Мои права и обязанности в семье: Права и обязанности ребенка в семье – Права и обязанности ребенка | Министерство юстиции Российской Федерации

Права и обязанности ребенка в семье

Права ребенка — это представления (как правило, эти представления живут в форме верований и убеждений) об объеме того, что дети могут делать свободно, не согласовывая с родителями, и одновременно объем обязательств взрослых в отношении детей. Например, у школьника может быть право самому решать, когда он будет делать уроки, и право ожидать от родителей, что они обеспечивают ему нормальные условия жизни.

Сколько прав у ребенка? Какие это права?

Если всерьез, то у ребенка никаких прав нет. У ребенка появляются только права, которые подарили ему старшие (родители подарили сами или передали в соответствии с культурными нормами, принятыми в обществе). В плохих семьях дети сами захватывают себе права и садятся на шею родителям, а позже и всем окружающим.

Природного «права ребенка» не существует, как в принципе никаких естественно присущих «прав» нет ни у кого. Если группы людей, настаивающих на своих правах, и есть группы людей, соглашающиеся с требованиями первых. Или не соглашающиеся — и проводящие свою политику.

Когда сила у взрослых, права детей определяют они. Цивилизованное общество сочло возможным подарить детям права, которые отражены в Декларации о правах ребенка. Это не природные права детей, а решение взрослых, с помощью которого они реализуют свою политику в отношении детей.

Аналогично, все обязанности ребенка также определяются его родителями. Нормально, если ребенок оказывается в семье не только игрушкой и предметом поклонения, тем более не источником криков и беспорядка, а источником радости и пользы. Уже можешь убрать за собой игрушки — убери. Можешь помочь маме — помоги. Любящие родители назначают ребенку обязанности, которые полезны в первую очередь ему самому и заботятся о его будущем. Маме на кухне проще все сделать самой, но мудрая мама позовет дочку ей помочь, чтобы скоро вся готовка стала уже обязанностью не мамы, а дочки. У умных родителей все должны делать дети, а родители должны заботиться только о том, чтобы дети все это делать умели и любили.

Когда сила в большей степени у ребенка (а в некоторых семьях это вполне возможно), свои права и обязанности взрослых определяет он, ребенок. В проблемных семьях есть две крайности: либо взрослые нагружают ребенка обязанностями, не давая ему никаких прав, либо дают детям много прав, беря все обязанности только на себя. Это и называется — избаловать.

Фильм «Корчак»

Интересен опыт в общине Януша Корчака, где был свой Суд, перед которым были равны и взрослые, и дети. Смотри видео «Перед судом равны все»

В нормальный ситуации взрослые дают права детям в обмен на некоторые обязательства и ответственность, которую они на себя возьмут. Собственно, это есть основной педагогической прием приучения детей к ответственности: «Ты хочешь прав? Пожалуйста, бери, если взамен готов взять на себя такую-то ответственность».

  • Ребенок хочет сам класть пищу себе в тарелку? «Я сам!» — Замечательно, если ты готов делать это аккуратно (учиться делать это аккуратно).
  • «Меня нельзя наказывать!» — Конечно, наказывать нехорошо. А как нам с тобой договариваться без наказаний, чтобы ты не обижал младшую сестру?
  • Ребенок настаивает, что это его право решать — работать ему или нет. «Это моя жизнь!» — Прекрасно, если ты готов сам себя обеспечивать в свои 20 лет. Ты готов жить на собственные средства?

В мудрых семьях ребенок приучается к этому постепенно, это делается через систему статусов детей. Например, это может быть система статусов «Пупс», «Младший ученик» и «Старший ученик».

Что такое Пупс? Это милое, всеми любимое существо, у которого нет обязанностей и нет прав. Ребенок находится в статусе пупса примерно до 4-х лет, пока не может делать регулярные домашние обязанности. Пупс может участвовать в семейном совете, а именно может высказывать благодарности и говорить свои пожелания и просьбы. Это он может, но он не может голосовать. То есть он конечно может голосовать, но поскольку он только Пупс, его голос игрушечный и пока не учитывается.

Если ребенок хочет взрослеть, родители по его готовности могут дать ему звание «Младший ученик». В отличие от Пупса, он может уже всерьез голосовать в семейном совете, его голос действительно учитывается, а, кроме того, он является Наставником Пупсов, и Пупсы обязаны его слушаться. А еще можно больше вкусняшек и его чаще берут в поездки с собой, хотя бы потому, что он уже умеет вести себя в Супермаркетах, там не кричит, не плачет и не берет ничего без спросу. С другой стороны, у него появлятся обязанности, а именно: регулярные обязанности по дому, он должен хорошо слушаться всех старших в семье и обязательно участвует в домашних уроках (Пупс имеет право не участвовать).

Как ребенок начинает ходить в школу, он (как правило) получает статус «Старший ученик». У него становится существенно больше обязанностей по дому, но и больше прав — он может уже гулять один. Расширяются его права на Семейном Совете: он может уже не только голосовать, но и выносить предложения на голосования: предложения куда-то поехать, как-то провести выходные, а также предложения что либо купить. А еще Старший ездит с родителями почти во все поездки (заграница, экскурсии), его могут брать на взрослые мероприятия и праздники, а самое главное — он может даже ездить с мамой на работу и там ей помогать!

Вы понимаете, что это описание реальной семьи с реальными детьми. Описание чудесной семьи с чудесными детьми… Мечта! Впрочем, может быть, вы её реализуете?


А что делать с ребенком, которого вы уже упустили и который уже убедил себя, что в его детские права серьезная работа не входит? Вопрос слишком большой. Пока рекомендую книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку, или о дрессировке животных и людей» — и небольшую историю, рассказанную моей дистантницей Ольгой И.:

Летние каникулы — конечно, это время отдыха. Но жизнь и дела по дому никто не отменял, поэтому каждое утро мы всей семьей обычным образом составляем список дел. У моей девятилетней дочери Дианы есть свой дневничок «Дела дня», куда мы вместе с ней записываем 5-8 несложных заданий на день: помыть посуду, почитать, собрать ягоду, решить примеры или переписать текст, промыть пол, заполнить «Дневник чтения», постирать свои небольшие вещи или прополоть грядку. Вечером, вернувшись с работы, я любуюсь результатами ее работы, восхищаюсь успехами, хвалю, мы вместе радуемся как много полезного сделала дочка и какая она стала взрослая и самостоятельная. После этого она радостная бежит на улицу играть с друзьями.

Но на этой недели у нас гостил племянник, то есть весь первый день только лежал на диване и играл в планшет. Когда я хвалила Диану, я заодно спросила и его: «Ваня, а что ты сделал полезного? Для семьи, для себя? Сколько страниц ты прочитал?» Выяснялось, что совсем мало или вообще не читал. Я решила, что это неправильно, и стала действовать!

Первое, что я сделала, это попросила его маму забрать у него планшет. А после этого стала давать ему такие же задания, как и Диане. Действительно, он же у нас живет, значит порядки здесь наши. И все справедливо: сегодня пол моет Диана, а посуду моет Ваня. Диана собирает ягоду, Ваня помогает Диана выполоть траву за домом.
Теперь: иногда детям приходилось оставаться одним с больной лежачей бабушкой, и тогда я назначала кого-то из них за старшего. Первые разы это была Диана. Я знала, что Ване это очень сильно не понравится: он и по возрасту старше ее, и в принципе он любит быть главным — в смысле любит покомандовать, чтобы его слушали.
Когда он в очередной раз сделал обиженное лицо, я ему объяснила: «У нас в семье такое правило — кто больше полезных дел для семьи делает, тот имеет больше прав и остаётся за старшего». Ваня задумался…
И когда в конце недели детям снова пришлось остаться одним, Ваня поставил вопрос: «А кто сегодня будет за старшего?» Я, конечно, поинтересовалась, что вчера он сделал полезного, и Ваня с готовностью перечислил: он мыл посуду, относил траву на компостную яму, кроме того прочёл 2 главы из книги и сделал 2 страницы упражнений в комплексных заданиях на лето!». Отлично! Я сказала, что мне это кажется достойным, и спросила мнение дочки: как она считает? Дочка со мной согласилась.
Ура, ура, ура! Когда за ним приехал отец, Ваня с гордостью рассказывал, как он мыл посуду, полол огород и читал!

Вводное занятие Университета

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект «Мои права и обязанности в семье»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области

        

    Конспект ОД по гражданско-правовому воспитанию

«Мои права и обязанности в семье»

для детей старшего возраста

Подготовила воспитатель: Юмашева М.М.

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.

Программное содержание:

Дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности; совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;

развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

Предварительная работа:

Беседы о правах и обязанностях детей и взрослых; знакомство с «Конвенцией о правах ребенка», с «Декларацией прав ребенка»; заучивание стихотворений о правах; чтение сказок и их анализ;

Оборудование: мяч, генеалогические  древа, мультимедийный проектор, экран, ноутбук; карточки – символы; символы геральдики, портреты руководителей; музыкальное сопровождение;

 аудиозапись песни “Мама для мамонтенка” композитора В. Шаинского, ненецкая сказка «Кукушка», лепестки из цветной бумаги, желтый круг, приклеенный на ватмане, листы бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, звучит аудиозапись песни из мультфильма «Мама для мамонтенка».

Воспитатель: Дети вы слышали эту песню? Из какого она мультфильма? Про кого этот мультфильм? Кого ищет мамонтенок? Скажите, куда вернется мамонтенок? (Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Да ребята, мама, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека. Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Как вы думаете, что значит «семья»? (Ответы детей).

Воспитатель: Для чего люди создают семью? (Ответы детей).

Воспитатель: Дети, послушайте стишок, и закончите его —

Если дочка не упряма,

Если папа не сердит,

Если бабушка на маму,

Исподлобья не глядит,

Если добрые слова,

Слышишь с самого утра,

Значит папа, мама, я –

Это? – (дружная семья)

Воспитатель: Что такое дружная семья? (Рассуждения детей).

Воспитатель: В дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи. Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас? (Ответы детей).

Воспитатель: А у вас есть постоянные обязанности дома? (Ответы детей).

Воспитатель: Дети у вас у всех на столах лежат лепестки разного цвета, сейчас вы подойдёте по очереди к мольберту со своим лепестком, расскажите, как и чем вы дома помогаете своим родителям и приклеите свой лепесток вокруг этого желтого круга. (Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным, из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют и приклеивают лепесток.)

Воспитатель: Посмотрите, от ваших добрых дел расцвел красивый цветок цветик — разноцветик.

Физкультминутка: игра «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем» (Дети друг другу показывают и отгадывают имитирующие движения домашних дел).

Воспитатель: Дети скажите, а какая птица подкладывает свои яйца в чужие гнёзда к другим птицам? (Кукушка).

Воспитатель: Послушайте ненецкую сказку «Кукушка». (Воспитатель читает сказку).

Воспитатель: Почему мама обернулась кукушкой?

Как бы вы поступили на месте этих беззаботных детей?

Подумайте, кто будет заботиться об этих детях? (Ответы детей).

«Загадки – сказки». Отгадать сказку и назвать кем и какое право нарушено в сказке. (Слайдовая презентация).

Румяный круглый паренёк,

Сбежал из дому на денёк.

С весёлой песенкой бродил

И все напасти обходил

До той поры, пока в лесу

Не встретил хитрую лису.  (колобок)

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко.

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать. (теремок)

Волк зубастый нам не страшен,

Крепки стены в доме  нашем.

В этом доме старший брат

Приютить был младших рад. (три поросенка)

Кто мохнатый, косолапый

По лесной тропе идёт?

Что мохнатый, косолапый

В большом коробе несёт?  (Маша и медведь)

Уговаривала братца        

Старшая сестрица:

«Ты из лужицы не пей

Мутную водицу».

Не послушался мальчонка —

Превратился он в козлёнка. (сестрица Аленушка и братец Иванушка).

Два горба, как у верблюда,

Уши – словно у осла.

Вот такое, братцы, чудо

Кобылица принесла.  (конек – горбунок

Воспитатель: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи – без мамы и папы. Как вы думаете, как поступают с детьми, которые остались без родителей? Где они живут и с кем? Кто о них заботится? (Рассуждения детей).

Воспитатель: Эти дети находятся под защитой государства. Дети сироты живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными.

Воспитатель: Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.

Воспитатель предлагает детям объяснить смысл пословиц:

«Родительское сердце — в детках».

«Дети не в тягость, а в радость».

Д/и: «Закончи пословицу»

Добрая семья прибавит…… ( разума-ума).

Вся семья вместе, так и душа…….. ( на месте).

При солнышке тепло, при ……. (матушке добро).

Друга ищи, а найдёшь -.…… (береги).

Повторенье — мать …..( ученья).

Ученье – свет, а не ученье — …….(тьма).

Береги платье снову, а здоровье ……(смолоду).

В здоровом теле — здоровый ……(дух).

Родная сторона — мать, чужая — …..(мачеха).

Родина — мать, умей за нее …….(постоять).

«Семья сильна, когда над ней крыша одна». (Рассуждения детей).

Воспитатель: Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях. А сейчас ребята, предлагаю вам нарисовать символ (эмблему, герб) своей семьи. (Дети под мелодию «Мама для мамонтенка» рисуют, затем рассказывают.)

Подведение итога занятия: Каждый ребенок имеет право на жизнь. Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых. Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей.

Воспитатель: Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и что бы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.

 Конкурс  Игра: «Моя семья»

Дети  рассказывают о своей семье. ( Используя генеалогическое древо своей семьи)

Семейный час на тему «Я и мои права и обязанности»

Тема: «Я и мои права»

Цель: дать представления о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьника.

Задачи:

Обсудить понятия «права» и «обязанности», какие права и обязанности имеются у детей и в каких документах они закреплены;

Формировать социально значимые ориентации и установки, развивать чувство ответственности за свои действия;

Закрепить информацию через практические задания.

  • Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

  • Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Словарная работа: Гражданин, конституция.

 Оборудование: образец паспорта; карта России; карточки со словами: конституция, гражданин; шляпа.

Ход занятия:

Организационный момент «Солнышко».

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А, что нас еще согревает и улучшает наше настроение? Правильно, солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям.

Дети становятся в круг, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом.

Дети:

Солнышко, солнышко!

Мы твои лучи!

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

Воспитатель: Я предлагаю вам ряд правил, которые следует соблюдать в течение всего занятия:

  • уважение к тому, кто говорит;

  • не смеяться над высказываниями других;

  • правило поднятой руки.

 Как вы их понимаете?

Воспитатель: Давайте, ребята, вспомним о нашей Родине – России,  о ее символах.

1.Что  такое Родина? (ответы детей).

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.

На свете много разных стран,

 но есть одна страна:

от белых льдов до теплых рек раскинулась она.

2.Назовите растение – символ России? (береза)

3.Покажите нашу страну на карте. (Как правильно показывать территорию страны?)

4.Назовите столицу России? (г. Москва)

5.Как называется город или село, в котором мы живем? (Покажите его на карте).

6.Назовите государственный язык нашей страны? (русский)

7.Кто президент нашей страны? (карточка)

8.Назовите основные символы нашего государства? (герб, флаг, гимн) (Карточки)

ГЕРБ : У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый орел (золотой) на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия, а 2 головы, чтобы смотреть в разные стороны и охранять Родину от врагов. Это очень древний герб. Впервые его ввел царь Иван III. Внутри российского герба – герб Москвы. На нем на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб – это эмблема государства. Он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках.

ФЛАГ: Государственный флаг — это трехцветное полотнище с белой, синей и красной полосами.

белый – мир, чистота, совершенство; синий – вера, верность, постоянство; красный – сила, кровь, пролитая за Родину.

Гимн торжественная песнь, которая прославляет историю государства, его народ.

 Мы сказали, что наша страна Россия, мы в ней живем, а значит, являемся ее гражданами.(Показ карточки «гражданин»).

Где бы ни был русский человек на своей земле или за её пределами, он гордится принадлежностью к великой России.

Быть гражданином России – это большое счастье.

-Ребята, как вы понимаете слово «гражданин»?  (ответы детей)

Гражданин — это человек, который постоянно проживает на территории страны, подчиняется ее законам, имеет права и обязанности, имеет документ, удостоверяющий его личность.

 

Мы постоянно живем в России?  (Да)

Это первая характеристика гражданина – постоянное местожительства в России.

— Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.

— Подумайте и скажите, что означает слово «право»? (дети высказываются).

Права человека — это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.

Взрослые  и дети имеют свои права и обязанности, которые определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений.

Сегодня на нашем занятии вы узнаете о некоторых ваших правах и обязанностей.

20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка. (слайд).

— Скажите, кто  проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).

Конечно же  взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это  родители, воспитатели, директор, завуч, социальный педагог и многие др.

— Но о вас  также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка». (слайд).

ООН — Международная организация, объединяющая  государства с целью поддержания и укрепления международного мира  и безопасности.

 Конвенция — это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии».

Права детей, определённые Конвенцией о правах ребенка.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на индивидуальность.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на специальную охрану и защиту.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

В Конвенции 54 статьи. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

Статья 6 «Каждый ребенок имеет право на жизнь».

Все права человека, и ребёнка в том числе, начинаются с права на жизнь. Действительно жизнь – это главное из того, что мы имеем.

Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье — жить и радоваться жизни! А благодаря кому вы появились на свет?

У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся государство, родители, воспитатели, врачи, учителя и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.

Посмотрите ребята на этот рисунок. Как вы думаете, о чем он говорит?  (слайд)

— Ответы детей.

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама

Пусть всегда буду я!

Так написал когда-то маленький мальчик на своем рисунке. Этот символ говорит о том, что каждый ребенок имеет право жить, имеет право на счастливое детство.

Статья 7 «С момента рождения ребенок имеет право на имя».

— У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество.

— Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?

— Эти сведения записывают в специальный документ — свидетельство о рождении (слайд). Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!

— А когда исполняется 14 лет, выдается другой документ.

— Как он называется? (паспорт) (слайд.)

Что означает, иметь право на имя?

Как следует обращаться друг к другу?

Как следует обращаться к взрослому?

– А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные имена.

Игра « Шляпа знакомств».

– Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

– Молодцы!

А какой документ подтверждает это?

– Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.

Статья 18  «Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье»

Это одно из самых важных прав ребенка, так как семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие.

 У ребенка есть право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание.

Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, на получение любви и ласки, заботы и уважения.

Статья 28 «Ребенок имеет право на бесплатное образование»

Ребенок должен иметь возможность учиться, чтобы развивать свои таланты, умственные и физические способности. Основное общее образование обязательно. В нашей стране существует сеть дошкольных образовательных учреждений (детских садов), где мальчики и девочки дошкольного возраста играют, рисуют, танцуют и поют, занимаются спортом. Педагоги помогают детям стать внимательными, сообразительными, самостоятельными, активными, подготовиться к обучению в школе. С шести-семи лет каждый мальчик или девочка в России начинает обучение в школе. В школе дети изучают литературу и биологию, физику и математику, знакомятся с миром растений и животных, с историей человеческого общества. В школе таланты и способности ребенка получают дальнейшее развитие. После окончания школы каждый ребенок в нашей стране может продолжить свое образование в колледже, лицее, институте или университете. Для того чтобы стать врачом или космонавтом, учителем или инженером, художником или агрономом, нужно много учиться. В нашей стране у детей самые широкие возможности для получения образования.

Игра «Продолжи пословицу».

Я начинаю, а вы продолжаете.

Век живи … век учись.

Учиться всегда … пригодиться.

Ученье – свет, … а не ученье – тьма.

Тяжело в ученье – … легко в бою.

В пословицах и поговорках скрывается народная истина. С какой мудростью поделились с нами далёкие предки? Каков общий смысл этих высказываний? (В жизни, в первую очередь, важно быть грамотным человеком, тогда не пропадёшь.)

— Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.

Статья 31 «Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг».

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Для отдыха и оздоровления детей в России созданы детские лагеря, загородные детские сады, санатории. В городах работают детские театры, цирки, детские библиотеки, аттракционы в парках и развлекательных комплексах. В нашей стране для детей открыты многочисленные кружки, студии, Дома творчества юных, где можно заниматься пением и танцами, рисованием и изготовлением поделок из природного материала, делать модели самолетов и машин. Каждый ребенок может выбирать развлечения и занятия по своим способностям и интересам.

— А в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям содержать семью.

— К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других.

А сейчас, чтобы не нарушать вашего права на отдых, проведём минутку релаксации.

Физкультминутка

Статья 24-27 «Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь»

Дети имеют законное право быть здоровыми, а в случае заболеваний или травм на получение квалифицированной медицинской помощи.

Здоровье -главная ценность человека. У каждого ребенка есть право на охрану здоровья и медицинское обслуживание, Еще до рождения ребенка взрослые начинают заботиться о его здоровье, готовиться к его рождению. С первых дней жизни ребенка о его здоровье заботятся родители, бабушки и дедушки, врачи в детском саду и детской поликлинике, педагоги в детском саду. Взрослые заботятся о том, чтобы ребенок соблюдал режим дня, правильно питался,ел полезные продукты, получал витамины, много гулял, закалялся, занимался физкультурой и спортом, играл в подвижные и спортивные игры. Для того чтобы уберечь ребенка от инфекционных заболеваний, ему делают прививки. Для обследования и лечения детей существуют детские поликлиники, медицинские центры и детские больницы.

–  Если вы вдруг заболели, кто вам поможет?

А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь?

Игра «Права сказочных героев»

Воспитатель:

В сказках, которые мы любим читать с детства, описываются многие ситуации, в которых нарушаются права героев.

— Какие права имели сказочные герои?

— Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.

(1 слайд) — Как называется сказка? (русская народная сказка «Колобок»).

— Лиса говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

— Какое право нарушила Лиса? (статью 6)

— Что должен ответить Колобок, защищая свое право? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).

(2 слайд)- Как называется эта сказка?  (рус. нар. сказка «Маша и Медведь», в книгах встречается в обработке А.Н. Толстого).

— Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37)

— Медведь говорил: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

— Как должна ответить Маша, защищая свои права?:… (Не имеешь права лишать меня свободы).

(На отдых и досуг)

(3 слайд)

Какое право имеет сказочный герой Буратино. (На образование)

(4 слайд)

 Кто знает название  этой сказки? (Лиса и Заяц).

— Какое право нарушила Лиса, выгнав Зайчика из дома? (статью16)

— Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно). «. На жилище.).

(5 слайд)

 Назовите сказку.  («Золушка» Шарль Перро).

— Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.

— Какую статью нарушала мачеха? (статью 31 и 32).

Золушка: «Не имеете права лишать меня отдыха и досуга».

(6слайд)

 Какое право имел Иванушка-Дурачок. (Право на ФИО)

(7 слайд)

 Какое право имел сказочный герой Айболит? (На охрану здоровья)

(Подведение итога викторин).

Закрепление знаний по правам.

-Что такое право?

Права человека — это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.

-Кто следит за выполнением этих правил? (государство)

-С какими правами вы познакомились? (ответы детей)

— Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права.

— Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.

— Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети).

— Напоминаю точное определение.

Обязанности – это определенный круг действия, обязательных для выполнения.

 

— Какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).

Если у вас есть право на труд,

то как вы обязаны трудиться?

 

Если есть право на

образование, как вы обязаны

учиться? И т.д.

 

Кроме того, каждый человек

обязан сохранять природу,

окружающую среду.

Игра «Собери солнышко»

– Возьмите по лучику, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в школе. Называем обязанность и прикрепляем лучик к солнышку.

– Посмотрите, что случилась с солнышком? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права, но и обязанности.

— Главная ваша обязанность — хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.

— Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью.

«Уважать права других людей». (Ставлю карточку в обязанности).

— Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать.

— Помните золотое правило морали: » Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе».

— Эти слова принадлежат древнему философу — мыслителю Китая Конфуцию.

Заключительная часть. Обобщение.

— С каким важным документом вы сегодня познакомились?(Конвенция)

— Какой организацией они были приняты? (ООН)

— Почему права ребенка выделены из прав человека? (Детям требуется особая забота, защита и внимание).

— Конвенция о правах ребенка имеет большое значение в жизни детей. Она призвана защищать ваши права, охранять от обид и жестокого обращения.

Рефлексия.

Выбери правильный ответ:

 

1. Какой документ необходим

каждому из нас, чтобы стать

гражданином России:

 

а) билет в кино;

 

б) паспорт;

 

2. Где получают паспорт:

 

а) в школе;

 

б) в полиции;

 

в) в больнице.

 

3. В каком возрасте получают

паспорт:

 

а) в 16 лет;

 

б) в 14 лет;

 

в) в 18 лет.

 

Какое слово здесь лишнее?

СВОБОДА                      ЗИМА                       ГРАЖДАНИН
ПРАВО                           ЖИЗНЬ                     ТРУД
ТРУД                              ШКОЛА                     ЛЕТО        
ДОЖДЬ                         ЧЕЛОВЕК                  ЗАКОН

 Итог занятия.

— Ребята, скажите, что важного для себя вы поняли сегодня на занятии?

— Нужно ли знать свои права?

— Для чего их нужно знать? (чтобы уметь защитить себя).

— Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

— Нужно не только знать свои права, но и всегда помнить про обязанности.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

— Надеемся, что полученные знания обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни. Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за участие и внимание.

        

«Права и обязанности детей в семье»

ТОГБОУ « Инжавинская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»

Беседа 2-5 класс : «Права и обязанности детей в семье»

Провела: соц. педагог О.М. Бабина

Ноябрь 2015

Цель: 1.Дать детям представление о правах и обязанностях  в семье.

        2. Объяснить, что означают понятия «право», «обязанность»; где отражены права.

        3. Повышение социально-правовой компетентности посредством обучения

 практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей.

Ход классного часа:

  • Добрый день, уважаемые мамы, папы, бабушки, гости! Добрый день, дорогие ребята!

Я очень рада видеть всех вас здоровыми и радостными на нашем  очередном классном часе.

  • Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Что там светит и улыбается нам? (Солнце).

  • Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь, голубому мирному небу. Повернитесь к гостям и подарите им свои добрые, солнечные улыбки.

  • А теперь посмотрите на свои ладошки и представьте, что — это маленькое зеркальце. Посмотритесь в него и улыбнитесь себе.

Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.

 А общаться с вами становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.

— Ребята,  прежде чем назвать тему нашего сегодняшнего классного часа, посмотрите, какие красивые предложения  записаны на доске, давайте их прочтем.

 (Читают с доски  прикрепленные карточки с предложениями:

 — Мы тебя очень любим! Я тебя люблю! Ты нами любима! Ты нами любим! Я знаю, ты меня любишь! Мин сине яратам! Эпе сана юратап!)

— Как вы думаете, кто и кому обычно говорит эти прекрасные слова?

(Мамы, папы – своим  детям, друг другу, дети – своим родителям, бабушки, дедушки —  внукам,  и т. д.).

— А как можно назвать слова: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры  одним словом?(Семья). Правильно.

 Значит, о чем же мы будем говорить сегодня на классном часе? (О семье).

— А как вы думаете,  почему люди живут семьями? (Интереснее, легче, безопаснее, веселее, можно оказать кому-либо помощь или самому попросить …).

— Но без чего (самого главного) не может существовать ни одна семья?  (Без любви). Безусловно, ребята, я с вами согласна, все взаимоотношения в семьях  строятся на любви.

«Как хорошо, что есть такое слово.

Как хорошо, что есть такое чувство.

Не будь его, Земля была б холодной и грустной.

Не было б любви, семья не смогла б родиться.

Не было б любви, не пели бы в рощах птицы.

Не было б любви, несчастными были бы люди.

Если бы …

Если бы на Земле не было любви!»

— Ребята, мы с вами уже знаем, что есть очень много правил поведения, например, в школе, в театре,  на улице и т.д.  А как вы считаете, есть ли правила поведения в семье? (Да)

— Вспомним, как  они называются?  (Права и обязанности).

— Значит, какова же тема нашего классного часа? (Права и обязанности детей).

— Правильно, ребята. Но сегодня мы с вами будем говорить не просто о правах и обязанностях, а о«Правах и обязанностях детей в семье», потому что это –  очень нужные и важные правила, без которых не  сможет существовать ни одна семья.

Также мы с вами попытаемся выяснить, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье,   почему это происходит и как нужно поступать, чтобы не нарушались ваши права и обязанности.

— Итак, ребята, давайте, сначала проверим, насколько хорошо вы знаете  свои права и обязанности, предусмотренные законом и государством.

— Для этого предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается-запрещается». Я раздам вам карточки, вы их прочтете,  выберете подходящее слово, зачеркнете лишнее, затем назовете право, о котором говорится в данной ситуации.

 Работаем в парах.  Задания для работы в парах:

1).  С мамой дети должны жить,

      Ей цветы всегда дарить.

     Это   (разрешается),  (запрещается).            

   ……………………………………………………………………………………….. .        

                                                     

2).    Я умею думать,

        Я умею рассуждать,

        Что полезно мне для жизни,

        То и буду выбирать.

    Это   (разрешается),  (запрещается).            

3).       Подарить ребенку жизнь

           Маме с папой      (разрешается),  (запрещается).

4).       Вот в углу стоит мальчишка,

           Плачет, надрывается.

           Бить, наказывать ребенка

           Строго   (разрешается),  (запрещается).

5).   Петь, рисовать и танцевать,

       Уроки в школе посещать,

       Свои таланты развивать.

       Это  (разрешается),  (запрещается). 

(На мониторе и на доске выставляется таблица с названиями прав, а дети выбирают подходящие к своим заданиям).

                                   Права ребенка в семье

  • право на жизнь

  • право свободно выражать свои взгляды и мнения

  • право на образование

  • право жить с родителями

  • право на защиту от насилия

 

— Молодцы, все права подобрали верно. Давайте их еще раз  повторим и запомним.

— Ребята, а какие  права детей в семье (кроме этих) вы еще знаете и можете назвать? (право на фамилию, имя, отчество, на отдых,  на любовь, на ошибку, на помощь, уважение, на лечение…)

— Молодцы! А знаете ли вы, что все эти права записаны в специальных государственных документах, которые называются «Конституция», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка». (Показ брошюр). Этих прав, ребята, много. И чтобы у людей было в жизни меньше проблем, их нужно изучать, знать, соблюдать и выполнять и  взрослым, и детям.

— А сейчас я  хочу рассказать вам одну историю, которую пришлось наблюдать, совсем случайно на остановке. Послушайте, пожалуйста.

«К автобусной остановке подошли мать с сыном. У мамы в руках были две большие, тяжелые сумки и маленький пакет. Мама попросила сына подержать пакет, так как ей было тяжело их держать, а поставить куда-либо, не было места. Сын недовольным, капризным  голосом ответил: «Не хочу, я устал, держи сама!» Когда мама стала делать ему замечание, он выкрикнул: «Не имеешь права меня заставлять!» Мама покраснела, на глазах у нее навернулись слезы, она отвернулась и ничего не сказала».

— Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик?  (Дети высказывают свои мнения). 

— Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях).

— А сможете ли вы  назвать свои обязанности в семье, которые надо обязательно выполнять. (После ответов детей на мониторе и на доске выставляется таблица.

                          Обязанности ребенка в семье

  • хорошо учиться

  • помогать по дому

  • заботиться о старших

  • стараться самому обслуживать себя

  • заботиться о младших

— Сейчас, ребята, давайте попытаемся выяснить, связаны ли  права и обязанности  между собой? Если есть взаимосвязь между ними?  Докажем, и если есть взаимосвязь, соединим их стрелками  (Стрелками соединяем строки прав и обязанностей).

Коллективное обсуждение проблемы.

— Итак, какой же вывод можно сделать?  (Все права и обязанности тесно связаны между собой).

— Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Я очень рада, что вы так хорошо знаете и понимаете свои права и обязанности.         

— Ребята, но как вы думаете, всегда ли дети соблюдают и выполняют свои права и обязанности?(Да, нет).

-Давайте послушаем рассказ В. Осеевой «Сыновья» и попытаемся это выяснить.  (Чтение текста учителем).

— Ребята, почему же дедушка сказал, что видит только одного сына? Ведь их было трое … (Потому что только один сын подбежал и помог своей матери, а двое продолжали играть).

— Значит, всегда ли дети, соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Нет).

— Теперь наша задача –  узнать  почему же так происходит, то есть найти причину?

— Давайте, вернемся к истории с мальчиками, подумаем и скажем, почему  же только один сын помог своей маме, а другие — нет?   (Ответы детей)

— любил свою маму

— был заботливый

— внимательный

— трудолюбивый

— добрый

— воспитанный

— понимал, что маме тяжело и ей надо помочь

— помнил о своих обязанностях

— и т. д.

— не любили свою маму

— не были заботливыми

—  были  невнимательными

— были ленивыми

— злыми

— невоспитанными

— не понимали, что мамам  тяжело и им надо помочь

— забыли о своих обязанностях

— и т. д.

— Ребята, посмотрите, как много причин вы назвали. Но, можем ли мы сказать, которая из них самая важная, самая главная? (Нет. Да. Они все важны.)

— Значит, легко ли найти точные причины поступков людей, которые уже произошли? (Нет)

— А легко ли, сразу совершить правильный поступок? (Нет)

— Правильно, трудно. Но, несмотря на это, нужно всегда уметь принимать правильное решение.

— Ребята, как вы думаете, прежде чем совершить какой-либо поступок, не ошибиться и не нарушить свои права и обязанности, что надо сначала делать? (Думать и только потом делать).

— Правильно, ведь не зря и в пословице говорится: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

— Значит,  как можно было мальчикам избежать нарушения своих обязанностей? (Сначала надо было им  подумать, а потом поступать).

— Давайте, на их примере, поучимся это делать.

Алгоритм последовательности принятия правильного решения:

Учусь поступать правильно:

1. Ставим цель: Что мне надо сделать? (помочь маме)

2. Найдем причину:  Почему мне это надо  сделать? (она устала, ей тяжело)

3. Представим  последствия:

А)  Если я это сделаю, то …(маме  будет легче, а мне будет приятно от того, что я ей помогу)

Б)  Если я это не сделаю, то …(маме  будет плохо, а мне стыдно..)

4. Выберем: Что мне нужнее? (чтобы маме было лучше)

5. Решим: Как я это буду делать? (возьму ведра и понесу их сам).

Молодцы, ребята!

Права, обязанности надо знать.

                        Не только знать, но соблюдать.

                        Тогда легко нам будет жить,

                                Играть, дружить и не тужить.

— Ребята, а бывали ли с вами такие случаи, когда вы не выполняли свои обязанности в семье? И чем это заканчивалось? Расскажите, пожалуйста. (Рассказывают свои истории, коллективно их анализируют по алгоритму).

— Ребята, а сейчас, подумайте и скажите, могут ли ваши необдуманные поступки и дела  повлиять на здоровье  самых близких людей в семье и как?  (Да, отрицательно).

—  Приведите, пожалуйста, примеры из своей жизни, если можете.

 (Приводят примеры, когда родители огорчаются, переживают, у них начинает болеть голова, сердце и т.д.).

— А на ваше здоровье? (Да.Приводят примеры, делают вывод, что им становится стыдно и т.д.)

— Правильно, ребята! А чтобы этого не произошло, надо всегда помнить: «Поддержка, любовь, помощь в семье сохраняет здоровье всех ее членов».

 (Затем приводят примеры положительного  воздействия поступков на эмоциональное состояние и здоровье членов семьи).

— Итак, ребята, на этом мы завершаем наш разговор о правах и обязанностях детей в семье. Скажите, был ли он полезен вам?  (Да)

— Что вы узнали и чему научились? (Ответы детей).

— Как вы думаете, изменится ли теперь ваше отношение к своим правам и обязанностям? (Ответы детей).

  • А сейчас, уважаемые родители и ребята, я предлагаю вам,  сказать  друг другу слова любви. Можно говорить вслух, можно тихонько на ухо. (Говорят).

— Спасибо. Мы говорим «Люблю»

И звезды светят ярче.

Мы говорим «Люблю»,

Глаза лучатся счастьем.

Мы говорим «Люблю

И радость в дом приходит.

  •  Помните, что чем чаще мы будем произносить эти слова друг другу и от всей души, чем больше будем заботиться друг о друге, тем крепче и дружнее будут наши семьи.

 

Конспект учебного занятия»Права и обязанности в семье»

ОГБОУ СПО Ульяновский авиационный колледж

Открытый урок

на тему

« Права и обязанности в семье»

Преподаватель Борисова М.А.

Ульяновск 2014г.

Цели:

обучения:

— способствовать формированию нравственно-правовых норм семейных отношений, соблюдения прав и обязанностей членов семьи.

развития:

— содействовать формированию умений анализировать, оценивать, аргументировано высказывать своё мнение в ходе работы в группах, свободно оперировать понятиями и терминами по изученной теме.

воспитания:

— содействовать воспитанию гражданской и социальной ответственности, навыков толерантного поведения в семье и обществе на основе формирования у обучающихся чёткого осознания необходимости нравственно – правового регулирования семейных отношений.

Формируемые компетенции:

ОК 1 Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

Ход занятия:

I Организационный момент.

  1. Проверка подготовленности обучающихся к занятию

  2. Оформление журнала

  3. Сообщение темы, цели занятия.

II Основная часть:

1. Повторение пройденного материала, (фронтальный опрос)

2.Изучение нового материала

1) Видео – презентация «семья»

— Как это прекрасно, чувствовать каждый день любовь, заботу родных и близких людей! Как здорово осознавать, что ты кому-то нужен!

Эпиграфом нашего занятия являются слова:

“Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество — свод камней, который бы обрушился, если бы один не поддерживал другого”.

Сенека

— Как вы понимаете, что такое «семья»?

Семья — это малая социальная группа, в которой проходит основная часть жизни человека, где люди связаны духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Большинство людей имеют семью, обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи — бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботится, о нем тоже никто не проявит заботу.

Зародилась семья в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей.

2) Функции семьи:

— Репродуктивная: обеспечивает продолжение человеческого рода.

— Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств.

— Хозяйственно-бытовая: играет важную роль в организации домашнего хозяйства, ведения семейного бюджета.

— Эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.

— Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение.

Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу.

Однажды молодая мама обратилась к великому педагогу К. Ушинскому с вопросом, когда следует начинать воспитание малыша, и он спросил ее о возрасте ребенка.

-О, он еще совсем мал! Ему всего неделя от роду!

-Дорогая моя, вы опоздали ровно на целую неделю!-воскликнул знаменитый педагог.

 

Воспитание детей — очень серьезный и ответственный процесс. Законы Российской Федерации устанавливают тесную связь между правами и обязанностями родителей и детей в семье.

3) Мозговой штурм (работа в группах и заполнение таблицы).

1-я группа

Что даёт семья человеку?

2-я группа

Что объединяет членов семьи?

3-я группа

Что семья даёт государству?

4-я группа

Назовите членов семьи

защиту

родство

граждан

супруги

взаимопонимание

общее хозяйство

работников

родители и дети, приёмные родители

покой

дети

налогоплательщиков

бабушки и дедушки

продолжение рода

традиции

учёных

отчим, мачеха

уважение

права и обязанности

изобретателей

пасынки, падчерицы

тепло

 

защитников Отечества

родные братья и сёстры

4)Упражнение «Она не работает».

 Цельпривлечь внимание участников тренинга к возможной   дискриминации женщин, обсудить равенство прав по половому признаку.

Ключевая мысль: дискриминация женщин является нарушением прав человека.

Шаг 1. Разыгрывается по ролям текст «Она не работает» (участвуют «доктор» и «больной»)

-Много у вас детей ?- спросил доктор у больного.

— Родилось шестнадцать, живы только девять, — ответил он.

— Ваша жена работает?

— Нет, она сидит дома.

— Понятно… И как она проводит свой день?

— Ну, она встает в четыре утра, приносит воду и дрова, разводит огонь и готовит завтрак для семьи. Потом она идет на речку и стирает одежду. Потом она идет в город, чтобы продать на базаре кукурузу и купить, что нужно по хозяйству. Потом готовит обед.

— вы приходите домой обедать?

— Нет-нет, она приносит еду мне на поле, это около трех километров от нашего дома.

— А потом?

— Ну, она ухаживает за курами и поросятами. И, наконец, весь день присматривает за детьми. Потом она готовит ужин, чтобы он был готов к моему возвращению.

-Она ложится спать после ужина?

— Нет, это я ложусь. Она возится по хозяйству до девяти часов.

— Но вы говорили, что ваша жена не работает…

— Ну да, я же сказал – она сидит дома.

Шаг 2. 

1. Составьте список работ, выполнявшихся женщиной в этой семье.

2. Используя «мозговой штурм», назовите, причины того, почему муж считает, что жена не работает.

3.Найдите аргументы в подтверждение того, что деятельность женщины в семье тоже является работой.

 3. Закрепление пройденного материала.

1) Работа с Конституцией.

Из Конституции РФ выписать содержание статей, относящиеся к семейному праву. Полученные сведения заполнить в таблице.

Конституция Российской Федерации

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

46

Право на судебную защиту

Назовите главный источник семейного правапринятый Государственной Думой в декабре 1995 г. ( Семейный Кодекс РФ)

2) Анализ картины “Сватовство майора”

Что же дурного в том, что купец хочет выдать дочь за “благородного?»

hello_html_7d224404.jpg

                                                     

Проанализировав картину, какие права, по вашему мнению, нарушены?

3) Решение ситуационных задач. 

В многообразии и сложностях семейных отношений говорят приводимые ниже казусы. Обсудите их в группах, выскажите свое мнение.                          

1) М. вела беспечный образ жизни. Внебрачный ребенок связал ее по рукам. Она подбросила его чужим людям, оставив на пороге в одеяльце зимой. Прошло 15 лет. М. потребовала вернуть ребёнка, делая упор на положительные характеристики с места работы. – Что, по вашему мнению, решит суд?

2)Отец злоупотреблял спиртным напитками, поднимал руку на мать и ребёнка. Во время очередной ссоры, когда мать заступалась за сына, т. к. отец начал жестоко избивать его за двойку, разъяренный отец жестоко избил сына и жену. – Что, по вашему мнению, решил суд?

3)После развода бывший супруг отказался помогать своим детям.

Отвечает грубостью: «Мне не нужны не ты, ни твои дети». – Что говорит закон?

4)Отец и мать в семье сильно злоупотребляют спиртным, оказывали дурное влияние на детей. Дети плохо учатся, постоянно пропускают уроки.

     — Стоит ли оставлять детей у таких родителей?

     — Будут ли нарушены права детей в случае определения их в интернат для  детей-сирот?

5)Семья Ф. не имеет постоянного дохода. Родители заставляют детей попрошайничать в общественном транспорте. – Какие нормы морали и права нарушаются в семье?

Какие качества должна воспитывать семья?

Трудолюбие, достоинство,  уважение к окружающим, стойкость,  дисциплину, стремление к знаниям, привычку к здоровому образу жизни.

  Принято считать, что детей воспитывают только родители и окружающие. Но это не совсем верно. Очень важно самому заниматься своим воспитанием.

4)Советы для самовоспитания:

— умей управлять своими поступками;

-учись терпеливо преодолевать трудности;

-определи цель

-воспитывай волю;

-замечай в людях хорошее.

   

Известный китайский мыслитель и учёный Конфуций говорил:

 “Воспитать себя на столько, чтобы уважать других, как самого себя – выше этого нет ничего”.

Быть воспитанным – значит быть вежливым, чутким, добрым, отзывчивым. Семья должна учить быть таким. Еще в древности многие народы придумывали правила поведения в семье.

5)Вопросы для беседы:

  1. Какие правила действуют в вашей семье? Расскажите о них.

  2. Зачем в семье нужны правила?

  3. Нужно ли делить обязанности по дому на мужские и женские?

  4. Кто выполняет эти обязанности в вашей семье?

6) Вывод: 

Закон защищает равные права всех членов семьи.

     Запрещается дискриминация по возрасту, полу, социальному положению, национальности и т.д.

     Родители обязаны заботится о детях.

     Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

7) Видео – притча « О счастливой семье»

 III Заключительная часть:

  1. Сообщение о достижении цели урока.

  2. Объявление оценок

  3. Рефлексия — карта самооценки обучающегося:

Обучающиеся с помощью маркеров, на ватмане, отвечают на вопрос: «Что значит для Вас семья?»

4.Задание к следующему занятию: сообщение на тему «Психологический климат семьи».

Классный час (1 класс) по теме: Права и обязанности детей в семье

Тема беседы: «Права и обязанности детей в семье»

Цель: 1.Дать детям представление о правах и обязанностях  в семье.

        2. Объяснить, что означают понятия «право», «обязанность»; где отражены права.

        3. Повышение социально-правовой компетентности посредством обучения

 практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей.

Ход беседы:

1.Организационный момент

 -Добрый день, дорогие ребята!

-Я очень рада видеть всех вас здоровыми и радостными. Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Что там светит и улыбается нам? (Солнце).

-Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь, голубому мирному небу.

-Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

-А теперь посмотрите на свои ладошки и представьте, что — это маленькое зеркальце. Посмотритесь в него и улыбнитесь себе.

Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.

2.Сообщение темы

 -А общаться с вами становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.  

— Ребята посмотрите, какие красивые предложение  записаны на доске. (слайд 2)

 — Мы тебя очень любим! Я тебя люблю! Ты нами любима! Ты нами любим! Я знаю, ты меня любишь!

— Как вы думаете, кто и кому обычно говорят эти прекрасные слова?

(Мамы, папы – своим  детям, друг другу, дети – своим родителям, бабушки, дедушки —  внукам,  и т. д.).

— А как можно назвать слова: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры  одним словом? (Семья). Правильно.

3.Основной этап.

 -Сегодня мы с вами будим говорить о семье, о правах и правилах семьи.

— А как вы думаете,  почему люди живут семьями? (Интереснее, легче, безопаснее, веселее, можно оказать кому-либо помощь или самому попросить …).

— Но без чего (самого главного) не может существовать ни одна семья?  (Без любви). Безусловно, ребята, я с вами согласна, все взаимоотношения в семьях  строятся на любви.

-Послушайте стихотворение «Как хорошо, что есть такое слово». (слайд 3)

Как хорошо, что есть такое чувство.

Не будь его, Земля была б холодной и грустной.

Не было б любви, семья не смогла б родиться.

Не было б любви, не пели бы в рощах птицы.

Не было б любви, несчастными были бы люди.

Если бы …

Если бы на Земле не было любви!»

— Ребята, мы с вами уже знаем, что есть очень много правил поведения, например, в школе, в театре,  на улице и т.д.  А как вы считаете, есть ли правила поведения в семье? (Да)

— Правильно, ребята. Но сегодня мы с вами будем говорить не просто о правах и обязанностях, а о «Правах и обязанностях детей в семье», потому что это –  очень нужные и важные правила, без которых не  сможет существовать ни одна семья.

-Также мы с вами попытаемся выяснить, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье,   почему это происходит и как нужно поступать.

— Для этого предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается-запрещается». Я буду читать стихотворение, а вы скажите подходящее слово — разрешается или запрещается 

 1).  С мамой дети должны жить,

       Ей цветы всегда дарить.

      Это   (разрешается).  (слайд 4)    

 2).    Я умею думать,

        Я умею рассуждать,

        Что полезно мне для жизни,

        То и буду выбирать.

         Это   (разрешается) (слайд 5)

 3).    Подарить ребенку жизнь

         Маме с папой      (разрешается) (слайд 6)

4).     Вот в углу стоит мальчишка,

         Плачет, надрывается.

          Бить, наказывать ребенка

         Строго   (запрещается). (слайд 7)

5).   Петь, рисовать и танцевать,

       Уроки в школе посещать,

       Свои таланты развивать.

       Это  (разрешается) (слайд 8)

-Итак, ребята, мы справились с заданием, и какие мы можем назвать права, на которые имеет право ребенок?

    Права ребенка в семье (слайд 9-15)

  • право на жизнь
  • право  бесплатно посещать школу.
  • право жить с родителями в любви, заботе и защите
  • право на защиту от насилия, жестокости
  • право воспитываться и развиваться физически и духовно, в здоровых и нормальных условиях и в условиях свободы и достоинства.
  •  право на имя, фамилию, отчество и принадлежность к стране.
  •  право на хорошее питание, жилище и медицинское обслуживание.

 

— Молодцы, все правильно назвали права.

-А знаете, где записаны эти правила?

— Все эти права записаны в специальных государственных документах, которые называются «Конституция», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка».  Этих прав, ребята, много. И чтобы у людей было в жизни меньше проблем, их нужно изучать, знать, соблюдать и выполнять и  взрослым, и детям.  (слайд 16)

-Сейчас, я вам буду читать отрывок сказки. А вы скажите, какие права нарушены.

1. — Матушка, сестры, можно и

мне хоть одним глазком

взглянуть на бал?

-Ха-ха-ха! Что тебе, замарашке, делать в королевском дворце?  (слайд 17)

— Какие права нарушены?

-Право на отдых, на игры, на праздники. (слайд 18)

2. Из бедного, скромного домика бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой огромный дворец. Она обещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу.  (слайд 19)

-Как вы думаете, имела ли она в этом случае право увозить Кая из родного дома?

-Какое права нарушены? (слайд 20)

3.- Сейчас же отопри дверь,-  прорычал Волк, — а не то я ее выломаю!

 Дом поросенка – это крепость,-  сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться. (слайд 21)

-Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама

-Право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать. (слайд 22)

— А сейчас я  хочу рассказать вам одну историю, которую пришлось наблюдать, совсем случайно на остановке. Послушайте, пожалуйста.

«К автобусной остановке подошли мать с сыном. У мамы в руках были две большие, тяжелые сумки и маленький пакет. Мама попросила сына подержать пакет, так как ей было тяжело их держать, а поставить куда-либо, не было места. Сын недовольным, капризным  голосом ответил: «Не хочу, я устал, держи сама!» Когда мама стала делать ему замечание, он выкрикнул: «Не имеешь права меня заставлять!» Мама покраснела, на глазах у нее навернулись слезы, она отвернулась и ничего не сказала».

— Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик?  (Дети высказывают свои мнения). 

— Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях).

— А сможете ли вы  назвать свои обязанности в семье, которые надо обязательно выполнять.

 Обязанности ребенка в семье (слайд 23- 26)

  • хорошо учиться
  • помогать по дому
  • заботиться о старших
  • стараться самому обслуживать себя
  • заботиться о младших
  • не повышать и не кричать на взрослых
  • слушаться родителей

— Ребята, но как вы думаете, всегда ли дети соблюдают и выполняют свои права и обязанности?

-Давайте послушаем рассказ В. Осеевой «Сыновья» и попытаемся это выяснить.  (Чтение текста учителем).

— Ребята, почему же дедушка сказал, что видит только одного сына? Ведь их было трое … (Потому что только один сын подбежал и помог своей матери, а двое продолжали играть).

— Значит, всегда ли дети, соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Нет).

— А легко ли, сразу совершить правильный поступок?

— Правильно, трудно. Но, несмотря на это, нужно всегда уметь принимать правильное решение.

— Ребята, как вы думаете, прежде чем совершить какой-либо поступок, не ошибиться и не нарушить свои права и обязанности, что надо сначала делать? (Думать и только потом делать).

Молодцы, ребята!

4.Итог

-А теперь послушайте стихотворения, которые приготовили ребята из нашего класса:

                                                                                  Права, обязанности надо знать.

                                                                                  Не только знать, но соблюдать.

                                                                                  Тогда легко нам будет жить,

                                                                                  Играть, дружить и не тужить.

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают –

Чтоб нас никто не мог побидь,

Украсть, унизить и обидеть.

Как хорошо, что есть права!

Права останутся навеки.

Они помогут человеку,

Мир восстановят навсегда.

И у младенца есть права,

И у собаки т, и у кошек тоже,

Без права на свете  жить на сможем,

Всегда нам право и везде поможет.

-О чем мы сегодня говорили?

-А зачем они нужны людям?

— О чем мы сегодня с вами беседовали?  

-Какие права имеют дети?

-А какие обязанности?

-А зачем нужны они?

-Хорошо ребята, запомните права и обязанности и обязательно их соблюдайте.

План-конспект: Беседа «Права и обязанности в семье»

 Беседа на тему: « ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ »

Цель: познакомить воспитанников с основами нравственно-правовых норм семейных отношений.

Задачи:

— показать основные права и обязанности членов семьи;

— формировать понимание семейных обязанностей и ролей;

— формирование навыков, толерантного поведения в семье.

— Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами будем вести разговор на серьёзную тему, которая касается и волнует каждого из нас, о семье.

   Семья – это круг лиц, объединенных супружескими отношениями, близким кровным родством либо родством в результате усыновления (удочерения).

   Основная функция семьи – рождение и воспитание детей. В семье закладывается будущее любого народа и государства.Вместе с тем, члены семьи ведут совместное хозяйство, обеспечивают потребности друг друга в еде, жилище, одежде, отдыхе, развлечениях, в духовном общении, поддержке и т. д. Они имеют ряд обязанностей и прав, которые закреплены в основных документах нашей страны. В частности несколько пунктов Конституции РФ  Статья 38.

  1. Материнство и детство, семья находится под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Семья должна воспитать:

  1. Трудолюбие;
  2. Достоинство;
  3. Уважение к окружающим;
  4. Стойкость;
  5. Дисциплину;
  6. Стремление к знаниям;
  7. Привычку к здоровому образу жизни.

   Вы будете родителями и будете обязаны заботиться о детях, друг о друге. С уважением относиться к старшим в семье. Знать и почитать традиции своей семьи, сейчас старайся узнать как можно больше о своих предках. Не огорчай родных плохими поступками. Быть воспитанным – значит быть вежливым, чутким, добрым, отзывчивым. Семь дона учить быть таким. Еще в древности многие народы придумывали правила поведения в семье. Например, князь Владимир Мономах оставил «Поучения» детям:

— при старших молчать;

— мудрых слушать;

— старшим повиноваться;

— с равными себе дружить.

При Иване Грозном появился знаменитый «Домострой». Он учил:

— не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать других;

— соблюдать порядок, чистоту в доме;

— строго выполнять свои обязанности.

В крестьянской среде тоже действовали правила поведения в семье:

— уважение к старшим;

— выполнение своих обязанностей по хозяйству и др.;

   Принято считать, что детей воспитывают только родители и окружающие. Но это не совсем верно. Очень важно самому заниматься своим воспитанием. Известный китайский мыслитель и ученый Конфуций говорил: « Воспитать себя настолько, чтобы уважать других, как самого себя – выше этого нет ничего».

Вот некоторые советы для самовоспитания:

— умей управлять своими поступками;

— учись терпеливо преодолевать трудности;

— определи цель;

— воспитывай волю;

— замечай в людях хорошее.

    Сейчас я хочу рассказать вам одну историю, которую пришлось наблюдать, совсем случайно на остановке. Послушайте, пожалуйста.  «К автобусной остановке подошли мать с сыном. У мамы в руках были две большие, тяжелые сумки и маленький пакет. Мама попросила сына подержать пакет, так как ей было тяжело их держать, а поставить куда-либо, не было места. Сын недовольным, капризным голосом ответил: «Не хочу, я устал, держи сама!» Когда мама стала делать ему замечание, он выкрикнул: «Не имеешь права меня заставлять!» Мама покраснела, на глазах у нее навернулись слезы, она отвернулась и ничего не сказала».

— Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик? (Дети высказывают свои мнения).

— Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях).

— А сможете ли вы назвать обязанности в семье, которые надо обязательно выполнять.

Обязанности ребенка в семье:

Хорошо учиться, помогать по дому, заботиться о старших, стараться самому обслуживать себя, заботиться о младших.

— Сейчас, ребята, давайте попытаемся выяснить, связаны ли права и обязанности между собой? Если есть взаимосвязь между ними? Докажем, и если есть взаимосвязь, соединим их стрелками (Стрелками соединяем строки прав и обязанностей).

Коллективное обсуждение проблемы.

— Итак, какой же вывод можно сделать? (Все права и обязанности тесно связаны между собой).

— Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Я очень рада, что вы так хорошо знаете и понимаете свои права и обязанности

Вопросы для рефлексии.

  1. Как вы понимаете поговорку «Мой дом – Моя крепость»?
  2. При каких условиях семья действительно будет крепкой?
  3. Как проявляется в Основном законе единство прав и обязанностей членов семьи?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *