с картами — режим свободных ассоциаций или «мозговой штурм». Возьмите лист бумаги, начните обдумывать свою идею или проект. Записывайте абсолютно все мысли, связанные с проектом — не критикуйте и не огранивайте себя.
Второй этап — непосредственно составление карты:
1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте в центре главную тему вашей карты. Лучше всего использовать яркий, запоминающийся образ вашей темы.
2. От главной темы проведите несколько ветвей. На каждой из них напишите одну идею (мысль, образ, понятие), связанных с главной темой из тех, что вы сгенерировали во время мозгового штурма.
3. К основным идеям также подведите несколько ветвей, который связаны с ними.
Третий этап. Отложите вашу карту на период от 2 часов до двух дней. Таким образом карта «устоится» в вашем сознании.

Четвертый этап. «Оживление» карты. Используйте как можно больше ассоциативных изображений и форм для предания карте эмоциональной выразительности. Используйте цвета: например, что-то важное или опасное (то, на что обратить особое внимание) выделите красным цветом; яркую идею, радостное событие — желтым цветом. Строгих рекомендаций к использованию цветов и изображений нет, так как ассоциативные связи у каждого человека разняться. Главное условие — ваш собственный язык образов должен четко передавать вам информацию с карты. Яркие образы карты дадут вам возможность ее хорошо запомнить и натолкнут на творческие мысли. Очень часто в период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей, вспоминаются упущенные фрагменты.
Пятый этап. Отложите вашу карту на период от двух часов до двух дней. Этот повторный «закрепительный» этап даст возможность что-либо дополнить или изменить в карте. После этого этапа ваша карта готова и вы можете ее применять. С течением времени, возможно, вы будете совершенствовать ее, усложнять или упрощать, дополнять каким-либо новыми идеями. При дополнении пользуйтесь теми же правилами составления ментальных карт.

Например, если к теме «Использование ментальных карт» приложить вышеуказанный метод, получится следующая схема:

Ментальные карты — что это? И как их применять в рукодельном бизнесе?, фото № 2

Тони Бьюзен даёт несколько советов по созданию ментальных карт:

  • Ключевые слова помещаются не в прямоугольниках или всевозможных пузырях, висящих на ветках, идущих от основной идеи, а на самих ветках.
  • Ветки должны быть живые и гибкие, чтобы исключить создание монотонных объектов.
  • На каждой линии пишется только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
  • Длина линии равняется длине слова.
  • Слова пишутся печатными буквами. Они должны быть чёткие, легки в прочтении.
  • Размеры и толщина букв и линий должна варьироваться в зависимости от важности. Это же позволит внести разнообразие, поможет сосредоточиться на главном.
  • Используются разные цвета. Каждая ветвь может иметь свой цвет.
  • Должны использоваться рисунки и символы, особенно в центральной части.
  • Пространство должно быть заполнено, на карте не должно быть пустых мест, однако она не должна быть перегружена. Для создания небольших карт используется формат бумаги А4, для более крупных — А3.
  • Если ветви чересчур разрослись, их можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
  • Лист должен быть расположен горизонтально. Тогда будет удобней читать карту.

Когда создание карты закончено, следует визуально оценить её. В случае, если какая-то ветвь покажется некрасивой, это означает, что этот вопрос требует доработки, мало ясности в понимании этой части вопроса.
Идея Тони Бьюзена помогает восстановить живые мысли, развивает память и креативность, обращается к нашему подсознанию, в котором находятся ответы на все вопросы. В результате человек быстро находит верное решение любого вопроса или проблемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *