Наказание женщин за измену в исламе: Измена жены в исламе вчера и сегодня

Содержание

Измена жены в исламе вчера и сегодня

Мусульманская религия и культура в корне отличается, к примеру, от христианской или буддистской. То же самое касается и семейных отношений. Современному европейскому человеку отношение мусульманского мужчины к своей жене, да и женщине вообще, может показаться наидичайшим. Но так ли это на самом деле? Возможно, что жена в исламе имеет некоторые ограничения в правах наряду с мужчиной, который неизменно считается главой семьи. Однако если мы обратимся к статистике, то увидим, что измены и разводы среди верующих мусульман встречаются крайне редко, беспризорность в странах шариата крайне низка, не говоря уже о прерываниях беременности, которые запрещены законодательно. Причиной тому, несомненно, является следование древним традициям предков и строжайшее соблюдение установленных запретов.

Роль женщины и жены в исламе остается неизменной на протяжении многих столетий. В ее основные обязанности входит рождение и воспитание потомства, ведение домашнего хозяйства, управление нажитым имуществом супруга. Мусульманская женщина обязана почитать своего супруга и уважительно относиться к его ближайшим родственникам. Следует также отметить, что такое понятие, как «измена жены» в исламе встречается крайне редко и отнюдь не из-за жестокого наказания, которое может за ней последовать. Девочек в мусульманских странах готовят к замужеству с ранних лет, их воспитывают в соответствии с религиозными традициями предков, которые исключают возможность прелюбодеяния.

Измена в исламе предполагает наличие любой половой связи не находящихся в ее момент в законном браке людей. Согласно Корану, супружеская измена есть не что иное, как самый большой смертный грех, расплата за который наступает немедленно. Измена жены в Исламе встречается крайне редко. В некоторых мусульманских странах за подобное преступление на протяжении многих столетий предусматривалась высшая мера наказания – смертная казнь, либо публичное избиение. У современных мусульманских женщин желание изменять своим мужьям возникает нечасто.

Обычно факт супружеской неверности рассматривается в присутствии юриста, а также четырех посторонних людей, имеющих безупречную репутацию в обществе. Человек, совершивший измену (прелюбодеяние), подвергается наказанию — избиению плетьми, — но лишь в случае полного доказательства его вины. Если же по каким-либо причинам показания свидетелей расходятся, они также могут быть подвергнуты ударам плетью за лжесвидетельство и оскорбление чести женщины.

В соответствии с религией, измена жены в исламе – большой грех, предусматривающий серьезное наказание. Однако мусульманство не предусматривает самосуда, то есть узнавший об измене жены супруг не имеет права наказать ее собственноручно. В том случае, если мужчина будет утверждать об измене жены, но не сможет представить доказательства подобного преступления, он сам будет подвергнут наказанию (до 80 ударов плетью). В некоторых мусульманских странах законы разрешают смертную казнь любовников даже в случае их добровольного признания в совершении акта прелюбодеяния. В некоторых регионах смертная казнь предусматривается за вступление в половую связь незамужней женщины, хотя данный акт и не относится к измене.

Сегодня, как и тысячу лет назад, измена жены в исламе предполагает вступление замужней женщины в какие-либо половые отношения с посторонним мужчиной. Вынесению приговора о виновности женщины либо ее невиновности предшествует процесс освидетельствования, подразумевающий обязательное присутствие судьи (муфтия, имама). В случае отсутствия свидетелей и невозможности доказать совершенное женой прелюбодеяние выносится решение о разводе. С момента расторжения брака мужчина прекращает содержание бывшей супруги. Сегодня находится немало сторонников подобных бракоразводных процессов, рекомендующих мусульманским семейным парам, подозревающим друг друга в неверности, но не имеющим возможности доказать преступление, разрешать сложившийся конфликт подобным мирным способом.

Прелюбодеяние и наказание за него в Османском халифате

В исламе существуют два вида наказания за прелюбодеяние: если оно совершено лично свободными неженатым мужчиной или незамужней женщиной, то их наказывают сотней ударов, если же имело места супружеская измена, то она карается смертной казнью.

Основание этому аят «Прелюбодейку и прелюбодея – каждого из них высеките сто раз. Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. А свидетелями их наказания пусть будет группа верующих». (Коран; 24:2).

Побивание камнями – раджм упоминается в сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Стоит отметить, что в Османской империи существовали параллельно две системы законодательства: канун – законы, вводимые указами султана и собственно шариатское право. Канун опирался на «право обычая» – орф (араб. «’урф»)

В османском праве не делалось разницы между просто прелюбодеянием и супружеской изменой. Для их обозначения использовалось слово «зина». Особое внимание уделялось тому, можно ли доказать обвинение в зина в соответствии с требованиями шариата, то есть, предоставить четырех непосредственных свидетелей полового акта.

В зависимости от обстоятельств судья мог вынести смертный приговор обвиняемому. Однако чаще всего вместо смерти преступник приговаривался к выплате денежного штрафа. Его размер зависел от финансового состояния обвиняемого и для бедняка он мог составлять 15% от максимального. Неженатый мужчина или незамужняя женщина могли ограничиться выплатой 5%.

В случае похищения женщины преступник должен был быть подвергнут кастрации.

В ситуации если муж заставал жену с любовником, то он имел право убить обоих, но с привлечением свидетелей. В этом случае он освобождался от наказания, а родственники погибших не имели права привлекать его к ответственности в судебном порядке. Те же самые правила действовали в том случае, если мужу удавалось не убить, а только ранить их.

Как совершалась смертная казнь, в приговоре обычно не указывалось. Хотя в османских фетвах, в которых рассматривается наказание за супружескую измену, в таком случае предписывалось совершать раджм – побивание камнями, на деле такой вид казни применялся очень редко.

Например, за все время правления султана Мехмеда IV (1648 – 1687) применение раджма зафиксировано всего один раз. Пробивание камнями прямо не упоминается в Коране и поэтому такой вид казни был предметом серьезных обсуждений, так как о его применении упоминается только в высказывании праведного халифа Умара: «Поистине, [согласно] Книге Аллаха, побиванию камнями подлежит [каждый], кто состоял в браке и совершил прелюбодеяние, [будь то] мужчина или женщина, при наличии [необходимого] доказательства , или [установления] беременности, или [собственного] признания [прелюбодея]».(Сахих Муслим книга «Худуд», 1047. Приводится лишь необходимая часть аята).

Сторонники этой формы наказания в качестве обоснования приводили аят: «Против тех из ваших женщин, которые совершат мерзкий поступок (прелюбодеяние), призовите в свидетели четырех из вас. Если они засвидетельствуют это, то держите их в домах, пока смерть не покончит с ними или пока Аллах не установит для них иной путь». (Коран; 4:15).

Если же случалось так, что жена рожала ребенка во время длительного отсутствия мужа, то он мог отказаться признать его своим немедленно после рождения и обвинить супругу в неверности.
Тема супружеской неверности даже обыгрывалась в турецком кукольном театре «Карагез». В пьесе под условным названием «Большая свадьба» делался особый упор на материальные затраты, связанные с бракосочетанием Карагеза. В первую же брачную ночь вместо исполнения своих супружеских обязанностей молодая жена рожала ребенка и в ответ на попытки Карагеза отказаться от него обвиняла его в том, что он совратил ее до свадьбы.

Карагеза, попавшего в трудное положение, выручает его друг – Хадживат. Он сообщает о том, что у его жены есть любовник. Чтобы поймать ее с поличным Карагез сообщает ей, что уезжает в далекие края, а затем подстерегает ее с другим мужчиной.

И хотя пьеса не заканчивается наказанием неверной супруги, тем не менее, следует отметить, что по обычному праву-орф, наказание за прелюбодеяние было также жёстким. Так, исследователь османского законодательства востоковед Уриэль Хейг в своей книге «Исследование староосманского уголовного права» утверждает, что уличенным в блуде женщинам выжигали женский орган.

(Uriel Heyd in “Studies in Old Ottoman Criminal Law.”. Oxf. 1973.P.58-59)

В любом случае проблемы вынесения за преступление наказания иного, чем предусмотрено законами шариата, который стремился к соблюдению равновесия между совершенным преступлением и мерой ответственности за него, всегда оставались дискуссионными.

Талибы наказывают прелюбодейку (ВИДЕО 18+)

В интернете распространилось видео исполнения одной из самых строгих норм исламского закона, которая применяется исключительно  в отношении лица, совершившего супружескую измену.

Впрочем, строгость исламского закона компенсируется максимальной сложностью собирания доказательной базы. Для предъявления обвинения в супружеской измене нужны показания аж четырех свидетелей, что является весьма затруднительным. Иными словами, высшая мера по факту применяется только к тем, кто лично не делает из своего греха секрета, тем самым пропагандируя в обществе порок прелюбодеяния.

Остальных ждет расплата в Судный день, которая для верующего человека гораздо страшнее любого земного наказания. С этим связаны случаи, когда сподвижники пророка приходили с повинной в совершении прелюбодеяния и просили применить к ним соответствующую санкцию.

Побиванием камнями в исламе наказывается как муж, так и жена, уличенные в половой связи на стороне. Блуд до брака карается публичной поркой обоих прелюбодеев.

Распространение прелюбодеяния в обществе является одной из основных причин разводов, а также разрушения семьи как института.

По статистике, мужчины чаще женщин вступают во внебрачные отношения. Альтернативой внебрачной связи для мужчины является возможность заключить до четырех браков. Однако в этом случае на него ложится полная ответственность по обеспечению проживания и пропитания каждой из жен.

Жена в случае неудовлетворенности супружескими отношениями может обратиться к шариатскому судье с требованием о разводе. В случае развода – как по инициативе мужа, так и жены – ответственность за содержание детей ложится на их отца, а при недееспособности последнего – на его ближайших родственников.

Некоторые современные мусульманские богословы выступают в пользу более гуманных мер в отношении распутства.

Расстрелы и побивание камнями: названы жуткие казни «Талибана»

+ A —

Боевики строят в Афганистане ультрарелигиозное государство

Тревожные новости поступают из Центральной Азии, где группировка «Талибан» (признан террористической организацией и запрещен в РФ) близка к созданию собственного «Исламского халифата». Талибы не только захватывают населённые пункты, но и вводят своё собственное законодательство. Законы экстремистов предусматривают самые жестокие правила, поражения в правах и даже смертную казнь за самые небольшие проступки. Западные СМИ предрекают с приходом к власти талибов появление в Афганистане «ада на земле».

Группировка «Талибан» отметилась сотнями террористических нападений и массовых атак. Как и другие исламистские группировки, талибы активно используют террористические методы ведения войны, включая нападения на гражданские объекты. Боевики также активно используют в боевых действиях террористов-смертников, часто — несовершеннолетних.

Однако «Талибан» применяет методы запугивания не только против солдат противника, но и против мирного населения на оккупированных территориях. Талибы вводят свои собственные законы, основанные на радикальном понимании ислама. Их законы предусматривают суровое наказание за малейший проступок и преступление. Мужчину могут, например, подвергнуть телесному наказанию за хранение вполне приличной фотографии известной актрисы. Подобное считается радикалами «преступлением против морали».

Особенно жестокие наказания предусмотрены за супружескую неверность. Чаще всего, местный исламский суд приговаривает виновных к смертной казни путём забивания женщин и мужчин камнями. В Сети опубликованы многочисленные фото- и видеоматериалы, распространенные талибами для запугивания местного населения. На одном из видео, женщина, обвиненная в супружеской неверности, сидит в специально вырытой яме и умоляет окружающих пощадить её. После этого десятки человек, остающиеся за кадром, начинают закидывать женщину камнями до тех пор, пока она не оказывается засыпана камнями целиком.

Подобные казни практикуются радикалами регулярно, что не особо скрывается. На ещё одном ужасающем видео запечатлён расстрел женщины, также обвиненной в измене мужу — её ставят на колени и стреляют в голову из пистолета. В годы, когда Талибан был у власти, для казни женщин использовался главный стадион Кабула. Спорт у талибов тоже не в почете.

Казни проходят прилюдно, поощряется присутствие детей, которые должны обучаться новой морали. В Сети опубликован видеоролик, на котором дети наблюдают за побиванием камнями мужчины, обвиненного в разврате. Перед казнью «преступнику» завязывают глаза и ставят его на колени посреди городской площади.

Основанием для казни может послужить и отказ женщины насильно выходить замуж и, вообще, любая попытка отстаивать свои права. На оккупированных «Талибаном» территориях женщинам старше 12 лет запрещено посещать школу, причём всё образование сводится к чтению религиозных текстов. Выход из дома без сопровождения мужа или другого родственника мужского пола может быть приравнен к занятию проституцией, что также карается смертью.

Несмотря на то, что «Талибан» претендует на роль легальной политической силы, нет никаких оснований считать, что талибы отказались от своих варварских методов. Об этом в частности сообщается в недавнем докладе правозащитной организации Amnesty International. Ряд региональных СМИ, со ссылкой на местных жителей, также отмечают, что радикалы за последние годы нисколько ни изменили своим принципам.

Жесточайшие наказания предусмотрены и за другие «преступления». В Сети опубликованы десятки видео с массовыми расстрелами мирных жителей, которых талибы называют «врагами ислама». В ряде случаев установить «вину» приговоренных к смерти просто невозможно. Чаще всего талибы убивают тех, кто сотрудничает с афганским правительством или СМИ.

Смертная казнь предусмотрена и для обвиняемых в «колдовстве». За подобные преступления радикалы отрубают «преступникам» голову. В Сети есть фото, сделанные на футбольном стадионе, где на казнь «колдуна» собрались сотни человек.

Для обвинённых в краже и других преступлениях предусмотрена смертная казнь через повешение. Часто для этой цели используются подъёмные краны.

Помимо «Талибана», на территории Афганистана действуют и другие террористические группировки. Для последователей каждой из них преступлением является сотрудничество с «конкурентами». Талибы массово казнят подозреваемых в причастности к «Исламскому государству» (признано террористической организацией и запрещено в РФ), а боевики ИГ устраивают публичные казни сторонников «Талибана».

Вся история экстремистских религиозных группировок, десятилетиями действующих в Афганистане, показывает, что приход их к власти и полный захват территории не принесут стране ничего хорошего. А обещания талибов не нападать на соседние страны легко могут быть нарушены ради продвижения идеологии террора и насилия.    

Супружеская неверность — не криминал

«Прелюбодеяние не должно классифицироваться как уголовное преступление», — подчеркнула независимый эксперт, член группы Камала Шандракирана, возглавляющая экспертный орган ООН, которому поручено определить пути отмены законов, которые являются дискриминационными в отношении женщин или дискриминационно применяются к ним, а также оказывать помощь государствам с тем, чтобы женщины имели больше возможностей во всех сферах.

В заявлении, опубликованном по окончанию работы пятой сессии этой Группы в Женеве, эксперты напомнили, что, в соответствии с некоторыми традициями, обычаями и различными правовыми системами, супружеская измена может представлять собой гражданское правонарушение с правовыми последствиями в случае развода, в частности, в отношении опеки над детьми или отказа в алиментах.

«Однако супружеская измена не должна рассматриваться как уголовное преступление и не должна быть наказуема штрафом, лишением свободы, поркой, забиванием до смерти камнями или повешением», — заявила Камала Шандракирана, отметив, что во многих странах прелюбодеяние продолжает рассматриваться как преступление, наказуемое суровыми мерами.

«В уголовных кодексах зачастую содержатся положения, ставящие женщин в неравное положение, предусматривающие более суровые наказания для женщин, а в некоторых странах, при выявлении обстоятельств дела, показания женщины имеют ценность в два раза ниже, чем показания мужчины», — сказала эксперт.

Камала Шандракирана подчеркнула, что, «криминализация сексуальных отношений между взрослыми по обоюдному согласию является нарушением их права на частную жизнь и нарушением международного пакта о гражданских и политических правах, положений, существующих уже на протяжении двух десятилетий в международном праве прав человека».

«Государства-участники Пакта обязаны обеспечивать, чтобы внутренние нормы учитывали развитие в области международного права», — добавила правозащитник ООН.

В своем заявлении эксперты ООН отметили, что некоторые государства исправляют свое законодательство, содержащее дискриминационные меры в отношении женщин. Так, в 1996 году Конституционный суд Гватемалы отменил положение уголовного кодекса страны о наказания супружеской неверности или прелюбодеяния, сославшись на гарантию равенства, закрепленную в конституции и на договоры по правам человека, включая Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Аналогичным образом в 2007 году Конституционный суд Уганды отменил закон о прелюбодеянии, согласно которому женщин за супружескую измену подвергали наказанию, а их партнеры-мужчины оставались безнаказанными.

«Мы призываем все правительства, которые сохраняют криминализацию прелюбодеяния и допускают наложение штрафов, тюремное заключение, порку, забивание камнями до смерти, или повешение по приговорам за прелюбодеяния, отменить такие положения и обеспечить, чтобы все обвиняемые могли пользоваться своим правом на справедливое судебное разбирательство», — подчеркнула Камала Шандракирана.

Рабочая группа по вопросу о дискриминации в отношении женщин в законодательстве и на практике была создана Советом ООН по правам человека в 2010 году. В настоящее время в группу входят четыре независимых эксперта: Камала Шандракирана, председатель-докладчик (Индонезия), Эмна Ауидж (Тунис), Франсис Радей (Израиль/Соединенное Королевство) и Элеонора Зьелинска (Польша). Они независимы от любого правительства или организации и выступают в своем личном качестве.

Казнь девушки спровоцировала протест в Кабуле – Мир – Коммерсантъ

В столице Афганистана несколько десятков человек — в основном женщин — устроили акцию протеста после того, как в интернете была обнародована видеозапись, на которой группа мужчин забивает камнями молодую девушку по обвинению в супружеской измене. Власти Афганистана возложили вину за инцидент на движение «Талибан».

Об акции протеста в Кабуле сообщила британская телерадиовещательная компания BBC. Отмечается, что в демонстрации приняли участие несколько десятков человек — в основном женщины. Манифестанты выкрикивали лозунги, направленные как против правительства, так и против движения «Талибан». Некоторые из участниц демонстрации нанесли на свою одежду красную краску.

Протестующие требовали расследовать казнь 19-летней Рокшаны и наказать виновных. 30-секундная видеозапись убийства девушки была обнародована в интернете в минувший вторник. На видео толпа мужчин закидывает девушку, погребенную по шею в яму, камнями, обвиняя ее в супружеской измене.

Казнь была совершена около недели назад в провинции Гор, которую контролируют талибы. По словам губернатора провинции, где произошло преступление, в убийстве девушки принимали участие полевые командиры и религиозные лидеры экстремистского движения «Талибан» (запрещено в России).

Забивание камнями является шариатской казнью, применяемой за прелюбодеяние. По данным афганских СМИ, до трагического инцидента родители девушки выдали ее замуж за мужчину, который был значительно старше ее по возрасту. Рокшана попыталась бежать из своего нового дома с парнем своих лет, однако пару поймали. Девушку до смерти закидали камнями, а ее молодого человека наказали розгами.

По мнению директора представительства международной правозащитной организации Amnesty International в России Сергея Никитина, трагические случаи с дискриминацией женщин будут продолжаться и дальше, если власти Афганистана не продемонстрируют политическую волю и не примут меры по искоренению подобных традиций. «Афганское правительство не раз обещало провести расследования по ранее совершенным похожим случаям, однако все это осталось лишь формальностью»,— пояснил он “Ъ”.

Правозащитник напоминает, что Афганистан подписал множество международных документов, в том числе Международный пакт о гражданских и политических правах, где сказано, что никто не может быть подвергнут пыткам и жестокому обращению. «Однако на деле этот пакт не реализуется, в том числе из-за дешевого популизма в желании афганских властей угодить разным слоям населения, включая тех, кто поддерживает такие казни»,— объясняет Сергей Никитин.

Дмитрий Богомолов

Измена мужа в исламе: наказания за измену жены

Измена осуждается представителями всех религий. Но у каждой религии свои требования, представления к супружеской неверности. Требования, предъявляемые к супругам, нарушившим супружескую верность, различны. Так, у одной из мировых религий — исламе, в священной книге прописаны правила поведения для супругов. Законы для заблудших мусульманских жён с мужьями очень суровые. Поговорим о том, как воспринимается измена мужа в исламе, какое наказание грозит за подобные действия.

Самой большой грех

В самой древней мировой религии нарушение супружеской верности наказывается смертью. Для доказательства измены нужны показания четырёх свидетелей. Другой вариант доказательства прелюбодеяния — признание самого виновника в содеянном. При некоторых случаях неверный супруг признаёт предательство, потому что не может нести оставшуюся часть жизни самый страшный из грехов.

У мусульман есть такое понятие, как харам. Харам означает полнейший запрет на какое-либо действие. Причём действие запрещается не только религией, а ещё законом, по которому живут представители этой религии. К таким запретам относится нарушение супружеской верности. Измена жены в исламе наказывается ещё при жизни, а затем неверную супругу ждут смертные кары после смерти.

Мужчинам, как женщинам, по традициям, так же запрещено заводить любовниц. За измену мужа в исламе наказание довольно тяжёлое — совершивших прелюбодеяние ждут суровые пытки. Даже смерть не избавляет грешника от наказания. После Судного дня он так же должен нести ответ за содеянное.

Замужняя мусульманская женщина

Для мусульманских дам существуют определённые правила поведения. Они касаются всей жизни, включая детство, юношеские годы, время замужества.

Муж считается не только главой семьи. Он — хозяин супруги. В отношении супруги он может выполнять следующие действия:

  • постоянно воспитывать супругу;
  • муж не имеет право поднимать руку на супругу;
  • мужчина обязан заботится о супруге, ограждать её от сплетен, учить уважительно относиться к старшим, слушаться их советов.

Если у такой семьи назревает конфликтная ситуация, то супруга должна замолчать, и слушаться. После ссоры, дама обязана извиниться перед супругом.

Что касается супружеской неверности, то разбираться с таким сложным делом можно как в пределах семьи, так и вынести обсуждение на люди. Во втором случае решение принимается по законам мусульманского государства.

Как правило, у исламских семей, все строго придерживаются правил поведения, поэтому измены случаются крайне редко.

Видео по теме

По секрету…

Наверное каждая девушка сталкивается с проблемой избыточного веса? Ведь, порой бывает не просто похудеть, выглядеть стройной и красивой, убрать бока или живот. Диеты не помогают, в спортзал ходить нет сил и желания или он не приносит ощутимых результатов.

Поэтому мы рекомендуем прочитать истории похудения, в которых героям удалось избавиться от лишнего веса быстро, эффективно и без дорогостоящих процедур. … Читать статью >>

Глобальная кампания за прекращение забрасывания женщин камнями: не в цель в Судане

Глобальная кампания за прекращение убийства женщин и побивания их камнями была запущена в 2007 году, чтобы положить конец неправомерному использованию религии и культуры для оправдания побивания женщин камнями. Цель кампании — запретить забрасывание камнями в странах, где это все еще существует по закону. Среди ключевых партнеров кампании женщины, живущие по мусульманским законам . Согласно исламскому уголовному праву, половой акт между мужчиной и женщиной вне действительного брачного контракта является преступлением.Наказание, как правило, забивание камнями до смерти для женатых преступников. Это закреплено в законе в Судане, Пакистане, Иране, Индонезии, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах и ​​Нигерии. В некоторых из этих стран нередки случаи побивания камнями за прелюбодеяние и блуд.

Мы приветствуем кампанию по прекращению побивания женщин камнями, но в Судане она не соответствует цели, поскольку приговор о побивании камнями так и не вступил в силу с тех пор, как он был впервые закреплен в виде закона в 1983 году.

Но сначала, что говорит буква закона? В соответствии с Законом Судана об уголовных преступлениях (1991 г.) супружеская измена и прелюбодеяние ( зина ) являются преступлением. Зина является частью Худуд наказаний с фиксированными наказаниями, взятыми из исламских текстов. Согласно интерпретации Суданом исламских текстов, это должно быть доказано признанием в суде, показаниями четырех взрослых мужчин и беременностью, если женщина не замужем. Наказание — забивание камнями до смерти для женатых преступников и 100 ударов плетью для неженатых преступников. Наше исследование суданских судебных дел с 1983 года по настоящее время показывает, что было очень мало случаев, когда суданские суды приговаривали замужних женщин к побиванию камнями за прелюбодеяние и блуд.В тех немногих случаях, когда это действительно имело место, вышестоящие суды вмешивались от имени женщины и приостанавливали исполнение наказания забиванием камнями. Последним случаем, привлекшим международное внимание, была Мариам Яхья, мать 20-летнего возраста, которой были предъявлены обвинения в вероотступничестве и супружеской неверности. Все дела такого рода всегда передаются в вышестоящий суд, и все приговоры к побиванию камнями отменены.

Местные активисты в Судане присоединились к глобальной кампании при финансовой поддержке и обучении транснациональных организаций.Хотя усилия по отмене статьи о побивании камнями в Уголовном кодексе Судана заслуживают похвалы, мы считаем, что на данный момент это не самый опасный аспект закона. Хотя приговор к побиванию камнями никогда не приводился в исполнение по делам о супружеской измене, 100 ударов плетью встречаются часто. Судан следует маликитской школе исламской юриспруденции, в которой беременность незамужней женщины считается доказательством зина . В трех других школах суннитской исламской юриспруденции беременность не является доказательством прелюбодеяния . Презумпция zina на основании беременности ставит подсудимых женщин и девочек в невыгодное положение по сравнению с мужчинами и мальчиками, обвиняемыми в том же преступлении. О любых родах в государственной больнице, где нет отца, чтобы поставить свидетельство о рождении, необходимо сообщить в полицию, которая наложит 100 ударов плетью на незамужнюю женщину. Опрошенные суданские активисты и политики указывают на несправедливость включения беременности в качестве доказательства прелюбодеяния, когда существуют устоявшиеся толкования ислама, говорящие об обратном.Они спрашивают: «зачем принимать самое строгое толкование ислама, когда в других мусульманских странах широко принято и практикуется более мягкое и доброжелательное к женщинам прочтение текста?»

За последние несколько лет реформа уголовного права стала приоритетом для суданских женщин-активисток. Временная национальная конституция 2005 года после мирного соглашения, которое включало Билль о правах женщин, вызвала пересмотр законов Судана, в том числе Уголовного закона. Но в центре внимания большей части этой активности была не статья о побивании камнями, а распространение изнасилования и зина в законе.Когда доказательства широко распространенного сексуального насилия в конфликте в Дарфуре были выложены на стол, проблематичное определение изнасилования в законе было поставлено на повестку дня активистов. Изнасилование определяется как зина без согласия. Это означает, что сначала должны быть установлены доказательства зина, а затем отсутствие согласия. Помимо беременности для незамужних девушек доказательствами зина являются 1) четыре свидетеля мужского пола и 2) признание. Правила доказывания, применяемые к прелюбодеянию и блуду, исторически основаны на обосновании классического исламского права, согласно которому должны быть неопровержимые доказательства для сурового наказания.Однако применительно к изнасилованию это способствует безнаказанности за изнасилование, поскольку обвинительный приговор может быть реально обеспечен только в том случае, если преступник признается в преступлении. Женщина должна представить доказательства того, что (а) мужчина совершил зина и что (б) она не давала согласия . Неспособность доказать как (а), так и (б) означает, что мужчина свободен от наказания, но она все еще подлежит ему. Даже в тех случаях, когда об изнасиловании не сообщается в полицию и не возбуждается судебное дело, незамужней женщине, забеременевшей в результате изнасилования, грозит обвинение в размере зина .Следствием, по словам активиста, является то, что «если вы не можете доказать изнасилование, вы становитесь преступником».

Кампания всегда должна быть встроена в местный контекст в тесном диалоге с тем, как применяется закон. Хотя с точки зрения прав человека явно проблематично то, что Уголовный закон Судана предусматривает побивание камнями за прелюбодеяние, это не самый важный элемент закона, поскольку это практикуется в суданских судах. Мы призываем транснациональные женские организации и организации по оказанию помощи принять это во внимание, прежде чем финансировать кампанию по прекращению побивания камнями женщин в Судане.По мнению многих суданских активисток, эта кампания не соответствует цели. По их мнению, они не могут позволить себе роскошь работать над отменой спящего пункта в законе, когда нужно бороться за более насущные и неотложные вопросы.

 

Забивание камнями женщины в Иране за прелюбодеяние

Известие о том, что Иран приостановил забрасывание камнями 43-летней матери двоих детей Сакине Мохаммади Аштиани за преступление супружеской неверности, безусловно, принесло облегчение. Но это дело вновь привлекло международное внимание к варварской и драконовской форме наказания, которая в некоторых мусульманских государствах стала эффективным и ужасающим инструментом женоненавистничества.

Забивание камнями — жестокое и точное наказание с множеством конкретных процедур и правил. Осужденного заворачивают в саван, опускают в яму и закапывают либо по пояс, если мужчина, либо по грудь, если женщина. Если прелюбодеяние было доказано в суде признанием, судья обязан бросить первый камень. Если же дело было доказано свидетелями, то первыми начинают они, за ними судья, а затем все остальные присутствующие, число которых не может быть менее трех.Затем камни бросают один за другим, пока обвиняемый не будет убит. И если человеку удается вывернуться из ямы, он или она освобождаются (что объясняет, почему эти ямы так часто представляют собой не более чем рыхлые дыры в земле).

Наказание за супружескую измену в Коране — удары плетью, а не побивание камнями. На самом деле, нигде во всем Коране не предписывается побивать камнями за какое-либо преступление.

Уголовный кодекс Ирана предельно четок в отношении того, какие камни следует использовать. Статья 119 гласит: «Камни для побивания камнями не должны быть настолько большими, чтобы один или два из них убили осужденного, и не должны быть настолько маленькими, чтобы их нельзя было назвать «камнями».’»

Исламский закон считает прелюбодеяние, или зина , одним из шести предусмотренных Кораном преступлений, наказание за которые предписано Богом (остальные пять — ложные обвинения в прелюбодеянии, краже, грабеже с применением насилия, вероотступничестве и пьянстве) . По сути, это случайный набор преступлений, единственная связь между которыми заключается в том, что наказание за них упоминается где-то в Коране. Следовательно, эти «преступления» получают особый статус в исламском праве.

Но наказание за супружескую измену в Коране — удары плетью, а не побивание камнями.На самом деле, нигде во всем Коране не предписывается побивать камнями какое-либо преступление, хотя это предмет бесконечных споров для правоведов и религиоведов.

Хотя зина буквально означает прелюбодеяние, на практике оно относится к любому незаконному половому акту, будь то супружеская измена (незаконный секс между женатыми людьми), блуд (секс между неженатыми людьми), содомия, изнасилование или инцест. Однако даже самое простое определение зина может безнадежно запутаться в сложностях мусульманской сексуальной этики.Например, некоторые ученые-правоведы предполагают, что зина не должна применяться в случаях, когда человек, состоящий в браке, не может наслаждаться своим супругом из-за юридически приемлемых условий, таких как длительное путешествие или пожизненное заключение. Кроме того, существует проблематичная связь между прелюбодеянием и изнасилованием в некоторых исламских уголовных кодексах. Жертвы изнасилования сами могут быть обвинены в прелюбодеянии, если они не могут окончательно доказать сексуальное принуждение. Действительно, были случаи, когда жертв изнасилования, а не насильников, осуждали за зина и забивали камнями до смерти за прелюбодеяние.

Трейлер Побивание камнями Сорайи М. , основанный на реальных событиях.

Ко всей этой путанице добавляется тот факт, что почти невозможно юридически осудить кого-либо за зина по исламскому праву. Зина без исключения должна быть доказана в суде либо четырьмя четкими и недвусмысленными признаниями, сделанными на четырех отдельных встречах с компетентным судьей, либо показаниями четырех «безупречных честных» людей, которые все должны заявить, что они являются непосредственными свидетелями преступления. преступление.(Если четверо мужчин недоступны, трех мужчин и двух женщин будет достаточно.) Другое дело, когда найдутся четверо безупречных мужчин, которые одновременно стали свидетелями очень интимного полового акта между двумя людьми.

Именно по этой причине даже те страны, в уголовных кодексах которых до сих пор есть забивание камнями, идут на все, чтобы обойти наказание. После того, как Зия аль-Хак ввел в Пакистане Исламский уголовный кодекс, более 95 процентов приговоров за супружескую измену в период с 1980 по 1987 год были отменены по юридическим причинам.В Иране — стране, которая и по сей день придерживается строгого толкования исламского права — десятилетие назад был введен временный мораторий на практику побивания камнями, отчасти из-за бурных дебатов в судах о законности наказания.

Тем не менее, несмотря на то, что это нелегитимно в качестве наказания, предусмотренного Кораном, и несмотря на многочисленные юридические препятствия, встроенные в исламское право для предотвращения его использования, особенно когда сам обвинитель может быть наказан, если обвиняемый будет признан невиновным, практика забивания камнями прелюбодеев продолжается. в ряде консервативных мусульманских стран.Подавляющее большинство этих случаев забрасывания камнями не задокументировано, поскольку они происходят в самых сельских, беднейших и наименее образованных регионах страны (хотя часто с молчаливого одобрения правительства).

Следовательно, такие люди, как г-жа Аштиани, которых обвинили и «судили» их деревенские старейшины, часто совершенно не знают о своих правах по законам ислама; действительно, сами судьи иногда не знают о сложности закона и бремени доказывания, необходимого для вынесения обвинительного приговора.Слишком часто это невежество позволяет рвению общества диктовать вину или невиновность, вот почему законы зина так часто используются как средство эксплуатации женщин (мужчин редко осуждают за прелюбодеяние, хотя преступление, по определению, требует двух человек). совершить). Ревнивые мужья использовали законы зина, чтобы наказать своих жен, в то время как разгневанные отцы использовали законы, чтобы наказать своих дочерей.

И хотя глобальная поддержка и возмущение, кажется, помешали иранскому правительству на этот раз забить камнями мать двоих детей до смерти, слишком много женщин не могут привлечь такого рода внимание.Женщины, о которых вы, вероятно, никогда не услышите, пока не станет слишком поздно.

Реза Аслан является автором международного бестселлера Нет бога, кроме Бога и Как победить в космической войне (опубликовано в мягкой обложке как Beyond Fundamentalism: Confronting Religious Extremism in a Globalized World ). Следите за ним в Twitter и Facebook.

Как Ислам относится к прелюбодеянию — Фикх

Ислам занял твердую и решительную позицию против зина (блуд или прелюбодеяние).Аллах, Всемогущий, повелевает ясными и недвусмысленными словами: ( И не приближайтесь к прелюбодеянию. Вот! это мерзость и дурной путь ) (Аль-Исра 17: 32).
Таким образом, Ислам не только запрещает Зину , но и закрывает все пути и средства, ведущие к ней. Это достигается путем запрета каждого шага и средства, ведущих к возбуждению желаний, открытия путей для недозволенных сексуальных отношений между мужчинами и женщинами, пропаганды непристойности и непристойности.
В своем ответе на вопрос Шейх Ахмад Кутти , старший преподаватель и исламовед в Исламском институте Торонто, Онтарио, Канада, сообщает:

Прелюбодеяние в исламе является одним из самых отвратительных и смертоносных грехов.О его чудовищности можно судить по тому факту, что в Коране он часто соединяется с тягчайшим из всех грехов: ширк или приобщение сотоварищей к Аллаху.
чудовищность этого греха не является малой мерой из-за его ужасных последствий, затрагивающих отдельных людей, семьи и общество. Среди них то, что это влечет за собой неверность и подрывает доверие и спокойствие, которые являются основой полноценной семейной жизни; рассеивает энергию; это подрывает домашний покой; оно разъедает чистоту души и потому разрушает веру; наконец, это подвергает человека гневу Аллаха, что приводит к вечному проклятию.
Неудивительно, что Аллах и Его Посланник столь многими способами предостерегали от прелюбодеяния. Перечислим лишь несколько примеров:
Аллах говорит в Коране ( И не приближайтесь к прелюбодеянию. Вот! Это мерзость и дурной путь ) (Аль-Исра 17: 32).
( И рабы Милосердного) – это те, кто не взывает к другому богу вместе с Аллахом, и кто не… совершает прелюбодеяние/прелюбодеяние, ибо тот, кто это сделает, получит наказание; для него мучения удвоятся в день воскресения, и в нем он пребудет вечно, посрамленный, кроме того, кто кается и верит и делает добрые дела; тем Аллах заменит их злодеяния добрыми делами.И Аллах — Прощающий, Милосердный ) (Аль-Фуркан: 68-70).
Пророк (мир ему и благословение) сказал, «Кто поручится мне, что будет хранить свое целомудрие, тому Я гарантирую Рай» (Аль-Бухари).
Абу Хурайра сообщает, что Посланник Аллаха сказал: «Никто не совершает прелюбодеяния, оставаясь при этом верующим, ибо вера дороже для Аллаха, чем такое злодеяние!» В другой версии сказано, «Когда человек совершает прелюбодеяние, он сбрасывает со своей шеи узы, связывающие его с Исламом; если же он покается, Аллах примет его покаяние» (Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ан-Ниса’и и др.).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) далее сказал: «[Согласно исламским законам в исламском государстве] не законно проливать кровь мусульманина, за исключением одного из трех грехов: прелюбодеяние женатого человека и в справедливое возмездие за умышленное убийство и [за государственную измену, связанную] с лицом, отрекшимся от ислама и, таким образом, покинувшим общину [присоединившимся к вражескому лагерю, чтобы вести войну против правоверных]». (Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи и Ан-Насаи)
Во время своего вознесения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сопровождал Джибриль и показывал различные виды наказаний, назначенных виновным различных крупных правонарушений.Рассказывая о различных сценах, показанных ему, он сказал: «Затем Джибрил взял меня, и мы прошли мимо группы людей с ужасно раздутыми телами, испускающими ужаснейшие неприятные запахи, точно так же, как из открытой канализации; когда я спросил, кто они, он ответил: «Это те, кто прелюбодействует!» (Ибн Хузайма)
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вера подобна рубашке, которую Аллах надевает на тех, Он выбирает; а кто совершит прелюбодеяние, с того снимут рубашку; если он искренне раскается, Аллах вернет ему это. (Аль-Байхаки)
«Есть три типа грешников, с которыми Аллах не будет говорить в День Воскресения; Он не очистит их и даже не взглянет на них. скорее они понесут суровое наказание: пожилой человек, который прелюбодействует, король или правитель, который солжет своим подданным, и бедный человек, который действует высокомерно!» (Муслим и Ан-Насаи)
«Когда прелюбодеяние станет безудержным в народе, Аллах подвергнет их Своему наказанию». (Абу Яла)
«Когда беспорядочное поведение становится безудержным в народе, Аллах насылает на них такие (странные) болезни, о которых их собственные предки никогда не слышали. (Ат-Табарани)
«Есть семь категорий людей, которым будет дарована защита под сенью Аллаха в День, когда нет другой тени; великая красота и богатство, и все же он отверг ее ухаживания, говоря: «Я боюсь Аль-
лах!»
(Аль-Бухари и Муслим)
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О человечество! Остерегайтесь блуда/прелюбодеяния, поскольку это влечет за собой шесть ужасных последствий: три из них относятся к этому миру и три к миру иному.Что касается трех, связанных с этим миром, то они следующие: он убирает с лица сияние, приносит бедность и сокращает продолжительность жизни. Что касается ее ужасных последствий в загробном мире, то они таковы: она навлекает на человека гнев Аллаха, подвергает его страшной расплате и, наконец, ввергает в адское пламя» (Аль-Байхаки).

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что наказание, установленное для неженатого лица, виновного в прелюбодеянии, по Шариату составляет 100.В самом начале суры Ан-Нур сказано, что: ( Женщину и мужчину, виновных в прелюбодеянии или блудодеянии, – пороли каждого из них сотней ударов: Да не тронет тебя сострадание в их случае, в
дело, предписанное Аллахом, если вы веруете в Аллаха и в Последний день: и пусть группа верующих станет свидетелем их наказания
) (Ан-Нур 24: 2).

Что касается наказания, предусмотренного Шариатом для женатого прелюбодея или прелюбодейки, то это забивание камнями до смерти. В Кувейтской энциклопедии исламской юриспруденции мы читаем следующее:

Ибн Кудама писал: «Мусульманские правоведы единодушны в том, что забивание камнями до смерти является особым наказанием для женатых прелюбодеев и прелюбодеев.Наказание записано в ряде преданий, и практика Пророка (мир ему и благословение) является подлинным источником, подтверждающим его. Такого мнения придерживаются все сподвижники, преемники и другие мусульманские ученые…»

509 Превышен предел пропускной способности

509 Превышен предел пропускной способности Сервер временно не может обслуживать ваши запрос из-за того, что владелец сайта достиг своего ограничение пропускной способности.Пожалуйста, попробуйте позже.

FALQs: казни через побивание камнями и законы о неприкосновенности частной жизни, связанные с сексуальными преступлениями в Иране и Афганистане

Ниже приводится гостевой пост Барри Лернера, редактора Управления глобальных юридических исследований Юридической библиотеки Конгресса.

Время от времени появляются новостные статьи или сообщения о том, что забивание камнями используется в качестве наказания за определенные преступления в Иране и Афганистане. В этом посте я исследую распространенность этого наказания за преступления гомосексуализма и супружеской неверности в этих двух странах, правовую основу для наложения наказания и доступность защиты конфиденциальности для жертв преступлений на сексуальной почве.

1. Насколько распространено побивание камнями в качестве наказания за супружескую измену и гомосексуальность в Иране?

Персия, Афганистан и Белуджистан. The Americana Company, 1904 г. Библиотека Конгресса, отдел географии и карт, //hdl.loc.gov/loc.gmd/g7620.ct001154.

В настоящее время использование побивания камнями в качестве наказания в Иране является редким явлением, хотя оно все еще имеет место. Правозащитные группы сообщили или задокументировали по именам, что 150 человек были забиты камнями до смерти в Иране в период с 1980 по 2009 год.

Согласно статье New Yorker 2016 года об иранской активистке за права женщин Асие Амини, мораторий на побивание камнями был введен в 2002 году тогдашним главным судьей аятоллой Махмудом Хашеми Шахруди, и источники указывают, что с тех пор в Иране произошло очень мало случаев побивания камнями. 2009 г. Тем не менее, как Амини обнаружила в ходе своей активистской деятельности, судьи-фундаменталисты, придерживающиеся жесткой линии, бросили вызов указу Шахруди и вынесли приговоры к побитию камнями, которые приводились в исполнение тайно.Таким образом, Амини пришла к выводу, что «внутри судебной власти шла глубокая битва» и что даже если ей и ее друзьям из сообщества защитников прав женщин удалось убедить правительство принять их требования о равенстве и отмене дискриминационных законов, судьи, которые считали сами ответственные не перед правительством в Тегеране, а перед шариатом (исламским законом) «принимали бы [свои] собственные решения, независимые от договоров, законодательства или политики Шахруди».

Руки прочь от Каина, лига граждан и парламентариев за отмену смертной казни во всем мире, сообщает следующее:

В Иране самый высокий в мире уровень казней через побивание камнями, но никто точно не знает, сколько людей в Иране было побито камнями.Согласно списку, составленному Комиссией по правам человека Национального совета иранского сопротивления, с 1980 года в Иране по меньшей мере 150 человек были забиты камнями. иранскими властями передаются тайно, а также из-за того, что из многих иранских тюрем на самом деле поступает так мало информации. Шади Садр, представлявший интересы пяти человек, приговоренных к побиванию камнями, сказал, что Иран тайно забрасывал камнями в тюрьмах, в пустыне или очень рано утром на кладбищах.

С 2006 по 2009 год забрасывание камнями производилось не реже одного раза в год, всего было казнено не менее семи человек; последнее было совершено 5 марта 2009 г. в отношении мужчины, осужденного за супружескую измену.

С 2015 года как минимум две женщины, осужденные за супружескую измену, были приговорены к побиванию камнями, согласно докладу Специального докладчика по вопросу о положении в области прав человека в Исламской Республике Иран Ахмеду Шахиду, представленному Генеральной Ассамблее ООН 30 сентября. 2016.

В июле 2016 года Правительство утверждало, что судебная власть преобразовала эти приговоры в другие виды наказания и что в последние годы в стране не приводились в исполнение приговоры к побиванию камнями.Однако правительство отметило, что криминализация супружеской неверности соответствует его толкованию исламского права и что побивание камнями является эффективным сдерживающим фактором. В 2017 году было зарегистрировано три смертных приговора через забивание камнями.

2. Какая правовая основа для наказания забрасыванием камнями за прелюбодеяние и гомосексуальность в Иране?

Правовая основа наказания забиванием камнями (رجم, rajm ) лежит в Уголовном кодексе Ирана. (Уголовный кодекс Ирана, 21 апреля 2013 г., персидский оригинал, английский перевод книг 1–2.) Книга 2 (بخش دوم ) Кодекса охватывает исламские  худуд (حدود), которые представляют собой преступления, предусматривающие фиксированные и суровые наказания в исламских источниках, включая прелюбодеяние (زنا , зенаа ) и половые акты между мужчинами (لواط , леваат ) и между женщинами (مساحقه, мосаахака ). Полное описание обстоятельств и наказаний, связанных с прелюбодеянием, можно найти в Книге 2, статьи 221–232 (ماده ۲۲۱ ـ ۲۳۲) Кодекса. В проекте нового Уголовного кодекса Ирана 2013 года забивание камнями в качестве наказания за прелюбодеяние было исключено, но в апреле 2013 года иранский орган религиозных юристов, Совет стражей, вновь включил это положение при проверке Кодекса на соответствие Конституции Ирана и шариату.

Статьи 233–241 нового Уголовного кодекса касаются содомии ( леваат ) и гомосексуальных актов, не связанных с содомией (تفخیذ, тафхиз ). В статьях с 221 по 288 перечислены худуд деяния, включая лесбиянство ( мосаахака ). Хотя в новом Уголовном кодексе нет конкретной ссылки на смертную казнь за 90 003 мосахака 90 004 , статья 136 Кодекса предусматривает смертную казнь за 90 003 худуд 90 004 правонарушений, совершенных четыре раза.

Другие полезные источники информации о побивании камнями за прелюбодеяние и гомосексуальность в Иране:

  • Иран Права человека и ансамбль Contre la Peine de Mort, Годовой отчет о смертной казни в Иране, 2019 г. (2020 г.).
  • Министерство внутренних дел Великобритании, Информационная записка о политике и политике страны, Иран: Прелюбодеи (октябрь 2019 г.).
  • Камил Ахмади, LGB в Иране — Закон о гомофобии и социальная система , 6(1) Swift J. Soc. науч. & Человек. 1–13 (январь 2020 г.).
  • OutRight Action International, Доклад о правах человека: Быть лесбиянкой в ​​Иране (2016).
  • Иранский центр документации по правам человека, Отказ в идентификации: нарушения прав человека в отношении ЛГБТ-сообщества Ирана (2013 г.).
  • Ясаман Юсефи, Конституционное гендерное насилие: забивание камнями в Иране , SDWatch (15 июля 2020 г.).

3. Какова правовая основа побивания камнями в Афганистане и как часто там используется побивание камнями?

Ни Уголовный кодекс Афганистана 1976 г., ни новый Уголовный кодекс, принятый в 2017 г., не содержат положения о побивании камнями, хотя лица, осужденные за супружескую измену, могут быть приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Забивание камнями стало официальным наказанием за определенные преступления в период правления талибов (которые используют строгое толкование шариата) с 1996 по 2001 год, и «осужденных за супружескую измену обычно расстреливали или забрасывали камнями во время казней, проводившихся на глазах у больших толп людей.После свержения Талибана наказание забрасыванием камнями осужденных за супружескую измену, как сообщается, было «запрещено афганским законодательством», но даже сегодня во многих районах, контролируемых талибами, полевыми командирами или вождями племен, как женщины, так и мужчины признаются виновными в связи вне брака или внебрачной связи приговариваются к смертной казни (в том числе через побивание камнями) или публичной порке. Афганские официальные лица часто обвиняют Талибан в таких наказаниях. Однако, по словам ученого-правоведа Ясамана Юсефи, в отличие от Ирана, случаи забрасывания камнями в Афганистане, как правило, не вызывали кампаний со стороны международных организаций, а женские организации и активисты в Афганистане не получали значительной международной поддержки.

Следующие источники содержат полезную информацию о правовой системе Афганистана, Уголовном кодексе и наказаниях за преступления на сексуальной почве:

  • Чарльз Х. Норчи, Путь закона в Афганистане: от обычаев к кодексу , Мэн Л. (9 мая 2019 г.).
  • Уголовный кодекс Афганистана, 2017 г. , Международный комитет Красного Креста: Национальное осуществление МГП.
  • Сиаваш Рахбари, От нормативного плюрализма к единой правовой системе в Афганистане? , 5(2) Азиат Дж.L. & Soc’y 289, 296–98 (2 октября 2018 г.). См., в частности, раздел 2.1.3 «Уголовный кодекс и худуд: прагматичный шаг», в котором обсуждается, как Уголовные кодексы 1976 и 2017 годов различаются в отношении худуд.
  • Муртаза Рахими, Новый уголовный кодекс Афганистана: следует ли кодифицировать худуд и кисас , Техасский университет, Юридическая школа Остина, Центр прав человека и правосудия Бернара и Одре Рапопорт (26 июня 2019 г.).
  • Проект юридического образования Афганистана (ALEP), Стэнфордская школа права, Введение в уголовное право Афганистана (2-е изд.2012).
  • Торунн Вимпельманн, Прелюбодеяние, изнасилование и побег из дома: защита и охрана женской сексуальности в Афганистане (Chr. Michelsen Inst., Рабочий документ CMI WP 2017:9, 2017).
  • Азиз Хакими и Торунн Вимпельманн, Пропавшие без вести: мужчины, заключенные в тюрьму за «преступления против нравственности» в Афганистане , CMI Insight, № 2 (июнь 1978 г.).

4. Какая судебная практика существует в отношении забивания камнями в Иране и Афганистане?

Невозможно найти прецедентное право в Иране.Согласно показаниям, предоставленным Апелляционному трибуналу по иммиграционным делам Великобритании (RM и BB (гомосексуалы) Iran CG [2005] UKIAT 00117) Анной Энаят, иранским ученым из Колледжа Св. Антония в Оксфорде и экспертом по иранским вопросам прав человека, «существует отсутствие общего понятия прецедента в иранской правовой системе и . . . судебные решения, таким образом, не составляют прецедентного права в том смысле, в каком его понимало бы общее право». . . Г-жа Энаят добавила, что, насколько ей известно, нет опубликованных примеров постановлений провинциальных апелляционных судов.Та же ситуация, по-видимому, применима и к Афганистану. (См. Европейский Союз, Сектор информации о странах происхождения Европейского бюро поддержки убежища (COI), Афганистан: уголовное право, обычное правосудие и неформальное разрешение споров (июль 2020 г.).)

5. Какие законы о неприкосновенности частной жизни, касающиеся сексуальных преступлений, существуют в Иране и Афганистане?

Мне не удалось найти ресурсы о законах о конфиденциальности в отношении сексуальных преступлений в Афганистане.

Хаджар Азари и Насрин Табатабай Хесари в своем недавнем всестороннем анализе неприкосновенности частной жизни в Иране в связи с сексуальными преступлениями заявляют, что правовая система Ирана основана на исламском праве и что

понятие справедливости.. . присущи исламскому праву. . . можно рассматривать как потенциал для поддержки права на неприкосновенность частной жизни. Тот факт, что в различных аятах Корана и традициях [пророков] подчеркивается неприкосновенность частной жизни, достоинство, справедливость и честь человечества и, в частности, жертв, может быть фактором для легализации права на неприкосновенность частной жизни. Кроме того, важные советы можно найти в стихах Корана [и в хадисах (преданиях [Про]рока]) [,], а также в речах религиозных лидеров, которые строго запрещают людям нарушать частную жизнь других.Однако термин «конфиденциальность» не использовался явно в исламских стихах и хадисах, главным образом потому, что исламские ценности, такие как право на неприкосновенность частной жизни, были представлены в содержательном подходе; иными словами, имеет место своего рода поддержка сущности неприкосновенности частной жизни без упоминания ее термина в источнике правотворчества в исламском праве. Например, неприкосновенность частной жизни была поддержана в форме ссылки на другие права и свободы, такие как право собственности, право на освобождение от проведения обысков, принцип оправдательного приговора, право на безопасность[] и права, связанные с личностью.Источники правотворчества в исламском праве защищают право на неприкосновенность частной жизни с различных аспектов, таких как неприкосновенность частной жизни дома, общение, личные дела, а также личные идеи и убеждения. . . . [Таким образом] право на неприкосновенность частной жизни поддерживается исламским законодательством, и его не разрешается нарушать, если это не противоречит правам других людей или общественному порядку.

Правовая система Ирана защищает право на неприкосновенность частной жизни в соответствии с различными категориями права, включая Конституцию, Уголовный кодекс Ирана, Гражданский процессуальный кодекс Ирана, [и] правила, касающиеся почтовой, телефонной и интернет-коммуникации.Однако он не посвящает отдельную главу праву на неприкосновенность частной жизни. (Хаджар Азари и Насрин Табатабай Хесари, Защита права на неприкосновенность частной жизни в соответствии с международным правом и правовой системой Ирана с особым вниманием к жертвам изнасилования , 13(9) США-Китай L. Rev. 641, 653–54 ( Сентябрь 2016 г.).)

Затем авторы обсуждают имплицитный и двусмысленный характер прав и средств защиты частной жизни, которые могут быть предоставлены жертвам сексуальных преступлений Конституцией Ирана, Уголовным кодексом и Уголовно-процессуальным кодексом, а также недостатки этих прав и средств защиты (id .на 654–63), заканчивая следующим образом:

В контексте иранской правовой системы, основанной на исламском праве, можно сказать, что последствия нарушения частной жизни жертв сексуальных преступлений более важны, чем в других преступлениях, потому что эти виды преступлений являются табу в исламском праве. общество. Таким образом, последствия такого раскрытия информации являются проблематичными не только для потерпевших, но и для их партнеров, семей и особенно детей. Принимая во внимание фундаментальные принципы ислама, неприкосновенность частной жизни людей должна быть защищена на внутреннем уровне [в] исламских странах, и ни люди, ни государственные чиновники не должны нарушать ее, если только это не противоречит общественным интересам или правам других людей.

В этом контексте можно отметить, что, несмотря на то, что это право [будучи] выведено из исламских принципов, необходимо, чтобы в иранской правовой системе было представлено четкое определение этого права, его различных аспектов и наказания за нарушение этого права. Хотя иранская законодательная система, как упоминается в тексте, приняла подход к защите этого права, необходимы надлежащие меры для защиты и контроля за соблюдением неприкосновенности частной жизни жертв изнасилования и других преступлений на сексуальной почве.Таким образом, совершенствование материального права иранской правовой системы должно заключаться в обучении сотрудников судебных и полицейских органов для обеспечения надлежащего осуществления этого права. (Тов. номер 664.)

Источники иранского права, на которые ссылаются и цитируют авторы, следующие:

Доступ к Уголовно-процессуальному кодексу можно получить следующим образом:

Английский перевод книги 5 Уголовного кодекса содержит следующее введение:

Пятая книга является единственной частью Уголовного кодекса, которая была принята на постоянной основе и, в отличие от остальной части Уголовного кодекса, не подлежит экспериментальным периодам.В пятой книге, принятой 22 мая 1996 г., рассматриваются преступления тазир (правонарушения, за которые не установлены наказания) и сдерживающие наказания, преступления против национальной безопасности, преступления против собственности и преступления против людей. Книга пятая также касается кражи, мошенничества, подлога, оскорбления и широкого круга других правонарушений.

Несмотря на то, что в январе 2012 г. в Уголовный кодекс были внесены поправки, а в 2013 г. была принята новая редакция, Книга 5 не подвергалась пересмотру. Однако недавно иранский парламент 15 февраля 2021 года принял закон о внесении поправок в статьи 499 и 500 Книги 5.

Статья Азара и Хесари ссылается на различные статьи Книги 5 Уголовного кодекса на страницах 256–57 и переводит их. Однако нумерация положений не соответствует номерам статей в редакции Кодекса 2013 года. Поэтому мы предоставили ниже таблицу с номерами статей авторов, за которыми следуют номера статей в английском переводе Книги 5 Кодекса 2013 года, упомянутого выше.

Азар и Хезари Артикул Уголовный кодекс IHRDC
Арт.802 ст. 570
Арт. 812 ст. 580
Ст. 691, 692, 694 ст. 691, 692, 694
Арт. 814 ст. 582
Арт. 918 ст. 694
Арт. 836 ст. 604
Арт. 872 ???
Арт. 448 ст. 648
Арт. 868 ст.641
Арт. 893 ст. 668–669

Кроме того, в разделе C статьи Азара и Хесари, который начинается на странице 657, содержится ссылка на предыдущую редакцию Уголовно-процессуального кодекса и на проект новой редакции Уголовно-процессуального кодекса, который не был утвержденных на момент написания статьи, но утвержденные и измененные версии которых приведены выше.

Для анализа Уголовно-процессуального кодекса 2014 г. см. Amnesty International, Несовершенные реформы: Новый Уголовно-процессуальный кодекс Ирана (2016 г.).

Другие источники информации о преступлениях на сексуальной почве и соответствующих законах о конфиденциальности в Иране:

  • Ансари Багер, Защита частной жизни в исламе и в правовой системе Ирана (сравнительное исследование) , Исследования частного права № 66 (зима 2005 г.), (оригинал на персидском языке), (аннотация на английском языке).
  • Mohammad Habibi Mojandeh, Неприкосновенность частной жизни в исламе и иранском законодательстве (рабочий документ, представленный в Британском институте международного и сравнительного права, Семинар по неприкосновенности частной жизни в праве, ноябрь 2016 г.30, 2007).

FACTBOX: Забивание камнями — где это происходит?

ЛОНДОН (фонд Thomson Reuters) – Забивание камнями, форма казни, при которой группа людей бросает камни в человека до тех пор, пока он не умрет, до сих пор практикуется в некоторых частях мусульманского мира, в основном в качестве наказания за супружескую измену. Большинство жертв — женщины. Забивание камнями, о котором не упоминается в Коране, является нарушением международного права. Ниже приведен список стран, где забивание камнями разрешено и/или практикуется.

АФГАНИСТАН: Забивание камнями стало официальным наказанием за определенные преступления, такие как прелюбодеяние, во время правления талибов 1996-2001 годов. Он был отменен после их свержения, но до сих пор практикуется в районах, контролируемых талибами, полевыми командирами и вождями племен. В прошлом году 21-летнюю женщину Наджибу забросали камнями на глазах у более чем 100 ликующих мужчин после того, как местные полевые командиры в провинции Парван обвинили ее в «преступлениях против нравственности». В 2011 году в городе Газни мать и дочь были забросаны камнями.В 2010 году талибы забросали камнями супружескую пару в Кундузе. Некоторые забивания камнями были сняты на видео. Активисты говорят, что талибы, повстанцы и полевые командиры злоупотребляют религией, чтобы сеять террор и распространять свое влияние.

ИНДОНЕЗИЯ: В 2009 году консервативная провинция Ачех приняла закон, согласно которому прелюбодеи должны быть забиты камнями до смерти. Но губернатор отказался его подписывать, поэтому он не имеет юридической силы. Забивания камнями не проводилось. Сообщалось, что правительство Ачеха отменит положение о побивании камнями, но активисты по-прежнему обеспокоены уровнем общественной поддержки побивания камнями.

ИРАН: Забивание камнями является законным наказанием в Иране, который имеет самый высокий в мире уровень казни через забивание камнями. Мужчин обычно хоронят по пояс, а женщин по грудь. Поскольку доказать супружескую измену очень сложно, закон позволяет судье действовать на основании интуиции, а не свидетельских показаний или признаний. В 2010 году международный резонанс вызвало дело Сакине Мохаммади Аштиани, женщины, приговоренной к смертной казни через побивание камнями за предполагаемую супружескую измену. Власти отложили ее приговор, но она остается в тюрьме.В прошлом году чиновники исключили побивание камнями из нового проекта уголовного кодекса, но с тех пор снова включили его.

ИРАК: Забивание камнями не разрешено законом, но количество внесудебных забивания камнями увеличивается. В 2008 году в иракском Курдистане 16-летняя девушка Курдистан Азиз была забита камнями до смерти. После побега, чтобы выйти замуж за человека, которого не одобряла ее семья, она обратилась за помощью в полицию. Они направили ее в отдел по борьбе с насилием в семье, который вместо того, чтобы защитить ее, вернул ее в семью.Родственники забили ее камнями до смерти, заявив, что ее действия опозорили их. Власти отказались вмешиваться в то, что они назвали «племенным вопросом». В апреле 2007 года Дуа Халил Асвад, подросток из религиозного меньшинства езидов, была забита камнями до смерти за предполагаемую связь с мальчиком-мусульманином-суннитом. Забивание камнями было снято на видео, и, как сообщается, на видео видно, что силы безопасности присутствовали, но не вмешались.

МАЛАЙЗИЯ: Два штата, Келантан и Теренггану, в 1993 и 2002 годах одобрили законопроекты о включении в свои правовые системы исламских уголовных законов, включая побивание камнями в качестве наказания за прелюбодеяние.Но противодействие федерального правительства означает, что эти законы не могут быть применены. Никто не был приговорен к побиванию камнями.

МАЛИ: Связанная с «Аль-Каидой» исламистская военизированная группа на севере Мали «Ансар Дайн» заявила, что в прошлом году она забросала камнями супружескую пару, обвиненную во внебрачных связях. Пара была казнена в Агельхоке, недалеко от границы с Алжиром, сообщил представитель группировки. Исламистские экстремисты применили свою интерпретацию законов шариата после того, как взяли под свой контроль две трети северной пустыни Мали.

МАВРИТАНИЯ: Забивание камнями является законным за «противоестественные действия» между мужчинами и за супружескую измену со стороны замужней женщины или мужчины. Законы шариата стали основой уголовного кодекса Мавритании в 1983 году, но сообщений о побивании камнями не поступало.

НИГЕРИЯ: Забивание камнями является наказанием за супружескую измену в 12 северных штатах Нигерии, которые приняли шариатские уголовные кодексы в период с 1999 по 2001 год. По меньшей мере шесть человек были приговорены к забиванию камнями. Но каждое дело было выиграно в апелляции.В деле, получившем международное внимание в 2002 году, разведенная Амина Лаваль была осуждена за супружескую измену на основании беременности, несмотря на то, что предполагаемый отец клялся, что не имеет с ней отношений, и был оправдан. Лаваль выиграла апелляцию в 2003 году, и с тех пор судебного преследования за супружескую измену не было, но закон о побивании камнями остается в силе.

ПАКИСТАН: Забивание камнями стало законным с тех пор, как в 1979 году в уголовное законодательство были включены жесткие толкования исламского права. Хотя в рамках правовой системы никогда не применялось забивание камнями, внесудебные забивания камнями имеют место в некоторых племенных районах.В июле мать двоих детей была забросана камнями по приказу суда племени за то, что у нее был мобильный телефон. Ранее в этом году по приказу племенного суда в северо-западном районе Куррам солдата забросали камнями за предполагаемую связь с местной девушкой. В 2008 году боевики забросали камнями супружескую пару в северо-западном районе Хвезай-Баезай после того, как суд племени признал их виновными в прелюбодеянии. Группа, связанная с талибами, схватила пару.

КАТАР: Забивание камнями разрешено, хотя считается, что забивания камнями не было.

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ: Прелюбодеяние, считающееся преступлением против Бога, является незаконным и наказывается побиванием камнями. За последнее десятилетие нет сообщений о побивании камнями, но были сообщения о том, что суды приговаривали людей к побиванию камнями. В 2010 году филиппинский рабочий был приговорен к побиванию камнями за внебрачную связь. Посол убедил судью пересмотреть свое решение. В 2009 году двое жителей Шри-Ланки были приговорены к побиванию камнями за прелюбодеяние. Приговоры были сокращены до 700 ударов плетью и шести лет лишения свободы.

СОМАЛИ: Забивание камнями происходит в Сомали чаще, чем во многих других странах с мусульманским большинством, в основном в районах, находящихся под контролем исламистских группировок, таких как «Аль-Шабааб» и «Хизбул Ислам». В самом известном случае 13-летняя девочка Аиша Ибрагим Духулов была частично закопана и забита камнями до смерти 50 мужчинами на глазах у 1000 человек на стадионе в Кисмайу в 2008 году. Amnesty International сообщила, что она была была изнасилована тремя мужчинами, но была обвинена в супружеской неверности, когда она попыталась сообщить об изнасиловании боевикам «Аль-Шабааб», контролирующим город.Никто из мужчин не был арестован. Гомосексуальные отношения также наказываются побиванием камнями.

СУДАН: Забивание камнями является законной формой наказания за прелюбодеяние в соответствии с Уголовным кодексом 1991 года. Две молодые женщины, Лайла Ибрагим Исса Джамул и Интисар Шариф Абдалла, были приговорены к побиванию камнями за предполагаемую супружескую измену в прошлом году по разным делам. Согласно сообщениям, оба приговора были основаны на признаниях, и у обеих женщин не было юридического представительства. Хьюман Райтс Вотч сообщила, что Абдалле на вид было меньше 18 лет, и она призналась в этом только после того, как ее избил член семьи.Обе женщины незадолго до этого родили и содержались в тюрьме с младенцами и со скованными ногами. С тех пор они были освобождены по апелляции. HRW сообщает, что за последние годы судьи приговорили нескольких женщин к побиванию камнями, но суды отменили приговоры после апелляции. Большинство приговоров к побиванию камнями было вынесено женщинам.

ОБЪЕДИНЕННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ: В соответствии с Уголовным кодексом, принятым в 1987 году, прелюбодеяние наказывается побиванием камнями. Суды редко выносят приговоры о побивании камнями, но иногда это случалось.В 2007 году суд оставил в силе приговор к побитию камнями мужчине, осужденному за сексуальные отношения со своими четырьмя падчерицами. Неизвестно, был ли приговор приведен в исполнение. Девочек приговорили к 80 ударам плетью каждую, несмотря на то, что их принуждали к отношениям. В 2005 году бангладешца приговорили к побиванию камнями за прелюбодеяние. В 2000 году аналогичный приговор был вынесен женщине из Индонезии, хотя она заявила суду, что ее изнасиловали. Позднее оба приговора были сокращены до одного года и депортации.

ЙЕМЕН: Забивание камнями является предписанным наказанием за прелюбодеяние и гомосексуальность со стороны женатых мужчин в соответствии с Уголовным кодексом, принятым в 1994 году.Хотя известных случаев побивания камнями не было, это все же законное наказание. Согласно сообщениям, бедные женщины чаще всего приговорены к побиванию камнями.

Источники: Женщины, живущие по мусульманским законам, HRW, Amnesty International

Активисты выступают за глобальный запрет забивания камнями

ГРАФИКА: Забивание камнями — где это законно?

 

Наши стандарты: Принципы доверия Thomson Reuters.

Революционное сбитие курдскими повстанцами турецкого боевого вертолета ракетой российского производства может еще больше усилить продолжающиеся боевые действия между Анкарой и Москвой.

Спустя почти шесть месяцев после того, как турецкие самолеты сбили российский бомбардировщик, действовавший с сирийской авиабазы, инцидент 13 мая попал на первые полосы турецких газет. «Это был сигнал [правительству] и общественности», — прокомментировал Метехан Демир, независимый оборонный аналитик и бывший турецкий военный летчик.

Ракета, показанная Рабочей партией Курдистана (РПК) на видео нападения, «представляет собой SA18 или SA24 российского производства», отметил он, используя кодовые названия Организации Североатлантического договора для переносимых на плечо зенитных ракет 9К38 «Игла». («Игла») и 9К338 «Игла», выпускавшихся с советских времен в российском городе Коломне.

Два пилота погибли в результате крушения, которое Анкара изначально связывала с технической неисправностью.

19 мая турецкие военные заявили, что вертолет «вероятно был поражен неопознанной ракетой, выпущенной с земли террористами» (термин, используемый для РПК).

Хотя Анкара явно не указала пальцем на Россию за нападение, ее линии расследования, похоже, ведут в этом направлении. «Анкара проводит расследование, чтобы выяснить, как РПК получила такое оружие», — сказал Синан Ульген, глава базирующегося в Стамбуле внешнеполитического аналитического центра EDAM. «Мы не знаем, было ли оно доставлено непосредственно Москвой или получено каким-то другим путем. Но, безусловно, было бы очень важно, если бы оно было доставлено Москвой. Это положило бы конец любой затянувшейся надежде на исправление отношений.»

Не дожидаясь результатов этих расследований, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 17 мая обвинил международное сообщество. «Государства, контролирующие мировую военную промышленность, передают свое оружие террористам. Я призываю их отрицать это», — сказал он на встрече, сообщают местные СМИ. «К настоящему времени мы все знаем, какие страны поставляют оружие каким террористическим группировкам».

Многие турецкие СМИ, находящиеся под негласным президентским контролем, высказывались более прямолинейно, указывая на то, что использованная ракета была российского производства, или прямо обвиняя Москву.

Но другие турки призывают к осторожности. «Лично я бы не подумал, что русские сделают такой безумный поступок. Это не послужит их интересам», — заявил бригадный генерал в отставке Халдун Солмазтюрк, председатель базирующегося в Анкаре Института Турции 21-го века, политического аналитического центра. «Найти ПЗРК российского производства можно где угодно в мире, особенно на Ближнем Востоке. Если бы он был поставлен из России, то я бы очень и очень удивился».

Но ракета, сбившая турецкий вертолет «Супер Кобра», обошла все его системы защиты, и, судя по видео, ею управлял человек, хорошо обученный ее эксплуатации.«Это не обычная переносная ракета, — заявил аналитик Демир. «Вы должны обучать нормального солдата в течение нескольких недель, чтобы использовать его. Он очень чувствителен, он очень высокотехнологичен и хорошо управляется. Кто обучал РПК, кто сделал их настолько профессиональными, чтобы они могли так легко поразить вертолет [] первый раз?»

«Это могут быть какие-то российские источники — официальные или неофициальные — в отместку [русским] за [] сбитый [] турецкий самолет», — предположил он.

Президент России Владимир Путин не скрывал своего желания отомстить за роковое нападение Турции в ноябре 2015 года, но до сих пор Москва ограничивала свои ответы экономическими санкциями и воздушными нарушениями границы Турции с Сирией.

Кремль никак не прокомментировал сбитый вертолет. Но провластные российские СМИ сделали выводы, написав, что война на юго-востоке Турции «набирает обороты», потому что Анкара «отказывается предоставить юго-восточным… местным курдам право на автономию…»

Тем временем в Анкаре многие задаются вопросом, сколько еще ракет у РПК. Для турецкой армии боевые вертолеты, как и в ходе российской кампании в Афганистане, имеют ключевое значение в ее усилиях по борьбе с повстанцами.

«В любой операции контроль над воздухом чрезвычайно важен», — сказал Солмазтюрк, ветеран десятилетней борьбы Анкары с курдскими повстанцами в 1990-х годах.«Если [] ударный вертолет не будет таким же ожидаемым, как в [] прошлом, это очень важно. В принципе, [это] меняет правила игры».

По преимущественно курдскому юго-востоку Турции ходят слухи о том, что РПК готовится применить «новое оружие». Конфликт разразился в июле прошлого года с почти беспрецедентной жестокостью после двух лет мирных переговоров.

На протяжении примерно 30 с лишним лет борьбы с РПК Анкара время от времени обвиняла Москву в поддержке повстанцев.Но теперь считается, что президент России Владимир Путин полон решимости свергнуть Эрдогана.

Анкара, по словам высокопоставленного турецкого чиновника, пожелавшего остаться неназванным, пыталась примириться с Москвой, но ее неоднократно отвергали. В апреле турецкая полиция, восприняв это как еще один жест в адрес Москвы, задержала сирийского туркмена Алпарслана Челика, которого Москва подозревала в убийстве одного из российских пилотов сбитого в ноябре самолета. Но на прошлой неделе он был освобожден после того, как прокуратура заявила, что у них нет дела против него.

После этого сообщения Москва еще больше ужесточила торговые санкции против Турции. Он ввел полный запрет на импорт всех овощей и фруктов из Турции. Но напряженность, похоже, выходит за рамки торговли.

Анкара усилила поддержку крымских татар, тюркского меньшинства, проживающего на оккупированном Россией украинском полуострове в Крыму. В то же время, отмечает аналитик Ульген, «Турция надеется получить поддержку НАТО и расширить свое влияние в Черном море, что является большим изменением в турецкой политике и направлено на ограничение влияния России.»»

Используются и другие тактики. Эрдоган поспешил поздравить украинскую победительницу конкурса песни «Евровидение» Джамалу с ее песней, посвященной массовому изгнанию татар из Крыма при советском лидере Иосифе Сталине в 1944 году.

В жестко сформулированном заявлении МИД Турции по случаю 72-й годовщины изгнания татар от 18 мая подчеркивалось, что «раны, которые открыло это зверство, еще свежи» как для крымских татар, так и для Турции, и подчеркивалась поддержка Турции для своих соплеменников в условиях «незаконной» российской аннексии Крыма.

Но как далеко на самом деле зайдет Анкара с разыгрыванием этой карты, неизвестно. Его общественная поддержка крымских татар часто носит сезонный характер.

Несомненно, Эрдоган захочет, чтобы его российский коллега продолжал гадать. Но турецкий президент в настоящее время обхаживает националистически настроенных избирателей в преддверии ожидаемого этой осенью референдума о расширении своих полномочий. Крымскотатарская тема хорошо играет среди националистов.

Но и Москва, скорее всего, продолжит держать Анкару в неведении относительно курдской карты.«Мы определенно вступили в новую эру», — предупредил аналитик Улген. «Турецко-российские отношения стали гораздо более конфронтационными».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.