Как выбрать кайт для зимы - что лучше - парафойл на ручках или парафойл на планке, а может быть парафойл на планке с системой депауэр? А может вообще стоит подумать о летнем надувном кайте? читать
Парафойл (кайт для зимнего кайтинга).
Итак, начнем с самых азов, рассмотрим парафойл (кайт для зимнего кайтинга) повнимательнее.
Кайт имеет следующее устройство:
Передняя кромка, которую можно узнать по открытым воздухозаборникам, или клапанам.
По задней кромке полотнища сшиты между собой, поэтому попавший через клапаны передней кромки воздух не может выйти наружу и кайт принимает необходимую для создания тяги форму крыла)
Задняя кромка (находится, соответственно, напротив передней :)
Сам купол, состоящий из двух слоев - верхнего и нижнего. Верхняя и нижняя поверхности соединены внутри между собой чередующимися тканевыми перегородками или нервюрами, которые делят крыло на отдельные отсеки. Нервюры формируют поперечный профиль крыла и передают на систему купольных строп тянущее усилие.
Благодаря отверстиям в нервюрах, воздух внутри оболочки может свободно перетекать между всеми отсеками, а значит, давление внутри крыла кайта распределено равномерно, что хорошо сказывается на стабильности формы крыла в полёте.
Наружный и внутренний слои, в свою очередь, состоят из отдельных частей или профилей. Их количество и форма отвечают за аэродинамические способности кайта.
Система подкупольных строп: передние купольные каскады строп и задние куполные каскады строп, сходящихся в четыре узла (два от задней кромки и два от передней кромки кайта).
Силовые стропы, идущие от передней кромки (соединяются с передним купольным каскадом).
Рулевые стропы , идущие, соответственно, от задней кромки (соединяются с задним купольным каскадом).
На буксировочных кайтах применяют зеркально-симметричную систему строп (как на парашютах или парапланах), т.е. стропы левой половины крыла симметричны правым.
Самые тонкие и многочисленные купольные стропы верхнего яруса, прочно соединены с нижней поверхностью кайта. Обычно они проходят по крылу тремя-четырьмя продольными рядами. Группа из нескольких строп верхнего яруса соединяется вместе с более прочной стропой среднего яруса. Соответственно, группа строп среднеярусного каскада соединяется с более прочной нижнеярусной.
К общей короткой стропе-поводку, обьединяющей все нижнеярусные стропы полукрыла, при помощи стопорного узла и петли-удавки крепится длинная силовая стропа (всего их две: правая и левая).
Схема устройства строп управления (рулевых строп) полностью подобна силовым, с той лишь разницей, что веер верхнеярусных купольных строп управления проходит в один ряд по задней кромке крыла.
Обычно применяемая длина силовых и рулевых строп 25-30 м, хотя бывают варианты использования от 10 до 40 м. Оптимальная прочность на разрыв несущей стропы для гоночных и фрирайдовых зимних парафойлов 120-200 кг, а стропе управления достаточно выдерживать 60-100 кг.
Для прыжковых моделей логичней ставить все четыре стропы одинаковой прочности (лучше не менее 250 кг, диаметр 1,7-2 мм), т. к. импульсная нагрузка при входе в высокий прыжок достаточно велика и распределяется на все стропы. Купольные стропы более тонкие по сравнению с основными и обычно имеют разные номиналы – пропорционально распределяемой на их количество в каскаде общей нагрузки.
Стропы бывают двух видов – оплёточные (с внутренним сердечником) и безоплёточные.
В безоплёточных и основе сердечника оплёточных строп используют нетянущиеся прочные синтетические волокна. Применяемый для этих целей "капризный" на излом кевлар, в настоящий момент активно вытесняется высокомолекулярным полиэтиленом и полиамидами разных торговых марок.
Наружная оплётка стропы несёт функцию защиты волокон сердечника от повреждений при эксплуатации, а яркая расцветка на фоне белого снега лучше видна и удобна при распутывании.
Безоплёточные стропы, на первый взгляд, могут показаться менее предпочтительными, т. к. не имея наружной защиты, могут быстрее изнашиваться на жёстком фирне или ноздреватом льду. Но они тоньше оплёточных (при той же прочности) и поэтому создают меньшее сопротивление на больших скоростях. Неудивительно их видеть в первую очередь на гоночных змеях. Технологии не стоят на месте и в стропном производстве: высокое качество волокон и плетения, специальные пропитки, петлевые защитные оплётки в местах соединений, предварительное технологическое вытягивание и другие "фенечки" – современные безоплёточные стропы по праву стоят на хороших кайтовых брэндах.
Существует два вида соединения строп:
1.Соединение купольных строп "Петля в Петлю" – основное соединение купольных строп между собой, а также с крылом.
Этот способ позволяет надёжно соединять и легко разъединять "стационарные" стропы, является самым удобным при монтаже и ремонте.
Петли на концах строп бывают "швейные" и "узловые".
Самая распространённая "швейная" петля прострачивается зигзагом. Её преимущество в том, что стропы с такими петлями эстетичны и аэродинамически более совершенны, меньше цепляются за грунт и путаются между собой. Основной их минус – довольно тонкая технологическая операция, влияющая на прочность стропы.
"Узловая" петля – самый быстрый и простой способ при работе с тонкими мягкими стропами. Применяют различные варианты узлов при формировании петли. Идеально, когда узел компактен и надёжно фиксирует петлю.
2. Стопорный узел – петля удавка – основное быстроразъёмное соединение несущих и управляющих строп на любых типах кайтов. Такое соединение обеспечивает быструю отцепку и замену, а при необходимости и регулировку длины всех основных строп в полевых условиях.
Ручки управления.
Вся связь с кайтом осуществляется благодаря силовым стропам и двум ручкам управления.
Это небольшие изогнутые трубки из алюминия или пластика с нескользящим покрытием для рук.
Через ручку насквозь пропущены и зафиксированы короткие репшнуры с узлами, к которым узлом - удавкой (см.выше) присоединяются сверху силовая, а снизу рулевая стропа.
Ручки берут в руки за самую верхнюю часть – там, куда приходят силовые стропы.
Для уменьшения прилагаемых усилий репшнур, соединяющий ручку с силовой стропой, должен проходить между указательным и средним пальцами.
Управляют кайтом две стропы управления(рулевые строы), а происходит это в результате движения нижних концов ручек. Поворачиваем запястье к себе, нижняя часть ручки подтягивает стропу управления, например, правую – кайт начнёт поворот вправо, левую – влево, одновременно обе к себе – происходит торможение полёта и посадка на грунт. Такое управление называется – клевантным (по аналогии управления парапланом), а стропа управления, соответственно, клеванта.
Всё бы неплохо, но уж очень тяжело рукам долго удерживать сильно тянущий кайт. Их надо разгрузить. Для этого с обратной стороны ручки, к продолжению репшнура силовой стропы, крепится короткий репшнур-узда. Его назначение: соединить обе ручки между собой и, таким образом, полученную уздечку можно накинуть на специальный ролик или крюк трапеции, надетой на ваш пояс. Тяга кайта снимается с рук и через трапецию передаётся на тело. Рукам остаётся только управлять кайтом.
Если потянуть одну из ручек на себя, узда переместится по ролику(или крюку) и вторая ручка (под тягой) отдалится от вас, на крыле произойдёт перекос правой и левой половин. Змей начнёт поворачиваться в сторону ручки, за которую тянули. Вернём ручки в нейтральное положение, и змей прекратит поворот. Это управление перекосом крыла. Если к перекосному воздействию добавить клевантное, затянув управляющую стропу на подтянутой ручке, то поворот получится значительно интенсивней. Это не что иное, как – комбинированное управление, которым очень часто пользуются для быстрого изменения траектории полёта кайта (например, петля перед входом в прыжок).
Планка (БАР)
Касается в основном сноубордистов (удобно держать одной рукой планку с выведенным в зенит воздушным зеем, а другой рукой застегивать крепления), а также незаменима в кайтсерфинге на воде.
Кайты с планочным управлением имеют в стропных схемах значительные отличия от "ручечных". Планка – это лёгкая трубка с нескользящим покрытием для рук, длиной около 50-90 см. К концам планки крепятся несущие стропы, а на торцах установлены ограничители, для смотки строп прямо на планку. В середине планки закреплена петля, которая цепляется за крюк трапеции. Тяга через петлю передаётся на трапецию, а перекосом планки относительно петли вправо-влево поворачивается змей.
На планочных змеях (в отличие от "ручечных") применяют также специальные поводки безопасности (страховочные лиши). В случае опасности, когда резко сбрасывается тяга и кайт падает на воду (или снег), он не должен "улизнуть" по ветру от хозяина, должна сохраниться с ним связь.
Планка незаменима в кайтсерфинге. С её помощью можно управлять кайтом одной рукой (петля на крюке – дополнительная точка опоры), а свободной рукой помогают ногам попасть в петли кайтборда. С ручками такой "фокус" в одиночку в воде проделать сложно. Планка вполне разумно используется бордистами зимой, потому что техника старта и движений подобна водной, да и сноуборд с кайтбордом хоть и дальние, но родственники. Планочные змеи хороши и для лыжников-фристайлеров.
Размеры кайтов
В настоящее время самые большие зимние парафойлы изготавливают площадью 14-15 м2 , а самые маленькие бывают 1,5-2 м2. Обычно применяемые размеры гоночных моделей 5-7 м2, в более ветренных условиях используют площади в 3-4 м2. Самые большие размеры зимних кайтов (для фристайла) и самые маленькие (гоночные) у любителей не часто встречаются, т.к. используются в основном спортсменами на соревнованиях – гонку не отменишь (стартовать надо при любой погоде).
Таким образом, для перекрытия максимального ветрового диапазона необходимо иметь несколько площадей. Например, 7-8 м2 и 4-5 м2.
Кстати, установлен рекорд Гинесса: самый большой кайт в мире принадлежит кайтмэйкеру Peter Lynn - в 2005 г. он сконструировал кайт в виде флага Кувейта площадью 1 019 м2, весом 200 кг, обьемом 4 500 м3 из рипстоп-нейлона. А потребовалось ему всего 750 часов!!!