Россия перестала быть членом Совета Европы
16 сентября Россия прекратила быть высокой договаривающейся стороной Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. 15 марта РФ официально вышла из Совета Европы и запустила процесс выхода из Европейской конвенции по правам человека. С точки зрения Совета Европы, Россия все еще обязана исполнять решения ЕСПЧ по нарушениям прав человека, которые имели место до 16 сентября. Но российская Госдума ранее приняла закон, согласно которому все принятые после 15 марта решения Страсбургского суда необязательны для исполнения. Они также перестали считаться основанием для возобновления производства по уголовному делу ввиду новых обстоятельств.
В этом сюжете18 июля, 15:51
24 июня, 9:09
2 июня, 18:09
Институт права и публичной политики (ИППП) подвел итоги работы России с обращениями ЕСПЧ на основании ежегодной статистики, сообщает «Коммерсант».
В отношении России вынесли каждое восьмое постановление о нарушении прав человека за все время существования Страсбургского суда. Чаще всего речь шла о нарушениях права на жизнь, запрета на пытки и бесчеловечное обращение, а также несоблюдении права на свободу и личную неприкосновенность. В частности, 57,8% от общего числа постановлений ЕСПЧ о несоблюдении гарантий права на жизнь касаются России.
С 2012 года ЕСПЧ обязал Россию выплатить €120 млн, причем €74 млн из них она так и не передала заявителям. Эта статистика не учитывает рекордную сумму в €1,9 млрд, которую в Страсбургском суде взыскали акционеры ЮКОС.
Эту сумму РФ тоже так и не выплатила.На 26 апреля Россия не выполнила 12 из 32 обязательств, которые на нее возложил ЕСПЧ. Еще 10 обязательств комитет по мониторингу ПАСЕ признал «частично выполненными». Среди них — улучшение условий содержания под стражей, законодательные гарантии свободы передвижения и места жительства, изменения в полномочиях ФСБ. К полностью выполненным относятся требования о законодательной защите для юристов и передаче мест лишения свободы и исполнения наказаний под юрисдикцию Минюста вместо МВД.
В ЕСПЧ все еще находятся на рассмотрении около 20 000 жалоб, которые поступили до 16 марта, напомнил глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков. Таким образом, в ближайшие годы Страсбургский суд не прекратит рассмотрение дел с участием России.
Относительно того, будут ли подпадать под юрисдикцию ЕСПЧ нарушения, которые возникнут с сегодняшнего дня, есть «некоторая неопределенность», уточнил Чиков. «Исходим из того, что будут», — заявил он.
Кроме того, россияне в любом случае смогут обращаться в комитеты ООН по правам человека, против пыток, по ликвидации всех форм расовой дискриминации и по ликвидации дискриминации в отношении женщин, подчеркнул Чиков. На данный момент они уже вынесли около 100 решений в отношении РФ.
- Право.ru
- ЕСПЧ
Госдума прекратила действие Устава и договоров Совета Европы в отношении России
16 февраля, 11:08,
обновлено 16 февраля, 11:23
МОСКВА, 16 февраля. /ТАСС/. Госдума на заседании в четверг единогласно приняла закон о прекращении действия в отношении России Устава Совета Европы (СЕ), а также 20 международных договоров с организацией.
Инициатива была внесена в Думу в январе президентом России Владимиром Путиным. Как указано в документе, РФ выходит из договоров и отказывается от Устава СЕ в связи с прекращением членства в этой организации.
Всего денонсируют 21 документ, среди них — европейские конвенции о пресечении терроризма, о защите прав человека, Европейская хартия местного самоуправления, Европейская социальная хартия и т. д.
Как отметил глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий, прекращение действия, в частности, Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) не скажется отрицательным образом на соблюдении прав человека в России. «За 26 лет членства России в Совете Европы, все нормы так или иначе как минимум имплементированы в национальное законодательство, действуют и будут действовать. Конституцией России к тому же предусмотрены более широкие гарантии в сфере защиты прав человека, чем ЕКПЧ», — сказал депутат журналистам.
Как указано в заключении профильного комитета, в связи с тем, что согласие на обязательность для РФ международных договоров Совета Европы было принято в форме федеральных законов, решение о прекращении их действия также подлежит принятию в форме федерального закона. Кроме того, принятие документа потребует внесения изменений в федеральные конституционные законы от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении» (статья 37. «Уведомление и информирование ООН и Совета Европы о введении чрезвычайного положения и прекращении периода его действия») и от 30 января 2002 года «О военном положении» (статья 22. «Уведомление и информирование ООН и СЕ о введении военного положения и его отмене»).
15 марта 2022 года правительство России уведомило генерального секретаря Совета Европы Марию Пейчинович-Бурич о выходе из организации и намерении денонсировать Европейскую конвенцию по правам человека. 16 марта Комитет министров Совета Европы (КМСЕ) принял решение о прекращении полномочий России в организации. В тот же день ЕСПЧ решил приостановить рассмотрение всех жалоб против РФ. ЕСПЧ продолжит рассматривать жалобы россиян, поступившие в суд до 16 сентября 2022 года.
Россия стала членом СЕ в 1996 году. МИД РФ, объясняя причины выхода из организации, подчеркивал, что недружественные России страны ЕС и НАТО, злоупотребляя имеющимся у них абсолютным большинством в Комитете министров Совета Европы (КМСЕ), долгое время продолжали «линию на разрушение Совета Европы и общего гуманитарно-правового пространства».
Более резко высказался вице-спикер Госдумы, глава российской делегации в ПАСЕ Петр Толстой. В частности, по его словам, Совет Европы превратился в «марионеточную структуру, используемую для продвижения оголтелой русофобии». Политик напомнил, что российская сторона пыталась «говорить о правах человека: о правах русских на Украине, о праве жителей Донбасса на жизнь без обстрелов, о правах крымчан на свободный выбор и на доступ к воде», но все призывы к диалогу были проигнорированы.
Теги:
Россия
прав человека в России | Wilson Center
Многие современные российские проблемы и возможности связаны с концепцией российской независимости и борьбой за свободную Россию», — отметили Сергей Бабуркин, профессор кафедры истории Ярославского государственного педагогического университета, и Галина Старовойтова, научный сотрудник по правам человека и конфликтам. Резолюция, Институт Кеннана, на лекции в Институте Кеннана 12 июня 2000 г. Одной из таких проблем являются права человека и национальная безопасность9.0003
Бабуркин описал основные события в области прав человека за последние несколько лет. При советской системе ограничения и нарушения прав человека и политических свобод в основном были вызваны политикой государства. Эти нарушения были совершены органами госбезопасности в ходе реализации политики безопасности, а также во имя безопасности социалистического государства, заявил Бабуркин.
В современной России, во-первых, произошли изменения в идеологии безопасности. Понятие национальной безопасности теперь — это не только безопасность государства, но и безопасность личности, общества и государства. Во-вторых, правовая база политики безопасности более либерализована и включает в себя законы, регулирующие деятельность органов безопасности, со специальными статьями, требующими соблюдения прав человека. Далее изменилась структура, персонал и задачи системы безопасности. КГБ был разделен на несколько частей, таких как служба внешней разведки, служба контрразведки (ФСБ) и агентство государственных коммуникаций. Больше нет монополии одного агентства на арене безопасности. Наконец, и это самое главное, утверждает Бабуркин, в настоящее время существует ряд правительственных и неправительственных правозащитных организаций, специализирующихся на социальной и политической среде, которые публикуют точные отчеты о состоянии прав человека в России.
По словам Бабуркина, отчеты этих организаций свидетельствуют об изменениях в структуре нарушений прав человека в России. Масштабы нарушений политических прав и гражданских свобод в стране уменьшились, считает Бабуркин. Однако участились случаи нарушения основных прав граждан России, таких как право на жизнь и право на личную неприкосновенность. Также появились новые формы нарушений прав человека, такие как похищение людей и работорговля. Кроме того, сообщил Бабуркин, основная масса нарушений прав человека связана не с контрразведкой или спецслужбами, а с правоохранительными органами, такими как полиция, пенитенциарная система и вооруженные силы.
Бабуркин заявил, что некоторые нарушения прав человека в России теперь рассматриваются не как деятельность государственных органов, а как результат недостаточной деятельности государственного аппарата, ответственного за обеспечение безопасности и правопорядка. Кроме того, утверждает Бабуркин, участились дискуссии о «контрнаступлении» силовиков, спецслужб и, в частности, ФСБ. Однако такая повышенная активность не представляет серьезной угрозы правам человека, считает Бабуркин.
Ситуация с правами человека и деятельность спецслужб неодинакова в разных регионах России. Чечня резко отличается от остальной страны. Вопросы прав человека и безопасности неразрывно связаны между собой. По словам Бабуркина, в 1990-е годы Чечня была внутренним источником многочисленных угроз национальной безопасности России. Ее движение к отделению от Российской Федерации угрожало территориальной целостности России и суверенитету над страной в целом. Ситуация в Чечне также поставила под угрозу безопасность российского общества и личности из-за попыток ввести иные законы и нормы. По словам Бабуркина, Чечня стала «бандитским анклавом» в России. С точки зрения безопасности было очевидно, что российские власти должны были принять меры.
Бабуркин описал реакцию российских властей. В 1994 году Россия попыталась решить проблему военным путем, к чему была плохо подготовлена. В 1996 году была безуспешная попытка решения на основе переговоров. В 1999 году, вновь столкнувшись с угрозой безопасности из региона — из-за того, что Бабуркин назвал открытой агрессией против Дагестана, — Россия снова ответила военным путем. К сожалению, эта акция привела к новой волне нарушений прав человека в регионе, теперь уже с участием российских войск.
По словам Бабуркина, хотя причины нарушения прав человека, связанные с Чечней, могут отличаться от причин, связанных с другими регионами, есть и некоторые общие моменты. Бабуркин отметил культуру безопасности России, которая характеризуется низким уровнем уважения к жизни людей, в том числе собственных военнослужащих. По словам Бабуркина, в этом аспекте произошли некоторые изменения. Российское военное командование теперь больше внимания уделяет жизням своих солдат. Бабуркин выразил надежду, что это первый шаг к изменению характера российской культуры безопасности. По словам Бабуркина, необходимо продолжать демократическое и позитивное изменение культуры безопасности нации, уважающее права человека и жизнь людей.
В сфере национальной безопасности и прав человека в России произошли положительные сдвиги, заключил Бабуркин. По словам Бабуркина, игнорировать эти изменения было бы политически контрпродуктивно и несправедливо по отношению к тем в России и за рубежом, кто посвятил себя изменению ситуации в России.
Организация ООН проголосовала за назначение следователя по правам человека в России, протесты в Москве
- Резюме
- Организация ООН впервые нацелилась на члена «P5»
- После закрытия правозащитных групп в России
- Голосование последовало за большим поражением Запада от Китая нарушений прав человека в России, обвиняя Москву в создании «атмосферы страха» посредством репрессий и насилия.
Российское правительство быстро дало понять, что не будет сотрудничать с экспертом.
Члены проголосовали 17 за и 6 против, при 24 воздержавшихся. Этот шаг является первым случаем, когда 16-летний Совет по правам человека (HRC) назначил специального докладчика для изучения ситуации с правами одного из его так называемых членов «P5», которые занимают постоянные места в Совете Безопасности. .
«Мы хотим, чтобы сегодня стало ясно, что мы не забыли тех, кто борется за свободу дома, в то время как (президент России Владимир) Путин репрессирует русский народ и осуществляет агрессию за границей», — посол Великобритании в ООН в Женеве, Саймон Мэнли сказал Рейтер сразу после голосования.
Около 50 стран подали ходатайство, включая Великобританию, все страны Европейского Союза, за исключением Венгрии, а также США, Украину, Японию и Колумбию. Среди противников был Китай.
Этот шаг следует за более строгими в этом году российскими законами, направленными на наказание людей, которые, по мнению Москвы, дискредитируют вооруженные силы или распространяют ложную информацию, а также принудительным закрытием правозащитных групп, в том числе «Мемориала», получившего в пятницу Нобелевскую премию мира.
В Москве МИД заявил, что решительно отвергает резолюцию на том основании, что в ней содержатся ложные утверждения, сообщает ТАСС.
«Россия… проигнорирует специальный механизм, созданный СПЧ, и откажется с ним сотрудничать», — цитирует ТАСС заявление министерства.
Татьяна Глушкова, юрист Правозащитного центра «Мемориал», сообщила агентству Рейтер, что довольна результатом, но ожидает трудностей с доступом для спецдокладчика. «Мы даже не мечтаем, чтобы их пригласили в Россию», — сказала она.
Москва ранее называла критику своей внутренней правозащитной деятельности необоснованной и отрицала нападение на мирных жителей в Украине, где она заявляет, что проводит «специальную военную операцию» по уничтожению военной инфраструктуры.
Совет, состоящий из 47 членов, глубоко разделен, с растущим хором стран во главе с Россией и Китаем, выступающих против любых действий против конкретных стран, которые, по их словам, равносильны политическому вмешательству.