Развод и дети детский психолог: Развод и ребёнок — Психолог – Дети пополам. Как не травмировать психику своих малышей при разводе? | Здоровье ребенка | Здоровье

Содержание

Дети пополам. Как не травмировать психику своих малышей при разводе? | Здоровье ребенка | Здоровье

Развод — тяжелая ситуация для всех. При этом культуры развода в России нет — для всех стандартом является ситуация, когда после принятия решения о распаде семьи начинаются дележки имущества, споры и ссоры, нередко переходящие в скандалы. При этом фактически уже бывшие супруги совершенно не считаются с мнением своих детей. А именно младшие члены семьи, как отмечают специалисты, оказываются наиболее уязвимыми перед расставанием родителей. О том, как развестись с наименьшими потерями для морального состояния детей, для которых развод родителей сродни катастрофе, АиФ.ru рассказала клинический психолог Евгения Береза.

Травмирующее событие

Не секрет, что развод — одно из самых травматичных событий в жизни человека. Для всех участвующих в процессе сторон — и для инициатора, и для «брошенной» стороны. А особенно психологически трудно его переживают ваши дети, если таковые имеются. 
 
Конечно, это вовсе не означает, что надо оставаться в разрушающем личность браке до конца своих дней и терпеть «ради детей». Более того, этого делать нельзя. Детям нужен пример счастливых родителей, пусть даже и по отдельности. Но! Младшим членам семьи обязательно нужно помочь пережить расставание дорогих им людей. Можно попробовать самостоятельно, можно прибегнуть к помощи специалиста, но в любом случае это очень важно, и игнорировать данный момент нельзя.

 
Психика ребёнка так устроена, что, не до конца понимая происходящее между мамой и папой, малыш (да и подросток тоже) пытается найти объяснение тому, «почему» так произошло, и очень часто винит себя. Думает, что родитель ушёл от него, бросил именно его и т. д.
 
Наверняка вам знакомо чувство, когда кто-то при вас ругается, а вам за них неловко, стыдно, хочется их примирить или провалиться сквозь землю. Так это вы — взрослый опытный человек. А как тяжело приходится ребёнку в такой ситуации?
 
Поэтому любящие своих детей родители должны постараться минимизировать негативное влияние своих личных процессов на их неокрепшую психику. Даже несмотря на страсти, бушующие между членами пары.

Как себя вести с детьми

Чтобы дети не так страдали от развода родителей и не винили себя в их расставании, стоит прислушаться к довольно несложным рекомендациям. Часть из них известна многим, но при этом использовать на практике такие советы могут далеко не все. Хотя необходимо постараться.

 
Итак. Первое, что нужно делать — это говорить с детьми. Говорить много и долго. Не играть в молчанку. Отвечать на все их вопросы как можно обстоятельнее. Дети мудрее, чем кажется на первый взгляд. Они способны все понять — если не слова, то эмоции, энергетические посылы, настроение. Поэтому перед разговором обязательно надо успокоиться и постараться говорить с позиции любви и принятия.

Никогда нельзя настраивать ребёнка против второго родителя! Какие бы сложные взаимоотношения ни были, следует четко понимать, что это исключительно отношения в паре, которые на детей переносить категорически запрещено. Не стоит передавать малышам свое раздражение или даже ненависть к бывшему супругу. Никогда не говорите малышу «твой папа плохой» или «твоя мама идиотка». Этим можно лишь травмировать собственных любимых детей, вбить в них свои страхи и комплексы, которые потом могут сыграть с ними очень злую шутку во взрослом возрасте. Детям очень важно любить и уважать обоих родителей. Для полной картины мира они должны знать, что папа и мама одинаково любят их. А хороший он или плохой папа (мама), они разберутся сами, когда вырастут. 

 
Следует постараться договориться со второй стороной о четком расписании/графике общения с детьми, оговорить заранее все нюансы, чтобы потом не выяснять отношения при детях с криками «ты должен был их вернуть час назад». Даже если так случилось, что кто-то выбился из графика, постарайтесь спокойно об этом поговорить и желательно без присутствия детей. Любой конфликт в присутствии ребёнка — большой стресс для детской психики.
 

По прогнозам, к 2020 году в России расторгать браки будут 850 пар из 1000. Бывает ситуация обратная, когда второй родитель не желает больше общаться с детьми, и это, конечно, травмирует скучающих по папе/маме малышей. Если же подстегивать эти эмоции своими обидами, это лишь удвоит негатив ситуации для ребёнка. Всегда надо думать в первую очередь не о своих эмоциях (с ними, кстати, обязательно нужно работать, чтобы отпустить ситуацию), следует думать о детях. Объясните им, что так бывает, что человек занят, или запутался, или что ему/ей тоже непросто, попробуйте дать ребёнку состояние принятия, а не осуждения. Попробуйте объяснить малышу, что мир прекрасен, но несовершенен, что бывает всякое, что люди в целом хорошие, но совершают ошибки. Научите детей отпускать и прощать. Это очень здорово пригодится им в дальнейшей жизни.
 
Не следует пытаться компенсировать развод и собственное отсутствие (или отсутствие второго родителя) чрезмерной опекой, подарками, вседозволенностью и прочими подобными вещами. Надо постараться сделать так, чтобы в обычной жизни для детей произошел минимум изменений. Малыши очень склонны к соблюдению привычек, ритуалов, обычному распорядку дня. Не выбивайте их из этого сложившегося мира фейерверком из мультиков, попкорна и кока-колы, если раньше им это было нельзя — это может только навредить.
 
Не надо навешивать на детей свои беседы «по душам», выливать на них свой обиженный внутренний мир, для этого существуют психологи, на крайний случай подруги. Не стоит разрешать им слушать ваши разговоры с подружками/друзьями на кухне о бывшей второй половине. Перекладывая на детей свои проблемы, вы делаете их ответственными. От этого они лишаются детства, сразу становятся взрослыми, пропустив очень много этапов постепенного и правильного взросления. 
 
Ни в коем случае нельзя использовать манипуляции для второй бывшей половины при помощи детей. Они не должны стать разменной монетой в разборках родителей. Мухи отдельно, котлеты отдельно. «Если не сделаешь то-то, не отпущу детей с тобой в кино». А детей вы спросили, что они хотят? Ваши отношения — это ваши отношения. Дети ни при чем. Дети — отдельные люди, личности, уважайте их и любите. Заучить это следует как мантру и повторять ежедневно. 
 
Ну и последнее. Известное всем правило, но никогда не будет лишним напомнить себе, что есть только одна формула для счастья и здоровья наших детей: счастливые родители = счастливые дети. Покажите собственным примером ребёнку, что развод — это не конец света, что жизнь продолжается, она прекрасна, что счастье внутри нас, что мир несовершенен и люди совершают ошибки. Но это наш опыт, наши уроки, и они дают нам очень много сил и мудрости, если мы их понимаем и принимаем.
 
Не бывает универсальных правил поведения для всех, но есть очевидные для мыслящих людей законы, по которым живет мир, и люди, которые перестают воевать с этим миром, имеют все шансы на счастливую и здоровую жизнь. Главное — научиться этому самому и передать знания детям. Тогда они смогут спокойно и без особых потерь пережить любое событие в своей жизни.

Психологическая помощь детям при разводе родителей

Увеличение числа разводов приводит к тому, что многие супружеские пары и их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее разводу. Обобщив результаты многих исследований, можно сделать вывод, что развод немедленно тяжело сказывается и на моральном состоянии детей. Школьники обычно чувствуют страх, неуверенность в себе и считают себя виноватыми в разводе своих родителей. Дети более старшего возраста выражают свое раздражение более непосредственно. Большинство детей успокаиваются в течении года или двух лет после развода, хотя некоторые из них чувствуют себя несчастными и одинокими в течении 5 лет после развода или еще дольше, даже если родитель, с которым они живут, снова вступает в брак [10, c.93].

Развод выполняет по отношению к браку двоякую роль. Он может выступать средством нравственного возвышения супружества, утверждением равноправия между мужчиной и женщиной, если направлен против пережитков прошлого в брачных отношениях, эксплуатации и морального унижения одного из супругов, но он может стать и своего рода антиподом брака, если является следствием этих пережитков, нравственной незрелости супругов.

По ряду таких показателей, как отношения в школе, расположение к дурным компаниям дети этих двух групп существенно не различались, но сильно отличались от детей, живущих в счастливых семьях. Проводилось также сравнение ряда социально-психологических характеристик детей, живущих в семьях, где мать после развода вступила в повторный брак, и в семьях, где ребенок жил только с матерью. При этом обнаружено, что отношения “мать ребенок” лучше в семьях, где ребенок воспитывался только матерью. Дети разведенных супругов более часто подвержены психическим заболеваниям.

По данным неблагоприятные последствия развода более значимы для детей из тех социальных групп, которые придают большее значение социальным нормам и санкциям, направленным против развода. Самооценка ребенка существенно зависит от возраста матери в период развода. У женщин, которым при расторжении брака было меньше 24 лет, только 22 % детей по достижению 12-14 лет имели высокую самооценку, тогда как детям матерей, разведшихся в более старшем возрасте, такая самооценка у 45 %. В ряде исследований отмечается также, что чем дольше мать и ребенок жили вместе между разводом и повторным браком, тем более разрушительным для ребенка должно быть смещение внимания матери к новому супругу или новому ребенку [10, c.89].

По данным Соловьева Н.Я. воздействие развода на психику ребенка зависит от целого ряда факторов:

- субъективного представления ребенка о счастье семьи непосредственно до развода;

- возраста ребенка и матери;

- степени выраженности негативных норм по отношению к разводу в той социальной группе, к которой принадлежит семья;

- способности оставшегося супруга справиться со своим беспокойством и обеспечить ему безопасное окружение [8, c. 67].

В возрасте до 3-х лет развод оказывает на ребенка меньше влияния, чем в более старших возрастах. Вероятность повторного брака разведенного супруга обратно пропорциональна количеству оставшихся у него детей.

Адаптация ребенка к разводу родителей определяется тем,

  • насколько он был подготовлен к разводу и к возможности ухода из семьи одного из родителей; враждебностью отношений родителей до развода; временем, проведенным ребенком с ушедшим из родителей;
  • исходным состоянием здоровья и возрастом ребенка и родителей.

Американские психологи свидетельствуют, что особенно сильное влияние развод оказывает на детей в возрасте до 8 лет. Это усугубляется тем, что именно матери маленьких детей сталкиваются с наибольшим числом трудностей.

Дети в возрасте 3,5 - 6 лет после развода родителей часто испытывают сильное чувство вины и самоунижения, переживают чувства злости и обиды, особенно на отца, дети чувствуют себя заброшенными, обиженными, сердятся на родителей, стыдятся своих семейных проблем. Переживания ребенка усугубляются следующими обстоятельствами:

- предшествующие разводу ссоры родителей и неизбежное ухудшение обращения с ребенком в этой ситуации;

- ощущение ребенком отсутствия ушедшего родителя и восприятие его ухода как отказ от самого ребенка;

- дефицит общения с оставшимся родителем, так как он часто бывает вынужден пойти на работу;

- ухудшившиеся отношения ребенка с товарищами, которые обычно задают ребенку нескромные вопросы, дразнят и т.д.

На детях отрицательно сказываются страдания оставшегося с ним родителя. С уходом Дети, выросшие в неполных семьях, хуже подготовлены к семейной жизни, они чаще избегают вступления в брак, более склонны к разводам. Юноши и девушки из неполных семей в целом менее целеустремленны, инициативны, уравновешены. У них труднее развивается способность к сочувствию, к управлению своим поведением. Мальчики, росшие без отца, обычно усваивают "жен­ский" тип поведения либо у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Впоследствии им сложнее качественно выполнять отцовские обязанности. У девушек из неполных семей, вышедших замуж, меньше шансов адекватно понимать своих мужей и сыновей, то есть выполнять роль жены и матери в традиционном понимании этих ролей.

Абсолютное большинство детей страстно желают иметь обоих родителей. Многие дети живут надеждой на то, что их родители снова будут вместе.

Буянов М.И., анализируя результаты исследований американских психологов, отмечает, что большинство американских детей считает для себя очень важным продолжение контактов с отцом после развода. Треть из опрошенных нами ста детей не удовлетворены существующими контактами с отдельно проживающими отцами, они хотели бы более интенсивного и качественного общения. Подавляющее большинство детей выступает за свободный доступ отца к ним. Однако опрос ста разведенных матерей выявил, что эти пожелания детей фактически не реализуемы, так как лишь 33,8% матерей позволяют отцам посещать детей в любое время, 24,5% - раз в неделю, 3% - ежемесячно, 5% - по праздникам и летом, 17,6% приходится на неупорядоченные визиты, а 16,1% ребят не видели ушедшего из семьи отца больше ни разу. К несчастью, бывшие супруги довольно часто настраивают ребенка друг против друга, внося еще больший психологический дискомфорта раненную разводом душу ребенка, для которого большим счастьем является сам факт наличия обоих родителей. Прививая чувство вражды к отцу (матери), родители насаждают в ребенке агрессивность, недружелюбие, подавленность, обиду и т.д. Манипуляция ребенком не имеет оправдания и непременно обернется против того, кто ее посеял. Некоторые матери стремятся свести к минимуму встречи отцов и детей. В результате отец все меньше знает о ребенке, оказывается не в состоянии действительно воспитывать его, качественно общаться с ним[2, c.95].

Отец начинает либо заискивать перед ребенком, задабривать его, баловать, либо, не испытывая положительных чувств от общения с "незнакомым родным ребенком", постепенно теряет к нему интерес, или, наконец, принимает на себя роль стороннего наблюдателя. Любая из названных стратегий взаимодействия живущего отдельно от ребенка отца оказывается неудовлетворительной, и страдает от нее прежде всего ребенок. Кроме того, отец, которому лишь изредка дозволяется видеться с ребенком и который не сталкивается со всеми трудностями воспитания, может оказаться для ребенка более привлекательным, чем мать. Это опять, сточки зрения матери, может служить аргументом против свиданий отца с ребенком.

Одинокие матери и отцы имеют общие особенности: более ограничена их социальная жизнь, для семьи характерен больший демократизм во взаимоотношениях, родителю любого пола сложней вступить в повторный брак. При этом одиноким отцам больше помогают друзья и родственники, у них сильнее суживается круг социального общения, чем у одиноких матерей. В свою очередь, матерям сложнее дисциплинировать детей. Отцы понимают, что их эмоциональная близость с детьми, особенно с дочерьми, недостаточна.

В больших семьях, с их богатыми внутренними связями, возможно пере­распределение возникающих напряжений, в диадических же (мать - ребенок, отец - ребенок) - любое событие приобретает глобальное значение.

Особенное напряжение во взаимоотношениях в неполной семье отмечается в подростковом возрасте. Пока ребенок мал, у него обычно складываются очень глубокие, часто симбиотические, эмоциональные отношения с единственным из родителей, чаще - с матерью. Такая мать (а иногда и отец) как катастрофу воспринимает типичный кризис в своих взаимоотношениях с подростком, когда первоначальная гармония разрушается под мощными проявлениями индивидуальности последнего. Кризис во взаимоотношениях может наступить и в более поздних возрастах (в юношеском возрасте или в возрасте зрелости), если ребенок отстает в своем психологическом развитии от сверстников и от своего паспортного возраста. Родителям вообще свойственно не принимать изменений в личности ребенка, они бессознательно стремятся "сохранить" ребенка в детском состоянии. Психологи отмечают, что подростки в конфронтации с родителями склонны преувеличивать свой психологический возраст (степень своей независимости, са­мостоятельности), а их родители - преуменьшать [4, c.92].

В неполных семьях чаще, чем в полных, подросток (юноша) оказывается в трагической ситуации: мать, находящаяся от него в сильной эмоциональной зависимости, настолько тяжело переживает его первые шаги в самостоятельной жизни, что это создает угрозу ее здоровью.

Подросток оказывается в крайне тяжелой в моральном отношении ситуации: он должен выбрать между той жизнью, которая ему нравится, и здоровьем (а, может быть, и жизнью, как ему пред­ставляется или как ему подсказывают) своей матери. Некоторые тиранические или слабые женщины в буквальном смысле слова терроризируют своих детей, ставя свое здоровье в прямую зависимость от поведения последних.

В диадических семьях типа "мать-сын" психологи встречают и своеобразные конфликты, основанные на перенесении матерью на сына невостребованных претензий к его отцу, то есть по существу это напоминает супружеский конфликт. Психолог должен помочь маме понять это, осознать, что сын - это только сын, а не несостоявшийся супруг. При отсутствии мужа перенесение претензий к сыну может сочетаться с перенесением на него же отношения взрослой женщины к ее брату. И даже если мать нежно любит брата, ее сыну немногим легче, так как мама фактически ожидает от подростка поведенческих проявлений двух взрослых мужчин: мужа и брата. Этих отношений она одновременно может и хотеть, и бояться. В любом случае ее сын - просто другой (отличный от отца и дяди) человек: подросток, а не взрослый, уже поэтому он никогда не сможет соответствовать неадекватным ожиданиям матери [5, c.25].

Ребенок в семье с одним взрослым в ущерб своей самостоятельности, самодостаточности неизбежно становится более зависимым от воспитывающего его родителя, он утрачивает (или не успевает приобрести вовсе) психосексуальные ориентиры, отдаляется от стандартов половых ролей, соответствующих его полу, - у ребенка надолго, если не навсегда, создается путаница в его представлениях о ролях мужчины и женщины в семье и в жизни в целом; о допустимых способах реализации этих ролей.

Психологи отмечают, что проблема психосексуальной идентичности особенно острой оказывается в неполных семьях с искажением психосексуальных ролей, когда, например, властная мама выполняет в семье психологически мужскую роль, воплощая в себе силу, власть, право принимать окончательные решения и отвечать за эти решения, право наказывать и пр. Дети в таких семьях в силу действия бессознательного механизма идентификации вынужденно отождествляются с ролями и образцами поведения лиц противоположного пола - в будущем они испытывают явные затруднения в общении с людьми противоположного пола, в поисках интимного партнера, в выборе профессии, в общении с собственными детьми и т.д. Чем позже создается одиноким родителем новая семья, тем сложнее бывает ему самому принять в семью нового взрослого члена, тем труднее принимает его и ребенок [6, c.89].

Таким образом, многие авторы рассматривают развод как негативное, пагубное явление, форму проявления семейной дезорганизации. В массовом сознании развод часто ассоциируется с позором, симптомом личного падения, с проявлением собственной слабости, с неизбежным разрывом нормальных отношений с детьми и т.д. Лишь немногие авторы полагают, что развод может играть позитивную роль в том случае, если он ведет к действительному решению проблемы, способствует эмоциональному росту и "моральному возрождению" обоих супругов.

Основные направления психологической помощи детям младшего школьного возраста в ситуации развода родителей

К основным направлениям психологической помощи детям младшего школьного возраста в ситуации развода родителей относят разнообразные методы, среди которых можно выделить следующие.

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий [1, с. 67].

В процессе игровой терапии у ребенка появляется возможность продемонстрировать свои негативные установки. Выразить свой страх и гнев по отношению к родителям, братьям , сестрам и другим значимым людям. В каждом из элементов терапии психолог поощряет ребенка обращаться к самому себе, заново постигать и принимать свои чувства. Свобода говорить, выражать свои мысли и чувства, принимать решения, признавать и принимать самого себя и все прочие процессы, позволяют ребенку вновь обрести адекватную самооценку и восстановить свои жизненные силы.

Характерная особенность игры – е двуплановость, присущая также драматическому искусству: играющий выполняет реальную деятельно

Как помочь ребенку пережить развод родителей - Психология

Анна Неги, тренер, ведущая групп, автор ряда книг по психологии психолог-консультант с 15-летним стажем практической работы, в соавторстве с Вадимом Холодцовым дает ответ на этот и другие важные вопросы

Анна Неги

13 декабря 2018 13:05

Как помочь ребенку пережить развод?

Фото: Pixabay.com/ru

Семейная жизнь не всегда проходит гладко и безоблачно, как этого хотелось бы. Иногда люди расстаются, и больше всех страдает от этой ситуации их общий ребенок. Именно поэтому, в случае развода, родители должны приложить максимум усилий, чтобы малыш пережил событие максимально безболезненно.

Как сообщить ребенку о разводе?

Первое, что должны сделать родители для ребенка, приняв решение развестись, — сообщить ему об этом. Разговор нужно проводить вместе, при этом постарайтесь избавить малыша от лицезрения ваших ссор, скандалов и обвинений. Правильнее будет говорить правду, построив разговор следующим образом: «У нас с папой возникли трудности в общении, нам сейчас трудно быть вместе. Поэтому лучше всего нам будет жить в разных домах, чтобы избежать ссор. Но это ничего не изменит для тебя. Мы оба очень тебя любим и не перестанем тебя любить».

Для вас главное — сделать так, чтобы ребенок не подумал, что родители расстаются из-за него. Осознание этого может травмировать душевную организацию малыша. Кроме того, нужно сделать так, чтобы ваш самый родной маленький человек понимал, что он будет проводить время и с мамой, и папой, его никто не бросал, а наоборот, все делается для того, чтобы он рос и жил в мире.

Приняв решение развестись, сообщить об этом ребенку

Основные переживания детей

Ошибочное мнение родителей в том, что для детей развод проходит абсолютно безболезненно и они совсем не переживают. Это не так, нельзя забывать и оставлять без внимания детские переживания. Вот основные из них:

Страх больше никогда не увидеть второго родителя.

Боязнь того, что если родители разлюбили друг друга, то разлюбят и его.

Чувство предательства. Это переживание проявляется излишней агрессивностью.

Чувство вины. Часто дети решают, что развод произошел исключительно из-за них.

Лучше всего будет показать малышу, что вы с папой друзья, даже если это не так

Что могут сделать родители, чтобы помочь?

Запомните основное правило: нельзя отмахиваться от вопросов сына или дочки, даже в том случае, если вы уже отвечали на них неоднократно. Если ребенку предоставить всю информацию и убедить его в том, что его вины здесь нет, жизнь не совсем поменяется, а он все так же любим родителями, ему будет проще.

Если ребенок вообще не задает никаких вопросов, не стоит считать, что это хорошо. Наоборот! Это очень опасный звонок, нужно его вывести на разговор и постараться объяснить, что ничего страшного не происходит. Ребенок не должен оставаться один на один со своими переживаниями и своими взрослыми вопросами, на которые он пока не может самостоятельно дать ответ. Не знаете, как начать разговор? Попробуйте почитать специализированную литературу. Лучшей книгой в этом вопросе считается издание «Если родители расстались», автор — Д. М. Мальинос.

Будет неплохо, если вы сможете разделить обязанности по уходу за ребенком

Старайтесь окружить ребенка любовью и заботой. Нежно разговаривайте с ним и заверяйте, что его всегда будут любить, несмотря ни на что. Ни в коем случае нельзя настраивать ребенка против второго родителя. Лучше всего будет показать малышу, что вы с папой друзья, даже если это не так.

Обязательно решите между собой, где и с кем будет жить ребенок, не заставляйте его выбирать. Ему и без того очень сложно. Будет неплохо, если вы сможете разделить обязанности по уходу за ребенком. К примеру, вы водите его в школу, а бывший партнер — на тренировки.

Помните, если вы будете вести себя неправильно, то это очень скажется на нервном состоянии ребенка. У него появятся тики, заикание, регресс, депрессивное состояние или агрессивность. Если подобное состояние затянется, то потребуется уже вмешательство специалиста-психолога, поэтому лучше не доводить до критической точки.

Проект «Помощь ребенку при разводе родителей»

Проект «Помощь ребенку при разводе родителей»

Вид травмы: Кризис разлуки (развод родителей).

Состояние ребенка: Ребенок восьми лет переживает развод родителей. Мальчик стал проявлять агрессию по отношению в сверстникам в школе. На фоне депрессии у ребенка заметна апатия, он с неохотой посещает занятия, стал молчаливым, замкнутым. Мать не отвечает на вопросы о причинах ухода отца из семьи.

Цель: Нормализовать состояние ребенка, переживающего развод родителей.

Задачи:

  1. Помочь ребенку осознать свои чувства.

  2. Научить позитивно относиться к ситуации.

  3. Способствовать преодолению агрессии.

  4. Снять эмоциональное напряжение у ребенка.

План помощи ребенку

  • Сбор информации о ребенке (материалы личного дела, медицинская документация, протоколы обследования других специалистов, педагогическая характеристика ребенка).

  • Оценка собственного отношения к ситуации (способность оказать помощь ребенку сейчас; понимание проблемы и отношения к ней; владение диагностическими методами исследования; знаниями основ оказания помощи ребенку, переживающему развод родителей).

  • Подготовка помещения для работы с ребенком.

-удобная мебель для ребенка;

-наличие барьера между ребенком и психологом (столик, тумбочка)

-отсутствие телефона, тикающих часов, телевизора и пр.

-наличие игрушек, соответствующих возрасту ребенка;

-отсутствие броских предметов в помещении;

  1. Представиться : «Меня зовут….Я работаю….» Попросить ребенка представиться.

  2. Ознакомить ребенка с темой беседы.

  3. Побеседовать с ним о домашней жизни:

а) Сколько тебе лет?

б) Где ты живешь?

в Кто живет вместе с тобой?

г) Каков твой дом, в какой комнате живет?

4. Поговорить о школе и друзьях:

а) Какую школу ты посещаешь?

б Как зовут твою учительницу?

в) Что тебе в школе нравится больше всего?

г) Есть ли у тебя лучший друг?

5. Дать ребенку рассказать о ситуации в свободной форме, при этом поощряя рассказ ребенка: использовать неоконченные предложения; задавать открытые и уточняющие вопросы; обсуждать тему в том порядке, в котором говорит ребенок.

  • Анализ внешних признаков и особенностей переживания ребенком кризисной ситуации: его физического состояния, качества его настроения, его поведения и общего психологического состояния;

  • Диагностика особенностей психологического развития ребенка: познавательной сферы личности, эмоционально-личностных отношений.

  • Выстраивание стратегии работы с ребенком, выделение основных направлений этой работы.

Стратегии работы с ребенком:

  1. Поддержка позитивных адаптивных навыков «Я»

  • Активная деятельность.

  • Занятия, хобби, увлечения.

  • Общение, новые контакты.

  • Плавание, зарядка, физические упражнения.

  1. Формирование позитивного отношения к симптомам.

  2. Снижение избегания проблемы (сочинение сказок, арттерапия, игровая терапия).

  3. Изменение контрибуции смысла.

Этапы помощи ребенку.

  1. На этом этапе мы будем помогать ребенку осознать свои чувства и учить положительно относиться к ситуации развода родителей.

Для этого нами будет использована техника рефрейминга (переоценка, изменение способа восприятия.

Цель данного приема – изменить негативное восприятие события на позитивное.

Смена «ярлыка», мнения. Одну и ту же кризисную ситуацию можно рассматривать и как стрессор, и как мотиватор, так как видимое несчастье может иметь позитивный исход.

Позитивная оценка проблемы (например, чему научился ребенок во время кризисной ситуации, что узнал о себе и о других людях).

  1. На данном этапе мы будем решать проблему агрессивности ребенка с помощью метода игровой терапии.

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

В процессе игровой терапии у ребенка появляется возможность продемонстрировать свои негативные установки. Выразить свой страх и гнев по отношению к родителям, братьям, сестрам и другим значимым людям. В каждом из элементов терапии психолог поощряет ребенка обращаться к самому себе, заново постигать и принимать свои чувства. Свобода говорить, выражать свои мысли и чувства, принимать решения, признавать и принимать самого себя и все прочие процессы, позволяют ребенку вновь обрести адекватную самооценку и восстановить свои жизненные силы.

Характерная особенность игры – ее двуплановость, присущая также драматическому искусству: играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.

Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

  1. На этом этапе мы будем снимать эмоциональное напряжение у ребенка с помощью арттерапии.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

Приемы арттерапии используют при исследовании внутрисемейных проблем. Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпритации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности.

В качестве материалов на занятия по арттерапии используются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Существуют возрастные ограничения использования арттерапии в форме рисунка и живописи. Арттерапия рекомендуется детям с 6 лет, так как в возрасте до 6 лет символическая деятельность еще только формируется, а дети лишь осваивают материал и способы изображения.

Планируемые результаты:

1) Ребенок не чувствует себя обманутым и виноватым в разводе родителей.

2) Он не игнорирует школу и не избегает дружбы с другими детьми.

3) Ребенок перестал проявлять агрессию по отношению к окружающим.

4) У мальчика положительное эмоциональное отношение к происходящему.

Приложение

Памятка для родителей

  • Развод является главным негативным событием в жизни ребенка, причиной неуверенности и травмирующих переживаний.

  • Первая эмоциональная реакция ребенка на развод родителей может включать в себя: потрясение, страх, тревогу, неуверенность в будущем, гнев и раздражение, ощущение собственной вины за случившееся, необходимость приспосабливаться к отсутствию одного из родителей, огорчение и печаль, ревность и обиду.

  • Последствия развода сказываются на ребенке довольно долго, проявляясь даже в первые годы его взрослой жизни.

  • Развод наносит наиболее сильную психическую травму детям в критические возрастные периоды.

  • Родители в процессе всего развода должны оградить детей от стрессовых ситуаций, т.е. убедить детей, что они не были причиной развода, и родители по-прежнему любят их;

  • Не стоит заставлять детей делать выбор между родителями, отдавая предпочтение кому-то одному и не втягивать их в сам процесс развода, нанося тем самым психическую и эмоциональную травму.

  • Родитель, оставшийся с детьми после развода, должен вести себя достаточно корректно по отношению к другому родителю, т.е. не очернять его в глазах детей; необходимо ставить детей в известность о сложившемся положении как можно раньше не допуская, чтобы они узнали о разводе родителей от кого-то еще.

  • Родители, заметившие изменения в поведении детей, должны обратиться к психологу, чтобы своевременно выявить негативные эмоциональные переживания и провести коррекционную работу с детьми, пережившими развод родителей.

Влияние развода на психику и здоровье детей различных возрастов

Постоянные конфликты между родителями сказываются на детской психике, что уж говорить об их кульминации – разводе. Во время расставания мать и отец часто зацикливаются на своих переживаниях и забывают о том, как нужны сейчас своим детям. Возможно, они думают, что для их наследников уход из семьи одного из родителей вскоре забудется без последствий, однако всё гораздо серьёзнее. Влияние развода на детей поистине катастрофическое, и данную тему мы раскроем для вас максимально подробно.

Малыш и развод: поговорим о детских чувствах

Каждый ребёнок сильно привязан к обоим родителям. Мать для малыша – это физическое воплощение любви, заботы, нежности. Именно рядом с ней, под её крылышком ребёнок учится жить, осознаёт, что такое добро и зло, принимает первые решения. Отец же является защитником, добытчиком, строгим, но справедливым учителем, который всегда поддержит и рассудит все проблемы. Когда мама и папа расстаются, малыш испытывает глубочайшее потрясение. Его мир рушится, и он в силу возраста просто не знает, что делать. Психика ребёнка независимо от того, сколько ему лет, не выдерживает напряжения. И такой колоссальный стресс выбивает любое дитя из душевного равновесия.

Когда расставание родителей приносит меньше всего последствий?

Разводов в нашей стране очень много. Неужели у всех детей, которые пережили это событие, наблюдаются психологические травмы? Конечно, все малыши получают изрядную долю негативных эмоций, когда их родители расстаются. Но некоторым удаётся избежать серьёзных последствий. Развод меньше всего сказывается на детях, если:

  1. У них есть братья или сёстры. Представьте такую картину. Мама и папа опять ругаются, и слышно, как один из них прокричал что-то о разводе. Малыш лежит в соседней комнате, укрытый одеялом с головой. Он сжимает маленькими ручками игрушку и включенный фонарик. Ему страшно, и мысли только о том, чтобы это скорее прекратилось. Или другой вариант. Мама и папа поссорились, папа собирает чемодан. Их сын-подросток попытался с ними поговорить, а в ответ услышал что-то вроде: «Отстань, сейчас не до тебя!». Тогда ребёнок собрался и убежал из дома, на ночь глядя, прогуляться по злачным местам с такими же несчастными и неблагополучными друзьями. Неизвестно, что с ним произойдёт, как он переборет тревогу. Возможно, начнёт пить или употреблять наркотики, что в юном возрасте особенно опасно. Очень трудно в одиночку перенести такой стресс, как расставание родителей. В обоих этих случаях у детей не оказалось брата или сестры, с которыми можно поделиться переживаниями, получить поддержку и придумать план действий. Если бы в семьях наших героев были бы ещё дети, то им справиться с эмоциями вместе гораздо легче. Именно поэтому развод минимально влияет на тех несовершеннолетних, у которых есть братья или сёстры, и они могут им доверять.
  2. Родители расстаются мирно. Постоянные крики, оскорбления и драки родителей усугубляют стресс ребёнка из-за грядущего развода. К сожалению, мало кто из взрослых в порыве гнева думает о последствиях данных инцидентов. Малышу не хочется идти домой, ему всегда страшно, он ждёт, когда же это наконец закончится. Когда расставание уже наступило, ему не становится лучше. Ведь он помнит, как мама и папа ругались, и уже не хочет никого видеть, общаться, а иногда даже жить. В общем, мирный развод – это что-то из разряда фантастики, как и нормальные отношения бывших супругов. Но исключительные случаи, когда люди умеют договориться, сдержать негатив после развода ради ребёнка, всё-таки существуют. Мудрые родители, умеющие вовремя закрыть рот и перестать поливать грязью бывшего партнёра, позволяют малышам прожить данный период более спокойно и минимизировать негативные последствия для его психики.
  3. Родители заботятся о малыше даже после развода. Мама и папа после расставания должны стараться вести себя так же, как и до него, то есть часто видеться с ребёнком, заботиться о нём, весело проводить время. Если, например, отец после развода и знать не хочет о малыше, а только платит алименты, то, конечно, сыну или дочери будет очень трудно пережить такие перемены. В подобной ситуации ребёнок начнёт чувствовать себя виноватым или вообще никчёмным, что очень опасно для его самооценки в будущем. Поэтому маме и папе даже после развода очень важно продолжать любить своё дитя и показывать ему эту любовь ещё сильнее, чем прежде.

Хорошо, когда развод проходит мирно, и бывшие супруги могут находиться вместе в одном помещении, не воротя друг от друга нос. Тогда они смогут воспитывать своих детей, несмотря на официальное расставание. А их чада минимально пострадают в результате того, что мать и отец больше не живут вместе. Однако такие случаи довольно редки. Чаще всего развод оказывает сильное влияние на психику детей. Негативные последствия самые разные и во многом зависят от того, в каком возрасте был малыш, когда его родители разошлись.

Влияние развода на детскую психику в зависимости от возрастной категории ребёнка

Многим родителям кажется, что дети не будут переживать в случае развода. Они думают, что малыши вроде как ничего не должны понимать. Подростки уже взрослые, да и вообще постоянно огрызаются и грубят, так что на расставание матери и отца им вовсе плевать. Как же жестоко ошибаются эти мужчины и женщины, ведь развод для ребёнка любого возраста не проходит бесследно. Помимо психических проблем, которые непременно появятся в случае тяжёлого и бурного расставания родителей, у детей могут проявиться физические заболевания. Ведь проблемы нервной системы провоцируют сбои в работе организма в целом. Психосоматические болезни возникают, когда через тело пытается кричать израненная душа.

В каждый период жизни ребёнок по-особенному воспринимает расставание мамы и папы. И последствия такого события в зависимости от возраста самые разные. Рассмотрим возрастные категории детей и характерные проблемы в каждой из них при разводе родителей:

  1. Дети до 3-х лет. Кажется, что малыши многого не понимают и проще относятся к ссорам и скандалам в семье. Возможно, что в силу возраста они и вправду не могут осознать причины развода родителей и его последствия. Однако малыши точно ощущают нехватку любви и внимания. Нарушение привычного уклада жизни тоже провоцирует сильный стресс. В результате такого негативного события, как развод, происходят изменения в поведении, появляются нервные заболевания. Многие родители после развода отмечают, что у их малышей в возрасте до трёх лет нарушается сон, появляется раздражительность и плаксивость, часто возникает энурез.

Наиболее чувствительные дети могут заполучить синдром дефицита внимания, признаки которого выражаются в гиперактивности и ярко выраженной агрессии, как по отношению к себе, так и к окружающим.

У детей нередко возникают неполадки с пищеварением, ведь нервозное состояние провоцирует сбои в работе кишечника. Весь букет заболеваний, полученный в таком раннем возрасте, очень трудно поддаётся лечению. Родителям придётся потратить много сил и времени, прежде чем их ребёнок пойдёт на поправку.

  1. Дети от 3-х до 5-ти лет. В такой период малыши уже осознают себя как личность, часто идеализируют родителей, живут в своём собственном мире – добром и практически идеальном. Когда мама и папа расстаются, их привычный уклад жизни рушится, и дети к этому совершенно не готовы. В такой период для них характерно демонстративное негативное поведение: они всё воспринимают в штыки, не слушаются, перестают делать то, что умели раньше (самостоятельно есть, ложиться спать, одеваться, ходить на горшок). Может появиться пресловутый синдром гиперактивности и дефицита внимания. Родителям, которым тоже совсем нелегко, кажется, что их малыши просто с цепи сорвались. Дети, которые всегда отличались более спокойным нравом, могут уйти в себя, перестать общаться с друзьями, что снижает их самооценку.

Есть вероятность, что флегматичный от природы ребёнок станет совсем апатичным. Его ничего не будет интересовать: ни новые игрушки, ни поездки в интересные места, ни сладости. Тогда родителям уж точно стоит бить тревогу и обращаться к детскому психологу.

  1. Дети младшего школьного возраста. Малыши в 6–9 лет уже много понимают и осознают, но истинной причиной расставания мамы и папы часто считают собственное плохое поведение, например, двойки в школе, капризы. Когда мать и отец долгое время ругаются, а затем разводятся, то ребёнок становится тревожным (всё время ждёт, что ещё что-нибудь случится, боится, что и его бросят). Влияние развода на детей младшего школьного возраста колоссально. В результате постоянных переживаний могут появиться нервные тики, апатия и даже детская депрессия. Маленький человечек просто не готов к такому эмоциональному грузу, как развод родителей, и его психика даёт сбои.
  2. Дети в возрасте 10–12 лет. Они уже имеют чёткую позицию при разводе родителей и выбирают, на чьей стороне будут. «Хороший» родитель остаётся их другом и соратником, а с «плохим» дети вообще могут прекратить общение, отвергая любые попытки контакта. Такое развитие событий весьма негативно влияет на психику ребёнка.

В возрасте 10–12 лет родитель противоположного пола является прототипом будущего партнёра своего ребёнка, и отсутствие общения с ним вызовет затем сложности с выбором жены или мужа.

После расставания матери и отца ребёнок ощущает, что его предали, оставили на произвол судьбы, не подумав о его чувствах. В результате школьник будет испытывать недоверие к окружающим людям, не сможет нормально общаться в коллективе. Усугубить эту проблему могут «доброжелательные» одноклассники, которые легко превратят в изгоя ребёнка разведённых родителей. Повышенная тревожность со всеми вытекающими гарантирована.

  1. Подростки. Уже почти взрослый человек, но с детской ранимой душой, с трудом справится с таким эмоциональным потрясением, как расставание мамы и папы. Подросток после развода родителей может попасть в плохую компанию или вообще сбежать из дома, чтобы привлечь к себе внимание. Также ребёнок способен скатиться по учёбе, постоянно спорить и ругаться, не выполнять домашние обязанности. Такое демонстративное поведение – протест против расставания родителей, попытка помирить их между собой. Подсознательно подросток считает, что мать и отец объединятся против него и, возможно, опять начнут жить вместе. Самым негативным последствием развода для ребёнка 12–18 лет является депрессия и сопутствующие суицидальные мысли. Видимых признаков такой проблемы может и не быть, либо родитель, только что переживший крах семьи, не заметит изменений в ребёнке. В этом и заключается главная опасность депрессии. Острые формы заболевания вызывают у подростка сильнейшие душевные страдания, что часто приводит к решению покончить жизнь самоубийством. Родители должны быть очень бдительны и не пропустить маркеры заболевания.

Женщина и мужчина, вступая в брак, не могут предвидеть, как изменится их отношение друг к другу через несколько лет семейной жизни. К сожалению, от развода никто не застрахован, и пережить это событие очень трудно. Сильнее всего страдают общие дети, причём в любом возрасте им такой груз практически не под силу. Родителям важно поддерживать их, любить и контактировать с ними, независимо от отношений между собой.

Как развод повлияет на будущее ребёнка?

Зачастую развод – идеальное решение для семьи, в которой оба партнёра несчастны. Восстановление после расставания требует времени как для бывших супругов, так и для их детей. Если мать и отец продолжают нормально общаться вне брака, воспитывают своих чад на равных условиях и уделяют им достаточно внимания, тогда за детское будущее беспокоиться не стоит. В иных ситуациях, когда один из родителей покинул семью и не хочет общаться даже со своими малышами, то развод непременно скажется на них самым негативным образом. Подросшего ребёнка, вероятнее всего, будут ждать такие последствия:

  1. Проблемные отношения. В детском возрасте закладывается будущий сценарий семейной жизни. Малыш смотрит на то, как ведут себя в отношениях мама и папа, и подсознательно закрепляет этот пример как единственно верный. Если родители постоянно ссорились, затем развелись, то и выросшему в такой обстановке ребёнку будет казаться, что деструктивные отношения с плохим концом – единственно верное решение. В итоге взрослый человек с израненной душой найдёт такого партнёра, который принесёт ему те же страдания. Он примет позицию жертвы или тирана, воссоздаст модель зависимых отношений. Ведь именно к этому такой человек привык ещё с детства.
  2. Недоверие к окружающим. Стресс после развода родителей непросто описать словами. Ребёнок переживает душевную боль, ведь самые близкие ему люди предали его. В результате он боится кому-либо доверять и не подпускает к себе близко никого. Такому человеку в будущем будет трудно дружить, влюбляться и заводить семью: вдруг всё случится так же, как и у родителей? Недоверие к окружающим портит жизнь во всех областях. С таким отношением к людям трудно построить карьеру и создать собственную семью.

Многие мужчины и женщины, пережившие развод родителей, вовсе отказываются от рождения детей. Они боятся, что их потомство будет так же страдать в случае повторения сценария.

  1. Низкая самооценка. Развод продолжает оказывать влияние на детей и во взрослой жизни. Родители расстались, а ребёнок винит в этом себя. Он думает: «А если бы я вёл себя получше и нормально учился, то мама и папа меньше бы ругались» или «Если бы меня не было, то родители жили бы без проблем и ругани». Такие мысли губительно воздействуют на самооценку человека, и проблема не аннулируется с возрастом. Взрослые мужчины и женщины продолжают в глубине души считать себя кругом виноватыми и никчёмными. В обществе часто становятся изгоями и позволяют ездить на себе. Таким людям трудно найти себе пару и стать счастливыми. Их душу гложет всепоглощающее чувство вины за тот самый родительский развод, хоть он и произошёл много лет назад.

Поэтому после развода родителям так важно собраться с духом и трезво оценить влияние ситуации на детскую психику. Если они замечают, что их малыш стал грустным и замкнутым, стоит сходить с ним вместе к семейному психологу. Специалист оценит состояние ребёнка и не допустит серьёзных последствий стресса.

Заключение

Дети страдают от развода не меньше, чем их родители. Такое испытание судьбы может вызвать у малышей сильнейший стресс, который повлечёт за собой последствия в виде различных нарушений психики. Избежать негативного влияния развода на детей можно только в том случае, если мать и отец не будут вести открытую войну друг с другом. Мирное решение всех вопросов о расставании, достаточное общение с маленьким человеком и проявление к нему любви – залог его счастливого будущего.

Ребенок после развода родителей — психология и решение проблем

Развод – это всегда тяжело. Особенно – развод после рождения ребенка. Психология учит нас, что дети редко справляются с большими объемами стресса, которые выливаются на них в этот период. А практика показывает, что масштаб трагедии в детской голове обычно еще больше, чем в реальности.

Ребенок после развода родителей

Скажем сразу – все люди разные. А дети, как бы ни хотели этого признавать некоторые родители, – маленькие люди. И потому предсказать, как на развод отреагирует именно ваш ребенок – практически невозможно. Но это не отменяет того факта, что очень многие родители оказываются в полной растерянности в подобной ситуации. И учитывая стресс от самого развода, это может привести к психологическим проблемам уже у родителя. И хотя в точности предсказать реакцию ребенка нельзя, обычно она соответствует одному из нескольких архетипов – по доминирующей эмоции.

0. Грудные дети и малыши до трёх лет

Пункт «ноль» – потому, что именно эта цифра хорошо описывает состояние психики грудного ребенка и его способность осознавать реальность вокруг.

И если вы думаете, что это хорошо – увы, это не так. «Нулевая» психика – это не только невозможность осознать происходящее, но еще и отсутствие какого-либо базового уровня, точки отсчета. И если эта точка сформируется в накаленной обстановке стресса и раздора – без проблем в будущем не обойтись. А дети, даже грудные, очень хорошо чувствуют обстановку вокруг них.

Так что если расходитесь вы с вашим партнёром не мирно, а со скандалами и криками – ребёнку рядом с вами не место. И решения только два – либо пытайтесь обуздать свою неприязнь, либо отправьте ребёнка к бабушке, дедушке, дяде или тёте – подальше от источника стресса. И возвращайте в семью уже после окончания развода.

А вот дети постарше не только чувствуют обстановку, но и понимают, что происходит. И если вы думаете, что от этого становится проще – вы глубоко ошибаетесь. В силу своей еще несформировавшейся психики, дети редко способны рационально оценить обстановку и потому могут поддаться различным эмоциям и состояниям. И о некоторых из них стоит поговорить отдельно.

1. Апатия

Самый опасный случай. Даже опаснее, чем бунт – с бунтом хотя бы можно работать. А вот вытащить ребенка из запущенной после развода родителей апатии крайне сложно.

Сначала стоит разобраться, отчего эта апатия возникает. И основная причина – чувство вины за развод родителей. Даже если причин для этого нет, ребенок всё равно будет себя в этом обвинять – в понимании большинства детей, мир вращается вокруг них и потому ответственность за всё происходящее несут тоже они. Даже в тот момент, когда они пытаются спихнуть вину за разбросанные игрушки на кошку или Деда Мороза. И уж тем более, когда разводятся их родители.

Проще всего с апатией справиться на ранних стадиях. Для этого старайтесь находиться рядом с ребенком как можно больше, активно принимая участие в его жизни. Особенно, если после развода он остаётся не с вами. Также нелишним будет несколько раз сказать, что развод родителей – это не его вина.

А вот в случае апатии запущенной, когда ребенку ничего не интересно и он явно уходит в себя, справиться может уже только профессионал. Детских психологов в последние годы развелось множество, так что у вас будет выбор. Экономить на таком не стоит, но и одним расценкам и корочкам верить нельзя – лучшим решением будет «побродить» по Интернет-форумам для родителей и поискать отзывы о специалистах в вашем регионе.

2. Злоба

Как ни странно, злоба – лучше апатии, пускай и ненамного. Очень хороший пример этого был в недавнем мультфильме «Головоломка». Говоря приземленно, если ребенок хоть как-то реагирует на происходящее, с этой реакцией уже можно работать.

Злой ребёнок

Злоба обычно охватывает подростков – у них и так по большей части присутствует неприязнь к родителям (в той или иной форме), а развод только подливает масла в огонь. Охваченные злобой дети обычно начинают либо капризничать (если они еще маленькие, в районе 6-7 лет), либо активно бунтовать (это уже для тех, кто постарше). В последнем случае ожидать можно всего, что угодно – от демонстративного удаления в виртуальный мир, до становления частью плохой компании.

И как и в случае с любым другим бунтом против родителей, здесь есть одно золотое правило – если родитель вступил в открытую конфронтацию, то он уже проиграл. То есть если бунт начат – остановить его вы уже не сможете. Либо обращайтесь к другим авторитетам в жизни ребенка (дедушка, бабушка, тренер, классный руководитель и т.д.), либо попробуйте переключить его на что-то менее разрушительное. Например, покупка игровой консоли или компьютера с ворохом популярных игр (особенно онлайн) имеет отличные шансы вытащить ребенка с улицы. Поверьте, уткнувшийся в экран ребенок – это куда лучше приводов в полицию, татуировок в дешевых салонах и юношеского алкоголизма. Да и в конструктивное русло это куда проще перевести.

Ни в коем случае не предлагайте своим подросткам посетить психолога! И уж тем более не пытайтесь отмахнуться от их поведения как от «типичного подросткового бунта», по крайней мере – не при них. Потому что после этого уважать вас они уже никогда не будут.

А вот с детьми помладше этот период проще перетерпеть. Они еще физически неспособны долго злиться на своих родителей, да и увлечь их надолго гораздо сложнее. А вот если такой период продолжается долго – есть повод поговорить со специалистом. Особенно при продолжительном психозе или вспышках агрессии по отношению к кому-либо.

3. Отрицание

Обычно происходит у маленьких детей, либо у тех детей, которые привыкли всегда добиваться того, чего они хотят. Впервые столкнувшись с неминуемым негативным изменением в жизни, многие из них отказываются в него верить, что приводит к расторжению воображаемого мира ребенка и окружающей его реальности. И это – очень плохо, ведь дети (да и многие взрослые тоже) обычно очень ценят свой выдуманный мир и очень остро реагируют на его крушение.

Например, отрицание вполне может стать стартовой площадкой для двух вышеуказанных стадий. Но это – еще не самый плохой случай, более того – такое изменение станет явным прогрессом. Ведь если вы позволите ситуации запуститься, вы вполне можете ожидать тяжелую психическую и эмоциональную травму в тот момент, когда ребенок уже не сможет дальше отрицать реальность. Для понимания ситуации – речь идёт о полной дестабилизации психики, которая вполне может привести к продолжительным проблемам в будущем.

К счастью справиться с этим просто, хотя для любящих родителей это и будет неприятной процедурой. Рекомендуется сталкивать ребенка с реальностью как можно чаще, какой бы неприятной эта реальность ни была. Поверьте, сделав это, вы сможете избежать многих других проблем в будущем.

Ну, и уже дежурный совет – если чувствуете, что не справляетесь – обратитесь к хорошему детскому психологу. Ребенок его (или её) скорее всего возненавидит, но задачу это выполнит на «отлично».

4. Желание «исправить ситуацию»

Наверное, самое болезненное из всех положение – как для ребенка, так и для родителей. Оно в чем-то сродни отрицанию, но отрицает ребенок не сам факт развода, а то, что родители больше друг-друга не любят. Особенно благодарить за такие наваждения стоит некоторые комедии и впечатлительную детскую психику.

Лечение одно – долгий и затяжной разговор с ребенком. Желательно – в присутствии уже бывшего партнера. Особенно важно – убедить ребенка в том, что несмотря на происходящее вокруг, оба родителя его по-прежнему любят, даже если они уже не любят друг-друга. Будут слёзы, будет крик, но со постепенно придёт и понимание.

Стоит поставить на стол какое-нибудь угощение во время разговора. Хотя бы потому, что реветь в пироженное или мороженное куда сложнее. Ну, или, с научной точки зрения, выброс эндорфинов не позволит ребенку расстроиться так сильно, как он мог бы.

5. Понимание

Полное понимание ситуации – большая редкость и случается обычно только у подростков, да и то, только тогда, когда развод проходит тихо и по понятным им причинам. В большинстве случаев, лучшее на что вы можете рассчитывать – это принятие. Причем обычно сопровождаемое нежеланием говорить о разводе.

Эту ситуацию очень легко перепутать с отрицанием или даже ранними проявлениями апатии. Первое проверяется обычным вопросом «Ты понимаешь, что мама (или папа) с нами больше жить не будет?» и оценкой реакции ребёнка. Второе – наблюдением за ним. Если развод – единственная тема, от которой он уходит, но при этом он понимает происходящее – это нормально. Если нет – смотрите пункт 1.

И даже в тех редких случаях, когда ваш ребенок полностью понимает происходящее, не вздумайте:

  • вешать на него свои проблемы. Найдите другие «уши», у ребенка и так хватает проблем.
  • простить влиять на другого родителя. Поверьте, в большинстве случаев это предложение ему не понравится.
  • оставлять его наедине с собой. Дети, даже самые умные, обладают потрясающей способностью строить алогичные цепочки. Потеряв внимание родителей, даже полностью понимающий ситуацию ребенок может успешно регрессировать в любую из вышеописанных стадий.

Заключение

В заключение стоит сказать одно – каким бы тяжелым развод ни был, однажды он закончится и вам придётся продолжать жить. Поэтому в промежутке между вербальными и юридическими дуэлями с вашим уже бывшим партнером, не забывайте уделять время как себе, так и ребенку. Ну а если вы – работающий родитель, то постарайтесь взять отпуск или хотя бы отгул.

Ну и, естественно, нужно подумать о том, стоит ли вообще разводиться. Семейный кризис – это не редкость, особенно сразу после рождения малыша. И поверьте, в такой период очень сложно мыслить рационально и не наделать глупостей. Возможно, психолог нужен не только ребенку, а сразу всей семье – недаром ведь наличие семейного психолога на Западе считается одним из самых важных факторов успешного выхода из конфликта.

В конце концов, дети в разведенных семьях редко вырастают полноценно развитыми. Вот только самые распространенные проблемы детей в таких семьях:

  • Мальчики, выросшие в семье без отца, почти наверняка будут иметь проблемы с самооценкой.
  • В семье без матери – с симпатией.
  • У выросших без отца девочек часто развивается нездоровая фиксация на отцовской фигуре в жизни.
  • Девочки, выросшие без матери, с трудом строят отношения с противоположным полом.

И это всё на фоне банального отсутствия ролевых моделей в жизни. Конечно, со всем этим можно бороться, особенно при наличии хорошего психолога, но лучше бы этого избежать вообще.

Так что прежде чем что-то делать – думайте. Только вы знаете окружающую вас ситуацию и только вы можете принять то или иное решение, но помните, что отвечать за него – не только вам, но и вашему ребенку.

Психологическая помощь ребенку при разводе: правила общения родителей с детьми после расторжения брака и когда нужна помощь психолога

Развод — не только повод для бывших супругов пересмотреть свои отношения и свою жизнь, но и основание задуматься о том, каково теперь будет детям в такой не сложившейся семье. Мало кто задумывается об этом, но существуют определенные правила оказания помощи ребенку, которым нужно обязательно следовать.

Правила помощи ребенку при разводе

Оба родителя должны понимать, что после прекращения их брака они не смогут перестать общаться, ведь у них подрастает совместный сын или дочь. Нельзя рассматривать развод как основание для прекращения отношений с детками, которым очень сложно бывает пережить период расставания мамы и папы.

Если сын или дочь ведут себя как обычно, не предъявляют претензий и делают вид, что им безразличен распад семьи, это вовсе не означает, что им все равно: дети часто не показывают эмоции, хотя внутри у них происходит что-то жуткое — они могут испытывать страх, вину, подавленность, непонимание происходящего, ужасную душевную боль.

Расставание отца и матери — это всегда утрата для ребенка, которую им очень тяжело перенести.

Ниже перечислены определенные базовые правила, которым нужно следовать в ситуации, когда папа и мама решают пойти каждый своим путем. Эти правила применимы для деток всех возрастов:

  1. Во-первых, сообщение о расставании матери и отца должно быть сделано в нормальной обстановке — нужно спокойно поговорить с отпрыском, объяснить причину случившегося, рассказать о том, как измениться его жизнь после развода. Нельзя допускать, чтобы сын или дочь узнали об этом от посторонних людей (включая близких родственников). Также нельзя сообщать о разводе с последний момент — это нужно сделать как можно раньше, чтобы было время свыкнуться и принять грядущие изменения.
  2. Во-вторых, сразу после того, как решение о прекращении брака принято, нужно решить, как дальше будут соблюдаться интересы деток: с кем они будут жить, как часто видеть второго родителя, как мама и папа будут совместно решать вопросы воспитания малышей. Достижение соответствующего соглашения отцом и матерью позволит минимизировать конфликты в последующем, будет являться основой спокойного взаимодействия разведенных людей.
  3. В-третьих, нельзя запрещать ребенку видеться с кем-то из родителей, ведь для него они навсегда останутся самыми близкими людьми, в которых он одинаково нуждается. Нельзя требовать от него сделать выбор в пользу той или иной враждующей стороны.
  4. В-четвертых, нужно показывать сыну или дочке всю свою любовь, которая не уменьшилась после расставания мамы и папы. Для мальчиков и девочек в любом возрасте самым главным благом является родительская любовь, и если они в ней не сомневаются, что способны развиваться гармонично и пережить такую трагедию, как расставание с кем-то их родных.
  5. В-пятых, образ и мамы, и папы у ребенка должен оставаться позитивным. Нельзя допускать намеренного настраивания сына или дочери против кого-то из них.
  6. В-шестых, нужно создать полное ощущение того, что все останется по-прежнему на столько, на сколько это возможно. Это касается повседневной жизни, праздников, каникул, общения с бабушками, дедушками и иными родственниками.
  7. В-седьмых, в доме должны сохраниться семейные фото, подарки и прочие символы сплоченности родных, но не проживающих вместе людей.

Важно помнить, что если в жизни мальчика или девочки появляется отчим или мачеха, то они не должны стремиться занять место родных мамы или папы.

Психологическая помощь ребенку при разводе

Вполне возможно, что Вам придется отвести к психологу, чтобы разрешить проблемы с его поведением, возникшие после расставания его папы и мамы. Такая помощь может выражаться в нескольких формах.

Обязательна ли ребенку помощь психолога при разводе

Ребенок, переживший или переживающий развод мамы и папы, может остро нуждаться в помощи специалиста, даже если этого не видно явно. Психологи считают, что при любом изменении поведения мальчика или девочки, нужно обратиться к детскому психологу за консультацией: возможно особого лечения и не понадобится, но страхи и сомнения развеять это очень даже помогает. Однако, если ситуация серьезная, без профессионального вмешательства не обойтись.

Основные методы психологической помощи детям младшего школьного возраста

Можно выделить несколько направлений психологической помощи тем деткам, которые страдают от разрыва мамы и папы. Следи них наиболее эффективными, а потому часто применяемыми являются:

  • Игровая терапия — этот метод подразумевает оказание терапевтического воздействия как на детей, так и на взрослых. Он основан на понимании того, что игра чрезвычайно сильно влияет на развитие личности, позволяет создавать близкие отношения между участниками игровой группы, снимает стресс, тревожность, страх, помогает повысить самооценку, а также избавиться от страха последствий тех или иных событий. Игровая терапия избавляет деток от негативных установок, позволяет разобраться в своих чувствах, обучает тому, как правильно выражать свои мысли и чувства, принимать верные решения. В целом, это лучший метод восстановления жизненных сил.
  • Арт-терапия — данный метод позволяет через занятия искусством во всех возможных его проявлениях гармонизировать развитие личности деток, развить в них способность самовыражения и самопознания. При этом основную роль играет техника активного воображения, которая «сталкивает» сознательное и бессознательное лицом к лицу. Психологи использую глину, краски, клей, мел, бумагу. Данный метод может применяться с шестилетнего возраста.
  • Сказкотерапия — при применении этого метода сказочная форма используется для интеграции личности, совершенствования ее взаимодействия с окружающим миром. Метафора, выраженная в сказке, помогает деткам понять свой внутренний мир и миру вокруг них, построить гармоничные отношения с окружающими.

Практикующий детский психолог может использовать любой метод психологической помощи детям.

Важно, чтобы мама и/или папа доверяли психологу как специалисту и верили, что любые проблемы решаемы, в том числе и проблемы, связанные с отношением их сына или дочки к распаду семьи.

Вопросы наших читателей и ответы консультанта

Нужно ли подыскивать для ребенка специального детского психолога или можно обратиться к любому специалисту?

Как правило, рекомендуется обращаться к узким специалистам, которые смогут найти ответы именно на проблемы клиента. Если в психологической помощи нуждается школьник, можно обратиться к школьному психологу или к психологу в поликлинике по месту жительства. Можно также обратиться в специализированный центр оказания психологической помощи.

После развода сын стал раздражительным и непослушным, не хочет учиться. Планирую обратиться к психологу. Могу ли я посещать консультации вместе с ним?

Каждый психолог по-своему отвечает на этот вопрос — все зависит от метода работы и конкретной проблемы. Необходимо уточнить возможность совместного посещения консультаций при записи на прием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *