Влияние группы на развитие личности: Влияние группы на личность – Влияние группы на личность (стр. 1 из 2)

Влияние группы на личность

Личность в современной психологической науке рассматривается как сознательное одухотворённое существо, активно познающее и преобразующее социально-природную окружающую среду. Главными особенностями личности являются самобытность, уникальность, стремление к свободному самовыражению, проявлению творческих способностей. Полней всего творческий потенциал, личностные особенности раскрываются в процессе взаимоотношений, взаимодействия с другими, установления отношений в группе.

Определение 1

Другими словами, сущность личности заключается не в ней самой, но в системе взаимосвязей, которые существуют между ней и социально-природной окружающей средой.

Взаимодействие личности и группы

Люди, окружающие личность, формируют различного уровня групповые объединения субъектов, которые в процессе реализации совместной деятельности создают духовные и моральные ценности, необходимые для выживания каждого отдельного индивидуума. Выступая активным, самостоятельным существом, личность может жить и проявлять свои личностные качества только в окружении себе подобных существ.

Определение 2

Категория группы выступает одной из фундаментальных в психологии, интерпретируется как сообщество индивидуумов, объединенных внутренними отношениями и связями, возникшими в процессе реализации совместной деятельности, совместного бытия.

Функции группы

Включение личности в совместное бытие может осуществляться как закономерно, так и случайно. Вне зависимости от характера взаимодействия между личностью и группой, основой возникновения отношений выступает наличие интегративного, объединяющего признака: пол, профессия, возраст, наличие общих интересов и пр. Включенность личности в то или иное объединение, коллектив выступает базовой потребностью индивидуума, который не может жить и развиваться вне социально-природной окружающей среды. Влияние группы на личность носит разносторонний характер, объединение реализует целый ряд актуальных функций по отношению к личности.

Объединяющая функция дает возможность личности приобщиться к роду людей.

Функция социализации позволяет индивидууму превратиться в сознательно действующую личность, наделяет его истинно человеческими качества и свойствами, одухотворяет личность.

Прагматическая функция способствует развитию способностей, необходимых для создания духовных и материальных ценностей, обеспечивающихся выживание этноса, нации.

Экспрессивная функция позволяет индивидууму самоутвердиться в группе, заслужить признание, уважение группы, удовлетворить свои потребности в общении.

Функция поддержки обеспечивает сплочение членов коллектива, защиту каждого индивидуума в экстремальных ситуациях.

Позитивное влияние группы на личность

Групповое влияние на формирование и развитие личности может носить как конструктивный, так и деструктивный характер. Позитивное влияние группы на индивидуума обусловлено рядом факторов, включая следующие:

  1. В процессе группового взаимодействия индивидуум встречается с людьми, которые становятся для него источником формирования и развития духовной культуры;
  2. Взаимоотношения между членами группы способствуют социализации личности, ее приобщению к системе социально одобряемых поведенческих стратегий, вовлечению в совместную деятельность;
  3. Группа выступает пространством, в котором индивидуум развивает свои коммуникативные умения и навыки;
  4. От участников коллектива индивидуум получает информацию, которая позволяет ему правильно воспринимать и оценивать себя, укреплять и развивать положительные свойства и качества, устранять возможные недостатки.

Таким образом, выступая самостоятельным одухотворенным существом, личность не может существовать вне группы, вне социально-природного окружения, оказывающего огромное влияние на развитие индивидуума, формирующего его самобытность и уникальность, особенности реализации межличностных связей.

Влияние группы на личность (стр. 1 из 2)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ

Кафедра философии и истории

Доклад по педагогике и психологии

на тему:

«Личность в группе. Влияние группы на личность»

Выполнила

студентка 2 курса ФЭУ

группы ЭБ0901

Скалиуш К. В.

Москва, 2010 год

Коллектив как группа людей, стремящихся достичь необходимых и полезных обществу целей, оказывает сильное воздействие на формирование личности, и поведение человека, так как коллектив-это всегда еще и частица общества. Как частица общества он несет в себе и черты общества в целом: идеологические, политические, экономические, нравственные и т. д., поэтому воздействие на личность человека со стороны коллектива многообразно. В коллективе личность приобретает различный опыт: социальный, взаимодействия с другими людьми, достижения цели, общественного поведения.

Положительное воздействие общности на личность


Давно замечено, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты.
Можно с некоторыми оговорками принять тот факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все (за исключением генетически и физиологически обусловленных особенностей) в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных больших и малых групп. Каждая из значимых (референтных) социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах.

Рассмотрим в обобщенном виде основные факты, свидетельствующие о положительном и отрицательном влиянии группы на личность.
Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем (далее эти положения раскрываются подробнее):
1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.
2. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.
3. Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.
4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.
5. Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.
Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей.
Если бы ребенок родился и вырос не в обществе, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда психологически и поведенчески не превратился бы в человека. Об этом свидетельствуют многие описанные в научной и популярной литературе факты, когда в силу трагически сложившихся жизненных обстоятельств дети оказывались с малолетнего возраста лишенными возможности общаться с развитыми, культурными людьми, жили в физической или психологической изоляции от них, в сообществах животных. Почти во всех этих случаях были отмечены серьезные задержки как в психологическом, так и в поведенческом развитии детей.
Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. Этот опыт включает практически все человеческое, что есть в современном человеке, от элементарных гигиенических навыков и пользования речью до нравственных ценностей и способностей к различным видам деятельности. Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств.


На психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности - через отношения данного индивида с остальными участниками группы. При разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными.
Важным фактором индивидуального психологического развития человека являются его знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получить не может. Группа и составляющие ее люди являются для индивида своеобразным зеркалом (вернее - разными зеркалами, каждое из которых по-своему отражает его), в котором выражается человеческое "Я".
Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы.

Для развития у себя тех или иных достоинств индивиду необходимы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником также являются люди, окружающие его в группах.
Таким образом, для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. То же самое, и даже в еще большей степени, касается высокоразвитого коллектива. В жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека он играет незаменимую положительную роль, о чем много писали и говорили такие известные педагоги, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Однако свою положительную роль в развитии личности коллектив реализует лишь тогда, когда не происходит его и ее (этой роли) идеологического искажения, когда психологическая и педагогическая теория коллектива не оказывается предметом политических манипуляций.

Отрицательное влияние группы на личность


Если о положительном воздействии группы на индивида (коллектива на личность) много и хорошо написано и педагогической, социологической и психологической литературе, то о фактах отрицательного воздействия известно немного. Во всяком случае, до недавнего времени из-за определенной идеологизации психологи и педагоги об этих фактах предпочитали умалчивать Особенно много данных о возможном отрицательном влиянии группы на индивида накоплено в социальной психологии малых групп, начало которой было положено исследованиями отечественных и зарубежных ученых, проведенными еще в начале XX в.

Поначалу психологи, заинтересованные в решении данного вопроса, в качестве объекта исследования использовали большие социальные общности типа толпы и неорганизованной массы людей, и только затем внимание переместилось на изучение влияния малой группы на индивида.
Французский исследователь Г. Лебон в книге под кратким названием "Толпа", опубликованной в 1895 г., попытался вывести общие законы поведения человека в неорганизованной общности людей. Он утверждал, что средний человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне ее. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Очевидно, Г. Лебон преувеличивал отрицательное влияние толпы на индивида, но тем не менее в его суждениях и выводах содержалась определенная доля истины. Ее подтвердили последующие экспериментальные исследования. Те специфические изменения в психологии и поведении человека под влиянием толпы, на которые одним из первых обратил внимание Лебон, внимательно исследованы в социальной психологии под названиями "обезличивание" и "деиндивидуализация".
Было показано, что, когда человек испытывает на себе влияние некоторой достаточно большой социальной общности, внутренне не организованной, в его психологии и поведении в большей степени проявляется то общее, что свойственно данной группе, и в гораздо меньшей степени то, что составляет его собственную индивидуальность. Человек в толпе нередко перестает быть личностью, поэтому данный феномен получил название "обезличивание".

Один из наиболее впечатляющих экспериментов, показывающих, насколько далеко может зайти обычный человек в своих действиях, бездумно и слепо подчиняясь давлению со стороны авторитетных лиц или групп, которые они представляют, был проведен в начале 60-х годов американским психологом С. Милгрэмом. Этот эксперимент заключался в следующем.
Через объявление в газете за плату 4 доллара в час добровольцы были приглашены принять участие в "научном психологическом эксперименте, предназначенном для изучения памяти". Каждому из людей, посетивших лабораторию, говорили, что в ходе эксперимента он будет выполнять роль "учителя", задача которого заключается в том, чтобы читать "ученику" пары слов и затем, напоминая по одному слову из каждой пары, просить "ученика" вспомнить второе слово соответствующей пары. Если "ученик" ошибался, то "учитель" должен был наказывать его ударами электрического тока, последовательно повышая его напряжение от 15 В до 450 В шагами по 15 В (за каждую следующую ошибку напряжение в сети должно было увеличиваться на 15 В).

"Учителя" и "ученика" разделяла тонкая фанерная перегородка, так что "учитель" не мог видеть "ученика", но хорошо слышал все, что происходило за перегородкой. Во время эксперимента "ученик" сидел в кресле, привязанный к нему ремнями, а на его руках находились контакты от электрических проводов, идущих от пульта. Само кресло, кроме того, было крепко привинчено к полу. При возникновении тока в электрической цепи зажигалась лампочка и звучал электрический звонок. Перед началом эксперимента сам "учитель" садился в кресло "ученика" и для пробы получал удары электрическим током 15 В и 30 В. После того как он убеждался в том, что ток по цепи действительно идет и что удары электрическим током даже минимального напряжения достаточно чувствительны, начинался основной эксперимент.

Непосредственно перед "учителем" находилась панель с электрическими кнопками, градуированными от 15 В до 450 В. Цифра 300 В была выделена красным цветом, и рядом с ней было написано слово "шок", что свидетельствовало о том, что такое напряжение смертельно опасно для человека и вызывает у него состояние шока.
На самом деле "ученик" в ходе эксперимента никаких ударов электрическим током не получал. С помощью скрытого маневра экспериментатор переключал ток на иную, замаскированную сеть, в которой также были включены лампочка и электрический звонок. В качестве же "ученика" в эксперименте использовался специально подготовленный человек - актер, который умело имитировал поведение и переживания лица, подвергаемого ударам электрического тока разной силы (напряжения). По мере того как "росло" напряжение в сети, "ученик" должен был вести себя все более беспокойно, а при напряжении более 300 В прекращать подавать какие бы то ни было признаки жизни: не отвечать на вопросы; не производить никаких звуков. До этого момента он должен был выражать свой протест движениями, ворчанием, криками, ударами ногами в перегородку и другими естественными способами.
Как и следовало ожидать, многие добровольцы с самого начала отказывались участвовать в данном эксперименте, включавшем мучительную процедуру наказания током другого человека. Однако экспериментатор уговаривал их, используя всевозможные аргументы. То же самое он должен был делать и по ходу эксперимента, чтобы побудить "учителей" как можно дольше наносить удары электрическим током "ученикам". Экспериментатор мог использовать любые аргументы, кроме прямого принуждения, но не имел права открывать "ученику" подлинную цель исследования. Для убеждения "учителя" экспериментатор имел право пользоваться следующими, например, словами: "пожалуйста, продолжайте", "эксперимент получается и требует того, чтобы вы продолжали", "очень важно, чтобы вы продолжали, это абсолютно необходимо", "вы должны продолжать, у вас нет иного выхода", "я требую", "я приказываю, чтобы вы продолжали". Если и последнее не помогало, то эксперимент прекращался и отмечалось то напряжение, до которого дошел "ученик".
Результаты эксперимента, проведенного со многими американцами, оказались обескураживающими. Обнаружилось, что почти 65% всех испытуемых-"учителей" довели напряжение тока до максимальной величины 450 В. Ни один из них не прекратил эксперимент до того, как напряжение на приборе достигло 300 В, т.е. той критической точки, за которой у "ученика" должен был последовать шок.
Полученные результаты С.Милгрэм объяснил следующим образом: люди, живущие в обществе, привыкают считать, что тот, кто находится над ними, кому они должны подчиняться, ответствен и лучше знает ситуацию, чем они сами. Факт чрезвычайного послушания испытуемых в данном эксперименте объясняется следующими причинами (обобщение ответов самих испытуемых, выступивших в роли "учителя"):
1. Попадание в ловушку. Эксперимент был задуман и начинался довольно невинно, как рядовое исследование памяти, а затем незаметно для самого испытуемого напряжение в нем постепенно нарастало. Испытуемые, начавшие повышать напряжение, не имели естественной точки, барьера, подойдя к которому следовало остановиться. По ходу эксперимента экспериментатор не вводил никаких новых требований, и испытуемые просто продолжали делать то, что уже начали. К тому времени, когда у них впервые возникало желание выйти из эксперимента, они в своих действиях уже заходили слишком далеко, были как бы уже в ловушке, из которой не было выхода назад. Поэтому, обескураженные, они уже дальше продолжали действовать механически ("терять было нечего").
2. Этикет ситуации. В своеобразной психологической ловушке испытуемые оказались еще и потому, что с самого начала согласились, причем добровольно, участвовать в эксперименте и подчиняться требованиям экспериментатора. Для человека, давшего добровольное согласие что-либо делать другому лицу, трудно и неловко отказаться от обещанного. Такой отказ должен был бы означать выражение сомнения в порядочности и компетентности экспериментатора, прямое обвинение его в издевательстве над человеком ("учеником").

Лекция 21. Влияние группы на личность

Каждая из значимых (референтных) социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности. Влияние различных групп на индивида может носить как положительный, отрицательный и амбивалентный характер.

I – Положительное влияниегруппы на личность.

1) Группа способствует повышению общего культурного уровняличности. Необходимо отметить, что такого рода влияние реализуется в том случае, если культурный уровень развития группы близок культурному уровню развития индивида. Если уровень развития группы значительно выше, то индивид испытывает дискомфорт, свою ущербность, теряет интерес к групповой жизни. Если же уровень развития группы значительно ниже, индивид либо деградирует, либо стремится покинуть такую группу. Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств.

2) Включаясь в систему групповых взаимоотношений, индивид усваивает позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, лежащие в основе отношений. На психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности — через отношения данного индивида с остальными участниками группы.

3) В группе человек успешнее вырабатывает коммуникативные умения и навыки. Установлено, что между уровнем владения языком и участием индивида в деятельность различных групп существует прямая зависимость.

4) В группе индивид получает информацию, позволяющую ему более объективно воспринимать и оценивать себя. Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы.

5) Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития. Групповое членство, общение с другими позволяет человеку осознать свою важность, значимость для других, получить от них признание.

6) Социальная фасилитация- тенденция, проявляющаяся в усилении доминантных реакций индивида в присутствии других. Повышенное возбуждение в присутствии других улучшает выполнение простых задач, для которых наиболее вероятной («доминирующей») реакцией является правильное решение, и ухудшать выполнение трудных.

IIОтрицательное влияниегруппы на личность

1) Социальная леность- тенденция людей меньше прилагать усилий для достижения групповой цели при отсутствии индивидуальной ответственности. При этом необходимо отметить, что все члены группы согласны с фактом лености, но никто не признает, что бездельничал именно он.

2) Деиндивидуализация– утрата самосознания, обезличивание, возникающие в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде. Впервые такое влияние группы на индивида отметил Г. Лебон в своей книге «Толпа».

3) Огруппление мышления– стремление членов группы при принятии решения подавить свое несогласие в интересах групповой гармонии. Причинами огруппления мышления могут быть дружеская сплоченность группы, сравнительная изоляция группы от противоречащих мнений, а также директивный стиль лидерства. В качестве показателей огруппления мышления выступают: иллюзия неуязвимости, неоспоримая вера в этичность группы, рационализация (оправдание принятого неверного решения), формирование стереотипного взгляда на противника (недооценивание), самоцензура (скрытие или отбрасывание опасений), иллюзия единомыслия, существование в группе «умохранителей», защищающих ее от опасной информации, конформизм.

4) Социальная ингибиция– повышенное возбуждение в присутствии других ухудшает выполнение трудных, непривычных задач.

III – Амбивалентное влияниегруппы на личность.

1) Групповая поляризация– тенденция, когда мнения членов группы после обсуждения проблемы отклоняются к своему крайнему полюсу. В повседневной жизни люди обычно объединяются с теми, чьи установки близки к их собственным. Причинами групповой поляризации являются информационное или нормативное влияние группы. Чем больше члены группы повторяют идеи друг друга, тем больше они их усваивают и ценят, признавая их реальность. Желая понравиться членам группы, с которой индивид себя идентифицирует, заставляет его выражать более жесткие мнения, разделяемые другими.

2) Конформизм – подверженность человека реальному или воображаемому давлению группы.

Возможности и границы влияния группы на развитие личности

Министерство  аграрной политикии продовольствия Украины

Луганский Национальный Аграрный Университет

 

                                          Кафедра истории и украиноведования

 

 

 

  

На  тему: «Возможности и границы влияния группы на развитие личности»

 

 

                                                               Выполнила студентка

                                                                          Экономического факультета 

                                                Группы 221

                                                   Бутарева А.Г.

                                               Проверила 

                                                           к.п.н. Стецюк К.В.

 

 

                                               Луганск  2012

 

 

                                          План

Введение

1.Положительное воздействие  общности на личность. 
2.Отрицательное влияние группы на личность.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Введение 
     Коллектив как группа людей, стремящихся достичь необходимых и полезных обществу целей, оказывает сильное воздействие на формирование личности, и поведение человека, так как коллектив-это всегда еще и частица общества. Как частица общества он несет в себе и черты общества в целом: идеологические, политические, экономические, нравственные и т. д., поэтому воздействие на личность человека со стороны коллектива многообразно. В коллективе личность приобретает различный опыт: социальный, взаимодействия с другими людьми, достижения цели, общественного поведения.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
1.Положительное воздействие общности на личность. 
   Давно замечено, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты. Можно с некоторыми оговорками принять тот факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все (за исключением генетически и физиологически обусловленных особенностей) в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных больших и малых групп. Каждая из значимых (референтных) социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах. 
Рассмотрим в обобщенном виде основные факты, свидетельствующие о положительном и отрицательном влиянии группы на личность. 
Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем (далее эти положения раскрываются подробнее): 
1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.

2. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут  в себе позитивные социальные  нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью,  включенной в систему групповых взаимоотношений.

3. Группа является таким  местом, где индивид отрабатывает  свои коммуникативные умения  и навыки.

4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков. 
5. Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.

Лишь постоянное общение  индивида с более развитыми, чем  он сам, личностями, обладающими ценными  знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к  соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и  практически в каждой группе он встречает  таких людей. 
Если бы ребенок родился и вырос не в обществе, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда психологически и поведенчески не превратился бы в человека. Об этом свидетельствуют многие описанные в научной и популярной литературе факты, когда в силу трагически сложившихся жизненных обстоятельств дети оказывались с малолетнего возраста лишенными возможности общаться с развитыми, культурными людьми, жили в физической или психологической изоляции от них, в сообществах животных. Почти во всех этих случаях были отмечены серьезные задержки как в психологическом, так и в поведенческом развитии детей. 
Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. Этот опыт включает практически все человеческое, что есть в современном человеке, от элементарных гигиенических навыков и пользования речью до нравственных ценностей и способностей к различным видам деятельности. Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств.

На психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности - через отношения данного индивида с остальными участниками группы. При разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными. Важным фактором индивидуального психологического развития человека являются его знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получить не может. Группа и составляющие ее люди являются для индивида своеобразным зеркалом (вернее - разными зеркалами, каждое из которых по-своему отражает его), в котором выражается человеческое "Я".

Точность и глубина  отражения личности в группе прямо  зависят от открытости, интенсивности  и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы.

Для развития у себя тех  или иных достоинств индивиду необходимы соответствующие стимулы, положительные  подкрепления. Их основным источником также являются люди, окружающие его  в группах. 
Таким образом, для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. То же самое, и даже в еще большей степени, касается высокоразвитого коллектива. В жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека он играет незаменимую положительную роль, о чем много писали и говорили такие известные педагоги, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Однако свою положительную роль в развитии личности коллектив реализует лишь тогда, когда не происходит его и ее (этой роли) идеологического искажения, когда психологическая и педагогическая теория коллектива не оказывается предметом политических манипуляций.  

 

 

2.Отрицательное влияние группы на личность. 
     Если о положительном воздействии группы на индивида (коллектива на личность) много и хорошо написано и педагогической, социологической и психологической литературе, то о фактах отрицательного воздействия известно немного. Во всяком случае, до недавнего времени из-за определенной идеологизации психологи и педагоги об этих фактах предпочитали умалчивать Особенно много данных о возможном отрицательном влиянии группы на индивида накоплено в социальной психологии малых групп, начало которой было положено исследованиями отечественных и зарубежных ученых, проведенными еще в начале XX в. 
Поначалу психологи, заинтересованные в решении данного вопроса, в качестве объекта исследования использовали большие социальные общности типа толпы и неорганизованной массы людей, и только затем внимание переместилось на изучение влияния малой группы на индивида. 
Французский исследователь Г. Лебон в книге под кратким названием "Толпа", опубликованной в 1895 г., попытался вывести общие законы поведения человека в неорганизованной общности людей. Он утверждал, что средний человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне ее. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Очевидно, Г. Лебон преувеличивал отрицательное влияние толпы на индивида, но тем не менее в его суждениях и выводах содержалась определенная доля истины. Ее подтвердили последующие экспериментальные исследования. Те специфические изменения в психологии и поведении человека под влиянием толпы, на которые одним из первых обратил внимание Лебон, внимательно исследованы в социальной психологии под названиями "обезличивание" и "деиндивидуализация". 
Было показано, что, когда человек испытывает на себе влияние некоторой достаточно большой социальной общности, внутренне не организованной, в его психологии и поведении в большей степени проявляется то общее, что свойственно данной группе, и в гораздо меньшей степени то, что составляет его собственную индивидуальность. Человек в толпе нередко перестает быть личностью, поэтому данный феномен получил название "обезличивание".  
Один из наиболее впечатляющих экспериментов, показывающих, насколько далеко может зайти обычный человек в своих действиях, бездумно и слепо подчиняясь давлению со стороны авторитетных лиц или групп, которые они представляют, был проведен в начале 60-х годов американским психологом С. Милгрэмом. Этот эксперимент заключался в следующем. 
Через объявление в газете за плату 4 доллара в час добровольцы были приглашены принять участие в "научном психологическом эксперименте, предназначенном для изучения памяти". Каждому из людей, посетивших лабораторию, говорили, что в ходе эксперимента он будет выполнять роль "учителя", задача которого заключается в том, чтобы читать "ученику" пары слов и затем, напоминая по одному слову из каждой пары, просить "ученика" вспомнить второе слово соответствующей пары. Если "ученик" ошибался, то "учитель" должен был наказывать его ударами электрического тока, последовательно повышая его напряжение от 15 В до 450 В шагами по 15 В (за каждую следующую ошибку напряжение в сети должно было увеличиваться на 15 В). "Учителя" и "ученика" разделяла тонкая фанерная перегородка, так что "учитель" не мог видеть "ученика", но хорошо слышал все, что происходило за перегородкой. Во время эксперимента "ученик" сидел в кресле, привязанный к нему ремнями, а на его руках находились контакты от электрических проводов, идущих от пульта. Само кресло, кроме того, было крепко привинчено к полу. При возникновении тока в электрической цепи зажигалась лампочка и звучал электрический звонок. Перед началом эксперимента сам "учитель" садился в кресло "ученика" и для пробы получал удары электрическим током 15 В и 30 В. После того как он убеждался в том, что ток по цепи действительно идет и что удары электрическим током даже минимального напряжения достаточно чувствительны, начинался основной эксперимент.

Непосредственно перед "учителем" находилась панель с электрическими кнопками, градуированными от 15 В до 450 В. Цифра 300 В была выделена красным цветом, и рядом с ней было написано слово "шок", что свидетельствовало о том, что такое напряжение смертельно опасно для человека и вызывает у него состояние шока. На самом деле "ученик" в ходе эксперимента никаких ударов электрическим током не получал. С помощью скрытого маневра экспериментатор переключал ток на иную, замаскированную сеть, в которой также были включены лампочка и электрический звонок. В качестве же "ученика" в эксперименте использовался специально подготовленный человек - актер, который умело имитировал поведение и переживания лица, подвергаемого ударам электрического тока разной силы (напряжения). По мере того как "росло" напряжение в сети, "ученик" должен был вести себя все более беспокойно, а при напряжении более 300 В прекращать подавать какие бы то ни было признаки жизни: не отвечать на вопросы; не производить никаких звуков. До этого момента он должен был выражать свой протест движениями, ворчанием, криками, ударами ногами в перегородку и другими естественными способами. Как и следовало ожидать, многие добровольцы с самого начала отказывались участвовать в данном эксперименте, включавшем мучительную процедуру наказания током другого человека. Однако экспериментатор уговаривал их, используя всевозможные аргументы. То же самое он должен был делать и по ходу эксперимента, чтобы побудить "учителей" как можно дольше наносить удары электрическим током "ученикам". Экспериментатор мог использовать любые аргументы, кроме прямого принуждения, но не имел права открывать "ученику" подлинную цель исследования. Для убеждения "учителя" экспериментатор имел право пользоваться следующими, например, словами: "пожалуйста, продолжайте", "эксперимент получается и требует того, чтобы вы продолжали", "очень важно, чтобы вы продолжали, это абсолютно необходимо", "вы должны продолжать, у вас нет иного выхода", "я требую", "я приказываю, чтобы вы продолжали". Если и последнее не помогало, то эксперимент прекращался и отмечалось то напряжение, до которого дошел "ученик". 
Результаты эксперимента, проведенного со многими американцами, оказались обескураживающими. Обнаружилось, что почти 65% всех испытуемых-"учителей" довели напряжение тока до максимальной величины 450 В. Ни один из них не прекратил эксперимент до того, как напряжение на приборе достигло 300 В, т.е. той критической точки, за которой у "ученика" должен был последовать шок. Полученные результаты С.Милгрэм объяснил следующим образом: люди, живущие в обществе, привыкают считать, что тот, кто находится над ними, кому они должны подчиняться, ответствен и лучше знает ситуацию, чем они сами. Факт чрезвычайного послушания испытуемых в данном эксперименте объясняется следующими причинами (обобщение ответов самих испытуемых, выступивших в роли "учителя"): 
1. Попадание в ловушку. Эксперимент был задуман и начинался довольно невинно, как рядовое исследование памяти, а затем незаметно для самого испытуемого напряжение в нем постепенно нарастало. Испытуемые, начавшие повышать напряжение, не имели естественной точки, барьера, подойдя к которому следовало остановиться. По ходу эксперимента экспериментатор не вводил никаких новых требований, и испытуемые просто продолжали делать то, что уже начали. К тому времени, когда у них впервые возникало желание выйти из эксперимента, они в своих действиях уже заходили слишком далеко, были как бы уже в ловушке, из которой не было выхода назад. Поэтому, обескураженные, они уже дальше продолжали действовать механически ("терять было нечего").

2. Этикет ситуации. В своеобразной  психологической ловушке испытуемые  оказались еще и потому, что  с самого начала согласились,  причем добровольно, участвовать  в эксперименте и подчиняться  требованиям экспериментатора. Для  человека, давшего добровольное  согласие что-либо делать другому  лицу, трудно и неловко отказаться  от обещанного. Такой отказ должен был бы означать выражение сомнения в порядочности и компетентности экспериментатора, прямое обвинение его в издевательстве над человеком ("учеником").

3. Надзор. Очевидным фактом, оказавшим влияние на поведение  испытуемых в обсуждаемом эксперименте, было личное присутствие экспериментатора. В тех случаях, когда он покидал  лабораторию и отдавал свои  распоряжения по телефону, процент  послушных приказу падал с  65 до 21%. Многие из испытуемых в  этих условиях начинали хитрить,  используя для наказания "ученика"  ток гораздо меньшего напряжения, чем предписывалось инструкцией.

4. Авторитет и идеология,  прикрывающая сверху. Наиболее важный  фактор из числа тех, которые  порождают добровольное и бездумное  послушание, связан с так называемой "идеологией, прикрывающей сверху". Это укоренившаяся в обществе  или социальной группе система  взглядов, которая заранее юридически  и морально оправдывает тех,  кто им следует. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Заключение

Понятие "личность" может  характеризовать человека только как  целостное существо в единстве как  его социально значимых, так и  индивидуально-особенных свойств  общественной жизнедеятельности. Целостность  личности нельзя выразить, если представлять ее только как статистическую единицу, без учета ее уникальности и самобытности, но одновременно невозможно ее не описывать  именно как статистическую единицу, ибо иначе о ней нельзя было бы сказать ничего общего. Вот почему для того, чтобы понять, что такое  личность, необходимо исключить дилемму  общественного и индивидуального. Личность - это не только продукт (объект) общественных отношений, но и их субъект (существо, осознающее себя и действующее  для себя). Личность - не только мера социальности - воплощения социально  значимых черт общественной жизнедеятельности, культуры конкретной социальной среды, но одновременно и мера индивидуализации, отличия человека от всех других людей  в обществе. Ведь всякая личность, так  или иначе, в той или иной степени, осуществляет свою общественную деятельность - труд, познание, общение особым, только для нее характерным способом, поскольку реализует всегда конкретные цели и. задачи, с которыми она сталкивается в своей жизни.

Влияние группы на личность

А вы знали, что многие наши решения и поступки вызваны не нашим внутренним «Я», а группой людей, которые, как оказалось, оказывают на вас давление? Интересно, что многие сознательно этого не замечают и до мозга костей убеждены, что всегда верны своим принципам, а потому стоит рассмотреть детально, так ли это на самом деле, когда речь идет о влиянии группы на личность.

Отрицательное влияние группы на поведение личности

В первую очередь, немаловажно отметить, что, если человек не сможет вовремя определить факт влияния на него большинства, его ждут следующие последствия:

  • «обезличивание» - отказ от собственных принципов, своего мнения, индивидуальности;
  • повышенная эмоциональность;
  • снижается уровень самосознания, ощущения своего внутреннего «я», собственного мира;
  • если личность одаренная, группа понижает, а то и стирает, ее творческий потенциал;
  • человек становится более тревожным, развиваются межличностные конфликты.

Кстати, если говорить о раскрытии творческого потенциала личности, находящейся в группе, то этот процесс протекает очень медленно, а то и вовсе стоит на месте. Оригинальные идеи одаренного человека отвергаются обществом, потому что большинство не может их понять. Мало того, такая личность находится под сильным психологическим давлением, а подобный прессинг подавляет ее развитие.

Психология и положительное влияние группы на личность

В ходе ряда психологических экспериментов было выяснено, что для некоторых людей группа может стать неким спасательным кругом:

  • для индивида группа – это источник вдохновения, развития его внутренней культуры;
  • члены группы оказывают личности поддержку в любых начинаниях, что не может не подбадривать ее;
  • каждый, кто состоит в группе, усваивает положительные социальные нормы;
  • у человека формируется самооценка, ведь именно в группе он получает объективную информацию о себе.

 

3 Влияние группы на развитие личности профессионала

лить, что является ведущим стимулом в тактике коллектива, помогают знания психологической структуры коллектива.

Важнейшими психологическими элементами в группе являются взаимоотношения отношения «по вертикали» (между лидером и подчиненным) и «по горизонтали» (отношение рядовых членов группы между собой), а также взаимоотношения между отдельной личностью и всей группой в целом. Взаимоотношения «по горизонтали» в норме строятся на принципах коллективизма и товарищеской взаимопомощи, а взаимоотношения «по вертикали», кроме того, – и на принципе субординации.

Давно замечено, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях превращаясь в личностные черты.

Можно рассматривать и положительное, и отрицательное влияние группы на человека. Однако положительного влияния больше и оно более значимо для формирования личности.

Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем.

1.В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.

2.Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.

3.Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.

4.От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.

5.Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.

Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически

вкаждой группе он встречает таких людей.

Если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обществе среди других людей, а в изоляции от них, он никогда психологически и поведенчески не превратился бы в человека. Об этом свидетельствуют многие описанные в научной и популярной литературе факты, когда в силу трагически сложившихся жизненных обстоятельств человеческие дети оказывались с малолетнего возраста лишенными возможности общаться с развитыми, культурными людьми,

82

жили в физической или психологической изоляции от них, в сообществах животных (дети-маугли). Почти во всех этих случаях были отмечены серьезные задержки как в психологическом, так и в поведенческом развитии детей.

Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. Этот опыт включает практически все человеческое, что есть в современном человеке, от элементарных гигиенических навыков и пользования речью до нравственных ценностей и способностей к различным видам деятельности. Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится индивид в процессе своей жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств. В особенности это касается высшей духовной культуры, которая передается от человека к человеку только в результате обучения и воспитания через прямое межличностное групповое общение.

На психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности – через отношения данного индивида с остальными участниками группы. Мы уже знаем о том, что при разных отношениях индивиды проявляют себя с различных (положительной или отрицательной) сторон. Поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными.

Нигде, кроме группы, человек не в состоянии усвоить речь и научиться пользоваться ею. Ребенок научается разговаривать только благодаря тому, что все в семье, где он родился, говорят на родном языке. И не просто говорят, а постоянно, с первых дней рождения, обращаются к нему на языке, требуют ответной реакции и всячески ее поощряют. Стимулирование языкового развития индивида со стороны группы происходит и дальше. Установлено, что между уровнем владения языком и участием индивида в деятельности различных групп существует прямая зависимость.

Важным фактором индивидуального психологического развития человека являются его знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получить не может. Группа и составляющие ее люди являются для индивида своеобразным зеркалом (вернее

– разными зеркалами, каждое из которых по-своему отражает его), в котором выражается человеческое «Я». Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы.

Для развития у себя тех или иных достоинств индивиду необходимы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником также являются люди, окружающие его в группах.

Таким образом, для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. То же самое, и даже в еще большей степени, касается высокоразвитого коллектива. В жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека он играет незаменимую положительную роль. О ней много писали и говорили такие известные педагоги, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.

Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование

83

группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания. А. В. Петровский считает, что при классификации групп следует определять степень их развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).

Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим образом.

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.

Диффузная группа – в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.

Коллектив – взаимодействия опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

Корпорация – взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но ассоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

Во всех представленных видах взаимоотношений оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные цели и ценности.

4 Управление групповой деятельностью

Важным вопросом в теории групповой деятельности является вопрос об управлении групповой деятельностью.

Общепсихологическим и социально-психологическим аспектом изучения отношений в коллективе является определение психологических механизмов, которым непосредственно подчиняются психическое состояние и поведение индивидов. Различают групповую активность и групповую атмосферу.

Под групповой активностью понимают совместную деятельность членов группы, направленную на решение стоящих перед ней задач.

Групповая атмосфера – совокупность отношений между членами группы, определяющая работоспособность группы. В задачу управления групповой деятельностью входят повышение групповой активности и создание благоприятной групповой атмосферы.

Выделяют также понятие «организованность группы». Организованность группы определяется следующими основными факторами группового взаимодействия:

•общностью межличностных отношений;

•организованной зависимостью;

•психологическим настроем на деятельность.

В группе выделяют лидера группы и ведомых. Лидер группы – член группы, обладающий максимальной авторитетностью. Как правило, он располагает наибольшей информацией, способствующей решению стоящих перед группой задач. Ведомый – член группы, склонный принимать предложенное лидером решение.

84

Один из основных вопросов психологии отношений – изучение структур в хорошо организованных, или гомфотерных (от греч. гомфо – сколачивать, сбивать), группах.

Гомфотерность группы есть следствие психологической совместимости входящих в нее членов. Эта совместимость характеризует упорядоченность взаимодействия людей, возникает она по мере развития процессов общения в неофициальной структуре группы.

Различают следующие этапы в развитии групповой структуры.

Первый этап – существование группы с разобщенной и неорганизованной структурой без подгрупп. Члены группы мало знают друг друга. Процесс взаимоотношений строится главным образом за счет взаимодействия по деловому принципу. Неофициальные связи слабы и неустойчивы. При условии достаточной заинтересованности группы в результатах и процессе своего труда в рамках групповой структуры идет интенсивный поиск в общении. Он направлен на выявление для каждого члена группы оптимальных и привычных для него форм и стилей взаимоотношений, взаимовлияния, восприятия и взаимопонимания. Характерный признак групповой динамики на этом этапе – процесс формирования групповой структуры.

Второй этап – возникновение группы с централизованной неофициальной структурой, но без групп. В результате уже достаточно развитых взаимоотношений определяются личные позиции и авторитет каждого члена группы. Дифференцируется взаимооценочная и самооценочная сеть группы. В структуре группы возникает ядро (1–3 чел.), которое начинает пользоваться наибольшим авторитетом и неофициальным влиянием. Происходит централизация отношений и выделяются предпочтения относительно этого ядра со стороны других членов группы. Намечаются определенные тенденции движения одних членов к ядру структуры, других – на «периферию».

Объем взаимодействия членов группы и его интенсивность возрастают и систематизируются под регулирующим влиянием групповых норм и принципов дисциплины. Эффективность решения групповых задач во многом определяется тем, насколько положение руководителя группы совпадает с его неофициальным статусом.

Третий этап – возникновение группы с централизованной структурой и подгруппами. Развитие взаимоотношений приводит к личному сближению членов. Возникают группы или психологические коалиции из двух-трех или более членов. Каждая такая коалиция отличается высокой однородностью поведенческих образцов и положительно окрашенными эмоциональными отношениями. В своем поведении группировки ориентируются на ядро структуры группы. Выявляются неофициальные лидеры, в числе которых может оказаться и фигура официального руководителя. Психологическая мобильность группы зависит от частоты и моральной содержательности взаимоотношений руководителя с неофициальными лидерами группы. Этот факт был подтвержден специальным исследованием, проведенным в производственных коллективах. Группа вообще не может эффективно решать производственные и другие вопросы, если лидеры подгрупп не взаимодействуют между собой и с руководством.

85

Характер социально-психологической совместимости во многом зависит от типологии поведения людей. Было выявлено четыре достаточно отчетливых типа так называемого коммуникативного поведения людей.

Первый тип можно назвать «обособляющимся». Этот тип поведения с выраженной ориентировкой человека на самого себя, на свои силы.

Второй тип – «ведомый», с ориентировкой на ведомость, т. е. к добровольному подчинению.

Третий тип – «лидирующий», с установкой на руководство в группе. Четвертый тип – «сотрудничающий», с ориентировкой на совместное ре-

шение задачи.

Такая типология не является однозначной. У каждого человека, в зависимости от деятельности, могут проявляться и разные модели поведения.

Модель типологии лидерства может быть построена на трех различных основаниях, связанных с определением содержания, стиля, характера деятельности лидера:

По содержанию деятельности: лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы; лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором.

По стилю руководства: директивный, коллегиальный, сочетающий в себе элементы того и другого.

По характеру деятельности: универсальный, постоянно проявляющий свои качества лидера; ситуативный, проявляющий лидерские качества только в конкретной ситуации.

В психологии выделяют шесть типов лидерства:

¾ Диагност – способен к быстрой оценке сильных и слабых сторон ситуа-

ции. Терпим к ошибкам других.

¾Независимый – полагается только на себя, к коллективу относится с недоверием.

¾Пионер (инициатор) – быстро реагирует на перспективные проблемы, стимулирует деятельность других.

¾Техник (ремесленник) – умеет трудиться, честен и внимателен к колле-

гам.

¾Фанатик – самозабвенно увлечен своей научной работой.

¾Эрудит – знающий, наделен исключительной памятью, отличается повышенным вниманием к деталям и стремлением к упорядоченности.

Виды неформальных лидеров:

«Бюрократ» – авторитарен, застойный, не развивается.

«Крестный отец» – пользуется заслуженным авторитетом, знает, как и чем помочь, вселяет уверенность и надежность.

«Свой человек» – пользуется повышенным доверием окружающих и считается лучшим из всех.

«Сухарь» – педантичен, требователен, руководствуется законом, а не человеческими отношениями, люди его не любят.

Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для про-

86

Влияние группы на личность

Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях превращаясь в личностные черты. Человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, почти все в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных больших и малых групп. Каждая из социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах.

Положительное влияние группы на формирование и развитие личности:

1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.

2. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.

3. Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.

4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.

5. Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития. Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обществе, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда психологически и поведенчески не превратился бы в человека. Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств. при разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными. Нигде, кроме группы, человек не в состоянии усвоить речь. Ребенок научается разговаривать только благодаря тому, что все в семье, где он родился, говорят на родном языке. Важным фактором индивидуального психологического развития человека являются его знания о самом себе. Группа и составляющие ее люди являются для индивида своеобразным зеркалом (вернее — разными зеркалами, каждое из которых по-своему отражает его), в котором выражается человеческое «Я». Таким образом, для развития индивида как личности группа представляется незаменимой.

Отрицательное влияние:

 Г.Лебон в книге«Толпа»утверждал, что средний человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне ее. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Человек в толпе нередко перестает быть личностью, поэтому данный феномен получил название «обезличивание». люди, живущие в обществе, привыкают считать, что тот, кто находится над ними, кому они должны подчиняться, ответствен и лучше знает ситуацию, чем они сами.

Конформизм — широко распространенный феномен, выражающий собой безусловно отрицательное влияние группы на личность, побуждающий ее вести себя нечестно. И чем более сплоченной является группа в своем психологическом давлении на индивида, тем более конформно он вынужден поступать. Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности — это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *