Гк рф с комментариями статья 131: Ст. 131 ГК РФ с Комментариями 2019-2020 года (новая редакция с последними изменениями)

ст. 131 Гражданского Кодекса РФ в текущей редакции и комментарии к ней

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами .
2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

5. Пункт утратил силу с 1 октября 2013 года - Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ.

6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ.

Содержание

Комментарий к статье 131 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает общие требования к государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые уточнены и дополнены специальными законами, прежде всего Законом о государственной регистрации.

2. В п. 1 ст. 131 указывается на то, что:

1) государственной регистрации подлежат не сами недвижимые вещи, а права на них;

2) данная регистрация имеет правоустанавливающее значение, поскольку для возникновения, перехода и прекращения соответствующих прав необходима их регистрация;

3) регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации (см. Положение о федеральной регистрационной службе (Росрегистрации), утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 (СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4110)), и его территориальными органами, действующими в соответствующих регистрационных округах, которые, как правило, совпадают с границами административно-территориальных единиц;

4) регистрация соответствующих прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится на всей территории РФ по установленной системе записей о правах на каждый объект недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данный реестр содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимости, сведения об указанных объектах и о правообладателях.

Регистрация воздушных, морских и речных судов, космических объектов и некоторых других тесно связанных с ними объектов (например, аэропортов и аэродромов) осуществляется в специальных государственных реестрах, ведущихся по каждому виду объектов;

5) перечень прав на недвижимое имущество, подлежащих государственной регистрации, является примерным и может дополняться ГК и иными законами. В самом пункте названы лишь основные вещные права. Помимо них регистрации подлежит обременение недвижимости правами получателя ренты, арендатора, доверительного управляющего и др.

3. Специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества, о которых упоминает п. 2 ст. 131, могут вводиться законом в различных целях и не имеют отношения к регистрации прав на них как на объекты недвижимости. Так, в особый реестр вносятся здания - памятники истории и культуры, предприятия, деятельность которых представляет особую опасность для окружающей среды, и т.д.

4. Пункт 3 ст. 131 возлагает на регистрирующий орган обязанность выдать правообладателю документ о зарегистрированном праве или подтвердить произведенную регистрацию совершением соответствующей надписи на документе, представленном на регистрацию. В соответствии со ст. 14 Закона о государственной регистрации таким документом является свидетельство о государственной регистрации права. Проведенная государственная регистрация сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. Форма свидетельства и специальной надписи на документе устанавливаются Правилами ведения Единого государственного реестра прав.

5. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество носит открытый характер, что и подчеркивает п. 4 ст. 131. Согласно п. 1 ст. 7 Закона о государственной регистрации, в котором развиты положения комментируемого пункта, регистрирующий орган обязан предоставить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие его регистрацию и полномочия его представителя). При этом данные сведения могут быть запрошены у любого регистрирующего органа независимо от места совершения регистрации.

Принцип гласности прав на недвижимость призван служить интересам потенциальных покупателей, залогодержателей, арендаторов и т.д. Интересы самих правообладателей ограждаются тем, что, во-первых, круг предоставляемых заинтересованным лицам сведений ограничивается описанием объекта недвижимости, зарегистрированными правами на него и ограничениями (обременениями) прав, и, во-вторых, по их запросам им представляется информация о лицах, получивших сведения об объекте недвижимости.

6. При обжаловании отказа в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней в судебном порядке, о возможности которого упоминается в п. 5 ст. 131, необходимо учитывать, что срок для обращения с заявлением в суд составляет в данном случае три месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении прав и законных интересов (ст. 256 ГПК, ст. 198 АПК). Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом, в противном случае пропуск срока может явиться основанием к отказу в удовлетворении заявления.

Согласно п. 1 ст. 249 ГПК (п. 5 ст. 200 АПК) обязанность доказывания правомерности отказа в регистрации права возлагается на регистрирующий орган. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации установлен ст. 20 Закона о государственной регистрации.

7. Пункт 6 ст. 131 носит отсылочный характер. Помимо Закона о государственной регистрации правила о порядке государственной регистрации и основаниях для отказа в ней применительно к отдельным видам недвижимого имущества установлены ВК, КВВТ, КТМ и принятыми в их развитие подзаконными актами.

Другой комментарий к статье 131 ГК РФ

1. Единая федеральная система регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним означает, что право собственности и другие вещные права на недвижимость возникают с момента такой регистрации. Государственная регистрация носит правоустанавливающий характер и представляет собой действие, завершающее юридический состав, лежащий в основании возникновения, перехода и прекращения вещных прав на недвижимость.

Ведение регистрации органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, в Едином государственном реестре прав обусловливает тем самым создание единого банка данных по недвижимости и сделкам с ней, что позволит в значительной степени избежать допускаемые на практике злоупотребления.

О круге объектов, относящихся к недвижимости и подлежащих регистрации, их характеристике, специфике правового режима см. коммент. к ст. 130.

2. Для некоторых видов недвижимости установлен специальный порядок государственной регистрации. Например, для воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов, которые в силу абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК отнесены к недвижимым вещам. Так, в соответствии со ст. 33 ВК гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ с выдачей свидетельств о государственной регистрации. Названные воздушные суда могут быть также зарегистрированы в государственном реестре воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между государством эксплуатанта и государством регистрации.

В порядке, установленном специально уполномоченным органом в области обороны по согласованию со специально уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации, регистрируются государственные воздушные суда.

Статья 33 КТМ предусматривает необходимость регистрации морского судна в одном из реестров судов Российской Федерации - Государственном судовом реестре, судовой книге или бербоут-чартерном реестре - в зависимости от характеристики судна. Регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое можно оспорить лишь в судебном порядке.

Концепция создания единой системы государственного земельного кадастра на всей территории России была заложена в Федеральной целевой программе "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утв. Постановлением Правительства РФ от 03.08.96 N 932 (СЗ РФ, 1996, N 33, ст. 4003) и продленной на 2001 г. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1034 (СЗ РФ, 2001, N 2, ст. 183).

В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (СЗ РФ, 2000, N 2, ст. 149) государственный кадастровый учет земельных участков производится в Едином государственном реестре земель. Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется федеральным органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами непосредственно и через свои территориальные органы на местах.

3. Комментируемая статья предусматривает необходимость принятия специального федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такой Закон был подписан Президентом РФ 21 июля 1997 г. и введен в действие 31 января 1998 г. Однако создание всей системы органов по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществлялось поэтапно субъектами Российской Федерации и было завершено к 1 января 2000 г. (ст. 33 Закона о регистрации прав на недвижимость).

В Законе определены система органов, осуществляющих государственную регистрацию, их компетенция, порядок, особенности государственной регистрации отдельных видов прав (сервитуты, ипотека и др.), ответственность регистрирующих органов за вред, причиненный их работниками в результате нарушения правил регистрации (подробнее см.: Постатейный комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" / Под общей ред. П.В. Крашенинникова. Изд. 2-е. М.: Спарк, 2001, учитывая при этом изменения и дополнения, внесенные в Закон в 2001 - 2004 гг. - СЗ РФ, 2001, N 16, ст. 1533; 2002, N 15, ст. 1377; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711).

С момента введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимость потеряли силу правила об обязательном нотариальном удостоверении договоров с недвижимостью, предусмотренные ст. 550, 560, 574 ГК, которые были установлены действовавшим ранее законодательством (ст. 7 Вводного закона к ч. 2 ГК). До этого момента применялся действующий ранее порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним в различных государственных органах в зависимости от вида имущества (ст. 8 Вводного закона, ст. 6 Вводного закона к ч. 2 ГК).

4. В соответствии с комментируемой статьей сведения о государственной регистрации носят открытый характер. После вступления в действие Закона о регистрации прав на недвижимость выдача информации осуществляется по правилам ст. 7, 8 названного Закона.

Информация предоставляется заинтересованным в ее получении гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании их письменного заявления (запроса), в котором указываются наименование объекта недвижимости, его местоположение, наименование заявителя.

Как правило, информация выдается по конкретному объекту недвижимого имущества и за соответствующую плату, порядок установления которой определяется Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 26.02.98 N 248 "Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах" - СЗ РФ, 1998, N 9, ст. 1121. Изменения и дополнения в указанное Постановление были внесены Постановлениями Правительства РФ от 16.07.2002 N 529 - СЗ РФ, 2002, N 29, ст. 2968; от 13.10.2003 N 620 - СЗ РФ, 2003, N 42, ст. 4071). Обобщенная информация, которой располагает регистрирующий орган в отношении прав отдельного лица или группы лиц на имеющиеся объекты недвижимости, предоставляется по мотивированному запросу правоохранительного, судебного, налогового или иного указанного в законе органа. Информация названным органам предоставляется бесплатно.

Предоставление информации, отнесенной к государственной тайне, определяется Законом РФ от 21.07.93 N 5485-1 "О государственной тайне" с изм. на 29.06.2004 (СЗ РФ, 1997, N 41, стр. 8220 - 8235; 2004, N 27, ст. 2711).

5. Заинтересованные лица вправе обжаловать в суд отказ или уклонение соответствующего органа от регистрации. Жалоба подается в суд общей юрисдикции либо в арбитражный суд в зависимости от того, кто является субъектом обжалования (гражданин, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель).

Суды общей юрисдикции разрешают жалобы в соответствии с гл. 23, 25 ГПК; арбитражные суды - по правилам АПК (гл. 24).

Статья 131 ГК РФ ➔ текст и комментарии. Государственная регистрация недвижимости.

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами .
2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.
Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

5. Пункт утратил силу с 1 октября 2013 года - Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ.

6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ.

Комментарий к статье 131 Гражданского Кодекса РФ

1. Единая федеральная система регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним означает, что право собственности и другие вещные права на недвижимость возникают с момента такой регистрации. Государственная регистрация носит правоустанавливающий характер и представляет собой действие, завершающее юридический состав, лежащий в основании возникновения, перехода и прекращения вещных прав на недвижимость.

Ведение регистрации органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, в Едином государственном реестре прав обусловливает тем самым создание единого банка данных по недвижимости и сделкам с ней, что позволит в значительной степени избежать допускаемые на практике злоупотребления.

О круге объектов, относящихся к недвижимости и подлежащих регистрации, их характеристике, специфике правового режима см. коммент. к ст. 130.

2. Для некоторых видов недвижимости установлен специальный порядок государственной регистрации. Например, для воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов, которые в силу абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК отнесены к недвижимым вещам. Так, в соответствии со ст. 33 ВК гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ с выдачей свидетельств о государственной регистрации. Названные воздушные суда могут быть также зарегистрированы в государственном реестре воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между государством эксплуатанта и государством регистрации.

В порядке, установленном специально уполномоченным органом в области обороны по согласованию со специально уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации, регистрируются государственные воздушные суда.

Статья 33 КТМ предусматривает необходимость регистрации морского судна в одном из реестров судов Российской Федерации - Государственном судовом реестре, судовой книге или бербоут-чартерном реестре - в зависимости от характеристики судна. Регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое можно оспорить лишь в судебном порядке.

Концепция создания единой системы государственного земельного кадастра на всей территории России была заложена в Федеральной целевой программе "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утв. Постановлением Правительства РФ от 03.08.96 N 932 (СЗ РФ, 1996, N 33, ст. 4003) и продленной на 2001 г. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1034 (СЗ РФ, 2001, N 2, ст. 183).

В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (СЗ РФ, 2000, N 2, ст. 149) государственный кадастровый учет земельных участков производится в Едином государственном реестре земель. Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется федеральным органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами непосредственно и через свои территориальные органы на местах.

3. Комментируемая статья предусматривает необходимость принятия специального федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такой Закон был подписан Президентом РФ 21 июля 1997 г. и введен в действие 31 января 1998 г. Однако создание всей системы органов по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществлялось поэтапно субъектами Российской Федерации и было завершено к 1 января 2000 г. (ст. 33 Закона о регистрации прав на недвижимость).

В Законе определены система органов, осуществляющих государственную регистрацию, их компетенция, порядок, особенности государственной регистрации отдельных видов прав (сервитуты, ипотека и др.), ответственность регистрирующих органов за вред, причиненный их работниками в результате нарушения правил регистрации (подробнее см.: Постатейный комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" / Под общей ред. П.В. Крашенинникова. Изд. 2-е. М.: Спарк, 2001, учитывая при этом изменения и дополнения, внесенные в Закон в 2001 - 2004 гг. - СЗ РФ, 2001, N 16, ст. 1533; 2002, N 15, ст. 1377; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711).

С момента введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимость потеряли силу правила об обязательном нотариальном удостоверении договоров с недвижимостью, предусмотренные ст. 550, 560, 574 ГК, которые были установлены действовавшим ранее законодательством (ст. 7 Вводного закона к ч. 2 ГК). До этого момента применялся действующий ранее порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним в различных государственных органах в зависимости от вида имущества (ст. 8 Вводного закона, ст. 6 Вводного закона к ч. 2 ГК).

4. В соответствии с комментируемой статьей сведения о государственной регистрации носят открытый характер. После вступления в действие Закона о регистрации прав на недвижимость выдача информации осуществляется по правилам ст. 7, 8 названного Закона.

Информация предоставляется заинтересованным в ее получении гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании их письменного заявления (запроса), в котором указываются наименование объекта недвижимости, его местоположение, наименование заявителя.

Как правило, информация выдается по конкретному объекту недвижимого имущества и за соответствующую плату, порядок установления которой определяется Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 26.02.98 N 248 "Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах" - СЗ РФ, 1998, N 9, ст. 1121. Изменения и дополнения в указанное Постановление были внесены Постановлениями Правительства РФ от 16.07.2002 N 529 - СЗ РФ, 2002, N 29, ст. 2968; от 13.10.2003 N 620 - СЗ РФ, 2003, N 42, ст. 4071). Обобщенная информация, которой располагает регистрирующий орган в отношении прав отдельного лица или группы лиц на имеющиеся объекты недвижимости, предоставляется по мотивированному запросу правоохранительного, судебного, налогового или иного указанного в законе органа. Информация названным органам предоставляется бесплатно.

Предоставление информации, отнесенной к государственной тайне, определяется Законом РФ от 21.07.93 N 5485-1 "О государственной тайне" с изм. на 29.06.2004 (СЗ РФ, 1997, N 41, стр. 8220 - 8235; 2004, N 27, ст. 2711).

5. Заинтересованные лица вправе обжаловать в суд отказ или уклонение соответствующего органа от регистрации. Жалоба подается в суд общей юрисдикции либо в арбитражный суд в зависимости от того, кто является субъектом обжалования (гражданин, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель).

Суды общей юрисдикции разрешают жалобы в соответствии с гл. 23, 25 ГПК; арбитражные суды - по правилам АПК (гл. 24).

Другой комментарий к статье 131 ГК РФ

1. Государственная регистрация вещных прав на недвижимые вещи, а также сделок с ними должна проводиться учреждениями юстиции. Она имеет правоустанавливающий характер как для обладателей регистрируемых прав, так и для всех третьих лиц. Регистрация должна быть открытой (гласной), доступной третьим лицам. Порядок государственной регистрации прав на недвижимые вещи и сделок с ними определяется правилами, содержащимися в комментируемой статье, и специальным Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В настоящее время действует Закон о регистрации прав на недвижимость.

Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130 - 132 и 164 ГК, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, регистрация которых осуществляется в специальных государственных реестрах, ведущихся по каждому виду объектов.

Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Государственная регистрация прав проводится на всей территории РФ по установленной указанным Законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

Статьей 31 Закона установлена ответственность учреждения юстиции за своевременность и точность записей о праве на недвижимое имущество и сделках с ним в Едином государственном реестре прав, за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на недвижимость и сделках с ним. К сожалению, Закон не говорит, о какой ответственности в данном случае идет речь. Во всяком случае, о возмещении ущерба сторонам регистрируемых сделок и обладателям прав на недвижимое имущество в Законе не упоминается.

В п. 2 комментируемой статьи предусмотрена возможность осуществления наряду с государственной регистрацией специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества. Подобного рода регистрация или учет могут производиться в целях осуществления государственного надзора над деятельностью отдельных групп предприятий, в том числе предприятий с участием иностранного капитала (например, иностранных банков), обеспечения мер, связанных с правоохранительными, санитарно-оздоровительными мероприятиями, сбором статистических данных и т.п.

Специальная регистрация и учет недвижимого имущества могут вводиться лишь на основании закона или иного нормативного акта в установленном законом порядке.

Ст 131 ГК РФ с комментариями и изменениями на 2019

1. Государственная регистрация вещных прав на недвижимые вещи, а также сделок с ними должна проводиться учреждениями юстиции. Она имеет правоустанавливающий характер как для обладателей регистрируемых прав, так и для всех третьих лиц. Регистрация должна быть открытой (гласной), доступной третьим лицам. Порядок государственной регистрации прав на недвижимые вещи и сделок с ними определяется правилами, содержащимися в комментируемой статье, и специальным Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В настоящее время действует Закон о регистрации прав на недвижимость.

Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130 - 132 и 164 ГК, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, регистрация которых осуществляется в специальных государственных реестрах, ведущихся по каждому виду объектов.

Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Государственная регистрация прав проводится на всей территории РФ по установленной указанным Законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

Статьей 31 Закона установлена ответственность учреждения юстиции за своевременность и точность записей о праве на недвижимое имущество и сделках с ним в Едином государственном реестре прав, за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на недвижимость и сделках с ним. К сожалению, Закон не говорит, о какой ответственности в данном случае идет речь. Во всяком случае, о возмещении ущерба сторонам регистрируемых сделок и обладателям прав на недвижимое имущество в Законе не упоминается.

В п. 2 комментируемой статьи предусмотрена возможность осуществления наряду с государственной регистрацией специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества. Подобного рода регистрация или учет могут производиться в целях осуществления государственного надзора над деятельностью отдельных групп предприятий, в том числе предприятий с участием иностранного капитала (например, иностранных банков), обеспечения мер, связанных с правоохранительными, санитарно-оздоровительными мероприятиями, сбором статистических данных и т.п.

Специальная регистрация и учет недвижимого имущества могут вводиться лишь на основании закона или иного нормативного акта в установленном законом порядке.

Статья 131 ГК РФ с комментариями

Полный текст ст. 131 ГК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 131 ГК РФ.

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами .
2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.
Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

5. Пункт утратил силу с 1 октября 2013 года - Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ.

6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ.

Комментарий к статье 131 ГК РФ

1. Вещные права, а также иные права на недвижимое имущество (недвижимые вещи) в случаях, предусмотренных ГК РФ и федеральным законодательством, подлежат государственной регистрации. Государственной регистрации также подлежат ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Относительно государственной регистрации ограничений на вещные права в материалах судебной практики имеется точка зрения о том, что, закрепляя такое требование, законодатель исходит из необходимости четкой фиксации наличия обременений в отношении таких объектов гражданских прав (см. апелляционное определение Саратовского областного суда от 10.09.2013 по делу N 33-5725).

Государственная регистрация этих прав и их ограничений, возникновения, перехода и прекращения осуществляется Росреестром путем внесения установленных федеральным законодательством сведений в реестр.

Государственная регистрация вещных и иных прав на недвижимое имущество является своего рода дополнительным правовым основанием для того, чтобы недвижимая вещь приобрела оборотоспособность. Об этом делают вывод судебные органы при рассмотрении конкретных гражданско-правовых дел. Так, например, Иркутский областной суд пришел к выводу, что объект незавершенного строительства становится объектом гражданских прав после государственной регистрации соответствующего права. Помимо этого имеется мнение о том, что для регистрации права собственности на самостоятельный объект недвижимости необходимо получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2012 по делу N А46-6209/2012).

2. Законодательством могут быть установлены требования об осуществлении в отношении недвижимых вещей не только государственной регистрации, но и специальной регистрации или учета. Под специальной регистрацией следует понимать внесение сведений об объекте недвижимого имущества в специальный реестр, содержащий сведения об объектах недвижимого имущества одного определенного рода (вида). Так, например, в соответствии с ФЗ от 14.03.2009 N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" государственной регистрации подлежат права на воздушные суда и сделки с ними. Понятия учета отдельных видов недвижимого содержатся в специальных нормативных правовых актах. Так, например, согласно части 3 ст. 1 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим ФЗ сведений о недвижимом имуществе.

3. За Росреестром закреплена обязанность по обеспечению удостоверения государственной регистрации вещного или иного права в отношении недвижимой вещи либо ограничения этого права, его возникновения, перехода и прекращения. Способов такого удостоверения два:
1) выдача документа о зарегистрированном праве;
2) совершение надписи на документе, представленном для государственной регистрации.

Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав.

В целях обеспечения такого удостоверения правообладателю необходимо направить в Росреестр ходатайство об удостоверении зарегистрированного права. Форма такого ходатайства федеральным законодательством не установлена, поэтому оно может быть подано в произвольной форме.

4. Информация о зарегистрированных вещных или иных правах на объекты недвижимого имущества, а также об ограничениях прав, их возникновении, переходе и прекращении предоставляется Росреестром любому лицу, к нему обратившемуся.

При этом такая информация может предоставляться в любом территориальном органе Росреестра независимо от места совершения государственной регистрации.

5. Применимое законодательство:
- ФЗ от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- ФЗ от 14.03.2009 N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними";
- ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";
- постановление Правительства РФ от 16.07.2007 N 447;
- постановление Правительства РФ от 13.10.97 N 1301;
- приказ Минэкономразвития РФ от 14.05.2010 N 180.

Судебная практика:
- апелляционное определение Иркутского областного суда от 30.07.2013 по делу N 33-6107-13;
- апелляционное определение Саратовского областного суда от 10.09.2013 по делу N 33-5725;
- постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2012 по делу N А46-6209/2012.

Консультации и комментарии юристов по ст 131 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 131 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Комментарий к Ст. 131 ГК РФ

Статья 131. Государственная регистрация недвижимости

Комментарий к Ст. 131 ГК РФ:

1. Комментируемая статья устанавливает общие требования к государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые уточнены и дополнены специальными законами, прежде всего Законом о государственной регистрации.

2. В п. 1 ст. 131 указывается на то, что:

1) государственной регистрации подлежат не сами недвижимые вещи, а права на них;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

2) данная регистрация имеет правоустанавливающее значение, поскольку для возникновения, перехода и прекращения соответствующих прав необходима их регистрация;

3) регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации (см. Положение о федеральной регистрационной службе (Росрегистрации), утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 (СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4110)), и его территориальными органами, действующими в соответствующих регистрационных округах, которые, как правило, совпадают с границами административно-территориальных единиц;

4) регистрация соответствующих прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится на всей территории РФ по установленной системе записей о правах на каждый объект недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данный реестр содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимости, сведения об указанных объектах и о правообладателях.

Регистрация воздушных, морских и речных судов, космических объектов и некоторых других тесно связанных с ними объектов (например, аэропортов и аэродромов) осуществляется в специальных государственных реестрах, ведущихся по каждому виду объектов;

5) перечень прав на недвижимое имущество, подлежащих государственной регистрации, является примерным и может дополняться ГК и иными законами. В самом пункте названы лишь основные вещные права. Помимо них регистрации подлежит обременение недвижимости правами получателя ренты, арендатора, доверительного управляющего и др.

3. Специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества, о которых упоминает п. 2 ст. 131, могут вводиться законом в различных целях и не имеют отношения к регистрации прав на них как на объекты недвижимости. Так, в особый реестр вносятся здания - памятники истории и культуры, предприятия, деятельность которых представляет особую опасность для окружающей среды, и т.д.

4. Пункт 3 ст. 131 возлагает на регистрирующий орган обязанность выдать правообладателю документ о зарегистрированном праве или подтвердить произведенную регистрацию совершением соответствующей надписи на документе, представленном на регистрацию. В соответствии со ст. 14 Закона о государственной регистрации таким документом является свидетельство о государственной регистрации права. Проведенная государственная регистрация сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. Форма свидетельства и специальной надписи на документе устанавливаются Правилами ведения Единого государственного реестра прав.

5. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество носит открытый характер, что и подчеркивает п. 4 ст. 131. Согласно п. 1 ст. 7 Закона о государственной регистрации, в котором развиты положения комментируемого пункта, регистрирующий орган обязан предоставить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие его регистрацию и полномочия его представителя). При этом данные сведения могут быть запрошены у любого регистрирующего органа независимо от места совершения регистрации.

Принцип гласности прав на недвижимость призван служить интересам потенциальных покупателей, залогодержателей, арендаторов и т.д. Интересы самих правообладателей ограждаются тем, что, во-первых, круг предоставляемых заинтересованным лицам сведений ограничивается описанием объекта недвижимости, зарегистрированными правами на него и ограничениями (обременениями) прав, и, во-вторых, по их запросам им представляется информация о лицах, получивших сведения об объекте недвижимости.

6. При обжаловании отказа в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней в судебном порядке, о возможности которого упоминается в п. 5 ст. 131, необходимо учитывать, что срок для обращения с заявлением в суд составляет в данном случае три месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении прав и законных интересов (ст. 256 ГПК, ст. 198 АПК). Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом, в противном случае пропуск срока может явиться основанием к отказу в удовлетворении заявления.

Согласно п. 1 ст. 249 ГПК (п. 5 ст. 200 АПК) обязанность доказывания правомерности отказа в регистрации права возлагается на регистрирующий орган. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации установлен ст. 20 Закона о государственной регистрации.

7. Пункт 6 ст. 131 носит отсылочный характер. Помимо Закона о государственной регистрации правила о порядке государственной регистрации и основаниях для отказа в ней применительно к отдельным видам недвижимого имущества установлены ВК, КВВТ, КТМ и принятыми в их развитие подзаконными актами.

Статья 131. ГК РФ в последней редакции 2020 года

Главная » Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) » Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Подраздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ » Глава 6. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ » Статья 131. Государственная регистрация недвижимости

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

5. Утратил силу с 1 октября 2013 года. - Федеральный закон от 02.07.2013 N 142-ФЗ.

6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Ст 131 ГК РФ

Что сообщается в статье? Особенности вещных прав на недвижимое имущество описаны ст 131 ГК РФ. Наличие у граждан государства разнообразного имущества предполагает регулярное возникновение вещных правоотношений между владельцами и их собственностью. Особенности вещных прав на недвижимое имущество описаны ст 131 ГК РФ.

Во избежание распрей между людьми, в силу размера и относительного постоянства недвижимого имущества, ст 131 ГК РФ предупреждает, что все права и сделки с ним должны быть зарегистрированы и зафиксированы в едином реестре государства.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!

Виды вещных прав, распространяющихся на недвижимое имущество, описанных в ст 131 ГК РФ

  1.  Например, земельный участок может быть собственностью какой-то семьи.
  2.  Но другая семья может иметь право проводить хозяйственные работы на этом участке. Согласно ст 131 ГК РФ такое право должно быть оформлено с согласия семьи-собственницы и зарегистрировано госслужбами.
  3.  Право оперативного управления распространяется на третью семью, однако только после получения такого права от семьи-владелицы.

Ст 131 ГК РФ также описывает право пожизненного наследуемого владения, ипотеки, пользования на постоянной основе, и другие формы, предусмотренные законом. 

Все эти формы собственности в обязательном порядке фиксируются в государственном реестре документов, удостоверяющих конкретный вид вашего права на то или иное недвижимое имущество.

Ознакомившись с содержанием ст 131 ГК РФ, следует помнить о том, что процедура оформления документов происходит не мгновенно, поэтому такими вещами не стоит пренебрегать. Если вы сомневаетесь по какому-то вопросу, относящемуся к вашей собственности, незамедлительно получите юридическую консультацию и удостоверьтесь в подлинности и правильности оформления ваших бумаг.

Регистрация прав на недвижимое имущество, как сказано в ст 131 ГК РФ, может быть как государственной, так и специальной, а также в форме отдельного учета определенных видов недвижимости. Такой учет, однако, не выполняет правоустанавливающую функцию. Он, скорее, помогает государству контролировать некоторые виды недвижимости, к примеру, предприятия, инвестируемые иностранцами.

Ст 131 ГК РФ говорит о том, что регистрация прав на недвижимое имущество или иных связанных с ней сделок, происходит по запросу правовладельца, и фиксируется документально. Т.е. выдается новый документ, свидетельствующий о наличие права или его изменении, либо на предъявленном документе делается соответствующая надпись с печатью.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)
+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

 

Подводя итог, становится ясно, что ст 131 ГК РФ призвана не усложнять процесс приобретения и распоряжения вашим имуществом, как может показаться на первый взгляд, а юридически устанавливать, передавать и отменять ваши законные права на него. Т.к. имущество может считаться вашей собственностью только после регистрации на государственном уровне. Без нее, как говорится в ст 131 ГК РФ, право собственности не может ни возникнуть, ни перейти к другим владельцам, ни завершиться при покупке или продаже. Это очень полезно знать тем, кто осуществляет любые сделки с имуществом и хочет обезопасить себя от махинаций или злоупотреблений.

ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации с комментариями

На сегодняшний день право является ключевым координатором по связям с общественностью не только на территории Российской Федерации, но и во всем мире. Это означает, что эта категория затрагивает практически все отрасли человеческой деятельности. Этот факт достаточно позитивен, поскольку действие закона позволяет не только координировать правоотношения, но и модернизировать их.

Большое значение в этом вопросе играет гражданское право промышленности.Это наиболее тесно связано с повседневной жизнью населения нашей страны. Одним из аспектов, регулируемых отраслью, являются правовые отношения. У них есть своя специфика, а также ряд довольно интересных моментов.

Примером является ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором закреплено обязательство должника возместить причиненные им убытки. На первый взгляд, правовое оформление такого учреждения довольно простое. Но это далеко не так.В этой статье есть много скрытых аспектов, которые мы постараемся разобрать дальше.

Понятие обязательств

В ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к основополагающему компоненту цивилизации - обязательству. Как мы понимаем, это понятие характеризуется правовыми отношениями, в которых участвуют две стороны. Особенность категории проявляется в том, что одна из сторон обязуется совершать действия определенного рода или воздерживаться от совершения их в пользу противоположного.

В этом случае в действии может быть проявлено информирование о работе, передаче имущества, предоставлении каких-либо услуг и т. Д. В то же время фактическое выполнение одной из представленных категорий является обязательным, поскольку одна из сторон имеет право требовать выполнения обязательства.

Описание потерь

Еще одна значимая категория, представленная в ст. 393 ГК РФ, есть убытки. В разных отраслях современной науки это явление характеризуется по-своему.Что касается самого гражданского права, то в промышленном контексте потеря - это реальный ущерб, имеющий денежное выражение.

Этот негативный фактор возникает из определенного юридического факта - правонарушения. Определение имеет принципиальное значение не только для практического развития гражданского права, но и для сферы применения его положений на практике.

Положения статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации

Представленная в статье правовая норма имеет обширную сферу влияния. То есть его положения распространяются на несколько аналогичных правовых отношений.Статья написана в главе 25 и состоит из шести основных пунктов, каждый из которых имеет свое юридическое значение.

  1. Согласно пункту 1 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, должник в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств обязан возместить все понесенные убытки.
  2. В пункте 2 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации ссылается на характер механизма возмещения убытков и фактическое определение этой категории.
  3. В пунктах 3 и 4 указываются правила расчета убытков и фактические обстоятельства реальности, которые учитываются при их квалификации.
  4. Пункт 5 говорит о возмещении убытков с необходимостью наличия высокой степени достоверности при их установлении.
  5. В пункте 6 указано, что кредитор может потребовать прекращения осуществления каких-либо действий в случае, если должник обязался их не выполнять. Наряду с этим кредитор имеет право требовать возмещения убытков, причиненных ему должником.

Таким образом, мы рассмотрели основные положения статьи Гражданского кодекса Российской Федерации. Чтобы более полно понять особенности института возмещения убытков, необходимо проанализировать ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации с комментариями.

Уточнение пункта 1

В начале правового положения ст. 393 указал на необходимость для должника возместить убытки, вызванные неисполнением его обязательств. Тем не менее, этот юридический дизайн может применяться только при наличии определенных аспектов, а именно:

  • : во-первых, ущерб должен возникать только в рамках существующего обязательства между конкретными сторонами;
  • во-вторых, должна быть связь между действиями должника и возникшими негативными явлениями;
  • в-третьих, необходимо, чтобы поведение должника было незаконным.

Если есть представленные моменты, вы можете применить дизайн обязательства должника по возмещению убытков. Следует отметить, что при отсутствии правовых отношений между сторонами будет применяться недоговорная ответственность, что предусмотрено главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Характеристика п.2

Чтобы понять особенности потерь, необходимо проанализировать положения ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации с комментариями, а точнее пунктом 2 настоящего стандарта.В этой части статьи говорится, что определения всех негативных последствий должны проводиться в соответствии с положениями Гражданского кодекса.

Следует отметить, что принцип возмещения убытков приведен в статье 15 Кодекса. Положения этого правила фиксируют исключительное право лица требовать возмещения убытков, причиненных какими-либо действиями или неисполнением обязательств. Эта статья также предоставляет описание представленной категории.

Комментарий к пункту 3

Положения правила, представленные в статье, исправляют определенные правила расчета суммы убытков.Согласно пункту 3 ст. 393, суд может принять во внимание цены, которые были в день принятия решения по делу. Но в этом случае нужно говорить о том, что представленный предмет является диспозитивным по своей сути. Ведь экономическая сфера государства всегда была очень динамичной. Поэтому законодатель подразумевает возможность, но не обязанность суда рассчитывать убытки с учетом существующих цен на товары и услуги.

Этот фактор позволяет наиболее точно удовлетворить все существующие требования кредитора в случае изменения экономического состояния государства.Однако, как уже упоминалось, учет цен является чисто номинальным и может использоваться только по решению суда.

Особенности пункта 4 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации

Положения нормы затрагивают различные правовые институты гражданского права. Например, правила определения и учета упущенной выгоды закреплены в положениях ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 4, оценка такого типа убытков происходит путем предварительного анализа всех мер, которые кредитор принял для получения положительного результата.Другими словами, учитывается количество вложенных сил и средств для обеспечения обязательства. То есть размер упущенной выгоды должен быть пропорционален расходам, которые кредитор может понести в случае нормального выполнения обязательства, предоставленного сторонами.

Для правоохранительной практики механизм урегулирования играет важную роль. Такие институты для компенсации упущенной выгоды можно найти не только в национальном, но и в международном законодательстве на сегодняшний день.

Комментарий к пункту 5

Последние части статьи 393 являются относительно новыми для Гражданского кодекса, поскольку они появились в 2015 году. Их введение было обусловлено необходимостью прояснить некоторые аспекты гражданско-правовой деятельности и процесс урегулирования споров в поле возмещения убытков.

Таким образом, согласно ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (глава 25), а именно пунктом 5 настоящего стандарта, размер негативных факторов, подлежащих немедленному устранению, должен быть установлен как можно точнее.Другими словами, кредитор не должен требовать превышения от небрежного должника. Если невозможно установить размер убытков, этот аспект не дает право суду отказать в удовлетворении всех требований кредиторов.

В том же правиле указывается выход из ситуации. В этом случае суд обязан оценить размер убытков исходя из существующих обстоятельств рассматриваемого дела. В этом случае необходимо учитывать положения принципа пропорциональности ответственности и справедливости.Другие действия суда будут незаконными. Они могут быть легко оспорены и отменены в порядке, установленном законом. Главное - понять аспекты незаконности решения.

Особенности пункта 6

Начиная с ч. 1 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации и заканчивая пунктом 5, был рассмотрен процесс возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями должника. Совершенно иной дизайн предусмотрен в пункте 6 ст.363 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Возмещение убытков в этом случае происходит на основании всех тех же активных действий, которые были предприняты, несмотря на обязательство сделать это. В то же время кредитор в такой ситуации может потребовать полного прекращения осуществления определенного вида деятельности. Этот аспект значительно расширяет положения нормы и возможности ее применения в процессе координации правоотношений.

Заключение

Итак, в статье приведены положения ст.393 ГК РФ (возмещение убытков) с комментариями. Стоит отметить, что существующее в представленной норме учреждение имеет большое значение для юридической практики практического характера. Поэтому его теоретическое развитие необходимо для модернизации механизма реализации, а также отраслевого законодательства, регулирующего институт возмещения убытков.

,
ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации с комментариями

Предусмотрено в ст. 421 ГК РФ свобода договора распространяется на все организации и граждан. Норма не допускает принуждение к совершению сделок, за исключением случаев, когда такое обязательство вменяется субъекту в соответствии с законодательством или добровольным волеизъявлением, выраженным ранее. Давайте рассмотрим подробно искусство. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (с комментариями).

Специфика правоотношений

В соответствии с п. 2 ст. 421 ГК РФ физические лица могут заключать соглашения, предусмотренные или не предусмотренные законодательными и иными нормативными актами. К последним не применяются правила по отдельным видам договоров, установленные в юридических документах. Это положение применяется к соглашениям, в которых нет признаков, определенных в ст. 3 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это правило, однако, не исключает возможности применения аналогии закона к индивидуальным отношениям участников сделки.Стороны могут составить договор, который содержит элементы различных договоров, предусмотренных законом или другими актами (смешанный договор). К правоотношениям, возникающим в таких случаях, применяются правила, установленные для договоров, элементы которых использовались, если только иное не вытекает из существа сделки или не установлено самими участниками.

Особенности условий

Они определены в ст. 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.В соответствии с первым правилом условия устанавливаются соглашением сторон сделки. Исключение составляют случаи, когда сущность предмета договора установлена ​​законом или иным правовым актом. Это положение установлено ст. 422. Если условие сделки предусмотрено нормой, применение которой разрешено, поскольку участники не определяют другого, они могут исключить его использование. Стороны вправе сформулировать и другие обстоятельства, отличные от присутствующих в нем.Если такого соглашения нет, согласно кл. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия сделки устанавливаются диспозитивным курсом. Если обстоятельства не определены им или сторонами, они предоставляются в соответствии с обычаями, применимыми к этим отношениям.

ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (с комментариями)

Отношения участников гражданского оборота основаны на их взаимном правовом равенстве. Часть 1 ст. 421 ГК РФ прямо указывает на это.В отношениях субъектов исключается авторитарное подчинение друг другу. Это, в свою очередь, означает, что заключение соглашения и определение его условий носят исключительно добровольный характер и основываются на интересах сторон. Принцип свободы договорных отношений, таким образом, формирует один из принципов регулирования сферы частного права. Это по своему социально-экономическому значению соответствует признанию неприкосновенности индивидуальной собственности.

Практические проявления положений

Согласно правилам кл.1 ст. 421 ГК РФ, субъекты, заключающие сделки, вправе самостоятельно определять:

  1. Необходимость заключения сделки. Их воля должна быть исключительно добровольной без какого-либо принуждения.
  2. Правовая природа договора. Участники сами в соответствии со своими потребностями определяют характер деловых отношений.
  3. Содержание договора. Стороны согласовывают взаимовыгодные условия сотрудничества.

Кроме того, свобода договора может проявляться и в других аспектах. Например, в соответствии с общим правилом участники могут расторгнуть сделку по взаимному согласию.

Исключение принуждения

В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации участники оборота самостоятельно принимают решение о вступлении в отношения или воздержании от этого. Ни одна из сторон не обязана принимать определенные условия против своей воли.Законодательство допускает обязательное заключение договора, но только в качестве исключения из правила. Это имеет место, например, если соответствующее обязательство предусмотрено в правилах или при условии, добровольно принятом ранее. Искусство. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о прекращении принятой в то время социалистической практики. В советское время обязательство заключать соглашения на основе различных плановых и других административных актов было расширено.Соответственно, основания для существования такой категории, как экономические контракты, исчезли.

Определение характера отношений

Ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает право субъектов самостоятельно выбирать, по какому соглашению они должны заключать. Они могут подписать договор в соответствии с оговоренным, а не определенным законом и другими нормами. Последний называется «неназванный контракт». В то же время, конечно, такое соглашение не должно противоречить положениям действующего законодательства и соответствовать основополагающим принципам гражданского оборота.Современное право не устанавливает конкретного и исчерпывающего перечня соглашений. Субъектам также не требуется настраивать условия сделки для одного из сортов, известных нормам.

Это обстоятельство чрезвычайно важно в существующей экономической системе, где юридическая регистрация часто отстает от экономических потребностей субъектов. Так, например, многие транзакции, которые в настоящее время совершаются на валютных и фондовых биржах, далеко не всегда имеют прототипы, зафиксированные в законодательстве.Возможность регистрации безымянных договоров позволяет субъектам гражданского оборота самостоятельно устранять существующие пробелы в нормах, возникающие из-за усложнения и постоянного развития деловых отношений.

Смешанные контракты

Их следует отличать от неназванных контрактов. Называются смешанные договоры, в которых присутствуют элементы других договоров, установленных в законодательных и иных нормативных документах. Соответственно, такие операции регулируются правилами, регулирующими договоры, компоненты которых были приняты субъектами.Например, в ст. 501 Кодекса устанавливает возможность регистрации договора купли-продажи. В соответствии с этим, приобретатель должен сначала стать работодателем. До реализации объекта к отношениям сторон применяются правила лизинга. После передачи арендатору имущественных прав будут использованы положения о купле-продаже.

Кредитный договор считается недействительным. Это предусмотрено в ст. 850 Кодекса. Такое соглашение также называется овердрафт.В соответствии с условиями такого соглашения банк погашает требования кредиторов клиента в пределах установленного лимита даже в случае отсутствия средств на счете или на большую сумму, чем есть на нем.

Нюансы

Законодательство не создает препятствий для заключения соглашения, в котором будут присутствовать элементы, как установленные, так и не установленные нормами. Несмотря на то, что он не будет считаться смешанным в смысле части третьей ст. 421 ГК РФ, он будет применяться к нему в соответствующих частях правила по названному договору.При остальных условиях документ будет оцениваться на соответствие первому пункту ст. 8 Кодекса.

Смешанное соглашение следует отличать от сложного. Последнее предполагает наличие набора из нескольких независимых договоров, условия которых устанавливаются одним документом. Например, в договоре поставки могут быть пункты о страховании груза, его транспортировке, хранении и так далее. Наличие этих условий не требует регистрации различных договоров, но не приводит к появлению единого акта.

Значение диспозитивных норм

Эти положения часто используются в процессе регулирования договорных отношений. Диспозитивные нормы действуют как условия только тогда, когда стороны не могут договориться по какому-либо конкретному вопросу по-другому или не исключают их использования в рамках своей сделки. Их ключевой особенностью является их способность определять возможность отклонения от содержащихся в них правил. В связи с этим применение диспозитивных принципов выступает в качестве одной из форм свободы договорных отношений.Эти правила, например, включают в себя правила исполнения обязательств (частичное погашение, отсрочка, рассрочка), соблюдение сроков, определение места исполнения и т. Д.

Фактически, положения представляют собой своего рода подсказку для участников сделки о дополнительных условиях. Возможность использования таких норм компенсирует отсутствие воли сторон в отношении ряда недостающих пунктов соглашения. Правила, установленные в правилах, представляют собой лучший вариант для конкретного условия.

Применение таможни

Это допускается в пункте 5 настоящей статьи. Возможность использования таможни помогает заполнить существующие пробелы в стандартах. В связи с тем, что правило поведения, которое прямо не установлено в законе, но которое разработано независимо и широко применяется в конкретной сфере предпринимательской деятельности, фактически реализуется на практике как проявление свободы договорных отношений , Соответственно, определенный обычай становится дополнительным (вспомогательным) источником права.Это считается договорным условием, когда участники сделки прямо не договорились об определенном обстоятельстве, и это не установлено в диспозитивных положениях закона.

Ограничения

Они неизбежно устанавливаются в деловых отношениях субъектов. Прежде всего, содержание любого соглашения не должно противоречить императивным нормам законодательства или других правовых документов, в противном случае сделка будет признана недействительной.В некоторых случаях ограничения связаны с развитием рыночной модели, которая не может нормально функционировать в их отсутствие. Например, они установлены для монополистов, которые не могут навязывать условия контракта подрядчикам, используя свое доминирующее положение и неспособность конечного пользователя связаться с другим производителем, то есть в v

.
ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации с комментариями

ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет сторонам сделки право выбора формы, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если участники соглашаются оформить договор каким-либо конкретным способом, он признается заключенным с момента предоставления ему указанной формы, даже если такая форма не требовалась по закону для сделок такого типа.

Письменная форма договора

Ст.434 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается способ написания договора. На основании второго абзаца нормы стороны могут заключить его, составив один документ, обменявшись письмами, факсимильными сообщениями, другими документами, электронными, в том числе позволяя достоверно определить, что завещание поступило от стороны в сделке.

Электронный документ, согласно п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации информация, подготовленная, отправленная, сохраненная или полученная с помощью магнитных, цифровых, оптических и аналогичных средств, а также по электронной почте, считается информацией.

Нюансы

Письменная форма считается выполненной, если письменное предложение (предложение) о заключении соглашения было принято в соответствии с правилами, предусмотренными в пункте 3 статьи 438 Кодекса. Соответствующее положение фиксирует пункт 3 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с законодательством или договором, оговоренным сторонами в письменной форме, договор может быть заключен исключительно путем формирования одного документа, заверенного подписями сторон.Это положение содержится в четвертом абзаце рассматриваемой статьи.

ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации с комментариями

Письменная форма договора используется при совершении сделок юридическими лицами друг с другом и с гражданами.

В устной форме могут быть составлены договоры:

  • , для которых стороны или законодательство не предусматривают письменную форму;
  • казнены в момент немедленного заключения.

Исключением являются договоры:

  • , для которых обязательное заверение нотариально;
  • несоблюдение письменной (простой) формы влечет их недействительность;
  • между гражданами, если цена сделки превышает минимальную заработную плату как минимум в 10 раз, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы.

Особенности подписи

В точке 2 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации указаны некоторые методы, посредством которых стороны могут заключить письменное соглашение. При применении этого положения следует учитывать, что использование факсимильного воспроизведения картины с помощью средств копирования (механического или иного), цифровой подписи или другого аналога регулируется положениями второго абзаца Статья 160 Кодекса. Это допускается в порядке и случаях, установленных законом, иными нормативными актами или определенными сторонами.

Так, например, при рассмотрении одного из споров о признании соглашения об изменении основного договора, безусловные суды, учитывая мнение эксперта, установили, что документ содержал факсимильную подпись. В соглашении не было условий, позволяющих использовать факсимиле в соглашении. Соответственно, суды пришли к выводу, что стороны не выполнили письменные требования, и признали документ необязательным.

Цифровая подпись

Условия ее использования регулируются Федеральным законом №1 от 10.01.2002. При выполнении требований настоящего нормативного акта цифровая подпись электронного документа приравнивается к рукописному списку на бумажном носителе. В то же время должны соблюдаться определенные правила:

  • Сертификат ключа, относящийся к подписи, должен быть действителен на момент проверки или прямой подписи (если есть доказательства этого факта).
  • Подлинность картины подтверждена.
  • Подпись используется в соответствии с данными, содержащимися в сертификате ключа.

Предложение о приеме

В пункте 3 ст. 434 ГК РФ имеется ссылка на пункт 3 438 статьи Кодекса. В не предусматривает, что принятие (принятие предложения) может быть выражено не прямым согласием, а решительным действием. По их словам, сторона, отправившая предложение, может однозначно сделать вывод, что второй участник его принял. Такие действия, проще говоря, направлены на выполнение условий сделки. Это может быть отгрузка продукции, перевод определенной суммы, производство работ, оказание услуг и т. Д.

Признать такие действия принятием при применении ст. 434 ГК РФ достаточно для того, чтобы субъект получил предложение, начал его реализацию на указанных условиях и в срок, указанный в предложении. В то же время, исполнение всего предложения для квалификации поведения стороны в качестве принятия не требуется.

Важный момент

При применении ст. 434 Гражданского кодекса Со ссылкой на статью 438 Кодекса необходимо учитывать следующее.На основании ст. 426 Гражданского кодекса, договаривающаяся сторона обязана предоставлять определенные виды услуг (например, энергоснабжение). В этом случае потребитель может их использовать, но отказывается подписывать соглашение с поставщиком. В таких ситуациях фактическое использование услуг должно быть признано подписчиком. Соответственно, правовые отношения, возникающие между поставщиком и потребителем, признаются договорными.

Положения пункта 3 статьи 438 Кодекса могут применяться при изменении условий договора.Например, арендодатель обратился к пользователю недвижимости с предложением изменить стоимость аренды в договоре. Арендатор не принял предложение в письменном виде, но начал взимать плату в размере, предложенном владельцем. В этом случае суд будет расценивать действия пользователя как согласие на изменение условий соглашения.

Однако следует отметить, что норма не может быть применена, если договор должен быть оформлен в нотариальной форме или он должен быть составлен как единый документ.

Спорные вопросы

Art. 434 ГК РФ считается общим правилом. Специальные положения, регулирующие формы отдельных видов договоров, должны соответствовать ему. Между тем в правоприменительной практике существуют отдельные конфликты при определении форм договоров.

Например, существует проблема соотношения второго абзаца ст. 434 ГК РФ и статьей 808 Кодекса. При применении положений арбитражных судов используются разные подходы.

На основании статьи 808 предоставляется письменная форма договора займа между физическими лицами, если цена сделки превышает минимальную заработную плату в 10 раз, и если у кредитора есть юридическое лицо, то независимо от стоимости.

В качестве подтверждения договора и его условий может быть предоставлена ​​квитанция заемщика или другой документ, подтверждающий перевод определенной суммы денег или определенного количества предметов. Однако при рассмотрении одного из споров суд не признал платежные поручения в качестве доказательств.Согласно инстанции, эти документы подтверждают только факт предоставления денежной суммы, но не являются письменными соглашениями участников с указанием их воли.

В другом случае суд, напротив, признал платежные документы, в которых в строке «Назначение платежа» указывалось перечисление денежных средств по договору, доказывая, что должник получил деньги и подтверждая заключение договора. Кроме того, подтверждениями были выписки из личного кабинета и письма от юридического лица и предпринимателя.

Из вышеизложенного следует, что не все документы, подтверждающие тот или иной факт, могут свидетельствовать о наличии договорных отношений между сторонами.

Действительными должны быть те документы, из которых вытекает воля участников к заключению договора и, соответственно, согласование всех его существенных условий. Так, в ходе судебного разбирательства по одному из дел Высший арбитражный суд признал факт заключения соглашения об оказании услуг за плату на основании подтверждения бронирования гостиничного номера и платежного поручения для оплаты его стоимости.

Печать на контрактах

Довольно много споров возникает при определении юридической значимости впечатлений от соглашений, заключенных в письменной форме с участием юридических лиц. В Гражданском кодексе отсутствует требование об обязательном наличии печати на документах организаций.

Согласно пункту 1 статьи 160 Кодекса, облигация является дополнительным правилом сделки. Такие требования могут быть установлены законом, иными правовыми документами или соглашением сторон.В случае несоблюдения дополнительных правил договор может быть признан недействительным.

Юридические лица должны иметь круглую печать. Такое требование предусмотрено в федеральных нормативных актах, регулирующих правовой статус отдельных типов организаций.

Требование проставить оттиск в подтверждение росписи должностного лица присутствует в постановлении Госстандарта № 65 (от 03.03.2003 г.). Поскольку он устанавливает 25-й абзац этого документа, отпечаток удостоверяет подлинность подписи работника на документах, удостоверяющих права субъектов, фиксирующих факты, операции с финансовыми активами и т. Д.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *