Защита прав и интересов детей сирот: Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей: особенности – Права детей-сирот | Министерство юстиции Российской Федерации

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Мы читаем про то, что не знаем» - Час чтения вслух 03 марта 2020 г. 12:15-13:00 Библиотека № 13

Весенний девичник "Для девчонок озорных, милых, добрых, дорогих! 03 марта 2020 г. 12:00-13:00 ЦГДБ

Утренник "Сказ от сердца и души о том, как мамы хороши"( 8 марта) 04 марта 2020 г. 10:00-10:40 Библиотека №8

Мяу - день в библиотеке "За-мурр-чательные кошки" 05 марта 2020 г. 11:00-13:00 ЦГДБ

"Когда б стихи мои вливали такой же свет в сердца людей" - Вечер поэзии (к женскому дню) 06 марта 2020 г. 10:00-12:00 Библиотека № 13

Акция «Остров цветочного настроения» (к 8 марта) 06 марта 2020 г. 15:00-16:30 ул. Фонтанная

"Отблеск славы великой, боль жестокой войны" Онлайн встреча к 75-летию ВОВ 10 марта 2020 г. 11:00-11:45 Библиотека №16

Тематический урок "Безопасно.RU"(Неделя цифровых навыков) 11 марта 2020 г. 15:00-15:40 Библиотека №8

Заседание клуба "Братья славяне" "Весна - веснянка" 11 марта 2020 г. 15:30-16:20 ЦГДБ

«Мудрые страницы: Каждая страница поможет научиться…» Страница №3: (О секретах мастерства) «Дело мастера боится» 12 марта 2020 г. 10:00-11:00 Библиотека №14

Экологическая игра "Жизнь прекрасна! Жизнь вокруг!" 12 марта 2020 г. 12:00-13:00 ЦГДБ

Литературно – музыкальная композиция «И девушка наша проходит в шинели» 13 марта 2020 г. 14:00-15:00 Библиотека №6

Поэтическая гостиная "Я желаю тебе добра" (к юбилею В. Тушновой) 13 марта 2020 г. 13:00-14:00 ЦГДБ

Праздник - открытие выставки "Спасенная красота" (старинные предметы быта, рукоделия, книг) 13 марта 2020 г. 14:00-15:00 ЦИК ЦГДБ

Информ - досье «До чего же хороши у меня карандаши!» 17 марта 2020 г. 10:00-11:00 Библиотека №6

День познания "Выхожу в открытый космос!" (55 лет первому выходу человека в космос) 17 марта 2020 г. 12:00-13:00 ЦГДБ

"Зравствуй, Книжкина неделя" утренник 18 марта 2020 г. 11:00-11:45 Библиотека №16

Литературный турнир "Великий волшебник из Датского королевства" (Г.Х.Андерсен) 19 марта 2020 г. 10:00-10:40 Библиотека №8

Громкие чтения «Смеёмся вместе с М. Зощенко» (125 лет со дня рождения писателя) 19 марта 2020 г. 16:00-17:00 ЦГБ

День современной книги "Мастер смешного жанра - Артур Гиваргизов" 19 марта 2020 г. 11:00-12:00 ЦГДБ

Информ - досье "Как же трогают душу заповедные эти места" 19 марта 2020 г. 13:00-14:00 ЦГДБ

"Зеленоглазая весна" - Поэтический час 20 марта 2020 г. 10:00-10:45 Библиотека № 13

Читай клуб: Вечер – подиум «Их разве слепой не заметит...» /Музы поэтов/ 20 марта 2020 г. 15:00-16:00 Библиотека №14

Обзор литературы в жанре фэнтази и фантастики"Мосты между мирами" (20 марта - день похищения пришельцами) 20 марта 2020 г. 13:00-13:40 Библиотека №8

Заседание в клубе "Литературная пятница" 20 марта 2020 г. 18:00-20:00 ЦГБ

Поэтический час в "Пушкинском салоне" "Я ищу свою душу в стихах" 20 марта 2020 г. 13:00-14:00 ЦГДБ

"Классики - это вечные современники" В рамках V Межрегиональной акции. Клуб "Читай-ка" 24 марта 2020 г. 11:00-11:40 Библиотека № 11

Открытие недели детской книги. Праздник "Вместе с книгой мы растем" 24 марта 2020 г. 12:00-13:00 Библиотека № 7

Игра-путешествие "Цветы в легендах и преданиях" (День подснежника) 24 марта 2020 г. 13:00-13:40 Библиотека № 8

"В лес сегодня забредем - столько нового найдем" - Экопрогулка 24 марта 2020 г. 10:00-10:40 Библиотека №13

Праздник - открытие Недели детской книги "Страна счастливого чтения" 24 марта 2020 г. 11:30-12:20 ЦГДБ

День чтения вслух "Про слоненка, солнце и других…" (к 90-летию Г.Цыферова) 25 марта 2020 г. 10:00-11:00 ЦГДБ

Виртуальное путешествие "Заповедные места России"(Всемирный день Земли) 26 марта 2020 г. 15:00-15:40 Библиотека №8

Экологическое досье "Энергия: поймать и подчинить" 26 марта 2020 г. 13:30-13:40 Библиотека № 3

Конкурс-игра "Паровозик из Ромашково" к 90-летию Г.Цыферова 26 марта 2020 г. 12:00-13:00 Библиотека № 7

"Страна Сказок, Чудес и Волшебства" - Литературно-игровая программа (Неделя детской книги) 26 марта 2020 г. 10:00-11:00 Библиотека №13

"Эта удивительная Пеппи" - Литературный урок (Неделя детской книги) 26 марта 2020 г. 12:00-13:00 Библиотека №13

Неделя детской книги: Лит. путешествие «Добрый друг детей - Маршак» 26 марта 2020 г. 10:00-11:00 Библиотека №14

Урок мобильной грамотности и безопасности "Мобильный телефонг: друг или враг" 26 марта 2020 г. 12:00-13:00 ЦГДБ

Заседание клуба "Читай - компания" по книге В.Катаева "Сын полка" 26 марта 2020 г. 11:00-12:00 ЦГДБ

Час познаний и открытий "Природы затаённое дыханье!" (В рамках Часа Земли в России 28 марта) 27 марта 2020 г. 15:00-16:00 Библиотека № 11

Экологическое обозрение "Окно в природу" (к 90-летию Василия Пескова) 27 марта 2020 г. 13:00-14:00 ЦГДБ

Гонка за чудесами "Секреты голубой планеты"(День Земли) 30 марта 2020 г. 13:00-13:40 Библиотека № 3

Проблемы представительства и защиты прав и интересов детей-сирот, выпускников учреждений для детей-сирот, обучающихся профессиональных образовательных учреждений

Сверчков Алексей Александрович

СТАТЬЯ

Проблемы представительства и защиты прав и интересов детей-сирот, выпускников учреждений для детей-сирот, обучающихся профессиональных образовательных учреждений

В отношении несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, находящихся на полном государственном обеспечении и временно, на период обучения, проживающих в общежитиях образовательных организаций, в соответствии со ст. 155.1 Семейного Кодекса Российской Федерации орган опеки и попечительства осуществляет функции законного представителя до их совершеннолетия, поскольку после окончания учреждений для детей сирот и с момента поступления их в профессиональные образовательные организации попечитель на основании Статьи 35. Гражданского кодекса им не назначен, поскольку граждан, выразивших желание стать попечителем несовершеннолетних сирот старше 15 -16 лет и выступать в качестве их законного представителя в большинстве случаев не находится, а если и находятся такие лица, то зачастую принять детей в свои семьи они берутся из корыстных побуждений. Таким образом назначить законных представителей (попечителей) несовершеннолетних, который бы представлял непосредственно их интересы, защищал права, как физическое лицо не представляется возможным.

Представитель органа опеки и попечительства по доверенности может представлять только интересы органа опеки и попечительства, юридического лица, временно исполняющего обязанности попечителя, и только в границах территории, на которой распространяются полномочия органа опеки и попечительства и в пределах рабочего времени, исключая выходные и праздничные дни.

Данное положение дел снижает до минимума возможность в полном объеме защитить интересы и права несовершеннолетних данной категории в различных ситуациях, как правило связанных с совершением детьми или в их отношении правонарушений и преступлений.

Дети-сироты, зачастую, фактически оказываются на положении беспризорных безнадзорных лиц. Да и с точки зрения закона они таковыми являются.

Исполняя обязанности законного представителя, орган опеки и попечительства представляет законные интересы детей , руководствуясь Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" "Семейным кодексом Российской Федерации" , "Жилищным кодексом Российской Федерации" «Гражданским кодексом Российской Федерации», «Трудовым кодексом Российской Федерации», «Положением об органе опеки и попечительства или », региональным законодательством, в частности, таким законом , как закон Курской области от 22.11.2007 N 117-ЗКО "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Курской области", иными законодательными и нормативно-правовыми документами и действует в рамках определенных в них полномочий.

Специалисты органа опеки и попечительства на основании доверенности руководителя, представляя интересы органа опеки , как законного представителя несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и не имеющих законного представителя -физического лица , непосредственно осуществляют функции по защите прав и интересов этих детей: совершают все необходимые действия в их интересах, представительство в судебных и правоохранительных учреждениях для представления интересов несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, либо потерпевших, в ходе дознания, предварительного следствия, судебных заседаний .

Орган опеки и попечительства обращается в правоохранительные органы для объявления розыска обучающихся, самовольно покинувших образовательные организации, осуществляет взаимодействие по реализации прав и законных интересов обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которого проводятся плановые (2 раза в год) и внеплановые посещения детей-сирот в общежитиях с целью обследования условий проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам содержания, воспитания и защиты их прав и законных интересов.

Во время посещений проводятся профилактические беседы с обучающимися по предупреждению правонарушений и преступлений.

Орган опеки и попечительства направляет региональному оператору банка данных о детях-сиротах изменения в анкеты на несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дает согласие на лечение в условиях стационарного специализированного медицинского учреждения, а также на проведение психиатрических обследований несовершеннолетних, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в профессиональных образовательных организациях .

В соответствии со статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, орган опеки и попечительства над несовершеннолетними , дает согласие детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в профессиональных образовательных организациях на расходование их денежных средств, на отчуждение недвижимого имущества, а также осуществляет контроль сохранности имущества, принадлежащего несовершеннолетним на праве собственности, а также пытается разрешить конфликтные ситуации и спорные вопросы , возникающие между несовершеннолетними и администрациями образовательных учреждений.

При этом специалист по опеке и попечительству не живет с детьми, не работает с ними непосредственно. Он не является и не может быть педагогическим работником и выполнять воспитание, развитие и образование детей в соответствии с действующим Федеральным 

законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  Орган опеки и попечительства не является образовательным учреждением , не является учреждением здравоохранения и таки не предоставляет место для обучения детей, не имеет жилых помещений и столовых, не осуществляет их содержание и воспитание, не оказывает им медицинского обслуживания, кроме того орган опеки и попечительства не влияет на прием детей сирот, на их количество и соответственно на нагрузку на орган опеки после приема детей в образовательные учреждения, и самое печальное, не осуществляет контроль за деятельностью профессиональных образовательных организаций , поскольку не является их учредителем.

Несовершеннолетние обучающиеся дети-сироты, в отношении которых орган опеки и попечительства, является законным представителем, ранее воспитывались в интернатных учреждениях для детей-сирот и затем были направлены для продолжения обучения в профессиональные образовательные учреждения, причем во многих, если не в большинстве случаев, без согласования с детьми.

Профессиональные образовательные учреждения, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предоставляют несовершеннолетним полное государственное обеспечение за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: бесплатное питание, бесплатный комплект одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатное общежитие и бесплатное медицинское обеспечение, а также законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до завершения обучения. На материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрены средства по следующим статьям:

-​ компенсация стоимости предметов вещевого обеспечения и мягкого инвентаря при выпуске из учебных заведений

-​ ассигнования на выплату ежегодного денежного пособия на приобретение литературы и письменных принадлежностей в размере 3-месячной стипендии, установленной для данной категории обучающихся;

-​ единовременное денежное пособие при выпуске

-​ расходы на приобретение полагающихся по нормам мягкого инвентаря, одежды, обуви:

-​ ежемесячная денежная выплата на проезд

-​ бесплатный проезд один раз в год к месту жительства и обратно к месту учёбы в пределах территории Курской области.

Обучающиеся-сироты обеспечены питанием

Обучающиеся-сироты получают выплаты :

-​ на личные расходы ежемесячно

-​ социальную стипендию

-​ академическую стипендию

-​ успевающие на «хорошо» и «отлично» получают повышенную академическую стипендию.

Все выплаты перечисляются на личные счета обучающихся-сирот.

На базе учебных заведений работают кружки, спортивные секции.

Согласно ст. 7 Федерального закона № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 17.12.2009 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа имеют дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание.

Медицинское обслуживание учащихся осуществляется медицинскими работниками учебных заведений.

Организация воспитательной работы с несовершеннолетними обучающимися отнесена к функциям учебного заведения в соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", «Организации, осуществляющие образовательную деятельность: оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования; обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних, осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних».

То есть из вышеизложенного можно сделать вывод, что фактически выполняют все обязанности попечителя детей сирот, содержат штат работников за чет государственного бюджета для представления интересов детей-сирот , исполнения функций попечителя, но в уставах таких организаций не указано, что они являются учреждением для детей сирот, таким образом дети-сироты лишаются своевременного законного представительства своих интересам организацией , осуществляющих фактически обязанности попечителя и такие организации не несут ни какой ответственности , как попечители или органы опеки и попечительства за неисполнение законов и подзаконных актов, касающихся соблюдения прав детей сирот

Орган опеки и попечительства над несовершеннолетними, согласно информации , получаемой из профессиональных образовательных учреждений направляет обращения в отделы полиции с просьбой объявить в розыск обучающихся несовершеннолетних, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые самовольно покидают учебное заведение и не проживают в общежитии , поскольку у образовательных организаций такие заявления не принимаю, а они в сою очередь и не стремятся подавать такие заявления, иногда лишь уведомляя орган опеки и попечительства.

Поэтому для более эффективной защиты прав и интересов детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, выпускников учреждений для детей-сирот, направленных для продолжения обучения в профессиональные образовательные учреждения, необходимо в обязательном порядке распространить действие «Положения о деятельности организаций для детей-сирот и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного постановлением № 481 на все без исключения образовательные учреждения, независимо от ведомственной принадлежности, включая ВУЗ-ы , принимающие для обучения детей указанной категории и обязать на законодательном уровне включить в уставы образовательных организаций, принимающих для обучения детей-сирот функции профессиональных образовательных организаций, как организаций для детей-сирот и как законных представителей несовершеннолетних детей-сирот, а профессиональным образовательным учреждениям, не изъявившим желание принять на себя функции профессиональных образовательных организаций, как организаций для детей-сирот, запретить принимать для обучения детей-сирот, которым не назначен попечитель (опекун)и соответственно предоставлять полное государственное обеспечение и содержать штат сотрудников, необходимый для работы с детьми-сиротами за государственный счет. А детям- сиротам за счет этих средств предоставить возможность пребывания в интернатных учреждениях для детей-сирот до совершеннолетия, с возможностью получения профессиональной подготовки.

2014-2017 гг.

г. Курск

Права детей-сирот на жилье: пути и способы защиты



Сиротство остается одной из самых сложных общемировых социальных и научных проблем. В России проблема защиты прав детей всегда была одной из острейших, привлекающей к себе внимание широкой общественности.

Экономический кризис и проблемы в социальной сфере отразились почти на каждой российской семье, а, следовательно, и на детях. Экономический кризис пагубно влияет, в первую очередь, на несовершеннолетних. Это отчетливо иллюстрируют следующие неблагоприятные показатели:

1) рост числа бедных семей в стране,

2) увеличение числа брошенных детей, и детей, оставшихся без попечения родителей,

3) постоянное увеличение совершаемых несовершеннолетними правонарушений и преступлений;

4) растет число несовершеннолетних, убегающих из дома в поисках лучшей жизни.

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека (согласно ст. 7 Конституции РФ). В рамках реализации государственной политики в интересах детей большое внимание уделяется защите их конституционного права на жилище, в особенности детей-сирот и других детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

С принятием Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (закон вступил в силу 1 января 2013 г.) изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот [5]. В соответствии с новым законом, жилые помещения предоставляют детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений (срок действия такого договора — 5 лет), а не по договорам социального найма, как это было раньше. По истечении срока договора (5 лет) жилое помещение переходит в бессрочное пользование гражданина на условиях социального найма. Абзац о внеочередном предоставлении жилья, как это было принято ранее, исключен из жилищного кодекса.

Следовательно, согласно данному закону, исключена возможность приватизации, передачи жилого помещения по любым сделкам, а также выселение нанимателя во избежание случаев мошенничества и других нарушений, давая возможность детям-сиротам адаптироваться к взрослой жизни. Помимо этого, по новым правилам жилые помещения должны предоставляться в виде благоустроенных жилых домов и квартир. Раньше же имела место быть практика вселения детей-сирот в коммунальные квартиры.

Проблема обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это одна из наиболее остро стоящих проблем не только для нашего государства, но и для многих других. Так как данная категория граждан не имеет достаточной поддержки со стороны близких и родственников, государство берет на себя особые обязательства по обеспечению их необходимыми материальными благами, обязуясь выполнять заявленные в национальном законодательстве гарантии исполнения прав и свобод граждан.

Несмотря на наличие указанных правовых гарантий, наблюдаются устойчивые негативные тенденции в сфере соблюдения жилищных прав несовершеннолетних.

Особую обеспокоенность вызывает значительное число нарушений прав детей-сирот. Не случайно, выступая на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ 5 мая 2013 г., Президент РФ В. В. Путин отметил серьезность проблемы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.

Вопросы защиты жилищных прав вышеуказанной категории детей особенно актуальны и требуют изучения.

Способы защиты гражданских прав различны и указаны в ст. 12 ГК РФ [1]. Можно выделить и способы защиты имущественных прав несовершеннолетних, которые могут осуществляться следующими способами:

1) лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ),

2) отмены усыновления (ст. 140,141 СК РФ),

3) взыскания алиментов (ч. 2 ст. 80 СК РФ, ст. 106 СК РФ),

4) отступление от начала равенства долей супругов при разделе общего имущества исходя из интересов детей (п. 2 ст. 39 СК РФ),

5) признание недействительными соглашений об уплате алиментов,

6) неустойка (ч. 2 ст. 115 СК РФ),

7) возмещение убытков, не покрытых неустойкой (ч. 2 ст. 115 СК РФ) [5].

Защиту жилищных прав осуществляют путем [3]:

1) признания права на жилье;

2) восстановления положения, которое существовало до нарушения права:

а) устранение причин правонарушения;

б) прекращение нарушений прав;

в) предупредительные меры со стороны уполномоченных органов;

3) признания судом недействующим правового акта, который нарушает права граждан;

4) неприменения судом нормативных правовых актов, которые не подлежат применению;

5) прекращения или изменения жилищных правоотношений;

6) применения иных способов (возмещение убытков и взыскание неустойки, компенсация морального вреда и др.).

В соответствии со ст. 11 ГК РФ и ст. 11.ЖК РФ защита гражданских и жилищных прав осуществляется как судом, так и в административном порядке. В зависимости от правового положения детей и целей судебной защиты, можно выделить следующие средства судебной защиты:

1) учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, при разрешении отдельных вопросов, которые связаны с его интересами,

2) заключение органа опеки и попечительства.

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры в порядке выполнения надзорных функций вправе требовать от руководителей, других должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления предоставления необходимых документов, материалов, сведений о порядке учета и распределения жилья; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и иным уважительным причинам не может сам обратиться в суд [2].

В компетенции прокуратуры находится защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, контроль за деятельностью законных представителей детей и деятельностью органов опеки и попечительства.

В соответствии с данными Генеральной прокуратуры Российской Федерации [4, с.4–5]:

1) в 2012 г. прокурорами выявлено 43 826 нарушений жилищных прав детей-сирот,

2) в 2013 г. обнаружено 29698 нарушений,

3) в 2014 г. — 36 510 подобных нарушений.

Число лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые состоят на учете на получение жилого помещения, каждый год увеличивается [4, с.4–5]. К примеру:

1) в 2012 г. число таких детей составляло 96 614,

2) в 2013 г. — 104 094 человек,

3) в 2014 г. — достигло показателя 115 9492 человек.

Органы прокуратуры каждый год рассматривают более 200 000 обращений по фактам нарушений жилищного законодательства (исключением стал 2014 г. — более 120 000 обращений). Среди таких обращений, значительную долю составляют жалобы на нарушения жилищных прав детей.

Значительное число нарушений в рассматриваемой сфере допускается органами государственной власти и местного самоуправления, которые призваны в силу закона защищать жилищные права детей-сирот.

Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних необходимо рассматривать как одно из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры, что обусловлено усиленной защитой жилищных прав несовершеннолетних на международном и национальном уровне, повышенной социальной значимостью обеспечения права на жилище несовершеннолетних как наиболее уязвимой социальной группы населения, неудовлетворительным состоянием законности в этой сфере правоотношений, несовершенством действующего законодательства, отсутствием единства практики применения федеральных законов.

Вместе с тем выполнению стоящих перед прокурорами в этой сфере задачи реализации предусмотренных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202–1«О прокуратуре Российской Федерации» полномочий, которые направлены на защиту нарушенных жилищных прав несовершеннолетних, препятствуют [2, с.6]:

1) несовершенство законодательства (особенно регионального),

2) отсутствие единства правоприменения федерального законодательства,

3) должное методическое и научное обеспечение прокурорской деятельности.

Самостоятельное осуществление ребенком права на защиту связано с признанием ребенка полностью дееспособным. Однако законодательством указаны случаи, когда право на защиту в том или ином объеме может осуществляться лицом до 18-летнего возраста.

Один из основополагающих принципов жилищного законодательства — это судебная защита жилищных прав. Защита прав в судебном порядке предусмотрена ч. 1 ст.46 Конституции РФ. Судебная защита является конституционным правом граждан РФ, в том числе и детей, которое в свою очередь, означает право на обжалование в суд любых решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в международные органы по защите прав и свобод человека. Несовершеннолетний имеет право самостоятельно обращаться в суд при достижении 14-летнего возраста.

В отличие от гражданского, семейный кодекс не содержит перечня способов защиты прав граждан, в том числе детей-сирот. В ст. 8 СК РФ только указано то, что защита семейных прав осуществляется способами, которые предусмотрены СК РФ [4]. Следовательно, защита семейных прав ребенка, как и гражданских, осуществляется путем их:

1) признания,

2) восстановления

3) применения мер ответственности к виновным лицам.

Таким образом, под судебной защитой гражданских и семейных прав и интересов ребенка (в том числе и детей-сирот) необходимо понимать осуществляемую в порядке гражданского судопроизводства и основанную на конституционных принципах, принципах гражданского, семейного, гражданского процессуального права, а также моральных принципах деятельности судов, направленную на восстановление (признание) нарушенных (оспоренных) гражданских и семейных прав и интересов ребенка, путем применения способов защиты, которые предусмотрены гражданским и семейным законодательством.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.01.2016).
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
  3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 31.01.2016).
  4. Огурцова М. Л. Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних: автореферат дис… канд. юрид. наук. / М. Л. Огурцова; Акад. Ген. прокуратуры РФ, — М.: 2015. — 27с.
  5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 20.04.2015).
  6. Федеральный закон № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Основные термины (генерируются автоматически): СК РФ, судебная защита, защита, Российская Федерация, ребенок, попечение родителей, конституция РФ, жилое помещение, способ защиты, государственная власть.

Конспект урока "Социальная защита и гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей"

Тема. Социальная защита и гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей

План

  1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

  2. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

  • Опека и попечительство над детьми

  • Усыновление (удочерение) детей

  • Приемная семья

I . Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос (сл. № 2)

  1. Каковы отличительные особенности родительских прав?

    • Одновременно являются обязанностями родителей;

    • Оба родителя в равной степени обладают правами и обязанностями в отношении своих детей;

    • При осуществлении родительских прав и обязанностей должны сочетаться интересы родителей и детей;

    • Правами родители наделяются до достижения ребенком 18 лет.

  1. Каковы права и обязанности родителей? (сл. № 3)

Ст. 63 –

  • Право определять имя, отчество и фамилию, гражданство и национальность своих детей;

  • Право определять местожительство своих детей и требовать через суд возврата детей от любого лица, удерживающего их у себя;

  • воспитывать своих детей,

  • обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;

  • обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения среднего (полного) общего образования;

  • являются законными представителями своих детей и представляют их интересы в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в судах

  1. Каковы основания лишения родительских прав? (сл. № 4)

Ст. 69

  • Уклонение от выполнения обязанности родителя, злостное уклонение от уплаты алиментов;

  • Отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо из иного лечебного заведения, воспитательного учреждения, из других аналогичных органов;

  • Злоупотребление родительскими правами;

  • Жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушение на половую неприкосновенность;

  • Болезнь хроническим алкоголизмом или наркоманией;

  • Совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни и здоровья своего супруга.

4. Какими правами обладают несовершеннолетние дети? (сл. № 5)

  • Право жить и воспитываться в семье;

  • Право на общение с родителями и другими родственниками;

  • Право на защиту своих интересов, на защиту от злоупотреблений родителей;

  • Право ребенка выражать свое мнение;

  • Право на имя, отчество и фамилию и их изменение;

  • Право на получение содержания от родителей, других членов семьи;

  • Право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное в дар или в порядке наследования.

  1. Задача (сл. № 6)

13 июня 1997 года 29-летняя Мария Ольченко предъявила иск об установлении отцовства и взыскании алиментов к Сидорчуку В.Т.. При этом Ольченко требовала взыскать с него средства на содержание ребёнка за прошедший со дня рождения ребёнка срок (с 16 февраля 1997 года) в соответствии со п.2 ст.107 СК РФ, так как Сидорчук всячески уклонялся от содержания ребенка: несколько раз менял место работы и место жительства.

27 августа 1997 года суд удовлетворил иск, признав Сидорчука В.Т. отцом и обязав его выплачивать алименты со дня обращения М.Н.Ольченко в суд. Во взыскании средств за прошедшее время суд отказал. Правильно ли поступил суд?

Решение: (сл. № 7) Пленум Верховного Суда РФ в п.8 Постановления от 25 октября 1996 года № 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскания алиментов" указал, что в случае одновременного предъявления требований об установлении отцовства и взыскании алиментов, возможность взыскания средств на содержание ребёнка за прошлое время исключается, поскольку до удовлетворения иска об установлении отцовства ответчик в установленном порядке не был признан отцом ребёнка.

В соответствии с п.2 ст.107 СК РФ алименты присуждаются с момента обращения в суд.

6. Задача (сл. № 8)

Мария Фёдорова предъявила иск об уплате алиментов на двоих детей своему мужу майору милиции Фёдорову С.И., уже полгода проживавшему отдельно. В числе доходов мужа, с которых Фёдорова требовала взыскать алименты она указала денежную компенсацию за обмундирование и продовольственный паёк, полученную мужем по месту службы, а также процентную надбавку за выслугу лет. Какое решение должен принять суд?

Решение: (сл. № 9) При определении размеров алиментов не должна учитываться денежная компенсация за обмундирование и натуральное довольствие. Этот вид доходов отсутствует в "Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" утверждённого Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 года № 841.

II. Сообщение целей и задач урока (сл. № 10)

Тема. Социальная защита и гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей

Цель: определить формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Задачи: выявить, как осуществляется устройство детей, оставшихся без попечения родителей,

какие органы государственной власти занимаются решением этих вопросов, их обязанности и полномочия;

установить приоритетные формы воспитания детей данной категории

III. Изучение нового материала

  1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

(сл. № 11)

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей по различным причинам, осуществляется органами опеки и попечительства.

Сегодня у нас на уроке присутствует представитель отдела опеки и попечительства администрации Россошанского муниципального района Воронежской области

- Каковы задачи и полномочия органов опеки и попечительства?

- Какие существуют формы определения детей, оставшихся без попечения родителей?

- Как складывается ситуация в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, в Россошанском районе?

- С какими сложностями приходится Вам встречаться в работе?

Если ребенок остался без попечения родителей, в том числе и внезапно, заботу о нем обязаны проявить организации и граждане, которым стало известно об этом факте.

Орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня получения сведений обязан провести расследование условий жизни ребенка и обеспечить защиту его прав и интересов.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью ( на усыновление, удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности – в учреждение для детей сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

  1. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей На вчерашнем уроке вы были разбиты на группы, и каждая получила задание по формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

-Давайте рассмотрим, что представляет собой такая форма как (сл. № 12) усыновление и удочерение?

  1. Усыновление (удочерение) - приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Усыновление детей допускается только в их интересах.

Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается.

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в тех случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.

Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка.

- Кто на основании СК РФ не может быть усыновителем? (сл. № 13)

Не могут быть усыновителями:

  • Лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособные;

  • Лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

  • Лица, отстраненные от обязанностей опекуна за ненадлежащее выполнение обязанностей;

  • Бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;

  • Лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

  • Лица, не состоящие между собой в браке;

  • Лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ;

  • Лица, не имеющие постоянного места жительства;

  • Лица, проживающие в помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам.

Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновленным должна быть не менее 16 лет.

Для усыновления ребенка в возрасте 10 лет и старше необходимо его согласие.

- Каковы правовые последствия усыновления ребенка? (сл. № 14)

Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям.

Для обеспечения тайны усыновления в интересах ребенка могут быть изменены дата и место его рождения, имя, отчество, фамилия.

Тайна усыновления сохраняется законом. Лица, разглашающие эту тайну, привлекаются к ответственности в соответствии с законом.

- Дайте характеристику опеке и попечительству как одной из форм устройства детей?

  1. Опека и попечительство (сл. № 15)

Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Опекунами, попечителями могут назначаться только лица совершеннолетние.

Нельзя назначать опекунами граждан, лишенных родительских прав. При этом учитываются нравственные и иные личные качества опекуна, способность выполнять обязанности опекуна, отношения между опекуном и ребенком, отношения ребенка с членами семьи опекуна, желание самого ребенка настолько, насколько это возможно.

Нельзя назначать опекунами лиц, которые больны хроническим алкоголизмом или наркоманией; лиц, отстраненных от выполнения обязанностей опекунов; бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине.

- Каковы права детей, находящихся под опекой или попечительством?(сл. № 16)

Ст. 148 Семейного кодекса устанавливает права детей, которые находятся под опекой (попечительством):

  • Право на воспитание в семье, заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание;

  • Право на обеспечение условий для содержания, воспитания и образования. На всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства, на алименты, пенсии, пособия и другие причитающиеся выплаты;

  • Сохранение права собственности на жилое помещение или прав пользования жилым помещением, при отсутствии жилья – права на получение жилья по имеющимся нормам;

  • На защиту от злоупотребления со стороны опекуна (попечителя)

- Каковы особенности приемной семьи как формы определения детей, оставшихся без попечения родителей?

  1. Приемная семья (сл. № 17)

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью. На воспитание в такую семью передаются дети, не достигшие совершеннолетия.

Договор о передаче ребенка на воспитание в семью должен предусматривать условия его содержания, воспитания, образования, права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органов опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Приемные родители осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, меры социальной поддержки определяются договором о приемной семье.

Одна из форм – устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

- Откройте гл. 22 СК РФ и познакомьтесь с особенностями устройства детей в данные учреждения и правовым положением детей в этих учреждениях? (сл. № 18)

( самостоятельная работа)

- Есть ли в нашем городе учреждения подобного типа?

IV. Закрепление

Решение задач: (слайд № 19)

  1. В органы опеки и попечительства обратились супруги Фридмен, граждане Германии, и супруги Ивановы, граждане РФ, об усыновлении семилетнего ребенка Лазарева Станислава. В чью пользу будет решен вопрос об усыновлении? (ст. 124)

  2. (сл. № 20) В органы опеки и попечительства с просьбой об удочерении пятилетней девочки Супрун Дарьи, родители которой признаны судом безвестно отсутствующими, обратился гражданин Сидоров, состоящий в браке с гражданкой Сидоровой. Специалисты органов опеки и попечительства отказали Сидорову, ссылаясь на то, что для усыновления требуется согласие супруги и согласие кровных родителей Супрун Дарьи. Насколько правомерны требования специалистов отдела опеки и попечительства? (ст. 129, 133)

  3. (слайд № 21) Опекун 13-летнего ребенка решил продать двухкомнатную квартиру, принадлежащую опекаемому. Сможет ли он совершить подобную сделку? (ст. 147)

  4. Могут ли приемные родители в случае отсутствия взаимопонимания с ребенком отказаться от исполнения договора о приемной семье? (ст. 153)

V. Подведение итогов урока, выставление оценок (слайд № 22)

VI. Домашнее задание: СК РФ – раздел 6

(сл. № 23)

Брошенные дети - сверточки, кулечки,

Вы — ничьи сыночки, впрочем, как и дочки.

Крохотные ручки, голубые веки…

Как же вы посмели, люди-человеки?

Брошенные дети преданы заранье

То ли на забвенье, то ли на закланье.

Все, что им осталось: органы опеки…

Будьте милосердны, люди-человеки!

Брошенные дети — слабые травинки,

В лицах ни искринки, ни живой кровинки.

Их глаза, как бездна: не постичь вовеки…

Что ж вы натворили, Люди?!! Человеки??????

(сл. № 24)

Пишите письма в детские дома

Пишите письма в детские дома,

С утра пораньше, вечером и ночью,

Пишите чаще их в себе, всегда,

Как будто переписывались с дочью.

Пусть в том письме, зажжется огонек,

В ночной степи в окошке, у дороги,

Пусть к Вам спешат сирот босые ноги,

Пусть станет светлым для детей денек,

Пишите письма в детские дома,

Туда, где нет любви и ласки,

Где дети ночью открывают глазки,

И тихо шепчут: где ты мама, ма....

Пишите им, ничьим и не чужим,

Забытым миром, не забытым Богом,

Им в мир идти, по неизведанным дорогам,

Пишите письма ,люди,чаще им.

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации на примере Приморского края



Статья посвящена исследованию правового положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации. Фундаментальные права несовершеннолетних установлены нормами конституционного права. Именно поэтому забота о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, является одним из важнейших элементов социальной функции любого современного государства.

Ключевые слова: правовое положение, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, права детей, гарантии.

Правовой статус ребенка определяется нормами семейного права и представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка, гарантий их реализации, установленную международно-правовыми актами, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Необходимо отметить, что проблемы детей-сирот в будущем всегда будут стоять перед людьми. Дети, оставшиеся без попечения родителей, существуют в любом обществе: имеет оно достаток или же не имеет, так как никто не застрахован от рисков, которые ожидают за следующим поворотом.

Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает круг лиц, принадлежащих к категории детей, оставшихся без попечения родителей:

1) дети-сироты, лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей (лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения по одной из причин): лишение родительских прав, ограничение родителей в родительских правах, признание родителей безвестно отсутствующими, родители, признанные недееспособными (ограничено дееспособными), родители, объявленные умершими и т. д. [1].

Иначе говоря, помимо той категории несовершеннолетних, которые указаны в Федеральном законе № 159-ФЗ от 21.12.1996, к ним еще относятся и дети, имеющие родителей.

В свою очередь п.1 статьи 20 Конвенции ООН о правах ребенка содержит следующее положение о том, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» [2].

В Российской Федерации по достижению определенного возраста ребенок приобретает особые права и обязанности, например, получение полной дееспособности, связано с наступлением совершеннолетия ребенка. Однако, еще до наступления полной дееспособности, ребенок обладает частичной дееспособностью. Так, в статье 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ, указано, что дети могут совершать сделки с согласия родителей, или иных лиц их заменяющих, и только некоторые сделки могут совершать самостоятельно [3].

Это значит, что дети имеют право наследовать имущество, но фактически осуществлять свои права они могут только при участии лиц, имеющих полную дееспособность. При этом недееспособным субъектам обладать самостоятельностью в социально-экономической жизни становится возможным при условии наличия у ребенка всех элементов правосубъектности.

Структурные элементы правового статуса детей-сирот — это их правоспособность, дееспособность и деликтоспособность [4].

Особенность правоспособности детей-сирот заключается в том, что они могут иметь некоторые права и обязанности, характерные только для них и не свойственные остальным субъектам права. Например, дополнительные социальные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: жилищное, медицинское, трудовое обеспечение, льготы в сфере образования и т. д.

Дееспособность ребенка-сироты имеет отличительную особенность тогда, когда отсутствует законное представительство родителей, которое обычное в других отношениях, связанных с детьми. Представитель ребенка-сироты устанавливается в результате совершения юридических фактов (оформление попечительства, к примеру).

Деликтоспособность детей-сирот отличается от общей деликтоспособности граждан тем, что субъектом нарушения может выступать именно человек, имеющий статус ребенка-сироты. К примеру, случай дисциплинарной ответственности за нарушение административного режима в организации, в которую несовершеннолетний был помещен под надзор.

В Российской Федерации создана правовая основа защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. В частности, определены цели государственной политики, основные направления и организационные основы обеспечения прав ребенка, определены полномочия органов государственной власти различных уровней в этой области.

В соответствии со статьей 54 Семейного кодекса РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам [5].

В Семейном кодексе предусмотрено, что родители обязаны содержать своих детей. Для обеспечения реализации права на алименты детей, находящихся в детских учреждениях, действует ряд нормативных документов. Уполномоченным выявлялись факты ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами, призванными обеспечить получение ребенком алиментов. К примеру, при посещении КГОКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи г. Большой Камень» выявлено, что из 16 детей, которым назначена выплата алиментов, реально получают лишь 3 несовершеннолетних. В КГОКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи с. Мысовой» из 29 детей, которым назначена выплата алиментов, получают лишь 5 человек [6].

Одной из главных проблем — необеспечение сохранности жилых помещений, которые закреплены за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. С каждым годом количество детей, нуждающихся в жилье, увеличивалось потому, что не все смогли сохранить закрепленное за ними жилье до окончания образовательных учреждений по причине отчуждения жилья (неуплата коммунальных платежей).

Согласно Закону Приморского края от 12 февраля 2013 года № 168-КЗ дети-сироты и лица из их числа подлежат обеспечению жильем в форме предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений [7].

На территории Приморского края, в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилым помещением включены 7040 человек, из которых 5237 детей подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи с достижением ими возраста 18 лет, из них 2045 человек — в возрасте от 23 лет и старше [8].

В связи с этим представляется необходимым совершение следующих действий в масштабах регионального уровня: разработка и принятие специального нормативно-правого акта, определяющего механизм обеспечения сохранности жилых помещений, которые находятся в собственности (пользовании) указанного круга лиц; усиление контроля за работой соответствующих органов по обеспечению сохранения закрепленного жилья за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, за проведением капитального ремонта перед вселением, погашению задолженности по оплате коммунальных услуг и др.

Согласно с Федеральным законом от 29 февраля 2012 № 15 [9], жилье теперь будет предоставляться на пятилетний срок по безвозмездному договору найма с возможностью его продления в случае обнаружения обстоятельств, которые свидетельствуют о трудной жизненной ситуации нанимателя; по истечении срока данного договора жилье будет передаваться на условиях социального найма. Данная норма не позволяет продать, обменивать или приватизировать жилье минимум 5 лет, что способствует обеспечению сохранности жилья и нивелировке мошеннических намерений недобропорядочных граждан, которые обманным путем совершили сделки по приватизации и последующему отчуждению жилья [10, с.129].

В настоящее время отменен ограничительный возраст получения необходимого жилья. Новый порядок предоставляет сохранение права получения жилого помещения до фактического обеспечения такими помещениями, даже по достижении 23-летнего возраста. Еще одной немаловажной проблемой данной сферы является слабая разъяснительная работа по вопросам, касающихся реализации жилищных прав указанной категории лиц, относящаяся к обязанностям учреждения, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Довольно остро стоит проблема, касающаяся длительного неисполнения, в том числе и по решению суда обязательства по предоставлению объектов недвижимости для проживания детей сирот и оставшихся без попечения родителей. Во многом, актуальность данной проблематики связана именно с отсутствием желания у «высших чинов» решать данные жилищные вопросы в силу отсутствия бюджетных средств государственной системы РФ.

Эффективное решение большинства этих вопросов невозможно без активного участия в их решении органов опеки и попечительства. С 01.09.2015 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481, которое утверждает Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, и изменяет подход к воспитанию детей-сирот в данных организациях [11].

Целью организаций для детей-сирот является обеспечение доступности информации о правах ребенка, об уставе и о правилах внутреннего распорядка принимающих организаций, об органах государственной власти, органах местного самоуправления и их должностных лицах, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, об органах опеки и попечительства, органах внутренних дел, о прокуратуре, судах, а также информацию о номерах телефонов служб экстренной помощи, включая психологическую, юридическую и др., об адресах указанных органов и организаций, а также возможности беспрепятственного обращения детей в указанные органы и получения ими бесплатной квалифицированной юридической помощи [11].

Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 года № 159 статьи 6 указанные выше категории несовершеннолетних имеют право на обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации [1].

Дополнительно статья 6 полагает: бесплатную подготовку к поступлению в ВУЗ или колледж, училище; обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), сироты-выпускники получают разовое пособие, предметы одежды и нужные предметы для учебы либо денежную компенсацию.

Согласно статье 7 данного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, полагаются льготы по медицинскому обслуживанию: бесплатная медицинская помощь, проведение диспансеризации, оздоровления и осуществляется их направление на лечение за пределы территории Российской Федерации; путевки в организации отдыха детей и их оздоровления [1].

В соответствии со ст. 56 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ, защита прав и интересов детей осуществляется их родителями или законными представителями (опекунами, попечителями и иными лицами, их заменяющими). Так же возможны случаи, когда представляют интересы ребенка органы прокуратуры, опеки и попечительства, суд. В случае, когда ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении, защита его прав и интересов является обязанностью администрации данных учреждений [5].

Органы опеки и попечительства в Российской Федерации являются официальными представителями государства, которые устанавливают порядок усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также регулируют перевод несовершеннолетних из одного образовательного учреждения РФ в другое либо же на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования. Судебные заседания, затрагивающие права и интересы детей, не могут проходить без участия этих органов. Органы опеки и попечительства участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей (законных представителей), а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства [12].

Далее, не маловажным являются специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа, которые осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних указанной категории, получение ими начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, организуют психологическую, медицинскую, педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, а также участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними.

Существуют и организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые точно также защищают права и законные интересы несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в этих учреждениях, и тоже участвуют в рамках своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними [1].

Право ребенка на защиту включает возможность самостоятельного принятия мер в случае, когда его законные права и интересы нарушаются. Это может произойти вследствие ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и образованию ребенка, а также в случае злоупотребления родительскими правами. В подобных ситуациях ребенок имеет право обратиться в орган опеки и попечительства, а с достижением 14 лет — в суд. По итогам подобного обращения могут быть осуществлены следующие действия: привлечение родителей к административной, уголовной ответственности, немедленное изъятие ребенка у родителей органом опеки и попечительства в случае прямой угрозы жизни или здоровью ребенка, лишение или ограничение родительских прав в судебном порядке.

На данный момент в Приморском крае насчитывается 34 территориальных отдела опеки и попечительства. Специалисты таких отделов помогают решать необходимые вопросы организации жизни детей-сирот, оказания медицинских или социально-психологических услуг, помогают в решении юридических вопросов, а также социально-экономических проблем.

Постановление от 24 мая 2014 года № 481 [11] позволят повысить эффективность деятельности организаций для детей-сирот по устройству детей на воспитание в семьи, их социальной адаптации и защите прав и интересов, созданию в организациях для детей-сирот независимо от их ведомственной принадлежности условий для воспитания детей, приближённых к семейным.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей — разные юридические дефиниции. Лица данной категории имеют особенности правового статуса, выраженного в обязанности государства обеспечить им законное представительство в лице органов опеки и попечительства, а также организаций для детей-сирот, либо со стороны граждан, в форме опеки (попечительства), усыновления, приемного родителя. Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, наделены правами, которые характерны только для них и не свойственные остальным субъектам права: гарантии в сфере образования, медицинского обслуживания, на имущество и жилое помещение, на труд и социальную защиту от безработицы.

Необходимо отметить, что существует система по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящая из государственных и общественных институтов.

Литература:

1 О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/.

2 Конвенция о правах ребенка: (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.

4 Сиятскова К. Н. Правовой статус детей-сирот [Электронный ресурс] / К. Н. Сиятскова // Студенческий форум. — 2017. — № 14 (14). — Режим доступа: https://nauchforum.ru/journal/stud/14/25633

5 Семейный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/.

6 Доклад о деятельности уполномоченного при Губернаторе Приморского края по правам ребенка и о соблюдении прав и законных интересов детей на территории Приморского края в 2017 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края. — Режим доступа: https://www.primorsky.ru/authorities/governor-staff/child/ДОКЛАД %202017.pdf.

7 Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края: закон Приморского края от 12 февраля 2013 года № 168-КЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW020&n=59143#06540437364925626

8 Об обращении Законодательного Собрания Приморского края к Председателю Правительства Российской Федерации Медведеву Д. А. по вопросу внесения изменений в законодательство, регулирующее порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Постановление Законодательного Собрания Приморского края № 980 от 25.07.2018 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://monitoring.zspk.gov.ru/ %D1 %84 %D0 %B0 %D0 %B9 %D0 %BB/1871905/__980-pdf.

9 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_126736/.

10 Джумагазиева Г.С, Калинина Н. Н. Правовые особенности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями [Электронный ресурс] / Г. С. Джумагазиева, Н. Н. Калинина // Гуманитарные исследования. — 2017. — № 2 (62). — С. 127–132. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29782921

11 О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей: Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 (ред. от 19.12.2018) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163487/

12 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, ребенок, Российская Федерация, жилое помещение, Приморский край, индивидуальная профилактическая работа, полная дееспособность, орган опеки, попечительство, интерес.

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены льготы, обеспечивающие реализацию, различных прав указанной категории граждан, а именно право на образование, право на медицинское обслуживание, право на имущество, право на жилое помещение, и право на труд. Система, регулирующая социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть завершенной, должна опираться и соответствовать принятой законодательной базе государства. В семье, в вопросах реализации ребенком своих прав и в других сферах жизнедеятельности общества, проявляется и реализуется социальная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Итогом реализованной системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен стать «во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей» [1]. Вдобавок к вышеназванному закону, права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации закреплены в Семейном кодексе РФ, к которым можно отнести: право воспитываться в семье, право на защиту здоровья, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, право на собственность, алименты, пенсии, пособия и другие льготы, предусмотренные законом.

Общегосударственная политика в области социальной защиты малозащищенных слоев населения, к которым и причисляются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с общепризнанными нормами, которые установлены законодательством РФ: гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, на конкурсной основе среднее и высшее профессиональное образование, бесплатное медицинское обслуживание, право на профессиональную ориентацию детей, по достижении ими возраста 15 лет, выбор сферы деятельности, трудоустройства, охрану и оплату труда, социальное обслуживание и социальная защита детей, гарантированная материальная поддержка, выплаты государственных пособий, предусмотренных законодательством, социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, право на жилище в соответствии с законодательством РФ, квалифицированная юридическая помощь.

Социальная защита вышеназванной категории граждан предусматривает два уровня: «первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации» [2]. Социальная защита в повседневной обстановке связана главным образом с защитой семьи, с защитой ребенка в сфере образования, с защитой в сфере реализации предоставленных государством гарантий. Социальная защита в чрезвычайной, нестандартной ситуации, связана, главным образом, с потерей родителей, с социальными и экологическими катастрофами.

Главнейшими объектами социальной защиты в Российской Федерации, требующими к себе наиболее пристального внимания и защиты, являются дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие 18 лет. Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются в помощи со стороны государства и его отдельных органов в равной степени, без каких-либо дискриминаций и лишений. Как уже было выше отмечено, к приоритетной группе населения, нуждающейся в социальной защите, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из неблагополучных, многодетных семей, дети, переданные на воспитание в приемные семьи, дети-инвалиды, дети, отстающие в имеющие в психическом или физическом развитии, дети, состоящие на профилактическом учете в органах внутренних дел детей и др.

Социальная защита вышеупомянутых категорий граждан осуществляется законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти в целом, а также отдельными их органами. Российская Федерация, через свои органы, формирует приоритетные направления и стратегию, в области социальной защиты и законодательную базу, обеспечивает ее реализацию, и гарантирует защиту. Более того, социальную защиту и помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, реализуют через свою деятельность, политические партии, благотворительные фонды, общественные организации, средства массовой информации, детские и юношеские организации. «Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т. д» [3].Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируется законодательством на международном, федеральном, и на региональном уровнях.

К международному законодательству в упомянутой сфере причисляются документы международных организаций, а именно ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ, более того, к указанной группе законодательства относятся соглашения между государствами, различные программы по охране и защите материнства и детства. Дети — это объект, требующий особой защиты, подмеченное высказывание закреплено во Всеобщей декларации прав человека принятой ООН в 1948 году, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, которые регулируют вопросы охраны и защиты детей. Большую значимость в регулировании защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеет Конвенция ООН «О правах ребенка» принятая в 1989 году. В частности, в ст. 3 Конвенции отмечено, что во всех действиях, осуществляемых в отношении детей, независимо от того, предпринимаются ли они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, в первую очередь уделяется внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка.

На основе вышеупомянутых законодательных актов, были сформулированы основные приоритеты, принципы и нормы общегосударственной политики в части детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Опять же на основании вышеуказанных документов сформулированы нормы, регулирующие сферу ответственности государства и общества, были указаны основные права детей, указанной категории, актуализированные к современным условиям жизни. Помимо этого, социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулирует законодательство на Федеральном уровне, а именно Конституция РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Семейный кодекс РФ, различные федеральные программы, указы Президента и др.

На региональном уровне социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируется региональным законодательством, опирающимся и не противоречащим федеральному законодательству, углубленно регламентирующим цели, принципы, приоритеты социальной защиты для конкретного региона, с учетом, имеющейся жизненной обстановки. В настоящее время в Российской Федерации остро стоит проблема формального закрепления норм, регулирующих вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирующие права и обязанности субъектов, осуществляющих эту защиту. Особое внимание необходимо уделить практической реализации указанных норм, функционированию правовых механизмов, которые позволили бы более эффективно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей реализовывать предоставленные государством права, гарантии и льготы. Более того, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, для поддержания физического и психологического здоровья, нормальных условий жизни, необходима правовая и социальная защита со стороны государства.

Литература:

  1. Константинова Н. Н. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как фактор роста величины человеческого капитала // Вестник торгово-технологического института. 2011. № 1 (4). С.216.
  2. Кудрявцев А. А. Социально-правовая защита детей-сирот в современной России/ Вестник Алтайского государственного педагогического университета. № 17. 2013. С. 97–98.
  3. Орлова К. Ю. Содержание и сущность деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Журнал личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация № 1. 2013. С.154–155.
  4. Бозиев Т. О., Кривошеева М. А. Анализ законодательной базы по правам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Журнал правовых и экономических исследований, 2012, № 3.
  5. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// СПС «Консультант Плюс».
  6. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// СПС «Консультант Плюс».
  7. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)// СПС «Консультант Плюс».

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, социальная защита, ребенок, социальная защита детей-сирот, Российская Федерация, повседневная обстановка, нестандартная ситуация, региональный уровень, Международный пакт, главный образ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *