Надо ли развенчиваться после развода: Правила развенчания в православной церкви после развода

Содержание

Развенчание церковного брака – возможно ли такое?

Рубрика: Церковные Таинства, Церковный этикет

Мужчина и женщина призваны быть вместе

Возможно ли развенчание церковного брака в Православии? Чтобы дать развёрнутый ответ на этот вопрос, необходимо рассказать о православном взгляде на брак. Мужчина и женщина созданы Творцом как два образа человеческого бытия. Они призваны восполнять другу друга и совместно духовно совершенствоваться. Для этого Всевышний и благословил людей вступать в брак. В этом состоянии супруги пребывают в тесной связи:

«Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24).

Развенчание церковного брака — что это?

Брак и Венчание в Православии

Венчание – это церковное Таинство, то есть священнодействие с незримым участием Самого Господа. В этом Таинстве Бог освящает брачный союз Своей благодатью. Таким образом, естественные отношения между мужчиной и женщиной обретают духовное измерение и брак становится ступенью на пути ко Господу. Образно это показано в Евангельском рассказе о чуде превращения воды в вино, совершённом Христом на свадьбе в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11).

Венчание не подменяет собой брак, а дополняет его. Брак без Венчания не является блудом. Церковь настаивает на необходимости проведения Таинства. Но при этом признаёт невенчанный законный союз мужчины и женщины. Приведём слова протоиерея Димитрия Карпенко:

«Не венчанный, но зарегистрированный государством брак — есть брак, который Церковь уважает и не считает грехом».

Венчанием молодожёны словно приглашают Христа на свой праздник и просят благословить их совместную жизнь. Таинство укрепляет отношения и освящает их Божественной благодатью. Однако важно понимать, что оно не является сделкой с Богом и гарантией семейного счастья. Венчание не спасёт брак, если супруги не трудятся над самим собой и не стараются жить по-христиански.

Архимандрит Андрей (Конанос) сравнивает брак с горящей лампадой:

«Если не дольёшь в нее масла, то в скором времени она начнет мерцать и потухнет. Чтобы сохранить брак, необходимо работать над этим, необходимо этому способствовать».

Преподобный Паисий Святогорец учил:

«Супруги должны, насколько это возможно, возделывать добродетель любви, чтобы двое всегда были слиты воедино и чтобы вместе с ними пребывал Третий — наш Сладчайший Христос» («Слова», том 4).

Можно ли развенчаться?

Православная Церковь утверждает нерасторжимость брака. Господь заповедал: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Двое навсегда стали одной плотью и ничто не сможет это отменить. Их единство носит не столько психологический или социальный характер, сколько духовно-бытийный. Поэтому единобрачие в Православии является идеалом, к которому все мы призваны. По церковным канонам, священник может быть женатым лишь единожды, поскольку должен служить примером для прихожан.

Однако, даже в христианской среде некоторые семьи разрушаются. И нередко у бывших супругов возникает вопрос «Как развенчаться?». Выше уже было сказано, что совершённое Таинство отменить нельзя, поэтому «развенчание церковного брака» невозможно. В некоторых случаях Церковь может лишь признать церковный брак утратившим свою каноническую силу. Невиновная сторона при этом имеет право получить благословение на второй брак. Виновной же стороне это благословение может быть дано только при условии покаяния и выполнения епитимии. В крайних случаях допускается и третий брак, но не более. Благословение даётся только епархиальным архиереем.

Измена – главное основание для развода

В Ветхозаветные времена мужчина имел право законно развестись с женой по самому незначительному поводу. Достаточно было всего лишь написать разводное письмо. После исхода из Египта еврейский народ был испорчен язычеством и имел низкий духовной-нравственный уровень. Моисей был вынужден ввести закон о разводных письмах, чтобы хоть как-то поддерживать порядок.

В Новом Завете Господь отменяет это временное правило, чтобы вернуть человека к первоначальному Божественному замыслу о браке:

«Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:8-9).

В отличие от грубого ветхозаветного, обновлённый человек Нового Завета призван к любви и прощению. Поэтому Христос указывает лишь одно уважительное основание для развода – супружескую неверность, которая является страшным грехом.

Интимные отношения мужа и жены (пусть даже и невенчанных) делают их одним целым. Они скрепляют и развивают взаимную любовь двух людей. Если же один из супругов вступает в плотскую связь с посторонним человеком, он предаёт вторую половину и оскверняет свои тело и душу. Благословлённый Богом священный союз попирается в угоду эгоизму и похоти. Супружеская неверность растлевает душу, разрушает любовь и семью. Прелюбодеяние разрывает единение с Богом, и без покаяния душа грешника умирает для спасения:

«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13:4).

В то же время измена не обязательно должна заканчиваться разводом. Протоиерей Сергий Гусельников отмечает:

«Есть случаи супружеской измены, которые всё же бывают поправимы. Совершивший измену осознаёт её как тяжкий грех, просит прощения и кается в этом грехе на Исповеди, обещая перед Богом больше не совершать предательства. И если вторая половина находит в себе душевные силы простить, принять покаяние, то семья восстанавливается. Хотя рана может остаться на всю жизнь. Мне такие случаи известны».

Современные основания для расторжения церковного брака

В течение веков Церковь, учитывая реалии нашей жизни, добавляла и другие причины для расторжения брака. Приведём основные из них, ориентируясь на положения Архиерейского Собора РПЦ 2017 года.

Отказ одного из супругов от православной веры. Это делает невозможной совместную жизнь супругов во Христе, ради которой было совершено Таинство. Также на этой почве могут возникнуть проблемы в воспитании детей.

Противоестественные пороки одного из супругов. То есть половые извращения, которые препятствуют христианской семейной жизни и считаются тяжким грехом.

Опасное для второй половины заболевание, а также хронический алкоголизм и наркомания. Как правило, всё это исключает нормальные супружеские отношения. Поэтому из милости к здоровым членам семьи Церковь может расторгнуть брак.

Семейное насилие также является веским поводом для развода. В этому случае существует угроза жизни и здоровью членам семьи.

Злонамеренный уход одного из супругов из семьи или же его безвестная пропажа на 3 года. В таких случаях Церковь проявляет снисхождение к оставшемуся в одиночестве члену семьи и констатирует расторжение фактически распавшегося брака.

Также уважительными причинами для развода Церковь считает намеренное прерывание женой своей беременности без согласия мужа или принуждение им к аборту. Искусственное прерывание беременности в христианстве рассматривается как тяжкий грех. Православная церковь учит, что душа у человека возникает в момент зачатия. Таким образом, аборт является убийством нерождённого ребёнка.

Пока смерть не разлучит…

Согласно церковным канонам, брак прекращается и со смертью одного из супругов. Апостол Павел учил:

«Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрёт, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1Кор. 7:39).

Приведём слова протоиерея Павла Гумерова:

«Люди перестали видеть в семье высшую ценность. Все это усугубилось полной вседозволенностью и нравственной деградацией. Мы поддались духу времени, не хотим работать над собой, трудиться над своей семейной жизнью. Если Церковь просто ужесточит меры и сделает церковный развод очень трудным актом, думаю, это ничего не даст.  

У христианского брака есть две стороны: духовная и гражданская, правовая. Одна без другой не существует. До революции и заключением браков, и разводами занималась Церковь. Сейчас – государство. Мы не можем не дать человеку развод, если его брак и де факто и де юре больше не существует».

Как происходит расторжение церковного брака?

Расторжение церковного брака совершается в течение двух-трёх недель после официального гражданского развода. Бывшим супругам необходимо прийти в храм, где они венчались, и обратиться к совершившему Таинство священнослужителю. Если это не представляется возможным, то позволяется обратиться в любой другой храм.

Разведённые супруги представляют священнику необходимые документы с их копиями. Это паспорта, свидетельства о венчании и свидетельства о разводе. Священнослужителем проводится частная беседа с разведёнными. Он узнаёт причины их решения и рассказывает о его последствиях.

Далее супругам необходимо написать прошение на имя Управляющего Епархией. В документе обязательно нужно указать дату и место венчания, историю семейной жизни и причины, по которым супруги желают расторгнуть церковный брак. К прошению прилагается документ, в котором священнослужитель излагает личное отношение к данному случаю.

В течение 30 дней от Управляющего Епархией ко священнику приходит разрешение или отказ на расторжение церковного брака. Отказ даётся в том случае, если причины для церковного развода не являются достаточно вескими.

Развенчание церковного брака: мнения священников

Иерей Святослав Шевченко называет Венчание Таинством «по соединению, сращиванию двух душ в одно целое на сакральном уровне». Священник признаёт, что довольно часто слышит вопрос «Как развенчаться в церкви?». Отец Святослав подчёркивает, что Таинства не имеют обратной силы, и напоминает об ответственности супругов перед Богом за распад семьи без уважительной причины.

Священник Михаил Самохин отмечает, что развод для христианина не означает возвращения добрачной свободы:

«Необходимо не «развенчание», а повторный брак. Не свобода, а снова семья, малая церковь».

Протоиерей Андрей Ефанов говорит, что развенчание церковного брака – это народная выдумка. Такого понятия вообще нет в церковной жизни. Отец Андрей напоминает, что в некоторых случаях разведённые христиане могут получить церковное благословение на второе венчание в епархии по месту жительства.

Вот что о невозможности «развенчания» говорит протоиерей Владимир Воробьёв:

«Церковные Таинства созидают жизнь, но среди них нет ни одного, призванного разрушить ее. Венчание – это не договор, который можно расторгнуть в любое время. Природа Таинства совершенно иная».

Протоиерей Андрей Ткачёв также видит в желании «развенчаться» легкомысленное отношение к Таинству:

«Венчание превращено нами просто в красивую церемонию… И через год приходим и говорим: «Надо бы развестись и развенчаться». Венчание — это слишком серьезная вещь для того, чтобы вот так с ним баловаться».

можно ли это, правила процедуры и что нужно

Ни для кого не секрет, что православная церковь порицает разводы. Расторгнуть союз в ЗАГСе довольно просто, это можно сделать при возникновении любых разногласий между супругами. Однако, если пара заключила церковный брак, совершив венчание, то для расторжения такого союза нужны основания. Давайте разберемся, как после развода развенчаться в церкви, и в каких случаях это возможно сделать.

Основания для развода в православии

В православной традиции для расторжения союза между мужем и женой требуются определенные основания. Согласно канонам церкви, человек, который развелся со своим супругом или супругой без веских на то оснований, а после вступил в брак снова, считается прелюбодеем. Церковь дает людям примеры счастливой семейной жизни и всячески стремится укрепить институт семьи.

Поэтому разводы в православии порицаются, а брак, совершенный на небесах, гораздо сложнее расторгнуть, нежели совершить официальный развод в ЗАГСе. Вот несколько веских причин, по которым супругам, согласно церковным канонам, разрешено разводиться.

Измена

Евангелие гласит, что брак, совершенный на небесах, разорвать нельзя. Его возможно только разрушить. И супружеская измена – это главная причина разрушения брака. Прелюбодеяние в браке разрушает любовь в семье, а значит, и саму семью. Поэтому о продолжении нормальных отношений после этого, в большинстве случаев, не может быть и речи. Поэтому другой супруг, который стал жертвой измены, вправе отпустить свою вторую половину, тем самым расторгнув уже разрушенный брак.

Аборт

Еще одна причина, когда развод разрешается церковью, это когда жена делает аборт втайне от мужа либо муж принуждает жену сделать аборт. Сам аборт, как таковой, в христианской традиции считается страшным грехом, за исключением, разве что, ситуаций, когда он крайне необходим по медицинским причинам. Поэтому в случаях принуждения жены ее мужем к аборту либо совершения аборта без согласия мужа брак считается разрушенным, и церковь в данной ситуации разрешает его расторжение.

Смена веры

Решение одного из супругов сменить веру является веским поводом к развенчанию. Однако само развенчание не является обязательным в данной ситуации – если супругов это устраивает, они могут продолжать считаться мужем и женой. В обратном же случае супруг, оставшийся верным православию, имеет право просить в церкви о расторжении брака.

Недееспособность к супружеской жизни

Недееспособность одного из супругов в православной вере также является основанием для развода. Данное понятие трактуется церковью довольно обширно. Недееспособность может быть вызвана травмами, болезнями, а также вызвана человеком целенаправленно, путем нанесения увечий самому себе.

Несмотря на то, что бросать человека в такой ситуации не является гуманным поступком, однако церковь признает право каждого на счастье, поэтому развод в таких случаях возможен.

Болезни, угрожающие потомству

Рождение и воспитание потомства – это основная причина, ради которой люди заводят семью. При наличии у жены или мужа заболеваний, которые мешают родить здоровых детей, сам смысл семьи теряется. Это могут быть как физиологические заболевания, такие как СПИД, гепатит, сифилис, так и психические отклонения, а также физиологическая несовместимость, не позволяющая зачать потомство от данного конкретного человека.

Конечно, муж и жена могут любить друг друга, но без возможности завести общих детей любовь продлится недолго и не будет крепкой. Поэтому в подобных случаях в православной вере разрешается расторгать брак.

Вступление мужа или жены в другой брак

Бывают ситуации, когда уже у находящихся в браке мужа или жены остывают чувства ко второй половинке и появляются чувства к другому человеку. В этом случае церковь допускает расторжение союза при согласии обеих сторон, чтобы дать возможность человеку создать крепкую и счастливую семью со своим новым избранником.

Алкоголизм или наркомания

Алкоголизм и наркомания – болезненные зависимости, и человек, попавший в эти зависимости, нуждается в помощи и поддержке. Однако, если муж или жена упорно не хочет лечиться от алкоголизма или наркомании, в таких случаях церковь разрешает расторгнуть брак по желанию другого супруга, если иных выходов из ситуации нет.

Риск нанесения ущерба здоровью

В случае, если один из супругов проявляет садистские наклонности, избивая другого, тем самым подвергая опасности его здоровье и жизнь, супруг имеет право расторгнуть союз.

Сводничество

Сводничество в православной традиции является страшным грехом, так как, по своей сути, это содействие прелюбодеянию. Если один из супругов заметил свою вторую половинку за совершением сводничества, то есть посредничеством между другими мужчиной и женщиной для вступления их в половую связь друг с другом ради достижения каких-либо корыстных целей, то в таком случае супруг имеет право просить церковь о разводе.

Длительное отсутствие

Если перед мужем и женой стоит необходимость длительной разлуки, например, в случае, если один из супругов вынужден уехать на долгий срок без возможности скорого возвращения, если супруг попал под тюремное заключение, то в таких случаях церковь разрешает расторгнуть союз по желанию обеих сторон.

Также это касается ситуаций, когда вторая половинка скоропостижно умерла. Во времена Российской империи, когда церковь признавалась на уровне государства, брак признавался пожизненным, и смерть мужа или жены была единственной возможной ситуацией, в которой другому супругу разрешалось завести новую семью.

Несоответствие христианским канонам

Брак признается недействительным в случае его несоответствия канонам. Это касается, прежде всего, ситуаций, если брак совершается между близкими родственниками, а также, если жених или невеста на момент совершения брака не достигли совершеннолетия.

Интимные отношения между родственниками

Интимные отношения между близкими родственниками в православной традиции считаются грехом, поэтому брачный союз между ними также невозможен.

Как происходит процедура развенчания в русской православной церкви

Обряд расторжения церковного брака нужно проводить после совершения официального развода. По правилам, развенчание проходит черед две-три недели после развода. Мужу и жене необходимо посетить приход, где они венчались и, по возможности, пообщаться именно со священником, который их венчал. В крайнем случае, можно посетить храм поблизости. С супругами общается настоятель, целью которого является узнать причины желания супругов разойтись, после чего на их основе – принять решение, уведомив супругов о возможных последствиях.

Супруги пишут прошение, в котором описывают историю своей совместной жизни и причины, приведшие их к решению о разводе. К прошению прикладываются заверенные документы.

Необходимые документы для развенчания церковного брака

К непосредственно самому прошению следует приложить свидетельство, выданное при венчании, свидетельство об официальном расторжении союза, согласие второго супруга на расторжение, а также свидетельство о том, что один из бывших супругов заключил новый брачный союз, в случае, если таковое имело место быть. Помимо этого, прикладываются различные справки, которые могут подтвердить причины желания мужа и жены расторгнуть брак.

Сколько раз можно венчаться

Венчание в православной традиции считается мощным скреплением союза пары. Как правило, венчаться можно только раз в жизни, однако, при определенных обстоятельствах, допустимо повторное венчание. Такими обстоятельствами являются смерть супруга в первом браке, а также развенчание вследствие измены партнера либо прочих обстоятельств, считающихся церковью уважительными причинами для расторжения союза. В данном случае второе венчание считается в порядке вещей.

Третий раз позволяется венчаться в исключительных случаях, для предотвращения прелюбодеяний супруга. В четвертый раз венчаться не разрешается.

Можно ли разорвать узы без согласия и присутствия одной из сторон

Развестись в церкви в одностороннем порядке разрешается в исключительных случаях, когда расторжение союза происходит по веской причине, предусмотренной православными канонами, то есть вследствие недопустимых действий, производимых мужем или женой. Например, в случае измены или угрозы жизни и здоровью другому супругу.

Развенчание. Как развенчаться в церкви?

Как развенчаться в церкви? Существует ли такой обряд в принципе? На эти вопросы ответит священник Михаил Самохин в данной статье.

Как совершить развенчание в церкви?

 

Раз – венчание, два – венчание…

Священник Михаил Самохин

Честно признаюсь, слово «развенчание» режет мне слух. И не только потому, что в нем есть некая терминологическая или филологическая неправильность. Скорее, настороженность вызывает отношение к Таинству Брака, сквозящее в этом слове. Сошелся – разошелся. Обвенчался – «развенчался». Все просто, буднично, обыденно и поправимо. А самое главное – в наших руках.

 

На самом деле распад православной семьи – трагедия. Хотя когда на сайт или лично люди приходят с вопросом о «развенчании», как раз трагичности они не осознают.

 

А ведь Господь задумал семью как союз двух людей на всю оставшуюся жизнь: «Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует». (Мф. 19, 9) Простое и ясное повеление.

 

Строгое целомудрие было не только оградой от языческой распущенности, царившей вокруг первых христиан. Оно естественно вытекало из понимания того, что брак — это земной образ небесного союза Христа и Церкви. Не может быть у Христа двух Церквей, а у Церкви — кого-то, кроме Христа. Такими же мыслятся отношения мужчины и женщины, соединившихся в христианском браке. Так писал о семье, например, святитель Иоанн Златоуст.

 

И сейчас мы вкладываем в Таинство именно такой высший смысл, воспринимая семью как малую Церковь, задача которой – духовное спасение всех, кого она объединяет. Есть и еще одна важнейшая черта, объединяющая Церковь и семью. Это действующая в них сила любви. Друг к другу и к Господу.

 

Таким образом, Церковь, как провозвестница Евангельской истины, не знает развода, как знали его древние или современные люди. Развода, как возвращения добрачной свободы друг от друга. Но есть случаи, когда люди сами разрушили свой брак. И закрывать на это глаза невозможно.

 

Руководствуясь словами Господа, Церковь признавала факт распада семьи в случае измены одного из супругов. И до сих пор список причин, по которым брак может быть признан распавшимся, невелик. Для точности процитирую официальный документ – «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»:

 

«В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

 

Скорбный список. И очень не хочется, чтобы что-то из него стало реальностью семейной жизни кого-то из читателей. Но, очень может быть, если Вы читаете эти строки, тема церковного развода коснулась лично Вас. Семья распалась. И теперь понятно, почему это называют трагедией. Что же делать? Конечно, молиться. Или о сохранении семьи, или о том, чтобы Господь управил дальнейшую жизнь по Своей всеблагой воле.

 

И только тогда, когда в ответ на молитву Вы обретете того, с кем захотите пройти по жизни, когда Вы придете к решению скрепить свой союз Божиим благословением, нужно идти в храм. Там подскажут, как обратиться к правящему архиерею епархии за благословением повторного брака.

 

Заметьте, это решение настолько важно для Церкви, что принять его может только епископ. А право повторного брака дается только тому, кто не виноват в распаде первой семьи. Не правда ли существенная разница? Не «развенчание», а повторный брак. Не свобода, а снова семья, малая церковь.

 

Это важно. Кардинально важно. Но я, как и многие собратья – священники, считаю неуместным омрачать торжество брака словами о разводе. И потому об этом удается поговорить только во время подготовки к венчанию. Может быть, на исповеди. Но для некоторых то, как понимает Церковь Таинство брака, остается неизвестным. А само Таинство – красивым обрядом.

 

Поэтому мне очень хочется, чтобы мои нерадостные размышления прочитали, прежде всего, не те, кто расспрашивает о «развенчании». А те, кто радостно готовится к Таинству брака. Не потому что мне нравится омрачать чью-то радость. Но, чтобы молодожены осознали всю важность и ответственность предстоящего события. И пусть немногая полезная информация, изложенная здесь, никогда и никому не пригодится!


Вы прочитали статью «Развенчание. Как развенчаться в церкви?«. Читайте также:

 Развод

 Таинство венчания

Как развестись в Церкви? | Можно ли "развенчаться"?

Как показывает статистика, количество разводов в нашей стране неуклонно растет. 40% разводов приходится на первые 4 года совместной жизни, наибольшее количество браков распадается у людей в возрасте 18 – 35 лет, каждый второй брак в России заканчивается разводом – за этими сухими цифрами стоят неудавшиеся человеческие судьбы, брошенные дети. К сожалению, эта беда касается и православных людей – венчание не всегда оказывается залогом счастливой семейной жизни.

О проблеме разводов мы решили поговорить с протоиереем Владимиром ВОРОБЬЕВЫМ, настоятелем храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецах, ректором Свято-Тихоновского Православного университета.

Развод – свидетельство о смерти

– Как Вы думаете, развод – это трагедия или праздник свободы? Благо или зло?

Фото Юлии Маковейчук

– Конечно, развод христианской (да и любой) семьи – это никакой не праздник свободы, а беда и… духовная смерть обоих супругов, ведь семья является единым организмом. А когда умирает любой организм, это всегда трагедия.

Но часто случается, что брак уже фактически распался, убитый грехами супругов. И его насильственное соединение просто невозможно, даже опасно. Для таких пар развод действительно является освобождением.

– Это мало у кого вызывает сомнение. Но, не так давно, беседуя в школе со старшеклассниками, я услышал неожиданный вопрос, на который хотелось бы услышать именно Ваш ответ: мама и папа у мальчика – венчанная пара. Но, к сожалению, через некоторое время папа начал сильно выпивать. Как Вы думаете, стоит ли разводиться этим людям? Или мама все же сможет спасти папу, вытащить его из алкогольной ямы?

– В данной ситуации надо разбираться подробно. Однако, судя по всему, спасти этого несчастного человека может лишь Господь и собственная супруга. В данном вопросе есть особая глубина. Ведь в мире действует Промысл Божий, который зачастую направляет зло во благо.

Существует расхожая поговорка: «Не согрешишь – не покаешься», и она, поверьте, появилась не случайно. Безусловно, это вовсе не означает, что для покаяния надо специально грешить.

Я думаю, глубинный смысл этой фразы в том, что грех часто так травмирует, так тревожит душу, что человек оказывается более близким к покаянию, чем в евангельской притче, где благополучный фарисей с окамененным сердцем, который, согласно Евангелию, молился так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Евангелие от Луки, глава 18 стихи 11-13).

Поэтому я полагаю, не нужно путать те обстоятельства, которые привели ко греху, с его сутью, не смешивать повод с причиной.

Например, ответьте мне однозначно на вопрос, является ли убийство грехом? Первый порыв ответить: «Естественно, да!» Хорошо, задам второй вопрос: «А если вы убили бандита, защищая от него женщину с ребенком«? Ответ уже не так очевиден… Естественно, с точки зрения Православной Церкви, грехом и злом является любое убийство, но, я думаю, суд Божий будет зависеть от мотивации убийцы… Одно дело – ограбить инкассаторский броневик ради наживы, а другое – защищать на войне женщин и детей. Или мы, следуя философии Льва Николаевича Толстого, должны не сопротивляться злу и греху насилием, даже если насилию подвергается твоя мать, супруга, сестра?..

Так и в случае развода: само по себе расторжение брака – это зло.

Но очень часто оно является, например, следствием измены одного из супругов. Поэтому Сам Господь говорит, что единственный повод для развода – это измена (см. Евангелие от Матфея, глава 19, стих 9). Или если муж приходит домой пьяный и избивает жену, кто же может сказать ей: «Терпи, потому что ты венчанная»? Какой же это брак? Развод здесь никакое не благо и не убийство семьи, а просто констатация давней или недавней ее смерти.

Счастливы по-своему?

– Кстати, Вы упомянули Толстого, у которого есть известная фраза, что все счастливые семьи – счастливы одинаково, а все несчастные – несчастны по-разному. Можно ли все же подвести общий знаменатель под причинами разводов?

– Действительно, в самом начале романа «Анна Каренина» Толстой написал такие слова, но, я думаю, это обычный литературный прием. На самом деле, и счастливые семьи могут быть счастливы совершенно по-разному. Я думаю, общим знаменателем развода является отсутствие любви.

Когда иссякает любовь, начинается процесс умирания семьи. Это может происходить, опять же, по-разному: ужасные отношения между супругами, измена или непотребное поведение одного из них. Например, муж начинает пьянствовать и, тем самым, делает их жизнь пыткой, хотя его, мужчину, никто не обижает. Или, наоборот, непотребно ведет себя жена. Вариантов масса, но всегда есть оскудение, уход, потеря любви.

– А как, по Вашему мнению, удержать любовь, не допустить ее оскудения?

– Апостол Иоанн в письмах к первым христианам – своим ученикам написал такие слова: «Бог есть любовь» (1 Послание апостола Иоанна глава 4, стих 8). Поэтому подлинная любовь имеет Божественную Природу, и ею человек живет лишь по дару Божьему. В русском языке словом «любовь» называют самые разные проявления взаимоотношения полов. Ведь, согласитесь, можно любить мороженое, а можно – жену.

Но в греческом языке, на котором и написано Евангелие, есть несколько слов, обозначающих любовь. Господь и апостолы, говоря об отношениях в браке, употребляют наименование «агапе». Источником такой любви является Бог.

Да, влюбленность, половое влечение – естественно, однако оно быстро проходит. Это нормальные, но временные чувства. Они похожи на красивый и яркий цветок, который существует лишь для того, чтобы дальше появился плод. Посмотрите, как красиво цветут яблони, но кушаем-то мы не эту красоту, а яблоки. В семейной жизни таким съедобным плодом является любовь. Ее даже нельзя назвать чувством. Подлинная любовь – это устроение сердца, благодатный Божий дар. Она бескорыстна, она отдает себя другому, поэтому у нее жертвенная, крестная природа.

Посмотрите на пример святых: такие люди любили всех, весь мир – и добрых, и злых. Человек, имеющий настоящую любовь, может пожертвовать всем, даже собой, ради совершенно незнакомца. С ее помощью супруги становятся единым духовным организмом. Дар такой любви они получают в Таинстве Брака или Венчания.

– Возможно, я задам наивный вопрос, однако, он интересует многих людей. Дело в том, что у меня есть много знакомых, которые после Венчания разводятся буквально через год или два. Получается, в Таинстве Брака Господь не дает гарантии долгой и счастливой семейной жизни в любви и согласии? Но почему?

– Господь вообще никаких гарантий не дает, потому что Он дал человеку свободу воли, а подобный «страховой полис» свыше лишил бы нас ее.

Любое Таинство, в том числе и Венчание, дает благодать, которую человек принимает сознательно и свободно. Таинство Брака соединяет людей воедино, в один духовный организм – семью. Причем, этот дар обладает свойством вечности. Но человек по своей свободной воле может взять и разрушить то, что получил. И тогда можно лишь констатировать, что брака нет.

Ту благодать, тот дар, который супруги получают в Таинстве Брака, можно сравнить со свечкой, с маленьким огоньком, который можно потушить и растоптать, а можно беречь, пока из него не разгорится костер. Поэтому само по себе Венчание ничего не гарантирует, так же как и Таинство Крещения не гарантирует причисления к лику святых. Просто Господь дал нам такую возможность, такой дар – родиться в новую жизнь, стать если не святыми, то добрыми и благородными людьми.

Посмотрите на физическое рождение: сам по себе этот радостный факт вовсе не означает, что человек не будет болеть и безбедно жить. Для того чтобы он вырос, младенца нужно питать, беречь, заботиться, а если вдруг заболеет – лечить. Так и благодать, полученную в любом Таинстве, нужно «вырастить».

«Насильно мил не будешь»

– Отец Владимир, а если подойти к этому вопросу с другой стороны: почему многие семьи, не венчаясь, не имея этого огонька, более того, иногда даже без штампа в паспорте живут в «гражданском браке» до конца своих дней и любят друг друга?

– Такие семьи, безусловно, есть, и мне, как священнику, часто приходилось с ними общаться. Но в чем особенность таких семей? Массово они стали появляться в XX веке, когда при советской власти люди потеряли веру в Бога. Однако подсознательно супруги жили по-христиански и сохраняли традиции христианской нравственности, доставшиеся им от верующих родителей, которые жили в дореволюционное время, в другую эпоху. Несмотря на то, что в советские времена такие браки не венчались (да и при желании совершить Таинство, в то время это было крайне затруднительно), они жили полноценной семейной жизнью, супруги были верны друг другу, хорошо воспитывали своих детей.

Такие пары можно лишь похвалить, и Церковь не называет их блудниками, а признает их союз законным браком. Но одновременно Церковь проецирует его в вечность, и ставит вопрос: «А какова же будет судьба данной семьи за пределами земной жизни?» И отвечает: «Да, есть прекрасные, любящие друг друга люди, но ведь они не верят в Бога, в жизнь после смерти. Так можем ли мы надеяться, что после своей кончины они попадут в рай, в который они сами не верят?» Вряд ли. Есть замечательная поговорка: «Насильно мил не будешь», и Господь никого не тащит насильно в рай. Если люди добровольно отказались от Бога здесь, почему Господь там станет пренебрегать их свободным выбором и требовать от них веры?

Именно поэтому, несмотря на добрую и высоконравственную жизнь супругов на земле, такой брак, такая любовь не входит в вечность. Здесь она и остается, возможно, только лишь в памяти родственников и друзей. Пока люди были живы – брак существовал, а после смерти прекратился, потому что они сами не могли и не хотели дать своему союзу вечное измерение. Только лишь в этом отличие благополучного «гражданского брака» от такого же, но освященного Церковью.

– Но, Вы говорили, что если супруги верующие и брак освящен Церковью, это вовсе не означает, что их союз будет вечным…

– Чтобы лучше понять смысл христианского брака, почему подлинная любовь между верующими супругами пребывает вовек, лучше обратиться к истории Церкви. Сегодня Венчание многие воспринимают просто как красивое и пышное представление. Однако в первые века истории Церкви оно совершалось совсем по-другому. Люди, вступающие в брак, получив благословение епископа или священника, объявляли о своем решении перед верующими на Литургии, причащались, а в это время церковная община молилась за них. То есть с первого же момента браку давалось евхаристическое измерение.

– А что значит «евхаристическое измерение»?

– Евхаристия – вершина богослужения и его самая главная часть. А в самом начале Евхаристии (Литургии) священник произносит такие слова: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святого Духа ныне и присно и во веки веков». Что они означают? Царство Божие, казалось бы, такое далекое и недосягаемое, спустилась сюда, на землю. И в момент самого причащения Тела и Крови Христа священник говорит, что это причастие человек принимает «в жизнь вечную».

То есть уже здесь, на земле, люди становятся «гражданами» вечного Царства Божьего. И супруги, причащающиеся на Литургии, не исключение: их брак получает вечное измерение – отныне они всегда будут вместе, даже после смерти. Действительно, если они всей душой и сердцем, всеми желаниями и помыслами устремлены к Богу и хотят вечно быть вместе, неужели Господь их там разведет?!

Когда уже не праздник…

– А если венчанный человек женится или выходит замуж второй или третий раз?

– Он разрушает единство, теряет ту благодать, которую дал ему Господь. Церковь никогда не приветствовала разводы и повторные браки, а если и разрешала, то лишь из человеческой немощи, по слову апостола Павла: «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Послание к Коринфянам 7 глава, стих 9).

Однако это нисхождение всегда сопровождала епитимья – отлучение от Причастия минимум на год. Посмотрите чинопоследование второго или третьего венчания. Это уже не праздник, а сплошные покаянные молитвы… Ведь человек нарушил свои обещания. Во время Таинства Брака он просил и получил от Бога дар, но попрал его, изменил. Эта измена заключается в недостатке веры и любви. Именно поэтому, венчаясь второй или третий раз, человек не радуется, а кается.

– Кто, по Вашему мнению, чаще виноват в разводе: мужчина или женщина?

– Конечно, как правило, развод – это вина двоих, хотя не редко и одного. Например, муж изменяет жене. Она его любит, пытается построить семью, а он живет на две семьи. В ком причина? Думаю, в мужчине. И здесь женщина должна либо смиряться, согласиться жить на две семьи, либо, как делают большинство, разводиться. Бывает, наоборот, муж хороший семьянин, а женщина – «разгуляй». Так что однозначно ответить на этот вопрос нельзя.

С одной стороны, мужчин в России намного меньше, чем женщин, но последние, наверное, больше дорожат семейной жизнью. С другой стороны, одной из основных причин потери стабильности семейной жизни является эмансипация женщин, понятая как формальное уравнивание их прав. Поэтому, женщины перестали понимать по-христиански свою роль в семье и стремятся только к юридическому равенству с мужчинами.

– Христос указал лишь одну причину для развода – измену. Почему же, чем дальше развивалась и росла Церковь, тем этих причин становилось всё больше? Сейчас, по-моему, их уже несколько десятков…

– Православная Церковь относится к разводам, конечно, отрицательно, но по факту, в пастырской практике она довольно-таки легко сегодня принимает то, что существует: никаких серьезных прещений (наказаний) на тех, кто разводится, не накладывается.

Случаи повторного Венчания и вступления в брак встречаются довольно часто. Нельзя сказать, что Церковь потакает этому, но, во всяком случае, прежней евангельской строгости нет.

Я думаю, причиной этого является XX век, когда в условиях гонений Церковь не могла адекватно реагировать на происходящие изменения в сознании общества: те, кто еще недавно учился в духовных семинариях, начали стрелять в иконы… Церковной реакции на это в условиях гонений, по понятной причине быть не могло. А сегодня, после того, как в XX веке люди уже defacto привыкли к существующему положению, очень трудно возвратиться к каноническим нормам. Я считаю, в нашей Церкви этот вопрос до сих пор по-настоящему не ставился и не разбирался.

Как развестись в Церкви?

– В загсе есть юридическая процедура росписи и развода. А в Церкви – Таинство Венчания. А если люди разводятся, происходит ли в храме процедура развенчания? Если нет, почему?

– В Церкви не существует процедуры «развенчания».

Церковные Таинства созидают жизнь, но среди них нет ни одного, призванного разрушить ее. И в храме происходит не процедура росписи, а именно Таинство, и это не Таинство Венчания, а Таинство Брака. Роспись, заверяемая государственным служащим загса – это договор, который можно расторгнуть в любое время. А природа Таинства совершенно иная. Поэтому никакого «таинства развенчания» не существует.

Студенческий альманах православного миссионера «Призвание» № 8, 2011.


Вы прочитали статью «Как развестись в Церкви?» Читайте также:

С любимыми не разводитесь…

Семья на грани гибели

Пережить развод, или Мое большое маленькое чудо

Сколько денег мне нужно для выхода на пенсию: как посчитать?

Когда мне было 25, я уже мечтал о финансовой независимости. С одной стороны, моему отцу нравилась его работа, даже когда он был близок к пенсии, в то время как я с самого начала рассматривал это (выход на пенсию). Узнайте больше о том, как стать финансово независимым.

[ Проверьте внизу этого поста, куда вложить пенсионные деньги в Индии ]

Я хотел уйти на пенсию ради финансовой независимости.Мой отец планировал уйти на пенсию, так как это было неизбежно в силу его возраста. У нас обоих разные взгляды на пенсию.

Но между моим отцом и мной было общее , мы оба хотели знать ответ на один и тот же вопрос - Сколько денег мне нужно, чтобы выйти на пенсию? Ответ кроется в нашем «пенсионном корпусе». Подробнее о NPS для построения пенсионного корпуса.

[Используйте онлайн-калькулятор пенсионного планирования]

Пенсионный корпус

Чем больше пенсионный корпус, тем больший доход он принесет.Возникает вопрос, насколько большим должен быть пенсионный корпус? Вот на что мы постараемся ответить в этой статье.

Когда я подсчитывал это, я понял, что создание пенсионного корпуса не может быть сделано за пару лет. Почему? Потому что сумма, которую нужно накопить, огромна.

Для меня эта сумма была настолько огромной, что я наконец решил, что не могу позволить себе выйти на пенсию, пока мне не исполнится 45 лет. Таким образом, я дал себе еще 20 лет, чтобы построить солидный пенсионный корпус.

Концепция пенсионного корпуса

Чтобы поддерживать образ жизни после выхода на пенсию, нужно обеспечить получение достаточного пенсионного дохода (шаг № 4). Пенсионный доход будет поступать из пенсионного корпуса (шаг № 3).

Задача состоит в том, чтобы создать достаточно большой пенсионный фонд. Как это сделать? Зарабатывай больше, трати меньше, откладывай большие сбережения и используй сбережения для создания пенсионного фонда. Ниже приведены 4 шага, которые стоит запомнить:

  1. Получение дохода : Как можно получать доход? Делая работу или занимаясь бизнесом. Идея получения дохода должна заключаться в том, чтобы дать себе возможность построить достаточно большой пенсионный корпус.
  2. Экономьте деньги : получение дохода - это только первый шаг. Чтобы создать солидный пенсионный корпус, нужно также накопить достаточно денег. Почему? Потому что эта экономия в конечном итоге создаст пенсионный фонд. Узнайте больше о хитростях для экономии денег.
  3. Пенсионный корпус : Деньги, сэкономленные за счет дохода, должны быть хорошо инвестированы, чтобы достаточно быстро построить пенсионный корпус .Но размер будет расти довольно медленно - особенно в первые дни. Нельзя унывать и продолжать вносить свой вклад в это дело год за годом. Подробнее о доходности инвестиций.
  4. Пенсионный доход : Создание большого пенсионного корпуса является важной вехой. Но это еще не конец. Сделать еще один шаг очень важно. Какой следующий шаг? Реинвестирование пенсионного фонда, чтобы он начал приносить регулярных доходов (после выхода на пенсию). Подробнее о том, куда вложить пенсионный фонд для получения дохода.

Как только эта ясность будет установлена, мы готовы задать следующие вопросы. « Сколько денег хватит на пенсию? Каким должен быть размер моего пенсионного корпуса?

Как оценить размер пенсионного корпуса?

Нужно ли избавляться от Задач?

Microsoft

.NET Parallel Programming

.NET Parallel Programming

.NET Parallel Programming

  • Home
  • DevBlogs
  • Product Blogs
  • DevOps
  • Языки
  • . NET
  • Разработка платформы
  • Data Development
  • Еще

    COVID-19 (коронавирус): долгосрочные эффекты - Mayo Clinic

    COVID-19 (коронавирус): долгосрочные последствия

    Симптомы COVID-19 иногда могут сохраняться месяцами. Вирус может повредить легкие, сердце и мозг, что увеличивает риск долгосрочных проблем со здоровьем.

    Персонал клиники Мэйо

    Большинство людей, заболевших коронавирусной болезнью 2019 (COVID-19), полностью выздоравливают в течение нескольких недель. Но некоторые люди - даже те, у кого были легкие версии болезни - продолжают испытывать симптомы после первоначального выздоровления.

    Эти люди иногда называют себя «дальнобойщиками», и это состояние было названо синдромом после COVID-19 или «длительным COVID-19 ».«

    Пожилые люди и люди с множеством серьезных заболеваний чаще всего испытывают стойкие симптомы COVID-19 , но даже молодые, в остальном здоровые люди могут чувствовать недомогание в течение нескольких недель или месяцев после заражения. Наиболее частые признаки и симптомы, которые сохраняются с течением времени, включают:

    • Усталость
    • Одышка
    • Кашель
    • Боль в суставах
    • Боль в груди

    Другие долгосрочные признаки и симптомы могут включать:

    • Мышечная или головная боль
    • Быстрое или учащенное сердцебиение
    • Потеря запаха или вкуса
    • Проблемы с памятью, концентрацией или сном
    • Сыпь или выпадение волос

    Видео: Отдаленные симптомы, осложнения COVID-19

    Повреждение органа, вызванное COVID-19

    Хотя COVID-19 считается заболеванием, которое в первую очередь поражает легкие, оно может также повредить многие другие органы.Это повреждение органа может увеличить риск долгосрочных проблем со здоровьем. Органы, которые могут быть поражены COVID-19 , включают:

    • Сердце. Визуальные исследования, проведенные через несколько месяцев после выздоровления от COVID-19 , показали стойкое повреждение сердечной мышцы даже у людей, у которых были только легкие симптомы COVID-19 . Это может увеличить риск сердечной недостаточности или других сердечных осложнений в будущем.
    • Легкие. Тип пневмонии, часто ассоциируемый с COVID-19 , может вызывать давние повреждения крошечных воздушных мешочков (альвеол) в легких.Образовавшаяся рубцовая ткань может привести к долгосрочным проблемам с дыханием.
    • Мозг. Даже у молодых людей COVID-19 может вызвать инсульты, судороги и синдром Гийена-Барре - состояние, которое вызывает временный паралич. COVID-19 может также увеличить риск развития болезни Паркинсона и болезни Альцгеймера.

    Тромбы и проблемы с кровеносными сосудами

    COVID-19 может повышать вероятность скопления клеток крови и образования сгустков.Хотя большие сгустки могут вызывать сердечные приступы и инсульты, считается, что большая часть повреждений сердца, вызванных COVID-19 , происходит из-за очень маленьких сгустков, которые блокируют крошечные кровеносные сосуды (капилляры) в сердечной мышце.

    Другие части тела, пораженные сгустками крови, включают легкие, ноги, печень и почки. COVID-19 также может ослабить кровеносные сосуды и вызвать их протекание, что способствует потенциально долгосрочным проблемам с печенью и почками.

    Проблемы с настроением и усталостью

    Людям с тяжелыми симптомами COVID-19 часто приходится лечить в отделении интенсивной терапии больницы с использованием механических средств, таких как вентиляторы для дыхания.Простое переживание этого опыта может повысить вероятность развития посттравматического стрессового синдрома, депрессии и тревоги.

    Поскольку трудно предсказать долгосрочные последствия нового вируса COVID-19 , ученые изучают долгосрочные эффекты, наблюдаемые у родственных вирусов, таких как вирус, вызывающий тяжелый острый респираторный синдром (SARS).

    У многих людей, вылечившихся от SARS , развился синдром хронической усталости, сложное заболевание, характеризующееся крайней усталостью, которое ухудшается при физической или умственной активности, но не улучшается при отдыхе. То же самое может быть верно и для людей, переболевших COVID-19 .

    Многие долгосрочные эффекты COVID-19 до сих пор неизвестны

    Еще многое неизвестно о том, как COVID-19 повлияет на людей с течением времени. Однако исследователи рекомендуют врачам внимательно следить за людьми, у которых был COVID-19 , чтобы увидеть, как их органы функционируют после выздоровления.

    Многие крупные медицинские центры открывают специализированные клиники для оказания помощи людям со стойкими симптомами или связанными с ними заболеваниями после выздоровления от COVID-19 .

    Важно помнить, что большинство людей с COVID-19 быстро выздоравливают. Но потенциально долгосрочные проблемы, связанные с COVID-19 , делают еще более важным сокращение распространения болезни путем соблюдения таких мер предосторожности, как ношение масок, избегание скопления людей и поддержание чистоты рук.

    17 ноября 2020 г. Показать ссылки
    1. Carfi A, et al. Стойкие симптомы у пациентов после острого COVID-19. JAMA. 2020; DOI: 10.1001 / jama.2020.12603.
    2. Teneforde MW, et al. Продолжительность симптомов и факторы риска отсроченного возвращения к нормальному состоянию здоровья среди амбулаторных пациентов с COVID-19 в сети систем здравоохранения с несколькими штатами - США, март-июнь 2020 г. Еженедельный отчет о заболеваемости и смертности MMWR. 2020; DOI: 10.15585 / mmwr.mm6930e1.
    3. Макинтош К. Коронавирусная болезнь 2019 (COVID-19): клинические особенности. https://www.uptodate.com/contents/search. Доступ 23 июля 2020 г.
    4. Пунтман В.О. и др. Результаты магнитно-резонансной томографии сердечно-сосудистой системы у пациентов, недавно вылечившихся от коронавирусной болезни 2019 г. (COVID-19).JAMA Cardiology. 2020; DOI: 10.1001 / jamacardio.2020.3557.
    5. Yancy CW, et al. Коронавирусная болезнь 2019 (COVID-19) и сердце - сердечная недостаточность - следующая глава? JAMA Cardiology. 2020; DOI: 10.1001 / jamacardio.2020.3575.
    6. Mitrani RD, et al. Сердечное повреждение COVID-19: значение для долгосрочного наблюдения и исходы у выживших. Сердечного ритма. 2020; DOI: 10.1016 / j.hrthm.2020.06.026.
    7. Salehi S, et al. Долгосрочные легочные последствия коронавирусной болезни 2019 (COVID-19): что мы знаем и чего ожидать.Торакальная визуализация. 2020; DOI: 10.1097 / RTI.0000000000000534.
    8. Fotuhi M, et al. Нейробиология COVD-19. Журнал болезни Альцгеймера. 2020; DOI: 10.3233 / JAD-200581.
    9. Pero A, et al. COVID-19: взгляд из клинической неврологии и нейробиологии. Невролог. 2020; DOI: 10.1177 / 1073858420946749.
    10. Миалгический энцефаломиелит / синдром хронической усталости: Информация для медицинских работников. Центры по контролю и профилактике заболеваний. https://www.cdc.gov/me-cfs/healthcare-providers/index.html. Доступ 4 февраля 2020 г.
    11. Баркер-Дэвис Р.М. и др. Заявление Стэнфорд-холла о консенсусе в отношении реабилитации после COVID-19. Британский журнал спортивной медицины. 2020; DOI: 10.1136 / bjsports-2020-102596.
    12. Lambert NJ, et al. Отчет об исследовании симптомов COVID-19 для «дальнобойщиков». Корпус выживших. https://www.survivorcorps.com/reports. Доступ 13 ноября 2020 г.
    13. Жизнь с COVID-19: динамический обзор доказательств продолжающихся симптомов COVID-19 (часто называемых длительным COVID).Национальный институт исследований в области здравоохранения. https://evidence.nihr.ac.uk/themedreview/living-with-covid19. Доступ 10 ноября 2020 г.
    14. Levison ME. Комментарий: что мы знаем о пост-COVID-синдроме. Руководство Merck Professional Version. https://www.merckmanuals.com/professional/news/editorial/2020/09/23/20/17/post-covid-syndrome. Доступ 13 ноября 2020 г.
    15. Долгосрочные последствия COVID-19. Центры по контролю и профилактике заболеваний. https://www.cdc.gov/coronavirus/2019-ncov/long-term-effects.html. Доступ 10 ноября 2020 г.
    16. Поздние последствия COVID-19. Центры по контролю и профилактике заболеваний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *