Бертольт Брехт цитата: Бояться надо не смерти, а пустой жизни.
— Бертольт Брехт
Не нужно сильно опасаться смерти. Нужно бояться бесполезной жизни.
Без источников
Вариант: Бояться надо не смерти, а пустой жизни.
Взято из Wikiquote. Последнее обновление 2 июля 2022 г.
Темы
жизнь, смерть, жизни, смертиБертольт Брехт
38немецкий драматург и теоретик театрального искусства 1898 — 1956Похожие цитаты
„Смерти боится тот, кто жизнью запуган.“
— St1m 1986
„Благоразумнее бояться жизни, чем смерти.“
— Марлен Дитрих немецкая и американская актриса и певица 1901 — 1992
„Когда-нибудь мы все расстанемся. С детьми, с теми, кого любим. Действительно, смерти я боюсь до смерти. А вот жизни – нет, не боюсь.“
— Брэд Питт Американский актер 1963
„Люди боятся смерти намного больше, чем боли. Это странно, что они боятся смерти. Жизнь приносит намного больше боли, чем смерть. После смерти же уже не больно.“
— Джим Моррисон американский певец, поэт и музыкант 1943 — 1971
„Лучше бойтесь не смерти, а куцей, безотрадной жизни!“
— Бертольт Брехт немецкий драматург и теоретик театрального искусства 1898 — 1956
Пелагея Власова (пьеса «Мать», сцена Х)
„Боюсь, что смерть лишит нас и загробной жизни.“
— Станислав Ежи Лец польский поэт, философ, писатель-сатирик и афорист XX века 1909 — 1966
„До смерти боялся умереть. После смерти уже не боялся.“
— Эмиль Кроткий (Эммануил Яковлевич Герман) 1892 — 1961
„Люди не так боятся смерти,как одинокой и неприкаянной жизни.“
— Татьяна Егоровна Соловова
„Меньше боится смерти тот, кто меньше знает радостей в жизни.“
— Вегеций римский военный историк и теоретик
„Меньше всего боятся смерти те, чья жизнь дороже всего.“
— Иммануил Кант немецкий философ, развил теорию познания 1724 — 1804
„Не смерть страшна.
Страшна бывает жизнь,
Случайная, навязанная жизнь…
В потемках мне подсунули пустую.
И без борьбы отдам я эту жизнь.“
— Омар Хайям персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог 1048 — 1131
„Смерти можно бояться или не бояться — придёт она неизбежно.“
— Иоганн Вольфганг Гёте немецкий поэт 1749 — 1832
„Хардыгары не боятся смерти. Хардыгары и есть смерть.“
— Юрий Леонидович Нестеренко российский писатель и поэт 1972
Девиз ханских гвардейцев
Время меча
„Я боюсь смерти, потому что у меня есть желания. Пока есть желания, человек боится смерти. А когда желаний нет — перестает.“
— Андрей Кончаловский советский, американский и российский режиссёр, сценарист 1937
„Каждый боится смерти, но никто не боится быть мёртвым.“
— Рональд Арбатнотт Нокс 1888 — 1957
„Не бойтесь смерти, но опасайтесь потерять близких. Больше не бойтесь ничего.“
— Пётр Мамонов советский и российский актёр, музыкант и поэт 1951
„Я одобряю такой лозунг: «Не бояться трудностей, не бояться смерти. »“
— Мао Цзэдун китайский государственный и политический деятель ХХ века, главный теоретик маоизма 1893 — 1976
Период КНР после Культурной революции
„Кто смерти боится, тот уже не живёт.“
— Иоганн Готтфрид Зойме немецкий писатель, поэт, публицист 1763 — 1810
„Над грехом способен возвысится только тот, кто стоит выше смерти.
Но чем больше кто-то боится смерти, тем меньше он боится греха.“
— Николай Сербский епископ Сербской православной церкви, епископ Охридский и Жичский 1880 — 1956
„Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.“
— Иммануил Кант немецкий философ, развил теорию познания 1724 — 1804
Связанные темы
- Жизнь
- Смерть
- Жизни
- Смерти
Врач объяснила, почему не надо бояться смерти
Общество 16610
Поделиться
Британский доктор паллиативной помощи Кэтрин Манникс объяснила, почему не стоит бояться смерти.
В первую очередь врач рекомендует растабуировать тему. ведь многие люди опасаются даже произносить слова “смерть” или мертвый”. Манникс заявляет, что если эти слова действительно пугают, то можно использовать синонимы. Например “скончался” и “усопший”. Это поможет людям, у которых близкий человек находится при смерти, правильно понять, что с ним происходит. И правильно отреагировать на приближающееся событие.
Манникс сравнивает «мирную» кончину с рождением ребенка. По ее мнению, умирать, как и рожать — это просто процесс. Умирающие все больше спят и меньше бодрствуют. В какой-то момент те, кто ухаживает за таким человеком, понимают, что их подопечный пребывает в беспамятстве. Если человек выходит из комы, то обычно заявляет, что хорошо выспался.
Доктор также объясняет, что “предсмертный хрип” это не что-то страшное и недопустимое. Просто человеку уже все равно, чтто с ним происходит.
И вдох и выдох идет через частички слизи и слюны в гортани. Поэтому горло издает такие дребезжащие звуки. Манникс называет их “забавными”.Врач добавляет, что в самом конце жизни будет период поверхностного дыхания, а затем один выдох, за которым просто не следует другой вдох. Иногда это настолько незаметно, что семьи даже не осознают, что это произошло.
Манникс считает, что обществу нужно сделать разговоры о смерти нормальными. Тогда мы сможем передавать друг-другу предсмертный опыт наших родных. Это станет утешением для тех, кто теряет близких.
Подписаться
Великобритания
Что еще почитать
Что почитать:Ещё материалы
В регионах
Мобилизация в Петербурге: хронология событий и рекомендации
Фото 53211
Санкт-ПетербургЛаврентий Белый
Ещё трое арестованы в Москве по делу о подрыве Крымского моста
28248
КрымФото пресс-службы Главы Республики Крым
В Ярославле элитный комплекс остался без воды и отопления
10510
ЯрославльВ коллекции крымской красавицы появилась еще одна корона
Фото 7315
КрымОлеся Гончарова, фото из архива Анастасии Божковой.
Казаки-командиры рассказали о том, как воюют крымские добровольцы
Фото Видео 4310
КрымОльга Новицкая, фото пресс-службы главы РК.
Мобилизация в Ленобласти: хронология и рекомендации
3686
Ленинградская область Регина Маринец
В регионах:Ещё материалы
Как не бояться своей смерти
Нужно знать
Твоя гибель неизбежна. Я надеюсь, что это не будет слишком сильным шоком. Я согласен, что краткость человеческого существования надоедает. К счастью, для большинства из нас этот ужасный факт обычно витает где-то за пределами нашего сознания: мы «осознаем» свою смерть, но не боимся ее постоянно.
Однако неизбежно бывают моменты, когда реальность нашей возможной смерти поражает нас в новом, более холодном свете. Близкий звонок демонстрирует хрупкость жизни, а смерть любимого человека напоминает нам, что никто не свободен от конечного предназначения человечества. Даже разговоров о смерти, как сейчас, может быть достаточно, чтобы вызвать размышление о конце, а вместе с ним и содрогание страха перед собственным исчезновением.
В эти мгновения, когда ваше ожидание разврата проявляется заново, факт смерти переживается по-новому. Вместо того, чтобы просто быть «известным», как еще одно банальное утверждение о мире — «Небо голубое». Я умру» — ощущение своего конца ощущается глубже и непосредственнее. В таких настроениях страх смерти просачивается в ваше осознание себя как личности; его потрясающая неизбежность и окончательность заставляет вас чувствовать себя маленьким и бессильным. Это страх смерти на экзистенциальном уровне, вызванный почти немыслимой идеей, что есть и всегда будет только один из вас — и рано или поздно он исчезнет, оставив в других лишь воспоминания. бывшие существа. Страх смерти в том виде, в каком я его здесь обсуждаю, связан не с практическим беспокойством о том, кто погасит ваш долг по кредитной карте после того, как вас не станет: он связан с тревожным фактом, что человек, заработавший этот долг, в первую очередь, всего лишь мимолетная крупица события в бесконечной истории Вселенной.
Страх смерти также усиливается, когда мы думаем о том, насколько вредна для нас смертность – что нет в жизни большего удара, чем прекращение жизни. Как заметил философ Томас Нагель, смерть — это величайшее лишение. Всегда есть еще жизнь, которую нужно прожить, и это больно, когда ее отнимают. Лучший способ справиться с этим страхом, пожалуй, — созерцать почти невыносимую мысль о своем будущем отсутствии: однажды на семейных обедах для вас уже не будет приготовлено место. На следующий день после вашей смерти газета будет выходить так же, как и накануне. А наутро после ваших похорон друзья приготовят себе утренний кофе. Однако вы уйдете навсегда, и это, безусловно, ужасное препятствие.
Так что страх смерти ужасен на вид – и поэтому, естественно, есть что преодолевать. В самом деле, стремление преодолеть страх смерти, как я полагаю, стимулировало множество размышлений в течение времени, проведенного человечеством на Земле: можно было бы даже сказать, что разработка того, как помешать или, возможно, приспособиться, смерть лежит в основе огромного количества культурных достижений. Страх конечности — мощный двигатель.
Так как же можно побороть страх смерти? Одна из популярных стратегий — планировать продолжение жизни, которое, как обычно ожидается, будет происходить в другом, более счастливом мире. Воскресение, будь то человеческое или иное, завоевало очень много приверженцев. И было несколько религий, а также философов, которые провозгласили взгляд на время как на цикличность: мы делали это раньше, и мы будем делать это снова. Смерть как интермедия.
У этих тактик и идей, безусловно, есть что предложить. Но пока отбросим всякую возможность жизни после смерти, чтобы у нас осталась часто ужасающая мысль: ты есть, но однажды тебя не станет. Есть ли веские философские причины не бояться этой пропасти — между бытием и небытием? В этом Руководстве я предложу несколько основанных на философии причин не бояться собственной смерти — и в этом смысле я надеюсь, что здесь есть что-то полезное, чтобы облегчить бремя глубоко тревожного экзистенциального состояния, в котором мы все находимся. посчастливилось найти себя.
Что делать
Жизнь древнегреческого философа Эпикура, жившего в городе, проходила между 3 и 4 веками до нашей эры. Его философия сегодня популярно оформляется как некий легкий гедонизм: чувственный, радостный, намек на роскошь, озорной второй бокал вина. Хотя сам Эпикур, вероятно, не был таким зашоренным и лишенным воображения искателем удовольствий, как предполагают эти клише, они дают представление о его мировоззрении.
Для него целью жизни человека является достижение счастья. Эпикур истолковывал это как отсутствие боли, а не как позитивную программу потакания своим желаниям, скажем, соблюдения строгого графика оргий или выпивания фляг с опиумом по утрам во вторник. Он понимал, что какое бы временное возбуждение ни вызывали такие занятия в данный момент, оно, вероятно, будет хорошо уравновешено суровой ценой, которую придется заплатить позже. Поэтому вместо этого Эпикур рекомендовал (несколько разочаровывающе) число 9.0009 умеренность , что приведет к освобождению от боли и страданий, что, в свою очередь, принесет достойную меру счастья и, следовательно, хорошую жизнь. Наши ограничения, наша скудная уверенность находятся в центре системы мысли Эпикура, и именно в этом контексте смягчения боли и накопления мягкого счастья, по его мнению, необходимо понимать страх смерти. Эпикур и его последователи считали, что страх смерти вреден для наслаждения нашей жизнью, и поэтому демонстрация того, почему этот страх необоснован, способствует общему гедонистическому проекту хорошей жизни.
Согласно этой традиции, первое, что нужно сделать, чтобы преодолеть страх смерти, — это попытаться сформулировать для себя, каково было бы быть мертвым. Представьте себе себя , но не живым — мертвым. (Помните, мы отбросили загробную жизнь.) Как вы быстро поймете, в центре этого первого действенного пункта находится неразрешимое противоречие. Вы не можете себе представить, каково это быть мертвым, потому что смерть — это отсутствие существования. Воображать буквально нечего, потому что само ничто нельзя вообразить. Нет перспективы, нет взгляда из небытия, ничего, к чему можно было бы приблизиться. Такова первая рекомендация: осознайте, что смерть — это не опыт. Сама смерть на самом деле не вещь вообще. Говоря словами Эпикура: «Смерть для нас ничто».
Чтобы довести до конца, обратимся к римскому поэту Лукрецию. Он был более соленым и ироничным эпикурейцем более позднего поколения, I века до н. э., чья беспримерная поэма «О природе вещей » вызвала недовольство ранних христиан из-за своего криптоатеизма. В поэме Лукреций предлагает идею, позже названную «Аргументом симметрии», которая намекает на второе, что вы должны сделать, чтобы преодолеть страх смерти: попытаться вспомнить, что было до того, как вы родились. Не то, каким был мир, что составляет задачу исторического воображения, а то, каким он был до будет вами — до того, как вы были созданы. Вы обнаружите, что дородовое существование — это не то, о чем можно подумать, тем более пережить. Симметричная часть аргумента, конечно же, заключается в том, что вам так же трудно представить, что значит быть мертвым. В самом деле, согласно Лукрецию, ты-предсуществование — это то же самое, что смерть или постсуществование: и то, и другое предполагает отсутствие тебя. Без сомнения, вы не боитесь своего пренатального существования, и логически говоря, учитывая их эквивалентность, следует, что вы должны бояться смерти точно так же, как и не бояться вообще. (Как выразился писатель Владимир Набоков в своих мемуарах: «здравый смысл подсказывает нам, что наше существование — лишь краткая трещинка света между двумя вечностями тьмы».)
Это подводит нас к третьему шагу, который нужно сделать, чтобы успокоить вашу экзистенциальную тревогу: выяснить, насколько «ничего» — небытия — можно обоснованно бояться. То есть есть ли веские причины для того, чтобы ваша надвигающаяся смерть вызвала эмоцию страха? Разумно бояться вещей до такой степени, что эти вещи могут причинить вам вред. Было разумно нервничать по поводу ядерного оружия в эпоху холодной войны; разумно опасаться, что человечество превращает земной шар в сауну; и разумно, чтобы ваше сердце выстрелило, как из требушета, в горло, когда ваш партнер сказал вам слова: «Нам нужно поговорить». Все это опознаваемые угрозы, которые предвещают ужасные переживания. Ни один из них не поможет нам в достижении нашей эпикурейской цели быть счастливыми, и поэтому их обоснованно опасаются.
Но сама смерть, а не процесс умирания, который представляет собой нечто иное, кажется, не из тех вещей, которых можно разумно бояться, потому что это ничто. Нет ничего неудобного или обидного в том, что может быть мертвым. Это не значит, что вас лишают жизни или более счастливых лет, потому что, опять же, вы просто не там , чтобы быть лишенным в первую очередь. Для вас негде найти вред от смерти, поскольку смерть — это не состояние бытия. Это не то, что, строго говоря, происходит с вами, и поэтому не может быть вредным. (Никто не сказал бы, что святому Франциску Ассизскому 9 лет.0009 больше мертвых, чем панк-рокер «GG» Аллин, потому что Святой Франциск умер давно.) Смерть — это отсутствие события; это вообще не событие и не вещь, потому что такой вещи, как вы, больше нет. Даже то, что вы видели во сне или воображали, — скажем, незнакомец, молча стоящий у вашей кровати, когда вы просыпаетесь, — имеет некое существование, необходимое для того, чтобы быть разумным объектом страха, даже если оно оказалось тенью дерево. Сама смерть не обладает этим качеством. И Лукреций добавлял: так же неразумно бояться небытия после жизни, как бояться небытия до рождения.
Это суть аргумента Эпикура и Лукреция о том, почему нет веских причин бояться смерти. Обратите внимание, что их аргумент не говорит о страхе, что другие умрут, что является вполне разумным беспокойством, которое мы, возможно, должны усилить, учитывая, что страх смерти других людей может сделать нас более чуткими к их потребностям. Нет, эпикурейский аргумент против страха смерти касается только вашего собственного «я» и его распада.
Когда я обдумываю эти шаги, я обнаруживаю, что их эффективность во многом зависит от моего настроения. Мне нравится мысль о том, что я могу интеллектуализировать страх смерти, как если бы простых философских размышлений было достаточно, чтобы придать мне смелости. И когда я особенно подавлен или отрешен от мира, возможно, есть проблески утешения от аргумента, что смерть — это ничто. Но обыкновенно такой ход мыслей не совсем снимает страх смерти (рискну предположить, что и у вас страх еще в какой-то степени присутствует).
Эпикур узнал это. Его аргумент сам по себе недостаточно силен, чтобы полностью избавить нас от страха предсмертного существования. Я сомневаюсь, что что-то есть, или, вернее, я бы не стал доверять ничему, что действительно и полностью освобождало от страха смерти (например, есть определенные виды фанатизма, которые, по-видимому, делают именно это, с очевидным ужасные результаты). Но, как подчеркивает современный философ Джеймс Уоррен, аргумент Эпикура следует учитывать как часть «когнитивной терапии» для того, чтобы справиться с собственной жизнью. Это может иметь свои плоды. Это может немного ослабить страх смерти, который, в свою очередь, может слегка увеличить ваше удовольствие от жизни — и это, в целом, одна из великих целей пребывания здесь в первую очередь.
Ключевые моменты – Как не бояться своей смерти
- Конец вашего существования неизбежен. Вопрос в том, стоит ли вам этого бояться.
- Эпикур и многие другие утверждали, что есть причины не бояться смерти.
- Его аргумент, по сути, таков: когда ты жив, смерть ничто. Когда ты мертв, жизнь ничто.
- Этот аргумент предназначен для того, чтобы избавить только некоторых от страха смерти и дать вам новую перспективу, с которой вы сможете наслаждаться своим мимолетным временем на Земле. Изгнание всякого страха смерти превратило бы вас в нечто едва человеческое, что наглядно продемонстрировали фанатики во всем мире.
- Философия может быть полезным размышлением о том, что значит жить хорошо. Размышление о собственной смерти может сосредоточить внимание на том, что делает жизнь такой ценной.
Узнать больше
Аргументы Эпикура против страха смерти неоднократно подвергались сомнению. Возможно, самый известный контрапункт в наше время исходит от Нагеля в его уважаемой статье «Смерть» (1970), которая во многом способствовала возобновлению философского внимания к проблемам небытия. Суть аргумента Нагеля состоит в том, что — это чего бояться в нашем собственном небытии. Их разногласия лежат в основе эпикурейской точки зрения. Нагель говорит, что Эпикур ошибается: смерть, очевидно, лишает нас возможности радостей жизни; только легкомысленные философы, предающиеся своим бессмысленным сложностям, стали бы отрицать столь простую истину. Пример: гениальный философ и математик Фрэнк Рэмси умер в 26 лет. Разумно предположить, что его смерть лишила его — и мир — бесчисленных, возможно, ныне невообразимых философских прозрений. Но это также убрало из ему тихое очарование взросления, мудрость старости (какой бы она ни была), радость иметь детей и так далее. То есть это исключило возможность его жизни, которую мы часто называем «полноценной жизнью». В этом смысле смерть была очень плоха для Рэмси, как и для всех нас. За исключением самых крайних сверхдолгожителей или людей с крайне изнурительными и неизлечимыми заболеваниями, смерть уносит то, чем мы могли бы в противном случае наслаждаться, если бы смерть не сделала свое нежелательное вмешательство («может случиться так, что плохой конец уготован для всех нас», пишет Нагель устало ближе к концу своей статьи). Подавляющее большинство жизней смерть лишает. Одного этого достаточно, чтобы бояться смерти, по крайней мере, так сказал бы Нагель.
Аргумент Нагеля включает в себя изменение точки зрения, что ясно видно из его зависимости от смерти других людей, использования их целей как способа продемонстрировать вред смерти для всех. Его позиция была разработана в 2009 году философом Беном Брэдли с использованием терминологии возможных миров, основная суть которой состоит в том, чтобы сравнить возможности, рассматривать каждую возможность как реальную, а затем решить, какой возможный мир лучше. Интуитивно кажется, что возможные миры, в которых Рэмси живет дольше, лучше, чем возможный (и, к сожалению, реальный) мир, в котором он умер в 26 лет, и отсюда следует, что смерть — это плохо, и ее следует опасаться. Но эта точка зрения, какой бы убедительной она ни была, отказывается от взгляда от первого лица — на самом деле, экзистенциального — взгляда эпикурейцев, чья философия, как и у большинства других древних, неотделима от их этического мировоззрения. Поскольку эпикурейский аргумент теоретически может сделать саму жизнь более приятной, а удовольствие является целью жизни, то, по их мнению, их аргумент, скорее всего, будет верным. Для эпикурейца разглагольствования о возможных мирах имеют сомнительную ценность, когда речь идет о живом наслаждении собственной жизнью, особенно когда конечным результатом является усиление страха смерти.
Конечно, против эпикурейской точки зрения можно выдвинуть и другие возражения, но, что более интересно для наших целей, в подходе «смерть есть ничто» есть сторона, которая делает неотъемлемую ценность жизни более заметной. Эта идея находит гораздо более полное признание в философии 20-го века, чем среди древних, хотя она присутствовала и тогда. Я имею в виду поразительное представление о том, что в собственной смерти есть положительное благо. Поскольку смерть абсолютно ограничивает нас, она придает форму нашему существованию. Мы здесь ненадолго, и из-за этой скоротечности мы скорее ценим свое время. Это становится наиболее ясным, если рассмотреть альтернативу: телесное бессмертие. Эпикурейцы, особенно Лукреций, думали, что вечная телесная жизнь будет адом на Земле, и я думаю, что они что-то замышляют.
Без смерти жизнь была бы ничем иным, как ужасным повторением, бессмысленным и бесконечным. Неизмеримо долгие жизни, в конце концов, превратились бы в самую банальную скуку. Тысячелетия за тысячелетиями придется прожить, и даже тогда останется вечность. В конце концов, самые возвышенные и чудесные из возможных переживаний станут наказанием за их унылую фамильярность. К счастью, это не та возможность, которая должна нас слишком сильно беспокоить. Но столкновение с альтернативой смерти приводит к выводу, что каким бы ужасным это ни было, факт смерти делает жизнь более яркой и драгоценной. Время, которое мы проводим вместе в этом месте, быстротечно: давайте проведем его с пользой.
Ссылки и книги
Бесплатный курс Шелли Каган, предлагаемый Йельским университетом, отлично подходит для доступного введения в философию смерти. Упакованный материалом, всеобъемлющей программой и убедительными лекциями, это отличное место для начала.
Еще один солидный вводный текст — « Философия смерти » Стивена Люпера (2012), который, вероятно, сейчас является академическим стандартом.
Замечательный Саймон Кричли в 2009 году прочитал лекцию в Новой школе в Нью-Йорке под названием «Философствовать — значит научиться умирать». Когда я впервые посмотрел его, я нашел его завораживающим, и я рад сказать, что он все еще есть.
Для более глубокого погружения — и для более глубоких карманов — Оксфордский справочник по философии смерти (2012 г.) является бесценным ресурсом, в котором есть эссе, охватывающие многие из основных тем философии смерти, хотя в основном с аналитической точки зрения ( так что здесь не так много межкультурной работы). Настоятельно рекомендуется эссе Филиппа Митсиса об Эпикуре и эссе Джона Брума о вреде смерти.
Лучшая недавняя книга об Эпикуре называется Как быть эпикурейцем: древнее искусство жить хорошо (2019) Кэтрин Уилсон (которая также является участником Aeon).
Джеймс Уоррен также является ведущим исследователем эпикуреизма; для более требовательного и академического рассмотрения предмета вы вряд ли могли бы сделать лучше, чем Лицом к лицу со смертью: Эпикур и его критики (2004).
Мы также опубликовали замечательную короткую статью на Aeon об эпикурейских идеях в современном мире от Теммы Эренфельд.
Короткое и легко усваиваемое видео о более широкой философии Эпикура — помимо его преодоления страха смерти — можно найти здесь онлайн-«философского артиста» Эйнцельгангера.
Наконец, Aeon Video показал очень трогательный и наводящий на размышления документальный фильм о последних месяцах жизни философа Герберта Фингаретта, когда он борется с неминуемой смертью, и о том, действительно ли взгляды Эпикура сохранятся, когда придет конец. , наконец, здесь.
Мы боимся смерти, но что, если смерть не так ужасна, как мы думаем? | Смерть и умирание
«Мысль о смерти, страх перед ней преследует человека как ничто другое», — писал Эрнест Беккер в своей книге «Отрицание смерти». Этого страха достаточно, чтобы заставить нас запихнуть себе в глотку капусту, бежать в поте лица на беговой дорожке в 7 утра понедельника и показать свои гениталии незнакомцу с холодными руками и в белом халате, если мы чувствуем, что что-то не так.
Но наш надвигающийся конец не просто благосклонный поставщик здорового поведения. Исследователи обнаружили, что смерть может определять наши предубеждения, независимо от того, жертвуем ли мы на благотворительность или пользуемся солнцезащитным кремом, наше желание прославиться, за какого лидера мы голосуем, как мы называем наших детей и даже как мы относимся к грудному вскармливанию.
И, конечно, нас это пугает. Тревога смерти, по-видимому, лежит в основе нескольких психических расстройств, включая тревогу о здоровье, паническое расстройство и депрессивные расстройства. И мы слишком напуганы, чтобы говорить об этом. Опрос ComRes, проведенный в 2014 году, показал, что восемь из десяти британцев не любят говорить о смерти, и только треть написала завещание.
Но нам не нужно так сильно беспокоиться, согласно новому исследованию, сравнивающему наше восприятие того, что значит умереть, с рассказами людей, которым грозит неминуемая смерть. Исследователи проанализировали записи обычных блоггеров, страдающих терминальной стадией рака или боковым амиотрофическим склерозом (БАС), которые все умерли в ходе исследования, и сравнили их с сообщениями в блогах, написанными группой участников, которым было предложено представить, что у них диагностировали заболевание. неизлечимой стадии рака, и ему оставалось жить всего несколько месяцев. Они искали общие чувства позитива и негатива, а также слова, описывающие положительные и отрицательные эмоции, включая счастье, страх и ужас.
В сообщениях в блогах от неизлечимо больных было обнаружено значительно больше положительных слов и меньше отрицательных, чем у тех, кто воображал, что они умирают, и их использование положительного языка увеличивалось по мере приближения смерти.
Курт Грей, один из исследователей исследования, сказал: «Я предполагаю, что это потому, что они знают, что все становится более серьезным, и есть какое-то принятие и сосредоточение на позитиве, потому что они знают, что у них не так много осталось времени.
Исследователи также сравнили последние слова и стихи заключенных, приговоренных к смертной казни, с группой людей, которым было поручено вообразить, что им грозит казнь. Опять же, негативных слов от заключенных стало меньше. В целом, те, кто столкнулся со смертью, больше сосредоточились на том, что делает жизнь значимой, включая семью и религию.
«Мы все время говорим о том, насколько мы адаптируемся физически, но мы также адаптируемся и умственно. Мы можем быть счастливы в тюрьме, в больнице, а также можем быть счастливы на грани смерти», — сказал Грей.
«Смерть — это не просто часть человеческой жизни, она занимает центральное место в ней. Все умирают, и большинство из нас боятся этого. Наше исследование важно, потому что оно говорит о том, что это не так уж плохо, как мы думаем».
Но прежде чем мы зайдем слишком далеко, исследование вызывает несколько вопросов. Лиза Иверах, научный сотрудник Сиднейского университета, объяснила, что исследование подчеркивает, что участники могли быть менее негативными, потому что тайна смерти была устранена.
«Люди, столкнувшиеся с неминуемой смертью, имели больше времени, чтобы обдумать идею смерти и умирания, и поэтому они могут больше принимать неизбежность смерти. У них также есть очень хорошее представление о том, как они умрут, что может принести некоторое чувство покоя или принятия».
Но не все из нас будут знать, как и когда мы умрем до того, как это произойдет, и поэтому упустим какие-либо выгоды, которые можно получить, раскрывая его неопределенность.
Хави Карел, профессор философии Бристольского университета, согласен с выводами исследования о том, насколько мы адаптируемы. «Я думаю, вы привыкаете к мысли о смерти, как мы привыкаем ко многим вещам. Первоначальный шок после получения плохого прогноза ужасен, но после месяцев или лет жизни с этим знанием страх проходит», — сказала она.
Однако Карел также указал, что существует важное различие между положительными отзывами и приятными, и что есть некоторые неприятные и болезненные события, к которым мы все же относимся положительно, например, роды.
«Блоги пишутся для общего пользования и остаются там после смерти людей. Использование блогов и поэзии может выявить только внешние эмоции, которыми люди готовы поделиться, или даже просто созданные для того, чтобы создать то, как они хотят, чтобы их запомнили. Действительно ли люди говорят правду в своих блогах? Возможно, в какой-то степени, но это очень публичные СМИ», — сказал Карел.
«Возможно, они «делают храброе лицо». Невозможно сказать, но блоги явно не самый интимный способ общения. Возможно, лучше использовать дневники, записи разговоров с близкими или даже личные письма».
Натан Хефлик, исследователь и преподаватель Университета Линкольна, также предостерегает от интерпретации результатов в том смысле, что умирающие люди воспринимают смерть как полностью положительный опыт. «Я думаю, что это опасное сообщение, и это не вывод, отраженный в данных исследования. Быть менее негативным — это не то же самое, что приветствовать его или желать смерти», — сказал он.