Как социальное окружение влияет на личность человека
В последнее время часто говорят о влиянии социального окружения на личность человека. Давайте разберемся, действительно ли так важно, кто сопровождает нас на жизненном пути.
Социальное окружение — это нормы отношений, в которые вовлечен человек, а также идеи и жизненные ценности, которые приняты в этих отношениях. Социальное окружение человека — это разные группы людей:
- семья и родственники,
- друзья,
- соседи,
- одноклассники,
- однокурсники,
- коллеги,
- партнеры и пр.
Социальное окружение человека формируется с детства. Социальное окружение ребенка — это в первую очередь его семья, именно она и формирует первый вне семейный круг общения. С кем гулять, в какой детский сад ходить, в каких кружках заниматься. Ближайшее социальное окружение важно для дальнейшего развития личности ребенка:
- как относятся к нему родители — уважают его желания или постоянно ругают за промахи;
- как относятся к нему другие дети в детском саду или на детской площадке — может ли он спокойно играть с другими детьми или все часто заканчивается дракой и обидами;
- как относятся к нему воспитатели в детском саду — нравится ли ребенку ходить в сад или он закатывает истерики при одном лишь упоминании этого учреждения и т. д.
В семье формируется и предметно-социальное окружение ребенка, которое потом продолжается в детском саду, в кружках и далее в школе. В этом окружении важны не только люди, но и предметы, формирующие пространственную развивающую среду. Ребенок учится сосредотачивать внимание на предметах и явлениях, устанавливать связи между ними, делать обобщения, взаимодействуя при этом с другими детьми и взрослыми.
Социальное окружение в средней группе дошкольного учреждения учит ребенка устанавливать контакты с другими детьми, играть в ролевые игры, разрешать возникающие в процессе игры конфликтные ситуации. Предметно-социальное окружение в старшей группе нацелено на подготовку ребенка к школе.
Ознакомление родителей с социальным окружением, которое будет взаимодействовать с ребенком, позволит им выбирать учреждения, где его способности могут раскрыться наилучшим образом.
Влияние социального окружения на развитие человека хорошо иллюстрирует пример, который известен в психологии как «эффект Маугли» — ребенок, лишенный взаимодействия с другими людьми, теряет ориентиры своего развития и, если процесс затягивается, он не может впоследствии вернуться к нормальной жизни среди людей.
Социальное окружение и социальная среда
Влияние социального окружения распространяется на все аспекты жизни человека, т.е. формирует его социальную среду.
Социальное окружение семьи — это то, на что ребенок повлиять не может. Но это может сделать взрослый человек, особенно если окружающие всячески препятствуют достижению поставленных целей.
Три классических примера влияния социального окружения на личность основаны на трех типах окружения:
- позитивного,
- негативного,
- отсутствующего.
Позитивное окружение — люди, которые стремятся к успеху, занимаются личностным ростом, укреплением здоровья, улучшением физической формы и т.д. Общение с ними мотивирует на развитие, позволяет раскрыть свои способности и добиться впечатляющих результатов. Недаром человек, когда хочет чего-то достичь, объединяется с другими людьми с похожими целями — при поддержке друг друга удается быстрее прийти к результату.
Негативное окружение наоборот способно быстро утянуть человека вниз. Такую печальную картину мы можем наблюдать, например, когда дети из благополучных семей попадают в плохие компании.
Отсутствие окружения по-разному влияет на людей. Есть отшельники, которые специально покидают противоречивый мир и прекрасно переносят одиночество. Но большинству людей требуется общение. Важно, какие люди будут удовлетворять эту потребность.
Бесплатная консультация с коучем EDPRO
Социальное окружение сильно влияет на формирование и развитие личности. Если вы нацелены на успех, стоит позаботиться о том, чтобы в вашем окружении находились те, кто смог добиться успеха или целенаправленно стремится к нему.
Сформировать позитивное окружение из людей, стремящихся к своему развитию и желающих освоить востребованную профессию, приносящую хороший доход, вы можете, придя в Академию EdPro на курс «Психологическое консультирование и коучинг».
Влияние социального окружения на проявление и развитие креативности личности подростка в театральной студии
Библиографическое описание:Лапшина, А. В. Влияние социального окружения на проявление и развитие креативности личности подростка в театральной студии / А. В. Лапшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 4 (15). — С. 351-354. — URL: https://moluch.ru/archive/15/1452/ (дата обращения: 09.03.2023).
В настоящее время все более актуальными становятся исследования посвященные изучению такого понятия как креативность. В век информационных технологий креативная личность становится востребованной обществом. Но готовит ли современная система образования креативных специалистов? Каковы условия формирования креативности? Почему у одного человека креативные способности ярко выражены, а у другого нет или вообще отсутствуют? Какова роль социального окружения и культурной среды в выявлении и развитии этих способностей? На эти и другие вопросы пытаются ответить ученые разных областей знаний: философы, психологи, педагоги.
Важно понимать, что понятия «творчество» и «креативность» не сводимы к одному общему знаменателю, но, безусловно, они тесно взаимосвязаны между собой.
Креативность (от англ. creativity) — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности — выявление личностных качеств, с которыми она связана [7, c. 173].
По нашему мнению именно личностными качествами определяется способность к креативной, творческой деятельности, к нестандартному поведению, к необычному решению стандартных задач.
Творчество же понимается как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей [7, c. 380].
Таким образом, креативность – это способность, характеристика личности, а творчество это непосредственно процесс деятельности, результатом, которой является создание чего-то нового и для того чтобы это произошло необходимы креативные способности. Это доказывает, что креативность и творчество тесно связаны между собой, без креативности невозможно творчество.
Вопрос о креативных способностях личности, об их выявлении и развитие нельзя рассматривать односторонне. В ходе нашего исследования мы будем изучать его с точки зрения философии, психологии и педагогики, так как именно в этих науках накоплен огромный теоретический и эмпирический материал по данному вопросу.
Психологи рассматривают способности как свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Они не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.
Объяснение природы способностей нужно искать в одной из самых древних наук на земле – философии. Именно эта наука явилась началом таких наук как эстетика, педагогика, психология. Еще задолго до нашей эры во времена греческих и римских философов вставал вопрос о способностях человека и их природе. Сократ и Аристотель, Платон и Сенека – размышляли о том, откуда берется у человека возможность что-либо сотворить. Уже в недрах философии встает главный вопрос о самой природе способностей: зависят ли от наследственных факторов, или они зависят от воспитания.
В ходе развития философии образовалось два направления: теория, провозглашающая врожденность способностей (теория наследственных способностей), позиция Д.Дидро [5, 168] и теория, отрицающая значение природных предпосылок способностей и считающая способности обусловленными лишь воспитанием (теория приобретенных способностей), позиция К.А.Гельвеций [4, 74].
Первым ученым, который попытался перейти к опытному изучению способностей, был английский психолог Френсис Гальтон [3, c. 85-89]. Теория Гальтона о полной наследственной предопределенности способностей и идея искусственного отбора применительно к человеку были по своей сути крайне рациональными. Гальтон так же был первым создателем «умственных тестов», которые включали в себя ряд коротких испытаний, позволяющих измерять различия между людьми по таким качествам как реакция кожи на температуру, острота зрения, обоняния, вкус. В начале двадцатого века (1904 г.) французский психолог Альфред Бинэ [2, c. 125] разработал тесты нового типа, в основу которых были положены попытки измерить ум ребенка, его способность суждения, его сообразительность. Сам Бинэ считал, что его тесты измеряют «естественную» врожденную умственную способность, которая созревает с возрастом и не зависит от уровня образования и условий жизни. В дальнейшем эта позиция была не раз подвергнута критике.
Американским психологом Льюисом Терменом [9, c. 56] было введено такое понятие как коэффициент интеллекта. Сомнения в надежности этого коэффициента привели другого английского психолога Чарльза Спирмена [8, c. 75] к мысли, что в решении тестов играют роль еще два других фактора – «общий фактор», который и следует рассматривать как общую умственную способность и «специальный фактор», который связан с конкретными особенностями теста. Так стала появляться идея, что существующие тестовые системы не охватывают самого главного в способностях человека – возможности творчества. Одним из первых предложил при оценке способностей выявлять не только уровень интеллекта, но и уровень креативности американский ученый Е.П. Торранс [10]. Он стал соавтором многих методик креативности. Торранс, создатель системы измерения творческих способностей, считает, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой-то степени импульс ребенка превратится в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых людей. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что социальное окружение оказывает непосредственное влияние на проявление и развитие креативности личности. Безусловно, человек существо социальное. Он рождается, воспитывается и осуществляет свою деятельность в социуме и не может быть полностью обособлен и независим от тех норм, принципов, стереотипов поведения, которые сложились в данном обществе. Креативная личность в какой-то степени разрушает эти рамки и выходит на новый уровень мышления и решения уже известных задач новыми способами. Именно этой способностью она и выделяется среди остальных. Но как личность оказывает влияние на общество, так и общество влияет на личность и порой это влияние приводит к негативным последствиям. Каким же должно быть социальное окружение личности, чтобы она могла проявить и развить свои креативные способности?
Е.П. Торранс [1, c. 171-172] отмечая влияние культуры на процесс развития креативности, выделяет специфические факторы, влияющие на творческое мышление:
1. Образовательный уровень.
2. Различная оценка мальчиков и девочек.
3. Преждевременные попытки исключить фантазию.
4. Ограничения по манипулированию и любознательности.
5. Условия, приводящие к страху, робости.
6. Неправильно акцентированное ударение на определенных вербальных умениях, особенно механических.
7. Переоценка превентивных мер или успеха.
8. Недостаток ресурсов для выработки идей.
Также он обозначает экспериментально изменяемые переменные, влияющие на творческую продуктивность:
1. Состав группы (гомогенная или гетерогенная)
2. Соревнование.
3. Обучение принципам разработки идей.
4. Природа «разогрева» — инструкции (количество против качества) и практика (безоценочная против оценочной)
5. Награда творческого мышления (рассмотрение вопросов и воображаемых идей с уважением, подбадривающее и оценивающее самоинициирующееся обучение)
6. Деятельность, позволяющая детям оценивать их собственные идеи.
Далее Е.П. Торранс описывает условия, которые способствуют либо тормозят развитие креативности в детском возрасте:
Условия, способствующие развитию креативности в детском возрасте |
Условия, тормозящие развитие креативности в детском возрасте |
· Ориентация ребенка на творческое решение; · Снятие преград в отношении инициативы ребенка; · Поощрение создания различных творческих продуктов в школе и дома; · Предоставление возможности экспериментировать с предметами и мыслями; · Воспитание у ребенка осознания ценности творческих черт своей личности; · Воспитание у ребенка внимания ко всем свойствам окружающей среды. |
· Ориентация на успех; · Ориентация на мнение сверстников; · Фиксация на стереотипах половой роли; · Представление окружающих взрослых о креативности как об отклонении от нормы; · Запрет вопросов и ограничение инициативы; · Жесткое разграничении трудовой и игровой активности ребенка. |
Также как и Е.П. Торранс, многие авторы, изучающие креативность, считают основным фактором формирования и проявления креативности – социальное окружение ребенка в раннем возрасте[6, c. 211].
Формирующий эксперимент участниками, которого были школьники, провела Е.Л Яковлева[11, c. 37], создавая среду, реализующую принципы гуманистической психологии и принципы развивающего обучения:
· Позитивное подкрепление всех идей,
· Использование ошибки как возможности чего-то нового, неожиданного взгляда на что-то привычное,
· Создание климата взаимного доверия, безоценочности, психологической безопасности,
· Обеспечение независимости в выборе и принятии решений, с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение,
· Обмен мнениями и вопросами между участникам,
· Принятие различных аспектов творческости (устных и письменных ответов, поведения и реакций другого человека).
Совершенно очевидно, что социальная среда оказывает огромное, если не решающее влияние на проявление и развитие креативных способностей личности. Хотелось бы подчеркнуть тот факт, что творческие способности проявляются в результате систематической деятельности в социокультурной среде. К таким видам занятий можно отнести внешкольную деятельность подростка, посещение им различных студий и кружков. Мы считаем, что наиболее полно креативные способности могут проявиться на занятиях подростка в театральной студии. Театр – это искусство синтетическое, оно объединяет в себе несколько видов искусств: музыку, изобразительное искусство, литературу и т.д. Занятия в театральной студии дают возможность подростку раскрепоститься, заглянуть внутрь себя, расширить свой кругозор. Играя разные по характеру и сущности роли, подросток получает возможность ознакомиться c различными поведенческими ролями, примерить их на себя, проанализировать и сделать соответствующие выводы. Система тренинговых занятий в современной театральной студии в полной мере дает возможность проявить и развить креативные способности подростку.
Театральная студия для подростка является идеальной социокультурной средой для проявления и развития его креативных способностей, в ней создаются все необходимые условия для этого. Во многом создание этих условий зависит от личности педагога. Именно педагог является проводником и первооткрывателем каждого конкретного ребенка, его креативных способностей.
Таким образом, театральная студия является наилучшей средой для проявления и развития креативных способностей подростка. Занятия в ней дают подростку возможность раскрыть и проявить свои творческие способности.
Литература:
1. Torrance E.P. Factors affecting creative thinking in children: an interim research report./ Merrill-Palmer Quarterly of behavior and development. 1961.
2. Бине А. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. М.. Прогресс, 1976.
3. Гальтон Ф. Inquiries into human faculty and its development. — L, 1883.
4. Гельвеций К.А. Соч. в 2 т., т. 1, М., Мысль, 1973.
5. Дидро Д. Собр. соч., В 4 т., т.2, М., Просвещение, 1990.
6. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структуры, диагностика, развитие. – М., 2001.
7. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
8. Спирмен Ч. Избранное, Personal Press, 1972. 1983.
9. Термен Л. Psychological Approaches to the biography of genius. In P.E. Vemon (ed.). ‘’Creativity’’, 1972.
10. Торранс Е.П. Torrance test of creative thinkind. Personal Press, 1972, 1983.
11. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. // Вопросы психологии, 1994, №5.
Основные термины (генерируются автоматически): способность, креативность, театральная студия, возможность, детский возраст, развитие креативности, английский психолог, креативная личность, социальное окружение, творческое мышление.
Влияние социальной среды на поведение в отношении здоровья
Acitelli, L. K., & Badr, HJ (2005). Моя болезнь или наша болезнь? Посещение отношений, когда один из партнеров болен. В TA Revenson, K. Kayser, & G. Bodenmann (Eds.), Новые перспективы преодоления парами стресса (стр. 137–156). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Google Scholar
Американское онкологическое общество. (2009 г.). Рак в фактах и цифрах 2009 . Атланта: Американское онкологическое общество; 2010.
Google Scholar
Американская кардиологическая ассоциация. (2009). Обновление статистики сердечных заболеваний и инсультов . Даллас, Техас: Американская кардиологическая ассоциация.
Google Scholar
Эндрю, М.Дж., Бейкер, Р.А., Нибоун, А.С., и Найт, Дж.К. (2000). Состояние настроения как предиктор нейропсихологического дефицита после операции на сердце. Журнал психосоматических исследований, 48 , 537–546.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Артинян, Н. Т. (1991). Стрессовый опыт супругов пациентов с коронарным шунтированием во время госпитализации и через шесть недель после выписки. Сердце и легкие, 20 (1), 52–59.
ПабМед Google Scholar
Артинян, Н. Т. (1992). Адаптация супруга к операции аортокоронарного шунтирования партнера: последующее наблюдение в течение 1 года. Американский журнал интенсивной терапии, 1 , 36–42.
ПабМед Google Scholar
Аск, Х., Рогнмо, К., Фартейн Аск, Т., Ройсамб, Э., и Тамбс, К. (2012). Неслучайное спаривание и конвергенция во времени по употреблению алкоголя, курению и физическим упражнениям: исследование здоровья Nord-Trøndelag. Генетика поведения, 42 , 354–365.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Бадр, Х., Ацителли, Л.К., и Кармак Тейлор, К.Л. (2008). Влияют ли разговоры об их отношениях на боевую и психологическую адаптацию пар к раку легких? Journal of Cancer Survivorship, 2 , 53–64.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Бадр, Х., и Кармак Тейлор, К.Л. (2008). Влияние поддержания отношений на психологическое расстройство и диадическую адаптацию среди пар, борющихся с раком легких. Психология здоровья, 27 , 616–627. PubMed: 18823188.
CrossRef пабмед Google Scholar
Бадр, Х., и Кармак Тейлор, К.Л. (2009). Сексуальная дисфункция и супружеское общение у пар, борющихся с раком предстательной железы. Психоонкология, 18 (7), 735–746.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Бадр, Х. , Кармак Тейлор, К.Л., Каши, Д.А., Кристофанилли, М., и Ревенсон, Т.А. (2010). Диадическое преодоление при метастатическом раке молочной железы. Психология здоровья, 29 (2), 169–180. дои: 10.1037/a0018165.
Перекрёстная ссылка ПабМед Центральный пабмед Google Scholar
Барт, Дж., Шумахер, М., и Херрманн-Линген, К. (2004). Депрессия как фактор риска смертности у пациентов с ишемической болезнью сердца: метаанализ. Психосоматическая медицина, 66 , 802–813.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Бич, Э. К., Малони, Б. Х., Плоцика, А. Р., Шерри, С. Э., Уивер, М., Лутрингер, Л., и др. (1992). Супруга: Фактор выздоровления после острого инфаркта миокарда. Сердце и легкие, 21 (1), 30–38.
ПабМед Google Scholar
Бич С.Р., Шульц Р., Йи Дж.Л. и Джексон С. (1997). Отрицательные и положительные последствия для здоровья ухода за супругом-инвалидом: продольные результаты исследования воздействия на здоровье лиц, осуществляющих уход. Психология и старение, 15 , 259–271.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Беназон, Н. Р., Фостер, доктор медицины, и Койн, Дж. К. (2006). Выраженные эмоции, адаптация и выживаемость пациентов у пар, справляющихся с хронической сердечной недостаточностью. Журнал семейной психологии, 20 , 328–334.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Блюменталь, Дж. А., Летт, Х. С., Бабяк, М. А., Уайт, В., Смит, П. К., Марк, Д. Б., и др. (2003). Депрессия как фактор риска смертности после коронарного шунтирования. Ланцет, 362 , 604–609.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Боденманн, Г. (1997). Диадическое преодоление — системно-транзакционный взгляд на стресс и преодоление среди пар: теория и эмпирические данные. Европейский обзор прикладной психологии, 47 , 137–140.
Google Scholar
Боденманн, Г. (2005). Диадический копинг и его значение для семейного функционирования. В Т. А. Ревенсон, К. Кайзер и Г. Боденманн (ред.), Пары, справляющиеся со стрессом: новые перспективы диадного преодоления стресса (стр. 33–50). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Бемер, У., и Кларк, Дж. А. (2001). Коммуникация о раке простаты между мужчинами и их женами. Журнал семейной практики, 50 (3), 226–231.
ПабМед Google Scholar
Бове, К.Ф., Собал, Дж., и Раушенбах, Б.С. (2003). Выбор продуктов питания среди молодоженов: сближение, конфликт, индивидуализм и проекты. Аппетит, 40 , 25–41.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Батлер Л.Д., Купман К., Классен К. и Шпигель Д. (1999). Травматический стресс, жизненные события и эмоциональная поддержка у женщин с метастатическим раком молочной железы: связанные с раком симптомы травматического стресса, связанные с прошлыми и текущими стрессорами. Психология здоровья, 18 (6), 555–560.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Батлер, Л. Д., Купман, К., Кордова, М. Дж., Гарлан, Р. В., ДиМицели, С., и Шпигель, Д. (2003). Психологический дистресс и боль значительно усиливаются перед смертью у пациентов с метастатическим раком молочной железы. Психсоматическая медицина, 65 (3), 416–426.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Факты о раке и война с раком. Национальный институт рака. http://training.seer.cancer.gov/disease/war/
Кармак Тейлор, К.Л., Басен-Энгквист, К., Шинн, Э.Х., и Бодурка, Д.К. (2004). Предикторы сексуального функционирования у больных раком яичников. Journal of Clinical Oncology, 22 (5), 881–889.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Центры по контролю и профилактике заболеваний. (2011). Национальный информационный бюллетень по диабету: Национальные оценки и общая информация о диабете и преддиабете в США . Вашингтон, округ Колумбия: Центры по контролю и профилактике заболеваний.
Google Scholar
Коэн С., Лихтенштейн Э., Мермельштейн Р., Кингсолвер К., Бэр Дж. и Кармарк Т. (1988). Вмешательства социальной поддержки для отказа от курения. В B.H. Gottleib (Ed.), Упорядочивание социальной поддержки: форматы, процессы и эффекты . Нью-Йорк: Сейдж.
Google Scholar
Коннерни И. , Шапиро П.А., Маклафлин Дж.С., Багиелла Э. и Слоан Р.П. (2000). Госпитальная депрессия после операции АКШ предсказывает 12-месячный исход. Ланцет, 358 , 1766–1771.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Купер, Дж. В., Блох, С., Лав, А., Дюшен, Г., Маквин, М., и Киссан, Д. В. (2006). Психосоциальное воздействие рака предстательной железы на пациентов и их партнеров. MJA, 185 , 428–432.
ПабМед Google Scholar
Купер, Дж. В., Блох, С., Лав, А., Дюшен, Г., Маквин, М., и Киссан, Д. В. (2009). Модели совладания и психосоциальный дистресс у женщин-партнеров больных раком простаты. Психосоматика, 50 , 375–382.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Деринг, Л. В., Мартинес-Маза, О., Вредевое, Д. Л., и Коуэн, М. Дж. (2008). Связь депрессии, функции естественных киллеров и инфекций после коронарного шунтирования у женщин. Европейский журнал по уходу за сердечно-сосудистыми заболеваниями, 7 (1), 52–58.
Перекрёстная ссылка ПабМед Центральный пабмед Google Scholar
Доррос, С. М., Кард, Н. А., Сегрин, К., и Бэджер, Т. А. (2010). Взаимозависимость женщин с раком молочной железы и их партнеров: межиндивидуальная модель дистресса. Журнал консультирования и клинической психологии, 78 (1), 121–125.
Перекрёстная ссылка ПабМед Центральный пабмед Google Scholar
Фальба, Т.А., и Синделар, Дж.Л. (2008). Супружеское согласие в изменении поведения в отношении здоровья. Health Services Research, 43 (1 часть 1), 96–116. doi:10.1111/j.1475-6773.2007.00754.x.
ПабМед Google Scholar
Фанг, С.Ю., Манн, С.Л., и Пейп, С.Дж. (2001). Функциональные нарушения, качество брака и психологический дистресс пациента как предикторы психологического дистресса среди супругов больных раком. Психология здоровья, 20 , 452–457.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Фергюсон Дж., Баулд Л., Честерман Дж. и Джадж К. (2005). Английские услуги по лечению курения: результаты за один год. Наркомания, 100 (Приложение 2), 59–69. doi: 10.1111/j.1360-0443.2005.01028.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Фиске В., Койн Дж. К. и Смит Д. А. (1991). Пары, справляющиеся с инфарктом миокарда: эмпирический пересмотр роли чрезмерной защиты. Журнал семейной психологии, 5 , 4–20.
Перекрёстная ссылка Google Scholar (2006). Предоставление партнерами связанной со здоровьем поддержки и контроля за пациентами, участвующими в кардиореабилитации. Журнал семейной психологии, 20 (2), 311–318.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Горин А. , Фелан С., Тейт Д., Шервуд Н., Джеффри Р. и Уинг Р. (2005). Привлечение партнеров по поддержке в лечении ожирения. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 73 (2), 341–343.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Hagedoorn, M., Kuijer, R.G., Buunk, B.P., DeJong, G.M., Wobbes, T., & Sanderman, R. (2000). Удовлетворенность браком у больных раком: влияет ли поддержка интимных партнеров на тех, кто больше всего в ней нуждается? Психология здоровья, 19 , 274–282.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Heidenreich, P.A., Trogdon, J.G., Kavjou, O.A., Butler, J., et al. (2011). Прогнозирование будущего сердечно-сосудистых заболеваний в Соединенных Штатах: политическое заявление Американской кардиологической ассоциации. Тираж, 123 , 933–944.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Хемсинг, Н. , Гривз, Л., О’Лири, Р., Чан, К., и Околи, К. (2012). Поддержка партнера в отказе от курения во время беременности: систематический обзор. Исследования никотина и табака, 14 , 767–776.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Хилл, Э. К., Сандбо, С., Абрамсон, Э., Макелярски, Дж., Вроблевски, К., Венрих, Э. Р., и др. (2011). Оценка гинекологических потребностей и потребностей в сексуальном здоровье выживших после рака молочной железы. Рак, 117 , 2643–2651.
Перекрёстная ссылка ПабМед Центральный пабмед Google Scholar
Хоскинс, С. Н., Бадкер, С., Будин, В., Экстром, Д., Майслин, Г., Шерман, Д., и др. (1996). Адаптация среди мужей женщин с раком молочной железы. Журнал психосоциальной онкологии, 14 , 41–69.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Юрдж А. Л., Вэнь В., Ли Х. Л., Чжэн В., Ян Г., Сян Ю. Б. и др. (2006). Супружеские корреляции факторов образа жизни и отдельных заболеваний в китайских парах. Анналы эпидемиологии, 16 (4), 285–291.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Каптейн К.И., Де Йонге П., ван ден Бринк Р.Х.С. и Корф Дж. (2006). Течение депрессивных симптомов после инфаркта миокарда и кардиальный прогноз: анализ латентного класса. Психосоматическая медицина, 68 , 662–668.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Кикольт-Глейзер, Дж. К., и Ньютон, Т. Л. (2001). Брак и здоровье: его и ее. Психологический бюллетень, 127 , 472–503.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Кулик, Дж. А., и Малер, Х.И.М. (2006). Качество брака предсказывает пребывание в больнице после операции аортокоронарного шунтирования для женщин, но не для мужчин. Социальные науки и медицина, 63 , 2031–2040.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Ла Гуардиа, Дж. Г., и Патрик, Х. (2008). Теория самодетерминации как фундаментальная теория близких отношений. Канадская психология, 49 , 201–209.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Лейн, Д., Кэрролл, Д., Ринг, К., Биверс, Д.Г., и Лип, Г.Ю.Х. (2002). Распространенность и постоянство депрессии и тревоги после инфаркта миокарда. Британский журнал психологии здоровья, 7 (1), 11–21.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Лавери, Дж. Ф., и Кларк, В. А. (1999). Рак предстательной железы: совладание пациентов и супругов и приспособление к браку. Психология, здоровье и медицина, 4 , 289–302.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Ли, К. В., и Кахенде, Дж. (2007). Факторы, связанные с успешным отказом от курения в США, 2000 г. Американский журнал общественного здравоохранения, 97 , 1503–1509.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Льюис, Массачусетс, и Баттерфилд, Р.М. (2007). Социальный контроль в супружеских отношениях: влияние партнера на поведение в отношении здоровья. Журнал прикладной социальной психологии, 37 (2), 298–319.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Линдау С. Т., Абрамсон Э., Гош К., Вроблевски К., Спатц Э. С., Чан П. С. и др. (2012). Модели и потеря сексуальной активности в течение года после госпитализации по поводу острого инфаркта миокарда (Национальное многоцентровое обсервационное исследование США). Американский журнал кардиологии, 109 , 1439–1444.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Линдау, С. Т., и Гаврилова, Н. (2010). Секс, здоровье и годы сексуально активной жизни, полученные благодаря хорошему здоровью: данные двух перекрестных обследований старения населения США. BMJ, 340 , 1–11.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Линдау С.Т., Гаврилова Н. и Андерсон Д. (2007). Сексуальная заболеваемость у очень долго выживших после рака влагалища и шейки матки: сравнение с национальными нормами. Гинекологическая онкология, 106 , 413–418.
Перекрёстная ссылка ПабМед Центральный пабмед Google Scholar
Линдау С.Т., Гош К., Абрамсон Э., Чан П., Крумхольц Х., Шпатц Э., Вроблевски К. и др. (2010). Гендерные различия в потере половой активности через 1 год после острого инфаркта миокарда (ОИМ) . Презентация на Форуме Американской кардиологической ассоциации по исследованию качества медицинской помощи и результатов при сердечно-сосудистых заболеваниях и инсульте, Вашингтон, округ Колумбия.
Google Scholar (2007). Исследование сексуальности и здоровья пожилых людей в США. Медицинский журнал Новой Англии, 357 (8), 762–774.
Перекрёстная ссылка ПабМед Центральный пабмед Google Scholar
Линдау С.Т., Суравска Х., Пейс Дж. и Барон С.Р. (2011). Коммуникация о сексуальности и интимных отношениях между парами, страдающими раком легких, и их лечащими врачами. Психоонкология, 20 , 179–185.
Перекрёстная ссылка ПабМед Центральный пабмед Google Scholar
Лайонс, Р. Ф., Микельсон, К. Д., Салливан, М. Дж. Л., и Койн, Дж. К. (1998). Копинг как коллективный процесс. Журнал социальных и личных отношений, 15 , 579–605.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Макен, Л. К., Йейтс, Б., и Бланчер, С. (2000). Конкордантность факторов риска у жен мужчин, больных ишемической болезнью сердца. JCRP, 20 (6), 361–368.
Google Scholar
Махрер-Имхоф, Р., Хоффманн, А., и Фрёлихер, Э.С. (2007). Влияние сердечных заболеваний на отношения в паре. Journal of Advanced Nursing, 57 (5), 513–521.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Манн С.Л., Нортон Т., Острофф Дж., Винкель Г., Фокс К. и Грана Г. (2007). Защитная буферизация и психологический стресс у пар, борющихся с раком молочной железы: сдерживающая роль удовлетворенности отношениями. Журнал семейной психологии, 21 , 380–388.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Манн, С.Л., Острофф, Дж.С., Нортон, Т., Фокс, К., Гольдштейн, Л., и Грана, Г. (2006). Общение в отношениях, связанных с раком, в парах, борющихся с раком молочной железы на ранней стадии. Психоонкология, 15 , 234–247.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Манн С.Л., Острофф Дж.С., Шерман М., Хейман Р.Е., Росс С. и Фокс К. (2004). Общение пар, связанное с поддержкой, психологический стресс и удовлетворенность отношениями среди женщин с раком молочной железы на ранней стадии. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 74 (4), 660–670.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Манн С.Л., Острофф Дж.С., Винкель Г., Фокс К., Грана Г., Миллер Э. и др. (2005). Групповое вмешательство, ориентированное на пары, для женщин с ранней стадией рака молочной железы. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 73 , 634–646. doi: 10.1037/0022-006X.73.4.634.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Манн, С.Л., Острофф, Дж.С., Винкель, Г., Грана, Г. , и Фокс, К. (2005). Неподдерживающая реакция партнера, избегающее преодоление трудностей и дистресс среди женщин с раком молочной железы на ранней стадии: точки зрения пациента и партнера. Психология здоровья, 24 (6), 635–641.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Мэсси, М. Дж., и Холланд, Дж. (1990). Депрессия и раковый больной. Журнал клинической психиатрии, 51 , 12–17. ПабМед: 2195008.
ПабМед Google Scholar
Мацуо Т., Ким М.К., Муротаке Ю., Нумао С. и др. (2010). Косвенное вмешательство в образ жизни через жен улучшает компоненты метаболического синдрома у мужчин. Международный журнал ожирения, 34 (1), 136–145.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Маклин, Л. М., Джонс, Дж. М., Райдалл, А. С., Уолш, А., Эсплен, М. Дж., Циммерманн, К. , и др. (2008). Вмешательство пар для пациентов, столкнувшихся с распространенным раком, и их супругов, ухаживающих за ними: результаты пилотного исследования. Психоонкология, 11 , 1152–1156.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Мокдад, А. Х., Маркс, Дж. С., Строуп, Д. Ф., и Гербердинг, Дж. Л. (2004). Фактические причины смерти в США, 2000 г. JAMA, 291 (10), 1238–1245.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Мозер, Д.К., и Дракуп, К. (2004). Роль супружеской тревоги и депрессии в психосоциальном восстановлении пациентов после сердечного приступа. Психосоматическая медицина, 66 , 527–532.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Нортхаус, Л.Л., Муд, Д.В., Монти, Дж.Э., Сэндлер, Х.М., Форман, Дж.Д., Хуссейн, М., и др. (2007). Жизнь с раком простаты: психосоциальный статус и качество жизни пациентов и супругов. Journal of Clinical Oncology, 25 , 4171–4177.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Орт-Гомер, К., Вамала, С.П., Хорстен, М., Шенк-Густафссон, К., Шнайдерман, Н., и Миттельман, М.А. (2000). Семейный стресс ухудшает прогноз у женщин с ишемической болезнью сердца: Стокгольмское исследование риска коронарных заболеваний у женщин. JAMA, 284 , 3008–3014.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Пинна Пинтор П., Торта Р., Бартолоцци С., Борио Р., Каруццо Э., Чиколин А. и др. (1992). Клинические исходы и эмоционально-поведенческий статус после изолированной коронарной хирургии. Исследование качества жизни, 1 , 177–185.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Политика и действия по профилактике рака: продукты питания, питание и физическая активность. (2009). Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный фонд исследования рака/Американский институт исследования рака.
Google Scholar
Роблес, Т. Ф., и Кикольт-Глейзер, Дж. К. (2003). Физиология брака: пути к здоровью. Физиология и поведение, 79 (3), 409–416.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Рорбо, М.Дж., Мель, М.Р., Шохам, В., Рейли, Э.С., и Юи, Г. (2008). Прогностическое значение «мы-разговора» супругов в парах, справляющихся с сердечной недостаточностью. Журнал консалтинга и клинической психологии, 76 , 781–789.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Рорбо, М. Дж., Шохам, В., и Койн, Дж. К. (2006). Влияние качества брака на восьмилетнюю выживаемость пациентов с сердечной недостаточностью. Американский журнал кардиологии, 98 , 1069–1072.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Рорбо, М. Дж., Шохам, В., Скойен, Дж. А., Дженсен, М., и Мел, М. Р. (2012). Мы — беседа, совместное преодоление трудностей и успех в прекращении курения при вмешательстве, ориентированном на пары, для курильщиков с ослабленным здоровьем. Семейный процесс, 51 , 107–121.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Рорбо М.Дж., Шохам В., Трост С., Мурамото М., Кейт Р. и Лейшоу С. (2001). Пара-динамика курения, устойчивого к изменениям: к модели семейных консультаций. Семейный процесс, 40 , 15–31.
Перекрёстная ссылка ПабМед Центральный пабмед Google Scholar
Роски, Дж., Шмид, Л.А., и Ландо, Х.А. (1996). Долгосрочные ассоциации полезного и вредного поведения супругов с отказом от курения. Аддиктивное поведение, 21 (2), 173–185.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Рымашевская Дж. , Кейна А. и Хадрис Т. (2003). Депрессия и тревога у пациентов с коронарным шунтированием. Европейская психиатрия, 18 , 155–160.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Саур, К.Д., Грейнджер, Б.Б., Мюльбайер, Л.Х., Форман, Л.М., Маккензи, Р.Дж., Тейлор, М.С., и др. (2001). Депрессивные симптомы и исход коронарного шунтирования. Американский журнал интенсивной терапии, 10 (1), 4–10.
ПабМед Google Scholar
Шульц, Р., и Бич, С.Р. (1999). Уход как фактор риска смертности. JAMA, 282 (23), 215–2219.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Скотт, Дж. Л., Халфорд, В. К., и Уорд, Б. Г. (2004). Вместе мы стоим? Влияние вмешательства пары на адаптацию к ранней стадии рака молочной железы или гинекологического рака. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 72 (6), 1122–1135.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Шемеш Э., Рудник А., Калуски Э., Милованов О., Салах А., Алон Д. и др. (2001). Проспективное исследование симптомов посттравматического стресса и несоблюдения режима лечения у выживших после инфаркта миокарда (ИМ). Общая психиатрическая больница, 23 , 215–222.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Шемеш Э., Иегуда Р., Майло О., Динур И., Рудник А., Веред З. и др. (2004). Посттравматический стресс, несоблюдение режима лечения и неблагоприятный исход у выживших после инфаркта миокарда. Психосоматическая медицина, 66 , 521–526.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Шибеши, В. А., Янг-Сюй, Ю., и Блатт, К. М. (2007). Тревога ухудшает прогноз у пациентов с ишемической болезнью сердца. Журнал Американского колледжа кардиологов, 49 , 2021–2027 гг.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Шохам, В., Рорбо, М.Дж., Трост, С., и Мурамото, М. (2006). Семейная консультация для курильщиков с ослабленным здоровьем. Journal of Substance Abuse Treatment, 31 , 395–402.
Перекрёстная ссылка ПабМед Центральный пабмед Google Scholar
Смит, К.П., и Кристакис, Н.А. (2008). Социальные сети и здоровье. Ежегодный обзор социологии, 34 , 405–429.
Перекрёстная ссылка Google Scholar
Солоуэй, К.Т., Солоуэй, М.С., Ким, С.С., и Кава, Б.Р. (2005). Сексуальные, психологические и диадические качества «пары» рака предстательной железы. BJU International, 95 , 780–785.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Шпигель, Д. (1996). Рак и депрессия. Британский журнал психиатрии, 168 (Приложение 30), 109–116.
Google Scholar
Stanford, J.L., Feng, Z., Hamilton, A.S., Gilliland, F.D., Stephenson, R.A., Eley, J.W., et al. (2000). Мочевая и половая функции после радикальной простатэктомии по поводу клинически локализованного рака предстательной железы: исследование исходов рака предстательной железы. JAMA, 283 (3), 354–360.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Стрик, Дж., Денолле, Дж., Лусберг, Р., и Хониг, А. (2003). Сравнение симптомов депрессии и тревоги как предикторов сердечных событий и повышенного потребления медицинской помощи после инфаркта миокарда. Журнал Американского колледжа кардиологов, 42 (10), 1801–1807.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Тимберлейк Н., Клингер Л., Смит П. , Венн Г., Трежер Т., Харрисон М. и др. (1997). Заболеваемость и характер депрессии после операции аортокоронарного шунтирования. Журнал психосоматических исследований, 43 , 197–207.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Войлс С.И., Коффман С.Дж., Янси У.С. мл., Вайнбергер М., Джеффрис А.С., Датта С. и др. (2013). Рандомизированное контролируемое исследование для оценки эффективности CouPLES: вмешательства по изменению образа жизни с помощью супруга для снижения уровня холестерина липопротеинов низкой плотности. Профилактическая медицина, 56 (1), 46–52. PMID 23146744.
пабмед Google Scholar
Уилсон, С.Э. (2002). Капитал здоровья семей: исследование межсупружеской корреляции в состоянии здоровья. Медицина социальных наук, 55 (7), 1157–1172.
Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar
Скачать ссылки
Поведение человека в социальной среде — StatPearls
Непрерывное образование
Поведение человека в социальной среде (HBSE) — это концепция, описывающая всестороннее представление о людях и имеющая фундаментальное значение для изучения социальных наук. Его концепции применимы ко всем формам клинической работы, поскольку он объединяет концепции биологических, психологических и социальных наук. В этом упражнении представлено краткое введение в HBSE и рассмотрена роль межпрофессиональной команды в улучшении ухода за пациентами посредством понимания HBSE.
Цели:
Обобщите типичное описание HBSE.
Описание общих функций HBSE.
Опишите три общие теории, применимые к концепции HBSE.
Объясните межпрофессиональное применение HBSE в клинической практике для улучшения координации ухода за пациентами и оптимизации клинических результатов.
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Введение
Поведение человека в социальной среде (HBSE, также называемое «Поведение человека и социальная среда») — это обширная тема, которая часто включает в себя целые курсы или ученые степени. Это основополагающий аспект социальной работы, и его темы применимы ко многим областям медицины. Как следует из самого термина, HBSE стремится понять человеческое поведение и все факторы и характеристики человеческого поведения; социальная среда и разные уровни и системы этой среды; и интерфейс между ними.
Функция
HBSE обеспечивает основу для понимания как отдельных людей, так и среды, в которой они живут. Это способствует более полному пониманию личности, обратившейся за лечением. Это может быть особенно важно для понимания барьеров на пути к приверженности, личностных структур, стилей взаимодействия, нерегулярных последующих наблюдений и неявок, а также других подобных клинически значимых форм поведения. Таким образом, HBSE предоставляет метод, позволяющий расширить взгляд врача на жизнь пациента, а также на проблемы и ограничения, которые существуют для пациента. Благодаря этому пониманию можно получить оценку этих барьеров, что впоследствии может облегчить способность устранять некоторые из существующих барьеров. Это особенно актуально при понимании социальных детерминант здоровья. Социальные детерминанты здоровья считаются жизненно важными факторами, влияющими на приверженность, реакцию на лечение и последующее наблюдение.[1][2]
Эта концепция под названием «Человек в окружающей среде» тесно связана с концепцией HBSE и часто считается основополагающим аспектом практики социальной работы. «Человек в среде» рассматривает как отдельного человека, так и несколько сред, с которыми и в которых взаимодействует человек. «Человек в среде» также считает, что и человек, и среда имеют взаимные отношения. Несколько теорий могут помочь клиницистам определить участников этих взаимных отношений, как определено ниже. Каждая из этих теорий описывает статические и динамические факторы, влияющие на представление человека. Их можно комбинировать или использовать по отдельности, чтобы получить полное представление о пациенте или клиенте.
Проблемы, вызывающие озабоченность
Теории, применимые к HBSE, включают микро-, меццо- и макроподходы; биопсихосоциально-духовный подход; Теория систем; Социально-экологическая модель; и модель экологических систем. Эти теории и модели облегчают понимание «человека в окружающей среде». Многие из этих теорий пересекаются в том, как они организуют понимание людей и связанных с ними участников их презентации. Между каждой теорией также есть различия в том, как каждая из них идентифицирует и анализирует конкретную информацию. Здесь описываются «микро-, меццо- и макроподход», «биопсихосоциально-духовный подход» и «модель экологических систем», чтобы подчеркнуть сходства и различия.
Микро-, меццо- и макроподход [4]
«Микро-, меццо- и макроподход» относится к трехуровневому пониманию участников систем, включающих и окружающих человека.
Микро: На микроуровне учитываются биологические и психологические характеристики человека. К ним могут относиться, например, личность, психическое и физическое здоровье или патология, а также уровень образования.
Mezzo: Формулировка на уровне Mezzo учитывает сети и услуги, непосредственно окружающие человека. Они могут включать домашнюю и соседскую среду, социальные сети (включая друзей, соседей и семью), а также доступные медицинские и социальные услуги.
Макро: Вкладчики макроуровня включают вкладчиков самого большого масштаба, которые могут влиять на человека на уровне меццо, включая экономические и политические изменения и правила, а также природные силы, такие как землетрясения, торнадо и другие.
Биопсихосоциально-духовная модель [5]
Биопсихосоциальная модель была впервые представлена в 1977 году Джорджем Энгелем, чтобы понять множество факторов, влияющих на человека. Утверждалось, что сама биопсихосоциальная модель не включает экзистенциальные факторы, включая духовность или смерть. Таким образом, была предложена биопсихосоциально-духовная модель, чтобы обеспечить более полное представление в этом отношении.
Под биологическими факторами можно понимать любые медицинские или биологические факторы, влияющие на состояние человека. К ним относятся медицинские заболевания, генетика, нейробиология, физические характеристики, диета, вещества и лекарства.
Психологические факторы включают темперамент, личность, память, отношения, механизмы выживания и убеждения.
Социальные участники включают сети социальной поддержки, культуру, рабочее место, образование, социально-экономический статус и отношения.
Духовные жертвователи включают любые аспекты веры в пользу или против духовной или религиозной организации.
Экологические системы Модель
Модель экологических систем была первоначально описана Бронфенбреннером и описывала 5 системных уровней от самого маленького до самого большого, поскольку они относятся к человеку.[6]
Микросистема – это то, что непосредственно окружает человека и с чем он непосредственно и наиболее тесно взаимодействует. Это может включать дом, работу, школу и отношения внутри этой системы, включая семью, друзей и опекунов.
Мезосистема описывает следующий уровень, где каждая конкретная микросистема взаимодействует с другой и косвенно влияет на человека. Например, рабочая система и связанные с ней требования могут положительно или отрицательно влиять на домашнюю систему.
Экзосистема описывает системный уровень, на котором человек затронут, но не может произвести изменения. Они могут включать в себя выход компании человека из бизнеса и потерю работы в результате.
Макросистема включает в себя еще более высокий уровень, на котором можно понять культурную, политическую и экономическую среду, все из которых могут влиять на человека.
Наконец, хроносистема описывает динамические и зависящие от времени события, включая то, как исторические события могут повлиять на жизнь человека.
Клиническое значение
HBSE в клинической практике и применении лучше всего описать на примере клинического случая. Рассмотрим 40-летнего мужчину с артериальной гипертензией, сахарным диабетом 2 типа, гиперлипидемией, ишемической болезнью сердца после двухсосудистого аортокоронарного шунтирования (АКШ) 3 месяца назад, большим депрессивным расстройством и генерализованным тревожным расстройством. который представляет для оценки хрупкого диабета. Он недавно потерял работу и переживает развод, и в настоящее время живет один. Используя любую из вышеперечисленных теорий, мы можем быстро определить, что информация, которой мы располагаем до сих пор, представляет собой лишь базовый уровень понимания данного индивидуума.
В качестве примера мы можем использовать подход Micro-Mezzo-Macro. Мы можем определить, что до сих пор мы понимаем некоторые биологические и психологические факторы, способствующие его проявлению (Микрофакторы). К ним относятся перечисленные медицинские и психические расстройства. При дальнейшем анализе каждого из этих расстройств в отдельности можно начать формулировать гипотезы о некоторых первоначальных факторах, влияющих на лабильные уровни сахара в крови пациента. Некоторые гипотезы могут включать рассмотрение настроения пациента, ангедонии и безнадежности, а также того, как это может повлиять на его приверженность лечению, что мы могли бы дополнительно оценить. Кроме того, можно предположить, что пациент испытывает постоянные психологические и/или физиологические последствия своего АКШ, что затрудняет выполнение физических упражнений, способствуя более сложному контролю уровня сахара в крови. Другие соображения могут заключаться в том, влияют ли лечебные взаимодействия на его резистентность к инсулину или реакцию на лекарства. Мы также можем предположить, что его познание может быть затронуто на каком-то уровне и способствовать его неспособности помнить о приеме лекарств.
Можно также увидеть, что участники меццо- и макроуровня менее ясны на основе исходной информации. Возможно, нам потребуется дополнительно изучить эти факторы, чтобы понять, как они могут способствовать представлению этого пациента. Мы видим, что он недавно потерял работу, и можно сформулировать гипотезу о том, что в результате у него может возникнуть некоторая финансовая напряженность, а также он мог лишиться страхового покрытия. И то, и другое может сделать невозможным приобретение лекарств или посещение поставщиков медицинских услуг. Мы также понимаем, что он живет сам по себе. Он может иметь ограниченную социальную поддержку, чтобы заботиться о себе и своих потребностях, которые могут быть различными и также могут повлиять на его восприятие важности приверженности лечению. Процесс развода может также привести к финансовому напряжению и межличностным трудностям, из-за чего ему будет труднее доверять другим или взаимодействовать с другими, в том числе со своими поставщиками. Это также может быть связано с ухудшением его депрессивных или связанных с тревогой симптомов, как указано выше, а также с его диетой. Другое соображение может включать в себя то, что его потеря работы произошла в условиях ухудшения экономики или в результате ухудшения межличностных отношений на его работе, снижения его восприятия собственной важности и самооценки, среди прочего. Мы также можем предположить, что потеря работы может означать, что он потерял значительную часть своей сети социальной поддержки.
Другие факторы могут включать в себя наличие зеленых насаждений рядом с ним, безопасность района, близлежащие общественные организации, которые могли бы его поддержать, законодательство, влияющее на жилье пациента или безопасность работы, а также политику или изменения в области здравоохранения. Кроме того, такие понятия, как дискриминация и предрассудки, а также влияние расы на этого человека, могут способствовать приверженности, доверию к поставщикам медицинских услуг и пониманию потенциальных значительных жизненных стрессоров, способствующих представлению пациента. По мере того, как мы продолжаем рассматривать аспекты обращения этого человека, мы можем видеть, что может быть множество других факторов, способствовавших его представлению жалобы. В литературе сообщалось, что психосоциальные факторы, как описано выше, оказывают значительное влияние на результаты лечения в различных исследованиях.][10]
Other Issues
HBSE также использует теории развития на протяжении всей жизни и другие психологические теории, включая психоаналитическую теорию, а также теории развития Эриксона, Пиаже и Кольберга. Здесь мы сосредоточимся главным образом на теориях Эриксона, Пиаже и Кольберга. Эти теории могут быть особенно полезны для понимания общего развития человека и любых аспектов его проявления, связанных с незавершенным переходом через стадии развития.
Теория развития Эриксона описывает стадии развития от младенчества до старости, всего 8 стадий.[11] Каждый этап описывает основной период развития, когда адекватная адаптация, поддержка и развитие могут привести к более полноценной жизни. Этапы этой теории следующие:
Стадия 1 — «Доверие против недоверия»
Младенчество — первые 18 месяцев
Развитие стабильных, заботливых и последовательных отношений с лицами, осуществляющими уход
Нарушение стабильности или последовательности отношений может привести к подрыву доверия.
Этап 2 — «Автономия против стыда и сомнения»
Раннее детство — от 18 месяцев до ~3 лет
Развитие независимости, чувства контроля над способностями (включая функции тела) и уверенности в себе , неуверенность в себе и повышенная зависимость от других.
Этап 3 — «Инициатива против чувства вины»
Дошкольный возраст — от 3 до 5 лет
Развитие навыков межличностного общения, уверенности в себе и социальных взаимодействий
взаимодействие как помеха.
Этап 4 — «Промышленность против неполноценности»
Школьный возраст — от 5 до ~12 лет
Развитие чувства собственного достоинства через социальные взаимодействия и группы сверстников, а также чувство гордости и достижений во время растущих требований со стороны академических и социальных ситуаций по сравнению со сверстниками.
Этап 5 — «Идентичность против путаницы»
Подростковый возраст – от 12 до 18 лет
Развитие чувства идентичности и самоощущения посредством углубленного самопознания, включая убеждения и ценности, и усиление чувства независимости
Эриксон описал эту стадию как мост между моралью, усвоенной в детстве, и этикой, развитой взрослым.
Нарушение на этом этапе приводит к чувству замешательства и отсутствию чувства собственного «я».
Этап 6 — «Близость против изоляции»
Молодость – от 18 до 40 лет
Развитие надежных и прочных близких отношений с другими людьми, которые являются значимыми и длительными
Нарушения в этом приводят к ощущению изоляции и одиночества
Стадия 7 — «Производительность против стагнации»
Взрослость — от 40 до 65 лет
Развитие чувства выполненного долга, вклада в общество, детей и мир
Разрушения приводят к чувству разочарования, отдаленности и застоя.
Этап 8 — «Честность против отчаяния»
Пожилой возраст – после 65 лет
Развитие понимания своей жизни и пересмотра своих достижений, ощущение цельности и последовательности в отношении самого себя, что ведет к мудрости
Нарушение на этой стадии может привести к чувству отчаяния и сожаления
Модель Пиаже описывает развитие на 4 стадиях когнитивного развития ребенка.[12][13] Стадии или периоды резюмируются следующим образом:
Сенсомоторный период от рождения до 18-24 месяцев
Как следует из названия, на этой стадии развиваются ощущения, телесные функции и движения («сенсомоторные») наличие объекта (родитель, игрушка и т. д.), несмотря на то, что он не может сразу его ощутить
Предоперационный период от двух до семи лет
На этом этапе развивается семиотическая функция, которая представляет собой развитие символического представления мыслей, воспоминаний и событий, а также образного мышления
Это представляет собой начало ассимиляции идей и мыслей в дополнение к описанию и идентификации этих идей
Конкретный операционный период от семи до 11 или 12 лет
На этом этапе ребенок может применять логику и правила к конкретным объектам в своем окружении, чтобы предсказывать и понимать мир более подробно
На этом этапе развивается концепция сохранения, когда ребенок понимает, что количество жидкости не меняется после переливания в более широкую или более тонкую емкость (что влияет на высоту или уровень воды)
Официальный период эксплуатации с 12 до совершеннолетия На этом этапе развивается применение правил и логики к более абстрактным понятиям0007
Пиаже также прокомментировал « моральное развитие, », в котором он описывает две стадии: гетерономию и автономию.
Понятие гетерономии или «гетерономной морали» — это понимание ребенком того, что существуют правила, обязанности и авторитетные лица, которым необходимо подчиняться. Это связано с идеей «морального реализма», в которой само правило важнее цели правила. В этом отношении намерение человека, совершающего действие, менее важно, чем результаты действий для ребенка. Ребенок ожидает, что нарушения этих правил будут наказаны, именуемые «имманентной справедливостью». В связи с этим гетерономная мораль считает, что власть передается сверху (гетерономно).
Во время игры у детей развивается понимание «морального релятивизма», когда мораль можно рассматривать в большей степени в отношении намерений, а не последствий. Это приводит к развитию «автономной морали» или автономии. Концепция наказания также меняется, когда целью наказания является исправление ошибок, а не наказание виновных.
Теория Кольберга изложила концепцию развития нравственности и описала три стадии (с шестью «подстадиями») развития нравственности и считает, что развитие нравственности занимает больше времени. [14]
Каждая из этих вышеперечисленных теорий описывает развитие ребенка по мере его продвижения в меняющейся социальной среде. При оценке каждого пациента у них будет разная степень развития или нарушение развития на каждой стадии, что может повлиять на их поведение и подходы к назначенному лечению, а также в межличностных отношениях и в других условиях.
Болезни и медицинские модели также предоставляют полезные способы подхода к уходу за пациентами и вносят значительный вклад в понимание пациентов. Это более традиционный биомедицинский взгляд, согласно которому выявляются синдромы, а в процессе выявления синдромов выявляются заболевания. Патофизиология, этиология, эпидемиология, патология и другие подобные концепции применяются для понимания каждой болезни. Благодаря этому развитому пониманию приобретается способность диагностировать, а затем точно лечить. Успех этой модели очевиден в современной практике здравоохранения, в которой большинство медицинских работников знакомы с этой моделью и применяют ее. Однако существенные ограничения этой модели включают в себя то, что она имеет тенденцию пренебрегать психосоциальными компонентами или, как описывает HBSE, многими другими факторами, которые способствуют развитию человека и ситуации. Многие из этих факторов способствуют развитию и сохранению болезни у отдельного пациента.[15]
Понимание клиницистами психического здоровья и расстройств эволюционирует в направлении более комплексного подхода.[16] Это развивающаяся в настоящее время модель психического здоровья и расстройств. Таким образом, нет единого мнения относительно того, как эта модель может быть принята и применена в клинической практике. Существенным преимуществом многомерной модели является то, что она устраняет произвольное разделение между здоровьем и расстройством. Поместив здоровье и расстройство в один ряд, стигматизацию можно уменьшить, если понять состояние человека и спектр человеческого поведения и психического здоровья. Кроме того, эта модель позволяет более эффективно понять эволюцию расстройств психического здоровья, поскольку люди могут находиться в одной части спектра в один момент времени и могут переходить в другую часть спектра в другой момент времени. Такой многомерный подход может также оказаться полезным при соматических заболеваниях, особенно в условиях, когда пороговые значения или диапазоны нормальности могут иметь произвольное или неопределенное происхождение.
Улучшение результатов медицинских бригад
HBSE может обеспечить основу для совместной помощи и межпрофессиональных команд для обеспечения оптимального ухода за пациентами. В этих ситуациях у медицинских работников разных дисциплин могут быть разные способы формулирования понимания пациента. Таким образом, междисциплинарные группы могут использовать концепции HBSE для понимания междисциплинарных составов и планов лечения. Учитывая ограничения существующей системы здравоохранения и системное давление на отдельных поставщиков, каждый отдельный поставщик может рассмотреть возможность сосредоточения внимания на одном аспекте индивидуального ухода, сохраняя при этом понимание более важных факторов, влияющих на состояние пациента. Первостепенное значение имеет оценка и оценка подготовленного социального работника, который может выявить факторы, препятствующие уходу за пациентом, и подробно описать ожидания пациента от лечения. Сообщение об этих факторах обученной специализированной медсестре может помочь в обучении пациентов и улучшить соблюдение режима лечения. Выявление вредных факторов, а также нежелательных реакций и уведомление врачей об этих результатах может помочь улучшить клинические результаты и предотвратить осложнения. Электронные медицинские записи могут помочь в этом благодаря компьютерному выявлению основных факторов или дефицитов в жизни пациента, которые могут ограничивать приверженность, медицинскую грамотность или общение. Благодаря лучшему пониманию HBSE можно создать более интегрированную медицинскую команду и, как следствие, систему здравоохранения. Канадские институты исследований в области здравоохранения определили десять принципов успешной интеграции здравоохранения, в том числе «Стандартное оказание помощи с помощью межпрофессиональных групп».[17]
Один из факторов, выявленных в соответствии с этим принципом, включал «один стандарт медицинской помощи». В связи с этим всестороннее представление о каждом человеке с использованием понимания HBSE позволит разработать универсальный стандарт медицинской помощи для всех систем здравоохранения. Кроме того, был признан акцент на благополучии и укреплении здоровья, чему опять-таки может способствовать понимание HBSE. [Уровень 3]
Сестринское дело, союзное здравоохранение и вмешательство межпрофессиональной группы
Межпрофессиональная группа может оказывать поддержку с помощью различных подходов, включая последующие телефонные звонки после выписки из больницы или визит в клинику для обеспечения соблюдения режима лечения. Эти звонки могут также способствовать и учитывать другие факторы, влияющие на представление пациента, которые не могли быть учтены во время приема. Некоторые примеры включают трудности с транспортом или определение расписания общественного транспорта, грамотность в вопросах здоровья по телефону и выявление сложных семейных систем, которые могут повлиять на приверженность пациентов. Таким образом, некоторые такие барьеры могут быть выявлены и устранены с помощью различных государственных программ и программ системы здравоохранения.
Мониторинг сестринского дела, смежных медицинских учреждений и межпрофессиональной бригады
Мониторинг соблюдения пациентом режима и препятствий для соблюдения режима может быть облегчен при понимании HBSE. Выявление факторов, не относящихся к биологической сфере, может предоставить поставщикам медицинских услуг представление о других факторах, влияющих на соблюдение режима лечения. Например, выявление соображений стоимости и финансового напряжения в качестве факторов, способствующих несоблюдению предписаний, может позволить поставщику или медицинской команде порекомендовать сайт купонов на рецепты или помочь пациенту подать заявку на участие в программах помощи пациентам. Мониторинг межпрофессиональной команды может быть особенно полезен для выявления этих разнообразных факторов. Каждый член медицинской бригады может работать над определением различных аспектов состояния пациента, используя биопсихосоциальную модель. Таким образом, все члены многопрофильной медицинской бригады (врачи, врачи среднего звена, фармацевты, медсестры, терапевты и вспомогательный персонал) могут оказывать поддержку отдельному пациенту различными более сложными способами, которые являются более целостными и комплексными по сравнению с традиционным заболеванием. -ориентированная модель.
Контрольные вопросы
Получите бесплатный доступ к вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Комментарий к этой статье.
Ссылки
- 1.
Patel MR, Piette JD, Resnicow K, Kowalski-Dobson T, Heisler M. Социальные детерминанты здоровья, связанное с затратами несоблюдение рекомендаций и поведение, снижающее затраты среди взрослых с диабетом: Результаты национального опроса о состоянии здоровья. Мед уход. 2016 авг; 54 (8): 796-803. [Бесплатная статья PMC: PMC4945373] [PubMed: 27219636]
- 2.
Бачур С., Сингер Б., Хейс-Конрой А., Хорвиц Р.И. Социальные детерминанты ответа на лечение. Am J Med. 2018 май; 131(5):480-483. [PubMed: 29421690]
- 3.
Вайс-Гал И. Подход «человек в окружающей среде»: профессиональная идеология и практика социальных работников в Израиле. Соц Работа. 2008 Январь; 53 (1): 65-75. [PubMed: 18610822]
- 4.
Лау Д.Т., Скандретт К.Г., Ярзебовски М., Холман К., Эмануэль Л. Безопасность, связанная со здоровьем: основа для устранения барьеров на пути старения на месте. Геронтолог. 2007 декабрь; 47 (6): 830-7. [Пубмед: 18192636]
- 5.
Сулмасы Д.П. Биопсихосоциально-духовная модель ухода за больными в конце жизни. Геронтолог. 2002 г., октябрь 42 г. Спец. № 3: 24–33. [PubMed: 12415130]
- 6.
McHale SM, Dotterer A, Kim JY. Экологический взгляд на СМИ и развитие молодежи. Am Behav Sci. 2009 г., апрель 52(8):1186-1203. [Бесплатная статья PMC: PMC3257056] [PubMed: 22247564]
- 7.
Уиллис Л., Гудвин Дж., Ли К.О., Москеда Л., Гарри П., Лю П., Линн Р., Уэйн С. Влияние психосоциальных факторов на здоровье исходы у пожилых людей. Перспективное исследование. J Старение здоровья. 1997 августа; 9(3):396-414. [PubMed: 10182400]
- 8.
Дуайер К.А. Психосоциальные факторы и состояние здоровья у женщин с ревматоидным артритом: прогностические модели. Am J Prev Med. 1997 г., январь-февраль; 13(1):66-72. [PubMed:
44]- 9.
Васкес И., Вальдеррабано Ф., Форт Дж., Хофре Р., Лопес-Гомес Дж.М., Морено Ф., Санс-Гуахардо Д., Испанская кооперативная группа по изучению качества жизни пациентов с заболеваниями почек. Психосоциальные факторы и качество жизни, связанное со здоровьем, у пациентов, находящихся на гемодиализе. Качество жизни Res. 2005 Февраль; 14 (1): 179-90. [PubMed: 15789952]
- 10.
Пикхарт Х., Пихартова Дж. Связь между психосоциальными факторами риска и результатами хронических заболеваний для здоровья: обзор данных о раке и сердечно-сосудистых заболеваниях. Европейское региональное бюро ВОЗ; Копенгаген: 2015. [PubMed: 27536768]
- 11.
Оренштейн Г.А., Льюис Л. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 14 ноября 2021 г. Стадии психосоциального развития Эриксона. [В паблике: 32310556]
- 12.
Малик Ф. , Марваха Р. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 18 сентября 2022 г. Когнитивное развитие. [PubMed: 30725780]
- 13.
Скотт Х.К., Когберн М. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 13 января 2022 г. Piaget. [PubMed: 28846231]
- 14.
млн лет, Гонконг. Нравственное развитие ребенка: интегральная модель. Фронт общественного здравоохранения. 2013;1:57. [Бесплатная статья PMC: PMC3860007] [PubMed: 24350226]
- 15.
Райт К.Д., Тиани А.Г., Биллингсли А.Л., Штейнман С.А., Ларкин К.Т., Макнейл Д.В. Структура для понимания роли психологических процессов в развитии, поддержании и лечении заболеваний: модель 3P-болезни. Фронт Псих. 2019;10:2498. [Бесплатная статья PMC: PMC6879427] [PubMed: 31824367]
- 16.
Narrow WE, Kuhl EA. Дименсиональные подходы к психиатрической диагностике в DSM-5. J Ment Health Policy Econ. 2011 Декабрь; 14 (4): 197-200.