Права подростка в россии: Права и обязанности несовершеннолетних | Управление Минюста Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания

От 16 и старше. Зачем подросткам права :: Autonews

Выдавать водительские права с 16 лет предложил депутат Государственной думы от партии КПРФ Олег Смолин. В данный момент с 16 лет можно только учиться – непосредственная выдача водительского удостоверения невозможна до тех пор, пока кандидату в водители не исполнится 18. Таким образом, сейчас у курсанта есть возможность пройти полный теоретический и практический курс, а потом два года ждать экзамена, не имея возможности сесть за руль. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию убежден, что такой перерыв необходимо ликвидировать.

«Общий смысл законопроекта состоит из трех позиций, - рассказал Смолин в интервью корреспонденту Autonews.ru. – Мы думаем, что это позволит кому-то реально начать работать и получать деньги – так было в советский период. Я напомню, что в ученических производственных бригадах несовершеннолетние ребята водили не только автомобили и мотоциклы, но даже тракторы. Также мы ориентируемся на снижение аварийности у начинающих водителей после 18 лет, поскольку с разрешением на вождение они будут уже гораздо опытнее к этому возрасту. Еще мы полагаем, что легализовать попытки ребят пораньше оказаться за рулем автомобиля в сопровождении взрослых – лучше, чем ситуация, когда такое происходит нелегально».

При этом автор законопроекта не стремится разрешить 16- и 17-летним водителям управлять автомобилем в одиночку. По мнению Олега Смолина, вместе с водителем-подростком в автомобиле должен находиться взрослый сопровождающий, на счету которого как минимум три года опыта за рулем. Опыт будет отсчитываться с 18 лет – езда с сопровождением в зачет не пойдет. Примечательно, что никаких других ограничений на личность сопровождающего депутат накладывать не намерен: таким человеком может стать как родственник подростка, так и любой другой взрослый человек, отвечающий формальному критерию о трехлетнем опыте.

«Аварийность понизится, так как к 18 годам люди накопят опыт вождения».

«Вопрос о том, стоит ли разрешать сопровождение несовершеннолетних иностранцам, мы не обсуждали. Но я бы этого не делал, так как подобная норма затруднит прохождение законопроекта», - пояснил законодатель.

В первую очередь депутат КПРФ апеллирует к жителям сельской местности. По мнению политика, именно им водительские права в 16 лет будут нужнее всего. «Для многих ребят на селе чем раньше ты реально сядешь за руль автомобиля, тем раньше ты начнешь помогать семье, работая самостоятельно, - объяснил автор законопроекта. – Думаю, что норма будет востребованной, так как даже в сопровождении взрослого поездить легально – это удовольствие».

Рассуждая об аварийности, Смолин обращает внимание на то, что в настоящее время 18-летним водителям банально не хватает опыта. «Думаю, что аварийность понизится, так как к 18 годам люди накопят опыт вождения в реальных условиях, - утверждает депутат. – Самое главное – настоящее вождение, а не площадка или заучивание теории. И ездить такие водители будут в сопровождении взрослых – скорее всего, родителей, старших братьев и, может быть, дедов. Мы полагаем, что в такой ситуации они получат несравненно больше опыта, а когда они станут самостоятельными водителями, ошибок на дороге станет несравненно меньше».

С такой постановкой вопроса не согласен психолог, бизнес-тренер и имиджмейкер Александр Кичаев. «Люди, не достигшие зрелого возраста, всегда более эмоциональны из-за гормональных всплесков и отсутствия рациональности при оценке рисков в проблемных ситуациях, - заявил специалист в интервью Autonews.ru. – Это период самоутверждения, когда смелостью и риском хочется доказать себе и приятелям, что ты крут, ты уже как взрослый и имеешь право на уважение и признание. Подросток в силу отсутствия житейского и водительского опыта, а также неустойчивой психики, может в экстремальной ситуации либо впасть в ступор, либо, наоборот, в истерику и отреагировать неадекватно. И то, и другое чревато серьезными рисками для него и для других участников движения».

Если поправки примут, то новая норма распространится на категории A, B и B1.

Уровень аварийности среди молодых водителей высок: только в 2013 году по вине таких автомобилистов произошло почти 32 тыс. ДТП. По сравнению с 2011 годом число аварий, спровоцированных неопытными водителями, увеличилось на 23%, а количество погибших и раненых – на 8 процентов. Автора готовящегося законопроекта это не останавливает. «Гормональные всплески и прочие атрибуты эмоциональной неуравновешенности бывают не только в 16 лет, но и в 18, и в 20 с лишним», - считает Смолин.

На вопрос о том, почему идея понизить возраст выдачи водительских удостоверений возникла именно сейчас, депутат отвечает, что это получилось случайно. «Интернет мне случайно напомнил, что в Советском Союзе эта практика существовала, а в Германии существует и сейчас», - признался представитель фракции КПРФ. При этом Смолин не уточнил, что по-настоящему управлять автомобилем в Германии можно не с 16, а с 17 лет. «Все равно это несовершеннолетний водитель», - ответил депутат на вопрос о корректности сравнения.

«В Германии и США тинэйджеры более законопослушны. В отличие от России, в этих странах они более ориентированы на нормы общества и критерии социального одобрения, - утверждает психолог Александр Кичаев. – Вместе с тем, представители так называемой цветной части населения, наоборот, более девиантны и независимы от требований закона и общественной морали. Их поведение на дороге будет вызывающим и провокационным. Поэтому подростков России можно назвать золотой серединой между свободой и приверженностью правилам».

Вопрос о том, придется ли 17-летним водителям сдавать новый экзамен при достижении совершеннолетия, пока открыт: автор инициативы назвал это темой для дальнейших дискуссий. «Все основные экзамены будут сдаваться как обычно, а если потребуются дополнительные, вроде вождения в реальной дорожной ситуации, то тем, кто год или полтора уже поездил со взрослым сопровождающим, сдать такой экзамен будет легче», - рассуждает депутат.

«Все наказания распространяются на взрослого сопровождающего в полном объеме».

Зато в ситуации со штрафниками Олег Смолин уже все решил: по мнению парламентария, все наказания за возможные нарушения ПДД должен нести исключительно сопровождающий, пусть даже этот человек вообще не садится за руль. «У меня спрашивают, не превратится ли это в помощь пьяным папам. Я отвечаю: если пьяный папа хочет лишиться прав, то он может попробовать. С моей точки зрения, все наказания распространяются на взрослого сопровождающего в полном объеме, - объясняет член комитета по образованию. – Наказания для несовершеннолетних водителей – это вопрос для обсуждения. Теоретически их можно лишать юношеских прав. Но я убежден, что главная ответственность должна быть на взрослых».

Если поправки в закон будут приняты, новая норма распространится на категории A, B и B1 – то есть на легковые автомобили, квадроциклы и мотоциклы. В случае с последними сопровождающим придется сидеть в коляске – в интервью Autonews.ru Смолин открыто подтвердил это требование. «На грузовики и автобусы идея распространена не будет», - уточнил законодатель.

В настоящий момент готового документа с поправками в закон «О безопасности дорожного движения» не существует – зампредседателя комитета по образованию продолжает работу над проектом и пытается привлечь соавторов. «Я обсуждал это только с предполагаемыми соавторами. Их имен я пока не назову, скажу только после того, как они поставят свои подписи», - заявил Смолин. Ни комитет по транспорту, ни комитет по образованию в консультациях не участвовали.

Смолин рассчитывает подготовить документ к рассмотрению в Госдуме в декабре 2014 года. В дальнейшем «все будет зависеть от того, как пойдет парламентская процедура». «У нас законы принимают в зависимости от позиции правительства и администрации президента, - рассуждает депутат. – Закон можно принять за три дня - точно также законопроект может три года пролежать в профильном комитете».

Антон Погорельский
Фото: Kuzmafoto / Depositphotos

что можно и нельзя в России с этого возраста

В Госдуме РФ предложили разрешить выдавать водительское удостоверение с 16 лет. Такая практика есть в некоторых европейских странах, была она и в СССР. Сейчас запрос на снижение планки поступил как раз от молодежи. Они жаловались, что не могут работать в таком раннем возрасте, потому что проезд на общественном транспорте для них дорогой и долгий, а наличие автомобиля — лучший выход.

Мнения о предложении разные, от принятия (чем раньше начнут водить, тем быстрее разовьют этот навык) до резкого отрицания (слишком рано, многие будут лихачить и погибнут).

Останется инициатива лишь словами или превратится в закон, покажет время. Но прав у 16-летних в России и сейчас не так мало, исключая водительские. Впрочем, и обязанностей хватает. ТОП Тверь решил напомнить, каких.

Что можно с 16 лет?

Главный довод тех, кто хочет разрешить водить с 16 лет, звучит так: в эти годы молодые люди уже могут официально трудоустраиваться и жить отдельно от родителей. А авто поможет «вовлечь их в экономические процессы».

Действительно, исполнилось 16 — можешь самостоятельно заключать трудовой договор. Даже стать предпринимателем — было бы желание и возможности. Кстати, о том, как добираться на работу. Да, с машинами пока все туманно, но водить мотоцикл можно спокойно. Тоже вариант.

А вот жениться или выходить замуж в этом возрасте можно, но только при наличии уважительных причин. И одного желания пары мало — нужно согласие родителей или опекунов.

Есть и не такие приятные «можно». Например, с этого возраста подростка могут привлечь к административной и уголовной ответственности. Так что он, хоть и несовершеннолетний, должен отвечать за свои поступки по закону уже сам.

Чего нельзя?

Предпринимателем стать можно, зато платить налоги потребуют только с 18 лет. Удобно, однако. Вот когда капиталы надо сколачивать. И, главное, все по закону.

Вот только устроить банкет по случаю первого заработанного миллиона не получится. Разве что безалкогольный. И сигару после тяжелого делового дня не выкуришь — ни алкоголь, ни табак до совершеннолетия не купишь. А приставать к прохожим: «Дядь, купи сигарет, как-то не солидно».

Также в 16 не получится вступить в партию, выдвинуть свою кандидатуру на выборах и выбирать кандидатов самому.

«При этом паспорт сейчас в 14 лет выдают, — замечает житель Твери Алексей. — Не знаю, вроде и много прав у молодежи, но, мо-моему, сейчас поколение все-таки более инфантильное, чем раньше — и по своим детям сужу, и по их друзьям. У многих детство затягивается, нет чувства ответственности за себя, не то что за других. Какие уж тут водительские права».

А вот у тверитянина Виктора мнение совсем другое.

«Я в этом возрасте уже подрабатывал. И сыновья мои тоже. А они — из современного поколения ребята. И мотоцикл в этом возрасте водили. Я считаю, что у молодых должно быть больше свободы. Без нее не будет ответственности».

С мотоциклами, правда, вопрос спорный. Как показал печальный опыт, подростки регулярно гибнут на дорогах на мотоциклах и скутерах. Но тут решать родителям. Они еще имеют формальное влияние на своих 16-летних детей.

Артур ПАШКОВ

Особенности правового регулирования статуса несовершеннолетних

Библиографическое описание:

Аптаева, С. У. Особенности правового регулирования статуса несовершеннолетних / С. У. Аптаева, О. А. Манжукова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11179/ (дата обращения: 27.12.2020).



Данная статья посвящена обзору норм отечественного законодательства, регулирующим правовое положение несовершеннолетних. Проведенное исследование позволяет утверждать, что правовой статус несовершеннолетнего является межотраслевым институтом, включающим систему норм, регламентирующих права, свободы и обязанности человека с рождения до достижения восемнадцатилетнего возраста. Данная проблематика имеет многогранный характер.

Ключевые слова:правовой статус несовершеннолетних, нормы российского законодательства, ребенок, дети, малолетние

Конвенция ООН о правах ребенка, определяет, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости подлежит охране, заботе и особой правовой защите [2]. Несмотря на предпринимаемые государством меры, в настоящее время имеют место такие негативные социальные проблемы среди несовершеннолетних, как беспризорность, бродяжничество, насилие в отношении детей, а также алкоголизация и наркотизация. Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения, как детьми, так и родителями знаний в области прав ребенка, а помимо них еще и преподавателями школ, детскими врачами и многими другими. Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве. Несовершеннолетний — уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых.

В этой связи большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены за ними в действующих правовых актах.

Говоря о правовом статусе несовершеннолетних, прежде всего, следует указать, что же вообще представляет собой правовой статус и кто является несовершеннолетними гражданами.

Правовой статус — совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающих ее правовое положение в обществе, а несовершеннолетними признаются лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста [13, с.19].

Правовой статус несовершеннолетнего представляет собой исторически обусловленную систему прав, свобод и обязанностей человека с рождения до достижения восемнадцатилетнего возраста, установленных с учетом его правосубъектности, принципов права, правовых ограничений и особенностей юридической связи с родителями или законными представителями [19, с. 20].

Лиц, не достигших восемнадцати лет, принято классифицировать на такие группы:

  1. до 6 лет, все действия осуществляют их законные представители;
  2. от 6 до 14 лет — малолетние, имеют право на совершение определенных сделок;
  3. несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, имеют право с 16 лет совершать определенные виды сделок, а так же нести ответственность за совершение тяжких и особо тяжких преступлений [13, с.19].

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

На сегодняшний момент ребенок является субъектом права и наделен различными правами и свободами, например: на получение содержания от родителей; на получение собственных доходов; право наследования; право на неприкосновенность частной жизни, а так же право на имя, жизнь и здоровье [18, с. 36–37].

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей [1, с. 385].

Однако время и положение детей — будущего всего человечества — потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны были пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН. «Конвенция о правах ребенка» была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г.

Еще одним нормативным актом, регулирующим права несовершеннолетних являются «Пекинские правила» принятые Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1985г. Данные правила гласят:

– несовершеннолетний может быть привлечен к ответственности в форме которая отличается от методов применяемых к взрослому;

– правонарушением является любой поступок наказуемый по закону.

В Конституции РСФСР 1978 г. в качестве основополагающего принципа, был закреплен принцип защиты государством материнства, детства и семьи в целом. Подтверждение государственной политики в данной области в действующей Конституции Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном социальном обществе семье, женщине-матери, детям, что подтверждают нормы 38 статьи [4].

Кроме того, в России основным документом в области защиты прав ребенка является федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности» [6].

Кроме того, правовой статус несовершеннолетних закреплен Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) и Семейным кодексом РФ (СК РФ). Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп [7, 8]:

– к первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав. Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение при решении в семьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

Более того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста десять лет.

– ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие. К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей. При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет, то в суд.

– к третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности;

– четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей;

– пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, в культурной жизни и заниматься искусством). Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Каждый учащийся любого типа образовательного учреждения имеет соответствующие права и обязанности, что должно быть закреплено в Уставе учебного заведения. Чаще всего в них закреплены следующие права учащихся: право на защиту чести и достоинства, неприкосновенности личности; право на объективную оценку в соответствии со знаниями, умениями и навыками; право учащихся принимать участие в управлении учебным заведением через выборные органы (например, через участие в совете школы или органах ученического самоуправления) [16, с. 52].

– шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы [12, с. 3].

Семейный кодекс РФ рассматривая вопросы, связанные с расширением прав ребенка, закрепляет такие права как:

– выражение собственного мнения с 10 лет, при решении семейных вопросов в суде;

– с 14 лет лицо имеет право на обращение в суд за защитой;

– с 16 лет несовершеннолетние родители имеют все права по отношению к своим детям [7].

Большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены в действующих правовых актах за ними.

Таким образом, правовой статус несовершеннолетнего в Российской Федерации это — правовое положение гражданина, не достигшего восемнадцати летнего возраста, которое на прямую связано с обществом и государством. Задача государства — защита прав несовершеннолетнего гражданина, как внутренним законодательством, так и нормами международного права.

Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве. Несовершеннолетний — уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых.

Многие несовершеннолетние не только не знают свои права, закрепленные в действующем законодательстве, но и не могут в полной мере реализовать их, несмотря на то, что права несовершеннолетних детей имеют законодательное закрепление, они гарантированы Конституцией РФ. Порой несовершеннолетние зачастую не знают принадлежащие им по закону права, не знают, как эти права реализовать, куда обращаться за защитой, и кто может оказать им правовую помощь.

Литература:

  1. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. , принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 385–388.
  2. Конвенция ООН о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.
  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) // Социальные аспекты прав человека в документах мирового сообщества. М., 1996.
  4. Конституция Российской Федерации // Российская газета. № 237, от 25 декабря 1993 г.; СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445; СЗ РФ. 2014. N 9. Ст. 851; СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177; СЗ РФ. 2013. № 52 (часть I). Ст. 7000; СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1554; СЗ РФ. 2015. № 29 (часть I), ст. 4363.
  6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802; СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 5). Ст. 7056; СЗ РФ. 2013. № 49 (часть I). Ст. 6329; СЗ РФ. 2015. № 29 (часть 1), Ст. 4365.
  7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16; СЗ РФ. 2014. № 7. Ст. 735; СЗ РФ. 2014. № 45. Ст. 6143; СЗ РФ. 2015. № 17 (часть IV). Ст. 2476; СЗ РФ. 2015. № 29 (часть I). Ст. 4366.
  8. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7041; СЗ РФ. 2013. № 44. Ст. 5641; СЗ РФ. 2014. № 26 (часть I). Ст. 3377; СЗ РФ. 2015. № 27. Ст. 3945.
  9. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета № 122 от 8 июня 2015 г.
  10. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2014. № 35. Ст. 4811.
  11. Азарова Е. Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей // Журнал российского права. 2013. № 3. С. 21–32.
  12. Афанасьева И. В. Семейно-правовая защита интересов несовершеннолетних при неисполнении родительских обязанностей по их воспитанию и содержанию // Семейное и жилищное право. 2014. № 5. С. 3.
  13. Косова О. Ю. Правовой статус детей: вопросы теории и практики // Семейное и жилищное право. 2014. № 4. С. 19–23.
  14. Куропацкая Е. Г. Права ребенка в современном мире // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 9.
  15. Нечаева А. М. Семейный кодекс — путь к переменам // Российская юстиция. 2015. № 3. С. 14–18.
  16. Никулина О. М. Проблема конституционного регулирования прав подростков // Российская юстиция. 2014. № 12. С. 51–52.
  17. Носова И. Ю. О понятии и классификации прав ребенка // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 4. С. 18–21.
  18. Ростовская И. В. Характеристика современного конституционного законодательства о несовершеннолетних // Административное и муниципальное право. 2012. № 4. С. 35–38.
  19. Серебрякова А. А. Государственные гарантии реализации прав ребенка в Российской Федерации // Вопросы ювенальной юстиции. 2014. № 3. С. 20.
  20. Ситкова О. Ю. Способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан // Судья. 2014. № 6. С. 51–54.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, правовой статус, Российская Федерация, семейный кодекс РФ, восемнадцатилетний возраст, группа, законный интерес ребенка, несовершеннолетний возраст, правовое положение, различный род.

Права ребенка: Российская Федерация | Юридическая библиотека Конгресса США

Для просмотра PDF-файлов

Назад к правам ребенка

Краткое содержание

Защита прав детей - серьезная проблема для России, особенно из-за ухудшения демографической ситуации и все большего вовлечения молодежи в преступную и другую подпольную деятельность. Несколько президентских программ вместе с основными законодательными актами обращаются к этой проблеме, которая находится в центре внутренних общественных дискуссий; Однако из-за недостаточного бюджетного финансирования и ограничений на работу неправительственных организаций законодательные декларации остаются в значительной степени невыполненными. Ожидается, что недавно созданный институт Уполномоченного по правам ребенка и введение системы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, которая давно откладывается, улучшат ситуацию. В данной статье анализируется законодательство, регулирующее защиту прав детей, и оцениваются попытки правительства обеспечить соблюдение соответствующих законов. (PDF, 108 КБ)

Введение

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, предусматривает государственную защиту детства, материнства и семьи.[1] Согласно Конституции, сотни законов, указов президента, постановлений правительства, исполнительных документов отдельных ведомств и законодательных актов субъектов Российской Федерации призваны обеспечивать права детей. Первичными документами в этой области являются Семейный кодекс Российской Федерации [2] и Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21 июля 1998 года [3]. На политику защиты детей также влияет выполнение соответствующих положений таких законодательных актов, как Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Жилищный кодекс, Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Основы законодательства о здравоохранении, Федеральный закон о государственной помощи лицам, имеющим несовершеннолетних. Дети, Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских организаций», Федеральный закон «О социальной помощи» и многие другие.

Представляется, что с юридической точки зрения такие основные права, как право на жизнь, достоинство, личную неприкосновенность, жилище, образование, свободу передвижения, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, доступ к культурным ценностям и другие защищены. Однако все типичные проблемы реализации российского законодательства и функционирования государственных институтов присущи сфере защиты прав детей. Среди этих проблем - отсутствие разделения полномочий между федеральным и региональным уровнями власти; противоречия в законодательстве; отсутствие четкого разграничения между федеральным бюджетом и бюджетом штата в части выплаты государственных субсидий детям; содержание учреждений социальной поддержки; и отсутствие действующих механизмов, которые обеспечивали бы реабилитацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями.

Экономический и социальный кризис 1990-х годов существенно повлиял на права детей. До 2003 года выплата социальной помощи постоянно откладывалась, и даже если деньги получали дети и родители, имеющие несовершеннолетних детей, это не оказывало положительного влияния на экономическое положение в семье из-за своей незначительности и инфляции. Ситуация осложнилась демонтажем существовавших ранее традиционных структур социальной защиты.Трудности в семейных отношениях больше всего сказались на здоровье и благополучии детей. Например, с 1994 по 2003 год численность детей в России уменьшилась на 4,4 миллиона; примерно восемьдесят процентов всех выпускников средних школ имеют серьезные проблемы со здоровьем [4].

Федеральным правительством и Президентом России разработан ряд целевых программ, направленных на создание возможностей для развития детей и защиты их прав. Эти программы посвящены таким аспектам, как развитие одаренных детей, организация летнего отдыха детей, защита детей, родители которых являются беженцами или вынужденными переселенцами, лечение жертв Чернобыльской катастрофы, планирование семьи, противодействие злоупотреблению наркотиками и др. .Согласно российской традиции, вопросы, включенные в государственные или президентские программы, получают лучшее финансирование; их выполнение лучше контролируется ответственными государственными органами; предоставляется законодательная поддержка.

Система государственных органов отвечает за помощь детям в защите их прав и мониторинг их реализации. В его состав входят органы образования, здравоохранения и по делам молодежи, а также межведомственные органы, такие как комитеты по опеке и комиссии по делам несовершеннолетних.Однако эта система не может эффективно реагировать на жалобы детей. Поскольку все эти институты принадлежат исполнительной ветви власти, сфера их деятельности не может выходить за рамки полномочий агентства, частью которого они являются. В 23 из 87 субъектов Российской Федерации создано региональное управление Уполномоченного по правам ребенка, которое защищает права детей, обращается в государственные органы и суды от имени тех детей, которые не имеют другого представительства или с которыми плохо обращаются. , а также координирует деятельность других государственных и общественных служб, занимающихся защитой детей.В большинстве случаев такие омбудсмены назначаются губернатором и входят в систему исполнительной власти; Однако в последние два года назначение, как правило, производится региональным законодательным собранием или требует его утверждения. Эта новая процедура наделяет Омбудсмена парламентским статусом, увеличивает его независимость и расширяет его полномочия. Комитет ООН по правам детей рекомендовал распространить это учреждение на все регионы России и создать федеральную службу уполномоченного по правам ребенка.

Среди других проблем, которые ждут своего правового решения, - принятие законов о специализированной системе ювенальной юстиции; развитие различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; защита детей от жестокого обращения, коммерческой и сексуальной эксплуатации; принятие правовых мер, направленных на предотвращение похищения родителей и незаконного перемещения детей через государственные границы России; правовое воспитание детей, их родителей и должностных лиц, работающих с детьми; и дальнейшее вовлечение неправительственных организаций в работу по защите детей.

Вернуться к началу

Осуществление международных прав ребенка

В качестве правопреемника бывшего Советского Союза Россия стала участником Международной конвенции о правах ребенка (КПР), ратифицированной 16 августа 1990 г. [5] 15 февраля 2001 г. Россия подписала Факультативный протокол к Международной конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах.После ратификации Конвенции Россия попыталась привести свое внутреннее законодательство в соответствие с международными обязательствами в области защиты прав детей. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21 июля 1998 г. повторяет все положения КПР.

Похоже, что семейное право было одной из наиболее пересмотренных областей законодательства в отношении ухода за детьми. В целях обеспечения прав детей в Семейном кодексе Российской Федерации есть специальный раздел, посвященный правам несовершеннолетних.[6] Почти все положения Кодекса отражают требования КПР, за исключением права ребенка на воссоединение со своей семьей. Несмотря на то, что в Федеральный закон «О выезде из Российской Федерации и въезде в нее» [7] были внесены многочисленные поправки, положения о защите детей-мигрантов в этот Закон не вошли. Различные части российского законодательства не единообразно следуют определению детей, приведенному в КПР. Несмотря на то, что статья 1 КПР гласит, что каждый моложе восемнадцати лет признается ребенком, в большинство специализированных программ здравоохранения в России не входят дети старше четырнадцати или старше шестнадцати лет, если ребенок является инвалидом.Для детей младше шестнадцати лет требуется согласие родителей на медицинские процедуры, а к несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати и в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет налоговое законодательство действует иначе.

Несмотря на провозглашение прав детей в российском законодательстве, положения российского законодательства не выполняются, и нет механизма, который заставил бы существующие правовые нормы работать. Растущее число детей-сирот [8] и отсутствие эффективной правовой защиты детей от насилия в семье свидетельствуют о невыполнении заявленных прав.Федеральный закон о предотвращении сиротства и преступлений, совершаемых несовершеннолетними [9], в соответствии с которым были созданы местные и региональные правительственные комиссии по делам несовершеннолетних для координации деятельности по защите детей, не оправдал ожиданий. Закон определяет права детей-сирот, которые являются объектами деятельности полиции и других государственных органов, и защищает права детей, совершивших нарушения закона. Закон предусматривает различные условия содержания в исправительных учреждениях в зависимости от тяжести нарушения, возраста и состояния здоровья ребенка.Ключевой проблемой является отсутствие профилактики и работы по недопущению нарушений. Существующая система нацелена на наказание, а не на улучшение. Например, лишение родительских прав - наиболее часто применяемая форма наказания; однако его можно применять в очень серьезных ситуациях. Аналогичным образом власти обычно рассматривают насильственное поведение персонала в детских учреждениях, когда оно усиливается и затем преследуется как преступление.

Реализация норм международного права в России осложняется тем, что эти нормы редко афишируются и популяризируются в стране.Педагоги и социальные работники, занимающиеся вопросами детей, часто игнорируют основные принципы прав человека и международные требования в отношении прав детей

Путин приказывает начать массовую вакцинацию против Covid-19 в России, это начнется НА СЛЕДУЮЩЕЙ НЕДЕЛЕ с приоритетом ключевых сотрудников

Президент Владимир Путин распорядился начать широкомасштабную вакцинацию против коронавируса в России к концу следующей недели. Медики и учителя первыми сделают прививки, и участие будет добровольным.

Российская фармацевтическая промышленность готова ответить на этот вызов, заявил Путин в ходе правительственной телеконференции в среду. Он объяснил, что количество уже произведенных доз новаторской формулы «Спутник V» достигнет двух миллионов в ближайшие дни,

«Я бы попросил вас организовать работу таким образом, чтобы позволить начать крупномасштабную . .. масштабная вакцинация до конца следующей недели », - сообщил президент вице-премьеру Татьяне Голиковой. Она пообещала доложить, когда правительство будет готово выполнить задачу, но Путин лаконично ответил, сказав, что ему не нужен отчет, а фактическое начало вакцинации.

Участие будет добровольным, граждане России получат уколы бесплатно.

Голикова попросила глав регионов России предоставить отчеты об их способности распространять "Спутник В." Москва определит объем поставок исходя из наличия необходимого оборудования, условий хранения, количества обученного персонала и наличия пунктов вакцинации.

Также на rt.com По словам разработчиков, по пятам за Sputnik V, вторая российская вакцина против Covid-19 «EpiVacCorona», выпуск которой состоится в декабре.

Ранее в среду министр обороны Сергей Шойгу сообщил президенту, что военные построили еще четыре медицинских центра для борьбы с коронавирусом. Они уже переданы местным властям на юге Астраханской области, в городах Псков и Североморск. Одно такое учреждение в Пскове предназначено для лечения детей с диагнозом Covid-19 и может одновременно принимать до 60 пациентов.

Путин сказал, что и военные, и гражданские строители заслужили «отличную оценку» за свою работу в последние месяцы, так как строительство медицинских объектов шло круглосуточно и было завершено в срок.С начала пандемии военные построили в общей сложности 29 медицинских центров по всей России.

Путин также приветствовал российских ученых, заявив, что «производство Sputnik V, первой в мире зарегистрированной вакцины против коронавирусной инфекции, - это то, что позволяет нам начать вакцинацию». Sputnik V получил государственное одобрение в августе, клинические испытания третьей фазы продолжаются. Последние данные показывают, что более 95 процентов пробных прививок оказались эффективными против Covid-19.В середине октября в России также была зарегистрирована вторая вакцина - EpiVacCorona.

Также на rt.com Более ОДНОГО МИЛЛИАРДА доз российской вакцины Sputnik V против Covid-19, как ожидается, будет готово в 2021 году, поскольку производитель обещает низкие цены

Понравилась эта история? Поделись с другом!

Недоступность для людей с ограниченными возможностями в России

Недоступность для людей с ограниченными возможностями в Россия

Сводка

Обзор

Отчет о результатах

Устаревший подход

Нарушение закона

Что нужно сделать

Ключевые рекомендации

Правительству РФ

Министерствам, реализующим Программа доступной среды

На Международный Паралимпийский Комитет

Условия

Методология

И.Фон

Инвалидность в России

II. Барьеры на пути к физическому Окружающая среда

Физическое ограничение дома

Недоступные общественные тротуары и Перекрестки улиц

Отсутствие доступных частных предприятий

Недоступные правительственные здания

Недостаточные средства правовой защиты

Неадекватное исполнение Законы о доступности

Опасения по поводу федерального строительства Нормы

III. Препятствия для доступа к Транспорт

Автобусы и маршрутки

Москва и Санкт-Петербург Метрополитен Поезды

Пригородные и междугородние поезда

Автомобильный транспорт

Социальное такси

Аэропорты

Дискриминация со стороны Транспортные работники

Отсутствие ответа правительства

IV. Отсутствие доступа к работе

Роль образования в доступе к Работа

Дискриминация при приеме на работу и увольнении

Несправедливые и неблагоприятные условия Работа

Недостаточно усилий для продвижения Трудоустройство людей с ограниченными возможностями

Неадекватная российская федеральная политика и Программы занятости

В.Отсутствие доступа к здравоохранению и Реабилитация

Трудности с доступом к здравоохранению Удобства и услуги

Отсутствие уважения к семье

VI. Паралимпийские игры 2014

Цели Международного Паралимпийский комитет

Ожидания МПК от Оргкомитет «Сочи 2014»

Россия Подготовка в Продвижение Паралимпийских игр

Взаимодействие людей с Инвалиды в планировании

VII. Обязательства России в соответствии с международным и национальным законодательством

Международные обязательства

Национальные обязательства

VIII. Рекомендации

Правительству РФ

Министерству регионов Развитие

Министерству транспорта

Министерству труда и социальной защиты Защита

Минздраву

Министерствам, реализующим Программа доступной среды

В Организацию Олимпиады «Сочи 2014» Комитет

На Международный Паралимпийский Комитет

в международный аэропорт России Партнеры и международные финансовые институты

Комитету по правам Инвалиды (CRPD)

Благодарности

Приложение

Денис, слепой, 25 лет, ежедневно ходит из Москвы. пригород в его городской офис.Он трижды упал с электрички платформы, в том числе в июне 2012 года, когда сломал руку. Он сказал Правам Человека Смотрите "Везде есть риск травмы . .. может быть, если есть были те тактильные полоски, которые ясно показывают, где заканчивается платформа, это не случилось бы ».

****

26-летняя Мария Д. с ограниченной подвижностью и пользуется инвалидной коляской, живет в квартире на третьем этаже в Сочи, доме 2014 года. Зимние Олимпийские и Паралимпийские игры.Поскольку в ее квартиру можно попасть только лестницу, она часто не покидает ее по несколько месяцев и не может встретиться с семьей и друзьями, среди которых есть местная группа людей с ограниченными мобильность.

****

Отсутствие доступного транспорта мешает Нине, а 52-летняя глухая женщина, проживающая на окраине Улан-Удэ, города в г. Сибирь, от посещения центра города до поликлиники. Описание маршруток города, Нина сказала: «Нет кнопок, которые можно нажмите, чтобы объявить, что вы хотите выйти.Автобусы лучше, потому что они делают постоянные остановки.… Я бы просто хотел, чтобы там были цифровые знаки, объявляющие останавливается. "

****

Обзор

В мире насчитывается не менее 13 миллионов людей с ограниченными возможностями. Россия сегодня. Люди, пользующиеся инвалидными колясками или костылями; люди с церебральный паралич; слепые или слабовидящие люди; глухие или слабослышащих; люди с ограниченными интеллектуальными возможностями или пороками развития, такие как Даун синдром или аутизм, люди с проблемами психического здоровья и люди с множественными инвалиды живут во всех крупных городах, поселках и сельской местности.Пока в России предпринял несколько важных шагов в последние годы для защиты прав людей с ограниченными возможностями, этот отчет показывает, что у правительства есть еще больше сделать для обеспечения права на доступную среду для людей с инвалидность. Среди шагов, предпринятых правительством России последние годы, чтобы продемонстрировать свою приверженность обеспечению прав лиц с инвалидности была ратификация Конвенции Организации Объединенных Наций о Права людей с ограниченными возможностями (КПИ) в 2012 г. КПИ обязывает государства для защиты равного пользования всеми правами человека и основными свободами инвалиды. КПИ указывает, что люди с ограниченными возможностями должен иметь равный доступ к транспорту, физической среде, информации и коммуникации, а также другие объекты и услуги, которые открыты или предоставляются публике. В качестве ключевого компонента реализации КПИ Россия выполняет четырехлетняя программа «Доступная среда» стоимостью несколько миллиардов рублей (2011-2015), включая федеральное финансирование и консультационную поддержку для расширения доступа для людей с ограниченными возможностями на образование, здравоохранение, информацию, транспорт и другие коммунальные услуги в нескольких регионах России.

В марте 2014 года Россия примет Зимние Паралимпийские игры. в Сочи, черноморском курортном городе, в котором проживает около 340 000 человек. По Россия, принимающая Паралимпийские игры, делает важный шаг к тому, чтобы люди с ограниченными возможностями как видимые участники общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *