НОУ ИНТУИТ | Лекция | Суд как субъект гражданских процессуальных правоотношений
6.1. Каковы властные полномочия суда?
Суд является не только обязательным, но и решающим субъектом гражданского процессуального правоотношения, поскольку это орган власти, который наделен полномочиями по осуществлению правосудия путем разрешения гражданских и уголовных дел.
Суд осуществляет руководство процессом, направляет действия всех участников процесса, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, обеспечивает выполнение ими процессуальных прав и обязанностей, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при разрешении гражданских дел, разрешает все вопросы, возникающие при рассмотрении дела, выносит постановления. Поскольку суд является органом власти, то и полномочия его по отношению к другим участникам процесса носят властный характер.
Суд, являясь участником гражданских процессуальных отношений, наделен не только процессуальными правами, но и обязанностями по отношению к другим участникам процесса. В частности, у суда существует обязанность принять исковое заявление, рассмотреть ходатайство.
В зависимости от оснований классификации процессуальные права, обязанности и соответствующие им действия суда могут различаться по стадиям процесса, по субъектам, имеющим право или обязанным совершить соответствующие действия, и по условиям их совершения.
6.2. Как решается вопрос о составе суда и отводах?
Вопрос о количественном составе суда решается с учетом судебной системы и стадии процесса.
Субъектами гражданских процессуальных правоотношений являются суды первой инстанции, апелляционные и суды кассационной и надзорной инстанций.
В настоящее время мировые судьи рассматривают гражданские дела в первой инстанции всегда единолично, федеральные судьи рассматривают их единолично, если коллегиальный состав суда из трех судей не предусмотрен федеральным законом. Так, согласно п. 1 ч. 4 ст. 10 и п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации» гражданские дела, отнесенные к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ и окружного (флотского) военного суда, рассматриваются единоличным судьей либо коллегией, состоящей из трех профессиональных судей. В коллегиальном составе суд рассматривает дела о расформировании избирательной комиссии или комиссии референдума (ч. 3 ст. 260 ГПК).
Рассмотрение дела в апелляционном порядке по апелляционной или частной жалобе на не вступившие в законную силу решение или определение мирового судьи осуществляет единолично судья районного суда (ч. 3 ст. 7 ГПК). Проверка же правильности не вступивших и вступивших в законную силу постановлений федеральных судов соответственно в кассационном и надзорном порядке всегда осуществляется коллегиальным судом.
Состав кассационной инстанции, рассматривающий конкретное гражданское дело, включает трех профессиональных судей суда соответствующего уровня, к компетенции которого относится проверка законности и обоснованности не вступивших в законную силу постановлений суда первой инстанции (ст. 337 ГПК). Один из судей председательствует в процессе, обычно это штатный председатель судебного состава соответствующего суда. При разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела, все судьи кассационного суда равны.
В составе надзорной инстанции должно быть не менее трех профессиональных судей суда соответствующего уровня, к компетенции которого относится проверка законности вступивших в силу судебных постановлений (ст. 377 ГПК). Конкретное же количество судей зависит от суда, рассматривающего дело в порядке надзора.
Кроме того, следует отметить, что в настоящее время, несмотря на то что закон не предусматривает специализацию судей, последняя на практике имеет место быть и играет решающее значение при формировании состава суда для рассмотрения того или иного дела.
Мировой судья, а также судья не может рассматривать дело и подлежит отводу, если он:
- при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика;
- является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;
- лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности.
В состав суда, рассматривающего дело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой.
Мировой судья, рассматривавший дело, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанции.
Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде первой инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в суде кассационной или надзорной инстанции.
Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах первой и надзорной инстанций.
Судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде надзорной инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах первой и кассационной инстанций.
До удаления суда (судьи) в совещательную комнату выслушивается мнение лиц, участвующих в деле, а также заслушивается лицо, которому заявлен отвод, если оно желает дать такое объяснение. В объяснении обосновывается позиция относительно заявленного отвода, однако отводимое лицо вправе отказаться от такого обоснования, даже если оно не согласно с мотивами заявленного отвода.
Определение по вопросу об отводе (самоотводе) всегда выносится в виде отдельного процессуального документа с приведением подробных мотивов принятого решения. Оно не преграждает возможность дальнейшего движения дела и отдельно от решения в суд второй инстанции не обжалуется, но возражения против этого определения могут быть включены в апелляционную или кассационную жалобу при обжаловании решения. Это не исключает пересмотра определения в порядке судебного надзора. Указанные правила применяются не только при рассмотрении дела судом первой инстанции, но и в случаях заявления отвода (самоотвода) при производстве в судах вышестоящих инстанций и в других производствах. В случае удовлетворения самоотвода или отвода мирового судьи дело через районный суд должно быть передано мировому судье другого судебного участка, расположенного на территории того же судебного района. При выборе конкретного мирового судьи должно учитываться мнение лиц, участвующих в деле. При невозможности замены мирового судьи в данном районе дело через областной или соответствующий ему по уровню суд в субъекте Российской Федерации передается мировому судье другого района.
При невозможности замены судьи (все судьи принимали участие в рассмотрении дела и им также заявлен отвод, который удовлетворен, в суде нет других судей и т. п.) выносится определение о передаче дела в другой районный суд через областной и соответствующий ему по уровню суд в субъекте Российской Федерации.
Состав суда при рассмотрении гражданских дел Особенности рассмотрения гражданских дел судами. Состав суда
В целях исключения возможных нарушений при рассмотрении гражданских дел судами, следует обратить внимание граждан на то, каким составом судей подлежат рассмотрению гражданские дела. Статьей 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями единолично.
Рассмотрение дел в апелляционном порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и двух судей, за исключением случаев рассмотрения дел по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, которые рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов.
Рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и не менее двух судей.
Состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы.
При этом, действующим гражданским процессуальным кодексом четко регламентированы случаи, в которых подлежит отводу судья, прокурор, секретарь судебного заседания, эксперт, специалист, переводчик (ст. ст. 16, 17, 18 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Так, в целях обеспечения объективного и беспристрастного рассмотрения гражданского дела, мировой судья, а также судья не может рассматривать дело и подлежит отводу, если он:
1) при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика;
2) является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;
3) лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности.
Кроме того, в состав суда, рассматривающего дело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой.
Также установлено, что повторное участие судьи в рассмотрении дела не возможно.
Вышеуказанные основания для отвода судьи распространяются также на прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика.
Эксперт или специалист, помимо того, не может участвовать в рассмотрении дела, если он находился либо находится в служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей.
Участие прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика в предыдущем рассмотрении данного дела в качестве соответственно прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика не является основанием для их отвода.
При наличии вышеуказанных оснований для отвода, мировой судья, судья, прокурор, секретарь судебного заседания, эксперт, специалист, переводчик обязаны заявить самоотвод. По тем же основаниям отвод может быть заявлен лицами, участвующими в деле, или рассмотрен по инициативе суда.
Самоотвод или отвод должен быть мотивирован и заявлен до начала рассмотрения дела по существу. Заявление самоотвода или отвода в ходе дальнейшего рассмотрения дела допускается только в случае, если основание для самоотвода или отвода стало известно лицу, заявляющему самоотвод или отвод, либо суду после начала рассмотрения дела по существу.
Богдановичская городская прокуратура
Подайте заявку, чтобы стать мировым судьей
Мировой судья является представителем общественности, который рассматривает менее тяжкие уголовные дела, такие как:
- кража
- мелкое нападение
- антиобщественное поведение
- нарушения правил дорожного движения
Мировой судья не обязан иметь юридическую квалификацию. Они обычные члены сообщества, которые добровольно проводят свое время.
Мировой судья заслушивает дело и решает, виновен или невиновен обвиняемый. Они могут давать такие наказания, как:
- штрафы до 2500 фунтов стерлингов
- тюрьма до 2 месяцев
- дисквалификации
- неоплачиваемая работа по месту жительства
Судьи могут заседать в одиночку или с двумя другими судьями. У них также будет юрисконсульт в суде, который поможет с вопросами о законе.
Кто может стать мировым судьей
Судьи бывают разных слоев общества и профессий.
Вам не требуется формальная квалификация или юридическая подготовка. Вы пройдете полное обучение для этой роли, а юрисконсульт в суде поможет вам с вопросами по закону.
Вы не можете стать мировым судьей, если вы:
- старше 70 лет
- являются членами местного органа власти — являются членами шотландского парламента
- являются членами Палаты общин
- являются членами Палаты лордов
- были предметом ареста или производства по делу о банкротстве
Нерабочее время
Роль мирового судьи является добровольной и неоплачиваемой, хотя вы можете получить разумные дорожные расходы. Большинство работодателей предоставят вам оплачиваемый отпуск или позволят вам потребовать возмещения потери заработка.
Дополнительную информацию об освобождении от работы для выполнения общественных обязанностей см. в разделе 50 Закона о правах на работу от 1996 года. и быть в состоянии сделать хорошие, здравые суждения.
Вы должны жить в пределах 15 миль от шерифа, в котором работаете.
Текущие вакансии
В данный момент вакансий мирового судьи нет. Следующий раунд набора состоится в начале 2023 года, пожалуйста, зайдите туда.
Есть проблема
Спасибо за отзыв
это было полезно?Да
Ваши комментарии
Примечание: Ваш отзыв поможет нам улучшить этот сайт. Пожалуйста, не указывайте личную информацию
Нет
Выберите причину вашего отзыва
Пожалуйста, выберите причинуЭто было недостаточно подробноТрудно понятьЭто неверноЭто требует обновленияЯ не уверен, что мне делать дальшеСсылка не работаетДругое
Ваши комментарии
Примечание: Ваш отзыв поможет нам улучшить этот сайт. Пожалуйста, не указывайте личную информацию
Да, но
Выберите причину вашего отзыва
Пожалуйста, выберите причинуТрудно понятьЭто требует обновленияЯ не уверен, что мне делать дальшеСсылка не работаетОрфографическая ошибкаДругое
Ваш комментарии
Примечание: Ваш отзыв поможет нам улучшить этот сайт. Пожалуйста, не указывайте личную информацию
История | Международный Суд
Создание Суда явилось кульминацией длительного процесса разработки методов мирного урегулирования международных споров, истоки которого можно проследить до классических времен.
В статье 33 Устава Организации Объединенных Наций перечислены следующие методы мирного разрешения споров между государствами: переговоры, расследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное урегулирование и обращение к региональным органам или соглашениям, к которым также следует добавить добрые услуги. Некоторые из этих методов связаны с услугами третьих лиц. Например, посредничество ставит стороны спора в положение, в котором они могут сами разрешить свой спор благодаря вмешательству третьей стороны. Арбитраж идет дальше, в том смысле, что спор передается на рассмотрение или решение беспристрастной третьей стороны, так что может быть достигнуто обязательное урегулирование. То же самое относится и к судебному урегулированию (метод, применяемый Международным Судом), за исключением того, что суд подчиняется более строгим правилам, чем третейский суд, особенно в процессуальных вопросах.
Исторически медиация и арбитраж предшествовали судебному урегулированию. Первое было известно в древней Индии и исламском мире, в то время как многочисленные примеры второго можно найти в Древней Греции, Китае, среди арабских племен, в морском обычном праве средневековой Европы и в папской практике.
Истоки арбитража
Общепризнанно, что современная история международного арбитража восходит к так называемому договору Джея 1794 года между Соединенными Штатами Америки и Великобританией. Этот Договор о дружбе, торговле и мореплавании предусматривал создание трех смешанных комиссий, состоящих из равного числа американских и британских граждан, задачей которых было бы урегулировать ряд нерешенных вопросов между двумя странами, которые не удалось решить. решить путем переговоров. Хотя это правда, что эти смешанные комиссии, строго говоря, не были органами независимого судебного разбирательства, они должны были функционировать в некоторой степени как трибуналы. Они пробудили интерес к процессу арбитража. На протяжении девятнадцатого века к ним прибегали Соединенные Штаты и Соединенное Королевство, а также другие государства Европы и Америки.
Арбитраж Alabama Claims в 1872 году между Соединенным Королевством и Соединенными Штатами ознаменовал начало второй, еще более решающей фазы. В соответствии с Вашингтонским договором 1871 года Соединенные Штаты и Соединенное Королевство согласились подать в арбитраж иски первых о предполагаемых нарушениях нейтралитета вторыми во время Гражданской войны в США. Две страны установили определенные правила, регулирующие обязанности нейтральных правительств, которые должны были применяться трибуналом, который, по их соглашению, должен состоять из пяти членов, назначаемых главами государств Соединенных Штатов, Соединенного Королевства, Бразилии, Италия и Швейцария, последние три государства не являются сторонами в деле. Решение арбитражного суда обязало Соединенное Королевство выплатить компенсацию, что оно и сделало должным образом. Судебное разбирательство продемонстрировало эффективность арбитража при разрешении крупного спора и привело в последние годы девятнадцатого века к ряду событий, а именно:
- резкий рост практики включения в договоры положений, предусматривающих обращение в арбитраж в случае возникновения спора между сторонами;
- заключение общих арбитражных договоров для урегулирования определенных видов межгосударственных споров;
- усилий по созданию общего права арбитража, с тем чтобы страны, желающие прибегнуть к этому средству разрешения споров, не были бы обязаны каждый раз договариваться о процедуре, которая должна быть принята, о составе трибунала, правилах, которым необходимо следовать, и факторы, которые необходимо учитывать при вынесении решения;
- предложения о создании постоянно действующего международного арбитражного суда, чтобы избежать необходимости создания специального специального трибунала для разрешения каждого отдельного спора.
Гаагские мирные конференции и Постоянный арбитражный суд (ППС)
Гаагская мирная конференция 1899 г., созванная по инициативе российского царя Николая II, положила начало третьему этапу современной истории международного арбитража. Главной целью конференции, в которой — замечательное новшество для того времени — участвовали также малые государства Европы, некоторые азиатские государства и Мексика, было обсуждение мира и разоружения. Его кульминацией стало принятие Конвенции о мирном разрешении международных споров, которая касалась не только арбитража, но и других методов мирного урегулирования, таких как добрые услуги и посредничество.
Что касается арбитража, то Конвенция 1899 г. предусматривала создание постоянного механизма, который позволял бы создавать арбитражные суды по желанию и облегчал бы их работу. Этот институт, известный как Постоянный третейский суд, состоял, по сути, из коллегии юристов, назначенных каждой страной, присоединившейся к Конвенции, — каждая страна имела право назначать до четырех, — из числа которых могли быть выбраны члены каждого третейского суда. . Конвенция также создала постоянное бюро, расположенное в Гааге, с функциями, соответствующими функциям судебного реестра или секретариата, и установила свод процедурных правил, регулирующих проведение арбитражных разбирательств. Ясно, что название «Постоянный третейский суд» не является полностью точным описанием механизма, установленного Конвенцией, который состоял только из метода или устройства для облегчения создания третейских судов по мере необходимости. Тем не менее, созданная таким образом система была постоянной, и Конвенция «институционализировала» право и практику арбитража, поставив их на более определенную и общепризнанную основу. Постоянный третейский суд был создан в 1900 и начал работать в 1902 году.
Несколько лет спустя, в 1907 году, вторая Гаагская мирная конференция, на которую также были приглашены государства Центральной и Южной Америки, пересмотрела Конвенцию и усовершенствовала правила, регулирующие арбитражное разбирательство. Некоторые участники предпочли бы, чтобы конференция не ограничивалась усовершенствованием механизма, созданного в 1899 году. Государственный секретарь Соединенных Штатов Элиу Рут поручил делегации Соединенных Штатов работать над созданием постоянного трибунала, состоящего из судей, которые — временные судебные служащие, не имеющие другого занятия, которые полностью посвящали бы свое время судебному разбирательству и разрешению международных дел судебными методами. «Эти судьи, — писал секретарь Рут, — должны быть выбраны из разных стран таким образом, чтобы были справедливо представлены различные системы права и процедуры и основные языки». Соединенные Штаты, Великобритания и Германия представили совместное предложение о постоянном суде, но Конференция не смогла прийти к соглашению по нему. В ходе обсуждения выяснилось, что одной из основных трудностей является нахождение приемлемого способа выбора судей, поскольку ни одно из представленных предложений не получило широкой поддержки. Конференция ограничилась тем, что рекомендовала государствам принять проект конвенции об учреждении третейского суда, как только будет достигнуто соглашение «относительно отбора судей и состава суда». Хотя этому суду фактически так и не суждено было увидеть свет, проект конвенции, который должен был породить его, закрепил некоторые фундаментальные идеи, которые несколько лет спустя должны были послужить источником вдохновения для разработки Статута Постоянного Суд международного правосудия (PCIJ).
Несмотря на судьбу этих предложений, Постоянный третейский суд, который в 1913 году обосновался во Дворце мира, построенном для него благодаря подарку Эндрю Карнеги, внес позитивный вклад в развитие международного права. Важнейшие дела, по которым было принято решение путем обращения к нему, включают дела Carthage и Manouba (1913), касающиеся захвата судов, а также дела Timor Frontiers (1914) и 90 117 дел о суверенитете над островом Пальмас 90 118 (1928 г.). Хотя эти дела демонстрируют, что третейские суды, созданные с использованием постоянного механизма, могут разрешать споры между государствами на основе закона и справедливости и внушают уважение своей беспристрастностью, они также ярко подчеркивают недостатки Постоянной палаты третейского суда. Вряд ли можно ожидать, что трибуналы различного состава разработают последовательный подход к международному праву в той же степени, что и постоянно действующий трибунал. Кроме того, был полностью добровольный характер машины. Тот факт, что государства были участниками 1899 и Конвенции 1907 г. не обязывали их передавать свои споры в арбитраж. Более того, даже если бы они и были настроены на это, они не были обязаны ни обращаться в Постоянный арбитражный суд, ни следовать правилам процедуры, изложенным в конвенциях.
Постоянная палата третейского суда недавно стремилась разнообразить услуги, которые он может предложить, наряду с теми, которые предусмотрены конвенциями. Например, Международное бюро Постоянной палаты третейского суда служит регистратором важных международных арбитражей. Более того, в 1993, Постоянный арбитражный суд принял новые «Дополнительные правила арбитража споров между двумя сторонами, из которых только одна является государством», а в 2001 году «Дополнительные правила арбитража споров, касающихся природных ресурсов и/или окружающей среды».
Для получения дополнительной информации о Постоянном третейском суде посетите его веб-сайт.
Работа двух Гаагских мирных конференций и идеи, которые они внушили государственным деятелям и юристам, оказали определенное влияние на создание Центральноамериканского суда, действовавшего с 19с 08 по 1918 год. Кроме того, они помогли сформировать различные планы и предложения, представленные в период с 1911 по 1919 год как национальными, так и международными органами, а также правительствами, по созданию международного судебного трибунала, кульминацией которых стало создание ППМП как неотъемлемой частью новой международной системы, созданной после окончания Первой мировой войны.
Постоянная палата международного правосудия (PCIJ)
Статья 14 Пакта Лиги Наций возложила на Совет Лиги ответственность за разработку планов создания Постоянной палаты международного правосудия (ППМС), которая была бы компетентна не только заслушивать и разрешать любые споры международного характера. представленные ему сторонами в споре, но и давать консультативное заключение по любому спору или вопросу, переданному ему Советом или Ассамблеей Лиги Наций. Оставалось только, чтобы Совет Лиги предпринял необходимые действия, чтобы ввести в действие статью 14. На своем втором заседании в начале 1920 декабря Совет назначил Консультативный комитет юристов для представления отчета об учреждении ПППП. Комитет заседал в Гааге под председательством барона Декампа (Бельгия). В августе 1920 г. доклад, содержащий проект схемы, был представлен Совету, который после его рассмотрения и внесения некоторых поправок представил его на рассмотрение Первой Ассамблеи Лиги Наций, открывшейся в Женеве в ноябре того же года. Ассамблея поручила своему Третьему комитету рассмотреть вопрос о конституции Суда. 19 декабря20, после исчерпывающего изучения подкомитетом Комитет представил пересмотренный проект Ассамблее, которая единогласно приняла его. Это был Статут PCIJ.
Ассамблея решила, что одного голосования недостаточно для создания ППМП и что Статут должен быть официально ратифицирован каждым государством, представленным в Ассамблее. В резолюции от 13 декабря 1920 г. он призвал Совет представить протокол о принятии Статута членам Лиги Наций и постановил, что Статут должен вступить в силу после его ратификации большинством государств-членов. Протокол был открыт для подписания 16 декабря. К моменту следующего заседания Ассамблеи, 19 сентября21 октября большинство членов Лиги подписали и ратифицировали протокол. Таким образом, Статут вступил в силу. Он должен был быть пересмотрен только один раз, в 1929 году, исправленный вариант вступил в силу в 1936 году. Среди прочего, новый Статут разрешил ранее непреодолимую проблему избрания членов постоянного международного трибунала, предусмотрев, что судьи избираться одновременно, но независимо, Советом и Ассамблеей Лиги, и что следует иметь в виду, что избранные «должны представлять основные формы цивилизации и основные правовые системы мира». Каким бы простым это решение ни казалось сейчас, в 1920 это стало значительным достижением. Первые выборы были проведены 14 сентября 1921 года. После предложений правительства Нидерландов весной 1919 года было решено, что ППМП должна иметь свое постоянное место во Дворце мира в Гааге, которое она будет делить с Постоянной палатой Арбитраж. Соответственно, именно во Дворце мира 30 января 1922 г. открылось предварительное заседание Суда, посвященное выработке Регламента Суда, и там же состоялось его первое заседание 15 февраля 1922 г.22, с голландским юристом Бернардом К. Дж. Лодером в качестве президента.
Таким образом, PCIJ стала рабочей реальностью. Огромный прогресс, который она представляла в истории международного судопроизводства, можно оценить, если принять во внимание следующее:
- В отличие от третейских судов, ПППП был постоянно учрежденным органом, который руководствуется собственным Статутом и Правилами процедуры, установленными заранее и обязательными для сторон, обращающихся в Суд;
- у него был постоянный Реестр, который, , в частности , служил каналом связи с правительствами и международными организациями;
- его заседания носили в основном публичный характер, и была предусмотрена надлежащая публикация состязательных бумаг, стенографических отчетов о заседаниях и всех представленных ему документальных свидетельств;
- учрежденный таким образом постоянный трибунал теперь мог приступить к постепенному развитию постоянной практики и поддержанию определенной преемственности в своих решениях, что позволило ему внести больший вклад в развитие международного права;
- , в принципе, ПППП была доступна для всех государств для судебного урегулирования их международных споров, и государства могли заранее заявить, что в отношении определенных категорий правовых споров они признают юрисдикцию Суда обязательной по отношению к другим государствам, взявшим на себя такое же обязательство. Эта система факультативного признания юрисдикции Суда была максимальным, что тогда можно было получить;
- ПППП был уполномочен давать консультативные заключения по любому спору или вопросу, переданному ему Советом или Ассамблеей Лиги Наций;
- В Статуте Суда конкретно перечислены источники права, которые он должен применять при разрешении спорных дел и вынесении консультативных заключений, без ущерба для полномочий Суда решать дело > ex aequo et bono , если стороны договорились об этом;
- он был более представительным для международного сообщества и основных правовых систем мира, чем любой предыдущий международный трибунал.
Хотя Постоянная палата международного правосудия была создана Лигой Наций и ею, тем не менее, она не была частью Лиги. Между двумя телами существовала тесная связь, отраженная, inter alia , в том факте, что Совет и Ассамблея Лиги периодически избирали членов Суда и что и Совет, и Ассамблея имели право запрашивать консультативные заключения у Суда. Однако последний никогда не был неотъемлемой частью Лиги, так же как Статут никогда не был частью Соглашения. В частности, государство-член Лиги Наций не является автоматически участником Статута Суда только по этому факту.
Между 1922 и 1940 годами PCIJ занималась 29спорных случаев между государствами и вынесено 27 консультативных заключений. В то же время несколько сотен договоров, конвенций и деклараций предоставили ему юрисдикцию в отношении определенных категорий споров. Таким образом, были развеяны любые оставшиеся сомнения относительно того, сможет ли постоянный международный судебный трибунал функционировать практически и эффективно. Ценность Суда для международного сообщества была продемонстрирована различными способами, и в первую очередь благодаря развитию надлежащего судебного процесса. Это нашло выражение в Регламенте Суда, который первоначально был составлен ППМП в 1919 г.22 и впоследствии пересматривалась трижды, в 1926, 1931 и 1936 годах. Была также Резолюция ППМП о судебной практике Суда, принятая в 1931 году и пересмотренная в 1936 году, в которой излагалась внутренняя процедура, которой надлежит следовать во время обсуждений в Суде. по каждому делу. Кроме того, помогая разрешать некоторые серьезные международные споры, многие из которых являлись следствием Первой мировой войны, решения ППМП в то же время часто вносили ясность в ранее неясные области международного права или способствовали их развитию.
Дополнительную информацию о Постоянной палате международного правосудия см. на страницах PCIJ на нашем веб-сайте.
Международный Суд (МС)
Начало войны в сентябре 1939 г. неизбежно имело серьезные последствия для КППП, активность которой в течение нескольких лет снижалась. После своего последнего открытого заседания 4 декабря 1939 г. и последнего постановления от 26 февраля 1940 г. Постоянная палата международного правосудия фактически больше не занималась судебными делами, и выборы судей не проводились. В 1940 Суд переехал в Женеву, оставив одного судью в Гааге вместе с несколькими должностными лицами Секретариата, являющимися гражданами Нидерландов. Несмотря на войну, необходимо уделить внимание будущему Суда и созданию нового международного политического порядка.
В 1942 году государственный секретарь Соединенных Штатов и министр иностранных дел Соединенного Королевства высказались за создание или восстановление международного суда после войны, а Межамериканский юридический комитет рекомендовал расширить юрисдикцию ППМП. . В начале 1943, правительство Соединенного Королевства выступило с инициативой пригласить ряд экспертов в Лондон для создания неофициального межсоюзнического комитета для изучения этого вопроса. Этот комитет под председательством сэра Уильяма Малкина (Соединенное Королевство) провел 19 заседаний, в которых приняли участие юристы из 11 стран. В своем отчете, опубликованном 10 февраля 1944 г., он рекомендовал:
- что Статут любого нового международного суда должен основываться на Статуте Постоянной палаты международного правосудия;
- , что новый суд должен сохранить консультативную юрисдикцию;
- , что признание юрисдикции нового суда не должно быть обязательным;
- о том, что суд не должен иметь юрисдикции для рассмотрения сугубо политических вопросов.
Тем временем 30 октября 1943 г. по итогам конференции Китай, СССР, Великобритания и Соединенные Штаты приняли совместную декларацию, в которой признавалась необходимость «создания в кратчайшие возможные сроки всеобщей международной организации, основанной на принципе суверенной равенства всех миролюбивых государств и открыт для членства всех таких государств, больших и малых, для поддержания международного мира и безопасности».
Эта декларация привела к обмену мнениями между четырьмя державами в Думбартон-Оукс (США) и привела к публикации 9 октября 1944 г. предложений о создании общей международной организации, включающей международный суд. Впоследствии в апреле 1945 года в Вашингтоне было созвано собрание комитета юристов, представляющих 44 государства. Этому комитету под председательством Г. Х. Хакворта (США) было поручено подготовить проект Устава будущего международного суда для представления Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по 19 июня.45 для разработки Устава Организации Объединенных Наций. Проект Устава, подготовленный Комитетом, был основан на Уставе ППМП и поэтому не был полностью новым текстом. Тем не менее Комитет счел себя обязанным оставить открытым ряд вопросов, которые, по его мнению, должна решить Конференция: следует ли создавать новый суд? В какой форме следует изложить миссию суда как главного судебного органа Организации Объединенных Наций? Должна ли юрисдикция суда быть обязательной, и если да, то в какой степени? Как должны избираться судьи? Окончательные решения по этим пунктам и окончательной форме устава были приняты на конференции в Сан-Франциско, в которой приняли участие 50 государств. Конференция приняла решение против обязательной юрисдикции и в пользу создания совершенно нового суда, который был бы главным органом Организации Объединенных Наций наравне с Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности, Экономическим и Социальным Советом, Опекой. Совета и Секретариата, чей статут будет приложен к Уставу и станет его неотъемлемой частью. Основными причинами, побудившими Конференцию принять решение о создании нового суда, были следующие:
- , поскольку суд должен был быть главным судебным органом Организации Объединенных Наций, было сочтено неуместным, чтобы эту роль выполняла Постоянная палата международного правосудия, связанная с Лигой Наций, которая сама находилась на точка растворения;
- создание нового суда больше соответствовало положению Устава о том, что все государства-члены Организации Объединенных Наций будут ipso facto участниками статута суда;
- г. несколько государств, являвшихся участниками Статута ППМП, не были представлены на Конференции в Сан-Франциско, и, наоборот, несколько государств, представленных на Конференции, не были участниками Статута;
- В некоторых кругах сложилось мнение, что ППМП является частью более старого порядка, при котором европейские государства доминировали в политических и правовых делах международного сообщества, и что создание нового суда облегчит задачу государствам за пределами Европы. играть более влиятельную роль. Это подтвердилось: членский состав Организации Объединенных Наций вырос с 51 в 19с 45 до 193 в 2020 году.
Тем не менее Конференция в Сан-Франциско сочла, что следует сохранить некоторую преемственность, особенно потому, что Устав ППМП сам был составлен на основе прошлого опыта и, как представляется, хорошо себя зарекомендовал. Поэтому в Уставе четко указано, что Статут Международного Суда основан на Статуте ППМП. В то же время были предприняты необходимые шаги для передачи как можно большей части юрисдикции ППМП Международному Суду.