Брачно семейные институты включают в себя: Социология. Тест 64 — ДЕКАН ТЕСТ – Вопрос: Брачно-семейные институты включают в себя : Смотреть ответ

Социология. Тест 64 — ДЕКАН ТЕСТ

1. Создание национальных государств, сплачивающихся вокруг общего языка и культуры – это характеристика
примитивных обществ
традиционных обществ
индустриальных обществ
постиндустриальных обществ

2. Усиление влияния корпоративной собственности на капитал; возрастание роли информации, знаний и обладание ими – это характеристика
примитивных обществ
традиционных обществ
индустриальных обществ
постиндустриальных обществ

3. Элементарное половозрастное разделение труда; большинство членов общины занято одним и тем же промыслом — собирательством либо охотой, рыбо­ловством – это характеристика
примитивных обществ
традиционных обществ
индустриальных обществ
постиндустриальных обществ

4. Рост массовой грамотности – это характеристика
примитивных обществ
традиционных обществ
индустриальных обществ
постиндустриальных обществ

5. Под социальным институтом понимают
объединение людей, создаваемое ими для удовлетворения опре­деленной совокупности личных и общественных потребностей

организационную форму той или иной социальной системы, упорядочивающую.совокупность отношений между людьми, образующими ее
учебно-воспитательную организацию, в которой члены общест­ва проходят процесс вторичной социализации и приобщаются к предстоящей в будущем деятельности в рамках формальных организаций
устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие лю­дей в определенной сфере общественной жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов

6. Понятием «ролевая дистанция» обозначается:
ситуация субъективного отделения от роли ее исполнителя, ко­гда он не может сжиться с нею
различие между исполнением своих социальных ролей облада­телями разных социальных статусов
ситуация противоречия между требованиями различных ролей, исполняемых одним и тем же актором
понятие, характеризующее степень близости, отдаленности или отчужденности различных социальных статусов

7. Важнейшим каналом социальной мобильности в современном об­ществе является
институт армии
институт церкви

институт политики
брачно-семейный институт

8. Брачно-семейные институты включают в себя
только аскриптивные статусы
только достигаемые статусы
достигаемые и аскриптивные статусы
ни достигаемые ни аскриптивные статусы

9. Относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества
социальная система
социальная общность
социальная группа
социальный институт

10. Деятельность, последствия которой носят намеренный характер, осознаются людьмии позитивны по своей направленности
явные функции
латентные функции
явные дисфункции;
латентные дисфункции

11. Празднование юбилея — это
обычай
традиция
манеры
предписанные нормы

12. Примером условностей (конвенций) является
выражение благодарности
особенность поведения
форма одежды
табу

13. Субординация должностей – это признак социального института как
статусно-ролевой системы
нормативной системы

социальной организации
обособленного комплекса социальных действий

14. К макросоциологическим понятиям относятся
малая группа
социализация
цивилизация
взаимодействие

15. Система или совокупность коллективов, организованных и упорядоченных на основе единых нормативных образцов, включает нормы, ценности и нормативные образцы
мировая система
социетальная система
мировая империя
мировая экономическая система

«Что такое институт семьи?» – Яндекс.Кью

Просто Википедия. Неужели так трудно зайти?

История возникновения термина «шведская семья» доподлинно неизвестна. Хотя он существует только на территории бывшего СССР, представление о Швеции как о стране с сексуально раскрепощенными жителями, с легкостью идущими на разнообразные эксперименты, широко распространено и на Западе, в частности в США, несмотря на то что подобного рода семейные традиции крайне редко встречаются в довольно консервативном шведском обществе.

На Западе представление о шведах как носителях исключительно свободной морали, об особом «шведском грехе» (англ. swedish sin), возможно, восходит к проводившейся консервативными средствами массовой информации США в 1950-е годы кампании по целенаправленному созданию образа погрязшей во грехе страны, проводящей опасные социалистические эксперименты в политике и экономике. Эта кампания стала реакцией на отказ Швеции вступать в НАТО, развитие системы прогрессивного подоходного налога и проч. Против этой версии говорит тот факт, что выражение «шведская семья» используется не в английском языке, а в русском.

Шведы, одни из пионеров сексуальной революции, «в 1969 году сняли первый в истории научно-популярный фильм об интимных отношениях с комментариями сексологов; тогда-то и закрепилась за шведами скандальная слава». Встречаются также предположения, что возникновение выражения связано с долетевшими до СССР историями о представителях левой шведской молодежи, совместно проживающих в так называемых коммунах (по-шведски «коллективах»), однако против этой версии говорит тот факт, что подобные коммуны существовали и в других странах.

Социальные институты брака и семьи

В статье рассматривается место и роль брака и семьи в обществе. Проведен анализ изменений, происходящих в характере брачно-семейных отношений и функциях современной семьи.

В любом обществе – древнем или современном – семья формируется, как правило, через брак. Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа по отношению к жене, а их двоих – по отношению к своим детям, родственникам и обществу в целом. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии – инаугурации, торжественному заключению брачных уз.

Говоря о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называют семью. Так оно и есть: семья – главный институт человеческого общества. Он, в свою очередь, включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и др. [1; 2].

Процесс формирования семьи с институциональной точки зрения предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, отношения с родителями супругов.

Семья как институт, точнее как совокупность институтов, не относится к реальным людям. Институт семьи связан с обычаями, законами и правилами поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми.

Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются морально – обычаями и традициями. Эти нормы регулируют две главные фазы – заключение и расторжение брака [3; 4].

Будучи объектом социального воспроизводства, семья испытывает как прямое, так и опосредованное воздействие со стороны общества и его социальных институтов. Общество с помощью государства и права регулирует порядок наследования, регламентирует возраст вступления в брак, накладывает определенные обязанности на родителей и детей. Брачно-семейные отношения составляют часть правовых отношений и находят отражение в российском законодательстве. Одна из статей Закона о браке и семье гласит, что цель брака – это создание семьи, если не доказано, что данный брак не порождает семьи, то его можно признать недействительным. С помощью прав регулируются сексуальные отношения (браки между ближними родственниками запрещены законом), право наследования, родительские права [5].

Роль семьи как социального института определяется ее функциями: репродуктивной, воспитательной, экономической, бытовой, рекреационной. Конечно, подобное деление функций семьи очень условно, поскольку в действительности семья представляет собой некую целостность. Функции семьи – это способы проявления ее активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов [6].

Одной из важнейших функций семьи, наряду с репродуктивной, является воспитательная. Для нормального, полноценного развития ребенка семью нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Если до трех лет ребенок лишен достаточного внимания, заботы и тепла, непосредственного эмоционального контакта со взрослыми и прежде всего с матерью, то формирование многих социально значимых качеств детей растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым [7; 8].

Семью как институт следует отличать от семьи как первичной группы. Группа состоит из конкретных людей, выполняющих определенные роли, связанных непосредственно личными отношениями. Отношения между людьми в группе спонтанные и интенсивные. Семья включает представителей двух поколений. В институте семьи есть описания позиций отца, матери, жены и других. Это стандарты для оценки поведения исполнителей, их соответствия или несоответствия позициям. Эти позиции обозначаются термином «социальный статус».

Социально-статусная функция обеспечивает представление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство ее социальной структуры. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность, социальное положение, место в городском или сельском укладе жизни и т.д. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяет его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и формируя образ его жизни [9; 10].

Как малая социальная группа семья представляет собой общность людей, складывающуюся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью супругов за здоровье детей и их воспитание.

В определении семьи как малой социальной группы значимыми являются три признака: общее хозяйство, общие дети. Существует точка зрения, согласно которой малая группа признается семьей, если она обладает двумя любыми из перечисленных признаков. Если есть лишь один какой-либо из этих признаков, – это не семья.

Таким образом, современная семья в отличие от традиционной, может не иметь общего хозяйства и все-таки быть семьей. Может находиться в статусе официально зарегистрированного брака и все-таки не быть семьей.

В этом случае для всех фрагментарных «осколочных» форм семьи (родитель без супружества, брак без детей, раздельное проживание и т.д.) лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство или вносящих какую-либо долю в семейный бюджет и объединенных только родством, родительством или супружеством. Под определение семейной группы попадает неполная семья, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще. Типы семейных структур многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства, родительства [11; 12].

Итак, семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции: играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности.

Брак и семья как социальные институты и их функции

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ И БРАКА

План

 

Введение

1.Брак и семья как социальные институты и их функции

2.Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений

3. Перспективы развития семьи и брака

Заключение

Список использованной литературы

Введение

 

Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей так или иначе были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.

Социология семьи в узком смысле как часть общей социологии, как теория "среднего уровня" рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи). Социология семьи имеет дело с групповым, а не с индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни.

Подчеркивая групповое качество семейной жизнедеятельности, социология семьи не безразлична к индивиду, но рассматривает его как члена семьи, как составную часть целого, которое не редуцируется к отдельной личности. Социология семьи пересекается с социологией личности, но исследует личность прежде всего сквозь призму социокультурных внутрисемейных ролей, сквозь призму семейной принадлежности личности. В социологии семьи личность предстает не в своей абстрактной телесной бесполости, а конкретно как муж или жена, как отец или мать, как брат или сестра, как сын или дочь.

Индивидуальное своеобразие накладывает отпечаток на стиль исполнения внутрисемейных ролей, проявляющийся через конфигурации межличностных взаимосвязей и взаимоотношений. Поэтому социология семьи изучает семейно-родственные формы совместной жизни малой группы людей, семейный образ жизни в сравнении с одиночно-холостяцким, изучает в единстве и целостности взаимосвязь родительства-супружества-родства, то есть собственно семью.

Предмет социологии семьи очерчивается выяснением всех обстоятельств успеха или неудач семьи как социального института, реализующего жизненно важные для общества функции по рождению, содержанию и социализации детей, благодаря притягательным сторонам семейного образа жизни, прочности межличностных взаимодействий в семье и устойчивости мотивации личности к вступлению в брак и обзаведению несколькими детьми.

Актуальность темы данной работы обусловлена следующим. Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье индивид становится личностью. Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы. Семья – многостороннее отношение, которое регулируется нормами морали и права. Это сложное социальное образование исследователи рассматривают как социальный институт и малую социальную структуру.

Цель данной работы: изучение с точки зрения социологии понятий семьи и брака. Исходя из цели, задачами данной работы являются:

- изучение понятий брак и семья как социальных институтов и их функций;

- рассмотрение социальных, психологических и экономических мотивов брачно-семейных отношений;

- характеристика перспектив развития семьи и брака.

Брак и семья как социальные институты и их функции

 

Когда говорят о важнейших социальных институтах - столпах общества, то в числе первых называют семью. Семья - главный институт человеческого общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.

Процесс формирования семьи, с институциональной точки зрения, предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов.

Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками - близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются морально - обычаями и традициями. Эти нормы регулируют две главные фазы - заключение и расторжение брака.

Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г. Харчев[[1]] определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.

Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Ученые выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление в первый брак - образование семьи;

2) начало деторождения - рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

4) "пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары - мужа и жены, полигамная - как правило, муж имеет право иметь несколько жен. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.

Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях.

Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношении в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Таким образом, семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Лишь наличие триединого отношения супружества-родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (во причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и кровным родством детей и родителей, братьев и сестер).

Наличие таких отношений (т.е.семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. С другой стороны, несемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, "осколочных" форм семьи лучше подходит термин "семейная группа", под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством, либо родительством или супружеством.

Обычно "ядром" семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения, правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений — основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы в социологии семьи на Западе и в нашей стране стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего — к супружеству, и даже партнерству[2].

Как было уже указано выше, современная семья строится в основном на брачных отношениях. Социологи исследуют: мотивы вступления в брак, причины прекращения брачных отношений, всю гамму брачных отношений между представителями разных социально-демографических групп.

Функции семьи и брака.

Говоря о функциях, следует помнить, что речь идет о социетальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Это — функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции — главные, однако необходимость указать среди них на те особые, которые позволяют отличить семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи. Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции — это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Ввиду того, что человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем такой своеобразной форме, когда реализация этих социетальных функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни — без всякого внешнего принуждения и давления.

Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье — очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения.

Будущее семьи как эволюционно возникшего института, снимающего противоречие между личной потребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках (именно тут корни рассогласования, несовпадения, корни депопуляции), зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению “Я” каждого и др., — все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются, либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

К началу 20 века социальные институты все более совмещают с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд).

Единого перечня основных функций семьи не имеется, и разные авторы предлагают тот или иной набор функций и терминов, их определяющих. Тем не менее исследователи едины в том мнении, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, а также динамику семейных изменений на разных исторических этапах.

М.С. Мацковский основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения. Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А. Г.; Медков В. М.; Навайтис Г.). Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Основная, первая функция семьи, как определяет А.Г. Харчев, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд таких важных социальных функций как: воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений; духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям.

С.С. Фролов[[3]] рассматривает такие функции семьи как основного социального института:

- функция сексуального регулирования – семья главный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. При этом как нигде наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Во многих современных обществах добрачные сексуальные связи считаются подготовкой к браку, а в патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере в отношении женщин).

- репродуктивная функция – одна из основных задач любого общества – воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или наоборот взрывов. Семья-основной институт ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и обычно социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.

- функция социализации – несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности , центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей , в других первичных группах приемлемые модели поведения.

- функция эмоционального удовлетворения – к многочисленным потребностям человека относится в частности интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных говорит о том что серьезные преступления и другие негативные отклонения чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройства, повышенной смертности, отклоняющемуся поведению. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.

-статусная функция – каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследника некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. это прежде всего такие важные статусы как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и зачастую определяют его дальнейшую жизнь. Конечно классовый статус может меняться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни.

-защитная функция – во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.

-экономическая функция – ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи, в случае если у него возникают экономические трудности[4]. Эта функция связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере «домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них. За годы экономических реформ в нашей стране активизировалась собственно экономическая составляющая этой функции семьи. У этой активизации две стороны: первая – возрастание значимости финансового обеспечения семьи, вторая - появление и рост числа семейных предприятий в различных сферах производственной и непроизводственной деятельности (т.е. превращение части семей из только потребительских ячеек общества еще и в производственные).

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

Брак и семья. Социальные институты (стр. 1 из 3)

Введение

Социология семьи как специальная область социологического знания берёт своё начало в масштабных эмпирических исследованиях Рилза и Ле Пи. В середине XIX века они независимо друг от друга предпринимают попытку изучить влияние таких социальных факторов, как структура семьи, экономические отношения в семье, религия в семье и др.

С тех пор проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии, поскольку семья представляет собой уникальное образование: малая группа и социальный институт одновременно.

Социология Семьи — отрасль социологии, изучающая семью — социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или объединяющую людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Так же изучает:

-развитие и функционирование семьи как социального института и малой группы;

-брачно-семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа культуры, той или иной социальной группы;

-семейные роли, формальные и неформальные нормы и санкции в сфере брачно-семейных отношений.

Цель работы изучить социологию семьи

Задачи работы:

1.Исследовать брак и семью как социальные институты.

2.Изучить роль семьи в развитии личности.

3.Исследовать тенденцию развития семейно-брачных отношений.

Брак и семья-социальные институты

1.Социальные институты (от лат.Institutum – установление, учреждение) –это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин “социальный институт” употребляется в самыхразнообразных значениях. Важнейшими социальными институтами являются политические институты, обеспечивающие установление и поддержаниеполитической власти, а также институты экономические, обеспечивающие процессы производства и распределения благ и услуг. Важным социальным институтом общества является семья, чья деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т.д.) определяетсясистемой правовых и социальных норм. Наряду с указанным, существенное значение в жизни общества имеет функционирование социально – культурных институтов (системы образования, здравоохранения, культурно –воспитательные учреждения), науки, института религии.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системы санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Примером простого социального института является институт семьи. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.

Брак вчеловеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но и обязательных сексуальных отношений супругов.

Сексуальнаянеудовлетворенность или измена одного из них в современном обществе (раньше было иначе) служит достаточным поводом для юридического расторжения брака. Брак представляет совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа в отношении к жене, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак – это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни.

Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и не одобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.

Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательностькоторых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

-вступление в первый брак – образование семьи;

-начало деторождения – рождение первого ребенка;

-окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

-“пустое гнездо” – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

-прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары – мужа и жены, полигамная – как правило, муж имеет право иметьнесколько жен. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простотой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи.

Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера,сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т.д., а также санкции за их невыполнение.

Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иныеродственные права и обязанности.

Можно выделить следующие социальные функции семьи:

-воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

-хозяйственно–бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

-экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

-сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

-духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

-социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

-досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

-эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Роль семьи в развитии личности

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются в первую очередьна супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.

Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определитьсвое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностьюисполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет в роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность кситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться сразу в новую, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положениеизменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

-конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;

-межролевой конфликт, при котором противоречие заложено впротивоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги строго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должнысоответственно сочетать противоположные роли;

Социальные институты семьи и брака (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение

Понятие социального института, его виды

Жизненный цикл семьи

Распределение ролей в семье

Заключение

Глоссарий

Список литературы

Социальные институты семьи и брака

Введение

Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, в клуб по интересам или спортивной команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья – самый распространенный вид социальной организации.

Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:

Почему люди живут семьями?

Семья – это лично дело каждого или она как-то связана с обществом?

Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?

Всегда ли существовала семья?

Сохраниться ли семья в будущем?

Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процесс распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

Социологическая семья – одна из наиболее развитых областей социологического знания. Только в нашей стране библиография работ по социологии семьи насчитывает более 3 тысяч названий. Ведущие исследователи этой отросли социологии Э.К. Васильев, А. Г. Вишневский, С.И. Голод, И. С. Кон, М.С. Мацковский, Б.С. Павлов, Н.Г. Юркевич, А.Г. Харчев, В.Г. Харчева и многие другие.

Понятие социального института, его виды

Когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный социальный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки.

Процесс формирования семьи с институциональной точки зрения, предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношение с родителями супруга.

Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками – близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством другие относятся к культурным и регламентируются морально обычаями и традициями. Эти нормы регламентируют две главные фазы – заключение и расторжение брака.

Семья как институт, точнее, как совокупность институтов, - это социологическая категория, отражающая обычаи, законы и правила поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми. Поэтому важнейшей частью семьи как института выступает законодательство. Семейное право в законодательном порядке определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей. Закон определяет также минимальный возраст лиц, заключающих брак, правила раздела имущества после развода и тд. Хотя в законе специально не оговаривается что супруги должны обязательно быть разнополыми, однако общественное мнение во многих странах негативно относится к гомосексуальным союзам.

Семью как институт социологи отличают от семьи как первичной группы. Группа состоит из конкретных людей, выполняющие определенные роли и связанных непосредственными личными отношениями. Отношения между членами группы характеризуются спонтанностью и интенсивностью. Семья обычно включает представителей двух поколений. Институт семьи содержит описания позиций отца, матери, жены и т.д., которые являются стандартными для оценки поведения исполнителей семейных ролей, их соответствия или несоответствия позиции. Эти позиции обозначаются термином «социальный статус».

История института семьи в разных культурах – предмет изучения культурной и социальной антропологий. Эти направления в науке выясняют систему родства, типы брака, роли и статусы в семье, ритуалы обучения, сватовство, рождения, смерти, достижения половой зрелости инициации, а также сексуальные запреты, положение в обществе вдов и вдовцов, разведенных холостяков, лишенных родительских прав сирот, незаконнорожденных.

Институт семьи различен в каждом обществе, отражая специфику этого каждого общества. Но всем без исключения общества присуща общая черта. Семья возникла потому, что у человеческих детенышей, в отличие от всех других животных самое протяженное детство. Причем его продолжительность увеличивается по мере развития цивилизации. Зависимость ребенка от родителей в современном обществе длится от 15 до 18 лет. В этот период он нуждается в материальной и социальной поддержке взрослых. Подготовка к личной жизни происходит только в полноценной семье, поскольку она включает в себя не только обучение, тренировку, усвоение знаний, но также присвоение имени, прав наследования имущества или собственности, социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства, т.е генеалогию.

Именно семья обеспечивает молодому человеку признанную законом адресность – социальную прописку в данном обществе.

Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы помимо всего прочего, предписывают количество супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных партнеров, роль главы семейства и права и обязанности родственников начиная с близких и кончая дальними, место поселения и генеалогию.

Универсальность семьи как института раскрывается в понятии функции семьи. Под социальными функциями подразумевается базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. К наиважнейшим функциям семьи и брака относятся следующие:

1. Регулирование сексуальных отношений. Брак и семья упорядочивают сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких условиях может вступать в половые отношения.

2. Воспроизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другими. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения новыми поколениями.

3. Социализация. Новое поколение приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этом обществе манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют действия детей.

4. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя, отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида.

Кроме перечисленных к важнейшим функциям семьи относятся: организация быта, организация личного потребления психологическая и материально-бытовая поддержка членов семья и т.д.

Существует много определений семьи. Они зависят как от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, так и от задач исследования. На первый план может выдвигаться понятие семьи как социальной либо демографических, либо экономической ячейки общества.

Статистика советского времени определяла семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Людей, живущих вне семьи, относили к одиночкам либо отдельно живущим членам семьи. Такой подход акцентировал внимание на брачно-родственных отношениях и игнорировал другие возможные формы совместной организации быта людей.

В настоящее время общепринятым является следующее определение семьи. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Однако экономисты добавили в это определение экономический аспект, и приняли следующее определение. Семья – это группа лиц, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство и находящихся в отношениях родства, брака и опекунства. Правда, ведение совместного хозяйства – это признак не семьи, а домохозяйства.

Под домохозяйством в статистике понимается социально-экономическая ячейка, объединяющая людей отношениями, которые возникают при организации их совместного быта, ведении общего домашнего хозяйства, совместном проживании и т.д. Из этого определения видно, что в отличии от семьи домохозяйство рассматривается преимущественно как экономическая ячейка общества. Принципиальное отличие понятие «домохозяйства» от понятия «семьи» состоит в том, что домохозяйство шире по своему составу за счет лиц, ведущих общее с семьей домашнее хозяйство, но не состоящих с членами семьи в отношениях родства. Чаще всего такими лицами являются домашняя прислуга, няни, воспитатели, секретари, гувернеры, если они живут в семьях нанимателей. Это могут быть лица различного возраста, есть среди них и те, кого семья приняла к себе, чтобы поддержать либо материально, либо из-за неспособности самим обслуживать себя. Еще одно отличие домохозяйства от семьи состоит в том, что один отдельно живущий человек «одиночка», не считается семьей, но этот же человек и его деятельность по самостоятельному ведению домашнего хозяйства представляет собой домохозяйство. Домохозяйство может также состоять из одной или нескольких семей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *