Полномочия суда первой инстанции гпк: » » ( ) 14.11.2002 N 138- ( ) /

Содержание

Вопрос 217. Полномочия суда второй инстанции (апелляционной и кассационной) по ГПК.

Вопрос 217. Полномочия суда второй инстанции (апелляционной и кассационной) по ГПК.

По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе (ст. 328 ГПК):

1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;

3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;

4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, представление прокурора, вправе (ст. 334 ГПК):

1) оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, представление прокурора без удовлетворения;

2) отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с делом, вправе (ст. 390 ГПК):

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;

6) оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379. 1 ГПК19.

При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

последние изменения и поправки, судебная практика

СТ 390 ГПК РФ

1. По результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе:

1) оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;

6) оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379. 1 настоящего Кодекса, или прекратить производство по кассационным жалобе, представлению, если после принятия кассационных жалобы, представления к производству суда от лица, их подавшего, поступило заявление об отказе от кассационных жалобы, представления и отказ принят судом в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса.

2. После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления кассационных жалобы, представления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с кассационными жалобой, представлением.

В случае прекращения производства по кассационным жалобе, представлению повторное обращение того же лица по тем же основаниям в суд с кассационными жалобой, представлением не допускается.

3. Кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

4. Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Комментарий к Статье 390 Гражданского процессуального кодекса

Комментируемая статья предусматривает полномочия суда кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы, представления с делом.

В соответствии с положениями ч. 1 комментируемой статьи, рассмотрев кассационные жалобу, представление с делом, суд кассационной инстанции вправе:

- оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление - без удовлетворения;

- отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

- отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

- оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

- отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;

- оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований для возвращения кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу.

При рассмотрении дела в кассационном порядке суду надлежит проверить правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. В интересах законности судом возможен выход за пределы доводов кассационных жалобы, представления, только при этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

Суд кассационной инстанции не вправе, во-первых, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции; во-вторых, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими; в-третьих, определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (ч.

2).

В силу ч. 3 комментируемой статьи указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Полагаем, что положения ч. 3 ст. 390 ГПК РФ об обязательности указаний суда кассационной инстанции для суда, вновь рассматривающего дело, не отвечают принципу гражданского судопроизводства - самостоятельности и независимости суда (ст. ст. 6, 8 ГПК РФ). Действующее процессуальное законодательство дозволяет суду кассационной инстанции толковать закон, и такое толкование обязательно для суда, вновь рассматривающего дело. К сожалению, кассационная инстанция не всегда дает указания о правильном толковании закона, а порой обязывает суд изучить те или иные доказательства.

Кассационная инстанция не может быть признана исключительной инстанцией, не только ей под силу правильно истолковывать применяемое законодательство. Не исключены судебные ошибки и этой инстанции (см., например, Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 1 июля 2015 г.

N 5-ПВ15, от 27 апреля 2016 г. N 1-ПВ16). Следовало бы в ч. 3 комментируемой статьи указать четкие критерии толкования норм права и пределы такого толкования.

В п. п. 24 - 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" разъяснено, что при рассмотрении кассационных жалобы, представления с делом суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства (ч. 2 ст. 390 ГПК РФ). Вместе с тем если судом кассационной инстанции будет установлено, что судами первой и (или) апелляционной инстанций допущены нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера (например, судебное постановление в нарушение требований ст.

60 ГПК РФ основано на недопустимых доказательствах), суд учитывает эти обстоятельства при вынесении кассационного постановления (определения) (п. 24).

Суд кассационной инстанции проверяет законность только тех судебных постановлений, которые обжалуются, и только в той части, в которой они обжалуются (ч. 2 ст. 390 ГПК РФ). Однако если обжалуемая часть решения обусловлена другой его частью или иным судебным постановлением, вынесенным по этому же делу, которые не обжалуются заявителем, то эта часть решения или судебное постановление также подлежат проверке судом кассационной инстанции.

Проверка законности обжалуемого судебного постановления осуществляется в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Вместе с тем следует иметь в виду, что суд не связан доводами, изложенными в кассационных жалобе, представлении, если он придет к выводу, что в интересах законности необходимо выйти за пределы этих доводов (п. 25).

Судам следует иметь в виду, что вновь открывшиеся обстоятельства либо новые обстоятельства, на которые лица, указанные в ч.

1 ст. 376 ГПК РФ, ссылаются в кассационных жалобе, представлении, не могут служить основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.

По указанным обстоятельствам судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке, установленном гл. 42 ГПК РФ (п. 26).

Если судами первой и (или) апелляционной инстанций допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права, для исправления которой после отмены (изменения) судебных постановлений не требуется установления новых обстоятельств дела, представления, исследования и оценки доказательств, то суду кассационной инстанции следует принять новое судебное постановление (определение), не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции (п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ) (п. 27) <1>.
--------------------------------
<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. N 2.

Статья 390. ГПК РФ. Полномочия суда кассационной инстанции

1. Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с делом, вправе:

  • оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения;
  • отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
  • отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  • оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  • отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
  • оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 настоящего Кодекса.

2. При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

3. Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.


Комментарии к ст. 390 ГПК РФ


1. В комментируемой статье понятие "судебное постановление" понимается в широком смысле этого слова. Таковым может быть и решение, и определение любого суда общей юрисдикции, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ.

2. На новое кассационное рассмотрение дело может быть передано, если суд кассационной инстанции допустил существенные процессуальные нарушения, которые лишили его возможности надлежащим образом проверить законность и обоснованность решения и доводы жалобы или представления (неизвещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела; рассмотрение дела судом в ненадлежащем составе и т.п.). Вместе с тем суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не должен направлять дело на новое кассационное рассмотрение, если он не согласен с выводами суда кассационной инстанции, повлекшими необоснованную отмену решения суда первой инстанции.

3. Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения, если обстоятельства, влекущие принятие такого решения, не требуют проверки в суде первой инстанции.

4. Одно из ранее вынесенных по делу решений может быть оставлено в силе, если оно не противоречит закону и соответствует обстоятельствам дела.

5. Изменяя решение, определение или постановление либо вынося новое решение, суд должен исходить из обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции.

6. Надзорная инстанция в соответствии со своими полномочиями вправе изменить не только резолютивную, но и мотивировочную часть решения, определения, постановления.

7. Если суд, рассматривающий дело в порядке надзора, отменив полностью или частично решение (судебный приказ), определение, вместе с тем приходит к выводу о наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 215 и 216 ГПК РФ, то в этом случае дело передается на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указанием в мотивировочной части определения на необходимость обсудить вопрос о приостановлении производства по делу.

8. Применительно к ст. 200, 202, 203 ГПК РФ суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе, исходя из фактических обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции, исправить арифметическую ошибку, допущенную в вынесенном этой надзорной инстанцией определении об изменении решения либо о вынесении нового решения, а также разъяснить это определение в случае его неясности либо разрешить вопрос об отсрочке, рассрочке исполнения измененного или вынесенного им нового решения, а также об изменении способа и порядка его исполнения; проверяя дело в полном объеме, суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе выяснить законность и обоснованность вынесенного по делу частного определения; в случае установления его неправильности оно подлежит отмене.

9. При отмене решения (судебного приказа), определения и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции надзорная инстанция должна четко излагать мотивы отмены, какие доказательства следует истребовать, а также какие другие действия должен совершить суд при новом рассмотрении дела.

10. При наличии сомнений в правильности заключения эксперта, имевшего существенное значение для вынесения решения, суд, рассматривающий дело в порядке надзора, отменяя это решение и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, вправе дать указание о необходимости повторной экспертизы.

11. В случае отмены в порядке надзора состоявшихся по делу судебных постановлений и направления дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу следует руководствоваться теми правилами родовой подсудности споров, которые действуют во время вынесения определения или постановления суда надзорной инстанции. Таким образом, в случае отмены в порядке надзора решения мирового судьи и определения апелляционной инстанции, если на момент рассмотрения дела в суде надзорной инстанции изменились правила определения родовой подсудности спора и теперь дело подсудно районному суду, дело направляется для рассмотрения по первой инстанции в районный суд.

См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10 марта 2010 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. N 5. [Электронный ресурс]. М., 2010.

12. В соответствии с ч. 1.1 комментируемой статьи суд надзорной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются. В то же время если обжалуемая часть решения обусловлена другой его частью, которая не обжалуется заявителем, то эта часть решения также подлежит проверке судом надзорной инстанции, независимо от наличия просьбы лица, подавшего жалобу.

См.: О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации": Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 февраля 2008 года N 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 4.

13. См. также комментарии к ст. 196, 361, 369, 376, 379.1, 388 ГПК РФ.

Глава 41.1 Гражданского процессуального кодекса РФ

Статья 391.1 ГПК РФ. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора

  1. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

  2. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:
    1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
    2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;
    3) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
    4) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
    5) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;
    6) определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке.

  3. Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, указанных в части второй настоящей статьи, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Статья 391.2 ГПК РФ. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления

  1. Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

  2. Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Статья 391.3 ГПК РФ. Содержание надзорных жалобы, представления

  1. Надзорные жалоба, представление должны содержать:
    1) наименование суда, в который они подаются;
    2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
    3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
    4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
    5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
    6) указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
    7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

  2. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

  3. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

  4. К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

  5. Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

  6. К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Статья 391.4 ГПК РФ. Возвращение надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу

  1. Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:
    1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5 и 7 части первой, частями третьей - шестой статьи 391.3 настоящего Кодекса;
    2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
    3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорным жалобе, представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;
    4) поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
    5) надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных частью второй статьи 391.1 настоящего Кодекса.

  2. Надзорные жалоба, представление без рассмотрения по существу должны быть возвращены в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

Статья 391.5 ГПК РФ. Рассмотрение надзорных жалобы, представления

  1. Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 391.1 - 391.3 настоящего Кодекса, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации.
    Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

  2. По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:
    1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
    2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

  3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 391.6 ГПК РФ. Сроки рассмотрения надзорных жалобы, представления

  1. Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

  2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

Статья 391.7 ГПК РФ. Определение об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

Определение об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации должно содержать:
1) дату и место вынесения определения;
2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;
3) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
4) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
5) мотивы, по которым отказано в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.  

Статья 391.8 ГПК РФ. Определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

  1. Определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации должно содержать:
    1) дату и место вынесения определения;
    2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;
    3) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
    4) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
    5) изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления;
    6) мотивированное изложение оснований для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации;
    7) предложения судьи, вынесшего определение.

  2. Судья Верховного Суда Российской Федерации вместе с вынесенным им определением передает надзорные жалобу, представление и дело в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 391.9 ГПК РФ. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:
1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
3) единообразие в толковании и применении судами норм права. 

Статья 391.10 ГПК РФ. Порядок и срок рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

  1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

  2. Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных жалобы, представления.
    Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по правилам, предусмотренным главой 10 настоящего Кодекса. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

  3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, вынесший определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации данных надзорных жалобы, представления с делом.

  4. Надзорные жалоба, представление с делом рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

  5. В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.
    В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимает участие Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель.

  6. Надзорные жалоба, представление с делом, рассматриваемые в порядке надзора в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации, докладываются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

  7. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

  8. Лица, указанные в части четвертой настоящей статьи, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

  9. По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление.

  10. При рассмотрении надзорных жалобы, представления с делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

  11. О принятом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

Статья 391.11 ГПК РФ. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации

  1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

  2. Жалоба или представление прокурора, указанные в части первой настоящей статьи, могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.

  3. Дело по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации рассматривается Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 391.10 настоящего Кодекса.

  4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дела, о пересмотре которого им внесено представление.

Статья 391.12 ГПК РФ. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора

  1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:
    1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
    2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
    3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
    4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
    5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
    6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 391.4 настоящего Кодекса.

  2. При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
    При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

  3. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

  4. Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Статья 391.13 ГПК РФ. Содержание постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации

В постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации должны быть указаны:
1) наименование и состав суда, принявшего постановление;
2) дата и место принятия постановления;
3) дело, по которому принято постановление;
4) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации;
6) содержание обжалуемых судебных постановлений;
7) выводы Президиума Верховного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;
8) мотивы, по которым Президиум Верховного Суда Российской Федерации пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался.

Статья 391.14 ГПК РФ. Вступление в законную силу постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

профессиональный адвокат по гражданским делам в Москве

ГПК РФ. Глава 41. Производство в суде кассационной инстанции

Статья 376 ГПК РФ. Право на обращение в суд кассационной инстанции

  1. Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящей главой, в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

  2. Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, указанными в части первой настоящей статьи, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

  3. Право на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в статье 377 настоящего Кодекса.

Статья 377 ГПК РФ. Порядок подачи кассационных жалобы, представления

  1. Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции.

  2. Кассационные жалоба, представление подаются:
    1) на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;
    2) на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов - в президиум окружного (флотского) военного суда;
    3) на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, - в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
    4) на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, - в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

  3. С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений вправе обращаться:
    1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители - в любой суд кассационной инстанции;
    2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Статья 378 ГПК РФ. Содержание кассационных жалобы, представления

  1. Кассационные жалоба, представление должны содержать:
    1) наименование суда, в который они подаются;
    2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
    3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
    4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
    5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
    6) указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;
    7) просьбу лица, подающего жалобу, представление.

  2. В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

  3. Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано на принятое по жалобе, представлению решение.

  4. Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление должно быть подписано прокурором, указанным в части третьей статьи 377 настоящего Кодекса.

  5. К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

  6. Кассационные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

  7. К кассационной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Статья 379.1 ГПК РФ. Возвращение кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу

  1. Кассационные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:
    1) кассационные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5 и 7 части первой, частями третьей - седьмой статьи 378 настоящего Кодекса;
    2) кассационные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд кассационной инстанции;
    3) пропущен срок обжалования судебного постановления в кассационном порядке и к кассационным жалобе, представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;
    4) поступила просьба о возвращении или об отзыве кассационных жалобы, представления;
    5) кассационные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных статьей 377 настоящего Кодекса.

  2. Кассационные жалоба, представление должны быть возвращены без рассмотрения по существу в течение десяти дней со дня их поступления в суд кассационной инстанции.

Статья 380.1 ГПК РФ. Действия суда кассационной инстанции после поступления кассационных жалобы, представления

Кассационные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 376 - 378 настоящего Кодекса, изучаются:

  1. в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда - председателем или заместителем председателя соответствующего суда либо судьей данного суда;

  2. в Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации - судьей Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 381 ГПК РФ. Рассмотрение кассационных жалобы, представления

  1. Судьи, указанные в статье 380.1 настоящего Кодекса, изучают кассационные жалобу, представление по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела судья вправе вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной инстанции при наличии просьбы об этом в кассационных жалобе, представлении или ином ходатайстве.

  2. По результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
    1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
    2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

  3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и вынести определение о его отмене и передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

  4. Кассационные жалоба, представление, поданные в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации или в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации на судебные постановления, указанные в пунктах 3 и 4 части второй статьи 377 настоящего Кодекса, с делом в случае передачи их для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции направляются соответственно в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации или в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 382 ГПК РФ. Сроки рассмотрения кассационных жалобы, представления

  1. В суде кассационной инстанции, за исключением Верховного Суда Российской Федерации, кассационные жалоба, представление рассматриваются в срок, не превышающий одного месяца, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий двух месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в суд кассационной инстанции.

  2. В Верховном Суде Российской Федерации кассационные жалоба, представление рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

  3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения кассационных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

Статья 383 ГПК РФ. Определение судьи об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции

Определение судьи об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции должно содержать:

  1. дату и место вынесения определения;

  2. фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;

  3. наименование лица, подавшего кассационные жалобу, представление;

  4. указание на судебные постановления, которые обжалуются;

  5. мотивы, по которым отказано в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Статья 384 ГПК РФ. Определение судьи о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции

  1. Определение судьи о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции должно содержать:
    1) дату и место вынесения определения;
    2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;
    3) наименование суда кассационной инстанции, в который передается дело для рассмотрения по существу;
    4) наименование лица, подавшего кассационные жалобу, представление;
    5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
    6) изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления;
    7) мотивированное изложение оснований для передачи кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции;
    8) предложения судьи, вынесшего определение.

  2. Судья вместе с вынесенным им определением направляет кассационные жалобу, представление и дело в суд кассационной инстанции.

Статья 385 ГПК РФ. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции

  1. Суд кассационной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и копии кассационных жалобы, представления. Время рассмотрения кассационных жалобы, представления с делом в судебном заседании суда кассационной инстанции назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться на заседание.

  2. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения кассационных жалобы, представления с делом, однако неявка указанных лиц не препятствует их рассмотрению.

Статья 386 ГПК РФ. Сроки и порядок рассмотрения кассационных жалобы, представления с делом в судебном заседании суда кассационной инстанции

  1. Кассационные жалоба, представление с делом рассматриваются судом кассационной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

  2. Кассационные жалоба, представление с делом, рассматриваемые в кассационном порядке в президиуме соответствующего суда, докладываются председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда.
    В Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации кассационные жалоба, представление с делом докладываются одним из судей соответствующей коллегии.

  3. В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие кассационные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

  4. В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:
    1) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель - в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;
    2) должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора Российской Федерации - в Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

  5. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

  6. Лица, указанные в части третьей настоящей статьи, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее кассационные жалобу, представление.

  7. По результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления с делом президиум суда кассационной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации выносят определения.

  8. При рассмотрении кассационных жалобы, представления с делом в кассационном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, кассационные жалоба, представление считаются отклоненными.

  9. Вынесение кассационных постановления, определения и их объявление происходят по правилам, предусмотренным соответственно статьями 194 и 193 настоящего Кодекса.

  10. О принятых судом кассационной инстанции постановлении или определении сообщается лицам, участвующим в деле.

Статья 387 ГПК РФ. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. 

Статья 388 ГПК РФ. Постановление или определение суда кассационной инстанции

  1. В постановлении или определении суда кассационной инстанции должны быть указаны:
    1) наименование и состав суда, принявшего постановление или определение;
    2) дата и место принятия постановления или определения;
    3) дело, по которому принято постановление или определение;
    4) наименование лица, подавшего кассационные жалобу, представление о пересмотре дела в кассационном порядке;
    5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции;
    6) содержание обжалуемых судебных постановлений;
    7) выводы суда по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления;
    8) мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.

  2. При оставлении кассационных жалобы, представления без удовлетворения суд обязан указать мотивы, по которым доводы жалобы, представления отклоняются.

  3. Постановление президиума соответствующего суда подписывается его председательствующим, определение судебной коллегии - судьями, рассматривавшими дело в кассационном порядке.

Статья 389 ГПК РФ. Утратила силу с 1 января 2012 года. 

Статья 390 ГПК РФ. Полномочия суда кассационной инстанции

  1. Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с делом, вправе:
    1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения;
    2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
    3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
    4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
    5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
    6) оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 настоящего Кодекса.

  2. При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
    Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

  3. Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Статья 391 ГПК РФ. Вступление в законную силу постановления или определения суда кассационной инстанции

Постановление или определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

профессиональный адвокат по гражданским делам в Москве

Полномочия суда апелляционной инстанции (ст. 328 гпк рф):

  1. Оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу (представление прокурора) без удовлетворения.

  2. Отменить или изменит решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение.

  3. Отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения.

  4. Оставить апелляционную жалобу (представление прокурора) без рассмотрения по существу, если жалоба (представление) поданы по истечении срока апелляционного обжалования и судом первой инстанции не решён вопрос о восстановлении этого срока.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке (ст. 330 гпк рф):

  1. Неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

  2. Недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

  3. Несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

  4. Нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

Неправильным применением норм материального права являются:

а). неприменение закона подлежащего применению;

б). применение закона не подлежащего применению;

в). неправильное истолкование закона.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются:

а). Рассмотрение дела судом в незаконном составе;

б). Рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, и не извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;

в). Нарушение правил о языке, на котором ведётся судебное производство;

г). Принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлечённых к участию в деле;

е). Решение суда не подписано судьёй либо решение суда подписано не тем судьёй или теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело;

ж). Отсутствие в деле протокола судебного заседания;

з). Нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.

Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении частной жалобы (представления прокурора) на определение суда первой инстанции:

а). Оставить определение суда первой инстанции без изменения, а жалобу (представление прокурора) – без удовлетворения;

б). Отменить определение суда и разрешить вопрос по существу.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационное производство

Кассационное производство – пересмотр судами вышестоящих инстанций судебных постановлений, вступивших в законную силу, за исключением судебных постановлений Верховного Суда РФ.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные ГПК РФ, способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Судебные разбирательства и разрешение споров 2020 | Швейцария

Корзина Получить обновления электронной почты Ассоциации Видео Поиск: Авторизоваться
  • Наши бренды:
    • Африканское право и бизнес
    • Журнал CDR
    • Глобальная правовая информация
    • Международные бизнес-отчеты
    • ICLG
  • Дом
  • Области практики

    Области практики Просмотр от А до Я

    • Альтернативные инвестиционные фонды
    • Борьба с обмыванием денег
    • Авиационное финансирование и лизинг
    • Авиационное право
    • Деловые преступления
    • Картели и снисходительность
    • CDR - мошенничество, отслеживание активов и восстановление
    • Действия класса и группы
    • Судебное разбирательство по делу о конкуренции
    • Строительное и инженерное право
    • Защита потребителя
    • авторское право
    • Корпоративное управление
    • Корпоративная иммиграция
    • Корпоративные расследования
    • Корпоративный налог
    • Кибербезопасность
    • Защита данных
    • Производные
    • Дизайн
    • Цифровой бизнес
    • Цифровое Здоровье
    • Судебные тяжбы в отношении наркотиков и медицинских устройств
    • Трудовое и трудовое право
    • Исполнение иностранных судебных решений
    • Закон об окружающей среде и изменении климата
    • Экологическое, социальное и управленческое право
    • Семейное право
    • Финтех
    • Режимы прямых иностранных инвестиций
    • Франшиза
    • Азартные игры
    • Страхование и перестрахование
    • Международный арбитраж
    • Инвестор-государственный арбитраж
    • Кредитование и обеспечение финансирования
    • Судебные разбирательства и разрешение споров
    • Контроль за слияниями
    • Слияния и поглощения
    • Горное право
    • Регулирование нефти и газа
    • Аутсорсинг
    • Патенты
    • Фармацевтическая реклама
    • Частный клиент
    • Частный акционерный капитал
    • Ответственность производителя
    • Проектное финансирование
    • Государственные инвестиционные фонды
    • Государственные закупки
    • Недвижимость
    • Возобновляемая энергия
    • Реструктуризация и несостоятельность
    • Санкции
    • Секьюритизация
    • Закон о судоходстве
    • Телекоммуникации, СМИ и Интернет
    • Торговые марки

Назначения судей - Верховный суд

Назначения судей

Процедура назначения судьи Верховного суда Соединенного Королевства

Процедура назначения судьи Верховного суда Соединенного Королевства регулируется статьями 25–31 и Приложением 8 Закона о конституционной реформе 2005 года с поправками, внесенными Законом о преступности и судах 2013 года.В этой записке излагается краткое резюме процесса.

Раздел 25 Закона 2005 г. устанавливает установленные законом требования для назначения. Раздел 25 был изменен статьями 50-52 Закона о трибуналах и исполнении 2007 года, так что квалификационные требования следующие:

  • «Кандидаты должны занимать высокие судебные должности не менее двух лет. (« Высокий судебный пост »определяется как включающий судей Высоких судов Англии и Уэльса, а также Северной Ирландии; судей Апелляционных судов Англии и Уэльса и Северная Ирландия; и судьи Сессионного суда).
  • В качестве альтернативы кандидаты должны удовлетворять условию назначения на должность судьи на 15-летней основе или иметь квалификацию практикующего специалиста не менее 15 лет.
  • Лицо удовлетворяет условию назначения на должность судьи на 15-летней основе, если оно было солиситором высших судов Англии и Уэльса или барристером в Англии и Уэльсе не менее 15 лет; и набирался опыта в области права в период постквалификации.
  • Человек является квалифицированным практикующим, если он является адвокатом в Шотландии или солиситором, имеющим право выступать в Сессионном суде и Высоком суде судебных органов; или он является членом коллегии адвокатов Северной Ирландии или солиситором Судебного суда Северной Ирландии.
  • Значение слова «получение опыта в юриспруденции» изложено в разделах 52 (2) - (5) Закона о судах и правоприменении 2007 года и относится к периоду, когда он занимался юридической деятельностью.«

В обязанности лорда-канцлера входит созыв отборочной комиссии: обычно это делается путем письма на имя председателя суда, который возглавляет отборочную комиссию. В соответствии с изменениями, внесенными Законом о преступности и судах 2013 года, заместитель президента больше не является членом отборочной комиссии. Вместо этого президент должен назначить старшего судью из любой точки Соединенного Королевства, но этот судья не может быть судьей Верховного суда. Кроме того, есть член каждой из комиссий по назначениям судей Англии и Уэльса, Совета по назначениям судей в Шотландии и Комиссии по назначениям судей в Северной Ирландии.По крайней мере, один из этих представителей должен быть мирянином. Кандидатуры выдвигает председатель соответствующей комиссии / правления.

В соответствии с изменениями, внесенными в Закон о преступности и судах 2013 года, если комиссия созывается для выбора лица, рекомендованного для назначения на должность Председателя Суда, уходящий президент не может быть членом комиссии. В этих обстоятельствах комиссию должен возглавлять один из ее членов, не имеющих юридической квалификации.

Закон о преступности и судах 2013 года также включает положения, касающиеся разнообразия, в которых кандидаты на судебные должности имеют равные достоинства.В соответствии с разделом 9 Приложения 13 Закона для назначений в Верховный суд, когда два человека имеют равные заслуги, Раздел 159 Закона о равенстве 2010 года не применяется, но это не мешает комиссии отдавать предпочтение одному кандидату над другим для цель увеличения разнообразия в группе лиц, которые являются судьями Суда.

Законодательство не предписывает процедуру, которой должна следовать отборочная комиссия, хотя в соответствии с разделом 27 (9) комиссия должна учитывать любые указания лорда-канцлера в отношении вопросов, которые необходимо принять во внимание (с учетом любых других положений в Акте) при выборе.На практике каждая отборочная комиссия определяет свой собственный процесс.

Но Закон 2005 г. действительно предписывает набор людей, с которыми должна консультироваться отборочная комиссия. Это:

«Старшие судьи». Старшие судьи определены в пункте 60 (1) Закона как:

(1) В этой Части «часть Соединенного Королевства» означает Англию и Уэльс, Шотландию или Северную Ирландию;
«старшие судьи» -

  1. судьи Верховного суда;
  2. лорд-главный судья Англии и Уэльса;
  3. Мастер рулонов;
  4. Лорд председатель Сессионного суда;
  5. лорд-главный судья Северной Ирландии;
  6. лорд-судья-клерк;
  7. Президент дивизии королевской скамьи;
  8. президент Семейного отдела;
  9. канцлер Высокого суда;

«Верховный суд» означает Верховный суд Соединенного Королевства.

Кроме того, отборочная комиссия должна проконсультироваться с лордом-канцлером, первым министром в Шотландии, первым министром в Уэльсе и комиссией по назначениям судей в Северной Ирландии.

Пункт 27 Закона 2005 г. устанавливает ряд требований:

  1. Выбор должен быть основан на заслугах.
  2. Лицо может быть выбрано только в том случае, если оно соответствует требованиям, изложенным в статье 25.
  3. Лицо не может быть избрано, если оно входит в состав комиссии.
  4. Любой выбор должен быть только одного человека; и
  5. Делая выбор, комиссия должна гарантировать, что «судьи между собой будут знать и иметь практический опыт в законодательстве каждой из частей Соединенного Королевства».

На практике это последнее требование разработано для обеспечения постоянного представительства как Шотландии, так и Северной Ирландии.

Положения Закона использовались в 2008/09 году на добровольной основе, поскольку эта часть Закона еще не вступила в силу.Впоследствии семь отборочных комиссий заседали, используя положения Закона. В 2008/09 году отборочная комиссия приняла решение об объявлении вакансий. Это был первый раз, когда вакансии на этом уровне были предметом открытого конкурса, и эта практика продолжилась с последующими комиссиями. Каждый раз для потенциальных кандидатов составляется информационный пакет, который является общедоступным. С 2009/10 г. реклама и информационный пакет размещаются на нашем сайте.Информационный пакет устанавливает, среди прочего, критерии, которые отборочная комиссия использует для оценки заявок.

Поддержка отборочной комиссии обеспечивается главой исполнительной власти Верховного суда и его канцелярией.

Роль лорд-канцлера

Закон о конституционной реформе 2005 г. сохраняет роль лорда-канцлера после того, как отборочная комиссия вынесет свое решение. Соответствующие разделы - это статьи 28-31 Закона.

Раздел 28 требует, чтобы комиссия представила лорд-канцлеру отчет, в котором должно быть указано: кто был выбран; с кем консультировались; и который содержит любую другую информацию, требуемую лорд-канцлером.Это положение также позволяет лорд-канцлеру запрашивать любую дополнительную информацию, не включенную в отчет.

По закону лорд-канцлер обязан консультироваться со старшими судьями (как указано выше), первым министром Шотландии, первым министром Уэльса и председателем Комиссии по назначениям судей Северной Ирландии. Разделы 29-31 Закона затем излагают варианты действий лорд-канцлера. В строго определенных обстоятельствах лорд-канцлер может предложить пересмотреть или отклонить кандидата, хотя должны быть указаны причины для любого из этих действий.

Если после консультаций, указанных выше, лорд-канцлер удовлетворен рекомендацией отборочной комиссии, имя кандидата передается премьер-министру, который, в свою очередь, направляет рекомендацию Ее Величеству Королеве, которая производит официальное назначение.

Верховный суд Соединенного Королевства
Апрель 2016

судов первой инстанции ▷ испанский перевод

судов первой инстанции ▷ испанский перевод - примеры использования судов первой инстанции в приговоре на английском языке Суды первой инстанции . Суды первой инстанции районные и местные.

Дом | Международный Суд

Ссылки
Поиск по сайту
Поиск документов
Связаться с нами
Суд
История
Члены суда
Нынешние члены
Все участники
Президентство
Заявления Президента
Палаты и комитеты
Судьи ad hoc
Текущие судьи ad hoc
Все судьи ad hoc
Как работает суд
Финансовая помощь сторонам
Ежегодные отчеты
Реестр
Регистратор
Организационная структура реестра
Тексты, регулирующие реестр
Библиотека Суда
Занятость
Текущие вакансии
Программа стипендий для судей
Выпускников
Стажировки
Закупка
Кейсы
Список всех случаев
Незавершенные дела
Спорные дела
Спорные дела, организованные государством
Спорные дела, организованные по случайному производству
Консультативное производство
Решения, консультативные заключения и приказы
Основные документы
Устав ООН
Статут Суда
Регламент суда
Практические инструкции
Другие тексты
Юрисдикция
Спорная юрисдикция
Государства, имеющие право предстать перед Судом
Государства, не являющиеся членами Организации Объединенных Наций - участники Статута
Государства, не являющиеся участниками Статута, для которых Суд может быть открыт
Основа юрисдикции Суда
Заявления о признании юрисдикции Суда обязательной
Договоры
Консультативная юрисдикция
Органы и агентства, уполномоченные запрашивать консультативные заключения
Пресс-зал
пресс-релизы
Список рассылки
Календарь
Медиа услуги
Аккредитация
Мультимедиа
Часто задаваемые вопросы
Практическая информация
Направления
Посещения
Посещение слушания / заседания
Презентации о работе Суда
Базовый инструментарий
Ссылки
Часто задаваемые вопросы
Публикации
Введение
Постоянная палата международного правосудия
Серия A: Сборник судебных решений (1923-1930)
Серия B: Сборник консультативных заключений (1923-1930)
Серия A / B: Сборник постановлений, постановлений и консультативных заключений (с 1931 г.)
Серия C: Акты и документы, относящиеся к решениям и консультативным заключениям, вынесенным судом / состязательные бумаги, устные аргументы и документы
Серия D: Акты и документы, касающиеся организации Суда
Серия E: Годовые отчеты
Серия F: Общие указатели
Другие документы
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД

Français

  • Français
  • Поиск документов
  • Поиск по сайту
  • Карта сайта
  • Занятость
  • часто задаваемые вопросы
  • Связаться с нами
  • Главная
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД
  • Суд
    • Суд
    • История
    • Члены суда
    • Нынешние члены
    • Все участники
    • Президентство
    • Заявления Президента
    • Палаты и комитеты
    • Судьи ad hoc
    • Текущие судьи ad hoc
    • Все судьи ad hoc
    • Как работает суд
    • Финансовая помощь сторонам
    • Ежегодные отчеты
  • Реестр
    • Реестр
    • Регистратор
    • Орган

Верховенство парламента

Вторым основополагающим принципом нашей конституции традиционно было верховенство парламента (также называемое парламентским суверенитетом).Это означает, что парламент является высшим источником английского права; до тех пор, пока закон был принят в соответствии с правилами парламентской процедуры, он должен применяться судами. Философ права Дайси, как известно, объяснил, что в соответствии с принципом парламентского суверенитета Парламент имеет « согласно английской конституции, право принимать или отменять любой закон независимо от того; и, кроме того, что ни одно лицо или организация не признаются законодательством Англии как имеющие право отменять или отменять законодательство парламента ».Так что если, например, парламент принял закон, гласящий, что все новорожденные мальчики должны быть убиты или что все владельцы собак также должны держать кошку, это может вызвать огромный общественный резонанс, но законы все равно будут действовать. и суды, по крайней мере теоретически, будут обязаны их поддержать.

Верховенство закона

Третий основной принцип британской конституции известен как верховенство закона . Он разработан на основе работ британского юриста и теоретика конституции XIX века А.Рискованный. По мнению А. Дайси, верховенство закона состоит из трех элементов. Первый , что не должно быть санкций без нарушения, что означает, что никто не должен быть наказан государством, если они не нарушили закон. Во-вторых, , что один закон должен управлять всеми, включая как обычных граждан, так и государственных чиновников. В-третьих, , что права человека были обеспечены не писаной конституцией, а решениями судей обычного права.

Настоящая важность верховенства закона сегодня заключается в основной идее, лежащей в основе всех трех пунктов Дайси (но особенно первого), что государство должно использовать свою власть в соответствии с согласованными правилами, а не произвольно.

Недавно обнаруженная практика, которая, как представляется, нарушает верховенство закона, - это практика «экстраординарной выдачи». Здесь описывается похищение людей представителями государства и их последующее задержание без обращения к установленным юридическим процедурам (например, формальному запросу о выдаче подозреваемого). Спецслужба США похитила большое количество иностранных граждан, подозреваемых в причастности к террористической организации «Аль-Каида», со всего мира и вывезла их в секретные места без соблюдения каких-либо установленных юридических процедур.Утверждалось, что Великобритания оказала США некоторую помощь в этой практике, в частности, предоставив информацию о подозреваемых и об использовании аэропортов Великобритании.

Закон о конституционной реформе 2005 г. внес некоторые важные реформы в британскую конституцию. В первом разделе этого Закона прямо говорится, что он «не оказывает отрицательного воздействия ... на существующий конституционный принцип верховенства закона».

ЗАДАЧА 23. Найдите эквиваленты в тексте:

o

o

o

o

o

o

o

o

o

o

o

o

o

ЗАДАЧА 24. Ответьте на следующие вопросы:

1) Каковы функции разных ветвей власти?

2) Что означает разделение властей?

3) Как вы понимаете принцип парламентского суверенитета?

4) Кто может контролировать законодательную деятельность парламента?

5) Каковы элементы верховенства закона?

6) Какие сегодня есть примеры нарушения законности?

ЗАДАЧА 25.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *