Характеристика на воспитанника: Педагогическая характеристика на воспитанника ДОУ — Характеристика воспитанника детского сада — Характеристика на ученика

Характеристика на воспитанника ДОУ на ПМПКа

Педагогическая характеристика

К………. София Алексеевна 05.09.2011г.р. 7 лет 7 месяцев

МАДОУ «Д/с №2» подготовительная группа «Ромашка»

Группу посещает с августа 2011 года.

Воспитатели: Г……….. С.Н.

С……….. А.И.

Оцениваемая характеристика

Воспитанию и обучению ребенка уделяется не достаточно . Ребенок ухожен и опрятно одет.

Телосложение нормальное, пропорциональное. Кожные покровы бледные. Лицо выразительное. Редко болеет простудными заболеваниями. Ест хорошо.

  1. С . Очень подвижный, несдержанный, быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Не склонен анализировать результаты своих действий и поступков. Любит подвижные игры, игры со строительным материалом. Предпочитает игры с проверенными товарищами. В играх с другими детьми занимает агрессивно-лидирующую позицию, в игре конфликтен: может драться, кричать, обижаться. От трудовых и индивидуальных поручений отказывается. Со взрослыми в контакт старается вступать реже, по мере необходимости.

  2. Речь односложная, ниже возрастной нормы, в речи много нарушений, что препятствует нормальному общению.

  3. Сережа владеет навыками самообслуживания: умеет самостоятельно одеться, раздеться, застегнуть пуговицы, замки, старается содержать свою одежду в чистоте и порядке, владеет культурно-гигиеническими навыками, понимает их необходимость. Умеет пользоваться столовыми приборами. Навыки ориентировки в пространстве сформированы: хорошо ориентируется в помещении, на улице, на листе бумаги, на себе – показывает части тела: голову, нос, рот, волосы, зубы, глаза, уши.

  4. На занятиях не усидчив, не внимателен, и не может длительно на чем-то сосредоточиться, постоянно отвлекается.

Узнает основные цвета, соотносит предметы по форме, величине, осуществляет простейшие классификации – кто, где живет; кто летает, а кто бегает и т.д. Слуховая память развита недостаточно, не выучил ни одного стихотворения. Мышление преобладает наглядно-действенное. Представление о количестве сформированы.

  1. Физическое развитие выражается в том, что Сережа владеет своим телом, различными видами движений. Имеет адекватное представление о своем физическом облике и здоровье. Испытывая недомогание, может сообщить о нем.

  2. Мальчик физически развит. Рост соответствует возрасту. При обследовании основных видов движений нарушений не выявлено. При обследовании тонкой моторики выполняет движения по подражанию и речевой инструкции, наблюдаются сложности при переключении от одного движения к другому в одновременном действии обеими руками, координация движения пальцев нарушена. Ведущая рука правая. Артикуляционная моторика развита ниже возрастной нормы.

  3. Среди положительных качеств Сережи хочется отметить его умение прощать обиды и желание делиться и угощать своих друзей. Отрицательные черты — упрямство, неуравновешенность, возбудимость.

  4. У Сережи положительное отношение к изобразительной деятельности. В рисунке присутствует сюжет, персонажи взаимодействуют между собой, использует разноцветные карандаши. Хочется отметить способность Сережи раскрашивать. Это он выполняет очень аккуратно, не выходя за края изображения. Научился резать ножницами, рисовать красками.

  5. Затруднения вызывают такие разделы программы, как

07.04.2014г.

Х………. Е.Б.________________

Ш……… М.В. _________________

Педагогическая характеристика

Романов Илья 19.08.2011г.р. 5 лет 9 месяцев МАДОУ «Д/с №2» старшая группа «Цыплёнок».

Группу посещает с августа 2014 года.

Воспитатели: Харитонова Е.Б.

Шангина М.В. Оцениваемая характеристика

  1. Илья растет в полной семье. Воспитанием занимаются и мама, и папа –Романова Лариса Сергеевна и Романов Юрий Александрович. Воспитанию и развитию ребенка уделяется большое внимание. Они заинтересованы в формировании правильной речи у ребенка: прислушиваются к советам педагогов, исправляют речевые ошибки, много занимаются. Ребенок ухожен и опрятен.

Телосложение нормальное, пропорциональное. Кожные покровы бледные, лицо выразительное. Простудными заболеваниями болеет редко. Предпочитает есть только то, чем кормят дома. Илья очень подвижный ребенок. С первых дней в детском саду проявлял интерес к сверстникам. Предпочитает играть в коллективе. Любит стройматериалы, конструкторы. Во время игр может легко обидеться, но так же и легко забывает обиды. В общении с взрослыми доброжелателен, отзывчив. От трудовых и индивидуальных поручений не отказывается, наоборот проявляет инициативу.

  1. Речь у Ильи довольно развита но, нарушения препятствуют нормальному общению.

  2. Илья одевается и раздевается самостоятельно. Владеет культурно-гигиеническими навыками, понимает их необходимость. Умеет пользоваться столовыми приборами. Навыки ориентировки в пространстве сформированы: хорошо ориентируется в помещении, на улице, на себе показывает части тела: голову, нос, рот, уши, глаза, волосы.

  3. На занятиях не усидчив, не внимателен, и не может длительно на чем-то сосредоточиться, постоянно отвлекается. Илья знает цвета, самостоятельно их показывает и называет.

  4. Математика — Считает до 10, старается решать примеры, с помощью воспитателя составляет элементарное условие задачи. Знает геометрические фигуры. Затрудняется в решениях элементарных неравенствах, ошибается в понятиях «право», «лево».

Обучение грамоте – Знает понятия «гласные, согласные», с помощью может их назвать, знает какими цветами они обозначаются на схеме. Многие буквы может назвать и написать самостоятельно, но из-за поспешности делает ошибки. Пытается поделить слова на слоги.

Развитие речи- Ребёнок старается выполнять задания воспитателя, но не всегда может выразить свои мысли связными предложениями.

  1. Рост ребенка соответствует возрасту. При обследовании основных видов движений выявляются следующие особенности: трудности удержания равновесия. При обследовании тонкой моторики выполняет движения по подражанию и речевой инструкции, наблюдаются сложности в переключении от одного движения к другому, в одновременном действии обеими руками, координации движений пальцев нарушена.

  2. Стоит отметить доброжелательность и отзывчивость Ильи. Вместе с тем он очень обидчив.

Илья любит играть с конструктором, машинками. Илья — любознательный ребёнок, ему всё интересно, готов участвовать во всех мероприятиях, он очень активен.

28. 04.2017г.

Харитонова Е.Б.________________

Шангина М.В._________________

Педагогическая характеристика

для представления на ТПМПк

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида № 2»

Группа компенсирующей направленности «Ромашка»

Ф.И.О. воспитанника Коробова София Алексеевна

Дата рождения 05.09.2011г.

Дата поступления ребенка в МАДОУ «Д\с №2» август 2017г.

Результаты обследования:

Ребенок посещает детский сад с 24 августа 2017г. В подготовительную группу компенсирующей направленности пришла из МБДОУ «Д\с №3». В новой обстановке освоилась быстро. Девочка посещает детский сад практически постоянно, болеет редко. София доброжелательная и спокойная девочка. Идет на контакт со взрослыми и детьми, но инициативы не проявляет. На замечания обижается, отворачивается, может заплакать. Старается избегать конфликтных ситуаций. С желанием участвует в играх, предложенных другими детьми. Долго может заниматься одним видом игровой деятельности, не сопровождая игру речевыми высказываниями. С интересом играет в настольные, сюжетно – ролевые, подвижные игры. В привычной обстановке детского сада, ребенок самостоятельно выполняет знакомые правила общения с взрослыми и детьми. Заходит в группу всегда с хорошим настроением.

Развитие речи. Словарный запас бедный, не соответствует возрасту. Грамматический строй сформирован недостаточно. Речь ребенка состоит из отдельных слов, не участвует в беседе. Не может составить рассказ по сюжетной картинке, по набору картинок, пересказать небольшие произведения. Очень тяжело запоминает стихи, иногда не понимает, о чем ее просят. Навыки языкового анализа и синтеза сформированы недостаточно. Девочка знает не все буквы русского алфавита, навыком чтения не владеет.

Математические представления. Порядковый счет у ребенка в пределах 10, считает в прямом порядке, в обратном долго думает (считает с начала и останавливается на той цифре, которую нужно назвать). Отчитывает предметы из большого количества по образцу, заданному числу. Размещает предметы различной величины в порядке возрастания и убывания, иногда путает. Знает геометрические фигуры, правильно называет их. Не определяет, не выражает словами место нахождения предмета к себе, другим предметам. Воспитанница не умеет ориентироваться на листе бумаги, выстраивая все геометрические фигуры в линию сверху вниз. Путает левую и правую сторону, не называет текущий день недели, путает смену частей суток, времена года. Знает основные цвета, не знает оттенки.

Изобразительная деятельность. Воспитанница проявляет интерес к произведениям искусства, эмоционально откликается на красивое. Рисует, лепит самостоятельно. Кисть, карандаш держит правильно. Не умеет развивать сюжет в рисунке, изображая отдельными фрагментами, часто дублируя их. Не соотносит предметы и их части по высоте, расположению относительно друг друга. Передает в изображении основные свойства предметов (форма, величина), иногда путает цвет, заменяя его другим. Зрительно передает изображения в рисунке (копируя – срисовывая). По окончанию работы приводит рабочее место в порядок. Использует разнообразные приемы вырезывания, делая не аккуратно. Не всегда доводит замысел до конца. Пользуется пластилином, лепит предметы разной формы, усвоенные приемы и способы. Не всегда передает пропорции, позы фигур.

Конструктивная деятельность. Планирует создания собственной постройки, создает постройки по образцу. Девочка любит использовать строительный материал. Любит работать коллективно. Знает и называет основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины). Умеет изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

Физическое развитие. Основные движения выполняет правильно. Координация у ребенка нарушена. Девочка с желанием включается и осваивает новые разнообразные движения. Активно и заинтересованно участвует в подвижных играх. Не всегда успевает в общем темпе. Во время перестроения путается, чувство ритма нарушено.

Игровая деятельность. Любимые игры ребенка: пазлы, конструктор, любит рисовать, раскрашивать. Охотно играет в подвижные игры, дидактические, но не всегда соблюдает правила игры, очередность. Играет с детьми в сюжетно – ролевые. Выполняет просьбу старших, радуется, когда ее хвалят. Игрушками пользуется по назначению. Играет долго и продолжительно в понравившуюся игру.

Особенности внимания, памяти, мышления, эмоционально – волевой сферы. На занятиях не проявляет активность, отмечается слабость волевого напряжения. Работоспособность недостаточная, характер деятельности неустойчивый, требует постоянного контроля со стороны педагога. Внимание недостаточно устойчивое. Длительность сосредоточения внимания удовлетворительная. Наглядно – действенное мышление сформировано. Наглядно – образное мышление на среднем уровне сформированности.

Ребенок в самообслуживании самостоятельна, умеет пользоваться столовыми приборами, быстро одевается и раздевается, самостоятельно чистит зубы, замечает неполадки в своем внешнем виде, но не всегда соблюдает порядок в своем шкафу.

Дата 02.04.2019г.

Ф.И.О. педагога: Гататдинова С.Н. ___________________

Степанова А.И. ___________________

Педагогическая характеристика

для представления на ТПМПк

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида № 2»

Группа компенсирующей направленности «Ромашка»

Ф.И.О. воспитанника Сопов Илья Алексеевич

Дата рождения 05.01.2011г.

Дата поступления ребенка в МАДОУ «Д\с №2» март 2017г.

Результаты обследования:

Ребенок посещает детский сад с марта 2017г. В подготовительную группу компенсирующей направленности «Ромашка» пришел в сентябре 2017г. В новой обстановке освоился быстро, т.к. с некоторыми детьми уже был знаком. Мальчик посещает детский сад практически постоянно, болеет редко. С детьми отношения скорее дружеские, хотя бывают конфликты из-за игрушек. При общении со взрослыми и сверстниками Илья использует элементарные формы вежливости (может поблагодарить, извиниться, поздороваться, попрощаться). Мальчик усвоил социальные нормы поведения и правила в разных видах деятельности. В привычной обстановке детского сада, ребенок самостоятельно выполняет знакомые правила общения с взрослыми и детьми. Заходит в группу практически всегда с хорошим настроением: здоровается, прощается.

Развитие речи. Ребенок имеет достаточный запас словарных образов, использует в речи синонимы и антонимы, владеет формами словоизменения. Мальчик хорошо составляет простые предложения и распространяет их однородными членами. Темп речи: умеренный, речь – интонационно – выразительная. Звуки сформированы, но произношение в игровой и свободной речевой деятельности еще не закреплено. Илья знаком с буквами и сформирован навык чтения слогов, пользуется обобщающими словами и понятиями, владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, место звука в слове; самостоятельно пересказывает небольшие рассказы и сказки.

Математические представления. Порядковый счет у ребенка в пределах 20, считает в прямом и обратном порядке. Знает основные цвета спектра и их оттенки. Хорошо ориентируется в пространстве, на листе бумаги. Владеет речевыми формулировками для обозначения пространственных свойств предметов и отношений между ними. Называет времена года, их особенности, дни недели, части суток, месяцы. Знает геометрические фигуры. Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине), проверяет точность определений путем наложения или приложения. Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам. Классифицирует предметы, определяет материалы из которых они сделаны.

Изобразительная деятельность. Воспитанник проявляет интерес к произведениям искусства, эмоционально откликается на красивое. Рисует, лепит самостоятельно. Кисть, карандаш держит правильно. Использует разнообразные приемы в рисовании кистью. Умеет развивать сюжет в рисунке. Умеет соотносить предметы и их части по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Передает в изображении основные свойства предметов (форма, величина). По окончании работы приводит рабочее место в порядок. Использует разнообразные приемы вырезывания, делая аккуратно. Всегда доводит замысел до конца. Пользуется пластилином, лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы. Передает пропорции, позы фигур.

Конструктивная деятельность. Планирует создания собственной постройки, создает постройки по рисунку, по образцу, по схеме. Мальчик любит использовать строительный материал, находит новые конструктивные решения, радуется, когда его хвалят.

Физическое развитие. С нормативами данного возраста по физической культуре Илья справляется на высоком уровне. Навыки в основных видах движений сформированы. Метание предметов правой и левой рукой на дальность, отбивание мяча о землю (пол) не менее 5 раз подряд, прыжки на двух ногах, ходить и бегать, согласуя руки и ноги, прыгать в длину с места, лазать по лесенке, ползать и подлезать под натянутую веревку, строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу, ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.

Игровая деятельность. Любимые игры ребенка: конструктор, пазлы, дидактические игры, любит рисовать , раскрашивать. Охотно играет в подвижные игры, сюжетно – ролевые игры, умеет согласовывать свои действия с действиями партнеров. Охотно выполняет просьбу старших, радуется, когда его хвалят. Проявляет сочувствие к взрослым и детям. Игрушками пользуется по назначению. Бережно относится к своим игрушкам, аккуратно складывает и убирает на свои места.

Особенности внимания, памяти, мышления, эмоционально – волевой сферы. На занятиях проявляет высокую активность, работоспособность достаточная, характер деятельности устойчивый. Мышление соответствует возрасту, моторика соответствует возрасту.

Ребенок в самообслуживании самостоятелен, умеет пользоваться столовыми приборами, быстро одевается и раздевается, самостоятельно чистит зубы, замечает неполадки в своем внешнем виде.

02.04.2018г.

Ф.И.О. педагога: Гататдинова С.Н.__________________

Степанова А. И.___________________

Как избежать опасности на улицах»

– Почему надо переходить только на перекрестке и на пешеходном переходе?

– Почему нельзя переходить улицу на красный или желтый цвет?

– Почему опасно переходить бегом?

– Почему опасно переходить улицу наискосок?

– Что означает надпись «Опасность на повороте» на задней части автобуса?

– Как видит водитель пассажиров автобуса?

– Что может получиться, если опоздать с выходом из автобуса?

– Чем опасна стоящая машина?

– Чем опасны кусты и деревья на улице?

– Может ли помешать увидеть опасность машина, которая движется?

– Почему опасно, когда на улице очень мало машин?

– Как определить, далеко машина или близко?

– Почему нельзя ходить по проезжей части улицы?

– Как ходить по дороге, на которой нет тротуара?

– Какая опасность возникает, когда школьник подходит к своему дому?

– Опасно ли школьнику увидеть на той стороне улицы товарища, подругу или родных?

– Как определить, что машина собирается повернуть направо?

– Чем опасны машины с прицепом?

– Почему опасно ходить по улицам группами?

– Почему опасно переходить улицу вдвоем под руку или держась за руки?

– Что опаснее на улице: пешеходный переход без светофора или со светофором?

– Какое место на улице опаснее: перекресток или остановка автобуса (троллейбуса)?

. В два ряда дома стоят,
Десять, сорок, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (Улица)

2.Хоть имеет он три глаза,
Но не смотрит всеми сразу,
А глядит всегда одним,
Ну а мы — следим за ним. (Светофор)

3.Чудо-дворник перед нами
Загребущими руками
За одну минуту сгреб
Преогромнейший сугроб. (Снегоочистительная машина)

4.Здесь не катится автобус.
Здесь трамваи не пройдут.
Здесь спокойно пешеходы
Вдоль по улице идут.
Для машин и для трамвая
Путь-дорога есть другая. (Тротуар)

5.Полосатая лошадка,
Ее «зеброю» зовут.
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут. (Пешеходный переход)

6.Я по городу иду,
Я в беду не попаду.
Потому что твердо знаю — 
Правила я выполняю. (Пешеход)

Работа по самообразованию

Проект

Тема: «Особенности организации физкультурно- оздоровительной работы в детском саду »

Цель проекта: Раскрыть особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

Задачи проекта:

* укрепление и охрана здоровья ребёнка, закаливание организма

*достижение полноценного физического развития

* создание условий для целесообразной двигательной активности детей.

* формирование жизненно-необходимых видов двигательных действий; ходьба, бега, прыжков, ползания и лазания, бросания, ловли и метания, ходьбы на лыжах.

* формирования широкого круга игровых действий.

* развития физических качеств: ловкости, выносливости, скоростно-силовых качеств.

*воспитания интереса к активной деятельности и потребности в ней.

Актуальность: Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми умениями и навыками.

Педагогическая характеристика на воспитанника детского сада для ПМПК

Педагогическая характеристика на воспитанника детского сада для ПМПК

Педагогическая характеристика на воспитанника МОУ «ООШ № 2» СП группы № 1

Ф. И.О. ребёнка

Дата рождения: дд. мм. гг.

Возраст: 6лет и 1 месяц

Домашний адрес: улица дом квартира

Мать: Ф. И. О матери, возраст, образование. Место работы:….

Отец: Ф. И. О. отца, возраст, образование. Место работы: …

Семья полная. Живут в однокомнатной собственной квартире. Девочка единственный ребенок в семье.

В детский сад № … поступила из МБДОУ № … с дд. мм. гг.

Адаптация у девочки прошла быстро, достаточно легко. Отсутствует в детском саду очень редко, в основном по прочим причинам. Девочка ходит в детский сад с охотой, без слез. Девочка всегда аккуратно одета и следит за своим внешним видом. Физическое развитие: Девочка испытывает трудности прыжках, в беге. Навыки самообслуживания полностью сформированы. Самостоятельно одеваться и раздеваться не любит, ленится. Девочка ласковая и добрая, владеет правилами поведения, но если что-то пошло не так, как она хочет — может уйти в тихое место и сидеть там, пока воспитатели к ней не подойдут. Любит, когда её обнимают и сама проявляет доброжелательное отношение к другим. На оценку выполненного задания реагирует адекватно. Если встречаются трудности, просит помощи и стремится выполнить задание до конца.

Девочка проявляет интерес к игрушкам, осуществляет выбор игрушек для организации игры, игрушки использует по назначению, игра в основном процессуальная. Все игры проходят без речевого сопровождения. Легко переключается на другие виды деятельности. Любит играть в подвижные игры с речевым сопровождением, старается повторять и проговаривать слова. В сюжетно-ролевые игры играет мало, играет со взрослым всегда с желанием.

Сформированность знаний, умений и навыков по основным разделам программы на среднем уровне.

Девочка знает и называет плоскостные геометрические фигуры. Умеет находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры, но затрудняется назвать правильно объёмные геометрические фигуры (цилиндр, шар, куб). Девочка умеет подбирать предметы по одному-двум качествам. Она владеет приемами счета до 5, но испытывает трудности при ответе на вопрос «Сколько всего?». Наблюдаются трудности в определении направления движения от себя (справа, слева).

Девочка называет самые разные предметы, которые ее окружают в помещении, на улице, на участке и знает назначение их. Девочка затрудняется группировать предметы, называя общим словом; затрудняется классифицировать посуду на кухонную, чайную, столовую; имеет недостаточные представления об общественном транспорте; не знает название своей улицы, название улицы, на которой находится детский сад; имеет не достаточные представления о сезонных изменениях в природе. Девочка участвует в наблюдениях за растениями, животными, в посильном труде по уходу за ними; имеет представления о домашних животных и их детенышах.

Трудности наблюдаются на занятиях по развитию речи. Девочка отвечает на вопросы, но не внятно, не может четко рассказать, пересказать изученную сказку, речь состоит из простых предложений. Девочка испытывает трудности в составлении рассказов; не умеет выделять первый звук в слове; затрудняется даже с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки; свою деятельность не сопровождает речью. К праздникам Девочка учит короткие стихотворения, но рассказать внятно не получается. Так же девочка заменяет более сложные для нее слова на легкие: собака – гав-гав, обувь – топики, дети – ляли, кушать – ням-ням и т. п. ; с интересом рассматривает иллюстрации детских книг, высказывает свое желание послушать определенное литературное произведение.

Интерес к своей деятельности проявляет, но если что-то не получается, просит помощи или дожидается, когда обратят на неё внимание.

В продуктивных видах деятельности более активна. В рисовании девочка может изображать предметы, после показа взрослым, аккуратно закрашивать. При работе с аппликацией девочка правильно держит ножницы, может резать по прямой с отклонениями, вырезать из квадрата круг, а из прямоугольника – овал; аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящих из нескольких частей; подбирать цвета в соответствии с образцом. В лепке девочка просит чаще помощи, но ей достаточно один раз повторить показ лепки предмета.

Любимое занятие у девочки собирание пазлов.

Любит помогать при уборке игрушек, подметании полов. Работает в среднем темпе, начатое дело всегда заканчивает. Любит рассматривать свои работы и показывать их другим.

Родители к проблеме ребенка относятся с пониманием, запрос поступил от матери. Активно сотрудничают с педагогами и специалистами.

Заключение:

Общеобразовательную программу средней возрастной группы усваивает на среднем уровне с тенденцией к низкому.

Заведующий МБДОУ № … И. О. Фамилия

Воспитатели: И. О. Фамилия

С характеристикой ознакомлена: (подпись родителя с расшифровкой)

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/360779-pedagogicheskaja-harakteristika-na-vospitanni

Зрачки — Клинические методы

Определение

Нормальный размер зрачка у взрослых колеблется от 2-4 мм в диаметре при ярком свете до 4-8 мм в темноте. Зрачки обычно одинакового размера. Они сужаются к прямому освещению (прямая реакция) и к освещению противоположного глаза (согласованная реакция). Зрачок расширяется в темноте. Оба зрачка сужаются, когда взгляд сфокусирован на близком предмете (аккомодационная реакция). Зрачок ненормальный, если он не расширяется к темноте или не сужается к свету или аккомодации.

Популярная аббревиатура PERRLA — зрачки равные, круглые, реагирующие на свет и аккомодацию — является удобным, но неполным описанием зрачковомоторной функции. В нем специально опущены важные клинические данные, такие как фактический размер и форма каждого зрачка, скорость и степень сужения зрачка, а также результаты определения афферентного зрачкового дефекта.

Техника

Сначала экзаменатор должен проверить размер, форму, равенство и положение зрачков, а также их реакцию на яркий свет. Поскольку эти явления лучше всего проверять при полурасширенных зрачках, клинические наблюдения следует проводить в слабоосвещенной комнате. Пациентов следует поощрять к зрительной фиксации на удаленном объекте, потому что, если они непреднамеренно посмотрят на ваш нос или на фонарик, попытка конвергенции рефлекторно вызовет миоз, и некоторые признаки могут быть пропущены (например, анизокория, свето-ближняя диссоциация или тонкий симптом Маркуса Ганна. По тем же причинам старайтесь не пугать и не прикасаться к пациентам руками или инструментами, так как психосенсорная стимуляция вызывает мидриаз, гиппус и относительно гиперактивные зрачки.

Чтобы оценить размер зрачка в затемненной комнате, осветите лицо снизу. Медленно подведите источник света к уровню глаз пациента и несколько раз проверьте реакцию зрачков на яркий свет с каждой стороны. Оцените эти ответы от 1+ до 4+. Затем обратите внимание на степень сужения зрачков, возникающую, когда пациент вынужден сосредоточиться на близком объекте, например, на большом пальце, поднятом на 15–20 см над глазами. Запишите эти данные, чтобы их было легко прочитать и вспомнить. Ниже приведен пример одного из методов:

R L
Size 5. 0 mm 5.9 mm
Shape Oval Round
Light + 3 + 3
Рядом с + 3 + 3

В норме реакция конвергенции такая же быстрая и обширная, как и реакция на свет. Степень сужения зависит также от состояния радужной оболочки. Коричневая радужка сжимается меньше, чем синяя радужка. У пожилых людей и больных с атрофией радужной оболочки сфинктер становится ригидным, в связи с чем уменьшается выраженность световой реакции.

Фундаментальная наука

Размер зрачка контролируется активностью двух мышц: окружной сфинктерной мышцы, расположенной на краю радужной оболочки, иннервируемой парасимпатической нервной системой; и мышцы, расширяющей радужную оболочку, идущей радиально от радужной оболочки корнями к периферическому краю сфинктера. Волокна расширителя радужной оболочки содержат α-адренергические симпатические рецепторы, которые реагируют на изменения симпатического тонуса и изменения уровня циркулирующих катехоламинов в крови.

Дуга светового рефлекса зрачка начинается в сетчатке (). Имеются убедительные доказательства того, что зрительные клетки сетчатки, т. е. палочки и колбочки, служат также светорецепторами, контролирующими зрачковомоторную активность. Волокна, идущие от клеток носовых нейрорецепторов, перекрещиваются в перекресте зрительных нервов с противоположным зрительным трактом, тогда как височные волокна продолжаются в гомолатеральном зрительном тракте. «Зрачковые волокна» от обоих глаз в зрительном тракте проходят через верхнее четверохолмое плечо и верхнее двухолмие к мезэнцефальному претектуму и претектальным ядрам. Аксоны от каждого претектального ядра проходят ипсилатерально и контралатерально к ипсилатеральному и контралатеральному ядру Эдингера-Вестфаля (E-W), подъядру глазодвигательного ядерного комплекса. Ядро E-W получает информацию об уровне входящего света от каждого глаза. Следовательно, зрачки должны быть одинакового диаметра независимо от уровня зрения любого глаза. Например, у пациента с одним слепым глазом претектальные ядра будут регистрировать и передавать каждому восточно-западному ядру только половину нормального уровня освещенности. Передача меньшего зрачково-констрикторного тона на каждый сфинктер радужной оболочки привела бы к немного большему размеру зрачков, но одинакового диаметра. Соответственно, анизокория (неодинаковый диаметр зрачка) не может быть связана с углом падения света на лицо, односторонней катарактой или асимметричной аномалией рефракции, за исключением случаев локального заболевания переднего сегмента.

Рисунок 58.1

Нейроанатомия светового рефлекса.

Парасимпатические аксоны восточно-западного ядра присоединяются к оттоку других глазодвигательных субъядер, образуя ствол глазодвигательного нерва. Пупилломоторные волокна занимают поверхностное положение в нерве, когда он выходит из среднего мозга в межножковом пространстве.

В орбите парасимпатические компоненты синапсируются в цилиарном ганглии. Постганглионарные волокна, идущие в составе коротких цилиарных нервов, иннервируют как цилиарное тело, индуцируя аккомодацию хрусталика, так и зрачково-констрикторные мышцы радужки. Соотношение волокон, иннервирующих цилиарное тело, и волокон, иннервирующих зрачок, составляет примерно 30:1. Ацетилхолин служит нейротрансмиттером для обеих функций.

Зрачковый ближний рефлекс состоит из трех отдельных синергетических явлений: аккомодации, конвергенции и сужения зрачка. Ближний рефлекс вообще является фундаментальным компонентом стереоскопического зрения. Джампел (1967) на макаках показал, что все три компонента ближнего рефлекса могут быть вызваны электрической стимуляцией затылочной ассоциативной коры. В самом деле, легкими вариациями положения раздражающего электрода или изменением интенсивности раздражителя можно было получить различные компоненты в частичных комбинациях, а иногда и по отдельности. Точные анатомические пути, соединяющие кору головного мозга со средним мозгом, не установлены. Однако есть свидетельства, полученные в основном из клинических наблюдений, что волокна, обеспечивающие сужение зрачка при ближнем рефлексе, проходят более вентрально, чем волокна, обеспечивающие световой рефлекс на мезэнцефальном уровне.

Клиническое значение

Дефект афферентного зрачка, или симптом Маркуса Ганна (MG), фактически является диагностическим признаком поражения, иногда бессимптомного, в прехиазмальной части ипсилатерального зрительного нерва. Это редко происходит при потере зрения в результате поражения роговицы, хрусталика, стекловидного тела или сетчатки. Его отсутствие у пациента с односторонней потерей зрения должно перенаправить внимание исследователя на ненейрогенные причины, такие как аномалия рефракции, супрессивная амблиопия, заболевание желтого пятна или функциональная потеря зрения.

При оценке признаков миастении обязательно проверяйте пациента в относительно темной комнате с ярким ручным фонариком. Слишком тусклый источник света вызывает незначительные движения зрачков; слишком яркий источник света вызывает остаточные изображения, из-за которых зрачок остается суженным в течение нескольких секунд, скрывая выход зрачка на другом глазу. Пациента необходимо постоянно убеждать фиксировать взгляд вдали, чтобы избежать миоза, вызванного конвергенцией. Затем врач освещает ярким светом один глаз пациента, наблюдает за скоростью и степенью сокращения, а затем быстро перемещает свет к другому зрачку и проводит те же наблюдения. Различие в реакциях зрачков на свет можно усилить, покачивая фонариком от одного глаза к другому. Свет должен оставаться на каждом глазу от 3 до 5 секунд, пока зрачок не стабилизируется. Не оставляйте свет на одном глазу дольше, чем на другом, так как это создаст или усугубит относительный афферентный дефект в глазу при более длительном воздействии света. Когда свет падает на каждый глаз, внимательно следите за движением зрачков. В норме сначала возникает сужение, за которым через несколько секунд следует медленная редилатация. У пациента с выраженным положительным симптомом миастении начальным движением зрачков является расширение, а не сужение. При небольших афферентных дефектах зрачка происходит относительно короткое сужение перед тем, как зрачок «убегает». Асимметричный вылет зрачка дифференцирует тонкий признак MG.

В то время как положительный симптом MG чаще всего сигнализирует о наличии ипсилатерального поражения зрительного нерва, он также может возникать при гомонимной потере зрения, связанной с поражением зрительного тракта. Частичные поражения зрительного тракта вызывают асимметричную или неконгруэнтную гомонимную гемианопсию. Признак MG виден в глазу с большей потерей поля.

Поскольку для теста МГ требуется только один работающий сфинктер радужной оболочки, его поиск можно проводить при наличии ипсилатерального помутнения роговицы, паралича третьего нерва или атропинизированного зрачка. Исследователь наблюдает за поведением только неповрежденного зрачка при поочередном освещении каждого глаза. Как и прежде, афферентный зрачковый дефект находится на той стороне, которая при раздражении приводит к расширению наблюдаемого зрачка.

Глазодвигательный паралич и восстановление

Острая офтальмоплегия третьего нерва, включая поражение зрачка, чаще всего возникает после тяжелой травмы головы или в результате разрыва или внезапного расширения задней соединительной артерии. При диабетических, гипертонических или других глазодвигательных поражениях ишемического типа зрачок поражается редко. Может быть сильная боль, а также птоз и офтальмоплегия, но зрачок в этих случаях имеет нормальный размер и показывает нормальную или почти нормальную реактивность. Боль, независимо от ее тяжести, не отличает «медикаментозный» паралич третьего нерва от паралича, вызванного церебральной аневризмой. Реакция зрачков на свет остается наиболее надежным способом дифференциации этих двух острых состояний.

Термин с сохранением зрачка требует тщательного определения. Его следует ограничить клинической ситуацией, когда имеется полный птоз и паралич подъема, депрессии и приведения глаз, но нормальный размер и подвижность зрачка. Реактивность зрачка с частичным птозом и/или частичным офтальмопарезом не является истинным сохранением зрачка. У этих пациентов частичное поражение третьего нерва, включая зрачково-двигательные волокна, и часто имеется объемное поражение в параселлярной ямке. Пациенты с параличом третьего нерва и истинное сохранение зрачка можно проследить клинически. Если зрачок сохраняет нормальный размер и реактивность после 1 недели наблюдения, ему не нужно проводить КТ или церебральную ангиографию для поиска церебральной аневризмы. Почти наверняка они спонтанно улучшатся в течение 3 месяцев. В противном случае показан дополнительный анализ.

Компрессия III нерва опухолью или аневризмой по-разному влияет на размер зрачка в зависимости от локализации поражения. Большая аневризма задней соединительной артерии, например, искажает субарахноидальную часть третьего нерва и почти всегда вызывает мидриаз. Однако при поражении кавернозного синуса зрачковые реакции на световой и ближний раздражители могут полностью сохраняться в переднем отделе кавернозного синуса. Глазодвигательный нерв разделяется на верхнюю и нижнюю ветви. Относительная сохранность зрачка может частично отражать сохранность нижнего отдела, который также иннервирует медиальную и нижнюю прямую и нижнюю косую мышцы. Это можно объяснить и тем, что зрачкомоторные волокна в процессе присоединения веточки к нижней косой мышце могут либо приобретать самостоятельное течение, либо опускаться из уязвимого поверхностного положения в субарахноидальном отделе нерва в предположительно более защищенное положение либо внутри вещества нерва, либо на его латеральных или нижних сторонах.

Аберрантная регенерация третьего нерва возникает после разрушения аксонов. Клинически он характеризуется синкинетической активностью глазных мышц. Например, может быть подъем пораженного века при приведении, опускание века при отведении или подъем века при опускании глаза. Зрачок в этих случаях обычно крупнее, чем его партнер, и также проявляет синкинетическую активность. Он может не реагировать на яркий свет, но части сфинктера радужной оболочки будут сокращаться во время приведения, опускания или поднятия глазного яблока, указывая на то, что зрачковый сфинктер сокращается одновременно с медиальной или нижней или верхней прямой мышцей соответственно.

Синдром тонического зрачка Эйди

Тонический зрачок Эйди (АТС), наиболее частая причина изолированной внутренней офтальмоплегии, возникает в результате постганглионарной парасимпатической денервации внутренних мышц глаза (цилиарной мышцы и сфинктера радужной оболочки). Нейропатологические данные включают неспецифический некроз и потерю нейронов в коротких цилиарных нервах и/или цилиарном ганглии.

Пациент с АТФ может протекать полностью бессимптомно, и его часто приводит к врачу друг или родственник, который замечает, что у него или нее один большой зрачок. Из 122 пациентов с АТФ, ретроспективно изученных Томпсоном (1977), у 80% были симптомы, которые включали анизокорию, светобоязнь и трудности с темновой адаптацией. Симптомы, связанные с цилиарной мышцей, присутствуют у 35% больных. включали нечеткость зрения, псевдомиопию и боль в бровях при работе вблизи.

При осмотре глаз при появлении симптомов у пациента выявляется большой неподвижный зрачок. Неврологически сниженные или отсутствующие глубокие сухожильные рефлексы на нижних конечностях обнаруживаются у трети или половины пациентов (синдром Холмса-Ади). Со временем происходит аберрантная реиннервация зрачка и цилиарного тела. Поскольку подавляющее число постганглионарных парасимпатических волокон из цилиарного ганглия контролируют аккомодацию, сфинктер радужной оболочки реиннервируется почти исключительно аккомодационными элементами, и вследствие этого ближний рефлекс становится экстенсивным — фактически он удлиняется. Такая «тоническая» реакция вблизи лучше всего проявляется, когда пациент меняет фиксацию с ближнего раздражителя на дальний. Нормальный зрачок легко расширяется, в то время как зрачок Ади расширяется гораздо медленнее.

Аберрантная регенерация иннервации парасимпатических нервов к внутриглазным мышцам также вызывает секторальные параличи зрачкового сфинктера и цилиарной мышцы. Асинхронные сокращения этих мышц вызывают следующие признаки: индуцированный астигматизм, тонус аккомодации, холинергическую сверхчувствительность цилиарной мышцы. Исследователь отмечает диссоциацию зрачка на свет и ближний свет, червеобразные сокращения зрачка и фармакологические признаки сверхчувствительности к денервации. Для этой цели используют разбавленный парасимпатомиметик, такой как 0,125% пилокарпин. Он вызывает заметное сужение зрачка Ади, но не влияет на диаметр нормального зрачка. Демонстрация сверхчувствительности к денервации с помощью этого метода отличает острый зрачок Ади от большого неподвижного зрачка, наблюдаемого при ранних поражениях третьего нерва, и от фармакологически расширенного зрачка.

Хотя АТФ чаще всего является односторонним заболеванием, оно может быть двусторонним, развивающимся в обоих глазах либо одновременно, либо последовательно. Симметричные двусторонние АТФ наблюдались при широко распространенных периферических нейропатиях, таких как диабет или синдром Шарко-Мари-Тута. Они часто обнаруживаются в сочетании с другими признаками вегетативной дисфункции — ортостатической гипотензией, прогрессирующим сегментарным ангидрозом, а также как составляющая синдромов Шай-Дрейгера и Райли-Дея.

Синдром Сильвиева Акведука

При ростральных поражениях среднего мозга в области претектального ядерного комплекса прерывание ретино-тектальных волокон с сохранением надъядерных аккомодационных волокон вызывает двустороннюю зрачковую светлую диссоциацию. Сопутствующее повреждение претектальных ядер, сужающих зрачок, приводит к диаметру зрачков от 4 до 6 мм; они не реагируют на свет, но сужаются при попытке сближения; и эти результаты встречаются с другими симптомами, такими как надъядерный паралич взгляда вверх, ретракция век и конвергентно-ретракционный нистагм.

Фармакологически расширенный зрачок

В качестве изолированной находки чрезвычайно большой зрачок, облитерирующий радужную оболочку и не реагирующий на световой или близкий раздражитель, почти всегда связан с непреднамеренным или фиктивным применением парасимпатомиметического средства (глазные капли, скополамин, дурман , марихуана, ЛСД). Медицинский персонал, включая медсестер, врачей и фармацевтов, особенно подвержен случайному закапыванию мидриатиков.

Закапывание 1% пилокарпина помогает дифференцировать фармакологический мидриаз от других причин большого нереактивного зрачка. При парасимпатической денервации зрачка вследствие глазодвигательного паралича или АТФ ответом является быстрое сужение зрачка. Отсутствие каких-либо изменений со стороны расширенного зрачка является убедительным клиническим свидетельством фармакологической дилатации, при условии, что мышца зрачкового сфинктера анатомически интактна.

Аргайл Робертсон Зрачок

«Миоз позвоночника» был известен уже некоторое время, когда Дуглас Аргайл Робертсон (1869) описал своих пяти пациентов, у всех из которых были очень маленькие зрачки. Позже было установлено, что двусторонняя зрачковая светло-ближняя диссоциация возникает у больных, не болевших сифилисом центральной нервной системы. У некоторых были опухоли в среднем мозге (синдром сильвиева акведука), у других развилась внутренняя офтальмоплегия неизвестной причины (?АТФ), а у некоторых пациентов с сахарным диабетом развились аномальные зрачки наряду с диффузной периферической невропатией. В настоящее время общепризнано, что истинные зрачки Аргайл-Робертсона, связанные с сифилисом, имеют малый диаметр, неправильную форму, слегка неровные и не расширяются в темноте или при использовании традиционных мидриатиков. Признак Аргайла Робертсона должен включать относительно сохранную зрительную функцию, чтобы исключить несифилитические причины диссоциации зрачков на близком расстоянии.

Синдром Горнера

Зрачкорасширяющие волокна радужки иннервируются симпатической нервной системой (). Нейрон первого порядка этого пути находится в заднелатеральном гипоталамусе. Выходящие аксоны спускаются неперекрещенными через покрышку ствола мозга к синапсам в промежуточно-латеральной клеточной колонке спинного мозга на уровне C8-T2. Преганглионарные волокна второго порядка проходят вдоль корешков двигательных нервов C8, T1 и T2, соединяясь и поднимаясь по симпатической цепи над верхушкой легкого к верхнему шейному ганглию. Нейрон третьего порядка иннервирует судомоторные аксоны, которые распространяются на лицо по ветвям наружной сонной артерии и на глазницы глазной артерией и глазной ветвью тройничного нерва. Дистальные части нейронов третьего порядка высвобождают норадреналин, вызывая расширение зрачков. Для более подробного обсуждения внутричерепных симпатических путей читателю следует обратиться к статье Виджаяна (19).78) на перикаротидный синдром.

Рисунок 58.2

Зрачковый симпатический путь.

Классические признаки синдрома Горнера включают птоз верхнего века, небольшое поднятие нижнего века (птоз вверх ногами), миоз и ипсилатеральный ангидроз. Иллюзорный энофтальм, возникающий из-за узкой глазной щели, не поддается измерению.

Иногда признаки минимальны. Миоз особенно не нужно отмечать; обычно диаметр зрачка уменьшается всего на 0,5–1 мм. При поражении симпатического пути проксимальнее наружной сонной артерии ипсилатеральное лицо становится сухим, теплым и гиперемированным вследствие денервации лицевых потовых желез и сосудосуживающих волокон. Если поражение расположено дистальнее верхнего шейного ганглия, постганглионарные судомоторные и вазомоторные волокна лица, скорее всего, будут сохранены. В этом случае потливость лица является нормальным явлением.

К пациентам с синдромом Горнера можно применить два фармакологических теста. Кокаин в концентрации от 5 до 10 % предотвращает пресинаптический обратный захват норадреналина в симпатическом нервно-мышечном синапсе в мышце, расширяющей зрачок. Это расширит зрачок, когда весь симпатический путь не поврежден, то есть когда норадреналин высвобождается тонически. Симпатическое повреждение снижает доступность норадреналина в мионевральном соединении, поэтому зрачок Горнера может расширяться, но не в такой степени, как нормальный зрачок.

Паредрин, 1% раствор гидроксиамфетамина, стимулирует высвобождение норадреналина в мионевральном соединении, вызывая расширение зрачка. Нейроны третьего порядка производят, транспортируют и хранят норадреналин. Когда нейроны третьего порядка (верхний шейный ганглий или постганглионарные волокна) повреждены, паредрин вызывает незначительное расширение зрачка в пораженном глазу или не вызывает его вовсе. Однако при поражении симпатического пути, расположенном проксимальнее верхнего шейного ганглия, зрачок расширяется в ответ на паредрин, поскольку для высвобождения доступно достаточное количество норадреналина. Таким образом, 9Тест 0095 кокаин помогает отличить синдром Горнера от других причин анизокории, а тест паредрин может отличить синдром Горнера нейрона третьего порядка от синдромов первого и второго нейронов.

В дополнение к фармакологическим тестам местный диагноз синдрома Горнера зависит от сопутствующих признаков и симптомов. Например, боль в гомолатеральной надключичной ямке, а также слабость и истощение внутренних мышц кисти указывают на апикальную опухоль легкого. Нистагм, онемение ипсилатерального лица и контралатеральных конечностей и туловища, дизартрия и дисфагия указывают на поражение заднебокового продолговатого мозга. Ипсилатеральная гетерохромия радужной оболочки является хорошим признаком врожденного синдрома Горнера. Зрачок Горнера плюс ипсилатеральный паралич черепных нервов IX, X, XI и XII могут быть вызваны гломусной яремной опухолью, возникающей вблизи бифуркации сонной артерии. Гемифациальная боль, наряду с фармакологическими признаками поражения нейронов третьего порядка, может быть явным проявлением окклюзии или расслоения ипсилатеральной внутренней сонной артерии.

Эссенциальная анизокория

Около 20% здорового населения имеют эссенциальную («функциональную», «врожденную») анизокорию. Тем не менее, он может быть «внезапно обнаружен» родственником или другом, окулистом или даже пациентом во время бритья или нанесения макияжа. При эссенциальной анизокории разница диаметра зрачка остается неизменной независимо от внешней освещенности. При симпатической денервации, как при синдроме Горнера, зрачок не будет расширяться так быстро и сильно, как нормальный зрачок в темноте, поэтому разница в размере зрачка, наблюдаемая при окружающем свете, будет усиливаться при приглушенном освещении. При парасимпатических дефектах, наоборот, анизокория усиливается при ярком свете.

Исследователь должен тщательно определить продолжительность анизокории. Изучение серии старых фотографий часто может доказать, что анизокория не так «недавно приобретена», как считалось. Очевидно, что недавно начавшаяся приобретенная анизокория имеет более угрожающие последствия, чем анизокория, возникшая много лет или даже всю жизнь.

Ссылки

  1. Бендер М.Б., Фултон Дж.Ф. Функциональное восстановление глазных мышц шимпанзе после перерезки глазодвигательного нерва. J Нейрофизиол. 1938; л: 144–51.

  2. Кокс Т.А., Томпсон Х.С., Корбетт Дж.Дж. Относительные афферентные зрачковые дефекты при неврите зрительного нерва. Am J Офтальмол. 1981; 92: 685–90. [PubMed: 7304695]

  3. АО «Чарнецкий», Thompson HS. Сфинктер радужной оболочки при аберрантной регенерации третьего нерва. Арка Офтальмол. 1978; 96: 1606–10. [PubMed: 687202]

  4. Джайлз С.Л., Хендерсон Дж.В. Синдром Горнера: анализ 216 случаев. Am J Офтальмол. 1958; 46: 289–96. [PubMed: 13571334]

  5. Голдберг М.Ф., Пейн Дж.В., Брант П.В. Офтальмологические исследования семейной дисавтономии: синдром Райли-Дея. Арка Офтальмол. 1968; 80: 732–43. [PubMed: 4881323]

  6. Гарриман DGF, Гарланд Х. Патология синдрома Ади. Мозг. 1968; 91: 401–18. [PubMed: 4177586]

  7. Хьюз Дж.М., Блюменталь Дж.Р., Мерсон М.Х. и другие. Клинические проявления пищевого ботулизма типов А и В. Энн Интерн Мед. 1981; 95: 442–45. [PubMed: 7283294]

  8. Джампель РС. Представление ближнего ответа на коре головного мозга макаки. Am J Офтальмол. 1959; 48: 573–82. [PubMed: 14406634]

  9. Джампель Р.С., Миндел Дж. Ядро для аккомодации в среднем мозге макаки. Инвестируйте офтальмол. 1967; 6: 40–50. [PubMed: 4959576]

  10. Керр FWL, Hollowell OW. Расположение зрачковомоторных и аккомодационных волокон в глазодвигательном нерве: экспериментальные наблюдения при паралитическом мидриазе. J Neurol Neurosurg Psych. 1964;27:473–81. [Бесплатная статья PMC: PMC495780] [PubMed: 14213479]

  11. Kissel JT, Burde RM, Klingele TG. и другие. Глазодвигательные параличи с сохранением зрачка с аневризмами внутренней сонной артерии и задней соединительной артерии. Энн Нейрол. 1983; 13: 149–54. [PubMed: 6830174]

  12. Корчин А.Д., Рубинштейн А.Е., Яр М.Д., Аксельрод Ф.Б. Зрачок при семейной дизавтономии. Неврология. 1981; 31: 628–29. [PubMed: 7194981]

  13. Кори С.Х., Фоли К.М., Познер Дж.Б. Поражения плечевого сплетения у онкологических больных: 100 случаев. Неврология. 1981;31:45–50. [PubMed: 6256684]

  14. Леватин П. Побег зрачка при заболевании сетчатки или зрительного нерва. Арка Офтальмол. 1959; 62: 768–99. [PubMed: 14416133]

  15. Loewenfeld IE. Ученик Аргайла Робертсона, 1869–1969, критический обзор литературы. Сурв Офтальмол. 1969; 14: 199–299. [PubMed: 19093312]

  16. Loewenfeld IE, Thompson HS. Тонический зрачок: переоценка. Am J Офтальмол. 1967; 63: 46–87. [PubMed: 6017681]

  17. Loewenfeld IE, Thompson HS. Механизм тонического зрачка. Энн Нейрол. 1981; 10: 275–76. [PubMed: 7294738]

  18. Lowenstein O, Loewenfeld IE. Зрачковые псевдотабесы. Сурв Офтальмол. 1965; 10: 129–85. [PubMed: 14317216]

  19. Миколич Дж. Р., Полсон Г. В., Кросс С. Дж. Острый антихолинергический синдром Джимсона, вызванный приемом внутрь. Энн Интерн Мед. 1975; 83: 321–325. [PubMed: 1180428]

  20. Миллер С.Д., Томпсон Х.С. Время цикла зрачка при неврите зрительного нерва. Am J Офтальмол. 1978;85:635–42. [PubMed: 655242]

  21. Nadeau SE, Trobe JD. Сохранение зрачка при глазодвигательном параличе: краткий обзор. Энн Нейрол. 1983; 13: 143–48. [PubMed: 6830173]

  22. Riley FC, Moyer NJ. Окулосимпатический парез сочетается с кластерными головными болями. Am J Офтальмол. 1971; 72: 763–68. [PubMed: 5110867]

  23. Робертсон AD. Четыре случая спинального миоза; с замечаниями о действии света на зрачок. Edinburg Med J. 1869; 15:487. [Бесплатная статья PMC: PMC5332722] [PubMed: 29638473]

  24. Спектор Р. Х., Фариа Массачусетс. Аберрантная регенерация нижнего отдела глазодвигательного нерва. Арх Нейрол. 1981; 38: 460–61. [PubMed: 7247771]

  25. Томпсон HS. Синдром Ади: некоторые новые наблюдения. Trans Am Ophthal Soc. 1977; 125: 587–626. [Бесплатная статья PMC: PMC1311565] [PubMed: 613531]

  26. Thompson HS, Mensher JH. Адренергический мидриаз при синдроме Горнера. Am J Офтальмол. 1971; 72: 472–80. [PubMed: 5571230]

  27. Thompson HS, Newsome DA, Loewenfeld IE. Фиксированный расширенный зрачок. Арка Офтальмол. 1971; 86: 21–27. [PubMed: 5561379]

  28. Томпсон Х.С., Закон Д.Х., Чарнецкий, АО Зрачки в форме головастика, вызванные сегментарным спазмом мышцы, расширяющей радужную оболочку. Am J Офтальмол. 1983; 96: 467–77. [PubMed: 6624828]

  29. Trobe JD, Glaser JS, Post JD. Менингиомы и аневризмы кавернозного синуса. Нейроофтальмологические особенности. Арка Офтальмол. 1978; 96: 457–67. [В паблике: 629685]

  30. Виджаян Н., Уотсон С. Перикаротидный синдром. Головная боль. 1978; 18: 244–54. [PubMed: 721456]

  31. Wirtschafter JD, Volk CR, Sawchuck RJ. Трансаквальная диффузия ацетилхолина в денервированную мышцу сфинктера радужной оболочки: механизм тонического синдрома (синдром Ади). Энн Нейрол. 1978; 4: 1–5. [PubMed: 697321]

Характеристики нормальных и аномальных зрачков — часть 1.

В первой части серии из двух частей окулист и лектор Янис Орр описывает основные пути, которые служат функции зрачка, и обеспечивает обзор клинических оценок, которые должны быть предприняты в качестве частью обычного осмотра глаз.

Код курса: C-38451 | Крайний срок: 12 декабря 2014 г.

Цели обучения

Для получения необходимой информации от пациентов с аномалии зрачков (группа 1.1.2)

Уметь оценивать реакцию учеников, используя соответствующие методы (Группа 3.1.9)

Введение

Оценка функции зрачка является ценным клиническим тестом и должна оцениваться при каждом осмотре глаз. Благодаря тщательной оценке и знания об основных нейронных путях, которые практикующие врачи могут определить нарушения функции зрачка и определить соответствующее лечение стратегия для пациента.

Иннервация зрачка

Парасимпатическая иннервация

Парасимпатическая иннервация зрачка состоит из четырех нейроны, включающие афферентные и эфферентные пути (см. Рисунок 1).

Афферентный путь

Первый нейрон соединяет сетчатку с претектальным ядром в уровень верхнего двухолмия в среднем мозге. Этот рефлекс опосредуется фоторецепторами сетчатки. Волокна из носа и височная сетчатка путешествует по зрительному нерву с носовыми волокнами перекрест на хиазме. Затем эти волокна проходят по оптическому пути, пока не достигнут претектального ядра на уровне верхнее двухолмие в среднем мозге. Второй нейрон связывает претектальное ядро ​​к ядрам Эдингера-Вестфаля. Вставочные нейроны бегут как к ипсилатеральному, так и к контралатеральному ядру Эдингера-Вестфаля. Этот объясняет, почему односторонний световой раздражитель вызывает двустороннее (прямое и согласованное) и симметричное сужение зрачка. Повреждение этой части пути ведет к легкой-ближней диссоциации (где ближняя реакция нормально, но световой отклик неисправен).


Эфферентный путь

Третий нейрон соединяет ядро ​​Эдингера-Вестфаля с цилиарный ганглий. Парасимпатические волокна проходят через нижние деления третьего черепного нерва. Четвертый нейрон покидает ресничный ганглий и проходит с короткими цилиарными нервами для иннервации сфинктер зрачка (см. рис. 2, стр. 54).

Симпатическая иннервация

Симпатическая иннервация зрачка состоит из трех нейронов (см. рис. 3, стр. 55).

Первый нейрон начинается в заднем гипоталамусе и спускается вниз по стволу мозга, чтобы закончиться в реснично-спинномозговом центре Баджа. Второй нейрон проходит от цилиоспинального центра к верхнему шейный ганглий на шее. Третий нейрон поднимается по внутренней сонной артерии до ее впадения в глазничный отдел тройничный нерв. Симпатические волокна проходят через носо-социлиарный нерв. и длинные цилиарные нервы, пока они не достигнут цилиарного тела и мышца, расширяющая зрачок.

Повреждение любого компонента парасимпатической или симпатической зрительные пути могут вызывать аномалии в размере, форме и освещенности. рефлексы зрачка.

Факторы, влияющие на нормальный размер зрачка

Нормальные зрачки круглой формы и одинакового размера. Они сужают в ответ на свет (миоз) и расширяются в ответ на темноту (мидриаз). Зрачки живо реагируют на изменение освещенности, однако мидриаз возникает медленнее, чем миоз.

Средний размер зрачка среди населения составляет 2–4 мм в ярком свете и 4-8 мм при тусклом свете. (1) Однако размер зрачка при определенных уровнях освещенности значительно различается у разных людей. (1)

На нормальный размер зрачка может влиять множество других факторов:

* Гиппус — это нормальное физиологическое колебание зрачка. размер. Он не зависит от движений глаз или изменения освещения (2)

* Проживание — когда физическое лицо размещается, оно также сходятся и подвергаются зрачковому миозу.

(3) Это отношение известно как ближняя триада (4)

* Старческий миоз — размер зрачка постепенно уменьшается с возрастом (1, 5)

* Пол — диаметр зрачка не зависит (6)

* Аномалия рефракции — часто считается, что близорукие люди у них зрачки больше, чем у людей с эмметропией и дальнозоркостью. Это имеет опровергнут несколькими исследовательскими работами (1, 6 7)

* Цвет радужной оболочки — пигментация радужной оболочки (или раса) не влияет на диаметр зрачка (1)

* Бдительность и эмоция — психосенсорные влияния действуют на гипоталамус (часть симпатической иннервации дилататора зрачки) через лимбическую систему. (8,9) Мидриаз может быть результатом интенсивного эмоции, шок, боль и повышенное возбуждение центральной нервной системы. (8,9)

Проверка функции зрачка

При исследовании функции зрачка необходимо учитывать:

* Форма и положение зрачков

* Размер зрачков

* Реакция зрачков на свет (световая реакция/рефлекс)

* Реакция школьников на аккомодацию (рядом с реакция/рефлекс)

* Тест качающегося фонарика.

Форма и положение зрачка

Первоначальная оценка формы и положения зрачков может проводить под общим наблюдением при поступлении больного в консультационный кабинет и во время анамнеза и симптомов. Если у пациента есть врожденная аномалия радужной оболочки или травма глаза в анамнезе, хирургическое вмешательство повреждение или болезнь, как правило, это очевидно, если только ирисы не особенно темный. Если какая-либо аномалия зрачка или заметное выявляется разница в размере зрачков между глазами (анизокория), стоит задать пациенту еще несколько вопросов об их общем здоровье и история болезни. Если пациент осознает аномалию и это давно, это гораздо меньше беспокоит, чем если это новая находка. Важно спросить о зрительных и неврологических симптомы, например, нечеткость зрения, диплопия, выпадение полей зрения, онемение и головные боли, чтобы провести эффективную дифференциальную диагноз.

Размер зрачка

Оцените размер зрачков с помощью прямого офтальмоскопа (набор при +2. 00дС при большой апертуре средней яркости на расстоянии 50см). Это точнее, чем просто наблюдать за зрачком с помощью невооруженным глазом и значительно облегчает обнаружение анизокории и других зрачковых аномалии (особенно у пациентов с темной радужной оболочкой). Гарантировать, что луч освещает оба зрачка. Обратите внимание на размер, форму и сосредоточенность учеников.

Важно измерить диаметр зрачка при тусклом и ярком свете, особенно при наличии анизокории, так как разница между глаза могут меняться; это важный фактор при определении того, анизокория бывает патологической или физиологической.

Тест на световую реакцию (прямой и консенсуальный)

Тест на светочувствительность важен, так как проверяет целостность пути зрачковых световых рефлексов.

Свет в комнате должен быть немного приглушен для этого теста, но тест нельзя проводить в полной темноте, так как оба зрачка должны наблюдаться. Попросите пациента зафиксироваться на неаккомодационной отдаленной цель, например дуохром. Используйте ручку-фонарик или прямой офтальмоскоп в качестве источника света и освещают зрачок снизу (или временно) на расстоянии 5-10см. Направьте свет на каждый зрачок по крайней мере, дважды. Сначала проверьте реакцию на прямой свет (реакцию зрачок, который вы стимулируете), а затем согласованная реакция на свет (реакция контралатерального зрачка).

Рекомендуется повторять этот тест два или три раза в каждом глаза, чтобы подтвердить прямой и согласованный ответ и оценить влияние усталости.

Тест ближнего отклика

После выполнения теста на реакцию на свет попросите пациента их взгляд от дальней цели к ближней цели, например, палку волнистого попугайчика или кончик ручки, а затем снова вернуться к удаленной цели.

Сужение зрачка до фиксации вблизи, но не от прямого света называется свето-ближней диссоциацией. Это может быть вызвано вирусным инфекция, как в случае тонического зрачка Ади, повреждение претектальной области (синдром Парино) или повреждение ростральной средний мозг (зрачок Аргайла-Робертсона).

Нет известных состояний, при которых ближний рефлекс нарушен. повреждены или потеряны, когда световой рефлекс в норме. Можно было бы возразить, поэтому вам нужно только проверить ближний отклик, если свет реакция ненормальная.

Испытание качающегося фонарика

Тест качающегося фонарика проводится для обнаружения относительный афферентный дефект зрачка (RAPD). Это один из самых важные объективные тесты для выявления аномалий в афферентный зрительный путь. Тест на качающийся фонарик часто путают с тестом Маркуса Ганна (который исследует повторное расширение при устойчивом освещение).

Крайне важно, чтобы эта техника выполнялась осторожно, чтобы обнаружить RAPD с помощью ручного фонарика/прямого офтальмоскопа в затемненной комнате осветительные приборы. Следует отметить, что офтальмологи часто используют наголовные бинокулярные непрямые приборы для осмотра зрачков по мере того, как они получают прямой взгляд на зрачка (то есть смотрят не со стороны инструмент).

Посветить фонариком на правый глаз (снизу) на два-три секунд и наблюдайте, как сужается правый зрачок. Быстро переместите свет на левый зрачок (в течение одной секунды) и держите свет над левым глазом на две-три секунды. Левый зрачок должен остаться прежнего размера или расширяться и снова быстро сужаться, если RAPD отсутствует.

Глаз с RAPD расширяется, когда на него падает свет, как согласованная реакция расширения из-за того, что свет удаляется от нормальный глаз подавляет плохую реакцию прямого сужения глаза. пораженный глаз. Повторите это чередование несколько раз, чтобы убедиться, что RAPD точно отсутствует. Следует отметить, что наиболее распространенной ошибкой является недостаточно долго освещать каждый зрачок (т.е. менее двух-двух три секунды).

Клиническая интерпретация

Во-первых, запишите диаметр зрачков при ярком и тусклом свете (размер зрачка можно измерить с помощью линейки или круговой шкала).

Во-вторых, форма, симметрия, реакция на свет и аккомодация должны быть записаны. Можно использовать аббревиатуру PERRL(A): Равновеликие зрачки. Реагирует на свет (и аккомодацию). (10) Если вы используете аббревиатуры, которые вы знаете, что они означают, и помните, что вы должны подробно описывать аномалии. Вы также должны указать, что вы проверили прямой (D) и консенсуальный световой рефлекс (C) (тест на световую реакцию).

Если реакции зрачков вялые, это следует отметить (как обычно ответы учеников должны быть быстрыми, одновременными и равными). Если ученик рефлекс отсутствует (на одном или обоих глазах), отметьте, какой глаз поражен и какой ответ ошибочен.

После этого необходимо записать результат качания фонарика тест. Если присутствует RAPD, запишите, какая сторона поражена.

RAPD можно количественно определить, поместив фильтры нейтральной плотности (ND) в перед нормальным глазом до тех пор, пока не будет получен результат теста с качающимся фонариком. выглядит нормально (единица измерения = логарифмическая единица измерения). Это обычно не измеряется в оптометрическая практика, но стоит упомянуть. RAPD всегда определяется количественно в офтальмологической службе больницы (HES), так как это позволяет афферентному входу от афферентный зрительный путь каждого глаза для сравнения. Поскольку свет рефлекс представляет собой общий нейронный вход, повреждение в любом месте этого часть зрительного пути уменьшает амплитуду реакции зрачка зажечь.

 Рисунок 4 Правильная запись а) нормального
зрачки, б) физиологическая анизокория, в)
РАПД  Рефлексивное обучение  Сдав этот экзамен CET, подумайте,
вы чувствуете себя более уверенно в своих клинических навыках — как
вы меняете то, как вы тренируетесь? Как вы будете использовать это
информацию для улучшения вашей работы на благо пациентов?  A Нормальные зрачки, например, PERRL(A)
D+C Нет RAPD
(резкий ответ).  Диаметр = 4 мм (П+Л)  B Физиологическая анизокория, например
зрачки круглые, реагируют на свет
(D+C) и проживание.
Нет RAPD (быстрая реакция).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *