Разумные потребности это: Потребности и интересы – ЕГЭ. Человек Тема 4. Потребности |

Потребности и интересы

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность — это нужда человека в том, что состав­ляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

  • Биологические (органические, материальные) — по­требности в пище, одежде, жилище и др.
  • Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
  • Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаи­мосвязаны. Биологические в своей основе потребности у челове­ка в отличие от животных становятся социальными. У большин­ства людей социальные потребности господствуют над идеаль­ными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, на­пример, классификация разработана американским психологом А. Маслоу: 

 

Базовые потребности

Первичные (врожденные)

Вторичные (приобретенные)

• Физиологические: в вос­производстве рода, пище, дыхании, одежде, жили­ще, отдыхе и т. д.

• Социальные: в социальных свя­зях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и вни­мании к себе, участии в сов­местной деятельности

• Экзистенциальные (лат. exsistentia — существова­ние): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, стра­ховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.

• Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте • Духовные: в самоактуализа­ции, самовыражении, саморе­ализации

Потребности каждого следующего уровня становятся на­сущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности
— это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.


Интерес
(лат. interest — иметь значение) — целенаправ­ленное отношение человека к какому-либо объекту его по­требности.

Интересы людей направлены не столько на предметы по­требностей, сколько на те общественные условия, которые де­лают более или менее доступными эти предметы, дрежде все­го, материальные и духовные блага, обеспечивающие удов­летворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социаль­ных групп и индивидов в обществе. Они в большей или мень­шей степени осознаются людьми и являются важнейшими по­будительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

по их носителю: индивидуальные; групповые; всего об­щества.

по направленности: экономические; социальные; поли­тические; духовные.

От интереса следует отличать склонность. Понятие «ин­терес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на опреде­ленную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зави­сит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личнос­ти, которая во многом определяет его жизненный путь, харак­тер деятельности и т. д.

ЕГЭ. Человек Тема 4. Потребности |

Тема 4. Потребности

Потребности. Каждый знает  в общем-то, что это такое — то ,чего каждый из нас желает иметь и получить. В принципе, верно. Но давайте научным языком изложим суть данной темы: что же такое потребности и какими они бывают.

Что такое потребности?

Потребности — это осознаваемая нужда человека в чём-либо, в том, что необходимо ему поддержания жизнедеятельности организма и развития его личности. По-моему, достаточно простое и легко запоминающееся определение.

Однако не все потребности приносят пользу человеку. Поэтому с точки зрения необходимости и пользы  потребности бывают:

  • подлинные ( разумные, истинные) — это потребности, без которых человек либо просто не может прожить (еда, жилище, общество, ведь именно среди людей он становится личностью), либо необходимы для его совершенствования, развития( духовные).
  • Ложные (неразумные, мнимые) — это потребности, без которых не только можно, но и необходимо жить, они приводят к разрушению личности, причём человек деградирует как физически, так и психически( алкоголизм, наркомания, тунеядство)

Виды потребностей

Существует несколько классификаций потребностей. По наиболее распространённой выделяют следующие виды потребностей:

Виды потребностейПримеры
биологические , то есть естественные, врождённые, природныееда,  воздух, сон, воспроизводство  и др.
материальныежилище, одежда, украшения и др.
социальныеобщение, оценка обществом деятельности человека, труд.
духовные( познавательные, культурные, идеальные)учение, формирование мировоззрение, познание мира, общества и самого себя, поиск идеала, смысла жизни, нравственных ценностей и др.

 

Американский психолог А. Маслоу выстроил потребности в виде своеобразной пирамиды: чем ближе потребность к основанию пирамиды, тем более необходимой она является. Все последующие нужны  при  удовлетворении  предыдущих.

Пирамида потребностей Маслоу А.Х.

Первичные потребности.
  • Физиологические( удовлетворение природных инстинктов, это: жажда, голод, отдых, воспроизводство, дыхание, одежда, жилища, двигательная активность)
  • Экзистенциальные( от лат. существование, это потребность в защищённости, безопасности, это уверенность в завтрашнем дне, страхование , комфорт, гарантия занятости)
  • Вторичные потребности.
  • Социальные( потребность жить в обществе, принадлежать к определённой социальной группе: общение, привязанность, внимание к себе, забота о других, участие в совместной деятельности)
  • Престижные (потребность в уважении, признании, служебный рост. А.Маслоу не случайно в особый вид потребностей выдели престижные, так как человеку очень важно мнение общества, окружающих. Любая похвала приятна людям, появляется  желание  выполнить что-то ещё более качественно.
  • Духовные( самовыражение, самореализация через творчество, познание, учение, самоутверждение и др.)

Человеческие потребности имеют ряд особенностей:

  • все потребности взаимосвязаны
  • невозможно удовлетворить все потребности
  • безграничность потребностей
  • потребности не должны противоречить нравственным устоям общества.

Меняется человек- другими становятся некоторые из его потребностей. Даже в отдельно взятом обществе на определённом этапе развития могут существовать свои потребности. Потребности определяются и природной, и социальной сущностью человека.

Да, человеческой деятельностью и поступками движет желание  удовлетворения своих потребностей. Важно выделить для себя приоритеты, чётко знать, чего человек хочет и для чего это ему нужно. И не нужно забывать, что потребности у человека безграничны, все удовлетворить на 100% не хватит всей жизни. Так что выбор зависти от каждого, от уровня его воспитания, развития, от среды, в которой он живёт, от тех ценностей, которые являются важными для его окружения. Важно, чтобы потребности были подлинными, не позволяйте, ребята, мнимыми потребностями овладеть вашей душой и сознанием. Живите, наслаждаясь жизнью, даря радость близким и любимым людям.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Что включает в себя понятие «разумные потребности»? Какие потребности можно назвать «неразумные»?

Практическая работа №1.

Тема:

«Современный экологический кризис

И стратегии выживания человечества»

Цель:

Выявление сущности современного экологического кризиса;

поиск путей решения экологических проблем разного уровня;

Осознание необходимости самоограничения «потребностей, в

Которых нет никакой потребности».

Задание 1) Глоссарий:

Экологическая проблема — это изменение природной среды в результате антропогенных воздействий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.

Глобальные экологические проблемы тесно связаны с другими глобальными мировыми проблемами, они влияют друг на друга и возникновение одних приводит к возникновению или обострению других. Например, такая сложнейшая мировая проблема как демографическая, порождаемая взрывным ростом населения планеты, приводит к резкому увеличению нагрузки на окружающую среду благодаря увеличению потребностей людей в продовольствии, энергии, жилье, промышленных товарах и т.д. Очевидно, что без решения демографической проблемы, без стабилизации численности населения невозможно сдержать развитие кризисных экологических процессов на планете.

Экологическая ситуация — это пространственно-временное сочетание различных, в том числе позитивных и негативных с точки зрения проживания и состояния человека условий и факторов, создающих определённую экологическую обстановку на территории разной степени благополучия или неблагополучия.

Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.

Потребность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

КОНСУМЕРИЗМ — Организованное движение за расширение прав и влияния потребителей, покупателей по отношению к продавцам и производителям товаров, создание обществ потребителей.

Окружающая среда — правильно, среда обитания. Среда обитания — обобщенное понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и физико-химическое состояние данной местности. Как правило, применение термина относится к описанию природных условий на поверхности Земли, состоянию её локальных и глобальных экосистем, включая неживую природу, и их взаимодействие с человеком.

Примеры дескриптивных определений:

Система — комплекс взаимодействующих компонентов.

Система — совокупность элементов, находящихся в определённых отношениях друг с другом и со средой.

Система — множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое.

Экосистема — основное понятие экологии. Это совокупность сосуществующих видов растений, животных, грибов, микроорганизмов, взаимодействующих между собой и с окружающей их средой обитания таким образом, что такое сообщество может сохраняться и функционировать на протяжении длительного периода геологического времени.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Экологический императив запретная черта во взаимодействии с природой, преступать которую человечество не имеет права ни при каких обстоятельствах.

Экологическое сознание. Как известно, отношение человека к различным сторонам бытия основано на ценностных установках, осознанно или неосознанно сформированных в его сознании. Взгляды человека на природу, его поведение определяется тем, что заложено в его сознании, а это проявляется в его отношении к природе . Феномен человеческого сознания заключается в том, что его качества зависят от множества факторов, а его (сознания) продуктом является все, на что он воздействует, что он создает или разрушает. Ученые различают в целостном сознании человека различные его стороны, в зависимости от того, к какой области бытия рассматривается его отношение. Отношение человека к природе определяется его экологическим сознанием. От качества и уровня экологического сознания общества зависит, в конечном счете, состояние природа.

Антропоцентризм предписывает противопоставлять феномен человека всем прочим феноменам жизни и Вселенной вообще. антропоцентризм лежит в основе потребительского отношения к природе, оправдания уничтожения и эксплуатации других форм жизни.

Эгоцентризм  — идеология охраны окружающей среды, рассматривающая сохранность дикой природы как самостоятельную ценность, вне зависимости от любых человеческих критериев пользы, и предполагающая приоритет этой ценности над целями и потребностями человечества. Природа, экологическое равновесие воспринимаются как имеющие внутреннюю ценность. Сторонникам эгоцентризма свойственно преклонение перед природой, близкое к религиозному [спорное утверждение], и восприятие природы как субъекта действия, имеющего собственные цели и обладающего моральными правами.

Космоцентризм – система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, многообразный, гармоничный и одновременно вселяющий ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.

Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал её как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).

Коэволюция — совместная эволюция биологических видов, взаимодействующих в экосистеме. Изменения, затрагивающие какие-либо признаки особей одного вида, приводят к изменениям у другого или других видов. Первым концепцию коэволюции ввёл Н. В. Тимофеев-Ресовский в 1968 году.

Экологическая безопасность — совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку. Это также процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду. Объектами ЭБ являются права, материальные и духовные потребности личности, природные ресурсы и природная среда или материальная основа государственного и общественного развития.

Природопользование — 1) использование природной среды для удовлетворения экологических, экономических, культурно-оздоровительных потребностей общества; 2) наука о рациональном (для соответствующего исторического момента) использовании природных ресурсов обществом — комплексная дисциплина, включающая элементы естественных, общественных и технических наук.

Охрана окружающей среды, или прикладная экология — комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу. В западных странах часто используется также понятие энвайронментология, которое в отечественной литературе выражается термином «наука об охране окружающей среды».

Задание 2) Определить потребности человека.

Потребность – есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.

 

Эволюцию живых существ нельзя объяснить только приспособлением к среде обитания. Активность всегда перспективней, чем оборона. Потребности – источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских поисках смысла жизни.

На мой взгляд, потребности человека заключаются в следующем:

Питаться, пить, одеваться, отдыхать, спать, развивать менталитет, дышать, ходить, разговаривать, играть, развлекаться и т.д.

Задание 3)

 

Без потребностей человек не сможет существовать. Но в нашей жизни есть и такие потребности, которые мы можем отнести на второй план, то есть вторичные. Т.е они не имеют меньшую степень важности для жизни человека.

Задание 4) 1.Жизнь, полная удовольствий, развлечений

2.свобода, независимость

3.творчество

 

Задание 5) Что значит разумно пользоваться материальными и духовными благами?

· К материальным благам относятся: вода, пища, продукты питания и т.д.

· К духовным благам относятся: развлечения, формы искусства, религии и т.д.

На мой взгляд, разумно пользоваться этими благами, то есть когда материальные мы распределяем в свою пользу и духовные. Например: если мы будем выкидывать продукты питания, выливать воду без нужды, сжигать картины и т.д. то идет неправильное распределение тех или иных благ.

Что включает в себя понятие «разумные потребности»? Какие потребности можно назвать «неразумные»?

Разумные потребности это те потребности, которые действительно необходимы человеку, что бы выжить, содержать свою семью, близких.

Неразумные потребности это те потребности,  без которых человек смог бы прожить. Например: дорогие вещи, питание в дорогих ресторанах, ходьба по дорогим клубам и т.д.

 

Задание 6) Глобальная экологическая проблема:

В России, по моему мнению, глобальная проблема заключается в том, что после 90-ых позакрывали все колхозы, совхозы и теперь на территории России огромнейшие участи земель просто зарастают, многие их просто поджигают и земля становиться не плодородной.

Региональные проблемы:

Это слишком частые пожары на территории нашей области, браконьерство и.т.д все это приводит к уничтожению лесных массивов и живых организмов.

Местные проблемы:

На многих заводах, в том числе перерабатывающих не стоят отчищающие фильтры, тем самым происходит загрязнение окружающей среды. Со временем над городами образуется «дымка». В проточные реки которые проходят через города сливаются химические отходы которые очень сильно загрязняют их. Можно приводить множество примеров, в Кузбассе предприятия сбрасывают отходы в Кондому, Томь, где купаются люди. Летом заходя в воду на пол метра вы уже не увидите своих ног из-за грязи.

Личностные проблемы:

Большая часть населения после отдыха на природе или других местах не убирает за собой мусор. Идя по улице многие выбрасывают мусор где хотят

 

Задание 7) 1.На мой взгляд, «Все связанно со всем». Можно даже привести пример пищевой цепи . Стоит только выпасть одному звену как все сразу нарушается.

2. «Все должно куда-то деваться». Например все отходы должны куда то деваться. Утилизироваться — но даже при сжигании тех или иных отходов, дым шлак не исчезает бесследно. В настоящее время во многих странах мусор закапывают в землю, я сама была свидетелем этого роцесса, как это все происходит, выкапывают большой котлован, по нему стелют пленку и начинают засыпать мусором, как котлован заполняется, сверху засыпают небольшим слоем земли и переходят в другое место. Мне кажется, что все это нам ещё вернётся.

3.»Ничто не дается даром» если ни чего не делать то ничего само не появится. Например: Бесплатный сыр только в мышеловке.

4.»Природа знает лучше» действительно она знает лучше, так как она складывалась тысячелетиями. А люди мелкие частицы на земле, которые все ломают и портят и поэтому спустя некоторое время природа всё же возврощает всё на свои места.

Задание 8) Таблица: Глобальные проблемы человечества.

Глобальные проблемы Региональные проблемы Местные проблемы Личностные проблемы
Парниковый эффект Вырубка лесов Образование несанкционированных свалок Табакокурение
Демографическая проблема Истощение и загрязнение вод суши Загрязнение воздуха выхлопными газами Алкоголизм
Загрязнение окружающей среды Утрата продуктивных земель Шумовое загрязнение Необразованность
Здоровье человека Истощение рыбных ресурсов Сброс сточных вод в реки и озера Наркозависимость
Сохранение генофонда земли Обезлесение   Расизм

 

Задание 9) Тема современная цивилизация очень актуальна. Потому что, в данный момент ни одна цивилизация с особым прогрессом не процветает. А даже на оборот на нашей земле есть страны третьего мира. которые являются особо отсталыми государствами. Но в моём выложенном вам мнении, все государства я описать увы не смогу, так как их очень очень много. И по той причине что эта тема является очень объёмной. Россия это очень большое государство, самое большое государство на планете. И само собой проблем в этом большом государстве очень много. Я согласна с обращением академика Н. Н. Моисеева. Потому, что действительно очень много коренных жителей России уехало из своего государства. Сегодня цивилизация в России не процветает и не ухудшается. Потому, что до сих пор лучшие «умы» нашего государства уезжают за границу в поисках более комфортной жизни. Многие жители нашей страны живут одним днём. Российское правительство должно приманивать к себе, например: выпускников университетов. Для того, что бы они работали на государство, тем самым государство будет процветать. И тогда наша цивилизация не будет регрессировать, а наоборот прогрессировать.  А в заключении своего рассуждения, я хочу сказать словами Николая Федоровича Ремейса. «Гений человечества должен служить только людям, их процветанию. Зелёный свет всему, что сберегает ресурсы жизни. «Стоп» любому, кто транжирит их. Лишь тот не против нас, кто с нами!».

1.6 Потребности и интересы

Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека:

  • Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
  • Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
  • Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Существуют и другие классификации потребностей, например, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:

Первичные (врожденные)

  • Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д.
  • Экзистенциальные: в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.

Вторичные (приобретенные)

  • Социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности
  • Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте
  • Духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации

Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

 

Интересы и склонности

Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

по их носителю:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • всего общества.

по направленности:

  • экономические;
  • социальные;
  • политические;
  • духовные.

От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д. 1

1.6 Потребности и интересы

Видеоурок: 

Лекция:  


Что такое потребности и интересы?

В структуре деятельности особое место занимают потребности и интересы. Для начала сформулируем определения терминов урока:

Интерес – это повышенное внимание к чему – либо, непосредственно побуждающее человека реализовать потребность.

Потребность – это состояние неудовлетворенности (нужды), обусловленное дефицитом чего-либо и вызывающее дискомфорт.  

 

Итак, из определений следует, что интересы человека зависимы от его потребностей. Если нет потребности, то нет и интереса. Вообразите себе ситуацию: живет человек, ничего не делает и не собирается делать, потому что всё у него есть и большего ему не нужно! Это похоже на фантастику, не правда ли? В реальности такое невозможно. Человек должен пить, есть, одеваться, строить жильё, общаться с людьми. Не может он и без современных достижений техники: мобильного телефона, компьютера, стиральной машины и т.д. Да, раньше человек спокойно обходился без этих предметов. Но мир меняется, а вместе с ним меняются и человеческие потребности. Потребности возникают вновь и вновь, заставляя человека искать возможности их удовлетворения. Они тесно связаны с эмоциями. В момент возникновения потребности ощущаются отрицательные эмоции, а после её удовлетворения – положительные. Осознавая потребность человек ставит перед собой цель, выбирает способы и средства её достижения. Потребности у людей разные, зависят они от условий жизни человека и уровня его способностей.


 Виды потребностей по уровню сложности

Существует несколько классификаций потребностей. По уровню сложности потребности делятся на:

1. Биологические – это потребности обеспечивающие физическое существование человека и отражающие биологическую сущность человека. Например, потребности в воздухе, пище, воде, одежде, жилье, сне и т.д. Они удовлетворяются в первую очередь, потому что, например, голодный человек не может думать о труде или общении.

2. Социальные – это потребности, отражающие социальную сущность человека. Они связаны с тем, что человек живёт в обществе и ему нужно участвовать в общественной жизнедеятельности, трудиться, общаться, получить признание и уважение.  

3. Духовные – это высокие потребности, они свойственны не каждому. К ним относятся потребности в познании окружающего мира и самопознании, в творческой деятельности и самореализации.

Пирамида потребностей А.Маслоу.

Самой распространенной классификацией потребностей является пирамида американскго психолога XX века Абрахама Маслоу.


В самом основании Пирамиды потребностей А. Маслоу лежат физиологические потребности. Их удовлетворение необходимо для физического существования человека. Как вы поняли, это потребности в кислороде, воде, пище, отдыхе, сне, жилище. Уровнем выше располагаются экзистенциальные потребности, они ещё называются потребностями в безопасности. Чтобы жить спокойно человеку нужно быть уверенным в том, что: если он заболеет, то врачи вылечат; полиция спасёт от преступников; на него не налетит метеорит; завтра не случится война и т.д. Общими словами в эту группу относятся потребности в стабильности, защищенности, безопасности. На следующем уровне находятся социальные потребности. Что нужно сытому, одетому, уверенному в завтрашнем дне человеку? Верно, ему нужно иметь семью, друзей, окончить школу, поступить в ВУЗ мечты, найти работу по душе. Над социальными потребностями стоят престижные. Это стремление к власти, карьерному росту и богатству. На самом высоком уровне духовные потребности: в познании, достижении гармонии и красоты, творчестве и самореализации. Их удовлетворение способствует развитию личности, духовному росту и совершенству.  



Психологи классифицируют потребности человека на подлинные и мнимые. К подлинным относятся разумные потребности, приносящие человеку и обществу пользу (к примеру, потребности в еде, труде, познании). А мнимыми являются потребности неразумные, ведущие к деградации человека (к примеру, потребности в курении, алкоголе).

Задание: Ребята! Следующий вопрос я люблю задавать своим ученикам. Задам его и вам. Почему Маслоу разместил потребности не в квадрате, не в круге или любой другой геометрической фигуре, а именно в пирамиде? Поделитесь своими мыслями в комментариях. 

P.S. Подсказка в тексте, кто внимательно читал лекцию, быстро найдёт ответ на вопрос!


Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Потребности и интересы в деятельности человека»

Интеллект-карта по обществознанию №6

Потребности и интересы человека — Мегаобучалка

Потребности и интересы

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность — это нужда человека в том, что состав­ляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

Биологические (органические, материальные) — по­требности в пище, одежде, жилище и др.

Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаи­мосвязаны. Биологические в своей основе потребности у челове­ка в отличие от животных становятся социальными. У большин­ства людей социальные потребности господствуют над идеаль­ными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, на­пример, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:

Базовые потребности

Первичные (врожденные)

Вторичные (приобретенные)

• Физиологические: в вос­производстве рода, пище, дыхании, одежде, жили­ще, отдыхе и т. д.

• Социальные: в социальных свя­зях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и вни­мании к себе, участии в сов­местной деятельности

• Экзистенциальные (лат. exsistentia — существова­ние): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, стра­ховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.

• Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте • Духовные: в самоактуализа­ции, самовыражении, саморе­ализации

Потребности каждого следующего уровня становятся на­сущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.



Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес (лат. interest — иметь значение) — целенаправ­ленное отношение человека к какому-либо объекту его по­требности.

Интересы людей направлены не столько на предметы по­требностей, сколько на те общественные условия, которые де­лают более или менее доступными эти предметы, дрежде все­го, материальные и духовные блага, обеспечивающие удов­летворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социаль­ных групп и индивидов в обществе. Они в большей или мень­шей степени осознаются людьми и являются важнейшими по­будительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

по их носителю: индивидуальные; групповые; всего об­щества.

по направленности: экономические; социальные; поли­тические; духовные.

От интереса следует отличать склонность. Понятие «ин­терес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на опреде­ленную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зави­сит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личнос­ти, которая во многом определяет его жизненный путь, харак­тер деятельности и т. д.

Смысл жизни человека.

Смысл жизни

Смысл жи́зни— философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

«В чём состоят жизненные ценности?»,

«Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще),

«Зачем (для чего) мне жить?».

Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Вопросы о смысле жизни люди задавали и задают до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Полученные проверяемые ответы на эти вопросы формировали науку. В данный момент наука в состоянии ответить с определённой долей вероятности на конкретные вопросы типа «Как именно …?», «При каких условиях …?», «Что будет, если …?». Ненаучно поставленные вопросы, например, «В чём (что является) цель (смысл) жизни?», «Зачем мне жить?», остаются в рамках только философии и теологии. Биологические основы возникновения подобных вопросов исследуются в психологии. Отдельно можно заметить, что в рамках психологии вопрос «Какова цель жизни человека вообще?» может быть изучен (и изучается), так как психология оперирует понятиями «цель», «человек» и «жизнь».

2.ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ

Современные психологи сделали интересное открытие: когда человек не знает, зачем он живет и от этого мучается, то это мо­жет стать причиной серьезных недугов. Вывод, который они дела­ют из этого факта, состоит не в том, что не стоит мучиться над этим вопросом, но в том, что смысл обязательно должен быть найден.

Огромный процент самоубийств, почти 100 процентов случа­ев наркомании, значительная доля преступлений объясняются тем, что человеку не удалось найти смысл своей жизни.

Но где и как искать этот смысл? И можно ли его вообще найти?

«Жажда — это лучшее доказательство существования воды», — сказал австрийский писатель Ф. Верфель (1890—1945). Приводя эту замечательную мысль, известный современный пси­холог и психиатр В. Франкл, создатель метода лечения неврозов нахождением смысла жизни, выдвигает два тезиса: во-первых, смысл невозможно навязать тому, кто его еще не нашел — чело­век должен обрести его для себя сам; во-вторых, смысл не только может быть найден, но и должен быть найден. Как раз для этого у человека имеется особый орган его души — совесть. Призовем в свои помощники совесть и рассмотрим, к каким целям люди обыч­но стремятся, думая, что в этом-то и состоит смысл жизни.

2.1. ЦЕЛИ, К КОТОРЫМ СТРЕМЯТСЯ ЛЮДИ

Все жизненные цели общественное мнение обычно делит на «низкие» и «высокие». К низким оно относит жизнь ради матери­ального благосостояния, удовольствий, славы и желание власти над себе подобными. Любой достигший этих целей, положа руку на сердце, вряд ли скажет, что окончательно нашел в этом счастье.

Высокими целями принято считать творчество, воспитание де­тей и любовь, из которых складывается, по мнению людей, настоя­щее счастье.

Некоторые люди убеждены, что человек прожил достойную жизнь, если он оставил после себя неизгладимый след и добрую память. Всем известна поговорка: жизнь прожита не зря, если че­ловек вырастил ребенка, построил дом и посадил дерево.

Давайте проанализируем, к чему стремятся и чего добивают­ся люди, ставя перед собой все эти цели, и что на самом доле приносит человеку их достижение.

Начнем по порядку. Богатство, благосостояние дает че­ловеку ощущение защищенности, стабильности, возможность для удовлетворения всех своих желаний. Удовольствия напол­няют жизнь остротой ощущений. Власть внушает человеку мысль о его всемогуществе. Слава же обещает подарить чело­веку бессмертие.

В творчестве человек способен раскрыть свой внутренний потенциал. Возможность продлить себя в потомстве отодвига­ет ужас личной смерти. Наконец, любовь в высшей степени от­крывает человеку наполненность и интенсивность жизни. И не протестом ли против смерти вдохновлено всеобщее и такое понят­ное желание оставить о себе на земле добрую память.

Все эти цели и мнения отражают в своей сущности человече­скую потребность только в двух вещах: полноте жизни и вечно­сти. Но посмотрим внимательно, содержит ли в себе хотя бы ка­кая-нибудь из этих целей и то и другое одновременно?

На всем протяжении своей истории человек через искусство, философию, науку и политику пытается достичь полноты жизни и бессмертия. И вы, какой бы жизненный путь ни избрали, явно или подспудно будете искать того же. Но беда в том, что сколько ни существуют искусство, философия, наука и политика никому до сих пор не удалось достичь с их помощью ни полноты жизни, ни бессмертия.

2.2.

УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ

Многие философы, такие как Платон, Аристотель, Кант, В.Со­ловьев в поисках смысла жизни пришли к тому, что необходимым условием его существования являются Бытие Бога и бессмертие человеческой души. Если есть Бог и если душа бессмертна, то смысл человеческого существования состоит в том, чтобы веч­но жить в любви с Богом, посвящать Ему свою жизнь и напол­нять свою жизнь Его жизнью.

На убежденности в том, что эти условия выполняются, осно­вываются многие религии, хотя содержат они разные пред­ставления о том, как возможно общение человека с Богом. Мы жи­вем в век диалога культур, и поэтому у того, кто хочет найти смысл жизни в общении с Богом, совершенно естественно возникает во­прос о выборе веры. Сделанный выбор может стать определяющим Для всей жизни.

Что поможет нам выбрать верный путь? Будем внимательны, постараемся понять, насколько полно и глубоко осуществляется связь с Богом в различных вероисповеданиях, рассмотрим, что дает, что открывает человеку тот или иной религиозный опыт: Бога или иллюзию?

2.3.

ХРИСТИАНСТВО О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

Христианство утверждает, что Бог действительно сотворил человека по Своему Образу и дал ему не только бытие, но и задание, цель: стать богоподобным, достойным Божественной славы и блаженства.

Но поставленный во главе творения человек впал в грех — преслушание воли Божией, которое привело его к смерти тела и опустошению души.

Только во Христе восстанавливается истинное первона­чальное назначение мира и человека, кроткая земная жизнь которого должна стать теперь временем очищения души от пороков и страстей верой во Христа по благодати через покаяние, молитву, дела милосердия, стяжания в себе духовного сокровища — Духа Святого Божия.

Единство со Христом во всей полноте может ощущать лишь тот, кто принадлежит к Телу Христову — Его Святой Церкви, исполняет Евангельские заповеди.

Бог не вторгается насильно в человеческую жизнь, необходи­мо, чтобы человек сам захотел встречи с Ним. Жить вместе с Бо­гом можно только в любви. Если же человек не хочет принимать в расчет никого, кроме себя, то он не сможет встретиться с Богом.

Бесконечная жизнь в любви с Богом как раз и соединяет в се­бе то, к чему стремятся все люди — полноту жизни и вечность. Ведь именно этим обладает Бог — полнотой Божественной жизни и вечностью. И все это Он дарит тем, кто Его любит. Он хочет по­дарить их каждому, но может это дать только тому, чье сердце для этого открыто.

Потребности разумные — Энциклопедия по экономике

Для чего разделять понятия операционных и внереализационных текущих финансовых потребностей Чтобы знать, благодаря чему достигается финансовое равновесие предприятия за счет его собственной, родной , непосредственно хозяйственной деятельности, или за счет исключительных (финансовых) операций. Если между операционными и внереализационными финансовыми потребностями разумные пропорции, это свидетельствует о хорошем управлении всеми сферами деятельности предприятия. При диспропорции — все наоборот.  [c.333]
Убедительным примером влияния через разумную веру являются отношения, которые складываются у большинства людей со своим лечащим врачом. Доктора время от времени используют такой инструмент как страх, но они не могут принудить пациента принять лечение. Мы следуем указаниям нашего врача потому, что верим, что врачи обладают знаниями и способностью излечивать и предотвращать болезни. Поскольку у нас самих нет медицинских знаний, мы не знаем наверняка, способен ли наш врач удовлетворить эту нашу потребность. Следовательно, мы принимаем его или ее влияние, так как верим в компетенцию медика.  [c.476]

Разумная вера объясняет, почему специалисты могут оказывать действенное влияние в организации, даже если они не обладают формальными линейными полномочиями. Если когда-то специалист оказался прав, линейный руководитель потом, как правило, будет прислушиваться к его мнению, не возражая ему. Он также будет употреблять власть, которую дают ему линейные полномочия, чтобы передать решения специалистов остальным членам организации. Поступая таким образом, линейный руководитель хочет удовлетворить его или ее собственные потребности. Принимая на веру (разумную) мнение специалистов, линейный руководитель таким образом высвобождает время, которое в противном случае ему потребовалось бы для тщательной проверки каждой рекомендации специалистов. Линейный руководитель может использовать это время для другой деятельности и, возможно, также получить удовлетворение более высоких потребностей благодаря вознаграждению за выполнение более сложных задач. Полный отказ принять совет экспертов на веру может означать, что линейный руководитель больше заботится о защищенности, чем об удовлетворении более высоких потребностей.  [c.477]

Используя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что исполнитель обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать. Другими словами, руководитель признает зависимость от исполнителя. Например, если руководитель службы маркетинга хочет реорганизовать отдел сбыта, было бы разумно, если бы он или она признали, что сотрудники отдела сбыта способны так противостоять изменениям, что это существенно повлияет на выпуск продукции. Таким образом, даже при условии, что руководитель может обладать полномочиями для внедрения новой организационной структуры без совещания с подчиненными, все же правильней и практичней было бы устроить собрание, выслушать все мнения и объяснить, почему перемены желательны. Активно добиваясь согласия, руководитель оказывает очень сильное воздействие на потребность исполнителя в уважении. Если исполнитель в свою очередь испытывает потребность в знаниях и авторитете, сила влияния путем убеждения возрастает. Это происходит потому, что руководитель признал компетентность исполнителя, а исполнитель ощущает, что к нему или к ней переходит доля власти руководителя. Убеждение влияет тем, что доводит до сознания потенциального исполнителя, что, сделав так, как хочет руководитель, он удовлетворит его или ее собственную потребность, какой бы она ни была.  [c.478]

Потребители, собравшиеся в феврале 1974 г. почти впервые на высшем международном уровне на вашингтонской конференции по вопросам энергетики, были, казалось, весьма не уверены в том, как им реагировать на создавшееся положение. Если некоторые из них, во главе с Соединенными Штатами, настаивали на необходимости широкого союза между потребителями, чтобы добиться снижения цен и гарантировать координированную сдержанность в вопросе об условиях поставок, другие считали, что единственно разумным курсом будут прямые двусторонние сделки со странами-производителями. Были и такие, кто предполагал, что конкретная инициатива должна исходить скорее от Европы, чем от Соединенных Штатов. Если некоторые из них принимали меры в целях сокращения спроса, другие считали, что эффективно противодействовать росту потребности в нефти будут уже сами по себе цены. Если кое-кто полагал, что производители и потребители преследуют противоречивые цели, которые никогда не удастся примирить между собой полностью, другие утверждали, что сотрудничество между обеими сторонами могло бы все же обеспечить надежную основу для поставок нефти и финансовой стабильности на будущее.  [c.283]

БЮДЖЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ — среднестатистический баланс доходов и расходов семьи за определенный срок (месяц, год), характеризующий сложившийся уровень жизни населения, его различных групп. Выделяют нормативный и фактический бюджеты. Нормативный бюджет, в свою очередь, разделяется на рациональный и минимальный бюджеты. Рациональный Б.п. — это теоретически выстроенный, идеальный бюджет, в котором расходная. часть формируется исходя из полного удовлетворения разумных потребностей человека, рациональных норм потребления материальных и духовных благ, разнообразных услуг в их целесообразном наборе. Рациональный Б.п. имеет ограниченное практическое значение и выступает больше как научный инструмент соц.-экон. анализа, как ориентир и цель, к которой следует стремиться в соц. развитии. Минимальный Б.п. — это сумма в денежном выражении, требуемая для покрытия расходов на получение минимально необходимых человеку (семье) потребительских товаров и услуг, т.е. в объемах, обеспечивающих только элементарные условия жизни, поддерживающих здоровье и работоспособность людей. Сюда обычно включают достаточное количество продуктов питания, одежду, обувь, предметы культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, а также оплату жилья, транспорта и др. жизненно необходимых услуг. Такой бюджет ограничивает покупку товаров длительного пользования (мебели, сложной электробытовой техники и т.п.), не предусматривает расходы на приобретение автомобиля, квартиры и дачи, поездку всей семьей на курорт. В России до 1992 г. минимальный Б.п. использовался в качестве основы определения размеров оплаты труда, пенсий, стипендий и некоторых др. соц. выплат. Затем был выбран новый ориентир — прожиточный минимум, который обеспечивает более низкий жизненный стандарт. Считается, что соответствие рациональному Б.п. свидетель-  [c.24]

РАЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ — нормы, построенные, исходя из необходимости полного удовлетворения разумных потребностей человека без привязки к строго определенным срокам. Ин-  [c.303]

Кроме того, в любое время по истечении трех лет с даты выдачи патента Центральное правительство может обратиться с ходатайством к Контролеру о вынесении распоряжения об учинении надписи лицензия по праву , если не удовлетворены разумные потребности общества в запатентованном изобретении или оно недоступно обществу по разумной цене.  [c.91]

Из анализа факторов, определяющих инвестиционный климат в России, следует, что несмотря на потребность в быстром и радикальном его изменении, многие важные условия могут быть созданы постепенно — в течение продолжительного времени. Разумная политика состоит в том, чтобы обеспечить пусть поэтапное, но постоянное улучшение ситуации. У инвесторов должна сложиться уверенность в том, что сегодня — лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня.  [c.169]

При инфляции цены на сырье, материалы, топливо растут и соответственно растет номинальная величина финансовых потребностей организации на эти цели. Но при отсрочке платежей инфляция фактически уменьшает реальную цену приобретения производственных запасов, понуждая организацию повышать средний срок кредиторской задолженности (в разумных пределах) так, что он начинает превышать средний срок дебиторской задолженности.  [c.208]

Иными словами, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика не более 30 % его доходов. Конечно, из этого правила есть исключения, которые только лишь подтверждают правильность установленного правила. Налоговая система отдельных стран, в частности Швеции, построена таким образом, что налогоплательщик отдает в государственную казну 50 % и более своего дохода, и это не подавляет его стимулы к развитию производства. Парадокса в этом нет, поскольку в этих странах государство за счет налогов решает многие задачи экономического и социального ха-  [c.64]

В соответствии с приведенным выше обсуждением теории дивидендного выхода фирма хочет определить, останутся ли в запасе средства после удовлетворения всех потребностей компании в них, включая прибыльные инвестиционные проекты. В этом отношении фирма должна спрогнозировать свое развитие на разумное число лет для того, чтобы сгладить случайные отклонения. Способность фирмы поддерживать стабильный уровень дивидендов должна быть проанализирована в связи с вероятностным распределением будущих потоков денежных средств. На базе результатов этого анализа компания может определить вероятные будущие остатки средств.  [c.514]

Налогообложение как сфера перераспределительных финансово-бюджетных отношений несет в себе регулирующее действие с конечным эффектом экономического стимула. Разумеется, определенное стимулирующее начало заложено и в фискальной функции, ибо сформированные преимущественно налоговым методом бюджетные ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечения потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных сфер. Разумное и целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс. Но такое стимулирование производства осуществляется опосредованно, оно не прямого действия, а подчас проявляется через многие годы. В производстве создаются финансовые ресурсы для развития всех сфер непроизводственной и общественной деятельности, поэтому производство — первостепенный объект налогового стимулирования. Однако это не значит, что налог должен быть наделен в качестве самостоятельной стимулирующей функцией.  [c.92]

Можно с уверенностью утверждать, что потребность в управлении возникла одновременно с выделением человека разумного из животного мира. Археологические исследования свидетельствуют, что еще доисторические люди жили организованными группами. История сохранила для потомков величественные монументы талантливым менеджерам прошлого колоссы египетских пирамид, римский Колизей, поражающие своим великолепием католические храмы или здание Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Эти и многие другие творения гениальных зодчих прошлого так и оставались бы в их воображении, если бы не было менеджеров-самоучек, организаторов строительства.  [c.3]

Потребности в людских ресурсах зависят от объема деятельности структурного подразделения. Необходимо поддерживать разумное соотношение между объемом основной рабочей силы и вспомогательного персонала, обеспечивающее максимальную прибыльность. Слишком высокое соотношение может свидетельствовать о перегруженности отделения административным и офисным персоналом.  [c.410]

Бюджет для планирования и контроля денежных средств, показывающий денежные притоки и оттоки в рассматриваемом временном периоде. Отчет о движении денежных средств помогает менеджерам поддерживать баланс денежных средств в разумном соотношении с потребностями и предотвращать избыточное количество и дефицит денежных средств.  [c.456]

Здоровье — это способность удовлетворять в разумных пределах потребности.  [c.472]

Сумма более 8 баллов — вы разумны и умеренны в потребностях.  [c.490]

Основой основ любого сегментирования является понимание покупателей. Контингент большинства организаций отражает те потребности и желания, которые эти организации могут удовлетворить и удовлетворяют. Наличие четкого представления о покупателях со временем помогает компаниям определять, где могут находиться новые возможности. Знание запросов существующих покупательских групп/сегментов является жизненно важным, если компания хочет удовлетворить свою основную клиентуру. Однако необходимо принимать во внимание и вклад, который дают другие группы и даже индивидуальные покупатели. Это позволяет найти разумный способ распределения ресурсов.  [c.42]

Однако наиболее острая инфраструктурная проблема на нынешнем этапе — это размещение независимых МП, которые заинтересованы в приобретении собственных площадей или получении их в долгосрочную аренду за более или менее разумную плату. Все эти потребности могут быть удовлетворены за счет огромных ресурсов, вложенных в оборонную промышленность в советское время и мало используемых ею сегодня.  [c.372]

Существующая практика предлагает еще одну форму сбытовой политики — личную прямую продажу. Эта форма предполагает продажу через обученных торговых работников, которые помогают покупателям принимать разумные решения, удовлетворяющие их потребности, и которые стремятся момент однократной продажи превратить в систему личных контактов с многократными продажами в обозримом будущем.  [c.373]

Одной из важнейших проблем сегодняшнего дня в области социально-культурных расходов является нахождение разумного баланса между социальными запросами граждан, отраженными в принятых социальных программах, и источниками их финансирования. Используемый нашей практикой в течение многих лет остаточный принт тип финансирования социальных потребностей привел к тому, что некоторые из вновь принятых Российским парламентом социальных программ оказались без источников финансирования. Например, такая ситуация сложилась в России в октябре 1991 г., когда парламент принял «Закон об индексации денежных доходов и сбережений граждан», а средств на его реализацию не было. Такое положение чревато либо невыполнением закона, либо ростом бюджетного дефицита со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.  [c.159]

Таким образом, в широкой социальной трактовке научная организация труда — это такая его организация, которая ставит перед собой задачу неуклонного роста производительных сия общества и производительности его труда, не только без ущерба здоровью и жизни трудящихся, но даже с облегчением и сокращением в общей сумме затрат доли самого простого и утомительного физического труда и расширением наиболее сложных и совершенных форм труда умственного. С ростом автоматики и телемеханики границы необходимого времени в сфере общественного труда несомненно сильно сокращаются. И это открывает перед нами все новые просторы для расширения границ свободного времени — в целях всестороннего развития наших способностей и разумного их использования в самом плодотворном и привлекательном на всех поприщах творческом труде. Мы уже не сомневаемся, что именно такой, все более увлекательный труд со временем превратится из средства к существованию в первую потребность нашей жизни. В соединении с радостями культурного отдыха такой полноценный труд несомненно завершит всю многогранную полноту нашего бытия. Уже поэтому можно сказать, что научная организация труда — это одна из важнейших задач и предпосылок расцвета всей Коммунистической науки.  [c.12]

Разумное использование эем№ для несельскохозяйственных потребностей общества подразумевает не только экономное ее расходование для этих целей, но и такую организацию ее использования, при которой наносится минимальный ущерб окружающей земельной территории. [c.122]

Признание возражений против краткосрочного выравнивания доходов не ослабляет аргументы в пользу их долгосрочного выравнивания — оно даже усиливает их. Сдерживая темпы радикального уравнивания и давая людям возможность постепенно привыкнуть к новым условиям жизни, мы тем самым признаем, что различия в субъективных потребностях являются вопросом привычки, историческим феноменом. Конечно, нам кажется, что уравнивание доходов ныне живущих людей было бы преждевременным мы знаем этих людей и знаем, насколько различны их потребности. Но мы считаем возможным поступить так с людьми, которые, как нам кажется, меньше отличаются друг от друга, по той простой причине, что они как личности еще не существуют. Поэтому мы можем считать разумным в будущем то, что в реальности кажется совершенно абсурдным.  [c.25]

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30—50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.  [c.185]

Макроэкономика изучает народнохозяйственные причины, обуславливающие эффективность использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения разнообразных потребностей участников социально ориентированного рынка. Она использует нормативный и позитивный методы анализа в их разумном сочетании, выявляя конструктивные (желаемые гражданами государства) цели и практические результаты макроэкономического развития в процессе непрерывно возобновляемого расширенного кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.  [c.310]

Социально ориентированная экономика сформировалась в странах Северной Америки и Западной Европы. Что касается России, то ее экономика при господстве административно-командной системы в сравнительно спокойный период 1953—1985 гг. могла обеспечить минимально нормальный уровень жизни, но в целом она не обеспечивала возможности раскрытия творческого потенциала личности, а многие разумные потребности не могли  [c.617]

Определенную роль в становлении рыночной инфраструктуры играют банки. Опыт формирования банковской структуры в постсоциалистических странах выявил ряд особенностей число коммерческих банков намного превышает разумную потребность в них способность банков множить (мультиплицировать) деньги, не  [c.329]

Основным показателем общественного развития является уровень жизни населения, который характеризует эффективность проводимой государством социальной экономической политики и, в конечном счете, уровень общественного развития. Существующие различные подходы к определению понятий уровня жизни сформулированы в двух основных подходах по уровню потребления и степени удовлетворения потребности. Многие ученые объединяют эти два подхода. Так, под уровнем жизни понимается обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Используется также ряд показателей, характеризующих жизненный уровень населения условия жизни , благосостояние , качество жизни , стоимость жизни и т.д. Как представляется, различия в этих показателях обусловлены, прежде всего, кругом показателей, их определяющих.  [c.490]

Экспертная власть. Исполнитель верит, что эксперт обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность исполнителя. В этом случае влияние считается разумным потому, что решение исполнителя подчиниться является сознательным и логичным.  [c.120]

ВЛИЯНИЕ ХОТОРНСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА НА ТЕОРИЮ УПРАВЛЕНИЯ. Еще задолго до начала теоретических изысканий Маслоу на тему о человеческих потребностях Хоторнский эксперимент представил доказательства того, ччо необходимо учитывать социальные взаимоотношения между сотрудниками. В Хо-торнском исследовании для совершенствования организационной эффективности впервые за все время были систематически применены науки о человеческом поведении. Оно продемонстрировало тот факт, что кроме экономических потребностей, о которых твердили авторы более ранних трудов, у рабочих есть и социальное потребности. Организацию стали рассматривать как нечто большее, чем логическое упорядочение работников, выполняющих взаимосвязанные задачи. Теоретики и практики управления поняли, что организация является также и социальной системой, где взаимодействуют отдельные личности, формальные и неформальные группы. Ссылаясь на Хоторнсксе исследование, теоретики управления Скотт и Митчелл писали Эти ученые привели убедительные аргументы в пользу того, что согласно классической теории, даже в прекрасно спроектированных организациях могут появляться малые группы и отдельные личности, поведение которых не вписывается в разумные с точки зрения экономиста рамки .  [c.440]

Страх, вознаграждение, традиция, харизма, разумная вера, убеждение и участие в управлении являются инструментами, которые руководитель использует для влияния на исполнителя, аппелируя к его потребностям. Но даже тот редкий руководитель, который имеет в своем арсенале все эти механизмы, должен принимать во внимание и другие факторы. Недостаточно иметь власть она должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать других к работе — предпочтительно вдохновенной — направленной на достижение целей организации. Чтобы добиться этого, необходимо выполнить несколько условий. Эти условия суммированы в табл. 16.2.  [c.482]

Чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке, Блю кросс нужно было разработать стратегический план удовлетворения потребностей клиентуры. Организация предоставляла два основных вида услуг. Первый вид — срочная обработка заявлений клиентбв. Это означало быстрое, без каких-либо проволочек возмещение оплаченных клиентом медицинских услуг по разумным ценам. Для этого нужно было организовать эффективное управление внутренней деятельностью организации. Эта внутренняя эффективность должна была обеспечиваться с учетом общих эксплуатационных расходов, своевременности выплаты компенсаций, уровня административных расходов (коммерческих, финансовых, управленческих, накладных и т.д.).  [c.675]

Рассматривая чисто практический аспект проблемы, некоторые авторы шокированы тем, что на отдельные полезные ископаемые, которые добываются из весьма различных по ценности месторождений, цены пришлось бы повышать (в 1967 г.) в 34 и более раз. Разумеется, этого бы не произошло, если бы в СССР с самого начала придерживались правильной ценовой политики. Но этого было трудно ожидать по той причине, что сразу с предельной ясностью было бы осознано в общем-то известное обстоятельство какой в действительности неимоверной ценой удовлетворяются предельные потребности в данном товаре, кажущемся дешевым из-за небольшой цены его производства в среднем. Осознания этого факта еще недостаточно для сокращения спроса на этот товар до разумных пределов, замены данного материала другим. Для этого необходимо, чтобы цена на этот товар значительно возросла. Изменение объема потребностей будет разумным, если будет прямо связано с изменением цен, определяемых на базе предельных затрат при новых объемах потребления. Тенденция изменения цен определяется именно прекращением или возобновлением добычи его на самых тяжелых месторожден ия х.  [c.39]

Задачи ускорения процессов и цикла СОНТ вызывают потребность в дальнейшей автоматизации как творческих, так и производственных процессов. Необходимой базой автоматизации является математическое моделирование, позволяющее в разумных пределах формализовать выполнение операций с целью нахождения наиболее рациональных решений в различных производственных ситуациях.  [c.33]

Но существуют аргументы и против WA . Если проект предполагается финансировать за счет какого-либо конкретного источника (особенно вновь привлекаемого, как, например, в случае дополнительной эмиссии акций), разумно было бы требовать, чтобы проект обеспечил прежде всего доходность, требуемую теми инвесторами, которые его финансируют. Применение подобного крайнего подхода к стоимости капитала также чревато трудностями. Так, если стоимости отдельных источников финансирования колеблются с течением времени, проект, казавшийся неприемлемым в одном году, может стать приемлемым в следующем, просто вследствие снижения стоимости отдельного источника финансирования. Здесь опасность заключается в том, что за колебаниями стоимости финансирования может оказаться отодвинутым на второй план реальная потребность организации в инвестиционном проекте (его стратегическая целесообразность). Кроме того, WA не позволяет прямо учитывать риск, присущий конкретному проекту, на фоне общего уровня риска текущих операций фирмы. Этот недостаток, как уже предлагалось ранее, можно преодолеть, используя в качестве основы расчета стоимость обыкновенных акций по САРМ с 8-коэффициентом, характеризующим конкретный проект (а не фирму в целом).  [c.519]

Бюджет денежных средств ( ash budget) используется для планирования и управления денежным потоком. Он рассматривает ожидаемые поступления и платежи денежных средств за установленный временной период. Бюджет денежного потока помогает менеджеру поддерживать баланс денежных средств на разумном уровне, удовлетворяющем потребностям бизнеса, предотвращать как накопление неработающих денег, так и дефицит денежных средств.  [c.6]

Т М юбая компания, стремящаяся к завоеванию рынка, должна осознавать, I i что она не в силах обслужить всех без исключения клиентов. Потре-%/ J. бителей слишком много, а их желания и потребности подчас диаметрально противоположны. Не стоит даже пытаться завоевать сразу весь рынок, разумнее выделить только ту его часть, которую именно эта компания именно в это время и в этом месте способна эффективно обслужить.  [c.314]

Есть еще одна линия аргументации в «Мираже социальной справедливости», которая усиливает доводы де Жувенеля против перераспределения. Это утверждение о том, что даже если правительство сможет получить информацию, необходимую для осуществления определенного распределения, в обществе нет согласия относительно того, каким принципам должно отдаваться предпочтение в случае их конфликта. Если, например, принцип удовлетворения основных жизненных потребностей приходит в противоречие с вознаграждением по заслугам, чему следует отдать приоритет Поскольку в нашем обществе нет всеохватывающего морального кодекса, на основе которого можно было бы сравнивать такого рода ценности, они для нас несоизмеримы, для них не существует общепринятой процедуры разумного арбитража. По этой причине любое распределение ресурсов в соответствии с иерархией этих ценностей будет казаться и действительно являться беспринципным, непредсказуемым и произвольным. Из-за неизбежных конфликтов между этими ценностями перераспределение не может не порождать бюрократию с большой дискреционной властью. Но большой объем дискреционной власти, которым обладает аппарат перераспределения, плохо согласуется с властью закона, являющейся одной  [c.7]

IPO-мания, также именуемая манией «новых эмиссий», вновь охватила мир. Совсем недавно даже Марта Стюарт вывела свою компанию на рынок и стала миллиардером. Она стала миллиардером, потому что учит цивилизованным и разумным общественным манерам массы — людей, которые ощущают потребность стать более цивилизованными и воспитанными. Я считаю ее деятельность очень важной, но стоимость в миллиард долларов заставляет меня задуматься. Правда, если следовать определению приложения к журналу «Forbes» (богатство определяется тем, сколько глаз на тебя смотрит), тогда все правильно Марта Стюарт по праву является миллиардером. Она-то уж точно приковывает к себе много взоров.  [c.462]

Бережливость — излюбленное правило всех полуживых людей. Без сомнения, бережливость лучше расточительности, но также неоспоримо, что она хуже полезной затраты. Люди, которые от своих сбережений ничего не требуют, проповедуют их, как добродетель. Но есть ли более жалкое зрелище, чем несчастный озабоченный человек, который в лучшие и прекраснейшие дни своей жизни цепляется за пару кусков твердого металла Да стоит ли даже похвалы сокращение до минимума жизненных потребностей Мы все знаем этих, так называемых «бережливых людей», которые как будто скупятся даже на то малое количество воздуха, которое они потребляют, и частичку уважения, в котором они заботливо себя ограничивают. Они скорчились как духовно, так и телесно. Бережливость в этом смысле -расточение жизненных соков и чувств. Ибо существуют два вида расточительности расточительность легкомысленных, которые, прожигая жизнь, швыряют свою жизненную силу за окно, и расточительность обладателей рыбьей крови, которые гноят ее из-за полного неупотребления. Строгий скопидом подвергается опасности быть приравненным к обладателю рыбьей крови. Расточительность является обычно реакцией против гнета разумной траты в то время, как бережливость нередко бывает реакцией против расточительности.  [c.93]

Все экономические науки прежде всего в тех или иных специфических формах, способах анализа, показателях, и моделях изучают экономические потребности людей. Не является исключением и макроэкономика. Она изучает совокупные (народнохозяйственные) экономические потребности, складывающиеся в той или иной стране в результате массовых взаимодействий фирм и домохозяйств, производителей и потребителей, государственного и негосударственного секторов, производственной и непроизводственной сфер, товарного, денежного и факторного внутреннего и внешнего рынков. Макроэкономические потребности выражают фундаментальные противоречия (формулируемые как проблемы народного хозяйства), анализ и поиск способов разрешения которых является основанием для обеспечения различных форм прогресса общества (экономический прогресс в данном случае рассматривается как условие технологического, социального и политического прогресса). В идеале (как желаемом состоянии) удовлетворение макроэкономических потребностей должно способствовать такому разрешению народнохозяйственных проблем, чтобы сосуществование естественной (данной самой природой) и искусственной (созданной человеком) среды жизнедеятельности людей качественно и количественно (в разумных условиях достаточности) повышало меру развития общества. С позиции оптимума хозяйственного развития это должно означать, что при соблюдении ограничения NEV= onst максимизируется следующая целевая функция  [c.5]

Представители институционализма, в частности Т. Веблен и Дж. Гэлбрейт, отмечали, что рыночной экономике свойственно явление недопроизводства общественных благ и рост личного потребления. По мнению и Веблена, и Гэлбрейта, это является следствием господства в современной экономической системе крупных производителей, которые формируют спрос посредством рекламы и других форм общественного давления. В этом заключается их экономический интерес, поскольку именно высокие темпы потребления обеспечивают высокие темпы продаж и, как следствие, высокие темпы экономического роста компаний и их прибылей. В результате происходит рост индивидуальных потребностей, а потребности общественные приходят в упадок. Тот же Гэлбрейт замечает, что рыночная экономика делает из человека разумного человека потребляющего .  [c.64]

Естественно, что Гобсон считал, что современная экономическая система не обеспечивает роста благосостояния. В первую очередь это обусловлено тем, что человеческие издержки, связанные с характером производства и потребления, растут. Рост человеческих Издержек производства, как уже отмечалось, связан с интенсификацией труда и утратой в нем творческих элементов. Но, по мнению Гобсона, растут и человеческие издержки, связанные с характером потребления. Он утверждает, и здесь его взгляды полностью совпадают со взглядами другого представителя институционального направления, американского экономиста Т. Веблена (1857—1929), что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающего их принимать неразумные решения, не увеличивающие их реального (в понимании Гобсона) благосостояния. И потому в отношении рыночного механизма возникает чувство моральной неудовлетворенности не только в связи с неравенством в исходном распределении благ, но и с тем, что не очевидна моральность складывающегося на рынке удовлетворения предпочтений, иными словами, требуется доказательство того, что выражающиеся в спросе потребности являются нравственными и разумными.  [c.86]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *