Разведенные супруги вправе вступить в новый брак только после: СК РФ Статья 25. Момент прекращения брака при его расторжении \ КонсультантПлюс

Статья 25 Семейного кодекса РФ в новой редакции с Комментариями и последними поправками на 2022 год

Новая редакция Ст. 25 СК РФ

1. Брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде — со дня вступления решения суда в законную силу.

2. Расторжение брака в суде подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака.

Супруги не вправе вступить в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния по месту жительства любого из них или по месту государственной регистрации заключения брака.

Комментарий к Статье 25 СК РФ

1. Важным нововведением действующего Семейного кодекса РФ является то, что брак, расторгнутый в суде, считается прекращенным с момента вступления в силу решения суда о расторжении брака. Это существенно изменяет ранее действовавшее правило, в соответствии с которым брак, расторгнутый в суде, считался таковым лишь с момента регистрации развода в органах загса. Нередки были случаи, когда супруги, расторгнувшие брак в суде и фактически прекратившие семейные отношения, юридически состояли в браке, поскольку по различным причинам (например, отсутствие денег на пошлину, взимаемую при разводе) не зарегистрировали свой развод в органах загса.

2. Порядок государственной регистрации расторжения брака на основании решения суда о расторжении брака регулируется ст. 35 Закона об актах гражданского состояния. Согласно указанной статье государственная регистрация расторжения брака на основании решения суда производится в органах записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака на основании выписки из решения суда либо по месту жительства бывших супругов (любого из них) на основании выписки из решения суда и заявления бывших супругов (одного из них) или заявления опекуна недееспособного супруга. Заявление о государственной регистрации расторжения брака может быть сделано устно или в письменной форме.

Одновременно с заявлением о государственной регистрации расторжения брака должно быть представлено решение суда о расторжении брака и предъявлены документы, удостоверяющие личности бывших супругов (одного из супругов).

В случае, если один из бывших супругов зарегистрировал расторжение брака в органе записи актов гражданского состояния, а другой бывший супруг обращается в тот же орган записи актов гражданского состояния позже, сведения об этом бывшем супруге вносятся в ранее произведенную запись акта о расторжении брака.

П. 2 комментируемой статьи устанавливает, что лица не могут вступить в новый брак, пока не получат свидетельство о расторжении предыдущего брака в органе загса по месту жительства любого из них. По существу речь идет о чисто формальном моменте, поскольку в противном случае речь могла бы идти о нарушении принципа моногамии при вступлении в новый брак.

Другой комментарий к Ст. 25 Семейного кодекса Российской Федерации

В соответствии с п.1 ст.25 СК РФ брак, расторгнутый в судебном порядке, считается прекращенным со дня вступления решения суда в законную силу. Указанное положение в силу п.3 ст.169 СК РФ не распространяется на случаи, когда брак расторгнут в судебном порядке до 1 мая 1996 г., то есть до дня введения в действие ст.25 СК РФ. Брак, расторгнутый в органах записи актов гражданского состояния, считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния независимо от того, когда был расторгнут брак — до или после 1 мая 1996 г.

О специфических аспектах брака в Египте

В раздел «Справочная информация для выезжающих за рубеж»

Основанные по большей части на исламском шариате в Египте нормы семейного и гражданского законодательства, а также традиции и обычаи формируют для наших соотечественниц, которые намереваются выйти замуж и проживать в Египте, весьма непривычные юридические особенности и связанные с ними бытовые реалии.

Термин «брак» в Египте означает контракт (договор, сделку) двух вступивших в брачный возраст сторон: у мужчин – начиная с 18 лет, у женщин – в 16 лет (полное совершеннолетие у египтян наступает в 21 год с правом наследования). Он оформляется таким документом как «акд заувадж», т.е. «брачный договор», к которому прилагается т.н. «каима манкулят зауджийя», т.е. список передаваемого вступающим в брак имущества. В Египте составление и согласование брачных контрактов, а также приложений к ним является отдельной областью юридической деятельности и выполняется специальными нотариусами – «маазунами», гонорар которых зачастую исчисляется в процентах от стоимости сделки. Все записи ведутся на арабском языке.

«Акд заувадж» после подписания его сторонами регистрируется в министерстве юстиции (ЗАГС) и суде, заносится в электронную базу. На лицевой стороне документа наклеены фотографии вступающих в брак, на уголках которых проставлены печати министерства юстиции и суда.

На основании «акд заувадж» в ЗАГС или посольствах Египта за рубежом могут распечатываться актуализированные дубликаты, которые оформлены на специальных бланках зеленого цвета размера А-5, без фотографий. Именно «акд заувадж» и его дубликаты являются эквивалентами российского свидетельства о браке и его повторных экземпляров. В России египетский брачный контракт (т.е. свидетельство о браке) действителен после легализации в МИД АРЕ и РКЗУ (или КО Посольства в Каире) и свидетельствования верности перевода. Надлежащим образом оформленный «акд заувадж» дает иностранке право на египетскую визу сроком на три года, а также, при наличии такого желания, может служить основанием для оформления гражданства АРЕ. Египетские обычаи предписывают публичное объявление о заключении брака и проведение свадебного торжества.

Одной из обязательных статей «акд заувадж» является размер калыма «махр» — т.е. денежной суммы (ювелирных предметов), которую сторона жениха должна передать стороне невесты. «Махр» состоит из двух частей: предварительной («мукаддам»), и основной («муаххар» т.е. «отложенный»). «Мукаддам» вносится до брака, при помолвке. В случае расторжения помолвки по инициативе невесты «мукаддам» возвращается жениху, а при расторжении помолвки по вине жениха он остаётся у невесты. «Муаххар» подлежит передаче стороне жены при разводе по инициативе или доказанной по суду вине мужа. В «акд заувадж» также фиксируются такие важные права, как разрешение супруге работать, получать образование, выезжать за границу (действует в отношении гражданок Египта), возможность расторжения брака полюбовно (т.н. «хол´а»), без тяжбы, путем обычного судебного уведомления. Калым является финансовой гарантией, а его размер — важным индикатором серьезности намерений жениха, ценности невесты и благосостояния сторон. В некоторых случаях его размер может достигать одного миллиона египетских фунтов (приблизительно 57 тыс.долл. США) и выше.

В состав брачного договора в виде приложения входит вышеупомянутая «каима манкулят зауджийя» — подробный список предоставленного стороной мужа имущества и приданого невесты, которое муж должен вернуть жене в случае развода по его инициативе или вине. «Каима» оформляется с нотариальным заверением подписей сторон и свидетелей. В Египте в целом принято, что сторона мужа предоставляет новой семье жилье и часть обстановки, а сторона жены – автомобиль, одежду, предметы утвари и основную часть мебели, но по договоренности возможны и другие варианты.

Грамотно составленный брачный контракт и приложение к нему позволяют супруге заметно нивелировать присущее египетскому социуму гендерное неравенство и даже добиться некоторых преимуществ. К сожалению, гражданки России, как правило, уделяют мало внимания этой стороне вопроса, например, указывая в брачном контракте такие символические суммы калыма, как «1 египетский фунт» или «100 египетских фунтов» (5,6 долл.США). При браке с египтянками подобное не допускается, так как египтяне стремятся наиболее ответственным образом подходить к составлению брачных контрактов. Известны случаи, когда россиянки при заключении брака с египтянами отдавали им крупные денежные суммы вовсе без юридического оформления.

Семейные финансы. В египетских семьях, как правило, общего семейного бюджета не существует, и права, обязанности, материальные и финансовые активы супругов распределены согласно египетским законам, традициям, брачному договору и его приложениям. Содержание жен и детей, а также обеспечение их жильем происходит за счет мужа, но содержать пасынков и падчериц он не обязан. Жены имеют право не работать. Если жена работает, своим заработком она вправе распоряжаться по собственному усмотрению, тратить полностью на себя. При заключении брака имущество у жены не отчуждается и остается ее личной собственностью, а свое приданое в случае развода она у мужа вправе истребовать. Все подарки, сделанные мужем жене, также остаются у нее после развода.

Необходимо иметь в виду, что в Египте при расторжении брака не применяется принятый в России принцип «50/50» раздела нажитого во время супружества имущества: движимое и недвижимое имущество, нематериальные активы — акции, паи, доли в акционерных обществах, банковские счета и т.

д. бывают оформлены на имя одного из супругов, и при расторжении брака другая сторона на него претендовать не может. Распространённая среди несведущих россиянок практика приобретения недвижимости на имя египетского супруга приводит к утрате таковой в случае расторжения брака.

Семья в Египте. В АРЕ разрешена полигамия. Мужчина может иметь не более четырех жен одновременно, причем вступить в новый брак можно только получив разрешение имеющихся жен. Сокрытие факта наличия супруги при заключении нового брака карается в уголовном порядке, тюремным заключением сроком до 3 лет. Женщины в Египте правом на полигамию не обладают. При заключении брака с гражданином АРЕ жена-иностранка сохраняет свою фамилию. У самих египтян само понятие фамилии отсутствует на юридическом уровне и вместо нее используется имя прадеда или прапрадеда.

«Контракт-орфи» — разрешенная в Египте квазиюридическая разновидность брака, в общественном сознании близкая к узаконенной проституции. Заключается в максимально упрощенном порядке, фактически это приобретенный в канцелярском магазине бланк с надписью от руки о заключенном браке, именами и подписями «орфи-мужа», «орфи-жены» и свидетелей.

Какие-либо вопросы об имущественных или других правах в этом документе не рассматриваются. «Орфи-контракт» может также использоваться в качестве основания при заключении полноценного брачного контракта и в таком случае подписи сторон регистрируются в государственной нотариальной конторе и суде.

В условиях строгих законов Египта о нравственности «орфи-контракт» позволяет гражданину Египта без риска предусмотренного за это тюремного заключения сожительствовать с женщиной (чаще всего иностранкой) и избегать существенных материальных обязательств, которые налагает на него официальный брак. Иностранной гражданке «орфи-контракт» позволяет однократно получить визу «невесты» сроком на 6 месяцев.

«Орфи-брак» ставит заключившую его женщину в заведомо невыгодное положение, поэтому гражданам настоятельно рекомендуется оформлять «акд зауадж» — полноценные в юридическом плане брачные контракты. Для иностранки заключение «орфи-контракта» чревато непредсказуемыми осложнениями. Так, например, его простого прекращения для юридического расторжения такого «брака» недостаточно и развод необходимо оформлять в судебном порядке, причем положенные при расторжении «акд зауадж» компенсации не начисляются, а гражданин Египта при этом может еще предъявить супруге претензии материального характера.

Межконфессиональные браки. Египетское законодательство допускает брак мусульманина с немусульманкой, хотя нормы шариата этого и не поощряют. Считается, что немусульманские супруги египтян должны со временем принять ислам. Прямым последствием межконфессионального брака в АРЕ является закрепленная в шариате невозможность наследования детьми мусульманами имущества родителей христиан, причем этот принцип действует и в обратном отношении Эта проблема может решаться путем прижизненного дарения или принятия ислама супругой-немусульманкой.

Гражданство и конфессиональная принадлежность детей. Рожденные от гражданина Египта дети являются гражданами АРЕ по рождению, независимо от места своего рождения (ст. 2 Закона «О гражданстве АРЕ» № 26 от 1975 г.). Дети, хотя бы один из родителей которых — мусульманин, являются ipso facto мусульманами.

Совершеннолетие детей. Полное совершеннолетие у граждан Египта наступает с приобретением права наследования в возрасте 21 года. Требование о согласии отца на выезд детей с матерью в настоящее время отменено, но при наличии претензий с его стороны по решению суда или компетентных органов их выезд может быть ограничен до достижения мальчиками — 18 лет, девочками — 19 лет либо замужества. Согласие отца требуется также для оформления египетского паспорта детям до 19 лет.

О расторжении брака по инициативе мужа. Мужья имеют право на «талак» — развод по упрощенной процедуре, без подачи судебного иска и объяснения причин, с последующей регистрацией расторжения брака в государственной нотариальной конторе в течение 30 дней. Обычно за этим следуют иски жен по вопросам компенсаций и алиментов, а египетские судьи имеют широкие полномочия в решении вопросов об определении их размеров и склонны строго относиться к мужьям, которые разводятся без уважительных причин. Рассматриваются, например, такие факторы, как количество лет состояния в браке, число совместных детей, изменение социального статуса супруга (повышение засчитывается в заслуги жены), причина развода, уровень материального достатка, ежемесячного дохода супруга на момент заключения брака и до него. Подавшая иск на компенсацию супруга, помимо основной части калыма «муаххар» и приданого, состав которого был перечислен в «каима манкулят зауджийя» (см.выше), имеет право на алименты для себя на период минимум в два года и для проживающих с ней общих детей. В случае нежелания со стороны супруга проживать с бывшей супругой он обязан предоставить ей жилье и ежемесячное содержание.

Расторжение брака по инициативе жены. Женщины имеют право на расторжение брака только по суду, причем имеется два пути его расторжения.

Первый – путем доказательства вины супруга, и тогда истице необходимо доказать, что ее супруг: а) страдает тяжелым хроническим заболеванием, психическим расстройством, венерической инфекцией, импотенцией; б) не обеспечивает семью материально; в) без вести отсутствует или находится в тюремном заключении; г) наносит «ущерб» ее физическому или психическому здоровью (данный пункт наименее доказуем).

Второй – т.н. «хол´а», т.е. путем обоюдного согласия (по «невозможности совместного проживания из-за несоответствия характеров»), при котором супруга отказывается от возврата основной части калыма («муаххар» см. выше), других компенсаций, фактически по схеме «свобода в обмен на деньги». От прав на алименты на детей и перечисленного в «каима манкулят зауджийя» имущества она в рамках данной сделки отказаться не может.

Последствия расторжения брака. После расторжения брака дети (граждане Египта по рождению) как правило, остаются с матерью-египтянкой (в отношении матерей-иностранок это не соблюдается), причем это право не может оспариваться до достижения 11-летнего возраста сыновьями и 15-летнего – дочерями. После достижения 11-летнего возраста у мальчиков появляется право выбора, с кем из родителей они будут проживать, и этот вопрос им задают в суде. У 15-летних девочек такое право не возникает, однако, в случае, если по суду будет доказана нежелательность их проживания с матерью, то их передают для проживания с бабушкой или дедушкой по материнской линии (при отсутствии таковых – с бабушкой или дедушкой по отцовской линии, тетей по материнской линии, тетей по отцовской линии, двоюродной сестрой по отцовской линии. Только при отсутствии этих родственников, право на проживание переходит к родному отцу). Мальчики обязаны проживать с родителями или родственниками до достижения возраста 18 лет, а девочки – до 19 лет или замужества.

Вне зависимости от того, кто из супругов инициировал развод, отцы после этого обязаны выплачивать ежемесячно алименты на содержание детей: сыновей – до достижения ими возраста 15 лет, дочерей – 19 лет либо замужества. Статья 76 Закона №1 от 2000 г. «О гражданском состоянии», определяет следующий порядок расчета алиментов: 25% — в пользу одной разведенной супруги и одного ребенка, 40% в случае наличия более чем одной разведенной супруги и двух детей; 50% — для более чем двух разведенных супруг и детей. В случае отказа от выплат в добровольном порядке, размер алиментов назначается судом, за неисполнение судебного решения отец подвергается наказанию вплоть до поражения в правах и тюремного заключения.

В отличие от мусульман право христиан-коптов на расторжение брака серьезно ограничено и возможно только в случае доказанной супружеской измены или выхода одного из супругов из христианства. В любом случае без разрешения церкви в египетском суде брак двух христиан расторгнут не будет (следствие ст. 3 Конституции АРЕ 2014 года).

Для избежания потенциальных и серьезных осложнений, связанных с заключением брака в Египте, необходимо максимально внимательно ознакомиться с имеющейся доступной информацией на данную тему, воспользоваться услугами опытных переводчиков и адвокатов, проконсультироваться у специальных нотариусов «маазунов». Настоятельно рекомендуется оформление юридически полноценных брачных документов: «акд заувадж» и приложений к ним, письменное закрепление в них таких пунктов как максимально возможный размер калыма, право на работу, получение образования, расторжение брака в упрощенном порядке, беспрепятственный выезд для детей, отсутствие возможных имущественных претензий.

Что Библия говорит о разводе и повторном браке?

ГлавнаяКонтент ИндексОтношенияВыйти замуж Развод Повторный брак

Вопрос

Ответ

Прежде всего, независимо от того, какую точку зрения вы придерживаетесь на вопрос о разводе, важно помнить Малахию 2:16: «Ненавижу развод, говорит Господь Бог Израилев». Согласно Библии, брак — это обязательство на всю жизнь. «Значит, их уже не двое, а одно. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матфея 19).:6). Однако Бог понимает, что, поскольку в браке участвуют два грешных человека, будут происходить разводы. В Ветхом Завете Он установил некоторые законы для защиты прав разведенных, особенно женщин (Второзаконие 24:1–4). Иисус указал, что эти законы были даны из-за жестокосердия людей, а не потому, что такие законы были Божьим желанием (Матфея 19:8).

Споры о том, разрешены ли согласно Библии развод и повторный брак, в основном вращаются вокруг слов Иисуса в Евангелии от Матфея 5:32 и 19.:9. Фраза «кроме супружеской неверности» — единственное место в Писании, которое, возможно, дает Божье разрешение на развод и повторный брак. Многие толкователи понимают эту «оговорку об исключении» как относящуюся к «супружеской неверности» в период «помолвки». По иудейскому обычаю мужчина и женщина считались женатыми, даже если они были помолвлены или «помолвлены». Согласно этой точке зрения, безнравственность в этот период «обручения» была бы единственной веской причиной для развода.

Однако греческое слово, переведенное как «супружеская неверность», может означать любую форму сексуальной безнравственности. Это может означать блуд, проституцию, прелюбодеяние и т. д. Возможно, Иисус говорит, что развод допустим, если совершена сексуальная безнравственность. Сексуальные отношения являются неотъемлемой частью супружеских уз: «два будут одна плоть» (Бытие 2:24; Матфея 19:5; Ефесянам 5:31). Следовательно, любой разрыв этой связи внебрачными сексуальными отношениями может быть допустимой причиной для развода. Если это так, Иисус также имеет в виду повторный брак в этом отрывке. Фраза «и женится на другой» (Матфея 19:9) указывает, что развод и повторный брак разрешены в случае оговорки об исключении, как бы она ни интерпретировалась. Важно отметить, что только невиновная сторона может вступить в повторный брак. Хотя в тексте и не сказано, но, казалось бы, разрешение на повторный брак после развода есть милость Божия к тому, против кого согрешили, а не к тому, кто совершил блуд. Могут быть случаи, когда «виновной стороне» разрешается вступать в повторный брак, но в этом тексте они не очевидны.

Некоторые понимают 1 Коринфянам 7:15 как еще одно «исключение», разрешающее повторный брак, если неверующий супруг разводится с верующим. Однако в контексте не упоминается повторный брак, а только говорится, что верующий не обязан продолжать брак, если неверующий супруг захочет уйти. Другие утверждают, что жестокое обращение (супружеское или детское) является уважительной причиной для развода, хотя в Библии оно не указано как таковое. Хотя это вполне может иметь место, никогда не следует полагаться на Слово Божье. В случаях жестокого обращения, разделение определенно в порядке и должно произойти немедленно.

Иногда в дебатах по поводу пункта об исключении теряется тот факт, что, что бы ни значила «супружеская неверность», это разрешение на развод, а не требование к нему. Даже когда совершается прелюбодеяние, пара может, благодаря Божьей благодати, научиться прощать и начать восстанавливать свой брак. Бог простил нам гораздо больше. Конечно, мы можем следовать Его примеру и даже простить грех прелюбодеяния (Ефесянам 4:32). Однако во многих случаях супруг не раскаивается и продолжает вести сексуальную безнравственность. Вот где Матфея 19:9 можно применить. Многие также стремятся быстро снова жениться после развода, когда Бог может пожелать, чтобы они остались одинокими. Бог иногда призывает людей быть одинокими, чтобы их внимание не разделялось (1 Коринфянам 7:32–35). Повторный брак после развода может быть вариантом в некоторых обстоятельствах, но это не означает, что это единственный вариант.

Библия предельно ясно дает понять, что Бог ненавидит развод (Малахия 2:16) и что примирение и прощение должны быть отмечены в жизни верующего (Луки 11:4; Ефесянам 4:32). Однако Бог признает, что развод произойдет даже среди Его детей. Разведенный и/или вступивший в повторный брак верующий не должен чувствовать себя менее любимым Богом, даже если развод и/или повторный брак не подпадают под возможную оговорку об исключении из Матфея 19. :9.

Вернуться к:

Вопросы о браке

Что Библия говорит о разводе и повторном браке?

Подпишитесь на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Вы разведены — можете ли вы жениться снова? | Христианство сегодня

В: Новый Завет, кажется, поддерживает развод по узкому кругу причин, но поддерживает ли он повторный брак?
—К.А.Миллер, Уитон, Иллинойс

О: Есть три отрывка из Нового Завета, которые наиболее непосредственно касаются темы развода и повторного брака. Я полагаю, что при тщательном рассмотрении они оказываются более требовательными и менее ограничивающими в вопросе развода и повторного брака, чем это часто признавали евангелисты.

Луки 16:18 — очень смелое и прямолинейное изречение, которое, кажется, быстро решает проблему: «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (все цитаты из НРСВ). И развод, и повторный брак просто неправильны, верно?

Почти все исследователи Нового Завета согласны с тем, что это изречение является аббревиатурой высказывания Иисуса, которое встречается в более полной форме в Евангелии от Матфея 5:3132 в Нагорной проповеди. После обсуждения своих взглядов, противопоставленных взглядам иудаизма, Иисус замечает: «Также было сказано: «Кто разводится с женой своей, пусть даст ей свидетельство о разводе». А Я говорю вам, что всякий, разводящийся с женою своею не по причине прелюбодеяния, подает ей повод прелюбодействовать; и всякий, женящийся на разведенной, прелюбодействует».

Примечательно, что Иисус ясно видит некоторые обстоятельства, узаконивающие развод. Брак остается действительным до тех пор, пока одна из сторон не расторгнет брак из-за неверности. Это так называемое положение об исключении появляется здесь, в 5-й главе Евангелия от Матфея, а затем в 19-й главе Евангелия от Матфея, но не встречается ни у Марка, ни у Луки.

Церкви и христианские учреждения ошибаются, когда они без разбора отрицают возможность занимать руководящие должности или вступать в повторный брак после развода мужчины и женщины.

В аналогичном отрывке из Марка 10:1112 Иисус расширяет сферу учения, чтобы показать, что такое расторжение может относиться к поведению как мужчины, так и женщины (хотя по иудейскому обычаю женщины не могли развестись со своими мужьями, Иисус включает женщин в равной степени в его ведении): «Кто разводится с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если она разведется с мужем своим и выйдет замуж за другого, прелюбодействует». Более дословный перевод «она прелюбодействует» гласит: «она прелюбодействовала», что означает, что если женщина разводится без уважительной причины, она остается в действительном браке. Таким образом, повторный брак для нее был бы прелюбодеянием. Говоря это, Иисус вполне мог иметь в виду обычай мужчин увольнять своих жен без уважительной причины, тем самым эксплуатируя их.

Другие информационные бюллетени

Но как нам сегодня применить «оговорку об исключении»? Принимает ли Иисус законным только развод, но не повторный брак для невиновного партнера? В еврейском обществе времен Иисуса повторный брак всегда предполагался для невиновной стороны, если только это не было запрещено по какой-либо особой причине. Таким образом, неверность сделала бы брак недействительным, поскольку действительный развод аннулировал брачные узы и позволил невиновной стороне вступить в повторный брак точно так же, как одинокому человеку.

Иисус в своих радикальных заповедях царства очень серьезно относится к разводу. За грехи есть суровый суд, но в то же время нет и не должно быть осуждения невинным.

«Почему Моисей разрешил развод?»
Второй важный отрывок – это Матфея 19:312 (см. также Марка 10:212). Здесь некоторые фарисеи проверяют толкование Иисусом закона о разводе. Иисус защищает постоянство брака, апеллируя к Книге Бытия, что «двое станут одной плотью». На вопрос, почему Моисей разрешил разводиться, Иисус отвечает: «Моисей позволил вам разводиться с женами, потому что вы были так жестокосерды; за прелюбодеяние и женится на другой, прелюбодействует».

Обратите внимание, что Иисус снова включает «оговорку об исключении», которая узаконивает разводы, расторгнутые из-за неверности. Проблема здесь связана с еврейскими законами, которые позволяют мужчинам свободно увольнять своих жен, часто на надуманных основаниях. Один великий раввин, Шамай, учил, что единственным основанием для развода является сексуальная неверность или прелюбодеяние. Но рабби Гилель был более великодушен: «Мужчина может развестись с женой, даже если она сожгла ему суп… или испортила ему блюдо». Рабби Акиба учил, что развод допустим, «если он найдет женщину более красивую, чем его жена». Такие разводы оставляли женщин дрейфовать в мужском мире, без надежды на повторный брак и в полной растерянности. Иисус выступает против таких разводов по расчету.

Он также выступал против учения о том, что мужчине требуется отказаться от жены, когда он подозревает неверность. (Вспомните реакцию Иосифа, когда он узнал о неожиданной беременности Марии.) Иисус исправляет это, находя такое поведение невыносимым. Моисей не приказал своему народу разводиться с женами, он разрешил это. Трамплином для правильного действия должно быть не жестокосердие, а милосердие. Иисус еще раз подтверждает, что такой развод может быть правильным только в том случае, если женщина сама сделала что-то, что непоправимо разрушит брак. Но это не обязательный ответ.

Многие сегодня неверно истолковали этот отрывок и сделали два утверждения: (1) нельзя развестись с женой, если она не изменила; (2) Кто вступает в повторный брак, тот прелюбодействует. Но не в этом смысл. Активный глагол здесь «прелюбодействует», и все предложение должно быть сведено воедино. Следует читать: «Всякий, кто делает следующее, прелюбодействует: разводится со своей женой (за исключением безнравственности) и женится во второй раз на другой». Суждение выносится не тому, кто вступает в повторный брак, а тому, кто вступает в повторный брак после незаконного развода. Если развод недействителен, то и повторный брак недействителен. Но верно и обратное: если развод действителен, то повторный брак должен быть приемлем, как это было в обычном иудейском обычае.

«Не связаны» браком
Третий важный отрывок находится в 1 Коринфянам 7, где Павел обсуждает христианский брак. Он вторит учению Иисуса, говоря, что мужьям и женам не разрешается оставлять друг друга, но они должны стремиться к примирению. Затем Павел обращается к теме, чуждой Иисусу и Евангелиям. Что, если бы у христианина был супруг-язычник? Мог ли быть духовный союз между двумя людьми, когда один поклонялся идолам? Павел утверждает, что христианам не следует инициировать развод из-за духовных недостатков супруга: «Если у какого верующего есть жена неверующая, и она согласна жить с ним, не разводись с ней» (ст. 12). Павел говорит, что присутствие христианина в браке дает детям и семье надежду на спасение.

Но затем Павел делает одно исключение из правила Иисуса о разводе: если неверующий супруг отказывается от брака, невиновный супруг должен работать над примирением (ст. 1011), но, в конце концов, «не связан». Эта заключительная фраза в стихе 15 имеет решающее значение. Невиновная сторона не связана браком, и это в равной степени включает женщин или мужчин. Этот язык перекликается со словами из еврейского закона о разводе: «не связанный» означает, что невиновный человек свободен вступить в повторный брак.

Павел даже подкрепляет свою мысль в 7:2628: «Я думаю, что ввиду надвигающегося кризиса хорошо для тебя оставаться таким, какой ты есть. Связан ли ты с женой? Не стремись быть свободным. свободен ли ты от жены? Не ищи жены. Но если женишься, не согрешишь, и если девица выйдет замуж, не согрешит». В более буквальном переводе Павел не говорит: «Вы свободны», он говорит: «Вы освободил », то есть тот, кто был освобожден от брака, а именно тот, кто был женат и разведен. Павел предпочитает, чтобы они оставались холостыми из-за страданий этого века, но если они женятся, согласно стиху 28, они

В общем, Павел добавляет еще одну возможную причину действительного развода: отказ от брака неверующим партнером. если она стала жертвой развода, он или она может жениться повторно. 0003

«Муж одной жены»
Наконец, Павел делает несколько замечаний о природе брака в своих пастырских письмах, размышляя о разводе и повторном браке. И в 1 Тимофею 3:2, и в Титу 1:6 Павел оговаривает, что епископы (1 Тимофею) и старейшины (Тит) должны быть «женаты только один раз» или «муж одной жены». Эти стихи побудили многие христианские организации дисквалифицировать потенциальных лидеров, которые когда-либо были разведены. Но я сомневаюсь, что это даже близко к тому, о чем думает Пол.

Во-первых, он может иметь в виду полигамию. Хотя наличие нескольких жен было против римского права, тем не менее, это было законно в палестинском иудаизме, хотя моногамия была нормой. Еврейская устная традиция фактически оправдывает наличие 18 жен. Таким образом, Павел может иметь в виду, что у этих христианских лидеров должна быть «только одна жена».

Во-вторых, свидетельства греко-римского общества указывают на то, что у некоторых мужчин были наложницы, хотя они были незаконны как в греческом, так и в римском обществе. Павел, возможно, ясно дает понять: мужчины-христиане должны быть чисты и нравственны в своих супружеских отношениях. Он ищет лидеров со стабильной семейной жизнью.

Таким образом, Новый Завет говорит нам, что брак следует рассматривать как установленные Богом отношения между мужчиной и женщиной. Он должен быть моногамным и постоянным. Однако есть два исключения, когда развод является действительным: когда супруг неверен и когда неверующий супруг отказывается от брака. В каждом случае брак расторгается, и невиновный партнер может вступить в повторный брак.

Развод — трагический результат того, что происходит с человечеством, борющимся с грехом и сломленностью. Всякий раз, когда брак терпит неудачу, мы должны оплакивать это как трагедию. Но не должно быть ошибки столь серьезной, чтобы ее нельзя было простить; нет ошибки вне досягаемости благодати.

Точно так же и наш Бог есть Бог обновления и восстановления. В некоторых случаях это означает восстановление брака до исходного состояния. В других случаях — а я могу вспомнить многих — это означает, что повторный брак — это возможность для обновления и новой надежды. Вот почему церкви и христианские институты ошибаются, когда они без разбора отрицают возможность занимать руководящие должности или вступать в повторный брак после развода мужчины и женщины. Такая позиция отрицает не только дух служения Иисуса, но и неправильное понимание благодати Божией в сокрушенном мире.

Гэри М. Бердж, профессор Нового Завета в Уитонском колледже и высшей школе. Отправьте вопросы для Directions to Christian Today, 465 Gundersen Dr., Кэрол Стрим, Иллинойс 60188; или по адресу [email protected].

Copyright © 1999 Христианство сегодня. Щелкните для получения информации о перепечатке.

Есть что добавить по этому поводу? Видите что-то, что мы пропустили? Поделитесь своим отзывом здесь.

Наши цифровые архивы находятся в стадии разработки. Сообщите нам, если необходимо внести исправления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *