Это взаимодействие между людьми: Общение связи и взаимодействия между людьми

Содержание

Понятие общения. Структуры и виды общения. — Logoprofy.ru

Понятие общения

Общение — это многоплановый процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности.

В процессе общения происходит передача и прием сообщения с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие.

Общение присуще всем высшим живым существам. Человеческое общение является наиболее совершенным видом общения, так как процесс общения происходит осознанно и опосредствован речью.

Структура общения:

1) коммуникативно-информативный компонент — передача информации и обратная связь, в основе которой лежит психологический контакт;

2) познавательный аспект основан на взаимовосприятии и понимании людьми друг друга;

3) интерактивный аспект — взаимодействие людей друг с другом.

Структура взаимодействия в общении:

1) физический контакт;

2) перемещение в пространстве;

3) совместное групповое или массовое действие;

4) духовный вербальный контакт;

5) невербальный информационный контакт.

Взаимодействия бывают:

1) внутриличностные;

2) межличностные;

3) личностно-групповые;

4) личностно-массовые;

5) межгрупповые;

6) массово-групповые.

Для общения характерно наличие содержания и целей.

Под содержанием понимается информация, которая передается в процессе общения от одного живого существа к другому. Эта информация может содержать сведения о внутреннем мотивационном состоянии живого существа, о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Благодаря общению от одного существа к другому могут передаваться данные об эмоциональных состояниях (печаль, страдание, радость, гнев, удовлетворенность и т. п.), ориентированные на то, чтобы настроить другое живое существо на контакт.

Через общение от одного живого существа к другому может передаваться информация о состоянии внешней среды, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов (пищи, воды, другого существа).

Содержание человеческого общения значительно шире, чем у животных. В процессе общения люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение характеризуется многопредметностью и многоплановостью.

Целью общения у животных может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия.

Цели общения человека значительно шире, они включают передачу и получение объективных знаний о мире, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, обучение и воспитание, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, удовлетворения социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуальных и нравственных потребностей.

При общении выделяют три зоны восприятия пространства:

1) интимная (20-30 сантиметров до тела человека) — впускаются только очень близкие люди, за исключением тех случаев, когда подобные контакты вызваны социальной необходимостью

2) личностная (один метр до тела человека) — допускаются люди, с которыми установлены ровные отношения;

3) социальная (три метра до тела человека) — впускаются практически все за исключением тех, кто не приятен человеку и вызывает у него дискомфорт.

Знание закономерностей общения является очень важным как для педагога, так и для врача, юриста, бизнесмена.

 Виды общения.

Виды общения по содержанию:

1) материальное — обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

2) когнитивное — передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;

3) кондиционное — обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;

4) деятельностное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

Виды общения по целям:

биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;

социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Виды общения по средствам:

1) непосредственное общение — происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.

2) опосредствованное общение — связано с использованием специаль ных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.) предметов).

3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.).

4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Другие виды общения:

1) деловое общение является частным моментом какой-либо совместной деятельности людей. Оно служит средством повышения качества этой деятельности;

2) личностное общение характеризуется сосредоточеностью в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека (поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п. ).

3) инструментальное общение — это общение, которое не является сaмoцeлью, не стимулируется, самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения;

4) целевое общение служит средством удовлетворения потребности в общении.

5) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым высшим животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позв оляют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях;

6) вербальное общение является прерогативой человека и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.

Пособие для детских психологов: Психологические «Кубики историй» для детей

что это, как работает и как улучшить коммуникации в организации

В любой организации на каждом этапе ее работы сотрудники общаются друг с другом, передают между собой важную информацию и получают указания от руководства. В общем плане это и есть коммуникация — процесс обмена информацией. Но в организации коммуникации разворачиваются в двух форматах, как межличностные и непосредственно как организационные.

В первом случае это некий способ взаимодействия между людьми: он может быть вербальным (передача информации словами лично или в письменном виде) и невербальным (жестами, мимикой). Во втором случае информация распространяется в группах, отделах или организациях. Здесь уже говорят не столько о личных темах (мнения, факты, новости и т.д. — то, что фигурирует в межличностной коммуникации), сколько транслируют друг другу именно рабочую информацию (различные презентации, документы, распоряжения и тому подобное).

Стоит отметить, что коммуникация, как организационный процесс, имеет сложную структуру. В каждой из коммуникационных сетей во время передачи информации действуют 4 элемента:

  1. отправитель — человек, который является источником передаваемой информации;
  2. сообщение — та самая передаваемая информация, которая должна быть изложенной в максимально ясной и понятной форме. Допустимо использование принятой системы кодирования символами;
  3. канал — средство, с помощью которого и передается информация. Это может быть даже воздух, который сотрясается при разговорах, или телефонная линия, электронная почта, смс-сообщения — в общем, что угодно;
  4. получатель — человек, который должен получить передаваемую информацию, а также правильно и адекватно ее понять.

То есть, в понятие коммуникации включают не только саму информацию, которую передают, но и всех участников этого процесса, вместе с инструментами.

Второй важный момент — это этапы реализации коммуникации. Их также 4:

  1. зарождение — этап, во время которого отправитель формирует идею сообщения и отбирает для этого необходимую информацию. Допустим, руководителю приходит идея переформировать один из отделов. Для этого ему нужно посмотреть, возможно ли это вообще, и как лучше это сделать;
  2. кодирование информации и подбор подходящего канала для ее передачи. Под «кодированием» на данном этапе имеется в виду некая трансформация сообщения в наиболее уместный в конкретной ситуации формат. Это может быть какой-то всем понятный жест, выражение лица или прямая речь. Если рассматривать и дальше ситуацию «Руководитель и идея переформатирования отдела», то на данном этапе создаются необходимые приказы и составляется нужный пакет документов. Также подбирается тот канал, через который будет сообщена информация: на собрании, через электронную почту персонально каждому или через менеджеров;
  3. передача информации, во время которой задействуется выбранный канал;
  4. декодирование — поскольку информация у нас «кодируется», то для ее понимания нужно «декодирование». То есть, получатель должен понять, что хотел донести ему отправитель и адекватно это оценить. Идеальный процесс коммуникации — это когда информация представлена максимально четко, а получатель достаточно сообразительный и в полной мере может понять, что от него требуется или что ему хотели сказать. В рассматриваемом нами примере на этом этапе сотрудники должны понять, что их отдел просто меняет свой формат или направленность, а не сокращается, как можно было бы подумать.

И завершает эти этапы процесс обратной связи между отправителем и получателем. Тут уже и становится понятно насколько эффективной была коммуникация и дошла ли информация до получателя в том виде, в каком и требовалось. Обратная связь осуществляется достаточно просто: подчиненные показывают свою реакцию на полученную информацию, то есть запускают процесс коммуникации еще раз, меняясь местами с руководителем (то есть, изначальным отправителем).

Узнайте что такое мотивация персонала из предыдущей статьи.

Понимание социального взаимодействия | Безграничная социология |

Социальное взаимодействие

Понимание социального взаимодействия

В социологии социальное взаимодействие — это динамичная, изменяющаяся последовательность социальных действий между людьми или группами.

Цели обучения

Рассмотрите четыре типа социальных взаимодействий: случайные, повторяющиеся, регулярные и регулируемые

Ключевые выводы

Ключевые моменты
  • Социальное взаимодействие — это обмен между двумя или более людьми, который является структурным элементом общества. Социальное взаимодействие можно изучать между группами из двух (диады), трех (триады) или более крупных социальных групп.
  • Взаимодействуя друг с другом, люди создают правила, институты и системы, в которых они стремятся жить. Символы используются для сообщения ожиданий данного общества тем, кто в нем впервые.
  • Эмпирическое изучение социального взаимодействия является одним из предметов микросоциологии. Методы включают символический интеракционизм и этнометодологию, а также более поздние академические подразделения и исследования, такие как психосоциальные исследования, разговорный анализ и взаимодействие человека с компьютером.
  • При символическом интеракционизме реальность рассматривается как социальное, развитое взаимодействие с другими. Этнометодология задается вопросом, как взаимодействие людей может создать иллюзию общего социального порядка, несмотря на то, что они не понимают друг друга полностью и имеют разные точки зрения.
Ключевые термины
  • диада : Пара вещей, находящихся в определенном отношении; диадическое отношение.
  • Социальное взаимодействие : Социальный обмен между двумя или более людьми.
  • социальная группа : Совокупность людей или животных, которые имеют определенные характеристики, взаимодействуют друг с другом, принимают ожидания и обязательства в качестве членов группы и имеют общую идентичность.

В социологии социальное взаимодействие — это динамическая последовательность социальных действий между людьми (или группами), которые изменяют свои действия и реакции из-за действий своего партнера (партнеров) по взаимодействию. Социальные взаимодействия можно дифференцировать на случайные, повторяющиеся, регулярные и регламентированные.

Социальное взаимодействие — это социальный обмен между двумя или более людьми. Эти взаимодействия составляют основу социальной структуры и поэтому являются ключевым объектом фундаментального социального исследования и анализа. Социальное взаимодействие можно изучать между группами из двух (диады), трех (триады) или более крупных социальных групп.

Социальные структуры и культуры основаны на социальных взаимодействиях. Взаимодействуя друг с другом, люди создают правила, институты и системы, в которых они стремятся жить. Символы используются для сообщения ожиданий данного общества новичкам в нем, будь то дети или посторонние.

Через эту широкую схему социального развития можно увидеть, что социальное взаимодействие лежит в его основе.

Эмпирическое изучение социального взаимодействия является одним из предметов микросоциологии, которая касается природы повседневных человеческих социальных взаимодействий и действия в малом масштабе. Методы включают символический интеракционизм и этнометодологию, а также более поздние академические подразделения и исследования, такие как психосоциальные исследования, разговорный анализ и взаимодействие человека с компьютером.

При символическом интеракционизме реальность рассматривается как социальное, развитое взаимодействие с другими. Он утверждает, что и индивидуумы, и общество не могут быть отделены далеко друг от друга по двум причинам. Во-первых, они оба созданы посредством социального взаимодействия. Вторая причина заключается в том, что их нельзя понять в терминах без другого. Этнометодология , ответвление символического интеракционизма, которое ставит вопрос о том, как взаимодействие людей может создавать иллюзию общего социального порядка, несмотря на то, что они не полностью понимают друг друга и имеют разные точки зрения.

Этнометодология

Этнометодология изучает процедуры, которые люди выполняют, чтобы создать ощущение упорядоченности в конкретном учреждении или сообществе.

Цели обучения

Определите три отличия этнометодологии от традиционной социологии и то, как социологи определяют различные методы этнометодологии, особенно фундаментальное предположение, этнометодологическое безразличие, первый раз и Sack’s Gloss

Ключевые выводы

Ключевые моменты
  • Цель этнометодологии — задокументировать методы и практики, с помощью которых члены общества осмысливают свой мир.
  • Энн Ролз характеризует фундаментальное положение этнометодологических исследований, говоря, что «члены общества должны иметь некоторые общие методы, которые они используют для взаимного построения осмысленной упорядоченности социальных ситуаций».
  • Этнометодология отличается от традиционной социологии тем, что занимается не столько анализом общества, сколько процедурами, посредством которых создается социальный порядок.
  • В отличие от традиционных социологических форм исследования, этнометодологическая перспектива не делает теоретических или методологических апелляций к внешним предположениям относительно структуры актора или актерской характеристики социальной реальности.
Ключевые термины
  • этнометодология : академическая дисциплина, которая пытается понять социальные порядки, которые люди используют, чтобы осмыслить мир, анализируя свои отчеты и описания своего повседневного опыта.
  • агностицизм : Мнение о том, что существование Бога или всех божеств неизвестно, непознаваемо, недоказуемо или недоказуемо.
  • Гарольд Гарфинкель : Он известен созданием и развитием этнометодологии как области исследований в социологии.

Этнометодология — этнографический подход к социологическим исследованиям, предложенный американским социологом Гарольдом Гарфинкелем. Цель этнометодологии — задокументировать методы и практики, с помощью которых члены общества осмысливают свой мир.

Гарфинкель ввел термин «этнометодология» в 1954 году, когда готовил статью, включавшую его раннее исследование присяжных. Он предположил, что этнометодология может служить подходящим термином для изучения «знаний члена о его обычных делах, его собственных организованных предприятиях, когда это знание рассматривается [исследователями] как часть той же самой установки, которая делает его упорядоченным. «Например, исследуя поведение присяжных, этнометодолог попытается описать методы здравого смысла, с помощью которых члены присяжных выступают в совещательной комнате в качестве присяжных — установление фактов, построение цепочек доказательств, определение надежности свидетелей. показания, установление иерархии выступающих в совещательной комнате, определение виновности или невиновности подсудимых. Эти методы должны были служить для установления социального порядка быть присяжным в этой конкретной социальной среде.

Некоторые ведущие политики, методы и определения

  • Фундаментальное допущение этнометодологических исследований: Энн Ролз охарактеризовала это фундаментальное допущение, сказав, что «члены общества должны иметь некоторые общие методы, которые они используют для взаимного построения осмысленной упорядоченности социальных ситуаций». .»
  • Этнометодологическое безразличие: Этнометодология придерживается политики преднамеренного агностицизма или безразличия к предписаниям, предрассудкам, методам и практикам социологического анализа. Политику этнометодологического агностицизма нельзя понимать как равнодушие к проблемам социального устройства; Этнометодологический агностицизм относится к видению социальных проблем только так, как их видят члены общества.
  • В первый раз: «В первый раз» — это попытка описать любую социальную деятельность, независимо от ее рутинного или обыденного вида, как если бы она происходила в первый раз. Это делается для того, чтобы показать, как наблюдатель действия составляет действие для целей формулирования любого конкретного описания.
    Смысл такого упражнения состоит в том, чтобы подчеркнуть сложность социологического анализа и описания, особенно индексальные и рефлексивные свойства собственных описаний акторов или наблюдателей того, что происходит в той или иной ситуации.
  • Sacks’ Gloss: Sacks’ Gloss предполагает, что исследователь, интересующийся вопросами, относящимися к определенному социальному порядку, должен искать ответы у членов этого социального порядка. Это противоречит идее, что на такие вопросы лучше всего отвечает социолог.
  • Область исследования этнометодологии: предметом изучения этнометодологии являются социальные практики реальных людей в реальных условиях и методы, с помощью которых эти люди создают и поддерживают общее чувство социального порядка.

Этнометодология и традиционная социология

Три основных различия между традиционной социологией и этнометодологией:

  • В то время как традиционная социология обычно предлагает анализ общества, принимая объективную истину социального порядка как должное, этнометодология занимается процедурами, с помощью которых этот социальный порядок создается и распределяется.
  • В то время как традиционная социология обычно предоставляет описания социальных условий, которые конкурируют с фактическими описаниями, предлагаемыми индивидами, которые являются участниками этих условий, этнометодология стремится описать фактические процедуры, которые люди используют в своих описаниях этих условий.
  • Структурно-функционалистские исследовательские программы методично навязывают ранее существовавшие аналитические схемы своим областям исследования. Символические интеракционистские программы предполагают правдивую основу символов, интерпретируемых акторами, участвующими в социальных сценах. Для сравнения, этнометодология специально избегает использования этих типов программных предположений в своих описаниях социальных сцен.

В отличие от традиционных социологических форм исследования, этнометодологическая перспектива не делает теоретических или методологических апелляций к внешним предположениям относительно структуры актора или актерской характеристики социальной реальности. Этнометодология не имеет отношения к субъективным состояниям человека или группы людей. Он отказывается приписывать концептуальные проекции, такие как «ценностные состояния», «чувства» или «целевые ориентации» какому-либо действующему лицу или группе действующих лиц, и не постулирует определенный «нормативный порядок» как трансцендентальную характеристику социальных сцен.

Для этнометодолога методическая реализация социальных сцен происходит в реальных условиях, находящихся под пристальным вниманием. Эта реализация структурируется участниками сеттинга посредством рефлексивного учета особенностей этого сеттинга. Работа этнометодолога состоит в том, чтобы описать характер этих действий, а не объяснять их способом, выходящим за рамки реальной практики учета участника в данной среде.

Гарольд Гарфинкель : Социолог Гарольд Гарфинкель отвечал за развитие этнометодологии.

Драматургия

Драматургия — это социологическая концепция, разработанная Эрвингом Гоффманом, которая использует метафору театра для объяснения человеческого поведения.

Цели обучения

Объясните, как люди используют драматургию, чтобы влиять на мнение и точку зрения других, в частности, посредством управления впечатлением и концепции «улицы с двусторонним движением»

Ключевые выводы

Ключевые моменты
  • выполняет.
  • Каждый стремится контролировать чужое впечатление о себе. Это называется управлением впечатлениями.
  • Драматургия подчеркивает двойную оценочную работу, которую выполняют как исполнитель, так и публика, тем самым демонстрируя неразрывную связь между исполнителем и зрителем, личностью и обществом.
  • Поведение на авансцене — это то, что видно аудитории, а поведение за кулисами — то, к чему у аудитории нет доступа.
Ключевые термины
  • Управление впечатлением : В социологии и социальной психологии управление впечатлением представляет собой целенаправленный сознательный или бессознательный процесс, в ходе которого люди пытаются повлиять на восприятие другими людьми человека, объекта или события; они делают это, регулируя и контролируя информацию в социальном взаимодействии.
  • За кулисами : Действия, которые происходят только тогда, когда зрителей нет рядом.
  • Передняя ступень : Действия, которые видны зрителям и являются частью спектакля.

Драматургия — это социологическая перспектива, которая является составной частью символического интеракционизма и используется в социологическом анализе повседневной жизни. Драматургия, разработанная американским социологом Ирвингом Гоффманом в его основополагающем тексте 1959 года «Представление себя в повседневной жизни », использует метафору театра для объяснения человеческого поведения. Согласно этой точке зрения, люди совершают действия в повседневной жизни, как если бы они были артистами на сцене. Идентичность осуществляется через роли. Здесь термин «роль» работает двояко, ссылаясь как на имя театрального персонажа, так и на способы, которыми люди исполняют роли в реальности, выступая в роли матери, друга, мужа и т. д. Драматургия утверждает, что представление себя через Роль – это способ взаимодействия с обществом.

Управление впечатлениями

Гоффман утверждает, что каждое выступление — это самопрезентация и что каждый стремится произвести определенное впечатление в сознании других. Этот универсальный привод называется управлением впечатлениями. Люди управляют впечатлением о них других, успешно изображая себя «на сцене» или на публике. Люди представляют себя другим на основе культурных ценностей, норм и ожиданий. Большую часть времени люди стремятся оправдать ожидания общества, но драматургическая рамка применима даже в случаях бунта. Если человек хочет показать, что он не согласен или не идентифицирует себя с социальными нормами, он должен использовать общедоступную систему символов для передачи этой информации. Таким образом, она все еще занимается управлением впечатлением, пытаясь представить себя обществу определенным образом. С драматургической точки зрения идентичность успешна, когда публика видит исполнителя таким, каким он или она хочет, чтобы его видели.

Улица с двусторонним движением

Новаторская сила драматургической точки зрения заключается в признании природы «улицы с двусторонним движением» управления идентичностью. Человек вкладывает энергию в изображение определенной идентичности другим людям. Драматургия связывает как представление, так и прием, демонстрируя, что личность человека фундаментально переплетена с обществом вне его самого. Исполнитель всегда осознает, что публика проводит оценочную работу самостоятельно и может усомниться в подлинности исполнения.

Взаимосвязь индивидуального самосознания и общества подтверждается острым восприятием актером публики. Гоффман объясняет это осознание с точки зрения поведения на авансцене и за кулисами. Действия на авансцене — это действия, которые видны публике и являются частью спектакля, в то время как действия за кулисами происходят только тогда, когда зрителей нет рядом. Примером этого может быть тип обслуживания клиентов, воплощенный бариста в местной кофейне. Находясь на дежурстве и перед клиентами, бариста, как правило, делают то, что хочет клиент, и стараются не обращать внимания на неприятные просьбы. Бариста хочет донести до клиента, что она готова удовлетворить его потребности. Однако, как только клиент уходит, бариста может высмеять клиента перед коллегами. Это показывает, как люди постоянно настраиваются на аудиторию и соответственно меняют свое поведение.

Сцена представления : Эрвинг Гоффман использует метафору сцены, чтобы объяснить человеческое поведение в повседневной жизни.

Лицензии и авторство

Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
  • Курирование и пересмотр. Предоставлено : Boundless.com. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
Лицензионный контент CC, особое указание авторства
  • Символический интеракционизм. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en. wikipedia.org/wiki/Symbolic_interactionism. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Социальное взаимодействие. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Взаимодействие. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Микросоциология. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • пара. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • социальная группа. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Этнометодология. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • этнометодология. Предоставлено : Викисловарь. Расположен по адресу : https://en.wiktionary.org/wiki/ethnomethodology. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • агностицизм. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Гарольд Гарфинкель — Wikidi. Предоставлено : Wikidi. Расположен по адресу : https://www.wikidi.cz/. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Драматургия (социология). Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Управление впечатлениями. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Гарольд Гарфинкель — Wikidi. Предоставлено : Wikidi. Расположен по адресу : https://www.wikidi.cz/. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Предоставлено : http://Wikimedia. Лицензия : Общественное достояние: Неизвестно Copyright

Предыдущая

Следующая

Типы и примеры социального взаимодействия (социология) (2023)

Социальное взаимодействие — это любой процесс общения между членами общества. Примеры социального взаимодействия включают сотрудничество, конфликт, социальный обмен, принуждение и подчинение.

В социологических терминах это определяется как процесс взаимного влияния, осуществляемого индивидами друг на друга во время социальной встречи.

Согласно Нисбету, существует пять основных типов социального взаимодействия:

  • Сотрудничество
  • Конфликт
  • Социальный обмен
  • Принуждение
  • Соответствие

Обратите внимание, что многие исследователи пытались классифицировать различные типы социального взаимодействия. Далее следует краткое рассмотрение одного из наиболее распространенных способов разделения типов социального взаимодействия.

Социологическое определение социального взаимодействия

Социальное взаимодействие является фундаментальной единицей анализа в социологии. Он описывает, как люди ведут себя, когда их пути пересекаются с кем-то еще. Любое взаимодействие, при котором человек или группа что-то делают для получения вознаграждения, называется социальным обменом (Nisbet, 1970, стр. 56).

Социальные взаимодействия включают вербальное и невербальное общение.

Роберт Нисбет (1970, стр. 55) выделил пять типов социального взаимодействия: сотрудничество, конфликт, социальный обмен, принуждение и соответствие.

В настоящее время также часто встречается другая категоризация.

Современные социологи иногда делят социальное взаимодействие на следующие пять категорий: обмен, конкуренция, конфликт, сотрудничество и приспособление, где последнее является промежуточным звеном между сотрудничеством и конкуренцией.

Это дает использование 10 типов социального взаимодействия, в зависимости от теоретика:

    4 3 Обмен 3 14 Социальный обмен 30413 3.1 Конфликт
Типология социального взаимодействия Нисбета Современная типология социального взаимодействия
1. Сотрудничество 1. Обмен
2. Конфликт 2. Конкуренция
4. Принуждение 4. Сотрудничество
5. Соответствие 5. Приспособление

Получить PDF-файл этой статьи для класса

Наслаждайтесь доступом только для подписчиков к pdf-файлу этой статьи 909005

Типы социологии взаимодействия0007

1. Обмен

Обмен – это тип социального взаимодействия, при котором человек или группа действуют определенным образом по отношению к другому человеку или группе, чтобы получить вознаграждение.

Наиболее распространенный тип отношений обмена между работодателем и работником. Работник должен вести себя в соответствии с пожеланиями работодателя, если он хочет получить вознаграждение.

Вознаграждение не обязательно должно быть денежным или даже материальным. Вознаграждение может быть субъективным и эмоциональным.

Примеры обменного взаимодействия

Примером обменного взаимодействия является ситуация, когда человек действует определенным образом по отношению к другому, чтобы получить благодарность.

Известные теоретики социального обмена подчеркивают важность благодарности в социальных взаимодействиях (Homans, 1961 & Blau, 1964).

Помощь пожилому человеку перейти улицу или дать деньги нищему может показаться не примером социального обмена, но во многих случаях это может быть так. Человек может действовать таким образом, чтобы получить благодарность (Попено, 19 лет).77, с. 50).

Случайные взаимодействия между незнакомцами и экономические отношения — не единственное место для социального обмена.

Отношения между любовниками или друзьями часто имеют элемент социального обмена.

Это не означает, что один человек любит другого только для того, чтобы получить ответную любовь, а скорее, что бывают случаи, когда человек в таких отношениях действует, чтобы получить эмоциональное вознаграждение.

Это вознаграждение может быть простым выражением любви, благодарности или признания (Нисбет, 19 лет).70, с. 56).

2. Сотрудничество

Сотрудничество – это взаимодействие, при котором отдельные лица или группы действуют вместе для продвижения общих интересов или достижения общих целей.

Эти цели могут быть трудными или невозможными для индивидуального достижения. Таким образом, группа считает, что сотрудничество в интересах всех.

Сотрудничество можно разделить на четыре типа:

  1. Спонтанное
  2. Направлено
  3. Традиционный и
  4. Contractual (Nisbet, 1970, стр. 60-62).

Вся социальная жизнь основана на этом типе социального взаимодействия. Люди работают вместе, чтобы адаптироваться к окружающей среде и бороться с экологическими угрозами, такими как глобальное потепление.

Люди работают вместе, чтобы эффективно удовлетворять индивидуальные потребности. Они работают вместе, чтобы обеспечить взаимную защиту от внешних угроз. Все общества в значительной степени полагаются на наличие сотрудничества.

Сотрудничество Примеры взаимодействия

Сотрудничество происходит внутри групп, когда совместная работа может помочь получить большее вознаграждение для отдельных лиц, чем конкуренция.

Например, членам баскетбольной команды необходимо сотрудничать для достижения общей цели — победы в игре. Это может означать, что один член команды не может бросить мяч в кольцо, а вместо этого помогает бросившему по воротам с целью получения общей большей выгоды от победы в игре в команде.

Точно так же учителя могут сотрудничать, делясь ресурсами или временем обучения (т. е. обучение сверстников). Каждый сотрудничающий учитель выигрывает от того, что ему приходится меньше готовиться, поэтому совместная работа имеет явные преимущества.

3. Конкуренция

Сотрудничество является прямой противоположностью конкуренции. Конкуренция — вид социального взаимодействия, который некоторыми социологами выделяется в отдельную категорию.

Это происходит, когда один и тот же ограниченный объект или цель преследуются несколькими людьми или группами. Группы, вместо того чтобы объединяться, борются друг с другом за обладание каким-либо объектом или целью.

Согласно Нисбету, сотрудничество и конкуренция более взаимосвязаны, чем мы можем себе представить.

На практике редко можно увидеть одно без элементов другого (Nisbet, 1970, стр. 60). В примере с классом, приведенном выше, ученики, скорее всего, будут конкурировать внутри группы, даже если то, чего они хотят, отвечает их общим интересам.

И наоборот, соревнующиеся ученики могут попытаться сотрудничать в решении некоторых частей математической задачи, чтобы быстрее получить окончательный ответ.

Примеры взаимодействия с соревнованием

Примером соревнования является ситуация, когда учитель может представить классу математическую задачу.

Если учитель объявит, что тот, кто первым решит уравнение, получит награду, ученики, скорее всего, начнут соревноваться друг с другом.

Если учитель заявляет, что весь класс должен работать вместе над решением этой проблемы, и в случае успеха каждый из них получит награду, ученики, скорее всего, начнут сотрудничать.

4. Конформизм

Конформизм – это любое поведение, соответствующее социальным нормам и ценностям данной социальной группы.

Все социальные организации частично полагаются на существование этого типа социального взаимодействия. Мы часто слышим прилагательные «конформист» и «нонконформист» применительно к отдельным людям.

Но эта категоризация существует в спектре, а не в черно-белом варианте.

Человек может показаться нонконформистом только потому, что он соответствует нормам и ценностям другой социальной группы, а не той, о которой думает наблюдатель.

Например, ребенок, который одевается особым образом, может показаться не соответствующим нормам и стандартам общества, частью которого он является, но он может соответствовать нормам и стандартам своей субкультурной группы.

Примеры соответствия

Наиболее распространенным примером соответствия может быть политика. Обычно люди перестают верить во что-то только потому, что политическая партия, к которой они принадлежат, не одобряет это убеждение.

Аналогичный процесс происходит в группах друзей, романтических отношениях, семейных отношениях и так далее.

Хотя некоторое несоответствие можно объяснить соответствием какой-либо другой норме, экспериментальные и исторические данные свидетельствуют о том, что некоторые люди обычно менее конформистские, чем другие, независимо от того, что является нормой.

«Меньше» не означает, что некоторые индивиды просто совсем не конформны: все, хоть в какой-то мере, подвержены проявлениям конформизма (Нисбет, 1970, с. 64).

5. Принуждение

Принуждение – это поведение, вызванное принуждением в любой форме, которое ограничивает свободу действий одного или нескольких социальных акторов.

Может показаться странным классифицировать принуждение как форму взаимодействия, поскольку кажется, что действует только одна сторона. Принуждение, тем не менее, ничто без принуждения человека или группы.

Принуждение по-разному проявляется как элемент почти любого социального взаимодействия. Угроза силой не является необходимым компонентом любого принудительного взаимодействия.

Так, например, принуждение может применяться, когда наказанием за неудачу является насмешка, отказ в любви, отказ в благодарности, отказ в признании или что-то подобное. Принуждение – обычная часть воспитания и образования.

По мнению Георга Зиммеля, принуждение, хотя и кажется отвратительным и угнетающим, часто является незаменимой опорой внутренней и внешней жизни личности (Зиммель, 1950, с. 299).

Примеры принуждения

Примером отношений принуждения являются отношения между полицейским и представителем общественности, которого мы арестовываем.

Представитель общественности принуждается – возможно, силой – к подчинению офицеру полиции, которому государство предоставило право применять силу принуждения.

Даже в этом экстремальном случае присутствует элемент ассоциации, так что это взаимодействие, а не просто пример действия одного человека.

6. Конфликт

Конфликт — это поведение, при котором люди или группы борются друг с другом за какое-то редкое и обычно желаемое вознаграждение.

Конфликт, к сожалению, кажется формой социального взаимодействия, которая никогда не покинет нас. Существование этого типа социального взаимодействия часто объясняет групповую сплоченность.

Общая проблема часто является объединяющей силой. Популяции, например, как будто объединяются под угрозой внешнего вторжения.

Нет длительных отношений, в которых не было бы конфликтов. Конфликт может быть серьезным или небольшим, молчаливым или осознанным, но некоторые формы конфликта неизбежны практически во всех человеческих отношениях.

Конфликт можно рассматривать как большую категорию, в которую попадает конкуренция. Редко можно увидеть конфликты без элементов сотрудничества и наоборот. Чистое объединение без какого-либо элемента конфликта эмпирически нереально (Зиммель, 1955, с. 15).

Примеры конфликтов

Примеры конфликтов включают межличностные споры, разногласия на рабочем месте и даже мирные протесты. В более широком масштабе мы можем наблюдать возникновение экстремальных конфликтов, которые приводят к войнам, санкциям и вооруженным мятежам.

Заключение

Изучение социальных взаимодействий — одна из важнейших тем социологии. Поэтому важно понимать обычно используемые категории типов социального взаимодействия.

В этой статье мы увидели классификацию Роберта Нисбета, а также более современную систему классификации. Конечно, существуют разные классификации, но наиболее часто используемой сегодня является, пожалуй, классификация Нисбета.

Ссылки

Блау, П. М. (1964). Обмен и власть в общественной жизни . Джон Уайли.

Гоффман, Э. (1972). О косметических работах: анализ ритуальных элементов в социальном взаимодействии . В Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу . Книги пингвинов.

Homans, GC (1961). Социальное поведение: его элементарные формы . Харкорт Брейс Йованович.

Нисбет, Р. А. (1970). Социальные связи: введение в изучение общества . Кнопф.

Попеное, Д. (1977). Социология . Прентис-Холл.

Зиммель, Г. (1950). Социология Георга Зиммеля . Свободная пресса.

Зиммель, Г. (1955). Конфликт и сеть групповых связей . Свободная пресса.

Тио Габуния (B.Arch, M.Arch)

Веб-сайт | + посты

Тио Габуния — академический писатель и архитектор из Тбилиси. Он изучал архитектуру, дизайн и городское планирование в Грузинском техническом университете и Лиссабонском университете. Он работал в этих областях в Грузии, Португалии и Франции. Большинство работ Тио посвящены философии. Другие работы включают архитектуру, социологию, городское планирование и экономику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *