На кайте через Ладогу


Андрей Собетов

Свершилось!

Впервые Ладога пересечена на кайте. От берега до берега, запада на восток. Из Приозерска через Валаам до Питкяранты. 100 км за 8 часов. Мы пытались это сделать несколько лет. Но Ладога – суровое и коварное озеро. В центре – никогда не замерзающая огромная полынья с дрейфующими льдами. Береговой припай тоже не надежен. Дунет ветер, и лед начнет отрываться, дрейфовать к центру. И за вашей спиной распахнутся трещины, отрезая путь назад. А ветер непредсказуем. Бывает, прогноз сбывается с точностью до наоборот. Два раза мы попали здесь в полосу безветрия и, прервав маршрут, тащили пешком до берега снаряжение 35км. И один раз попали в такой ураган, что не рискнули ехать в белой мгле даже на штормовых «двойках». А прогноз был прекрасен.

На кайте через Ладогу. Андрей Собетов.

После суровых морозов встает лед в северной части озера. Но каков этот лед? Никто не знает. Торосы и трещины на штормовом озере есть всегда. Что ждет нас впереди?

Наша команда: Стас Шестов, Коля Симонов и я. Вечерней электричкой доезжаем до Приозерска. Ночуем в палатке на льду у берега – никаких проблем. А утром – в путь. У нас в рюкзаках по три кайта на разный ветер, бинокль, карта, GPS, а также комплект выживания: палатка, спальные мешки, газовая горелка, котелок, запас продуктов и воды на два дня. Мы рассчитываем пройти маршрут за один день. Но готовы к непредвиденным вариантам с ночевкой на льду.

Едем мы на классических горных лыжах с остро заточенными кантами. Из кайтов я использую мощные Рапиды 10 и 6 кв.м на слабый и средний ветер, и штормовой Вини 3.

У нас есть все необходимое снаряжение, и опыт таких путешествий. В рамках проекта «Большие озера» мы ходили по льду Имандры, Онеги, Байкала и Балхаша. Пройденную нами по Онеге 200 км однодневную дистанцию, еще никому не удалось повторить.

Но спорт, километры, для нас не главное. Главное - пройти большой красивый маршрут по большому красивому озеру. А Северная Ладога прекрасна! Скалистые берега и заливы-шхеры. Облитые льдом деревца и штормовые натеки на скалах. Причудливые ледовые формы, вздыбленные ледяные горы. Скиты и монастыри Валаама. Загадочные острова, где проводились секретные военные испытания. Безлюдье, дикая природа. И почти никто не видит эту фантастическую суровую зимнюю красоту.

А мы увидим. Благодаря кайту, этому великому изобретению конца 20 века. Яхта, горные лыжи, и летательный аппарат «в одном флаконе». Игрушка весом 1-2 кг, а какие возможности! Был бы ветер.

На кайте через Ладогу. Андрей Собетов.

А ветер пока слабоват, 1-3 м/с. Скорость мала. Но это и хорошо. Медленно преодолеваем поля торосов на выходе из шхер в открытое море. Разгоняться здесь нельзя, ронять кайт тоже. Падение чревато травмой. Купола в зените. Контроль лыж и кайта! Все-таки лыжа уходит под льдину. Рывок, я падаю. Встаю. Все нормально. Но теперь нужно распутать стропы, поднять кайт в воздух. Время, время!

На первые 15 км пути затратили 3 часа. Это непозволительно много. Так мы никуда не дойдем, застряв в лабиринте торосов. Неужели Ладога вновь не пропустит нас?

Ветер усилился, разогнал облака. Выглянуло солнце. Видимость улучшилась. Просматриваем путь, выбираем заснеженные поля, где меньше торосов. Идем к острову Верккосари. Пройдено 20 км. Покрытие стало лучше, торосов меньше.
Полетели! Теперь мы можем ощутить скорость. Есть остров Воссинойнсари. 40 км пути. Вперед на Валаам! Несемся в эйфории по бескрайнем заснеженным просторам в центре озера. Вот это покатушки! Красота! Ветер юго–восточный 5-8 м/с. Идем галфвиндом, немного приводясь к ветру. Решаем обойти Валаам мористее (с юга), чтобы, потом, не напрягаясь уваливаться на Питкяранту. Да и торосов здесь, наверное, меньше, лед в безветрие вставал.

На острова в ожерелье ледяных кристаллов мы лучше полюбуемся издалека. Сегодня нам не до экскурсий. Время поджимает, а впереди неизвестность. Надо дойти до темноты. И все же, пройдя 65 км, останавливаемся у святого острова. Передохнуть. Полюбоваться. Вот, рядом на берегу скит Авраамия Ростовского. Вот заросшие лесом скалы южного берега Валаама. Один раз мы уже подходили к Валааму с севера и провели на острове целый день, а потом попали в безветрие и имели проблемы. Тогда мы выбрали экскурсию, теперь выбираем маршрут.

Кайты в небо, господа! Пока есть ветер надо ехать. Пока можем смотреть, надо увидеть как можно больше.

Проплывают как в сказке заснеженные берега Валаама, скальные лбы Голого острова. А вот из-за мыса начали выступать красивейшие Байевые острова, словно тяжелые крейсера в кильватерной колонне идущие за линкором Валаамом. А за ними цепочка эсминцев – Крестовых островов. Мы едем! Как описать это чувство? Постоянно меняющиеся пейзажи – очень эстетично. Плюс - наслаждение скоростью. Плюс ощущение нереальности происходящего - так просто не бывает! На кайте через Ладогу. Андрей Собетов. Все идет слишком хорошо, чтобы быть реальным. Плюс опасная, будоражащая неопределенность – что ждет нас впереди? Дойдем ли? Впрочем, теперь, даже если скиснет ветер, 35 км дойдем ногами за день. А вот если впереди пойдут торосы как в прошлом году…

Очень хочется доехать. Сделать, наконец, сквозной маршрут на кайте. Однако ровный лед кончается. У островов вновь торосы. Это ожидаемо. Вопрос лишь в том, что за ними? Тянем вдоль линии торосов вдоль Крестовых островов. Уже видна высокая дымящая труба на восточном берегу! Это Питкяранта, до нее 20 км. Но как туда попасть? Прохода между островами нет. Всюду горы вздыбленного льда. Таких непроходимых торосов мы еще не видели. Красиво, но грустно. Ищем путь. Но его нет. А солнце клонится к закату. Время, время! У нас еще есть шанс успеть на поезд, который ходит раз в два дня. Надо принимать решение.

Сворачиваем кайты, лыжи в руки и, ломая ноги в торосах, преодолеваем их пешком. Не такая уж широкая полоса кошмара оказалась. Выруливаем на чистый лед и понеслись прямо на дымящую трубу. Как же нам повезло! Покрытие здесь почти идеальное. Летим как на соревнованиях. Вечернее стихание ветра застает нас уже в Питкярантском заливе. Местные рыбаки поражены невиданным зрелищем.

- Откуда вы ребята?
- Сегодня, утром 16 февраля мы вышли из Приозерска.
- Откуда???
Удивлению рыбаков нет предела.
- А как там лед? А сколько километров вы прошли?
Сто? А как вы…

Но нам некогда отвечать на все вопросы. Или мы успеем на поезд, или зависнем тут еще на два дня.
Машем, машем кайтами, заходя в шхеру. Вот и берег. Станция. Какие билеты?! Впрыгиваем в поезд за минуту до отхода. Успели! Снимаем с лиц маски и очки уже в сказочной теплоте плацкартного вагона.

Мы сделали это! Ладога пройдена! А впереди новые Большие интересные маршруты по Большим интересным озерам.

Андрей Собетов. Февраль 2006

Источник и фото - http://www.paragliding.spb.ru/spb.html