Внутрисемейные отношения: Внутрисемейные отношения. Любовь и другие человеческие отношения

Содержание

Внутрисемейные отношения как образец общественных отношений для ребенка

Внутрисемейные отношения

как образец общественных отношений для ребенка

Внутрисемейные отношения являются первым специфическим образцом общественных отношений, именно в них создается возможность раннего включения ребенка в их систему. Одной их особенностей семейных отношений является то, что способ взаимодействия между сторонами предполагает непосредственный контакт, в отличие от других общественных отношений, субъекты которых могут быть разделены пространственными и временными интервалами. Другими словами, внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Семейная конфликтность – главная особенность семей с нарушенными взаимоотношениями. Т.М. Мишина рассматривает семейные конфликты, как обострение интерперсональных отношений в семейной группе.

В этом случае позиции, отношения, цели сторон становятся несовместимыми, взаимоисключающими или воспринимаются как таковые [34].

А.И. Захаров определяет семейный конфликт как взаимообусловленный генерализованный конфликт между родителями и родителей с детьми. К разряду проблемных, или конфликтных семей, он относит «семьи с девиантным поведением, семьи с некоторыми психопатическими и психическими заболеваниями у ее членов, семьи с нарастающим психологическим напряжением во внутрисемейных отношениях» [24].

В.М. Воловик в своих исследованиях рассматривает пять типов семей, имеющих однородные психологические особенности: эмоционально — отчужденные, напряженно –диссоциированные, псевдосолидарные, симбиотические и гиперпротективные. В семьях каждого из этих типов взаимоотношения нарушены по ряду параметров. Например, «напряженно-диссоциированные семьи отличаются деспотическим доминированием одного из супругов (неравенство отношений), оппозицией другого супруга (конкурентность отношений), частой фиксацией ребенка в роли «козла отпущений» (структура отношений), казенной атмосферой (формальность отношений)» [39].

В типологии семьи Э.Г. Эйдемиллера представлены пять типов семей у подростков с нарушением поведения:

1. Семья в стадии распада (неполная семья)

2. Деструктивна семья, характеризующаяся отсутствием способности к взаимодополнению и взаимопониманию

3. Ригидная псевдосолидарная семья, для которой характерна жесткая фиксация распределения ролей между ее членами

4. Негармоничная семья с неравным участием супругов в разрешении семейных проблем

5. Гармонична семья, характеризующаяся адекватной способностью к совместному решению семейных проблем [57].

О.С Сермягина выделяет несколько типов неадекватных семейных отношений, препятствующих конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в проблемных семьях: первый тип – подчеркивание (выражена эмоциональная напряженность, вина возлагается на партнера), характерен для женщин, а второй – сглаживание(действия, направленные на «противника», эмоционально не выражены) и третий – игнорирование (уход от решения проблем), более свойственен мужчинам [30].

В результате длительно существующего конфликта у членов семьи наблюдается снижение социально-психологической адаптации, отсутствие способности к совместной деятельности, в частности, неспособность к согласованности в вопросах воспитания детей.

Исследователи, изучая детско-родительские отношения, имеют дело с довольно широким кругом явлений. Эти отношения представляют триединство эмоционального, когнитивного и поведенческого аспектов. Когнитивный и эмоциональный компоненты родительской позиции взаимосвязаны между собой и изменение одного из них несет за собой изменение другого. Преобладание у родителей негативных эмоций в отношении к ребенку, а также неспособность понять волнующие его проблемы, проявляется и при непосредственном общении, т.е. оказывает влияние на поведенческий компонент родительской позиции. В родительских установках, влияющих на воспитание детей, выделяют мотивационный и ценностно-ориентационный компоненты.

Существуют оптимальные и неоптимальные родительские позиции. Оптимальная позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости, прогностичности. Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей понимать индивидуальность своего ребенка, гибкость рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка в связи с различными изменениями условий жизни семьи, а прогностичность родительской позиции означает, что стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей.

Н. Ф. Федотова выделяет специфические черты взаимоотношения ребенка с родителями, состоящие в следующем:

1. связи, объединяющие ребенка с родителями, очень многообразны, и определяются родственными чувствами, совместным проживанием, общесемейными формами бытового труда и досуга и т.п.;

2. межличностные контакты с родителями, возникая в самом раннем детстве, отличаются от всех других контактов ребенка самой большой продолжительностью, устойчивостью и непрерывностью;

3. чувства родительской любви, а также ответная привязанность со стороны ребенка привносит в общение глубокую эмоциональность и доверительность, вследствие чего создаются благоприятные условия для включения в общение таких социально-психологических процессов, как идентификация, внушение, подражание, эмоциональное заражение [30 ].

Т.И. Дымнова считает, что нарушение условий развития ребенка в семье, эмоциональная депривация и фрустрация потребностей приводят к формированию отрицательных эмоциональных установок, которые мотивируют деструктивные (асоциальные, невротические и др.) формы поведения, приводящие в будущем к дезадаптации в семейной жизни [30].

Исследование связи между формой общения ребенка в семье и степенью адекватности и устойчивости его самооценки, проведенное В.Э.Пахальяном, показало, что у детей, имевших доверительные отношения с родителями, преобладала адекватная устойчивая самооценка, а для детей с регламентированным (жестким) типом общения была более характерна неустойчивая и неадекватная самооценка [].

Е.Т. Соколова и И.Г. Чеснокова описали некоторые варианты самооценок ребенка, опосредованные его восприятием родительского отношения: феномен «эхо», смешанная, обратная и др. Феномены деткой самооценки указывают на наличие тесной связи самоотношения с родительским отношением на аффективном и когнитивном уровнях [44].

Неосознаваемые личностные проблемы и потребности, которые родитель пытается удовлетворить за счет воспитания ребенка, представляют особую трудность при психологической диагностике и коррекции. К таким неосознаваемым источникам нарушений и воспитания Э.Г. Эйдемиллер относит: 1) расширение сферы родительских чувств; 2) предпочтение в ребенке детских качеств; 3) воспитательная неуверенность родителей; 4) фобия утраты ребенка; 5) неразвитость родительских чувств; 6) проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств; 7) сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола ребенка [56].

Среди факторов, неблагоприятно действующих на ребенка, М. Раттер в первую очередь отмечает: недостаток любви и жестокость родителей, непоследовательность в воспитании, доминирование в семье одного из родителей, конфликты, уход из дома матери или отца в связи с разводом.

А.Я. Варга и В.А. Смехов выделяют четыре причины неэффективности родительского отношения к ребенку: 1) педагогическая и психологическая неосведомленность родителя; 2) некритично усвоенные и ригидные стереотипы воспитания ребенка; 3) личные проблемы и особенности родителя; 4) особенности общения с другими членами семьи, влияющие на отношения с ребенком [16].

Детско-родительские отношения, стили воспитания способствуют возникновению трудностей в поведении детей. Дисгармония семейных отношений отражается в имеющихся классификациях типов семейного воспитания, которые, в основном, не противоречат, а дополняют друг друга. В большинстве этих классификаций лежит степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку (эмоциональный компонент установки).

В основном в классификациях представлены два крайних типа («принятие-отвержение»), а все остальные отличаются по степени выраженности эмоций. В других работах внимание уделяется степени свободы ребенка в семье, типам дисциплинарной регуляции его поведения родителями («автономия-контроль»). Некоторые исследователи, например Э. Шафер и др., при описании типов воспитания пришли к выводу, что более точной будет оценка воспитания не в одном, а одновременно в нескольких аспектах. Так, например, подход Л. Бенджамина является трехчленной моделью факторов и представляет поведение родителей в системе трех осей («симпатия-антипатия», «уважение-пренебрежение», «близость-дальность»).

Еще в более ранних работах 40-х годов 20 века учеными были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека». Психологи установили, что между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость: принятие и любовь порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют развитию личности, явное отвержение ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

Представляет интерес исследования А.Я. Варга, посвященные описанию наиболее неблагоприятных для ребенка патогенных типов детско-родительских отношений: симбиотического, авторитарного, эмоционально отвергающего, социально инвалидизирующего и инфантилизирующего. Симбиотические отношения характеризуются чрезмерной эмоциональной привязанностью, зависимостью. Эмоционально отвергающий тип отношений назван автором воспитанием с отношением к ребенку как к «маленькому неудачнику». Социальнаяи нвалидизация — это представление ребенка слабым, болезненным. Под инфантилизацией понимают неадекватное видение ребенка более младшим по сравнению с реальным возрастом [15].

В работах Э.Г. Эйдемиллера показана связь между определенным типом родительского отношения и конкретными характеристиками личности ребенка, наиболее полно представлены типы неправильного воспитания подростков:

1. потворствующая гиперпротекция содействует развитию истероидных черт характера у ребенка;

2. доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты характера;

3. эмоциональное отвержение ребенка (явное и скрытое) формирует невротические расстройства;

4. жестокое обращение приводит к усилению черт эпилептоидной акцентуации характера;

5. повышенная моральная ответственность стимулирует развитие черт психастенической акцентуации характера;

6. безнадзорность сопровождается гипертимностью и неустойчивостью поведения ребенка [58].

Таким образом, представленный анализ показывает, что нарушение внутрисемейного взаимодействия вызывает не только специфические искажения в деятельности и поведении детей, но и определяет изменение места ребенка в системе семейных отношений, в системе других социальных отношений. Ребенок вытесняется из семейной целостности (со-бытийности) и вместе с тем остается зависимым и эмоционально связанным с родителями и особенно с матерью.

В современных условиях трансформации многих социальных институтов следует говорить не об утрате влияния семьи на подростка, а о качественном его изменении: в неполных семьях нарушаются родительские роли, изменяется стиль воспитания и отношений с детьми, семья начинает разделять свою воспитательную функцию с другими социальными институтами, при этом оставаясь важнейшим фактором адаптации в обществе, формирования личностных и поведенческих проявлений ребенка. Поэтому представляется необходимым изучение влияния межличностных семейных взаимодействий с проявлением школьной дезадаптации в раннем подростковом возрасте.

Особое значение в формировании тех или иных психических состояний принадлежат матери, которая по своей природной роли в семье должна быть гарантом чувства защищенности у ребенка. Э. Фромм пишет: «Материнская любовь по своей природе безусловна…Безусловная любовь восполняет одно из глубочайших томлений не только ребенка, но и каждого человеческого существа» [52]. Если вследствие каких-либо причин ребенок не чувствует защиты и безоценочной любви со стороны матери, то это будет причиной повышения уровня тревожности, появления страха и чувства вины.

Э.Фромм подчеркивает, что для ребенка важно быть любимым – быть любимым за то, что он есть. И в то же время, «чрезмерно опекающая любовь матери» и других взрослых может, в свою очередь, способствовать возникновению тревожности у ребенка. «Функция матери – обеспечить ребенку безопасность в жизни, функция отца – учить его, руководить им, чтобы он смог справляться с проблемами, которые ставит перед ребенком общество. В идеальном случае материнская любовь не пытается помешать ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность. Мать должна иметь веру в жизнь, не должна быть тревожной, чтобы не заражать ребенка своей тревогой» [52]. Дети не могут себя чувствовать спокойно без любви и эмоциональной поддержки, иначе у них появляется ощущение, что они никому не нужны.

Эмоциональным центром семьи, задающим тон в семейных отношениях, является чаще всего мать. Характер отношений матери и ребенка с первых дней его жизни существенным образом определяет поведение и судьбу уже взрослых детей. Особенно опасны авторитарность, жестокость, чрезмерное доминирование матери. Такого рода поведение депривирует психическое развитие детей несет за собой различные неприятные последствия. Американские психологи, в том числе Т. Шибутани, исследовавшие условия семейного воспитания детей с нервно-психическими заболеваниями, пришли к выводу, что для этих семей характерно однотипное поведение матерей, которые в отношениях с детьми придерживались принципа жесткого доминирования и тотального контроля, свои браки считали неудачными [55].

Дж. Стивенсон-Хинде и М. Симпсон выделили три типа материнского отношения к ребенку: 1) спокойная мать, преимущественно пользующаяся положительными подкреплениями в воспитании ребенка; 2) взволнованная мать с широкой амплитудой эмоциональных реакций; 3) светская мать, легко отвлекающаяся от ребенка на любой внешний стимул. Одним из первых исследователей, описавшим тип тревожной матери, устанавливающей с ребенком излишне тесные эмоциональные связи и тем самым парализующей детскую активность и самостоятельность, был А. Адлер [2].

Существует целый ряд исследований, прослеживающих связь между типом материнского отношения и психическим или психосоматическим заболеванием ребенка. А. Гарнер и Э. Венар сопоставили характерные черты отношения матери к детям, заболевших неврозом, психосоматическим заболеванием, хроническим соматическим заболеванием. Оказалось, что существуют различия в стиле поведения матерей этих трех групп детей. Матери детей-невротиков характеризовались общим негативным отношением к материнской роли, низким уровнем эмпатии. У матерей детей-психосоматиков отмечались гиперсоциализирующие установки, они возлагали большие надежды на будущее своих детей. Матери детей с хроническим соматическим заболеванием обладали положительным отношением к материнству, высоким уровнем эмпатии.

А.И. Захаров также указывает на патогенную роль межличностных проблем матери в возникновении эмоциональных расстройств у детей в условиях нарушенных взаимоотношений в семье. Психолог выделяет условные психологические типы или образцы таких матерей: «Царевна-Несмеяна», «Снежная Королева», «Спящая Красавица», «Унтер Пришибеев», «Суматошная мать», «Вечный ребенок», «Наседка». Приведенные психологические портреты интерпретируют как дополняющие друг друга психологические образы, как тенденции в отношении матерей к детям [24].

Э. Фромм отмечает, что подавляющее большинство женщин являются любящими матерями в то время, пока ребенок мал и целиком зависит от них. Но действительным наивысшим достижением человеческой любви является материнская любовь к растущему ребенку, а не только к младенцу. Сущность материнской любви – в желании, в способствовании развитию и отделению от нее ребенка, которого она продолжает любить и дальше. Любовь отца способствует развитию у ребенка чувства собственной силы и позволяет ему, в конце концов, стать авторитетным для самого себя. Только синтез отцовской и материнской привязанности в сознании ребенка будет основой его духовного развития [52].

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.

  2. Адлер А. О. О нервическом характере. – СПб., М.: Университетская книга, 1998. -385 с.

  3. Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников: Сб. научн. тр. /Под ред. М.А. Алемаскина. – М., 1980.

  4. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов условиям учебы в вузе. // Человек и общество. Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества: Сб. статей / Под ред. Б.В. Ананьева. – Л., 1973.

  5. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб.пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.;

  6. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: ПЭРСЭ, 2008. – 160 с.

  7. Бардин К.В. Ваш ребенок не хочет учиться. – М., Педагогика, 1980. – 96 с.

  8. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. – 199 с.

  9. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные психологические труды. – М., Педагогика, 1983. – 272 с.

  10. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возростно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. -М.: Изд-во МГУ, 1990. – 134 с.

  11. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. – М., Просвещение, 1968. – 464 с.

  12. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профиактики и коррекции: Автореф. дисс. канд. психол. наук. – Томск, 1996. – 23 с.

  13. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: просвещение, 1988. – 207 с.

  14. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции. // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология.- 1985. — №4. – С. 32-38.

  15. Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. – 144 с.;

  16. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицина Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико – педагогической практике. Учеб.пособие. – СПб.: «Речь», 2004. – 256 с.

  17. Винникотт Д. В. Разговор с родителями. – М., Класс, 1994. – 112 с.

  18. Выготский Л.С. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. Т.4.-433 с.

  19. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – Л.: Медицина, 1977. – 272 с.

  20. Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психол. журн. Т.15,1994. — №2.

  21. Диагностика школьной дезадаптации: Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. – М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.

  22. Дружинин В. Н. Психология семьи: 3 – е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с. – 176 с.

  23. Елисеева А. С. Место и роль оценочно-стимулирующей деятельности родителей в системе детско-родительских отношений. //Вестник Тамбовского Университета/ гл. ред. В.М. Юрьев.- Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 2008. Вып. 9 (65). — 508с.

  24. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопр. психол.- 1981. — №3

  25. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – СПб.:2001.

  26. Защиринская О.В. Семья и ребенок с трудностями в обучении. – СПб.: Речь, 2010. – 214 с.

  27. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопр.психол. – 1984.

  28. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. – Л.: Медицина, 2000. -272 с.

  29. КокоренкоЛ.В. Полоролевая, возрастная идентификация и система самооценок у подростков с отдельными вариантами нарушений психического развития. Автореф. диссерт.,СПб, 2006.

  30. Корытова Г.С. Основные явления и пути исследования школьной дезадаптации // Научные труды молодых ученых / Отв.ред.Л.В. шемякина.- Улан-Удэ, 1996.

  31. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М.: политиздат, 1985.

  32. Лангмеер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1985. – 431 с.

  33. Личко А.И. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л.: Медицина, 1977. – 208 с.

  34. Мишина Т.М. Психологическое исследование супружеских отношений при неврозах // семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях / Под ред. В.К. Мягер. – Л.,1978.

  35. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков (на материале деятельности будущих социальных педагогов). Ростов – на Дону: Изд-во РГПУ, 1997. -295 с.

  36. Мудрик АВ. Общение как педагогическая категория // Психолого-педагогические проблемы общения. –М.:1997.

  37. Мурзенко В.А. Диагностика и структура эмоционально-поведенческих нарушений у так называемых «трудных » детей в условиях массовой школы // Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психические расстройства / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – Л., 1997.

  38. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.

  39. Мягер В.К. Исследование семьи в связи с задачами семейной психотерапии // Социальная психология и общественная практика. –М., 1985. – С. 102-113.

  40. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. –Л.: Изд.-во ЛГУ, 1960. – 426 с.

  41. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 392с.

  42. Новикова Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков // Общение и формирование личности школьника: опыт экспериментального психологического исследования./ Под ред. А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. – М., 1987. –С.17-40.

  43. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М.: Просвещение, 2005. – 256 с.

  44. Основы психологии и семейного консультирования: Учебное пособие / под общ.ред. Н. Н. Посысоева. – М.: Изд – во Владос – Пресс, 2004. – 328 с.;

  45. Прихожан А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности.: Дисс. д-ра психол. наук. М., 1996. -307 с.

  46. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: практ.пособие/Е. И. Рогов. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 507с.

  47. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.: Речь, 2000. – 282 с.

  48. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина – М., Педагогика, 1989.

  49. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с.

  50. Тарасова С. Ю. Психофизиологические показатели школьной тревожности / А.К. Осницкий, С.Ю. Тарасова //Электронный журн. «Психологические исследования». – 2011. — №2 (16). http://www/psystady.ru/index.php/num/2011n2-16/455-osnitsky-tarasova16.html.

  51. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., Педагогика, 1993. – 144 с.

  52. Фромм Э. Искусство любить. – Минск: ТПЦ «Полифакт», 1991. -160 с.

  53. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.: Прогресс – Универс,1993. – 480 с.

  54. Шибаева Л.В. Программа психологической реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью. – М.: Роспедагенство, 1996. -164 с.

  55. Шибутани Т. Социальная психология. / Пер.с англ. – М.; Прогресс, 1968. – 535 с.

  56. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 768 с. ;

  57. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1990. – 192 с.;

  58. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: — Питер, 2008. – 672с.

  59. Юнг К.Г. Конфликты детской души. – М., Канон, 1995.

Моя семья – моя крепость. Советы ульяновцам, как укрепить внутрисемейные отношения — Ульяновск сегодня

Еще в древние времена семью создавали ради ощущения безопасности. Пожалуй, тогда и возникло выражение: «Моя семья – моя крепость». Древний мужчина, у которого не было женщины, поддерживающей огонь в костре, рисковал замерзнуть в холодной пещере по возвращению с охоты. Да и когда готовить из добытой туши, если завтра снова либо на охоту, либо на войну?! Древняя женщина, не имеющая мужа, вообще рисковала не выжить, потому что в полном опасностей мире у нее не было защитника и кормильца.

По мнению психолога Городской клинической больницы № 1 (Перинатального центра) Ирины Китаевой, в современном мире семья по-прежнему играет очень важную роль в жизни каждого человека.

Семья – это единственное место, где ценен отдельный человек с его индивидуальностью. Ведь сегодня жизнь человека предельно документирована и обезличена. В медицинских учреждениях нашей «визитной карточкой» является номер страхового медицинского полиса, в банке – номер банковского счета, на работе – трудовая книжка, в общественных местах – паспорт. И только в Семье мы остаемся людьми. Родными людьми, которые любят и ждут, несмотря ни на что, бескорыстно и безвозмездно. Людьми, которые рядом, не только в радости, но и в горе. Родные и близкие верят в человека даже тогда, когда тот сам перестает в себя верить.

Семья – крепость, внутри которой ничего не страшно. Рядом с родными людьми человеку кажется, что он может горы свернуть, ведь они заряжают силой, верой и теплом.

Создавая семью, важно развивать умения жить с учетом интересов другого, учиться разумно предупреждать и разрешать конфликты, слушать и доверять. Недаром для того, чтобы заслужить доверие целого народа, человек должен доказать, что он умеет жить в семье. Наличие семьи и детей – свидетельство того, что человек ценит истинные ценности, и умеет идти вперед, сохраняя главное.

Несколько секретов, чтобы улучшить отношения внутри семьи:

  • Чаще обнимайте детей и супруга (не менее 12 раз в день).
  • Будьте искренними и открытыми.
  • Старайтесь решать конфликтные ситуации сразу.
  • Учитесь просить о помощи, если чувствуете усталость.
  • Даже находясь в долгих отношениях, не переставайте знакомиться друг с другом, узнавать друг друга.
  • Чаще говорите, что любите каждого члена своей семьи, что они нужны вам.
  • Дарите им свою улыбку, делитесь своими успехами, чувствами и переживаниями.
  • Звоните или пишите своим родным чаще, благодаря этому они будут чувствовать вашу поддержку.
  • Важно помнить, что для любых изменений, внутрисемейных или личностных, нужно не менее 8-9 месяцев стабильной продуктивной работы, которую можно начать самостоятельно или вместе со специалистом.
  • Поверьте, ваши усилия не останутся бесполезными. Тепло и любовь, подаренные родным и близким, обязательно вернутся к вам.
  • Материал подготовлен при содействии Центра медицинской профилактики и формирования здорового образа жизни.

Интернет-консультация психолога | МАОУ СОШ № 2 имени Галины Бущик

Педагог-психолог:

 

e-mail:

 

Телефон горячей линии:

 


5 Причин читать художественную литературу. 
Чтение художественной литературы положительно сказывается на умственных и эмоциональных способностях. Ребенку нужны образы героев, для решения социальных ситуаций. Ребенок соотносит себя с одним из героев. При возникновении желания быть похожим на главного героя книги, книга становится любимой. Таким образом, ученые доказали, что при чтении включается эффект «погружения» в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя. Данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры.
1.    Когда ребенок пытается понять персонажей, отличающихся от него самого, уровень эмпатии повышается.  
2.    Глубокое чтение развивает способность сосредотачиваться и улавливать сложные идеи. Но чем меньше ребенок практикует глубокое чтение, заменяя его беглым скроллингом с телефона, тем больше эти способности ослабевают.
3.    Чтение укрепляет способность представлять альтернативные варианты, запоминать детали, представлять детальные сцены и продумывать сложные ситуации. 
4.    Помимо стимулирования мозговой активности, процесс чтения имеет и важную социальную функцию.
5.    Учеными из Университета Суссекса было доказано, что 6 минут чтения более чем в 2 раза снижает уровень стресса. И этот процесс идет быстрее, чем от прослушивания музыки или от пешей прогулки.

«Влияние семейного микроклимата на возникновение агрессивного поведения ребёнка. Как бороться с агрессивностью»
Микроклимат в семье – это своеобразная атмосфера отношений, сложившихся между её членами. Отношения между супругами, между супругами и детьми, а  иногда супругами, детьми  и старшими членами семьи (бабушка, дедушка, тёща, свекровь и др. ) — это основа семенного микроклимата.
Человек развивается на протяжении всей своей жизни, но главные личностные  свойства закладываются в детстве. Оттого, какое у человека было детство, зависит склад его личности.
Очень важен для развития и формирования личности семейный микроклимат. Внутрисемейные отношения зависят от семейных традиций, образования родителей, культурного уровня, ценностей и прочее. В каждой семье свой тип общения и тип отношения к детям. В семье необходимо найти взаимопонимание между ребёнком и родителями, установить такую эмоциональную атмосферу, которая будет способствовать полноценному развитию ребёнка.
Доброжелательное отношение в семье создают особую доверительную атмосферу. Но, в настоящее время семья не обеспечивает должные условия для гармоничного развития ребёнка. Родители перекладывают груз воспитания на плечи своих родителей (бабушек, дедушек), детский сад, школу. Поэтому ребёнку не хватает теплоты, ласки, взаимопонимания и поддержки родителей. Отсутствует единство общественного и семейного воспитания.
Как же бороться с агрессивностью ребёнка?
    Попытайтесь взглянуть на мир глазами детей и сделать их интересы нашими собственными.
    Необходимо помнить, что ребёнок это продолжение нас и задача родителей сделать так, чтобы ребёнок не повторил родительских ошибок и прошёл свой жизненный путь без трудностей. 
    Проявляйте терпение, правильные действия.
    При воспитании ребёнка исключите свою агрессивность.
    Приучайте ребёнка сдерживать агрессивность, демонстрируя на личном примере.
    Не унижайте морально.
    Измените своё отношение к ребёнку, примите его таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками.
    Любите, уважайте его личность, радуйтесь его маленькими успехами вместе с ним!

«Влияние семейного микроклимата на возникновение агрессивного поведения ребёнка. Как бороться с агрессивностью»
Микроклимат в семье – это своеобразная атмосфера отношений, сложившихся между её членами. Отношения между супругами, между супругами и детьми, а  иногда супругами, детьми  и старшими членами семьи (бабушка, дедушка, тёща, свекровь и др. ) — это основа семенного микроклимата.
Человек развивается на протяжении всей своей жизни, но главные личностные  свойства закладываются в детстве. Оттого, какое у человека было детство, зависит склад его личности.
Очень важен для развития и формирования личности семейный микроклимат. Внутрисемейные отношения зависят от семейных традиций, образования родителей, культурного уровня, ценностей и прочее. В каждой семье свой тип общения и тип отношения к детям. В семье необходимо найти взаимопонимание между ребёнком и родителями, установить такую эмоциональную атмосферу, которая будет способствовать полноценному развитию ребёнка.
Доброжелательное отношение в семье создают особую доверительную атмосферу. Но, в настоящее время семья не обеспечивает должные условия для гармоничного развития ребёнка. Родители перекладывают груз воспитания на плечи своих родителей (бабушек, дедушек), детский сад, школу. Поэтому ребёнку не хватает теплоты, ласки, взаимопонимания и поддержки родителей. Отсутствует единство общественного и семейного воспитания.
Как же бороться с агрессивностью ребёнка?
    Попытайтесь взглянуть на мир глазами детей и сделать их интересы нашими собственными.
    Необходимо помнить, что ребёнок это продолжение нас и задача родителей сделать так, чтобы ребёнок не повторил родительских ошибок и прошёл свой жизненный путь без трудностей. 
    Проявляйте терпение, правильные действия.
    При воспитании ребёнка исключите свою агрессивность.
    Приучайте ребёнка сдерживать агрессивность, демонстрируя на личном примере.
    Не унижайте морально.
    Измените своё отношение к ребёнку, примите его таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками.
    Любите, уважайте его личность, радуйтесь его маленькими успехами вместе с ним!

Информация по вопросам (темам) психологической помощи обучающимся

Советы психолога

Профилактика агрессивного поведения подростков

Педагогам стало заметно, что в настоящее время увеличился уровень агрессии у подростков, и с ними стало сложнее работать учителям и находить общий язык родителям. Одна из теорий(а именно А. Бандура) гласит, что агрессия – это навыки, которым учатся в окружающем социуме и видят положительное подкрепление в нанесении вреда другим людям. Поведенческий подход к агрессивному поведению является самым продуктивным.

В подростковом возрасте может быть нормальным и в некоторых случаях даже необходимым способом выразить свою самостоятельность.

Для развития в позитивном ключе подростку важно адекватная эмоциональная обстановка в семье. Подростки могут прибегать к демонстративной агрессии (социально порицаемые поступки, вербальная агрессия, вранье, воровство) для того-что бы их заметили. 

Агрессия на «подсознательном» уровне выступает как крик о помощи, привлечении внимания к проблемам, которые накопились, и подросток не знает как с этим справится. На становление агрессивного поведения подростка оказывает огромное влияние семейное воспитание.

Ключевые направления для работы с агрессивными подростками: 

• Понижение уровня тревожности

• Становление понимания собственных чувств и эмоций, а также других людей, развитие эмпатических навыков

• Развитие адекватной самооценки

• Коррекция поведения при «агрессивной обстановке» и использования гнева

• Терапия, направленная на увеличение способов поведения в проблемных ситуациях и отказ от деструктивного поведения               

Для профилактики агрессии подростка в семье родителям могут помочь следующие методы и техники терапевтического воздействия: 

— исключение угроз и приказов в отношении подростка; 

— выработка единых требований к ребенку от обоих родителей и правил воспитания в семье; 

— отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методу убеждения и поощрения; 

— работа с картинками, видео, музыкой, отражающими проблемные ситуации; 

— разбор вместе с ребенком последствий различных поведенческих реакций на ситуацию, выбор позитивных и закрепление их в ролевой игре; 

— ведение ребенком блокнотика или личного дневника в целях обучения самонаблюдению и самоконтролю над поведением; 

— ведение ребенком вместе родителями карты поведения, содержащей личные правила поведения, с использованием наград и поощрений в случае соблюдения этих правил; 

— совместные релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку; 

— использование ролевых игр, включающих в себя провоцирующие ситуации для развития самоконтроля;

— использование настольных игр, включающих элементы соперничества; 

— использование настольных игр, направленных на сотрудничество; 

— разыгрывание конфликтных ситуаций; 

— работа с фотографиями, музыкой, отражающими различные эмоциональные состояния;

— придумывание историй, раскрывающих причины эмоционального состояния;

— рисование, лепка эмоциональных событий; 

— разработка системы поощрений и наград за уже имеющиеся и возможные успехи; 

— запись ребенка в различные студии, кружки по предпочтениям ребенка; 

— выражение гнева конструктивным способом; 

— выражение гнева через движения; 

— письма гнева; 

— галерея негативных событий; 

— перевод деструктивного поведения в вербальный план; 

— ввод правила: «посчитай до 10, а потом действуй»;

— сочинение рассказа от имени своих эмоций

ОГБУЗ «Клиническая больница №1» :: Документы :: Информация для населения :: День семьи

День семьи

День семьи, любви и верности 

Что может быть важнее здоровой, крепкой семьи? Знаменитая пословица твердит: «Мой дом – моя крепость». Надёжные, доверительные внутрисемейные отношения, любовь и забота друг о друге – самый стойкий фундамент для вашего дома. 

В нашей стране существует ещё совсем молодой, но замечательный,  светлый праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июня. Приурочена эта дата ко дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии, покровительствующих семье и браку в традиции православия. Вот уже 11 лет в честь этого события по всей стране проводятся всевозможные развлекательные мероприятия, мастер-классы народного ремесла, театральные представления, спортивные мероприятия, концерты, ярмарки, а также награждение семейных пар памятной медалью «За любовь и верность», орденом «Родительская слава». Эти добрые традиции напоминают нам о важности семейных ценностей, формируют представление о здоровой, благочестивой и достойной семье, как у младшего поколения, так и у взрослых людей. 

В поддержку этих замечательных традиций, сотрудники Женской консультации №2 были проведены различные мероприятия, целью которых выступило привлечение внимания общественности к различным аспектам семейного счастья: от физического здоровья до психологического и социального благополучия.  

В рамках школы для будущих мам доктора проводили профилактические беседы с посетительницами о грамотном планировании семьи и беременности, о важности медицинского обследования, как для женщины, так и для мужчины. Групповой формат работы позволил с различных сторон обсудить вопросы женского здоровья, а также темы, касающиеся беременности, родов и послеродового периода. 

Клиническим психологом был проведён опрос семейных пар, пришедших в консультацию, об уровне удовлетворённости браком. Результаты свидетельствуют о том, что большинство опрошенных считают, что их семейная жизнь благополучна. И это прекрасный показатель, однако, 20% семейных пар не удовлетворены отношениями в определённых аспектах, поэтому им было рекомендовано обратиться к психологу для проработки имеющихся проблем. 

Кроме того, был разработан и проведён мастер-класс на тему: «Психологическое здоровье семьи», который посетили все, кто желает улучшить качество супружеских отношений. На мероприятии рассматривались как теоретические аспекты психологии семьи, так и были даны практические рекомендации, техники эффективной коммуникации.  

Также, мы встретились с Ольгой Колышкиной, корреспондентом газеты «Смоленские новости», поговорили о таком важном показателе благополучия общества и конкретных людей как психологическое здоровье семьи. В ходе интервью поговорили о семейных кризисах, подробно обсудили критерии качественных отношений, уделили внимание признакам семейной дисгармонии и способам решения супружеских проблем. 

Отношения в семье – это те нити, узы, связи, которое объединяют людей в единое целое, они могут быть сложны и иногда непонятны. В женской консультации №2 на ул. Нарвская работает кабинет психологической помощи, куда семья может обратиться для решения различных внутрисемейных проблем. 

Бережное и заботливое отношение друг к другу, любовь и взаимопонимание – залог счастливых и благополучных семейных отношений. Коллектив женской консультации №2 поздравляет всех с праздником! С днём семьи, любви и верности!

Презентация ко дню семьи!

(PDF) Relationships within the family as a factor in a child’s upbringing

Вы когда-нибудь задумывались об отношениях внутри семьи? А именно –

каким образом они влияют на становление личности ребенка?

Итак, внутрисемейные отношения представляют собой отношения детей

и родителей, которые оказывают на ребенка воспитательный эффект и удовле-

творяют его потребность в общении. Внутрисемейные отношения являются важ-

нейшим элементом воспитания, потому как выступают в качестве связи и отно-

шений, возникающих между ее членами.

Личность ребенка необходимо рассматривать совместно с системой его от-

ношений с окружающими его людьми, потому как именно в этой системе проис-

ходит формирование и развитие его личности. Как утверждал В.Н. Мясищев: си-

стема отношений формируется в ходе всей истории развития человека, и в том

числе в процессе общения [3, с. 8].

Давайте подумаем какое влияние на ребенка оказывают внутрисемейные от-

ношения? Безусловно – самое что ни на есть главное, основное, особенное, важ-

нейшее. В психическом развитии ребенка ведущую роль берет на себя общение

ребенка со взрослыми. Таким образом, семья, семейные взаимоотношения зани-

мают первое место в системе межличностных отношений ребенка, а также

сильно влияют на процесс формирования отношений ребенка с окружающими,

на особенности его поведения.

А теперь давайте возьмем семью XXI века. В современном мире перед мо-

лодыми людьми, которые только собираются создавать семью, стоит множество

различных задач, таких как: как подготовить себя к замужеству, женитьбе, как

вести себя в семье, построить гармоничные, доверительные отношения в семей-

ном гнездышке, как стать хорошей матерью или отцом, а самое главное – как

воспитать ребенка? Как сделать так, чтобы ребенок вырос психически здоровым,

чтобы он состоялся как человек, как полноценная здоровая личность? Чтобы

имел свои желания, цели, мечты, знал к чему и как нужно стремиться. И, что

немаловажно: папа и мама для ребенка являют собой пример, по которому он

будет как бы проецировать отношения в свою семью. Как ни крути, для ребенка

Конспект профилактического занятия со старшими дошкольниками «Внутрисемейные отношения»

Внутрисемейные взаимоотношения. Отношение к родителям и другим членам семьи. Рисунок на тему «Моя семья»

Разогрев — упражнение «Хором назовем свое имя».

Создание проблемной ситуации

Психолог. Ребята! Сегодня я хотела рассказать вам сказку о ребенке, который жил один. И начиналась она так: «Жил-был мальчик, который был один- одинешенек на свете. И никого-то у него не было — только он».

Но потом, дойдя до этого места в сказке, я подумала: «А так бывает, чтобы у человека никого не было?»

 Как вы считаете?

А у вас есть кто-нибудь родной?

Как мы называем одним словом этих людей?

Дискуссия

Дети работают с вопросами.

Что такое семья?

У всех ли людей есть родители, семья?

Хорошо или плохо, что у человека есть семья?

А зачем человеку семья?

Как относятся к своим детям родители?

А дети к родителям?

После дискуссии психолог  делает вывод: семья — это самые близкие люди, которые живут вместе. У детей всегда есть родители. Родители очень любят своих детей, даже когда они почему-то сердятся, они часто волнуются и переживают за вас. Семья людям нужна, чтобы каждый чувствовал, что его любят, и чтобы всем было хорошо.

Этюд «Любящие родители».

Дети делятся па пары: мальчик (папа-медведь) — девочка (мама-медведица). Звучит колыбельная. Мама-медведица и папа-медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже тихонько покачивается. Мама-медведица передает медвежонка папе. Теперь он качает малыша, а мама глядит ка обоих ласково, с любовью.

Рисунок на тему «Моя семья»

Психолог: А теперь давайте выберем тот цвет, который больше всего подходит к тому чувству, какое возникает у вас, когда вы думаете о своей семье.

Возьмите губки и затонируйте этим цветом лист.

Пока лист сохнет, давайте поиграем.

Игра «Верно — неверно»

Психолог. «Я буду говорит вам какие-то фразы, а вы. если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, сидите тихонечко!»

Семья — это все мои друзья и знакомые.

Семья — это я.

Мои родители могут быть младше меня.

Бабушка — это мама моей мамы.

Дедушка — это папа моего папы.

Семья — это люди, которые любят друг друга.

Бабушка и дедушкаэто мои родители.

Я — дочь мамы и папы.

Всем людям нужна семья.

Психолог. «Да, я хотела вас запутать, но не смогла! Умницы! Я вижу, что все вы знаете, зачем человеку нужна семья. Как раз сегодня мы и будем рисовать свою семью на разноцветных листочках»

Релаксация «Дудочка»


Экспертиза детско-родительских отношений в Москве

Экспертиза детско-родительских отношений – довольно востребованный вид экспертизы, которая устанавливает психологические особенности внутрисемейного взаимодействия между детьми и родителями. Необходимость и популярность этого вида экспертизы вызвана большим количеством рассматриваемых в суде дел, решающих будущее ребенка, место его проживания, а также то, кем из родителей (или неким третьим лицом) будет воспитываться ребенок в дальнейшем.

Экспертизу детско-родительских отношений проводит эксперт в области психологии. Закон не устанавливает жестких правил в выборе эксперта. Однако нельзя привлекать в качестве эксперта психолога или психотерапевта данной семьи, так как он работает с семьей, эмоционально вовлечен во внутрисемейные отношения (пусть даже и в рамках профессиональной компетенции), может иметь предвзятое мнение по поводу ситуации, сложившейся в семье. Кажущееся знание терапевтом ситуации может исказить результаты исследования. В качестве методики анализа отношений применяются стандартные психологические и социологические методы диагностики:

  • Беседа.
  • Опрос.
  • Тест.
  • Проективные методики.
  • Творческие задания.

Для определения отношения ребенка к родителю или воспитателю в большом объеме используются проективные методики – рисунок семьи, сказкотерапия, та же методика «Закончи предложение» и другие. Эксперт-психолог по определенным признакам устанавливает истинное отношение ребенка ко взрослому. Следует заметить, что проективные методики, при всей их эффективности, часто могут трактоваться неправильно или заведомо ложным образом. Поэтому огромное внимание должно уделяться процедуре проведения исследования для обеспечения достоверности результатов экспертизы. Так, например, во избежание спекуляций во время трактовки результатов проективного теста «Рисунок моей семьи» необходимо неукоснительное следование следующим правилам проведения исследования:

  • Четкая постановка задания.
  • Запрос обратной связи от ребенка для удостоверения, что смысл задания ему полностью ясен.
  • Детальная фиксация поведения ребенка во время выполнения задания, его позы, степени комфорта, жестов, мимики и пр.
  • Обязательная запись всех комментариев, которыми сопровождалось выполнение задания.
  • Уточняющие вопросы ребенку после выполнения задания.
  • Беседа с ребенком по итогам выполнения задания.

В ходе экспертизы детско-родительских отношений устанавливается не только эмоциональная сторона взаимоотношений между родителями и детьми. Исследованию также подлежит следующий круг вопросов:

  • Скрупулезное изучение личностных характеристик каждого из родителей (или воспитателя).
  • Уровень психологического развития ребенка.
  • Уровень социальной адаптации ребенка, степень усвоения ребенком в результате воспитания социально-приемлемых норм поведения, моральных принципов, соображений благопристойности.
  • Наличие у ребенка или родителей признаков социальной дезадаптации.
  • Уровень привязанности ребенка к каждому из родителей.
  • Психологическая и социальная способность родителя (воспитателя) к созданию комфортных условий для надлежащего воспитания ребенка.

Экспертиза детско-родительских отношений проводится в спокойной, комфортной обстановке, желательно с извлечением исследуемых из привычной повседневной среды – для создания непринужденной обстановки и освобождения (особенно детей) от страхов и зажимов, которые могут возникать в ежедневных условиях существования.

Наши заключения отвечают требованиям объективности, всесторонности и полноты исследований, все экспертизы выполняются с использованием современных достижений науки и техники.

Если вы не уверены в правильности выводов заключения сторонней организации, наши эксперты помогут найти ошибки процессуального или методического характера, и дать соответствующее заключение (рецензию).

Семейные отношения

Плата за публикацию статьи 

Этот журнал предлагает авторам возможность публиковать свои статьи в открытом доступе: их можно сразу бесплатно читать, скачивать и делиться ими.

Материалы будут подлежать APC, если они будут приняты и опубликованы в журнале: 3250 долларов США/ 2100 фунтов стерлингов/ 2700 евро.

Авторы, получающие финансирование от агентства или учреждения с учетной записью Wiley Open Access, не платят напрямую.Сбор оплачивается учреждением или спонсором. Авторы, организации которых уплатили партнерское вознаграждение Wiley Open Access, имеют право на скидку на плату за публикацию, а при принятии автору выплачивается вознаграждение со скидкой. Ознакомьтесь со страницами Wiley, посвященными соглашениям с Funders , Institutions и нашим Author Compliance Tool , чтобы узнать больше о том, какие договоренности может принять ваш спонсор для оплаты открытого доступа. Более подробная информация доступна здесь .

Налоги на плату за публикацию