Внутрисемейные отношения как образец общественных отношений для ребенка
Внутрисемейные отношения
как образец общественных отношений для ребенка
Внутрисемейные отношения являются первым специфическим образцом общественных отношений, именно в них создается возможность раннего включения ребенка в их систему. Одной их особенностей семейных отношений является то, что способ взаимодействия между сторонами предполагает непосредственный контакт, в отличие от других общественных отношений, субъекты которых могут быть разделены пространственными и временными интервалами. Другими словами, внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Семейная конфликтность – главная особенность семей с нарушенными взаимоотношениями. Т.М. Мишина рассматривает семейные конфликты, как обострение интерперсональных отношений в семейной группе.
А.И. Захаров определяет семейный конфликт как взаимообусловленный генерализованный конфликт между родителями и родителей с детьми. К разряду проблемных, или конфликтных семей, он относит «семьи с девиантным поведением, семьи с некоторыми психопатическими и психическими заболеваниями у ее членов, семьи с нарастающим психологическим напряжением во внутрисемейных отношениях» [24].
В.М. Воловик в своих исследованиях рассматривает пять типов семей, имеющих однородные психологические особенности: эмоционально — отчужденные, напряженно –диссоциированные, псевдосолидарные, симбиотические и гиперпротективные. В семьях каждого из этих типов взаимоотношения нарушены по ряду параметров. Например, «напряженно-диссоциированные семьи отличаются деспотическим доминированием одного из супругов (неравенство отношений), оппозицией другого супруга (конкурентность отношений), частой фиксацией ребенка в роли «козла отпущений» (структура отношений), казенной атмосферой (формальность отношений)» [39].
В типологии семьи Э.Г. Эйдемиллера представлены пять типов семей у подростков с нарушением поведения:
1. Семья в стадии распада (неполная семья)
2. Деструктивна семья, характеризующаяся отсутствием способности к взаимодополнению и взаимопониманию
3. Ригидная псевдосолидарная семья, для которой характерна жесткая фиксация распределения ролей между ее членами
4. Негармоничная семья с неравным участием супругов в разрешении семейных проблем
5. Гармонична семья, характеризующаяся адекватной способностью к совместному решению семейных проблем [57].
О.С Сермягина выделяет несколько типов неадекватных семейных отношений, препятствующих конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в проблемных семьях: первый тип – подчеркивание (выражена эмоциональная напряженность, вина возлагается на партнера), характерен для женщин, а второй – сглаживание(действия, направленные на «противника», эмоционально не выражены) и третий – игнорирование (уход от решения проблем), более свойственен мужчинам [30].
В результате длительно существующего конфликта у членов семьи наблюдается снижение социально-психологической адаптации, отсутствие способности к совместной деятельности, в частности, неспособность к согласованности в вопросах воспитания детей.
Исследователи, изучая детско-родительские отношения, имеют дело с довольно широким кругом явлений. Эти отношения представляют триединство эмоционального, когнитивного и поведенческого аспектов. Когнитивный и эмоциональный компоненты родительской позиции взаимосвязаны между собой и изменение одного из них несет за собой изменение другого. Преобладание у родителей негативных эмоций в отношении к ребенку, а также неспособность понять волнующие его проблемы, проявляется и при непосредственном общении, т.е. оказывает влияние на поведенческий компонент родительской позиции. В родительских установках, влияющих на воспитание детей, выделяют мотивационный и ценностно-ориентационный компоненты.
Существуют оптимальные и неоптимальные родительские позиции. Оптимальная позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости, прогностичности. Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей понимать индивидуальность своего ребенка, гибкость рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка в связи с различными изменениями условий жизни семьи, а прогностичность родительской позиции означает, что стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей.
Н. Ф. Федотова выделяет специфические черты взаимоотношения ребенка с родителями, состоящие в следующем:
1. связи, объединяющие ребенка с родителями, очень многообразны, и определяются родственными чувствами, совместным проживанием, общесемейными формами бытового труда и досуга и т.п.;
2. межличностные контакты с родителями, возникая в самом раннем детстве, отличаются от всех других контактов ребенка самой большой продолжительностью, устойчивостью и непрерывностью;
3. чувства родительской любви, а также ответная привязанность со стороны ребенка привносит в общение глубокую эмоциональность и доверительность, вследствие чего создаются благоприятные условия для включения в общение таких социально-психологических процессов, как идентификация, внушение, подражание, эмоциональное заражение [30 ].
Т.И. Дымнова считает, что нарушение условий развития ребенка в семье, эмоциональная депривация и фрустрация потребностей приводят к формированию отрицательных эмоциональных установок, которые мотивируют деструктивные (асоциальные, невротические и др.) формы поведения, приводящие в будущем к дезадаптации в семейной жизни [30].
Исследование связи между формой общения ребенка в семье и степенью адекватности и устойчивости его самооценки, проведенное В.Э.Пахальяном, показало, что у детей, имевших доверительные отношения с родителями, преобладала адекватная устойчивая самооценка, а для детей с регламентированным (жестким) типом общения была более характерна неустойчивая и неадекватная самооценка [].
Е.Т. Соколова и И.Г. Чеснокова описали некоторые варианты самооценок ребенка, опосредованные его восприятием родительского отношения: феномен «эхо», смешанная, обратная и др. Феномены деткой самооценки указывают на наличие тесной связи самоотношения с родительским отношением на аффективном и когнитивном уровнях [44].
Неосознаваемые личностные проблемы и потребности, которые родитель пытается удовлетворить за счет воспитания ребенка, представляют особую трудность при психологической диагностике и коррекции. К таким неосознаваемым источникам нарушений и воспитания Э.Г. Эйдемиллер относит: 1) расширение сферы родительских чувств; 2) предпочтение в ребенке детских качеств; 3) воспитательная неуверенность родителей; 4) фобия утраты ребенка; 5) неразвитость родительских чувств; 6) проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств; 7) сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола ребенка [56].
Среди факторов, неблагоприятно действующих на ребенка, М.
А.Я. Варга и В.А. Смехов выделяют четыре причины неэффективности родительского отношения к ребенку: 1) педагогическая и психологическая неосведомленность родителя; 2) некритично усвоенные и ригидные стереотипы воспитания ребенка; 3) личные проблемы и особенности родителя; 4) особенности общения с другими членами семьи, влияющие на отношения с ребенком [16].
Детско-родительские отношения, стили воспитания способствуют возникновению трудностей в поведении детей. Дисгармония семейных отношений отражается в имеющихся классификациях типов семейного воспитания, которые, в основном, не противоречат, а дополняют друг друга. В большинстве этих классификаций лежит степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку (эмоциональный компонент установки).

Представляет интерес исследования А.Я. Варга, посвященные описанию наиболее неблагоприятных для ребенка патогенных типов детско-родительских отношений: симбиотического, авторитарного, эмоционально отвергающего, социально инвалидизирующего и инфантилизирующего. Симбиотические отношения характеризуются чрезмерной эмоциональной привязанностью, зависимостью. Эмоционально отвергающий тип отношений назван автором воспитанием с отношением к ребенку как к «маленькому неудачнику». Социальнаяи нвалидизация — это представление ребенка слабым, болезненным. Под инфантилизацией понимают неадекватное видение ребенка более младшим по сравнению с реальным возрастом [15].
В работах Э.Г. Эйдемиллера показана связь между определенным типом родительского отношения и конкретными характеристиками личности ребенка, наиболее полно представлены типы неправильного воспитания подростков:
1. потворствующая гиперпротекция содействует развитию истероидных черт характера у ребенка;
2. доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты характера;
3. эмоциональное отвержение ребенка (явное и скрытое) формирует невротические расстройства;
4. жестокое обращение приводит к усилению черт эпилептоидной акцентуации характера;
5. повышенная моральная ответственность стимулирует развитие черт психастенической акцентуации характера;
6. безнадзорность сопровождается гипертимностью и неустойчивостью поведения ребенка [58].
Таким образом, представленный анализ показывает, что нарушение внутрисемейного взаимодействия вызывает не только специфические искажения в деятельности и поведении детей, но и определяет изменение места ребенка в системе семейных отношений, в системе других социальных отношений. Ребенок вытесняется из семейной целостности (со-бытийности) и вместе с тем остается зависимым и эмоционально связанным с родителями и особенно с матерью.
В современных условиях трансформации многих социальных институтов следует говорить не об утрате влияния семьи на подростка, а о качественном его изменении: в неполных семьях нарушаются родительские роли, изменяется стиль воспитания и отношений с детьми, семья начинает разделять свою воспитательную функцию с другими социальными институтами, при этом оставаясь важнейшим фактором адаптации в обществе, формирования личностных и поведенческих проявлений ребенка. Поэтому представляется необходимым изучение влияния межличностных семейных взаимодействий с проявлением школьной дезадаптации в раннем подростковом возрасте.
Особое значение в формировании тех или иных психических состояний принадлежат матери, которая по своей природной роли в семье должна быть гарантом чувства защищенности у ребенка. Э. Фромм пишет: «Материнская любовь по своей природе безусловна…Безусловная любовь восполняет одно из глубочайших томлений не только ребенка, но и каждого человеческого существа» [52]. Если вследствие каких-либо причин ребенок не чувствует защиты и безоценочной любви со стороны матери, то это будет причиной повышения уровня тревожности, появления страха и чувства вины.
Э.Фромм подчеркивает, что для ребенка важно быть любимым – быть любимым за то, что он есть. И в то же время, «чрезмерно опекающая любовь матери» и других взрослых может, в свою очередь, способствовать возникновению тревожности у ребенка. «Функция матери – обеспечить ребенку безопасность в жизни, функция отца – учить его, руководить им, чтобы он смог справляться с проблемами, которые ставит перед ребенком общество. В идеальном случае материнская любовь не пытается помешать ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность. Мать должна иметь веру в жизнь, не должна быть тревожной, чтобы не заражать ребенка своей тревогой» [52]. Дети не могут себя чувствовать спокойно без любви и эмоциональной поддержки, иначе у них появляется ощущение, что они никому не нужны.
Эмоциональным центром семьи, задающим тон в семейных отношениях, является чаще всего мать. Характер отношений матери и ребенка с первых дней его жизни существенным образом определяет поведение и судьбу уже взрослых детей. Особенно опасны авторитарность, жестокость, чрезмерное доминирование матери. Такого рода поведение депривирует психическое развитие детей несет за собой различные неприятные последствия. Американские психологи, в том числе Т. Шибутани, исследовавшие условия семейного воспитания детей с нервно-психическими заболеваниями, пришли к выводу, что для этих семей характерно однотипное поведение матерей, которые в отношениях с детьми придерживались принципа жесткого доминирования и тотального контроля, свои браки считали неудачными [55].
Дж. Стивенсон-Хинде и М. Симпсон выделили три типа материнского отношения к ребенку: 1) спокойная мать, преимущественно пользующаяся положительными подкреплениями в воспитании ребенка; 2) взволнованная мать с широкой амплитудой эмоциональных реакций; 3) светская мать, легко отвлекающаяся от ребенка на любой внешний стимул. Одним из первых исследователей, описавшим тип тревожной матери, устанавливающей с ребенком излишне тесные эмоциональные связи и тем самым парализующей детскую активность и самостоятельность, был А. Адлер [2].
Существует целый ряд исследований, прослеживающих связь между типом материнского отношения и психическим или психосоматическим заболеванием ребенка. А. Гарнер и Э. Венар сопоставили характерные черты отношения матери к детям, заболевших неврозом, психосоматическим заболеванием, хроническим соматическим заболеванием. Оказалось, что существуют различия в стиле поведения матерей этих трех групп детей. Матери детей-невротиков характеризовались общим негативным отношением к материнской роли, низким уровнем эмпатии. У матерей детей-психосоматиков отмечались гиперсоциализирующие установки, они возлагали большие надежды на будущее своих детей. Матери детей с хроническим соматическим заболеванием обладали положительным отношением к материнству, высоким уровнем эмпатии.
А.И. Захаров также указывает на патогенную роль межличностных проблем матери в возникновении эмоциональных расстройств у детей в условиях нарушенных взаимоотношений в семье. Психолог выделяет условные психологические типы или образцы таких матерей: «Царевна-Несмеяна», «Снежная Королева», «Спящая Красавица», «Унтер Пришибеев», «Суматошная мать», «Вечный ребенок», «Наседка». Приведенные психологические портреты интерпретируют как дополняющие друг друга психологические образы, как тенденции в отношении матерей к детям [24].
Э. Фромм отмечает, что подавляющее большинство женщин являются любящими матерями в то время, пока ребенок мал и целиком зависит от них. Но действительным наивысшим достижением человеческой любви является материнская любовь к растущему ребенку, а не только к младенцу. Сущность материнской любви – в желании, в способствовании развитию и отделению от нее ребенка, которого она продолжает любить и дальше. Любовь отца способствует развитию у ребенка чувства собственной силы и позволяет ему, в конце концов, стать авторитетным для самого себя. Только синтез отцовской и материнской привязанности в сознании ребенка будет основой его духовного развития [52].
Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.
Адлер А. О. О нервическом характере. – СПб., М.: Университетская книга, 1998. -385 с.
Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников: Сб. научн. тр. /Под ред. М.А. Алемаскина. – М., 1980.
Андреева Д.А. О понятии адаптации.
Исследование адаптации студентов условиям учебы в вузе. // Человек и общество. Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества: Сб. статей / Под ред. Б.В. Ананьева. – Л., 1973.
Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб.пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.;
Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: ПЭРСЭ, 2008. – 160 с.
Бардин К.В. Ваш ребенок не хочет учиться. – М., Педагогика, 1980. – 96 с.
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. – 199 с.
Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные психологические труды. – М., Педагогика, 1983. – 272 с.
Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возростно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. -М.: Изд-во МГУ, 1990. – 134 с.
Божович Л.
И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. – М., Просвещение, 1968. – 464 с.
Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профиактики и коррекции: Автореф. дисс. канд. психол. наук. – Томск, 1996. – 23 с.
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: просвещение, 1988. – 207 с.
Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции. // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология.- 1985. — №4. – С. 32-38.
Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. – 144 с.;
Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицина Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико – педагогической практике. Учеб.пособие. – СПб.: «Речь», 2004. – 256 с.
Винникотт Д.
В. Разговор с родителями. – М., Класс, 1994. – 112 с.
Выготский Л.С. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. Т.4.-433 с.
Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – Л.: Медицина, 1977. – 272 с.
Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психол. журн. Т.15,1994. — №2.
Диагностика школьной дезадаптации: Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. – М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.
Дружинин В. Н. Психология семьи: 3 – е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с. – 176 с.
Елисеева А. С. Место и роль оценочно-стимулирующей деятельности родителей в системе детско-родительских отношений. //Вестник Тамбовского Университета/ гл. ред. В.М. Юрьев.- Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 2008. Вып. 9 (65).
— 508с.
Захаров А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопр. психол.- 1981. — №3
Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – СПб.:2001.
Защиринская О.В. Семья и ребенок с трудностями в обучении. – СПб.: Речь, 2010. – 214 с.
Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопр.психол. – 1984.
Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. – Л.: Медицина, 2000. -272 с.
КокоренкоЛ.В. Полоролевая, возрастная идентификация и система самооценок у подростков с отдельными вариантами нарушений психического развития. Автореф. диссерт.,СПб, 2006.
Корытова Г.С. Основные явления и пути исследования школьной дезадаптации // Научные труды молодых ученых / Отв.ред.Л.В. шемякина.- Улан-Удэ, 1996.
Краткий психологический словарь / Под общ.
ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М.: политиздат, 1985.
Лангмеер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1985. – 431 с.
Личко А.И. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л.: Медицина, 1977. – 208 с.
Мишина Т.М. Психологическое исследование супружеских отношений при неврозах // семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях / Под ред. В.К. Мягер. – Л.,1978.
Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков (на материале деятельности будущих социальных педагогов). Ростов – на Дону: Изд-во РГПУ, 1997. -295 с.
Мудрик АВ. Общение как педагогическая категория // Психолого-педагогические проблемы общения. –М.:1997.
Мурзенко В.А. Диагностика и структура эмоционально-поведенческих нарушений у так называемых «трудных » детей в условиях массовой школы // Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психические расстройства / Под ред.
Б.Д. Карвасарского. – Л., 1997.
Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.
Мягер В.К. Исследование семьи в связи с задачами семейной психотерапии // Социальная психология и общественная практика. –М., 1985. – С. 102-113.
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. –Л.: Изд.-во ЛГУ, 1960. – 426 с.
Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 392с.
Новикова Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков // Общение и формирование личности школьника: опыт экспериментального психологического исследования./ Под ред. А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. – М., 1987. –С.17-40.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.
— М.: Просвещение, 2005. – 256 с.
Основы психологии и семейного консультирования: Учебное пособие / под общ.ред. Н. Н. Посысоева. – М.: Изд – во Владос – Пресс, 2004. – 328 с.;
Прихожан А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности.: Дисс. д-ра психол. наук. М., 1996. -307 с.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: практ.пособие/Е. И. Рогов. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 507с.
Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.: Речь, 2000. – 282 с.
Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина – М., Педагогика, 1989.
Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с.
Тарасова С.
Ю. Психофизиологические показатели школьной тревожности / А.К. Осницкий, С.Ю. Тарасова //Электронный журн. «Психологические исследования». – 2011. — №2 (16). http://www/psystady.ru/index.php/num/2011n2-16/455-osnitsky-tarasova16.html.
Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., Педагогика, 1993. – 144 с.
Фромм Э. Искусство любить. – Минск: ТПЦ «Полифакт», 1991. -160 с.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.: Прогресс – Универс,1993. – 480 с.
Шибаева Л.В. Программа психологической реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью. – М.: Роспедагенство, 1996. -164 с.
Шибутани Т. Социальная психология. / Пер.с англ. – М.; Прогресс, 1968. – 535 с.
Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 768 с.
;
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1990. – 192 с.;
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: — Питер, 2008. – 672с.
Юнг К.Г. Конфликты детской души. – М., Канон, 1995.
Моя семья – моя крепость. Советы ульяновцам, как укрепить внутрисемейные отношения — Ульяновск сегодня
Еще в древние времена семью создавали ради ощущения безопасности. Пожалуй, тогда и возникло выражение: «Моя семья – моя крепость». Древний мужчина, у которого не было женщины, поддерживающей огонь в костре, рисковал замерзнуть в холодной пещере по возвращению с охоты. Да и когда готовить из добытой туши, если завтра снова либо на охоту, либо на войну?! Древняя женщина, не имеющая мужа, вообще рисковала не выжить, потому что в полном опасностей мире у нее не было защитника и кормильца.
По мнению психолога Городской клинической больницы № 1 (Перинатального центра) Ирины Китаевой, в современном мире семья по-прежнему играет очень важную роль в жизни каждого человека.
Семья – это единственное место, где ценен отдельный человек с его индивидуальностью. Ведь сегодня жизнь человека предельно документирована и обезличена. В медицинских учреждениях нашей «визитной карточкой» является номер страхового медицинского полиса, в банке – номер банковского счета, на работе – трудовая книжка, в общественных местах – паспорт. И только в Семье мы остаемся людьми. Родными людьми, которые любят и ждут, несмотря ни на что, бескорыстно и безвозмездно. Людьми, которые рядом, не только в радости, но и в горе. Родные и близкие верят в человека даже тогда, когда тот сам перестает в себя верить.
Семья – крепость, внутри которой ничего не страшно. Рядом с родными людьми человеку кажется, что он может горы свернуть, ведь они заряжают силой, верой и теплом.
Создавая семью, важно развивать умения жить с учетом интересов другого, учиться разумно предупреждать и разрешать конфликты, слушать и доверять. Недаром для того, чтобы заслужить доверие целого народа, человек должен доказать, что он умеет жить в семье. Наличие семьи и детей – свидетельство того, что человек ценит истинные ценности, и умеет идти вперед, сохраняя главное.
Несколько секретов, чтобы улучшить отношения внутри семьи:
- Чаще обнимайте детей и супруга (не менее 12 раз в день).
- Будьте искренними и открытыми.
- Старайтесь решать конфликтные ситуации сразу.
- Учитесь просить о помощи, если чувствуете усталость.
- Даже находясь в долгих отношениях, не переставайте знакомиться друг с другом, узнавать друг друга.
- Чаще говорите, что любите каждого члена своей семьи, что они нужны вам.
- Дарите им свою улыбку, делитесь своими успехами, чувствами и переживаниями.
- Звоните или пишите своим родным чаще, благодаря этому они будут чувствовать вашу поддержку.
- Важно помнить, что для любых изменений, внутрисемейных или личностных, нужно не менее 8-9 месяцев стабильной продуктивной работы, которую можно начать самостоятельно или вместе со специалистом.
- Поверьте, ваши усилия не останутся бесполезными.
Тепло и любовь, подаренные родным и близким, обязательно вернутся к вам.
- Материал подготовлен при содействии Центра медицинской профилактики и формирования здорового образа жизни.
Интернет-консультация психолога | МАОУ СОШ № 2 имени Галины Бущик
Педагог-психолог:
e-mail:
Телефон горячей линии:
5 Причин читать художественную литературу.
Чтение художественной литературы положительно сказывается на умственных и эмоциональных способностях. Ребенку нужны образы героев, для решения социальных ситуаций. Ребенок соотносит себя с одним из героев. При возникновении желания быть похожим на главного героя книги, книга становится любимой. Таким образом, ученые доказали, что при чтении включается эффект «погружения» в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя. Данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры.
1. Когда ребенок пытается понять персонажей, отличающихся от него самого, уровень эмпатии повышается.
2. Глубокое чтение развивает способность сосредотачиваться и улавливать сложные идеи. Но чем меньше ребенок практикует глубокое чтение, заменяя его беглым скроллингом с телефона, тем больше эти способности ослабевают.
3. Чтение укрепляет способность представлять альтернативные варианты, запоминать детали, представлять детальные сцены и продумывать сложные ситуации.
4. Помимо стимулирования мозговой активности, процесс чтения имеет и важную социальную функцию.
5. Учеными из Университета Суссекса было доказано, что 6 минут чтения более чем в 2 раза снижает уровень стресса. И этот процесс идет быстрее, чем от прослушивания музыки или от пешей прогулки.
«Влияние семейного микроклимата на возникновение агрессивного поведения ребёнка. Как бороться с агрессивностью»
Микроклимат в семье – это своеобразная атмосфера отношений, сложившихся между её членами. Отношения между супругами, между супругами и детьми, а иногда супругами, детьми и старшими членами семьи (бабушка, дедушка, тёща, свекровь и др. ) — это основа семенного микроклимата.
Человек развивается на протяжении всей своей жизни, но главные личностные свойства закладываются в детстве. Оттого, какое у человека было детство, зависит склад его личности.
Очень важен для развития и формирования личности семейный микроклимат. Внутрисемейные отношения зависят от семейных традиций, образования родителей, культурного уровня, ценностей и прочее. В каждой семье свой тип общения и тип отношения к детям. В семье необходимо найти взаимопонимание между ребёнком и родителями, установить такую эмоциональную атмосферу, которая будет способствовать полноценному развитию ребёнка.
Доброжелательное отношение в семье создают особую доверительную атмосферу. Но, в настоящее время семья не обеспечивает должные условия для гармоничного развития ребёнка. Родители перекладывают груз воспитания на плечи своих родителей (бабушек, дедушек), детский сад, школу. Поэтому ребёнку не хватает теплоты, ласки, взаимопонимания и поддержки родителей. Отсутствует единство общественного и семейного воспитания.
Как же бороться с агрессивностью ребёнка?
Попытайтесь взглянуть на мир глазами детей и сделать их интересы нашими собственными.
Необходимо помнить, что ребёнок это продолжение нас и задача родителей сделать так, чтобы ребёнок не повторил родительских ошибок и прошёл свой жизненный путь без трудностей.
Проявляйте терпение, правильные действия.
При воспитании ребёнка исключите свою агрессивность.
Приучайте ребёнка сдерживать агрессивность, демонстрируя на личном примере.
Не унижайте морально.
Измените своё отношение к ребёнку, примите его таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками.
Любите, уважайте его личность, радуйтесь его маленькими успехами вместе с ним!
«Влияние семейного микроклимата на возникновение агрессивного поведения ребёнка. Как бороться с агрессивностью»
Микроклимат в семье – это своеобразная атмосфера отношений, сложившихся между её членами. Отношения между супругами, между супругами и детьми, а иногда супругами, детьми и старшими членами семьи (бабушка, дедушка, тёща, свекровь и др. ) — это основа семенного микроклимата.
Человек развивается на протяжении всей своей жизни, но главные личностные свойства закладываются в детстве. Оттого, какое у человека было детство, зависит склад его личности.
Очень важен для развития и формирования личности семейный микроклимат. Внутрисемейные отношения зависят от семейных традиций, образования родителей, культурного уровня, ценностей и прочее. В каждой семье свой тип общения и тип отношения к детям. В семье необходимо найти взаимопонимание между ребёнком и родителями, установить такую эмоциональную атмосферу, которая будет способствовать полноценному развитию ребёнка.
Доброжелательное отношение в семье создают особую доверительную атмосферу. Но, в настоящее время семья не обеспечивает должные условия для гармоничного развития ребёнка. Родители перекладывают груз воспитания на плечи своих родителей (бабушек, дедушек), детский сад, школу. Поэтому ребёнку не хватает теплоты, ласки, взаимопонимания и поддержки родителей. Отсутствует единство общественного и семейного воспитания.
Как же бороться с агрессивностью ребёнка?
Попытайтесь взглянуть на мир глазами детей и сделать их интересы нашими собственными.
Необходимо помнить, что ребёнок это продолжение нас и задача родителей сделать так, чтобы ребёнок не повторил родительских ошибок и прошёл свой жизненный путь без трудностей.
Проявляйте терпение, правильные действия.
При воспитании ребёнка исключите свою агрессивность.
Приучайте ребёнка сдерживать агрессивность, демонстрируя на личном примере.
Не унижайте морально.
Измените своё отношение к ребёнку, примите его таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками.
Любите, уважайте его личность, радуйтесь его маленькими успехами вместе с ним!
Информация по вопросам (темам) психологической помощи обучающимся
Советы психолога
Профилактика агрессивного поведения подростков
Педагогам стало заметно, что в настоящее время увеличился уровень агрессии у подростков, и с ними стало сложнее работать учителям и находить общий язык родителям. Одна из теорий(а именно А. Бандура) гласит, что агрессия – это навыки, которым учатся в окружающем социуме и видят положительное подкрепление в нанесении вреда другим людям. Поведенческий подход к агрессивному поведению является самым продуктивным.
В подростковом возрасте может быть нормальным и в некоторых случаях даже необходимым способом выразить свою самостоятельность.
Для развития в позитивном ключе подростку важно адекватная эмоциональная обстановка в семье. Подростки могут прибегать к демонстративной агрессии (социально порицаемые поступки, вербальная агрессия, вранье, воровство) для того-что бы их заметили.
Агрессия на «подсознательном» уровне выступает как крик о помощи, привлечении внимания к проблемам, которые накопились, и подросток не знает как с этим справится. На становление агрессивного поведения подростка оказывает огромное влияние семейное воспитание.
Ключевые направления для работы с агрессивными подростками:
• Понижение уровня тревожности
• Становление понимания собственных чувств и эмоций, а также других людей, развитие эмпатических навыков
• Развитие адекватной самооценки
• Коррекция поведения при «агрессивной обстановке» и использования гнева
• Терапия, направленная на увеличение способов поведения в проблемных ситуациях и отказ от деструктивного поведения
Для профилактики агрессии подростка в семье родителям могут помочь следующие методы и техники терапевтического воздействия:
— исключение угроз и приказов в отношении подростка;
— выработка единых требований к ребенку от обоих родителей и правил воспитания в семье;
— отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методу убеждения и поощрения;
— работа с картинками, видео, музыкой, отражающими проблемные ситуации;
— разбор вместе с ребенком последствий различных поведенческих реакций на ситуацию, выбор позитивных и закрепление их в ролевой игре;
— ведение ребенком блокнотика или личного дневника в целях обучения самонаблюдению и самоконтролю над поведением;
— ведение ребенком вместе родителями карты поведения, содержащей личные правила поведения, с использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил;
— совместные релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку;
— использование ролевых игр, включающих в себя провоцирующие ситуации для развития самоконтроля;
— использование настольных игр, включающих элементы соперничества;
— использование настольных игр, направленных на сотрудничество;
— разыгрывание конфликтных ситуаций;
— работа с фотографиями, музыкой, отражающими различные эмоциональные состояния;
— придумывание историй, раскрывающих причины эмоционального состояния;
— рисование, лепка эмоциональных событий;
— разработка системы поощрений и наград за уже имеющиеся и возможные успехи;
— запись ребенка в различные студии, кружки по предпочтениям ребенка;
— выражение гнева конструктивным способом;
— выражение гнева через движения;
— письма гнева;
— галерея негативных событий;
— перевод деструктивного поведения в вербальный план;
— ввод правила: «посчитай до 10, а потом действуй»;
— сочинение рассказа от имени своих эмоций
ОГБУЗ «Клиническая больница №1» :: Документы :: Информация для населения :: День семьи
День семьи
День семьи, любви и верности
Что может быть важнее здоровой, крепкой семьи? Знаменитая пословица твердит: «Мой дом – моя крепость». Надёжные, доверительные внутрисемейные отношения, любовь и забота друг о друге – самый стойкий фундамент для вашего дома.
В нашей стране существует ещё совсем молодой, но замечательный, светлый праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июня. Приурочена эта дата ко дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии, покровительствующих семье и браку в традиции православия. Вот уже 11 лет в честь этого события по всей стране проводятся всевозможные развлекательные мероприятия, мастер-классы народного ремесла, театральные представления, спортивные мероприятия, концерты, ярмарки, а также награждение семейных пар памятной медалью «За любовь и верность», орденом «Родительская слава». Эти добрые традиции напоминают нам о важности семейных ценностей, формируют представление о здоровой, благочестивой и достойной семье, как у младшего поколения, так и у взрослых людей.
В поддержку этих замечательных традиций, сотрудники Женской консультации №2 были проведены различные мероприятия, целью которых выступило привлечение внимания общественности к различным аспектам семейного счастья: от физического здоровья до психологического и социального благополучия.
В рамках школы для будущих мам доктора проводили профилактические беседы с посетительницами о грамотном планировании семьи и беременности, о важности медицинского обследования, как для женщины, так и для мужчины. Групповой формат работы позволил с различных сторон обсудить вопросы женского здоровья, а также темы, касающиеся беременности, родов и послеродового периода.
Клиническим психологом был проведён опрос семейных пар, пришедших в консультацию, об уровне удовлетворённости браком. Результаты свидетельствуют о том, что большинство опрошенных считают, что их семейная жизнь благополучна. И это прекрасный показатель, однако, 20% семейных пар не удовлетворены отношениями в определённых аспектах, поэтому им было рекомендовано обратиться к психологу для проработки имеющихся проблем.
Кроме того, был разработан и проведён мастер-класс на тему: «Психологическое здоровье семьи», который посетили все, кто желает улучшить качество супружеских отношений. На мероприятии рассматривались как теоретические аспекты психологии семьи, так и были даны практические рекомендации, техники эффективной коммуникации.
Также, мы встретились с Ольгой Колышкиной, корреспондентом газеты «Смоленские новости», поговорили о таком важном показателе благополучия общества и конкретных людей как психологическое здоровье семьи. В ходе интервью поговорили о семейных кризисах, подробно обсудили критерии качественных отношений, уделили внимание признакам семейной дисгармонии и способам решения супружеских проблем.
Отношения в семье – это те нити, узы, связи, которое объединяют людей в единое целое, они могут быть сложны и иногда непонятны. В женской консультации №2 на ул. Нарвская работает кабинет психологической помощи, куда семья может обратиться для решения различных внутрисемейных проблем.
Бережное и заботливое отношение друг к другу, любовь и взаимопонимание – залог счастливых и благополучных семейных отношений. Коллектив женской консультации №2 поздравляет всех с праздником! С днём семьи, любви и верности!
Презентация ко дню семьи!
(PDF) Relationships within the family as a factor in a child’s upbringing
Вы когда-нибудь задумывались об отношениях внутри семьи? А именно –
каким образом они влияют на становление личности ребенка?
Итак, внутрисемейные отношения представляют собой отношения детей
и родителей, которые оказывают на ребенка воспитательный эффект и удовле-
творяют его потребность в общении. Внутрисемейные отношения являются важ-
нейшим элементом воспитания, потому как выступают в качестве связи и отно-
шений, возникающих между ее членами.
Личность ребенка необходимо рассматривать совместно с системой его от-
ношений с окружающими его людьми, потому как именно в этой системе проис-
ходит формирование и развитие его личности. Как утверждал В.Н. Мясищев: си-
стема отношений формируется в ходе всей истории развития человека, и в том
числе в процессе общения [3, с. 8].
Давайте подумаем какое влияние на ребенка оказывают внутрисемейные от-
ношения? Безусловно – самое что ни на есть главное, основное, особенное, важ-
нейшее. В психическом развитии ребенка ведущую роль берет на себя общение
ребенка со взрослыми. Таким образом, семья, семейные взаимоотношения зани-
мают первое место в системе межличностных отношений ребенка, а также
сильно влияют на процесс формирования отношений ребенка с окружающими,
на особенности его поведения.
А теперь давайте возьмем семью XXI века. В современном мире перед мо-
лодыми людьми, которые только собираются создавать семью, стоит множество
различных задач, таких как: как подготовить себя к замужеству, женитьбе, как
вести себя в семье, построить гармоничные, доверительные отношения в семей-
ном гнездышке, как стать хорошей матерью или отцом, а самое главное – как
воспитать ребенка? Как сделать так, чтобы ребенок вырос психически здоровым,
чтобы он состоялся как человек, как полноценная здоровая личность? Чтобы
имел свои желания, цели, мечты, знал к чему и как нужно стремиться. И, что
немаловажно: папа и мама для ребенка являют собой пример, по которому он
будет как бы проецировать отношения в свою семью. Как ни крути, для ребенка
Конспект профилактического занятия со старшими дошкольниками «Внутрисемейные отношения»
Внутрисемейные взаимоотношения. Отношение к родителям и другим членам семьи. Рисунок на тему «Моя семья»
Разогрев — упражнение
«Хором назовем свое имя».
Создание проблемной ситуации
Психолог. Ребята! Сегодня я хотела рассказать вам сказку о ребенке, который жил один. И начиналась она так: «Жил-был мальчик, который был один- одинешенек на свете. И никого-то у него не было — только он».
Но потом, дойдя до этого места в сказке, я подумала: «А так бывает, чтобы у человека никого не было?»
Как вы считаете?
А у вас есть кто-нибудь родной?
Как мы называем одним словом этих людей?
Дискуссия
Дети работают с вопросами.
Что такое семья?
У всех ли людей есть родители, семья?
Хорошо или плохо, что у человека есть семья?
А зачем человеку семья?
Как относятся к своим детям родители?
А дети к родителям?
После дискуссии психолог
делает вывод: семья — это самые близкие люди, которые живут вместе. У детей
всегда есть родители. Родители очень любят своих детей, даже когда они
почему-то сердятся, они часто волнуются и переживают за вас. Семья людям нужна,
чтобы каждый чувствовал, что его любят, и чтобы всем было хорошо.
Этюд «Любящие родители».
Дети делятся па пары: мальчик (папа-медведь) — девочка (мама-медведица). Звучит колыбельная. Мама-медведица и папа-медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже тихонько покачивается. Мама-медведица передает медвежонка папе. Теперь он качает малыша, а мама глядит ка обоих ласково, с любовью.
Рисунок на тему «Моя семья»
Психолог: А теперь давайте выберем тот цвет, который больше всего подходит к тому чувству, какое возникает у вас, когда вы думаете о своей семье.
Возьмите губки и затонируйте этим цветом лист.
Пока лист сохнет, давайте поиграем.
Игра «Верно — неверно»
Психолог. «Я буду говорит вам какие-то фразы, а вы. если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, сидите тихонечко!»
Семья — это все мои друзья и знакомые.
Семья — это я.
Мои родители могут быть
младше меня.
Бабушка — это мама моей мамы.
Дедушка — это папа моего папы.
Семья — это люди, которые любят друг друга.
Бабушка и дедушкаэто мои родители.
Я — дочь мамы и папы.
Всем людям нужна семья.
Психолог. «Да, я хотела вас запутать, но не смогла! Умницы! Я вижу, что все вы знаете, зачем человеку нужна семья. Как раз сегодня мы и будем рисовать свою семью на разноцветных листочках»
Релаксация «Дудочка»
Экспертиза детско-родительских отношений в Москве
Экспертиза детско-родительских отношений – довольно востребованный вид экспертизы, которая устанавливает психологические особенности внутрисемейного взаимодействия между детьми и родителями. Необходимость и популярность этого вида экспертизы вызвана большим количеством рассматриваемых в суде дел, решающих будущее ребенка, место его проживания, а также то, кем из родителей (или неким третьим лицом) будет воспитываться ребенок в дальнейшем.
Экспертизу детско-родительских отношений проводит эксперт в области психологии. Закон не устанавливает жестких правил в выборе эксперта. Однако нельзя привлекать в качестве эксперта психолога или психотерапевта данной семьи, так как он работает с семьей, эмоционально вовлечен во внутрисемейные отношения (пусть даже и в рамках профессиональной компетенции), может иметь предвзятое мнение по поводу ситуации, сложившейся в семье. Кажущееся знание терапевтом ситуации может исказить результаты исследования. В качестве методики анализа отношений применяются стандартные психологические и социологические методы диагностики:
- Беседа.
- Опрос.
- Тест.
- Проективные методики.
- Творческие задания.
Для определения отношения ребенка к родителю или воспитателю в большом объеме используются проективные методики – рисунок семьи, сказкотерапия, та же методика «Закончи предложение» и другие. Эксперт-психолог по определенным признакам устанавливает истинное отношение ребенка ко взрослому. Следует заметить, что проективные методики, при всей их эффективности, часто могут трактоваться неправильно или заведомо ложным образом. Поэтому огромное внимание должно уделяться процедуре проведения исследования для обеспечения достоверности результатов экспертизы. Так, например, во избежание спекуляций во время трактовки результатов проективного теста «Рисунок моей семьи» необходимо неукоснительное следование следующим правилам проведения исследования:
- Четкая постановка задания.
- Запрос обратной связи от ребенка для удостоверения, что смысл задания ему полностью ясен.
- Детальная фиксация поведения ребенка во время выполнения задания, его позы, степени комфорта, жестов, мимики и пр.
- Обязательная запись всех комментариев, которыми сопровождалось выполнение задания.
- Уточняющие вопросы ребенку после выполнения задания.
- Беседа с ребенком по итогам выполнения задания.
В ходе экспертизы детско-родительских отношений устанавливается не только эмоциональная сторона взаимоотношений между родителями и детьми. Исследованию также подлежит следующий круг вопросов:
- Скрупулезное изучение личностных характеристик каждого из родителей (или воспитателя).
- Уровень психологического развития ребенка.
- Уровень социальной адаптации ребенка, степень усвоения ребенком в результате воспитания социально-приемлемых норм поведения, моральных принципов, соображений благопристойности.
- Наличие у ребенка или родителей признаков социальной дезадаптации.
- Уровень привязанности ребенка к каждому из родителей.
- Психологическая и социальная способность родителя (воспитателя) к созданию комфортных условий для надлежащего воспитания ребенка.
Экспертиза детско-родительских отношений проводится в спокойной, комфортной обстановке, желательно с извлечением исследуемых из привычной повседневной среды – для создания непринужденной обстановки и освобождения (особенно детей) от страхов и зажимов, которые могут возникать в ежедневных условиях существования.
Наши заключения отвечают требованиям объективности, всесторонности и полноты исследований, все экспертизы выполняются с использованием современных достижений науки и техники.
Если вы не уверены в правильности выводов заключения сторонней организации, наши эксперты помогут найти ошибки процессуального или методического характера, и дать соответствующее заключение (рецензию).
Семейные отношения
Плата за публикацию статьи
Этот журнал предлагает авторам возможность публиковать свои статьи в открытом доступе: их можно сразу бесплатно читать, скачивать и делиться ими.
Материалы будут подлежать APC, если они будут приняты и опубликованы в журнале: 3250 долларов США/ 2100 фунтов стерлингов/ 2700 евро.
Авторы, получающие финансирование от агентства или учреждения с учетной записью Wiley Open Access, не платят напрямую.Сбор оплачивается учреждением или спонсором. Авторы, организации которых уплатили партнерское вознаграждение Wiley Open Access, имеют право на скидку на плату за публикацию, а при принятии автору выплачивается вознаграждение со скидкой. Ознакомьтесь со страницами Wiley, посвященными соглашениям с Funders , Institutions и нашим Author Compliance Tool , чтобы узнать больше о том, какие договоренности может принять ваш спонсор для оплаты открытого доступа. Более подробная информация доступна здесь .
Налоги на плату за публикацию
Авторы и учреждения, являющиеся резидентами любой из стран ЕС, которые являются плательщиками НДС и не зарегистрированы в качестве плательщиков НДС, должны будут добавить налог на добавленную стоимость (НДС по соответствующей местной ставке).
Если Автор/Учреждение является зарегистрированным плательщиком НДС, предоставив свой регистрационный номер плательщика НДС, налоговая накладная может быть включена в счет обратного начисления. (Это механизм, при котором НДС не нужно будет добавлять к платежу).Клиент, зарегистрированный в качестве плательщика НДС, будет учитывать НДС при подготовке своей декларации по НДС как «входящей», так и «исходящей», что приведет к нулевому эффекту.
Лицензирование открытого доступа и авторское право
Семейные отношения статей публикуются на условиях лицензии Creative Commons Attribution. Лицензия CC-BY разрешает коммерческое и некоммерческое повторное использование статьи с открытым доступом при условии, что автор правильно указан. Чтобы узнать, какие лицензии предлагает Family Relations , обратитесь к Author Compliance Tool . Для получения дополнительной информации о лицензиях, предлагаемых этим журналом, посетите страницу Wiley Author Services .
Семейные отношения: Междисциплинарный журнал прикладных наук о семье
Доступ к статьям журнала для подписчиков
О
Семейные отношения
Семейные отношения — публикация Национального совета по семейным отношениям (NCFR). С 1951 года журнал публикует фундаментальные и прикладные статьи, которые являются оригинальными, новаторскими и междисциплинарными и посвящены различным формам и проблемам семьи. Аудитория включает преподавателей в академических и общественных учреждениях, исследователей прикладного или оценочного характера, семейных врачей и специалистов по семейной политике. Соответствующие статьи включают основанные на опыте прикладные исследования, философию или практику образования, критический синтез соответствующих предметных областей, оценки программ, разработку и оценку учебных программ, вопросы дисциплины, профессиональное развитие и фундаментальные исследования с четко сформулированными последствиями для практики и политики.
Тираж журнала около 5000 экземпляров. Журнальные статьи посвящены широкому кругу тем, представляющих интерес как для ученых, так и для практиков, включая: старение; детско-родительские отношения; межкультурные/международные вопросы; семьи на протяжении жизненного цикла; семейное разнообразие; здоровье семьи; семейные вмешательства; образование в области семейной жизни; семейная политика; семейная терапия; гендерные и семейные отношения; супружеское обогащение; супружеские силы; семьи меньшинств; религия и семья; половое воспитание; сексуальное и эмоциональное насилие; стресс и отношения; женские проблемы; и многое другое.
Более 80 процентов наших читателей считают, что журнал Family Relations отвечает их потребностям лучше, чем любой другой прикладной журнал.
Семейные отношения выходит пять раз в год (февраль, апрель, июль, октябрь и декабрь) и в среднем содержит 120 страниц. Статьи рецензируются. Уровень принятия составляет 20,4 процента.
Семейные отношения является членом Комитета по публикационной этике (COPE) и придерживается его принципов.
Наши читатели говорят…
- «Журнал, который продолжает улучшаться, добавляя больше статей о детях, воспитании детей, браке и современных социальных проблемах, чем любой другой известный мне журнал… В каждом выпуске я читаю больше статей, чем в любом другом журнале, который мне попадался.»
- «Это единственный известный мне журнал, в котором семья и семейные программы рассматриваются как центральные темы».
- «Отношения с семьей дают мне мощный ресурс для работы с семьями, попавшими в беду, и помогают мне решать проблемы.
»
- «Он постоянно дает четкое представление о возникающих проблемах в этой области, содержит ценные обзоры и представляет собой солидную научную работу».
- «Семейные отношения — это первое место, куда я иду, чтобы найти исследовательскую базу для обучения семейной жизни, особенно обучения родителей.»
Заинтересованы в рекламе во Франции? Посетите нашу рекламную страницу публикаций.
Выпуск журнала Family Relations (FR) за февраль 2020 г. открыт для публики в онлайн-библиотеке Wiley.
Авторские права и разрешения
Copyright © 2020 Национальный совет по семейным отношениям. Все права защищены.
У Wiley необходимо запросить письменное разрешение на перепечатку статей или воспроизведение материалов из этого журнала для публикации или использования в классе или в исследовательских и других научных целях. NCFR оставляет за собой право отказать в любом разрешении по своему усмотрению. Дополнительную информацию можно найти на веб-странице разрешений NCFR.
Национальный совет по семейным отношениям
16-19 ноября 2022 г. | Миннеаполис
Ежегодная конференция NCFR 2022 г.
Регистрация откроется в апреле 2022 года.
Научные журналы
NCFR издает три академических рецензируемых журнала, в которых публикуются лучшие исследования о семьях со всего мира.Текущие и архивные материалы журнала доступны онлайн.
Библиотека ресурсов
Исследуйте множество статей, программ, вебинаров и других материалов в онлайн-библиотеке NCFR.
Двигайтесь вперед с NCFR
Воспользуйтесь преимуществами практических инструментов, которые NCFR предлагает для развития вашей карьеры.
Сертификация CFLE
Сертификат сертифицированного преподавателя семейной жизни (CFLE), признанный на международном уровне, подтверждает ваше образование и опыт работы преподавателем семейной жизни.
Руководство по программам получения степени
Степень по семейным наукам, полученная в университете или колледже, может стать отличным стартом для вашей карьеры. Найдите для себя подходящую программу.
Центр занятости
Ищите возможности карьерного роста в профессиях, связанных с семьей, или размещайте объявления о вакансиях в вашей организации, чтобы представить их квалифицированным кандидатам.
Получите максимум от ресурсов NCFR
В качестве члена сообщества NCFR вы получите доступ к эксклюзивному профессиональному контенту, получите скидки на продукты и мероприятия NCFR, создадите свои профессиональные (и личные!) сети и получите возможность получить признание за свою работу и достижения.
Семейные отношения – обзор
Семейные и дружеские отношения
Изучение социальных отношений во взрослом и пожилом возрасте часто разделяется на семейные отношения и дружеские отношения.Хотя в ранних работах часто описывались широкие включающие категории семьи, друзей и соседей, в большинстве современных исследований более пристальное внимание уделяется конкретным отношениям. Было показано, что социальная поддержка, которой обмениваются с конкретными людьми, влияет на здоровье и благополучие пожилых людей. Например, пожилые люди, состоящие в браке, гораздо реже нуждаются в формальной поддержке, такой как уход медсестры на дому или питание на колесах, чем неженатые люди. Хотя очевидно, что семья играет важную роль в жизни пожилых людей, иногда оказывая исключительную заботу и инструментальную помощь, друзья также являются бесценным ресурсом.Действительно, исследования, первоначально предназначенные для изучения влияния только членов семьи, часто обнаруживают, что друзья упоминаются как значительный источник поддержки.
Первоначальные исследования задокументировали структурные характеристики социальных сетей. Например, из ранних перекрестных исследований известно, что молодые респонденты чаще контактируют с членами сети, чем респонденты старшего возраста, тогда как респонденты старшего возраста знают своих членов дольше. Большинство сетей пожилых людей состоят из членов семьи, в первую очередь супругов, детей, братьев и сестер.Однако друзья часто играют важную роль в их сетях поддержки.
Различия между поколениями в сетевой структуре и схемах поддержки также были изучены. Старшие поколения включают в свои сети больше членов семьи, тогда как молодые поколения включают больше друзей. Тем не менее, как младшие, так и старшие члены семьи названы ближайшими членами сети, а друзья и более дальние родственники — несколько менее близкими. Значительно больше поддержки со стороны друзей часто отмечают молодые респонденты, тогда как респонденты среднего возраста сообщают о большей поддержке со стороны семьи. Однако исследования показали, что, когда члены нуклеарной семьи не присутствуют в социальных сетях пожилых людей, кажется, что их заменяют другие близкие отношения. Особенно это касается инструментальной поддержки. Таким образом, хотя друзья и не заменяют членов семьи, они играют важную роль в жизни пожилых людей.
В одном исследовании дружбы среди людей старше 60 лет 68% сообщили о длительных дружеских связях на протяжении всей своей жизни. Были некоторые гендерные различия: более половины женщин сообщили, что они оставались друзьями с близким другом с детства или юности, тогда как мужчины демонстрировали высокий уровень преемственности в близких дружеских отношениях, возникших в среднем возрасте.Судя по всему, существуют ограничения и изменения в определении дружбы среди «старейших». еженедельный контакт с людьми, которых они считали своими друзьями. Кроме того, почти половина сообщила, что они завели новых друзей после 85 лет, хотя критерии для таких друзей, как правило, включали меньше ожиданий близости или общей истории, чем это было принято среди молодых людей.
Исследования поддержки со стороны родственников и друзей подчеркнули важность признания различий в этих отношениях. Хотя исследования, посвященные обмену социальной поддержкой, более ограничены, кажется очевидным, что степень поддержки различается в зависимости от близости отношений. Супруги/партнеры обычно оцениваются как наиболее поддерживающие, но лучшие друзья и дети также оцениваются как очень благосклонные, значительно выше всех других категорий. Исследуется также компенсация в случае потери основного опорного лица.Установлено, что дети, друзья и знакомые компенсируют потерю супруга усилением эмоциональной поддержки вдовы. Некоторую защиту от одиночества, по-видимому, обеспечивают дети и друзья, по крайней мере, для респондентов, не имеющих партнеров.
Хотя в целом наибольшую поддержку оказывают супруги, а взрослые дети часто оказывают инструментальную поддержку, братья и сестры могут занимать особое место в жизни пожилых людей, объединяя аспекты как семейных, так и дружеских отношений. Постоянный контакт между братьями и сестрами дает возможность для социализации на протяжении всей жизни. Интересная расовая разница очевидна среди пар братьев и сестер белых и афроамериканцев. Отношения между белыми братьями и сестрами варьируются от очень позитивных, близких и близких по духу до весьма негативных и враждебных. Однако афроамериканские пары братьев и сестер демонстрируют преимущественно положительные модели взаимодействия. Другие исследования братьев и сестер показывают, что большое количество пожилых людей считают своих братьев и сестер очень близкими друзьями. Узы братьев и сестер, одни из самых длительных социальных связей в жизни большинства пожилых людей, являются наиболее эгалитарными и дружественными из всех семейных отношений.Тем не менее, важные различия остаются, поскольку братья и сестры в основном являются членами семьи.
Исследования показывают, что большинство пожилых людей получают существенную поддержку от других. Тем не менее, есть некоторые признаки закономерности, предполагающей, что с возрастом больше поддержки получают от меньшего числа людей. Это часто интерпретируется как результат повышенных физических или функциональных ограничений. Однако недавние теоретические перспективы предложили дополнительные объяснения. Несколько исследований показали, что существуют возрастные различия в том, как ценятся семья и друзья, при этом респонденты старшего возраста указывают, что важность дружбы возрастает по сравнению с респондентами более молодого возраста.Адекватные лонгитюдные данные еще не доступны для решения вопроса об изменении ценности отношений с течением времени, хотя есть по крайней мере две теоретические позиции, которые наводят на размышления. Как отмечалось ранее, как теория социально-эмоциональной избирательности, так и модель конвоя предсказывают, что близкие и важные дружеские и семейные отношения останутся таковыми в старости, а теория социально-эмоциональной избирательности конкретно предсказывает, что более поверхностные отношения, вероятно, исчезнут. С другой стороны, поскольку жизненные перемены часто предоставляют разные возможности и обстоятельства, некоторые связи, особенно с друзьями, братьями и сестрами, могут приобретать новое значение по мере того, как люди освобождаются от прежних обязательств.
Один последовательный, почти универсальный вывод касается сообщаемого качества социальных отношений между семьей и друзьями. Пожилые люди гораздо больше удовлетворены поддержкой, которую они получают, и своей сетью поддержки в целом, чем молодые люди. Одно из возможных объяснений состоит в том, что по мере взросления люди с большей вероятностью положительно оценивают различные аспекты своего окружения. Действительно, исследователи опроса отметили, что пожилые люди демонстрируют постоянное увеличение удовлетворенности жизнью с возрастом, но выравнивание более аффективных характеристик, таких как счастье.
В ходе недавнего исследования были изучены профили социальных сетей, то есть различные кластеры участников социальных сетей. Эти профили варьируются от ограниченной семьи (например, только супруга) до более расширенной семьи (включая супруга, детей и других родственников), изолированных (людей с небольшим количеством социальных связей) и разнообразных профилей (включая семью и друзей). Интересно, что в этих исследованиях как людей среднего, так и старшего возраста люди с разнообразными связями, которые включают активное взаимодействие как с семьей, так и с друзьями, сообщают о самом высоком уровне благополучия, в то время как люди с ограниченными связями, состоящими из очень небольшого числа людей, т.е.g., только супруг или очень немногие члены семьи сообщают о самом низком уровне благополучия. Эти результаты показывают, что якобы идеальные обстоятельства, то есть пожилые люди, окруженные несколькими избранными близкими членами семьи, могут больше не быть идеальными, особенно для здоровых пожилых людей. Взаимодействие с многочисленными и разнообразными членами сети связано с субъективным благополучием среди нынешнего населения пожилых людей, но изоляция или ограниченное взаимодействие с другими — нет. Необходимы дополнительные исследования, чтобы выяснить, являются ли одни и те же профили оптимальными при различных обстоятельствах, например.г., среди тех, кому грозит тяжелая болезнь или смерть.
Отношения с пациентами и семьями – Brigham and Women’s Hospital
Vision
Команда по связям с семьями пациентов выступает за наилучший возможный результат благодаря сотрудничеству с нашими пациентами и персоналом. Мы делаем это; вести с любопытством, а не осуждать, слушать с состраданием и создавать безопасное пространство для пациентов и их семей, чтобы они могли поделиться своим опытом.
Миссия
Мы стремимся улучшить качество обслуживания пациентов, решая все проблемы коммуникации и качества обслуживания в больнице и используя их для обучения, устранения барьеров и улучшения наших текущих процессов
Стратегия
Мы стремимся предоставлять нашим пациентам и персоналу превосходные услуги.Наша цель — признать все проблемы / отзывы или жалобы в течение 7 дней и своевременно решить все проблемы. Если вас беспокоит качество медицинского обслуживания, позвоните по телефону 617-732-6636, напишите по адресу [email protected] org или напишите нам по адресу Patient Family Relations, Bretholtz Center, 75 Francis Street, Brigham and Women’s Hospital, Boston, 02115
Мы также предоставляем широкий спектр услуг, чтобы сделать пребывание в Brigham and Women’s Hospital максимально комфортным для вас и вашей семьи.Мы координируем запросы на специальные услуги, в том числе:
- Предоставление общей информации о правилах, процедурах и услугах больницы
- Обращение к пациенту и членам его семьи и документирование их комплиментов и опасений
- Предложение помощи пациентам и их семьям, которые ищут местное жилье или общественные ресурсы
- Помощь в поиске пути в больнице
- Ответы на вопросы об общественном транспорте – автобусах, метро и поездах
- Информация о столовой
- Схема проезда в и из Бостона
- Информация о местных достопримечательностях
- Государственные нотариальные услуги для госпитализированных пациентов
- Ответы на вопросы о парковке
- Предоставление библиотеки материалов для чтения и DVD-дисков
- Бизнес-центр с компьютерами, принтером, копировальным аппаратом и факсом
Посетите нас в Центре для пациентов и семей Bretholtz, расположенном сразу за главной приемной у входа в больницу на улице Фрэнсис, 75, или позвоните нам по номеру по телефону (617) 732-6636 .
Мы готовы помочь вам и вашей семье с понедельника по пятницу с 8:00 до 17:00.
Телефон: (617) 732-6636
Факс: (617) 582-6130
Электронная почта: [email protected]
Координаторы обслуживания : Облегчают общение со специалистами по связям с пациентами/семейными отношениями для решения проблем, связанных с качеством обслуживания. Помогайте семьям с приложениями для парковки и купонов на питание. Предоставляйте рекомендации по отелям и информацию о местных достопримечательностях. Помощь с общими факсами, копированием, компьютерными вопросами.
Специалисты по связям с семьей/пациентами : Способствовать общению с соответствующим руководством и командой по уходу для решения проблем пациента и семьи в отношении качества обслуживания, которое получает пациент.
Развитие ребенка и семейные отношения
Развитие ребенка и семейные отношения
Зачем изучать развитие ребенка и семейные отношения в Университете штата Мэн?
- Мы являемся единственной программой развития детей и семейных отношений в системе Университета штата Мэн.
Цель программы – помочь учащимся понять, как люди развиваются физически, эмоционально и интеллектуально на протяжении всей жизни. Мы обучаем наших выпускников тому, как формируются отношения в обществе и как они могут помочь нуждающимся семьям.
- Мы уделяем особое внимание разнообразию, обучая учащихся работе с детьми и семьями из маргинализированных групп и представителей многих слоев общества. Наша работа согласуется с приоритетами штата и федерального уровня по оказанию помощи наиболее уязвимым членам нашей страны: младенцам и маленьким детям, молодежи из групп риска, малоимущим семьям, лицам с ограниченными возможностями, пожилым людям и культурным меньшинствам.
- У нас есть широкая программа обучения, рассчитанная на самые разные интересы. Учащиеся, которые заинтересованы в помощи другим, отстаивании социальных изменений и содействии укреплению и укреплению здоровья общества, найдут программу отличным путем к успешной карьере, какое бы направление они ни выбрали.
- Мы ориентируемся на продолжительность жизни, от колыбели до могилы. От зачатия до подросткового возраста и взросления и старения — мы охватываем широкие вопросы семейных отношений, государственной политики, разнообразия и межкультурных перспектив.
Что я могу делать со степенью в области развития детей и семейных отношений?
Возможные карьерные пути:
- Персонал/владелец детского сада
- Специалист по поддержке семьи
- Кризисный работник
- Специалист по детской жизни
- Воспитатель родителей
- Адвокат семьи/детей
- Воспитатель дошкольного образования
- Координатор семейных ресурсов
- Молодежный консультант
- Семейный временный работник
- Преподаватель семейной жизни
- Раннее вмешательство
- Менеджер по работе с клиентами
- Директор по деятельности/отдыхам
- Совместный дополнительный персонал
Многие студенты получают ученые степени в областях обучения, в том числе:
- Терапия брака и семьи
- Закон
- Трудотерапия
- Государственное управление/лидерство в некоммерческих организациях
- Психология/сертифицированный профессиональный консультант
- Социальная работа
- Медицина
- Физиотерапия
- Школьное консультирование
- Патология речи
- Специалист по чтению/грамотности
Наша программа бакалавриата
Студенты специальности «Развитие ребенка и семейные отношения» могут сосредоточиться либо на индивидуальных и семейных исследованиях, либо на дошкольном образовании (в рамках дошкольного образования студенты могут выбрать получение сертификата преподавателя K-3).
Наши преподаватели
Наши преподаватели глубоко привержены качественному обучению, консультированию и наставничеству, а также различным областям знаний, включая развитие детей, сексуальность, воспитание/совместное воспитание и практику клинического консультирования.
Преподаватели тесно связаны со следующими профессиональными организациями:
Возможности для достижения успеха
Наши специалисты могут получить профессиональный и исследовательский опыт в Университете Кэтрин М.Учебный центр развития ребенка Дерста, лицензированный детский сад и программа pre-K на территории кампуса, который является одним из старейших подобных университетских центров в Соединенных Штатах. Студенты могут развивать исследовательские навыки посредством стажировок с преподавателями и применять концепции и теории во время комплексного практического занятия или практического опыта. Учащиеся могут вступить в Организацию раннего детства (EChO), которая дает учащимся образования UMaine возможность сотрудничать со сверстниками из близлежащих колледжей, учителями, социальными работниками и другими специалистами в этой области, что позволяет им создать свою сеть контактов до окончания учебы. Студентам также предлагается присоединиться к обществу чести гуманитарных наук Kappa Omicron Nu.
Мы поощряем наших студентов к получению международного взгляда на детей и семьи через наши краткосрочные учебные курсы в Мексике и Европе. Кроме того, мы рекомендуем нашим специалистам провести семестр за границей, например, в Англии, Шотландии, Италии и Гане.
Ссылки
Присоединяйтесь к группе студентов и выпускников UMaine Child Development and Family Relations в Facebook.
Обучение и сборы
Для получения последней информации о стоимости обучения в бакалавриате, пожалуйста, посетите офис Bursar Университета штата Мэн.
Я готов подать заявку. Куда я иду?
Посетите сайт go.umaine.edu, чтобы подать заявку, а также получить информацию об учебе и жизни в UMaine.
Бакалавр наук в области человеческого развития и семейных отношений
Детали программы
Категории интересов: Образование и консультирование
Кампус: CU Денвер онлайн
Чему вы научитесь
Вы хотите работать с семьями и сообществами и изменить мир к лучшему? Если вы ищете степень и карьеру, где вы можете улучшить жизнь разных людей, семей и сообществ и развить свои навыки критического мышления, бакалавр наук в области человеческого развития и семейных отношений (HDFR) может быть идеальным выбором. Благодаря этой программе вы будете готовы рассматривать семьи, отличающиеся культурным и языковым разнообразием, с точки зрения сильных сторон и служить им в различных контекстах.
Университет Колорадо в Денвере предлагает очные, гибридные и полностью онлайн-версии нашей степени бакалавра наук в области человеческого развития и семейных отношений, которую можно получить за четыре года. Вы можете впервые поступить в колледж, перевестись из другого учебного заведения или вернуться в университет после нескольких лет отсутствия.В любом случае, вы всегда найдете обучающееся сообщество в программе HDFR.
Наша программа разработана с участием наших преподавателей в академическом и личном развитии студентов. Мы воспитываем сплоченное, преданное своему делу сообщество студентов, каждого из которых наставляют неравнодушные профессора. Мы идем вместе с вами от первого занятия до последнего, поддерживая вас на каждом этапе пути, предлагая вам ценный опыт, например, партнерство в исследовательских проектах для студентов и мероприятия по обучению в сфере услуг.
Основное внимание в нашей программе уделяется практическому обучению как в онлайновых, так и в очных программах: мы помогаем нашим студентам находить сайты для сервисного обучения, которые позволяют им работать с различными группами населения в различных контекстах, включая глобальные сайты через наши программы обучения за рубежом. Многие из наших курсов содержат требования к сервисному обучению, встроенные в учебную программу.
Эта программа также является первой двуязычной (испанской) программой человеческого развития и семейных отношений в стране.Вы можете пройти курсы полностью на английском языке или пройти некоторые онлайн-курсы в двуязычном испанско-английском формате. Двуязычные курсы построены таким образом, что вам не нужно говорить по-испански, чтобы участвовать в них. Это знакомство с другим языком может дать вам как компетенции, необходимые для того, чтобы по-настоящему выступать за носителей испанского языка в вашем сообществе, так и конкурентное преимущество перед выпускниками других программ в том, что касается оплачиваемой работы и подачи заявлений в аспирантуру.
Наши онлайн-студенты могут выбрать специализацию в двух разных областях курса:
- Разнообразие семьи
- Человеческое развитие и обучение
Наши учащиеся на кампусе и гибридные студенты могут выбрать одну из следующих концентраций:
- Двуязычный (испанский) Семейные и общественные услуги
- Семейная геронтология
- Довузовское образование и студенческие дела
- Лидерство и общественные организации
- Прединдивидуальная, парная и семейная терапия/консультирование
- Дополнительные возможности: учащиеся могут записываться на курсы в областях программы, перечисленных ниже.Для получения дополнительной информации, пожалуйста, назначьте встречу с вашим наставником факультета для утверждения.
- Консультации
- Дошкольное образование
- Образовательные фонды
- Обучение грамоте
Эта программа готовит студентов бакалавриата к работе с разными в культурном и языковом отношении семьями и отдельными лицами в различных общественных и социальных учреждениях. Эта специальность также обеспечивает прочную основу для студентов, которые хотят поступить в юридическую школу по детскому и семейному праву, медицинскую школу педиатрии или семейной медицины, аспирантуру по социальной работе или консультирование.
Выберите Денверскую школу образования и человеческого развития CU
Школа образования и человеческого развития Университета Колорадо в Денвере привлекает студентов, увлеченных карьерой в обслуживании культурно и языково различных семей и отдельных лиц. Мы сочетаем их страсть с образованием, основанным на разнообразии, технологиях, проверенных подходах и реальной практике. Вот почему наши выпускники готовы оказывать немедленное и долгосрочное влияние на людей, сообщества и мир.
Учебная программа
Бакалавр наук в области человеческого развития и семейных отношений является междисциплинарной степенью, которая требует около 90 основных кредитов плюс общеобразовательные требования, в общей сложности 120 кредитов.
По данным Национального совета по семейным отношениям (NCFR), это единственная сертифицированная программа обучения семейной жизни в Колорадо. NCFR признает школы, предлагающие программы бакалавриата и магистратуры с курсовой работой, соответствующей стандартам и критериям, необходимым для утверждения в качестве предварительного сертифицированного преподавателя семейной жизни (CFLE).Утверждение NCFR позволяет нашей школе предложить нашим выпускникам возможность подать заявку на предварительную сертификацию, используя сокращенный процесс подачи заявки. Контрольный список CFLE представляет курсы, соответствующие критериям CFLE в этой школе. Студенты должны пройти все курсы из контрольного списка, чтобы иметь право подать заявку на получение статуса CFLE.
.