Как формулировать вопросы? — Ораторский Клуб
Умеете ли вы задавать вопросы? Не для того, чтобы лишь спросить, а чтобы получить исчерпывающий ответ. В бизнесе подобное умение котируется высоко, поскольку дает возможность вовремя задать нужный вопрос на переговорах, уточнить необходимую информацию. Важно уметь быстро и правильно задать вопрос на пресс-конференции, на совещании.
Все мы учились в школе и все школьные годы из нас делали человека-отвечающего. Сегодня мы попробуем сделать из себя человека-спрашивающего, а значит управляющего.
Для чего нужны вопросы?
— для того чтобы узнать ответ на интересующий тебя вопрос;
— чтобы узнать новую информацию;
— чтобы поддержать беседу;
— чтобы направить разговор в нужное русло;
— чтобы выяснить, что в действительности интересует собеседника.
Какие бывают вопросы:
— Закрытые вопросы. Это вопросы такого типа, когда ваш собеседник на него может ответить только «да» или «нет». Данные вопросы не стоит задавать, если вы хотите продолжать беседу, т.к. они могут привести к окончанию беседы. Но они могут вам помочь при общении с неразговорчивым собеседником.
— Наводящие вопросы. Вопросы такого типа побуждают собеседника подтвердить сказанное вами, т.к. в них уже содержится определенное мнение. Задавая такой вопрос, вы как бы уже предлагаете собеседнику определенное мнение и оказываете влияние на ход разговора. Наводящие вопросы надо задавать: при подведении итогов разговора, когда вы чувствуете, что собеседник даст утвердительный ответ; если вы хотите вынудить все время отвлекающегося собеседника вернуться к основной теме разговора; если вы имеете дело с нерешительным партнером.
— Альтернативные вопросы. Такие вопросы позволяют сделать выбор из двух или более предложений. Еще альтернативные вопросы помогают принять решение, дают возможность не выделять тот или иной вариант.
— Встречные вопросы. Если вам надо вновь взять инициативу в беседе в свои руки, то задавайте встречные вопросы. Такие вопросы применяют: чтобы получить более подробную информацию; заставить вашего собеседника дать уточнение; выиграть время для размышления; вновь перехватить инициативу в разговоре.
— Обходные вопросы. Если вы хотите достичь своей цели, действуя обходным путем, тогда обходные вопросы подойдут. Они носят дипломатический характер и требуют особой интуиции. Подобные вопросы задают, когда: хотят избежать отказа и отговорок со стороны вашего собеседника; добиться перенесения встречи; добиться предварительного согласия; постепенно привести партнера к желаемой цели; обратить внимание собеседника на суть проблемы; избежать какой-то конфронтации.
Как формулировать вопросы так, чтобы аудитория вам на них отвечала.
1. Проявить интерес к вопросу и к теме.
2. Формулировать открытые вопросы, подразумевающие раскрытые ответы.
3. Обратиться к определенному лицу.
Большинство людей по многим причинам неохотно отвечают на прямые вопросы (недостаточное знание предмета, боязнь передачи неправильных сведений, деловые ограничения, трудности в изложении). Поэтому сначала надо заинтересовать собеседника, т.е. объяснить ему, почему отвечать на ваши вопросы в его интересах. Кроме того, не мешает объяснить, почему вас интересует тот или иной факт и как вы собираетесь использовать полученную от него информацию. Необходимо помнить, что и ваш собеседник спрашивает себя: «Почему они хотят это узнать? Почему их это интересует?»
Как «избавиться» от человека, который задаёт глупые вопросы или очень много вопросов?
А. Ответить вопросом на вопрос.
Б. Просить его самого ответить на его вопрос.
В. Попросить ответить кого-нибудь из зала.
Г. Фразой, типа «Очень не люблю, когда умный человек задает глупые вопросы!»
Как поступить, если на заданный вопрос, ты не знаешь ответ?
1. Честно признаться, что на вопрос не знаешь ответ.
2. Начать говорить на приближенную тему, знакомую тебе. Анекдот про «рыбу и блох».
3. Сказать, что в данный момент вы не можете ответить на этот вопрос, но завтра вы будете знать ответ. Если вашему собеседнику интересно, то пусть он позвонит вам завтра, и вы с ним обсудите данный вопрос.
4. Попробовать вместе найти ответ на вопрос в данное время и в данном месте.
Подведём итог. Как формулировать вопросы?
Кратко, четко, однозначно!
И помните, кто часто задает вопросы, причем, умеет задавать уместные разнообразные вопросы, тот определяет стратегию деловой беседы.
Недаром говорят: «Кто лишь утверждает, тот вызывает сопротивление! Кто задает вопросы, тот управляет!»
Статья написана Екатериной Абрамовой.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Как эффективно задавать вопросы?
Как эффективно задавать вопросы?Задумывались ли вы, каким мощным оружием могут стать правильно заданные вопросы? Вопрос может направить мысли собеседника в нужное русло, или наоборот – увести от темы разговора. Вопросом можно сбить с толку или придать уверенности. Искусство спрашивать и получать нужные ответы может стать тузом в рукаве у менеджера по продажам, но оно также может помочь и в обычных жизненных ситуациях. Разбираемся, как эффективно задавать вопросы.
Закрытые вопросы
Закрытые вопросы построены так, что выбор возможных ответов собеседника ограничен двумя словами: «Да» или «Нет». Они существенно сужают у него «пространство для маневра». Закрытые вопросы хороши во всех случаях, когда нам необходимо просто получить утвердительный ответ либо установить конкретные факты, чтобы скорректировать свои дальнейшие действия в процессе общения.
Примеры закрытых вопросов:
- Вас устраивает (вам подходит, вам нравится) мое предложение?
- Может быть, вам необходима дополнительная информация?
- Могу я считать, что развеял ваши сомнения?
Закрытый вопрос можно задавать собеседнику, если:
- ваш собеседник ведет себя сдержанно и сторонится активного общения;
- вам необходимо получить от него короткий и однозначный ответ;
- вы хотите быстро проверить его отношение к чему-либо;
- вы уверены, что задав ряд закрытых вопросов, получите необходимую информацию;
- вы хотите убедиться, что правильно поняли собеседника.
Закрытые вопросы также можно использовать и для стимулирования положительных ответов собеседника, апеллируя к общепризнанным ценностям. Например: «Для вас является важным качество продукции?», «Вам нравится работать с надежным поставщиком?», «Вы хотели бы иметь надежные гарантии?». Этот прием полезен, если собеседник негативно настроен, сомневается либо просто у него недостаточно информации для принятия решения.
Вам следует помнить, что в ряде случаев закрытые вопросы могут «напрягать» собеседника, так как накладывают на него дополнительные обязательства. А кому это понравится?
Ситуация, наверняка знакомая каждому, кто хоть раз прогуливался по торговому центру или магазину, когда уже при входе в торговый отдел улыбчивый и «обученный» продавец спрашивает: «Вам чем-нибудь помочь?» Вопрос из категории «запрещенных», ибо помощь следует предлагать исключительно больным людям, а мы все считаем себя здоровыми. И в подавляющем большинстве случае на этот вопрос задавший его услышит в ответ: «Нет».
Существует много «глупых» закрытых вопросов с прогнозируемыми вариантами ответов. Вот лишь некоторые из них:
- Вас что-нибудь интересует? Вам помочь с выбором? Подсказать что-нибудь? Гарантированный ответ на эти и подобные им вопросы: «Нет». А еще можно услышать: «Помочь! Деньгами»; «Добрым словом»; «Сумки подержите».
- У вас будет 5 минут, чтобы поговорить со мной? Вопрос, на который чаще всего в ответ мы услышим: «Нет»; «Не сейчас»; «Позже»; «Давай завтра»; «Извини, мне некогда»; «Не будет никогда» и т. п.
- Ты сейчас занят? В большинстве случаев, конечно же: «Да».
Вопросы «с хвостиком» являются разновидностью закрытых вопросов. Эти вопросы гарантируют ответ «Да», так как они предполагают запрограммированный ответ собеседника в нужном вам направлении. В качестве «хвостика» могут быть словосочетания:
- Все хотят жить долго и счастливо, согласны со мной?
- Никто не хочет переплачивать, ведь так?
- Вы же заинтересованы в том, чтобы приобрести качественный товар, не правда ли?
В заключение отмечу, что очень часто, помимо ответов «Да» и «Нет», на закрытые вопросы люди отвечают: «Может быть»; «Посмотрим»; «Надо подумать» и т. д. Психологически подобные ответы мы воспринимаем как положительные. Ведь в хорошее так хочется верить. Будучи «молодым», я частенько попадался на эту удочку. Клиент лишь сказал, что он, «может быть», будет сотрудничать с нашей компанией. Фактически же, он ничего не пообещал, не взял на себя никаких обязательств. Ему нужно было время на «подумать», и он с легкостью произнес: «Может быть». А ты уже начинаешь жить с ощущением, что все решено. Клиент — твой. Проходит день, неделя. Ты начинаешь потихоньку злиться на клиента за долгое отсутствие телефонного звонка. А когда, наконец, перезваниваешь сам, то узнаешь, что на клиенте заработают деньги другие консультанты.
Альтернативные вопросы
Альтернативные вопросы предоставляют так называемый «выбор без выбора» и предполагают несколько (обычно два) возможных вариантов ответа собеседника, каждый из которых нас устраивает. Эти вопросы предполагают быстрое решение со стороны вашего собеседника. При этом союз «или» чаще всего является основным компонентом такого вопроса.
Примеры альтернативных вопросов:
- Для вас является более интересной поездка в Таиланд или Египет?
- Вам удобна доставка утром или вечером?
- Мы с вами встретимся в понедельник или в четверг?
Задавая альтернативные вопросы, мы сосредотачиваем внимание собеседника на предлагаемых вариантах. Это упрощает принятие им решения и облегчает процесс выбора.
Альтернативный вопрос можно задавать собеседнику:
- при подведении промежуточных и окончательных итогов;
- при обсуждении планов последующего взаимодействия;
- для мотивирования нерешительных собеседников к принятию решения;
- для того, чтобы успокоить собеседника и дать ему выбрать «оптимальный» вариант дальнейших действий.
Следует помнить, что альтернативный вопрос уже сам по себе является манипуляцией. Поэтому в разговоре с собеседником используйте лишь один. Череда подобных вопросов, например: «Мы встретимся в первой или второй половине недели?»; «А в четверг или в пятницу?»; «А в первой или второй половине среды?» и т. д. Ничего, кроме нарастающего раздражения у вашего визави не вызовет и скорее всего будет ответ, что он вам сам как-нибудь перезвонит.
Когда вы задаете своему собеседнику альтернативные вопросы, у вас нет никаких гарантий, что он станет довольствоваться предоставленным выбором и не предложит в ответ «третий», не устраивающий уже вас вариант. Например:
- Мне перезвонить вам в первой или второй половине дня? Ответ: «Ночью».
- Мы с вами встретимся в четверг или пятницу? Ответ: «Ранним утром в воскресенье».
- Вы будете оплачивать наличными или в кредит? Ответы: «Лучше за ваш счет. Приму в подарок».
Наводящие вопросы
Наводящие вопросы заведомо построены таким образом, чтобы ваш собеседник при ответе на них соглашался с озвучиваемым вами утверждением. Обычно предпринимаются попытки несколько его завуалировать, чтобы собеседник не понял, что на него давят.
Наводящие вопросы отличаются особой вопросительной интонацией и обычно включают в себя следующие слова: «конечно», «безусловно», «однозначно», «тоже», «также», «ведь», «наверняка» и т. п.
Примеры наводящих вопросов:
- Вы, конечно, согласитесь, что…?
- Вы, наверняка, хотите, чтобы…?
- Вы, безусловно, стремитесь к…?
Наводящий вопрос рекомендуется использовать только в случае крайней необходимости:
- при подведении итогов разговора, когда собеседник, наверняка, даст утвердительный ответ;
- в случае, когда мы хотим вернуть словоохотливого собеседника к обсуждаемой теме;
- если нашим собеседником является сомневающийся и нерешительный человек.
Задавая наводящие вопросы, обязательно обращайтесь к своему собеседнику по имени. Впрочем, и в других случаях это будет полезно. Собственное имя — одно из самых ласковых слов, которые каждый из нас слышит с раннего детства.
Наводящие вопросы звучат крайне навязчиво. Они почти заставляют собеседника признать вашу правоту. Поэтому применяйте вопросы данного типа очень осторожно. Помните, что задаваемый вами вопрос должен вызывать у собеседника положительную реакцию.
Уточняющие вопросы
Уточняющие, или, как их еще называют, полуоткрытые вопросы предполагают, что собеседник будет давать краткие и лаконичные ответы. Их следует задавать только в том случае, если вы упустили или недопоняли что-либо из сказанного собеседником или у вас возникли сомнения, понимает ли он вас.
Уточняющие вопросы помогают:
- получить конкретную информацию;
- уточнить желания и намерения собеседника;
- побудить его к совершению определенного действия.
Уточняющие вопросы включают в себя следующие слова и выражения: «Правильно ли я понимаю…»; «Таким образом, вы хотите сказать…»; «Вы имеете в виду…»; «Вы считаете…»; «Иными словами, вы полагаете…» и т. п.
Примеры уточняющих (полуоткрытых) вопросов:
- «Почему?» Один из универсальных уточняющих вопросов, с успехом применяемый детьми.
- «Правильно ли я понимаю, что вас интересует уровень сервисного обслуживания?»
- «Иными словами, вы предпочли бы поехать в Лапландию. Я вас правильно понял?»
Общаясь, перефразируйте высказывания своего собеседника и уточняйте, правильно ли мы его понимаем. Он подтвердит либо опровергнет наши сомнения и предоставит дополнительную информацию. Тем самым мы, скорее всего, произведем впечатление человека, стремящегося досконально разобраться в обсуждаемом вопросе и акцентировать внимание на важных моментах разговора.
Открытые вопросы
Открытые вопросы — это вопросы, на которые невозможно односложно ответить «Да», «Нет» или «Может быть». Они нацелены на получение от собеседника развернутой информации и, как правило, начинаются со слов: «Что?»; «Кто?»; «Как?»; «Когда?»; «Где?»; «Сколько?»; «Какой?».
Примеры открытых вопросов:
- Какие впечатления вы ожидаете от предстоящего отпуска?
- Что для вас наиболее важно при выборе нового поставщика?
- Когда вы будете готовы представить результаты работы?
Преимущества открытых вопросов:
- побуждают собеседника отвечать;
- стимулируют думать, анализировать, выдвигать новые суждения и идеи;
- дают возможность открыто высказывать собственное мнение.
Недостатки открытых вопросов:
- могут спровоцировать развернутый и подробный ответ, что не всегда приемлемо в условиях ограниченного времени;
- могут вызвать сбивчивый и сумбурный ответ, сложный для понимания;
- способны смутить неуверенного в себе собеседника;
- предполагают задавание уточняющих вопросов. Перебивание собеседника может его обидеть и привести к затруднениям в дальнейшем общении.
Наивно полагать, что, услышав открытые вопросы, наш собеседник обязательно включит все свое красноречие и даст на них полные и развернутые ответы. Да как бы не так. Каков вопрос, таков может быть и ответ. Порой, услышав вопрос, который начинается с «как», хочется тут же в ответ срифмовать «никак». «Когда» подсказывает продолжение «никогда». «Сколько» легко превращается и «нисколько», и в «столько», и во встречный вопрос: «А сколько надо?». «Где» отыскивается «в Караганде». «Откуда», ну, конечно же, либо в никулинское «оттуда», либо «от верблюда». А на «почему» народная мудрость мгновенно предлагает «да по кочану».
Приведу еще некоторые варианты своих «вредных» ответов на открытые вопросы, которые с успехом позволяют сбивать собеседника с толку и перехватывать инициативу в разговоре:
- «Что вас интересует?» Ответы: «Только вы»; «Ничего».
- «Как вас представить?» Ответы: «Мужчина средних лет»; «В душе»; «Рядом с собой»; «На себе»; «С цветами»; «Как вам нравится, так меня и представьте» и т. д.
- «Почему ты мне это говоришь?» Ответ: «По телефону».
Помните, что открытые вопросы дают собеседнику возможность уйти от конкретного ответа, предоставить только выгодную для него информацию, ввести вас в заблуждение и даже увести разговор в сторону от обсуждаемой темы.
Читайте также:
Как правильно задать вопрос, чтобы получить на него полезный ответ — Помощь. Как работать на портале
Задавая вопрос, нужно понять, что от того, насколько полно и понятно он будет задан, настолько полным и полезным будет ответ на него, поэтому нужно соблюдать несколько простых правил:
Размещенные на сайте ответы на заданный Вами вопрос имеют только косвенное отношение к описанной Вами реальной ситуации. Какие-то из обстоятельств этого дела Вы могли в описание не включить, какие-то исказить, наконец, какие-то обстоятельства вообще Вам могли быть неизвестны. Ответы даются только на основе сообщенных Вами фактов. Они могут быть верны в отношении абстрактной описанной Вами ситуации, но коль скоро реальная ситуация может ей не соответствовать, применять их следует только после тщательного изучения всех обстоятельств дела.
Старайтесь размещать копии документов, имеющих отношение к Вашему делу. Это поможет избежать неверного о нем представления и сэкономит время людям, которые пытаются Вам помочь.
Если у Вас есть человек, к рекомендациям которого Вы следуете (будь то профессионал-юрист, студент, любое лицо, позиционирующее себя как хоть как то разбирающееся в вопросах права) не стесняйтесь просить его формулировать интересующие Вас вопросы и задавать их на форуме. Не обязательно размещать вопросы должен он сам, важно, чтобы он о Ваших вопросах знал и одобрял. Например, перед отправкой искового заявления, жалобы и др. неплохо было бы разместить проект документа на сайте хотя бы на пару дней. Это поможет Вам избежать возможных ошибок, равно как ненужных конфликтов со своим представителем.
Не пожалейте времени – ознакомьтесь с подробной Инструкцией по размещению вопросов. Это сэкономит Вам время в будущем.
Итак, собственно инструкция:
0. Прежде чем задать свой вопрос, проверьте, нет ли на него уже ответа.За годы работы сайта, на нём накопилось несколько тысяч вопросов, на которые уже есть ответы. Для начала просто просмотрите вопросы и ответы (а может быть и статьи и судебную практику) в нужной категории, или воспользуйтесь поиском по сайту – даже если Вы не найдёте ответа на свой вопрос, Вы сможете лучше его сформулировать, прочитав похожие вопросы и ответы на них.
1. Заголовок должен отражать смысл вопроса.Заголовки типа:«здравствуйте», «что делать», «помогите», «статья ХХ» — совершенно бесполезны, и не вызывают желания ответить.
Правильный заголовок должен выглядеть примерно так: «С какого времени считается срок на подачу апелляционной жалобы в арбитражном суде?», или «Может ли судебный пристав взломать дверь в мою квартиру?».
2. Описание вопроса должно быть последовательным и конкретным.Совсем не обязательно описывать, что именно сказал Вам водитель автомобиля в который Вы врезались. Гораздо важнее перечислить условия ДТП, и действия (не слова) всех его участников, а так же какие документы были составлены, и какие решения приняты. Документы можно присоединить к своему вопросу, чтобы можно было оценить их, а не только Ваши слова. Правильно заданный вопрос – половина ответа.
3. Собственно вопрос, должен быть столько же конкретным, как и заголовок.Бессмысленно писать: «Ну и кто он после этого?» Правильно: «На какую сумму компенсации морального вредя я могу рассчитывать?» или «Имею ли я право требовать взыскания алиментов с бабушек и дедушек, если отец ребенка несовершеннолетний, и сам сидит на шее у родителей?».
Если вопрос касается каких-либо сроков, то события должны быть описаны в хронологическом порядке и временной последовательности: что и за чем произошло.
Прежде чем опубликовать вопрос, прочитайте его вслух. Понятен ли смысл вопроса? В случае необходимости, исправьте и дополните текст.
4. Проверяйте орфографию – пишите грамотно.Тексты, написанные без использования заглавных букв, знаков препинания и пробелов, очень неудобно читать. Набирать весь текст, в т.ч. заголовок, одними только заглавными буквами, считается в Интернете неприличным.
Проще всего, вначале написать текст своего вопроса в любом текстовом редакторе, проверить орфографию и расстановку знаков препинания, и только после этого скопировать проверенный текст из текстового редактора, и вставить его в нужное поле формы на сайте.
5. Правильно выбирайте категорию права.Все публикации на сайте сгруппированы по тематике, т.е. относятся к какой ни будь категории права, и в каждой категории есть свои подкатегории, которые определяют какой закон должен применяться, и помощь какого специалиста требуется.
Большинство профессионалов имеют довольно узкую специализацию, и просматривают вопросы только определенной тематики (категории), и пропускают вопросы, не относящиеся к их специализации.
Меньше всего шансов на ответ имеют вопросы из категории «Остальные дела, не вошедшие в другие категории».
6. Не ждите готового решения.Нельзя забывать о том, что бесплатные ответы на сайте, не могут заменить полноценной юридической помощи. Ответы на вопросы могут помочь сориентироваться в ситуации, и не допустить грубых ошибок, но их нельзя распечатать и отнести в суд, чтобы решить свою проблему.
Если вопрос серьёзный, и цена ошибки высока, лучше обратиться к нужному специалисту в частном порядке за полноценной консультацией, подготовкой документов, или попросить его представлять Ваши интересы непосредственно в суде. Естественно, нужно быть готовым заплатить за работу.
7. Соблюдайте приличия.- Если Вам не понравился ответ, или Вы считаете его недостаточно полным, это совсем не обязательно значит, что ответ действительно плохой. Скорее всего, это именно Вы задали некорректный вопрос, либо не понимаете ответа, т.к. сами себе уже ответили, или наслушались советов неспециалистов. В любом случае не стоит хамить – это может привести к тому, что Вас «заминусуют» или просто «забанят», и Вы не сможете больше ничего спросить.
- Не нужно «перепроверять» своего адвоката – писать: «Мой адвокат говорит…», т.к. в этом случае, скорее всего Вам ответят: «Доверяйте своему адвокату, или меняйте адвоката».
- Задав вопрос или написав уточнение, не ждите немедленного ответа, т.к. никто не обязан отвечать Вам бесплатно, и тем более срочно. Если Ваш вопрос остаётся без ответа несколько дней – значит он задан некорректно, и его нужно переформулировать, после чего можно обратиться к администрации с просьбой «поднять свой вопрос» — т.е. обновить его дату, чтобы он оказался в начале списка.
- Получив ответ, не забудьте поблагодарить ответившего профессионала в комментарии, напишите отзыв на его личной странице или в своём блоге – в следующий раз Вам будут отвечать гораздо охотнее.
- Задавать «бизнес-вопросы» в бесплатном разделе – жлобство. Если Ваш вопрос касается деятельности фирмы, лучше сразу обращаться за платной помощью, а не пытаться сэкономить несколько тысяч на миллионной проблеме, заодно потеряв время и совершив кучу глупостей.
Как правильно задавать вопросы? — Блог ИКРЫ
В нашей прошлой статье мы поделились с вами быстрыми лайфхаками по развитию навыков инноватора. Вспомним, что инноватор в нашем понимании – человек, обладающий компетенциями для создания нового, чтобы решать проблемы, которые не получается решить с помощью имеющихся средств. И одним из важных навыков инноватора является умение грамотно формулировать вопросы себе, людям и миру.
Вы когда-нибудь задумывались о том, какую значительную часть нашей жизни занимают вопросы?
С самого раннего детства мы проявляем свое любопытство и познаем мир через постановку разных вопросов. Каждый заданный вопрос себе открывает новые грани нашей личности, помогает определить главные ценности жизни и сужает круг истинных желаний. С помощью вопросов мы взаимодействуем с другими людьми, поддерживаем беседы, создаем дружественные связи и находим своих единомышленников среди миллиарда других. Все великие открытия и изобретения когда-то тоже начались с вопросов создателя о том, как устроен мир.
Умение задавать хорошие вопросы может стать вашим компасом жизни
Так, стоп, разве бывают плохие вопросы?
Один мой университетский преподаватель когда-то сказал фразу, которая запала мне глубоко в душу:
«Плохой вопрос – этот тот, который не был задан»
Мы бы дополнили, что плохой вопрос — это еще тот, ответ на который вы уже заранее знаете. Хороший вопрос должен толкать вас в неизвестность и подвергать сомнению ваше представление о чем-то. Получение ранее неизвестной вам информации — это пополнение вашей копилки знаний. Чем больше правильных вопросов вы задаете, тем больше ценных инсайтов вы приобретаете. В принципе, все очень даже логично.
А теперь подумайте, сколько хороших вопросов вы задали сегодня? Вчера? За неделю?
А есть ли вообще универсальный рецепт постановки хороших вопросов?
Универсального рецепта нет, к сожалению или к счастью. Зато есть базовый рецепт, в который вы всегда можете добавить щепотку своих секретных ингредиентов, и сделать блюдо особенным. В данном случае секретные ингредиенты – это ваш внутренний мир со всеми потребностями, драйверами, болями и запросами. А блюдо – это инсайты, новое знание и опыт, который вы получите в процессе поиска ответов на свои вопросы.
Итак, из каких базовых элементов состоит хороший вопрос?
1. Хороший вопрос не должен ограничивать свободу собеседника.
Цель вопроса — не удостовериться в своей правоте, напротив, дать себе возможность окунуться в мировоззрение собеседника и, возможно, ошибиться в ожидаемых результатах от беседы. Ведь вы не знаете, как воспринимает те или иные вещи ваш собеседник, в этом и вся прелесть.
2. Хороший вопрос всегда побуждает к размышлению.
Согласитесь, если мы в чем-то уверены на все 101% из 100% возможных, мы бы не задавались вопросом. А значит, не запустили бы мыслительный процесс в попытках разобраться в чем-то.
3. Хороший вопрос влечет за собой цепную реакцию других вопросов.
Иными словами, — вызывает эмоциональный отклик и становится отправной точкой живой беседы. Наверняка, с кем-то вы однажды настолько увлеклись разговором, что даже и не заметили, как день сменился ночью. Вспомните, с чего начался этот разговор?
4. Хороший вопрос должен быть сформулирован без двойных оснований.
Это значит, что в одном вопросе может быть только один фокус. Не два, не три, а один. Например, вы сходили с друзьями в кино и очень хотите обсудить ваши впечатления о просмотренном. Вы могли бы спросить: «Что вам больше всего понравилось и запомнилось»?. В такой постановке вопроса есть два фокуса: понравилось и запомнилось. Понравиться может одно, а запомниться – совсем другое.
5. В хорошем вопросе должно отсутствовать любое проявление агрессии и неуважения к собеседнику.
В принципе, тут и без дополнительных пояснений всё ясно. При любых жизненных обстоятельствах оставайтесь добрыми и настроенными на позитив!
И напоследок хочется пожелать, чтобы вы часто задавались вопросами себе, людям, миру и явлениям. Хорошие вопросы магическим образом приводят вас к мечтам!
Идейный вдохновитель статьи – Юрий Войнилов, руководитель направления «Стратегический консалтинг»❤️
С вами была Методическая лаборатория ИКРЫ
Автор текста – Роза Кириллова
Как формулировать вопросы?. Красивый вопрос
Как формулировать вопросы?
Креативность подсознания, позволяющая всем этим ментальным связям сойтись вместе, чтобы образовывать возможности типа «Что, если?..» в форме грез наяву или сновидений, – это великолепный дар. Но приходит пора проснуться и отправляться на работу. Для Гаури Нанды это было проблемой.
Ей было трудно утром вставать с постели. Она начала с вопроса «Почему?»: «Почему я не просыпаюсь по звонку будильника?» Ответ был прост: она (подобно многим из нас) имела привычку снова и снова нажимать на кнопку, которая на несколько минут отключает звук и позволяет поспать еще немного. Нанда училась в Массачусетском технологическом институте на факультете дизайна и неплохо владела навыками решения проблем, поэтому задалась вопросом: «Что, если мне будет трудно отключать звонок будильника? Что, если будильник будет вынуждать меня вскакивать с постели и гоняться за ним?»
Это привело ее к вопросу, который можно считать классическим в практике соединительных изысканий: «Что, если я приделаю к нему колесики?» В результате у Нанды возникло видение будильника на колесиках. Ее вопрос «Что, если?..» запустил процесс творчества, но, опять же, рассуждать о возможности поставить что-либо на колеса может каждый. Но как сделать это в действительности?
Нанда начала с того, что обычно считается отправной точкой стадии «Как?», – собрала мнения о своей спекулятивной идее, попросив нескольких доверенных друзей сказать, что они думают о будильнике на колесиках, который спрыгивает с ночного столика и заставляет хозяина гоняться за ним, чтобы его выключить. «Они смеялись, – рассказала Гаури, – но в их смехе не было злорадства». Кроме того, они сказали, что могли бы даже купить такую игрушку.
Первые пробные модели самоходного будильника Нанда изготовила из подручных материалов и некоторых деталей, позаимствованных из лаборатории в ее колледже. Прототипы устройства, которое она назвала Clocky, были собраны из деталей конструктора LEGO, включая электромоторчик и колесики. Защитное покрытие, смягчающее регулярные удары при падении с ночного столика на пол, Гаури сшила из старого ворсистого ковра. «Оно сделало будильник похожим на косматое животное», – вспоминала она.
Занимаясь испытаниями своего изобретения, Нанда осознала, что все оказалось сложнее, чем она думала. Заставить будильник катиться было несложно, но наделить его способностью оставаться в живых после самоубийственных прыжков с ночного столика было намного труднее. «Надежда на то, что будильник выдержит это испытание, казалась несбыточной», – признается она. «Как погасить силу удара?» Нанда использовала начинку от противоударных электронных часов и резиновые колесики большого диаметра, принимающие на себя основную нагрузку при падении. К этим решениям она пришла после многочисленных испытаний, снова и снова роняя будильник на пол, чтобы посмотреть, выдержит ли он. Кроме того, во время испытаний Гаури осознала, что самоходный будильник двигался предсказуемо и его легко можно было поймать. Тогда ей пришлось придумать, как научить его прятаться. Нанда снабдила будильник микропроцессором, который позволял ему двигаться с разной скоростью по различным маршрутам.
Этот оригинальный проект привлек внимание продвинутых блоггеров, которые распространили информацию о нем в интернете, в результате чего Нанду пригласили продемонстрировать ее изобретение в одной из телепрограмм. Перед ней встал вопрос, как подготовить экспериментальную модель к выступлению в прямом эфире. Нужно было убрать все торчащие проводки, соединявшие будильник с монтажной платой. Сшитую из старого ковра оболочку она заменила обтягивающей силиконовой «кожей».
Демонстрация Clocky прошла успешно, и после нескольких появлений в СМИ интерес потребителей к новому продукту стал расти. Теперь Нанде нужно было решить: «Как организовать массовое производство?», «Как обрабатывать заказы?», «Как наладить жизнеспособный бизнес?»
Она сумела справиться со всеми этими проблемами и в 2006 году создала компанию Nanda Home. За последующие три года Нанда продала более полумиллиона своих будильников. Несмотря на то что идея родилась благодаря ее умению проводить соединительные изыскания и готовности задавать вопросы «Что, если?..», этот продукт никогда не был бы создан, если бы у Гаури не возникла эта странная идея и она не превратила ее, шаг за шагом, в реальность.
Стадия «Как?» процесса спрашивания начинается там, где, как говорится, «колесо встречается с дорогой» или, в случае Нанды, где будильник ударяется об пол. Это точка, в которой разнородные компоненты соединяются в одно целое, а затем в большинстве случаев распадаются. В процесс вмешивается реальность, и ничто не происходит в точном соответствии с планом. Называя эту часть процесса спрашивания самой трудной, никто не говорит, что легко подвергать сомнению предположения, спрашивая: «Почему?», или визуализировать новые возможности, задавая вопрос «Что, если?..». Эти стадии требуют трудных шагов назад и развитого воображения. На стадии «Как?» продвижение вперед обычно происходит медленно и прерывается неудачами, которые в конечном итоге оказываются полезными, но необязательно кажутся таковыми в тот момент, когда вы с ними сталкиваетесь.
Одним из первых препятствий на этом этапе становится необходимость взять на себя обязательство осуществить только одну идею. На стадии «Что, если?..» мы задаем множество вопросов, чтобы исследовать множество возможностей – от практически осуществимых до нереальных. Но, когда приходит время воплотить идею в действия, нужно сузить круг возможностей и сосредоточиться на той, что заслуживает перевода на следующий уровень.
Приступая к реализации идеи, крайне важно найти способ рассказать о ней другим людям, чтобы узнать их мнение. У всех нас есть идеи, которые живут в нашей голове и никогда не покидают ее пределов. Даже просто рассказывая людям о вопросе, над которым работаете, вы усиливаете свое чувство ответственности. «Сообщая всем о своих намерениях, вы ставите себя в положение, требующее от вас практических действий, потому что если вы ничего не сделаете, то будете выглядеть глупо», – отмечает дизайнер Сэм Поттс.
Нанда поставила себя в такое положение, когда спросила своих друзей: «Что вы думаете о будильнике на колесиках – захочется ли вам когда-нибудь иметь что-либо подобное?» Однако подобные устные заявления полезны лишь до определенной степени. Вы не ощутите реальной приверженности идее, пока не придадите ей реальную форму. Идею нужно сделать осязаемой и дать пощупать ее другим, чтобы они могли ее рассмотреть, пустить по кругу и, может быть, подвергнуть предварительной проверке.
Самый простой способ придать идее форму – это перенести ее на бумагу (прежде чем приступить к созданию Clocky, Нанда сделала эскизы нескольких возможных вариантов). Иногда достаточно просто изложить идею письменно – в виде краткого описания или предложения, – но имейте в виду, что наглядные изображения обладают большей силой. «Если хотите, чтобы все получили одинаковую умозрительную модель проблемы, этого быстрее всего можно добиться с помощью эскиза», – утверждает эксперт в области визуализации Дэвид Сиббет.
Эскиз можно нарисовать на салфетке либо создать на планшете с помощью различных графических программ или типового художественного материала, найденного в интернете. Когда идея приобретет более сложную форму – тестового сайта или трехмерной модели продукта (такой как будильник Нанды, обшитый куском ковра), – процесс перейдет на стадию создания прототипа.
Этим чисто техническим термином обозначается то, что может сделать каждый в ходе осуществления почти любого замысла. Прототипом может стать короткое видео на YouTube, призванное стать первым шагом к созданию фильма; пилотная программа или эксперимент; примитивная модель, склеенная или скрепленная скотчем; сложное трехмерное изображение, созданное с использованием программы автоматизированного проектирования, – почти все, что можно сделать, чтобы представить идею в предварительной форме. Дизайнер компании IDEO Диего Родригес однажды заметил: «Прототип – это вопрос, облеченный в материальную форму». Когда вопрос обретает физическое тело, его становится труднее игнорировать. Вопрос Нанды («Что, если к будильнику приделать колесики?») заставил людей обратить на него внимание, когда они своими глазами увидели будильник на колесиках.
Современные технологии позволяют легко, быстро и недорого создавать прототипы любых видов и форм. Данная книга тоже началась с прототипа – с блога «Красивый вопрос», который знакомил читателей с идеями будущей книги и предлагал им присылать свои отзывы. В наши дни компьютерные программы могут превратить кого угодно в чертежника, рисовальщика или дизайнера сайта. Кроме того, продвинутые программы позволяют пользователям создавать чрезвычайно сложные модели, которые можно испытывать во всех видах сценариев «Что, если…» (например, цифровой прототип здания можно подвергнуть условной нагрузке, чтобы посмотреть, как оно выдержит землетрясение).
Возможности создания прототипов значительно расширятся благодаря 3D принтерам, которые в ближайшие годы получат широкое распространение и станут продаваться по доступным ценам. Эта технология, которая позволяет легко создать эскиз идеи любого предмета на мониторе компьютера, а затем перевести его в физическую форму (обычно из пластика или стали), «предоставит широким массам возможность превращать свои идеи в физические, реальные продукты», – предсказывает Дж. Пол Грэйсон, генеральный директор компании Alibre, разрабатывающей программы для трехмерного твердотельного моделирования. У нас появится еще один способ облекать свои вопросы в физическую форму.
Катить лучше, чем волочить
Вопрос «Что, если мы поставим это на колеса?» послужил основой для бесчисленного количества «умных рекомбинаций». Например, в 1970 году, когда руководитель багажной компании Бернард Сэдоу волочил за собой через зал аэропорта два тяжелых чемодана, он заметил, что неподалеку рабочие легко передвигали какой-то большой механизм, поставленный на колесную платформу. Сэдоу задался вопросом: «Что, если я приделаю к чемоданам колесики?» Это привело к длительной стадии «Как?», в ходе которой Сэдоу сначала приспособил четыре колесика к чемодану, лежащему на боку, что позволяло тянуть его за собой, протянув ремешок через ручку. Позднее эту идею усовершенствовал гражданский летчик Роберт Плат, которому пришло в голову использовать длинную выдвижную ручку, чтобы тянуть чемодан, поставленный на два колеса. Конечным результатом всех этих вопросов, заданных Сэдоу и Платом, стал известный сегодня всем чемодан Rollaboard.
Однако технологии далеко не всегда способны ослабить страх, который часто мешает людям обнародовать свои идеи – особенно на ранних, черновых стадиях. Как отметил в интервью журналу Harvard Business Review Питер Симс, автор бестселлеров и в прошлом венчурный капиталист, в учебных заведениях и даже в мире бизнеса людей приучают не высовываться со своими идеями, пока они не будут отшлифованы и доведены до совершенства. Эта тенденция к слишком длительному обдумыванию и слишком тщательной подготовке со временем укореняется и не позволяет нам быстро опробовать свои идеи на практике, чтобы узнать мнение других людей и посмотреть, что работает, а что нет.
Но такое поведение противоречит естественному, инстинктивному стремлению исследовать и создавать. Если понаблюдать за тем, как дети воплощают свои вопросы и идеи в действия, можно увидеть гораздо лучший пример быстрого и бесстрашного продвижения от «Что, если?..» к «Как?».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРесПравильные вопросы — Блог Ассоциации Репетиторов
Правильный вопрос – настоящий ключ, помогающий «открывать» дверь в неизвестное. Умение спрашивать позволяет получать максимум полезной и правдивой информации. Способность грамотно отвечать на поставленные вопросы не менее важна. Благодаря ей ребенок может продемонстрировать свои знания или доказать свою точку зрения. Сегодняшняя статья расскажет, как правильно ставить вопросы и отвечать на них.
О важности правильной поставки вопросов
Итак, правильно поставленный вопрос позволяет:
- Получить новую информацию
- Уточнить полученные ранее сведения
- Продемонстрировать свое мнение или отношение к чему-либо
- Сформулировать проблему
- Разговорить собеседника
Попытки сформулировать хороший вопрос запускают умственную деятельность, заставляют школьника сосредоточиться на теме, сориентироваться в ней, формируют интеллектуальный «голод», который является основой познавательной деятельности. Многие преподаватели убеждены в том, что способность задавать вопросы является показателем знаний ученика и его интеллектуальных возможностей.
Вопросы важны не только в учебе но и в простом общении. Во многом именно от них зависит, зайдет ли разговор в тупик или разовьется дальше. Именно поэтому так важно тренировать и совершенствовать умение задавать хорошие вопросы.
Что такое хороший вопрос
Источник фото
Как уже подчеркивалось выше, важно не просто задать вопрос, а сделать это хорошо. Что это значит?
Наверняка, вы неоднократно сталкивались с тем, что спрашивая о чем-то собеседника, не сразу получаете ответ. Достаточно часто у последнего вырывается: «Хороший вопрос…» Это означает, что человек задумался, запустил мыслительный процесс, что ответ не лежит на поверхности и нужно постараться, чтобы его отыскать. При этом вопрос достаточно однозначен и четок, то есть касается конкретной темы, определенных вещей и явлений. Из всего это следует, что хороший вопрос:
- Имеет правильную форму. Построен по правилам русского языка, начинается с вопросительного слова («Как…», «Зачем…», «Кто…», «Почему…» и т.д.) или вопросительной формулировки («Интересно было бы узнать…», «Как ты думаешь…» и др.).
- Конкретен. Лишен расплывчатости и неоднозначности, направляет мыслительный процесс в сторону строго определенной темы.
- Заставляет задуматься и «включить» мозг. Требует развернутого ответа, а не просто согласия/отрицания или односложной фразы. Затрагивает несколько мыслительных процессов: внимание, воображение, память, мышление.
О значимости умения отвечать на вопросы
Четкий и правильный ответ на вопрос позволяет:
- Продемонстрировать знания, отношение, мнение, оценку
- Сориентировать собеседника в теме, удовлетворить его интерес, любопытство
- Поддержать разговор
В учебной ситуации на первый план для школьников выступает демонстрация знаний или выражение мнения. Учителя судят об этом по форме ответа, его развернутости и связности. Достаточно часто ученики знают материал, но не могут собрать мысли воедино и хорошо ответить на вопрос, вызывая у преподавателя ощущение того, что ребенок не разбирается в теме.
В ситуации межличностного общения также важно уметь ответить так, чтобы развить и поддержать диалог и не вызвать у собеседника отторжения.
Учимся задавать хорошие вопросы
Есть несколько условий, при которых сформулировать хороший вопрос просто:
- Искренний интерес. Важно, чтобы ученику была интересна тема, хотелось узнать по ней как можно больше. Если заставлять ребенка искусственно задавать вопросы (например, давать задание прослушать сказку и обязательно что-то по ней спросить), то вся его мыслительная деятельность будет направлена только на то, чтобы придумать хоть какой-то вопрос, а сам вопрос будет некачественный, «для галочки».
- Незнание ответа на свой вопрос. Если ребенок заранее знает, каким будет ответ, то не заинтересован в нем. Он не открывает ему ничего нового, не дает информации.
- Отсутствие страха. Очень часто дети не задают родителям и учителям вопросы по интересующей теме потому, что боятся показаться глупыми, не считают допустимым спрашивать что-либо. Чтобы этого избежать, необходимо объяснить ребенку, что ситуация, когда он чего-то не понимает или не знает, совершенно естественна, что такие вопросы наоборот поощряются и даже необходимы в ситуации обучения.
Упражнения
Вопрос «тонкий» и «толстый»
Вопросы делятся на открытые, требующие развернутого ответа, и закрытые, на которые можно коротко ответить. Первые являются более ценными и правильными, особенно в ситуациях обучения и общения. Чтобы ребенок научился их разделять, ему дается задание создать таблицу из двух столбцов. В одном будут «тонкие»-закрытые вопросы, в другом – «толстые»-открытые. Вопросы ученик может придумать самостоятельно или распределить по графам составленные взрослым предложения. После завершения упражнения происходит проверка и разбор ошибок.
Примеры вопросов:
- Открытые: «Какая существует связь между временами года?»; «Почему птицы улетают на юг?»; «Как ты думаешь, что хотел сказать автор в этом стихотворении?» и пр.
- Закрытые: «Который сейчас час?»; «Сколько существует материков?»; «К какому направлению искусства относится эта картина?» и др.
Ромашка вопросов (Ромашка Блума)
Источник фото
Так называют схему в виде цветка, на каждом лепестке которого написан определенный вид вопроса:
- Простой. Требует извлечь знания из памяти, воспроизвести какие-то даты, цифры, имена, небольшие куски информации и пр.
- Уточняющий. Служит для подтверждения чего-то, удостоверения в том, что правильно понял собеседника. Начинаются с фраз типа: «Правильно ли я понял, что…?», «То есть Вы утверждаете…?» и т.п.
- Оценочный. Помогает оценить что-либо, выявить критерии этой оценки, понять различия между объектами или явлениями. Например: «Почему это считается плохим?», «Как бы ты оценил это сочинение?», «В чем разница между…?».
- Интерпретационный. Требует объяснения чего-либо. Однако должен заставлять задуматься, а не просто воспроизвести имеющиеся знания. Будут различаться в зависимости от возраста и номинальных знаний ученика.
- Творческий. Для ответа на него необходимо проявить фантазию. Как правило, в его формулировке присутствует частица «бы»: «Каким был бы мир, если бы люди умели летать?».
- Практический. Дает возможность установить связь между теоретическим и практическим, понять, когда и где в жизни применяются те или иные знания. Например: «А как бы вы поступили в такой ситуации?», «Где в обычной жизни можно наблюдать процесс диффузии?».
Ребенку нужно придумать собственный пример для каждого типа вопроса или наоборот определить, к какому типу относится тот или иной вопрос.
Учимся давать хорошие ответы на вопросы
Источник фото
Для хорошего ответа тоже можно сформулировать несколько благоприятных условий:
- Время на сосредоточение, сбор мыслей. Чтобы ученик смог вспомнить какую-то информацию, подумать и сформулировать правильный ответ, необходимо дать ему время. Затруднения и волнение совершенно естественны, поэтому нужно поддержать ребенка, приободрить словом или улыбкой, в ряде случаев задать наводящие вопросы.
- Соответствие теме вопроса. Часто школьник не может дать хороший ответ, потому что не совсем улавливает тему или отвлекается на другие мысли. Чтобы избежать этого, самому ученику нужно спросить себя, соответствует ли его мысль заданной теме, прикинуть, способна ли она дать ясный ответ. А взрослым – направить школьника в правильном направлении, если он чувствует, что ребенок уходит в сторону.
- Развернутая формулировка. Хорошие ответы отличаются продуманной структурой и подробностью.
Упражнения
Вопросительное слово – понятие
Задание: на каждое вопросительное слово придумать как можно больше понятий-ответов.
Например:
- Кто? Ребенок, животное, ежик, мама, моряк, продавец.
- Что? Диван, платье, компьютер, телефон, елка.
- Почему? Мало времени, закончились деньги, наступила зима, идет дождь.
- Как? Красиво, быстро, успешно, эффективно.
- Какой? Очень занятой, вечерний, прекрасный, заморский.
Задание можно начать с понятий, состоящих из одного слова, потом – с двух, трех и т.д.
Банк ответов
Если ребенок затрудняется быстро придумывать ответы, поможет составление своеобразного банка, т.е. списка всевозможных ответов на разные вопросы. Необходимо, чтобы составляемые ответы были развернутыми, четкими, определенными, правильно отражали суть вопроса. Понадобится помощь взрослого, если самостоятельно ученику трудно это выполнить.
Источник заглавной картинки
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:Мудрая сова 11 сентября 2015
4 полезных упражнения: учимся правильно задавать вопросы
Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии
Важной составляющей общения и обучения является умение правильно задавать вопросы. Этому можно научиться. Необходимо верно выстраивать внутренний диалог и изучить основные виды вопросов во внешнем диалоге. Простые упражнения помогут отработать и закрепить этот важный навык.
- перейти от монолога в общении к диалогу;
- получить необходимую информацию;
- перехватить инициативу в общении;
- выказать внимание к собеседнику;
- перевести разговор в нужное вам русло.
✔️ По структуре: простые и сложные/закрытые и открытые
Простой вопрос не может быть расчленен на элементарные вопросы.
Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если, то» и др. Например, «Кто из присутствующих опознал преступника, и как он на это отреагировал?».
Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на простые вопросы.
Закрытые вопросы, целью которых является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет».
Например, такие вопросы хороши, только в случае, когда необходимо четко и ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»).
Одним из способ манипуляции собеседником является намеренное задавание закрытых вопросов. Чем больше человек с вами соглашается, то есть отвечает “да”, тем больше он вам доверяет.
Открытые вопросы не предполагают однозначного ответа, а требуют от собеседника уточнить или пояснить информацию.
✔️ По способу запроса: уточняющие, восполняющие, перефразирование, резюмирование.
Уточняющие вопросы (или «ли» — вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли», «надо ли» и т.д.
Например, «Верно ли, что Иванов успешно защитил дипломную работу?» и т.д.
Восполняющие вопросы предназначены для получения новой информации. Грамматический признак – вопросительное слово типа «Кто?», «Что?», «Почему?», «Когда?», «Где?» и т.п.
Например, «Как заключить договор на оказание юридических услуг?», «Когда было совершено это преступление?», «Что означает слово «брокер»?» и т.д.
Перефразирование– вопрос с повторением сказанного, но не дословным, а немного изменённым.
Например, «Другими словами, вы считаете, что…», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь…», «Правильно ли я вас понял, что…», «Вы думаете, что…» и т.д..
Резюмирование – обобщение сказанного во всём разговоре или в его части.
Например, «Итак, можно сказать, что…», «Если подвести итог сказанного Вами, то…», «Насколько я понял, Ваша основная идея заключается в том, что…».
Провокационные — задаются с целью вывести собеседника из эмоционального равновесия, чтобы человек выдал ту информацию, которую тщательно скрывает.
Сбивающие вопросы — переводят внимание в русло интересов спрашивающего.
- Вопросы необходимо ставить корректно (вежливо).
- Вопрос формулируется кратко и ясно.
- Вопрос должен быть простым, но не примитивным.
- Должна быть логика постановки вопросов.
- Необходимо внимательно слушать собеседника.
- Старайтесь ставить цели урока в вопросительной форме. Сначала сами, потом передайте эту функцию обучающимся.
- Создавайте искусственно ситуации, в которых необходимо, чтобы обучающиеся обратились к вам с вопросом.
- Вместе со слушателями анализируйте ситуации, в которых уместно задавать вопросы.
Например, первым лучше задавать вопрос “Почему?”, потом уже “Зачем?” и “Как?”
№1. “Простые и сложные вопросы”.
Группа разбивается на пары.
На первом этапе работы один из участников задает другому открытые вопросы, требующие развернутого ответа. Тот, кто отвечает, включает в свой ответ любую информацию о себе – не обязательно имеющую прямое отношение к заданному вопросу. Каждый из партнеров остается в своей роли в течение пяти минут. Затем они меняются ролями, чтобы каждый получил возможность поупражняться в постановке открытых вопросов и в умении отвечать на такие вопросы, сообщая при этом произвольно выбираемую информацию.
На втором этапе упражнения один из участников каждой пары начинает с того, что рассказывает что-нибудь о себе или описывает какой-то свой личный опыт. Второй старается поддержать разговор либо, прося пояснить, либо перефразируя. Через пять минут участники диалога меняются ролями.
Между двумя этапами работы надо предусмотреть время на то, чтобы ее участники могли обменяться впечатлениями и рассказать друг другу о возникших у них трудностях. По мере того как участники будут приобретать все большую способность и готовность к самораскрытию, они будут осваивать умение задавать вопросы, предусматривающие больше возможностей для ответов. Умение вести разговор можно приобрести, осваивая технику активного слушания.
№2. “Обратная связь”.
Установите обратную связь (табл.1), проверьте точность восприятия информации или узнайте дополнительную информацию с помощью вопросов (по 2 варианта на каждый пункт).
Таблица 1. Исходные данные для выполнения упражнения№3. “Выявление потребностей”.
Преподаватель берет лист бумаги и пишет на нем фразу. Любую.
Например:” Девочка пошла в школу в синем платье и с красным рюкзаком”, “Желая переубедить, начните не с разделяющих вас вопросов, а с того, в чем вы согласны с партнером”, “
Группе необходимо задавать вопросы, чтобы дословно отгадать фразу.
Показывает эффективность открытых вопросов.
№4. “Разведка”.
Делаем акцент на постановку разных типов вопросов.
Суть упражнения — выяснить у собеседника некую заранее заданную информацию (подготовьте листочки бумаги с написанными заданиями).
Например, один участник получает задание выяснить у другого какой зубной пастой тот пользуется, а тот в свою очередь должен выяснить есть ли у собеседника дома настенные часы, домашнее животное, огнетушитель. Каждый участник должен приложить максимум усилий, чтобы выяснить нужную информацию и не допустить, чтобы собеседник выяснил его задание.
Задание выполняется в тройках и в парах, а один всегда наблюдатель.
Другие статьи автора
Простой способ задать (почти) любой вопрос на английском языке — Espresso English
Узнайте, как задавать вопросы на английском языке!
Формирование вопросов на английском языке может сбивать с толку.Не волнуйтесь — я научу вас простой формуле, которая позволяет задавать вопросы почти во ВСЕХ временах глаголов!
Эта формула называется QUASM:
QU estion word
A uxilate verb
S ubject
M ain verb
Выучите основную грамматику английского языка
Посмотрите, как QUASM формирует вопросы в следующих временах глаголов:
Простые вопросы о настоящем:ВОПРОСНОЕ СЛОВО | ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ | ТЕМА | ГЛАВНЫЙ ГЛАГОЛ | |
Где | до | вам | работа? | |
Что | делает | Марта | думаю | о проекте? |
Как | до | вам | нравится | твоя новая квартира? |
Сколько детей | делает | Боб | есть? |
ВОПРОСНОЕ СЛОВО | ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ | ТЕМА | ГЛАВНЫЙ ГЛАГОЛ | |
Как | сделал | они | узнать | Английский так быстро? |
Когда | сделал | вам | домой | с работы вчера? |
Что | сделал | менеджер | думаю | о вашей идее? |
Где | сделал | вам | купить | что футболка? |
ВОПРОСНОЕ СЛОВО | ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ | ТЕМА | ГЛАВНЫЙ ГЛАГОЛ | |
Что | это | вам | делает | сейчас? |
Почему | это | он | игнорируя | мне? |
Сколько времени | это | ср | встреча | на ужин? |
Кто | это | она | датировка | сейчас? |
ВОПРОСНОЕ СЛОВО | ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ | ТЕМА | ГЛАВНЫЙ ГЛАГОЛ | |
Кто | были | вам | говорит | по телефону? |
Что | было | Джим | делает | когда звонили? |
Почему | были | детей | ест | конфет перед ужином? |
Как | было | он | чувство | после операции? |
ВОПРОСНОЕ СЛОВО | ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ | ТЕМА | ГЛАВНЫЙ ГЛАГОЛ | |
Сколько денег | имеют | вам | потрачено | на одежду в этом месяце? |
Как долго | имеет | ваш учитель | работало | в этой школе? |
Что | имеют | они | делал | весь день? |
Как долго | имеет | клиент | ждал | для их заказа? |
ВОПРОСНОЕ СЛОВО | ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ | ТЕМА | ГЛАВНЫЙ ГЛАГОЛ | |
Кто | будет | вам | пригласить | на вечеринку? |
Что | будет | твои родители | думаю | о вашем плане? |
Когда | это | вам | идут | убрать в комнате? |
Почему | это | она | идут | бросить работу? |
ВОПРОСНОЕ СЛОВО | ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГЛАГОЛ | ТЕМА | ГЛАВНЫЙ ГЛАГОЛ | |
Что | будет | вам | до | , если бы у вас был миллион долларов? |
Как | мог | ср | улучшение | наш английский? |
Где | следует | I | идти | в следующий отпуск? |
Вопросы типа «Да / Нет» не используют вопросительное слово…
… но они все еще следуют ASM (Вспомогательный глагол — Тема — Главный глагол)
- Любите бананы?
- Вам понравился фильм?
- Вы изучаете английский язык?
- Ты спал, когда я звонил тебе прошлой ночью?
- Вы закончили домашнее задание?
- Ты позвонишь мне, когда вернешься домой?
- Собираетесь принять предложение о работе?
- Стоит ли лететь ранним утром?
Вопросы, в которых главный глагол — «быть», также не соответствуют шаблону:
- Вы хотите пить?
- Она учитель?
- Ваши родители разозлились, когда вы провалили тест?
- Был ли ее бывший парень баскетболистом?
Заданные вопросы, косвенные вопросы, и предметные вопросы также не следуют QUASM — я научу вас этим на следующем уроке!
Тест: задавайте вопросы на английском языке
Подождите, пока занятие загрузится.Если это действие не загружается, попробуйте обновить страницу в браузере. Также для этой страницы требуется javascript. Посетите сайт, используя браузер с включенным javascript.Если загрузка не удалась, нажмите здесь, чтобы повторить попытку
Выберите правильную форму для каждого вопроса. Удачи!
Поздравляем — вы выполнили тест : вопросы на английском языке .
Вы набрали %% SCORE %% из %% TOTAL %%.
Ваша эффективность была оценена как %% RATING %%
Ваши ответы выделены ниже.
«________________ упражнение?»«Примерно три раза в неделю».